Главная особенность садов и парков средневековья. Ландшафтное искусство средневековой Европы

Вопрос 1

Египет. Планировка геометрическая. Сады замкнуты стенами. Обязательно рос виноград. Города – Фивы, Ахетатон. В садах были лотосы. Сады имели квадратные планы симметричной планировки. Здания находились на оси садов. По периметру сада устроены аллеи. Дорожки были только прямые. В садах изображения(скульптуры) богов, сфинксов. Растения: пальмы, инжир, сикомор(фикус), лотос, папирус. Пруды имели несколько функций: декоративная, Разведение рыб и животных. Была гидрационная система.

Страны двуречья. Растения: пальмы, хвоя, виноград.

Устройство похожее на египетское. Особенности: Высокие платформы, висячие сады, заккурат - многоступенчатое культовое сооружение в древнем Междуречье, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

Вопрос 2

Сады Древней Греции отличались тонким изяществом, благородным стилем, непревзойдённым вкусом, возвышенной атмосферой. Яркой особенностью греческих садов в X-VIIIвв д.н.э было использование сложного горного рельефа местности для устройства террас. Также «ландшафтный дизайн» того времени вошёл в мировую историю садово-паркового искусства своими неповторимыми скульптурами и малыми архитектурными формами, по праву считающимися шедеврами искусства. Бассейны, балюстрады, колоннады, купальни окружались пальмами, платанами, лаврами, кипарисами, апельсиновыми, оливковыми и фисташковыми деревьями. Герооны или священные рощи героев – это разновидность городских садов, разбитых специально в честь выдающихся героев или основателей города. Философские сады – другая разновидность общественных садов Древней Греции. Например, Эпикур – философ-пессимист в таком саду основал свою школу, где он читал лекции для публики. Потом этот философский сад он принёс в дар Афинам. Ипподромы – сады для состязаний, посвященным богам. Гимнасии – сады, в которых большое внимание уделялось физическому воспитанию потомства. Главным элементом их был газон из стриженого аканта. Такие сады украшались водоёмами, беседками, скульптурами, алтарями, а со всех сторон окружались густой рощей. Разновидность гимнасий – академия (возникла в роще мифического героя Академоса). Нимфеи – сады, центром которых являлся водоём (мог быть и водопад) с алтарём для приношения жертв нимфам. В греческих садах было неимоверное количество цветов, боготворимых греками. Особым почётом у них пользовались гвоздика и роза.

Вопрос 3

Сады́ в Дре́внем Ри́ме (лат. hortii ) создавались под влиянием древнеегипетской, персидской и древнегреческой садовой техники.

Частные римские сады были обычно разделены на три части. Первая - ксист (лат. xystus ) - открытая терраса, которая была соединена с домом портиком. Вторая часть - ambulation - была садом с цветами, деревьями и служила для прогулок и созерцания. Третья часть - gestation - представляла собой аллею.

В древнеримских садах использовались сложные гидротехнические сооружения - искусственные водоёмы и фонтаны.

Различные версии устройства римских садов использовались в римских поселениях в Африке, Британии.

Принципы оформления римских садов позднее применялсь в садово-парковом искусстве эпохи Возрождения, барокко,неоклассицизма.

Общие черты средневековых садов Европы и Ближнего Востока.

Особенности садово-паркового искусства Средневековья.

1. Простота и геометричность планировки внутренних садов.

2. Разработка нового приема – лабиринта.

3. Феодальный тип синтеза искусств, т.е. подавление присущих каждому виду искусства особенностей, подчинение общей идее.

4. Символика садов.

5. Появление зачатков ботанических садов и подготовка их открытия для широкой публики.

Ландшафтное искусство средневековой Европы. Особенности монастырских садов.

