Олеша Юрий Карлович - (Школьная библиотека). Три толстяка

Три толстяка

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

КАНАТОХОДЕЦ ТИБУЛ

БЕСПОКОЙНЫЙ ДЕНЬ ДОКТОРА ГАСПАРА АРНЕРИ

Время волшебников прошло. По всей вероятности, их никогда и не было на самом деле. Всё это выдумки и сказки для совсем маленьких детей. Просто некоторые фокусники умели так ловко обманывать всяких зевак, что этих фокусников принимали за колдунов и волшебников.

Был такой доктор. Звали его Гаспар Арнери. Наивный человек, ярмарочный гуляка, недоучившийся студент могли бы его тоже принять за волшебника. В самом деле, этот доктор делал такие удивительные вещи, что они действительно походили на чудеса. Конечно, ничего общего он не имел с волшебниками и шарлатанами, дурачившими слишком доверчивый народ.

Доктор Гаспар Арнери был учёный. Пожалуй, он изучил около ста наук. Во всяком случае, никого не было в стране мудрей и учёней Гаспара Арнери.

О его учёности знали все: и мельник, и солдат, и дамы, и министры. А школьники распевали про него песенку с таким припевом:

Как лететь с земли до звёзд,

Как поймать лису за хвост,

Как из камня сделать пар,

Знает доктор наш Гаспар.

Однажды летом, в июне, когда выдалась очень хорошая погода, доктор Гаспар Арнери решил отправиться в далёкую прогулку, чтобы собрать некоторые виды тав и жуков.

Доктор Гаспар был человек немолодой и поэтому боялся дождя и ветра. Выходя из дому, он обматывал шею толстым шарфом, надевал очки против пыли, брал трость, чтобы не споткнуться, и вообще собирался на прогулку с большими предосторожностями.

На этот раз день был чудесный; солнце только то и делало, что сияло; трава была такой зелёной, что во рту даже появлялось ощущение сладости; летали одуванчики, свистели птицы, лёгкий ветерок развевался, как воздушное бальное платье.

– Вот это хорошо, – сказал доктор, – только всё-таки нужно взять плащ, потому что летняя погода обманчива. Может пойти дождь.

Доктор распорядился по хозяйству, подул на очки, захватил свой ящичек, вроде чемодана, из зелёной кожи и пошёл.

Самые интересные места были за городом – там, где находился Дворец Трёх Толстяков. Доктор чаще всего посещал эти места. Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели чёрные железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей – гвардейцами в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями. Вокруг парка до самой небесной черты находились луга, засыпанные цветами, рощи и пруды. Здесь было отличное место для прогулок. Здесь росли самые интересные породы трав, здесь звенели самые красивые жуки и пели самые искусные птицы.

«Но пешком идти далеко. Я дойду до городского вала и найду извозчика. Он довезёт меня до дворцового парка», – подумал доктор.

Возле городского вала народу было больше чем всегда.

«Разве сегодня воскресенье? – усомнился доктор. – Не думаю. Сегодня вторник».

Доктор подошёл ближе.

Вся площадь была запружена народом. Доктор увидел ремесленников в серых суконных куртках с зелёными обшлагами; моряков с лицами цвета глины; зажиточных горожан в цветных жилетах, с их жёнами, у которых юбки походили на розовые кусты; торговцев с графинами, лотками, мороженицами и жаровнями; тощих площадных актёров, зелёных, жёлтых и пёстрых, как будто сшитых из лоскутного одеяла; совсем маленьких ребят, тянувших за хвосты рыжих весёлых собак.

Все толпились перед городскими воротами. Огромные, высотою с дом, железные ворота были наглухо закрыты.

«Почему закрыты ворота?» – удивлялся доктор.

Толпа шумела, все говорили громко, кричали, бранились, но толком ничего нельзя было разобрать. Доктор подошёл к молодой женщине, державшей на руках толстую серую кошку, и спросил:

– Будьте добры, объясните, что здесь происходит? Почему народу так много, что за причина его волнения и почему закрыты городские ворота?

– Гвардейцы не выпускают людей из города…

– Почему же их не выпускают?

– Чтобы они не помогли тем, которые уже вышли из города и пошли к Дворцу Трёх Толстяков.

– Я ничего не понимаю, гражданка, и прошу меня простить…

– Ах, да неужели вы не знаете, что сегодня оружейник Просперо и гимнаст Тибул повели народ, чтобы взять штурмом Дворец Трёх Толстяков?

– Оружейник Просперо?

– Да, гражданин… Вал высок, и по ту сторону засели гвардейские стрелки. Никто не выйдет из города, и тех, кто пошёл с оружейником Просперо, дворцовая гвардия перебьёт.

И действительно, грохнуло несколько очень далёких выстрелов.

Женщина уронила толстую кошку. Коша шлёпнулась, как сырое тесто. Толпа заревела.

«Значит, я прозевал такое значительное событие, – подумал доктор. – Правда, я целый месяц не выходил из комнаты. Я работал взаперти. Я ничего не знал…»

В это время, ещё дальше, ударила несколько раз пушка. Гром запрыгал, как мяч, и покатился по ветру. Не только доктор испугался и поспешно отступил на несколько шагов – вся толпа шарахнулась и развалилась. Дети заплакали; голуби разлетелись, затрещав крыльями; собаки присели и стали выть.

Началась сильная пушечная стрельба. Шум поднялся невообразимый. Толпа наседала на ворота и кричала:

– Просперо! Просперо!

– Долой Трёх Толстяков!

Доктор Гаспар совсем растерялся. Его узнали в толпе, потому что многие знали его в лицо. Некоторые бросились к нему, как будто ища у него защиты. Но доктор сам чуть не плакал.

«Что там делается? Как бы узнать, что там делается, за воротами? Может быть, народ побеждает, а может быть, уже всех перестреляли!»

