1 коринфянам 15 глава толкование. Новый Завет: еврейский перевод, толкование и комментарии

В. Учение о воскресении (глава 15)

Некоторые полагают, что Павел поместил эту главу, в которой трактует вопрос воскресения, в конце послания, по той причине, что считал: твердая вера в воскресение поможет решению многих проблем коринфской церкви. Вполне очевидно, что если для людей с таким складом ума, как у древних греков, проповедь о Христе распятом была "безумием" (1:23), то, несомненно, как таковое же воспринимали они и прямо из нее вытекающую доктрину воскресения (сравните Деян. 17:31-32).

Отрицание, хоть и не впрямую, факта воскресения некоторыми коринфянами, сказывалось, по-видимому, в их убеждении, что в настоящий век именно благословения "материи", исходящие от Бога, достигают своего апогея (1-Кор. 4:8; сравните 6:2), а потому они и не бес покоились о последствиях своей безнравственности в сфере отношений между полами (5:1; сравните 6:9, 13-14).

Как и о других проблемах, уже рассмотренных им (1:10 - 6:20), о неверии некоторых коринфян в воскресение мертвых Павлу, очевидно, кто-то сообщил (15:12): сами они не спрашивали его об этом в своем к нему письме (сравните 7:25; 8:1; 12:1; 16:1,12). Как и тогда, когда он отвечал фессалоникийцам (у которых также возникла путаница в представлении о воскресении мертвых - 1-Фес. 4:13-18), Павел начинает с утверждения основы веры (1-Кор. 15:3-4; 1-Фес. 4:14) и затем развивает эту тему.

1. НЕИЗБЕЖНОСТЬ ТЕЛЕСНОГО ВОСКРЕСЕНИЯ (15:1-34)

а. Доказательства на основании фактов, зафиксированных в истории (15:1-11)

1-Кор. 15:1-2 . Евангелие, которое благовествовал Павел в Коринфе (2:1-2), не изменилось, но апостол опасался, что, коль скоро в церкви принижалось значение вести о распятом Христе и ее роли в жизни верующих, то же самое могло происходить и в отношении вести о воскресении Христа. Между тем, и первая и вторая вести играли существенную роль в процессе спасения коринфян (ставя первый глагол 2-го стиха в настоящем времени - спасаетесь, Павел подразумевает освящение, которое длится, пока христианин живет на земле).

Отвергать воскресение тела - значит выхолащивать "Евангелие" и делать веру тщетной (по-гречески буквально - "беспричинной"; стих 14, 17) - ведь объект ее не заслуживает в таком случае внимания (сравните 15:13,17). Нельзя верить в Благую Весть, не сохраняя твердой веры в воскресение Христа. Не имеющий такой веры верует тщетно (сравните Матф. 13:18-22).

1-Кор. 15:3-5 . Павел включает и себя самого в число верующих, которые приняли истину о смерти Христа за грехи всех людей и о Его воскресении. Эти стихи, будучи сердцевиной евангельской вести, для первых христиан были выражением символа их веры, и апостол говорит об этом как об имеющем первостепенную важность (по-русски это передано фразой: Ибо я первоначально преподал вам). Этот символ веры зиждился на двух утверждениях: Христос умер за грехи наши и воскрес.

Достоверность их подтверждается как Писанием (Пс. 15:10; Ис. 53:8-10), так и зафиксированными в истории и подтвержденными временем свидетельствами людей, которые жили в ту пору и видели Христа как "во гробе", так затем и вне его. Тот факт, что Он был погребен, несомненно говорит о Его смерти, а то, что после этого Он являлся людям, свидетельствует о Его воскресении. К апостолу Петру (Кифе), первым увидевшему воскресшего Христа, присоединились затем и остальные ближайшие ученики Господа, удостоившиеся той же чести.

1-Кор. 15:6 . Позже гораздо большей группе верующих явился воскресший Христос. Более нежели пятистам братий - это, возможно, те самые люди, получившие напутствие Господа, которое записано в Матф. 28:18-20 (сравните Деян. 1:3-8). И поскольку большая часть их была еще в живых, когда Павел писал это послание, они могли лично засвидетельствовать о воскресении Иисуса Христа.

1-Кор. 15:7-8 . На протяжении истории явления Воскресшего неоднократно отвергались на том основании, что последователи Его якобы видели Христа "глазами веры". Однако Павел мог сослаться и на свидетельства двух людей, которые не были верующими, когда увидели воскресшего Спасителя. Первым был брат Иисуса по матери - Иаков, а вторым - он сам. Иаков, подобно Павлу, потому, вероятно, и уверовал (сравните Иоан. 7:5 с Деян. 1:14), что ему явился воскресший Христос (Деян. 9:3-6; 22:6-11).

Стих 8 в 15 главе передан по-русски совершенно не так, как по-англ. и на др. европейских языках. В англ. стоит: "мне, как не прошедшему нормальный процесс рождения"; возможно, русское "изверг" надо понимать как "не в должное время извергнутый из чрева", т. е. Павел как бы считал себя "недоноском" в духовном отношении, может быть и потому, что не сопутствовал Христу во время Его земного служения (сравните Деян. 1:21-22).

Мысль эту можно понять несколько иначе: другие апостолы пали к ногам Господа с дерева иудейства, словно созревшие плоды; Павел же как бы насильственно был вырван Христом из недр иудейства, не будучи внутренне подготовлен к тому, чтобы стать Его апостолом. Представляется, что апостолов было больше, чем упомянутые прежде "двенадцать" (сравните толкование на Еф. 4:11), но всех их объединяло то, что они лично видели воскресшего Христа (1-Кор. 1:9), и это обстоятельство заставляло Павла считать себя последним из них.

1-Кор. 15:9 . Поскольку он был последним, словно малорослый последыш, не во время родившийся, Павел называет себя наименьший из апостолов. Он даже считает себя менее других достойным быть апостолом, так как ранее гнал церковь (сравните Деян. 22:4; 1-Тим. 1:15-16), служителем которой стал теперь (2-Кор. 4:5).

1-Кор. 15:10 . Однако он осознает и то, что его прошлое - это лишь фон, на коем разворачивалось действие благодати Божией (1:3), которая в нем, Павле, вызвала такой горячий отклик. В ревностном своем служении Богу он и в самом деле не имел себе равных (сравните 9:19-29). История Церкви подтверждает, что благодать Его не была тщетна в апостоле Павле, который действительно более потрудился, чем другие апостолы, поскольку он больше путешествовал, чем они, больше перенес гонений, больше написал посланий и больше основал церквей. Впрочем, апостол осознавал и с этим осознанием служил, что не своею силою достигал всех этих результатов (3:6), но силой Божией (2:4-5).

1-Кор. 15:11 . В конце концов не столь важна личность проповедующего, сколь содержание проповеди (1:18 - 4:5), а все апостолы проповедывали одно и то же, а именно, что Христос распятый стал Христом воскресшим; это же проповедывал и Павел, и в это уверовали коринфяне.

б. Логические доказательства (15:12-19)

1-Кор. 15:12 . Павел затем обращается к утверждению некоторых коринфян, будто никто из мертвых не воскресал в теле. Он показывает, что в рамках христианской веры это утверждение - логически несостоятельно.

1-Кор. 15:13 . Отрицать в принципе воскресение тела означало фактически отрицать воскресение Христа. Возможно, некоторые из коринфян уже дошли до этого, и апостол хотел предупредить как их, так и других о серьезных последствиях такого неверия.

1-Кор. 15:14 . Во-первых, крайне опасным было то, что отрицание факта воскресения поражало в сердце самую евангельскую проповедь, лишало ее жизни. А коли так, то и вера коринфян оказалась бы тщетной ("пустая", сравните стихи 2,10,17), поскольку объектом ее был бы какой-то умерший человек.

1-Кор. 15:15-16 . Во-вторых, что касается апостолов, то они в таком случае оказались бы просто-напросто обманщиками, поскольку единодушно утверждали, что Христос воскрес из мертвых (стих 11).

1-Кор. 15:17 . В-третьих, спасение коринфян было бы только мечтою, не имеющей никакого отношения к реальному положению вещей. А их вера была бы тщетною. Ведь, совершив воскресение Иисуса Христа, Бог засвидетельствовал о принятии Им выкупа, уплаченного Христом на кресте (Рим. 4:25). Именно воскресение дает уверенность в искуплении, а если воскресения не было, то и коринфяне оставались во грехах, и по этой причине - отчужденными от Бога.

1-Кор. 15:18 . В-четвертых, если Христос не воскресал, то и умершие верующие, в том числе и близкие коринфян, вошли в сферы не блаженства, но - погибели. Языческая концепция об освобождении духа после смерти не соответствует истине. Если не было воскресения, то не обезврежено и жало смерти, причиняющее страдание без конца (сравните стихи 54-56).