Монастырские сады. В них выращивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планировка была простая, в регулярном стиле с бассейном и фонтаном в центре. Две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на 4 части; в центре этого пересечения, в память о смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз. В саду выращивали плодовые деревья и лекарственные растения. Деревья размещали ровными рядами, а лекарственные растения на прямоугольных грядках – прообразах современных цветников. Для защиты по периметру сад окружали лиственными древозаслонами из липы, ясеня и тополя – прототипами современных садозащитных насаждений. Сады при монастырях носили утилитарный характер. В XV в. данные сады стали оформляться трельяжными беседками и изгородями, оснащаться скамейками из дерна в виде выступов на ограде и маленькими фонтанчиками, в них появились цветы. Многие из этих садов уже предназначались для отдыха. Трельяж - деревянная или металлическая решетка, играющая роль каркаса и опоры для вьющихся растений. Может улучшить микроклиматические условия на площадке, обеспечивать сквозное разделение пространства, направлять движение переходов в нужном направлении, служить рамкой для организации висты. Виста - вид, узкая перспектива, направленная в сторону какого-либо выдающегося элемента ландшафта. Включает в себя точку обзора, обрамление (обычно кулисы из растений) и завершающий висту кульминационный объект обозрения (архитектурное сооружение, монумент, озеро, холм, необычное по форме и цвету дерево, освещенная солнцем поляна в конце просеки или затененной аллеи и т. д.). Сады при замках. Они устраивались на территории замков и использовались для отдыха и встреч. Эти сады были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали цветы, имелся источник – колодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном. Этот прием в дальнейшем получил широкое распространение в парках. В этих садах впервые сформировался прием по устройству лабиринта, который занял прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках и не утратили своей актуальности по настоящее время. Более позднее Средневековье характеризуется развитием науки, открытием первых университетов и созданием университетских садов, которые мало отличались от монастырских. В этот же период достигает высокого уровня развития ботаника и садоводство. В этой связи появились первые ботанические сады, которые для широкой публики были открыты в последующую эпоху Возрождения.

Ландшафтное искусство средневековья. Монастырские сады и средневековые регулярные паркиЛандшафтное искусство Средневековья Эпоха Возрождения XIV-XVI веков стала определенным рубежом в формировании ландшафтного искусства. В парках той эпохи появилось обилие скульптур, создавались целые скульптурные аллеи, и строились искусственные водоёмы. В XVII веке в моде были классические регулярные парки с прямыми лентами многочисленных дорожек. А примерно в это же время, в Европе стали разделять понятия "сад" и "парк". Сады стали использовать больше для уединения, отдыха, а парки стали местом проведения различных торжеств с большим количеством людей. В парках устраивались театральные представления, концерты, и торжественные праздники. В эпоху средневековья в разбивке садов основную роль играли монастыри, владевшие обширными угодьями с лесами, полями и лугами. За монастырской стеной скрывались целые ландшафтные шедевры: декоративный фруктовый сад, огород с грядками прямоугольной формы и, скрытый от посторонних глаз, райский двор. Монахи возделывали всевозможные растения, в первую очередь, они выращивали целебные растения и ценные виды растений. Райский двор был обязательной составной частью монастырского комплекса. Тут было реальное чувство природы, взращенное традицией библейского рая. Когда монахи работали в саду, считалось, что они очищали свои души земным видением потерянного райского сада. Как же выглядел райский двор? Это было внутреннее пространство четырехугольной формы, центре находился источник чистой воды чаще всего, это был резервуар для чистой воды или колодец; иногда там устраивался бассейн для выращивания рыбы. Территория райского двора делилась дорожками к источнику на четыре участка правильной формы. Очень редко здесь были посажены невысокие деревья или кусты, как правило, на аккуратно обработанных грядках райского двора выращивались цветы для украшения монастырского костела и целебные травы. Каждый цветок с древних времен имел свое символическое значение. Например, белая лилия символизировала непорочность Девы Марии, красная роза – пролитую кровь Христову, белая роза –королеву небес –Марию и т.д. На клумбах росли и садовые и полевые цветы. Естественной красотой растений, особенно цветов, запечатленной мастерами средневековья, мы можем любоваться, глядя на сохранившиеся в готических монастырях настенные росписи, на иконы, рукописи и вышивки. Старинный закрытый сад, в зависимости от вида посадок и назначения, назывался: herbarium – сад, специализированный на выращивании целебных трав либо цветов; gardinum – огород для кухни с овощными грядками и кореньями, по возможности, в сочетании с фруктовым садом; viridarium – сад для отдыха и развлечений (recreatione et solatio). Декоративный фруктовый сад имел только одну функцию: здесь любовались цветущими фруктовыми деревьями и прогуливались в их тени, часто по берегу реки, бассейна или пруда. Первый herbarium с характером ботанического сада возник в 1333 году в Венеции, а уже вскоре подобный ботанический сад появился и в Праге. Собственные сады имели не только дворцовые комплексы, но и городские светские постройки, располагающие собственным участком земли, более обширные сады разбивались при городах. Некоторые сведения о том, как выглядели светские сады при домах знати и средневековых городах приходят из поэзии, литературы, менестрелей и песен трубадуров. Описание композиции, атмосферы и деталей позднеготических садов содержат иллюминированные миниатюры и рукописи. Можно с уверенность сказать, что эти сады всегда имели ограждение, каменные стены часто дополнялись башенками с павильонами, иногда - рвом с водой. Между прямоугольными грядками прокладывались каменные, дощатые или кирпичные дорожки. Среди грядок с овощами и кореньями, как правило, не забывали завести грядки с растениями для: отпугивания насекомых, приготовления «любовного напитка», а также изготовления ядов. Изображения пейзажных парков встречаются на средневековых картинах. Покрытая дерном, невысокая стенка являлась неким подобием средневековой садовой скамьи. Посреди сада обычно был каменный колодец или фонтанчик с питьевой водой, иногда с бассейном для купания, а также резервуар для поливки растений и каменный столик для пищи. Вечнозеленые деревья и кусты регулярно стригли, придавая им причудливые формы и помещали в каменные вазы. Изредка в саду встречались лабиринты, орнамент которых создавался из низкого кустарника, рисунок которых сложными путями подводил к центру. Живой лабиринт выполнялся по подобию узоров на каменных полах готических кафедральных соборов. Сады при городах были составной частью жизненного уклада рыцарей, сопровождаемого галантным ухаживанием, музыкой и танцем. В некоторых садах, принадлежавших богатым владельцам, свободно летали разноцветные птицы, часто прохаживались благородные павлины. В медных садовых вольерах жили не только пеночки, дрозды и скворцы, но и фазаны с глухарями. В Европе к концу XVIII века модное регулярное направление ландшафтов сменилось пейзажным, пришедшим с Востока. Общественные парки стали ближе к естественной природе. Маршруты дорожек стали продумывать таким образом, чтобы объединить места с самыми красивыми видовыми пейзажами. В заключении, надо отметить, что смена моды и стилей, в какой бы то ни было стране, не происходило стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения.

