Картина сальвадора дали предчувствие гражданской войны. От лохани до бунюэля


Одна из самых известных картин Сальвадора...

"Предчувствие гражданской войны"...

Возвращению Дали в Испанию после лондонской выставки сюрреалистов в 1936 году помешала гражданская война, начавшаяся с восстания генерала Франко и верных ему войск против народного правительства. Правительство было вынуждено бежать в Валенсию, а затем, когда городу стала угрожать опасность, - в Барселону, каталонскую родину Дали.

Страх Дали за судьбу своей страны и ее народа отразился в его картинах, написанных во время войны. Среди них - трагическая и ужасающая "Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны" (1936).
Чувства, выраженные Дали в этой картине, сравнимы с ошеломляющей "Герникой" Пикассо.

Два огромных существа, напоминающие деформированные, случайно сросшиеся части человеческого тела устрашают возможными последствиями своих мутаций.
Одно существо образовано из искаженного болью лица, человеческой груди и ноги; другое - из двух рук, исковерканных как бы самой природой, и уподобленной тазобедренной части формы. Они сцеплены между собой в жуткой схватке, отчаянно борющиеся друг с другом, эти существа-мутанты вызывают отвращение как тело, разорвавшее само себя.

Существа эти изображены на фоне пейзажа, написанного Дали в блестящей реалистической манере. Вдоль линии горизонта, на фоне невысокой горной гряды, расположены мини-изображения неких старинных по виду городков.

Низкая линия горизонта гиперболизирует действие фантастических существ на первом плане, одновременно она подчеркивает необъятность небосвода, заслоняемого огромными облаками. И сами облака своим тревожным движением еще больше трагический накал нечеловеческих страстей.

Публику в самом деле больше ужаснул реализм Дали, чем символические абстракции картины Пикассо. Кроме того, Дали удалось найти сильный образ, выражающий ужасы войны, символизируемые простыми вареными бобами, - едой бедных. К тому же позади скрюченной руки на переднем плане мы видим маленькую согнутую фигуру - фигуру простого человека, изображенного художником и в "Химике Ампурдана в поисках абсолютно ничего" как символ нигилизма современной жизни.

Картина «Предчувствие гражданской войны» небольшая, но она обладает подлинной монументальной выразительностью, которая рождается из эмоционального контраста, из масштабною противопоставления безгранично живой природы и сокрушающей тяжеловесности ирреальных фигур-мутантов. Это произведение открывает антивоенную тему в творчестве С. Дали, она звучит пугающе, предупреждает разум и взывает к нему. Сам художник говорил, что «это не просто монстры - призраки испанской гражданский войны, а войны как таковой вообще».

Сальвадо́р Фели́пе Хаси́нто Дали́ Доме́нек (Сальвадо́р Дали). 1904-1989.
Мягкая конструкция с вареными бобами (Предчувствие гражданской войны). 1936.
Холст, масло.
100х99 см.
Музей исуксств, Филадельфия (США). Ранее в собрании Питера Уотсона.

Возвращению Дали в Испанию после лондонской выставки сюрреалистов в 1936 году помешала гражданская война, начавшаяся с восстания генерала Франко и верных ему войск против народного правительства. Правительство было вынуждено бежать в Валенсию, а затем, когда городу стала угрожать опасность, - в Барселону, каталонскую родину Дали.

Страх Дали за судьбу своей страны и ее народа отразился в его картинах, написанных во время войны. Среди них - трагическая и ужасающая "Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны" (1936). Чувства, выраженные Дали в этой картине, сравнимы с ошеломляющей "Герникой" Пикассо.

Два огромных существа, напоминающие деформированные, случайно сросшиеся части человеческого тела устрашают возможными последствиями своих мутаций.
Одно существо образовано из искаженного болью лица, человеческой груди и ноги; другое - из двух рук, исковерканных как бы самой природой, и уподобленной тазобедренной части формы. Они сцеплены между собой в жуткой схватке, отчаянно борющиеся друг с другом, эти существа-мутанты вызывают отвращение как тело, разорвавшее само себя.

Существа эти изображены на фоне пейзажа, написанного Дали в блестящей реалистической манере. Вдоль линии горизонта, на фоне невысокой горной гряды, расположены мини-изображения неких старинных по виду городков.

Низкая линия горизонта гиперболизирует действие фантастических существ на первом плане, одновременно она подчеркивает необъятность небосвода, заслоняемого огромными облаками. И сами облака своим тревожным движением еще больше трагический накал нечеловеческих страстей.

Публику в самом деле больше ужаснул реализм Дали, чем символические абстракции картины Пикассо. Кроме того, Дали удалось найти сильный образ, выражающий ужасы войны, символизируемые простыми вареными бобами, - едой бедных. К тому же позади скрюченной руки на переднем плане мы видим маленькую согнутую фигуру - фигуру простого человека, изображенного художником и в "Химике Ампурдана в поисках абсолютно ничего" как символ нигилизма современной жизни.

Картина «Предчувствие гражданской войны» небольшая, но она обладает подлинной монументальной выразительностью, которая рождается из эмоционального контраста, из масштабною противопоставления безгранично живой природы и сокрушающей тяжеловесности ирреальных фигур-мутантов. Это произведение открывает антивоенную тему в творчестве С. Дали, она звучит пугающе, предупреждает разум и взывает к нему. Сам художник говорил, что «это не просто монстры - призраки испанской гражданский войны, а войны как таковой вообще».

