Танки Второй мировой войны американские. Как развивались танки и как они выглядят в настоящее время? Американский легкий боевой танк М1

Light tank M3 Stuart.

Танк был создан в 1940 году на базе так называемого "кавалерийского" М1 и легкого М2А4. Боевая машина имела следующую компоновку: силовое отделение расположено в задней части корпуса, боевое отделение и отделение управления - в средней его части, трансмиссия и ведущие колеса находятся в носовой части. В ходовой части использованы 4 малых попарно сблокированных опорных катка на борт и подрессоренные направляющие колеса. Корпус и башня изготовлены из катаной листовой брони методом сварки и клепки.

Вооружение танка состояло из 37-мм пушки, спаренной с 7,62-мм пулеметом и трех 7,62-мм пулеметов, установленных в носовой части корпуса - двух в бортовых отсеках и одного рядом с водителем. Управление огнем из пушки и спаренного с ней пулемета осуществлялось с помощью телескопического прицела, механизмы наводки пушки были механическими. Кроме базовой модели М3, выпускались ее модификации М3А1 и М3А3. Они имели круглые башни без командирской башенки и оснащались системами стабилизации пушки в вертикальной плоскости. На выпущенной в 1942 году последней модификации М3А3 из трех носовых пулеметов сохранен лишь пулемет, установленный рядом с водителем. Корпус этой модификации уже был выполнен с рациональным наклоном броневых листов, при его изготовлении применялась в основном сварка. В машинах всех модификаций устанавливались радиостанции и переговорные устройства. Танки серии М3 использовались в качестве основного вооружения разведывательных подразделений. В 1943 году М3 был заменен в производстве

Начиная с 1945 года Армия США нуждалась в новом легком танке, пишет For the Record. Производство легких танков М24 Chaffee было завершено в августе 1945 года с около 4700 выпущенными машинами. Между тем, в период с января по ноябрь 1945 года управление Армии США два раза созывает совещание, каждый раз рекомендуя разработку нового танка.

По требованиям управления армии США новый танк должен иметь более высокую огневую мощь и подвижность, чем М24 и должен быть вооружен 76-мм пушкой, способной пробивать 127-мм (5 дюймов) броню с наклоном 30 градусов на расстоянии 914 метров (1000 ярдов). Танк должен весить примерно 25 тонн.

В июле 1946 года в проектном подразделении Детройтского арсенала началась разработка нового танка, и 27 сентября 1946 года проект официально получил обозначение “T37”. Управлением армии США было рекомендовано изготовить три прототипа танка (в мае 1947 года заказ был уменьшен до двух).

Проектирование было завершено в начале 1949 года и был построен деревянный макет. Машина должна иметь экипаж из 4 человек, двигатель Continental AOS-895-1 (6-цилиндровый 8,2-литровый с турбонаддувом, с воздушным охлаждением, 500 л.с. при 2800 оборотов в минуту). Вес танка – 21,9 т, удельная мощность – 22,83 л.с./т. Максимальная скорость – 66 км/ч.

Броневая защита

Верхний лобовой лист – 25 мм (угол наклона 60 град.)

Нижний лобовой лист – 32 мм (угол наклона 45 град.)

Борт – 19-25 мм

Корма – 19 мм

Лоб – 32 мм (угол наклона 55 град.)

Маска пушки – 25-32 мм

Борт – 25 мм

Корма – 25 мм

Танк вооружен 76-мм пушкой Т94, угол вертикальной наводки – от -9 до +20 град. Скорострельность – 12 выстрелов в минуту. Начальная скорость ОФС – 792 м/с.

Во 2-й фазе разработки танк должен был быть вооружен 76-мм пушкой Т91 с системой управления огнем «Виккерс». Эта фаза впоследствии была переименована в «Т41». 3-я фаза (также имела обозначение «Т41») должна была включать механизацию заряжания для увеличения скорострельности. Первый Т37 был отправлен на Абердинский полигон в мае 1949 года и проходил испытания до августа 1950 года, когда он был возвращен в Детройт. Испытания проводились с учетом опыта боевых действий в Корее.

Наряду с Т37 в Абердине также прошли испытания Т37 2-й фазы (Т41, изготовлены три прототипа), вооруженный 76-мм пушкой большой мощности Т91 в модифицированной башне. Первоначальный проект Т37 был отменен из-за войны в Корее, в то время как проект Т41 2-й фазы (Т37 3-й фазы с автоматом заряжания, прототип не был построен, опять же, из-за Корейской войны) был изменен, в частности, путем изменения внутренней компоновки башни, отказа от пулеметных установок по бокам башни, увеличения размера погона башни. Эта модернизированная версия Детройтского арсенала была переименована в «Т41Е1» и в январе 1951 года компания «Кадиллак» получила контракт на изготовление около 100 танков. Однако контракт был отменен из-за войны Корее (снова), в результате чего проработаны дальнейшие модификации танка, которые привели к появлению M41 Walker Bulldog, но это уже другая история.

