Евангелие от марка 5 9. Евангелие от Марка

1 И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.

2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,

3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,

4 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;

5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;

6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,

8 Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

9 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.

11 Паслось же там при горе большое стадо свиней.

12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.

13 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

14 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.

15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.

16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.

17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.

18 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.

19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.

20 И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

21 Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря.

22 И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его

23 и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.

24 Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

25 Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,

26 много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, – 27 услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,

28 ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.

29 И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

30 В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?

31 Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

32 Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.

33 Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.

34 Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.

35 Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?

36 Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.

37 И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.

38 Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.

39 И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.

40 И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.

41 И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань.

42 И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.

43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

Воскрешение дочери Иаира. Художник Ю. Ш фон КАРОЛЬСФЕЛЬД

И приидоша на онпол моря, во страну Гадаринскую. И излезшу Ему из корабля, абие срете Его от гробов человек в дусе нечисте, иже жилище имяше во гробех, и ни веригами никтоже можаше его связати, зане ему многажды путы и ужы (железны) связану сущу, и растерзатися от нею ужем железным, и путом сокрушатися, и никтоже можаше его умучити: и выну нощь и день во гробех и в горах бе вопия и толкийся камением.


В списках более исправных читается: во страну Гергесинскую. Матфей говорит, что было два бесноватых, а Марк и Лука говорят об одном. Сии последние избрали лютейшего из них и повествуют об нем. Бесноватый идет и исповедует Христа Сыном Божиим. Поелику бывшие на корабле недоумевали о том, кто Он: то последует достовернейшее свидетельство о Нем от врагов, - разумею бесов. Бесноватый жил во гробах, потому что бес хотел внушить чрез это ложную мысль, что души умерших становятся бесами, чему никак не должно верить.


Узрев же Иисуса издалеча, тече и поклонися Ему. И возопив гласом велиим рече: что мне и Тебе, Иисусе Сыне Бога Вышняго? заклинаю Тя Богом, не мучи мене: глаголаше бо ему: изыди, душе нечистый, от человека. И вопрошаше его: что ти есть имя? и отвеща глаголя: легеон имя мне, яко мнози есмы. И молиша Его много, да не послет их вне страны.


Выйти из человека демоны почитают мучением: почему и говорили: не мучи , то есть, не выгоняй нас из жилища нашего, то есть, из человека. С другой стороны, они думали, что Господь не будет более терпеть их за чрезмерную их дерзость, но тотчас предаст мучению: поэтому и молят, чтобы не мучил их. Господь спрашивает бесноватого не для того, чтоб Самому знать, но чтоб другие знали о множестве вселившихся в него бесов. Поелику пред глазами стоял один человек, то Христос показывает, со сколькими врагами боролся этот жалкий человек.


Бе же ту при горе стадо свиное велие пасомо: и молиша Его вси беси глаголюще: посли ны во свиния, да в ня внидем. И повеле им абие Иисус. И изшедше дуси нечистии, внидоша во свиния: и устремися стадо по брегу в море: бяху же яко две тысящи: и утопаху в мори. Пасущии же свиния бежаша, и возвестиша во граде и в селех.


Бесы молили господа, чтобы Он не высылал их вон из страны, но чтобы пустил в стадо свиней. Он соглашается на это. Поелику жизнь наша есть брань, то Господь не хотел удалить от нее демонов, дабы они своею борьбою с нами делали нас искуснейшими. Попускает им войти в свиней, дабы мы знали, что они, как не пощадили свиней, так не пощадили бы и человека того, если бы не сохранила его сила Божия. Ибо бесы, будучи враждебны нам, тотчас истребили бы нас, если бы не охранял нас Бог. Итак знай, что демоны не имеют власти даже над свиньями, и тем более над людьми, если не попустит Бог. Но знай и то, что в людей, живущих по-свински и валяющихся в тине чувственных удовольствий, вселяются демоны, которые низвергают их с стремнин погибели в море сей жизни, и они утопают.


И изыдоша ведети, что есть бывшее. И приидоша ко Иисусови, и видеша бесновавшагося седяща и оболчена, и смысляща, имевшаго легеон, и убояшася. Поведаша же им видевшии, како бысть бесному, и о свиниях. И начаша молити Его отъити от предел их. И влезшу Ему в корабль, моляше Его бесновавыйся, дабы был с Ним. Иисус же не даде ему, но рече ему: иди в дом твой ко твоим и возвести им, елика ти Господь сотвори и помилова тя. И иде и нача проповедати в десяти градех, елика сотвори ему Иисус: и вси дивляхуся.


