Узелковое письмо индейцев для детей. Узелковое письмо кипу

Узелковое письмо Инков На сегодняшний день в музеях и частных коллекциях находится всего лишь 600 чудом сохранившихся экземпляров древнего кипу: Археолог Корнельского университета Роберт Асчер считает, что около 20% из них не являются числовыми. Еще в 1981 г. он высказывал предположение, что кипу - это особая форма письменности. На фотографии вы видите кипу - древнюю счетную систему инков, которая представляет собой сложные веревочные сплетения и узелки из шерсти альпаки или ламы или из хлопка (на языке кечуа khipu означает «узел», «завязывать узлы», «счет»). В одном кипу может быть от нескольких до 2500 нитей разных цветов и размеров. Способ записи на кипу. Узлы в верхней трети означают сотни, в средней - десятки, в нижней - единицы. А - шнур-основа, B1–В3 - отдельные подвески, используемые для записи. Рисунок из книги чешского этнографа Милослава Стингла «Государство инков. Слава и смерть сыновей солнца» Самое древнее кипу датируется примерно 3000 годом до н. э., а первое письменное упоминание о кипу относится к 1533 году (эту систему счета описал в своем письме испанский конкистадор Эрнандо Писарро). Кипу было широко распространено в Империи инков. По словам испанского хрониста Хосе де Акоста, «вся империя управлялась посредством кипу». При помощи кипу учитывали, например, число лам, количество воинов или собранного урожая, вели перепись населения, записывали налоги; кипу использовались даже в качестве календаря. Инки разработали целую систему считывания информации. Главный шнур кипу был началом повествования. К нему наискось прикреплялись более тонкие нити, которые и использовались для записи данных. Положение узелка на шнуре показывало цифровой порядок (десятки, сотни, тысячи), а количество узлов определяло простые числа. Но, чтобы прочитать узелковое послание, надо было разбираться не только в узлах и их положении на веревке, но и знать обозначения каждого цвета. Так, например, красный цвет обозначал армию, войско, белый - серебро, желтый - золото. Все сведения фиксировали специально подготовленные чиновники - кипукамайоки - и передавали их в центр, то есть в Куско. «Узелковые письма» доставлялись профессиональными курьерами - бегунами часки - по системе имперских инкских дорог. Удобство при транспортировке - это важное преимущество кипу, ведь послания доставляли иной раз за сотни километров, и пергамент или листья деревьев, которые служили для инков бумагой, для этого плохо подходили. Кипу же можно было смять и поместить в мешочек. До нас дошли многие экземпляры кипу инков, различных размеров и назначения. Существует даже специальная база данных кипу (см. Khipu database project). Однако эти «письма» важно не только расшифровать, но и их сохранить. Кипу сделаны из натуральных волокон, поэтому они нуждаются в особой температуре, влажности и защите от выцветания. Хранят кипу на горизонтальных панелях, покрытых нейтральной по кислотности бумагой. Шнуры обрабатывают специальными щетками и оберегают от насекомых.


Американские ученые уверяют, что вплотную приблизились к разгадке узелкового письма древних инков. Империя инков, которая считается одной из великих мировых цивилизаций, просуществовала с 1400 года по 1532 год нашей эры. Древний народ жил в Андах, вдоль западного побережья Южной Америки. Сейчас на этой территории расположены Чили и Колумбия.

Цветные пучки шнурков с завязанными на них узелками использовались индейцами для передачи информации, пишет журнал Nature. Эти приспособления назывались кипу и выглядели следующим образом. К главной шерстяной или хлопчатобумажной веревке, которая могла быть заменена толстой палкой, подвешивались более тонкие шнурки. Они различались между собой по цвету и длине и завязывались в простые и сложные узлы. Цвет шнурков, их толщина и длина, количество узелков - все это имело свое значение. С помощью кипу инки сохраняли важную информацию и передавали сведения о размере военной добычи и числе пленных, о собранных налогах и об урожае кукурузы и картофеля.