Танк был создан на базе Т-5 в 1935 г. и выпускался с 1937 г. в четырех модификациях: M-1 (базовая версия, выпущено 90 ед.); M1A1 (с граненой башней, выпущено 17 ед.); M-1AЕ1 (с дизельным двигателем «Гайберсон» T-1020, выпущено 7 ед.); М1А2 (с улучшенной подвеской и двигателем W-670, выпущено 34 ед.). Всего было выпущено 148 машин, которые использовались в учебных целях. ТТХ танка: длина – 4,1 м; ширина – 2,4 м; высота – 2,3 м; клиренс – 380 мм; масса – 8,8 т; бронирование — 6-16 мм; тип двигателя — радиальный 7-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения W-670; мощность двигателя – 250 л.с; удельная мощность – 26,6 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 72 км/ч; запас хода – 190 км; основное вооружение – 1-2 12,7-мм пулемета M-2HB; боезапас – 1 500 патронов; дополнительное вооружение – 1-2 7,62-мм пулемета M-1919A4; боезапас – 2 380 патронов; средства связи — радиостанция SCR-209; экипаж – 4.

Легкий танк М-2А1

Легкий танк М-2А2

Танк был разработан на основе английского танка Vickers Mk-E и принят на вооружение в 1935 г. и выпускался в четырех модификациях: M-2A1 (два пулемета в одиночной башне, произведено 10 ед.); M-2A2 (двойная башня с разнокалиберными пулеметами, произведено 239 ед.); M-2A3 (двойная башня, улучшенное бронирование и ходовая часть, произведено 72 ед.); M-2A4 (одиночная башня с 37-мм пушкой и спаренным пулеметом, произведено 375 ед.). Всего было выпущено 696 машин. ТТХ танка: длина – 4,4 м; ширина – 2,5 м; высота – 2.7 м; клиренс – 381 мм; масса –11,4-12,8 т; бронирование – 6-25 мм; тип двигателя — радиальный 7-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения «Континенталь» R-670; мощность двигателя – 250 л.с.; удельная мощность – 29 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 58 км/ч; запас хода – 320 км; вооружение – 37-мм пушка М-5; боезапас – 103 выстрела; 12,7-мм пулеметом Браунинг M-2 или два 7,62-мм пулемета Браунинг М-2; средства связи — радиостанция SCR-210; экипаж – 4 человека.

Танк был создан на базе танка M-2А4 и серийно выпускался в 1941-1944 гг. Танк выпускался в следующих модификациях: М-3 Stuart I (улучшенный вариант M-2А4, выпущено – 4 525 ед.); М-3 Stuart II и Stuart Hybrid (с дизельным двигателем «Гайберсон», выпущено 1 285 ед.); M-3A1 Stuart III-IV (с новой башней и усиленным бронированием, выпущено 4 621 ед., в т.ч. 211 с дизельным двигателем); M-3A3 Stuart V – (с корпусом из наклонных бронеплит и новой башней, выпущено 3 593 ед.). Всего было построено около 14 тысяч машин. По ленд-лизу, в основном модификация M-3A3, поставлялась в Великобританию (5 473 ед.), СССР (1 676 ед.), Китай и Францию. На базе танка были построены САУ, огнеметный танк и бронетранспортер. ТТХ танка: длина – 4,5 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,4 — 2,6 м; масса – 12,7 — 14,7 т; клиренс – 420 мм; бронирование 10–44 мм; тип двигателя — бензиновый 7-цилиндровый радиальный «Континенталь» W-670-9A или дизельный 9-цилиндровый радиальный «Гайберсон» T-1020-4; мощность двигателя – 250 или 220 л. с; удельная мощность – 15,4 — 17,9 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 50-58 км/ч; запас хода – 113 — 217 км; основное вооружение — 37-мм пушка M6; боезапас – 103 — 174 выстрела; дополнительное вооружение – 3 или 5 пулеметов 7,62-мм M-1919A4, боезапас – 7,2 — 8,2 тысячи патронов; средства связи — радиостанция SCR с телефонным переговорным устройством RC 61; экипаж – 4 человека.

