Что такое просвещенный абсолютизм? Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

В России связана с именем Екатерины II. Эта императрица всячески пыталась реформировать государство согласно либеральным идеям, модным во второй половине XVIII века. Из-за пугачевского восстания и событий во Франции эти преобразования были свернуты.

Личность Екатерины II

Екатерина Алексеевна по происхождению была немкой Софией Августой. Она не принадлежала к царской династии Романовых, а была дочерью германского князя. В молодости она вышла замуж за будущего российского императора Петра III и только тогда переехала в Санкт-Петербург.

Просвещенный абсолютизм Екатерины 2 имел именно европейские корни, связанные с ее происхождением. Она получила современное западное образование. Ее вкусы и интересы были гораздо вольнодумнее, чем у петербургской консервативной аристократии. В то же время София Августа прекрасно срослась с той средой, в которой ей пришлось жить согласно новому статусу. Она приняла православие (в крещении получила имя Екатерины Алексеевны), а также безупречно выучила русский язык.

Формально жена наследника не имела никаких прав на власть. Но это не мешало Екатерине быть амбициозной и обладать государственным складом ума. Ее идеология просвещенного абсолютизма сформировалась именно в молодости, когда она еще не занимала престол.

В 1761 году умерла императрица Елизавета Петровна, и власть перешла к Петру III – мужу Екатерины. Этот человек совершенно не соответствовал своему громкому титулу. Он был тщедушен и труслив. В это время Россия победоносно вела Семилетнюю войну против Пруссии. Петр по происхождению также был немцем и заключил с прусским королем неожиданный мирный договор, отдав ему Берлин и все завоеванные земли.

Этот, мягко говоря, непатриотический поступок привел к бунту гвардии. Уже в следующем, 1762 году случился государственный переворот. Армия выбрала Екатерину II, которая после получения короны не особенно церемонилась со своим мужем.

Принципы просвещенного абсолютизма

В отличие от других российских венценосцев Екатерина, придя к власти, уже имела четкую политическую программу преобразований страны. Это были идеи просвещенного абсолютизма, подчерпнутые ею из книг великих мыслителей той эпохи – Вольтера, Монтескье и т. д. Эти французские философы в своих напечатанных трудах призывали менять общество эволюционным путем, без потрясений и революций.

Политика просвещенного абсолютизма предполагала введение нового современного законодательства, которое бы учитывало интересы всех членов общества. Именно поэтому Вольтер считал, что изменения должны были идти сверху. Только государство могло по собственной инициативе обеспечить всеобщее счастье в стране.

Опора на закон как на главную меру всех вещей тоже была не случайной. Принятые нормы должны были регулировать все сферы жизни. Тогда теоретически государство превращалось в идеально работающую машину, в которой были отточены все механизмы. Просвещенный абсолютизм в России мог наделить всех членов общества привилегиями и правами. Они зависели от принадлежности человека к определенному сословию. И крестьяне, и дворяне были защищены законом от посягательства на свои права.

Сочетание консерватизма и либерализма

Благодаря своему образованию, кругу чтения и переписке с французскими мыслителями Екатерина II была прекрасно осведомлена о том, что нужно делать, чтобы улучшить жизнь в России. Страна, доставшаяся ей после дворцового переворота, кардинально отличалась от утопической картины свободного государства. Здесь царило крепостное право, между сословиями зияла огромная пропасть, а крестьянство было поголовно безграмотным.

Нет сомнения, что Екатерина хотела изменить страну. Однако, оказавшись на троне, она не торопилась претворять в жизнь реформы. За годы жизни в России императрица поняла, что кардинальные изменения приведут только к бедам и беспорядкам. Монарх не мог посягать на права дворянства – главной опоры государства и строя.

От преемников Екатерине досталась абсолютная монархия, в которой слово самодержца было законом. Императрица умело пользовалась всеми своими возможностями. Такое сочетание консерватизма и ее либеральных идей и получило название просвещенного абсолютизма.

