Освещение в квартире, советы. Все про освещение квартиры — варианты, дизайн, фото, схемы, приемы и правила организации Правильное освещение в квартире правила

Организация освещения в квартире – одна из первостепенных задач, которую необходимо решать еще на этапе планировки интерьера. При выборе осветительных приборов нужно задумываться не только об эстетической привлекательности. Помните, что от уровня освещенности жилища напрямую зависит состояние здоровья людей, домашних животных и даже цветов.

Правильное освещение

На эффективность освещения влияют два фактора:

  • Мощность ламп
  • Количество источников света

Варьируя количество светильников, можно удачно отразить световой сценарий помещения.

Для обустройства функциональных зон, например, для отдыха, приема пищи, работы, игр и пр., сочетают осветительные приборы разной яркости. Умелое использование света и тени подчеркивает все достоинства и скрывает изъяны комнаты.

Гостиная

В этой комнате необходим яркий общий свет (200-250 Вт). Исходя из площади, определяют количество локальных источников. Например, если гостиная включает в себя еще и рабочее место, то его дополнительно подсвечивают настольной лампой.


Спальня

Здесь уместно использовать светильник с матовым плафоном или короткую люстру (100-150 Вт). У изголовья кровати с двух сторон размещают бра (60-100 Вт).

Напротив можно поставить напольную лампу или пару менее мощных светильников (40-60 Вт). Такое сочетание способствует созданию спокойной обстановки.

Кухня

Если размеры комнаты маленькие, то общее освещение не обязательно. Лампу рекомендуется смещать ближе к обеденному столу. Светодиодами можно дополнительно подсветить кухонный гарнитур.

Ванная

Необходимо общее освещение. Локальный источник можно повесить над зеркалом. Так как это комната с высокой влажностью, светильники должны быть с плафонами.


Детская

В этой комнате освещение лучше создать с помощью многоточечных светильников. Они не излучают яркого направленного света, что позволяет избежать негативного воздействия на зрение.

Учебный или компьютерный стол оборудуйте настольной лампой. Место для занятий рукоделием, рисованием или чтением осветите с помощью бра или напольной лампы.

Коридор и прихожая

Так как это зачастую маленькие и узкие помещения, свет здесь нужен яркий и многосторонний. По периметру стен установите светильники. Дополнительно мягким естественным светом можно выделить зеркало.

Для современного освещения квартир важно учитывать цветопередачу источников. Это позволит уютно обустроить все комнаты и не допустит искажения цвета предметов интерьера. Оптимально использовать лампы с индексом Ra- 100. Такое свет позволяет наиболее точно отобразить цвета. Чем ниже значение показателя, тем хуже цветопередача.


Если вы так и не определились, как именно сделать освещение в квартире, просмотрите фото в сети и наверняка у Вас возникнут идеи. В обратном случае можно нанять дизайнера, и он решит эту проблему.

В случае возникновения проблем со световой схемой Вы можете обратиться за консультацией к светотехнику, он расскажет, как правильно рассчитать освещение и даст дельные советы. Помните, что с помощью света вы можете сделать из неприметного жилища шедевр. Не бойтесь экспериментировать!

Фото освещения в квартире

Не так давно наши с вами бабушки и дедушки, организуя освещение квартиры, были ограничены потолочными люстрами, настенными и настольными лампами. Сегодня огромное разнообразие осветительных приборов позволяет значительно преобразить жилую площадь. От грамотного и технически верного выбора источников света будет зависеть общая атмосфера в квартире или частном доме.

Одним из наиболее ярких примеров того, как свет в комнате может изменять восприятие окружения, является театральная сцена. При помощи игры теней и света дизайнеры создают совершенно иную атмосферу, при этом оставляя неизменными декорации.

Как правильно организовать освещение

Выбор системы освещения и устанавливаемых приборов должен осуществляться на этапе проектирования жилых комнат. Это очень важное правило, особенно если планируется проведение каких-либо ремонтных работ.

В последнее время при организации искусственного света принято делить разные помещения на несколько функциональных зон. Например, на кухне освещают рабочую зону приготовления пищи, в детской комнате – уголок, где ребенок играет или выполняет домашнее задание.

Освещение включает две основные категории – базовую и местную. К первой относятся различные люстры и прочие изделия, которые поднимают уровень освещенности помещения в целом и используются в ночное время. Местные приборы делятся на те, которые используются для подсветки рабочих зон (пример выше), и те, что необходимы для освещения определенных предметов интерьера. Последние выполняют в большей степени декоративные функции.

Зонирование комнаты при помощи осветительных приборов позволяет одним нажатием клавиши выключателя поменять пропорции помещения.

При построении плана не забывайте о влиянии оттенков света на восприятие. Если зеленый цвет в большей степени успокаивает и позволяет расслабиться, то красный связан с повышенной возбуждаемостью и агрессией.

Нормы мощности и расчет количества светильников

Давно установлены стандарты уровня освещенности для различных помещений, что связано с их функциональным предназначением и особенностями строения. Следует учитывать тот факт, что для человека является небезопасным как чрезмерное, так и недостаточное количество света. В обоих случаях это может привести к ухудшению работы зрительного аппарата, повышенной утомляемости и усталости.

Выбирать осветительные приборы нужно не по уровню мощности. Светодиодная лампа мощностью 10 Вт может излучать столько же света, как обычная с нитью накала на 60 или даже 100 Вт.

В таблице ниже представлены усредненные значения освещенности для комнат жилой квартиры или частного дома:

На основе данной информации можно выполнить самостоятельный расчет системы освещения, подсчитать необходимое количество осветительных приборов в зависимости от их типа и вида используемых источников света. К примеру, в среднем в жилую однокомнатную квартиру площадью 30 кв. м принято устанавливать около восьми светильников, включая одну люстру, потолочные, настенные и настольные изделия.

Проверка качества света

Качество света выбранного устройства зависит от многих факторов. К ним можно отнести тип эксплуатируемого источника света и его производителя. Дешевые китайские энергосберегающие лампы характеризуются сильным мерцанием, что негативно скажется на самочувствии находящегося в комнате человека.

