Как греки себя называют. Происхождение греческого народа

Греция занимает южную часть Балканского полуострова и острова Эгейского, Средиземного и Ионического морей. Площадь страны - около 133 тыс. кв. км, около пятой ее части приходится на острова. Самые большие из принадлежащих Греции островов: в Средиземном море - Крит (8,3 тыс. кв. км), в Эгейском - Эвбея, Лесбос, Хиос, Самос, Родос (наиболее крупный среди Додеканезских островов), Наксос (самый большой остров Киклад); в Ионическом море - Кефаллиния и Корфу (Керкира). Материковая Греция почти со всех сторон омывается морем и только с севера граничит с Албанией, Югославией, Болгарией и Турцией. Протяженности сухопутных границ в 12 раз меньше, чем морских. Моря, омывающие Балканский полуостров,- Эгейское, Средиземное и Ионическое - играют видную роль в хозяйстве страны.

Рельеф Греции очень расчлененный, сильно гористый: горы занимают около 4 / 5 всей площади страны. Низменностей мало, они невелики и отгорожены горами друг от друга; большая часть их примыкает к морю. Главные горные системы - Родопские горы на северо-востоке страны, Пинд на севере и в центре полуострова, горы Пелопоннеса на юге. Самый высокий горный массив Греции - Олимп в Фессалии с вершиной Ано Олимпос (около 3 тыс. м высоты); эту гору древние греки считали местопребыванием своих богов. Большинство островов также гористы; на островах Эгейского моря есть действующие вулканы.

Климат Греции очень разнообразен: в низменных районах он типично средиземноморский - там влажная теплая зима и жаркое лето; в горах - умеренный и даже холодный, сухой; многие горы на севере покрыты снегом более полугода. В других областях снег выпадает изредка и обычно быстро тает.

Речная сеть скудна, реки короткие, многие из них летом пересыхают, судоходных почти нет.

В древности Греция была богата лесами, но сейчас их очень мало. Лесная растительность сохранилась только местами в северных и центральных областях страны (дуб, сосна, ель, бук). Низменные и холмистые побережья покрыты кустарниками. В горах выше зоны лесов - альпийские луга. Животный мир беден. Дикие звери, о которых много говорится в древних мифах, сейчас почти истреблены. Лишь кое-где в северных горах остались дикий кабан, косуля, лань и некоторые другие животные. Зато очень разнообразно пернатое царство.

Недра греческой земли довольно богаты полезными ископаемыми. Здесь есть сырье и для черной металлургии (железо, марганец, хром), и для химической промышленности (серный колчедан, магнезиальные соли), и разнообразные строительные материалы - гипс, мрамор, известняк, гранит и многие другие. Очень мало энергетического сырья, хотя горные реки в какой-то степени способны компенсировать этот недостаток.

Население

Греки - основное население двух государств: I ре- ции и Кипра. В материковой и островной Греции в 1961 г. их насчитывалось 7 млн. 960 тыс. человек из 8 млн. 387 тыс. человек населения страны, т. е. около 95%. На Кипре их численность равнялась 460 тыс. человек, т. е. 80% населения острова.

Еще с древних времен греки расселялись и по другим странам. В античных полисах практиковалась система принудительной эмиграции, принимавшая форму периодического устройства колоний (особенно интенсивной греческая колонизация была в VIII-VI вв. до н. э.). Переселения эти продолжались и на протяжении последующих веков, особенно в эпоху Византийской империи. В период турецкого господства (XV-XIX вв.) греческие колонии возникали во многих европейских странах, в том числе на юге России, в Италии, Австрии и др. Много греков живет ныне в Объединенной Арабской Республике (80 тыс. человек), в Турции (100 тыс. человек) и других странах Ближнего Востока, в Албании и Советском Союзе. В СССР насчитывается 309 тыс. греков (1959 г.), из них 41,5% считают греческий язык родным. Греческое старожильческое население живет главным образом в городах и поселках Приазовья, Северного Причерноморья, Крыма, Черноморского побережья Кавказа и в Цалкинском районе Грузинской ССР.

В современной Греции, где годовой прирост населения составляет 80- 100 тыс. человек, эмиграция представляет собой постоянное национальное бедствие. Много тысяч греков покидают родину каждый год в поисках работы и «лучшей жизни».

Основные причины эмиграции - слабое развитие производительных сил в стране, противоречия капиталистического строя, порождающего массовую безработицу, и преследование демократически настроенных граждан.

Эмигрируют главным образом люди в возрасте от 15 до 35 лет. Таким образом, страна теряет свои лучшие силы. Большинство эмигрантов - земледельцы, моряки, пастухи; так как они не знают языка страны, в которую иммигрируют, и не имеют профессиональной квалификации, они используются на тяжелых работах в промышленности и на транспорте или занимаются обслуживанием городского хозяйства.

В 1961 г. в США насчитывалось свыше 400 тыс. греков, в Канаде - 40 тыс. человек, в Австралии-80 тыс. человек. В конце 50-х - начале 60-х годов волна эмигрантов направилась в Федеративную Республику Германии.

Всего в Греции и за ее пределами насчитывается свыше 10 млн. греков.

Кроме греков, на севере Греции живут славяно-македонцы, албанцы, турки, аромуны (валахи, влахи, или куцо-влахи), в городах-армяне и др. Значительное увеличение населения Греции и усиление однородности его этнического состава приходится на 1922-1927 гг. за счет иммигрантов из Малой. Азии и прилегающих к Греции районов Болгарии и европейской части Турции: обмен населения был проведен согласно условиям Лозаннского мирного договора 1923 г. Всего за это время вернулось на родину 1 млн. 248 тыс. эллинов, осевших главным образом в следующих областях: Македонии, Фракии, Фессалии, а выбыло из страны около 370 тыс. мусульман, главным образом турок Фракии, и около 200 тыс. славяноязычного населения Македонии.

Славяно-македонцы (около 150 тыс. человек) живут в номах Флорина и Кастория. Романоязычные аромуны, или влахи, по всей вероятности,являются потомками местного населения (как и славяно-македонцы), смешавшегося с романизированными фракийцами,а может быть, и кельтами. Название «влахи» в византийскую эпоху получило пренебрежительный оттенок («влах»-грубый, некультурный человек). Греки их называют куцо-влахи («хромые влахи») намекая на их плохое знание греческого языка.

Аромуны занимаются пастушеством по хребтам Пинда, Олимпа и Фракии; многие из них осели в деревнях и городах. Самый немногочисленный влашский элемент составляли влахо-меглениты в КараДжове (Македония), сменившие в XVIII в. христианство на ислам. В связи с обменом населения они были переселены в Турецкую Фракию, в Малую Азию и частично в Югославию. Их бывший центр - село Нотя - заселен теперь трапезундскими греками. Албанцы расселены на севере Эпира вблизи албанской границы. Кроме того, в разных местах Греции живут потомки албанских колонистов, поселявшихся на территории нынешней Греции примерно с XIV в., а по некоторым сведениям - даже с XII в. Большинство турок после 1923 г. переехало из Греции в Турцию. Некоторое число турок (115 тыс. человек) живет сейчас во Фракии.

Этническая история

Древнейший этнический компонент греческого народа - древние греки - создатели высокой античной цивилизации, сыгравшей выдающуюся роль в развитии всей последующей культуры Европы и Ближнего Востока.

Вопрос о происхождении греков много обсуждался в научной литературе. С периода неолита области, омываемые Эгейским морем, населяли пеласги, карийцы и лелеги. Вопрос о происхождении пеласгов еще не решен наукой. Многие ученые считают их доиндоевропейским населением и полагают, что индоевропейский элемент проник в Средиземноморье только с переселением предков древних греков.

