Христианство в средние века. Христианство в современной Европе: новая реальность

Все языческие культы, деятельность хри-стианских миссионеров в германских землях заметно активизиро-валась. Установлено, что между V и X вв. большинство населения Европы приняло христианство. Чаще всего обращение какого-либо варварского народа в христианство начиналось с крещения короля, примеру которого следовала его дружина, а затем и всё племя. Ино-гда христианство насаждалось очень жестокими методами. Так, Карл Великий, воюя с германским племенем саксов, после одного из сражений на р. Везер приказал казнить 4,5 тыс. язычников. Од-нако сам обряд крещения ещё не делал германцев христианами в полном смысле этого слова, поскольку гораздо сложнее было хри-стианизировать сознание .

Огромную роль как в распространении христианства в Европе, так и в развитии европейской культуры в целом сыграли монастыри.

Организатором монастырского движения на Западе стал св. Бе-недикт Нурсийский . На территории Италии он создал множество монастырей, наиболее известным из которых стал монастырь Монтекассино близ Неаполя. Для этого монастыря Бенедикт разра-ботал устав. Кроме молитвы (семь раз днём и один раз ночью), мо-нахи, следующие уставу св. Бенедикта, должны были заниматься сельским хозяйством, изучать Священное Писание, переписывать книги, воспитывать детей, вести миссионерскую деятельность. Бла-годаря такому уставу именно бенедиктинские монастыри стали на-стоящими очагами культуры средневекового общества .

Папа Григорий I (590-604 гг.) обеспечил широкое распространение бенедик-тинского устава среди монастырей Западной Европы. Однако в VII- IX вв. в Европе происходит упадок монастырского движения: ока-завшись под властью королей или князей, монастыри стали центра-ми не столько духовно-религиозной и культурной жизни , сколько политической; уставы соблюдались плохо, монашество теряло ав-торитет среди христиан Запада.

Возрождение монашества начнёт-ся лишь в X в., после того как в 910 г. монастырь Клюни в Бургундии создал Клюнийскую конгрегацию (сообщество) монастырей, высту-павших за строгое соблюдение устава св. Бенедикта, аскетизм и ис-тинное благочестие. Материал с сайта

Особую роль в становлении и распространении христианства в Западной Европе сыграло папство. Франкский король Пипин Короткий в 754 г. со-вершил поход против германского племени лангобардов, которые угрожали Риму и делали само пребывание папы в Вечном городе не-безопасным. После победы над лангобардами Пипин подарил за-воёванные в ходе этого похода территории римской церкви. Таким образом появилась Папская область — государство , в котором па-пы обладали не только духовной, но и светской властью. С этого времени начались притязания пап на светскую власть в Западной Европе.

Претензии римских пап на верховную роль во всей христиан-ской церкви не могли быть приняты патриархами — главами восточных христианских церквей, расположенных на территории Ви-зантии. Давно существовавшие противоречия между западными и восточными церквями по отдельным вопросам христианской дог-матики и вопросам проведения богослужения в этих условиях рез-ко обострились.

НЕИЗВЕСТНАЯ ВОЙНА.

В предыдущей главе мы кратко коснулись того, как в средневековой Европе, управляя правящей верхушкой и католическим первосвященником, претворяли в жизнь свои планы иудеи и их хозяева.

И вполне возможно, что у читателя может сложиться мнение, что иудо-христианская экспансия после принятия Римом христианства прокатилась по Европе без штриха и задоринки.

Это далеко не так. Начиная с четвертого века, сразу же после начала христианского наступления, в Европе вспыхивает долгая изнурительная кровопролитная война. Северные ведические общества, понимая, куда может привести новая религия, видя, кто за ней притаился, стали объединяться в долгосрочные союзы и силой оружия отстаивать свою политическую и духовную свободу.

Скандинавские страны: Дания, Норвегия и Швеция, объединившись между собой, стали стремиться к союзу с Балтийской Русью. В свою очередь, Венедская Русь: славянские племенные объединения - Рина, Рейна, Лабы, дунайские Моравы, предки поляков, балканских хорватов и сербов стали искать в борьбе с наступающими на них силами иудо-христиан и их пособников, союза с Русью восточной.

Между тем в VI веке на территории Италии и Франции усилиями христиан и иудеев сложилась могущественная империя Меровингов, по иудейской легенде, с одной стороны, потомков библейского Давида, с другой, (это уже для христиан) самого Иисуса Христа.

В VII веке империю франков возглавил легендарный полководец и правитель Карл Великий. Но вместо того, чтобы помочь Византии отстоять свои земли от нашествия мусульман, или остановить их продвижение в Испании, император франков двинул свои силы на восток за Рину или - Рейн на извечного традиционного противника - на конфедерацию русских племен и их союзников.

Уже с VI века все снова повторилось: Запад стал наносить удары, Восток должен был снова защищаться. Но на этот раз, в отличие от прошлого, Запад имел в лице христианства еще и могучее идеологическое оружие. Надиудейское жречество, на примере прошлых войн, убедилось, что с потомками Орианы - Гипербореи, пока они придерживаются своего древнего ведического мировоззрения, силой оружия не справиться.

Поэтому воинство империи Меровингов после своей победы над каким-либо славянским народом, сразу же стремилось обратить уцелевших руссов в «истинную веру». Тех же, кто не хотел ее принимать, поголовно истребляло. Впереди же франкских армий, по всем свободным от христианского дурмана землям, двигались полчища монахов - проповедников - миссионеров.

С одной стороны, они пытались показать «язычникам» преимущество новой христианской веры, с другой, рассказывая о могуществе Франкской империи, вселяли ужас и сомнение в собственных силах. Целью миссионерской деятельности было создание на территории ведического сообщества христианской пятой колонны. Тех внутренних сил, которые со временем, по замыслу жрецов-кукловодов, разложив ведический мир изнутри, должны бросить его под ноги иудо-христианства. Конечно, с христианскими миссионерами на просторах ведической Европы велась серьезная борьба.

Недаром столько у христиан святых и великомучеников. Но все равно, корни такой идеологической экспансии были выпущены, и это надо признать. Не иди впереди христианских армий эти вот светоносцы и страдальцы за веру, Европа и тем более восточная Русь никогда не стали бы христианскими.

Мы когда-то, изучая историю средних веков, проходили разбойничьи набеги скандинавов - викингов: До чего же жуткими были эти предки датчан, норвежцев и шведов! Ужас, что они творили в Европе! В своих набегах скандинавы захватили Британию, разграбили и присвоили себе север Франции, разоряли города в Нидерландах и Испании.

