Ли летучий голландец. Корабль-призрак


В течение многих веков матросы из уст в уста передавали историю о громадном черном корабле, который двигался со сверхъестественной скоростью, несмотря на разорванные паруса. Многие утверждали, что видели легендарного «Летучего голландца» своими глазами, после чего их ждали трагические несчастья и удары судьбы. А для некоторых встреча с этим загадочным судном и вовсе оказалась фатальной. Некоторые современные исследователи всерьез полагают, что они действительно разгадали тайну «Летучего голландца».




В рассказе Эдгара Аллана По «Рукопись, найденная в бутылке» (1833 год) повествуется о человеке, который после кораблекрушения попадает на таинственное судно. Его первая встреча с грозным кораблем описана в трагичной сцене, типичной для По:

«Подняв свой взор кверху, я увидел зрелище, от которого кровь заледенела у меня в жилах. На огромной высоте прямо над нами, на самом краю крутого водяного обрыва вздыбился гигантский корабль водоизмещением не меньше четырех тысяч тонн. Хотя он висел на гребне волны, во сто раз превышавшей его собственную высоту, истинные размеры его все равно превосходили размеры любого существующего на свете линейного корабля или судна Ост-Индской компании. Его колоссальный тускло-черный корпус не оживляли обычные для всех кораблей резные украшения. [...] Но особый ужас и изумление внушило нам то, что, презрев бушевавшее с неукротимой яростию море, корабль этот несся на всех парусах навстречу совершенно сверхъестественному ураганному ветру.»





Скорее всего американского писателя вдохновили рассказы о «Летучем голландце». Согласно легенде, это громадный корабль, который был проклят и обречен плавать в море целую вечность. В среде моряков говорили, что капитан корабля, возвращаясь из Ост-Индии, погубил влюбленную пару. Проходя мыс Доброй Надежды, судно попало в шторм. Капитан-богохульник поклялся, что никто из его экипажа не ступит на землю, чем накликал беду. И теперь мрачное судно с бессмертной командой бороздит просторы океана. Лишь раз в десять лет капитан может сойти на берег, чтобы найти себе жену и таким образом снять чары.



Обычно «Летучего голландца» видели издалека, когда он стремительно плыл под всеми парусами навстречу ветрe, что не могло не пугать бывалых моряков. Лишь иногда странный корабль приближался, и его матросы просили передать письма их родным. В любом случае встреча с «проклятым» судном считалась у суеверных моряков дурной приметой.



Морских легенд и небылиц о корабле придумано много, но нет никаких реальных подтверждений истории о «Летучем голландце». Есть лишь одна теория, объясняющая появление призрачного корабля, который может скользить по волнам против ветра и даже летать в воздухе. Все дело в оптической иллюзии.



Обман зрения или фата-моргана (название в честь феи Морганы, колдуньи из сказок про короля Артура) происходит из-за образования нескольких слоев воздуха с разными температурами. Они становятся своеобразными «зеркалами», с помощью которых «картинка» передается очень далеко. При этом изображение корабля отражается несколько раз. Таким образом, можно увидеть суда или острова, находящиеся далеко за горизонтом. Будет казаться, что они «плывут» прямо по воздуху.

Происхождение

В искусстве

Образ «Летучего голландца» был весьма популярен в искусстве XIX -XX веков .