Исследователи, придерживающиеся этой теории (К. Паули, П. Кречмер, А. Фик), считают, что крито-микенские тексты (III и II тыс. до н. э.) написаны на языке доиндоевропейском; доиндоевропейскими они признают и языки древнего населения Малой Азии. По этой теории, индоевропейские племена (предки древних греков) проникли в Эгейский мир в конце III или во II тыс. до н. э. тремя волнами: ионийцы (XIX в. до н. э.), ахейцы и близкие к ним эолийцы (XVI в. до н. э.), дорийцы (XII-XI вв. до н. э.).

Иначе подошел к проблеме ранних стадий греческого этногенеза современный болгарский лингвист В. Георгиев. Он полагает, что греческий язык наслоился не на какой-то доиндоевропейский пласт, а на другой индоевропейский язык, родственный греческому. Таким языком этот ученый считает пеласгский. Пеласги, по его мнению, заселили Пелопоннес и Аттику еще с IV тыс. до н. э. или даже раньше, а греки проникли в Грецию гораздо раньше, чем считалось до сих пор,- вероятно, уже с первой половины III тыс. до н. э. На Крите они появились, по мнению того же ученого, не в конце XV в. до н. э., как полагали другие исследователи, а раньше, так как крито- микенское письмо, как это доказано новейшими исследованиями, принадлежало ахейцам. Сейчас многие ученые также считают пеласгский язык индоевропейским.

Ионийцы жили в Аттике и в северо-восточной части Пелопоннеса, а также на многих островах; ахейцы занимали почти весь Пелопоннес и Крит; эолийцы расположились в нынешней Фессалии и Средней Греции, за исключением Аттики; дорийцы покорили ахейцев Пелопоннеса и Крита и заняли несколько других островов Эгейского моря.

VIII-VII вв. до н. э. для древних греков были периодом бурного экономического и культурного развития. Рост земледелия, ремесла, торговли привел к созданию небольших рабовладельческих городов-государств (полисов), власть в которых принадлежала старой родовой аристократии. Однако полисыне объединялись и зачастую враждовали между собой. Поэтому и диалекты греческих племен долго сохраняли свою обособленность. Впоследствии, в классическую эпоху, на каждом из них сложилась своя литература, особенно богатая на ионическом и аттическом диалектах.

В этот важный для греческой истории период происходила так называемая великая греческая колонизация - устройство многочисленных колоний на берегах Средиземного и Черного морей. В этот период установилось общегреческое культурное единство и общее самоназвание - эллины (sX,?nr|V8g). Первоначально «эллины» было названием одного из племен в Фессалии или Эпире, но постепенно оно распространилось на все грекоязычное население. Греками (Graeci ) называли эллинов римляне; вначале это имя относилось к греческим колонистам Южной Италии; через римлян этот этноним стал известен народам Европы Однако название «греки» встречается еще у Аристотеля как наименование жителей одной из местностей Эпира.

В период колонизации власть земельной аристократии была сломлена рабовладельцами-торговцами. Возникли и укрепились товарные отношения, сформировались первые греческие государства. Все это вело к этническому сплочению эллинов. Важную роль в сплочении городов-государств Эллады сыграли греко-персидские войны (первая половина V в. до н. э.).

Одним из наиболее развитых греческих полисов были Афины, где в VI-IV вв. до н. э. процветали ремесла, мореходство, торговля. Афины стали видным культурным центром Эллады. Аттический диалект сделался важнейшим греческим литературным языком, на нем писали Эсхил, Софокл, Еврипид, Ксенофонт, Платон, Аристотель. Афины втягйвали в орбиту своего экономического и культурного влияния соседние области, что вызывало резкое противодействие других сильных государств, в особенности Спарты. В V в. до н. э. борьба между Афинами и Пелопоннесским союзом во главе со Спартой привела к поражению Афин.

Междоусобицы ослабляли греческие государства; в середине IV в. до н. э. Греция была завоевана Македонией. Обширная держава, созданная Александром Македонским, включала Балканский полуостров и многие области Ближнего Востока. Эллинская народность вступила в новую фазу своей истории, связанную с историей стран Востока. В этот же период греческая культура распространилась во всех обширных эллинистических государствах, проникла далеко в глубь Азии, вплоть до Индии и Китая.

В период эллинизма, примерно в III в. до н. э., сложился и затем распространился в Восточном Средиземноморье общегреческий литературный язык койнэ (xoivtj), основу которого составил аттический диалект. Постепенно койнэ вытеснил из литературы областные диалекты,- что способствовало дальнейшему сплочению греков. Позже из койнэ вырос средневековый греческий язык.

В 146 г. до н. э. Греция была покорена Римом. Высокая греческая культура сильно повлияла на культурное развитие народов Римской империи. Греческий язык знала вся римская аристократия и интеллигенция.

В конце IV в. н. э., после раздела Римской империи на Западную и Восточную, Греция стала ядром Восточной Римской (Византийской) империи.

Греческий язык оставался литературным языком империи. Но сами греки в эту пору официально назывались ромеями, т. е. римлянами. Византийцы оказали огромное влияние на формирование культуры и искусства других народов Балканского полуострова, а также Древней Руси. Для развития западноевропейской культуры и науки большое значение имела византийская философия, сохранявшая на первых порах античные традиции, история, филология, а также естественные науки, особенно медицина (с XI в.). Изобразительное искусство Византии (иконопись, монументальная церковная и светская живопись, мозаика, книжная миниатюра) и архитектура, расцвет которых относится к IX - середине XIV в., составили целую эпоху в истории европейского искусства. Прикладное искусство в целом соответствовало вкусам господствующих слоев общества и в меньшей степени, чем в искусстве других народов, выражало народные художественные представления. В предметах декоративно-прикладного искусства (ткани, мозаика, резьба по кости) сказывались античные традиции, а также восточное влияние (особенно в тканях и керамике). Изделия из стекла, металла и эмаль славились далеко за пределами империи.

Население Византийской империи, которое мы условно именуем византийцами, в этническом отношении не было однородным. Его основное ядро составляли греки; однако на протяжении веков начиная с раннего средневековья в состав греческого народа влились разноязычные группы: романизованные влахи, фракийцы, а также иллирийцы и кельты, албанцы, норманны, позднее - турки и другие народы Малой Азии. Значительна была и примесь славянского элемента. В VI-VIII вв. славяне расселились по всей Греции. Некоторые ученые (например, немецкий историк И. Фальме- райер) преувеличивали роль этого славянского и вообще негреческого элемента в формировании современного греческого населения, полагая, что теперешние греки - потомки скорее славянских и прочих завоевателей, чем древних эллинов. Но такой взгляд ошибочен. Новейшие антропологические исследования (А. Пулянос) показали, что посторонняя примесь к исконному греческому населению была невелика. Современные греки - потомки древних греков и тех сравнительно немногочисленных иноплеменных групп, которые к ним примешались и приняли греческий язык.

Иноземные племена, вторгшиеся в пределы Греции, оказали некоторое влияние на этнический состав греков, но сами как обособленный этнический элемент в стране не сохранились. Почти все славяне, за исключением тех, которые населяли северную окраину современной Греции, ассимилировались. На их широкое в прошлом расселение указывает современная топонимика, сохранившая по всей Греции вплоть до юга Пелопоннеса славянские корни (горный массив Загорье в Эпире, город Гревена на западе Македонии и др.).

