История летучего голландца. Корабль «Летучий голландец

Некоторые говорят, что видели корабль под всеми парусами. Иногда в отдалении, иногда в темноте или тумане, скользящий над водой. Его паруса могут быть разорваны в клочья, а скорость очень высокой, несмотря на отсутствие ветра. Говорят, что Голландец относится к капитану, обречённому вечно скитаться морями и не достигнуть земли. Некоторые утверждают, что капитан и его судно обречены бесконечно преодолевать штормящий мыс. Отбрасываемый волнами и ветром, Летучий Голландец, будет бесконечно повторять свои попытки. Несмотря на различия в пересказе легенды, Летучий Голландец и истории о нём известны не только морякам.

При такой известности было бы интересно узнать, есть ли хоть немного фактов в корнях легенды. Призраку Летучего Голландца примерно два столетия, но и до этого много отважных моряков бороздили моря. Должна же быть реальная причина появления легенды о Летучем Голландце. Можно начать с его появления в поп культуре. Герой оперы Вагнера 1840 года «Летучий Голландец» это капитан корабля – призрака, а не сам корабль.

В опере Вагнера Голландец капитан корабля без команды на борту. Пришвартовавшись рядом с кораблём под командованием капитана Даланда, Голландец рассказал, что поклялся Сатане во время шторма преодолеть Мыс Доброй Надежды, даже если попытки будут продолжаться до судного дня. Сатана поймал Голландца на слове и обрёк его на скитания, пока не найдётся женщина, которая полюбит Голландца. К счастью, капитан Даланд имел дочь на выданье, по имени Сента, которая услышала историю и полюбила Голландца. Однако Эрик, молодой охотник, напомнил девушке об обещании выйти замуж за него. Услышав это, Голландец понимает, что обречён, со своей призрачной командой, на вечные скитания. Но любовь Сенты к Голландцу настолько сильна, что она бросилась в море, когда его корабль ушёл за горизонт. Не сумев найти покой на земле, корабль – призрак уходит в небеса, став Летучим Голландцем.

Интересно, что Мыс Доброй Надежды не славится своей враждебностью к морякам. Такая печальная известность принадлежит Мысу Горн, самой южной точке Южной Америки. А Мыс Доброй Надежды это окончание полуострова, лежащего к югу от Кейптауна, Южная Африка, который находится в 150 километрах от самой южной точки Африки, Мыс Игольный.

Летучий Голландец известен своим мистическим появлением из темноты или тумана, пугающим очевидцев. Интересно отметить, многочисленные книги и статьи приводят полдюжины изображений Летучего Голландца, но нет зацепки для точной идентификации с ним, в случае появления. Очевидцы видели или считают, что видели деревянный корабль под парусами. Давайте посмотрим на некоторые рассказы:

«В 1881 году, будущий Король Великобритании Георг V, будучи членом команды на борту «H.M.S. Bacchante», доложил о видении Летучего Голландца, который пересёк курс судна по носу. Тринадцать других моряков на борту и два других судна видели то же самое, и запись об этом случае находится в официальных публикациях Адмиралтейства.»

В 1942 году Нацистский адмирал Карл Дониц (Karl Dönitz), будучи на то время командующим подводным флотом, доложил следующее: «Несомненно, экипажи субмарин доложили о видении Летучего Голландца к востоку от Суэц.»

«В 1939 году, дюжина наблюдателей на пляже Глинкейрн (Glencairn Beach) сообщили, что видели Летучего Голландца идущего под всеми парусами в берег. Корабль исчез за мгновения до катастрофы.»

«Смотритель маяка Кейптауна сообщал о появлениях Летучего Голландца во время шторма.»

«В 1835 году Британский корабль почти столкнулся с Летучим Голландцем в ночи во время шторма, который исчез прямо перед носом.»

И множество других сообщений.

Высокие мачты кораблей были распространены в то время по всему миру, и это было обычное явление. Даже в современном мире немало парусных кораблей, например Норвежский « Christian Radich.», Американский « Eagle», Японский « Nippon Maru II». Оман спустил на воду в 2014 году трёхмачтовое парусное судно. Прибавим к этому другие суда с прямоугольными парусами и посмотрим, какой из них можно представить Летучим Голландцем.