Самый простой способ проверить качество света выбранного источника – подать на него питание, взять в руки мобильный телефон, включить фотокамеру и навести ее прямо на лампочку. На дисплее смартфона будут видны различные искажения. Если наблюдаются существенное мерцание и большое количество движущихся световых полос, то качество лампы оставляет желать лучшего.

Цветовая температура

Разделяя помещение на несколько функциональных зон, следует обратить внимание на цветовую температуру выбранных ламп. В зависимости от ее значения, источник характеризуется теплыми желтыми, нежными белыми или холодными голубоватыми оттенками. Им соответствуют диапазоны 0-3299, 3300-4999 и 5000 К и более.

Для жилых помещений идеально подойдут теплые желтые оттенки, максимально приближенные к естественному свету, а во всех остальных могут использоваться источники двух других категорий.

Источники света

Существует огромное количество источников света, каждый из которых характеризуется своими преимуществами и недостатками. Перечислим основные:

  • лампы с нитью накала;
  • светодиодные светильники;
  • люминесцентные;
  • энергосберегающие;
  • оптоволоконные светильники;
  • галогенки.

Выбор источника зависит от конкретной ситуации. К примеру, лампы накаливания дают более мягкие оттенки, но при этом потребляют намного больше электроэнергии, чем все остальные.

Естественный свет

Естественное освещение позволяет понизить энергетические затраты в светлое время суток, украшает комнаты, создает различные эффекты, является полностью безопасным для зрения и оказывает положительное действие на общее самочувствие человека. Уровень естественного освещения зависит от количества окон в комнате и их габаритных размеров.

Искусственное освещение

В данном случае речь идет о многочисленных светильниках, к выбору которых следует подходить с большой осторожностью. Нужно одновременно учитывать несколько факторов, включая безопасность, энергопотребление, визуальное восприятие и т.п.

Виды освещения

Искусственное освещение делится на четыре основные категории:

  • базовое;
  • местное;
  • комбинированное;
  • аварийное.

Последний вариант в меньшей степени используется в частных домах и квартирах, но всегда актуален для комнат, отсутствие света в которых повышает травмоопасность.

Основное предназначение базового освещения (его также называют «общим») – равномерное распределение света по всей площади помещения (гостиной, кухне, спальне). Главным условием достижения такого результата является расположение одинаковых по мощности светильников на равноудаленном расстоянии друг от друга. Можно использовать более яркий источник света, расположенный по центру комнаты (люстру).

Местные осветительные приборы позволяют расставить акценты на определенных объектах, поэтому источник обычно располагают рядом с освещаемым предметом. Наиболее ярким примером такого варианта являются бра, прикрепленные к стене над кроватью, или светильники, стоящие на столе и позволяющие направить свет на газеты или книги.

Комбинированный вариант подразумевает использование и базового, и местного освещения.

Точечные светильники

Это современные осветительные приборы, устанавливаемые или встраиваемые в потолок. В более редких случаях их можно увидеть на полу или стенах. По типу монтажа делятся на накладные и встроенные. Корпус первых выступает за нижний уровень потолка, вторых – погружается в него. Последний вариант применяется для навесных или натяжных потолочных конструкций.

Также точечные изделия делятся на фиксированные и поворотные. Вторые удобны тем, что можно менять направление светового излучения, перемещая акцент с входной двери на тумбу для телевизора и обратно.

При выборе данных устройств обратите внимание на ширину луча. Узконаправленные приборы подходят исключительно для декорирования комнаты.

Неоновые лампы

Данные лампы представляют собой газоразрядные трубки, в которые под низким давлением закачивается неон. Отсюда и название – «неоновые». По умолчанию излучают ярко-оранжевый свет, хотя оттенок может изменяться за счет добавления других инертных газов.

Светодиодные ленты

За последние годы высокую популярность приобрели светодиодные источники. Эти лампы потребляют минимум электроэнергии, эксплуатируются в точечных светильниках, люстрах, торшерах, бра. Еще одним не менее интересным и оригинальным вариантом является светодиодная лента. К гибкой плате припаиваются многочисленные led-диоды, изменяющие цвет излучения за счет RGB-технологии.

Ленту можно крепить на потолке, стенах, полу и предметах мебели, включая встроенные конструкции.

Светодиодный дюралайт

Дюралайт напоминает светодиодную ленту с несколькими существенными отличиями. Конструктивно представляет собой гибкий шнур, в котором находятся светодиоды, защищенные эластичным пластиком. Характеризуется повышенной защитой от пыли и влаги.

Гибкий неон

Если стандартные неоновые лампы представляют собой жесткую стеклянную трубку, то данные изделия схожи со светодиодным дюралайтом. Гибкий прозрачный провод, излучающий свет на основе газоразрядного принципа. Главным достоинством в сравнении со светодиодными лентами является то, что свет в гибком неоне излучается во всех направлениях.

Варианты размещения светильников

В зависимости от выбора мест расположения светильников можно добиться разнообразных визуальных эффектов. Чем ярче свет, тем более габаритным кажется помещение. Поэтому зачастую для отделки стен и потолка используют материалы с высокими светоотражающими свойствами.

Чтобы помещение казалось более высоким, нужно использовать светильники, направленные вверх. Может потребоваться и обратное: к примеру, затемнение определенных частей комнаты.

Добиться многоуровневого зонирования можно за счет применения базового и местного освещения – комбинированного типа.

Ниже приведены советы по организации осветительных систем для различных помещений квартиры или частного дома.

Будьте внимательны: если где-либо не были указаны неоновые лампы или дюралайт, то это не значит, что вы не можете их использовать.

Гостиная (зал)

В большинстве случаев для зала используют либо общий источник света в центре (люстру), либо расположенные равномерно по периметру комнаты точечные светильники. Первый вариант подходит для классического интерьера, второй – более современного.