С особой жестокостью разделывались в Средиземноморье с византийцами и арабами! Жгли монастыри, церкви, истребляли монахов и христианских монархов... Творили беспредел и только! И никому из нас в те времена, когда учителя истории эмоционально рассказывали нам о злодеяниях викингов, не приходило в голову - почему эти рубаки и грабители не терзали своими набегами ни Балтийскую Русь, ни Пруссию, ни Литву, не вторгались с войною на Русь Восточную?

Они не трогали даже своих соседей финнов. И финские и русские походы начались позже, когда скандинавы приняли христианство. Как такое понимать? К сожалению, ортодоксальная наука на подобные вопросы не отвечает. Тогда получается, что коллективное сознание скандинавов поразил маниакальный психоз? Дались же им эти христиане?! Все свои походы викинги в основном направляли против них.

Вообще-то и мусульманам тоже доставалось, наверное, за пристрастие к единобожию - под одну гребенку с христианами. Яснее ясного, что набеги скандинавов на Европу диктовались не столько меркантильными интересами, сколько союзническими. Шла жестокая война двух миров, двух мировоззрений, ведического и христианского. И в этой войне скандинавские эскадры играли немаловажную роль, особенно если они подкреплялись кораблями венетов и флотилиями из Новгорода и Киева.

Достаточно вспомнить походы киевских князей на Византию: в союзе с русским флотом, как повествуют не только русские летописи, но и скандинавские саги, участвовали корабли шведов, эскадры норвежцев и даже датчан. Нам еще в школе внушили, что путь из «варяг в греки» был торговым, коммерческим. Дескать, им пользовались купцы из Прибалтики и Скандинавии. Ходили по нему Псковичи и Новгородцы.

Возможно, этот путь позднее, в эпоху христианства, и стал торговым, но во времена великого противостояния, он был сугубо военным. По нему из Скандинавии и Балтийской Руси двигались на соединение с киевскими кораблями эскадры союзников. А о торговле в те грозные времена и не помышляли. Тем более торговой жилки никогда у скандинавских ярлов не было. Им была близка и понятна война.

И, конечно же, воинское достоинство и честь, которые торговыми сделками они никогда не принижали. Заслуживает внимание и еще один закрытый вопрос истории. Речь идет о Прибалтийской Венедской Руси. Как известно, Западную Русь мировая историческая наука не признает. Это и понятно: признание Западной Венедской Руси может повлечь за собою непредсказуемые последствия. Надо будет согласиться, что вся Германия, от Рейна до границ с Чехией и Польшей стоит на захваченных территориях славян, что бывшие хозяева этих земель поголовно вырезаны германцами.

Тогда придется похоронить миф о миротворческой объединительной миссии христианства и забыть о злодеяниях «язычников». Короче, потребуется новая правдивая история становления европейской цивилизации. Такого, конечно же, допустить нельзя. Один истинно изложенный факт потянет за собою сотню других. Ну и что тогда станет с самим проектом? Все труды по оболваниванию насмарку!

Нет, западная историческая наука категорично не отрицает, что на территории Германии когда-то жили славяне. Несколько злобных диких племен. Они терзали своими набегами сначала империю франков, позднее христианскую Саксонию. Нападали они и на рейнские области Германий. Недаром одно из них называлось лютичами, т.е. волками. Но в XII веке славян с божьей помощью удалось усмирить и обратить в истинную веру. Из славянских городов западниками обычно упоминается Венета, как рассадник балтийского пиратства, и иногда Ретра, как столица лютичей.

А между тем, в той же стране лютичей стоял Бранибор, который после их гибели, стал называться Брандебургом, город Микулин Бор германцы переименовали в Макленбург, Гамбор стал у них называться Гамбургом, Стрелов превратился в Стрелиц, Лужице в Лаузац, Будисин в Баонен, Лиц в Лейпциг, Русислау в Руслау, Дроздяны в Дрезден, Прусаков в Прусен, Вельбор в Велинберг, Острог в Остероде, Кровелец в Кенинсберг, Колобрег в Кольберг, Поморье стало Помиранией, река Лаба превратилась в Эльбу, а Рина в Рейн. Обыватель, часто пользуясь словами, выражениями, названиями городов или местности, об их происхождении не задумывается. Этим и пользуются психологи Запада. Взять, к примеру, город Радегаст или ненавистную в Европе Ретру.

Почему-то никто не пытается проанализировать откуда пошло известное выражение: «Ты - ретроград». Оно означает старомодность, пристрастие к отжившему, забытому. Не говорят же: «Ты - парижград» или берлинград, лондонград и т.д.

Почему? Да потому, что Ретра или град Радегаст был самым древним городом Венетии или Европы. Он был построен в Прибалтике в незапамятные времена тогда, когда шло заселение Европы арийским народом, как повествуют ведические предания, в пятом тысячелетии до н. э. Тогда, когда не было в проекте ни Афин, ни Рима, ни священных городов Этрурии. И не по этой ли причине, развалины Ретры до сих пор так и не найдены.

Похоже, город был не просто захвачен, он был до основания разрушен, превращен в пепел, чтобы не осталось даже руин. Ведь в развалинах города могут сохраниться фащы далекой древности, не дай Бог, письменное наследие Орианы, факты наличия высокой культуры, образованности и духовности. Как видим, наша мозаика снова сложилась. И не надо ничего тянуть за уши. Но вернемся к теме. Что же тогда получается?

Выходит, что все древние города Германии имеют славянские корни. Включая и ее столицу Берлин! И от этого никуда не деться. Факты остаются фактами. Германцы, объединенные франкской империей Меровингов, поддерживаемые иудо-христианским Западом, в конце пятого века перешли славянскую Рйну (Рейн) и за семь с половиной веков движения на Восток, бесконечной жестокой войны, отняли у русского народа ту часть европейской равнины, которая ныне зовется Германией.

Недаром некоторые честные историки, в том числе и немецкие, называют эту территорию славянским кладбищем. Но мы немного отвлеклись. Отвлеклись, для того чтобы читателю были понятны масштабы той неизвестной в Европе войны, и почему военные флотилии Венедской Руси часто объединялись со Скандинавскими. Например, все походы викингов против Византии не обходились без кораблей Венеты, Арконы, эскадр из Щецина, Ретры и Новгорода.