Попробуем сузить поиск, заглянем назад в период до написания Вагнером оперы в 1840 году, и что могло стать для него отправной точкой. Многие исследователи прочесали литературу. Два Датских капитана: Бернард Фокке (Bernard Fokke) и Хендрик Ван дер Декен (Hendrik Van der Decken) чаще других претендуют на роль Летучего Голландца. Итак, первое печатное упоминание о Летучем Голландце относится либо к кораблю, либо к его капитану. В 1790 году мелкий воришка Георг Баррингтон (George Barrington), из Ирандии, был выслан в Австралию за свои проступки. После освобождения в 1795 году он публикует книгу «Путешествие в Новый Южный Уэльс» (A Voyage to New South Wales), рассказывая историю о двух Датских кораблях, один из которых затонул у Мыса Доброй Надежды, потеряв всю команду. Второй корабль благополучно прибыл в Англию, но во время следующего рейса по тому же маршруту снова попал в шторм в этом же месте и моряки на мгновение увидели погибший ранее корабль. Баррингтон не называет имени корабля, но говорит, что корабль – призрак моряки теперь называют не иначе, как Летучий Голландец. Пока это самое раннее упоминание имени призрака в печатном тексте.

Бернард Фокке был реальным персонажем. Он был Голландским капитаном Голландской Восточно Индийской Компании, и славился быстрым прохождением маршрута между Голландской Республикой и Явой, который пролегал через Мыс Доброй Надежды. По слухам, Фокке использовал стальные элементы такелажа, вместо деревянных, что позволяло ему идти на всех парусах, когда остальные брали рифы. Фокке родился в 1600 году, а его рекорд скорости зарегистрирован в 1678 году, что говорит о феноменально долгой карьере капитана. Говорят, что он затерялся в море, но нет подробностей, где и при каких обстоятельствах. Книги с морскими легендами регулярно вспоминают, что Фокке затонул у Мыса Доброй Надежды во время шторма, но нет записей подтверждающих это. Соответственно нет записей о его клятве во время шторма и нет записей о прозвище Летучий Голландец при жизни. В любом случае, Фокке ушел из жизни на столетие раньше до первого упоминания Летучего Голландца в печати. Из этого, почти наверняка, можно предположить, что его имя связали с кораблём – призраком намного позднее. Связь, кстати, очень уместная. В крепкий ветер Бернард Фокке шёл под всеми парусами, когда другие капитаны брали рифы и плелись позади него.

Современником Фокке был Хендрик Ван дер Декен, также капитан Восточно Индийской Компании, который в 1641 году не вернулся из плавания. Некоторые источники называют не 1641, а 1680 год. Но записи Африканского отделения Восточно Индийской Компании, основанного в 1652 году, ничего не упоминают о Хендрике Ван дер Декен. По этой причине 1641 год более похож на корректную дату. Место его гибели может быть где угодно, между Данией и Азией. Немало капитанов забирали морские воды в те времена; но Хендрик Ван дер Декен запомнился благодаря Британскому новеллисту Фредерик Марриет (Frederick Marryat), капитан в прошлом, написавший в 1839 году «Корабль — призрак» (The Phantom Ship) с вымышленным капитаном Филипом Вандердекен (Philip Vanderdecken). Но это чистой воды приключенческая повесть, написанная через пол столетия после появления названия «Летучий Голландец» и она никак не может претендовать на историческую документальность.

Чтобы подвести итоги, давайте посмотрим по датам на известное наверняка:

  • 1641: Морской капитан Хендрик Ван дер Декен пропал в море при невыясненных обстоятельствах.
  • 1678: Бернард Фокке совершил самый быстрый переход, возможно получив прозвище Летучий Голландец.
  • 1795: Георг Баррингтон впервые описывает корабль – призрак, говоря Летучий Голландец.
  • 1839: Фредерик Марриет пишет новеллу о корабле – призраке и его проклятом капитане по имени Вандердекен.
  • 1840: Вагнер пишет свою оперу, гарантируя Летучему Голландцу всемирную известность.