В 1941 г. на базе танка M-3A1 была разработана модификация под обозначением М-5. Она отличалась от предшественника установкой спаренного двигателя «Cadillac» с автоматической коробкой передач, усилением бронирования и рядом других новшеств. Применение на этом танке башни с танка M-3A3 привело к получению новой модификации – M-5A1. На протяжении 1942-1945 гг. M-5 было выпущено 2 076 ед., а M-5A1 — 7 585 ед. из которых, 1 431 машину было поставлено по ленд-лизу в Великобританию. ТТХ танка: длина – 4,3-4,8 м; ширина – 2,2 м; высота – 2,5 м; масса – 15 — 15,7 т; клиренс – 420 мм; бронирование 10–64 мм; тип двигателя — спаренные бензиновые 8-цилиндровые V-образные «Cadillac» Series 42»; мощность двигателя — 220 л. с.; удельная мощность – 12,7 — 13,3 л.с/т; запас вооружения – 161 км; основное вооружение — 37-мм пушка M-6; боезапас – 103-174 выстрела; дополнительное вооружение – три пулемета средства 7,62-мм M-1919A4; боезапас – 6,2 — 6,7 тысяч патронов; связи — радиостанция типа SCR и внутренним телефонным переговорным устройством RC-61; экипаж – 4 человека.

Аэротранспортабельный танк принят на вооружение в 1943 г. Всего было выпущено 830 машин, 260 из которых были переданы Великобритании по ленд-лизу. Корпус сварной, двухместная башня – литая, цилиндрической формы, с кормовой нишей, в которой размещалась радиостанция. По бокам корпуса танка имелись узлы крепления для подвески под самолётом. ТТХ танка: длина – 3,9 м; ширина – 2,2 м; высота – 1,8 м; клиренс – 250 мм; масса – 7,4 т; бронирование – 10-25 мм; тип двигателя — оппозитный 6‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения «Лайкоминг» 0-435T; мощность двигателя – 162 л.с.; удельная мощность – 19,8 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 56 км/ч; запас хода – 177 км; основное вооружение — 37-мм пушка M-6; боезапас – 50 выстрелов; дополнительное вооружение — 7,62-мм пулемет Браунинг M-1919A4; боезапас — 2 500 патронов; средства связи – радиостанция SCR-510; экипаж – 3 человека.

Танк принят на вооружение в 1943 г. Всего было выпущено 4 731 машину, 300 из которых были поставлены в Великобританию. На базе танка были построены САУ: M-19, M-37, M-41. ТТХ танка: длина – 5,6 м; ширина – 3 м; высота – 2,7 м; клиренс – 460 мм; масса – 18,3 т; бронирование – 13-38 мм; тип двигателя — спаренные V-образные 8-цилиндровые карбюраторные жидкостного охлаждения «Кадиллак» Series 44-T24; мощность двигателя – 220 л.с; удельная мощность – 10,9 л.с/т; скорость передвижения по шоссе – 56 км/ч; запас хода – 160 км; основное вооружение -75-мм пушка M-6; боезапас – 48 выстрелов; дополнительное вооружение — 12,7-мм пулемет M-2HB (боезапас – 400 патронов), два 7,62-мм пулемета M-1919A4 (боезапас – 37-50 патронов), 50,8-мм казнозарядный дымовой миномёт M-3 (боезапас – 14 мин), средства связи – радиостанция типа SCR и танковое переговорное устройство; экипаж – 5 человек.

Легкий танк Чаффи представлял собой наиболее удачные конструктивные решения от предыдущих моделей легких боевых машин, созданных американскими конструкторами. Опыт применения легких танков Стюарт в годы войны показал, что они уже давно безнадежно устарели. Войскам США в Европе нужна была качественная замена этим отслужившим танкам. И именно Чаффи должен был такой заменой.