  • Опера «Летучий голландец или корабль-призрак» (‘The Flying Dutchman’), сл. Фицболла, музыка Родуэлла () (1826, Adelphi Theatre).
  • «Летучий голландец » - одна из первых опер Рихарда Вагнера , увидевшая свет в Дрездене в 1843 году. Музыка к опере писалась очень быстро, после поездки Вагнера с женой Минной на корабле в Англию, во время которой они попали в шторм, что и дало пищу воображению композитора.
  • «Корабль-призрак» (англ. ) (1839) - роман английского писателя Фредерика Марриета , рассказывающий о скитаниях Филиппа Ван дер Деккена, сына капитана проклятого корабля.
  • Популярная британская баллада «Плотник» (англ. The House Carpenter ) рассказывает историю о молодой женщине, которую юноша (дьявол в образе юноши) соблазняет богатыми посулами, уговаривая уехать с ним. Девушка решается покинуть своего мужа плотника и детей, садится на его корабль, но через несколько недель плавания он идёт ко дну. В некоторых версиях баллады дьявол сам топит свой корабль, а в некоторых - он разбивается во время шторма. Поверье это связано с тем, что кораблям, на борту которых едут неверные супруги, уготована трагическая участь, а капитан-дьявол отождествляется с капитаном «Летучего голландца».
  • Стихотворение Н. Гумилёва « » из цикла «Капитаны», IV.
  • «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца » (2006) и «Пираты Карибского моря: На краю света » (2007) - вторая и третья части серии остросюжетных фильмов кинокомпании «Walt Disney Pictures» о пиратах. Капитаном является Дейви Джонс , персонаж другой морской легенды - про сундук Дэви Джонса
  • Появляется в мультсериале «Губка Боб Квадратные Штаны ».
  • Композиция «Seemann » немецкой рок-группы «Rammstein » рассказывает историю, основанную на легенде о «Летучем голландце».
  • «Летучий голландец» - московская рок-группа 1992-1997 годов.
  • В романе Леонида Платова «Секретный фарватер» «Летучим голландцем» называют засекреченную подводную лодку, выполняющую задания особой важности для нужд Третьего Рейха. Также в романе приводится одна из версий легенды в литературной обработке. В частности, в конце легенды сказано, что есть некое слово, если произнести его при встрече с «Летучим Голландцем», проклятие будет разрушено навсегда.
  • «Летучий голландец» - песня на стихи Бориса Баркаса, исполнявшаяся в 70-е годы в рок-андеграудной среде, в частности, российской рок-групой «Машина времени » с альбома «Неизданное I », вышедшего в 1996 году.
  • «Летучий Голландец», художественный фильм, Фора-фильм - Ялта-фильм, 1990 г.
  • «Летучий голландец» (1993) - музыкальная пьеса для гитары композитора В. Козлова.
  • «Летучий голландец» - песня российской пауэр-метал-группы «NeverLie».
  • «Летучий голландец » - фильм голландского режиссёра Йоса Стеллинга, выпущенный в 1995 году.
  • «Летучий голландец» - корабль-призрак в манге и аниме «One Piece ». Капитаном является представитель расы рыболюдей Ван Дер Деккен IX, потомок первого капитана легендарного судна.
  • «Легенда о Летучем Голландце» книга С. Сахарнова 1995 г.
  • «Летучий голландец» (The Dutch Wife, 2002) - книга канадского писателя Эрика Маккормака .
  • Упоминается в качестве страшной морской легенды в рассказе «Капитан Дюк» Александра Грина .
  • В книге «Двое с „Летучего Голландца“» писателя Брайана Джейкса представлена одна из вариаций легенды о Летучем Голландце. Вокруг нее развивается повествование.
  • Роман Анатолия Кудрявицкого «Летучий голландец» (2012) дает новую версию легенды, где капитан проигрывает спор Смерти и Смерти При Жизни, и достается последней, на чем и основано последующее повествование о российской жизни в 70-х годах 20-го века.

См. также

  • «Мария Целеста » - другое нарицательное имя для обозначения кораблей-призраков.
  • «Корсары: Город потерянных кораблей » - компьютерная ролевая игра, в которой игроку предоставляется возможность снять проклятие с «Летучего голландца».

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Некоторые говорят, что видели корабль под всеми парусами. Иногда в отдалении, иногда в темноте или тумане, скользящий над водой. Его паруса могут быть разорваны в клочья, а скорость очень высокой, несмотря на отсутствие ветра. Говорят, что Голландец относится к капитану, обречённому вечно скитаться морями и не достигнуть земли. Некоторые утверждают, что капитан и его судно обречены бесконечно преодолевать штормящий мыс. Отбрасываемый волнами и ветром, Летучий Голландец, будет бесконечно повторять свои попытки. Несмотря на различия в пересказе легенды, Летучий Голландец и истории о нём известны не только морякам.