1-Кор. 15:19 . В-пятых, если нет воскресения, то тогда правы язычники, относясь "к проповеде о кресте" как к "юродству" (1:18), а такие люди, как Павел и другие апостолы, страдавшие за Евангелие (4:9-13), достойны лишь жалости (то мы несчастнее всех человеков). Правильно в таком случае поступают те, кто живут минутной радостью, а жертвы, приносимые христианами - следствие их жестокого самообмана (15:32).

в. Богословские доказательства (15:20-28)

1-Кор. 15:20 Итак, Павел рассмотрел логические выводы, следующие из непризнания того факта, что Христос воскрес в теле (стихи 12-19). Затем он переходит к богословскому догмату о взаимной переплетенности и связанности судеб христиан и судьбы Иисуса Христа, выводя из этого уже не отрицательные, как выше, а положительные следствия.

В результате раздумий рождается утверждение: действительно Христос воскрес из мертвых. Из умерших Он является первенцем (в греческом оригинале здесь слово, соответствующее ветхозаветному "начатку плодов"; Исх. 23:16), которое употреблено в отношении Христа в том смысле, что Он является предваряющим образцом - примером воскресения и гарантией того, что оно станет уделом многих (Рим. 8:23).

1-Кор. 15:21-22 , Смерть стала уделом всех людей, происшедших от Адама, по причине непослушания этого одного человека. Будучи отцом всего человечества, Адам грехом своим навлек смерть на каждого из своих потомков (Быт. 3:17-19; Рим. 5:12). Однако через послушание (Фил. 2:8) другого Человека (1-Тим. 2:5) воскресение сделается достоянием всех, кто связан с Ним в своем духовном рождении. В Послании к Римлянам Павел объясняет эту величайшую истину более подробно (Рим. 5:12-19). Те, кто стали членами тела Христова (1-Кор. 12:27), однажды последуют за своим Главою (Кол. 1:18), хотя это совершится и не сразу.

1-Кор. 15:23 . Завершающие события (человеческой истории) будут развертываться в определенной последовательности. Подробно описывать все будущие воскресения Павел не ставил себе целью, поскольку он обращался к церкви, будучи в первую очередь заинтересован определить в этом послании ее место в схеме грядущих событий. Как он утверждал ранее (стих 20), Христос был и остается для коринфян образцом и гарантией.

Согласно своему обещанию (Иоан. 14:2-3), Господь вернется за Своею Церковью, и тогда мертвые во Христе воскреснут (1-Фес. 4:16). Когда именно это произойдет, не указывается, однако, почти 2000 лет с момента воскресения Иисуса уже прошло.

1-Кор. 15:24 . Вслед за воскресением Церкви (верующих) наступит другой период времени, предшествующий концу, когда Христос предаст Свое Царство Богу и Отцу (сравните Матф. 13:41-43). Некоторые богословы не видят у Павла никакого намека на интервал между этими событиями и считают, что пришествие Христа за Церковью и "конец" произойдут фактически одновременно.

Как и в предыдущем стихе, события не ставятся здесь в определенные временные рамки, и они, в самом деле, могут произойти в одно и то же время (1-Кор. 15:5), но могут иметь и известную протяженность во времени (стих 23). Если на сегодня около 2 тысяч лет уже прошло после первой фазы событий, а вторая еще не наступила, то нечего удивляться тому, что между второй и третьей фазами пройдет, скажем, 1000 лет (миллениум).

1-Кор. 15:25-26 . Смерть - как олицетворение последнего противника Христа (сравните стих 55; Евр. 2:14), будет истреблена. Не человеческие тела подлежат истреблению, как это утверждали некоторые в Коринфе, но сам погубитель их, то есть смерть.

1-Кор. 15:27-28 . Краткое повторение этой мысли находим в стихе 57. Именно Силою Бога Отца воплощенный Христос победоносно осуществляет Свою власть как посредник между Ним и человечеством (сравните Фил. 3:21). Эта работа Сына обретет завершение в славе Бога Отца (сравните Иоан. 17:4-5). На то же направлена в конечном счете и вся деятельность Церкви (сравните 1-Кор. 10:31; Еф. 1:6,12,14). Когда же Бог станет все во всем (Рим. 11:36), закончится и процесс нового творения, частью которого станут воскресший Христос и Его Церковь (Откр. 22:1).

г. Практические доказательства (15:29-34)

В этой четвертой серии доказательств, направленных против тех, кто отрицал воскресение из мертвых, апостол Павел ссылается как на опыт самих коринфян (стих 29), так и на свой жизненный опыт (стихи 30-32).

1-Кор. 15:29 . Существует около 200 различных толкований этого стиха! Большинство из них - попросту несерьезно и направлено на оправдание ортодоксальной доктрины водного крещения. Из контекста, однако, видно, что Павел в практике своей и учении вовсе не солидарен с теми, которых подразумевает в этом стихе. Он просто приводит это как пример - что учение тех, которые проповедуют "крещение для (за) мертвых" принимается коринфянами, отрицающими воскресение мертвых.

Где истоки упомянутой доктрины коринфских лжеучителей, никогда, наверное, не узнается; известно, однако, следующее: на другом берегу Сардонического залива, севернее города Коринфа, находилась Элевзия, центр древней языческой религии, очень популярной в свое время и воспетой еще Гомером в его гимне богине Деметре (посвящение в нее прошел, в частности, знаменитый древнеримский оратор Цицерон). Этот ритуал посвящения был сопряжен с обязательным обрядом "очищающего" омовения в море, без которого никто якобы не мог рассчитывать на блаженство после смерти (ссылки на это имеются у Пиндара и Софокла).

Однако и в рамках этой религии ничего не известно о "заместительном" участии в обряде очищающего омовения. В свете склонности коринфян к извращению смысла церковных обрядов и правил (11:2 - 14:40) можно предположить, что некоторые из них (возможно, под влиянием элевзийских таинств) стали распространять ложный взгляд на крещение, и Павел лишь воспользовался этим их взглядом как аргументом против них же, отрицавших воскресение.

Надо сказать, что вполне удовлетворительного объяснения данного стиха не существует, но объяснение, предлагаемое нами, опирается, главным образом, на то, как звучит он в греческом оригинале, чего, как правило, нельзя сказать о других объяснениях. Кроме того, обращает на себя внимание то обстоятельство, что о "крестящихся для мертвых" апостол как бы говорит в третьем лице, т. е. не объединяя себя с ними.

1-Кор. 15:30-32 . Не сообразующимся между собой взглядам и практике тех, о которых он говорил в 29 стихе, апостол противопоставляет собственный образ жизни, свидетельствующий о его твердой убежденности в воскресении мертвых. Возможно, кое-кто из коринфян обвинял Павла в двоедушии (2-Кор. 1:12-14; 2:17; 6:8), но никто не считал его человеком неразумным, хотя сам он счел бы себя таковым, если бы проходил свой подвижнический путь, не будучи уверен в воскресении.

Ведь сколько раз ему угрожала смертельная опасность (я каждый день умираю - сравните 2-Кор. 6:4-5; 11:23-28)! По крайней мере, один раз он уже не надеялся остаться в живых (2-Кор. 1:8-9), вероятно, тогда, когда, как упоминает здесь, боролся со зверями в Ефесе. Хотя, скорее всего, это и не было на арене цирка, но что-то подобное этому, потому что апостол уже не чаял избавления. Зачем бы он подвергал себя всему этому, если земная жизнь - это все, что мы имеем?

Эпикур (и не столь философски настроенные люди, жившие до него; Ис. 22:13), были бы в таком случае правы, призывая избегать страданий и, напротив, искать наслаждений. Однако Павел знал, что существует нечто большее, чем временная земная жизнь, и всеми поступками и действиями своими подтверждал это (сравните 1-Кор. 9:24-27; 2-Кор. 4:16-18).

1-Кор. 15:33-34 . Заключительный совет Павла - в связи с теми, кто продолжал отрицать воскресение мертвых, подобен его предыдущему совету - относительно тех в церкви, которые вели безнравственный образ жизни (глава 5) - не сообщайтесь с ними. Ранее он сравнивал аморальное поведение в церкви с закваской, от которой вскисает все тесто (5:6).

Здесь же цитирует греческого поэта-язычника Менандра: худые сообщества развращают добрые нравы. Лжеучителей нужно избегать (2-Кор. 6:14 - 7:1), потому, что, хотя они и превозносятся своими будто бы великими познаниями, они в сущности не знают Бога (сравните 1-Кор. 8:2). Что же коринфяне, считающие себя мудрыми? Неужели их так легко обмануть? (2-Кор. 11:3).

