Эмоциональный интеллект — из чего он состоит. Эмоциональный интеллект — ключ к успешному взаимодействию с другими людьми Отметьте что является составляющими эмоционального интеллекта

Психология и педагогика

5 составляющих эмоционального интеллекта

Чтобы активно и эффективно развивать эмоциональный интеллект, нужно прежде всего понять, что включает в себя это понятие. В этом материале мы разберем пять категорий эмоционального интеллекта, обозначим конкретные навыки, которые можно и нужно тренировать, а также сопроводим все это понятными примерами.

Эмоциональный интеллект не менее важен для гармоничного развития ребенка, чем обычный интеллект. Наш успех в будущем зависит во многом от способности понимать и контролировать свои чувства, читать сигналы других людей и соответствующим образом реагировать на них.

Вы отлично знаете, опираясь на примеры школьной жизни и работы, как важно вовремя определить свое настроение, контролировать страх, гнев, грусть, адекватно коммуницировать с окружающими, понимать чувства учеников. Но что именно развивать? Об эмоциональном интеллекте сказано достаточно, для полной картины не хватает конкретных примеров из жизни и описания навыков.

Пять категорий эмоционального интеллекта (EQ)

№ 1. Самосознание

Это способность распознавать эмоции, поскольку именно они «происходят», выплескиваются во внешний мир и являются основой нашего психологического состояния. Развитие самосознания требует поиска ключей к вашим истинным чувствам. Если вы можете дать оценку своим эмоциям, назвать их, то вы сможете ими управлять.

Девятиклассница Кристина внезапно расплакалась на перемене между русским языком и химией. Одноклассники пытаются понять, что стало причиной резкого ухудшения состояния.
- Крис, тебе грустно? - сочувственно вздыхает Женя.
- Не зна-а-а-ю, - всхлипывает девочка.
- Может быть, у тебя что-то болит? - интересуется реалистка Маша.
- Нет, ничего у меня не болит! - огрызается сквозь слезы Кристина.
- Ну а что тогда?..

Может оказаться, что это чувство никак не связано с грустью, а напрямую со страхом. Девочка чувствует себя очень неуверенно на химии, в этот раз она совсем не успела подготовиться к уроку, и теперь ей стыдно за упущенную возможность, страшно, что ее спросят - она опозорится перед классом и учителем, и обидно, что все так получилось.
Методы работы со страхом совсем иные, чем с грустью. Умение понять, что именно не так - залог успешной борьбы с причинами явления и их последствиями.

Основные элементы самосознания:

  • Эмоциональное сознание. Ваша способность распознавать собственные эмоции и их проявления-эффекты. Например, если вам страшно - начинают потеть ладони, перед истерикой поднимается температура, если вы неуверенно себя чувствуете - постоянно мнете руки, а когда вы близки к тому, чтобы сорваться и накричать на кого-то - хмурите лоб и напрягаете скулы.
  • Уверенность в себе. Адекватная самооценка и понимание своих возможностей.

№ 2. Саморегулирование

Вы всегда контролируете свои эмоции, даже если кажется, что это не так. Какими бы сильными не были переживания, вы можете продлить или сократить время их действия, используя некоторые методы. Гнев «лечится» анализом ситуации, беспокойство - составлением плана, грусть - тем же пересмотром ситуации в позитивном ключе, прогулкой, медитацией.

Стоило бы научить наших учеников и детей, что со страхом неудачи и неудовольствием не справиться обыкновенным «Есть такое слово НАДО». Приказ взять себя в руки не решает проблему, он усиливает неуверенность в себе.
Куда полезнее сесть, обсудить все в формате активного слушания (об этом мы писали в одном из ) и предложить составить план. Вы наверняка сами замечали за собой, что имея перед глазами лист с четко прописанными пунктами действий, страх перед задачей постепенно отступает. Ребенок боится экзаменов? Составьте план подготовки к ним. Вы не знаете, как подступиться к отчету? Разделите задачу на множество мелких. Управляйте эмоциями и будьте с собой честны, поймите, почему именно ВАМ важно сделать эту работу. Не можете написать статью? Главное преодолеть «страх чистого листа» - начинайте записывать все мысли, которые приходят вам в голову, составьте структуру будущего материала.

Основные элементы саморегулирования:

  • Самоконтроль . Управлять разрушительными импульсами.
  • Достоверность . Поддерживать стандарты честности с самим собой
  • Добросовестность. Принимать на себя ответственность за собственную работу.
  • Адаптивность . Быстро «давать себе отчет» об эмоциональных изменениях и проявлять гибкость.
  • Инновации. Быть открытым для новых идей.

№ 3. Мотивация

Чтобы мотивировать себя на любое достижение, нужны четкие цели и позитивное отношение к задаче. У всех людей разная предрасположенность к восприятию действительности - более или менее позитивная, но позитивному отношению можно и нужно научиться. Если вы обнаруживаете и «берете в работу» негативные мысли по мере их возникновения, вы можете оперативно пересмотреть их в более позитивном свете, что поможет вам достичь ваших целей.

- Мам, я не хочу учить весь этот бред! - Коля переходит на крик и швыряет тетрадь с определениями по обществознанию на пол.
- Какой бред, сын? - поднимая брови, но не тетрадь, спрашивает мама.
- Вот эти все сенаты, советы, дебеты и кредиты...
- Тогда не учи, - спокойно отвечает Елена Леонидовна, - если они тебе не нужны.
- Но они нужны... - протяжно выдыхает Николай.
- А для чего они нужны? - якобы непонимающе спрашивает мама.
- Ну они входят в задания на ЕГЭ, потом, я же хочу поступить в вуз.
- А зачем в вуз? - раскрывает идею мама.
- Чтобы потом работать, как я хотел, адвокатом, и защищать людей, которые не виноваты.
- Получается, определения - начало пути, даже уже середина, ведь ты такой молодец и столько всего уже выучил, пути к мечте, Коля, - улыбается Елена Леонидовна, - я тебя не заставляю, просто пойми, хочешь ли ты сам.
- Да, хочу.

Если учение не понимает ДЛЯ ЧЕГО ему знания, он объективно не сможет заставить себя их выучить, если нет изначальной предрасположенности к учебе и поглощению знаний.

Основные элементы мотивации:

  • Достижение. Ваше постоянное стремление улучшить или соответствовать стандартам передового опыта.
  • Приверженность . Согласование с целями группы или организации.
  • Инициатива. Приготовьтесь действовать, исходя из своих возможностей.
  • Оптимизм. Преследуйте цель, несмотря на неудачи и сложности.