В конце IV в. блестящая эпоха античности с ее науками, искусством, архитектурой завершила свое существование, уступив место новой эпохе - феодализму. Период времени, насчитывающий тысячелетие между падением Рима (конец IV в.) и эпохой Возрождения в Италии (XIV в.), называется средними веками, или эпохой средневековья. Это было время формирования европейских государств, постоянных междоусобных войн и восстаний, время утверждения христианства.

В истории архитектуры средневековье делят на три периода: раннесредневековый (IV-IX вв.), романский (X-XII вв.), готический (конец XII-XIV вв.). Смена архитектурных стилей существенно не отражается на паркостроении, поскольку в этот период садово-парковое искусство, являющееся самым уязвимым из всех видов искусства и более других требующее для своего существования мирной обстановки, приостанавливает свое развитие. Оно существует в виде небольших садов при монастырях и замках, т. е. на территориях, относительно защищенных от разрушения.

Период средневековья, который продолжался почти тысячу лет, не оставил образцовых садов, не создал своего готического стиля садовой архитектуры. Мрачная, суровая религия наложила отпечаток на жизнь народов Западной Европы и притупила радость восприятия красоты, выражаемой в садах с прекрасными цветами.

Сады сначала начали возникать только в монастырях. Первооснова и образец всех садов, согласно христианским представлениям, - рай, сад, насажденный богом, безгрешный, святой, обильный всем, что необходимо человеку, со всеми видами деревьев, растений, и населенный мирно живущими друг с другом зверями. Этот первоначальный рай окружен оградой, за которую бог изгнал Адама и Еву после их грехопадения. Поэтому главная "значимая" особенность райского сада - его огражденность; о саде чаще всего говорится "hortus conclusus" ("сад огражденный"). Следующей непременной и характернейшей чертой рая было в представлениях всех времен наличие в нем всего того, что может доставлять радость не только глазу, но и слуху, обонянию, вкусу, осязанию - всем человеческим чувствам. Цветы наполняют рай красками и благоуханием. Фрукты служат не только украшением, равным цветам, но и услаждают вкус. Птицы не только оглашают сад пением, но и украшают его своим красочным обликом и т. д.