Описание

Первые легкие танки Чаффи прибыли в Европу лишь в декабре 1944 года. Американские танкисты легко переучивались на этот танк, поскольку он был достаточно легок в освоении. Боевая машина обладала хорошими динамическими характеристиками: высокая скорость и маневренность в бою позволяли ему быстро менять позицию, а скорострельное орудие обеспечивало высокий темп стрельбы. На Чаффи, как и на Шермане, была установлена 75мм пушка.
Несмотря на свою хорошую подвижность, Чаффи был крайне уязвим для огня противотанковой обороны и танков противника. Бронирование корпуса составляло всего лишь 25мм, хотя бронелисты располагались под большими углами, что несколько усиливало снарядостойкость Чаффи. И все же танк не мог эффективно бороться с немецкими средними танками Пантера и тяжелыми Тиграми. Многие танкисты однако все равно предпочитали этот танк, нежели Шерман, ведь хоть последний и был более бронирован, это не спасало его от огня пробивных немецких орудий, а пушка на обоих танках была одинаковой. Эти танки не успели в значительных количествах поступить в войска США. Весной 1945 года американцы в Европе имели чуть более тысячи легких танков Чаффи.
Таким образом, Соединенным Штатам так и не удалось до конца войны полностью заменить более совершенными танками свои устаревшие Стюарты, но это никак не помешало союзным войскам дойти до Эльбы. Легкий танк Чаффи можно по праву назвать удачной боевой машиной. Он конечно имел ряд недостатков, но это был по настоящему современный танк. Подвижность делала его идеальным средством глубоких прорывов вглубь взломанной обороны противника, но американцы слабо пользовались этим преимуществом, предпочитая массово применять танки лишь для поддержки пехотных частей. В 1944 - 1945 годах был выпущен 4731 танк Чаффи. Примерно 300 машин было отправлено по ленд-лизу в Великобританию. В СССР в больших количествах танк не поставлялся - советским военным специалистам было отправлено всего несколько машин для ознакомления и оценки боевых качеств танка.

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Еще одна интересная статья уважаемого Юрия Пашолока.

СССР стал второй после Великобритании страной, куда США начали поставлять по программе ленд-лиза бронетанковую технику. Среди этих поставок были и лёгкие танки M3. Согласно американским данным, в СССР было отправлено 1336 танков этого типа, что составило почти четверть от всего объёма выпуска Light Tank M3. 440 единиц из общего количества отправленных танков (включая Light Tank M3A1) были потеряны в ходе транспортировки конвоями.

В отечественной литературе машины M3 часто называют слабо бронированными и плохо вооружёнными. Выглядят подобные характеристики удивительно - особенно если сравнивать M3 c выпускавшимся в то же время советским лёгким танком Т-70. Чтобы прояснить истинное положение дел с оценкой американского танка в Советском Союзе в период Великой Отечественной войны, обратимся к архивным документам.

Поставки с промежутками

Как и в случае с английскими танками, по состоянию на лето 1941 года информация о типах и технических характеристиках американских танков у Главного автобронетанкового управления Красной армии (ГАБТУ КА) была отрывочной и устаревшей. Хоть какое-то подобие достоверных данных появилось в сентябре, причём в случае с информацией о Light Tank M3 получилась достаточно комичная история. Дело в том, что в данных по этой машине непостижимым образом объединились Light Tank M3 и Light Tank T9 (будущий авиадесантный танк M22). Его боевая масса оценивалась в 7 либо 10 тонн, толщина брони – в 30 мм, экипаж должен был состоять из 3–4 человек. Максимальная скорость этого «комбинированного» танка составляла 80 км/ч, а вооружение было представлено 37-мм пушкой и тремя пулемётами.

При этом основным американским лёгким танком в СССР на тот момент считался Light Tank M2A4, хотя в реальности массовый выпуск этой машины прекратился ещё в марте 1941 года. Это предположение привело к путанице, ставшей причиной одной исторической ошибки, которую цитировали впоследствии многие историки бронетанковой техники. Но к ней вернёмся немного позже.

Реальные характеристики Light Tank M3 были получены в Советском Союзе лишь 13 ноября 1941 года. Озвучил их заместителю наркома внешней торговли А. Д. Крутикову полковник Файмоновилл (Philip R. Faymonville), сотрудник посольства США в Москве. Файмоновилл, к слову, сыграл важную роль в истории поставок американской бронетанковой техники в СССР, позже он дослужился до бригадного генерала.

Согласно документам, 9 октября 1941 года была достигнута договорённость о закупке Советским Союзом 94 Light Tank M3, а также боеприпасов и запасных частей. На каждые 3 танка полагался полный комплект запасных агрегатов, на каждые 20 танков приходилось по 1 запасному орудию, пулемёту и комплекту оптических приборов. Спустя месяц начал обсуждаться вопрос об американских военных специалистах, которые должны были обеспечивать эксплуатацию поставляемых танков. Это было выгодно и для США, поскольку одним из результатов деятельности таких специалистов была информация, которую использовали при дальнейшем совершенствовании танков.

