Интересные истории из жизни фаины раневской. ​Случай из жизни Фаины Раневской

Фаину Георгиевну Раневскую называют одной из величайших актрис XX века и королевой эпизода. Но для многих она - автор цитат и афоризмов, которые плотно вошли в нашу жизнь и стали по-настоящему народными.
27 августа исполняется 121 год со дня рождения этой удивительной актрисы и женщины.
«ВЕСНА», 1947 ГОД
Фуфа Великолепная
Будущая звезда родилась в еврейской семье. Ее настоящее имя - Фанни Гиршевна Фельдман. Друзья ее называли одновременно ласково и почтительно – Фуфа Великолепная. Что интересно - сама она иногда путалась в своих отчествах. В документах ее записывали, как Григорьевна, а представлялась она - Георгиевной. Однажды она пошутила по этому поводу, что Григорий – это Отрепьев, а Георгий – Победоносец.
После революции родители Фанни, сестра и братья покинули Россию. Фая осталась одна и пыталась заработать на проживание актерским трудом. Но получалось у нее плохо. И мама, втайне от отца, посылала ей деньги.
Как-то артистка вместе со знакомым отправилась в банк, чтобы получить родительский перевод. И когда они вышли из учреждения, порыв ветра вырвал из рук девушки все деньги. Она со вздохом заметила: «Как красиво летят». А спутник тут же воскликнул, что своим поведением Фуфа ему напоминает Раневскую – помещицу из «Вишневого сада», которая ничего не могла удержать в руках, Когда актриса подбирала себе псевдоним, то она вспомнила это сравнение и взяла фамилию чеховской героини.

РАНЕВСКАЯ СТЕСНЯЛАСЬ СВОЕЙ ВНЕШНОСТИ. ХОТЯ В МОЛОДОСТИ БЫЛА КРАСИВА.
Небогатый нефтезаводчик
Отец Фаины был в Таганроге уважаемым и известным человеком. Когда родилась Фая, в семье уже было четверо детей – три сына и дочь. Отец владел фабрикой сухих и масляных красок, имел во владении несколько домов, магазин строительных материалов, а так же пароход «Святой Николай». Кроме этого, он был старостой синагоги и основателем приюта для пожилых евреев.
Уже при советской власти, когда с работников при найме требовали написать свою автобиографию, Раневская с трудом выводила: «Мой отец – небогатый нефтезаводчик…».
Святое искусство Фаина с детства заикалась и была очень стеснительной. Как она решилась стать актрисой – непонятно. Когда она попыталась сдать экзамены в нескольких театральных школах, заикаясь от волнения, то ей говорили, что актрисой ей не быть никогда, это профессиональная непригодность. И тогда 19-летняя девушка пошла учиться в частную школу, а деньги зарабатывала в массовке цирка.
Интересно, что заикалась Раневская всю жизнь, но на сцене – никогда. Говорят, что у нее был крайне сложный характер, и она тяжело сходилась с людьми. Но еще больше ее не любили за яркий талант, всячески отравляя ей жизнь. Поэтому она сменила за свою карьеру с десяток театров. Как-то у актрисы поинтересовались, зачем она переходит из театра в театр. На что Фаина Георгиевна ответила: «Я искала святое искусство». На вопрос нашла ли она его и где, сказала: «Да. В Третьяковской галерее».


«ПОДКИДЫШ», 1939 ГОД
«Муля, не нервируй меня!»
В кино Раневская начала сниматься в 38 лет. Ее первой работой стал фильм «Пышка» Михаила Ромма, вышедший на экраны в 1934 году. Но славу ей принесла комедия «Подкидыш». До сих пор ведутся споры, кто именно придумал вошедшую в историю фразу: «Муля, не нервируй меня» - Агния Барто, автор сценария; Рина Зеленая, соавтор сценария; или сама Раневская. Фаина Георгиевна ненавидела эту фразу, сопровождавшую ее всю жизнь. При встрече люди постоянно кричали ей про Мулю. Существует такая легенда: Леонид Ильич Брежнев лично награждал актрису в 1976 году орденом Ленина. И когда она подошла к нему на сцене, генсек не удержался и пошутил про нервировавшего всех Мулю. Фаина Георгиевна сделала ему замечание, что так к ней обращаются или мальчишки, или хулиганы. Говорят, Брежнев сильно смутился, извинился и признался, что обожает ее как актрису.