№ 4. Ориентация вовне (отчасти эмпатия)

Способность распознавать (а не угадывать), как люди себя чувствуют и в каком состоянии находятся, - крайне важно для успеха в жизни и в карьере. Чем лучше вы разбираетесь в чувствах и сигналах других, тем лучше контролируете сигналы, которые отправляете сами.

Педагогическая история, которая позволит подвести даже младшеклассников к обсуждению темы вербальных и невербальных сигналов:

Оставшись как-то раз одна дома, Женя решила помочь маме помыть посуду и нечаянно разбила мамину любимую чашку. Очень ей стало стыдно и маму жалко, расстроилась Женя, забилась в уголок между диваном и шкафом. Пришла мама, увидела разбитую чашку, стала искать Женю, раскричалась: «Ни стыда у тебя, ни совести, Женя! Мало того, что чашку разбила, так еще и прячешься, уходишь от ответа». Расплакалась тут Женя. А мама еще больше рассердилась: «Ах, так ты еще плачешь, еще себя жалеешь?!»

Какие ошибки совершила мама, а какие Женя?

Основные элементы

  • Ориентация вовне. Если мы говорим о взрослой жизни, то это способность понимать ожидания клиентов и отвечать на их потребности.
  • Помощь другим в развитии. Вы чувствуете, что и другие люди тоже должны двигаться и укреплять свои способности.
  • Разнообразие. Вы можете помочь разным людям открыть новые возможности. Пример: вы как учитель можете работать и с активными, и с пассивными детьми, предлагая им материал в разной форме и общаясь с ними, используя разные фразы и мотивацию.
  • Социальная осведомленность. Ее еще называют осведомленностью политической. Вы способны читать эмоциональные течения и считывать «силы» внутри группы.
  • Понимание других. Самый понятный пункт - умение отслеживать чувства, которые стоят за потребностями и желаниями других. Как в случае с Женей, которая разбила чашку и спряталась не из страха и желания «скрыться с места преступления», а из-за стыда, но не смогла это выразить.

№ 5. Социальные навыки

Развитые навыки межличностного общения равносильны успеху в жизни и в карьере.

Да, мы учим наших детей, что залог отличной карьеры в будущем - высокие оценки и хорошие знания, но вспомните сами свое окружение: кто более успешен - отличники или троечники? Саша, который все школьные годы провел за учебниками и выучил их от и до, или Алеша, который всегда был «троечником-хорошистом», но обладал настоящим талантом договариваться с людьми, умел расположить их к себе и завел отличных друзей? В моем окружении есть оба примера. И Алеша реально счастлив и куда более успешен.

Дело в том, что в современном мире каждый из нас имеет доступ к теоретическим знаниям. Не надо помнить наизусть абсолютно все даты по курсу истории России, их всегда можно посмотреть в Интернете. Совсем другой разговор - понимание причинно-следственных связей, развитие критического мышления и умение аргументировать свою точку зрения. Социальные навыки становятся важнее с каждым годом, потому что в условиях глобальной экономики вы должны обладать умением понимать, сопереживать и вести переговоры, если не хотите оказаться «за бортом».

Наиболее важные социальные навыки

  • Влияние . Использование эффективной тактики убеждения (

Эмоциональный интеллект включает 5 основных характеристик:

1. Эмоциональная осведомленность или знание своих эмоций . распознавание какого-либо чувства, когда оно возникает, - есть краеугольный камень эмоционального интеллекта. Неспособность замечать свои истинные чувства оставляет нас на их произвол. Люди, более уверенные в своих чувствах, оказываются лучшими лоцманами своей жизни, меньше сомневаясь в правильности личных решений, начиная с того, на ком жениться или за кого выйти замуж, и кончая тем, за какое дело взяться.

– Способность различать и интерпретировать собственные настроения, эмоции, порывы, переживаемых в данный момент чувств, их дифференциация, а также их влияние на других людей

Это вроде бы так просто и происходит само собой. Но обычное в психотерапии явление, которое удивляет всех новичков-психотерапевтов, состоит в том, что клиент может невербально очень ярко демонстрировать чувства и совершенно не осознавать эти эмоции. Есть старая шутка про холерика, который, весь красный, сжимая кулаки, гневно кричит: «Кто волнуется? Я? Нет, черт меня побери!»

Если то, что ярко проявляется клиентом, но пока еще им не вербализуется, в нейтральной форме проговорить для клиента в подходящий момент, то это может стать очень могущественным психотерапевтическим средством.

Диагностическими показателями являются способности определять эмоции по физическому состоянию, речи, звуки, внешнему виду и поведению,

дифференцировать правильные (правдивые, соответствующие реальности) и неточные (ложные) выражения чувств.

Понимание эмоций представляет собой способность классифицировать эмоции и распознавать связи между словами и эмоциями; интерпретировать значения эмоций, касающихся взаимоотношений; понимать сложные (амбивалентные) чувства; осознавать переходы от одной эмоции к другой.

Т.О. своевременное распознавание и понимание собственных эмоций является базовой компетенцией для ситуативного управления чувствами. Эта способность является основной предпосылкой для остальных элементов эмоционального интеллекта.

В ходе исследований (П.Саловей) установил, что люди с большей эмоциональной ясностью легче других справляются со стрессовыми ситуациями, они показывают лучшие результаты и быстрее обретают эмоциональный баланс. Таким образом, для совершенствования ЭК существенным является восприятие и понимание собственных чувств. Это помогает преодолевать сложные ситуации и положительно сказывается на социальных успехах, на здоровье.

2. Управление своими эмоциями (саморегулирование) – умение справляться с чувствами, чтобы они не выходили за подобающие рамки, - это способность, успокоить самого себя, избавиться от безудержной тревоги, беспокойства, уныния или раздражительности. Умение быстрее приходить в норму после жизненных неудач и огорчений.



Способность контролировать и направлять собственные импульсы и порывы, управление чувствами для того, чтобы они соответствовали настоящей ситуации, для адекватного реагирования.

Это рефлексивная регуляция эмоций, которая помогает включать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их пользы; управлять своими эмоциями с помощью сдерживания негативных чувств и повышения положительных, без искажения содержащейся в них информации.