Уложенная комиссия

В 1767 году просвещенный абсолютизм Екатерины 2 принес свои первые ощутимые плоды. Императрица созвала Уложенную комиссию. Так в России называлось собрание юристов и чиновников, которое рассматривало законодательство государства. Практика созывать комиссии сложилась в XVIII веке и существовала еще до Екатерины.

Как правило, такие временно работавшие органы власти систематизировали и пересматривали законы. Даже в конце XVIII столетия Россия продолжала жить согласно устаревшему Соборному уложению 1649 года, принятому в правление царя Алексея Михайловича – отца Петра Великого. Этот свод, в частности, закрепил крепостное право в стране. В век просвещенного абсолютизма подобные нормы были уже безнадежно устаревшими. Они не давали развиваться государственной экономике и правосознанию граждан.

Наказ Екатерины

Непосредственно Екатерина II не участвовала в работе созванной ею Уложенной комиссии. Тем не менее политика просвещенного абсолютизма императрицы сказалась на решениях, принимавшихся на тех важных заседаниях. Еще накануне созыва комиссии Екатерина составила так называемый Наказ. В этом документе были собраны все наставления государыни, которые касались готовившейся кодификации и переформатирования законодательства.

Екатерина писала и редактирована Наказ на протяжении двух лет. Первый вариант документа был на французском языке. Это свидетельствует о том, что непосредственным источником его вдохновения были труды французских философов, пропагандировавших просвещенный абсолютизм в Европе.

В финальной редакции Наказ получил 20 глав и более 500 статей, касавшихся государственного устройства. Это был даже не канцелярский документ, а философское сочинение. Если бы он был полностью реализован в новом законодательстве, то просвещенный абсолютизм в России стал бы не теорией, а повседневной реальностью.

Основа государственного устройства

Во введении Наказа Екатерина напрямую обращалась к чиновникам, работавшим в Уложенной комиссии. Императрица рассуждала о том, что новые законы должны были учесть интересы всех жителей страны, таким образом обеспечив всеобщее благоденствие. Екатерина в качестве наглядного примера апеллировала к христианству. Она считала, что в Евангелии и Новом Завете уже были даны наброски идеального общества, которое можно было бы построить на земле с помощью справедливых законов.

Таким образом, в своем вступительном слове Екатерина продемонстрировала, что такое идея просвещенного абсолютизма. Но это были общие слова о желаемом результате. В последующих главах Наказа императрица предлагала конкретные решения.

В начале основной части документа она зафиксировала самые фундаментальные и важные принципы государственного управления, которые должны были остаться незыблемыми в любых обстоятельствах. В первую очередь подчеркивалась монументальность власти самодержца.

Единственным правителем в России был монарх. Ни один другой государственный институт или орган не мог претендовать на верховенство в стране. Кроме того, никто не мог оспаривать решения императора или императрицы.

В то же время Россия провозглашалась европейской державой. Екатерина хотела подчеркнуть связь своей страны с западными соседями, от которых она и получила свою политическую систему. Иначе говоря, реформы просвещенного абсолютизма должны были стать чем-то схожим с крещением Руси Владимиром Святославовичем, когда на религиозном и идеологическом уровне наша страна стала составной частью европейской цивилизации.

Монарх не мог править в одиночку. Ему должны были помогать различные государственные учреждения, главным из которых Екатерина считала Сенат. Этот орган вместе с коллегиями мог предлагать решения по реформам законодательства, ставшего устаревшим или вредным для жителей страны. В эпоху дворцовых переворотов значимость Сената была сведена к нулю. Теперь новая императрица возрождала этот институт.

Гражданские свободы

Для Екатерины понятие вольности ограничивалось законом. То есть гражданин мог делать все, что ему угодно, в рамках того пространства, которое давали ему нормы, принятые на государственном уровне. Императрица считала, что положение вещей, когда крестьянин хотел равняться на барина и т. д., могло быть гибельным для России.

В своем Наказе Екатерина упомянула о «народном умствовании». Этот термин был синонимом современного слова «менталитет». Новые российские законы должны были ориентироваться на те нормы, которые были приняты в обществе среди обычных жителей. Иначе говоря, они не должны были противоречить менталитету крестьянства, мещан и т. д.