Арабские летописи подробно рассказывают как объединенные флоты руссов и скандинавов наносили удары по скоплениям кораблей Византии, по эскадрам Халифата и по приморским колониям Генуи и Венеции. Шла жестокая, тяжелая и затяжная война, и не важно признает Запад ее или нет. Важно, что она была, и мы должны о ней знать.

Свою тысячелетнюю борьбу с восточным противником Запад всегда скрывал. Как рассказали выше, неизвестно кто у него разгромил Кира, какие-то массагеты... Племена скифов разнесли в пух и прах Дария, следом эти же племена нанесли ряд поражений Александру Великому, после него остановили экспансию Рима... И в средневековую «неизвестную» войну опять те же самые племена.., опять, окаянные, встали на пути цивилизатора Запада. И дерутся, как всегда, здорово.

Сколько же можно врать? История циклична, она повторяется. И никуда от этого не деться. Как мы упомянули выше, все опять пошло по стародавнему кругу. Конфедерация Руси со своими союзниками, на этот раз финнами, Литвой и скандинавами преградила дорогу силам глобализации Запада.

Единственное с чем не успела в VII веке справиться конфедерация племенных союзов, так это оказать своевременную помощь Рейнским славянам. И дело тут было не в дезорганизации или не желании помочь своим братьям, а совсем в другом. В 525 году на территорию Восточной Руси из глубин Азии, уходя от натиска тюрков, пришли авары. Народ сильный и жестокий.

Кстати, авары пришли на Русь в разгар «неизвестной войны» тоже неспроста. Их привели на равнины Восточной Европы наверняка те же самые силы, что и толкнули на Восток Карла Великого. Но это другая тема и мы ее касаться пока не будем. Важно то, что внезапный удар аваров с Востока разгромил южнорусское объединение антов, за ним пал Прикарпатский союз дулебов. Авары несколько лет хозяйничали на степных просторах Причерноморья. Не совались они тодыео на Север.

И война с ними требовала огромных сил и средств. Стабилизация в Восточную Европу пришла только после наступления на авар последнего племенного союза славян Сибирской Руси— савиров. Интересно, что о Сибирской Руси в раннем средневековье знали и в Индии, и Иране, и даже в Аравии. Существуют летописные сввдетельства о государстве савиров и о походах сибирских руссов в Среднюю Азию и Иран.

Но зато ничего о савирах не знают в Европе. Как будто их не было. А между тем Сибирь называется и в наше время их именем. Русские ис-1 торики не отрицают савиров. Они даже согласны с тем, что славянское; племя северян их прямые потомки. Но в тоже время, упорно не признают их славянами. Как это понимать? А как угодно.

Например, савиры по Л. Гумилеву - самодийское племя, родственники ненцев, нганасанов, си-; бирских селькупов. А между тем, в древнерусском языке нет ни одного самодийского слова. На чисто русском языке всегда говорили и их потомки Северяне. Но Бог с ними с Гумилевыми, понятно под чью дудку они; все пляшут. Вернемся к теме. Савиры, понимая, что под натиском аваров может погибнуть заволжская Русь, снялись со своих территорий и в 527; году, весной, двинулись в Восточную Европу.

В Сибири савиры занимали: пространство от Урала до Енисея, Ими была заселена полоса лесостепи и южная часть таежной зоны. Уходя они оставили свои города и крепости, развалины которых и сейчас хорошо видны на высоких берегах Оби и ее притоков. Савиры бросили на произвол судьбы и свою столицу Грастиану. Ее рвы, валы, площади различимы и в наше время.

Земли савиров очень скоро были заняты пришедшими с юга тюрками. Вот почему у Томских, Чулымских, Барабинских и Тобольских татар бытуют предания о том, что до них в Сибирской лесостепи жили когда-то белые, русоволосые и голубоглазые люди. Вот почему приход на берега Иртыша и Оби донских: казаков во главе с Ермаком Тимофеичем местным населением был принят; как явление вполне закономерное.

Мы снова вынуждены были отвлечься. Думаем, что читатель поймет; и простит. Авары не рассчитывали на войну с савирами. Тем более, что тяжелая конница савиров, как и их предков сарматов превосходила аварскую. Под: ударами нового врага авары спешно переселились из Причерноморья в Панонию. На берегах Дуная им удалось победить конфедерацию моравов и с их поддержкой начать боевые действия против Константинополя.

Волей или неволей, но в той неизвестной всеевропейской, а скорее и мировой; войне, потому, что в нее очень скоро втянулись и тюрки, и даже китайцы, дунайские авары стали естественными союзниками ведических руссов. Понятно, что последних интересовала только нажива, и славяне для них были тоже противниками, но, тем не менее, они охотно вступили в войну на стороне русской конфедерации. Запад, конечно же, на такое не рассчитывал.

Его аналитики прокололись на неполном понимании психологии руссов. А знатоки Каббалы и полевого управления человеческой психикой проиграли своим непримиримым противникам русским жрецам.

В частности, волхвам савиров которые и привели на Русь в самое трудное для союзников время свой народ. Приход в Европу савиров спутал христианам и их хозяевам все карты. Очень скоро савиры построили недалеко от Киева свою столицу - Чернигов, а их мощная конница обратила в бегство сунувшихся было на Волгу тюрок. Но все это полбеды. Хуже обстояло дело на Балканах и в Сирии.

Там события разворачивались для христиан катастрофически. Авары в союзе со славянами чуть было не взяли столицу Византии — Константинополь. Его еле удалось спасти. А в Сирии войска Ирана, разгромив армии Византии, стали всерьез угрожать Малой Азии. Война стала приобретать для христиан крутой оборот. И чтобы спасти положение, темному жречеству нужно было срочно принимать какие-то меры. Необходимо было как можно скорее нейтрализовать хотя бы Сасанидский Иран. Мощное арийское государство юга, как и во времена Великих парфян, выступило в одной коалиции с Русью.

И с этой задачей темное жречество хорошо справилось. С ее помощью византийский император Ираклий получил надежного союзника в лице западно-тюркского кагана Тун-Джабгу. Тюрки на Волге не смогли одолеть северян-савиров, но они пришли на помощь христианам против Ирана. Тун-Джабгу и Ираклий встретились у Тбилиси. Два месяца и тюрки, и византийцы пытались взять город, но не смогли. Иранцы и грузины его отстояли.

Тогда император Византии двинул свою армию к столице Ирана. В 628 году он осадил столицу Персии Ктезифану. И случилась самая настоящая беда: иранских шах Хосрой, как говорят летописи, лишился разума. Своих полководцев он объявил изменниками и всех приговорил к смерти.