Тогда человек десять побежали в ту сторону, где от площади начинались три узенькие улички. На углу был дом с высокой старой башней. Вместе с остальными доктор решил забраться на башню. Внизу была прачечная, похожая на баню. Там было темно, как в подвале. Кверху вела винтовая лестница. В узкие окошки проникал свет, но его было очень мало, и все поднимались медленно, с большим трудом, тем более что лестница была ветхая и с поломанными перилами. Нетрудно представить, сколько труда и волнений стоило доктору Гаспару подняться на самый верхний этаж. Во всяком случае, ещё на двадцатой ступеньке, в темноте, раздался его крик:

– Ах, у меня лопается сердце, и я потерял каблук!

Плащ доктор потерял ещё на площади, после десятого выстрела из пушки.

На вершине башни была площадка, окружённая каменными перилами. Отсюда открывался вид по крайней мере километров на пятьдесят вокруг. Некогда было любоваться видом, хотя вид этого заслуживал. Все смотрели в ту сторону, где происходило сражение.

– У меня есть бинокль. Я всегда ношу с собой бинокль с восемью стёклами. Вот он, – сказал доктор и отстегнул ремешок.

Бинокль переходил из рук в руки.

Доктор Гаспар увидел на зелёном пространстве множество людей. Они бежали к городу. Они удирали. Издалека люди казались разноцветными флажками. Гвардейцы на лошадях гнались за народом.

Доктор Гаспар подумал, что всё это похоже на картинку волшебного фонаря. Солнце ярко светило, блестела зелень. Бомбы разрывались, как кусочки ваты; пламя появлялось на одну секунду, как будто кто-то пускал в толпу солнечных зайчиков. Лошади гарцевали, поднимались на дыбы и вертелись волчком. Парк и Дворец Трёх Толстяков заволокло белым прозрачным дымом.

– Они бегут!

– Они бегут… Народ побеждён!

Бегущие люди приближались к городу. Целые кучи людей падали по дороге. Казалось, что на зелень сыплются разноцветные лоскутки.

«В сказке - ложь, да в ней...» С продолжением этой известной и несколько затертой цитаты знакомы все русскоязычные читатели. Данное Пушкиным емкое определение сказки является актуальным по сей час, ведь для многих этот жанр остается эталоном бесконечной премудрости, заключенной в простые формы и образы. Такие произведения запоминаются на всю оставшуюся, взрослую жизнь. Одно из них - книга «Три толстяка» - рассматривается в этой статье.

Факты биографии

Несмотря на то что литературное наследство Ю. Олеши, состоящее из упомянутой выше сказки, романа «Зависть», рассказов и пьес, достаточно невелико, свое место в русской литературе он заслужил. Родился будущий писатель в Елисаветграде (нынешнем Кировограде), однако свое детство и юность провел в Одессе. Его окружением были именитые литераторы наподобие Багрицкого и Катаева. Вместе с ними он переезжает в Москву, которая только что отошла от революционных событий. Там он знакомится с писателями, прибывшими в столицу из Киева (например, Булгаковым), устраивается в газету «Гудок» и, взяв псевдоним «Зубило», принимается сочинять фейлетоны. Последние пользовались ошеломляющим успехом.

История создания сказки

Книга «Три Толстяка» писалась на протяжении 1924 года. У автора возник замысел, когда тот в окне соседнего дома увидал девочку Валю Грюнзайд, которая читала сказки Андерсена. Писатель пообещал ей, что создаст нечто похожее, и тут же, особо не задумываясь о вопросах партийной линии, принялся за дело.

Творческий процесс проходил в здании «Гудка», служившем по совместительству приютом для бездомных литераторов. Олеша с удовольствием вспоминал вечно покатывающийся бочонок, который мешал писателю. Одной рукой ему приходилось придерживать непослушный элемент нищего убранства типографии, а другой создавать книгу на рулонах. В конце концов сказка «Три Толстяка» была написана и послана для печати.

Сюжетная составляющая

С первых страниц читатель погружается в вымышленную страну, которой правят три Толстяка. В их государстве, разделенном на бедных и богатых, постепенно зреет революция. Один из ее идейных вдохновителей - оружейник Просперо - попадает в тюрьму. Но на свободе все еще остается его товарищ, канатоходец Тибул, которого прячет от всевидящей стражи доктор Гаспар, сочувствующий беднякам. Революционер узнает о скрытом подземном ходе, ведущем прямо во дворец Толстяков...

Тем временем гвардейцы ломают куклу наследника правителей, мальчика Тутти. Испорченную игрушку отдают Гаспару, который должен за ночь починить ее, иначе его ждет смертная казнь. Зная, что приказ выполнить невозможно, доктор везет куклу обратно во дворец, однако по дороге ее теряет. Ища игрушку, он натыкается на фургончик артистов, где встречает девушку Суок, похожую как две капли воды на пропажу. Девочка по инициативе Тибула попадает во дворец и освобождает Просперо. За это ей грозит однако революционерам, в конечном счете, везет: гвардейцы становятся на их сторону, а несправедливая власть скинута. Вот и сказочке конец.

Персонажи, идейный уровень, интертекстуальность

Образ главной героини сказки - Суок - был связан с драматичными для писателя событиями. Критики, писавшие на «Три толстяка» отзывы о книге, не могли не заметить, что имя девочки созвучно фамилии Ольги Суок - жены Олеши. На это указал сам писатель в посвящении, несколько лукавя с собой и читателями, ведь до конца своих дней он оставался влюбленным в младшую сестру супруги, Серафиму. Девушка отвечала взаимностью, однако, будучи по натуре особой непостоянной, постоянно уходила от Олеши. Последним из ее мужчин стал небезызвестный Виктор Шкловский, а Юрий, издерганный любовными переживаниями, женился на Ольге. Образ девушки-куклы имеет не только личностную, но и литературную основу. Достаточно вспомнить картонных персонажей из «Балаганчика» Блока или Олимпию из знаменитого «Песочного человека» Гофмана.