Сюжет с самолетом заимствован из психологического теста, разработанного Сюзанной Миллер, имеющего целью выяснить, к чему люди более склонны: зорко следить за мельчайшими подробностями происходящего в чрезвычайной ситуации или, напротив, справляться с тревожными периодами, пытаясь отвлечься. Такие две аттентивные установки в отношении дистресса имеют совершенно разные последствия для того, как люди переживают собственные эмоциональные реакции. Те, кто поддается давлению обстоятельств и настраивается на них, могут, уделяя им чересчур пристальное внимание, невольно усилить свои реакции , особенно если их «настройке» недостает хладнокровия, присущего самоосознанию. В результате их эмоции разгуливаются все сильнее. Те же, кто не настраивается на происходящее, отвлекаются от него, меньше обращают внимания на собственные реакции и тем самым сводят к минимуму переживание своего эмоционального отклика , а то даже и масштаб этой ответной реакции.

3. Самомотивирование – собранность чувств, стремление к цели, несмотря на сомнения, инерцию и импульсивность, Мощная изнутри идущая страсть к работе, drive

Приведение эмоций в порядок ради достижения цели необходимо для сосредоточения внимания, для владения собой и для того, чтобы быть способным к созиданию. Сюда как раз относится отсрочивание удовлетворения и подавление импульсивности - лежит в основе всяческих достижений. Способность привести себя в состояние «вдохновения» обеспечивает достижение выдающегося качества любых действий. Люди, владеющие этим искусством, как правило, оказываются более продуктивными и успешными во всем, за что бы они ни взялись.

Выбор, сделанный ребенком, явится весьма показательным критерием, который быстро раскроет не только е г о характер, но и многое скажет о том жизненном пути, который ему предстоит пройти.

Вероятно, нет более важного с психологической точки зрения навыка, чем умение не поддаваться побуждению. В нем состоит суть полного эмоционального самоконтроля, поскольку все эмоции по самой своей природе имеют результатом то или иное побуждение к действию.

Так или иначе, необычный эксперимент с зефиром, которым угощали четырехлетних малышей, показал, насколько важна способность обуздывать эмоции и сдерживать порывы. В 1960-х годах психолог Уолтер М и ш е л ь проводил исследование в дошкольном учреждении на территории Стэнфордского университета при участии детей профессорско-преподавательского состава, аспирантов и других служащих университета, причем, согласно программе исследования, предусматривалось наблюдение за поведением детей с момента, когда им исполнилось 4 года, вплоть до окончания средней школы.

Так вот, что касается опыта с зефиром. Некоторые дети были в состоянии подождать те пятнадцать - двадцать минут до возвращения экспериментатора. Эти отважные дошкольники получили награду в виде двух зефирин. Другие, более импульсивные, хватали одну зефирину, почти всегда через несколько секунд после того как экспериментатор выходил из комнаты якобы выполнять данное ему «поручение».

Возможность понять, во что выльется этот моментальный порыв, представилась только через 12-14 лет, когда эти дети достигли подросткового возраста. Трудно поверить, насколько разительными оказались эмоциональные и социальные различия между бывшими дошкольниками, схватившими одну зефирину, и их сверстниками, отсрочившими удовольствие. Дети, устоявшие перед соблазном в четыре года, повзрослев, стали в социальном отношении более компетентными, то есть более успешными в личном плане, уверенными в себе и способными лучше справляться с жизненными передрягами.

В отличие от них примерно у трети тех, кто хватал зефирину, обнаруживалось меньше таких качеств, и вдобавок они имели более тревожный психологический портрет. В юности они, вероятнее всего, избегали социальных контактов, были упрямы и нерешительны, легко теряли душевное равновесие от разочарований, считали себя «плохими» или недостойными, становились скованными от стресса, бывали недоверчивыми и обиженными из-за того, что их «обошли», ревнивыми и завистливыми, слишком остро реагировали на раздражение резкими выходками, провоцируя таким образом споры и драки. И в довершение всего в этом возрасте они по-прежнему не могли отсрочить удовольствие.

То, что обнаруживается скромными задатками в детстве, в последующей жизни расцветает всевозможными социальными и эмоциональными компетенциями. Способность сдерживать побуждение лежит в основе множества устремлений, начиная с соблюдения диеты и кончая получением ученой степени в области медицины.

4. Эмпатия – Способность понимать эмоциональное состояние других (настройка на вербальные и невербальные сигналы) и взаимодействовать с ними с учетом их эмоциональных реакций.

Эмпатию, называют основным «человеческим даром». Люди, способные сопереживать, больше настроены на тонкие социальные сигналы, указывающие, чего хотят или в чем нуждаются другие люди.

5. Социальные навыки поддержания и регулирования взаимоотношений – управление межличностными отношениями, разрешение конфликтов, переговоры. Умение находить общий язык и поддерживать отношения с людьми вне зависимости от их предрасположенности. Способности вызывать или ослаблять определенную эмоцию у других людей. Умение успокоить возбужденного или злящегося человека или подбодрить боязливого, помогать людям осознавать свои чувства, пробуждать интерес и поднимать людям настроение!

Вообще искусство поддерживать взаимоотношения по большей части заключается в умелом обращении с чужими эмоциями. Эмоционально интеллектуальные люди способны реалистично оценивать, какие эмоции могут вызвать их поступки, и использовать это знание для нахождения разумного решения. Это те способности, которые укрепляют популярность, лидерство и эффективность межличностного общения.

По мнению Гоулмена, эмоциональный интеллект можно определить, «как способность слышать собственные чувства, контролировать всплески эмоций, как умение принять правильное решение и оставаться в спокойствии и оптимистично оценивать сложную ситуацию».

Т.О. По определению ЭИ включает в себя:

· Способности воспринимать собственные эмоции

· Умение обходиться с ними, подчинять их своей цели

· Мотивировать себя самого

· Способность сочувствовать другим людям (эмпатия) и

· Компетентно выстраивать отношения.

Практическое определение ЕИ - это способность осознавать свои эмоции и эмоции другого, способность управлять своими эмоциями и эмоциями другого и на этой основе строить наше взаимодействие.

Джек Блок, психолог из Университета штата Калифорния в Беркли, провел сравнение двух теоретически чистых типов: людей с высоким коэффициентом умственного развития и людей с ярко выраженными эмоциональными способностями. Различия впечатляют. Графики личностных характеристик мужчин и женщин слегка различаются.

Д/з: составить 4 психологических портрета:

мужчина с высоким общим интеллектом,

мужчина с высоким эмоциональным интеллектом,

женщина с высоким общим интеллектом,

женщина с высоким эмоциональным интеллектом

всем – по результатам составить табличку:

Типичного представителя мужского пола с высоким коэффициентом умственного развития отличает - широкий круг интеллектуальных запросов и способностей. Он честолюбив и продуктивен, предсказуем и упорен и не обременен заботами о себе. Еще он склонен к критике, ведет себя покровительственно, требователен и сдержан, испытывает неловкость от проявлений сексуальности и чувственных переживаний, невыразителен, держится особняком, эмоционально уравновешен.