Новые исследования узелкового письма проводили ученые из Гарвардского университета - Гэри Уртон и Кэрри Брезайн. Применяя современные компьютерные технологии, специалисты изучили 21 кипу, найденные в 1956 году близ дворца инков в Пуручуко на территории нынешней Лимы - столицы Перу. Как показал анализ, в кипу зашифрованы тексты с выдержками из своеобразных бухгалтерских книг. Уртон и Брезайн предполагают, что это инструкции для низших сословий, написанные представителями высших уровней власти.

Обнаружилось также, что семь исследованных кипу имеют между собой связь. Сумма на всех шнурках одинакового цвета на одном кипу, к примеру, совпадает с числом на соответствующих шнурках другого кипу, которая, в свою очередь, равна сумме на третьем кипу.

Уртон предполагает, что эти кипу содержат сведения о налоговых сборах. Инки платили налоги, работая определенное количество дней в году на "государственных объектах". Шнурки могут обозначать эти дни, а узелки - итоги работы на какой-либо территории. У археолога Билла Конклина другое мнение: он считает, что семь кипу несут информацию о жертвоприношениях, которым инки придавали огромное значение. Уртон допускает и этот вариант, добавляя, что решить загадки древних индейцев помогут дальнейшие исследования.

Команда ученых создала базу данных о количестве узелков и шнурков, цветах и других особенностях 290 кипу. Эти сведения будут использованы при анализе остальных узелковых писем, в общей сложности до наших дней сохранились лишь 600 кипу.

Интернет статьи
«Наиболее старое кипу обнаружил археолог Рут Марта Шейди Солис. Проводя раскопки в Карале, ему удалось найти образец, который датируется началом III тысячелетия до н.э. После шумерской клинописи и египетского иероглифического письма это прото-кипу является самым древним свидетельством о наличии письменности у коренного населения североамериканского континента. Радиоуглеродный анализ показал, что остальные кипу, которые были найдены в процессе археологических раскопок, были созданы приблизительно в XVIII-X веке н.э. При этом настолько большой промежуток между датами происхождения этих образцов узелкового письма ученые не могут объяснить до сих пор.»
В другом источнике:
«Кипу (от слова quipu, означающего на языке кечуа «узел») - так называемое узелковое письмо, мнемоническая и счетная система, которая использовалась еще в доинкских цивилизациях с III тысячелетия до нашей эры. Впрочем, такая ранняя находка единична - следующая датируется уже VII веком нашей эры. Кипу существовали до 1725 года, однако к этому времени искусство их чтения было уже фактически утрачено.»
...
«Значение также имели длина подвешенных нитей и положение сделанных на них узелков: чем выше и чем левее - тем выше значение или качество описываемого явления. Кроме того, в несущую нить мог вставляться кусочек дерева или камня - возможно, это также служило для пояснения смысла.»

Дело просто в том, что этот самый ранний образец еще не является письмом как таковым, вернее, это был (лишь) набросок, попытка изобразить через веревки и узелки некий смысл, информацию. Сама идея, видимо, пришла через лошадей. Разные племена или одно и то же племя, отправляя табун на расстояние (или отправляя гонца и т.д.) использовали... гриву животного для передачи информации.
Волоски гривы заплетались и на косичках вязались узелки, означающие, например, прежде всего... число лошадей, которые отправляются табуном другому племени или части этого же племени, что находится на каком-то расстоянии.

Это довольно просто, согласимся. А для чего было указывать на гриве определенного коня число в табуне? Так... своего рода торговля. Человек издревле учился быть экономным и практичным.
Итак, самое первое на этих узелках безусловно счет. Э... счет? Или только запись количества? Как с конем передать информацию вождю другого племени: «я даю тебе двадцать таких лошадей, взамен за пять из них хочу тридцать колчанов со стрелами кураре, за остальных пятнадцать семь быков»?
Значит, на одной косичке навязывали узелки числом двадцать: 9+9+2.

Это означало: в табуне 20 голов. Как дать понять, что речь о головах, а не о чем-то еще? Может какие-то лошади должны быть навьючены, а погонщик потерял по дороге бурдюки? Все 20...
Поэтому, знак «голова» будет...