Пораженные чудом, жители города того вышли к Иисусу: услышав же о подробностях, они еще более испугались. Потому и молили Иисуса выйти из пределов их. Они боялись, чтоб не потерпеть еще чего-либо большего. Потеряв свиней и сожалея об этой потере, они отказываются и от присутствия Господа. Напротив, бесновавшийся просил у Него позволения быть с Ним, так как опасался, чтобы бесы, найдя его одного, опять не вошли в него. Но Господь отсылает его домой, показывая, что Его сила и промышление будет охранять его и в отсутствии. Отсылает его вместе и для того, чтобы он доставил пользу другим, которые увидят его. Посему он и начал проповедовать, и все удивлялись. Но посмотри, как Спаситель чужд превозношения! Он не сказал: возвести , что сотворил тебе Я, но: елика ти Господь сотвори. Так и ты, когда сделаешь что-либо доброе, приписывай сделанное не себе, но Богу.


И пришедшу Иисусу в корабли паки на онпол, собрася народ мног о Нем: и бе при мори. И се прииде един от архисинагог, именем Иаир, и видев Его, паде при ногу Его: и моляше Его много, глаголя, яко дщи моя на кончине есть: да пришед возложиши на ню руце, яко да спасется, и жива будет. И иде с Ним: и по Нем идяху народи мнози, и угнетаху Его. И жена некая суща в точении крове лет дванадесяте, и много пострадавши от мног врачев, и издавши своя вся, и ни единыя пользы обретши, но паче в горшее пришедши: слышавши о Иисусе, пришедши в народе созади, прикоснуся ризе Его: глаголаше бо, яко, аще прикоснуся ризам Его, спасена буду. И абие изсякну источник крове ея, и разуме телом, яко исцеле от раны.


После чуда над бесноватым, Господь совершает другое чудо, - воскрешает дочь начальника синагоги. Для иудеев, очевидцев события, евангелист сказывает и имя начальника синагоги. Это был человек полуверующий: тем, что пал в ноги Христу, он оказывается верующим: но тем, что просил Его идти, показывает веру не такую, какую должно: ему следовало сказать: скажи только слово. Между тем, на пути Господа исцеляется и кровоточивая жена. Жена эта имела великую веру, потому что надеялась исцелиться от одной одежды Господа: за то и получила исцеление. В переносном смысле разумей это и о человеческой природе. Она была кровоточива, потому что производила грех, который есть убийство души и который проливает кровь душ наших. Природа наша не могла получить исцеления от многих врачей, то есть, ни от мудрецов века сего, ни даже от закона и пророков. Но она исцелилась, лишь только прикоснулась к одежде Христа, то есть, к плоти Его. Ибо, кто верует, что Христос воплотился, тот и есть прикасающийся к одежде Его.


И абие Иисус разуме в Себе силу изшедшую от Него, и обращся в народе, глаголаше: кто прикоснуся ризам Моим? И глаголаху Ему ученицы Его: видиши народ угнетающ Тя, и глаголеше, кто прикоснуся Мне? И оглядаше видети сотворшую сие. Жена же убоявшися и трепещущи, ведящи, еже бысть ей, прииде и припаде к Нему, и рече всю истину. Он же рече ей: дщи, вера твоя спасе тя: иди в мире и буди цела от раны твоея.


Сила выходит из Христа не так, чтобы переменяла место: напротив, она и другим сообщается, и в то же время без уменьшения пребывает во Христе, подобно как и уроки учения остаются и при учащих, и преподаются учащимся. Но смотри, как народ со всех сторон стеснял Его, и между тем ни один не прикоснулся к Нему: напротив жена, не стеснявшая Его, прикоснулась к Нему. Отсюда научаемся той тайне, что из людей, занятых множеством житейских забот, никто не прикасается ко Христу: они только гнетут Его: напротив, кто не гнетет Иисуса и не обременяет своего ума суетными попечениями, тот прикасается к Нему. Но для чего Господь открывает жену? Во-первых, для того, чтобы прославить веру жены, во-вторых, для того, чтобы возбудить веру в начальника синагоги, что и дочь его также будет спасена, а вместе и для того, чтобы освободить от сильного страха жену, которая боялась, как бы укравшая исцеление. Так и евангелист говорит: убоявшися и трепещущи прииде. Поэтому Господь не сказал: Я спас тебя, но: вера твоя спасе тя: иди с миром , то есть, в покое. Мысль этих слов такая: будь спокойна ты, которая доселе была в скорби и смятениях.


