Комитет русскоязычных родителей татарии в контакте. "языковая" ситуация в татарстане накаляется

Школьники республики Татарстан зачастую не могут однозначно ответить на вопрос, в какой стране они проживают: запутали учебники. Отдельные пособия по татарскому языку безапелляционно заявляют о "суверенном самостоятельном государстве Татарстане" и ставят регион чуть ли не в один ряд со странами – Францией, Великобританией и… Россией. Некоторые из них, хоть распространяются в школах, но исключены из федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, другие – туда даже не входили. О том, как субъект РФ выдает себя за "страну в стране" – читайте в материале Накануне.RU.


"Сообщите о том, что Татарстан – суверенное государство", "Татарстан имеет свою государственную символику", "Татарстан – самостоятельное государство, каждое государство имеет свои символы", – такие задания предлагают выполнить школьникам на уроках татарского языка. Родители русскоязычных детей замечают и другие, не столь очевидные тревожные "звоночки".

"Кстати, кто-нибудь обратил внимание на главную страницу электронных дневников? Внимательно посмотрите, на какую стопку книг облокотился мальчик в очках. В основании – толстущая книга – татар теле, выше – тонюсенькие биология, химия, физика, почему-то почти все на английском языке. Учебника русского языка вообще нет", – пишет Ольга в группе "Комитет русскоязычных родителей Татарии" в социальной сети "Вконтакте".

Ее поддерживают другие обеспокоенные родители. На обложке одного из учебников изображены страны и их столицы. В одном ряду стоят Франция, Великобритания, Турция Россия и Татарстан, ниже – их достопримечательности: Эйфелева башня, Биг-Бен, Колизей, мечеть Кул Шариф, башня Сююмбике.

"Для московского Кремля там места не нашлось", – заметили родители.

Та же с подарочными изданиями, которые дети получают при поступлении в школу. В книгах в качестве Родины упоминают только республику Татарстан, а в качестве президента – Рустама Минниханова. Русскоязычные родители признаются, что без зазрения совести избавляются от такой литературы.

Местные активисты считают политику властей по навязыванию татарской принадлежности русскоязычным детям сепаратизмом.

"Это следует расценить как сепаратизм. Я вообще считаю правильным привлечь к уголовной ответственности тех, кто допустил эти учебники, потому что это самый подлый удар – по детям. Это на грани фола: в районных школах президент РФ, флаг РФ и гимн РФ и рядом симметрично "висят" президент республики Татарстан, флаг республики Татарстан и гимн республики Татарстан. И дальше – еще "круче": глава муниципального района, флаг муниципального района, гимн муниципального района. Все это на горизонтальном уровне расположено, то есть подразумевается как равнозначное! Эту "местечковость" надо прекращать", – поделился своим мнением с Накануне.RU член родительского комитета русскоязычных родителей, председатель Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов, добавив, что такие фразы в учебниках – это "мина" под безопасность нашей страны.

Повод для беспокойства действительно есть. Еще в 2008 г. году более 80% опрошенных школьников республики назвали родной страной Татарстан. Исследование проводила руководитель центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования Ольга Артеменко.

"В республике Татарстан и в других республиках, например, и в Якутии, и в Чувашии, в течение 25 лет шло формирование этнического сознания, формирование у носителей этих языков сознания республиканской гражданственности. Несмотря на то, что было постановление Конституционного суда о едином российском гражданстве. Как мы видим, в ряде случаев, одно дело – написать, а другое – целенаправленно формировать сознание, создавая среду не только в системе образования, но в целом информационную среду, направленную на подсознательное формирование доминантного чувства принадлежности к определенному этносу, проживающему на своей малой Родине. Но Родину делить нельзя. Для ребенка не может быть малой или большой Родины. Она одна", – рассказала Накануне.RU Ольга Артеменко.

"Подрывные" учебники, как правило, уже не входят в перечень рекомендованных Минобром к использованию в школах. Одни – были исключены из него совсем недавно, другие и вовсе не входили.

Так, например, учебник татарского языка для начальной школы в соавторстве: И.Л. Литвинов, Э.Р. Садыйкова, Л.И. Гарипова покинул реестр в 2015 г. Кое-где он до сих пор применяется, о чем свидетельствует образовательные программы, размещенные на сайтах школ.


Из образовательной программы гимназии Казани

А учебника Хайдаровой и Малафеевой "Татар теле 2" в перечне и не было.

"Я знаю об этих учебниках. Конечно, недопустимо использование таких учебников в школьном образовательном процессе. Мы предсказывали, что ситуация, когда в обязательном порядке всем навязывают изучение татарского языка, будет приводить только к межнациональному напряжению. И то, что межнациональное напряжение в республике Татарстан нарастает, хорошо видно тем, кто хочет это видеть", – отметила Ольга Артеменко.

Эксперт уверена, что использование подобных учебников в школах – это серьезное нарушение федерального законодательства со стороны властей республики.

"Мы с 2008 г. добивались, чтобы в школах использовались, как базовые учебники, только те, которые включены в федеральный перечень. Еще в ноябре 2008 г., выступая на госсовете в республике Татарстан, я говорила о необходимости включения учебников по родным языкам из числа языков народов России в федеральный перечень учебников. Эта позиция была закреплена в 2012 г. в федеральном законе об образовании в Российской Федерации, – рассказала руководитель центра этнокультурной стратегии образования Федерального института развития образования, – Но, как мы видим, республика Татарстан позволяет себе нарушать федеральное законодательство и по использованию учебников, и по обязательному изучению государственного языка республики, и по количеству часов, выделяемых на его изучение, и еще можно перечислять нарушения".

Прокуратура уже всерьез взялась за ситуацию в Татарстане. Тысячи обращений родителей в надзорные ведомства по поводу принудительного изучения татарского в школах, зачастую в ущерб русскому, наконец, дали результат. Прокуратура Вахитовского района Казани вынесла представление одной из школ, где учебные планы составляли с нарушением закона. За этим последовала полная проверка школ Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

"В настоящее время работает Рособрнадзор в Республике Татарстан, идет проверка. И думаю, что как только она завершит свою работу, все изменения будут обязательно вам сообщены. Они работают до 27 октября со вчерашнего дня", – сообщила "Интерфаксу" заместитель министра образования и науки Татарстана Лариса Сулима на прошлой неделе.