В этом и была сущность просвещенного абсолютизма. Екатерина желала модернизировать самодержавие, сделать его более гибким по отношению к собственным гражданам, при этом не меняя основных норм государства. Когда много лет спустя в России зародилось народовольческое движение, студенты-революционеры стали «ходить в народ» - путешествовать по деревням и распространять там собственные прокламации о необходимости свержения самодержавия. Итог таких акций, как правило, был печален. Народовольцев хватали сами крестьяне и сдавали их жандармам. Подобные примеры хорошо демонстрируют важность менталитета – того, что Екатерина назвала «народным умствованием».

Российские сословия

Согласно Наказу все российское население делилось на три сословия. Дворянство служило государству, крестьяне возделывали землю, торговцы торговали и приносили стране богатство. Такой была картина российского общества, которая представлялась Екатерине II.

Разумеется, самым привилегированным было дворянство. Этот порядок вещей подтвердился несколько позднее, когда Екатерина даровала Жалованную грамоту, в которой закреплялись все права помещиков. В то же время в Наказе императрица советовала членам Уложенной комиссии разработать законы, которые бы защищали крестьян от произвола их хозяев. К сожалению, это были только общие слова, а когда в Поволжье вспыхнуло пугачевское восстание, идея о правах сельчан стала пугалом и жупелом для императрицы.

Особенности просвещенного абсолютизма заключались во внимательном отношении государства к «третьему сословию». Если взглянуть на этот термин шире обычного, то в его рамки можно включить не только купцов, но и всех тех, кто не относился к помещикам или крестьянам. Иначе говоря, это была разнообразная интеллигенция – писатели, художники, ученые, а также свободные ремесленники, мастера и т. д.

Экономическая политика

Екатерина считала, что если бы все три сословия упорно трудились ради процветания страны, то она бы быстро разбогатела. Императрица отмечала, что двумя столпами экономики России были земледелие и право собственности. То есть в XVIII веке огромная империя все еще официально считалась аграрной страной, где промышленность стояла на втором месте, а ее вклад в общее благополучие был мал. Время показало, что эта точка зрения являлась ошибочной.

Просвещенный абсолютизм в Европе тогда требовал от государей даровать свободы всем сословиям, чтобы они могли работать ради своей выгоды, что в итоге бы вылилось в экономический рост всего государства. Это были основные принципы капитализма, которые на тот момент существовали только в Англии. Но эта страна еще в XVII столетии прошла через кровопролитную гражданскую войну. И только после нее в Англии был закреплен принцип свободы предпринимательства и гражданские свободы.

Екатерина смотрела на вещи несколько иначе. Она так и не даровала окончательную свободу крестьянству. Без этой меры все ее преобразования носили только декоративный характер. Пойти на конфликт с помещиками она не могла. Понадобилось еще несколько поколений, чтобы страна осознала ошибочность своего курса.

Толчком для этого стала неудача в Крымской войне, после которой в 1861 году Александр II (правнук Екатерины) отменил крепостное право. Но даже эта реформа не была сиюминутной. Крестьянам еще много лет пришлось вносить выкупные платежи, чтобы окончательно закрепить за собой собственный участок земли.

Суд

Последние две главы Наказа Екатерины касались судопроизводства. Конечно, эпоха просвещенного абсолютизма не могла не повлиять на то, как передовое общество смотрело на этот важный аспект жизни любой страны. Судебная власть была арбитром между государством и обществом, и образованная императрица понимала ее принципиальное значение.

В одном из своих тезисов она подчеркнула важность принципа свободы вероисповедания в России. Эту норму и должен был защищать суд. Екатерина в своей переписке упоминала о том, что считает вредным насильственное крещение многочисленных малых народов империи (например, коренных жителей Сибири, казахских степей и т. д.).

Уложенная комиссия запретила чрезвычайные и непредусмотренные законом судебные заседания. Они должны были быть подчинены строгому регламенту и правилам. Другим важным нововведением стало расширение свободы слова. Екатерина в своем Наказе написала, что любое высказывание само по себе не является преступлением.