Люди начальника синагоги почитали Христа одним из обыкновенных учителей, почему просили придти и помолиться о девице, а напоследок, когда она умерла, подумали, что Он уже не нужен после смерти ее. Но Господь ободряет отца и говорит: токмо веруй. Между тем не позволяет никому идти за Собою, кроме трех учеников, потому что смиренный Иисус ничего не хочет делать напоказ. При Его словах: девица несть умерла, но спит , - смеются; это попущено с тем, чтобы после не имели предлога говорить, что она была в обмороке, и что не диво, если Он воскресил ее; напротив, чтобы сами себя уличили собственным свидетельством о воскрешении Им действительно умершей, когда даже смеялись над Его словами, что она не умерла, но спит. Господь берет ее за руку, дабы сообщить ей силу: а велит дать ей есть для того, чтобы удостоверить в воскресении, как в действительном, а не в мнимом происшествии.


Евангелие от Марка, 5 глава. Библия от IMBF - новый перевод Нового и Ветхого Заветов Международного служения «Благословение Отца» Опубликовано на веб-портале

От Марка, 5 глава

Освобождение одержимого демонами.

Мр.5:1 И прибыли они на другую сторону моря в страну Гадаринскую.

Мр.5:2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретился Ему вышедший из гробниц человек, одержимый духом нечистым,

Мр.5:3 который имел жилище в гробницах; и никто уже не мог связать его даже цепью,

Мр.5:4 из-за чего его часто связывали оковами и цепями, но он разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не мог его укротить;

Мр.5:5 и каждую ночь и день в гробницах и в горах он кричал и бился об камни.

Мр.5:6 Увидев Иисуса издалека, он подбежал и поклонился Ему

Мр.5:8 Ибо Он говорил ему: «Выйди, дух нечистый, из человека!»

Мр.5:9 И спросил его: «Какое твое имя?» И говорит ему: «Легион имя мне, потому что нас много».

Мр.5:10 И много он просил Его, чтобы не высылал их из страны той.

Мр.5:11 Паслось же там у горы большое стадо свиней.

Мр.5:12 И попросили Его, говоря: «Пошли нас в свиней, чтобы мы вошли в них.»

Мр.5:13 И Он позволил им. И выйдя, духи нечистые вошли в свиней; и устремилось стадо, приблизительно в две тысячи, с крутого обрыва в море, и начали тонуть в море.

Мр.5:14 И пасущие их убежали и рассказали в городе и окрестностях; и они пришли увидеть, что случилось.

Мр.5:15 И приходят к Иисусу и видят одержимого, имевшего легион, сидящего одетым и пребывающего в здравом уме, и устрашились.

Мр.5:16 И рассказали им видевшие, как случилось с одержимым и о свиньях.

Мр.5:17 И они начали просить Его уйти от пределов их.

Мр.5:18 И когда входил Он в лодку, просил Его, прежде одержимый, чтобы быть с Ним.

Мр.5:19 И не позволил ему, но говорит ему: «Иди в дом твой к твоим и сообщи им, насколько великое Господь тебе сделал и как помиловал тебя.»

Мр.5:20 И он пошёл и начал возвещать в Десятиградии, насколько великое сделал ему Иисус, и все удивлялись.

Исцеление кровоточивой женщины. Воскрешение дочери Иаира.

Мр.5:21 И переправился Иисус в лодке опять на другую сторону и опять собралось много народа к Нему, и Он был у моря.

Мр.5:22 И приходит один из начальников синагоги, именем Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его

Мр.5:23 и просит Его много, говоря: «Доченька моя при смерти! Пожалуйста, приди и возложи на неё руки, чтобы она исцелилась и осталась жива!»

Мр.5:24 И Он пошёл с ним. И следовало за Ним множество народа, и теснили Его.

Мр.5:25 И женщина, имеющая кровотечение двенадцать лет

Мр.5:26 и много пострадавшая от многих врачей и потратившая всё, что у неё было и не получившая пользу, но пришедшая в более худшее состояние,

Мр.5:27 услышав об Иисусе, подошла в толпе сзади и коснулась накидки Его.

Мр.5:28 Ибо говорила: «Если даже прикоснусь и одежд Его, то исцелюсь.»

Мр.5:29 И тотчас засох источник крови её, и ощутила в теле, что исцелилась от недуга.

Мр.5:30 И Иисус, тотчас узнав Сам в Себе, что из Него вышла сила, повернулся в толпе и сказал: «Кто коснулся Моих одежд?»

Мр.5:31 И говорили Ему ученики Его: «Видишь, народ теснит Тебя, и говоришь: «Кто Меня коснулся?»

Мр.5:32 Но Он оглядывался, чтобы увидеть сделавшую это.

Мр.5:33 Женщина же, устрашённая и дрожащая, зная, что произошло с ней, пришла и пала ниц пред Ним и сказала Ему всю истину.

Мр.5:34 Он же сказал ей: «Дочь, вера твоя спасла тебя! Иди в мире, и будь здорова от недуга твоего.»