Помимо Фредерика Марриет, тема Летучего Голландца затронута другими авторами (Вальтер Скотт, Вашингтон Ирвинг). Множество очевидцев времён выхода книги Марриет и позднее сообщают о феномене. Самым подозрительным можно назвать пробел более столетия между временем Бернарда Фокке и первым упоминанием Летучего Голландца Баррингтоном. Ко времени написания его книги Голландская Восточно Индийская компания закрылась, находясь в упадке полстолетия. Двухсотлетняя деятельность компании использовала одни и те же морские пути. За это время было сложено и пересказано множество легенд. Мы никогда не узнаем наверняка, что следует понимать под именем Летучий Голландец; судно или одного из капитанов. Возможно это Бернард Фокке или Хендрик Ван дер Декен, а может и совершенно другой моряк, затерявшийся в многовековой истории мореплавания. Корабли возвращались или погибали, капитаны поднимали паруса и сменяли друг друга, старые морские волки пересказывали бесконечные истории путешествий молодым морякам. Вам тоже могут поведать одну из них в темноте штормовой ночи.

Иллюстрация любезно предоставлена Giovanni.org

Перевод Владимир Максименко 2013-2014

Среди всех морских мифов и легенд, пожалуй, одна из наиболее известных - легенда о Летучем Голландце. Многие люди сообщали о том, что видели судно капитана Ван дер Деккена с тех пор, как оно затонуло в 1641 году. За свою дерзость и богохульство капитан по прозвищу Летучий Голландец и его команда обречены бороздить морские просторы до самого Судного дня.

«Летучий Голландец» работы Говарда Пайла

Корабль Ван дер Деккена совершал торговый рейс из Голландии в восточную Индию. После того, как трюмы были доверху набиты шёлком, специями и другими дорогими товарами, корабль отправился обратно в Амстердам. Огибая южный берег Африки, капитан размышлял, что не мешало бы неподалёку от Мыса Доброй Надежды устроить место отдыха, где можно причалить и передохнуть перед тем, как штурмовать бушующие волны.


Мыс Доброй Надежды

Роковой рейс и проклятие

Когда корабль начал огибать мыс, капитан был глубоко погружён в свои мысли. Внезапно налетел ужасный порыв ветра, угрожающий опрокинуть судно. Моряки призывали капитана повернуть назад, но Ван дер Деккен наотрез отказался. Некоторые считают, что он впал в безумие, другие - что он был пьян, но в любом случае капитан приказал команде двигаться вперёд. Он зажёг свою трубку и курил, наблюдая, как бьются о борт огромные волны. Вертер порвал паруса, и вода проникла в трюм, но капитан упорно следовал своим курсом, изрыгая кощунственные ругательства.


Портрет капитана Ван дер Деккена

Доведённая до предела команда взбунтовалась. Без малейших сомнений капитан застрелил зачинщика бунта и бросил его тело в бушующие воды. В тот момент, когда труп коснулся воды, послышался голос, спрашивающий, не желает ли Ван дер Деккен переждать эту ночь в бухте. Но дерзкий моряк ответил: «Будь я проклят, если сверну с пути, пусть даже мне придётся болтаться здесь до судного дня! »


«Летучий Голландец» кисти Альберта Пинкхема Райдера

И тогда голос вновь заговорил: «Да суждено тебе вечно плавать по океану с командой мертвецов, неся смерть каждому, увидевшему твой призрачный корабль, и никогда не пристанешь ты ни к какому порту, и не будешь знать ни секунды покоя. Желчь будет твоим вином и раскалённое железо твоим мясом!» Услыхав этот приговор, капитан, не моргнув глазом, воскликнул: «Да будет так!»

Корабль-призрак

С тех самых пор капитан Ван дер Деккен по прозвищу Летучий Голландец так и плавает на своём корабле. Бывалые моряки говорят, что встретившие его судна сбиваются с пути, напарываясь на рифы и скрытые под водой камни. Есть поверье, что если всмотреться в волны, бушующие у Мыса Доброй Надежды, то можно увидеть капитана во главе его команды скелетов. Но будьте осторожны, согласно легенде каждый, кто заметит Голландца, обязательно умрёт ужасной смертью.

Легенда о Летучем Голландце обрела известность в 1843 году благодаря одноимённой опере Вагнера. Но причина, по которой эта легенда жива и по сей день, вдохновляя многих авторов (от Вагнера и Кольриджа до создателей мультфильма «Губка-Боб») кроется в том, что многие убеждены, что видели призрачный корабль.