«ЗОЛУШКА», 1947 ГОД
Спасительница
В начале 60-х годов в театр имени Пушкина, в котором на тот момент служила Раневская, пришел молодой артист Владимир Высоцкий. Фаина Георгиевна обожала его и, как могла, опекала. Говорят, когда Высоцкий однажды ушел в запой на несколько недель и все это время не появлялся в театре, только Раневская смогла переубедить начальство не увольнять молодого актера.
Про любовь и еду
Мало кто знает, но Раневская была вегетарианкой. При этом она никогда не осуждала любителей мяса и уж тем более не фыркала, когда при ней ели что-то мясное. «Я не могу есть мясо. Оно ходило, любило, смотрело… Может быть, я психопатка? Нет, я себя считаю нормальной психопаткой. Но не могу есть мяса. Мясо я держу для людей» - любила говорить Раневская.
Избалованный Мальчик
Фаина Георгиевна была очень одиноким человеком. Долгое время она жила у своей подруги, актрисы Павлы Вульф. Ее внука она считала своим и возлагала на него большие надежды. Но к старости жить в чужом доме стало сложно, «приемный внук» занимался своей жизнью, и в 60 лет она осталась одна, причем практически без работы.
На надгробии актрисы установлена фигурка собаки по кличке Мальчик – этот пес стал для Раневской настоящей семьей. Фаина Георгиевна признавалась, что никто так не радовался ее приходу, как Мальчик. Это был беспородный пес, которого Раневская подобрала на улице, накормила, обогрела и подарила ему всю свою нерастраченную любовь. В ее доме он мог вытворять все что угодно. Имел странную фигуру: большой живот и лысеющий хвост. Пес обожал свою хозяйку. Когда артистка уходила в театр, он плакал и скулил. Иногда она даже приводила собаку с собой на репетиции. Из-за Мальчика Фаина Георгиевна отказывалась ложиться в больницу на обследование или съездить в санаторий. Когда гулять с любимцем сил у актрисы уже не было, то она наняла женщину. Мальчик пережил свою хозяйку на 6 лет. Его приютила приятельница Раневской и попыталась дать ему ту же любовь, что и Фаина Георгиевна.

Фаина Георгиевна Раневская родилась в семье весьма и весьма состоятельной. Как-то Раневская рассказывала Анне Ахматовой: "Однажды меня попросили написать автобиографию. Я начала так: "Я - дочь небогатого нефтепромышленника…"
  • Комсомолка с веслом

    Я социальная психопатка. Комсомолка с веслом.
    Вы мена можете пощупать в метро. Это я там стою, полусклонясь, в упальной шапочке и медных трусиках, в которые все октябрята стремятся залезть. Я работаю в метро скульптурой. Меня отполировало такое количество лап, что даже великая проститутка Нана могла бы мне позавидовать.
  • Как идет продажа?

    В свое время именно Эйзенштейн дал застенчивой, заикающейся дебютантке, только появившейся на "Мосфильме", совет, который оказал значительное влияние на ее жизнь.
    -- Фаина, -- сказал Эйзенштейн, -- ты погибнешь, если не научишься требовать к себе внимания, заставлять людей подчиняться твоей воле. Ты погибнешь, и актриса из тебя не получится!
    Вскоре Раневская продемонстрировала наставнику, что кое-чему научилась.
    Узнав, что ее не утвердили на роль в "Иване Грозном", она пришла в негодование и на чей-то вопрос о съемках этого фильма крикнула:
    -Лучше я буду продовать кожу с жопы, чем сниматься у Эйзенштейна!
    Автору "Броненосца" незамедлительно донесли, и он отбил из Алма-Аты восторженную телеграмму: "Как идет продажа?"
  • Судьба - шлюха

    О своей жизни Фаина Георгиевна говорила:
    -- Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга -- "Судьба -- шлюха".
  • Много у меня нет

    В юности, после революции, Раневская очень бедствовала и в трудный момент обратилась за помощью к одному из приятелей своего отца.
    Тот ей сказал:
    -- Дать дочери Фельдмана мало -- я не могу. А много--у меня уже нет...
  • Клоп на манишке

    Пристают, просят писать, писать о себе. Отказываю. Писать о себе плохо
    -- не хочется. Хорошо -- неприлично. Значит, надо молчать. К тому же я опять
    стала делать ошибки, а это постыдно. Это как клоп на манишке. Я знаю самое
    главное, я знаю, что надо отдавать, а не хватать. Так доживаю с этой
    отдачей. Воспоминания -- это богатство старости.
  • Несколько случаев

    Еще несколько шуточек от Фаины Раневской:
    1. Назойливая поклонница выпрашивает у Фаины Григорьевны номер ее телефона. На что та отвечает с изумлением в глазах: "Милая, вы что, с ума сошли? Ну откуда я знаю свой телефон? Я же сама себе никогда не звоню".
    2. "Присказка" Раневской, порожденная ее трениями на профессиональной почве с Юрием Завадским: "Вы знаете, что снится Завадскому?" - и тут же сама себе отвечает: "Ему снится, что он уже похоронен в Кремлевской стене".
    3. Раневская решила продать шубу. Открывает перед потенциальной покупательницей дверь шкафа - и вдруг оттуда вылетает здоровенная моль. Фаина Григорьевна провожает ее взглядом и внушительным тоном - с упреком - вопрошает: "Ну что, сволочь, нажралась?"
  • Вот лишали меня...