Мр.5:35 Когда Он еще говорил, приходят от начальника синагоги и говорят: «Дочь твоя умерла; что ещё утруждаешь Учителя?»

Мр.5:36 Иисус же, услышав сие слово, говорит начальнику синагоги: «Не бойся, только верь!»

Мр.5:37 И Он не позволил никому следовать за Ним, кроме Петра и Иакова, и Иоанна, брата Иакова.

Мр.5:38 И приходят в дом начальника синагоги и видит смятение и много плачущих и причитающих.

Мр.5:39 И войдя, говорит им: «Что плачете и причитаете? Ребёнок не умер, но спит.»

Мр.5:40 И высмеивали Его. Он же, выгнав всех, забирает отца ребёнка и матерь и тех, которые были с Ним, и входит, где был ребёнок.

Мр.5:41 И, взяв руку ребёнка, говорит ей: «Талифа кум!» - что значит: «Девочка, тебе говорю, встань!»

Мр.5:42 И тотчас девочка встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. И они пришли в великое изумление.

Мр.5:43 И Он приказал им строго, чтобы никто не узнал об этом, и сказал, чтобы дали ей поесть.

Чтобы убедиться, что вы просматриваете актуальную версию перевода, а не сохраненную в кэше браузера, просто нажмите на клавиатуре одновременно две клавиши Ctrl+F5 или нажмите на верхней панели вашего браузера кнопку «Обновить эту страницу».

1–20. Исцеление гадаринского бесноватого, в котором был легион бесов. – 21–43. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира.

Мк.5:1. И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.

Новейшие исследователи текста согласно читают здесь не «в страну Гадаринскую», а «в страну Гергесинскую». Это название происходит от имени Гергеса – города, который находился, по свидетельству Оригена, вблизи от Тивериадского моря (Толкование на Ин. 6:24, al. 40). Евсевий называет Гергесу «деревней» и говорит, что она лежала на горе. У Матфея же исследователи евангельского текста читают не «Гергесинскую», а «Гадаринскую» (Мф. 8:28). О Гадаре же известно, что это был значительный греческий город, находившийся приблизительно в десяти километрах от юго-восточного берега Тивериадского моря. Население этого города в массе было греческое, но в окружавших город селениях говорили и поарамейски. Очень вероятно, что Гергеса входила в область Гадаринскую.

Мк.5:2. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом,

Здесь мы находим, очевидно, повествование о том же событии, о котором сообщает евангелист Матфей (Мф. 8 и сл.). Марк говорит, однако, об одном бесноватом, а не о двух, как Матфей, но это значит только, что Марк считал нужным сказать о том из двух бесноватых, который был наиболее известен тамошним жителям своей силой и злобой. Исцеление этого бесноватого, конечно, произвело большое впечатление на народ и учеников Христовых.

«Одержимый»... (см. Мф. 4:24).

Мк.5:3. он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,

Ср. Мф. 8:28.

«Никто не мог»... Сила этого бесноватого была чрезвычайно велика, его не могли удержать никакие цепи и оковы (ручные).

Мк.5:4. потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;

Мк.5:5. всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;

«Бился о камни»... Точнее: он цеплялся за камни, и они падали на него, когда он обрывался и падал со скалы (κατακόπτειν)».

Мк.5:6. увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,

Мк.5:8. Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.

Конечно, не сам бесноватый, а владевшие им злые духи заставляют его бежать к Христу и просить Его оставить их в покое. Они понимают, Кто теперь пред ними. Они заклинают Христа Богом, признавая Его Сыном Бога Всевышнего, чтобы Он не проявил над ними на этот раз Своего всемогущества. Что же касается мучения, которое они имеют в виду, то под ним можно понимать адские мучения, какие терпят все обитатели ада (ср. Лк. 16:23; Откр. 9:5, 14, 11 и др.). Так понимается это мучение и в Евангелии Матфея, где злой дух прибавляет выражение «прежде времени» (Мф. 8:29).

«Ибо Иисус сказал ему»... Этими словами евангелист Марк хочет сказать не то, что Христос обратился к бесноватому раньше, чем тот к Иисусу. Если бы дело происходило таким образом, то евангелист, конечно, раньше привел бы обращение Христа, а потом уже обращение ко Христу бесноватого (ср. Мк. 1:25). Союз «ибо» скорее дает понять, что бес, находившийся в бесноватом, еще раньше, чем вступил в разговор со Христом, уже хорошо знал, чего ему нужно ждать от Христа. И его ожидания сбылись, «ибо...»

Мк.5:9. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много.

Господь вступает в разговор с бесом для того, чтобы внушить прежде всего самому бесноватому убеждение в том, что в нем пребывает злая сила, а затем также и для того, чтобы разъяснить это ученикам.