Последняя сцена из оперы Вагнера «Летучий Голландец» (1843)

Одна из наиболее известных встреч произошла 11 июля 1881 года. С Летучим Голландцем столкнулся принц Уэльский Джордж (будущий король Георг V) и его брат принц Альберт Виктор, плывшие недалеко от берегов Австралии. После принц Джордж написал в своём дневнике:

«11 Июля. В 4 утра мы повстречали Летучего Голландца. Странный красный свет окружал призрачный корабль с его мачтами, рангоутом и парусами. Шхуна находилась в двухстах ярдах сзади и слева по борту, где её видел вахтенный офицер. Кормовой мичман был немедленно направлен на бак, но прибыв туда, он не увидел ни малейшего следа какого-либо корабля, лишь чистое спокойное море до самого горизонта. В общей сложности шхуну видели тринадцать человек, и в 10:45 утра матрос, первым сообщивший о появлении Летучего Голландца, упал с грот-мачты на полубак и расшибся насмерть».

Современные учёные придерживаются мнения, что корабль Голландца - не более, чем мираж, отражение лучей света от океанской воды.

С тех пор Летучий Голландец бороздит морские просторы, сея смерть и разрушение. Как гласит поверье, призрак Летучего Голланца предвещает верную гибель для корабля или части экипажа. Поэтому моряки боялись его, как огня, суеверно прибивая к мачтам лошадиные подковы.

"…И если в час прозрачный, утренний Пловцы в морях его встречали, Их вечно мучил голос внутренний Слепым предвестием печали…"

Есть и другой, вполне реальный прецедент "летучего голландца". В 1770 году на одном из кораблей вспыхнула эпидемия неизвестной болезни. Находясь в окрестностях Мальты, моряки попросили убежища в местном порту. Власти отказали из соображений безопасности. Подобным же образом поступили порты Италии и Великобритании, обрекая обитателей корабля на медленное умирание. В конце концов судно действительно превратилось в плавающий остров с грудой скелетов на борту.

Интересно, что с Летучим Голландцем чуть было не встретился один из представителей английской королевской семьи. 11 июля 1881 года британский корабль "Вакханка", на борту которого находился юный принц в качестве курсанта-гардемарина, встретил корабль-призрак. Волею судеб принцу было суждено прожить еще долгие лета и стать королем Георгом V. А вот матрос, стоявший в тот роковой день на дозоре, вскорости свалился с мачты и расшибся насмерть.

Но самое потрясающее во всей этой истории состоит в том, что легендарный корабль встречали даже в 20 веке! Так, в марте 1939 года его присутствие воочию наблюдало множество южно-африканских купальщиков. Это событие задокументировано, так как в тот день о нем писали все газеты. Аналогичная история произошла с одной из

Итак, рассказывают, что однажды некий голландский капитан захотел обогнуть мыс Горн. Дело было поздней осенью, а всякий знает, что там в ту пору дуют непреоборимые злые ветры. Голландец зарифливал паруса, менял галсы, но ветер, дувший в лоб, неизменно отбрасывал его назад. Он был лихой и опытный моряк, однако, величайший грешник, к тому же еще упрямый, как морской черт. По этим приметам некоторые признают в нем капитана Ван-Страатена из Дельфта. Иные, впрочем, горой стоят за шведского капитана Ван дер Декена. Оба они жили лет триста назад, любили заглянуть на дно бутылки, а уж кощунствовали, говорят, так, что, услышав их, киты переворачивались кверху брюхом. Вот, стало быть, этот Ван-Страатен, или Ван дер Декен, совсем взбесился, когда встречный ветер в пятый или шестой раз преградил ему путь. Он весь затрясся от злости, поднял кулаки над головой и прокричал навстречу буре такую чудовищную божбу, что тучи, не вытерпев, сплюнули в ответ дождем. Мокрый от макушки до пят, потеряв треугольную шляпу, Голландец, однако, не унялся. Костями своей матери он поклялся хоть до Страшного Суда огибать мыс Горн, пока, наперекор буре, не обогнет его!