При такой известности было бы интересно узнать, есть ли хоть немного фактов в корнях легенды. Призраку Летучего Голландца примерно два столетия, но и до этого много отважных моряков бороздили моря. Должна же быть реальная причина появления легенды о Летучем Голландце. Можно начать с его появления в поп культуре. Герой оперы Вагнера 1840 года «Летучий Голландец» это капитан корабля – призрака, а не сам корабль.

В опере Вагнера Голландец капитан корабля без команды на борту. Пришвартовавшись рядом с кораблём под командованием капитана Даланда, Голландец рассказал, что поклялся Сатане во время шторма преодолеть Мыс Доброй Надежды, даже если попытки будут продолжаться до судного дня. Сатана поймал Голландца на слове и обрёк его на скитания, пока не найдётся женщина, которая полюбит Голландца. К счастью, капитан Даланд имел дочь на выданье, по имени Сента, которая услышала историю и полюбила Голландца. Однако Эрик, молодой охотник, напомнил девушке об обещании выйти замуж за него. Услышав это, Голландец понимает, что обречён, со своей призрачной командой, на вечные скитания. Но любовь Сенты к Голландцу настолько сильна, что она бросилась в море, когда его корабль ушёл за горизонт. Не сумев найти покой на земле, корабль – призрак уходит в небеса, став Летучим Голландцем.

Интересно, что Мыс Доброй Надежды не славится своей враждебностью к морякам. Такая печальная известность принадлежит Мысу Горн, самой южной точке Южной Америки. А Мыс Доброй Надежды это окончание полуострова, лежащего к югу от Кейптауна, Южная Африка, который находится в 150 километрах от самой южной точки Африки, Мыс Игольный.

Летучий Голландец известен своим мистическим появлением из темноты или тумана, пугающим очевидцев. Интересно отметить, многочисленные книги и статьи приводят полдюжины изображений Летучего Голландца, но нет зацепки для точной идентификации с ним, в случае появления. Очевидцы видели или считают, что видели деревянный корабль под парусами. Давайте посмотрим на некоторые рассказы:

«В 1881 году, будущий Король Великобритании Георг V, будучи членом команды на борту «H.M.S. Bacchante», доложил о видении Летучего Голландца, который пересёк курс судна по носу. Тринадцать других моряков на борту и два других судна видели то же самое, и запись об этом случае находится в официальных публикациях Адмиралтейства.»

В 1942 году Нацистский адмирал Карл Дониц (Karl Dönitz), будучи на то время командующим подводным флотом, доложил следующее: «Несомненно, экипажи субмарин доложили о видении Летучего Голландца к востоку от Суэц.»

«В 1939 году, дюжина наблюдателей на пляже Глинкейрн (Glencairn Beach) сообщили, что видели Летучего Голландца идущего под всеми парусами в берег. Корабль исчез за мгновения до катастрофы.»

«Смотритель маяка Кейптауна сообщал о появлениях Летучего Голландца во время шторма.»

«В 1835 году Британский корабль почти столкнулся с Летучим Голландцем в ночи во время шторма, который исчез прямо перед носом.»

И множество других сообщений.

Высокие мачты кораблей были распространены в то время по всему миру, и это было обычное явление. Даже в современном мире немало парусных кораблей, например Норвежский « Christian Radich.», Американский « Eagle», Японский « Nippon Maru II». Оман спустил на воду в 2014 году трёхмачтовое парусное судно. Прибавим к этому другие суда с прямоугольными парусами и посмотрим, какой из них можно представить Летучим Голландцем.

