Современная практика причащения святых христовых таин в день святой пасхи. Причастие

.

Мне уже неоднократно задавали следующий вопрос:

"Можно ли нам причащаться на Пасху? А в Светлую седмицу? Чтобы причаститься, нам надо продолжать пост?"

Вопрос хороший. Однако он выдает отсутствие четкого понимания вещей. На Пасху не просто можно, но даже нужно причащаться. В пользу этого утверждения мне бы хотелось привести в обобщенном виде ряд аргументов:

1. В первые века истории Церкви, как мы видим в канонах и святоотеческих трудах, участие в Литургии без причащения Святых Тайн было просто немыслимо. (Об этом советую прочитать статью: "Когда и как нам следует причащаться".) Однако со временем, особенно в наших краях, уровень благочестия и понимания среди христиан стал падать, и правила подготовки к причастию стали строже, местами даже чрезмерно (в том числе двойные стандарты для духовенства и мирян). Несмотря на это, причащение на Пасху было общей практикой, сохраняясь по сей день во всех православных странах. Однако некоторые откладывают причастие до самой Пасхи, словно им кто-то мешает приступать к Чаше каждое воскресенье Великого поста и всего года. Таким образом, в идеале нам следовало бы причащаться на каждой литургии, особенно в Великий Четверг, когда была установлена Евхаристия, на Пасху и на Пятидесятницу, когда родилась Церковь.


2. Тем, на кого возложена епитимья по причине какого-либо тяжелого греха, некоторые духовники разрешают причаститься (только) на Пасху, после чего, еще некоторое время, они продолжают нести свою епитимию. Эта практика, которая, тем не менее, не является и не должна быть общепринятой, имела место еще в древние времена, в помощь кающимся, чтобы укрепить их духовно, позволив и им приобщиться к радости праздника. С другой стороны, позволение кающимся причаститься на Пасху указывает на то, что простого течения времени и даже личных усилий кающегося недостаточно, чтобы избавить человека от греха и смерти. Ведь для этого необходимо, чтобы Сам воскресший Христос послал свет и укрепление душе кающегося (подобно тому, как преподобная Мария Египетская, которая вела распутный образ жизни до самого последнего дня своего пребывания в миру, смогла встать на путь покаяния в пустыне только после причащения Христу). Отсюда появилось и распространилось в некоторых местах ошибочное представление о том, будто на Пасху причащаются только разбойники и блудники. Но разве у Церкви есть отдельное причастие для разбойников и блудников, а другое - для тех, кто ведет христианскую жизнь? Разве Христос не Один и Тот же на каждой литургии в течение года? Разве Ему не причащаются все - и священники, и цари, и нищие, и разбойники, и дети? Кстати, слово свт. Иоанна Златоуста (в конце пасхальной утрени) призывает всех без разделения к причащению Христу. Его призыв «Постившиеся и непостившиеся — возвеселитесь ныне! Трапеза обильна: все насыщайтесь! Телец велик и упитан: никто не уйдет голодным!» явным образом относится к причастию Святых Тайн. Удивительно, что некоторые читают или слушают это слово, не понимая, что нас призывают не к трапезе с мясными блюдами, но к причащению Христу.

3. Также крайне важен догматический аспект этой проблемы. Народ толкается в очередях, чтобы купить и отведать на Пасху ягнятины - для некоторых это единственная "библейская заповедь", которую они соблюдают в своей жизни (так как остальные заповеди их не устраивают!). Однако когда в книге Исхода говорится о заклании пасхального агнца, это относится к еврейской Пасхе, где ягненок был прообразом Христа-Агнца, закланного за нас. Поэтому вкушение пасхального агнца без причащения Христу означает возвращение к Ветхому Завету и отказ признать Христа "Агнцем Божьим, Который берет на Себя грех мира" (Ин 1:29). Кроме того, люди пекут всевозможные куличи или другие блюда, называемые у нас "пасхой". Но разве мы не знаем, что "Пасха наша - Христос" (1 Кор 5:7)? Поэтому все эти пасхальные яства должны быть продолжением, но не заменой причастию Святых Таин. Об этом не особо говорится в храмах, но мы все должны знать, что Пасха это во первых Литургия и причащение Христу Воскресшему.

4. Некоторые также говорят, что на Пасху нельзя причащаться, потому что потом ты будешь вкушать скоромное. Но разве священник не делает то же самое? Зачем тогда совершается Пасхальная Литургия, и после нее благословляется вкушать молочное и мясное? Разве не ясно, что после причастия можно вкушать все? Или, может быть, кто-то воспринимает Литургию как театральный спектакль, а не как призыв к причащению Христу? Если бы вкушение скоромного было несовместимо с причащением, тогда на Пасху и Рождество не совершалась бы Литургия, либо не было бы разговления. Причем, это касается всего литургического года.