    Однажды на съемках ее постоянный гример то ли заболел, то ли просто не пришел - так или иначе, на месте его не оказалось. После солидного скандала, на кои, говорят, она была не меньший мастер, чем на все остальное, Раневская согласилась на замену - робкую, скромную, только что после института молоденькую девушку. Та и так была в полуобмороке от сознания того, С КЕМ ей предстоит работать, а этот скандал ее доконал окончательно. Очевидно, желая ее подбодрить, Раневская решила поговорить с ней о жизни. "Замужем?" - спросила она. "Нет..." - робко пискнула девушка. "Хорошо!" - одобрила Фаина Георгиевна. "Вот помню, когда в Одессе меня лишали невинности, я орала так, что сбежались городовые!"
  • Лучшие дня

  • Что такое сказка

    Раневская объясняет внуку, чем отличается сказка от были:
    - Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной. А быль - это когда наоборот.
  • Лучше бы не знать

    Раневская на вопрос, как она себя сегодня чувствует, ответила:
    - Отвратительные паспортные данные. Посмотрела в паспорт, увидела, в каком году я родилась, и только ахнула...
  • Только начинаешь жить..

    Раневская говорила:
    - Старость - это просто свинство. Я считаю, что это невежество Бога, когда он позволяет доживать до старости. Господи, уже все ушли, а я все живу. Бирма - и та умерла, а уж от нее я этого никак не ожидала. Страшно, когда тебе внутри восемнадцать, когда восхищаешься прекрасной музыкой, стихами, живописью, а тебе уже пора, ты ничего не успела, а только начинаешь жить!
  • Зачем же спрашивать?

    Как-то раз Раневскую остановил в Доме актера один поэт, занимающий руководящий пост в Союзе писателей.
    - Здравствуйте, Фаина Георгиевна! Как ваши дела?
    - Очень хорошо, что вы спросили. Хоть кому-то интересно, как я живу! Давайте отойдем в сторонку, и я вам с удовольствием обо всем расскажу.
    - Нет-нет, извините, но я спешу. Мне, знаете ли, надо еще на заседание...
    - Но вам же интересно, как я живу! Что же вы сразу убегаете, вы послушаете. Тем более, что я вас задержу на долго, минут сорок, не больше.
    Руководящий поэт начал спасаться бегством.
    - Зачем же тогда спрашивать, как я живу?! - кричала ему вслед Раневская.
  • Ужасно.

    - Или я старею и глупею, или нынешняя молодежь ни на что не похожа! - сетовала Раневская. - Раньше я просто не знала, как отвечать на их вопросы, а теперь даже не понимаю, о чем они спрашивают.
    В присутствии Раневской однажды зашел разговор о современной молодежи.
    - Вы правы, - заметила Фаина Георгиевна - сегодняшняя молодежь ужасная. Но еще ужаснее то, что мы не принадлежим к ней.
  • Хочешь ешь, хочешь...

    Фаина Раневская и Варвара Сошальская были заняты в спектакле "Правда хорошо, а счастье лучше". Раневской уже было за восемьдесят, а Сошальгкой к восьмидесяти.
    Однажды на репетиции Сошальская плохо себя чувствовала: в ночь перед репетицией не спала, подскочило давление... В общем, все ужасно. Раневская пошла в буфет, чтобы купить ей шоколадку или что-нибудь сладкое, дабы поднять подруге настроение. В буфете продавались здоровенные парниковые огурцы, в ту пору впервые среди зимы появившиеся в Москве.
    Фаина Георгиевна немедленно купила огурец невообразимых размеров, положила в карман передника - она играла служанку - и отправилась на сцену. В тот момент, когда нужно было подать что-то барыне Сошальской, - Раневская вытащила из кармана огурец:
    - Вавочка, посмотри, какой огурчик я тебе принесла...
    - Спасибо тебе, Фуфочка! - обрадовалась Сошальская.
    Уходя со сцены, Раневская очень хитро подмигнула и уточнила:
    - Вавочка, я дарю тебе этот огурчик. Хочешь - ешь его, хочешь - живи с ним...
    Пришлось режиссеру объявить перерыв, поскольку после этой фразы присутствующие просто полегли от хохота и репетировать уже никто не мог...
  • Закон Архимеда.

    Раневская, как и очень многие женщины, абсолютно не разбиралась в физике, и однажды вдруг заинтересовалась, почему железные корабли не тонут.
    - Как же это так? - допытывалась она у одной своей знакомой, инженера по профессии. - Железо ведь тяжелее воды, отчего же тогда корабли из железа не тонут?
    - Тут все очень просто, - ответила та. - Вы ведь учили физику в школе?
    - Не помню.
    - Ну, хорошо, был в древности такой ученый по имени Архимед. Он открыл закон, по которому на тело, погруженное в воду, действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной воды...
    - Не понимаю, - развела руками Фаина Георгиевна.
    - Ну вот, к примеру, вы садитесь в наполненную до краев ванну, что происходит? Вода вытесняется и льется на пол... Отчего она льется?
    - Оттого, что у меня большая ж...! - догадалась Раневская, начиная постигать закон Архимеда.
  • Все, или...