Спальня

Подходит комбинированная система. Для общего освещения идеальным вариантом будет люстра или ряд торшеров, в то время как приглушенные точечные светильники, установленные по периметру комнаты, дополнят картину и сделают ее более целостной. Местные изделия помогут расставить определенные акценты и декорировать спальню.

Детская

Очень много времени ребенок проводит в собственной комнате, поэтому в данном случае световое оформление играет едва ли не самую главную роль. Нужно обращать внимание на оттенки, мощность, качество света и другие параметры, от которых будут зависеть настроение и психологическое самочувствие ребенка. Декоративная подсветка в квартире окажет положительное воздействие на развитие малыша.

Кухня

Кухня – помещение, которое делится по зонам чаще остальных. При помощи осветительных приборов можно создать несколько функциональных участков, включая столовую, место приготовления пищи и даже уголок для отдыха.

Будет нелишней задействовать возможность изменения уровня освещенности при помощи диммера. Также он предусматривает раздельное включение приборов. Даже если используется одна центральная люстра, сделайте так, чтобы можно было включить в ней как все лампочки, так и одну или две и т.д.

Прихожая

В данную часть квартиры или дома обычно затруднено проникновение естественного освещения, поэтому в идеале нужно установить больше встроенных изделий. Нет никаких строгих правил и рекомендаций – все ограничивается лишь вашей фантазией.

Ванная

Если в коридор и прихожую попадает хоть немного естественного света, то в ванной он полностью отсутствует. Здесь нельзя эксплуатировать локальные светильники с высокой мощностью. Выберите хорошую подсветку, которой будет достаточно для проживающих в квартире людей, но не перебарщивайте с яркостью. Обязательно учитывайте влагозащищенность устройств.

Квартира-студия

Наряду с кухнями, квартиры-студии являются лучшим местом для функционального зонирования при помощи системы освещения. Более того, в данном случае такой подход оптимален, что связано с проблемой нехватки свободного пространства. Помимо визуального увеличения площади, этот вариант позволит добиться логической завершенности жилья. Подойдут базовые, локальные и декоративные элементы освещения, в том числе созданные своими руками.

Освещение потолка

Рассмотрим различные варианты потолочного освещения, для которого чаще всего используют люстры и встраиваемые точечные светильники.

При низких потолках

Помещения с низкими потолками имеют различные недостатки. Главным из них является нерациональность обустройства натяжных и навесных конструкций, установки подвесных люстр и других массивных электроприборов. Отсутствие натяжного потолка приводит к невозможности установки встраиваемых светильников, поэтому придется обратить внимание на накладные устройства, люстры с плоской формой, трековые изделия и светодиодные панели.

Скрытое освещение потолка

Скрытое освещение в комнате зачастую связано с установкой гибкого неона, дюралайта или светодиодных лент. Чтобы спрятать эти изделия, можно создать нишу из гипсокартона или карниз из пенополистирола. К слову, ниша необходима в тех случаях, когда нужно скрыть различные недостатки, связанные с неправильным монтажом потолочной конструкции.

Многоуровневое освещение

Этот подход можно отнести к комбинированной системе освещения, в которой используются приборы четырех основных уровней:

  • верхнего – точечные светильники, люстры, бра;
  • среднего – торшеры;
  • нижнего – местная подсветка;
  • внутреннего – подсветка мебели и т.д.

Современные тенденции систем освещения для квартиры или частного дома сводятся к отсутствию четких границ для светильников. Сегодня ценится оригинальность, уникальность дизайна. Выбирая такой подход для осветительных приборов, вы сможете повысить комфорт проживания, добиться высокой функциональности жилых комнат. Добавьте один-два встроенных светильника в комнату, и существенно преобразится ее интерьер, изменится восприятие вами пространства, а вся картина в целом станет более выразительной и глубокой.

Свет может преобразить одно и то же помещение до неузнаваемости, создавая в нем самое разное настроение: начиная от романтичного мягкого сумрака женского будуара и заканчивая строгим, осветительным светом операционной. Такой феномен давно успешно используют художники света в театре, которые посредством освещения, не сменяя декораций, изменяют атмосферу сцены. Хорошее освещение квартиры превратит ее в сказочный дворец, а неудачное может безжалостно обнажить все ее недостатки.

Те времена, когда выбор источников света ограничивался одной люстрой на потолке, настольной лампой на письменном столе и торшером у кресла, прошли. Сейчас каждый с помощью света способен превратить квартиру в чудесный театр тени и света. И если Вы планируете сделать освещение в квартире, наши советы, приведенные ниже, Вам в этом помогут.

Для освещения в современных интерьерах помещений применяются такие осветительные приборы:

  • люминесцентные лампы;
  • лампы накаливания;
  • светодиоды;
  • металлогалоидные и галогенные источники света;
  • оптические волокна;
  • световые шнуры «дюралайт».
Спектр ламп накаливания – самый комфортный для зрения, но они расходуют только 10% своей мощности на создание света, остальная же просто преобразуется в тепловую энергию. По этой причине в комнате с большим количеством лампочек накаливания может быть душно и жарко, как в телевизионной студии или фотосалоне.

Люминесцентные лампы не могут нагреваться, но еще не так давно их неохотно применяли для освещения жилья из-за неприятного гула, некомфортного для глаз голубовато-белого света и необходимости дополнительных пусковых устройств, предназначенных для подключения. Современное поколение таких ламп свободно от таких недостатков, и они могут применяться вместо ламп накаливания.

Металлогалоидные и галогенные светильники излучают узкий направленный пучок света, а значит больше подходят для освещения отдельных зон и подсветки основных элементов интерьера – колонн, скульптурных групп, картин, ниш и т.д.

Светодиоды отличаются высокой прочностью, не нагреваются, в их широком спектре нет негативного для здоровья человека ультрафиолетового и инфракрасного излучения. Долговечность светодиодов в восемьдесят раз превышает ресурс обычных ламп накаливания. Однако светоотдача светодиодов оставляет желать лучшего, чтобы использовать их в качестве самостоятельных источников света, а по этой причине в интерьере их применяют в качестве ночника или декоративной подсветки.