5. А теперь о причастии на Светлой Седмице. 66-ое правило Трулльского собора (691 год) предписывает, чтобы христиане "наслаждались Святыми Тайнами" в течение всей Светлой Седмицы, несмотря на то, что она является сплошной. Таким образом, к причастию приступают без поста. Иначе не было бы литургии, либо пост продолжался бы. Представление о необходимости поститься перед причастием касается, прежде всего, евхаристического поста перед принятием Святых Тайн. Такой строгий евхаристический пост предписан в течение не менее шести, а то и девяти часов (не так, как католики, которые причащаются спустя час после трапезы). Если же мы говорим о многодневном посте, то вполне достаточно семинедельного поста, который мы держали, и нет нужды - более того, даже запрещено - продолжать поститься. По окончании Светлой Седмицы мы будем поститься по средам и пятницам, а также в течение трех других многодневных постов. В конце концов, священники не постятся на Светлой Седмице перед причастием, и тогда непонятно, откуда взялось представление о том, что в эти дни должны поститься миряне! Тем не менее, на мой взгляд, к причастию в дни Светлой Седмицы могут подходить только те, кто соблюдал весь Великий пост, кто ведет цельную, уравновешенную христианскую жизнь, всегда стремится ко Христу (а не только постами) и причастие воспринимает не как награду за свои труды, но как лекарство от духовных болезней.

Таким образом, каждый христианин призван готовиться к причастию и просить его у священника, особенно на Пасху. Если же священник отказывает безо всяких оснований (в том случае, если у человека нет таких грехов, за которые положена епитимья), но пускает в ход разного рода отговорки, то, на мой взгляд, верующий может пойти в другом храм, к другому священнику (только если причина ухода в другой приход уважительная и не является лукавством). Такое положение дел, которое особенно распространено в Республике Молдова, необходимо как можно скорее исправить, тем более что высшая иерархия Русской Православной Церкви дала четкие предписания священникам не отказывать верующим в причастии без очевидных канонических оснований (см. Постановления Архиерейских соборов 2011 и 2013 гг.). Таким образом, следует искать мудрых духовников, и если мы таковых нашли, надо им послушаться и под их руководством причащаться как можно чаще. Не стоит вверять свою душу кому попало.

Бывали такие случаи, когда некоторые христиане на Пасху приступали к причастию, а священник поднимал их на смех перед всем церковным собранием, говоря: "Разве тебе не было достаточно семи недель, чтобы причаститься? Почему ты нарушаешь обычаи села?". Хотелось бы спросить у такого священника: "А тебе разве не хватило четырех-пяти лет учебы в духовном заведении, чтобы определиться: либо ты станешь серьезным священником, либо пойдешь пасти коров, потому что "домостроители тайн Божиих " (1 Кор 4:1) не могут говорить такие глупости…". И об этом надо говорить не ради насмешки, но с болью о Церкви Христовой, в которой служат и такие некомпетентные люди. Настоящий священник не только не запрещает людям причащаться, но и призывает их к этому и учит жить так, чтобы они могли приступать к Чаше на каждой литургии. И тогда уже сам священник радуется тому, насколько иной становится христианская жизнь его паствы. "Имеющий уши слышать да слышит!".

Поэтому "со страхом Божьим, верой и любовью приступим" ко Христу, чтобы лучше понять, что значит "Христос воскрес!" и "Воистину воскрес!". Ведь Он Сам говорит: "истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин 6:53-54).

Православная церковь не признает причастие на Пасху без покаяния в грехах. Однако это не говорит о том, что пасхальное причащение должны посещать случайные прихожане храма. Многие священники опасаются встретить неподготовленных к нему людей. Ведь прежде чем идти причащаться, человек должен подготовиться: пройти Великий пост (центральный пост во всех исторических церквях) и исповедоваться. О лицах, не принадлежащих к Православной церкви, речь и вовсе не идет.

О недопустимости к причастию неподготовленных людей было известно еще с давних времен. Вопрос сводился к решению духовником того, является ли человек вообще достойным соединиться с Христом. Однако, согласно историческим данным, исповедование было привязано к причащению не так давно и скорее стало вынужденной мерой. Это произошло из-за того, что охладел христианский дух: люди прежде причащались каждый выходной, а затем стали делать это всего лишь по 4 раза в год во время многодневных постов.

Чтобы причащаться могли и редко посещающие храм люди, в православной религии решили в обязательном порядке сначала исповедовать человека. На данный момент эта мера все еще себя оправдывает, однако, не всегда. Это происходит по причине того, что люди идут исповедоваться не с целью покаяния, а скорее как на необходимое мероприятие, без прохождения которого священник не допустит их к церковному таинству.

Многие духовные наставники категорически против причащения без исповеди.