Такого документа, написанного самим монархом, еще не знала российская история. Просвещенный абсолютизм императрицы стал популярной идеологией среди аристократии, бояр и вообще образованных членов общества. Наказ в печатном виде хранился в каждом государственном учреждении. К этому документу апеллировали в ходе судебных заседаний.

Административные реформы

Уложенная комиссия была распущена в 1768 году, когда шла очередная война России с Турцией. Тогда императрица на время отвлеклась от внутренних дел и занялась внешней политикой. Уложенная комиссия больше не собиралась, но принятые ею решения отразились на многих последующих екатерининских реформах.

Просвещенный абсолютизм, кратко говоря, повлиял на перемены в административном управлении в империи. В 1775 году Екатерина провела губернскую реформу. До этого Россия жила согласно внутренним границам, проведенным еще во времена Петра I. Его преемница на престоле в несколько раз увеличила количество губерний, а также уменьшила их размеры. Она дала местным чиновникам большие полномочия при решении внутренних хозяйственных вопросов.

Одной из главных проблем России на протяжении всего ее существования был ее размер. Чтобы добраться из европейской части страны в сибирские города, требовались недели. Поэтому, когда губернские чиновники обращались за советами и поручениями в Петербург, эффективность их работы на местах падала в разы.

Следующим шагом на этом пути стал выход Жалованной грамоты городам в 1785 году. Этот важный законодательный акт регламентировал права и статус всех жителей крупных населенных пунктов. Это были люди, обладавшие собственной недвижимостью в городе. Их также называли мещанами.

Жители городов получили органы самоуправления – магистраты. В них избирались представители мещан и купцов, которые решали текущие хозяйственные проблемы. Появление магистратов стало прямым последствием политики просвещенного абсолютизма Екатерины II.

Значение политики Екатерины

Законы, принятые в годы правления императрицы, в массе своей просуществовали еще столетие до всесторонних реформ Александра II. Преобразования Екатерины обеспечили устойчивость самодержавной монархии в России. Государство стало эффективнее справляться с собственными внутренними проблемами – налогообложением, благоустройством, хозяйственными неурядицами.

Хотя Екатерина так и не решилась на отмену крепостного права, она до конца своих дней оставалась сторонницей гражданских свобод для всего остального населения России.

Просвещенный абсолютизм это политика государства, проводимая ради достижения общего блага. Ее расцвет пришелся на вторую половину 18 века. Сторонниками такой идеи, как просвещенный , были некоторые монархи стран Европы. Родоначальником рассматриваемой теории стал некий человек по имени . Теория просвещенного абсолютизма проникнута идеями просвещения и рационалистической философией. Суть такого явления, как просвещенный абсолютизм, заключается в создании светской формы государства и в стремлении монарха обладать всей полнотой центральной власти в стране.

Они желали подчинить государство идее чистого разума. Отметим, что в литературных кругах того времени, идеи просвещенного абсолютизма были встречены более, чем восторженно. Наиболее ярким примером того могут служить политические взгляды Вольтера, кроме того, школ Тюрго и Кенэ. Процесс просвещенного абсолютизма охватил многие европейские страны за исключением, как ни странно, Англии и Франции, а также Польши. На тот момент Англия считалась, что достигла просвещенного абсолютизма, в Польше отсутствовала королевская власть. А во Франции династия Людовиков не была в состоянии взять на себя столь сложные реформы. В результате этого во Франции назрел политический кризис. Вот что такое просвещенный абсолютизм .