Интересно, что его приказы были «перехвачены» греками и доставлены прямо в руки приговоренных. Как это могло случиться? Понятно, что с самого начала шах Ирана попал под влияние тех, кто был заинтересован в разгроме его империи. Старая надежная практика управления. Она безотказно работала и во времена Кира, и во времена Артарксеркса, и в период правления Дариев. Шах лишился разума, но не раньше не позже, как раз когда надо! И все его приказы в руках заклятых противников!

Как мы знаем, случайностей не бывает. Любая случайность всегда закономерность. Обвиняемый шахом Хосроем иранский полководец Шахвараза тут же заключил с византийцами перемирие и, подняв свою армию, пошел на столицу. Иранские полководцы свергли и казнили безумного Хосроя и возвели марионетку Константинополя Ковада Ширая. Естественно, с Византией был заключен мир, и войска Ираклия были вновь брошены против северного противника.

Пока происходили все эти события, было потеряно драгоценное время. Этим и воспользовались христиане. В Европе ими была завоевана сначала Рейнская область, позднее, в правление Карла Великого, под их ударами погибли славянские племена южного течения Лабы и Одры, но Венедская Прибалтийская Русь, в то сложное для конфедерации время, устояла. А с начала восьмого века ситуация в Европе стала меняться в пользу конфедерации.

В военном отношении Запад традиционно проигрывал, и вся надежда была теперь не на силу, а на новую, подкупающую своими рабскими обещаниями идеологию. Не зря же целых три столетия, а то и больше, христианские миссионеры обрабатывали сознание «языческих» правителей. Сначала все их старания разбивались о гнев и непонимание. Но со временем в психологии князей нашлось несколько слабых мест.

Не все государи были согласны с народным собранием - вече, которое утверждало или отвергало не только воевод, но и самих правителей. Некоторым князьям хотелось власти, независящей от вече, как у христиан — наследственной.

Но больше всего им не нравилось подчинение жреческому сословию. Русь, как ядро северной цивилизации, в течение многих тысяч лет наследовала и сохраняла общественное устройство Орианы-Гипербореи, где высшим сословием считалось жреческое: тот, кто знает больше, тот и обладает высшей законодательной властью.

Все справедливо. Вторым сословием были управленцы — бояре. Из их среды выбирался самый достойный, он назывался князем. С древнего языка «к-асс» или конный совершенный воин и управленец. В древности подобное жизнеустройство общества имели все народы планеты.

Это было время солнечных культов. Время развития духовных сфер человека, становление его творческого потенциала и связи с высшим разумом. Но, как мы показали выше, темному жречеству на территории Северной Африки, Передней Азии и Центральной Европы со временем удалось провести лунную реформу. В результате чего на всех выше упомянутых территориях к законодательной власти пришло второе сословие.

То сословие, которым на психическом плане можно манипулировать... Для этого, собственно, и создавались лунные культы. Постепенно под влиянием темных сил правители-лунники превратились в деспотов, самодуров и духовных убийц своих же собственных народов.

Это с их подачи, очевидно, для запугивания граждан и самоутверждения, псевдо жрецами приносились, теперь уже мнимым богам, кровавые жертвы. А изуверские пытки и гладиаторские бои стали в таких обществах театральными представлениями. Понятно, и мы об этом говорили, что лунные культы создавались для; дискредитации солнечной, жизнеутверждающей ведической религии, которая, собственно, религией не являлась, а скорее сводом законов о мироздании. Но об этом ниже.

Для чего нужна была дискредитация ведического миропонимания темным? Да для того, чтобы люди могли сделать выводы — принять какую угодно религиозную концепцию лишь бы она не несла страх и страдание. Лунники не проникли на Скандинавию, но их идея пришла туда из Британии от римлян. Надо сказать, что до человеческих жертвоприношений там не дошло, но жреческое сословие законодательной власти лишилось.

Скандинавские ярлы с шестого века стали передавать свою власть по наследству, и с десятого упразднили и народное собрание. Для них принятие христианства означало укрепление того, чего они уже достигли. Поэтому правители датчан, норвежцев и шведов, выслушивая христианских проповедников, стали понимать, что им выгодно быть христианами. Опасность была в одном: примет ли новую религию народ?

Но это детали. В конце концов, с мнением народа можно и не считаться. Понятно, что на психику скандинавских князей действовали не только попы. Одними призывами и рассказами о выгодах быть христианином и о будущем Рае можно было бы и ничего не добиться. Безусловно, в дело были брошены и тайные знания. И этому имеется множество подтверждений.

Например, для чего надо было ярлам Норвегии поголовно уничтожать свое национальное жречество? Кому оно мешало? Христианам и иудеям - да, но не норвежцам. Ведь кончилось все бунтом и переселением части населения Норвегии в Исландию. Тоже самое проделали со своими жрецами и датчане, и шведы.

Какое-то время правящую верхушку Скандинавии охватило самое настоящее безумие. Князья творили то, чего они никогда не делали. Их не удерживали близкие друзья и даже родственники. Десятый век -время принятия на Скандинавии христианства, грозный, кровавый период смуты и всеобщего умопомрачения. Но еще хуже сложились события в Моравии и Польше.

Моравские князья, после разгрома и гибели аварского каганата в VIII веке, спешно проводят репрессии против своего национального жречества. А после его уничтожения в начале девятого века силой оружия обращают свой народ в христианство. Польшу же привел в христианскую веру князь Мешко I , по легенде в молодости он ослеп, а один из христианских миссионеров восстановил ему зрение. И князь снизошел.

В спешном порядке вырезал свое национальное жречество, запретил вече и силой оружия заставил креститься подданных. Зато теперь он один из самых уважаемых святых. А то, что его стараниями были уничтожены тысячи ведических книг, превращена в ничто мудрость предков, вроде бы не считается. Но, несмотря на то, что вышли из войны скандинавы, стала нейтральной Польша, враждебной Моравия, в десятом веке «неизвестная война» не только не затихла, но стала еще более ожесточенной.

Дело в том, что из южнорусских степей, через северное Причерноморье, в Европу пришли тенгриане-мадьяры. Первый свой удар они нанесли христианской Моравии и на части ее территории построили свое королевство. Отсюда мадьяры-угры устремились на Польшу, завоеванную Византией, Болгарию и на Валахские христианские княжества.

Одновременно с ними обрушился на Византию и последний русский ведический правитель Светослав.

Из книги Г. Сидорова „Хронолого-эзотерический анализ развития современной цивилизации”

Подпишитесь на нас

Распространение христианства в Центральной Европе.