Приводит в храм не только крещенных, но и некрещеных людей. Также в церкви можно встретить и тех, кто понятия не имеет о церковных канонах, но при этом хочет причаститься. На светлый праздник приходится ужесточать контроль, чтобы не допустить неподготовленных людей к Чаше (сосуду для христианского богослужения, используемому при принятии Святого Причастия). Часто на этот великий праздник происходит неприятное зрелище, когда находящиеся в алкогольном опьянении прихожане приходят освящать куличи во время ночной службы.

Как готовиться к исповеди накануне Пасхи

Под исповедью понимается покаяние человека в совершенных грехах, где проводником между кающимся и Богом выступает священник в роли свидетеля. Важно уметь отличать это таинство от доверительного разговора с духовным наставником. Во время него, конечно, тоже можно получить ответы на волнующие вопросы, однако это займет много времени. Именно поэтому лучше будет обратиться к священнику с просьбой назначить другое время для длительной беседы.

Для подготовки к исповедованию нужно знать следующее.

Подготовка

Разъяснение

Покаяние начинается с осознания грехов. Человек, задумывающийся об исповедании, признает, что что-то не так делал или продолжает делать в своей жизни.
Не нужно заранее подготавливать «список грехов». Общение с Господом должно идти от сердца.
Нужно говорить только о своих собственных поступках, а не о том, что они были совершены из-за родственника или соседа. Каждый грех - результат личного выбора человека.
При обращении к Богу не следует беспокоиться о правильности выбранных слов. Нужно говорить простым доступным языком, а не придумывать сложные термины.
Не говорить о таких мелочах, как «смотрел телевизор» или «носил не ту одежду». Темы разговора должна быть серьезными: о Господе и ближних (речь идет не только о семье, родственниках, но и людях, встречающихся на протяжении жизни).
Покаяние не должно быть просто рассказом о своих поступках. Оно должно изменить разум человека и не возвращать его к прошлым поступкам.
Нужно научиться прощать людей. А не только просить прощения у Бога.
Для выражения «покаянного» состояния нужно читать Покаянный Канон Господу Иисусу Христу. Один из величайших богослужебных текстов, который можно найти почти в каждом молитвослове.

Священник может на некоторое время попросить воздержаться от чтения особых молитв или от причащения. Этот процесс называется епитимией и осуществляется не с целью наказания, а для изжития греха и его полного прощения. После исповедования верующим необходимо причащаться.

Как подготовиться к пасхальному причащению

Несмотря на то, что исповедь и причастие являются разными таинствами церкви, всё же готовиться к ним следует одновременно. Причащение в Пасху предполагает, что на таинство пришел верующий человек, покаявшийся в своих грехах. Прихожане, пришедшие после исповеди на причастие, в первую очередь должны осознать смысл таинства: исполняется не просто религиозный обряд, а причастник воссоединяется с Богом.

Помимо этого, важны следующие моменты:

  • человек должен без лицемерия искренне идти на соединение с Богом;
  • душевный мир человека должен быть чист (никакой злобы, ненависти, вражды);
  • недопустимо нарушение свода церковных правил (Канона Церкви);
  • обязательное исповедование перед причастием;
  • причащаться можно только после литургического поста;
  • говение (пост) в течение нескольких дней, воздержание от молочной и мясной пищи;
  • молитвы на богослужении и дома.

Неотъемлемой частью праздничной утрени является пение молитвы Иоанна Дамаскина (). Помимо обычных утренних и вечерних молитв, верующим необходимо читать «Последования ко Святому Причастию». Также, согласно древним церковным традициям, на таинство следует идти натощак (накануне причащения на Пасху с полуночи не пьют и не едят). Однако больным, к примеру, людям с сахарным диабетом, пост запрещен: больному человеку необходимо принимать лекарства и питаться по повседневному рациону.

При причащении перед Пасхой нужно помнить, что достойное таинство всегда связано с состоянием души и сердца верующего человека. При этом пост и исповедь являются подготовкой к причастию, а не препятствием на пути к нему.

Духовная жизнь очень занятого человека

Кому могут быть даны послабления в подготовке к причастию? Как готовиться к причастию детям? Разговор о приходской практике причастия продолжает протоиерей Максим Первозванский, клирик храма Сорока Севастийских мучеников, главный редактор журнала «Наследник».

– Какая практика причащения существует в вашем приходе?

– Такая, как описана в документе «Об участии верных в Евхаристии». Настолько, что, кажется, будто он писался прямо с примера нашего прихода.

В нашем храме есть самые разные люди. Есть те, кто причащаются несколько раз в год. Кто-то приходит причащаться первый раз в жизни.

Есть люди, которые подходят к Чаше раз в две – три недели, как это, собственно, было принято в очень многих московских приходах с благословения отца Кирилла (Павлова). Есть и не очень большое количество людей, которые стремятся причащаться чаще, – каждую неделю.

У нас в храме служат три священника, и у всех – единодушное мнение, как относиться к этому вопросу.