"События развиваются очень интересно и стремительно. Сейчас стопками идут прокурорские представления в адрес директоров школ, которые оказались один на один с проблемой. Они не знают, что отвечать на массовые запросы родителей об отмене татарского языка в качестве обязательного предмета. Региональный министр образования сидит в своей норке и делает вид, что ничего не происходит", – отметил Михаил Щеглов.

Ажиотаж возник после заявления Владимира Путина о недопустимости снижения объемов изучения русского языка в школах. Но проблемы "сепаратизма в учебниках" пока не касается.

По словам Щеглова, всё дело в том, что региональная элита живет по своим прежним законам, по своим порядкам, пользуется своими схемами, созданными ещё в начале 90-х Минтимером Шаймиевым и его командой.

Республиканский минобр словно игнорирует общественный резонанс. Единственное сообщение – "разъяснение по вопросу обучения татарскому языку в общеобразовательных учреждениях Республики Татарстан" от 7 сентября, где сказано о законности обязательного изучения татарского, – ушло вниз по ленте, освободив место позитивным об осенних каникулах, победителях соревнований и конкурсов.

К моменту публикации министерство образования Татарстана не смогло объяснить, почему школьники учатся по "запрещенным" учебникам татарского. Накануне.RU ожидает ответа на информационный запрос.

Президент Татарстана Рустам Минниханов тоже отмалчивается. После своего выступления на госсовете в конце сентября, новых заявлений на эту тему он не делал.

Почти параноидальное стремление местных властей прививать татарскую культуру всем жителям республики, вне зависимости от их национальности, проявляется не только в системе образования.

"Вот, местный парламент – государственный совет республики Татарстан. Над зданием на шпиле многие годы реял единственный флаг – флаг республики. Над входными дверями внизу – два флага – России и Татарии, а наверху, огромный, видный отовсюду – один – татарский. Прокурор написал замечание по этому поводу, на что получил вполне юмористический ответ в духе: "В законе написано "НА государственных учреждениях", а выражения "НАД государственным учреждением" в законе нет! А у нас НА государственном учреждении действительно есть два флага – и России, и Татарии". Сейчас, правда, шпиль пустой, единственный флаг Татарии сняли, видимо, чтобы не дразнить", – рассказал активист Михаил Щеглов.


Опрос среди членов "Комитета русскоязычных родителей Татарии"

Впрочем, Конституция РФ отводит республикам право определять свой статус. В 1992 г. субъект этим правом воспользовался и постановил, что "Республика Татарстан – демократическое правовое государство, объединенное с Российской Федерацией Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Татарстан и договором Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении предметов ведения…". Суверенитет Республики Татарстан выражается в обладании всей полнотой государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Татарстан и является неотъемлемым качественным состоянием Республики Татарстан".

По словам активиста, главный закон республики устарел и отстал от жизни.

"Надо это все менять в корне, начиная с законодательства. Вот, смотрите, в Конституции РФ говорится, что, кроме госязыка России, допускаются государственные языки регионов, если местные парламенты приняли их таковыми. Но Конституция была написана в 1993 г., через месяц после расстрела Белого дома. Естественно, многие вещи с тех пор изменились, надо приводить их в соответствие с жизнью, с реалиями. Никаких государств-регионов в России сейчас нет, и надо убирать все их признаки из законодательств всех уровней", – говорит Михаил Щеглов.

В январе 2016 г. Владимир Путин говорил, что основатель советского государства Владимир Ленин "заложил атомную бомбу" под СССР, имея в виду принципы государственного устройства. Странно при этом, что федеральная власть не обращает внимание на куда более реальные "мины", которые никуда не делись с ельцинских времен.

Недавнее поручение Путина проверить, какие в регионах созданы возможности для изучения родного языка и не принуждают ли к изучению неродного, породило много споров. Причем если офлайн-дискуссий почти нет (а имеющиеся проходят мирно), то в интернете полемика, к сожалению, едва не перерастает в предмет 282-й статьи УК РФ. Люди объединяются в группы по интересам, пишут петиции, делятся мыслями, как отказаться от татарского языка или, наоборот, - не допустить массовых отказов. Причем огромное количество подписчиков группы в соцсетях набрали в рекордные сроки - любой SMM-щик позавидует. Наиболее активно языковую проблему отстаивают три паблика. «Реальное время» пообщалось с создателями этих сообществ.

«Русский язык в школах национальных республик»

«Русский язык в школах национальных республик» - старейшая группа в соцсети, первая запись датирована 27 июня 2012 года. Как раз в это время мама из Нижнекамска Виктория Можарова через суд пыталась отстоять право для своих сыновей не учить татарский язык. Надо сказать, что мальчики и так не посещали уроки татарского языка и литературы на протяжении нескольких лет, до тех пор, пока директор школы не оставила их на второй год из-за академической задолженности по этим предметам. Это, собственно, и стало поводом для судебного процесса.

Создатель сообщества, сторонница «языковой свободы» Екатерина Беляева, в случае со своим ребенком до подобных ультиматумов, правда, не доходила, действовала в досудебном правовом поле. В Казань она приехала из Иркутска.

Группа не очень многочисленная - на данный момент в ней состоит 1454 человека, последний всплеск вступления был 5-7 сентября, когда в разделе «документы» появились образцы заявлений на отказ от изучения татарского языка.

Активность в группе небольшая, это связано с тем, что мы сами не поддерживаем дискуссии в группе, все общение у нас по существу - как подать, куда… В основном народ скачивает образцы заявления. Прочтений страниц, скачиваний, обращений к файлам у нас больше, чем подписчиков, - говорит Беляева.

Создатель сообщества, сторонница «языковой свободы» Екатерина Беляева. Фото vk.com

В группе несколько образцов заявлений, содержание их зависит от стандарта, по которому учится школа, и от того, настроены ли люди на полный отказ или частичный. И при анализе самых популярных заявлений выясняется интересная закономерность. Оказывается, самые востребованные заявления - коллективные на частичный отказ от изучения татарского языка (более 700 скачиваний). А индивидуальные на полный отказ скачивают редко.