В конце VII-VIII вв. христианство распространяется в Центральной Европе. Важнейшую роль в этом сыграли англосаксонские миссионеры св. Виллибред и св. Бонифаций. При этом важно отметить, что агло-саксы стремились поддерживать самые тесные отношения с Римом и, безусловно, были проводниками римского влияния в Европе. Так в самом начале своей миссионерской деятельности, которая протекала среди германского племени фризов, Виллибред отправился за санкцией в Рим, а после первых своих миссионерских успехов был рукоположен в Риме во епископа папой св. Сергием I в 695 г. Подобным же образом действовал и св. Бонифаций. План его деятельности был составлен совместно с папой Григорием II. Деятельности св. Бонифация среди фризов оказалась весьма успешной. В итоге в 731 г. Григорий II поставил Бонифация архиепископом над Баварией, Алеманией, Гессеном и Тюрингией, где он основал много монастырей. Главным центром христианства в Германии становится Фульда, основанная в 744 г. учеником св. Бонифация на участке, подаренном ему королем франков. В 753 г. римский папа ставит этот монастырь в прямую зависимость от Рима. Такая практика была введена впервые. В этом монастыре часто любил бывать св. Бонифаций. В нем он и был похоронен. Таким образом, христианство в Германии утверждалось при огромном влиянии Рима. Св. Бонифаций явился и основателем нескольких женских монастырей. Монастыри эти возглавлялись благочестивыми и энергичными настоятельницами и также являлись важнейшими центрами христианства в регионе. Особенно прославилась одна из настоятельниц – Лиоба, отличавшаяся умом и красотой, по свидетельству современников, «замечательная своим благоразумием, правой верой, терпимостью в надеждах, щедростью милостыни».

Св. Бонифаций сумел поспособствовать и реформированию христианской церкви в государстве франков.

Как известно, до прихода франков христианство было уже сильно распространено в Галлии. Сами франки были язычники, а начало их обращения в христианство было положено при короле Хлодвиге. В 493 г. Хлодвиг женится на Клотильде, племяннице короля бургундов, который был арианином. Однако сама Клотильда под влиянием галлов, которые по-прежнему проживали на территории франкского государства, стала православной. Она захотела обратить в христианство и Хлодвига. Благодаря ее настойчивости ей это удалось. Перелом в отношении Хлодвига к христианству наступил после победу над алеманами. Перед битвой Хлодвиг обещал «Богу Клотильды» креститься, если Тот поможет ему. В 498 г. он принимает крещение в Реймсе от рук св. Ремигия, который по преданию сказал Хлодвигу знаменитые слова: Сожги то, чему поклонялся, поклонись тому, что сжигал». Вместе с Хлодвигом приняла крещение его дружина (3000 воинов) и сестра.

Став православным христианином, Хлодвиг ведет успешные войны с арианскими королями Гундобальтдом бургундским и Аларихом II вестготским, победы над которыми способствовали утверждению православия в Центральной Европе.

Обращение Хлодвига в христианство привело по сути к возникновению национальной франкской церкви лишь номинально подчиненной Риму. Центрами христианства в королевстве стали Арль и Лион, епископ которого во 2-й половине VII в. именовал себя «патриархом». Впрочем, следует отметить, что церковная организация в тот период не имела четкого устройства. Прежняя, еще гало-римская иерархия соседствовала с новой, учрежденной по воле христианских франкских королей. Однако церковному единству способствовали часто проводившиеся соборы. На этих соборах избирались епископы. Для избрания епископа была необходима воля народа и клира, а также согласие епископа митрополии. Для избрания митрополита (позднее архиепископа) необходимо было согласие всех епископов митрополии. Однако, уже достаточно скоро важнейшим фактором при избрании на епископскую кафедру стала воля короля.

Для того чтобы стать епископом, не обязательно нужно было быть франком. Желательно, чтобы епископ был из богатой и знатной семьи. Это обеспечивало его преданность королю. Это было очень важно, ведь епископ, как правило, являлся самым главным человеком в городе, в руках которого была большая власть. Люди верили в то, что епископ является главным посредником между ними и Богом, поэтому очень его уважали и боялись.

Образованностью в тот момент франкские епископы не отличались. Однако указанный период времени дал франкской церкви целый сонм подвижников среди епископов. Епископ был очень близок клиру и народу. Отношения были почти семейными.

Престиж духовенства также был весьма высок. Если мирянин встречал священника, он должен был склонить голову.

Важную роль в церковной жизни королевства, так же, как в Англии и Германии, играли монастыри. Монастыри существовали в Гал­лии еще до франкского завоевания. Как и на Востоке, эти монашеские об­щины зависели от местных епископов. Новая практика началась после появления ирландцев. В 592 г. св. Колумбан и его двенадцать спутников ос­новали монастыри в Люксейле и Фонтэне, действуя в полной независимос­ти от епископов и местного канонического порядка. Вначале Брунгильда по­кровительствовала Колумбану, но вскоре ему было велено покинуть страну. Аскетическая строгость ирландского монашества была впоследствии разум­но смягчена после введения устава св. Бенедикта Нурсийского. В этой но­вой форме монастырь, сохранивший традицию независимости от местного епископского надзора, стал видным центром монашеского и миссионерско­го возрождения. Такой режим монашеской независимости облегчался сис­темой «частных церквей», которая позволяла основателям и ктиторам кон­тролировать хозяйственную и финансовую жизнь церковных учреждений.

После смерти Хлодвига в 511 г. королевство было разделено между его четырьмя сыновьями, затем на краткое время объединено под одним из них, Хлотаром I (558-561 гг.), и после его смерти вновь разделено между несколькими представителями династии Меровингов. Второе объединение (после 613 г.), произошедшее при правлении Хлотара II (584-629 гг.) и Дагоберта (629-639 гг.), называется золотым веком Меровингов. Именно тогда Париж стал центром политической и церковной жизни королевства.

Королей франкской династии Меровингов нельзя назвать слишком популярными. Единственным меровингским королем, вошедшим в историю с почет­ным прозвищем «Добрый», был Дагоберт I (629-639). Его ближайшим со­ветником и другом был Элигий, епископ Нойонский. Король путешествовал по стране, помогая бедным и защищая их от алчной аристократии. Он по­ощрял развитие искусств и много строил. В частности, он заново выстроил монашеский центр, существовавший вокруг гробницы св. Дени, традици­онно считавшегося первым епископом Парижским, которого впоследствии каролингские богословы отождествят со св. Дионисием Ареопагитом. Вме­сте с тем Дагоберт оставался сыном своего времени, и его личная жизнь была весьма беспорядочной. Он женился четыре раза и содержал целый гарем наложниц.