Световые шнуры «дюралайт» представляют собой декоративные источники света, выполненные на основе светодиодов, широко применяющиеся в наружном уличном освещении и для светового оформления различных элементов интерьера.

Оптические волокна излучают свет с торцов, но удаляя их на большие расстояние от главного источника света и применяя специальные насадки, Вы сможете создать невероятные световые эффекты.

Дизайнеры и архитекторы давно используют освещение в интерьере дома или квартиры, как визуальную коррекцию плохой геометрии помещения.

Одно из основных правил дизайна состоит в том, что яркий свет визуально расширяет пространство, если в отделке потолка и стен применяются светоотражающие материалы. Если нужно зрительно уменьшить большую комнату, то поверхности затеняют.

Светильники с направленными отражателями вверх визуально «приподнимают» очень низкие потолки. В свою очередь, слишком высокой потолок будет ниже, если его затенить посредством направленных вниз абажуров источников света.

Хорошо продуманный дизайн освещения дома должен сочетать источник общего освещения, к примеру, главную люстру на потолке, а также светильник точечного освещения. Причем важно, чтобы управление освещением в таком случае обеспечивало независимую работу каждой группы или вида светильников.

Общее освещение комнаты может быть приглушенным, так как его основная цель – обеспечить непринужденное общение обитателей и свободную ориентацию в комнате. Роль более яркого местного света заключается в освещении рабочих мест, к которым относят письменный стол либо секретер, рабочую зону в кухне и обеденный стол в гостиной или столовой.

Правила организации освещения советуют подсвечивать пространство за монитором компьютера или стену за телевизором. Это прием, который не нарушает освещения экрана, снижает утомляемость и напряжение глаз.

Хорошо, если общий свет в спальне будет рассеянным, немного снижающим высоту потолка, а у прикроватных и у зеркал тумбочек предусмотреть более яркие лампы или светильники. Если в интерьере дома перечисленные правила использования света несут рекомендательный характер, то освещения небольшой однокомнатной квартиры часто выступает единственным инструментом зонирования, которое выполняет функции спальни, рабочего кабинета, гостиной и даже столовой.

Обычно в ванной комнате дополнительными светильниками обеспечивают освещение туалетного зеркала, а в качестве общего освещения выступают галогенные светильники. А вот освещение коридора нужно спланировать так, чтобы Вы в любой момент могли включить общий яркий свет, когда надо обуться, одеться и поправить макияж.

Прихожая, помимо утилитарной роли, выполняет презентабельную функцию, то есть выступает визитной карточкой дома, и чтобы узкий коридор не напоминал своим внешним видом подземелье средневекового замка, с помощью освещения его можно визуально увеличить и расширить. К тому же освещение коридора должно гармонично сочетаться с освещением смежных помещений: если гостиная комната имеет яркое освещение, то и в прихожей входит яркий верхний свет и приглушают его, если в соседствующем помещении царит полумрак. Все эти задачи могут решить местные светильники.

Стоит отметить, что универсальных правил работы со светом не существует. Каждый самостоятельно выбирает концепцию дизайна, а также освещение своего жилья, но во избежание ошибок Вы можете полистать иллюстрированные журналы и почитать советы профессионалов по освещению квартиры.

Создание проекта освещения квартиры

Проект освещения в проекте дизайна интерьере обычно выполняют в качестве самостоятельного раздела, учитывая конфигурацию потолка, планировку комнат, границы потолочных и напольных отделочных материалов, места расположения стационарных элементов и расположения мебели.

На основе планов полов и потолков создается план освещения всей квартиры, отмечая на нем места и dbs расположения розеток, осветительных приборов и включателей, как настенных, так и потолочных – так называемый сценарий освещения.

Нормативы количества и мощности светильников

Одно из основных условий создания комфортного освещения любого жилого помещения – правильное соотношение количества, мощности осветительных устройств и освещаемой площади комнаты. Специалисты в области освещения советуют использовать на каждые 5 м 2 осветительные приборы, мощность которых будет составлять 60-75 кВт.

  • для однокомнатной квартиры в 30-40 м 2 понадобится не больше восьми светильников, к примеру, три потолочных, люстра, два бра, настольная лампа и торшер;
  • для двухкомнатных квартир достаточно девяти осветительных приборов: три потолочных светильника, две люстры, торшер, два бра и настольная лампа;
  • для четырехкомнатной квартир понадобится одиннадцать светильников: прошлый набор дополните одной настольной лампой и одним потолочным светильником.

Схема освещения квартиры

Схема освещения квартиры разрабатывается в соответствии с планом. При этом учитываются схемы подключения всех приборов, их групп и приборов управления светом.

На чертеже указан вид каждого выключателя с необходимым количеством клавиш и стрелками, которые указывают, для какого прибора или групп приборов он используется. Для длинных коридоров или слишком больших комнат неплохо было бы предусмотреть дублирующие выключатели для обоих приборов, установив их в различных точках помещения. Все потолочные и настенные осветительные приборы стоит привязывать соответствующими обозначениями к стене или ближайшему проему, оконному или дверному.

Точно так же на схеме к ближайшим стенам или проемам отмечают расположение выключателей, розеток и других приборов, используемых в системе освещения.

Когда готовый проект будет у Вас в руках, можно приступить к обустройству проводки и осветительных приборов, воплощая в материале результате проделанного труда проектировщика. В результате, Ваша квартира-золушка превратится в принцессу и жизнь заиграет новыми красками.

  1. Находим слагаемые успеха.

Освещение каждой комнаты заключается в сочетании трех слагаемых: общего, рабочего и декоративного. В группу к общему освещению нередко относят светильники, размещающиеся под потолком и обеспечивающие равномерное рассеивание света. Как правило, с этой функцией отлично справляются люстры, имеющие несколько лампочек с несколькими матовыми или текстильными стеклянными абажурами.