Постоянные войны с соседями - персами, арабами, славянами, норманнами и др., а также феодальная политическая анархия ослабляли империю. В XIV-XV вв. Византию завоевали турки-османы. Экономическое развитие стран Юго-Восточной Европы, в том числе и Греции, затормозилось. Области, населенные греками, были разобщены в хозяйственном отношении, население их резко сократилось вследствие войн и эмиграции. Только в XVII-XVIII вв. наметился подъем экономической жизни, особенно в приморских городах. В то же время греческая константинопольская знать (так называемые фанариоты) сумела захватить некоторые государственные должности, а греческое купечество взяло в свои руки значительную часть торговли Османской империи. Высшее греческое духовенство получило главенство над теми областями Балкан, где сохранялось православие. Оно сделалось реакционной силой, подавлявшей национальную культуру славянских и других народов и препятствовавшей развертыванию национально- освободительного движения в самой Греции.

В конце XVIII в. среди греков началось культурно-просветительное движение, знаменовавшее первый шаг к национальному возрождению. Социальной опорой этого движения была быстро растущая греческая буржуазия (богатевшая главным образом на морской торговле); выразителями его явились первые греческие просветители - Адамантиос Корайс, Рйгас Ве- лестинлйс и др. Их воодушевляли идеи Великой французской революции. Благоприятную политическую ситуацию для развертывания национально- освободительного движения создавали военные победы России над Турецкой империей.

Активное участие в борьбе за национальную независимость приняли греки, жившие за рубежами своей родины. В 1814 г в Одессе возникло тайное общество «Филики этерия», что означает «Дружеское общество», или «Союз друзей». Александр Ипсиланти по поручению этого общества поднял в 1821 г. знамя освободительной войны. Народное восстание охватило всю материковую Грецию и многие острова. Ядро повстанческой армии составили народные мстители, отряды которых с самого начала турецкого завоевания, с XV в., вели партизанскую борьбу против захватчиков, скрываясь в горах. Турки, боявшиеся и ненавидевшие их, назвали их клеф- тами, что значит «воры» (обычно принято переводить «разбойники»). Но в народном понимании очень скоро это слово стало означать героев, борцов за свободу.

В 1822 г. была провозглашена независимость Греции, но это оказалось скорее символическим актом - жестокая война продолжалась. Вся прогрессивная общественность Европы сочувствовала борьбе греческого народа. Из разных стран ехали в Грецию добровольцы, чтобы присоединиться к вооруженным отрядам повстанцев. Среди них был великий английский поэт Байрон, который погиб в Греции. Борьбе греков сочувствовал Пушкин и другие литераторы и общественные деятели России. Царское правительство России, боясь потерять свое влияние среди народов Балкан, тоже выступило в поддержку греков; после победы России над Турцией в войне 1828-1829 гг. Греция получила независимость. Самостоятельность ее была признана на Лондонской конференции послов в 1830 г.

Национально-освободительная борьба греческого народа против Турецкой империи укрепила национальное самосознание греков, способствовала их сплочению, преодолению областных различий, укреплению в народных массах сознания национального единства.

В состав Греческого государства вошли, однако, не все земли, населенные греками: Эпир, Фессалия, большая часть островов, в том числе Крит, остались под властью Турции. В самой Греции положение народа оставалось тяжелым, так как вся власть принадлежала крупной торговой буржуазии, богатым землевладельцам. Страной правила сначала баварская, а потом не- мецко-датская династия - ставленники великих держав. После долгой борьбы демократически настроенная часть офицерства (выходцы из мелкой буржуазии и крестьянства), создавшая так называемую Военную лигу, совершила государственный переворот (1909 г.) и при участии прогрессивного деятеля национального движения критских греков Венизелоса провела демократические реформы, несколько улучшившие положение крестьян. Фессалия и часть Эпира присоединились к Греции после русско-турецкой войны 1877-1878 гг., Западная Фракия, Эпир, юг Македонии и Крит вошли в Грецию после балканских войн 1912-1913 гг.

В первой мировой войне Греция участвовала на стороне держав Антанты, которые определяли ее политику.

Во время второй мировой войны греческий народ под руководством? коммунистической партии, основанной в 1918 г., упорно боролся против итальянских, а затем немецких оккупантов, на стороне которых выступило правительство Болгарии. Всему миру известен подвиг патриотов Манолиса Глезо-- са и Апостолоса Сантаса, сорвавших с афинского Акрополя фашистский флаг. Национально-освободительная армия ЭЛАС, созданная Национально-освободительным фронтом, в 1944 г. освободила всю материковую часть и многие острова Греции, однако в 1945 г. она была распущена опиравшимся на английских интервентов реакционным правительством, прибывшим из эмиграции. После парламентских выборов 1946 г., которые компартия бойкотировала, и фальсифицированного плебисцита, восстановившего монархию, в стране начался разгром демократических сил. В 1947 г. в районах, освобожденных от монархо-фашистов вновь созданной демократической армией Греции, возникло временное демократическое правительство, которое продержалось лишь до 1949 г.

Ныне Греция - конституционная монархия. Законодательная власть в стране принадлежит королю и однопалатному парламенту, исполнительная- Совету министров, председатель которого назначается королем.

Реакционное правительство, долгое время находившееся у власти, преследовало греческих демократов. Коммунистическая партия находится на нелегальном положении. В 1951 г. был казнен герой национального движения Никое Белоянис. Участники антифашистского сопротивления томятся в тюрьмах. Долго находился в заключении и национальный герой Греции Манолис Глезос.

Однако борьба продолжается. Особенно широкий размах принял народный протест в 1963 г., после коварного убийства депутата парламента, борца за мир Григориса Ламбракиса.

ГРЕКИ (самоназвание - ‘Έλληνες), народ, основное население Греции и Кипра. Численность 12,3 миллионов человек (2006, оценка), в том числе в Греции 10,4 миллионов человек (включая понтийских греков и цаконийцев - потомков древних спартанцев в горных районах Пелопоннеса), на Кипре (на юге) 567 тысяч человек, в Италии (в основном на юге) 121 тысяча человек, Албании (в основном на юге) 99 тысяч человек, во Франции (в основном в районе г. Карджезе на западе острова Корсика) 58 тысяч человек, в Египте (в районе Александрии) 79 тысяч человек, Германии 360 тысяч человек, Великобритании 201 тысяча человек, США 465 тысяч человек, Канаде 157 тысяч человек, Австралии 267 тысяч человек. Небольшие группы скотоводов-каракачанов живут в Румынии (14 тысяч человек), Сербии (10 тысяч человек), Болгарии (7,3 тысяч человек). В Турции насчитывается 4,1 тысяча православных греков (в начале 20 века около 1,5 миллионов человек) и до 300 тысяч человек греков-мусульман. Говорят на греческом языке. Верующие - православные, есть католики (грекокатолики - в основном на островах Киклады) и мусульмане-сунниты ханафитского мазхаба (во Фракии, на Родосе, в Турции), небольшое число свидетелей Иеговы.

Древнегреческая этническая общность сложилась на основе племён дорийцев, эолийцев, ахейцев и ионийцев, занявших во 2-м тысячелетии до нашей эры юг Балканского полуострова, Эгейский бассейн и западное побережье Малой Азии. В эпоху греческой колонизации (8-6 века до нашей эры) греки расселились по побережьям Средиземного и Чёрного морей. Несмотря на политическую раздробленность, греки были объединены общим самосознанием и самоназванием (с 7 века до нашей эры - “Ελληνες; этноним «греки» происходит из латинского языка, первоначально, по-видимому, относился к одному из племён Северной Греции, что отражено в названиях городов Грайя в Беотии и на острове Эвбея, был воспринят римлянами, вероятно, от колонистов из эвбейской Грайи в Кумах). Начиная с эпохи колонизации значительное греческое население появилось в Передней и Малой Азии, греческий язык (койнэ) и культура стали общими для элиты народов Восточного Средиземноморья. Греки составили ядро Византийской (Восточно-Римской) империи, откуда происходит их средневековое самоназвание ромеи (греческий ‘римляне’). Мигрировавшие с севера группы фракийцев, иллирийцев, албанцев, кельтов, влахов, славян ассимилировались греками. В Османской империи составляли ядро православной общины (урум милет - ‘народ ромеев’). В Стамбуле греки занимали влиятельное положение (смотри Фанариоты). Вместе с тем османское завоевание и периодические преследования в империи христианского населения вызвали эмиграцию греков и образование греческих диаспор по всему миру. Повстанческое (смотри Клефты) и национально-освободительное движения (смотри Греческая национально-освободительная революция 1821-29) способствовали консолидации греков и стиранию областных различий. Истребление греков в Османской империи во время и после 1-й мировой войны в 1915-23 (Малоазийская катастрофа) привело к массовой эмиграции их из Турции на Кавказ и с Кавказа в Грецию; выходцы из Малой Азии составили общность понтийских греков, в их числе - греки, говорящие на тюркских (урумы) и адыгских (урымы) языках.