2. ОТВЕТЫ НА НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ (15:35-58)

В предыдущем разделе (стихи 1-34) Павел фактически отвечал на вопрос, поставленный в стихе 12: почему следует верить в воскресение мертвых? Свой ответ на него он аргументировал историческими, логическими и богословскими доказательствами, а также на основании жизненного опыта. Теперь он ставит, чтобы ответить на них, еще два вопроса: Как произойдет воскресение мертвых? И каким будет новое воскресшее тело?

а. Ответы на вопросы о воскресении умерших (15:35-49)

1-Кор. 15:35-37 . Одной из помех на пути уверования в воскресение из мертвых была и является непостижимость этого факта для человека. Именно она порождала вопросы: Как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Но Павел не считал, что подобные вопросы могут возникнуть у мудрого человека, как это видно из его обращения к воображаемому собеседнику: Безрассудный! Уверенность в воскресении подобна уверенности в том, что за севом грядет урожай.

Ведь в сущности и процесс, происходящий в поле, нельзя понять до конца, как и процесс воскресения, однако, оба - реальность. Как растение, возникающее из семени, будучи связано с ним непосредственно, значительно от него отличается, так отличаются друг от друга в своей взаимосвязи тело первоначальное и тело воскресшее.

1-Кор. 15:38-41 . Различия в Творении обусловлены волею Творца (Быт. 1:1-26). В несходстве между живой природой (человек… животные… птицы… рыбы) и неживой (солнце… луна… звезды отражается величие Бога, и в Нем - источник Его славы (сравните Пс. 148:13). Говоря об "иной славе" тел небесных и тел земных, апостол имел в виду то, что отличает материальное тело от духовного (Дан. 12:3, где воскресшие святые уподобляются звездам; также Матф. 13:43).

1-Кор. 15:42-44а . Земное (по-библейски душевное) тело есть падшее, а потому временное (тленное), несовершенное и немощное. Небесное же духовное тело будет вечным, совершенным и сильным (сравните 2-Кор. 5:1-4). Как и в случае семени, посеянного в землю, и растения, выросшего из него, - налицо преемственность и одновременно различие, столь же очевидное, сколь и славное.

1-Кор. 15:44б-49 . Здесь подводится итог противопоставлению Адама и Христа (о чем было упомянуто ранее в стихе 22). Адам служит иллюстрацией земного (стих 40) "душевного" тела. Свою природу Адам передал всем своим потомкам (человек, не имеющий Духа, является душевным человеком ("душою живущею"; сравните 2:14).

А последний Адам (Христос) - это образец небесного духовного тела (15:22), и подобные тела получат при возвращении Христа с неба (Фил. 3:20-21) те, которые Ему принадлежат (стих 23; сравните 2:15). Весь "урожай" уподобится "первому плоду" ("первенцу"; 1-Кор. 15:23; сравните Кол. 1:18). Однако сначала семя ("тело душевное") должно умереть, и только после этого восстанет духовное тело.

б. Ответы на вопросы о восхищении живых (15:50-58)

1-Кор. 15:50 . А как же те, кто будут живы к моменту прихода Христа на землю? Павел отвечает на этот незаданный вопрос. В свете всего, что уже было им сказано выше о необходимости для тела душевного стать телом духовным, напрашивается вывод: плоть и кровь (т. е. душевное тело) не могут войти в вечность (стихи 24-28).

1-Кор. 15:51-52 . Ту же истину открывает апостол и фессалоникийцам (1-Фес. 4:15-17). Восхищение Церкви было тайной в том смысле, что об этом ничего не говорилось в Ветхом Завете и впервые открывается в Новом. (о других "тайнах", открытых теперь, - в Матф. 13:11; Лук. 8:10; Рим. 11:25; 16:25; 1-Кор. 4:1; Еф. 1:9; 3:3-4,9; 5:32; Кол. 1:26-27; 2:2; 4:3; 2-Фес. 2:7; 1-Тим. 3:9,16; Откр. 1:20; 10:7; 17:5.) Умершие во Христе воскреснут первыми, а потом живые изменятся во мгновение ока. Трубный звук (труба) явится, как и в ветхозаветные времена, сигналом появления Бога (Исх. 19:16).

Для Церкви это будет последним звучанием трубы, так как верующие навсегда останутся в Божием присутствии (сравните 1-Кор. 13:12). (Нет оснований, как некоторые пытаются, приравнивать эту трубу к седьмой трубе в Откр. 11:15-19. В Откровении идет речь о трубах суда Божиего, которые будут звучать в дни великой скорби, а труба, упоминаемая в 1-Кор. 15:52, прозвучит для Церкви.)

1-Кор. 15:53-54 . Подобно мертвым (стихи 42-43), живые, вместо временного и несовершенного, "облекутся" в вечное и совершенное (сравните 13:10). По отношению к тем, кто со Христом, смерть потеряет свою силу.

1-Кор. 15:55 . В предыдущем стихе Павел ссылается на пророка Исаию (Ис. 25:8), и здесь он вновь цитирует место из Ветхого Завета, содержащее пророчество о победе над смертью (Ос. 13:14). (Цитаты апостол приводит по памяти, и в точности они не соответствуют ни одному из известных еврейских или греческих текстов.) Кажущиеся победы сатаны в Едемском саду (Быт. 3:13) и на Голгофе (Мар. 15:22-24) оборачиваются поражением врага на кресте (Кол. 2:15; Евр. 2:14-15) и победой Христа в Его воскресении. Со своей "выгодной позиции", обусловленной его уверенностью в воскресении святых, Павел обращается к смерти и сатане с горькой насмешкой.

1-Кор. 15:56-57 . Как слово победа, которым кончается стих 54, приводит апостола в возвышенное состояние духа, выраженное им в стихе 55, слово жало, которым заканчивается стих 55 (именно так в греческом оригинале), по-видимому, служит ему причиной для краткого отступления в стихах 56-57. Как и другие богословские мысли, высказанные в этой главе (стихи 21-22), данная мысль получила дальнейшее развитие в Рим. 7:7-13. Итак, смерть - это результат непослушания человека и его бунта против Божиего повеления (Быт. 3:17-19).

Закон, резюмировавший Божий заповеди, стал как бы зеркалом, в котором с предельной четкостью отражались мятежная натура человека и его склонность к непослушанию. Подобно первому Адаму, все его потомки восставали против Бога (1-Кор. 2:14). Но вот через послушание последнего Адама, нашего Господа Иисуса Христа (15:45 сравните Рим. 5:19; Фил. 2:8-11), явилась для человека возможность наследовать победу и жизнь (1-Кор. 15:22; 2:15-16).

1-Кор. 15:58 . Призывы Павла, вытекавшие из учения Христа, выливались в практические наставления, и призыв, заключающий эту главу, не составил исключения. Он убеждает коринфян твердо стоять в апостольском учении (стих 2), не поддаваясь отрицаниям истины, исходящим от лжеучителей (Еф. 4:14). Уверенность в преподанном им, особенно в вопросе воскресения мертвых, была бы для них импульсом к верному служению (1-Кор. 3:8; Гал. 6:9). А "труд ваш не тщетен перед Господом", - заключает апостол (сравните 1-Кор. 15:10,14,17,30-32).

Спрашивает Виталий
Отвечает Александр Дулгер, 10.08.2012


Мир Вам, брат Виталий!

Вот интересующий нас текст:

"Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?" ()

Различные толкования данного текста приводит известный комментатор Баркли:

Люди всегда недоумевали, что значит фраза "для чего и крестятся для мертвых", и даже до сих пор этот вопрос определенно не разрешен. Предлог для, в сочетании для мертвых, в греческом оригинале выражен через хипер. Обычно это слово имеет два главных значения. Если оно употребляется для обозначения места, оно означает ""ад" или "поверх". Чаще же это слово употребляется с людьми или предметами, и обозначает "вместо" или "от имени". Зная это, посмотрим, как эту фразу понимали.

1) Начиная со значения "над" и "поверх", некоторые ученые предложили, что этот оборот относится к тем, кто крестился над могилами мучеников. Идея заключалась в том, что креститься на священной земле особенно важно при мысли о незримом облаке свидетелей вокруг них. Это привлекательная идея, но, когда Павел писал Послание к коринфянам, преследования и казни христиан еще не проводились в широком масштабе. Христиане, возможно, страдали от остракизма и социальных гонений, но время мучеников еще не пришло.

2) Во всяком случае, естественнее было бы читать хипер в значении "вместо" или "от имени". Если мы возьмем такое значение, то получим три возможности. Предполагают, что эта фраза относится к тем, кто крестился, чтобы заполнить освободившиеся после смерти других места в общине. Молодой христианин приходит в церковь подобно новобранцу, чтобы заменить ветерана, отслужившего свою службу и получившего заслуженное увольнение. В этом заключается важная мысль. Церкви всегда нужно пополнение, и новый член общины подобен добровольцу, пополняющему поредевшие ряды

3) Предполагают, что эта фраза означает тех, кто крестился из уважения и любви к умершему. И в этом есть драгоценная истина. Многие из нас пришли в церковь, зная и помня, что любимый человек умер, молясь в надежде за нас. Они, в конце концов, отдались Христу из-за незримого влияния другого, отошедшего в вечность.