    Раневская, всю жизнь прожившая одна, говаривала:
    - Семья - это очень серьезно, семья человеку заменяет всё. Поэтому, прежде чем завести семью, необходимо как следует подумать, что для вас важнее: всё или семья.
  • Жаль пианино.

    Раневская со всеми своими домашними и огромным багажом приезжает на вокзал.
    - Жалко, что мы не захватили пианино, говорит Фаина Георгиевна.
    - Неостроумно, замечает кто-то из сопровождавших.
    - Действительно неостроумно, - вздыхает Раневская - Дело в том, что на пианино я оставила все билеты.
  • Редкое г...!

    Раневская познакомилась и подружилась с теткой режиссера Львовича, которая жила в Риге, но довольно часто приезжала в Москву. Тетку эту тоже звали Фаина, что невероятно умиляло Раневскую, которая считала свое имя достаточно редким. "Мы с вами две Феньки, - любила при встрече повторять Раневская. - Это два чрезвычайно редких и экзотических имени".
    Однажды сразу после выхода фильма "Осторожно, бабушка!" Фаина Раневская позвонила в Ригу своей тезке и спросила, видела ли та фильм?
    - Еще не видела, но сегодня же пойду и посмотрю!
    - Так-так, - сказала Раневская. - Я, собственно, зачем звоню... Звоню, чтобы предупредить - ни в коем случае не ходите, не тратьте деньги на билет, фильм - редкое г..!
  • Похоронные принадлежности

    Раневская наконец получила новую квартиру. Друзья перевезли ее нехитрое имущество, помогли расставить все по местам, а когда собрались уходить, Фаина Георгиевна вдруг заволновалась:
    - Боже мой, а где мои похоронные принадлежности?! Куда вы девали мои похоронные принадлежности? Не уходите, я же сама ни за что не найду, я же старая, могут понадобиться в любую минуту!
    Стали искать эти "похоронные принадлежности", не совсем понимая, что Раневская имеет в виду. И вдруг Фаина Георгиевна радостно закричала:
    - Да вот же они, слава Богу, нашла! И торжественно продемонстрировала всем коробочку со своими орденами и медалями.
  • Ну надо же!

    Раневская как-то сказала с грустью:
    - Ну надо же! Я дожила до такого ужасного времени, когда исчезли домработницы. И знаете почему? Все домработницы ушли в актрисы.
  • Биография человека состоит из моментов, случаев и событий. Биография Фаины Раневской - из ярких моментов, незаурядных случаев и интересных событий. Жизнь великой актрисы была наполнена множеством колоритных фактов, поэтому уместить их все в краткую биографию тяжело. Но мы попробуем, рассказав также несколько интересных случаев из жизни актрисы.

    Раневская родилась 27 августа 1896 года в Таганроге в еврейской семье. Помимо Фаины в семье было три сына и дочь. Сама же семья была богатой: отец Раневской владел фабрикой красок, несколькими домами, магазином стройматериалов и пароходом. Театром Раневская увлеклась с 14 лет, бывая на всех постановках в театре в родном Таганроге, а в 1915 году, увидев на сцене Московского Художественного театра пьесу "Вишневый сад" Антона Чехова, Фаина твердо решила стать актрисой. Отец этого решения не одобрил, но Раневская все равно переехала в Москву и устроилась в частную театральную школу, однако средств на оплату занятий не хватало и учебу пришлось оставить.

    Настоящая фамилия Раневской – Фельдман. В особенно трудный момент она обратилась за помощью к приятелю своего отца. Тот ей ответил: Дать дочери Фельдмана мало - я не могу, а много – у меня уже нет...

    Но Раневской все же удалось устроиться в подмосковный летний Малаховский театр. В этот период и родился ее псевдоним.

    Получив очередной денежный перевод от мамы, Фаина вышла из банка, но порыв ветра вырвал у нее из рук купюры и стал уносить. Она посмотрела на все это и сказала: "Грустно, жалко. Но как же красиво они улетают". Проходивший мимо мужчина остановился, проговорив: "Да вы прямо как Раневская из "Вишневого сада". Вот так вместо Фельдман появилась Раневская.

    В 1917 году вся семья Фельдманов эмигрировала за границу в Прагу, а Фаина осталась в России и переехала в Ростов-на-Дону. После Раневская играла во множестве театров в самых разных городах: Керчь, Феодосия, Кисловодск, Баку, Сталинград, Архангельск, Смоленск. Утвердиться на московской сцене актрисе удалось только в 1931 году - до войны Фаина Георгиевна работала в Камерном театре и в Центральном театре Красной Армии.

    В 19 лет Раневская поступила в провинциальную труппу и сразу же влюбилась в первого героя-любовника. Молодая актриса глаз с него не спускала, старалась все время находится поближе, но актер ее попросту не замечал. А однажды вдруг подошел и сказал: "Деточка, вы ведь возле театра комнату снимаете? Так ждите сегодня вечером, буду к вам в семь часов". Раневская взяла денег в счет жалования, купила вина и еды, приоделась, накрасилась и ждет. В семь часов актера нет, в восемь нет, в девятом часу приходит… Пьяный и с любовницей! "Деточка, - говорит, - погуляйте где-нибудь пару часиков, дорогая моя!"