Греки России, СССР, СНГ.
Особые отношения Византии с Русским государством способствовали возникновению в нём в 15 веке значительной греческой колонии. Грекам в Москве принадлежали монастыри и подворья; в 17 веке существовала Греческая слобода. Многие греки вошли в состав российского правящего класса [Траханиотовы, Ховрины, Ларевы, Ласкаревы (Ласкиревы)]. Особенно усилилась иммиграция греков во время и после русско-турецких войн конца 17 - 19 века, в которых многие греки участвовали на стороне России, и во время 1-й мировой войны. В 1779-84 годах сформирован греческий батальон (с 1797 Балаклавский греческий батальон, нёсший кордонную службу в Крыму), в 1795 - греческий дивизион в Одессе (с 1803 Одесский греческий пехотный батальон). В 1814 году в Одессе возникла греческая повстанческая организация «Филики Этерия» (смотри Этерии), позднее возглавленная А. Ипсиланти. Среди греков на русской службе 18 - начала 20 века - Н. А. Каподистрия, семья Ипсиланти, князья Кантакузены, Маврокордато, Мурузи. Крупнейшие греческие общины были в Одессе (в 1795 греки составляли 10% её населения), Ростове, Таганроге, Екатеринодаре, Николаеве. Греческое купечество было одним из наиболее влиятельных на Юге России, в Одессе с 1817 году существовало греческое коммерческое училище. После 1906 в Одессе и Батуме издавались греческие газеты, возникали культурные общества. Из компактных групп греков Российской империи выделяются: мариупольские греки Украины, понтийские греки Грузии и Северного Кавказа (в основном со 2-й половины 18 века). Последняя волна переселений греков из Турции в Россию происходила после Лозаннской конференции 1922-23. По переписи 1920 года, в РСФСР проживало 73,7 тысяч греков (из них 65,6 тысяч человек - в Кубано-Черноморской области), по переписи СССР 1926 - 213,6 тысяч человек. С 1928 года создавались греческие автономные районы на Украине, в Грузии, на Северном Кавказе. Появились общественно-просветительные объединения, клубы, театры, музеи, на греческом языке велось преподавание и радиовещание, издавались литература и пресса (в 1926 году греческая письменность была нормализована на основе димотики с упрощённой орфографией, впоследствии была введена русская графика). В 1937 - 1939 годах греческие автономии были ликвидированы, культурные учреждения закрыты, в 1940-е годы большинство российских греков выслано в Казахстан (их потомки насчитывают 12 тысяч человек, по переписи 1989 года, их было 46,7 тысяч человек), Узбекистан (8,4 тысяч человек), Киргизию (2,3 тысячи человек), Поволжье, Приуралье и в Сибирь. В 1956 году они получили право вернуться на родину. Ныне в России проживает 97,8 тысяч греков , в том числе в Ставропольском крае - 34,1 тысяч человек, Краснодарском крае - 26,5 тысяч человек, Ростовской области - 3,2 тысячи человек, Северной Осетии - 2.3 тысяч человек, Адыгее - 1,7 тысяч человек, Москве и Московской области - 5,6 тысяч человек, Тюменской области - 2,0 тысяч человек, Свердловской области - 2,0 тысяч человек; в Украине живут 93 тысяч человек (2006, оценка), Грузии - 33 тысячи человек (по переписи 2002 - 15,2 тысяч человек, в 1989 насчитывалось 100,3 тысяч человек). В России с 1992 года действует АГООР, в 1995 создана Федерация греческих обществ Украины.

Основная традиционная земледельческая культура греков - виноград и оливки (торговля оливковым маслом стала основой экономики греческих полисов в античности); большое значение имеют цитрусовые, орехи, фасоль, овощи, табак; зерновое земледелие развито на северо-востоке Греции и на Пелопоннесе. Распространены отгонное скотоводство, шелководство (с 6 века, когда византийским монахам удалось вывезти грены шелковичного червя из Китая, Византия приобрела монополию на производство драгоценных шёлковых тканей в Европе и Средиземноморье). На севере живёт архаичная группа скотоводов-каракачанов. Традиционные ремёсла - прядение, ткачество, вышивка, в Малой Азии - производство ковров. В гончарном и ювелирном искусстве сочетаются античные, византийские и восточные традиции.

Пряха. Остров Керкира.

Пища - фасоль с оливковым маслом, лимонным соком, чесноком, овощи, сыр, кислое молоко, на побережье - рыба, моллюски. Традиционные блюда - шашлык (сувлаки), запеканка из мяса с овощами (мусакас), «деревенский» салат с сыром и маслинами (хориатики). Напитки - вино (в том числе рецина), пиво, виноградная и фруктовая водка (раки), настоянная на анисе (узо), на смоле реликтовых деревьев острова Хиос (мастиха) и др. В конце каждой трапезы подают восточный («греческий») кофе. Стол полагается накрывать клетчатой (в основном красно-белой) скатертью. Жилище в гористых областях материковой Греции - средиземноморского типа: каменное двухэтажное (в нижнем этаже - хлев и хозяйственные помещения, в верхнем - жилые) с внешней лестницей и балконами на 2-м этаже; на Пелопоннесе и островах - левантийского типа: одно-, полутора- или двухэтажное из камня и глины с плоской, конической или купольной кровлей; на севере - паннонского типа: одноэтажное с жилыми и хозяйственными помещениями, вытянутыми в один ряд под общей крышей; ориентального типа: с хозяйственными помещениями в нижнем каменном этаже и жилыми - в верхнем, рамной конструкции с эркером. В городах преобладают белёные дома с плоскими крышами, часто с внешними лестницами на верхний этаж. Рамы, как правило, окрашены в синий цвет. Пол обычно каменный, в горах - чаще деревянный. Характерны маленькие круглые столики, медные жаровни с крышками. Варианты мужского костюма: широкие в шагу с узкими штанинами штаны (вракес), широкий чёрный или красный пояс, безрукавка, скреплённая Х-видным украшением (киостеки - перекрещенные цепочки, иногда с бляхой в середине), феска; короткая куртка с ложными рукавами и короткая клешёная (до 100 клиньев) юбка-фустанелла (служит парадной одеждой гвардейцев). Женский костюм - туникообразная рубаха с длинной широкой юбкой (фуста) и безрукавкой и курткой либо с платьем; поверх всегда надеваются богато расшитый передник и широкий пояс с большой серебряной или позолоченной пряжкой (порпи). Под восточным влиянием распространена нарядная распашная одежда из бархата с шитьём. Характерны нагрудные украшения из монет (гиорнтани). Обувь типа постолов (царухи). Сохраняются следы античных культов: культ женских морских духов-нераид, колядование (пение песен-каланда) на Новый год, карнавальные шествия с чучелом коня на Масленицу, факельные шествия на Пасху, обряды вызывания дождя с вождением Пеперуды (Папаруна) и др.