Попробуем сузить поиск, заглянем назад в период до написания Вагнером оперы в 1840 году, и что могло стать для него отправной точкой. Многие исследователи прочесали литературу. Два Датских капитана: Бернард Фокке (Bernard Fokke) и Хендрик Ван дер Декен (Hendrik Van der Decken) чаще других претендуют на роль Летучего Голландца. Итак, первое печатное упоминание о Летучем Голландце относится либо к кораблю, либо к его капитану. В 1790 году мелкий воришка Георг Баррингтон (George Barrington), из Ирандии, был выслан в Австралию за свои проступки. После освобождения в 1795 году он публикует книгу «Путешествие в Новый Южный Уэльс» (A Voyage to New South Wales), рассказывая историю о двух Датских кораблях, один из которых затонул у Мыса Доброй Надежды, потеряв всю команду. Второй корабль благополучно прибыл в Англию, но во время следующего рейса по тому же маршруту снова попал в шторм в этом же месте и моряки на мгновение увидели погибший ранее корабль. Баррингтон не называет имени корабля, но говорит, что корабль – призрак моряки теперь называют не иначе, как Летучий Голландец. Пока это самое раннее упоминание имени призрака в печатном тексте.

Бернард Фокке был реальным персонажем. Он был Голландским капитаном Голландской Восточно Индийской Компании, и славился быстрым прохождением маршрута между Голландской Республикой и Явой, который пролегал через Мыс Доброй Надежды. По слухам, Фокке использовал стальные элементы такелажа, вместо деревянных, что позволяло ему идти на всех парусах, когда остальные брали рифы. Фокке родился в 1600 году, а его рекорд скорости зарегистрирован в 1678 году, что говорит о феноменально долгой карьере капитана. Говорят, что он затерялся в море, но нет подробностей, где и при каких обстоятельствах. Книги с морскими легендами регулярно вспоминают, что Фокке затонул у Мыса Доброй Надежды во время шторма, но нет записей подтверждающих это. Соответственно нет записей о его клятве во время шторма и нет записей о прозвище Летучий Голландец при жизни. В любом случае, Фокке ушел из жизни на столетие раньше до первого упоминания Летучего Голландца в печати. Из этого, почти наверняка, можно предположить, что его имя связали с кораблём – призраком намного позднее. Связь, кстати, очень уместная. В крепкий ветер Бернард Фокке шёл под всеми парусами, когда другие капитаны брали рифы и плелись позади него.

Современником Фокке был Хендрик Ван дер Декен, также капитан Восточно Индийской Компании, который в 1641 году не вернулся из плавания. Некоторые источники называют не 1641, а 1680 год. Но записи Африканского отделения Восточно Индийской Компании, основанного в 1652 году, ничего не упоминают о Хендрике Ван дер Декен. По этой причине 1641 год более похож на корректную дату. Место его гибели может быть где угодно, между Данией и Азией. Немало капитанов забирали морские воды в те времена; но Хендрик Ван дер Декен запомнился благодаря Британскому новеллисту Фредерик Марриет (Frederick Marryat), капитан в прошлом, написавший в 1839 году «Корабль — призрак» (The Phantom Ship) с вымышленным капитаном Филипом Вандердекен (Philip Vanderdecken). Но это чистой воды приключенческая повесть, написанная через пол столетия после появления названия «Летучий Голландец» и она никак не может претендовать на историческую документальность.

Чтобы подвести итоги, давайте посмотрим по датам на известное наверняка:

  • 1641: Морской капитан Хендрик Ван дер Декен пропал в море при невыясненных обстоятельствах.
  • 1678: Бернард Фокке совершил самый быстрый переход, возможно получив прозвище Летучий Голландец.
  • 1795: Георг Баррингтон впервые описывает корабль – призрак, говоря Летучий Голландец.
  • 1839: Фредерик Марриет пишет новеллу о корабле – призраке и его проклятом капитане по имени Вандердекен.
  • 1840: Вагнер пишет свою оперу, гарантируя Летучему Голландцу всемирную известность.