Напротив, люди с высоким эмоциональным интеллектом в социальном отношении уравновешенны, дружелюбны и пребывают в отличном настроении, не подвержены страху и не склонны к тревожным размышлениям. Они обязательны в отношении людей и начатых дел, охотно берут на себя ответственность и придерживаются этических принципов, в общении с другими они доброжелательны и заботливы. Их эмоциональная жизнь богата событиями, но в надлежащих пределах. Они пребывают в согласии с самими собой, с другими и с обществом, в котором живут.

Женщины с высоким коэффициентом умственного развития, естественно, уверены в своем интеллекте, они свободно выражают свои мысли, хорошо разбираются в интеллектуальных проблемах и отличаются широким кругом интеллектуальных и эстетических потребностей. В них явно угадывается стремление к самоанализу, они часто впадают в тревогу, мучаются сознанием вины, склонны к долгим размышлениям и обычно не решаются открыто проявить свой гнев (но выражают раздражение непрямым путем).

Женщины с эмоциональным интеллектом , наоборот, чрезмерно напористы, откровенны в выражении своих чувств и всегда довольны собой. Жизнь для них полна смысла. Подобно мужчинам, они дружелюбны и общительны и выражают свои чувства надлежащим образом (и отнюдь не в бурных взрывах, о которых впоследствии сожалеют), и еще они хорошо справляются со стрессом. Их умение держаться в обществе позволяет им легко сходиться с новыми людьми; они довольны собой, а потому более непосредственны и легко поддаются чувственным переживаниям. В отличие от женщин с высоким коэффициентом умственного развития они не страдают от тревоги и сознания вины и не склонны погружаться в глубокие раздумья.

В психологической практике эмоции - все равно, что кровь в хирургии: ни того ни другого невозможно избежать в работе; и то и другое служит восстановлению функций и лечению; профессионал работает и с тем и с другим, и к тому и к другому относится с уважением, но ни то ни другое не являются основной целью процесс.

У большинства людей сравнительно легко вызвать эмоциональную разрядку. Многие, если не все, взрослые люди имеют некоторый запас боли, разочарования, одиночества, чувства вины, до которого можно добраться, имея чуточку доброты и настойчивости. Но при этом очень редко задается такой вопрос: «Что делать дальше, когда все эти эмоции уже вышли на поверхность?»

Я уже говорил, что эмоции - это важная часть процесса, но не его цель. Я полагаю, что цель эта состоит в том, чтобы повысить уровень осознавания жизни, а именно: повысить уровень осознания человеком своего бытия, своей силы, имеющихся у него возможностей для выбора и своих границ. Повышая этот уровень, мы должны помочь клиенту понять, как он строит свою жизнь и свое осознавание, какие возможности скрыты в нем самом. Процесс осознавания неизбежно направляется и сопровождается сильными чувствами страха, боли, вины, раскаянья, надежды, понимания и осуществления.

Психотерапевт, обращающий определенное внимание на аффективные аспекты, много делает для того, чтобы влиять на эмоциональный поток - поддерживать оптимальный уровень мотивации, помогать клиенту не увязнуть в эмоциях ради эмоций.

Работа психотерапевта состоит в том, чтобы помочь своему партнеру выразить искренние чувства, поскольку они соответствуют жизненно важной заботе, мотивирующей психотерапию.

Пример обратной связи

К-А. Кто волнуется? (Гневно, лицо красное, тело напряжено?) Я? Нет, черт меня побери!

П-А. Ты хочешь, чтобы я поверил, что ты не волнуешься.

К-Б {горячо). Конечно, да. Бесполезно...

П-Б {мягко прерывая). И ты кричишь это мне, чтобы я и не думал, что ты волнуешься.

К-В {испуганно). Уфф! Да {пауза), да, наверное, да. Хмм, может быть, я разошелся больше, чем осознавал.

П-В. Иногда с нами такое бывает.

Способы регуляции эмоций

(Данные современной науки психологии)

Регуляция эмоций – это осознание человеком своих эмоциональных переживаний, биологически и социально целесообразное их использование для достижения цели и удовлетворения потребности. Регуляция эмоций подразумевает применение знаний о своих эмоциях для решения проблемы, о которой они сигнализируют. Регуляция эмоций предполагает максимально возможное внешнее выражение, разрядку эмоциональных состояний конструктивными способами, которые не нарушают интересы, права и свободы других людей.

Регуляция эмоций – это трансформация деструктивных эмоций в конструктивные, т.е. способствующие продуктивному осуществлению текущих или предстоящих деятельности и общения.

Изард (2000) выделяет три метода устранения нежелательного эмоционального состояния: 1) регуляция посредством другой эмоции; 2) когнитивная регуляция; 3) моторная регуляция.

Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения.

Регуляция эмоций – это ни в коем случае не подавление и вытеснение эмоций или их устранение без инициации деятельности, направленной на разрешение проблемы.

Использование энергии эмоциональных переживаний для организации конструктивного целенаправленного поведения называется совпадающим поведением, или копингом. Способность личности преодолевать отрицательные эмоциогенные ситуации, угрожающие воздействия (стрессоры) способствуют сохранению эмоционального равновесия.

Выделяют два типа копинга:

1) копинг, направленный на изменение внешнего мира, или ориентированный на проблему

2) копинг, направленный на изменение внутреннего мира или ориентированный на эмоции, мысли, намерения. Меняется отношение к проблеме, и является действенным, если проблема фактически является нерешаемой, или не подлежит контролю и преобразованию.

Существует следующая классификация способов регуляции эмоций:

1) Эмоциональное отреагирование. Эмоция осознается и разряжается в деятельности, направленной на решение проблемы, или в косвенных видах активности (общению), после которых субъект переходит к решению проблемы. Эмоция разряжается физически или вербально. (вербализация чувств, осознание эмоций, музыкотерапия, плач и др.) В любом случае проблема, породившая эмоцию, решается.

2) Эмоциональная трансформация. Внутренний мир меняется за счет конструктивного переструктурирования эмоций. Является менее оптимальным способом по сравнению с эмоциональным отреагированием. Нежелательная эмоция изменяется на желательную, меняется отношение к проблеме – но сама проблема не решается, потребность остается неудовлетворенной и разрядки эмоционального напряжения не происходит. ЭТ осуществляется в ситуациях, когда решение проблемы от субъекта не зависит.