Один из документов, который послужил источником мифа о поставках Light Tank M2A4 в СССР

Направлять танки стали северным маршрутом, по которому американские машины шли вместе с английскими. Первым таким конвоем стал PQ-6, состоявший из восьми транспортов. 8 декабря 1941 года он вышел из Исландии, а 20 числа без потерь прибыл в Архангельск. На борту транспортов этого конвоя находился 31 Light Tank M3. Именно с этими машинами и связан упоминавшийся выше исторический казус. Дело в том, что в некоторых документах указано о прибытии 31 лёгкого танка… M2A4. Это породило слух, что якобы такие танки и поставлялись в СССР.

На деле даже американцы опровергают эту теорию, да и анализ серийных номеров машин, поступивших в состав 176-го отдельного танкового батальона, говорит о том, что это описка. Лишним подтверждением, что это не М2А4, служит жалоба, датированная 12 января 1942 года. Согласно ей, 31 лёгкий танк М3 прибыл в Архангельск с летним маслом и пониженной плотностью электролита. Этим, правда, перечень претензий исчерпывался.



Схема с отверстием, которое осталось от перископа в башне Stuart Hybrid

Надо сказать, что поначалу поставки американских лёгких танков были более чем скромными. В марте прибыло всего 26 машин, в апреле ещё 13. Прибывающие северными конвоями танки отправлялись в Горьковский учебный центр. Ситуация стала выправляться в мае, когда конвоем PQ-15 прибыл сразу 201 танк. В июне конвоем PQ-16 прибыло ещё 147 танков. Серьёзным ударом по поставкам стал разгром конвоя PQ-17, уцелевшие суда которого смогли доставить к месту назначения лишь 39 танков. В результате была организована поставка танков по южному маршруту, через Баку.

По состоянию на 1 сентября 1942 года арктическими конвоями в СССР было поставлено 504 танка, ещё 104 машины пришли через Иран. Поступающие оттуда машины отправлялись в Бакинское танковое училище. В сентябре прибыло 57 танков, за октябрь - 15, за ноябрь - 130. Всего же за 1942 год в Советский Союз поступило 977 американских лёгких танков, из них 298 южным путём. В последних поставках шли уже Light Tank M3A1, но поскольку их от общей массы в документах не отделяли, точное число прибывших машин каждого типа определить невозможно.


Light Tank M3 на испытаниях, май 1942 года

Поступавшие в Советский Союз танки относились практически ко всем производственным сериям, за исключением машин с клёпаными башнями D37182. Попали в СССР и танки, оснащённые башнями Light Tank M3A1, то есть со стабилизаторами орудия, но ещё без полика и электромотора механизма поворота. Эти машины в английской армии назвали Stuart Hybrid, но в СССР их из общего потока просто не выделяли. Поставки их начались в августе 1942 года, причём прибыло довольно большое число таких танков (как минимум 40 штук). Выяснить это удалось по одному дефекту: дело в том, что танки этой модификации прибыли без перископа командира в крыше башни, вместо которого зияла дыра. Разбираться, почему нет перископов, тогда не стали, а просто заделали дыры металлом.

Лидер в лёгком весе

Несмотря на то что первые Light Tank M3, которые в советской переписке называли «М-3 лёгкий» или М3л, прибыли ещё в декабре 1941 года, испытывать их не торопились. Связано это было, в том числе, с тем, что Научно-исследовательский институт бронетанковой техники (НИИБТ Полигон) частично эвакуировали в Казань, а организация работ на новом месте потребовала времени. Испытания начались только в мае 1942 года, когда в НИИ был получен один из танков с башней D38976.

К испытаниям американского лёгкого танка в НИИБТ подошли очень серьёзно. Помимо обычной программы, были проведены сравнительные испытания с Medium Tank M3, Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E, Pz.Kpfw.III Ausf.H и Valentine VII. Отдельно проводились испытания танков на проходимость по болотистой местности, где к ним присоединились Т-60 и Т-70. Ходовые испытания были дополнены изучением вооружения танка, которое включало обстрел его 37-мм пушкой трофейных машин. В заключение было проведено исследование конструкции корпуса танка, а также материалов, из которых его изготовили.


Light Tank M3 спереди. Хорошо заметно, что на машине не хватает некоторых деталей, в том числе фар

Первым делом танк отправился в пробег, протяжённость которого должна была составить 1000 километров, из них 300 по шоссе, 500 по просёлочным дорогам и 200 по бездорожью. Реально с 1 по 13 мая машина прошла 420 километров (225 по шоссе, 132 по проселку и 63 в условиях бездорожья). Этого оказалось вполне достаточно, чтобы оценить ходовые качества американского лёгкого танка.