Помимо Фредерика Марриет, тема Летучего Голландца затронута другими авторами (Вальтер Скотт, Вашингтон Ирвинг). Множество очевидцев времён выхода книги Марриет и позднее сообщают о феномене. Самым подозрительным можно назвать пробел более столетия между временем Бернарда Фокке и первым упоминанием Летучего Голландца Баррингтоном. Ко времени написания его книги Голландская Восточно Индийская компания закрылась, находясь в упадке полстолетия. Двухсотлетняя деятельность компании использовала одни и те же морские пути. За это время было сложено и пересказано множество легенд. Мы никогда не узнаем наверняка, что следует понимать под именем Летучий Голландец; судно или одного из капитанов. Возможно это Бернард Фокке или Хендрик Ван дер Декен, а может и совершенно другой моряк, затерявшийся в многовековой истории мореплавания. Корабли возвращались или погибали, капитаны поднимали паруса и сменяли друг друга, старые морские волки пересказывали бесконечные истории путешествий молодым морякам. Вам тоже могут поведать одну из них в темноте штормовой ночи.

Иллюстрация любезно предоставлена Giovanni.org

Перевод Владимир Максименко 2013-2014

…Но в мире есть иные области,
Луной мучительной томимы.
Для высшей силы, высшей доблести
Они навек недостижимы.

Там волны с блесками и всплесками
Непрекращаемого танца,
И там летит скачками резкими
Корабль Летучего Голландца.

Лев Гумилев, из цикла «Капитаны»

Летучий голландец (нидерл. De Vliegende Hollander, англ. The Flying Dutchman) – таинственный корабль-призрак , вечно скитающийся в океане и наводящий ужас на моряков вот уже несколько столетий.

Вокруг этого парусника сплошные мифы и легенды. Неизвестен ни тип его, ни год постройки, даже о том, как стал он, собственно говоря, «Летучим голландцем» , нет единой достоверной версии. В имени капитана судна тоже расхождения: по одним версиям звали его Филипп Ван Деккен , по другим – Ван Страатен . Но именно по вине капитана и легло на корабль проклятие.

Легенда первая

Гласит о том, что голландский корабль вез груз из Ост-Индии, и помимо основной команды, на борту было двое пассажиров: молодая влюбленная пара. Случилось так, что капитан, не отличавшийся хорошими манерами, убил юношу, а девушке предложил свою кандидатуру в качестве мужа. Но девушка отвергла руку убийцы и выбросилась за борт. А корабль, подойдя к мысу Доброй Надежды (мыс Бурь), попал в сильный шторм. Моряки всегда были народом суеверным, и тут некоторые члены команды предположили, что причина непогоды недавнее происшествие с пассажирами. Но капитан застрелил недовольных и поклялся, что сколько бы ни ушло времени, он обогнет мыс Доброй Надежды, а до тех пор нога ни одного члена экипажа не коснется земли. Этим-то обещанием капитан собственноручно и проклял свой корабль. С тех пор «Летучий голландец» вечно скитается по океанам, и только раз в десять (а по другим версиям в семь) лет капитан может сойти на берег и попросить руки девушки. Как только он отыщет ту, что огласится принять его предложение, проклятие спадет с парусника.

Легенда вторая.

Парусник, обходивший мыс Доброй Надежды попал в шторм, и капитан всячески проклинал море, погоду и Бога, ниспославшего ему все эти испытания. После очередной порции проклятий на палубе судна появился призрак. Капитан предпринял попытку пристрелить призрака, но револьвер разорвался в капитанской руке, а призрак проклял «Летучего голландца» , посулив ему вечное скитание в океанских водах. Иногда он встречается другим кораблям, и матросы с «Летучего Голландца» пытаются передать письма на берег, но всякого, кто возьмет их, ждет беда.

Легенда третья.

Наиболее правдоподобная легенда. Суть ее в том, что все члены экипажа корабля заболели какой-то неизвестной болезнью. Все порты отказывались принимать зараженный корабль, и вся команда была обречена на мучительную смерть. В результате судно с мертвыми моряками долгое время дрейфовало в океане, пугая встречные корабли.