Подготовка к причастию для прихожан устанавливается в зависимости от частоты причащения и от того, насколько человек ведет аскетическую жизнь, соблюдает установленные церковные посты: однодневные и многодневные.

Если человек не соблюдает продолжительных и однодневных постов и причащается редко, то ему рекомендуется минимум дня три поговеть перед причастием.

Если человек причащается регулярно, раз в две-три недели, то ему к еженедельным постным дням добавляется еще один или, хотя бы, постный ужин накануне причастия. То же самое касается людей, которые причащаются действительно часто, на каждой службе.

Если человек собирается подойти к Чаше в первый раз, я во время предварительной беседы рассказываю, что нужно поговеть, хотя бы один день. Если в ответ слышу уверенное «конечно!», предлагаю еще пару дней. Если начинает сомневаться – не требую большего.

Конечно, рассказываю о том, что нужно обязательно исповедоваться: исповедь у нас остается обязательным элементом подготовки ко причащению, за исключением, когда человек причащается совсем часто.

– Если говорить о молитвенной подготовке?

– Если человек воцерковлённый, знает, что такое подготовка и может читать молитвы, то, если он причащается, допустим, раз в месяц, ему предписывается прочитать три канона и Последование ко Святому Причащению. Если человек причащается раз в неделю, то мы требуем как обязательное Последование ко Святому Причащению.

Если это начинающий церковную жизнь человек, то в зависимости от степени его подготовки и возможности ему могут порекомендовать от одной, двух молитв до всех молитв ко Святому Причащению. Здесь священник после беседы оценивает степень того, насколько это будет тяжкий и непривычный труд для впервые собравшегося причащаться.

А так – Последование ко Святому Причащению, по слову святого праведного Иоанна Кронштадтского – это всегда минимальное требование. Даже если человек причащается несколько дней подряд, что бывает на Страстной неделе, когда мы рекомендуем причащаться и на Вход Господень в Иерусалим, затем, если человек может, на Преждеосвященной, в Великий четверг, и в субботу, и на Пасху, все равно ему нужно прочесть Последование ко Причащению, за редчайшим исключением.

Бывают обстоятельства, когда человек, причащаясь каждый день, не может вычитать Последование. Например, работники храма, полностью задействованные в Великую субботу. Среди исключений (которых все равно крайне мало) могут быть и очень занятые люди, и беременные женщины…

– Но ведь почти все люди – занятые, и беременных вокруг немало…

– Беременности у всех проходят по-разному. Сам факт беременности не требует отказываться женщинам от поста. Я знаю многодетных мам, которые во все свои многочисленные беременности соблюдали все посты. А есть женщины, которые не могут даже от мяса отказаться, иначе просто будут падать в обморок. Зачем накладывать неудобоносимые бремена?

И занятость у всех тоже разная. Если ты бабушка-вахтер, то чего тебе не посидеть, не почитать больше молитв и канонов? Бывают другие обстоятельства, когда времени нет физически.

Если человек подходит ко мне и сообщает: «Никак не успеть все положенное прочитать до причастия», то все решается индивидуально. Кому-то говорю: «Только не забудь, после причастия со вниманием прочитать акафист «Слава Богу за все». Кому-то просто ничего не говорю. Все зависит от человека, от его способностей и возможностей прочитать и подготовится.

– Кого вы можете допустить к причастию без исповеди?

– Человека, который причащался в Великий четверг. Более того, я даже не приму у него исповедь ни в Великую субботу, ни на Пасхальной неделе: отправлю просто так причащаться.

– Как вы говорите с прихожанами храма о супружеском посте перед причастием?

– Говорим им, что ночь перед причастием по определению в обязательном порядке должна быть постной и с точки зрения супружеского воздержания. Если больше, то вопрос решается в зависимости от частоты причастия и готовности супругов.

Вообще, не вижу никаких сложностей и тонкостей с этим вопросом – какие тонкости с однодневным постом? Другое дело, когда речь о продолжительных постах…

– На Светлой седмице в вашем приходе всех допускают до причастия?

– Только в Пасхальную ночь причащаться могут все. На Светлой седмице – только те, кто соблюдал Великий пост. Если не соблюдал, то по уважительно причине: например, – служба в армии или серьезное заболевание.

Но если человек просто ленился соблюдать Пост, а потом приходит и говорит: «Я хочу каждый день к Чаше приступать», – я, конечно, не допущу. В Пасхальную ночь причастие – дар для всех, а на Светлой – как награда за понесённые труды.

Но бывают и здесь разные обстоятельства. Например, у человека именины на Светлой неделе, он хочет причаститься, а Великий пост не соблюдал. Тогда я предложу ему попоститься хотя бы один день накануне.

Все же остальные не держат никакого поста или – постный ужин перед днём причастия.