4) Все это прекрасные размышления, но мы считаем, что эта фраза может относиться лишь к одному обычаю, который полностью и правильно исчез из церковной практики. В раннехристианской церкви существовало крещение за другого. Если умирал человек, намеревавшийся стать христианином, проходивший соответствующее наставление, то за него иногда крестился другой человек. Этот обычай возник из предрассудка, что некрещеный человек лишается небесного блаженства. Для того, чтобы защитить человека от такого исключения, люди иногда добровольно крестились во имя умершего. Здесь Павел не одобряет, и не высказывается против такой практики. Он просто спрашивает, был бы смысл в этом, если бы не было воскресения и мертвые никогда не воскресали.


Как и замечает Баркли, 4-й вариант толкования представляется более верным и логичным.

С уважением,
Александр

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

08 фев

Единомысленники Ариевы и Евномиевы обыкли постоянно иметь у себя на языке место сие, думая умалить сим достоинство Единородного. Но им должно было понять, что божественный Апостол в этом месте написал вовсе не о Божестве Единородного. Ибо, убеждая верить воскресению плоти, пытался он воскресение оной доказать Владычним Воскресением. Известно же, что подобное подтверждается подобным. Посему-то Апостол называл Христа и начатком умерших , и нарек Человеком, и сравнением Его с подобными Адаму доказывал, что чрез Христа будет общее воскресение, чтобы, указав на Воскресение соестественного с нами, убедить прекословящих уверовать, что все люди соделаются причастниками того же Воскресения. Итак, надлежит знать, что два естества во Владыке Христе и что Божественное Писание нарицает Его иногда по человеческому, а иногда по Божественному естеству, ибо хотя и именует Его Богом, но не отрицает и человечества, и хотя называет Человеком, однако же исповедует вместе и Божество. Невозможно же было говорить о Нем все возвышенное по естеству, какое от нас восприял. Ибо если и при том, что изречено о Нем уничижительного, иные отрицают восприятие Им плоти, то явно, что было бы большее еще число страждущих сею болезнию, если бы не было сказано ничего уничижительного. Что же значит: и тогда покорится? Сие прилично тем, которые в настоящее время присвояют себе чужую власть. Ибо если тогда покорится, то теперь еще не покорен. Посему незаконно поступают хулители и старающиеся покорить не приявшего еще уставов покорности. Ибо надлежит ждать и изучить способ покорения. Но о сем пространно рассуждали мы в состязаниях с противниками. Посему надлежит кратко высказать цель Апостола. Писал он Послание к Коринфянам, недавно еще освободившимся от эллинского баснословия, а баснословие эллинов исполнено всякого непотребства и неправды. Умолчав о другом и не скверня тем языка, скажу только, что поклоняются они богам-отцеубийцам и говорят, что дети восстали на родив ших, изгнали их из царства и восхитили себе владычество. Итак, поелику Апостол о Владыке Христе сказал великое, что Он испразднит всяко началство и всяку власть и силу, положит конец самой смерти и вся покори под нозе, то, чтобы коринфяне, увлекаемые оным баснословием, не предположили, будто бы и Христос с родшим Отцом делает то же, что сделали демоны, которым они кланялись, - по необходимости, сказав: яко вся покорена суть, присовокупил: яве, яко разве Покоршаго Ему вся , и еще прибавил, что и Сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая . Ибо не только не покорит Себе Отца, но и Сам примет подобающую Сыну покорность. Посему как божественный Апостол, предусматривая вред, какой мог произойти от эллинского баснословия, употребив слова уничижительные, присовокупил это для пользы коринфян, так и прекословящие пусть определят вид оной покорности. Конечно, если хотят они уразуметь истину, Христос оказал послушание ныне, вочеловечившись и соделав наше спасение. Посему как же покорится тогда? Ужели тогда только предаст Царство Богу и Отцу ? Если понимать это так, окажется, что Бог и Отец не имеет теперь Царства. Столько несообразности в утверждаемом противниками. Но Христос усвояет Себе и принадлежащее нам, потому что мы называемся Его телом, а Он именуется нашею Главою. Той грехи (недуги ) наша прият, и болезни понесе (Мф.8:17). Так и словами псалма говорит Христос: Боже, Боже Мой: вонми Ми, вскую оставил Мя еси? Далече от спасения Моего словеса грехопадений Моих (Пс.21:2); тогда как греха не сотвори, ни обретеся лесть во устех Его (1Пет.2:22); но нашего рода устами делается Он, соделавшийся начатком нашего естества. Так усвояет Он Себе и нынешнее наше непослушание, и тогдашнюю покорность; и поелику, по избавлении от тления, покоримся мы, - говорится, что покорится Он. К сему разумению приводят нас следующие за тем слова. Ибо божественный Апостол, сказав: тогда Сам Сын покорится Покоршему Ему всяческая , присовокупил.

15:1 Начиная с этого стиха, Павел обращается к новой теме, чрезвычайно для него важной, - о чистоте и целостности благовестия, в центре которого - учение о воскресении. Он указывает, что под угрозой то самое учение, которое коринфяне изначально слышали и "приняли" от Павла.

15:2 если преподанное удерживаете. См. ком. к 9,27.

если только не тщетно уверовали. Отрицание воскресения Христова делает веру тщетной (ст. 14), поэтому здесь Павел предупреждает коринфян о значимости вопроса, который он собирается обсуждать.

15:3-4 В этих стихах содержится сущность не только проповеди Павла, но и всего учения ранней Церкви ("что и сам принял") об искупительной смерти Христа и о Его воскресении как исполнении обетований Ветхого Завета.

15:5-8 Троекратное повторение "явился" указывает на основную мысль Павла в этом отрывке: воскресение Христа из мертвых несомненно и даже поддается проверке. Большинство свидетелей явления воскресшего Господа "доныне в живых" (когда Павел писал послание), так что каждый мог проверить факты. Особенно многозначительна ссылка на явление "более нежели пятистам братии в одно время", так как она показывает, что явления не могут быть истолкованы как галлюцинации отдельных лиц.

15:7 Иаков. Сводный брат Иисуса, уверовавший в Него только после Его воскресения (Ин. 7,5; Деян. 12,17; 15,13; Гал. 1,19).

15:8 как некоему извергу. Букв.: "словно недоноску". Это самоуничижительное замечание, быть может, отражает отношение некоторых коринфян, которые были невысокого мнения о Павле (см. ком. к 2,1). Что именно имеет в виду Павел, поясняется выражением "после всех" и особенно следующим стихом, в котором он упоминает, что был гонителем Церкви. Явления воскресшего Господа прекратились, когда Павел еще был поглощен усилиями разгромить Церковь (Гал. 1,13.23; Флп. 3,6; 1 Тим. 1,13-16). Насколько нам известно, Павел - единственный из апостолов, кто не был при Иисусе во время Его земного служения, но кому, тем не менее, было даровано увидеть Его воскресшим и дано поручение стать апостолом и нести особое служение среди язычников (Деян. 9,3-5,15; Гал. 1,15.16). Выражения Павла убедительно указывают здесь, что апостольское служение было неповторимым, основополагающим даром Церкви (Еф. 2,20).

15:10 благодатию Божиею... благодать Его во мне. Откровенно признав сверхъестественность и незаслуженность пережитого им опыта, Павел далее подчеркивает, что нет никакого основания отвергать его проповедь. Где умножается грех, там преизобилует Божия действенная благодать (Рим. 5,20); где мы слабы, Божия благодать особенно являет Его силу (2 Кор. 12,9.10). Следует отметить, однако, что Божия благодать не должна служить оправданием бездеятельности. Напротив, она - сила и побуждение для добрых дел (Еф. 2,8-10), поэтому Павел и говорит, что он "более всех потрудился".

15:12 воскресения мертвых? Некоторые коринфяне, возможно не отрицая факта воскресения Христова, ставили под сомнение учение о всеобщем воскресении. Павел показывает, что воскресение Иисуса неотделимо от воскресения тех, кто верует в Него (ст. 20-23). Если последнее не истинно, не истинно и первое. Но даже косвенное отрицание воскресения Иисуса в теле разрушает смысл Евангелия.

15:14 то и проповедь наша тщетна... и вера ваша. Ср. ст. 17. Поучению Павла, истинность Христова учения неразрывно связана с исторической реальностью Христовой смерти и воскресения.