Монастырский сад – его планировка и растения в нём, наделялись аллегорической символикой. Мысль о возможном воссоздании на земле Эдемского сада зародилась с тех пор, как возникли монастыри, убежища от земной суеты. Сад, отделенный стенами от греха и вмешательства темных сил, стал символом райского сада. Позднее, с распространением в католической Европе культа Богоматери, сад стал аллегорией девы Марии, символом её чистоты и девственности.

Как правило, монастырские дворы, заключенные в прямоугольник монастырских строений, примыкали к южной стороне церкви.

Монастырский двор, обычно квадратный, делился узкими дорожками крестообразно на четыре квадратные части (что имело символическое значение – крест, образуемый дорожками, должен был напоминать о мучениях Христа). В центре, на пересечении дорожек, сооружался колодец, фонтан, небольшой водоем для водных растений и поливки сада, умывания или питья воды. Фонтан тоже был символом – символом чистоты веры, неиссякаемой благодати или «дерево жизни» – райское дерево – небольшое апельсиновое или яблоня, а также устанавливался крест или высаживался куст роз. Каждая деталь в монастырских садах имела символическое значение, чтобы напоминать монахам об основах божественного домостроительства и христианских добродетелях.

Часто в монастырском саду устраивался небольшой пруд, где разводилась рыба для постных дней. Этот небольшой сад во дворе монастыря имел обычно и небольшие деревья – фруктовые или декоративные и цветы. Небольшой фруктовый сад внутри монастырского двора был символом рая. Он часто заключал в себе и монастырское кладбище.

По назначению сады делились на аптекарские огороды со всевозможными травами и лекарственными растениями, кухонные огороды с овощными культурами для нужд монастыря и плодовые сады .

Монастыри в то время были, пожалуй, единственным местом, где оказывали медицинскую помощь, как монахам, так и паломникам. Разведение лекарственных растений стало важной заботой средневековых садовников. Аптекарский огород располагался обычно во внутренних двориках, рядом с домиком лекаря, монастырской больницей или богадельней. В нем выращивались травянистые лекарственные и декоративные растения, и растения, которые могли служить красителями. Цветущие и ароматные растения сообщали красоту аптекарским грядкам. Но различных красиво цветущих растений не так много разводили в средние века. Для них не хватало места в мрачных замках и тесных городах. На небольших клочках земли, скупо освещаемых солнцем из-за высоких стен и крыш, выращивали лишь несколько излюбленных растений - розы, лилии, гвоздики, маргаритки, ирисы.

Так как в средневековье садов было мало, выращенные растения очень ценились и строго охранялись. Свидетельством того, насколько большое внимание уделялось в средние века садам и цветам, служит рескрипт 812 г., которым Карл Великий распорядился о тех цветах, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт содержал список около шестидесяти названий цветов и декоративных растений. Этот список переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы. Сады культивировались даже нищенствующими орденами. Францисканцы, например, до 1237 г. по своему уставу не имели права владеть землей, за исключением участка при монастыре, который нельзя было использовать иначе, как под сад. Другие монашеские ордена специально занимались садоводством и огородничеством и славились этим. Так же были установлены определенные законы против тех, кто портил или уничтожал растения. Согласно закону того времени, человеку, испортившему привитое дерево, грозило прожигание пальцев ног. А иногда виновного в порче чужого сада прибивали к позорному столбу, отсекали правую руку и осуждали на вечное изгнание.

Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский (или Санкт-Галленский) сад в Швейцарии.

Монастырь Святого Галла, ныне расположенный в швейцарском городе Санкт-Галлен, был в Средние века одной из крупнейших бенедиктинских обителей Европы. Был основан в 613 году Св. Галлом. Здесь сохранилась монастырская библиотека средневековых рукописей, которая насчитывает 160 тыс. единиц хранения и слывёт одной из самых полных в Европе. Одним из самых любопытных экспонатов является «План святого Галла», составленный в нач. IX века и представляющий идеализированную картину средневекового монастыря (это единственный архитектурный план, сохранившийся от раннего Средневековья).

В 1983 г. монастырь Святого Галла внесён в список памятников Всемирного наследия как «совершенный образец большого монастыря эпохи Каролингов».