Сейчас стало поступать много жалоб на то, что директора школ отказывают в принятии заявлений, говорят: «Не приносите, мы не знаем, что с ними делать». Это в основном города Казань и Набережные Челны. Я не буду называть школы, потому что мы уже столкнулись с тем, что это ничем хорошим не заканчивается ни для руководства школ, ни для тех, кто подает заявления. Мы просим, чтобы в школах дали либо разрешение, либо официальный отказ, чтобы у нас было что предъявить проверяющим из Генпрокуратуры, - говорит Беляева.

«Комитет русскоязычных родителей Татарии»

Эта группа намного моложе, но так же, как и «беляевская», выросла из «Общества русской культуры Татарстана», которой руководит Михаил Щеглов. Екатерина Беляева изначально тоже состояла в «щегловском» движении, но потом откололась и начала вести индивидуальную деятельность. «Комитет русскоязычных родителей Татарии» появился в соцсетях в июне 2017 года, еще до заседания Совета по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле, где Владимир Путин высказался по теме добровольности изучения родных языков. Создатель - Инесса Гудочкина, она же автор петиции «О защите русского языка в Республике Татарстан!», размещенной на сайте КПРФ в 2013-м году, и других интернет-петиций, посвященных этому вопросу.

Первая моя петиция набрала более 20 тысяч голосов. Потом популярность начала падать, и я решила создать группу во «ВКонтакте», чтобы ее активизировать. Группа тоже стала популярной в короткие сроки. Сейчас там состоят 5065 человек, причем за последний месяц у нас появилось больше 2 тысяч новых пользователей, - говорит Гудочкина.

«Комитет русскоязычных родителей Татарии» вырос из «Общества русской культуры Татарстана». Фото Олега Тихонова

В группе также размещены заявления на полный или частичный отказ от изучения татарского языка и на выбор учебного плана. По данным Гудочкиной, на 19 сентября в 98 школ подано 1784 заявления. Инесса говорит, что она как мама тоже отдала такое заявление в школу, но ее ребенок, тем не менее, уроки татарского посещает.

На уроки ходит и уроки делает, мы законопослушные. Я сама отдала заявление директору, она приняла. Недовольно, конечно, но приняла, мы с ней культурно поговорили.

Инесса Гудочкина - домохозяйка, свободное время она посвящает модерированию группы. Среди ее соратниц другие мамочки. Они разработали план действий по подготовке к проверке Генпрокуратуры и Рособрнадзора, которую Путин поручил провести во всех регионах России. Говорят, что в Татарстане она пройдет в октябре, правда, по информации замминистра образования Татарстана Ильдара Мухаметова, официального уведомления от проверяющих пока не было.

Сейчас женщины поделили между собой районы Казани и других городов Татарстана, ходят по школам и собирают учебные планы, чтобы продемонстрировать ревизорам - соответствуют те федеральным стандартам или нет.

«Татар ата-аналары - Татароязычные родители»

Это единственная группа в соцсети «ВКонтакте», поддерживающая существующий порядок в образовательной системе Татарстана, при котором русский и татарский языки изучаются в равных объемах. Появилась она 8 сентября в ответ на активную деятельность двух первых сообществ. Ее создатель - Чулпан Хамидова, сотрудник Института истории имени Марджани.

Конкретно наша группа возникла как реакция на рассылку сообщений с призывом отказаться от изучения татарского языка. Я, как татарка, очень болею за свою культуру и я за то, чтобы сохранить татарский язык в базовой учебной программе, - говорит Чулпан.

Чулпан Хамидова: «Наша группа возникла как реакция на рассылку сообщений с призывом отказаться от изучения татарского языка. Я как татарка очень болею за свою культуру и я за то, чтобы сохранить татарский язык в базовой учебной программе». Фото vk.com

В то же время она согласна, что проблемы в преподавании есть («на пустом месте конфликт не возникает»), но считает, что исключение татарского из программы - это слишком радикальная мера, которая приведет к межэтническому конфликту.

Здесь нужен компромисс. Возможно, нужно сократить татарский язык, оставить обязательными 3 часа в неделю, как изучение государственного языка. И 3 часа родного языка - татары изучают татарский, а русские - русский, - предлагает Хамидова.

Активистка признается, что дети у нее еще дошкольного возраста, и на собственном опыте о проблемах преподавания языков в школе она не знает. Но занимается репетиторством по русскому, татарскому и английскому, так что какое-то представление о недостатках и достоинствах практикующейся в Татарстане образовательной системы имеет.

Группа «Татар ата-аналары» также стала популярной в короткие сроки, набрав менее чем за неделю 4121 подписчика.

Активность за счет татар с активной жизненной позицией, у которых тесно налажены связи. Мы друг друга хорошо знаем благодаря тому же Форуму татарской молодежи, проектам «Мин татарча сойляшем», лагерю «Салят». Активному продвижению группы способствовала творческая интеллигенция, - говорит Чулпан Хамидова.

Флешмоб с «Алифбой»

Среди администраторов группы - Табрис Яруллин, председатель Всемирного форума татарской молодежи. Впрочем, он говорит, что в группу его позвали, скорее, для формального усиления состава и к деятельности модераторов он отношения не имеет.

Образцов заявлений руководителям школ с требованием сохранить обязательное изучение татарского языка в группе нет, активисты пишут петиции. Одна из последних - о создании возможности сдавать ЕГЭ на родных языках. «Это касается не только татарского, но и других языков народов России», - отмечает Хамидова.

Активисты призывают разместить в качестве аватарок фото учебника «Алифба». Фото vk.com

Мы с большим количеством людей обсуждаем проблемы, начиная с преподавания языка и заканчивая его актуализацией, и эти проблемы очевидны. Мы учим в школе татарский язык, заканчиваем школу и дальше татарский уже не нужен - то есть появляются проблемы с мотивацией в использовании его в жизни. Мы, как носители татарской культуры, озабочены тем, чтобы татарская культура сохранилась и нам надо над этим работать, - говорит Чулпан Хамидова.