15:19 то мы несчастнее всех человеков. Хотя Павел не стал бы отрицать, что в самом глубоком смысле жизнь христиан лучше, возвышеннее, чем жизнь нехристиан, этот стих подчеркивает величие того, что Бог обещал верующим в жизни будущей.

15:20 первенец. Иной перевод: "начатою. Этот образ основан на требовании, чтобы израильтяне приносили первый сноп жатвы священнику (Лев. 23,10). Такое приношение указывало, что принесший признает: весь урожай принадлежит Богу. Поэтому Павел употребляет это выражение, чтобы указать, например, что принятие нами Духа есть гарантия нашего будущего искупления (Рим. 8,23; ср. "залог" в 2 Кор. 1,22; 5,5; Еф. 1,14). Суть в том, что воскресение Иисуса и воскресение верующих не являются отдельными, не связанными между собой событиями. Напротив, Иисус должен был первым восстать из мертвых (Деян. 26,23), и это событие делает возможным наше воскресение. Благодаря тому, что Он, представляя нас, воскрес, и мы были воскрешены духовно (Рим. 6,4; Еф. 2,6) и, несомненно, будем воскрешены и телесно.

15:21-22 В этих стихах кратко выражена одна из глубочайших истин - о нашей двойной солидарности: с первым человеком, Адамом, и с последним - Христом. Принадлежа человечеству, мы едины с Адамом в нашем теперешнем естественном бытии, во грехе и смерти; в силу нашей веры мы едины со Христом в нашем духовном бытии, праведности и жизни (ст. 45-49; Рим. 5,17-19).

15:24-28 Коринфяне должны понять, что воскресение - не отдельное несущественное событие, а неотъемлемая и важнейшая ступень Божиего державного правления историей. Искупление не полно, "доколе низложит всех врагов под ноги Свои" (ср. Пс. 109,1); а поскольку смерть - "последний враг", дело Христа не завершено, пока смерть не уничтожена совершенно. В ст. 27,28 цитата из Пс. 8,7 позволяет Павлу сказать, что в конечном итоге Сам Сын покорится Богу, что явно является другим способом выразить мысль ст. 24 ("когда Он передаст Царство Богу и Отцу"). Иными словами, Павел не имеет в виду, будто Сын чем-то ниже в Своем достоинстве и существе, но что в Своем мессианском деле Он Сам покоряется воле Отца. Вершина Христова мессианского служения - полная Его победа над врагами: "да будет Бог все во всем", когда Его абсолютное господство восторжествует над всеми.

15:29 крестящиеся для мертвых. На первый взгляд это утверждение означает, что некоторые из коринфян принимали крещение за других, уже умерших. Если действительно существовала такая практика, нам ничего об этом не известно, поскольку нет свидетельств ни в Библии, ни в других древних памятниках. Следует отметить, что этот стих - лишь первый в ряду риторических вопросов. Это явно не богословский довод как таковой, а попытка показать абсурдность поведения коринфян, в чем бы оно ни выражалось на практике. Возможно, этим доводом Павел доказывает логическую несостоятельность позиции своих оппонентов.

15:32 боролся со зверями. Вероятно, намек на его врагов в Ефесе (где писалось послание), которые хотели осудить его (ср. "львиные челюсти" в 2 Тим. 4,17). Павел ясно говорит, что только благодаря своей надежде на воскресение он претерпевает суровые испытания и преследования (см. ком. к ст. 19).

15:33 худые сообщества развращают добрые нравы. Взято из комедии греческого поэта Менандра (342-292 гг. до Р.Х.).

15:34 некоторые из вас не знают Бога. Вероятно, указание на членов церкви, которые хвалились своим знанием (см. ком. к 8,1), но отрицанием воскресения обнаружили невежество относительно дел Божиих.

15:35 в каком теле придут? В этом стихе Павел заранее опровергает то, что, по-видимому, было основным возражением некоторых коринфян против телесного воскресения. Вероятно, под влиянием языческой философии (дуализма), которая противополагала духовное физическому и доказывала, что первое - добро, а второе - зло, у этих христиан развилось презрение к человеческому телу. Они, похоже, считали тело по природе порочным и, как следствие, думали, что учение о воскресении подразумевает реанимацию теперешнего тела. Из последующего обсуждения ясно, какое значение Павел придает этому предмету. Он считает их позицию безрассудной и доказывает это (ст. 36-49).

15:36 если не умрет. Поскольку Бог - Творец мира, в некоторых отношениях природа - зеркало Божественного плана спасения (Ис. 55,10.11). В частности, Иисус употребил образ семени как образ духовной истины (Ин. 12,24). Здесь Павел пользуется тем же образом, но для иллюстрации разницы между тем, что сажают, и тем, что, в конечном итоге вырастает из семени (ст. 37). Такого же рода аналогии можно найти в диалоге Платона "Пир".

15:38 дает... каждому семени свое тело. Здесь апостол изменяет образность, чтобы в последующих стихах развить эту идею в отношении живых существ (ст. 39) и небесных тел (ст. 40,41).

15:42-43 Человеческое тело, умершее и погребенное, не во всем идентично телу, которое воскреснет. Апостол подчеркивает коренное преображение: от тленного уничижения и немощи - к нетленной славе и силе.

15:44 тело душевное... тело духовное. Это противопоставление чрезвычайно важно. Павел посвящает несколько стихов (ст. 45-49) разъяснению своей мысли. Апостол уже употреблял слова "душевный" и "духовный", чтобы провести различие между теми, кто не имеет Духа Святого, и теми, кто обладает Им (2,6.14 и ком.). Первые принадлежат нынешнему веку (1,20), последние - граждане небес (Флп. 3,20). Христиане уже получили Духа Святого, и они - "духовные", но они еще не получили свое "духовное тело" (т.е. тело, которое бы соответствовало духовной жизни). См. Рим. 8,22-25.

15:45 первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Павел проясняет свою мысль, развивая цитатой из Быт. 2,7 противопоставление между первым и последним человеком (ст. 21, 22 и ком.). От слова "душа" (греч.: "психе") происходит слово "душевный" ("психикос", ст. 44); в то время как от слова "дух" (греч.: "пневма") - "духовный" ("пневматикос"). Во исполнение Своего мессианского дела Иисус стал "духом животворящим" в момент Своего воскресения. Т.е. Он принял Свое духовное, или прославленное, тело и стал неразлучен со Святым Духом в Своих действиях и бытии (не теряя, разумеется, Своей собственной Личности Сына). См. Рим. 8,9-11; 2 Кор. 3,6.17.18.

15:48 перстный... небесный. Здесь последнее и наиболее ясное сопоставление, указывающее, что ст. 42-44 относились к различию между земным человеческим телом и небесным. Различие, в первую очередь, относится не к месту, а ко времени (т.е. настоящий лукавый век противопоставлен будущему совершенному веку). Верующие уже могут пользоваться некоторыми благословениями будущего века (см. ком. к 10,11), но все еще ожидают полноты его.

15:50 плоть и кровь. Т.е. физическое тело.

15:51 тайну. См. ком. к 2,7.

не все мы умрем. Павел признает, что одно поколение христиан не умрет, будет живо ко времени Второго пришествия Христа. Хотя эти христиане не восстанут из мертвых, они тоже будут изменены и получат нетленное, бессмертное тело (1 Фес. 4,13-18).

15:54-57 Эти стихи - одно из самых выразительных и ярких мест Писания. Парафразами из Исаии и Осии (основанными на греческом переводе ВЗ, Септуагинте) Павел, ссылаясь на свои прежние доводы (ст. 24-28), решительно доказывает окончательное упразднение смерти воскресением. Далее он говорит, что это событие ознаменует также упразднение "греха" и "закона". В написанном позднее Послании к Римлянам Павел подробно объяснит, каким образом через яд греха смерть перешла во всех (Рим. 5,12) и как закон, сам по себе святой, становится средством к познанию греха (Рим. 7,7-12).

ГЛАВА 15
1. Теперь, братья, я должен напомнить вам о Доброй Вести, которую я провозгласил вам, которую вы приняли, и в которой вы утвердились,
2. которой вы спасаетесь, если только твёрдо держитесь того, что я возвестил вам. Если же нет, тогда ваша вера была напрасна.
Стихи 1-2. Теперь, братья, я должен напомнить вам о Доброй Вести. Шауль с самого начала соотносит вопрос о воскресении с сутью Евангелия (о котором в последний раз упоминалось в 14:36), поскольку вера в воскресение является его неотъемлемым компонентом, а не второстепенным вопросом (ст. 3-34). Только напомнив коринфянам, насколько важным является воскресение, он начинает рассуждать о том, почему некоторым так трудно поверить этому, трудно представить, как такое вообще возможно (ст. 35-58).