«И он сказал...» Говорил один бес за многих. Говорил он, пользуясь даром речи бесноватого, который не мог не исполнять воли беса.

«Легион» (см. Мф. 26:53).

Мк.5:10. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.

Бесы не желают удаляться из этой страны, которая, очевидно, нравилась им как населенная, главным образом, язычниками.

Мк.5:11. Паслось же там при горе большое стадо свиней.

Мк.5:12. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.

Мк.5:13. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.

(Ср. Мф. 8:30-32.)

Евангелист Марк один точно обозначает число свиней.

Мк.5:14. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось.

Мк.5:15. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.

Мк.5:16. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.

Мк.5:17. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.

Господь как Всемогущий немедленно, без какого-либо колебания соизволяет на исполнение просьбы бесов, которые показали бессилие найти какой-либо выход из своего положения. Что касается судьбы бесов, то этот вопрос евангелиста Марка, очевидно, не занимает. Он останавливается только на том впечатлении, какое чудо оказало на жителей той страны. Жители устрашились – скорее всего, имея в виду то отношение, какое обнаружил Христос к их имуществу, стаду свиней, которое он послал на погибель, для того чтобы освободить (бывшего) бесноватого от всякой мысли о возможности возвращения к нему бесов. Им жалко было своих стад, и поэтому они просили Христа уйти из их страны. Очевидно, что эти люди еще не чувствовали жажды услышать слова Божия (Ам. 8:11).

Мк.5:18. И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.

Мк.5:19. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя.

Мк.5:20. И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

Господь не остается в этой стране, но удаляется отсюда, потому что время для проповеди здесь еще не наступило. Но это не мешало рассевать здесь семена евангельского учения исцеленному бесноватому, и Господь посылает его возвестить о том, что с ним случилось, всем его родственникам. В полуязыческой стране эта проповедь о Христе Чудотворце не могла произвести того чрезвычайного увлечения мессианскими надеждами, какое нередко проявлялось среди чистокровного иудейского населения и которое обыкновенно кончалось тем, что народ стремился объявить Христа Царем (ср. Мф. 8:4).

Если исцеленный пошел с проповедью по всему Десятиградию (см. Мф. 4:25), то это объясняется тем, что он, вероятно, имел немало родных, живших в разных городах этой области.

Мк.5:21. Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря.

Господь переправился из Переи в Галилею, к тому берегу, на котором был расположен Капернаум (ср. Мф. 9:1). Здесь Его встретила масса народа, вероятно, издали заметившая приближавшуюся, хорошо знакомую ей лодку апостола Петра, в которой был и Иисус. Народа было столько, что Господу было трудно пройти в город, и Он долго оставался на берегу.

Мк.5:22. И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его

Мк.5:23. и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.

В это время приходит к Нему Иаир (см. Мф. 9:18) и Иисус идет с Ним.

Мк.5:24. Иисус пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.

Мк.5:25. Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,

Мк.5:26. много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, -

Мк.5:27. услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,

Мк.5:28. ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.

Мк.5:29. И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.

В тесноте, по дороге, Христа коснулась искавшая исцеления кровоточивая женщина (ср. Мф. 9:20-21), и получила исцеление. Евангелист Марк восклицает, что она «много потерпела от врачей» (стих 26). Это выражение может указывать на те варварские средства, к каким в те времена прибегали невежественные врачи. Трактат Киддушим поэтому говорит: «лучший из врачей достоин геенны» (IV, 14).

Мк.5:30. В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?

Мк.5:31. Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?

Мк.5:32. Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.

Мк.5:33. Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.

Мк.5:34. Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.

Господь знал, что случилось с больной благодаря тому, что она прикоснулась к Его одежде, но задает вопрос для того, чтобы вызвать ее исповедание и внушить, что она исцелилась не в силу какого-то магического воздействия одежды Чудотворца, а в силу своей веры в Него как Сына Божия.

«Будь здорова», т.е. оставайся в том новом положении, в каком ты очутилась в тот момент, как прикоснулась с верою к Моей одежде.

Мк.5:35. Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?

О воскрешении дочери Иаира евангелист Марк говорит также с бо́льшими подробностями, чем Матфей (Мф.9:23-26).

Мк.5:36. Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.

Мк.5:37. И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.

Господь, как видно из последующего (стих 43), не хотел, чтобы чудо воскрешения дочери Иаира стало предметом оживленных толков в народе. Поэтому Он берет с Собой даже не всех учеников Своих, а только троих наиболее к Нему близких, чтобы они впоследствии могли выступить достоверными свидетелями чуда воскрешения (ср. Втор. 17:6). Конечно, при совершении чуда находился и сам хозяин дома, и его жена (стих 40).