К предстоящей проверке прокуратуры и Рособрнадзора «татароязычные родители» не готовятся, сбором заявлений и прочих документов не занимаются. Из действий, которые стали популярны в Сети, – флешмоб в поддержку татарского языка: активисты призывают разместить в качестве аватарок фото учебника «Алифба», школьнику на обложке которого заклеен изолентой рот. Или список пунктов, почему учить татарский язык нужно и полезно, даже если он неродной. Также родители собирают подписи к письму Путину, в котором просят сохранить изучение татарского языка как государственного, поддержали это обращение 900 человек.

Дарья Турцева

20 сентября стало известно, что 1536 родителей из 92 татарстанских школ написали отказ от обязательного преподавания татарского языка для их детей.

Согласно сообщению, отказ написали родители из Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска и Зеленодольска.

Накануне с просьбой заявить официальную позицию властей Татарстана по поручениям президента России Владимира Путина относительно изучения татарского языка обратились к президенту республики Рустаму Минниханову Общество русской культуры Татарстана и комитет по защите прав русскоязычных родителей и учащихся.

В своем обращении к главе республики руководители двух общественных объединений Михаил Щеглов и Эдуард Носов попросили Минниханова организовать родительское собрание Республики Татарстан на тему «Родители Республики Татарстан — за укрепление федеральных ценностей в системе образования регионов России».


Тема изучения национальных языков в республиках стала вновь актуальна после того, как 20 июля Владимир Путинзаявил о недопустимости принудительного изучения в субъектах федерации России языков, не являющихся родными.

15 сентября в Казани прошли дебаты на тему «Татарский язык в системе образования России, быть или.?», которые превратились в жаркую дискуссию. Примирить сторонников и противников обязательного изучения татарского языка наравне с русским в ходе дебатов так и не удалось.

Недавно Татарстан лишился своего «особого статуса» в Российской Федерации, поскольку особый договор республики с федеральным центром не был продлён. Будет ли в итоге отменён и антиконституционный, по сути, закон Татарстана об обязательном изучении татарского языка в республике?

— На самом деле это проблема не одного Татарстана, — считает директор «Фонда развития институтов гражданского общества «Народная дипломатия» Алексей Кочетков . — Она касается всей России.

Если мы исходим из того, что у нас социальное государство, как это записано в Конституции страны, то такое государство должно заботиться не только о достойном уровне жизни, но и заботиться о повышение уровня развития граждан. И знание государственного языка тут играет важную роль.

Посмотрите, что произошло на русскоязычной части Украины. Когда начали повсеместно вытеснять русский язык из всех уровней образования, украинский язык так и не поднялся на более высокий уровень.

В итоге теперь значительная часть молодых украинцев не только украинского, но и русского языка толком не знает. А если и знает украинский, то сфера его применения остаётся крайне ограниченной. Это заметно даже тогда, когда читаешь русскоязычную украинскую прессу. Видно, как резко снизился уровень грамотности у пишущих на русском языке украинских журналистов.

И схожие процессы происходили и происходят в тех национальных республиках на территории России, где в ущерб русскому языку навязывается обязательное изучение языков так называемых титульных этносов.

Русский язык является основой всей русской национальной культуры, а так же языком межнационального общения не только в России, но и на постсоветском пространстве. Внутри же русской культуры успешно развиваются не только великороссы, но и представители всех остальных этносов России.

И если мы будем навязывать как государственный в одном из регионов России какой-то иной язык, результаты могут быть печальными. Да, к примеру, татарские националисты порадуются. Но при этом не только русская, но и татарская молодёжь окажется в проигрышных условиях, если захочет поступить в вуз в Москве или Нижнем Новгороде, где требуется хорошее знание русского языка.

Я оканчивал школу в Москве. Со мной учились татары, коренные москвичи. Они изучали русский язык в школе, как все, но никто не мешал им между собой и в семьях говорить по-татарски, изучать родной язык и культуру.

У меня есть ощущение, что люди, которые говорят о необходимости обязательного изучения татарского языка мало на самом деле заботятся именно о татарском языке и культуре. Их больше заботит создание иной идентичности, отличной от общероссийской.

Мало того, продолжение практики обязательного (фактически, насильственного) изучения татарского языка приведёт к усилению напряжённости уже на межнациональном уровне. Получается, что за счёт государственного бюджета происходит финансирование межнациональной напряжённости в стране.

В итоге это может привести к тому, что у нас так называемые элиты титульных этносов заявят о том, что их республики созрели до независимого существования. А всем русским, несогласным с этим, будет предложено уезжать, как это уже было в девяностые годы в Прибалтике. (Собственно, несколько лет назад в Казани татарские националисты уже стояли с плакатами «Чемодан-вокзал-Рязань» — «СП»).

«СП»: — С другой стороны, мы постоянно подчёркиваем, что особенность России, Русского мира в том, что мы со времён Российской империи сохраняем многообразие культур всех народов, живущих в нашей стране. Однако сохранение культуры невозможно без сохранения национального языка. Может быть, есть почва для опасений со стороны той же татарской интеллигенции, что татарский язык мало кто захочет учить, если отменить его обязательное изучение?

— Мы знаем пример русской эмиграции после революции 1917 года. Только во Франции, по разным данным проживало от полумиллиона до 800 тысяч человек. Это примерно численность какого-нибудь небольшого народа на территории России.

Я знаю немалое число семей эмигрантов в третьем и четвёртом поколении, кто по-прежнему говорит по-русски, знает русскую культуру. Притом, что ведь никогда не ставился вопрос о том, что в местах компактного проживания русских французское государство должно создавать и финансировать школы, где изучался бы русский язык.

Поэтому знание родного языка вне зависимости от того, где ты живёшь — это в первую очередь — вопрос выбора. Да, государство может на местном уровне поддерживать культуру малых народов. Если кто-то считает, что этого недостаточно и необходимо глубже, скажем, изучать эвенкийский язык, тут есть проверенный способ — создание неправительственных организаций, частных школ и т. д.