Каким образом Евангелие спасает человека? Здесь Шауль коротко указывает на этапы этого процесса. Сначала оно провозглашается, затем его принимают, и в процессе дальнейшего обучения оно становится внутренней убеждённостью, так что человек держится за него и делает основанием своей жизни. Таким образом, продолжая верить Евангелию, человек спасается (как в Рим. 10:9-10 и ком.), при условии, что он не прекращает твёрдо держаться за провозглашённую весть и не принимает «иную, так называемую "добрую весть", которая не Добрая Весть вовсе!» (Гал. 1:6-7). В последнем случае вера человека была напрасна (ср. Лук. 8:13). 

3. Ибо я, в первую очередь, передал вам то, что сам принял, а именно что Мессия умер за наши грехи, в соответствии с тем, что сказано в Танахе;
4. и был погребён; и на третий день воскрес, в соответствии с тем, что говорится в Танахе,
Стихи 3-4. Суть всего Евангелия выражена в этих двух стихах, как мы это позже увидим, но ключевым моментом, который евреи должны уяснить, а мессианские евреи неизменно подчёркивать, является то, что Евангелие соответствует тому, что сказано в Танахе (Шауль делает на этом особое ударение, повторив фразу дважды). Это означает, что в еврейских Писаниях содержатся упоминания или пророчества об основных положениях Доброй Вести, изложенных в Новом Договоре с Израилем.

Мессия умер за наши грехи. Во-первых, из-за своих грехов мы виновны в глазах Бога. «Ваши грехи произвели разделение между вами и Богом вашим» (Исайя 59:2). Во-вторых, наказанием за грех является смерть грешащего (Бытие 2:17; ср. Рим. 6:23). В-третьих, только смерть безгрешного существа может искупить грех. По этой причине, начиная с Книги Бытия 3:21, начали умирать животные, а в Книге Бытия 4:3-5 они начали приноситься в жертву. Позже была установлена система жертвоприношения животных в Скинии (Шатре) и в Храме.

Тем не менее, как это объясняется в письме Мессианским евреям 9-10 и ком., жертвоприношения животных были эффективны только в течение определённого времени. Для того чтобы искупить грех человечества, требовалась смерть человека. Но смерть грешника не смогла бы устранить проблему, это была основная причина, по которой Аврааму было сказано не приносить в жертву его сына Исаака (Бытие 22:11-14); смерть Исаака ни к чему бы не привела, так как он грешил, как и все мы. Однако в Книге Исайи (52:13-53:8) была предсказана смерть безгрешного Мессии за наши грехи. Мессия умер за наши грехи, в соответствии с тем, что сказано в Танахе, как учил сам Йешуа (Лук. 24:25-27 и ком.; см. Введение к ЕНЗ, раздел, где приведён список пророчеств Танаха).

И был погребён, как это было предсказано в Книге Исайи 53:9. Почему этот факт является существенным компонентом Евангелия? Потому что он указывает на то, что Йешуа действительно умер, и для того, чтобы ему жить снова, требовалось воскресение. Он не был неким духовным существом, только казавшимся человеком (как утверждает ересь доцетизма, см. об этом Йн. 19:34 и ком., 1 Йн. 4:2 и ком.).

Воскрес, в соответствии с тем, что говорится в Танахе, во всех трёх его основных разделах: в Торе (Левит 23:9-15, см. ком. к ст. 20), Пророках (Исайя 53:10-12) и Писаниях (Псалом 15:9-11, процитирован в Деят. 2:25-32 и 13:35-37); всё это следует понимать как относящееся к воскресению Мессии. Но разве в Танахе есть учение о всеобщем воскресении? Да - возможно, в Книге Иова 19:25-27, несомненно, в Книге Исайи 26:19: «Оживут мёртвые Твои [мертвые Бога], восстанут мёртвые тела », и совершенно точно в Книге Даниила 12:2: «И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной (что соответствует Книге Исайи 26:14), другие на вечное поругание » (Синод. пер). Об этом двойном воскресении учит Йешуа (Йн. 5:29 и ком.); оно подробно описывается в Отк, 20:1-15 и ком. Книга Исайи 66:24, процитированная Йешуа в Map. 9:44, также, по общему мнению, говорит о воскресении.

На третий день. См. 4 Царств 20:8 (где царь Езекия исцелился от болезни, чтобы пойти на третий день в Храм), Книгу Осии 6:2 («Оживит нас через два дня, в третий день воскресит нас, и мы будем жить пред лицом Его », в Талмуде стих упоминается в связи с Последним временем: Рош Гашана 31а и Сангедрин 97а), и Книгу Ионы 1:17, 2:10 (Йешуа назвал трёхдневное нахождение пророка в чреве рыбы «знамением Ионы»; Мат. 12:38-42 и ком., 16:4; Лук. 11:29-30 и ком.). Во всех четырёх Евангелиях рассказывается об этих трёх событиях: смерть Йешуа, его погребение и воскресение. 

5. и его видел Кефа, а затем Двенадцать;
Согласно Лук. 24:34, воскресшего Йешуа первым видел Кефа (Пётр), которого коринфяне знали лично (1:12, 9:5), к его словам они отнеслись бы с уважением.

Затем его видели Двенадцать (Мат. 28:16-20, Лук. 24:33-51, Йн 20:19-29, Деят. 1:3-9). Полсловом «Двенадцать» подразумевается круг наиболее близких к Йешуа талмидим (Мат. 10:1-5, Map. 3:13-19, Лук. 6:12-16); термин подразумевает группу как органичное целое, а потому употреблялся и тогда, когда учеников осталось всего одиннадцать (после того, как Йегуда из Криота повесился, Мат. 27:5; также Деят. 1:13, 23-26), или когда один из них отсутствовал (Йн. 20:24). Свидетельство о том, что Йешуа видели Двенадцать, ещё более весомое, чем слова Кефы. 

6. а впоследствии его одновременно видели более пятисот братьев, большинство из которых ещё живы, хотя некоторые уже мертвы.
С того момента, как произошло это событие, прошло около 20-25 лет. Свидетельство ст. 5 весомое, но поскольку кто-нибудь мог предположить, что двенадцать человек сговорились распространять ложь (как это сделали некоторые, Мат. 28:12-15), Шауль приводит далее наиболее убедительное доказательство истинности Евангелия, какое только можно найти в Новом Завете, свидетельство, которому верит даже ортодоксальный еврейский ученый Пинхас Лапид (о чем он заявил на бумаге). Лапид верит, что Йешуа на самом деле воскрес, но не верит, что он Мессия; см. его книгу «Воскресение Иисуса: еврейская точка зрения»; также см. Деят. 10:40-41 и ком.)

Некоторые полагают, что явление воскресшего Йешуа пятистам братьям описано в Мат. 28:16-20, по мнению других, Шауль упоминает событие, не описанное больше нигде с Новом Завете. В любом случае Шауль бросает коринфянам следующий вызов: «Если вы всё ещё сомневаетесь, то как минимум 250 человек, видевшие воскресшего Йешуа, ещё живы, они могут подтвердить это из первых уст; вы можете лично поговорить со столькими из них, сколько нужно вам для того, чтобы убедиться в этом». Совершенно неправдоподобно, что Шауль мог предложить возможность лично всё проверить, если бы это было невозможно в действительности. Он бы не написал скептически настроенным читателям, что есть сотни свидетелей, если бы их на самом деле не было. Подобно этому, невозможно, чтобы 500 человек сговорились увековечить подобную ложь, отличную от того, что произошло на самом деле, или до такой степени заблуждаться, чтобы не растеряться при детальном расспросе скептика.

По этим причинам воскресение Йешуа должно признаться объективным фактом истории, а не причудой «веры». Это лучшее рациональное объяснение существованию во времена Шауля сотен людей, которые, по абсолютному убеждению Шауля, подтвердили бы, что Йешуа действительно воскрес из мёртвых. Не требуется никакого особого «скачка веры», чтобы поверить этому. Всё, что нужно, - это маленький шаг признания того, что воскресение Йешуа характеризует его как обещанного Танахам Мессию, достойного вечной благодарности Спасителя и достойного нашей верности Господа. Без этого маленького шага не может быть никакой веры Нового Договора (ст. 12-19). 

7. Потом его видел Яаков, затем все посланники;
Явление Йешуа Яакову (Иакову), матерью которого была мать Йешуа. Имя Мирьям (Мат. 13:55-56, Map. 6:3, Гал. 1:19), больше в Новом Завете нигде не упомянуто, но о нём сообщается в одном из апокрифов в Евангелии от евреев (фрагмент 7). Яаков не был последователем Йешуа до его казни (Map. 3:21,31-35; Йн. 7:5), однако после того, как он уверовал (Деят. 1:14, 12:17 и ком.), он стал руководителем мессианской общины Иерусалима (Деят. 15:13, Гал. 2:9, 12) и написал одну из книг Нового Завета (Яак. 1:1).