Если разбирать появление корабля-призрака с научной точки зрения, то ученые полагают, что к этому может быть причастно такое явление, как фата-моргана – мираж корабля, как будто бы плывущий над водой. А светящийся ореол вокруг парусника вполне может быть огнями святого Эльма (электрический разряд, образующийся на кончиках мачт, вызванный большим напряжением электрического поля).


Таким образом, стал первым собирательным образом корабля-призрака, парусника с командой мертвецов, рваными парусами и прогнившим корпусом, который сулит беду и гибель всякому, встретившему его на своем пути в море.

За три с лишним столетия существования легенды о «Летучем Голландце» образ его был многократно использован в литературе, живописи, музыке. Он оброс подробностями и новыми деталями, что добавляли ему авторы в своих произведениях.

Впервые о «Летучем голландце» написал в 1795 году Джордж Беррингтон, вор из Ирландии, в своем произведении «Плавание к Ботаническому заливу».

В 1826 году Фицболлом и Родуэллом была создана первая опера под названием «Летучий голландец, или корабль-призрак» . В 1839 году английский писатель Фредерик Марриета написал роман «Корабль-призрак» , рассказывающий о скитаниях легендарного парусника. В 1843 году Рихард Вагнер создал свою знаменитую оперу «Летучий голландец» , в которой использовал образ корабля-призрака, созданный немецким поэтом Генрихом Гейне в 1830 году.

Этим именем называют рестораны и рок-группы. Есть даже японская манга и аниме о «Летучем голландце» . А стихов и книг, написанных на эту тему, просто великое множество.

В двадцатом веке о «Летучем голландце» было снято несколько художественных и научно-популярных фильмов. А в начале 21го века легендарный корабль-призрак появился в фильмах , где капитаном парусника стал морской дьявол Дэйви Джонс.

История эта очень старая. Некоторые считают ее выдумкой. Но моряки знают, что это чистая правда. Выражаясь языком морских волков, «в ром не подмешано и капли воды». Уже не первое столетие носится по мировому океану корабль-призрак, принося погибель всему живому, что встретится на его пути

Как это было

Однажды, триста или четыреста лет назад, некий голландский капитан захотел обогнуть мыс Горн. Дело было поздней осенью, а там в ту пору дуют злые ветра. Буря была страшная. Матросы делали все что могли, но дувший в лоб ветер постоянно отбрасывал корабль назад. Капитан был лихой и опытный моряк, при этом величайший грешник и упрямец. Он совсем взбесился, когда встречный ветер в пятый или шестой раз преградил ему путь. Моряк затрясся от злости, поднял кулаки над головой и прокричал навстречу буре чудовищные проклятия. Команда стала уговаривать капитана причалить к берегу и переждать бурю, но тот послал их к черту! Опасаясь за судьбу корабля, матросы подняли восстание. Однако капитан оказался хитрее и отправил предводителя бунтовщиков на корм рыбам. Этот поступок прогневил Господа. Небеса разверзлись, из пламени вышла черная тень. Капитан решил пристрелить непрошеного гостя, но пистолет разорвался в его руках. Ледяным голосом тень произнесла приговор: «Отныне ты проклят, капитан, проклят навеки! Отныне не будет твоему кораблю нигде пристанища, будет плавать он и в бурю, и в штиль по морям и океанам до скончания света!»

Такова легенда.