    В военные годы Раневская была эвакуирована в Ташкент. Вернувшись из эвакуации, работала в Московском театре драмы, в Театре имени Александра Пушкина и в Театре имени Моссовета, в котором и выходила на сцену до самой смерти. В кино появилась в 1934 году, сыграв роль госпожи Луазо в фильме "Пышка". После него Фаину Георгиевну приглашали в разные картины. Но настоящую популярность актрисе принесла комедия "Подкидыш", где она сыграла самоуверенную, командующую мужем женщину.

    Авторство крылатой фразы "Муля, не нервируй меня!" точно не известно. В эфире телепрограммы "Кинопанорама" 1964 года Раневская рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендовала Рина Зеленая, будучи соавтором сценария фильма.

    Тем не менее "Муля" преследовал Раневскую всю жизнь: так кричали мальчишки при виде ее на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней, и даже Леонид Брежнев не смог удержаться от упоминания "Мули" при встрече с Фаиной Георгиевной.

    Брежнев, вручая в Кремле Раневской орден Ленина, выпалил:
    - Муля, не нервируй меня!
    - Леонид Ильич, - обиженно сказала Раневская, - так ко мне обращаются только мальчишки или хулиганы.
    Генсек смутился и пролепетал, оправдываясь:
    - Простите, но я вас очень люблю.

    Самой лучшей ролью в кино по мнению самой актрисы, была Мачеха в "Золушке". Всего Раневская снялась в 25 кинолентах.

    В Кремле после просмотра одного из фильмов с Раневской Иосиф Сталин сказал: - Вот товарищ Жаров хороший актер, понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду, и все равно видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает и все равно всегда разная.

    Принимала участие в озвучивании мультфильмов. В частности, ее неподражаемым голосом разговаривает Фрекен Бок в "Карлсон вернулся". Кстати, озвучивать Фрекен Бок, которую, как Раневской казалось, нарисовали некрасивой, актриса не хотела. Потом ее все же уговорили: сказали, что детям такой персонаж должен понравиться. Так оно и случилось.

    На гастролях с Раневской всегда случалось непредвиденное. Так, в Ленинграде в 1950 году ей был предложен роскошный номер в "Европейской" с видом на Русский музей, сквер, площадь Искусств. Раневская охотно заняла его и несколько дней в хорошем расположении духа принимала своих ленинградских друзей, рассказывала анекдоты, обменивалась новостями, ругала власть и чиновников. Через неделю к ней пришел администратор и очень вежливо предложил переехать в такой же номер на другой этаж. - Почему? - возмутилась Фаина Георгиевна. - Номеров много, а Раневская у вас одна. - Да, да, - лепетал администратор,- но мы очень вас просим переехать, там вам будет удобнее. - Мне и здесь хорошо,- отказалась Фаина Георгиевна. Пришел директор "Европейской" и, включив воду в ванной, объяснил, что ждет на днях высокое лицо, этот номер в гостинице единственный, оборудованный прослушивающим устройством. После этого Фаина Георгиевна моментально переехала и не спала на новом месте оставшиеся ночи и вспоминая свои высказывания в прежнем номере и размышляя о том, что с ней теперь будет.

    Фаину Георгиевну любили и стар, и млад.

    На гастролях в Одессе какая-то дама долго бежала по улице за Раневской, потом спросила:
    - Ой, вы – это она?
    Фаина Георгиевна спокойно ответила своим басовитым голосом:
    - Да, я – это она.

    Раневская всю свою жизнь посвятила театру и кино, она не была замужем, не родила детей. Очень тяжело она переживала одиночество, особенно когда начали умирать ее друзья и ровесники.

    Ольга Аросева рассказывала, что, уже будучи в преклонном возрасте, актриса шла по улице, поскользнулась и упала. Лежит на тротуаре и кричит своим неподражаемым голосом:
    - Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!

    В 60-ых годах из эмиграции к ней переехала родная сестра Белла, решив скоротать одиночество после смерти своего мужа с родным человеком. Раневская выделила ей комнату в своей квартире. Однако после этого Изабелла Георгиевна прожила всего лишь четыре года.

    Однажды Раневская потребовала у Тани Щегловой -инженера по профессии - объяснить ей, почему железные корабли не тонут. Таня попыталась напомнить Фаине Георгиевне закон Архимеда.
    - Что вы, дорогая, у меня была двойка, - отрешенно сетовала Раневская.
    - Почему, когда вы садитесь в ванну, вода вытесняется и льется на пол? - наседала Таня.
    - Потому что у меня большая ж...па,- грустно отвечала великая актриса.

    Раневская дружила со многими знаменитыми людьми, в частности - Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой.