3) Эмоциональное подавление. Внутренний мир меняется за счет неконструктивного вытеснения эмоций. Неоптимальный способ регулирования эмоций. Эмоция не отреагируется, а вытесняется из сознания в бессознательное. Происходит уход от решения проблемы, проблема не разрешается. Как следствие подавленные эмоции аккумулируются, что угрожает деструктивными формами разрядки, направленными любо на себя, либо на других людей (агрессивные аффекты).

Примеры – спорт, переключение на другой вид деятельности (в т.ч. юмор), релаксации и медитации и т.п. – это отвлекает от проблемы и ее решения.

Тем не менее эти способы эмоционального подавления позволяют улучшить самочувствие и повысить адаптивные способности, что необходимо для последующего изменения установок и решения проблем.

Если человек знает о том, что он может хотя бы частично управлять своими чувствами, это само по себе способно дать ощущение самоконтроля, которое повышает чувство защищенности и благополучия. Начинать изменения необходимо с наблюдения за собой. За своим телом - что с ним происходит, когда я устал, какой отдых мне необходим, где больно. За своими чувствами - когда они появляются, только-только рождаются такими маленькими, как они трансформируются, как выплескиваются или как прячутся и копятся где-то в уголке души.

- из рассылки Эриксоновского Международного Университета коучинга, 8 августа 2016

В своих работах «Эмоциональный интеллект: почему он может значить больше чем IQ?» и «Эмоциональный интеллект на работе» Дэниел Гоулман описал пять различных категорий или составляющих эмоционального интеллекта:

1 Самосознание
Эмоционально зрелый человек понимает, как свои сильные стороны и области для развития, так и то, как действовать соответствующим образом. Это качество выявляет уверенность, которая отличается от излишней самоуверенности или проявлений низкой самооценки, находящейся на другом конце этого спектра. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта, как правило, легче справляются с критикой, а также могут использовать его, чтобы лучше понять и улучшить свою жизнь.

2 Саморегуляция
Жить без чувств - все равно что умереть. Быть поглощенным чувствами означает впасть в детство. Эмоционально зрелый человек может сдерживать и контролировать свои чувства и эмоции должным образом в соответствующей ситуации. Но это не то же самое, что скрывать свои чувства или гасить внутри свои эмоции. Человек с высоким уровнем эмоционального интеллекта может здраво выражать свои эмоции, контролируя и сдерживая их.

3 Мотивация
Мотивация самым значительным образом влияет и на карьеру, и на жизнь в целом. Здоровая самомотивация может способствовать лучшей реакции на жизненные неудачи и разочарования, помогает относиться к ним с оптимизмом и стойкостью.

4 Эмпатия
Разумная доля эмпатии может существенно улучшить качество жизни и связи с людьми на эмоциональном уровне. Самые последние исследования в области бизнеса также свидетельствуют о том, что люди, по природе своей обладающие большей эмпатией, демонстрируют более устойчивое лидерство.

5 Социальные навыки
Человек с хорошо развитыми социальными навыками любит находиться среди людей. Другие люди также получают удовольствие от общения с ним. Выстраивание отношений и общение с людьми является залогом счастья.

Как же тогда эти пять качеств могут улучшить нашу жизнь, и как эмоциональный интеллект может сделать ее более приятной? Развитие пяти составляющих эмоционального интеллекта может существенным образом улучшить:

Отношения в семье и межличностные отношения
Повышение самосознания способствует формированию лучших мыслей, поведения и чувств по отношению к другим людям. Это приводит к повышению уровня общественного признания, улучшению качества семейной жизни, дружбы и романтических отношений. Лучше понимая себя, мы можем лучше понять других людей. Сдерживая себя, мы лучше контролируем эмоции, что, в свою очередь, способствует улучшению личностных и межличностных отношений. Было доказано, что это не только увеличивает уровень счастья, но и повышает вероятность успеха. Проблемы взаимоотношения являются важнейшим источником стресса. Улучшение отношений способствует лучшему качеству жизни.

Физическое и эмоциональное здоровье
Различные исследования показывают, что большинство физических заболеваний связаны со стрессом. Депрессия - это явление, которое с каждым годом становится все более опасным и является причиной разводов, пагубно влияет на детей и даже может привести к самоубийству. Как уже упоминалось, развитие нашего эмоционального интеллекта способствует снижению вероятности стресса и депрессии, ведет к более здоровой физической и эмоциональной жизни.

Лучшее определение жизненной цели
Сомнения относительно жизненной цели являются основной, если не единственной причиной, способствующей возникновению депрессии или стресса. Людей пугает неизвестность. Для некоторых людей соблюдение здорового баланса между амбициями и реалистичными ожиданиями является на удивление тяжелой задачей. Повышение уровня самосознания ведет к более ясному пониманию своих сильных сторон и может помочь реалистично определить свою жизненную цель.

Успех
Несмотря на то, что данная статья посвящена обсуждению преимуществ эмоционального интеллекта, мы не можем отрицать тот факт, что успех является залогом счастья и качества жизни. Было доказано, что эмоциональный интеллект повышает шансы на успех, как в академической, так и в профессиональной и личной областях и, возможно, является более важным фактором успеха, чем интеллект.
Поддержание успешного и здорового образа жизни с четкой жизненной целью, безусловно, делает эмоциональный интеллект достойным внимания.

Эмоциональный интеллект (ЭИ) (англ. Emotional intelligence, EI ) - это способность человека воспринимать, оценивать и понимать свои и чужие эмоции и умение управлять эмоциями. Эмоционально интеллектуальные люди могут хорошо владеть собой и эффективно налаживать взаимодействие с окружающими. Психологи и представители других научных дисциплин, а также лидеры многих организаций, признают, что эмоциональный интеллект имеет жизненно важное значение. Некоторые даже считают, что эмоции в большей степени, чем интеллектуальные способности, определяют мышление людей и человеческие взаимоотношения.

От понимания эмоций и умения управлять ими во многом зависит успех в работе и счастье в личной жизни. Лидеры могут сконцентрировать и направить силу эмоций на улучшение морального климата в коллективе и усиление мотивации сотрудников, что идет на пользу всей организации. Как показали результаты исследования, проведенного Политехническим институтом Ренсселера (Rensselaer Polytechnic Institute), более экспрессивные и более чуткие к чужим эмоциям предприниматели зарабатывают больше денег.

Что такое эмоции?

Существуют сотни эмоций и еще больше эмоциональных оттенков. Для лидера очень важно понимать не только разнообразные эмоции людей, но и то, как эти эмоции выражаются . Исследователи выделяют восемь основных групп эмоций:

  • любовь;
  • страх;
  • гнев;
  • грусть;
  • наслаждение
  • удивление;
  • стыд;
  • отвращение.