И вот с тех пор носится «Летучий голландец» по морям, не имея возможности зайти в порт. Корабль, совсем дырявый от старости, давно бы затонул, но волшебная сила удерживает его на поверхности. И паруса всегда полны ветром, даже если на море штиль и другие корабли стоят в дрейфе. Встреча с этим кораблем не сулит ничего хорошего. Два или три раза в столетие команда корабля-призрака передает на землю письма. Происходит это так. Ночью на параллельном курсе возникает угловатый силуэт корабля. Всех, кто стоит вахту, мгновенно пробирает озноб до костей. От «Летучего» тянет холодом, как из склепа.
Простуженный, хриплый голос окликает из тьмы:
– Эй, на судне! В какой порт следуете?
Затем с корабля просят передать корреспонденцию. Отказывать нельзя: это закон морской вежливости. На палубу плюхается брезентовый мешок. И сразу же силуэт «Голландца» пропадает во мгле. Во время рейса команда бочком обходит мешок. И только по прибытии в порт из мешка вытаскивают письма, сортируют и рассылают в разные города. Адреса на конвертах написаны выцветшими чернилами, орфография старая. Письма не находят адресатов. Жены, невесты и матери моряков, обреченных за грехи своего упрямца-капитана скитаться по свету, давным-давно умерли, и даже след их могил потерян…

О, счастливчик!

Однако есть много людей, кому удалось встретить «Летучего голландца» и целехонькими вернуться домой. В 1886 году с «Летучим голландцем» встретился даже английский король Георг V. Он тогда еще не был королем, а служил старшим офицером на одном из эскадренных судов. Матрос, который первый заметил корабль-призрак, упал с мачты и разбился. Эту встречу наблюдали три корабля: «Бакчант» (на борту которого и служил Георг V), «Турмалин» и «Клеопатра». «Турмалин» вскоре погиб в морском сражении, а «Клеопатра» и «Бакчант» плавали очень долго. С Георгом V ничего плохого не случилось, он правил до 1936 года. Видимо, бог хранил короля.

«Турмалин» видит Летучего голландца.

Волшебное слово

Старые моряки говорят, что существует одно магическое слово и оно может преодолеть силу заклятья. Нужно произнести это слово во время встречи с «Летучим голландцем». И тогда мачты с лохмотьями парусов плашмя упадут на воду, а корабль мертвых уйдет на дно. Но никто на свете этого слова не знает.
Другие легенды говорят, что капитана проклятого корабля может спасти только любовь верующей женщины. Будто бы для этого раз в семь лет капитану позволено заходить в один из портов. И если в течение суток он найдет женщину, которая полюбит его искренне и беззаветно, то проклятие будет снято. И тогда «Летучий голландец» прекратит свой вечный рейс. Но капитану найти в порту честную женщину, которая полюбила бы за одни сутки такого человека (да еще и в таком обличье), маловероятно.

«Летучих голландцев» много!

* Ранним солнечным утром 1850 года у побережья американского штата Род-Айленд близ города Ньюпорт появилось судно «Морская птица». Корабль шел под всеми парусами к рифам, это видели собравшиеся на берегу люди. Когда до рифов оставалось несколько метров, огромная волна подняла парусник и аккуратно перенесла его на сушу. Жители поселка добрались до судна и были поражены: на судне не было ни одной живой души. На плите в камбузе кипел чайник, в кубрике стоял табачный дым, на столе были расставлены тарелки. Навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы – все было на месте. Из судового журнала стало известно, что парусник шел из Гондураса в Ньюпорт с грузом кофе. Командовал кораблем капитан Джон Дарем. Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверз рифа Брентон». Этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Ньюпорта. Рыбаки, вернувшиеся с промысла в тот же день, рассказали, что рано утром они видели парусник в море и капитан их поприветствовал. Полиция провела самое тщательное расследование, но выяснить, почему и куда пропали люди, не удалось.
* В октябре 1913 года спасательная команда с английского парохода поднялась на борт дрейфующего парусника. На борту с трудом читалось полустертое название корабля «Малборо». Его паруса и мачты были покрыты зеленоватой плесенью, доски палубы прогнили. У трапа, на мостике и в каютах было обнаружено 20 скелетов, прикрытых истлевшими лохмотьями. Страницы вахтенного журнала слиплись, чернила растеклись, прочитать что-либо было невозможно. Капитан парохода не имел возможности (да и желания) взять судно-призрак на буксир. Он отметил на карте место встречи с загадочным парусником и приказал ложиться на обратный курс. В порту капитан сообщил властям о своей находке. Выяснилось, что «Малборо» в январе 1890 года вышел из порта Литлтон в Новой Зеландии с грузом шерсти и мороженой баранины. Командовал экипажем опытный и знающий моряк – капитан Хирд. Последний раз парусник видели 1 апреля 1890 года в Тихом океане вблизи Огненной Земли. Невероятно, но парусник скитался по морям 23 года!
* И в наши дни нередко в океане можно встретить «летучего голландца», что в шторм, да еще ночью, грозит несчастьем. У северо-западных берегов Австралии несколько лет назад была обнаружена дрейфующая рыбачья шхуна без экипажа и топлива. Судно «Хай Эйм 6» зарегистрировано в Индонезии, но его владельцы находятся в Тайване. На судне, которое обнаружил самолет береговой охраны, должно было быть от 10 до 12 моряков. Оно в хорошем состоянии, трюмы заполнены выловленной макрелью. Поиски экипажа в море ничего не дали, как и тщательный осмотр судна. Не удалось найти документов, по которым можно было бы установить личности членов экипажа. Представители австралийских властей утверждают, что никаких природных катаклизмов, которые могли вызвать исчезновение моряков, в этом районе не было.