Просвещенный абсолютизмполитика второй половины XVIII века, проводимая правителями ряда европейских государств. Для нее было характерно применение на практике некоторых идей французского Просвещения (Ж.Ж. Руссо, Вольтер и Ш.Л. Монтескье): преобразование наиболее устаревших государственных и общественных институтов, осуществление реформ в области судопроизводства, образования и т. д. На деле эта политика означала лавирование между интересами различных сословий для укрепления позиций дворянства как опоры абсолютизма и создания дворянской диктатуры. Политика просвещённого абсолютизма была характерна для стран с монархической формой правления и со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений. Просвещённый абсолютизм, с одной стороны, проводил политику в интересах дворянства (сохраняло свои политические права и экономические привилегии), с другой стороны, всячески способствовал дальнейшему развитию капиталистических отношений. В частности, такую политику проводили австрийский император Иосиф II, прусский король Фридрих II и др.
XVIII век – время господства просветительской идеологии. Французские просветители сформулировали основные положения просветительской концепции общественного развития. Их взгляды были естественным продолжением господствовавшей в этом веке идеологии рационализма. Французскими просветителями был провозглашен лозунг просвещения – преобразования государства, опираясь на идеи разума, свободы, гражданского равенства. Одним из путей достижения своих идеалов просветителям виделась деятельность просвещенных монархов «мудрецов на троне», которые, пользуясь своей властью и издавая справедливые законы, помогают делу просвещения общества и установлению справедливости. Представление о государстве как о главном инструменте общественного блага господствовало в умах людей того времени. Прекрасно образованная, знакомая с концепциями просветителей Екатерина II, обладая умом, быстро реагирующим на смену ситуации. Свою продворянскую политику императрица стала проводить в форме просвещенного абсолютизма, стремясь построить законную самодержавную монархию, обновив ее с учетом новых исторических реалий.
Политика «просвещенного абсолютизма» была характерна для стран со сравнительно медленным развитием капиталистических отношений, где дворянство сохраняло свои политические права и экономические привилегии. Она предусматривала стабилизацию существующего государственного порядка путем дальнейшей централизации управления и регулирования самодержавной властью всех сторон общественной жизни, что оправдывалось вышеупомянутыми положениями о роли государства и просвещенного монарха в деле достижения общественного блага, а также некоторую правовую модернизацию в духе идей просветителей, либо просто прикрытую просветительской фразеологией (См. схему «Просвещенный абсолютизм»).

18 век – это век «просвещения» во всех сферах жизни: литературе, искусстве. Идеи просвещения наложили отпечаток и на государственную . Если раньше понятие абсолютной государственной власти сводилось исключительно к ее практической направленности, то есть к совокупности прав государственной власти, то теперь абсолютизм объявлялся просвещенным. Это значит, что государственная власть признавалась остального, но при этом добавлялась забота о благе всего народа. Монарх должен был осознать, что у него есть не только права и безграничная власть в руках, но и обязанности перед своим народом.

Идеи просвещенного абсолютизма впервые были высказаны . Писатели и философы мечтали поменять в корне существующий государственный строй, изменить жизнь простого народа к лучшему. Монархи, понимая, что перемены грядут и их не избежать, начинают сближаться с , впитывают идеи, высказываемые ими в своих трактатах. Так, например, Екатерина II имела тесную дружескую переписку с Вольтером и Дидро.

Философы ратовали за то, чтобы государство было подчинено разуму, о том, чтобы крестьянам создали лучшие условия для существования. В России, к примеру, к периоду «просвещенного абсолютизма» относится развитие образования, поощрение торговли, реформы в сфере цеховых структур, модернизация аграрной структуры. Однако последняя проходила весьма осторожно, были сделаны лишь первые шаги к этому.

Изменения в обществе

Изменились взгляды элиты в целом. Теперь покровительство науке и культуре считалось хорошим тоном. Законы жизни пытались объяснить с точки зрения разума, рациональный подход ставился во главу угла любого начинания.

Однако на практике все оказалось совсем не так. Эпоха просвещенного абсолютизма принесла лишь упрочение прав интеллигенции и высшим слоям общества, но не простому народу. Недаром в России, например, время правления Екатерины II вошло в историю как «золотой век русского дворянства», когда дворянам удалось упрочить и приумножить свои права. А до отмены крепостного права оставалось еще почти 100 лет.

Просвещенного абсолютизма, как ни странно, не было в Англии, Франции и Польше, в последней вовсе не королевская власть.

В отечественной историографии нет единого взгляда на политику «просвещенного абсолютизма». Одни ученые считают, что она не принесла ничего, кроме упрочения буржуазного строя. Другие видят в этом явлении эволюцию дворянского строя.

