Задания для детей на тему фигуры. Математические головоломки для детей и взрослых

Здесь вы с ребенком можете изучить геометрические фигуры и их названия с помощью веселых заданий в картинках. Но обучение будет проходить наиболее эффективно в том случае, если к распечатанному заданию вы добавите еще и различные образцы геометрических фигур. Для этой цели могут подойти такие предметы, как мячики, пирамидки, кубики, надутые воздушные шары (круглые и овальные), кружки для чая (стандартные, в форме цилиндра), апельсины, книги, клубки ниток, квадратные печенья и многое другое - все, что подскажет вам фантазия. Все перечисленные предметы помогут ребенку понять, что значит объемная геометрическая фигура. Плоские фигуры можно подготовить, вырезав из бумаги нужные геометрические формы, предварительно раскрасив их в разные цвета.

Чем больше различных материалов вы подготовите для занятия, тем интереснее будет ребенку изучать новые для него понятия.

Геометрические фигуры и их названия - Проводим занятие с ребенком:

Чтобы легко и непринужденно ребенок смог запомнить геометрические фигуры и их названия, скачайте сначала картинку с заданием во вложениях внизу страницы, распечатайте на цветном принтере и положите на стол вместе с цветными карандашами. Также к этому времени у вас уже должны быть заготовлены различные предметы, которые мы перечисляли ранее.

  • 1 этап. Сначала пусть ребенок выполнит задания на распечатанном листе - проговорит вслух названия фигур и раскрасит все картинки.
  • 2 этап. Необходимо наглядно показать ребенку отличия объемных фигур от плоских. Для этого разложите все предметы-образцы (как объемные, так и вырезанные из бумаги) и отойдите с ребенком от стола на такое расстояние, с которого хорошо видны все объемные фигуры, но потерялись из виду все плоские образцы. Обратите внимание малыша на этот факт. Пусть он поэкспериментирует, подходя к столу то ближе, то дальше, рассказывая вам о своих наблюдениях.
  • 3 этап. Дальше занятие нужно превратить в своеобразную игру. Попросите ребенка, чтобы он внимательно посмотрел вокруг себя и нашел предметы, которые имеют форму каких-либо геометрических фигур. Например, телевизор - прямоугольник, часы - круг и т.д. На каждой найденной фигуре - громко хлопайте в ладоши, чтобы добавить энтузиазма в игру.
  • 4 этап. Проведите исследовательскую и наблюдательную работу с теми материалами-образцами, которые вы заготовили к занятию. Например, положите на стол книгу и плоский прямоугольник из бумаги. Предложите ребенку пощупать их, посмотреть на них с разных сторон и рассказать вам свои наблюдения. Таким же образом можно исследовать апельсин и бумажный круг, детскую пирамидку и бумажный треугольник, кубик и бумажный квадрат, воздушный шар овальной формы и овал, вырезанный из бумаги. Список предметов вы можете дополнить сами.
  • 5 этап. Положите в непрозрачный пакет различные объемные образцы и попросите ребенка достать на ощупь квадратный предмет, затем круглый, затем прямоугольный и так далее.
  • 6 этап. Разложите перед ребенком на столе несколько различных предметов из тех, которые участвуют в занятии. Затем пусть ребенок отвернется на несколько секунд, а вы спрячьте один из предметов. Повернувшись к столу ребенок должен назвать спрятанный предмет и его геометрическую форму.

Скачать геометрические фигуры и их названия - Бланк задания - вы можете во вложениях внизу страницы.

Названия геометрических фигур - Карточки для распечатки

Изучая с малышом геометрические фигуры, вы можете использовать во время занятий карточки для распечатки от Лисёнка Бибуши. Скачайте вложения, распечатайте на цветном принтере бланк с карточками, вырежьте каждую карточку по контуру – и приступайте к обучению. Карточки можно заламинировать, либо наклеить на более плотную бумагу, чтобы сохранить внешний вид картинок, ведь использоваться они будут неоднократно.

Первые шесть карточек дадут вам возможность изучить с ребенком такие фигуры: овал, круг, квадрат, ромб, прямоугольник и треугольник, под каждой фигурой в карточках можно прочесть ее название.

После того, как ребенок запомнил название определенной фигуры, попросите его выполнить следующее: обвести по контуру все имеющиеся на карточке образцы изучаемой фигуры, а затем раскрасить их в цвет основной фигуры, расположенной в верхнем левом углу.