Тогда же и определили максимальную скорость М3л, составившую в одном случае 58 км/ч, а в другом – 59,2 км/ч. Это оказалось на уровне Light Tank M2A4. Американская машина оказалась самой быстрой из всех испытуемых вместе с ней танков. Средняя скорость танка по шоссе составила 37,5 км/ч, по просёлку 22,1 км/ч, а по бездорожью 17,3 км/ч. Топлива при этом М3л потреблял немало, особенно для лёгкого танка. По шоссе на 100 км расходовалось 135,5 литров, по просёлку 198, а по бездорожью – аж 347! С учётом того, что объём топливного бака составлял всего 200 литров, появлялся серьёзный повод для раздумий. Потреблял танк, к слову, бензин с более высоким, чем у топлива для советских машин, октановым числом.


Light Tank M3 слева. Судя по отсутствию антенны, на этом танке нет и радиостанции

Весьма неприятный сюрприз преподнесли на испытаниях резино-металлические траки разработки Гарри Нокса. Дело в том, что опорная поверхность траков была гладкой, без каких-либо намёков на грунтозацепы. На глинистых грунтах и, особенно, на подъёмах конструкция трака сыграла с танком злую шутку. В виду недостаточного сцепления с грунтом M3л не смог преодолеть 25-градусный подъём. При этом было очевидно, что мощности двигателя хватало с большим запасом.

Ещё одной проблемой для американского танка оказалось преодоление 25-градусного уклона. В ходе его прохождения произошло спадание гусеницы, причина чего также была в конструкции трака. Наблюдался и перегрев двигателя, имевший весьма занятные последствия. После 40-минутного марша мотор, у которого выключили зажигание, продолжал работать. Подсластил пилюлю тот факт, что управление танка оказалось лёгким, да и обзор с места механика-водителя был очень неплохим.


На виде сзади можно заметить, что из шанцевого инструмента на танке есть только лопата. Всё это – не результат местной «прихватизации», а исходная некомплектность поставки, что стало причиной разбирательств между ГАБТУ и американцами

Следующим этапом стало сравнительное испытание, проведённое в июле 1942 года. В ходе него М3л разогнался ещё быстрее – до 60 км/ч. Средний расход топлива по шоссе, просёлку и бездорожью составил на этот раз 136, 176 и 246 литров соответственно. Это говорит о том, что на первом этапе, вероятно, существовали какие-то проблемы. Впрочем, запас хода по бездорожью всё равно оказался меньше 100 км. Неудивительно, что англичане в 1942 году затребовали для «Стюартов» дополнительные баки. Справедливости ради, отметим, что Pz.Kpfw.III Ausf.H на испытаниях показал расход топлива 215, 280 и 335 литров соответственно, а запас его хода по бездорожью составил всего 95 километров, что соответствовало паспортным данным.


Испытания на подъём. Из-за плохого сцепления траков с грунтом забраться на склон удалось не сразу

Испытания в летних условиях показали, что американский лёгкий танк имеет всё те же проблемы на подъёмах. Не помогла даже установка шпор, после которой машина стала не соскальзывать, а рыть грунт. Впрочем, у остальных танков характеристики по подъёму оказались не особо лучшими. На подъёмах круче 40 градусов у М3л наблюдалось недостаточное сцепление с грунтом.

При движении по броду глубиной 1,4 метра танк смог выбраться на берег только со второй попытки, и снова из-за недостаточного сцепления с грунтом. Между тем, Medium Tank M3 при попытке выхода из воды вовсе заглох, и его пришлось вытаскивать трактором. То же самое случилось и с Valentine VII. А Pz.Kpfw.III Ausf.H не смог и этого, поскольку его моторное отделение залило водой при прохождении брода глубиной 1,3 метра, и танк прошёл всего 30 метров. Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E оказался чуть удачливее, преодолев 35 метров.


Результат испытаний на движение с креном. Судя по отчёту с фронта, ещё легко отделались – машина могла опрокинуться

Отдельной программой стали испытания по передвижению в болотистой местности. Для них был выбран участок длиной 100 метров, проходимый человеком, сложный для лошади и непроходимый для колёсной техники. Американский лёгкий танк преодолел его в обоих направлениях, застряв в ходе движения по собственному следу. Medium Tank M3 застрял, преодолев 30 метров; Pz.Kpfw.III Ausf.H преодолел 50 метров и тоже завяз. Для Valentine VII и Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E болото не оказалось проблемой, они также прошли по свежему болоту.