Почему. Потому что этот узел... «сам себе голова», он вошел внутрь себя, он собран, он целен как нечто вполне целое, как... живое (будто). Живой узел. Сложно передать этот смысл если сразу не ощущается цельность узла. Он идеален. Он совершенен. Иначе сложно выразить. Замкнут.
В общем, от этого узла возникает ощущение завершенности, согласимся. А вот этот узел...

Понимается как «не голова».
Предполагаемое значение цветов кипу современными исследователями:
красный – война, кровь;
белый – мир, здоровье;
черный – смерть, болезнь;
зеленый – урожай, хлеб;
желтый – солнце;
синий – море, вода.

Применение веревок с узлами у разных народов

Ки́пу (кечуа khipu -> исп. quipu - «узел», «завязывать узлы», «счет»; айм. chino - чино) - древняя мнемоническая и счетная система (в связке со счетным устройством юпаной) инков и их предшественников в Андах, своеобразная письменность: представляет собой сложные веревочные сплетения и узелки, изготовленные из шерсти южноамериканских верблюдовых (альпаки и ламы) либо из хлопка. В кипу может быть от нескольких свисающих нитей до 2000. Она использовалась для передачи сообщений посыльными часки по специально проложенным имперским дорогам, а также в самых разных аспектах общественной жизни (в качестве календаря, топографической системы, для фиксации налогов и законов, и др.). Один из испанских хронистов (Хосе де Акоста) - писал, что «вся империя инков управлялась посредством кипу» и никто не мог избежать тех, кто проводил подсчеты с помощью узлов.
Древний Китай, Древний Вавилон, Израиль, Индейцы Северной Америки, Месоамерика и Южная Америка...
Другие территории и народы:
Веревки с узелками встречались и в других землях у различных народов: на о. Рюкю, Каролинских островах, Гавайях, в некоторых горных районах Калифорнии, в Западной Африке, у монголов, а также в Европе. (Википедия)


И как видно, узелковое письмо существовало и было распространено в древности по сути по всей планете, это не есть изобретение отдельно взятого народа. Однако, важно именно то как оно возникло, отчего станет понятен его принцип. Потому что, если оно применялось у разных народов, да еще в разные времена-эпохи, то есть, в разных культурологических условиях, то вполне понятно, что и нам самим, интереса ради, ничто не возбраняет взять и... вложить в систему узелкового письма СВОЙ характер отображения смыслов, информации, причем, что интересно, так как мы не уклонимся от единого и основного принципа... наше узелковое письмо смог бы понять и тот древний человек, что сам им пользовался, но несколько по-своему (лишь пришлось бы немного пояснить - на пальцах - какой именно характер информации превалирует в нашем письме).

Как обозначить на веревке арифметическое выражение вычитания?

Почему? Потому что знак-узелок «не голова» обозначает не цельность. В данном случае это минус, как можно понять.
Для чего на узелке обозначать арифметическое выражение?
Например... для того, чтобы сказать: «дай мне двух коров из твоего стада, у тебя итак аж девять».
Как дать понять, что речь именно о коровах? Повяжем две головы ниже арифметического выражения, между головами повяжем знак единицы. Получится образ головы с рогами.