Если советский критик, собираясь писать на «Три толстяка» отзыв, обязательно бы подчеркнул революционность произведения, то современные трактовки позволяют углубиться в проблемный уровень сказки. Так, мотив борьбы человека с машиной связан с уже упомянутым образом куклы, а также с заточенным вместе с Просперо ученым Тубом. Именно он создал механическую девочку и отказался по приказу Толстяков выковать для Тутти механическое сердце. Здесь проскальзывает очевидная отсылка к известной сцене в «Снежной королеве» Андерсена.

Тутти на протяжении повествования как бы движется от «механического» к «живому» миру. Несмотря на то что затея с сердцем не удалась, Толстяки ограничивали круг общения наследника дикими зверями и механической куклой. Не случайно именно подспудное стремление открыть мальчику настоящую жизнь, пусть даже проявленное в уродливой форме, двигало гвардейцем, когда тот колол саблей механический аналог Суок. От потери мальчик заплакал, и это для Толстяков представляло куда большую опасность, нежели все речи революционера Просперо. Эмоции, возникшие у Тутти, свидетельствовали о наличии живой души, а значит, план магнатов так и остался невыполненным.

Первоначальное неприятие

После окончания сказка «Три толстяка» должна была пролежать у Олеши в столе три года. Как известно, все фантастическое не очень-то приветствовалось в те времена. Будущему строителю коммунизма точно нельзя читать сказки наподобие такой, как «Три толстяка». Отзывы о книге были отрицательными - что ж, этого следовало ожидать. Так, одна из немногих рецензий называлась примерно так: «Как не следует писать книги для детей». Ныне же кажется удивительным, как авторитет экспрессионистического, далекого от эстетики соцреализма романа «Зависть» смог поспособствовать изданию сказки писателя в 1928 году.

Рецензия Л. Чуковской

В 1940 году второй раз вышли в свет «Три толстяка». Отзывы о книге опять были в целом отрицательными. Среди них выделялась рецензия которая, подмечая несомненные достоинства книги (наличие увлекательного сюжета), утверждала, что сказка «холодная». По мнению критика, она не способна вызвать сопереживания к главным героям, в отличие от произведений того же Марка Твена. Основное обвинение Лидии состоялло в том, что свои произведения Ю. Олеша - «Три толстяка», «Зависть» и рассказы - насыщал чрезмерным вниманием... к предметам. А значит, за таким интересом к неживым объектам должно было таиться полное безразличие к людям.

Несмотря на то что идейно сказка была выдержана, несколько экстравагантные обороты - наподобие «розы пролились, как компот» - значительно затрудняли восприятие главной темы, то есть борьбы народа с угнетателями. Однако вряд ли стоит, создавая собственное мнение о писателе, полагаться на подобные замечания и отзывы: «Три толстяка» Олеша писал в преддверии экспрессионистической манеры «Зависти», ставшей визитной карточкой русской литературы 20-х годов. Тем более сама Лидия Чуковская помимо воли демонстрировала прекрасное владение таким стилем, говоря о «капризах сюжета», тонущего в водопаде сиропа и горах сахарного песка.

Положительные рецензии

Осип Мандельштам по достоинству оценил «Три Толстяка». Отзывы о книге (вернее, отзыв) поэт начал с предположения: если бы сказка Олеши была переводной, то любой бы из русских читателей спохватился и признался, что не знал о таком искусном авторе. Между тем Мандельштам с горечью отмечал, что критика со своей боязнью захвалить молодого автора решила обойти сказку стороной. И совершенно зря, ведь это проза европейского масштаба, которую будут читать и взрослые, и дети.

Произведение Олеши и современность

Как видим, пророчества Мандельштама сбылись. Сказка о Тибуле и Суок оказалась неподвластной времени. Ее экранизировали, создавали театральные версии, книжки с надписью «Ю. Олеша "Три толстяка"» украшали полки библиотек и магазинов, что еще раз свидетельствует об интересе со стороны читающей публики к этому произведению.

Олеша Юрий, сказка "Три толстяка"

Жанр: литературная сказочная повесть

Главные герои сказки "Три толстяка" и их характеристика

  1. Доктор Гаспар Арнери, очень ученый, умный, добрый. Переживал за простой народ.
  2. Суок, девочка 12 лет, очень смелая, добрая, решительная, родная сестра наследника Тутти
  3. Наследник Тутти, мальчик 12 лет, разлученный с Суок в 4 года, печальный, тихий, добрый и совсем не злой.
  4. Просперо. Оружейник, очень сильный и мужественный
  5. Тибул. Гимнаст, храбрый и честный.
  6. Три толстяка. Жадные, трусливые, жестокие.
  7. Тетушка Ганимед. Добрая и гостеприимная
  8. Продавец воздушных шаров. Жадный и трусливый торгаш.
  9. Раздватрис, учитель танцев, тощий, глупый, смешной.
План пересказа сказки "Три толстяка"
  1. Прогулка доктора Арнери
  2. Закрытые ворота
  3. Стрельба из пушек
  4. Башня рушится
  5. Сто плотников
  6. Гимнаст Тибул на площади Звезды
  7. Люк в куполе
  8. Полет продавца шаров
  9. Необычный торт
  10. Сломанная кукла
  11. Подземный ход
  12. Странный негр
  13. Силач Лапитуп
  14. Капустная голова
  15. Невыполнимое задание
  16. Потерянная кукла
  17. Балаганчик клоуна Августа
  18. Соук во дворце
  19. Суок получает ключ
  20. Суок спасает Просперо
  21. Суок в плену
  22. Измена гвардейцев
  23. Спасение Суок
  24. Победа народа
  25. Тайна Суок и Тутти.
Кратчайшее содержание сказки "Три толстяка" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Доктор Арнери становится свидетелем неудачного восстания и видит бегство гимнаста Тибула
  2. Гвардейцы ломают куклу наследника Тутти и Толстяки приказывают Арнери починить ее.
  3. Арнери теряет куклу, но находит Суок, которая вместе с ним идет во дворец и притворяется куклой.
  4. Суок разговаривает с Тутти и получает ключ от зверинца
  5. Суок выпускает Просперо и тот убегает через подземный ход
  6. Суок хотят бросить зверям, но народ побеждает и Толстяков садят в клетку.
Главная мысль сказки "Три толстяка"
Власть, основанная на поборах и жестокости, рано или поздно будет свергнута угнетенным народом.