Помимо королей важную роль в политической и церковной жизни франского королевства играли женщины. Среди них были как подлинные святые, так и личности крайне отрицательные. Св. Радегунда, жена Хлотара I, основала монастырь Честного Креста возле Пуатье и стала его первой на­стоятельницей. Ее полной противоположностью были Фредегунда, которая начинала как любовница короля Хидельберта II, затем стала его женой, за­тем развелась с ним, а затем вновь вышла за него замуж. Она известна тем, что по ее приказу был убит во время совершения Литургии св. Претекстат, епископ Руанский. А знаменитая королева Брунгильда была казнена Лотаром II за убийства 10 королей (ее привязали к хвосту дикой ло­шади). Известно также, что она казнила св. Дезидерия, епископа Вьенского, лишь за то, что он дерзнул перечить ей.

В конце правления династии Меровингов св. Бонифаций проводит реформу церковной организации франкского королевства, которая к тому времени пришла в упадок. Дело в том, что знаменитый мажордом королевства Карл Мартелл раздавал епархии и монастыри своим воинам, которые вели отнюдь не благочестивый образ жизни. Церковное право не исполнялось, епископы и клир избирались вопреки нормам права, епископские кафедры по долгу оставались вакантными, Соборы собирались редко.

Св. Бонифаций собирает несколько соборов с целью упорядочить церковную жизнь. Самым главным из них стал общефранкский собор 745 г. На нем он восстановил церковную иерархию, установил целибат для духовенства и обязал епископов ежегодно объезжать свои епархии.

В Германии св. Бонифаций учредил новые епархии. Сам возглавил епископство Магонца (Майнца). Однако ненадолго. В 752 г., посвятив себе в преемники своего ученика, он уже восьмидесятилетним старцем отправился миссионерствовать в земли фризов на берега Северного моря. Там в 754 г. он принял мученическую кончину.

В то время как Франкская церковь не слишком часто поддерживала контакты с папством. Напротив, дипломатические связи меровингской династии с Ви­зантией были весьма интенсивными. Император Маврикий просил помо­щи Хидельберта II против ломбардов. В Галлии даже чеканили монету с изо­бражением императора; это показывает, что франки воспринимали себя как часть имперского мира. Послы короля Дагоберта посетили Константи­нополь, чтобы заключить соглашение с императором Ираклием. Хотя этот союз не слишком преуспел в военных действиях против ломбардов, благо­даря ему весьма укрепились культурные и религиозные связи между Ви­зантией и франками. Галликанская литургия носит следы византийского влияния. Император Юстин II подарил частицу Честного Креста Радегунде для ее монастыря.

Ситуация изменилась при новой династии франкских королей. К середине VIII в. лангобарды практически покончили с господством Византии в Италии. В этих условиях папам необходим был новый могущественный защитник. Такими защитниками для пап стали франкские короли.

В конце VII - начале VIII вв. началось разложение династии Меровингов. Так называемые «короли-бездельники» делегировали полномочия своим мажордомам, управлявшим страной. Один из них, Карл Мартелл, разбил наступавших арабов в знаменитой битве при Пуатье в 732 г., чем остановил их продвижение в Европу.

Последний грек на папском престоле, Захария, благословляет Пипина Короткого свергнуть последнего представителя династии Меровингов.

Первоначально Захарии удалось наладить неплохие отношения с лангобардами. Так в 742 г. король Лиутпранд передал папе несколько городов, захваченных им у византийцев. Однако этим не ограничились дипломатические и миссионерские успехи Захарии. Под его влиянием в 749 г. преемник Лиутпранда Ратхис вместе с женой и дочерью приняли монашество. Однако подчинить лангобардов влиянию Рима не удалось. Брат Ратхиса Фистульф выступает против Рима, поэтому папе был необходим союз с франками.

Посланцы Пипина приехали к Захарии в 751 г. Это были епископ Вюрцбургский и аббат Сен-Дени. Они задали папе вопрос: «Что лучше – чтобы один имел королевский сан, а другой нес все бремя власти или же, чтобы тот, кто несет бремя власти, имел бы и сан короля?» Папа ответил, что было бы лучше, чтобы королем назывался тот, кому принадлежит власть. В ноябре того же года Пипин созвал собрание вельмож и народа и получил согласие на государственный переворот. Произошел он бескровно. Последний король династии Меровингов Хильдерик III был пострижен в монахи, а св. Бонифаций коронует его сына Пипина Короткого. Так при поддержке папской власти началась династия Каролингов.

В тот момент византийцы практически теряют контроль над Италией. В том же 751 г. лангобарды захватывают оплот византийцев в Италии - Равенский экзархат и угрожают Риму.

Папам понадобился новый покровитель. Это побуждает папу Стефана II предпринять долгое путешествие в Галлию. Тогда происходит знаменитая встреча в Понтионе. Пипин Короткий бросился перед папой на землю, потом, как конюший взял лошадь папы под уздцы, сопровождая гостя. В церкви сам папа становится перед Пипином на колени и стоит до тех пор, пока тот не соглашается оказать ему помощь против лангобардов. А в аббатстве Сен-Дени Стефан II помазывает на царство самого Пипина, королеву и сыновей, одновременно возведя их в сан патрициев.

Итак король дает свое согласие на помощь Риму против лангобардов и, в 754 и 756 гг., и действительно предпримет 2 успешных похода против них. У этой встречи было два важных последствия. Франкское государство взяло на себя имперскую функцию по защите итальянских христиан, что будет иметь серьезные последствия. Кроме того, с помощью франков рождается папское государство. Территории вокруг Равенны и Рима, а также соединяющий их коридор дарственным актом Пипина были переданы «апостолу (Петру) и его представителю папе, а также всем его преемникам в вечную собственность». С этого момента папы перестают датировать официальные документы годом правления византийских императоров и начинают чеканить свою монету.

Для обоснования своей светской власти римской курией был создан фальшивый документ, т.н. "Константинов дар", согласно которому Константин Великий даровал папе Сильвестру в благодарность за исцеление от проказы главенство над 4 восточными патриархатами, а также императорские регалии, т.е. власть над Западной империей. То, что это подделка впервые доказывают Николая Кузанский и Лоренцо Валла (XV в.).

Краткий план:

3. Разделение христианских церквей.