Позже был проведён второй этап, в котором вместо Pz.Kpfw.III Ausf.H и Valentine VII использовались лёгкие танки Т-60 и Т-70. Результаты оказались теми же. М3л снова был лидером. Что же касается «новичков», то они в принципе болото преодолевали, но в ходовую часть забивалась трава, что и стало причиной застревания Т-70 в ходе одной из попыток.


Танк пытается выбраться из воды, удалось это со второй попытки. Обратите внимание на ветровой щиток механика-водителя. Это приспособление было очень полезным, особенно при езде по грязи и зимой

Финалом испытаний стали стрельбы. В их ходе выяснилось, что советская 45-мм пушка, а также английская 2-фунтовая (40 мм) пушка не пробивают бронебойными снарядами плиты толщиной 50 мм. Что же касается 37-мм американской пушки M5, то она с дистанции 100 метров вполне спокойно пробивала и 50-мм лобовую плиту StuG III Ausf.B, и 50-мм (25+25 мм) лоб Pz.Kpfw.38(t) Ausf.E. Мощности орудия вполне хватало, чтобы успешно бороться со всеми танками противника, выпускавшимися в 1941 году.

Изучение конструкции и химического состава корпуса американского танка советских инженеров не впечатлило. Корпус имел большое количество клёпаных соединений, а из-за большой удельной массы дефицитных присадок никеля и молибдена не вызвала интереса и сталь, из которой изготовлялся танк.

Быстрый, но большой. И хорошо горит

Впервые американские лёгкие танки применялись Красной армией в мае 1942 года, во время Харьковской операции. В дальнейшем М3л стали распространяться по другим участкам фронта, а по-настоящему массово их стали применять ближе к концу июля 1942 года, когда насыщенность этими машинами была высокой. Тема применения М3л в Красной армии сама по себе довольно обширная, поэтому в этой статье сконцентрируемся на вопросах эксплуатации и оценки машины в войсках.


Танк идёт по болотистой местности

Когда в ноябре 1941 года ещё шли переговоры по поставкам Light Tank M3, в СССР его сравнивали с Т-50. Советский танк превосходил американский по запасу хода и бронированию, но при этом был немного тяжелее и медленнее. Согласно бумагам, стоимость американского танка составляла 42 787 долларов США, или 226 771 рубль по курсу 1940 года. Т-50 по этим бумагам стоил всего 150 тысяч рублей, но следует учесть, что его производство всё ещё не было развернуто, а ещё в июне 1941 года он оценивался почти в 2 раза дороже. В итоге аналогом М3л стал Т-70, который к весне 1943 года стоил чуть меньше 64 тысяч рублей. Правда, при этом Т-70 уступал американской машине почти по всем параметрам, да и ГАБТУ КА было не очень довольно этим танком с одноместной башней.

Первые отзывы из частей, осваивающих М3л, стали поступать в марте 1942 года. Среди обнаруженных дефектов самым серьёзным оказались проблемы с двигателем. Для начала, из-за плохой регулировки не работал ограничитель оборотов мотора. Куда серьёзнее было то, что при обратном выхлопе нередко случалось возгорание шлангов. Этот дефект связывали с отсутствием противопожарной сетки. Имелись проблемы с включением первой передачи.

Кроме того, на башне одного танка обнаружили трещины, а на двух были сорваны петли люков. Возникшие проблемы стали решать при помощи американских специалистов. Силами «Амторга» была переведена инструкция по эксплуатации. Она, кстати говоря, оказалась полнее американской, да и по структуре отличалась. Одновременно был повышен контроль за комплектацией поступающих танков. Особенно это касалось радиостанций, которых просто не оказалось на части танков. Довольно остро стоял вопрос с запасными частями, по этому поводу велась обширная переписка.


Во втором пробеге по болоту участвовал танк с башней D38976

Результаты испытаний, в ходе которых выявился большой расход дефицитного топлива, не остались без внимания. 23 мая из ГАБТУ пришёл запрос по поставке танков с дизельными двигателями Guiberson T-1020–4. Судя по информации из американских источников, танков с дизельными моторами в СССР так и не стали поставлять. Что же касается машин с бензиновыми моторами, то вместо американского бензина с октановым числом 80 для него было предложено использовать бензин Б-78, либо Б-70 с присадкой Р-9. Проблему невыключения мотора предлагалось решать путём снижения оборотов до 800–900 об/мин в течение 3–5 минут, а затем понижением до 400–500 об/мин на 2–3 минуты. При запуске мотора следовало не допускать переливания бензина во всасывающие трубы, поскольку это грозило пожаром. Кроме того, бензин разъедал дюритовые шланги.