Чему учит сказка "Три толстяка"
Эта сказка учит нас смелости, самоотверженности, добру и справедливости.Учит честно выполнять свое дело. Учит не быть жадными, жестокими. Учит тому, что власть должна заботиться о народе, а не угнетать его.

Отзыв на сказку "Три толстяка"
Мне понравилась эта сказка и особенно девочка Суок, которая оказалась очень храброй. Она совершенно не боялась за свою жизнь, потому что знала, что делает нужное и правильное дело. Она помогала своим друзьям и друзья помогли ей. Также мне очень нравится в этой сказке умный доктор Гаспар Арнери, честный и добрый.

Пословицы к сказке "Три толстяка"
Богатому ни правды, ни дружбы не знавать.
Если вздохнуть всем народом - ветер будет.
Богачу прибыль, а бедняку гибель.
Бог терпел и нам велел.

Читать краткое содержание, краткий пересказа сказки "Три толстяка" по главам
Глава 1. Беспокойный день доктора Гаспара Арнери
Доктор Гаспар Арнери был таким умным, что мог сойти за волшебника. Он знал около ста наук.
В тот день доктор решил сходить в парк, что располагался за городом, недалеко от дворца Трех толстяков и поискать новых жуков и других насекомых.
Доктор тщательно оделся, несмотря на теплое утро и яркое солнце, и решил дойти до городского вала, а там, возле городских ворот, нанять извозчика..
Но оказалось, что ворота закрыты, а вокруг непривычно много народа для вторника.
Доктор спросил, что случилось, и узнал, что Тибул и Просперо повели народ на штурм дворца Трех толстяков, а остальной народ гвардейцы не выпускают из города.
Доктор понял, что за своими научными изысканиями прозевал важное общественное событие.
Тут раздались выстрелы из пушек и несколько человек, в том числе доктор залезли на башню, чтобы посмотреть что происходит у дворца.
У доктора был бинокль и им было видно, как бегут прочь от дворца люди, и как их преследуют конные гвардейцы.
Все бросились вниз, и слесарь крикнул, что гвардейцы сейчас ворвутся и что они схватили Просперо.
И действительно в ворота влетели гвардейцы, которые кололи и рубили, а следом они волокли связанного человека - оружейника Просперо.
В башню попала бомба и она рухнула, а доктор Гаспар Арнери упал.
Глава 2. Десять плах.
Доктор потерял сознание, а когда пришел в себя был уже вечер. Он увидел мертвого слесаря, а ниже множество мертвых, уже холодных людей. У него разбились очки и сломались каблуки.
Доктор услышал далекую музыку и пошел на нее. Вскоре он пришел в освещенный квартал города. Там жизнь текла своим чередом. Цветочница продавала розы богатой госпоже и ее дочери. Госпожа говорила, что хорошо, что Просперо схвачен, потому что он желал им зла.
Тут пробегал мальчишка и толкнул даму и девочку дернул за косичку. Он кричал, что гимнаст Тибул жив.
Цветочницы пришли в восторг. Но тут мимо прошла процессия - карета с гербом, гвардейцы и сто плотников, которые шли, чтобы изготовить десять плах.
Доктор нанял экипаж и поехал домой.
Глава 3. Площадь звезды
Доктор Арнери ехал через город и видел что некоторые радовались тому, что Просперо схвачен, другие напротив предрекали скорую гибель Толстяков.
Доктор доехал до площади Звезды. Эта площадь так называлась потому, что была покрыта стеклянным куполом, а в его середине горел самый большой в мире фонарь, напоминавший планету Сатурн.
Здесь толпилось много народа и стояли гвардейцы. Они смотрели как по крыше пробирается маленькая фигурка - гимнаст Тибул. Он убежал от гвардейцев и теперь хотел через площадь Звезды добраться до рабочих кварталов.
Тибул вступил на стальной трос, который вел от дома к Звезде и пошел размахивая своим плащом.
Гвардейцы внизу приготовились стрелять и офицер решил лично застрелить Тибула. Он предупредил, что сейчас гимнаст свалится в бассейн и выстрелил. В бассейн свалился сам офицер, потому что какой-то гвардеец оказался быстрее и спас Тибула. Гвардейцы разделились стали палить друг в друга.
В это время Тибул добрался до фонаря и выключил его. Потом он вылез через люк на крышу купола и убежал.
Доктор Арнери приехал домой и стал записывать случившееся. Вдруг в его комнату проникает гимнаст Тибул.
Глава 4. Удивительные приключения продавца воздушных шаров
На следующий день на площади Суда строились десять плах.
Дул сильный ветер и продавца воздушных шаров подняло в воздух. Он летел и кричал. С его ноги сорвался огромный соломенный башмак и упал прямо на голову учителя танцев Раздватриса. Учитель был сильно рассержен и стал кричать. Но его тут же арестовали, как нарушителя общественного спокойствия.
А продавец воздушных шаров летел прямо во дворец Трех толстяков.
Он влетел в окно кухни и приземлился прямо в огромный торт, который срочно нужно было подавать на стол трем толстякам.
Главный кондитер не растерялся, он велел обмазать продавца кремом и посыпать цукатами. Потом торт вместе с продавцом и шарами поставили на стол. Продавец открыл один глаз и увидел Трех толстяков.
Толстяки обсуждали торт и мятеж, Они решили пока не казнить Просперо, чтобы узнать от него имена заговорщиков. А сам Просперо сидел в клетке в зверинце наследника Тутти.
Гости захотели увидеть Просепро и Толстяки распорядились привести его.
Привели Просперо и он показался Толстякам очень страшным. Просперо обличал Толстяков и говорил, что скоро их власть кончится. Толстяки пообещали ему казнить его вместе с Тибулом.
Потом Просперо увели и Толстяки приготовились есть торт. Но только они хотели отрезать голову продавцу воздушных шаров, чтобы узнать что у него внутри, как раздался громкий плач.
В зал вбежал наследник Тутти, мальчик двенадцати лет, который должен был стать наследником всего богатства Толстяков. Он рыдал, ведь гвардейцы кололи саблями его любимую куклу, которая умела ходить, танцевать, сидеть и смеяться. И кукла сломалась.
Толстяки испугались, что во дворце мятеж, ведь и стража кричала гвардейцам одобрительные слова. Но еще больше Толстяки испугались слез наследника Тутти.
Поэтому канцлер срочно написал доктору Арнери, чтобы тот отремонтировал куклу наследника, или его накажут.
А в это время поварята уносили торт. Один из них поскользнулся и торт упал. Поварята веселились и смеялись. Увидев, что рядом нет главных кондитеров, продавец предложил поварятам шары, если они помогут ему сбежать.
Один поваренок показал ему кастрюлю, через которую вел подземный ход.
Поварята схватили шары и выбежали на лужайку, но тут на них заругался кондитер и поварята выпустили шары. Шары взлетели высоко в небо.
Глава 5. Негр и капустная голова
Утром тетушка Ганимед понесла доктору Гаспару мышь в мышеловке. Она вошла в комнату и увидела доктора, но потом она увидела негра в красных штанишках и уронила мышеловку. Мышь убежала. А доктор Гаспар сказал, что негр любит яичницу.
Потом доктор и негр ушли, а тетушка Ганимед пила валериановые капли.
Гаспар и негр направились на Четырнадцатый рынок, где купленные Толстяками артисты давали представление.
Первым выступал клоун, который начал прославлять Толстяков, но в него кинули лепешкой и он убежал.
Потом вышел силач Лапитуп, который стал подбрасывать гири и говорить, что так разобьется голова Просперо. Негр пошел на силача и стал обвинять его, называя его родителей и сестру. Силач растерялся и убежал.
А толпа решила, что негр такой же купленный артист и хотела побить его. Но негр сказал, что он гимнаст Тибул и его сразу узнали.
В это время показалась карета и гвардейцы. Граф Боневентура искал доктора Арнери и доктора увезли. Силач Лапитуп хотел догнать карету и выдать Тибула, но не успел.
Тогда он, стрелок-испанец и директор балагана стали наступать на Тибула. Тибул перепрыгнул через забор и оказался в огороде.
Он стал кидать в преследователей капустой, но вдруг одна голова заговорила и сказала, что она продавец воздушных шаров. Тибул вырвал продавца из земли.
В это время мимо пролетал шар и испанец стал стрелять в него. Он промахнулся и попал в шляпу директора. Директор надел ему на голову бумажный круг, а силача Лапитупа покусала собака.
Тибул в это время убежал.
Глава 6. Непредвиденное обстоятельство
Когда Тибул проник в комнату Гаспара, тот решил сделать его негром и натер специальной жидкостью.
Когда гвардейцы повезли его, Гаспар увидел в темноте кареты красивую девочку, которая лежала совершенно неподвижно. Доктор подумал, что она больна и его позвали вылечить ее.
Но когда Гаспара привезли домой, капитан гвардейцев дал ему приказ Трех толстяков. Доктору надо было до утра починить куклу. Доктор сразу засомневался, ведь он был не знаком с механизмом куклы.
Он приступил к работе и понял, что нужно сделать новое колесико, но для этого металл надо было выдерживать два дня. Между тем, кукла кого-то напоминала ему, но кого он не мог вспомнить.
Доктор решил идти во дворец и сказать, что не сумеет починить куклу к утру, пусть с ним делают что захотят.