    Однажды, получив в театре деньги, Фаина Георгиевна поехала к вернувшейся из эмиграции Марине Цветаевой. Зарплата была выдана пачкой, Раневская думала, что сейчас она ее разделит, а Марина Ивановна, не поняв, взяла всю пачку и сказала: «Спасибо, Фаина! Я тебе очень благодарна, мы сможем жить на эти деньги целый месяц». Тогда Раневская пошла и продала свое колечко. Вспоминая об этом, Фаина Георгиевна говорила: «Как я счастлива, что не успела тогда поделить пачку!»...

    Справляться с бытом актриса самостоятельно не могла - в силу рассеянности или невозможности считать "эти дурацкие деньги", поэтому постоянно нанимала домохозяек.

    Иногда Фаина Георгиевна садилась на вегетарианскую диету и тогда становилась особенно чувствительна. В эти мучительные дни она спросила свою домработницу: "Лизочка, мне кажется, в этом борще чего-то не хватает? Лиза ответила: "Правильно, Фаина Георгиевна, не хватает мяса".

    За свои творческие заслуги Раневская была награждена Орденами Знак Почёта, Ленина, Трудового Красного Знамени. С 1937 года – Заслуженная артистка РСФСР, а в 1961 году ей присвоили звание Народной артистки Советского Союза.

    Окна квартиры Раневской в высотке на Котельнической набережной выходили в каменный внутренний двор. А там - выход из кинотеатра и место, где разгружали хлебные фургоны. Фаина Георгиевна с ненавистью слушала крепкие выражения грузчиков, громко звучавшие под ее окнами, а вечером наблюдала шумные толпы уходящих домой кинозрителей из "Иллюзиона". - Я живу над хлебом и зрелищем,- жаловалась она.

    Раневская перестала играть на сцене всего за год до своей смерти. Скончалась она 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии, не дожив немногим менее месяца до своего 88-летия. Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века. Помимо кино и театра, запомнилась, благодаря своему чувству юмора.

    Фаина Раневская однажды заметила композитору, лауреату двух Сталинских премий Вано Мурадели:
    - А ведь вы, Вано, не композитор.
    Мурадели обиделся:
    - Это почему же я не композитор?
    - Так ведь у вас фамилия такая. Вместо «ми» у вас «му», вместо «ре» - «ра», вместо «до» - «де», а вместо «ля» - «ли». Вы же, Вано, в ноты не попадаете.

    «Профессию я не выбирала, она во мне таилась»

    Малоизвестные факты о жизни и творчестве Фаины Раневской

    Философ с цигаркой, скандалистка, страшно одинокая, ранимая и сочувствующая душа… Все это о великой актрисе, необычайно талантливом человеке, остроумной и неповторимой Фаине Раневской.

    Не сыграв за свою карьеру ни одной грандиозной роли из мирового классического репертуара, она, тем не менее, вошла в десятку лучших актрис ХХ века. Ее боготворили простые люди и обожали вожди, она одна, по словам современников, могла заменить целую труппу.

    Сегодня, 27 августа, в день рождения любимой актрисы, мы подобрали для вас малоизвестные факты о ее жизни и творчестве.

    Сложно поверить, но в первом контракте амплуа Раневской было обозначено как «героиня-кокетт» . Если взглянуть на старые фото, то можно обнаружить, что Фаина, действительно, была хороша собой.

    В одном из ранних отзывов восторженный критик сравнивал ее со сверкающей колибри. Впрочем, это не мешало Раневской всю жизнь жутко комплексовать по поводу своей внешности. «Можно ли вообразить Офелию с таким носом?!», - восклицала великая актриса.

    Мало кто знает, что знаменитая Фаина Раневская , которая всю жизнь едва сводила концы с концами и страшно стыдилась долгов, была дочерью миллионера . Ее отец, Гирш Хаимович Фельдман, был одним из самых богатых предпринимателей Таганрога, владел фабрикой, несколькими домами, магазином и пароходом. Именно на нем вся семья, кроме непокорной Фанни, решившей остаться в России и делать карьеру актрисы, уплыла в Турцию, подальше от революционных беспорядков.

    Свою первую роль в кино Раневская сыграла только в 38 лет. Ее работу в картине Михаила Ромма «Пышка» высоко оценили отечественные и зарубежные критики.


    Всего в фильмографии великой актрисы около тридцати ролей, но главные - можно пересчитать по пальцам одной руки. Актриса от бога запомнилась зрителям по эпизодическим ролям, которые по своей яркости не уступали заглавным, а порою и затмевали их. Чего стоит ее образ в картине «Подкидыш»! Знаменитая фраза «Муля, не нервируй меня!», которую, кстати, придумала сама актриса, стала ее визиткой.


    Фаина Раневская была трижды лауреатом Сталинской премии , вождь народов был в восторге от ее игры. Брежнев, вручая орден Ленина, совершенно искренне признался ей в любви. А американский президент Франклин Рузвельт, после просмотра «Мечты», назвал ее блестящей трагической актрисой.

    В 60-х старшая сестра Раневской Изабелла, решила вернуться на родину, и прожить последние годы со своей знаменитой сестрой. Ей и в голову не могло прийти, что придется ютиться в двух комнатушках, она-то рассчитывала, что любимица Сталина и Чаплина владеет, как минимум, половиной высотного дома в котором живет!