Молитвенная подготовка – Последование ко Святому Причащению и Пасхальный канон.

– Как обстоит дело с причащением детей в вашем приходе? Когда и как им нужно начинать готовиться к причастию?

– Принятый документ очень точно описывает ситуацию с детьми, упоминая древнюю общецерковную практику, из которой следует, что осознанное восприятие исповеди возникает с 10 лет. Возраст от 7 до 10 лет – переходный период: примерно с семи лет (кто-то раньше, а кто-то – позже, в зависимости от уровня сознательности) – дети начинают исповедоваться.

Подводить (подносить) ребёнка к священнику для благословения перед причастием можно с самого рождения, не мешая общему ходу исповеди.

Насколько нужно ребёнку семи – десяти лет исповедоваться перед каждым причастием – решается индивидуально. У нас храме большинство детей, которые начинают исповедоваться, условно говоря, в семь лет, исповедуются фактически перед каждым причастием, даже если мы этого не требуем.

У некоторых родителей есть опасение, как бы исповедь не превратилось в формальность, но ведь здесь не зависит от возраста. Не в этом дело, а дело в степени осознания ребенком своих грехов. Грехов у любого ребенка много, своих, детских: непослушание, капризы, лень.

Поэтому лишний раз попросить у Бога прощения в этих грехах все равно не помешает. Потому дети сами в большинстве случаев исповедуются перед каждым причастием, тратя на это 30 секунд.

Что касается подготовки к причастию, я считаю, что поститься дети могут с момента перехода к общему столу. Поэтому и правило ограничения в еде на них вполне распространяются с той степенью строгости, которую позволяет их здоровье, традиции и мнение родителей. Это может быть просто воздержание от мяса, может быть от мяса и молока во время продолжительных постов и постных дней.

Если дети причащаются часто, то особой постной подготовки не требуется, но в некоторых семьях предлагается постный ужин в субботу, накануне.

О молитвенной подготовке. Если дома есть традиция общей подготовки к причастию, совместных молитв, то дети частично могут принимать в этом участие.

Если все молятся индивидуально, я не требую какой-то специальной подготовки молитвенной к причастию от ребенка до тех пор, пока он сам не начинает читать и понимать прочитанное.

Позднее, но тоже в начальной школе, это могут быть несколько последних молитв, начиная с 8 из Последования. Это занимает 5 минут, но ребенок все равно читает молитвы.

По мере возрастания, допустим, в средней школе, дети читают все молитвы ко Святому Причащению, но, например, без канона. В старшей школе добавляется еще и канон ко Причащению.

То есть, всё идет постепенно, по мере взросления и возрастания уровня понимания у ребёнка.

Причащение - это один из главных и обязательных обрядов для каждого православного. Другое его название - евхаристия, и если перевести с греческого, то это слово означает «благодарение». Глубинная его суть заключается в приобщении человека к Богу, соединении с ним духовным и телесным: испив вина и вкусив хлеба, христианин словно вкушает саму кровь и тело Христовы. Это демонстрация готовности воспринять Господа всей душой. Но чтобы подтвердить искренность своих намерений, мирянин должен пройти очищение постом и покаянными молитвами. Практика подготовки к таинству на Светлой седмице составляет особый случай.

Устав православной церкви перед евхаристией предписывает выполнение определённых правил, в круг которых входят:

  • соблюдение духовного и телесного поста в течение трёх дней;
  • примирение с обидевшими и испрошение прощения у обиженных;
  • воздержание от злословия и осуждений;
  • посещение вечернего богослужения накануне евхаристии;
  • покаяние в грехах и получение от священника благословения на причастие;
  • чтение молитвенного правила к причастию;
  • соблюдение евхаристического поста (не принимать пищу и не пить после полуночи).

До недавнего времени вокруг вопроса причащения к святым таинствам на Светлой седмице велась полемика. В разных приходах действовала различная практика, опиравшаяся, главным образом, на тезис о том, что без покаяния нет причащения. Пасха наполняет душу каждого верующего ликованием, а таинство евхаристии всегда связано с исповедью в совершённых грехах. По сложившейся традиции несовместимыми считались покаяние и радостное настроение в день Воскресения Господня.

Утверждённый Архиерейским собором РПЦ документ «Об участии верных в евхаристии» определяет потребность верующего к приобщению святых даров как особое духовно-нравственное состояние, стремление соединения со Спасителем, составляя с ним тело единое. Таким образом, устраняются все кажущиеся противоречия между содержанием великого праздника и сутью причастия в пасхальную неделю.

Этим же документом оговариваются и некоторые моменты обряда причащения в пасхальный период. Имея в виду, что церковным уставом пост на Светлой седмице не предусмотрен, а самому дню Пасхи предшествовал семинедельный подвиг Великого поста. Соблюдавшие его христиане могут приступать к причащению, ограничиваясь лишь евхаристическим постом.