Глава 7. Ночь странной куклы
Доктор ехал в карете и решил вздремнуть. Он стал считать слонов и скоро уже спал. Ему снились разгневанные Три толстяка.
Но вдруг карета остановилась. Гвардейцы не хотели ее пропускать и требовали, чтобы они ехали обратно. Доктор сказал, что он Гаспар Арнери, но его подняли на смех. Тогда он хотел показать куклу, но обнаружил, что кукла пропала. Она выпала где-то по дороге.
Гаспар Арнери поехал обратно, всюду ища куклу. Но ее нигде не было.
Наконец он проголодался и хотел перекусить. Но все было закрыто.
Он увидел огонек на окраине и поехал туда. Это оказался балаганчик. Дверь ему открыл клоун Август и, узнав Арнери, пригласил его войти.
Август рассказывал, что Тибул исчез, потом вспомнил про свою дочь. Доктор заволновался и спросил где она. Тогда клоун позвал Суок и в балаганчик вошла девочка. Доктор обомлел, перед ним стояла кукла наследника Тутти.
Глава 8. Трудная роль маленькой актрисы
Доктор принимает девочку за куклу и не хочет поверить, что она девочка. Но тут появляется негр Тибул, смывает с себя краску и целует Суок.
Тибул уверяет доктора, что Суок самая обычная девочка.
Потом он говорит Суок, что той придется сыграть роль куклы наследника Тутти, чтобы проникнуть во дворец и освободить оружейника Просперо.
Тибул рассказывает Суок про подземный ход, который она должна найти.
Потом Суок наряжают в самое красивое платье и везут во дворец.
На улице она видит как тонкий человек отбирает у собаки настоящую сломанную куклу и бежит. Это был учитель танцев Раздватрис.
Глава 9. Кукла с хорошим аппетитом
Наследник Тутти с нетерпением ждал куклу. И вот появился доктор Гаспар с Суок. Он шел по дворцу и Суок шла рядом.
Наследник был счастлив.
Доктор сказал, что научил куклу танцевать и говорить. Наследник плакал от счастья.
А Суок спела прекрасную песню.
Потом пришли Три толстяка и стали спрашивать какой награды хочет доктор. Доктор попросил помилования всем, кого должны были казнить. Но Толстяки закричали, что просьба преступна.
Тогда доктор шепнул Суок "Умри" и та сделала вид, что умерла. Наследник зарыдал и попросил всех помиловать.
Толстяки сдались и доктор спокойно уехал.
У кукла Суок осталась с наследником. Когда на лужайке Наследник стал есть пирожное, Суок тоже попросила кусочек. Наследник обрадовался, что она теперь будет с ним завтракать.
Суок ела пирожное и увидела ужас в глазах слуги - тот никогда не видел, чтобы куклы ели.
Она перестала есть, и слуга облегченно вздохнул. Он решил, что ему показалось от жары.
Суко услышала какой-то стук, напоминающий стук часов. А Наследник сказал, что это бьется его железное сердце.
Глава 10. Зверинец
Наследник ушел делать уроки, а Суок осталась одна.
Она не знала, что Толстяки старались сделать из Наследника злого и жесткого человека, а потому лишили его общества детей. Оставив ему только зверинец. Суок ждала ночи.
Когда вернулся наследник, Суок стала рассказывать ему про свою жизнь и Наследник с удивлением узнавал о бедных и несчастных людях. Потом Суок сказала, что умеет свистеть на ключе и Наследник дал ей ключ от зверинца. Суок посвистела, а потом машинально положила ключ в карман.
Когда наследник уснул, Суок пошла в зверинец. Гвардеец решил, что видит сон и он действительно спал.
Суок шла между клетками и искала Просперо.
Вдруг ее кто-то позвал. Она подошла к клетке и увидела странное, обросшее существо. Существо сказало, что верило, что увидит ее перед смертью, и протянуло Суок дощечку с какими-то надписями. А потом оно умерло и Суок решила, что это умер Просперо. Она громко закричала.
Глава 11. Гибель кондитерской
Поднялась тревога. Три гвардейца вошли в зверинец, но ничего не заметили. Потом один увидел что-то розовое в ветвях деревьев, и гвардейцы решили, что это попугай. Они хотели его поймать, но тут прибежал старый смотритель зоопарка и сам полез на дерево. Но внезапно он закричал про дьявола и упал вниз, запутавшись в ветвях.
Гвардейцы разбежались.
А во дворце в этот момент тоже царила паника. Из города сообщали, что началось восстание и его возглавляет Тибул. Толстяки лишились аппетита и думали как подавить восстание.
В это время от зверинца показалась страшная огромная фигура рыжего мужчины. Он вел пантеру, а на его плече сидела маленькая девочка.
Пантера бросилась вперед и гвардейцы разбежались, бросая оружие. Просперо взял два пистолета, а Суок один. Они направились в кондитерскую и стали искать выход. Проперо громил все, опрокидывая кастрюли и ища подземный ход.
Наконец нужная кастрюля была найдена, и Просперо прыгнул в нее и скрылся.
Но тут в кондитерскую заскочила пантера и Суок бросила в нее чайник. Пантера тоже бросилась за Проперо. Вбежали гвардейцы.
Суок плакала, она думала, что Просперо погиб.
Но из кастрюли раздался выстрел, а потом гвардейцы вытащили за хвост мертвую пантеру.
Суок смеялась, а гвардейцы арестовали ее.