Довольно жёстко относительно американских танков высказался нарком танковой промыш­лен­ности Малышев, чьё письмо Сталину было датировано 2 мая 1942 года:

«После ознакомления с прибывшими в Союз американскими танками типа М-3 (лёгкий) и М-3с (средний) необходимо сделать вывод, что эти танки имеют низкие боевые качества и будут быстро выходить из строя и уничтожаться в бою.

Американские танки имеют следующие серьёзные дефекты:

1. Танки будут легко поджигаться, так как бензиновый мотор легко доступен для забрасывания горючей жидкости.
2. Резиновые траки при езде по булыжной мостовой, глинистому и каменному грунту в сухую погоду будут быстро выходить из строя, а двигаться по грязи (просёлок или целина) танк с такими гусеницами вообще не сможет или будет двигаться очень плохо, со скоростью 3–5 км/ч».

Практика показала, что опасения насчёт гусениц в основном были лишены оснований. Не подтвердилось и ещё одно опасение насчёт тяжёлых условий работы водителя из-за распо­ло­жения трансмиссии в носовой части. Одним словом, инициативу Малышева о том, что вместо танков у американцев следует просить тяжёлые тягачи, не поддержали. Да и утверждение о том, что в своём развитии американские машины отстали от советских на несколько лет, стоит оставить на совести Малышева.


Пушка М3л была эффективной при стрельбе по любым немецким танкам выпуска 1941 года

Объективная оценка М3л поступила в ГАБТУ КА 23 июня 1942 года. Прибыла она от генерал-лейтенанта В. С. Тамручи, отстранённого после Харьковской операции от должности коман­ду­ю­щего бронетанковыми войсками Юго-Западного фронта. Согласно его отчёту, американский лёгкий танк обладал хорошей манёвренностью и управляемостью. Нападки Малышева на резиновую гусеницу оказались во многом беспочвенными, поскольку она обеспечивала в сухую погоду возможность подъёма на склон крутизной до 30 градусов. При этом она делала ход танка значительно менее шумным. Правда, в целом ходовая часть была признана слабой, а в сырую погоду резиновые гусеницы приводили к пробуксовкам и соскальзыванию с курса.

Бронирование корпуса позволяло выдержать на дальних дистанциях попадание снаряда 37-мм немецкой пушки. Вместе с тем, танк получился слишком высоким, что делало его хорошей мишенью. Высокий и узкий корпус в сочетании с узкой гусеницей привёл к тому, что танк на углах крена 20 градусов и больше был склонен к опрокидыванию. Ввиду вертикального расположения листов рикошеты были редкостью. По мнению Тамручи, запас мощности позволял установить на танк дополнительную экранировку. Были у него претензии и к мотору, которые в целом повторяли те, что описывались выше.

Ещё одним важным недостатком оказалось наличие внутри боевого отделения большого количества резины, призванной защитить экипаж от травм. На практике эта самая резина часто становилась причиной пожара, так что в войсках её старались из танков убирать. Вооружение было признано мощным, но при этом целесообразность размещения пулемётов в надгусеничных полках вызывала обоснованные сомнения. К тому же при установке на танк радиостанции требовалось снять один пулемёт и укладку на 48 снарядов.

В заключение стоит отметить, что обвинения в слабом бронировании и вооружении М3л выглядят несостоятельными. Уровень бронирования американской машины вполне соответствовал другим лёгким танкам того периода, а пушка обладала наилучшими характеристиками по бронепробитию по сравнению с вооружением аналогичных машин. Вместе с тем, танк обладал целым рядом других недостатков.



Схема бронирования из отчёта по изучению брони М3л

В значительной степени негатив, который сопровождает американскую машину, связан с тем, на какое время пришлись её поставки и боевое применение. К лету 1942 года на фронте появились немецкие танки с толстой бронёй и более мощным вооружением. На их фоне устарели практически все лёгкие танки. Только англичане смогли провести достойную модернизацию своего Valentine, оснастив его новой башней и 6-фунтовой (57-мм) пушкой.

Дополнительный негатив по отношению к «американцу» связан ещё и с тем, что к 1943 году этих танков в войсках было всё ещё очень много. Более того, даже на 1 января 1944 года в частях числилось 424 танка, то есть треть от поставленных танков семейства Light Tank M3. К 1 июня был потерян 141 танк, а уцелевшие машины продолжали использоваться. В некоторых частях они провоевали до самого конца войны. Несложно представить, какую оценку танк разработки 1941 года получит в 1944-м.

Источники и литература:

  • ЦАМО РФ
  • Stuart History of the American Light Tank, Vol. 1, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1992



Поделиться