При этом потолочный светильник ни в коем случае не должен бросать блики и тени, в противном случае Вы не решите задачу мягкого равномерного освещения. К группе декоративных относится светильник с очевидными тенями. В качестве рабочих идеально подойдут любые светильники, которые дают направленный пучок света. Это могут быть торшеры, настольные лампы, точечные светильники прожекторного типа, бра и люстры некоторых конструкций. Важно, чтобы рабочее освещение было ярче общего, так как его задача – формировать комфортную обстановку для глаз на рабочей поверхности (обычно светильник находится к ней достаточно близко).

Рабочее освещение должно планироваться в зависимости от задачи: на кухне нужно обязательно освещать столешницу и обеденный стол. Письменный стол, изголовье кровати, кресло для чтения – выбор места для рабочего освещения напрямую зависит от образа жизни домочадцев.

Когда Вам удалось создать комфортное рабочее освещение, остается только создать в помещении необходимо атмосферу. Как правило, это достигается использованием любимой светодиодной ленты, которая может менять цвета. Иной раз ее могут установить в таких местах, что от неожиданности даже дух захватывает – на то она и декор.

  1. Придумываем светотехнический сценарий.

Это приятный, но в тоже время важный момент: Вам нужно представить комплекс работ всего освещения в квартире на протяжении суток. Требуется сесть и описать желаемые сценарии для любого помещения.

Если никаких особенных задач перед собственной квартирой Вы не ставите, для подавляющего большинства случаев могут подойти такие комбинации.

Гостиная

Постоянное общее освещение, рабочее в зоне журнального столика, декоративное в качестве акцентов. Если гостиная объединяет в себе функции кабинета или столовой, дополнительное рабочее освещение должно быть над рабочим столом или обеденным.

Кухня

Общее освещение делать совсем не обязательно, поскольку кухня в основном несет только функциональную роль. Прежде всего, если это касается кухни небольшой площади. Одноламповый светильник из центральной части комнаты уместнее сместить к обеденному столу и превратить его свет в рабочий.
Также на кухне важно обеспечить подсветку рабочей поверхности, выходящей из-под верхних ящиков. Стоит позаботиться о потолочной направленной подсветке, а также подсветки рабочей зоны и верхних ящиков.

В качестве дополнительной подсветки может использоваться декоративная, к примеру, по цоколю кухонного гарнитура.

Совет! Располагайте светильники так, чтобы они не отбрасывали тень на рабочую поверхность. Часто такую ошибку допускают при освещении.

Столовая

Общее освещение желательно, но во все не обязательно. Но что касается рабочего освещения, находящегося над обеденным столом, то это необходимая вещь. Вы можете организовать декоративную подсветку, но она ни в коем случае не должна пересекаться с рабочим освещением.

Спальня

В этом плане все намного проще: парное рабочее освещение (по сторонам кровати), общее освещение – настольные лампы, бра, одноламповые светильники, использующиеся на длинном подвесе. Для атмосферы используйте декоративное освещение в роле вечернего.

Совет! Не засвечивайте спальню, поскольку это никак не способствует расслаблению.

Санузел

Независимо от площади необходимо рабочее и общее освещение у зоны зеркала (удобнее всего разместить парные светильники по бокам). Уместна декоративная подсветка, например, из-под навесных предметов мебели или плинтуса.

Совет! Подсвечивайте зону у зеркала мягким рассеянным светом, который расположен с трех или четырех сторон. Таким образом, Вы избавитесь от жестких теней.

Внимание! Для санузлов выпускают много премиальных устройств с функцией хромотерапии: гидромассажные ванны, душевые стойки подсвечиваю воду, а также меняют настроение во время омовений. Но использовать или нет устройства с функцией хромотерапии – решать Вам.

  1. Приступаем к расчету.

Итак, Вы до мелочей придумали световой сценарий и рветесь потратить деньги на инструмент, который бы воплотил Вашу мечту. Закончилась творческая часть и началась техническая: без точных расчетов для каждого отдельного светильника Вы не получите желанного эффекта. К тому же, Вы можете испортить общее впечатление об интерьере.

Какой бы дорогой ни была Ваше кухня, свету не важно. Может случиться так, что дорогостоящий светильник расстроит Вас еще больше, поскольку без точного просчета освещения он не сработает в команде с другими приборами, что приведет к разрушении светового сценария.

Внимание! Если Вы всерьез задумались над инвестициями в освещение и над созданием качественного проекта, то без помощи опытного светодизайнера Вам просто не обойтись. Далеко не каждый архитектор или дизайнер сможет самостоятельно произвести такие расчеты.

  1. Особенности выбора лампочек по характеристикам.

Как только Вы сделаете расчет, стоит задуматься о выборе ламп. От этого в целом зависит тип светильника, который Вы купите. Одно дело, когда это светильник под галогенки, другое – под люминесцентные лампы. Лампа определяет все: сможет ли ярко светить светильник, возможно ли его диммирование (плавно регулировать уровень освещения). Наконец, будет ли свет теплым или холодным белым (индекс цветопередачи и температура света существенно отличаются у разных лампочек).

Виды лампочек

  • Лампы накаливания. Классические «Груши» уже не выпускаются, но в коллекциях с ретро-нитью ламп накаливания очень много. Они потребляют много энергии, очень дорогие, греются (не могут находиться рядом с бумажными абажурами), быстро выходят из строя. Однако при этом лампы накаливания имеют комфортную температуру света и их можно применять с диммерами.
  • Галогенные. Они характеризуются высоким значением тепловыделения: дотронувшись до металлического плафона, Вы можете легко обжечься.
  • Люминесцентные. Среди преимуществ: энергопотребление до восьми раз меньше, а срок эксплуатации – до 20 раз больше, по сравнению с лампами накаливания. Практически не греются. Можно выбрать лампу необходимой температуры света. Однако не все лампы можно применять с диммерами, а другие непривлекательны и отличаются большими размерами.
  • Светодиодные (LED). Несмотря на свою высокую цену, являются очень экономичными – работают с диммерами, служат долго, имеют маленькие габариты.