Сад-лабиринт – прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В средние века идею лабиринтов использовала церковь. Для кающихся богомольцев на полу храма выкладывали мозаичные спиральные извилистые дорожки, по которым верующие должны были ползти на коленях от входа в храм до алтаря для искупления своих грехов. Так от выполнения утомительного обряда в церкви подошли к веселым прогулкам в садах, куда перенесли лабиринт, где дорожки разделялись высокими стенами стриженой изгороди. Из такого лабиринта было, как правило, только один - два выхода, которые не так-то легко можно было обнаружить. Занимая маленькую площадь, этот лабиринт создавал впечатление бесконечной длины дорожек и давал возможность совершать длительные прогулки. Возможно, в таких лабиринтах были скрыты люки тайного подземного хода.

Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках Европы. В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).

Клуатр (от лат. Claustrum – закрытое место) - крытая обходная галерея, обрамляющая закрытый прямоугольный двор или внутренний сад монастыря. Обычно клуатр располагается вдоль стены здания, при этом одна из его стен является глухой, а вторая представляет собой аркаду или колоннаду. Часто клуатром называют и сам открытый двор, окружённый галереей.

В Средние века внутренний двор клуатра непременно имел в центре колодец, от которого отходили дорожки, разделяющие пространство двора на квадранты. Клуатр обычно пристраивался к длинному южному фасаду собора. Одно из первых изображений клуатра видно на плане монастыря Сант-Галлен в Швейцарии. Клуатр представлял собой средоточие жизни монастыря, его главный коммуникационный центр, место медитации и ученой работы. Клуатр играл существенную роль как место торжественных процессий на Пасху или на Рождество.


Похожая информация.


После падения Римской империи в течение многих веков доминирующую роль в европейском обществе вместо культуры светской стала играть церковная. Центрами просвещения стали монастыри: там находились библиотеки, больницы, школы; при монастырях для хозяйственных нужд разбивались небольшие по площади сады.

Римская традиция общедоступных парков для горожан была забыта. Монахи, работавшие в саду, в первую очередь руководствовались не эстетическими соображениями, а практической пользой. В монастырских садах выращивали пряные травы, овощи и фрукты — по сути, это были огороды, снабжавшие обители пищей. Обычно огороды располагались за монастырской оградой. Были также аптекарские огороды – там растили лекарственные растения, их устраивали вблизи больницы или богадельни при монастыре. Во многих случаях, при низком уровне развития медицины тех лет, целебные свойства растения определялись приписываемым ему символическим значением, а не врачебной практикой. Там же культивировали растения, дающие яркие красители (некоторые из них были даже ядовитыми): до изобретения книгопечатания книги писали от руки ученые монахи, и природные краски нужны были для оформления колонтитулов, иллюстраций и заглавных букв в рукописи.

Но вместе с тем первооснова самой идеи сада никогда не забывалась – это Эдем, райский сад, созданный Богом, прекрасный, полный растений, птиц и животных, изобилующий всем, что нужно было человеку. После грехопадения Адам и Ева были изгнаны из райского сада. Поэтому любая попытка человека устроить сад на земле трактовалась как своего рода «возвращение в Эдем», стремление руками человека воплотить рай на земле. Так, фруктовый сад трактовался как символ рая и должен был напоминать монашествующей братии о христианских добродетелях.

Узкие дорожки крестообразно делили сад на четыре части – эта деталь, конечно, имела символическое значение. На перекрестке в центре располагался колодец, водоем, может быть, был и фонтанчик, для питьевой воды и полива растений. Источник воды имел значение символа чистоты христианской веры. Росли там декоративные растения и фруктовые деревья, и, конечно же, цветы. Если в саду было место для пруда, там разводили рыбу для поста. Привезенные в Европу во время крестовых походов экзотические растения, особенно розы, завоевали большую популярность. Часто с розой отождествлялась Мадонна, также символом Богоматери была лилия. Каждое растение в саду имело символическое значение.

Все монашеские ордена, даже нищенствующие, как францисканцы, которым долгое время уставом было запрещено иметь землю в собственности, кроме небольшого огорода, культивировали сады. Многие монастыри прославились и памятны до сих пор именно своими садами и огородами.