Скачать названия геометрических фигур - Карточки для распечатки - вы можете во вложениях внизу страницы

С помощью следующих шести карточек ребенок сможет познакомиться с такими геометрическими фигурами: параллелограмм, трапеция, пятиугольник, шестиугольник, звезда и сердце. Как и в предыдущем материале под каждой фигурой можно найти ее название.

Чтобы разнообразить занятия с малышом, совмещайте обучение с рисованием – такой метод не даст ребенку переутомиться, и малыш с удовольствием будет продолжать учебу. Следите за тем, чтобы обводя фигуры по черточкам, ребенок не спешил и выполнял задание аккуратно, ведь подобные упражнения не только развивают мелкую моторику, они могут повлиять в дальнейшем на почерк малыша.

Скачать карточки для распечатки с изображением плоских геометрических фигур вы можете во вложениях

В процессе, того, как вы будете изучать с ребенком объемные геометрические фигуры и их названия, используя новые шесть карточек от Бибуши с изображениями куба, цилиндра, конуса, пирамиды, шара и полусферы, приобретите изучаемые фигуры в магазине, либо воспользуйтесь предметами, находящимися в доме, имеющими подобную форму.

Покажите малышу на примерах, как в жизни выглядят объемные фигуры, ребенок должен потрогать и поиграть с ними. Прежде всего, это необходимо для того, чтобы задействовать наглядно – действенное мышление малыша, с помощью которого ребенку проще познавать окружающий мир.

Скачать - Объемные геометрические фигуры и их названия - вы можете во вложениях внизу страницы

Также вам будут полезны и другие материалы по изучению геометрических фигур:

Веселые и красочные задания для детей "Рисунки из геометрических фигур" являются очень удобным обучающим материалом для детей дошкольного и младшего школьного возраста по изучению и запоминанию основных геометрических форм:

Задания ознакомят ребенка с основными фигурами геометрии - кругом, овалом, квадратом, прямоугольником и треугольником. Только здесь не занудное зазубривание названий фигур, а своеобразная игра-раскраска.

Как правило, геометрию начинают изучать, рисуя плоские геометрические фигуры. Восприятие правильной геометрической формы невозможно без выведения ее своими руками на листе бумаги.

Это занятие изрядно позабавит ваших юных математиков. Ведь теперь им придется находить знакомые формы геометрических фигур среди множества картинок.

Наложение фигур друг на друга - это занятие по геометрии для дошкольников и младших школьников. Смысл упражнения состоит в решении примеров на сложение. Только это необычные примеры. Вместо цифр здесь нужно складывать геометрические фигуры.

Это задание составлено в виде игры, в которой ребенку предстоит менять свойства геометрических фигур: форму, цвет или размер.

Здесь вы можете скачать задания в картинках, в которых представлен счет геометрических фигур для занятий по математике.

В этом задании ребенок познакомится с таким понятием, как чертежи геометрических тел. По сути, это занятие представляет собой мини-урок по начертательной геометрии

Здесь мы подготовили для вас объемные геометрические фигуры из бумаги, которые нужно вырезать и склеить. Куб, пирамиды, ромб, конус, цилиндр, шестигранник, распечатать их на картоне (или цветной бумаге, а затем наклеить на картон), а затем дать ребенку для запоминания.

Здесь мы выложили для вас счет до 5 - картинки с математическими заданиями для малышей, благодаря которым ваши дети потренируют не только свои навыки счета, но и умение читать, писать, различать геометрические фигуры, рисовать и раскрашивать.

И еще можете поиграть в математические игры онлайн от лисенка Бибуши:

В этой развивающей онлайн игре ребенку предстоит определить, что является лишним среди 4 картинок. При этом необходимо руководствоваться признаками геометрических форм.

Даты находятся в промежутке от 14 до 19. Числа 18 и 19 встречаются по разу. Если день рождения в эти даты, то Бернард сразу бы сказал месяц.

Если Шерил сказала Альфреду, что родилась в мае или июне, значит, день рождения может быть 19 мая или 18 июня. Раз Альфред точно знает, что Бернард не знает ответ, значит, речь не о мае или июне. Остаются июль или август.

В июле и августе остались даты в диапазоне от 15 до 17, а 14 встречается дважды. Если бы день рождения был 14-го, то Бернард после реплики Альфреда еще не мог бы дать точного ответа. Значит, речь не о 14-ом. Остаются 16 июля, 15 августа и 17 августа.

Если бы Шерил сказала Альфреду, что родилась в августе, то после ответа Бернарда, Альфред не мог бы точно узнать дату рождения - ведь целых 2 даты приходятся на август.
Значит, Шерил родилась 16 июля.

Эту задачку Конгу показала племянница друга. Она же разыграла телеведущего, сказав, что головоломка предназначена для 10-летних школьников.