Совет! Применяйте светодиодную ленту в сочетании с рассеивателем, что обеспечит более мягкое свечение и сможет исключить появление таких неприятностей, как отраженная лента на плитке кухонного фартука или глянцевом потолке.

Если еще лет пять назад специалисты не советовали записывать цифры оптимальной температуры света, то сейчас они указываются на каждой упаковке лампы вместе с комментариями о том, холодный ли это свет или теплый.

Запомните главное правило: чем больше будет температура в К (Кельвинах), тем холоднее свет. Приятнее всего для глаз 2600-3500 К (нейтральный белый или теплый белый свет) или 3600-5500К (нейтральный белый). Все, что более 5500-6500К, больше подходит для офисов.

Внимание! Не стоит использовать холодный свет у зеркал, а также в зоне приема пищи. Так, Вы создадите только неприятные ощущения.

Мощность лампочки

С точки зрения дизайна, мощность интересна тем, что при ее повышении увеличивается световой поток, и его значение требуется для расчета освещения в квартире.

Индекс цветопередачи

Чтобы диван не изменил цвет при электрическом свете, необходимо выбирать лампочки с учетом индекса цветопередачи. Оптимальный показатель составляет Ra = 100: с ним лампа излучает свет, который оптимально отображает все цвета. Также индекс цветопередачи у солнечного света может приниматься за 100. Чем ниже показатель Ra, тем соответственно хуже передаются цвета объекта. Отталкиваться стоит от таких значений: цветопередача высочайшего уровня – 90Ra и больше, очень хорошая цветопередача – 80-89Ra, хорошая цветопередача – 70-79Ra.

  1. Учитываем основные практические моменты.

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

На сегодняшний день проведение евроремонта в своей квартире не является редкостью. Но какой бы интерьер ни был выбран, без достойного освещения он не будет производить нужного впечатления. Если учитывать, что наличие электроприборов в квартирах существенно увеличилось, старая проводка не справляется с нагрузкой. Для достижения стабильности и безопасности необходима правильная схема освещения квартиры. Не сосем обязательно приглашать специалистов. Если есть стремление, замену старой электропроводки можно выполнить и самостоятельно.

Для правильного распределения света планируют и продумывают освещение жилья. Оно должно не только соответствовать дизайну интерьера, а ещё обеспечивать жильцам удобство и комфорт.

Как правильно сделать

Существует два вида освещения: местного и общего типа. По названиям понятно, что общее используется для освещения всего помещения, а местное – только в определённой зоне. Если говорить подробнее о местном освещении, то оно подразделяется на рабочее и точечное. Так, освещение рабочего типа обеспечивается для освещения рабочей зоны: обеденный стол на кухне, место в кабинете и прочее. Точечная подсветка подчёркивает детали: освещение картин, зеркала, элементов декора.

Планируя обустройство света, нужно тщательно продумать, чего хочется достичь в результате. Ориентируются не только на соответствие интерьеру, но и на личные предпочтения хозяев.

Что нужно

Для обустройства правильного освещения необходимо помнить о следующих фактах:

  • Для каждой комнаты свет должен обеспечиваться индивидуально. Если для гостиной подойдет яркий свет, то для спальни необходимо обеспечение мягкого светового потока.
  • План расположения светильников и иных источников света основывается на расположении функциональных зон, требующих освещения.
  • Правильный подбор мощности и количества осветительных приборов позволит создать комфортную обстановку.

Самое главное точно определить места расположения светильников

План освещения

Если подойти к обеспечению света в квартире по всем правилам, то первоначально осуществляют проектирование. Схема освещения в квартире основывается на проектировании самого дома и непосредственно комнат, форме потолка, отделочных материалов, размещении мебели. После оценки всех факторов на чертеже плана квартиры нужно выбрать места размещения приборов для света, а также выключателей и розеток.

Расчет освещения (нормативы и количество светильников)

Для обеспечения грамотного проектирования света нужно определить, какая мощность будет оптимальной для определённого жилища. Отсюда рассчитывается такой показатель, как количество источников света и ламп накаливания, нужных для определённой площади. Про всем правилах, мощность света распределяется следующим способом: каждые 5 м 2 освещает лампа мощностью 60-65 кВт. Исходя из этих показателей, не составит труда правильно рассчитать количество лампочек, нужного для определённого помещения.

Рассмотрим пример, какое количество ламп нужно для освещения гостиной площадью 15 м 2 . На таблице ниже представлены лампы разного типа.

Схема подключения

После того как определено количество приборов для обеспечения света, приступают к формированию плана освещения в квартире. На нем отображаются места расположения светильников или групп освещения, а также элементов, которые служат для включения и выключения источников света.

Отметить следует также тип используемых выключателей. К примеру, можно ставить одноклавишные или двухклавишные. Иногда, если помещение имеет большую площадь, используют дублирующие выключатели для света. Они предназначаются для регулирования одного и того же осветительного прибора, но размещаются в разных концах комнаты.


Пример плана освещения с дублирующими выключателями

На чертеже схемы также отмечают тип освещения – потолочный или настенный. Обязательно отмечают на схеме, к какому регулирующему элементу относится осветительная точка.

Пример схемы

Приведём пример схемы обеспечения света однокомнатной квартиры площадью около 40 м 2 . В соответствии с нормами понадобится не больше 8 светильников.

Освещение приборами в однокомнатной квартире можно осуществить следующим способом:

  • 3 точечных светильника на потолке;
  • одна люстра;
  • два бра;
  • один торшер;
  • лампа для освещения письменного стола.

Схема освещения в однокомнатной квартире

Монтаж освещения в квартире, имеющую аналогичную площадь, но состоящую из двух комнат, обеспечивают посредством:

  • двух люстр;
  • 3-4 потолочных светильников;
  • настольной лампы;
  • двух бра и торшера.