Гречанка с острова Крит.

Устное творчество испытало влияние традиционных музыкальных культур соседних балканских народов (болгар, македонцев), цыган и турок. Фольклор включает сказки (о животных, волшебные и др.; характерный персонаж - неуклюжее чудовище Дракос, побеждаемое остроумным героем), пословицы (в том числе в форме двустишия), песни (трагуди - от «трагедия») и др. Популярен сюжет сказок, поэм, песен об Арэти и её брате Констандиносе, вставшем из могилы. Песенные жанры: богатырские (акритские, восходящие к византийскому эпосу циклы о Дигенисе, о сыне Андроника и др., где в роли противников героя вместо сарацин часто выступают турки); баллады (характерен мотив возвращения мужа к жене после долгой разлуки; так называемые хароновские баллады о поединке покойного с Хароном); исторические (воспевающие реальных исторических лиц и события, в основном периода национально-освободительной борьбы, в том числе песни клефтов и участников Движения Сопротивления периода 2-й мировой войны); лирические (в том числе исполняемые на прощальной трапезе перед отъездом на чужбину); обрядовые (песни вызывания дождя, свадебные, колыбельные; похоронные причитания миролои, исполняемые родственницами покойного или профессиональными плакальщицами; календарные: каланды, весенние, майские песни и др.); трудовые (моряков, рыбаков, пастухов и др.); бытовые. Основной размер народной поэзии - силлабический 15-сложник с обязательной цезурой на 8-й стопе. Характерны песенно-танцевальные жанры сиртос, каламатьянос (хороводы), педиктос (песня-танец с подскоками). Из общегреческих танцев (хорос) выделяются также медленный мужской сольный танец зейбекикос, воинский танец горцев цамикос, исполнявшийся клефтами, с сольным исполнением сложных фигур, вероятно, отражающий албанское влияние; на Крите исполнялся воинский танец в полном вооружении - пендозалис. Танцевальная площадка (хоростаси) имеется в каждом селе и даже в монастырях. Повсеместно распространён городской песенно-танцевальный стиль рембетико с текстами трагического содержания (сложился в 1920-х годах преимущественно среди греческих беженцев, в середине 20 века приобрёл значение национальной музыки). Среди музыкальных инструментов - лютня с длинной шейкой бузуки, смычковый инструмент лираки, различные флейты, а также волынка, скрипка, мандолина, входящие в состав народного оркестра, который в середине 19 века дополнился кларнетом и гитарой. Теории о древних корнях современной народной музыки греков имеют гипотетический характер.

Лит.: Греческие народные песни. М., 1957; Megas G. Greek calendar customs. 2nd ed. Athens, 1963; Пулянос А., Иванова Ю. В. Греки // Народы зарубежной Европы. М., 1964. Т. 1; Греки России и Украины. СПб., 2004.

Происхождение греческого народа

Откуда же он явился, этот народ, который ни на микенских табличках, ни в гомеровских поэмах не называл себя «греками», потому что не он сам, а италийцы, вступив в конфликт с жителями Эпира, распространили на весь Греческий архипелаг прозвище малоизвестного племени, в IV веке до н. э. жившего в окрестностях Додоны. Автор «Каталога кораблей» («Илиада», II, 530) использует термин панэллины для обозначения всех жителей Эллады, то есть небольшого региона к югу от Фессалии, а также долины Сперхея. Чаще всего воины, собравшиеся под Троей, именуются ахейцами (akhaios ), аргивянами (argeios ) или данайцами (danaoi ), это явно не самоназвание. Историки указывают на присутствие ахейских племен в полудюжине регионов Греции - от Фессалии до Крита. Имя Аргос («Белый город») носили восемь городов или поселений от среднего бассейна Гелиакмона (Вистрица) и северной Фессалии до острова Нисирос. Имя данайцев связывают не только с подданными мифического царя Даная из Арголиды, отца Данаид, но и с названием крупной реки в Фессалии - Апиданоса. Значит, скорее всего, четыре названия, которыми наиболее древние известные нам письменные источники обозначают греков, - эллины, ахейцы, аргивяне, данайцы - принадлежали племенам, населявшим богатую Фессалийскую равнину. Но откуда они туда пришли?

Существуют три варианта решения этого вопроса. Первый из них, литературный, не хуже и не лучше двух прочих. Он заключается в том, чтобы учесть мнение греческих историков, ведь кому, как не им, знать происхождение собственных предков. Древние считали Эллина, героя-эпонима своей расы, сыном северянина Прометея, или Девкалиона («Белого») и Пирры («Рыжей»). Последних после Великого потопа прибило к горам Фессалии. Следовательно, они явились откуда-то с севера от Олимпа и, согласно традиции, было это приблизительно в 1600 году до н. э., Эллин женился на нимфе Орсее, дав тем самым жизнь четырем родоначальникам эллинских племен.

Лингвистическое решение подсказано поиском среди наиболее древних топонимов полуостровной Греции и Крита серии названий, предшествовавших, безусловно, греческим, и попыткой найти для них соответствия в Европе и Азии. Между тем среди доэллинских имен собственных встречаются два типа: те, что не поддаются объяснению по законам индоевропейских языков, как, например, названия некоторых гор (Мала, Парна, Пинд) и рек (Арна, Таврос), и другие, повсеместно встречаемые на берегах Эгейского моря, с корнями и суффиксами, сравнимыми с имеющимися в индоевропейских языках, хотя их фонетика и нарушает законы греческого: скажем, Коринф и Куриванда, Педас и Педасса, Пергам и Ларисса. В результате напрашивается вывод, что до появления эллинов в Фессалии на Греческом архипелаге обитали по меньшей мере два разных народа: первый - доиндоевропейский, а второй сложился из различных индоевропейских элементов, и его носители употребляли слова с окончаниями на - eus, - тпа, - nthos, - ssos-ssa и т. д. Такие слова широко представлены на наших картах, от берегов Мраморного моря до Крита, в том числе во Фракии, Восточной Греции и на Пелопоннесе.

Что касается собственно протоэллинского региона, то лингвисты, изучающие названия рек и гор, располагают его в Пиерии, к северу от Эпира, то есть приблизительно на территории нынешней северозападной Греции: здесь все топонимы древнегреческого происхождения. Ученые делают вывод, что предки мифического Эллина кочевали между массивом Граммос, медными рудниками у Гревены и бассейном реки Ион. Во время своих миграций к юго-востоку, перегоняя стада или подгоняемые ими, голодные и слишком многочисленные, чтобы прокормиться, они столкнулись со смешанным населением, носителем более высокой культуры, чем их собственная, и назвали их пеласгами. Замечено, что во времена Троянской войны лишь восточные части Греции, Балканский полуостров и прилежащие острова рассматривались как эллинские, словно народ Эллина растворился среди пастухов Пинда и Парнаса и эгейских мореходов. По всей вероятности, название «ахейцы», akhaios , - пеласгическое, то есть доэллинского происхождения, и означает мужи-воины, «товарищи».

Однако нынче в моде археологический подход к решению этого вопроса. После раскопок Орхомены, минойской столицы Беотии, открытия множества городов Арголиды, и в том числе Лерны, а главное - после сравнительного изучения погребальных холмов в южной России, называемых курганами, и аналогичных им могильников в Средиземноморье, от Албании до Малой Азии, большинство археологов допускают возможность вторжения на Балканы нескольких следовавших друг за другом волн индоевропейских пришельцев с начала бронзового века, то есть примерно с 2500 года до н. э. Не стоит думать, что они валили валом: вероятно, их было не более нескольких десятков тысяч человек, кочевавших со своими стадами в поисках пастбищ, жизненного пространства и места под солнцем. По пути они вызвали немало катастроф, зато принесли с собой кое-что новое как на землю самой Греции, так и в район Трои. Поселения более древних обитателей тех мест наверняка не раз горели дотла между 2500 и 1900 годами до н. э.: пожарища характерны для Трои, городков Фессалии, Этреси и Лерны, а в 2300–2200 годах та же судьба постигла многие поселения на критских берегах.