Почему же это образ головы с рогами? Те кто обмениваются между собой узелковым письмом хотя бы приблизительно осведомлены какого рода запись будет в послании, к чему относиться. Если это хозяйственные отношения, то это одно понимание... Если же общаются астрономы... то, как выходит, скотопромышленник такое письмо не поймет. Ай-яй-яй... примитивное письмо значит. Не... совсем. Записи астронома скотопромышленник не поймет и на современном обычном для всех языке. Прочитать - прочитает; понять - не поймет.
Ладно, почему не навязать одну «голову» и рядом узел означающий число «два» (т.е. «рога»)? Тогда это на самом деле будет вот что: одна голова (корова?) и, соответственно, раз число два, это две коровы. То есть головы. Две головы чего-то; не суть что речь (у нас) именно о коровах - получатель послания нас не поймет. Потом «рядом»: важно понимать, что выше-ниже так же меняет смысл, так как то что выше, естественным образом, более значимо.
Например в выражении вычитания большее число располагается выше. А если при вычитании то что вычитаем больше того числа из которого вычитаем... то это абсурд, так ведь не бывает, из стада в девять голов не вычесть десять.
А если сложение? Тогда расположение чисел не важно. Арифметически. Но может быть там некий сопроводительный (посторонний именно для счета) смысл.
Тонкая наука... это узелковое письмо.
Так что там с коровой? Почему две головы и число два это голова с рогами?
Две головы и число один - опечатка. Возможно не зря, потому что... две головы и число два между ними это... просто телятина, мясо. То есть? Мы (как скотопромышленник) получаем письмо с двумя головами и между число два. Что мы думаем? Что будь это число один, то речь шла бы о целой (живой) корове. А раз число два, то... образ (смысла) сплющился (читайте ниже почему два узла «голова» и между ними единица это указание на одну корову).
Интересно, а если число три между головами? Это... некоторый избыток (смысла); может речь о костях тогда? Почему нет... в производстве все идет в дело.
А четыре? Э... тут что-то невообразимое. Две головы (речь о знаке «голова», важно не клеймить сам знак образом «коровы», образ коровы - это по ситуации) на узелковом письме это ЕЩЕ не конкретно две головы чего-то: надо смотреть весь узелковый коленкор. Так вот, четыре... между двумя знаками «голова»... И мы тут это не поймем, это определяется самой ситуацией которая диктует условия необходимости послания.
Так же важно подметить, что ответвления...

Являются важным и равноценно конструктивным элементом записи. И как считается (по дошедшей каким-то образом информации от древних источников) левое ответвление более значимо. В этом есть логика, потому что сердце у человека с левой стороны, то есть, та веревочка-нить, что крепится левее основной, добавляется будто от самого сердца. Выходит, посему, что правое ответвление... может содержать противоречие, сомнение, вопрос (собственно, последнее наиболее важно, потому что, видя ответвление вправо, первое что мы подумаем: там вопрос). А то что слева, от сердца... то в том уверенность.

Итак...

Две головы соединяет число один. Аналогично это может быть смысл свадьбы, как думаете? Все зависит от условий в которых письмо отсылается, адресуется. Смысловая накладка, однако! Как бы... да. А в ином случае, когда общаются обычным, то есть, привычным образом, не бывает накладок?
Мы пока находимся на самом простейшем уровне овладения техникой узелкового письма. Это почти еще азбука. С попытками уже произносить слоги.

«Дай двух коров из своего стада из девяти»
НО...
Почему (все-таки) две «головы» и число «один» означает одну корову? Потому что две «головы» (знак головы обозначает не только голову, это знак цельности, сведения к общему, знак порядка и т.п., и соответственно, знак «не головы» нечто противоположное перечисленному)... вернее так: знак единицы между «двумя головами» выглядит как соединитель, потому что единица в своем смысловом качестве по-любому есть нечто целостное, так? И единица между чем-то (одинаковым, однотипным) стремится сработать как соединитель.
Представим единицу между болтом и гайкой.
Странный образ как бы... но, однако же, глядя на это мы начнем понимать, что неспроста, верно? Так изобразили... Единица эти два предмета притягивает друг ко другу, а поскольку мы знаем, что вместе им гораздо удобней, то это как команда: соединить их!
Ну вот... и две головы (предполагаемой коровы) соединяются в одну. И что же? Остается «смысловая пена»: число 2 (два) в 1 (единице). И сам собой вырисовывается образ с рогами, потому что рогов пара.
Довольно просто. И вот так древние и воспринимали (на уровне смыслов и вообще... как им было удобно), и использовали узелковое письмо для передачи информации и хранения ее.
Но это только один элемент «алфавита» или способа изложения сообщений на узелках и веревочках.
Безусловно. Пара буков... м-да. А там... целая история, понимаете ли. Древняя притом. Интересно...