Прокладка освещения

Освещение должно осуществляется посредством разного типа источников света:

  • Точечные светильники встраиваются в подвесной или натяжной потолок.

  • Обычные люстры монтируются двумя способами: крепление на крюк в потолочной поверхности или с помощью дюбелей.

Используются и настенные светильники, настольные лампы для освещения определённой зоны. Широкое распространение получили и светодиодные ленты для обеспечения дополнительной подсветки. В зависимости от того, какие виды осветительных приборов будут применяться, выбирается схема прокладки электропроводки.

На видео: принципы проектирования освещения в квартире.

Разводка электропроводки своими руками: от схемы до монтажа

Осуществление прокладки электричества в доме довольно ответственное дело. Без опыта и определённых умений не обойтись. Главное знать правильные аспекты разводки, читать и создавать схем, иметь навыки электромонтажа. Но всё это можно при желании осилить и сделать прокладку самостоятельно. Для этого представим рекомендации по всем аспектам.

Основные правила

Все правила, которые необходимо соблюдать при разводке проводки, как и при других видах строительных работ, освещены в СНиПах и ГОСТах. Касаемо электропроводки необходимо обратиться к разделу «Правила устройства электроустановок (ПУЭ)». Приступая к работе по разводке, обязательно изучается данный раздел.

Предоставим основной перечень правил монтажа проводки в квартире:

  • Размещать основные составляющие, такие как счётчик, розетки, выключатели, автоматы и прочее, необходимо в легкодоступных местах.
  • Параметры размещения выключателя варьируются от 0,6 до 1,5 м от уровня пола. Расположение должно быть в легко доступном месте у двери при входе в комнату. Провода прокладывать необходимо, начиная сверху.

  • Параметры установки розеток составляют 0,5-0,8 м от уровня пола. Обусловлено это предотвращением замыкания при затоплении квартиры. Нельзя размещать розетки вблизи газовой и электрической плиты, а также рядом с заземлёнными предметами. Расстояние от них должно быть не менее 0,5 м.

  • По стандарту количество розеток планируется в соответствии 1 штука на 6 м 2 . На кухне допускается большее их количество, так как они необходимы для подключения электроприборов. В санузле розетки не устанавливаются, а для ванной лучше обеспечивать отдельный трансформатор.
  • Прокладывать провода необходимо только по горизонтальной и вертикальной линии, которые обязательно отмечаются на плане.

  • При прокладке необходимо учитывать места расположения труб, перекрытий и прочих препятствий. В случае горизонтального проведения проводов расстояние должно составлять около 10 см, а вертикальное – 15 см.
  • Обязательно следят за тем, чтобы провода не соприкасались с металлическими предметами.
  • При прокладке нескольких проводов, следует обеспечить между ними расстояние не менее 3 мм. Также желательно изолировать проводку в специальной гофре.

  • Для разводки проводов следует использовать специальные короба. Соединения тщательно изолируют. Специалисты категорически запрещают соединение алюминиевых и медных проводов.

Проект и схема разводки электропроводки

Как и любая работа, прокладка электропроводки начинается с проектирования и составления схем. Для их создания привлекаются специалисты, которых в Москве довольно много. Ведь от них зависит безопасность в квартире, да и во всём доме. Эта услуга стоит определённых денег, но безопасность и спокойствие превыше всего.

Если же принято решение сделать работу самостоятельно, и есть первоначальные знания в области электричества, то следует придерживаться всех выше описанных правил. Следить за тем, чтобы все нагрузки света были рассчитаны правильно.

Для составления проекта и схем необходимо начинать с освоения условных обозначений. Расшифровка их приведена ниже на фото.

Начинают проект с создания плана квартиры, на котором отмечаются все точки освещения, расположение выключателей и розеток. Далее, учитывая все правила, прорисовываются линии прокладки проводников. Для того чтобы схема проводки была практичной, заранее продумывается место расположения приборов.

На следующем этапе составления схемы продумывается подводка к точке подключения. Этот момент требует более подробного рассмотрения. Обусловлено это разными типами подключения: параллельного, последовательного или смешанного. Последний способ является самым экономичным в плане использования материалов и эффективности работы.

Для облегчения процесса точки подключения разбиваются на группы:

  • планировка освещения на кухню, коридор и жилые комнаты;
  • обеспечение освещённости санузла и ванной комнаты;
  • устройство розеток в жилой зоне;
  • электроснабжение для кухни;
  • устройство розеток для электроплиты.

Это один из примеров группировки для схемы электропроводки. Суть заключается в том, что чем тщательнее продуманы группы, тем экономней будут затраты на материалы, и проще чертёж схемы. Имеют значение и габариты квартиры. В однокомнатной проектирование осуществляется одним способом, а в помещении с большой площадью – с добавлением элементов.

Следующий важный момент – расчёт нагрузки. Её обязательно указывают в проекте. Вычисления производятся по формуле I=P/U. В ней используются величины P – сумма мощностей всех приборов, которые планируется использовать, U – показатель напряжения в сети.

Пример подсчёта напряжения: электрочайник – 2,2 кВт, освещение на 10 лампочек мощностью 100 Вт, мощность холодильника и микроволновки в сумме 1,4 Вт. В квартирах сила тока традиционно составляет 220 Вольт. После расчётов получают: (2200+1000+1400):220=20,1 А.

Существуют небольшие допущения. К рассчитанной нагрузке можно добавить немного. Но, по стандарту требуется не допускать превышение 25 А. Рассчитав нагрузку, начинают закупать необходимые материалы, основываясь на результате. Чтобы облегчить выбор, в приведенной ниже таблице указаны основные параметры провода и кабеля.

Монтаж электропроводки

Важно! Выполняя монтаж новой проводки, первоначально демонтируют старую. В этом случае необходимо использовать прибор для проверки напряжения.

Нанесение схемы и подготовка каналов

Все работы начинаются с переноса чертежа непосредственно на стены. Подготавливают поверхность по следующему алгоритму:

1. Соответственно плану отмечаем маркером нужные места прохождения проводки. Затем отмечают места монтажа элементов: розетки, щитки, автоматы и прочее. Всё размечается в соответствии с планом.