Благословение духовником мирянина к приобщению святых даров может происходить без исповеди, кроме тех случаев, когда причащающийся сам испытывает в ней особую необходимость.

Как готовиться к причастию в Светлую седмицу

Каждый верующий христианин должен знать и о том, как проходит пасхальное последование ко святому причащению. Молитвенная подготовка к евхаристии в обычные дни включает в себя утреннее и вечернее молитвенные правила, последование к святому причастию, а также каноны.

Желающий пройти причащение дол

жен править эти молитвословия келейно и в храме. На Светлой седмице порядок молитвенной подготовки меняется, поэтому следует знать, что читать перед причастием в Пасхальную неделю. В день Светлого Воскресения каноны причастия обычного последования заменяются на Пасхальный канон перед причастием. Это центральное песнопение праздничной заутрени, основная идея которого связана с Воскресением Христовым.

Светлыми, восторженными чувствами должны наполняться души верующих, поэтому церковный устав заменяет покаянные молитвы Пасхальным каноном ко святому причащению. Ещё одна особенность таинства, совершающегося на Светлую седмицу, - последование ко святому причащению читается без псалмов, а утреннее и вечернее правила заменяются часами святой Пасхи.

Незыблемыми остаются благодарственные молитвы по евхаристии, которые нужно прочесть в конце богослужения. После свершения таинства необходимо соблюдать духовную чистоту, чтобы сохранить в мыслях благодать самого главного праздника - Светлой Пасхи.

«Наша Пасха – Христос, заклан за нас» (1 Кор. 5, 7) – говорит апостол Павел. И все христиане вселенной в этот день собираются воедино, чтобы прославить Воскресшего Господа, ожидая Его возвращения. И видимым знамением этого единства во Христе является общее Причащение всей Церкви от Чаши Господа.

Еще в Ветхом Завете Бог дал заповедь про эту страшную ночь: «это ночь бдения Господу из рода в род» (Исх. 12, 42). Все сыны Израилевы должны были собраться в домах и вкусить от пасхального агнца, а кто не вкусит, истребится душа та от народа своего. – Ангел губитель погубит его (Числ. 9, 13). Так же и сейчас, великое бдение Пасхальной ночи должно сопровождаться вкушением Пасхального Агнца – Тела и Крови Христа. Начало этому положил Сам Господь открывший Себя апостолам в преломлении Хлеба (Лк. 24). Не случайно, что все встречи Воскресшего Христа с учениками сопровождались таинственными трапезами. Так Он дал им почувствовать ту радость, которая приготовлена нам в Царстве Небесного Отца. И святые апостолы установили праздновать святую Пасху святейшим Причащением. Уже в Троаде апостол Павел по обычаю совершал ночную литургию в день воскресный (Деян. 20. 7). Все древние учителя Церкви, упоминая празднование Пасхи, в первую очередь говорили о пасхальном причащении. Так Златоуст вообще отождествлял Пасху и причащение. Для него (и для всего церковного собрания) Пасха совершается тогда, когда человек причащается. А «оглашенный никогда не совершает Пасхи, хотя и постится ежегодно, потому что он не участвует в приношении Евхаристии» (Против иудеев. 3, 5).

Но когда многие стали удаляться от Христова Духа, и стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66 правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище».

Собор 927 года (т.н. Томос единения) даже троебрачным позволяет на Пасху причащаться св. Таин.

Это же устремление к пасхальному соединению с Господом прослеживается и в нашем богослужении. Ведь, по словам Златоуста «мы постимся не для пасхи и не для креста, но ради своих прегрешений, потому что намереваемся приступить к тайнам» (Против иудеев. 3, 4).

Вся святая Четыредесятница готовит нас ко встрече с Богом в Пасхальную ночь. Не случайно еще перед началом Поста Церковь поет: «возведемся к покаянию, и чувства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии. И снестся нами Агнец Божий, во священной и светоносной ночи Воскресения, нас ради приведенное заколение, учеником приобщенное в вечер таинства, и тьму разоряющее неведение светом его воскресения» (стихира на стиховне, в мясопустную неделю вечером).

Во время поста мы очищаемся от беззаконий, учимся соблюдать заповеди. Но какая же у поста цель? Цель эта – в участии в пиршестве Царства. На Пасхальном каноне св. Иоанн Дамаскин призывает нас: «Придите Питье пьем новое, не от камня неплодного чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождившего Христа», «придите розги нового Винограда в нарочитом дне Воскресения Божественного Веселья Царствия Христова приобщимся, воспевая Его как Бога во веки».