А что со цветами? Это вообще просто. Это радуга.
То есть, те цвета радуги что выше, те и определяющие... как в законе угла: треугольник подчиняется углу, угол подчиняется линии - значит, линия главная. (Там еще точка и целая геометрия посему). Это к слову, для образа.

Ну а то, что красный это кровь?
Да... кровь... спорить сложно. Еще красный закат. Красные глаза пьяницы не подойдут, потому что берется только «нечто общее», а посему большинству понятное, определяющее.

Так... и что теперь? Можно начинать пользоваться узелковым письмом? М... в принципе, да. Немного смекалки и фантазии, и вы создадите свой собственный макраме-кипу. Но этот ваш «собственный» макраме-кипу, если будет ориентироваться на общедостаточные понятия, определения, факторы и прочее и прочее, а не замыкаться только на вашем собственном и единоличном видении вещей... то станет понятен - в принципе - кому угодно.

Стадо в 20 коров.

Моему стаду в 20 голов требуется пастух (объявление на дереве в селении древних инков).

Благодаря тканям с причудливыми узорами и впечатляющей архитектуре, империю инков ставят в один ряд с самыми великими мировыми цивилизациями. Тем не менее древние индейцы явно не преуспели с письменностью. Для передачи информации они пользовались загадочным приспособлением, называемым кипу , что на языке племени кечуа значит "узел", или проще - узелковое письмо. "Послания" состояли из шерстяных или хлопчатобумажных верёвок, к которым привязывали ряды шнурков. При этом узелки завязывались по вертикали относительно одной, горизонтальной веревки.

Вполне возможно, что кипу использовались довольно широко, однако немногочисленные сохранившиеся экземпляры это не подтверждают. Некоторые эксперты полагали, что узелковое письмо было предназначено для сохранения исторически важной информации и последующей ее передачи следующим поколениям.

Новые исследования показали, что кипу использовались как... документы в сложной бухгалтерской, если можно ее так назвать применительно к инкам, системе древних индейцев. Узелковое письмо позволяло чиновникам передавать различную информацию о налогах, числе воинов в той или иной провинции, обозначать людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших и многое другое.

"Письмена достаточно сложные, в них содержится огромное количества информации, - рассказал Гэри Уртон, профессор Гарвардского университета в Кембридже (штат Массачусетс), изучающий письменность древних индейцев. - Они так красиво структурированы, напоминают орнамент. Сложно было предположить, что в них, помимо чисел, описана иерархическая организация разных органов власти цивилизации инков".

Уртон и его коллега Кэрри Брезайн проанализировали 21 кипу, обнаруженных в свое время в погребальной урне, спрятанной под полом одного из дворцов инка Пуручуко на территории современного Перу.

Уртон рассказал, что исследованные кипу представляют собой трехъярусную иерархию и показывают, как собирались и передавались между разными уровнями власти внутри административной системы инков данные переписи населения и сбора дани. Кипу демонстрируют контакт между владельцем письма и местными рабочими на самых низких уровнях иерархии. В то же время самый высший уровень письма представляет связь между дворцом Пуручуко и центральной властью.

"Что мы можем явно продемонстрировать, так это то, как информация с верха кипу, содержащая самые сгруппированные данные, переходит в местные дворцы в виде команд организовать деятельность на местном уровне, – рассказал Уртон. - Затем эти сведения распределялись по средним уровням и нижним слоям кипу."

В своей книге "Знаки инка" Уртон писал, что кипу, возможно, самая ранняя форма письменности. Вместо графических знаков, узелковое письмо использовалось как вид трехмерного бинарного кода, похожего на современный язык компьютеров.

Существует также тип кипу, который был не столько статистическим, сколько поэтическим, поскольку представлял поэмы, песни, истории, генеалогию. Однако ни одно из таких писем не расшифровано, а любую из существующих интерпретаций очень сложно доказать. Хотя исследователи знают, что существует связь между системой написанных чисел, системой имен и другой информацией, они до сих пор не могут показать это наглядно.