Тема №9 XVIII век в Российской истории

1.Характер политики «просвещенного абсолютизма» и ее социальна сущность.

2.Внутренняя и внешняя политика правительства Екатерины II после крестьянской войны.

1. "Просвещенный абсолютизм" - одна из форм государственной политики некоторых стран Европы, возникшая на определенной стадии их развития в результате изменений, происходивших как в экономической и социальной, так и в духовной жизни общества. Просвещенный абсолютизм складывался под влиянием идей Просвещения, осуждавших сословное неравенство, произвол власти, засилье церкви в идейной сфере и обосновывающих "естественные права" человека - свободу, равенство, право на частную собственность, а также принцип разделения властей, верховенство закона и др. Философы-просветители не были революционерами, они полагали, что "просвещенные монархи", проводя реформы, утверждая "разумные законы" и способствуя распространению знаний, смогут осуществить идеал "общего блага", т.е. добиться экономического процветания, социальной гармонии и безопасности для своих народов.

Черты и особенности просвещенного абсолютизма

Литература XVIII века, пропагандировавшая идеи просвещения, не только критиковала старые порядки, она еще и говорила о необходимости реформ. Причем, эти изменения должны были совершаться государством и в интересах страны. Поэтому одной из основных черт политики просвещенного абсолютизма можно назвать союз монархов и философов, желавших подчинить государственное устройство чистому разуму.

Конечно, не все получалось так, как это себе рисовали в радужных мечтаниях философы. К примеру, просвещенный абсолютизм говорил о необходимости улучшения жизни крестьян. Некоторые реформы в этом направлении действительно проводились, но вместе с тем укреплялась и власть дворянства, потому что именно оно должно было стать главной опорой самодержавия. Отсюда следует вторая особенность просвещенного абсолютизма – необдуманность последствий, деспотизм в проведении реформ и чрезмерная самонадеянность.

Основные факторы политики "просвещенного абсолютизма" в России . Факторы проведения политики модернизации. В России политика "просвещенного абсолютизма" была вызвана к жизни:

Стремлением верховной власти продолжать модернизацию страны,которая была невозможна без развития промышленности и торговли.

Осознанием руководством страны необходимости привести существующие систему управления и уровень культурного развития в соответствие с "духом времени", социально-экономическими процессами и тем самым укрепить абсолютистское государство.

Остротой социальных противоречий, необходимостью принятия таких мер, которые бы смягчали недовольство низов.

Притязаниями России на ведущую роль в системе международных отношений.

Представлениями Екатерины 11 о том, что слово и убеждение являются более эффективными средствами модернизации страны, чем грубое насилие.

На пути модернизации страны, при этом, стояли некоторые препятствия. Незрелость социальных и духовных предпосылок (практическое отсутствие национальной буржуазии, непросвещенность основной массы дворянства, патриархальность городского населения и крестьянства), а главное - сам характер самодержавия, полновластие монарха, неспособного добровольно ограничить свою власть, приводили к тому, что политика "просвещенного абсолютизма" носила крайне противоречивый характер: "просвещение" и либеральные меры сочетались с реакционными мероприятиями правительства и использованием насильственных методов. Решающую роль играла личность "великой императрицы", оказывавшая огромное влияние на проведение политики "просвещенного абсолютизма" в его конкретных проявлениях. Многие мероприятия, да и сам дух правления Екатерины II носили характер, в котором отражались личные качества императрицы, а также стремление своей реформаторской активностью продолжить дело Петра I, укрепить могущество России.