Мк.5:38. Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.

Мк.5:39. И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.

«Девица не умерла, но спит». Этими словами Господь выражает общеизраильское представление о смерти. Смерти, как бы говорит Он, собственно нет. Душа человека бессмертна и со временем должна соединиться с телом, которое она оставила. Поэтому состояние умершего похоже на сон. Если Иаир так глубоко верует в это, то ему нет причины предаваться отчаянию.

Мк.5:40. И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.

Мк.5:41. И, взяв девицу за руку, говорит ей: «талифа куми», что значит: девица, тебе говорю, встань.

Евангелист приводит здесь два слова на арамейском наречии, которым говорил Христос для того, чтобы дать своим читателям из язычников услышать звуки речи Христовой. Переводит он эти два слова с некоторым распространением, прибавляя выражение «тебе говорю».

Мк.5:42. И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. Видевшие пришли в великое изумление.

Мк.5:43. И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

Господь не желает, чтобы весть о первом чуде воскрешения разнеслась по стране, Он не хотел, чтобы народ, возбужденный слухом об этом необыкновенном чуде, увидел в Нем своего Царя (ср. Ин. 6:15), так как это могло бы преждевременно возбудить против Христа крайнюю злобу Его врагов. Поэтому Он запрещает распространять весть о случившемся, хотя только что вызвал исцелившуюся через прикосновение к Его одежде женщину к открытому исповеданию того чуда, которое с ней совершились. Последнее, в самом деле, не было столь необыкновенным, как чудо воскрешения.

Почему Христос велел «дать есть» воскрешенной Им девице? Древние толкователи полагали, что Он хотел этим подтвердить действительность возвращения девицы к жизни, но естественнее полагать, что Он в этом случае проявил Свою благость и заботливость о той, которую только что воззвал из области смерти к прежней жизни, когда все были заняты только что совершённым чудом. Он направляет внимание домашних девицы на ее положение...

Гольцман старается доказать, что дочь Иаира находилась только в состоянии летаргии, а не была умершей и что она пробудилась, когда Христос взял ее за руку: Но, вероятно, ее брали уже за руки и до прибытия Христа, однако же это не повело к ее оживлению. Притом евангелист Марк с такой простотой рассказывает обо всем, что подозревать его в том, что он сочинил рассказ о смерти девицы и ее воскрешении, нет решительно никакого основания...

Случай с изгнанием бесов в стадо свиней.
Остановимся на некоторых текстах.

5:1-3 1И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую.
2 И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, [одержимый] нечистым духом,
3 он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями,
Даже нечистые духи - не бездомные, а находят жилище для себя подходящее, хотя бы кладбище. Выходит, иногда по виду и «сорту» жилища можно кое-что вычислить об обитателях его.

5:4-8 потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его;
5 всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни;
6 увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему,
7 и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!
8 Ибо [Иисус] сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека.
Человеку неведом механизм воздействия духов на человека, как и - слова Божьего - на нечистых духов, да человеку оно и не надо.
Пассажиры, едущие в автобусе, мало знают о доскональном устройстве двигателя, им нужен результат работы двигателя, он в результате двигает автобус.
Так и здесь: никто не знает, КАК именно Христу удавалось выгонять нечистых духов, но известен результат: под воздействием слова Божьего духи нечистые могут покинуть человека, которого беспокоят.
Сегодня все мы просто пользуемся словом Божьим, которое САМО производит какую-то работу в людях, и под его воздействием люди в любом случае не остаются равнодушными, особенно в том случае, если в них засел дух, либо буквальный, либо - в умах и сердцах преобладает дух этого мира.

Дело сеятелей Божьего слова маленькое: неважно, каким вредным «духам» давать возможность покинуть конкретного человека, говоря ему истину Божью как словом, так и христианским делом. Главное, сеять слово, оно само в человеке нужную работу по очищению внутренностей произведёт, если Богу угодно будет взрастить для Себя того, в ком Божье слово посеется.

5:9,10 И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. (Римский легион насчитывал 6000 чел.)

10 И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той.
Как видим, в одном человеке может «селиться» множество нечистот. Но все они действуют в одном духе: губительны для человека.
Нечистые духи также имеют и свои привязанности: не всё равно им, в кого именно вселиться и где промышлять, следовательно, они промышляют там, где у них свой интерес имеется.
Например, почему дьявол Иуду Искариота обхаживал? Потому что тот подворовывал, дьявольский интерес поддерживал и этим - «место» в себе нечистому дал. Потому христианам и не стоит жить так, чтобы «место» для расположения ему - в себе давать (Еф. 4:27).