Дебаты о том, как решить «простую» задачку, развернулись нешуточные. Спустя 2 дня, когда большинство участников сдались, выяснилось, что задача - олимпиадная, для 14-летних школьников.

Дополнительные материалы
Уважаемые пользователи, не забывайте оставлять свои комментарии, отзывы, пожелания. Все материалы проверены антивирусной программой.

Обучающие пособия и тренажеры в интернет-магазине "Интеграл" для 1 класса
Тренажер к учебнику Моро М.И. Тренажер к учебнику Петерсон Л.Г.

1. Задачи на распознавание геометрических фигур: треугольник, круг, прямоугольник

1.1. Как называется эта фигура? Напишите её название: ___________.

1.2. Как называется эта фигура? Напишите её название: ___________.

1.3. Как называется эта фигура? Напишите её название: ___________.

1.4. Сколько треугольников на рисунке: ___________.

1.5. Измерь длину каждой из сторон треугольника и напиши их: _________.

1.6. Измерь длину каждой из сторон прямоугольника и напиши их: _________

1.7. Нарисуй красный прямоугольник. Две его стороны равны 3 см, а две другие равны 5 см.

1.8. Нарисуй синий прямоугольник. Две его стороны равны 4 см, а две другие равны 8 см.

1.9. Нарисуй черный прямоугольник. Две его стороны равны 5 см, а две другие равны 2 см.

1.10. Попробуй нарисовать красный треугольник со сторонами, равными 5, 5 и 2 см.

1.11. Попробуй нарисовать синий треугольник со сторонами, равными 4, 6 и 5 см.

2. Задания на нахождение подобных фигур.

2.1. Какие фигуры похожи на конус?

2.2. Какие фигуры похожи на цилиндр?

2.3. Какие фигуры похожи на цилиндр?

Елена Фадеева
Игры с геометрическими фигурами (ФЭМП) для детей старшего дошкольного возраста.

ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ .

/ старший дошкольный возраст /

В играх используются 8 геометрических фигур : круг, овал, квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция, многоугольник, треугольник, 10-ти цветов : красный, синий, жёлтый, зелёный, оранжевый, фиолетовый, белый, розовый, коричневый, серый.

Всего 80 штук. Чтобы облегчить игру, надо уменьшить количество цветов и количество геометрических фигур .

Геометрические фигуры имеют цвет с двух сторон, размер 10 х 10см (для подвижных игр, для настольных игр размер уменьшен в половину (5 х 5см) .

Эти игры можно использовать в работе по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста .

ИГРА №1 «КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЁТ ФИГУРЫ СВОЕГО ЦВЕТА »

Цель : Учить отбирать предметы по названному признаку, чётко выполнять задание, развивать быстроту реакции. Закреплять знание цветов. Развивать партнёрство и доброжелательность во время игры .

Ход игры:

В игре используются геометрические фигуры 10-ти цветов по 8 фигур каждого цвета .

На столе лежат полоски 10 –ти цветов 2х6 см, по 2 штуки каждой, цветом вниз. Воспитатель предлагает каждому подойти к столу и взять по одной полоске. Дети с полосками одинакового цвета встают в пары. И собирают фигуры того цвета , какого цвета им досталась полоска.

По команде воспитателя дети начинают выполнять задание, побеждает та пара, которая быстрее и правильнее выполнит задание. Дети сами анализируют правильность выполнения заданий.

ИГРА №2 «КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЁТ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ »

Цель : Закрепить знания детей о геометрических фигурах , учить слышать задания педаго-га и точно выполнять его. Развивать партнёрство во время игры .

Ход игры:

На полу разбросаны геометрические фигуры .

Всего 8 геометрических фигур : квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник, трапеция, ромб, многоугольник – эти фигуры десяти цветов . Дети делятся на пары. Участвуют 8 пар.

Воспитатель даёт детям задание распределиться парами для игры , рассчитаться по порядку номеров в парах. Дети запоминают порядковый номер своей пары.

Воспитатель даёт парам задание :

1-я пара собирает квадраты,

2-я пара собирает треугольники,

3-я пара собирает круги,

4-я пара собирает овалы,

5-я пара собирает трапеции,

6-я пара собирает ромбы,

7-я пара собирает прямоугольники,

8-я пара собирает многоугольники.

(Закрепить, какая пара что собирает) .

По сигналу воспитателя дети начинают выполнять задание. После игры воспитатель предлагает парам проверить друг у друга правильность выполнения задания, для этого они меняются собранными фигурами и , просматривая их, проверяют правильность выполнения задания.