Екатерина II обладала природным расчетливым умом и волевым характером. С 1745 г., т.е. после брака с Петром Федоровичем - наследником русского престола, она все свои силы употребила на то, чтобы лучше узнать новую родину: выучила русский язык, знакомилась с историей, традициями и обычаями русского народа. В то же время она увлеклась трудами французских просветителей и искренне восприняла некоторые их идеи. Тем самым, Екатерина хорошо подготовилась к управлению страной и после переворота 1762 г. приступила к тем преобразованиям, которые, с одной стороны, отвечали ее представлениям об интересах России, а с, другой, укрепляли ее личную власть. Екатерина II проводила подчеркнуто патриотическую по своему содержанию как внутреннюю, так и внешнюю политику. Как заметил один исследователь, если "Петр из русских делал немцев, то она - немка, из русских делала русских".Ее отличало трудолюбие, стремление совместить на первый взгляд несовместимое: либеральные воззрения с самодержавно-крепостническими порядками. Так, она лично осуждала крепостничество, но осознание того, что укрепившееся дворянство не потерпит ущемления его владельческих прав на "крещеную собственность" и осуществит переворот, направленный уже против нее самой, привели к тому, что "казанская помещица" победила в ней "философа в юбке". Екатерина II принимала активное участие в решении всех государственных дел. Задачи политики "просвещенного абсолютизма" в России в результате взаимодействия всех факторов объективно сводились к следующему:

· Укрепление самодержавия за счет модернизации и совершенствования системы управления, устранения наиболее архаичных ее элементов.

· Расширение прав и свобод русского дворянства в целях его превращения в подлинно привилегированное и просвещенное сословие, способное не за страх, а за совесть служить интересам государства и всего общества.

· Проведение мер, направленных, с одной стороны, на усиление власти помещиков над своими крестьянами, а с другой, призванных смягчить социальную напряженность.

· Создание условий для экономического развития страны, принятие законов способствующих предпринимательству (политика "экономического либерализма").

· Распространение знаний, развитие европейских форм культуры и образования в стране.как обязательное условие модернизации и просвещения.

Сущность политики "просвещенного абсолютизма", таким образом, выражалась в ее направленности на консервацию и "обновление" абсолютистского государства и феодального строя, при том, что для этого использовались идеи Просвещения, направленного на создание нового, фактически буржуазного общества.

  1. правительство стремилось оказать помощь дворянству в приспособлении их хозяйства к развивающимся торгово-денежным отношениям;
  2. политика Екатерины II осуществлялась при сохранении основ крепостничества, самодержавия и господствующего положения дворянства.

В русле политики просвещенного абсолютизма были проведены следующие реформы:

1) 1763 – сенатская реформа (сенат разделен на 6 департаментов)

2) в 1765 г. было создано Вольное экономическое общество, которое обсуждало вопросы рационализации сельского хозяйства;

3) началось издание в России общественно-политических журналов. В частности, Екатерина II сама начала издание журнала «Всякая всячина» (1769);

4) с 1782 г. начинает складываться система государственного образования

5) в 1767 г. была созвана Уложенная комиссия для кодификации законодательства

6) 1775 – губернская реформа

7) в 1785 г. принята Жалованная грамота дворянству

Подтверждала монопольное право

Дворяне получили право в любое время уходить в отставку

Право заниматься мануфактурой

8) в 1785 г. принята Жалованная грамота городам.

Освободила купечество от подушной подати и тяжелой рекрутской повинности.

9) при Екатерине II происходило максимальное закрепощение крестьян и расширение прав дворянства

В России было жестоко подавлено восстание Емельяна Пугачева (1773–1775 гг.).

Главное противоречие «просвещенного абсолютизма» состояло в неразрешимом конфликте между целями и средствами их достижения – идеалом баланса интересов различных слоев общества, с одной стороны, и господством принуждения с другой.

Но у Руси была своя дорога. В России, в отличие от стран Европы просвещенный абсолютизм был скорее веянием моды нежели реально необходимой вещью. Потому и все реформы совершались исключительно на благо дворянства, не учитывая интересы простых людей. С церковной властью тоже произошел конфуз – на Руси она издревле не имела решающего слова, как это было в католической Европе, потому церковные реформы принесли только раскол и смуту, уничтожив духовные ценности, чтимые предками. Именно с тех пор можно наблюдать обесценивание духовной жизни, более того, с той поры даже духовные лидеры зачастую отдают предпочтение материальным ценностям. При всей своей образованности Екатерина II не смогла понять «загадочную русскую душу» и найти верный путь развития государства.

Министерство образования и

молодежной политики

Ставропольского края



Поделиться