5:11,12 Паслось же там при горе большое стадо свиней.
12 И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них.
Бесы, как видим, признают власть Иисуса Христа над ними, потому и просят о помощи. И Иисус не отказывает этим нечистым в том, в чём может им помочь на данный момент. Но и самоуправством он не занимается: знают бесы, что на данный момент Иисус не имеет права их уничтожать совсем, ещё Божье расписание времени - не истекло для их пребывания на земле между людьми (Мтф.8:29)

5:11 Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море.
Не известно, какой смысл был демонам в свиней влезать, если всё равно свиньи издохли. Зачем было проделывать столько лишних движений? Можно ведь было бы сразу в воздух из сумасшедшего выйти. Не утонули же они в море вместе со свиньями? Не утонули.
Может, конечно, и есть в этом смысл – в перемене тел, может, самостоятельно они сами не могут переселяться, но ясно вот что:
1) то, что даже свиньи могут сбеситься (под дурное влияние бесов попасть)
2) то, что демоны - на самоубийство своё телесное «жилище» толкают.

5:14-17 Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И [жители] вышли посмотреть, что случилось.
15 Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились.
16 Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях.

17 И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их.
На первый взгляд можно было бы радоваться исцелению того, кого никто не в силах был укротить. Представить себе такого соседа, живущего в гробах и кричащего по ночам - и то жутко становится. И можно было попросить Иисуса остаться: многие могли бы исцелиться, а кто-то, возможно, познал бы истину. Но нет, не оценили явный духовный «плюс», подсчитав материальный «минус»: 2000 погибших свиней - это, действительно, большой убыток, есть, на что обижаться.

Сейчас у людей тоже могут быть на Бога крупные обиды из-за множества материальных минусов века сего нечестивого. Из-за них многие обиженные на Бога люди словно «просят Его, чтобы отошел от пределов их» и упускают возможность обрести для себя небесного Отца.

Как, однако, поступил Иисус в ответ на просьбу удалиться?
Не стал он насильно насаждать им знания от Бога, просто отошёл по просьбе их. Если сегодня нас, сеятелей слова Божьего, слушать не хотят и просят уйти, то не стоит настаивать по примеру Иисуса. Каждый имеет право сделать собственный выбор.
А если изо всех сил стараемся заставить выслушать - нас просто считают наглыми и навязчивыми, и такая репутация христианина - совсем не украшает ни нас самих, ни христианство в целом.

5:18-20 И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним.
19 Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и [как] помиловал тебя.
20 И пошел и начал проповедывать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.
До этого момента Иисус запрещал рассказывать о себе, но здесь ситуация поменялась: согласны, что очень трудно было бы убедить жителей того селения в милосердии Бога, сделанном руками Христа - при том, что только что Иисус нанёс им колоссальный материальный ущерб, погубив всё вообще стадо свиней этой деревни.
А оставить их совсем без благой вести Иисус не мог, потому и попросил выздоровевшего проповедовать о милосердии Бога, из его уст - эту весть хотя бы восприняли, ибо он на самом деле был исцелён и ему можно было говорить о милосердии Божьем.
Христос не себе славы искал, не стремился непременно САМ донести благую весть, пусть хотя бы от кого-то она звучит, если от нас её не хотят слушать.

5:21-24 Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря.
22 И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его
23 и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива.
24 [Иисус] пошел с ним. За Ним следовало множество народа, и теснили Его.
Иисус не отказал просьбе просившего и не решил, что тратить личные дополнительные усилия по переходу в жилище Иаира – это лишняя трата сил и времени.
Любовь при готовности помочь людям не подсчитывает личных убытков.

5:25-29 См. также разбор Мтф. 9:20-22. Случай исцеления женщины, страдающей кровотечением.
Одна женщина, которая страдала кровотечением двенадцать лет,
26 много потерпела от многих врачей, истощила все, что было у ней, и не получила никакой пользы, но пришла еще в худшее состояние, -
27 услышав об Иисусе, подошла сзади в народе и прикоснулась к одежде Его,
28 ибо говорила: если хотя к одежде Его прикоснусь, то выздоровею.
29 И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни.
Ситуация похожая на наши дни: можно истратить всё своё состояние на попытки излечиться у врачей, но так и не выздороветь. Женщине повезло: она исцелилась от Христа. Нам сегодня на такое чудо не приходится рассчитывать. Одно утешает: всё, что не могут вылечить врачи - Иисус вылечит в 1000-летнем своём правлении.

5:30 о выходе силы - см. разбор Лука 8:46
В то же время Иисус, почувствовав Сам в Себе, что вышла из Него сила, обратился в народе и сказал: кто прикоснулся к Моей одежде?
Как видим, Иисус обладал какой-то «порцией» сверхъестественной силы: святой дух, посланный ему от Отца, и был той самой силой, при помощи которой Иисус совершал чудеса.