Все посланники. Ведутся споры о том, означает ли эта фраза, что их было больше двенадцати, или что Яаков и Шауль не должны считаться посланниками; см. ком. к Рим. 16:7 и к Еф. 4:11. 

8. последним же видел его я, хотя я и родился не вовремя.
Стихи 5-8. Рационалисту, скептически относящемуся к воскресению Йешуа, необходимы неопровержимые доказательства того, что Йешуа в самом деле исполнил это пророческое описание Мессии, содержащееся в Танахе. Приводя подобные доказательства, Шауль рассуждает на очень древнюю философскую тему, касающуюся религии; может ли суть веры быть «доказана»? Его ответ - это нечто среднее между средневековыми богословскими «доказательствами бытия Бога» и экзистенциалистским «скачком веры». Он не утверждает, что вера не должна основываться на фактах, но всё-таки пытается сделать необходимый «скачок» маленьким «шагом», который не противоречит рациональному и объективному, а скорее, логически вытекает и основывается на них. В этих четырёх стихах Шауль как бы предлагает читателям предложить лучшее объяснение существующему феномену, чем то, согласно которому Йешуа является обещанным Мессией, воскресшим из мёртвых. См. Деят. 26:8 и ком. 

9. Ибо я наименьший из всех посланников, недостойный называться посланником, поскольку преследовал Божью Мессианскую Общину.
Стихи 8-9. Видел его я, Шауль (9:1), не при его первом появлении (Деят. 9:4, 22:7, 26:14), а при более позднем (Деят. 22:18 и 23:11, исполнение Деят. 22:14).

Хоти я и родился не вовремя, то есть слишком поздно, после того, как Йешуа жил на земле, умер, воскрес и ушёл на небеса. Тот факт, что Шауль преследовал Мессианскую Общину (Деят. 8:3, 9:1-2; Гал. 1:13,23; Фил. 3:6; 1 Тим. 1:12-15), всё ещё влияет на его мнение о себе. Могло ли что-то меньшее, чем истинная встреча с воскресшим Господом, превратить главного противника Йешуа в его наиболее ревностного защитника? 

10. Однако по благоволению Бога, я тот, кто я есть, и Его благоволение ко мне не было напрасным; напротив, я трудился больше, нежели все они, впрочем, не я, а Божье благоволение ко мне.
11. Как бы то ни было, я или они, именно это мы провозглашаем, и именно этому вы поверили.
12. Если уже было провозглашено, что Мессия воскрес из мёртвых, как же некоторые из вас говорят, что никакого воскресения не существует?
13. Если не существует воскресения мёртвых, тогда Мессия не воскрес;
14. а если Мессия не воскрес, тогда то, что мы провозглашаем, напрасно; и ваша вера также напрасна;
15. более того, оказывается, что мы лжесвидетельствуем о Боге, так как свидетельствуем, что Бог воскресил Мессию, которого Он не воскрешал, если верно то, что нет воскресения мёртвых.
16. Ибо, если мёртвые не воскресают, тогда Мессия также не воскрес;
17. а если Мессия не воскрес, ваша вера бесполезна, и вы по-прежнему в своих грехах.
18. Кроме того, если так всё обстоит, то умершие в союзе с Мессией, погибли.
Хотя Евангелие сейчас имеет преимущества (Map. 10:30, 1 Тим. 4:8), было бы глупо отказываться от всего, что есть в мире, чтобы приобрести Мессию (Лук. 9:23-25, Фил. 3:8) и получить вознаграждение в олам габа (4:4, 9:25; Map. 10:30), если бы не было воскресения. 

19. Если только в этой жизни мы надеемся на Мессию, то мы достойны большего сожаления, чем кто бы то ни было.
Шауль, вероятно, написал это письмо в период между Песахом (5:6-8) и Шавуотом (16:8), во время приношения первых плодов в Храме (Левит 23:9-15). Поскольку нам известно, что Шауль видит в событиях и предписаниях Танаха прообразы, примеры и предостережения, указывающие на то, что Бог совершит в истории позже (9:9-10; 10:1-11; Гал. 4:21-5:1), неудивительно, что он видит в воскресении Йешуа первый плод грядущего урожая (ст. 23; Йн. 14:3,19-20; Рим. 8:29).

Стихи 12-19. Есть в христианстве такие личности, которые ассоциируются с термином «демифологизация» (на ум приходит Рудольф Бультман). Они пытаются сформулировать веру Нового Завета таким образом, чтобы не признавать воскресение Йешуа историческим фактом, но считать его «субъективной истиной», что бы это ни значило, - может быть, «истиной в рамках моей собственной веры, так что я могу вести себя так, словно это истина, хотя на самом деле всего этого не было». Такой подход является попыткой противостоять критике наивного эмпиризма XIX-XX вв. (скорее, это означает сдаться на милость победителя в надежде спасти хоть что-нибудь из Евангелия), но трудно понять, каким образом подобные попытки могут выдержать напор столь недвусмысленных заявлений и железной логики этих стихов.

Об опровержении предположения о том, что «Дамасское откровение» Шауля было просто стечением обстоятельств и недоразумений, см. ком. к Деят. 26:13-18. 

20. Истина же в том, что Мессия действительно воскрес из мёртвых, словно первый плод из умерших.
21. Ибо, поскольку смерть пришла посредством человека так же и воскресение мёртвых пришло посредством человека,
22. так же, как, благодаря Адаму, все умирают, благодаря Мессии, все оживут.
Стихи 21-22. Похожую параллель между Адамом и Йешуа можно найти в Послании к Римлянам 5:12-21 и ком. Сравнение продолжено в этой главе в стихах 45-49. 

23. Но каждый в своём порядке: первый плод - Мессия; затем те, кто принадлежат Мессии, во время его прихода;
24. затем кульминация, когда он передаст Царство Богу Отцу, после того, как упразднит всякое правление, всякую власть и силу.
Затем кульминация (греч. телос ; см. ком. к Рим. 10:4), которая наступит после возвращения Йешуа, так как употреблено слово «затем».

Всякое правление... власть и силу в духовной сфере, которые не от Бога: ср. 2 Кор. 10:3-4, Еф. 6:12. 

25. Ибо он должен править, пока не повергнет всех своих врагов под ноги свои.
Пока не повергнет всех своих врагов под ноги свои. Это объединение двух текстов в один. Первый - Псалом 109:1 («пока Я не положу твоих врагов в подножие ног твоих »), второй процитированный в ст. 27 и прокомментированный в Me. 2:5-18. 

26. Последний же враг, который будет уничтожен, - смерть,
Смерть, последний враг, см. стихи 50-57. 

27. поскольку "Он всё покорил под ноги его". Когда говорится, что "всё" покорено ему, ясно, что всё, кроме Бога, который и есть Тот, Кто покорил всё Мессии.
28. Когда же всё будет покорено Сыну, тогда он подчинит себя Богу, покорившего всё ему, так что Бог станет всем во всех.
Стихи 27-28. Эти стихи описывают особенности того периода, о котором Танах говорит в Книге Захарии 14:9 Адонай будет царствовать над всей землей; в тот день Адонай будет Один и имя его Одно и в Книге Даниила 7:14 Владычество его - владычество вечное, которое не прейдёт ; относится к Мессии. В своих книгах консервативный христианский ученый Джордж Лэдд противопоставляет наступление Божьего Царства во время первого прихода Йешуа две тысячи лет назад с грядущей полнотой или осуществлением, когда Бог станет всем во всех (Синод. пер.: «всё во всём»). Используя различную терминологию и делая различные ударения, ортодоксальный еврей Пинхас Лапид и христианский учёный Юрген Мольтманн, в принципе, имеют в виду одно и то же, называя нынешнюю эру препарацио мессианика («Еврейский монотеизм и христианская доктрина Троицы» (Philadelphia: Fortress, 1981. p. 80-81)). В конце истории вечное правление Мессии, в котором примет участие Мессианская Община, должно слиться воедино с правлением Бога Отца. Всё это, как показывает Шауль, было бы невозможно, не будь воскресения. 

29. Если это не так, тогда чего достигнут те люди, которые принимают погружение от имени умерших? Если умершие не воскресают, зачем люди принимают за них погружение?
Смысл данного стиха не совсем ясен, поэтому он вызывает немалые споры. Если это какой-то новый обряд, то здесь это единственное упоминание в Новом Завете о подобном обряде. 

30. В сущности, для чего мы сами ежечасно подвергаем себя опасности?
31. Братья, пользуясь своим правом гордиться, которое даёт мне Мессия Йешуа, наш Господь, я со всей серьёзностью говорю вам, что каждый день я умираю.
32. Если моя борьба в Эфесе с "дикими зверями" велась исключительно из человеческих соображений, то какая мне в этом польза? Если умершие не воскресают, мы можем жить, согласно поговорке: "Давайте есть и пить, ведь завтра мы умрём!"
С «дикими зверями». Возможно, это образное выражение, обозначающее непримиримых противников, как в Деят. 19:23-41, либо имеется в виду буквальный смысл, как сообщается в апокрифе «Деяния Павла», написанном приблизительно в середине второго века. 