Те, кто считают, что язык своего народа необходимо поддерживать, так или иначе участвуют в финансировании всех этих начинаний. А вот задача государства состоит в том, чтобы человек, живущий в том же Татарстане, независимо от того татарин он или русский, мог получить качественное образование, изучить государственный язык России и поступить при желании в вуз в любой точке Российской Федерации.

А у нас получается, что нередко родителям учеников из того же Татарстана приходится нанимать репетиторов, чтобы их дети не писали с ошибками на русском языке.

«СП»: — Известно, что на татарском языке в советское время татары говорили всё меньше. Отказ от обязательного изучения этого языка в школе может привести к его фактическому исчезновению? Может быть, имеет смысл сделать татарский язык обязательным для тех, кто татарин по паспорту, например?

— В советское время на той же Украине изучали украинский язык в школах, украинские авторы, лояльные советской власти, нередко получали возможность издавать свои творения огромными тиражами. Однако их мало кто читал.

И до сих пор русскоязычная литература на Украине пользуется куда большим спросом, чем украиноязычная, несмотря на все мыслимые и немыслимые запреты. В России же традиционно иная ситуация. Если бы не советская власть, которую традиционно ругают те же татарские националисты, сегодня мало кто бы вообще говорил на татарском языке.

Татарским националистам хочется сказать — пусть ваши писатели пишут такие произведения, ради которых их захотят читать на татарском языке не только татары, но и другие народы. И всё будет отлично у вашего языка без принудительного изучения его теми, для кого он не является родным.

Принудительно заставлять изучать татарский язык этническим татарам, по-моему, тоже неправильно. Это напоминает политику еврейских общин, которые сами себя в 17 веке замкнули в гетто. И через некоторое время еврейская молодёжь уже не могла выйти из этого гетто. Получается, что мы загоняем людей в культурное гетто.

А если татарская или смешанная семья не хочет этого? Мы опять делим людей искусственно. Россиянин татарского происхождения должен обладать теми же правами, что и россиянин русского происхождения. Стены внутри государства надо разрушать, а не воздвигать. Зачем же создавать стену между русскими великороссами и русскими татарами.

Чаще всего за теми, кто говорит о мультикультурализме, о дополнительных преференциях тем или иным малым народам, думают о своих корыстных интересах.

«СП»: — Удастся ли, на ваш взгляд, федеральному центру добиться того, чтобы в Татарстане осталось обязательное обучение только на русском языке?

— У России нет иного выхода: если мы хотим сохранить единство страны, это необходимо делать. В условиях фактически второй холодной войны мы находимся в очень тяжёлом положении. Многие этого просто не сознают. Если сейчас федеральный центр даст слабину, все этнические и даже региональные национализмы полезут изо всех щелей.

И мы вовсе не сохраним межнациональный мир, если будем потакать националистам в российских республиках, а окончательно его добьём. Единственная возможность уничтожить Россию — разорвать её изнутри. Поскольку снаружи это боятся делать, пытаются действовать через создание альтернативных идентичностей.

Наша задача укреплять единую русскую цивилизацию, к которой принадлежат все народы России, внося в неё свои этнические особенности.

Алексей Полубота

Ольга Артеменко: «Выдавливание русского языка ведет к исходу русских из республик РФ»

В предлагаемом интервью рассматриваются, помимо прочего, некоторые юридические аспекты законов об изучении неродных языков.

"В Татарстане за эти годы появилось молодое поколение, для которых слова "Конституция", "договор с федеральным центром", "статус государственного языка" - это не пустой звук. В современном языковом кризисе есть и положительная черта. Мы осознали, что нам нужно быть готовыми защищать свои завоевания: суверенитет республики, отношения с федеративным центром, право на изучение второго государственного языка. У нас впереди огромная работа по развитию национальной культуры и образования. Но главное у нас молодежь, которая готова, несмотря на все давление и угрозы репрессивных структур встать грудью на защиту Конституции Татарстана", - заявил Аминов в программе.

Пользователи сообщества в "ВКонтакте" - "Комитет русскоязычных родителей Татарии", где опубликовали видео, усмотрели в заявлениях Аминова призывы к экстремистской деятельности.

"Сдаётся мне, что гражданин Аминов должен бы почитать несколько статей после такого заявления. Ст. 148, ст. 280.1 , ст. 282 УК РФ - в частности. Это ещё без КоАП и ГК", - написал, например, пользователь под ником Волокитин Денис . (ст.148 - нарушение права на свободу совести и вероисповедания, ст.280.1 - публичные призывы к действиям, направленным на нарушение целостности РФ, ст.282 - возбуждение ненависти либо вражды).

Программа "7 дней" выходит на телеканале "ТНВ" каждое воскресение в 19:30 и 21:30 часов. В этот раз Аминов начал программу с комментариев сделанных руководителями региона заявлений на сессии Госсовета 26 октября.

"Мы воочию увидели, как топорные, непродуманные и, как сказал Минтимер Шаймиев , в некоторых случаях аморальные действия чуть не взорвали спокойствие в республике", - заявил Аминов в начале передачи. По его словам, заявления в Госсовете отразили чувства "всех" жителей региона.

"Такое ощущение, что кто-то специально, по злому умыслу попытался опять запалить пожар ненависти и национальной нетерпимости", - заявил Аминов. Он предостерег от вторжения "кованным сапогом" в систему образования. Прокурорские проверки добровольности изучения татарского языка Аминов назвал "кошмаром" для школ.

Аминов в программе взялся пояснить, о каких статьях Конституции России 26 октября говорил госсоветник на сессии парламента региона. В прошлый четверг он напомнил, что в этом году исполняется 25 лет со дня принятия Конституции Татарстана, в 2018 году - российской.

"В них безупречно написаны статьи. Мы, соблюдая их, 25 лет работали. Какая необходимость в течение учебного года, наскоком, покушаться на воспитательный процесс. Это аморально! Мы обучаем с утра до вечера добру, терпимости...Как будто специально учителей, которые несут грамоту и воспитание, учащихся, которые у нас подготовленные, политизируем. Пожелание такое - в течение этого года не затрагивать эти вопросы, продолжать ту работу, которая сейчас ведется", - сказал Шаймиев.