Глава 12. Учитель танцев Раздватрис
В этот же вечер за учителем танцев Развдатрисом пришли гвардейцы и потребовали, чтобы он срочно ехал во дворец. Раздватрис очень любил Трех толстяков и тут же поехал с гвардейцами.
На улицах было много народа. Многие скандировали "Просперо".
Неожиданно путь гвардейцам преградили другие гвардейцы, которые не хотели их пропустить. Раздались выстрелы, карету перевернули. Учитель упал и стал рыться в своих вещах. Все было на месте, кроме самого ценного.
В это время, один из гвардейцев увидел в коробке что-то красное и схватил коробку. Трое гвардейцев с красными повязками спешно поскакали во дворец.
Глава 13. Победа
Ночью в спальню наследника Тутти вошли трое незнакомцев и стали вливать ему в ухо какое-то снадобье. Воспитатель Тутти спрятался и следил за действиями незнакомцев. А незнакомцы говорили, что теперь наследник будет спать трое суток и не узнает, что случилось с его куклой.
Суок в это время сидела в тюрьме и не думала о своей судьбе. Она думала о Тибуле и Просперо.
Трое гвардейцев, которые везли сломанную куклу, сняли красные повязки, символ восстания, чтобы их пропустили во дворец.
Канцлер распорядился привести Суок. Огромный гвардеец грубо схватил девочку и поволок ее. Но в это время он получил страшный удар в ухо и упал. Суок подхватили другие руки и кто-то прошептал ей: "Не бойся".
Суок привели в зал и стали допрашивать. Но Суок не отвечала на вопросы. Три толстяка злились и даже приказали гвардейцу щелкнуть Суок по носу. Но Суок все равно молчала.
Тогда смотритель зоопарка предложил принести попугая. И попугай стал рассказывать, что происходило ночью. Он рассказал, как девочка назвала свое имя, как она освободила Просперо.
Толстяки приговорили Суок к смерти. Ее должны были растерзать звери. Но Суок по прежнему молчала.
Суок бросили в клетку к тиграм, но тигры не обратили на девочку внимания. Один просто потрогал ее лапой и отошел. Тогда все увидели, что на самом деле это просто сломанная кукла.
В это время народ пошел на приступ.
Толстяки и министры пытались бежать в гавань, но их окружили и поймали. Толстяков привели обратно в большой зал и показали народу.
А из шкафа гвардеец с красной повязкой вывел Суок и все аплодировали смелой девочке.
Эпилог.
Через год на праздничном представлении вместе выступали Суок и Тутти. И зрители закидывали их цветами.
В той дощечке, которую передало в зверинце умирающее существо, было написано, что Суок и Тутти родные брат и сестра, которых в четыре года разлучили Три толстяка. Эту дощечку передал Суок старый ученый Туб, которого заставили сделать куклу Наследнику и вставить ему железное сердце. Но ученый отказался вставлять Тутти железное сердце и за это его посадили в клетку.
Тутти - значит Разлученный, а Суок значит Вся жизнь.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Три толстяка"

Три толстяка - революционный сказочный роман , написанный в 1924 году.