В конце светоносной пасхальной заутрени мы слышим слова Златоуста: «Трапеза исполнена, насладитеся вси. Телец упитанный – никто же да изыдет алчай: вси насладитеся пира веры, вси восприимите богатство благости». И чтобы мы не думали, будто Пасха заключается в разговении, наш Устав предупреждает: «Пасха – это Сам Христос и Агнец взявший грехи мира, на алтаре в бескровной жертве, в пречистых тайнах, Честного Тела и Животворящей Крови Своей от иерея Богу и Отцу приносимый, и тому причащающиеся истинную едят Пасху». Не случайно, что и причастен на Пасху звучит так: «Тело Христово приимите, источника бессмертнаго вкусите». Непосредственно перед выносом св. Даров Церковь призывает всех насладиться Божественных Таин.

И недавние святые продолжали подтверждать это понимание величайшего Праздника. Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют… потому что эти люди не имеют в себе причины и повода праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения. Прельщаются те, которые считают, что Пасха и праздники состоят в богатых трапезах, в многих свечах, благоуханном фимиаме, серебряных и золотых украшениях, которыми они убирают церкви. Ибо этого Бог от нас не требует, потому что это не первостепенное и не главное» (Книга о душеполезнейшая о непрестанном причащении святых Христовых Таин. сс. 54-55).

Не случайно те, кто уклоняется от святого Причащения на Пасху и на светлую Седмицу чувствует упадок духовных сил. На них часто нападает уныние и расслабление. Именно об этом предупреждал нас Господь, говоря: «смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно. Ибо он, как сеть, найдет внезапно на всех живущих по лицу земному» (Лк. 21, 34-35).

Но, к сожалению, в последнее время не только некоторые нерадивые прихожане уклоняются от Причастия на св. Пасху по причине своего чревоугодия, но и некоторые священники стали вводить новизну, запрещая благоговейным христианам исполнить волю Христа. Они говорят:

- Был пост, и вы могли причаститься. Так зачем же причащаться на Пасху?

Возражение это совершенно ничтожно. Ведь св. Причастие – не знак печали, а предначинание будущего Царства. Не случайно в Литургии св. Василия Великого говорится, что когда мы вкушаем Причастие, то мы смерть Господню возвещаем, и воскресение Его исповедуем. Да, и если бы Пасха была несовместима с Евхаристией, то зачем же тогда и совершать Литургию в церквах? Неужели современные отцы мудрее Вселенской Церкви? Я уже не говорю, что при хиротонии все мы даем присягу следовать священным канонам. А Вселенский Собор требует причастия на Пасху и на Светлой Седмице. Специально отвергая этот аргумент свят. Иоанн Златоуст говорит: «непостящийся и приступающий с чистой совестью, совершает пасху, сегодня ли, завтра ли, или вообще всякий раз, когда участвует в приобщении. Ибо достойное причащение зависит не от наблюдения времени, но от чистой совести» (Против иудеев. 3, 5).

Другие говорят, что раз Причащение совершается во оставление грехов, то ему и не место в пасхальную ночь .

На это ответим словами Господа, если осла и вола вытаскивают из ямы в субботу, то не надлежало ли и освободить человека от груза греха на Пасху. И Древняя Пасха, и ныне действующие каноны указывают, что наилучшим временем для прощения грехов в таинстве Крещения является Пасхальная ночь. Да, не место для исповеди в это время. Но ведь уже прошел пост. Люди оплакали свои беззакония, получили отпущение грехов на исповеди в страстной Четверг. Так на каком основании мы можем не допустить их до святой Чаши в день Воскресения? Я уже и не говорю, что Причастие совершается не только во оставление грехов, но и в жизнь вечную. А когда лучше сделать человека причастником вечной жизни как не в день Пасхи? Конечно, если человек пребывает в нераскаянном смертном грехе, то дорога к Чаше ему закрыта его беззаконием. Но если этого нет, то человек должен прибегать ко Христу.

Некоторые говорят:

- Вот вы причаститесь на Пасху, а потом пойдете есть мясо. Так нельзя.

Это мнение прямо осуждается 2 каноном Гангрского собора. Тот, кто считает мясо скверным или делающим человека неспособным причащаться подпал влиянию духов обольстителей, о которых пророчествовал апостол Павел (1 Тим. 4, 3). Он отлучается от святой Церкви. Надо помнить, что на самой Тайной Вечери Христос с апостолами вкушали мясо ягненка, и это не помешало им причаститься. Да, нельзя объедаться на разговение, нельзя грешить чревоугодием. Но из этого не следует, что не должно причащаться. Скорее наоборот. Из почтения к святыне надо быть умеренным и так мы сохраним и чистоту души, и здоровье желудка.

Подобным образом некоторые священники говорят:

- Вы объедитесь и напьетесь, а потом вас может стошнить, и так вы оскверните св. Причастие. Поэтому лучше не причащаться.