    Однажды Раневская призналась, что когда в 30-х годах выдавали паспорта и не требовали никаких подтверждающих документов, она скостила себе два года . Так, вместо 1895 года рождения, в ее паспорте появился 1897. Всю жизнь она сожалела, что не последовала примеру Любови Орловой, которая «помолодела» таким манером на целый десяток лет.

    Однажды Раневская нашла на улице дворнягу с вмерзшими в лед лапами, каким-то чудом врачам удалось спасти несчастную псину. Так в ее жизни появился Мальчик, необычайно преданное существо со скверным характером, разделившее одиночество великой актрисы. Именно собаку, как самое дорогое, она завещала Светлане Ефимовне Майоровой , с которой жила по соседству.

    Жизнь этой великой актрисы состоит из множества интересных событий, незаурядных случаев и ярких моментов. Ее биография насыщена колоритными фактами, которые напоминают анекдоты, а афоризмы талантливой самобытной женщины цитируются до сих пор. Эта удивительная личность – Фаина Раневская .

    1. Родилась будущая актриса в богатой еврейской семье в Таганроге. Девочка появилась на свет 27 августа 1896 года. Ее отец, Гирш Хаимович Фельдман, был хозяином фабрики красок, имел во владении пароход «Святой Николай», магазин стройматериалов, несколько домов. Кроме того, он основал приют для пожилых евреев и выполнял обязанности старосты синагоги. Мать, Милка Рафаиловна урожденная Заговайлова, занималась домашним хозяйством и воспитывала пятерых детей.

    2. Настоящее имя будущей звезды – Фанни Гиршевна Фельдман. Впоследствии от друзей она получила прозвище Фуфа Великолепная. Интересно, что представлялась Фаиной Георгиевной, хотя по документам была Григорьевной. С присущим ей юмором говорила, что ей приятнее в качестве отчества имя Георгия Победоносца, а не Григория Отрепьева.

    3. Поначалу обучалась в женской гимназии, однако учебу там не завершила. Впрочем, домашнее образование она получила приличное, овладев иностранными языками, музыкой, пением.

    4. Удивительно, но Фанни была очень стеснительной девочкой. Волнуясь, она начинала заикаться, что помешало ей при сдаче экзаменов в несколько театральных школ. Хотя театр был ее главным увлечением с 14 лет.

    5. В 1915 уехала в Москву, где впервые встретилась со знаменитым актером В. Качаловым, который буквально очаровал ее своей игрой, познакомилась с В. Маяковским, М. Цветаевой, О. Мандельштамом, А. Ахматовой.

    6. Кстати, и впоследствии с Цветаевой Раневская была в дружеских отношениях, помогала ей. Рассказывали, как однажды, зайдя к поэтессе, которая только что вернулась из эмиграции, с пачкой денег после зарплаты в театре, отдала их Марине Ивановне, а сама продала свое кольцо, для того, чтобы прокормиться. Впоследствии Раневская говорила, что была счастлива, не успев поделить пачку.

    7. Так и не получив полноценного театрального образования, работала сначала в провинциальных театрах Подмосковья, Керчи, Феодосии, Ростова-на-Дону, Баку, Архангельска, Смоленска, Сталинграда, а затем Москвы. Дольше всего актриса служила в столичном Театре имени Моссовета.

    8. Свой псевдоним Фаина, работавшая тогда в подмосковном Малаховском театре, выбрала потому, что чем-то была похожа на чеховскую героиню из «Вишневого сада». Сама же актриса говорила, что она Раневская, ибо всегда что-нибудь роняет, включая деньги.

    9. Стеснительность со временем прошла, а вот заикание осталось, но только в быту, а не на сцене. Фаина Георгиевна, имея довольно сложный характер, тяжело сходилась с людьми. В течение жизни она сменила множество театров, но причиной этого был ее яркий талант, которому завидовали многие, и прямолинейность актрисы.

    10. Во время Великой Отечественной войны находилась в эвакуации в Ташкенте. Возвратившись в Москву, играла в столичных театрах драмы, имени Пушкина, имени Моссовета. В последнем служила дольше всего, частенько конфликтуя с главным режиссером Ю. Завадским на почве несходства их творческих методов, что отразилось в анекдотах и фольклорных рассказах.

    11. В кинематограф актриса пришла в 1934, снявшись в роли госпожи Луазо в еще немом фильме М. Ромма «Пышка». Однако всесоюзная популярность пришла к Раневской после комедии 1939 года «Подкидыш», где она талантливо воплотила образ самоуверенной, имеющей мужа-подкаблучника женщины. Возможно, что и знаменитую фразу «Муля, не нервируй меня», которая затем сопровождала артистку всю жизнь и была ею ненавидима, придумала она же. Существует легендарная история, что генеральный секретарь ЦК КПСС Л. Брежнев, награждая талантливую женщину орденом Ленина, не удержался и пошутил, упомянув Мулю. На это Фаина Георгиевна ответила, что к ней так обращаются уличные мальчишки. Генсек смутился, принес извинения и сказал, что высоко ценит ее как актрису.