2. Дрелью с насадкой «коронка» в местах расположения розеток и выключателей делаются отверстия для коробок под них.

3. С помощью перфоратора проделываются штробы. Для этого можно использовать и турбинку. Штроба должна быть определённых размеров, чтобы провод в ней легко поместился.

После того как поверхность готова, заводят провода внутрь пространства со стороны угла. Для этого необходимо проделать отверстие в стене. Лучше всего, если оно буде размещено в углу комнаты.

Монтирование проводки открытого типа

На начальном этапе устанавливается щиток на определённой высоте. Непосредственно в щиток размещается УЗО. По количеству они определяются в соответствии осветительных групп. По своей структуре щиток выглядит следующим образом: наверху размещаются клеммы для нулевых проводов, внизу для заземления. Между ними располагаются автоматы.

Соединение в щитовом устройстве осуществляется следующим способом: синяя жила к ноль-клемме, белая к УЗО в верхней его части, жёлтые провода – к клеммам заземления. Соединения автоматов производятся параллельным способом.

Для открытого типа монтажа вначале крепят по размеченным линиям короба. Крепление осуществляется посредством дюбелей с саморезами. Крайние обустраиваются на расстоянии около 5-7 см, а далее придерживаются шаг 0,5 м.

Важно! При монтировании проводки открытого типа нет необходимости готовить отверстия для розеток и выключателей. В их качестве используются изделия, которые навешиваются на плоскость стены.

Все провода по размеченным линиям помещаются в короба и ведутся к распределительным коробам. Непосредственно в них производятся подсоединения. Сделать это можно посредством тугой скрутки, после чего провода необходимо тщательно изолировать.

Монтирование проводки скрытого типа

Скрытая электропроводка монтируется немного проще по объёму работы. По принципу соединения отличается от открытого типа только тем, что размещается внутри стен, в подготовленной заранее штробе. Перед тем как расположить провода в штробе, монтируют коробки для выключателей и розеток. Их фиксируют с помощью алебастра. Когда материал застыл, в них заводятся электропровода и по плану в штробе ведутся к распределительным коробкам.

После того как установлены все розетки и выключатели, подключены осветительные приборы, выполнены соединения проводов в коробках, необходимо проверить правильность подключения. Чтобы не допустить ошибку, «прозваниваются» соединения специальным прибором для электротестирования.

На видео: ТОП-10 правил электропроводки.

Какой провод использовать

Кабели для обеспечения электричества в квартире нужно выбирать по определённым критериям. Желательно не менять ничего на своё усмотрение, так как от этого зависит безопасное функционирование системы.

Материал и конструкция

Материалы, используемые для изготовления проводов, существуют двух разновидностей: алюминий и медь. Алюминиевые недорогие, но медные значительно надёжнее и способны обеспечить качественное функционирование.

По своему строению провода разделяются на одножильные и несколько жильные. В первом случае материал закрыт оболочкой изоляции. К характеристикам одинарных проводников относят: дешёвые, удобны для монтажа, имеют высокую степень жёсткости. Последнее свойство приводит к частым переломам проводника.

Мастера предпочитают работать с многожильными проводами. У них хорошая устойчивость к скручиванию, изгибу. Если схема предполагает крутой поворот, то можно быть уверенным, что проводник не сломается.

Сечение кабеля для проводки в квартире

Сечение кабеля один из важных характеристик. От его показателя напрямую зависит, выдержит ли проводник подаваемое напряжение. Измеряется в квадратных миллиметрах. Так, в алюминиевых проводниках сечением жилы 1 мм 2 выдерживает напряжение 8 А. Касаемо медных изделий 1 мм 2 способен пропустить 10 А.

Выбор сечения проводников нужно осуществлять под нагрузку. Не допускается использовать провода, сечение которых меньше предполагаемой нагрузки.

Толщина жильной изоляции

Любой проводник имеет изоляцию. Для её обеспечения применяют пластиковые материалы. Толщина жильного изоляционного слоя определяется статьями нормативных документов. К примеру, для проводника, рассчитанного на нагрузку 660 В, с сечением 1,5-2,5 мм 2 толщина изоляции предусмотрена 0,6 мм.

Толщина оболочки

Следующий момент, на который следует обратить внимание, это внешняя оболочка кабеля. Именно она закрывает несколько жил проводника. Аналогично жильной изоляции, для внешней используют пластиковые материалы, но толщина её значительно больше. В основном составляет 1,4-1,8 мм. Учитывают тот факт, что существуют допустимые отклонения.

Маркировка

На любом кабеле присутствуют знаки, которые называют маркировкой. Она позволяет лучше читать информацию о характеристиках изделия:

  • Первая буква обозначает материал, из которого изготовлена внешняя оболочка изделия.
  • Следующие буквы могут обозначать такие свойства, как степень герметичности, горючести изоляционного слоя, наличие стальных лент в изоляции, плоскость или гибкость.
  • Материал, из которого изготовлен проводник, отмечается только на алюминиевых кабелях буквой «А». На медных изделиях буква материала не указывается.
  • Дополнительно можно прочитать информацию о производителе и дате изготовления.

Расцветка жил

Изоляция жил может иметь однотонную расцветку, а иногда, наносить полоса толщиной в 1 мм по всей длине изделия.

Цвет жильной изоляции характеризует назначение проводника:

  • первая – фаза, это красная, коричневая и белая изоляция;
  • вторая – ноль, синяя;
  • третья – заземление, зелёная или зелёно-жёлтая.

Процесс планирования освещения в доме довольно ответственный. Но если цель будет достигнута со всеми соответствиями с правилами, то это приведёт к потрясающему результату. Правильный свет в интерьере усиливает эффект в несколько раз. Впечатления потребителей оцениваются из комментариев, встречающихся в интернете.

Как выбрать кабели и автоматы для квартиры (1 видео)



Поделиться