В серии исследований представители различных культур безошибочно распознавали указанные эмоции, когда им показывали фотографии лиц с соответствующей мимикой. Список основных эмоций и их некоторых оттенков приводится ниже.

  • Гнев : ярость, грубость, негодование, раздражение, возмущение, озлобленность, досада, враждебность, ожесточенность.
  • Грусть : печаль, сожаление, уныние, меланхолия, жалость к себе, одиночество, подавленность, отчаяние, депрессия.
  • Страх : тревога, опасение, нервозность, озабоченность, волнение, испуг, ужас, паника.
  • Наслаждение : счастье, радость, облегчение, удовлетворение, веселье, гордость, чувственное удовольствие, восхищение, восторг, трепет, эйфория.
  • Любовь : признательность, уважение, дружественность, доверие, доброта, симпатия, преданность, обожание, страстное увлечение.
  • Удивление : шок, изумление, потрясение, недоумение.
  • Отвращение : презрение, пренебрежение, надменность, омерзение, антипатия, неприязнь, отвержение.
  • Стыд : чувство вины, смущение, замешательство, раскаяние, унижение, стеснение, смирение.

Лидеры, чуткие к собственным эмоциям и эмоциям окружающих, создают хорошую рабочую атмосферу, что идет на пользу всей организации.

Компоненты эмоционального интеллекта разбиты на четыре основные категории , приведенные в таблице 1 . Важно помнить, что эмоциональный интеллект усваивается и развивается. Любой человек может усилить качества, составляющие четыре указанные категории.

Таблица 1. Составляющие эмоционального интеллекта

Самосознание можно рассматривать как основу всех остальных компонентов эмоционального интеллекта. Оно включает в себя способность человека оценивать собственные эмоции и понимать, как они влияют на работу и личную жизнь. Людям, хорошо знающим свои эмоциональные характеристики, легче быть хозяевами собственной жизни. Лидеры с высоким уровнем самосознания способны доверять своим чувствам, помогающим в трудные минуты принимать непростые решения. Иногда бывает неясно, нужно ли совершать крупную сделку, увольнять сотрудника, реорганизовывать бизнес, перераспределять рабочие обязанности. Когда информация из внешних источников оказывается недостаточной, лидерам следует полагаться на собственные чувства. Самосознание также включает в себя адекватную оценку своих сильных и слабых сторон и чувство уверенности в себе.

Владение собой - второй ключевой компонент эмоционального интеллекта, который можно определить как способность контролировать деструктивные или приносящие вред эмоции. Лидеры учатся сохранять эмоциональный баланс, чтобы беспокойство, тревога, страх или гнев не мешали ясности мышления. Владеть эмоциями значит не подавлять или скрывать их, а понимать, используя это понимание в различных ситуациях.

В эту категорию входят такие качества, как стремление вызвать доверие окружающих (проявление честности и прямоты), сознательность (ответственное отношение к своим обязанностям), способность к адаптации (умение приспосабливаться к изменениям); инициативность, расширяющая возможности человека; оптимизм, проявляющийся вопреки всем трудностям и неудачам.

Мартин Селигман (Martin Seligman), профессор психологии университета Пенсильвании, посоветовал руководству страховой компании MetLife принять на работу группу сотрудников, которые при прохождении тестов «на оптимизм» показывали высокие результаты, но не могли пройти обычных тестов на умение вести продажи. По сравнению с группой, члены которой хорошо проходили тесты на продажи, но при этом были пессимистичны, группа оптимистов совершала продаж на 21% больше в первый год работы и на 57% больше во второй год работы.

Социальное сознание - это способность понимать других. Социально сознательные лидеры проявляют эмпатию - умение поставить себя на место другого человека и понимание его мыслей и чувств. Такие лидеры могут рассмотреть ситуацию с нескольких точек зрения и наладить взаимодействие с людьми различных типов. Под характеристикой корпоративное сознание подразумевается способность наладить организационную деятельность и создать сеть контактов, а также выбрать наиболее подходящие для достижения положительных результатов формы поведения. Кроме того, социальное сознание подразумевает ориентацию на оказание услуг, т. е. способность определить и удовлетворить запросы сотрудников, потребителей или клиентов.

Менеджмент взаимоотношений - это способность налаживать контакты и взаимодействовать с другими людьми. Лидеры, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, чутко и доброжелательно относятся к окружающим. Они развивают персонал, вдохновляют сотрудников своей концепцией будущего, устанавливают нормальное общение, чутко реагируют на чувства других людей, оказывая на них положительное влияние. Эмоциональное понимание лидерами своих подчиненных способствует проведению позитивных изменений, налаживанию сотрудничества и работы в командах, устранению конфликтов. Такие лидеры создают сеть взаимоотношений внутри организации и за ее пределами.

Вместе взятые, четыре указанных компонента создают основу для эмоционального интеллекта, который лидеры могут использовать для более эффективного руководства командами и организациями.

Практические выводы для лидеров

В какой степени эмоциональный интеллект влияет на эффективность лидера? Несомненно, он играет ключевую роль в успехе трансформационных и харизматических руководителей. Харизматические лидеры, как правило, прибегают к убеждению через эмоции и обращаются к чувствам подчиненных. Трансформационные лидеры создают образ будущего и мотивируют сотрудников воплотить мечты в реальность, что требует использования компонентов эмоционального интеллекта. В самых разнообразных ситуациях харизматические и трансформационные лидеры проявляют уверенность в себе, решительность и настойчивость.

Высокий уровень самосознания в сочетании со способностью управлять своими эмоциями позволяет лидеру демонстрировать уверенность в себе и вызывать доверие и уважение подчиненных. Кроме того, умение управлять эмоциями других людей или сдерживать эти эмоции помогает лидеру объективно оценить потребности подчиненных, которые могут скрываться за непосредственным проявлением чувств. Сильный гнев или депрессия, например, способны усилить эгоцентричность руководителя и помешать ему понять нужды окружающих. Такой человек не может рассмотреть ситуацию с различных точек зрения.

Эмоциональное состояние лидера влияет на обстановку в группе, отделе или организации. Эмоции передаются от человека к человеку. Если мы находимся в обществе жизнерадостных и энергичных людей, их эмоции передаются и нам. И напротив, грустный человек способен вселить в нас уныние. Эта эмоциональная заразительность лидера , сохраняющего уравновешенность и внутреннюю мотивацию, служит примером для подчиненных, вдохновляет их и передает им его чувства. Оптимистичный и энергичный руководитель способен повысить активность всей организации. Чуткость и умение наладить взаимодействие помогают мотивировать, вдохновлять и объединять сотрудников.