И что же? Голландец был тут же пойман на слове! Бог осудил его до скончания веков скитаться по морям и океанам, никогда не приставая к берегу! А если он все-таки пытался войти в гавань, то сразу же что-то выталкивало его оттуда, как плохо пригнанный клин из пробоины. Господь бог наш, между нами будь, сказано, тоже из упрямцев! Если ему втемяшится что-либо в голову, попробуй-ка — это и буксиром не вытащишь оттуда! Вот, стало быть, так оно и идет с тех пор. Четвертое столетие носится Летучий Голландец взад и вперед по морям. Ночью огни святого Эльма дрожат на топах его мачт, днем лучи солнца просвечивают между ребрами шпангоутов. Корабль — совсем дырявый от старости — давно бы затонул, но волшебная сила удерживает его на поверхности. И паруса всегда полны ветром, даже если на море штиль и другие корабли лежат в дрейфе. Встреча с Летучим Голландцем неизменно предвещает кораблекрушение! Пусть под килем у вас хоть тысяча футов и ни одной банки на сотни миль вокруг — камушки у Летучего всегда найдутся! Еще бы! Нрав-то не улучшился у него за последние три с половиной столетия. Да и с чего бы ему улучшиться?..

Но, после того как господь бог наш придержал Голландца за полы кафтана у мыса Горн, старик уже не отваживается дерзить небесам. Теперь он срывает зло на своем же брате, на моряке. Мертвый завидует нам, живым! Мертвые завистливы, поверьте мне! А Летучему вдобавок до смерти надоела эта канитель. Который год, как неприкаянный, болтается он между небом и землей. Вот со зла и подстерегает моряков где-нибудь у камней. Может попасться вам на глаза и в шторм и в штиль, вылезти под утро из тумана, появиться далеко на горизонте либо выскочить рядом, как выскакивает из воды поплавок от рыбачьих сетей. Иной раз он показывается даже в солнечный день. И это, говорят, страшнее всего! Прямо по курсу замечают слабое радужное мерцание, как бы световой смерч. Он быстро приближается, уплотняется. Глядите: это призрачный корабль, который в брызгах пены переваливается с волны на волну! Тут, пожалуй, взгрустнется, а? Только что его не было здесь, и вот он — на расстоянии окрика, виден весь от топа мачт до ватерлинии. Старинной конструкции корма и нос приподняты, с высокими надстройками, как полагалось в семнадцатом столетии, по бортам облупившиеся деревянные украшения. И на гафеле болтается флаг, изорванный до того, что невозможно определить его национальную принадлежность. А что еще тут определять? Могильным холодом сразу потянуло с моря, словно бы айсберг поднялся из пучины вод! Шкипер, остолбенев, смотрит на компас. Что это случилось с компасом? Корабль меняет курс сам по себе! Но его не сносит течением, и в этом районе нет магнитных аномалий, а ветер спокойный, ровный бакштаг. Это призрак, пристроившись впереди, повел следом за собой. Румб за румбом уводит корабль от рекомендованного курса. По реям побежали матросы, убирая паруса! Боцман и с ним еще несколько человек сами, без приказания, бросились на помощь рулевому, облепили со всех сторон штурвал, быстро перехватывают спицы, тянут, толкают изо всех сил! Ноги скользят по мокрой палубе. Нет! Не удержать корабль на курсе! Продолжается гибельный поворот! И всё быстрей сокращается расстояние между вами и вашим мателотом. Можно уже различить лица людей, стоящих на реях и вантах призрачного корабля. Но это не лица — черепа! Они скалятся из-под своих цветных головных повязок и сдвинутых набекрень маленьких треуголок. А на шканцах взад и вперед, как обезьяна в клетке, прыгает краснолицый капитан. Полюбуйтесь на него, пока есть время!