Эта сказка, которая была в духе времени, рассказывает о борьбе бедняков против господства толстяков-монополистов в вымышленном государстве.

Роман проникнут неким романтизмом и весёлостью, за что одни критики восхищались им, другие ставили этот романтизм автору в вину.

Сюжет

В несуществующем государстве население разделено на толстяков - богачей и бедняков - остальной народ. Однако такое деление достаточно условно: например, доктор Гаспар Арнери - человек очень обеспеченный, однако сочувствует восставшему народу и помогает революционерам; переходят на сторону народа и гвардейцы, которые борются со своими соплеменниками, оставшимися верными толстякам.

В стране то и дело вспыхивают мятежи и складываются предпосылки для настоящей революции. У этого движения есть свои вожди: Тибул - канатоходец, воздушный гимнаст; Просперо - талантливый оружейник. Близок к восставшим и Гаспар Арнери - гениальный учёный широчайшего профиля, один из самых умных и образованных граждан страны.

Просперо в результате мятежа арестован и посажен в клетку в зверинце, однако Тибул остаётся на свободе. Он скрывается у Гаспара Арнери, который с помощью чёрной мази маскирует его в негра. Тибул узнаёт, что из дворца Трёх Толстяков есть тайный ход, о котором сообщил ему продавец воздушных шаров; тот случайно залетел на своих шарах в дворцовую кухню и с трудом убедил поварят не сдавать его Толстякам.

В это время гвардейцы поднимают мятеж и в запале протыкают саблей чудесную куклу, принадлежащую мальчику Тутти - наследнику Трёх Толстяков. Отремонтировать куклу Толстяки поручают Гаспару, причём сделать это нужно всего за один день. Починить её за такой срок, естественно, не удаётся, и Гаспар идёт с повинной во дворец. Однако по дороге он теряет куклу, а принявшись искать, натыкается на фургон бродячих артистов. Там он видит знакомую девочку Суок, которая подозрительно похожа на куклу.

Суок соглашается притвориться куклой и вызволить из клетки Просперо. Кроме того, они с Гаспаром разыграли комедию, которая позволила спасти мятежных гвардейцев от массовой казни. Тутти - чрезвычайно избалованный подросток, которому Три Толстяка собираются передать все свои богатства и власть. Мальчик очень добрый, и Толстяки хотят этому помешать.

Они приказывают учёному Тубу создать железное сердце, которое нужно было вложить в грудь Тутти вместо обычного человеческого; это сделало бы мальчика безжалостным и злым. Туб отказался делать это, за что был посажен в клетку в огромном зверинце Толстяков. Девочке удаётся взять ключ от зверинца, который висел на груди Тутти, и проникнуть туда.

Она спасает Просперо, но вдруг замечает странное существо, обросшее шерстью. Это был учёный Туб, который тоже сидел в клетке, притом так долго, что оброс шерстью и стал похож на волка. Туб рассказывает Суок, что она и Тутти - насильно разлучённые брат и сестра; вместо выдворенной из дворца девочки Туб создал куклу - полностью по её образу и подобию.

Просперо берёт из клетки огромную пантеру и с её помощью все пытаются бежать из дворца через тайный ход. Оружейник смог спастись, но Суок - нет. Толстяки принимают решение казнить её, бросив в клетку с тремя тиграми. Тутти слуги в это время усыпляют, чтобы он не помешал казни. Однако девочку спасают гвардейцы, которые отыскали сломанную куклу и бросили в клетку вместо Суок. Тигры не прикасаются к игрушке. Толстяки удивлены, но тут происходит революция. Народ свергает Толстяков, а Тутти и Суок оказываются вместе и с тех пор дают прекрасные представления.

Критика

Осип Мандельштам восторженно отозвался о романе и посетовал, что он почти не обсуждается в российских литературных кругах. По его мнению, если бы «Три толстяка» написал какой-нибудь зарубежный автор, отношение к нему было бы совсем другое. А вот Лидия Чуковская, дочь К. И. Чуковского, раскритиковала сказку за недостаток чувств и обилие «вещей». Она отметила, что Олеша в своей сказке чересчур увлекается сравнением одних вещей с другими, везде он видит «розы», и даже в описаниях страданий народа и массовой казни пытается делать возвышенные сравнения.

История о том, как обычные люди боролись с наглыми, тщеславными, эгоистичными и самовлюбленными правителями, назваными автором Тремя Толстяками. Благодаря счастливой случайности во дворец правителей попадает цирковая артистка – юная, но находчивая Суок. Она притворяется куклой, немало рискуя своей жизнью, ведь в случае если правду обнаружат, девочку неминуемо казнят. Но её не страшат трудности и препятствия, Суок сделает все, чтобы свергнуть тиранов с престола. А в этом ей помогут канатоходец Тибул, оружейник Просперо, доктор Арнери и тысячи обманутых горожан.

Роман-сказка учит отстаивать правду, бороться с несправедливостью, помогать друзьям в беде и никогда не сдаваться.