4. Христианство и культура.

1. Возникновение христианства.

1.1 Исторические условия становления христианства.

История христианской религии насчитывает уже более двух тысяч лет, само христианство насчитывает наибольшее число сторонников в мире и является ныне едва ли не наиболее распространенной мировой религией, доминирующей в Европе и Америке, имеющей весомые позиции в Африке и Океании (включая Австралию и Новую Зеландию), а также в ряде регионов Азии. [ 2, с.164 ]

Однако человечество перед тем, как отдать предпочтение этой мировой религии, проделало большой исторический путь, на протяжении которого формировались и шлифовались религиозные представления и верования. [ 1, с.43-47 ]

История религиозных представлений и верований, со времени их возникновения в условиях первобытнообщинного строя, его разложения и перехода в рабовладельческое общество, свидетельствует, что ранние религиозные представления имели тенденцию к убыванию фантастичности мифологических образов и все более приобретали человеческую, антропоморфную форму. Большой конкретности и достаточной степени выразительности антропоморфизм божеств достигает на политеистической стадии развития религиозно-мифологических представлений, классические образы которых дает мифология древних греков и римлян.

Высший этап развития религиозных представлений и верований в обществе тех далеких времен наступает, когда из многочисленного пантеона божеств на передний план выдвигается один. При этом часть существенных свойств и качеств различных богов переносится на одно, главное божество. Постепенно культ и поклонение одному богу вытесняет верования в других богов.

Эта тенденция или этап в развитии религиозных верований и представлений называется монотеизмом . Возникновение монотеистических представлений среди верующих было одной из предпосылок появления христианства. Однако данного явления в жизни человечества недостаточно, чтобы уяснить, хотя бы в общих чертах, сущность и особенности христианства как мировой религии.

Христианство возникло в первом веке в восточной части Римской империи. В этот период Римская империя являлась классическим рабовладельческим государством, включающим десятки стран Средиземноморья. Однако к первому веку мощь мирового государства была подорвана, и оно находилось в стадии упадка и распада. На его территории установились достаточно сложные религиозные отношения между носителями разных верований.

Это было вызвано рядом факторов: во-первых , шел процесс разложения национальных религий, начавшийся еще в эллинистическую и завершившийся в римскую эпоху; во-вторых , происходил процесс стихийного взаимодействия различных национальных и племенных верований и обычаев - синкретизм . Религиозный синкретизм сводился тогда прежде всего к проникновению ближневосточных представлений и образов, имеющих тысячелетнюю историю, в сознание и религиозную жизнь античного общества.

На основе взаимопроникновения и слияния различных сторон вероучений и культов происходило образование религиозных общин, которые по своей сути не сводились ни к одной из национальных религий в чистом виде, что ставило эти общины в той или иной форме в оппозицию к официальной религии. Но наибольшее влияние на становление и развитие христианства оказала иудейская религиозная традиция с четко выраженным монотеизмом.

Христианство возникло на перекрестке эпох, культур, смогло объединить достижения духовно-практической деятельности человечества и приспособить их для нужд новой цивилизации, оставив за порогом дряхлые одежды родоплеменных и национальных религиозных представлений и верований. Сила христианства проявилась в том, что оно смогло дистанцироваться от узких рамок территориальной обособленности этносов.

1.2. Социокультурные предпосылки возникновения

христианства.

К середине I века настало время, когда уверенность римлян в том, что их мир наилучший из возможных миров, осталась в прошлом, на смену этой уверенности пришло ощущение неминуемой катастрофы, крушения вековых устоев, близкого конца света. В социальных низах возрастает недовольство властвующими, которое периодически принимает форму бунтов, восстаний. Эти бунты, восстания жестоко подавляются. Настроения недовольства не исчезают, но ищут иные формы своего удовлетворения. [ 3, с.148-149 ]

Христианство в Римской империи первоначально воспринималась большинством людей как ясная и понятная форма социального протеста. Оно пробуждало веру в заступника, способного обуздать власть имущих, утвердить идею всеобщего равенства, спасения всех людей, независимо от их этнической, политической и социальной принадлежности. Первые христиане верили в близкий конец существующего миропорядка и установление “Царства Небесного”, благодаря прямому вмешательству Бога, в котором будет восстановлена справедливость, восторжествует праведность над неправедностью, бедные над богатыми.

Обличение испорченности мира, его греховности, обещание спасения и установление царства мира и справедливости - таковы социальные идеи, которые привлекли на сторону христианства сотни тысяч, а позднее и миллионы последователей. Они давали надежду на утешение всех страждущих. Именно этим людям, как следует из Нагорной проповеди Иисуса и Откровения Иоанна Богослова, прежде всего было обещано Царство Божие. Те, которые здесь первые, там станут последними, а последние здесь - там будут первыми. Зло будет наказано, а добродетель вознаграждена. Страшный суд свершится и всем воздастся по их делам.

Значительная роль в объяснении процесса социокультурного и естественного механизма возникновения христианства принадлежит Ф. Энгельсу, посвятившему этой проблеме ряд произведений: “Бруно Бауэр и первоначальное христианство”, “Книга откровения”, “К истории первоначального христианства”. Общий вывод этих работ сводится к идее, что к моменту возникновения первой христианской общины в Палестине, общественное сознание народов Римской империи было подготовлено к восприятию этого вероучения. Ф. Энгельс зафиксировал как социальные, так и культурные предпосылки восприятия христианства. По его словам “Христианству предшествовал полный крах мировых порядков. Христианство было выражением этого краха”. (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т.7 с. 21).

2. Распространение христианства.

Христианство возникло как религия униженных и оскорбленных, угнетенных рабством, воплотив в себе протест против существующих в обществе отношений, против социального гнета.

Широко распространившись, эта религия стала казаться опасной официальным властям и не могла не вызвать чувства тревоги, а в известной степени встретила и враждебное отношение к себе со стороны государства. Как свидетельствуют исторические источники, христианство в первые три века своего существования было гонимой религией. Христиан первоначально отождествляли с иудеями. Вначале враждебность местного населения разных провинций к христианам определялась не сущностью их учения, а их положением чужаков, отрицавших традиционные культы и верованию Примерно таким же образом к ним относились и римские власти.

Под своим именем христиане появляются в сознании римлян в связи с пожаром города Рима при императоре Нероне. Нерон обвинил в поджоге христиан и в связи с этим многие христиане повергались жестоким пыткам и казням. Одной из главных причин преследования христиан служил их отказ приносить жертвы перед статуями императора или Юпитера. Отказ означал неповиновение властям и, по сути дела, непризнание этих властей. Христиане первых веков, следуя заповеди “не убий”, отказывались служить в армии.