Наверное, главное, что эмоциональный интеллект позволяет лидеру, - это возможность относиться к подчиненному как к целостной личности со своими чувствами, мнениями, идеями, потребностями, способностями и мечтами. Именно эмоциональный интеллект помогает руководителю развивать персонал и поддерживать высокую самооценку каждого сотрудника.

Эмоционально интеллектуальный лидер создает атмосферу доверия и уважения, наполняет смыслом работу подчиненных, так что они стремятся не только удовлетворить личные потребности, но и принести максимальную пользу организации.

  • 1 - отсутствует;
  • 2 - проявляется в незначительной степени;
  • 3 - проявляется в средней степени;
  • 4 - проявляется в значительной степени;
  • 5 - присутствует постоянно.

Таблица 2. Самооценка эмоционального интеллекта

1. Я связываю внутренние психологические состояния с различными эмоциями.
2. Я умею снять внутреннее напряжение, находясь в сложных ситуациях.
3. Я знаю о том, как мое поведение влияет на других людей.
4. При возникновении конфликта я стремлюсь первым разрешить его.
5. Когда меня охватывает гнев, я могу быстро взять себя в руки.
6. Я замечаю, когда собеседник начинает злиться.
7. Я вижу, когда человек испытывает стресс.
8. Я достигаю консенсуса с другими людьми.
9. Я распознаю эмоции окружающих.
10. При выполнении неинтересной работы я умею найти мотивацию.
11. Я помогаю другим овладеть своими чувствами.
12. Я помогаю окружающим почувствовать себя комфортно.
13. Я замечаю, когда у собеседника меняется настроение.
14. Я сохраняю спокойствие, когда собеседник начинает злиться.
15. Я могу поставить себя на место другого человека.
16. При необходимости я могу дать совет и оказать эмоциональную поддержку другим людям.
17. Я замечаю, когда собеседник начинает занимать оборонительную позицию.
18. Я могу оценить, насколько поступки человека соответствуют его словам.
19. Я веду доверительные беседы с другими людьми.
20. Я отвечаю человеку точно теми же чувствами, которые он проявляет по отношению ко мне.

Подсчет баллов

Подсчитайте сумму баллов по всем двадцати пунктам, чтобы определить общий уровень эмоционального интеллекта. Самосознание оценивается пунктами 1, 6, 9, 13 и 17; владение собой - пунктами 2, 5, 10, 14 и 18; социальное сознание - пунктами 3, 7, 11, 15 и 19; менеджмент взаимоотношений - пунктами 4, 8, 12, 16 и 20.

Интерпретация результатов

Эта анкета позволяет определить уровень эмоционального интеллекта.

  • Если вы набрали более 80 баллов, у вас высокий уровень эмоционального интеллекта.
  • Если вы набрали 50-80 баллов, у вас есть прочный фундамент для развития эмоционального интеллекта и задатков лидера.
  • Сумма баллов ниже 50 указывает, что, по вашему мнению, вы обладаете эмоциональным интеллектом ниже среднего.
  • Для каждого из компонентов результат более 20 является высоким, а менее 10 - низким. Что вы предпримете, чтобы улучшить ваши результаты?

Материал публикуется в сокращенном переводе с английского.

Ричард Дафт

      (Richard l. Daft), профессор Школы менеджмента Оуэна (Owen Graduate School of Management) при Вандербильтском университете (Vanderbilt University). Автор учебника
      , книги

Сейчас очень много говорят и пишут об эмоциональном интеллекте. Но когда я проводила опрос среди своих друзей на Фейсбуке выяснилось, что никто кроме моих коллег-психологов не знает, что такое эмоциональный интеллект.

Этот непривычный для нас термин тесно связан с развитием эмоциональной сферы. Именно развитый эмоциональный интеллект помогает справляться с аффективными состояниями.

Что такое аффективное состояние?

Это состояние, в котором эмоции нас настолько захватывают, что мы теряем способность мыслить, принимать решения, адекватно и творчески реагировать на ситуацию, выбирать способы реагирования. Как правило, с этих состояний мы скатываемся на , чаще всего неэффективные. Мы не можем слышать ни себя, ни другого. Нас, как говорят, “несет”.

Вам знакомо такое состояние? Потом бывает стыдно за свое поведение, возникает чувство вины.

Когда мы остываем, то понимаем, что были неадекватны. Что можно было бы и по-другому поступить. В состоянии аффекта сила нашей реакции превышает опасность ситуации, в которую мы попадаем.

С женщинами это случается чаще, так как мы более эмоциональны.

Эмоциональный интеллект включает четыре составляющие:

  1. Способность осознавать свои эмоции и чувства .
  2. Умение их контролировать . Это не то же самое, что управлять. Управление — это значит, мы можем вызвать эту эмоцию, а можем не дать ей возникнуть. На самом деле мы не можем контролировать возникновение эмоций. Но мы можем что-то сделать, когда она возникла. Ограничить силу, перенаправить в другое русло.
  3. Распознавание эмоций в других людях (эмпатия ). Понимать, что чувствует другой человек. Присоединяться к нему и разделять его эмоции.
  4. Умение строить отношения с другими . Эмоциональный интеллект ребёнка и взрослого тесно связан с межличностными отношениями. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволяет человеку сотрудничать с другими. И в профессиональной сфере, и в дружеских, супружеских или детско-родительских отношениях.

Эмоциональный интеллект нужен там, где мы взаимодействуем с другими людьми.

Расширенная модель эмоционального интеллекта

Мне очень нравится расширенная модель, предложенная психологом Рувеном Бар-Оном.

Модель социального и эмоционального интеллекта Рувена Бар-Она

Думаю, после знакомства со всеми пунктами, вы согласитесь, что значимость эмоционального интеллекта для человека трудно переоценить. Наверное, вам захочется прикладывать все усилия для того, чтобы развивать его и у себя, и у своих детей.

Итак, в расширенную модель входят:

1. Самоуважение

То есть способность понимать, приниматься себя, признавать свою ценность (важность). Знать свои сильные и слабые стороны. И принимать себя вместе с ними.Не обесценивать свои желания и потребности. Заботиться о себе. Это базовое принятие себя, базовая адекватная самооценка. Согласитесь, самоуважение нам по жизни очень нужно. Все мы хотим, чтобы наши дети выросли уверенными, уважающими себя личностями.