Короли и знать в Средние века тоже уделяли немалое внимание садоводству: сохранился указ Карла Великого, касавшийся цветов, которые нужно было посадить в его садах, перечень включал порядка шести десятков названий. Сеньоры устраивали сады при замках, забота о саде была одной из главных обязанностей хозяйки замка. За оградой, рядом с оборонительными стенами устраивали «луга цветов» для рыцарских турниров и забав знати.

Замковые сады в те годы устраивались по тем же принципам, что и монастырские. Большое значение имела культивация пряных трав: это был, во-первых, один из немногих способов разнообразить довольно скудную даже в богатых домах средневековую кухню, во-вторых, пряные ароматные растения издавали приятный запах. Райские сады, воссозданные человеком на земле, давали пищу всем пяти чувствам. Деревья — яблони, сливы, абрикосы, вишни питали вкус. Цветы – радовали глаз, пряности – обоняние, птицы, жившие в садах, своим пением очаровывали слух. Можно с гордостью признать, что славная средневековая традиция садоводства продолжается в наши дни на каждом российском дачном участке.

Аптекарские сады средневековья и их дальнейшее развитие (вопрос№17).

Термин "аптекарский сад" узок, он предполагает сад или небольшой огород для выращивания лекарственных растений, для определённой аптеки. Первое упоминание об аптекарских садах в Европе, относится к эпохе Средневековья. Монастыри в то время пользовались всеобщей славой и уважением, и были, пожалуй, единственным местом, где оказывали медицинскую помощь, как монахам, так и паломникам, поэтому обойтись без храмовых лекарственных огородов было попросту невозможно. Разведение лекарственных растений стало важной заботой средневековых садовников. Аптекарский огород располагался обычно во внутренних двориках, рядом с домиком лекаря, монастырской больницей или богадельней.

Помимо самых обычных растений, обладающих рвотными, слабительными, бактерицидными и т.д. свойствами, немалую часть выращиваемых растений могли занимать растения, обладающие психотропными, одурманивающими и наркотическими эффектами (которые принимались тогда за проявления сверхъестественных сил), поскольку мистическая составляющая процесса лечения, то есть особые обряды, имела еще очень большое, если не главенствующее, значение.

Создание лекарственных садов поощрялось и Карлом Великим (742-814г). Свидетельством того, насколько большое внимание уделялось в средние века садам, служит рескрипт 812 г., которым Карл Великий распорядился о тех растениях, которые необходимо сажать в его садах. Рескрипт содержал список около шестидесяти названий лекарственных и декоративных растений. Этот список переписывался и распространялся затем по монастырям всей Европы.

Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский (или Санкт-Галленский) сад в Швейцарии, где выращивали лекарственные растения и овощные культуры. Монастырь Святого Галла (Санкт Гален) бал основан приблизительно в 613 г. Здесь сохранилась монастырская библиотека средневековых рукописей, которая насчитывает 160 тыс. единиц хранения и слывёт одной из самых полных в Европе. Одним из самых любопытных экспонатов является «План Святого Галла», составленный в нач. IX века и представляющий идеализированную картину средневекового монастыря (это единственный архитектурный план, сохранившийся от раннего Средневековья). Судя по этому плану, там были: монастырский дворик – клуатр, овощной огород, сад цветов для церковных служб, сад лекарственных растений и фруктовый сад, который был символом рая, и заключал в себе еще и монастырское кладбище.



В библиотеке также сохранились документы, из которых следовало, что монахи не только сами разводили целебные растения, но еще и собирали их по всей Европе и даже обменивались растениями со странами исламского мира, а также привозили их из Крестовых походов. В монастырских книгохранилищах были собраны произведения античных авторов и труды великих ученых Востока, переведенными монахами на латинский язык, в которых содержались бесценные сведения о видах и свойствах растений. Так появились первые коллекционные сады. Они имели небольшие размеры, а растительные коллекции в них были представлены, размещенными в грядках, целебными, ядовитыми, пряными растениями, применявшимися в средневековой медицине, и некоторыми видами декоративных. Именно эти сады явились предшественниками экспозиции полезных растений в современных ботанических садах. Малые размеры, обычно не превышавшие нескольких сотен квадратных метров, делали сравнительно простой планировочную структуру ботанического сада того времени. Так, например аптекарский сад, в, упомянутом ранее, Санкт Галене, как можно судить по сохранившемуся плану, состоял из 16 отделов с различными полезными, декоративными и другими растениями. Экспозиции растений в этом саду представляли собой небольшие прямоугольные участки с обычными грядами.