Степняки несли с собой черты совершенно иной цивилизации: захоронения под курганами, оригинальную керамику с плетеным орнаментом, весьма гладкую и имитирующую металл, умение соединять медь со многими другими элементами - мышьяком, цинком, свинцом, серебром, оловом, - изготовлять боевые топоры, кинжалы и мечи, становившиеся все более длинными и прочными, копья с наконечниками и своеобразные доспехи, покрывавшие все тело, а также феодальную систему разделения общества на три или четыре класса и среди последних - касту профессиональных воителей, способных запрячь лошадь в боевую колесницу.

Наиболее древние останки одомашненной лошади, обнаруженные в Македонии, датируются эпохой ранней бронзы. В конце XVII века до н. э. знатные воины-завоеватели требовали, чтобы и в Греции их хоронили под огромными курганами вместе с лошадьми - этот факт доказан раскопками в Марафоне. Нетрудно вообразить, какой ужас охватил мирных земледельцев и пастухов, живших на равнинах Фессалии, Беотии и Аттики, при виде боевых колесниц, этих страшных военных машин, на которых мчались бьющие без промаха лучники и копейщики. Местным жителям, вернее, тем, кто пришел сюда прежде, - пеласгам, лелегам, лапифам или аонам, - оставалось только бежать или покориться.

А еще археологи подтверждают то, что смутно вырисовывалось и из литературоведческого анализа, а также из сравнительного изучения географических названий: с 1600 по 1200 год микенский мир переживал фазу впечатляющей экономической и демографической экспансии. Повсеместно появлялись новые поселения и строились города. Наконец, нестабильности раннего и среднего бронзового веков противопоставляется постоянство обычаев периода поздней бронзы. Ни в Марафоне, ни в Арханах на Крите (древние Аканан) на протяжении XVI–XIII веков в погребальных обрядах не наблюдается никаких изменений. Все эти соображения сводятся к нескольким датам и символичным фактам:

1600–1500: Сооружение в Микенах круга царских гробниц В , затем круга А Появление аналогичных погребений от Левкады до Марафона.

1500–1400: Закладка наиболее древних дворцов в Микенах, Тиринфе и Фивах. Появление царских купольных гробниц, толосов .

1400–1300: Строительство циклопических укреплений и новых дворцов в двадцати городах Греции и на берегах Азии.

1300–1200: Наращивание и совершенствование средств обороны. Массовая колонизация островов и отдаленных побережий.

Не стоит воображать, будто феномен нашествий и слияния захватчиков с местными жителями свойственен исключительно Греции, а главное - что все это прекратилось в 1200 году до н. э. С того времени каждый век был свидетелем того, как по Балканам, не страшась ни Темпейского ущелья, ни Фермопил, маршируют, а порой и обосновываются на полуострове орды завоевателей из самых дальних уголков Европы. Дорийцы, фракийцы, македоняне, кельты, готы, славяне, крестоносцы, албанцы, народы Кавказа и так далее - все они, кто раньше, кто позднее, ступают на землю Греции. Но что больше всего поражает в легендарном походе ахейцев к берегам Азии, а точнее - на Трою, так это то, что они встретили там, если верить древним источникам, языки, обычаи и религии, аналогичные собственным, словно они были братьями или по крайней мере родичами Приама и его вассалов. Вот уже 100 лет археологи отмечают, что шестой слой троянских развалин содержит ту же «минойскую» керамику - серую, потом красную и кремовую, те же типы сосудов, здания, укрепления, что и современные этому слою греческие города (ок. 1900–1360 гг.). С другой стороны, микенская керамика, найденная в Трое VII А, свидетельствует о тесных связях между этим городом и ахейским миром. И начинаешь всерьез задаваться вопросом, а не была ли Троада заполонена теми же кочевыми племенами, что и греческий полуостров в начале II тысячелетия до нашей эры, и не пытались ли ахейцы, ставшие через 500 лет после этого хозяевами Греции, подчинить себе азиатских «минойцев», как они покорили «минойцев» Европы?

Всякое, конечно, бывает на свете, но вряд ли стоит расценивать похищение гречанки Елены из Спарты троянцем Парисом-Александром как бесспорный исторический факт. Скорее это могло быть провокацией, casus belli {6} , способным оправдать давно затеваемый военный поход. В конце концов, не постеснялись же в 1645 году н. э. турки Стамбула бросить 400 военных кораблей на Крит и захватить его якобы в отместку за угон мальтийскими корсарами галеры с царевной из сераля? Это и впрямь исторический факт, а люди нередко развязывали войны и под куда менее серьезным предлогом.

Из книги Мифы и легенды Китая автора Вернер Эдвард

Из книги Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации автора Гумилев Лев Николаевич

Происхождение народа тюркют Тюркоязычные народы в западной части Центральной Азии известны в самой глубокой древности начиная с III в. до н.э., но термина «тюрк» тогда еще не существовало.На заре истории (III в. до н.э.) они назывались «хунну», позднее, в IV – V вв., – «гаогюй»,

Из книги Сексуальная жизнь в Древней Греции автора Лихт Ганс

6. Анализ греческого идеала мальчиков После представления греческого идеала красоты, выраженного в чертах, присущих мальчикам, и после попытки облегчить ее понимание для современного читателя нам следует более подробно остановиться на деталях эллинского идеала

Из книги Суд времени. Выпуски № 35-46 автора Млечин Леонид Михайлович

42. Фидель Кастро: политика против народа или во благо народа? Часть 1Сванидзе: Здравствуйте! У нас в России, как известно, прошлое непредсказуемо. Каждое время воспринимает прошлое по-своему. В эфире «Суд времени». В центре нашего внимания исторические события, персонажи,

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

РОЖДЕНИЕ ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА Архаическая эпоха была уникальным периодом древнегреческой истории. Всего за три века в Элладе появились совершенно новые, никогда ранее не существовавшие типы цивилизации, социума и государственности. Отправной точкой их возникновения

Из книги Древняя Греция автора Ляпустин Борис Сергеевич

КРИЗИС КЛАССИЧЕСКОГО ГРЕЧЕСКОГО ПОЛИСА Начавшийся после Пелопоннесской войны (431-404 до н. э.) кризис классического полиса представляет собой чрезвычайно сложное и многозначное явление. Он определял собой все развитие греческого общества в это столетие. Не случайно в

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

5. Невежество Рима. - liber pontificalis Анастасия. - Происхождение н характер этой книги. - Переводы Анастасия с греческого. - Житие Григория Великого, написанное Иоанном диаконом Если б Аноним Салернский посетил Рим при Николае I, ему, конечно, никогда не удалось бы найти здесь

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

5. Происхождение Ермака и происхождение Кортеса В предыдущей главе мы уже сообщили, что, по мнению романовских историков, сведения о прошлом Ермака чрезвычайно скудны. По преданию, дед Ермака был посадским человеком города Суздаля. Знаменитый внук его родился где-то в

Из книги 100 великих тайн археологии автора Волков Александр Викторович

Из книги Три исчезнувших народа автора Гумилев Лев Николаевич

Происхождение народа тюркют Тюркоязычные народы в западной части Центральной Азии известны в самой глубокой древности начиная с III в. до н.э., но термина «тюрк» тогда не существовало.На заре истории (III в. до н.э.) они назывались «хунну», позднее, в IV-V вв., – «гаогюй», или