2. Эмоциональная осознанность

Значит, мы способны различать эмоции в конкретный момент у себя, понимать причины их возникновения, и, аналогично, видим их у другого человека. Понимаем свои и чужие потребности.

3. Ассертивность

Это способность открыто выражать свое мнение, отстаивать свою точку зрения, уважая себя и своего собеседника. То есть это открытое поведение, которое способствует самовыражению. Отсутствует страх озвучить свое мнение, чувства и состояния.

4. Независимость

Это способность полагаться на себя и доверять себе. Эмоционально не зависеть от других. Не бояться быть уязвимым и открытым. Это профилактика всех зависимостей. Профилактика созависимых отношений, о которых психологи давно много говорят и пишут. Созависимые люди вступают в брак не потому что, “я — цельный человек и мне очень радостно жить с другим человеком”. А потому что “я настолько нуждаюсь в другом, что без него я не могу существовать”. Созависимые отношения проявляются во взрослом возрасте.


5. Эмпатия

Способность понимать и разделять чувства другого.

6. Социальная ответственность

Это способность включаться в различные социальные группы, конструктивно сотрудничать с другими, проявлять заботу и брать ответственность, где нужно, за других людей. Это и про семью. Способность выполнять свою роль в семье. Быть матерью, быть женой, быть отцом.

7. Межличностные отношения

Способность конструктивно общаться, способность устанавливать отношения. Быть в достаточно хорошей эмоциональной близости. Умение чувствовать себя и быть в комфортных для себя социальных контактах.

8. Стрессоустойчивость

Под стрессоустойчивостью иногда ошибочно понимают, что человек вообще не подвержен стрессу. Это не так. Стрессу подвержены все люди. Так мы устроены, что реагируем на стресс. Но люди различаются способностью восстанавливаться после стресса. Взрослому человеку очень трудно жить, если он не умеет восстанавливаться после стресса, если у него возникает постравматический синдром. То есть событие уже завершилось, надо жить дальше, а человек все ещё не может выйти из стрессовой состояния.

Я не говорю сейчас про глобальные изменения в жизни, про катаклизмы. У каждого человека есть своей стресс. Бывает, что люди испытывают стресс даже от общения. И потом долго восстанавливаются.

Другой пример. После активного дня мне обязательно нужен день на восстановление. А есть люди, которым нужен не день, а целая неделя или больше. Стрессы сопровождают всю нашу жизнь. Вопрос только в том, что для конкретного человека является стрессом. И это тоже зависит от развитого эмоционального интеллекта. Способности к самоосознанию, рефлексии, саморегуляции.

9. Контролирование своих эмоций

Способность переживать свои эмоции, не сваливаясь в аффективные состояния. Отодвигать удовольствие ради достижения цели, воздерживаться от соблазна, достигать своих целей и так далее. Справляться со своими аффективными состояниями, направлять их в конструктивное русло мы учимся на 6-недельном тренинге « » злости, который скоро стартует.

10. Оценка действительности

Способность сверять свои мысли и чувства с внешней реальностью. Мы всегда субъективны в своих суждениях, чувствах. А эта способность — посмотреть за пределы своей субъективности, увидеть более-менее цельную картинку, возникает благодаря развитому эмоциональному интеллекту.

11. Гибкость

Это способность не быть ригидным, по-разному реагировать в похожих ситуациях, творчески перестраиваться, не боятся нового. Как я всегда говорю, что взрослый человек — это не тот человек, который уже знает, как реагировать во всех ситуацих. Это тот человек, который не теряется в незнакомой для него ситуации. Продолжает учиться, встречается с новыми для него задачами в жизни. И не боится этих задач, потому что знает, что с ними справится, даже если сейчас у него нет готовой модели или решения.

В это понятие входит и способность к решению проблем.

Бывает, люди очень боятся проблем. Любая проблема выбивает их из колеи. Как будто есть убеждения,что проблема- это плохо, их не должно быть.

Взрослый человек способен решать разные проблемы, которые ему встречаются в жизни. Потому что жизни без проблем не бывает, так же как жизни без стрессов.


12. Оптимизм. Счастье и благополучие

Вот такая модель эмоционального интеллекта. Поделитесь в комментариях, какие мысли возникают по поводу этих пунктов.

Для меня это модель про взросление человека. Качества зрелого человека. Я бы хотела, чтобы мои дети умели всё это делать, обладали такими способностями.

Как это для вас? Отметьте для себя: что вам откликается? Что вам бы хорошо развить в себе?

Не будьте слишком критичны. Если вы выжили, дожили до своего возраста, имеете семью и родили детей, то, я думаю, у вас эти качества есть. Вы иначе не смогли бы это все сделать. Возможно, вы не знаете своих сильных сторон. Так бывает. Мы привыкли думать, что у нас чего-то не хватает. А на самом деле, нам трудно объективно себя оценить. Скорее всего, вы многое приобрели, став супругой и родив детей. Вместе с детьми это особенно хорошо получается.

В следующий раз мы рассмотрим отдельные сферы эмоционального интеллекта человека. Надеюсь я вас убедила, что развивать эмоциональный интеллект полезно?

И в заключение.

Эмоциональный интеллект и IQ

Я хочу, чтобы мы разделили два понятия: эмоциональный интеллект и IQ (intelligence quotient — коэффициент умственного развития, относящийся к познавательным способностям).

Специалисты показали, что познавательные способности, тот самый IQ, не имеет никакого отношения к эмоциональной жизни. Нет корреляции между высоким IQ и высоким эмоциональным интеллектом. Поэтому, если эмоциональная сфера, эмоциональный интеллект человека плохо развиты или он постоянно пребывает в тревоге, не умеет справляться со своими импульсами, откладывать удовольствие, преодолевать преграды на пути к цели, — всё это может привести к неуспешности в жизни. И к низкой успеваемости, если речь идет об эмоциональном интеллекте школьника.

Даже при хороших познавательных способностях, когда академический ум достаточно развит, эмоциональная сфера может мешать пользоваться ими. Вспомните себя в состоянии тревоги, страха. Легко ли вам было принимать решения?

То же происходит с ребенком. Когда его стыдят и виноватят, ему трудно думать. Живя в тревоге, он не может развиваться. Давайте бережно относиться к таким чувствам как стыд и вина, они нам даны от природы. Если нагружать ими дополнительно, эти чувства становятся токсичными, непереносимыми для человека. И человек, вырастая на стыде и вине, не сможет развить ни самоуважения, ни всех заложенных в него прекрасных способностей. О какой самоактуализации тут можно будет говорить?



Поделиться