Побеждает та пара, которая быстро и правильно выполнила задание.

ИГРА №3 «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ - 1» .

Цель : Развивать у детей умение выполнять задание по установке воспитателя, действовать быстро, закрепить знание названий геометрических фигур .

Ход игры:

На полу разбросаны фигуры : круги, треугольники, овалы, прямоугольники, квадраты, многоугольники по 8 штук каждого цвета. Ромбы, трапеции для этой игры убираются . Геометрические фигуры беспорядочно разбросаны на полу. Всего 60 фигур .

Дети делятся на 2 команды, команда девочек и команда мальчиков, выбираются «капитаны» команд.

Дети могут придумать название своей команде.

Воспитатель даёт играющим задание :

Команда девочек собирает четырёхугольники (квадраты, прямоугольники) .

Команда мальчиков собирает фигуры без углов (овалы, круги) .

Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание, для проверки правильности выполнения задания, можно поменяться собранными фигурами и проверить друг у друга правильность выполнения задания.

Дети сами оценивают правильность выполнения игрового задания.

ИГРА №4 «КТО БОЛЬШЕ СОБЕРЁТ ЧЕТЫРЁХУГОЛЬНИКОВ» .

Цель : Развивать у детей быстроту , умение слышать игровое задание взрослого и чётко выполнять его.

Ход игры:

На полу разбросаны геометрические фигуры : квадраты, прямоугольники, круги, овалы, треугольники, ромбы, трапеции, многоугольники – все эти фигуры 10-ти цветов . Воспитатель обращает внимание детей на то , что собирать фигуры надо по одной , ползать по полу на коленках запрещается.

Дети стоят в большом кругу, геометрические фигуры разбросаны в середине круга.

Под весёлую музыку дети бегут по кругу, по сигналу или команде воспитателя дети собирают только четырёхугольники. После окончания игры воспитатель предлагает каждому посчитать, сколько он собрал фигур четырёхугольной формы.

«Поднимите руку, у кого 1 четырёхугольник» .

«Поднимите руку, у кого 2 четырёхугольника» .

«Поднимите руку, у кого 3 четырёхугольника» .

«Поднимите руку, у кого 4 четырёхугольника» и т. д.

Побеждает тот, кто больше всех собрал четырёхугольников.

ИГРА №5 «БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ -2» .

Цель : Развивать внимание, добиваться у детей умения четко выполнять правила игрового задания, воспитывать доброжелательность к партнёрам по игре.

Ход игры:

На полу разбросаны геометрические фигуры разных цветов -80 штук (8 различных фигур десяти цветов ) .

Дети стоят в кругу, руки сзади, глаза закрыты, педагог проходит сзади стоящих детей , кому он дотронулся до руки, считается играющим. Отбирается половина детей (10 человек) .

Воспитатель :- Подойдите ко мне те дети, до кого я дотронулась, вы будете играть сейчас , а остальные чуть позже.

Выбранные дети делятся на 2 команды : команда девочек и команда мальчиков (по 5 человек в каждой команде) .

Каждая девочка собирает : 2 синие фигуры и 2 жёлтые фигуры ; каждый мальчик должен собрать 2 красные фигуры и 2 зелёные фигуры . На выполнение задания даётся определённое время.

Игра начинается после слов воспитателя :

Один, два, три, четыре, пять, начинаем собирать.

Побеждает тот, кто быстро и правильно выполнит задание. Дети меняются собранными фигурами , проверяют правильность выполнения задания.

ИГРА №6 «СЧИТАЙ, НЕ ОШИБИСЬ» .

Цель : Развивать слуховое и зрительное внимание, умение четко выполнять задания педагога, закрепить навыки счёта.

Ход игры:

На полу разбросаны геометрические фигуры разных цветов – 80 штук.

Считалкой выбирается один ребёнок, он должен не говоря, одним взглядом выбрать 5 девочек и 5 мальчиков для игры . Дети по взгляду должны понять и выйти на игру.

В игре участвуют 5 девочек и 5 мальчиков.

По команде воспитателя девочки собирают по 5 фигур , мальчики по 4 фигуры (любого цвета и формы) .

Побеждает тот, кто быстро и правильно выполнил задание.

ИГРА №7 «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ» .

Цель : Учить видеть в предметах сходные признаки, уметь объяснить свой выбор, развивать быстроту и внимание.

Ход игры:

Детям раздаются геометрические фигуры , разного цвета (по количеству детей ) .

Дети под музыку бегают врассыпную. По сигналу воспитателя они должны найти себе пару и аргументировать свой выбор (по каким признакам они искали себе пару : по цвету, по форме, по цвету и форме).