Из книги Дипломатия Святослава автора Сахаров Андрей Николаевич

Еще раз о «Записке греческого топарха» В связи с постановкой вопроса о положении в Северном Причерноморье, на наш взгляд, целесообразно еще раз вернуться к многократно исследованной так называемой «Записке греческого топарха». Эта «Записка», как показал ее первый

Из книги Иисус. Тайна рождения Сына Человеческого [сборник] автора Коннер Джекоб

Возникновение греческого влияния Начало греческого влияния в этом регионе датируется 332 г. до Р. Х., когда воины Александра Македонского обнаружили превосходные, но малонаселенные земли на восточной стороне Иордана. Они немедленно заняли их, но им еще предстояло

Из книги Загадки римской генеалогии Рюриковичей автора Серяков Михаил Леонидович

Глава 12. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИМЕНИ РУСИ И ИЗНАЧАЛЬНАЯ ПРАРОДИНА НАШЕГО НАРОДА Наряду с норманистской гипотезой существовало несколько версий и о славянском происхождении имени Русь. Поскольку неподалеку от Киева, в Среднем Поднепровье, есть река Рось, то велик был соблазн

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

Происхождение народа Израиля Еврейский народ принадлежит к многочисленным семитоязычным народам Среднего Востока. Покинув Нижнюю Месопотамию (предок-основатель Авраам будто бы пришел из верхнего города Ура), он проник со своими стадами в Палестину и получил название

Из книги История народа Рос [От ариев до варягов] автора Акашев Юрий

§ 2. Происхождение названия русского народа В проблеме происхождения русского народа одним из главных является вопрос о происхождении его имени. От решения этого вопроса зависит и ответ на некоторые другие важнейшие вопросы: о древности этого народа, о его этнической

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Спарта как тип греческого полиса Наряду с Афинами, древняя Спарта была одним из крупнейших полисов Греции архаического и классического времени. Так же как и в Афинах, в Спарте наблюдается античная форма собственности в качестве коллективной собственности сограждан –

Понтийский грек - представитель греческого этноса, принадлежащие к которому люди задолго до наступления Новой эры освоили побережье Черного моря (по-гречески - Понт). Первоначально их компактное поселение было на северном побережье Турции, а лишь затем они расселились по всему берегу Черного моря.

Понтийские греки - кто они?

Понт - историческое название местности в Географически она простирается от границы Азербайджана с Турцией, пересекает весь турецкий берег и заканчивается на линии городов Никополь - Акдагма-Дени. Как же оказались греческие переселенцы так далеко от солнечных островов своей родины?

Античные греки зарекомендовали себя как отличные торговцы и колонизаторы. Их родная страна отличалась скудной почвой и гористой местностью. Это создавало приемлемые условия для животноводства, а вот земледельцам приходилось несладко - скудные гористые грунты приносили небольшие урожаи, которых едва хватало для прокорма собственных семей. Как рачительные хозяева, греки не стали развивать заведомо убыточное земледелие, зато открыли для себя перспективы морских богатств и торговых путей.

Торговые пути

Понтийский грек - это моряк и торговец. Он был желанным гостем на всех берегах ойкумены. Греки активно вкладывали средства в развитие собственного флота, прокладывали новые маршруты для торговли с далекими племенами. Именно в местах складирования товаров возникали небольшие поселения мореплавателей и купцов, которые на месте занимались торговлей с туземными народами и втридорога перепродавали экзотические товары в городах Греции, и Ближнего Востока.

Первые города

Самое старое известное поселение понтийских греков обнаружено на побережье Малой Азии, в г. Милите. Через несколько десятков лет, в VIII-IX веках до н. э. возник великолепный Синоп, который и сейчас является жемчужиной турецкого Черноморья. Затем как грибы после дождя возникли города Амиссос, Котиор, Керасунд и многие другие. Древний Геродот не зря говорил, что понтийские греки расселились вокруг Черного моря, как лягушки по краям лужи. Эта метафора точно отражает цели и методы расселения греков.

Несмотря на довольно навязчивую колонизацию, никаких крупных стычек с местными племенами не происходило. Понтийский грек умел разговаривать с воинственными туземцами не с помощью силы, а с помощью звонкой монеты. Такая политика сводила на нет претензии вождей местных народов - если кто и возмущался, переселенцы предпочитали откупаться, а не воевать. Понтийские греки наладили отличный товарообмен - на родину они везли сырье и зерновые культуры, а в далекие города отправляли оливковое масло, вино, гончарные и ремесленные изделия, ювелирные украшения.

Религия и предания Понта

Как же обосновывал свое проживание вдали от родины рядовой представитель древнего народа - понтийский грек? Религия этих поселенцев в основном копировала верования далекой родной страны. Они поклонялись всем верховным богам Олимпа, но и у них были свои любимцы.

До сих пор на побережье Малой Азии имеются остатки храмов Посейдона и Гермеса - покровителей моря и торговли. Имели понтийские греки и свои собственные предания. Например, многие из них предпочитали объяснять свое происхождение мифами о Ясоне и аргонавтах. Возможно, само золотое руно в этом известном предании символизировало богатства черноморского региона, к тому же (руно) - один из главных предметов торговли.

Культура и искусство

Понтийский грек ревностно хранил свою идентичность и провозглашал себя эллином, представителем цивилизации, в противовес варварам - окружающим племенам, которые в тот период находились на стадии разложения родового строя. Население колоний сохранило свою самобытность и дало миру уникальных людей, прославившихся в различных областях деятельности. Философ Диоген, политики Дифил, Ираклид, Стравон. Уже в первом тысячелетии в богословии появились имена Виссариона и других, а Новое время представило такие имена, как Каратзасов, Ипсилантов, Мурузисов и другие.

В разрезе исторических эпох

В период Александра Македонского греческое влияние распространилось на юг Турции - началась эпоха эллинизации. В царствование Митридатов это влияние было по-прежнему очень сильным - в Малой Азии процветал их язык, создавались памятники архитектуры и искусства.

В период понтийский грек становится христианином. Благодаря апостолам Павлу и Петру восточные представители этого народа одни из первых создали раннехристианские общины и признали Иисуса Христа своим Спасителем. Общины выросли в монастыри, где находили прибежище сторонники новой веры.

Греки или ромеи?

Во времена Византии понтийские греки создали собственную провинцию. По велению Юстиниана ее столицей стал Трапезунд (Трабзон). Именно тогда появляется второе самоназвание понтийских греков - ромеи, что значит "подданные Рима" - так иногда называли Византию на Востоке.

Отношения «метрополия-провинция» связывали Понт и Константинополь вплоть до 1204 года, когда столица Восточной Римской империи пала под натиском франков. После этого на карте появляется Никейское государство, которое позднее входит в империю Трапезунда. На протяжении двухсотлетнего своего существования эта империя беспрестанно воевала с окружающими племенами нехристианской веры. Особенно настойчиво атаковали государство ромеев турки, которые в 1461 году завоевали и разграбили Трапезунд.

Мусульманское владычество

Захват Трапезунда означал закат христианства и начало распространения мусульманства на древней земле понтийских греков. Резня, насилие, погромы и насильственная исламизация под страхом лишения жизни - вот что принесло грекам турецкое владычество. Оставшиеся в живых оставили города, пастбища и церкви и отошли высоко в горы, опасаясь религиозных преследований. Но в дальнейшем турецкие власти пошли на некоторые уступки и разрешили грекам развивать определенные виды производства - металлургию и керамику, например.