"Мы можем прочитать узелки, содержащие численное значение 256, но мы не знаем точно, что значит это число, - объяснил Уртон. - Я не говорю, что кипу может быть прочитано как фонетическое письмо, но я верю, что в них заключено много информации с помощью цвета, направления узелков и шнурков. Они могут быть приведены в какую-то систему, с помощью которой можно будет расшифровывать узелковые письма. Нам предстоит выяснить, 256 – это число рабочих, или число рабочих дней"

Хотя империя инков существовала всего одно столетие, она была очень интенсивной по развитию, пока не была разрушена испанскими цивилизации. Ранние версии приспособлений для передачи информации использовались пре-инками за 500 лет до вторжения испанцев. Испанские конкистадоры уничтожили много образцов узелкового письма. Всего сохранилось только около 700 кипу, и почти все они изъяты .

Индейцы использовали три типа узелков, каждый из которых обозначал какое-либо число. Исследователи обнаружили, что 7 из 21 кипу обладают трехмерной организацией, обозначающей уровни иерархии империи. Значения групп кипу на нижнем уровне добавлялись на шнурках кипу на следующем высшем уровне. С помощью этих узелков, напоминающих костяшки счётов, выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет. По предположениям ученых, бурый цвет мог символизировать картофель, жёлтый - золото, красный - воинов. Расшифровывали информацию специальные толкователи. Главным среди них был "личный секретарь" правителя индейцев Великого Инки. Испанцы, столкнувшиеся с кипу, были поражены той быстротой и точностью, с которой им выдавались самые разные сведения. Взяв в руки кипу, толкователь сразу же начинал "читать" по шнурам и узлам. Голос чтеца едва успевал за его взглядом и движениями рук.

"До сих пор все исследования опирались на единичные экземпляры, - рассказал Уртон. – Сейчас мы действительно видим связь информации между всеми кипу, где, например, сумма чисел одного письма "записана" на другом. Эти добавления вставлялись в узелки и шнурки кипу".

Из словарей, на основе анализа слов, из хроник, из всех документов следовало, что в должна была существовать своя полноценная письменность, а не только узелковое письмо кипу .

Кроме того, известно, что на всей территории Тиуатинсуйю действовали одни и те же законы. Не могли же судьи опираться только на свою память: значит, существовал точный и притом записанный свод законов. Например, в донесении вице-короля Толедо от 1582 г., говорилось, что «...12 индейцев осуждены были недавно самими же индейцами по законам и обычаям, коим они подчинялись, а законы сии были записаны при помощи узлов кипу, а еще и с помощью знаков, кои судьи на таблицах имели разными цветами обозначенные. Судьи, оные знаки читая, каждому кару достойную определяли...».

А Хозе де Акоста пишет: «Ни один из индейских народов, коих в наше время множество открыто, не пользуется ни буквами, ни письмом, а только двумя другими способами, кои суть рисунки и фигурки; известно сие лишь между индейцами Перу и Новой Испании». Вице-королевство Новая Испания была испанской колонией, охватывающей территорию . На ней до прихода испанцев располагалась , в котором употреблялось ацтекское письмо .

Хронисты также сообщали, что повелитель инков Пачакутек «...приказал нарисовать всю историю инков на больших таблицах, каковые, оправленные в золотые рамы, содержались в некоем специальном святилище». А ведь инки, особенно в ранний период, никогда не изображали ни людей, ни животных.

Когда испанцы вторглись в Куско , они нашли в столице инков храмы, полные золота, а стены храмов были увешаны пестрыми, разрисованными тканями. Многие из этих тканей были уничтожены конкистадорами во время грабежей. Виктория взялась за изучение уцелевших тканей, предполагая, что на них ли была записана история Пачакутека .