Номера статей Аминов, впрочем, не назвал, но посоветовал "некоторым федеральным чиновникам не грех туда чаще заглядывать". Он неоднократно показал видео с июльского совета по межнациональным отношениям с выступлением президента Владимира Путина. "Языки народов России - это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать их - гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского в школах национальных республик РФ. Обращаю на это особое внимание глав субъектов Российской Федерации", - говорит на этих кадрах глава государства.

Аминов, в свою очередь, заявил с нажимом в голосе: "Никто не имеет права нарушать Конституцию: ни президент, ни прокурор, ни министр образования".

"Все требования к родителям писать какие-то бумажки о согласии на изучение какого-то из государственных языков, как и отказ родителей изучать один из государственных языков, на мой взгляд, является антиконституционным, незаконным", - сказал Аминов.

В той же передаче руководитель телерадиокомпании называет родителей-противников изучения татарского малограмотными.

"Когда некоторые родители заявляют, что моему ребенку второй государственный язык не нужен, что он мешает их любимому чаду учиться, у меня ощущение, что это говорят малограмотные люди, которые не могут поднять голову от своей, простите, миски и посмотреть чуть дальше своих сиюминутных интересов", - заявил Аминов.

26 октября открыла дискуссию на сессии Госсовета, к которой подключились действующий и бывший руководители РТ, вице-спикер парламентаРимма Ратникова . Именно она о том, что педагогов обижают сотрудники надзорного ведомства. Она сослалась на голоса из районов, кроме того, по ее словам, есть обращения и из Казани. Более того, вице-спикер сообщила об обеспокоенных родственниках и родителях школьников.

"25 директоров школ с огромной тревогой рассказали, что им до 22 часов ночи звонят из прокуратуры, не только предупреждают, но и пугают - административными и даже уголовными делами. Обращений к депутатам немало от директоров школ Казани, районов республики, родственников, родителей школьников. В школах республики идет прокурорская проверка. Директоров вызывают в прокуратуру, требуют изменить учебные программы, дают шаблоны, каким должно быть расписание. Требуют убрать татарский язык, заменить его на "родной", что, как вы понимаете, далеко не одно и то же. Начались родительские собрания, где детей должны поделить по национальности: лучшего способа дестабилизировать ситуацию в республике не придумаешь", - рассказала Ратникова.

Минниханов в своем выступлении напрямую возложил отвественность на прокурора РТ Илдуса Нафикова за то, что действия его сотрудников в школах, ведут к расколу общества по национальному признаку. Он пригрозил, что обида нанесенная директорам школ может сорвать в Татарстане президентские выборы 2018 года. Аналогичный тренд выдержал в своей передаче Аминов.

"Илдус Саидович, я прошу: к директорам школ пока вопросов быть не должно. Мы отработаем и перед вами отчитаемся. Мы такие же люди, которые отвечают перед главой государства. Только вы в один момент все изменить силовыми методами не должны. Вы и так породили столько напряжения...Хотя договоренность была такая, что нужно время и мы с вами вместе будем наводить порядок. Я считаю, что вы должны подсказать руководителям в районах и городах соблюдать этикет. К директорам школ так относиться нельзя. Завтра я с ними должен организовывать выборы. В преддверии выборов разве можно делать такие вещи? Законы Российской Федерации будем выполнять, но каждый по своему их не должен трактовать", - Минниханов к руководителю надзорного ведомства по региону.

Государственный советник до конца учебного года ничего не менять в преподавании школьникам татарского языка, и представить новые стандарты перед началом нового учебного года - в августе 2018 года.

Напомним, что в 2002 году в Татарстане разразился скандал, который стоил руководящего поста главе ГТРК "Татарстан" Иреку Муртазину . В эфире программы, посвященной захвату заложников "Норд-Ост", он сравнил чеченских террористов с освободителями. Когда Муртазин стал фигурантом уголовного дела, в материалах сообщалось, что руководящий пост Муртазин оставил "после того, как допустил неправильное освещение террористического акта - захвата, удержания и убийства заложников в здании Театрального центра на Дубровке и сравнения чеченских террористов с борцами за свободу".


Сюжеты:

"Татарский язык не сдадите - в следующий класс не переведем." Глава Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов рассказал о том, почему русские в республике обратились к министру образования России.

В последних числах августа в руки министра образования России Ольги Васильевой через многодетную семью из Подмосковья была передана папочка с болью тысячи русских семей, проживающих в Татарстане. Они просят министра обязательно прочитать ее лично. «Спасите наших детей от насильственного изучения татарского языка!» – умоляют они Васильеву, уже много лет не находя поддержки, в том числе и в подконтрольном ей ведомстве. Власти Татарстана проблему не признают. Хотя открыто заявляют, что республика – это самостоятельное государство. Именно это черным по белому написано в школьных учебниках, на обложках которых Татарстан ставится в ряд с ведущими мировыми державами отдельно от России. О ситуации с русским языком в республике, а также почему ситуация в Татарстане напоминает Украину, специальному корреспонденту Daily Storm Наталье Башлыковой рассказал глава Общества русской культуры Татарстана Михаил Щеглов.

– Михаил Юрьевич, Вы - один из тех, кто собирал папку для министра, почему Вы решили передать ее лично?

– Мы неоднократно пытались обратить на эту ситуацию внимание федеральных властей. Писем на эту тему, в том числе министру образования, написано уже очень много. До сих пор мы получали ответы по стандартной схеме, когда все спускалось обратно в республику… Однажды нам пришел ответ, что переписку считаем завершенной.

Поэтому мы пошли другим путем. Нам помогла женщина из Подмосковья, которая прочитала боль родителей в нашей группе в социальной сети «ВКонтакте» – Комитет русскоязычных родителей Татарстана. Она согласилась напрямую передать папку Васильевой. Кроме того, одновременно с этим президент России Владимир Путин дал поручение Генеральной прокуратуре РФ провести проверку добровольности изучения национальных языков в регионах. На Совете по межнациональным отношениям в Йошкар-Оле он заявил, что недопустимо сокращать часы русского языка за счет других языков. Президент обратил на это особое внимание руководителей регионов. Для нас очевидно, что это было сказано про Татарстан, потому что самая тяжелая ситуация здесь. Но наши первые лица республики это не признают. И уже заявили, что у нас все в рамках закона.