План монастыря Святого Галла.

1. Домик лекаря. 2. Сад лекарственных растений. 3. Монастырский дворик – клуатр. 4. Фруктовый сад и кладбище. 5. Огород.

Более поздние сады трав, созданные при ботанических садах университетов, и существовавшие в целях обучения, также были спланированы в форме грядок. Несмотря на то, что на таких клумбах росло много новых растений, и они были расположены в соответствии с новыми научными принципами, сами грядки оставались такой же геометрической формы и простой планировки. Например, в саду, разбитом Обществом Лондонских Аптекарей в 17 в., такие грядки существуют и по сей день.

Начиная с XIV в. монастырские аптекарские огороды постепенно превращаются в медицинские сады, в деятельности которых уже можно отметить принципиально новые черты. В отличие от средневековых монастырских садов, медицинские сады имеют теперь не только узкопрактическое значение. Они положили начало работам по первичной интродукции растений, собирали местные и чужеземные растения, описывали их и приводили в определенную систему.

Формирование ботанических садов как научных учреждений относится к эпохе Возрождения. Этому в значительной степени способствовало широкое распространение в ту пору научных знаний и, в частности, естествознания. Первые ботанические сады научного профиля появляются в Италии в самом начале XIV в. (сад в Салерно -1309 г.), где по сравнению с другими странами Европы к тому времени сложились наиболее благоприятные общественно-исторические предпосылки для формирования новых общественно-экономических отношений, для создания и дальнейшего расцвета новой гуманистической культуры и, в частности, блестящего расцвета науки и искусства. Правда, до первой половины XVIII в. экспозиции растений в большинстве медицинских ботанических садов оставались немногочисленными, мало отличавшимися от средневековых монастырских огородов. Они располагались на участке сада в виде отдельных групп лекарственных и некоторых других растений, употреблявшихся главным образом в медицине.

Начиная с XVI в., с развитием университетской жизни, число ботанических садов в Италии существенно увеличивается: один за другим появляются сады в Падуе (1545 г.), Пизе (1547 г.), Болонье (1567 г.) и т.д. Несколько позже, в XVII в., ботанические сады создаются и в других странах Европы: при Парижском (1635 г.) и Упсальском (Швеция) университетах (1655 г.), в Берлине (1646 г.), Эдинбурге (Англия) - Королевский ботанический сад (1670 г.) и др.

Быстрое накопление растительного материала в ботанических садах потребовало его научного обобщения и систематизации. Линней, основоположник систематики растений, выступив в 1753 г. со своей "Системой растений", разработал первую стройную искусственную систему классификации растений. Линней поделил растения на 24 класса, положив в основу каждого из них произвольно взятые признаки, и тем самым создал новый метод систематизации растительного мира. Система растений Линнея вызвала к жизни многочисленные исследования, возбудила большой интерес к описанию растений. Через несколько лет после опубликования системы Линнея количество изученных и описанных растений достигло 100 тыс. Со времени систематика Линнея и ботаника стали понятиями почти тождественными. Ботанический сад того времени представлял собой как бы живой гербарий для систематики. Эстетика здесь отходила на последний план. Ботанические сады как своеобразные ботанические лаборатории при университетах, демонстрирующие различные системы растений, получили большое распространение в XVII-XVIII вв. Постепенно, в процессе исторического развития ботанических садов, у них появилась новая функция - учебно-педагогическая.

История ботанических садов в России тесно связана с зарождением и развитием российской ботанической науки. Уже к началу XVII в. в нашей стране имелось много сведений в части практического использования различных растений как в сельскохозяйственной области, так и в медицине. Способы применения лекарственных растений и описание их медицинских свойств как правило излагались в различных "травниках", которые имели особенно широкое распространение во второй половине XVII в. В течение первой половины XVIII в. в связи с развитием врачебного дела и увеличением потребности в производстве лекарственных средств количество аптекарских садов в России быстро увеличивается. Наряду с открытым в 1706 г. первым в нашей стране ботаническим садом при Московском университете, организуются и другие сады: в Лубнах в 1709 г., в Петербурге (ныне сад Ботанического института им. В.Л. Комарова) в 1714 г. В указе Петра I об учреждении Петербургского аптекарского огорода говорится, что последний создается "для умножения аптекарских трав и собирания особливых трав, яко нужнейших натуралов в медицине, также для обучения лекарей и аптекарей ботанике". Среди коллекций растений этого аптекарского огорода мы находим: ромашку, шалфей, мяту, горчицу, чабрец, можжевельник, пионы, лаванду, различные луковичные, розы и т.д. К этому же времени, к первой трети XVIII в., относится основание ботанического сада Академии наук на Васильевском острове в Петербурге. Об этом саде сохранились лишь весьма отрывочные сведения, встречающиеся в материалах архива.