5:31,32 Ученики сказали Ему: Ты видишь, что народ теснит Тебя, и говоришь: кто прикоснулся ко Мне?
32 Но Он смотрел вокруг, чтобы видеть ту, которая сделала это.
Ученики Христа не понимали, что Иисус имел ввиду, спрашивая о прикосновении к нему. Однако они со знанием дела поспешили сделать вывод, что Иисус явно говорит глупости: столько народа его теснит, а он спрашивает КТО прикоснулся?
Ну не смешно ли они при этом выглядели? Иисусу ли говорить глупости?
Так и мы, бывает, не разобравшись в чьей-то проблеме, скрывающейся за видимым её проявлением - зачем-то спешим быть смешными, беспардонно вмешиваясь в неё и анализируя то, в чём вообще ничего не понимаем.

5:33,34 Женщина в страхе и трепете, зная, что с нею произошло, подошла, пала пред Ним и сказала Ему всю истину.
34 Он же сказал ей: дщерь! вера твоя спасла тебя; иди в мире и будь здорова от болезни твоей.
Вера ли исцелила? Или Бог чрез Христа исцелил верующую? Что означают слова «вера ТВОЯ исцелила»?

Иисус очень сильно желает, чтобы люди были здоровы от своих тяжёлых недугов, поэтому ему легко отдавать с радостью для исцеления всё, что зависит от него.
Но и больной должен приложить собственные усилия для того, чтобы исцелиться: женщине пришлось поверить в возможность исцеления от Христа, затем - всё взвесить и решиться подойти ко Христу несмотря на запреты буквы закона Моисеева и негативное общественное мнение.

Именно вера в необходимость приблизиться ко Христу заставила женщину проделать личные усилия для возможности исцелиться, вот почему её вера и исцелила её. Хотя, конечно, понятно, что Бог чрез Христа исцелил её.
Если бы женщина просто верила и ничего при этом не сделала для своего исцеления - исцелила бы её - её вера? Узнал бы Христос о нуждах её? Нет.

Так же обстоят дела и с нашими духовными недугами: исцеляет ли наши сомнения, апатию, безразличие, разочарование и прочее - только наша вера в то, что Иисус Христос готов взять на себя наши немощи? Нет.
После обладания верой в это - ещё остаётся приложить личные усилия по борьбе с нашими немощами духа: молиться об исцелении день и ночь и при этом – исследовать Писание с верой, найти в нём ответы на свои вопросы, способные развеять сомнения; покончить с хандрой и безразличием и снова укрепиться в решимости идти к Богу и делать для Него всё возможное с нашей стороны независимо от того, что происходит в мире, в семье, в собрании, в нас самих.
Есть пословица на этот счёт хорошая: "Горе горюй, а дело делай".

5:35 Когда Он еще говорил сие, приходят от начальника синагоги и говорят: дочь твоя умерла; что еще утруждаешь Учителя?
Спешим мы часто за кого-то решения принимать в обвинении, не в своё дело вмешиваясь. Хотя, казалось бы, ну что вам -то до этого? Не вас же утруждают! Такая натура у человека: нашим ближним почему-то всегда есть дело до того, как мы решаем свои проблемы.

5:36 Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику синагоги: не бойся, только веруй.
В данном случае Иисус ободрил начальника, чтобы тот не терял веры и надежды на помощь Бога.

5:37 И не позволил никому следовать за Собою, кроме Петра, Иакова и Иоанна, брата Иакова.
Отношения Иисуса с учениками напоминали некую иерархическую структуру.
У Него было много учеников (4,10), из которых только двенадцать Он назначил апостолами (3:13-19). Но и среди самих двенадцати лишь Петр, Иаков, Иоанн были наиболее близки к Иисусу, что наглядно проявляется во время преображения (9:2-13) и в Гефсимании (14:32.33) (Женевская)

5:38-41 Приходит в дом начальника синагоги и видит смятение и плачущих и вопиющих громко.
39 И, войдя, говорит им: что смущаетесь и плачете? девица не умерла, но спит.
40 И смеялись над Ним. Но Он, выслав всех, берет с Собою отца и мать девицы и бывших с Ним и входит туда, где девица лежала.
41 И, взяв девицу за руку, говорит ей: "талифа куми", что значит: девица, тебе говорю, встань.
42 И девица тотчас встала и начала ходить, ибо была лет двенадцати. [Видевшие] пришли в великое изумление.
43 И Он строго приказал им, чтобы никто об этом не знал, и сказал, чтобы дали ей есть.

См. также разбор Мтф. 9:23-26. Случай воскрешения дочери Иаира.



Поделиться