Но эта логика на самом деле объявляет грех неизбежностью. Получается, что нам предлагают променять Христа Спасителя на беззаконие, которого заведомо невозможно избежать. И к этому нас будто бы подталкивает праздник. Но если это так, то, может быть, стоит вообще отменить праздник? Что это за святой день, в который мы удаляемся от Бога и неизбежно творим грех? Очевидно, что Бог не для обжорства и пьянства установил Пасху, так зачем же делать в этот день мерзости и еще на этом основании не причащаться? Думаю, что гораздо мудрее будет причаститься святых Даров и после с умеренностью разговеться, вкусить немного вина и потом не мучиться ни телом, ни душой.

- Пасха время радости и поэтому причащаться нельзя.

Мы уже приводили слова преп. Никодима, говорящего что истинная радость Пасхи заключается именно в евхаристическом соединении со Христом. Также и Златоуст говорит, что непричащающийся не празднует Пасхи. На самом деле приобщение особенно уместно на Пасху в связи с тем, что в согласии с Литургией совершая евхаристическую Жертву, мы воскресение Христово исповедуем, и видим образ Его восстания из мертвых (Евхаристический канон и молитва после потребления). Но самое главное, что Сам Христос обещал дать радость Своим ученикам, тогда Он Сам вернется из глубин смерти, а от этой радости современные духовники отстраняют христиан.

Да если и подумать, то чему будет на Пасху радоваться непричащающийся – молитвам, но они говорят нам о богообщении, а от него он отказался, Литургии – но она служится ради причастников, пению – но истинным Пасхальным Певцом является Христос (Евр. 2, 12)? Если цель богослужения утрачена, то от величайшего праздника остается только «радость» служения чреву. Как бы нам не навлечь на себя горькие словам апостола Павла: «они – враги Креста Христова, их конец – погибель; их бог – чрево, и слава их – в сраме; они мыслят о земном» (Флп. 3, 18-19).

Еще одним возражением против пасхального причастия является утверждение, что перед праздником такая суета, что фактически невозможно нормально приготовиться к св. Причастию . Но это опять попытка оправдать нарушение заповеди «благими целями». Господь сказал одной такой суетящейся женщине: «Марфа! Марфа! Ты печешься и суетишься о многом, а одно необходимо. Мария же благую часть избрала, которая не отнимется от нее» (Мф. 10, 40). Конечно, в первую очередь это относится к Пасхе. Не случайно на Литургии Великой Субботы поются слова: «Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет». Это и есть правильное духовное устроение перед праздником, которое только и делает нашу душу способной принять благодать. На Руси все приготовления к Пасхе заканчивали к Великому Четверку, а потом пребывали в храме. И это очень правильно. А нынешняя практика всю готовку и уборку переносить на Великую Субботу действительно душевредна. Она лишает нас возможности прочувствовать службы страстей Господних, и зачастую храмы наши стоят полупустыми на прекраснейшей пасхальной вечерне (Литургии Великой Субботы), а христиане и христианки в этот выходной день вместо поклонения Почившему Господу изводят себя на кухнях. Потом же в пасхальную ночь вместо того, чтобы радоваться, они клюют носом. Надо не отказываться от пасхального причастия, а просто переменить график уборки и готовки. – Все закончить к вечеру Великой Среды, благо почти у всех есть холодильники, и заняться в спасительное Тридневие своей душой.

И, наконец, утверждают, что в пасхальную ночь очень много посторонних, которые не готовы к приобщению, а исповедать их некогда .

Да, это так. Но чем провинились постоянные прихожане, что из-за маловерующих их лишают соединения с Создателем? Надо не отказывать в Причастии всем, а просто внимательно смотреть за приобщающимися, и неготовых отстранять. Иначе в больших приходах причастить нельзя будет никого. Ведь всегда находятся те, кто по незнанию рвутся «заодно и причаститься».

Но откуда же взялась эта практика, противоречащая и Писанию, и св. канонам, и учению святых? Ведь многие по невежеству считают ее чуть ли не частью священного Предания. Нам известны молодые пастыри, которые говорят, будто бы Церковь запрещает причащаться на Пасху! Происхождение ее таится в темных годах гонений на христиан в СССР. Если в сталинское время Церковь хотели физически уничтожить, то позже, в хрущевские гонения богоборцы решили ее разложить изнутри. Было принято ряд закрытых постановлений ЦК КПСС об ослаблении влияния Церкви. В частности предлагалось запретить причастие на Пасху. Целью этого было полное уничтожение христианства в СССР к 1980 году. К сожалению, многие священники и епископы поддались давлению уполномоченных по делам религии и прекратили причащать на Пасху. Но самое удивительное, что эта безумная, антиканоническая практика, призванная разрушить Церковь, сохранилась и до сих пор, и более того некоторые горе – ревнители выдают ее за образец благочестия. Воскресший Боже! Скорее низложи этот злой обычай, чтобы Твои дети могли в святейшую ночь Пасхи быть участниками Твоей Чаши.



Поделиться