ИГРА №8 «ХУДОЖНИКИ» .

Цель : Развивать абстрактное мышление, умение подгруппой договариваться и планировать работу согласно заданной воспитателем теме. Учить строить общий план и действовать по плану.

Ход игры:

На полу разбросаны 80 геометрические фигуры разного цвета и формы.

Дети делятся на 4 команды, или выбираются 4 человека. Воспитатель объясняет задание : «- Составьте из геометрических фигур изображение любого животного. Но прежде чем начать работу, вы должны договориться о том, какое животное вы будете собирать , и ка-кие геометрические фигуры вам для этого понадобятся». По сигналу воспитателя дети начинают выполнять задание.

Задания могут быть различными, например : выложить весёлого человечка.

Побеждает та команда, которая быстрее и правильнее выполнит задание.

Дети сами выбирают победителя, объясняя свой выбор.

Игры с геометрическим материалом на воссоздание фигур-силуэтов для детей старшего дошкольного возраста

Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ОШ» Киквидзенского района Волгоградской области
Краткое описание:
Данную игру можно использовать в работе с детьми 5-7 лет. Для игры нужно взять квадрат, изготовив его из картона, пластика или других материалов, и разрезать его по линиям на разные фигуры. Всего получится 11 фигур: два квадрата, четыре треугольника, один большой четырехугольник и четыре маленьких четырехугольника. При составлении фигур-силуэтов используются все части, которые присоединяются одна к другой, но не накладываются друг на друга. Возможно применение данной игры с детьми 3-4 лет, при использовании образцов уже составленных фигур-силуэтов.
Цель: формирование умений создавать фигуры-силуэты из многоугольников
Задачи:
- закреплять знания детей о геометрических фигурах;
- развивать познавательный интерес, самостоятельность, сообразительность, наблюдательность, логическое мышление, способность к творческому поиску, умение находить новые способы решения поставленной задачи.
Предлагаю шаблон квадрата, который, по желанию вы можете увеличить или уменьшить. Не обязательно он должен быть такого же размера, как у меня (поэтому размеры самого квадрата я не указываю).

Предварительно с детьми можно рассмотрев квадрат, выяснить, из каких фигур ин состоит, загадав загадки:
На эту фигуру ты посмотри:
У нее углов всего лишь три.
Ты назвать ее, наверное, готов
По количеству углов.(треугольник)
Имею я три стороны,
Имею три угла.
Меня ты быстро назовешь,
Об этом знаю я.
Ведь знает каждый школьник,

Меня - я… (треугольник)
Я фигура – хоть куда,
Очень ровная бываю всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я… (квадрат)
Не треугольник и не круг,
И овалу я не друг.
Прямоугольнику я брат,
Ведь зовут меня...(квадрат)
Четыре угла, как квадрат я имею,
Но только квадратом назваться не смею,
И всё же, похож на квадрат, между прочим,
Две длинные стороны, две - покороче. (четырехугольник)
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат…(четырехугольник)

Примеры составления фигур:

Корова


Жираф


Конверт


Собачка


Башня


Игру я составила, используя шаблон DragAndDrop. Данный макрос создан программистом Хансом Хофманом (Германия).
Работа с шаблоном DragAndDrop.
1. Откройте программу.
2. Нажмите Показ слайдов , выберите С начала или С текущего слайда .
3. В появившемся окне Оповещение системы безопасности выберите Включить это содержимое , затем нажмите ОК .
4. Выполняя работу по созданию фигур-силуэтов на слайде, нужно кликнуть по любой фигуре левой кнопкой мыши один раз, переместить ее в нужное место, и снова сделать щелчок левой кнопкой мыши. Точно так же перемещаем все фигуры.
Если ребенок затрудняется с выполнением задания самостоятельно, то он может воспользоваться подсказкой. При нажатии на слово подсказка в верхнем левом углу слайжа появляется картинка с изображением. При нажатии на какую-либо фигуру картинка-подсказка закрывается.
Подсказкой можно воспользоваться неограниченное количество раз.
Для создания следующего силуэта нужно перейти на следующий слайд.
Выполнив задание, можно сохранить работу, но лучше нажать «не сохранять».
Игры можно использовать учителям начальной школы на внеклассных мероприятиях по математике с учащимися 1,2 классов, а также воспитателям детских садов во время проведений занятий с дошкольниками. Данной разработкой могут воспользоваться родители для организации досуга своих детей.

Презентация на тему: Математические игры с геометрическими фигурами



Поделиться