    12. У нее была мечта – сыграть у великого режиссера С. Эйзенштейна. Артистку даже утвердили в 1944 на роль Ефросиньи Старицкой в киноленте «Иван Грозный». Однако, вероятнее всего, из-за «пятого пункта в паспорте» этот образ воплотила С. Бирман, «молдаванка» по документам.

    13. Своей лучшей ролью считала Мачеху в фильме-сказке по сценарию Е. Шварца «Золушка». Всего же она снялась в 25 кинокартинах.

    14. Актрису приглашали и для озвучивания мультипликационных фильмов. К примеру, ее неподражаемый голос, которым разговаривает «домомучительница» Фрекен Бок, звучит в мультфильме «Карлсон вернулся». Озвучивать этот персонаж артистка не хотела, считая его некрасивым. Однако ее уговорили, сказав, что Фрекен Бок понравится детям. Так и произошло.

    15. Раневская часто гастролировала. Однажды в 1950 в Ленинграде она поселилась в роскошном номере гостиницы «Европейской» с прекрасными видами из окна. Сюда приходили ее ленинградские приятели, на встречах с которыми актриса рассказывала анекдоты, ругала власть. Спустя неделю ей предложили переехать на другой этаж. Естественно, Фаина Георгиевна возмутилась. Администратор вынужден был ответить, что это единственный номер, который оснащен прошивающей аппаратурой. Конечно же, Раневская сразу же переехала, но сильно переживала, размышляя о своей дальнейшей судьбе. К счастью, ничего не произошло.

    16. В начале 1960-х служила в театре имени А. С. Пушкина, куда пришел молодой артист В. Высоцкий. Актрисе он стал импонировать буквально сразу. Она оберегала его, как могла. Однажды даже спасла Владимира от увольнения во время его очередного запоя. Раневская смогла убедить руководство оставить его в театре, несмотря на то, что он в течение нескольких недель не был на работе.

    17. Актриса жила одиноко, не имея ни мужа, ни детей. Она целиком посвятила свою жизнь творчеству. Правда, в 1960-е в течение четырех лет вместе с ней проживала родная сестра Изабелла. Она приехала из эмиграции после смерти супруга к единственному близкому для нее человеку. В квартире Раневская выделила ей отдельную комнату.

    18. Фаина Георгиевна часто садилась на вегетарианскую диету, объясняя это тем, что не может есть мясо. По словам актрисы, ее преследовали мысли, что оно смотрело, любило, ходило. Однако она, называя себя нормальной психопаткой, никогда не критиковала людей, любящих мясо.

    19. В какой-то момент одиночество стало невыносимым, поэтому Раневская довольно долгий период жила у своей приятельницы Павлы Вульф, внука которой считала своим. Однако жить в чужом доме, старея, оказалось тяжело, поэтому она вновь осталась одна.

    20. Раневская постоянно нанимала домработниц для ведения домашнего хозяйства, потому что по рассеянности и из-за неумения считать «дурацкие деньги» с бытом справиться не могла.

    22. Жила Фаина Георгиевна в квартире высотного дома, расположенного на Котельнической набережной, окна которой выходили во внутренний дворик с выходом из кинотеатра и местом разгрузки хлебных фургонов. Можно представить, как надоедали ей крепкие выражения грузчиков и шум толп зрителей, выходивших из «Иллюзиона». Раневская жаловалась, что живет над хлебом и зрелищем.

    23. Любовь к актрисе была поистине всенародной. Ее любили и малыши, и взрослые, узнавая на улице. По воспоминаниям О. Аросевой, однажды, будучи уже пожилой женщиной, Раневская упала. Но и здесь она своим неповторимым голосом, с неподражаемым чувством юмора, лежа на тротуаре, потребовала поднять ее, потому что народные артистки на улице не валяются.

    24. Настоящим верным другом для стареющей Раневской стал безродный пес по кличке Мальчик. Эту беспородную собаку с большим животом и лысеющим хвостом актриса подобрала на улице. Животное стало для нее тем существом, которому женщина отдала всю нерастраченную любовь. Мальчик отвечал ей обожанием, всегда радуясь ее приходу домой. Порой актриса приводила пса на репетицию, потому что дома он скулил и плакал. Собака после смерти Фаины Георгиевны прожила шесть лет у приятельницы актрисы, попытавшейся заменить ему хозяйку.

    25. Через год после ухода со сцены Раневская умерла. Случилось это в середине лета 1984 в столичной Кунцевской больнице. Диагноз – инфаркт и воспаление легких. Похоронили ее на Новом Донском кладбище рядом с сестрой Изабеллой. Почитатели таланта до сих пор несут на ее могилу букеты живых цветов.

    А еще: В 1992 в английской энциклопедии «Кто есть кто» зафиксировано, что Фаина Раневская – одна из 10 наиболее выдающихся мировых актрис.



    Поделиться