Наружность Летучего Голландца описывают так. Будто бы просторный коричневый кафтан на нем, кортик болтается на поясе, шляпы нет, седые космы стоят над лысиной торчком. Голос у него зычный, далеко разносится над морем. Слышно, как он подгоняет своих матросов, грозится намотать их кишки на брашпиль, обзывает костлявыми лодырями и тухлой рыбьей снедью. Поворот закончен. Рулевой бросил штурвал, закрыл лицо руками. Впереди, за бушпритом, в паутине рей, увидел неотвратимо приближающуюся белую полосу, фонтаны пены, которые вздымаются и опадают. Это прибой! И будто лопнул невидимый буксирный трос. Видение корабля рассеивается, как пар. Летучий Голландец исчез. Слышен скрежещущий удар днища о камни. И это последнее, что вы слышите в своей жизни… Надо вам, пожалуй, рассказать еще о письмах. Бывают, видите ли, счастливчики, которым удается встретить Летучего Голландца и целехонькими вернуться домой. Однако случается это редко — всего два или три раза в столетие. Ночью на параллельном курсе возникает угловатый силуэт, причем так близко, что хоть выбрасывай за борт кранцы. Всех, кто стоит вахту, мгновенно пробирает озноб до костей. Ошибиться невозможно! От черта разит серой, от Летучего тянет холодом, как из склепа. Простуженный, хриплый голос окликает из тьмы: — Эй, на судне! В какой порт следуете? Шкипер отвечает, еле ворочая языком, готовясь к смерти. Но его лишь просят принять и передать корреспонденцию. Отказать нельзя: это закон морской вежливости. На палубу плюхается брезентовый мешок. И сразу же угловатый силуэт отстает и пропадает во мгле. Ну, сами понимаете, во время рейса команда бочком обходит мешок, словно бы тот набит раскаленными угольями из самой преисподней. Но там письма, только письма. По прибытии в порт их вытаскивают из мешка, сортируют и, желая поскорее сбыть с рук, рассылают в разные города. Адреса, заметьте, написаны по старой орфографии, чернила выцвели! Письма приходят с большим опозданием и не находят адресатов. Жены, невесты и матери моряков, обреченных за грехи своего сварливого упрямца-капитана скитаться по свету, давным-давно умерли, и даже след их могил потерян. Но письма приходят и приходят.

Будьте бдительны! Ученые утверждают, что вы можете разделить судьбу «Летучего Голландца» — корабля-призрака, обреченного вечно бороздить моря и океаны, который, как полагают, стал одной из первых жертв Бермудского треугольника. «Экипаж «Летучего Голландца» попал в петлю времени, и он не в состоянии выкарабкаться из нее с XVII века», — говорит историк, профессор Дональд Вильсон, который посвятил изучению Бермудского треугольника целых 30 лет. По словам исследователя, моряки корабля обречены проживать одни и те же события до конца времен или пока не исчезнут Земля и ее океаны. Эксперты полагают: любой может стать жертвой петли времени.

Вильсон добавляет: «Без сомнения, жертвы не понимают, что с ними произошло. Для капитана и экипажа это был обычный день в конце 1660 года, и они считают, что благоприятный ветер, дующий в паруса, несет их домой». Вильсон тщательно изучил старинные записи плаваний и обнаружил ранее неизвестные ссылки на судовой журнал, который вел капитан «Летучего Голландца» Ван дер Декен до того, как корабль отправился в свой последний путь.

Эти записи свидетельствуют, что он планировал проплыть мимо Бермуд. Следовательно, судно оказалось в районе, именуемом ныне Дьявольским треугольником. Капитану и экипажу опыта было не занимать, а корабль по тем временам был самым совершенным. Погода была спокойной. Короче говоря, не было никаких навигационных причин для того, чтобы «Летучий Голландец» исчез. Не были найдены ни обломки корабля, ни тела моряков, что тоже является свидетельством — произошло нечто сверхординарное.

Объяснение одно — повинен Дьявольский треугольник. Как утверждает Вильсон, этот район океана является окном в еще не открытые измерения пространства и времени. При некоторых обстоятельствах, которые нам не дано понять и которые невозможно предугадать, это окно на короткий период распахивается. Всё и все, кто к несчастью оказался там, засасывается в эти иные измерения. Но след их остается в ловушке пространства и времени. Вот почему они появляются изредка, как и «Летучий Голландец», в виде призраков.

Не случайно живет и легенда о «Летучем Голландце»: ведь корабль-призрак появляется там, где есть окно-проход в ловушку времени.

Происхождение

В искусстве

Образ «Летучего голландца» был весьма популярен в искусстве XIX -XX веков .