В то время против христиан велась активная идеологическая борьба. В общественном сознании распространялись слухи о христианах как безбожниках, святотатцах, аморальных людях, совершавших каннибальские обряды.

Подстрекаемый такими слухами, римский плебс неоднократно устраивал массовые избиения христиан. Из исторических источников известны случаи мученической казни отдельных христианских проповедников: Юстина-Мученика, Киприана и других. В этих условиях раннехристианские авторитеты стремились ободрить своих приверженцев, внушить им идею их особого положения, богоизбранничества. Фанатичное самопожертвование, страдания за веру они представляли как наиболее богоугодное дело.

Однако эти гонения привели лишь к отпаданию от христиан части колеблющихся элементов, сама же церковь и ее организация укрепилась и закалилась в борьбе с государством.

Отдельные императоры и правители провинций в своей деятельности иногда пытались, и небезуспешно, опереться на христианские общины. Сначала это происходило от случая к случаю, в 311 году римский император Галерий приказал отменить гонения христиан. Через два года Миланским эдиктом Константина и Лициния христианство было признано терпимой религией. Согласно этому эдикту, христиане имели право открыто совершать свой культ, общины получили право владеть имуществом, в том числе и недвижимым. А в 324 году христианство было признано государственной религией Римской империи.

Христианство (продолжение)

Христиане подвергались гонению, первое упоминание о них не в христианских текстах, а в 60е гг. до н.э. Самые ранние христианские труды относятся к 125 г. У римлян первое упоминание христиан связано с большим пожаром, устроенном Нероном.

Христианство начало привлекать бедное население страны и солдат, и из-за этого верховные власти Рима начали испытывать беспокойство. Со 2го века начались гонения, христиан ловили и заставляли отказываться от своей веры. Верующих приводили в храм, ставили перед статуей Божественного Императора и предлагали принести жертву этому идолу и вознести ему молитву. Если человек соглашался, значит он был порядочным гражданином Рима.

К 4 веку количество христиан увеличилось (15% населения), император Константин решил принять эту религию. Он издал Миланский эдикт в 324 г., который признавал христианство полноправной религией, христианам возвращали их земли и свободу, а в 325 году император Константин объявил христианство государственной религией Римской Империи.

После 335 года характер христианства меняется. Почувствовав свою власть, оно становится воинственным, менее терпимым, более жестоким. Начинается чистка в храмах, внешняя политика христианской церкви становится агрессивной.

Семь Вселенских соборов. Это собрание христианских епископов, дьяконов и т.д., ученых в религии. Цель: выработка единых правил. Город Никея, 335 г., первый Вселенский собор (Никейский). Здесь был выработан символ веры.

Символ веры – это совокупность основных вероучительных положений христианства. Здесь говорится о том, как надо понимать природу божества, о миссии пришествия Христа, говорят о церкви и том, чем живет каждая верующая душа. Символ веры – это минимум христианской веры, при незнании которого человек не может считаться христианином.

Основные положения символа веры:

· Бог это единый творец всего сущего

· Бог это отец и вседержитель

· Ничто помимо бога не существует

· Верую в Христа, единого сына божьего (который был рожден еще до сотворения мира)

· Бог вечен

В 381 г. на втором Вселенском соборе(проходил в Константинополе) символ веры получил окончательное оформление, Никео Царьградский – символ веры.

Вопросы, обсуждавшиеся на собрании:

1. Триединство бога (бог одновременно и един /сущность/ и троичен/лицо/)

2. Богочеловечество Иисуса Христа (одна личность и две природы)

Епископ Арий, арианство. Выражал мнение, что Иисус просто хороший человек, а то, что он бог – это просто фигура речи. Его признали еретиком.

Христианство в Западной Европе

376 г. Образовались Западноримская и Восточноримская империи.

Наиболее могущественной Западная церковь стала в 13ом веке.

Реформация.

Реформация началась с деятельности Мартина Лютера, который хотел реформировать христианскую церковь, устранить неполадки, возвратить церкви ее первоначальный вид, указанный в библии.

Мартин Лютер был монахом августинского ордена. Он видел, что жизнь церкви отличается от порядка, описанного в святых текстах. Лютер отправился в Рим к Папе, чтобы попросить исправить непорядки, происходящие в Германии. Однако при папском дворе он понял, что непорядок творился не только в Германии, но и во всем католическом мире. Сами Папы потакали искусству, которое изображало языческих богов, тратили на художников множество денег.

Мартин Лютер вернулся на свою родину и составил 95 тезисов, касающихся в первую очередь богословских вопросов, и прибил их на дверь Виттенбергской церкви с тем, чтобы любой желающий смог вступить с ним в полемику, касающуюся этих тезисов.

1517 г. – начало Реформации, обнародование 95 тезисов.

От церковного руководства Лютеру последовал приказ отбросить гордыню и сидеть на попе ровно. Однако он вступил в открытую конфронтацию с церковным начальством, которое закончилось масштабными военными действиями. Лютер был не первым, кто обратил внимание на расхождение реальности и задумки церковной жизни. За сто лет до него Ян Гус в Чехии пытался провести улучшения, но его быстро задавили.

Лютера поддержали различные слои общества: князья, население городов. Все эти социальные группы (верхушка дворянства и свободные граждане) тяготились пристальным вниманием церкви, поэтому они встали на сторону Лютера. Это был политический и вероучительный акты.

Лютер учил, что церковь не должна претендовать на роль посредника в отношениях между людьми и богом. Продвигал идею самостоятельного изучения библии, поэтому он перевел библию с латыни на литературный немецкий язык (После этого разговорный немецкий стал литературным. Масштабы книгопечатания выросли). Главный пункт – требование спасения верой. Человек спасается верой, а не делами.

Жан Кальвин возглавлял Реформацию в Швейцарии. Проповедовал в Женеве, превратил ее в тоталитарное государство, подчиненное интересам религии. Кальвин перевел библию на французский. Жан Кальвин критиковал святых, мощи, помощь древности в современном мире. Кальвин считал, что все уже предопределено, место в раю забронировано и не важно, какую жизнь ты ведешь. Если бог любит человека, тот много зарабатывает. Поэтому протестанты научились работать много и с удовольствием.

После Реформации католическая церковь стала принимать репрессивные меры с одной стороны, а с другой – стали появляться более-менее либеральные течения.



Поделиться