– Что сегодня происходит в республике с русским языком?

Русское движение в республике Татарстан заботит ряд проблем, которые сегодня не признает власть. Но, безусловно, на первом месте в республике стоит проблема русского языка в образовании. Решить ее очень сложно, поскольку наше законодательство «заточено» под двуязычие. Обязательным для изучения в школе являются русский и татарский языки. У меня дети уже взрослые, я сам поначалу не сопротивлялся тому, чтобы они в школе изучали татарский язык. Но позже я убедился, что это абсолютно ненужный предмет для моих детей. Они не могут его выучить, так как у них нет для этого ни мотивации, ни среды, в отличие от их татарских сверстников. По моему мнению, так считают от 60 до 80% населения, включая татар. Они понимают, что будущее для них - это русский язык.

Тем не менее, региональная власть упорствует и позиционирует этот язык как равный русскому во всех измерениях. Чиновников не смущает даже тот факт, что это противоречит Конституции РФ, где единственным государственным языком всей страны установлен русский.

Еще одна проблема - правовая коллизия. Это то, что в РФ русский язык не имеет статуса родного, хотя таковым его считают 92% граждан. Например, у нас в республиканском законодательстве понятие родного языка противопоставляется русскому языку.

– Это как?

– То есть родной - не русский язык, а татарский. Но если я русский, то какой для меня может быть родной язык? Это первое, что, на мой взгляд, надо исправить в законодательстве, потому что должна быть незыблемая основа для государственного языка, гарантирующая безопасность страны... Фундаментально, по-крупному, русские в Татарстане осознали эту проблему в 2009 году с введением ЕГ по русскому языку в качестве вступительных испытаний в вузы. Родители терпеть - терпели, а потом поняли, что их дети не могут поступить в институты. Например, чей-то ребенок наполучал троек по русскому, который из-за ограниченности часов (в пользу татарского) он плохо знает.

– Каково соотношение часов преподавания русского и татарского языков?

– Все поровну. Это принципиальная позиция для власти и татарских националистов, которых она поддерживает. Я бы сравнил это со Сталинградской битвой – не отдадим ни пяди земли. Но как поровну? Например, у Татьяны Логиновой, которая тоже находится в нашем объединении, у ее ребенка в неделю по три урока русского и литературы и пять уроков татарского языка и еще один по татарской литературе, где также фактически проходят предмет «татарский язык».

Наша принципиальная позиция какова? Русские дети должны изучать татарскую литературу в переводе на русский. Это же логично. Они не являются носителями татарского языка, они плохо понимают прочитанное. Тем не менее, таких переводов нет. Поэтому, конечно, очень логично, что большинство русских учащихся получают за татарский язык плохие оценки. Причем, их за это давят, гнобят, обманывают. Говорят детям: язык не сдадите, мы вас не переведем в следующий класс. Например, у нас был такой случай, когда мама клала ребенку в портфель диктофон, а потом прослушивала то, что ему говорят учителя о его родителях, не поддерживающих изучение татарского языка, а также унижения, оскорбления ребенка в присутствии класса. Это, конечно, недопустимо с точки зрения педагогической этики, но большинство молчит, чтобы ребенок просто мог окончить школу. Потому эта тема табуирована. Молчите - и вам вашу троечку нарисуют.

– Такая ситуация только в Татарстане?

– В Башкирии была сходная ситуация, но там взялась за дело прокуратура, и президент придерживается другой позиции. У нас же - кремень.

– Как Вы думаете, почему?

– Есть такой деятель - Рафаэль Хакимов, который конструировал республику Татарстан, как суверенное отдельное государство. Он был долгие годы советником по внутренней политике у Минтимера Шаймиева. Это известный писатель, крайний националист, именно государственного регионального масштаба. При нем в 90-х годах в республику привозили такого человека, как Аслан Масхадов. Из президиума он учил наш госсовет республики, как нужно строить отношения с Россией, почему надо поддерживать народно-освободительное движение, а также, что такое Ичкерия. Это был проект Хакимова.

В общем, неподписанный сегодня договор Москвы с Татарстаном – это часть системной ситуации, созданной реваншистской, этнократической группой, сформированной экс- президентом Шаймиевым. Там сегодня есть люди, которые хотят реванша и возвращения на 500 лет назад, чтобы опять появилось отдельное татарское государство. Есть в республике те, кто откровенно не хотел бы видеть тут русских. Это естественно, потому что русские - не помощники им в строительстве такого государства.

– Из Москвы этого не видно. Как это проявляется?

– А из Москвы что было видно про Украину, пока там не полыхнуло? Все то же самое сегодня здесь. Я сам кандидат технических наук, в институте преподаю, но защита русского языка - теперь моя вторая половина. Я уже тут 30 лет этим занимаюсь, начиная от создания фольклорного движения, фольклорных ансамблей, праздников, до выступлений на различных научных конференциях и мероприятиях.

– Есть ли противодействия вашей деятельности?

– Для властей я персона нон грата. Например, они просят, чтобы мне не давали слова на различных мероприятиях. Неоднократно меня пытались привлечь к административной ответственности. Но все такие административные дела я выигрываю либо в нижней инстанции, либо в Верховном суде. Потому что все претензии ко мне – фуфло откровенное. Однако им все равно нужно меня задавить, зажать, припугнуть…

Если вернуться к договору, то есть совершенно точно люди, которые бы хотели отделения от России, вплоть до того, чтобы реализовать какую-то программу расселения – переселения. Также в республике всегда были те, кто использует этот фактор в политической игре.

– Что за игра?

– Она заключалась в том, что сначала объявили суверенитет, провели референдум, по которому 61,4 % населения высказалось за то, чтобы считать республику субъектом международного права и самостоятельным государством. В то время была вброшена такая идея, что у нас нефтяной край, а в условиях суверенного государства у нас дети будут рождаться автоматически миллионерами как в Саудовской Аравии. Но в итоге, у кого сейчас вся нефтянка? У семей и кланов. В общем, суверенитет Шаймиевская команда использовала как инструмент обогащения, создание благополучия своим потомкам.