33. Не обманывайтесь. "Дурные сообщества развращают добрые нравы".
34. Придите в себя! Живите праведно и перестаньте грешить! К стыду вашему говорю: некоторым из вас недостаёт знания Бога.
Стихи 29-34. Несколько практических доказательств реальности воскресения продолжают тему, поднятую в ст. 19.

Стихи 33-34. Цитата приведена из комедии Менандра «Таис». Возможно, во времена Шауля это была популярная греческая пословица. Очевидно, вольнодумцы (6:12) и гностики (8:1) также входили в число людей, не верящих в воскресение. Несмотря на то, что гностики стремятся к знанию, им недостает знания Бога. 

35. Однако кто-нибудь спросит: "Каким образом воскреснут умершие? Какое тело у них будет?"
36. Глупцы! Если вы посеете семя, то прежде чем оно оживёт, оно должно умереть.
Стихи 35-36. Назвать кого-либо глупцом, не опасаясь последствий, можно в том случае, если этот кто-либо - личность воображаемая. Так строились греческие диатрибы. Йешуа в Йн. 12:24 использует такую же аналогию с семенами.
В Талмуде есть следующий отрывок:
"Самаритянский Патриарх спросил у раби Меира: «Я знаю, что мёртвые однажды воскреснут... но когда они оживут, то будут нагими или одетыми?» Тот ответил: «Ты можешь увидеть ответ в доказательстве каль вэхомер [ком. к Мат. 6:30], основанном на пшеничном зерне: если пшеничное зерно, погребённое нагим, пускает побег, одетый во множество одежд, то тем более праведники, погребённые в одежде!»" (Сангедрин 906)
Под «одеждой» имеются в виду праведные дела (Исайя 61:10, Отк. 19:8). 

37. Кроме того, то, что ты сеешь, - это не тело, которое будет после, а голое семя, скажем, пшеницы, или какое-то другое;
38. но Бог даёт ему тело, которое приготовил для него; и каждому виду семян Бог даёт определённое тело.
39. Не вся живая материя одинакова, но у людей она одного рода, иного рода у животных, иного рода у птиц и иного рода у рыб.
40. Далее, существуют небесные тела и земные тела, но небесные тела имеют свою красоту, а земные тела обладают красотой иного рода.
41. У солнца своя красота, иная красота у луны, совсем другая - у звёзд; по сути, каждая звезда обладает своей собственной, неповторимой красотой.
42. Так же и с воскресением мёртвых. Когда тело "сеется", оно разлагается; воскреснув, оно уже не подвержено разложению.
43. Оно сеется в уничижении, но, воскреснув, будет прекрасно. Оно сеется слабым, но, воскреснув, будет сильным.
44. Оно сеется как обычное человеческое тело, а, воскреснув, станет телом, руководимым Духом. Если есть обычное человеческое тело, то есть и тело, руководимое Духом.
45. По сути, так говорит Танах: первый человек, Адам, стал живым человеком; а последний "Адам" стал Духом, дающим жизнь.
Адам «стал живым существом» (или «душою живою») после того, как Бог «вдохнул в его ноздри дыхание жизни»; слово «дыхание» - это руах , которое может также означать «дух» и даже «Дух». Таким образом, жизнь человека зависела от Бога, вот почему Бог мог сделать смерть наказанием за грех (Бытие 2:17); последний «Адам» (см. стихи 21-22 выше) стал Духом, дающим жизнь, ибо в нём есть жизнь (Йн. 1:4,5:26, 10:17-18). 

46. Тем не менее, заметьте, что первым было не тело от Духа, а обычное человеческое тело, а после - то, которое от Духа.
47. Первый человек из земли, создан из праха; второй человек - с небес.
48. Рождённые от праха подобны тому, кто был создан из праха, а рождённые от небес подобны тому, кто с небес;
49. и, подобно тому, как мы носили образ человека из праха, так же мы будем носить образ человека с небес.
Стихи 35-49. Доказав необходимость воскресения, Шауль может перейти к обсуждению практических вопросов, волнующих его читателей. 

50. Позвольте, братья, сказать вам следующее: плоть и кровь не имеют доли в Божьем Царстве, а то, что подвержено тлению, не может иметь доли в том, что нетленно.
51. Открою вам тайну - не все из нас умрут! Но все мы изменимся!
Тайну, греческое мюстерион , «истина, сокрытая прежде, но открытая сейчас» (см. ком. к Рим. 11:25). Ср. 1 Фес. 4:13-18 со стихами 51-57.

Не все из нас умрут! Но все мы изменимся. Для верующего человека смерть не является чем-то ужасным. Скорее, это «приобретение», потому что он идёт к Мессии (Фил. 1:21,23). Тем не менее, те верующие, которые будут жить в то время, когда Йешуа возвратится, вообще не познают смерти. 

52. Это произойдёт очень быстро, в одно мгновение, во время последнего шофара . Ибо протрубит шофар , и мёртвые воскреснут для вечной жизни, и мы также изменимся.
Шофара, «бараний рог» на иврите. Во время праздника Рош ГаШана (еврейский Новый Год) в него трубят сто раз. В иудаизме шофар имеет множество символов, в том числе сотворение мира Богом, Его правление, Его откровение на Синае, пророческое предостережение, покаяние, бдительность, сражение, принесение Авраамом в жертву Исаака (и то, как это связано с Божьей милостью), воссоединение Божьего народа в изгнании, окончательный суд и воскресение (см. ком. к Мат. 24:31). Также см. 1 Фес. 4:16 и ком., Отк. 8:2 и ком.

Согласно «Алфавитному Мидрашу раби Акивы», семь шофаров провозглашают последовательные этапы процесса воскресения, при этом в качестве подтверждающего текста приводится Книга Захарии 9:14: «И Адонай Господь протрубит в шофар ».

В 3 книге Ездры, еврейской книге, написанной около 120 г. н.э. можно обнаружить следующую картину Последних времён (ср. Матитьягу 24):
"Когда век преходящий будет скреплён печатью, тогда откроются книги перед небесным сводом, и все вместе увидят... и шофар прозвучит, и услышав его звук, все люди будут охвачены внезапным страхом. В то время друзья будут воевать с друзьями, как враги, земля и все живущие на ней будут объяты страхом, и бьющие источники застынут и три часа не будут течь. Тот, кто останется жив после всего того, что Я предсказал вам, спасётся и увидит Моё спасение и конец Моего мира. Появятся те люди, которые были взяты, не познав смерти от своего рождения. Тогда сердце живущих на земле людей изменится и обратится к другому духу. (3 Ездры 6:20,23-26) 

53. Ибо материя, подверженная тлению, должна облечься в нетленность, а смертная материя должна облечься в бессмертие.
54. Когда тленное облечётся в нетление, а смертное - в бессмертие, тогда исполнится отрывок Танаха: "Смерть будет покорена навеки ."
55. "Смерть, где твоя победа? Смерть, где жало твоё?"
56. Жало смерти - это грех; а грех черпает свою силу в Торе;
Этот стих подводит итог всему тому, о чем подробно излагается в Послании к Римлянам, особенно в Рим. 3:19-31, 5:12-21, 7:1-25. 

57. но, благодаря Богу, Который дарует нам победу через нашего Господа Мессию Йешуа!
Ср. Рим. 7:24-25. 

58. Итак, мои дорогие братья, будьте тверды и непоколебимы, всегда исполняя труд Господа настолько усердно, насколько вы только можете, зная, что, будучи в союзе с Господом, ваши усилия не были напрасны.
Стихи 1-58. Если глава 13 - это знаменитая новозаветная «глава о любви», то глава 15 - знаменитая «глава о воскресении». Причиной написания подобной главы стало то, что некоторые коринфяне отрицали физическое воскресение мёртвых (ст. 12). Они выражали распространённое в греческой культуре мнение.

Афиняне также стали высмеивать Шауля, когда тот заговорил о воскресении Йешуа (Деят. 17:31-32), что произошло как раз перед его первым посещением Коринфа. Под влиянием восточной философии многие люди считали физическое тело порочным, неполноценным, не заслуживающим вечной жизни (ком. к Рим. 7:5). Бессмертие души - да, но не воскресение тела, и подобная точка зрения господствует и в наши дни (о перевоплощении душ см. Me. 9:27 и ком.). (Еврейская секта саддукеев также отрицала воскресение: см. Мат: 3:7 и ком.; Деят. 23:8.) 



Поделиться