Со второй половины XVIII в. в России наряду с государственными начали создаваться и многочисленные частные ботанические сады. Собирание редких экзотических растений становится в ту пору модой, которой отдавал должное каждый мало-мальски состоятельный человек. Из этого увлечения коллекционированием растений возникли многие ботанические сады того времени, в частности знаменитые сады П. Демидова в Москве, А. Разумовского в Горенках под Москвой и т. д. В некоторых из них были собраны большие, даже по нашему времени, коллекции интродуцированных растений. Так, в ботаническом саду А. Разумовского в Горенках было представлено до 12 тыс. видов и разновидностей российской флоры. Ботанический сад промышленника П. Демидова был устроен в 1756 г. и насчитывал в своих коллекциях до 5 тыс. видов и разновидностей растений.

В конце XVIII в. в России возникают и первые ботанические парки – дендропарки, которые разбивались целиком в ландшафтном стиле в соответствии с художественными вкусами того времени. К таким дендрологическим паркам, занимающим промежуточное положение между собственно ботаническим садом и обычным парком, относятся известные парки – Тростянецкий в Черниговской области, Сочинский дендропарк и Софиевский около Умани на Украине, сохранившиеся до нашего времени.

В первой половине XIX в. вновь строящиеся ботанические сады, как в России, так и за рубежом создавались главным образом как учебные сады при университетах. В последующем, постепенно по мере увеличения ботанических знаний все более и более расширяется круг деятельности ботанических садов. Так в конце XIX и начале XX вв. началось бурное развитие городов, большой размах промышленного строительства, возникновение в связи с этим сложнейших градостроительных проблем – санирования и озеленения городов, создания защитного лесопаркового пояса вокруг крупных населенных пунктов и т.д. – все это поставило перед ботаническими садами мира задачу определения наиболее рационального ассортимента растений и разработки эффективных методов озеленения городов и строительства парков.

Современные ботанические сады активно включаются в решение этих проблем; здесь подбираются и изучаются декоративные растения, сады начинают выступать в роли пропагандистов определенных приемов и методов озеленения. В ботанических садах появляются все новые и новые экспозиционные участки – сады отдельных культур, беспрерывного цветения, образцовые уголки парков. Вместе с тем ботанические сады во все больших масштабах проводят пропаганду ботанических знаний и изучения живой природы.

В планировке ботанических садов под влиянием развития свободного пейзажного направления, повсеместно укрепившегося в паркостроительном искусстве, появляются элементы ландшафтного стиля. В художественно-эстетической основе его лежали задачи создания идеализированного ландшафта. В связи с новыми художественными задачами, вставшими перед паркостроительным искусством, все более решающее значение начали приобретать проблемы изучения декоративных свойств растений и гармонического их сочетания. В ботанических садах учеными садоводами анализируются художественные особенности и дендрологические свойства различных пород, методы их оформления, возможные группировки насаждений в парках и другие важнейшие условия создания ландшафта.

Так постепенно, в процессе своего исторического развития, ботанические сады из аптекарских огородов эпохи Средневековья к нашему времени превратились в сложный организм. Необходимо отметить, что изменения ботанических садов шло в первую очередь под влиянием общего развития ботанической науки и изменявшихся требований, предъявляемых к научно-ботаническому содержанию работы ботанического сада. С другой стороны, изменения были органически связаны и с общим развитием садово-паркового искусства.

Современный ботанический сад - это сложный организм площадью до многих десятков и даже сотен гектаров, с воссозданием на отдельных участках сада целых географических пейзажей и ботанико-исторических экспозиций (альпинариев, японских, итальянских садов и т.д.), который не может обойтись без ландшафтного архитектора, достигающий художественного единства всего многообразия элементов, составляющих ботанический сад.



Поделиться