Что говорит наука

Говоря о феномене «Летучего голландца», ученые разводят руками. Единственное мало-мальски внятное объяснение – инфразвук. Это неслышимые человеческим ухом упругие волны низкой частоты (менее 16 Гц). При штормах и сильных ветрах над поверхностью моря в воздухе возникают поперечные и продольные колебания. Сравнительно небольшой шторм может сгенерировать инфразвук большой мощности. Результатом его воздействия на человеческий организм могут стать временная слепота, ощущение тревоги, нередки и приступы безумия. При таких приступах люди выбрасываются за борт или превращаются в убийц, после чего и сами сводят счеты с жизнью. Если частота излучения составляет 7 Гц, смерть экипажа наступает почти мгновенно, так как сердце не в силах выдержать такую нагрузку. В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта парохода «Пиккубен» заметили трехмачтовый парусник «Эбий Эсс Харт». На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда моряки высадились на палубу, они увидели, что все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошел с ума. Лица мертвых были искажены ужасом.

Корабль удачи

Кроме «Летучего голландца», бороздит воды морей и океанов другой призрачный корабль – «Ла-Барка» («Летучий испанец»). Горе тому, кто встретится с «Летучим голландцем», но здорово повезло судну, если его путь пересечется с «Ла-Баркой»: этот парусник спасает корабли от верной смерти, встреча с ним гарантирует удачу.
В начале XIX века пират Пепе Мальоркийце собрал на своей шхуне команду из полусотни головорезов. Бандиты обосновались на заболоченном острове Пинос у южного побережья Кубы и держали в страхе окрестный каботаж. Обнаглев от безнаказанности, они начали отлавливать суда английских работорговцев. Разозленные англичане завербовали одного из рыбаков с Пиноса. Тот выдал базу Пепе и указал подходы к ней. «Ла-Барку» расстреляли в упор. Пираты сошли со шхуны, севшей на грунт, и попытались скрыться в дремучих джунглях острова, но их встретил вооруженный отряд. Тяжело раненный Пепе добрался до хижины своей возлюбленной, красавицы Розы, и скончался у нее на руках. Одному головорезу, Гонсалесу, удалось спастись. Он раскаялся в своих грехах, со своей семьей и потомками Пепе и Розы основал в этих краях поселение Рейна-Амалия, известное добропорядочностью и набожностью жителей. Обломки шхуны полтора десятка лет виднелись среди мангровых зарослей, а потом вдруг исчезли. Зато шхуну начали встречать рыбаки в районе Кубы, Гаити и Багамов. Увидел ее – вернулся домой с богатым уловом. Последовал за «Ла-Баркой» – увернулся от рифа…



Поделиться