Читать краткое содержание Три толстяка Олеша

В государстве, в котором правят Три Толстяка, назревает недовольство, народ желает свергнуть жестоких тиранов с трона. Людей возмущает, что им приходится бедствовать, в то время как Толстяки живут роскошной жизнью, совсем не беспокоясь про остальных. Лидерами освободительного движения становятся цирковой гимнаст-канатоходец по имени Тибул и оружейник Просперо. В одном из столкновений с гвардейцами оружейника берут в плен и приговаривают к казни, Тибул теряет главного соратника и помощника. Но у него появляется новый друг и союзник – доктор Гаспар, которому не безразличны страдания народа. Господин Арнери и сам не бедный человек, но заносчивые и надменные Толстяки вызывают у него презрение, а простые люди – сочувствие и понимание. Образованный ученый помогает гимнасту спрятаться от гвардейцев, а затем советует намазать лицо ваксой, чтобы изменить внешность и стать похожим на негра. Этот смешной трюк помогает Тибулу измениться до неузнаваемости и не один раз «провести» своих недругов. Удача улыбается Тибулу вновь, и он весьма неожиданно узнает о том, что во дворец Толстяков ведет тайный подземный ход.

В то же время у доктора Гаспара Арнери появляется новая проблема. Его вызывают во дворец, ведь там случилось непредвиденное несчастье – сломалась кукла, которую очень любит Тутти - наследник Трех Толстяков. И если маленький принц будет недоволен то, доктору Гаспару несдобровать. Мальчика воспитывают, потакая всем капризам и желаниям, ведь он должен стать достойной сменой, когда настанет время. Тутти очень расстроен произошедшим, ведь ему не разрешают общаться с детьми, а поломанная кукла так похожа на живую девочку. Доктор Арнери пытается объяснить, что кукла безнадежно испорчена, но его даже не слушают, выдворяют из дворца с требованием немедленно починить уникальную игрушку, и к утру доставить во дворец. Во время перевозки кукла пропадает, и доктор безнадежно пытается ее найти. Вместо этого он встречает девочку, которая невероятно похожа на куклу наследника Тутти. Девочку зовут Суок и она соглашается на рискованную авантюру – притвориться куклой, для того чтобы проникнуть во дворец и помочь революционерам. Доктор везет Суок во дворец и показывает всем отреставрированную куклу. Наследник Тутти в восторге и приказывает исполнить любое желание доктора. Гаспар Арнери просит отменить казнь бунтовщиков, командир гвардейцев обещает выполнить просьбу, а вместо этого заключает ученого под стражу.

Наедине с мальчиком Суок признается, что она вовсе не кукла. Тутти понимает, что если об этом узнают, то произойдет трагедия и обещает хранить этот секрет в тайне. Ночью Суок хитростью выманивает у Тутти ключ от клетки, в которой томится Просперо. Умная девочка пробирается в зверинец, минуя многочисленную охрану, и освобождает Просперо.

В одной из клеток она находит страшного человека, который перед смертью успевает открыть ей свою тайну. Толстяки заключили его под стражу потому, что он отказался сделать железное сердце Тутти. Оказывается, что этот человек – гениальный ученый, который создал куклу наследника, скопировав внешность Суок. Выбрал эту девочку он неспроста, она - родная сестра Тутти, которого забрали когда-то Толстяки из семьи. Точнее, забрали их двоих, мальчика оставили, чтобы вырастить из него черствого и бессердечного короля, а ее отдали гастролировавшим циркачам.

Освобожденному из клетки Просперо удается сбежать по тайному подземному ходу, а Суок не успевает это сделать. Врагам становится известно, что один из придворных нашел поломанную куклу. Кто же тогда во дворце? Девочку задерживают и подвергают постоянным допросам. Суок не выдает своих друзей. За молчание и неподчинение её приговаривают к смертной казни. Спасти ее может только Тутти. Но его усыпляют на несколько дней, чтобы он не смог помешать предстоящей казни. Кажется, что трагический финал неизбежен, но верные друзья приходят на помощь. Вместо девочки на растерзание тиграм приносят куклу. Гвардейцы переходят на сторону восставших. Толстяки не замечают перемен в настроении придворных. Они увлечены завораживающим зрелищем, вот девочку выносят на растерзание тиграм, еще минута и они разорвут несчастную в клочья… Три Толстяка очень удивлены, почему хищные звери не реагируют на жертву. Но это не единственное разочарование жестоких диктаторов, им еще придется узнать, что время их правления подходит к концу.

Добро побеждает зло: смелая девочка и изобретательный доктор Арнери освобождены, а мятежное восстание заканчивается победой над Толстяками. Теперь Тутти и Суок никто и никогда не сможет разлучить.

Картинка или рисунок Олеша - Три толстяка

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Перро Синяя борода

    Жил на свете богатый человек с синей бородой. Эта особенность пугала и отталкивала от него женщин. Как-то он предложил соседке, матери двух дочерей, выдать одну из них за него замуж.

  • Краткое содержание Былина о Добрыне Никитиче и Змее Горыныче

    Богатырь Добрыня Никитич живет под Киевом вместе с матерью, вдовой Мамелфой Тимофеевной. Все любили Добрыню за его силу, добрый нрав и веселый характер.

  • Краткое содержание Доктор Живаго Пастернака

    У малолетнего Юры Живаго умерла мама. Отец, некогда состоятельный человек, уже давно ушел от них, спустив все своё состояние. Сначала он воспитывался у дяди, бывшего священника, а потом стал жить в семье Громеко.

  • Краткое содержание Школа злословия Шеридан

    Действие пьесы начинается в салоне мисс Снируэл, который является основой «школы злословия». Его посетители развлекают себя тем, что распускают сплетни об окружающих и упражняются в остроте речи.

  • Краткое содержание Чехов Пересолил

    Этот рассказ повествует о том, как двое взрослых, довольно крепких и здоровых мужчин нафантазировали себе ужасы друг о друге во время поездки через лес. Один из героев – крестьянин, который взялся подвезти землемера.



Поделиться