На протяжении многих веков понтийские эллины оставались одним из самых изолированных народов турецкой империи. Они практически не пересекались с другими христианами, хотя жили рядом с армянами и курдами. Скромное производство, ремесленничество и скудные урожаи, собранные с гористых, неплодородных земель, не привлекали внимания жадных военачальников и верховных турецких чиновников. Возможно, именно поэтому грекам удалось сохранить свой язык и культуру, расширить ареал своего проживания на области Кавказа и Крыма и влиться в мировое сообщество на правах автономной культуры.

Такое положение вещей продолжалось вплоть до 1922 года, когда греки были изгнаны с земель, которые они долгие годы считали родными.

Изгнание

Долгие годы турецкие власти не признают геноцид и преследование армян. Но мало кто знает, что в начале ХХ века гонениям подверглись и другие народности Турции, в том числе понтийские греки. этноса стал причиной полного искоренения греков с родных земель и их насильственного изгнания с территории Турции. Более 350 тыс. человек были сожжены в церквях и храмах, оставшиеся в живых бежали, бросив все свое имущество. 19 мая стало скорбным днем этого народа. В результате понтийские греки расселились на территориях других государств. Они вынуждены были покинуть родину.

Понтийские греки в России расселились на территории Кубани и на Северном Кавказе. В большинстве своем они разговаривают на русском языке, но сохранили некоторые древние традиции своего народа. Но большинство понтийских греков вернулось к родным берегам Греции.

Так, через 2,5 тысячелетия после того, как первые переселенцы покинули скалистые берега Греции, им пришлось вернуться в родные края. Их одиссея завершилась возвращением на родину. Пожелаем же им счастья.

греки

Ов, ед. грек, -а, м. Народ, составляющий основное население Греции.

ж. гречанка, -и.

прил. греческий, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

греки

    Народ, образующий группу индоевропейской этноязыковой семьи, составляющий основное население Греции.

    Представители этого народа.

    Жители Древней Греции - Эллады; эллины.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

греки

ГРЕКИ (самоназвание - эллинес) народ, основное население Греции (9,72 млн. человек). Общая численность 12,4 млн. человек (1992). Живут также на Кипpе (570 тыс. человек), в США (550 тыс. человек), Германии (300 тыс. человек), в Российской Федерации (92 тыс. человек) и др. Язык греческий (новогреческий). Верующие - в основном православные.

Греки

(самоназвание Hellenes ≈ эллины), нация, составляющая свыше 95% населения Греции. Живут также на о. Кипр (78% всех жителей острова), в АРЕ, Италии, Албании, СССР, Канаде, Австралии, США и др. странах. Численность в Греции свыше 8,3 млн. чел. (1970, оценка), в др. странах ≈ свыше 1,6 млн. чел. Говорят на новогреческом языке (см. Греческий язык). Почти все верующие Г. ≈ православные. Около половины Г., живущих в Греции, заняты в сельском хозяйстве. На побережье и островах Г. занимаются рыболовством, добыванием моллюсков и губок. В промышленности занята 1/5 работающих по найму. На островах и в некоторых местах континентальной Греции сохраняются народные художественные промыслы: домашнее ткачество, вышивка, резьба по дереву, керамическое производство.

Древнегреческая народность начала складываться в начале 2-го тыс. до н. э., после переселения на Балканский полуостров протогреческих племён ≈ ахейцев и ионийцев, а с 12 в. до н. э. ≈ дорийцев, которые ассимилировали автохтонное население (пеласгов и др.). В эпоху греческих колонизации (8≈6 вв. до н. э.) установилось общегреческое культурное единство и общее самоназвание «эллины». Вначале это было название населения области в Средней Греции, но затем оно распространилось на всё грекоязычное население. Греками называли эллинов римляне. Первоначально это название относилось к греческими колонистам Южной Италии, но затем перешло на всех эллинов и через римлян стало известно народам Европы. В период эллинизма в Восточном Средиземноморье получил распространение общегреческий язык «койне». Древние Г. создали высокую культуру, оказавшую большое влияние на развитие культуры Европы и Передней Азии (см. Греция Древняя). В средние века этнический состав греческого населения сильно изменился: в него влились переселившиеся с С. валахи, славяне (6≈7 вв.), албанцы (13≈15 вв.), основой же оставался греч. этнический элемент, непосредственно связывающий современных Г. с древними.

В эпоху Византийской империи Г. (ромеи) были наиболее культурным народом Европы и повлияли на формирование культуры др. народов Балканского полуострова и Руси. Значительный след в материальной культуре, быте и языке Г. оставило турецкое господство (14 в. ≈ 1-я четверть 19 в.). В течение длительного времени Г. вели борьбу за свободу, за сохранение своей культуры (особенно в период Греческой национально-освободительной революции 1821≈1829). В ходе этой борьбы были преодолены областные различия и сложилась греческая нация. Сохранился богатый исторический фольклор Г. ≈ песни, сказы, погребальные плачи, воспевающие борцов за независимость. Об истории, экономике и культуре Г. см. в ст. Греция.

Лит.: Народы Зарубежной Европы, т. 1, М., 1964 (библ. с. 919≈20); Георгиев В., Исследования по сравнительно-историческому языкознанию, М., 1958.

Ю. В. Иванова.

Википедия

Греки

Гре́ки (- эллины , произносится как эллинес ) - древний народ индоевропейской языковой семьи, входящий в греческую подгруппу палеобалканских языков, основное население Греции и Кипра.

Греки (Сумская область)

Греки - село , Колядинецкий сельский совет, Липоводолинский район, Сумская область, Украина. Код КОАТУУ - 5923282604. Население по переписи 2001 года составляло 33 человека.

Греки (значения)

Греки - многозначный термин:

  • Греки - народ индоевропейской языковой семьи, основное население Греции и Кипра.
  • Греки - распространённое в узких кругах обозначение коэффициентов формулы Блэка - Шоулза.

Примеры употребления слова греки в литературе.

Все были в приподнятом настроении, и все соглашались, что греки - прекрасные люди.

Обширный вестибюль был переполнен, все кресла заняты: шикарно одетые женщины, английские офицеры связи, богатые греки , французы и немцы.

Все время греки возбужденно о чем-то толковали, а летчики обменивались между собой замечаниями по-английски.

Разговор прерывался, когда они поворачивались к грекам, и греки молча улыбались им, а они улыбались грекам.

Вэйн заучил его в Аргентине, - греки сгрудились вокруг него, затопали ногами и осушили свои рюмки.

Люди кричали, смеялись и пили, - им еще не приходилось пить за победу, и греки отнеслись к этому так серьезно, что летчики не могли удержаться от смеха.

Они пожали руки всем грекам, и греки хлопали их по спине, пока они надевали шинели.

Грекам приходилось очень туго, и если эскадрилья не отразит эти воздушные атаки, греки , весьма вероятно, вынуждены будут отступать, вместо того, чтобы продолжать наступление.

Летчики чувствовали себя неловко, их смущало, что они здесь единственные англичане: они знали, что греки ожидали не только английскую авиацию, но и английские войска.

Никто не знал, сколько еще могут держаться греки , так как недостаток в боеприпасах и материалах ощущался все острее.

А они не замаскировали ни самолетов, ни большой палатки, в которой жил наземный персонал, как обычно маскировали греки , и в такое ясное утро итальянцы не могли не обнаружить аэродром.

Все здешние греки уверены, что немцы не заставят себя ждать, - заметил Тэп.

Она видела, как греки , вытащив из ранцев еду, ломают хлеб и режут сыр.

Тэп вел машину по наружному краю дороги, так как греки держались внутренней стороны, считая, что так безопаснее.

Чем безобразней они будут вести себя, тем больше их возненавидят греки , - сказала Елена.



Поделиться