  • Опера «Летучий голландец или корабль-призрак» (‘The Flying Dutchman’), сл. Фицболла, музыка Родуэлла () (1826, Adelphi Theatre).
  • «Летучий голландец » - одна из первых опер Рихарда Вагнера , увидевшая свет в Дрездене в 1843 году. Музыка к опере писалась очень быстро, после поездки Вагнера с женой Минной на корабле в Англию, во время которой они попали в шторм, что и дало пищу воображению композитора.
  • «Корабль-призрак» (англ. ) (1839) - роман английского писателя Фредерика Марриета , рассказывающий о скитаниях Филиппа Ван дер Деккена, сына капитана проклятого корабля.
  • Популярная британская баллада «Плотник» (англ. The House Carpenter ) рассказывает историю о молодой женщине, которую юноша (дьявол в образе юноши) соблазняет богатыми посулами, уговаривая уехать с ним. Девушка решается покинуть своего мужа плотника и детей, садится на его корабль, но через несколько недель плавания он идёт ко дну. В некоторых версиях баллады дьявол сам топит свой корабль, а в некоторых - он разбивается во время шторма. Поверье это связано с тем, что кораблям, на борту которых едут неверные супруги, уготована трагическая участь, а капитан-дьявол отождествляется с капитаном «Летучего голландца».
  • Стихотворение Н. Гумилёва « » из цикла «Капитаны», IV.
  • «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца » (2006) и «Пираты Карибского моря: На краю света » (2007) - вторая и третья части серии остросюжетных фильмов кинокомпании «Walt Disney Pictures» о пиратах. Капитаном является Дейви Джонс , персонаж другой морской легенды - про сундук Дэви Джонса
  • Появляется в мультсериале «Губка Боб Квадратные Штаны ».
  • Композиция «Seemann » немецкой рок-группы «Rammstein » рассказывает историю, основанную на легенде о «Летучем голландце».
  • «Летучий голландец» - московская рок-группа 1992-1997 годов.
  • В романе Леонида Платова «Секретный фарватер» «Летучим голландцем» называют засекреченную подводную лодку, выполняющую задания особой важности для нужд Третьего Рейха. Также в романе приводится одна из версий легенды в литературной обработке. В частности, в конце легенды сказано, что есть некое слово, если произнести его при встрече с «Летучим Голландцем», проклятие будет разрушено навсегда.
  • «Летучий голландец» - песня на стихи Бориса Баркаса, исполнявшаяся в 70-е годы в рок-андеграудной среде, в частности, российской рок-групой «Машина времени » с альбома «Неизданное I », вышедшего в 1996 году.
  • «Летучий Голландец», художественный фильм, Фора-фильм - Ялта-фильм, 1990 г.
  • «Летучий голландец» (1993) - музыкальная пьеса для гитары композитора В. Козлова.
  • «Летучий голландец» - песня российской пауэр-метал-группы «NeverLie».
  • «Летучий голландец » - фильм голландского режиссёра Йоса Стеллинга, выпущенный в 1995 году.
  • «Летучий голландец» - корабль-призрак в манге и аниме «One Piece ». Капитаном является представитель расы рыболюдей Ван Дер Деккен IX, потомок первого капитана легендарного судна.
  • «Легенда о Летучем Голландце» книга С. Сахарнова 1995 г.
  • «Летучий голландец» (The Dutch Wife, 2002) - книга канадского писателя Эрика Маккормака .
  • Упоминается в качестве страшной морской легенды в рассказе «Капитан Дюк» Александра Грина .
  • В книге «Двое с „Летучего Голландца“» писателя Брайана Джейкса представлена одна из вариаций легенды о Летучем Голландце. Вокруг нее развивается повествование.
  • Роман Анатолия Кудрявицкого «Летучий голландец» (2012) дает новую версию легенды, где капитан проигрывает спор Смерти и Смерти При Жизни, и достается последней, на чем и основано последующее повествование о российской жизни в 70-х годах 20-го века.

См. также

  • «Мария Целеста » - другое нарицательное имя для обозначения кораблей-призраков.
  • «Корсары: Город потерянных кораблей » - компьютерная ролевая игра, в которой игроку предоставляется возможность снять проклятие с «Летучего голландца».

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Поделиться