Если вы обратите внимание, жена у нынешнего президента Татарстана - очень успешный бизнесмен. За 2016 год она заработала 2,6 миллиарда рублей. В общем, относительно Москвы – это отдельный организм, некий кокон. Не знаю, удастся ли его федералам и Владимиру Путину распутать. Сейчас появились некие сигналы, в том числе банкротство банков, потому что банки здесь – это дворцы и замки.

– Вы сказали, что в республике повторяются те же процессы, что и на Украине, что именно под этим вы имеете ввиду?

– Все маркеры схожи, язык в том числе. Допустим, такой факт, вся история республики переписана. Если вы возьмете учебник под авторством Д.К. Сабировой, Я.Ш. Шарапова «История Татарстана. С древнейших времен до наших дней», то там Татарстан рассматривается как самостоятельное государство со времен древней Булгарии.

В частности, там говорится, что в 1552 году Россия совершила акт агрессии и оккупировала Татарстан. Светлые силы – они в республике, а черные – понятно откуда. Это идет в других учебниках. Было очень много жалоб, в том числе в прокуратуру, но они не дают результатов.

Причем у нас не просто учебники истории переписываются, а академическая историческая наука строится на полностью переписанной истории. Вот, например, Индус Тагиров – настоящий академик, доктор наук, профессор. Он фактически глава исторической школы республики Татарстан. То есть все наши кандидаты и доктора прошли его школу. И этот человек на полном серьезе говорит, что республика Татарстан насчитывает 3000 лет, а по территории включает не только Татарстан, Башкирию и всю Сибирь, но и весь Китай. В советское время озвучивать такое было невозможно….

Такая же ситуация с искусством, творческими союзами. В местном союзе писателей чуть более 300 татар и, по-моему, 13 русских, причем в русской секции татар даже больше, а в секции татарских писателей - по-моему, ни одного русского. То есть русское слово тут вообще не развивается. Мы пытались один проект запустить. Некий русский писатель хотел сделать альманах «Русское слово». Пробивали, говорили об этом на всяких статусных собраниях. В итоге из названия убрали слово «русское» и поставили рулить изданием татарина. То же самое в Союзе композиторов, в Союзе художников.

– А что было в Вашем письме Васильевой?

– Мы сообщили о соотношении часов татарского и русского в школах, о том, что мы не можем отстоять свое право на полноценное изучение русского языка. Написали о том, по каким программам учатся наши дети, о том, что в школах совершаются подлоги, об агрессии в адрес детей. Если кто-то что-то вякнет, то потом ребенка на линейке могут при всех отчитать: «вот из-за его папаши и мамаши этот ваш одноклассник отказывается уважать татарский народ». Когда противопоставить уже нечего поборники такого своеобразного регионального образования переходят на истеричное: «Учите, неучи, язык народа, на чьей территории живёте!»

Хотя говорить о том, чья это на самом деле территория, сложно. До булгар тут жили именьковцы, которые считаются протославянами. То есть территория перетекала плавно, оттуда сюда. И вообще русские с татарами - комплементарные народы, между которыми до сих пор не было серьезных противоречий. У татар к началу революции выработались механизмы взаимодействия с царской властью, с доминирующим православием, и о шариате никто не думал. Сейчас же шариат, который пропагандируют у нас по всем мечетям. Люди, которые их посещают, рассказывают, что до 20% молящихся – салафиты и ваххабиты. Эта идеология радикального ислама распространяется сегодня здесь из-за бесконтрольного проповедования пришлых из Саудовской Аравии и ряда других стран Ближнего Востока.

Я в это тоже поначалу не вникал, но когда увидел, что стали жечь церкви, что идут перестрелки с ваххабитами в городской черте, изучил этот вопрос. Ведь прежний муфтий в результате этого остался без ног, чудом выжил.

А главный лидер традиционного татарского ислама, богослов Валиулла Якупов был убит в подъезде собственного дома. До девяти церквей в республике поджигали или пытались сломать ваххабиты. Несколько церквей сгорело дотла.

– Каково сегодня соотношение русских и татар в республике?

– По региону при последней переписи чуть более 53% татар и почти 39% русских. Хотя есть инсайдерская информация от силовиков, что на самом деле русских сейчас здесь большинство. Просто для татар принципиально быть большинством. В предыдущих переписях численность татар в республике была меньше 50%. Ни откуда появиться они не могли, потоков миграции в республику татар также нет.

Интересен и такой, например, факт: Иван Грозный отселял татар от рек, чтобы они не грабили. Поэтому во всех селах по берегам рек живут русские. Но в последние годы идет негласная политика переселения татар в русские деревни. И есть тенденция мечетизации всех деревень, включая чисто русские.

В детских садах, не спрашивая родителей, вводят питание халяль. Это как у евреев кашерное, то есть религиозно правильное. Это что теперь перед приемом пищи детям переосвящать эту еду?

Пренебрежение интересами православия – это тоже доминанта этой конструкции. Везде, где можно без него обойтись, без него обходятся, но батюшку всегда стараются посадить рядом с муллой. Или, допустим, строительство мечетей, которое шло очень усиленными темпами при президенте Шаймиеве. Сейчас в республике около полутора тысяч мечетей. Причем негласно, к этому властью были подключены местные предприниматели. Даже была такая тема, когда русский бизнесмен хвалился, что помог двум православным храмам и четырем мечетям. При этом при царях в Татарстане было сильное купечество, особенно в провинции. Это были купцы-старообрядцы, которые создавали тут могучие очаги культуры и русскости, начиная от семейных ценностей заканчивая храмами, которые они тут строили. Это около 500 намоленных, духовно богатейших православных храмов, большая часть которых сегодня разрушается и стоит в запустении.

Эту тему пока никто не поднимает. Но я считаю, что это позор для региональной власти, которая допускает умирание таких жемчужин. В Казани такие примеры были. Это, например, домовая церковь купца Никляева XVIII века, на территории алтаря которой построено новое трехэтажное здание. Как общественность ни возмущалась, сколько ни писали главе региона об этом, защитить храм нам не удалось.



Поделиться