Прежде всего Виктория занялась тканями, известными в науке под названием «тканей паракас». Эти ткани найдены были на полуострове Паракас, где лет за триста до нашей эры родилась одна из интереснейших культур древнего Перу. Внимание Виктории эти ткани привлекли прежде всего тем, что среди их узоров четко различались изображения обычных зерен фасоли. Точно такие же зерна фасоли обнаружил на разрисованных сосудах индейской культуры мочика крупнейший знаток древнегеруанской керамики Рафаэль Ойле. Рафаэль Ларко Ойле обладал великолепной интуицией, но - увы! - слишком скудным материалом для доказательств. И языковедческие авторитеты солидно отвергли его предположения о том, что эти фасолины могут быть знаками письменности. Виктория хорошо знала все «против», но они не казались ей убедительными.

Две тысячи тканей паракас хранились в запасниках Национального археологического музея, в громадных сундуках, которые вряд ли кто открывал с того времени, как их туда положили. И каждая завернута была в несколько слоев ткани: белой и разрисованной. Тщательное изучение тканей заняло двадцать один месяц. На некоторых из них Виктория нашла изображения фасолин. Кроме того, фасолины нарисованы были на лбу глиняных фигурок фелино - бога-кошки, которого почитали во всей Южной Америке. Это окончательно убедило Викторию: фасолины не могли быть фишками для игры. Ибо поместить фишки для игры на лбу самого почитаемого божества - святотатство не меньшее, чем для католика принести мадонне колоду засаленных карт. И фасолины на каждом фелино были расположены по-своему; так отличаются друг от друга разные надписи. Теперь Виктория была совершенно уверена: фасолины - это знаки письменности. Виктории удалось выделить триста двадцать пять фасолевых знаков. Это было весьма существенное открытие.

Наука о письменности утверждает: если в письменности насчитывается тридцать знаков - это алфавит; если сто - это слоговое письмо; от трехсот и выше - это иероглифическая письменность. К примеру, в хорошо известной американистам письменности майя насчитывается примерно четыреста знаков. Следовательно, древнеперуанская письменность была близка к иероглифической. Составив и систематизировав каталог токапу , Виктория выделила шестнадцать знаков , которые встречались чаще других. Но ведь у инков число 16 было священным.

И снова зарывается Виктория в старинные рукописи: нет ли там толкования хоть одного из этих знаков? ...Первыми токапу, которые удалось прочесть, были слова «Куско» и «инка». Именно эти токапу встречались чаще всего на одеждах инков и на кубках. С неимоверным усилием удалось разобрать запись на одной из туник Великого Инки. Это был отрывок из хроники. На остальных туниках тоже были записаны исторические события. Теперь можно было с уверенностью сказать: гардероб каждого Великого Инки и был сводом законов империи, ее исторической памятью... Судите сами, в какой еще письменности время глагола обозначается... цветом знака? То есть, если какой-то знак обозначает, скажем, глагол «идти», то, начертанный зеленой краской, он значит «шел», красной - «иду», а синей - «пойду».

Почему было забыто это письмо? Хронист Монтесинос сообщает, что у инков был период, когда у них была своя письменность - «келька» на кечуа. Это были пергаменты или особые листья деревьев, на которых писали. Однако инки запретили им пользоваться. Дело в том, что в царствование Инки Тупака Каури Пачакути несколько провинций не согласились присоединиться добровольно к их царству. Были совершены великие жертвоприношения, чтобы посоветоваться с Илья Тиси Виракочей . Ответ был таков: причиной «заразы» были письмена, которыми не следует больше пользоваться. Тогда Тупак Каури Пачакути издал закон, запрещавший под страхом лишения жизни пользоваться кельками. После этого перуанцы никогда больше не пользовались письмом.

О сакральной письменности , впоследствии запрещенной их жрецами (после чего остались только кипу ) писал инка Гарсиласо де ла Вега (История государства Инков, вышла в серии Литературных памятников в 1970-х). Ткани с узорами, вписанными в квадраты по кайме, изображены в ней на иллюстрациях. Но научных сведений о знаках этого письма мало и вряд ли ученые располагают подобными артефактами. (И.К. Фёдорова , МАЭ РАН)



Поделиться