В 1936 году Испанию накрыл ужас. Такого на Земле еще не было. Были Чингис-хан и Тимур, Атилла и святая инквизиция. Но все это меркнет по сравнению с тем, что сгущалось в Европе в 30-х годах прошлого века, и навалилось на Испанию 18 июля 1936 года вслед за фразой: «Над всей Испанией безоблачное небо». Полное название картины Сальвадора Дали: «Мягкая конструкция с вареными бобами» (предчувствие гражданской войны). Фрагменты человеческих костей собраны в странный каркас, формой отдаленно напоминающий Испанию. Венчает это жуткое сооружение голова, с безумным оскалом обращенная к равнодушному небу. И вареные бобы на выжженной земле. Год спустя, когда война из предчувствия перешла в явь, Пабло Пикассо пишет свою «Гернику», в которой то, что у Дали было дано как предпосылка, как состояние духа, воплотилось во вполне конкретный кошмар последствий войны.

То, что в современной России сгущается атмосфера фашизма, не видит только слепой. Предчувствие войны (а у многих - и предвкушение) стало общим местом в прессе и на ТВ. Киселев постоянно испепеляет США; Соловьев радостно сообщает, что медведь никому не обязан сообщать, где проходят границы его тайги. Постоянными обитателями студий российских телеканалов стали «лидеры Новороссии» Долгов, Рогов и Кофман, которые с улыбкой рассказывают, как они придут в Киев и повесят Порошенко и Яценюка. Реакции российской культуры на это нет. Я - не про протесты и гражданскую позицию. Я - про реакцию на языке культуры. В России сегодня нет ни Сальвадора Дали, ни Пабло Пикассо. На том месте, где раньше была великая русская культура (прежде всего великая русская литература), сегодня зияющая пустошь. Пустошь имеет имена, фамилии, отчества. Нет, говорите, художников? Как это нет? Вот вам, пожалуйста, Илья Сергеевич Глазунов, к которому только что приезжал в гости сердечный друг Жан Мари Ле Пен. Ну, тот самый, который газовые камеры называл «лишь эпизодом Второй мировой», а своих критиков еврейского происхождения обещал отправить в печи. Так вот, Илья Глазунов обещал Ле Пену включить его портрет в свое очередное эпическое полотно. А вы говорите - Дали, Пикассо, предчувствия какие-то. Тут не предчувствие, а предвкушение!

Среди авторов таких популярных изданий, как «Известия» и «Комсомолка», многие опасаются, что предвкушение войны, ее предчувствие может оказаться ложным, и жажда войны будет неутоленной. Ульяна Скойбеда в «Комсомольской правде» от 1 ноября печалится: «Взрыв патриотизма на волне Крыма был велик, но он проходит, прошел. Нужна новая подпитка, но мы не завоевали Новороссию (ополченцы не в счет) и не победили Киев... Хотелось бы понятных действий, плана, как правительство будет выводить страну из нынешней ситуации. Проводить земельную реформу? Гнать всех безработных в поле? Отстраивать предприятия? Все для фронта, все для победы? Но ведь фронта-то нет, вот и когнитивный диссонанс...» Чтобы кто-то из читателей не решил, что журналистка «КП» всего лишь делится своим мнением, Скойбеда объясняет статус своих текстов так: «Я слышу шелест событий. Знаю, где упадет дерево. Поэтому мои колонки вызывают явление резонанса. Я чувствую настроение общества». Зачем нам Ахматова? У нас есть Скойбеда.

Ощущение крайней неловкости от этого изделия возникает не только от его неталантливости и пошлости. Не только от того, что вместо бунинского целомудренного описания страсти Михалков дает постельную сцену, сопровождаемую для наглядности работой поршней пароходного двигателя. Это - на тот случай, если кто из зрителей не поймет, что там происходит между голыми и потными героем и героиней фильма. Главная неловкость от чрезвычайной назидательности фильма, его наставительного характера в духе советских агиток. Герой на протяжении трех часов задает один вопрос: «Как это случилось?», имея в виду кошмар революции и гражданской войны. Михалков не полагается на разум зрителя и открытым текстом отвечает на этот вопрос: вся беда - в просвещении народа, в науке, а также в свободе слова и мысли, благодаря которым становится возможной критика власти. Вот вам пример-символ: мальчику в детстве учитель рассказал об эволюции. Мальчик удивился: как же это, значит, и царь с царицей произошли от обезьяны?! Ведь это же что получается?.. А в следующей сцене этот мальчик, став взрослым, показан уже сотрудником ВЧК, организующим садистское и подлое затопление баржи с запертыми в трюме офицерами-врангелевцами. Дарвин - как непосредственная причина садизма и подлости.


Двадцатый век был веком идеологий. Разных: религиозных и светских, левых и правых, тоталитарных и демократичных, бесчеловечных и гуманных. Но все они с той или иной степенью успешности выполняли функцию социального клея. Осуществляли сборку общества, способствовали врастанию индивида в социум. То есть делали то, что в прошлые века делали общины, гильдии, сословия. В сегодняшней России, несмотря на жажду государственной идеологии, ее нет и быть не может. У Михалкова, как и у Путина, как и у Киселева, Гундяева (Патриарх Кирилл), Соловьева и прочих железняков и яровых идеология не может присутствовать не потому, что ее нельзя придумать, а потому, что идеология возникает как некое единство и иерархия ценностей. А у всей вышеперечисленной компании ценность одна: сохранение власти и преумножение собственности. Поэтому все они равно печалятся об империи и о советской власти, легко могут менять местами красных и белых, чекистов и белогвардейцев. Состояние российского общественного сознания сегодня в точности напоминает то, что изображено на картине Дали: вот человечьи кости, вот вареные бобы, а вот пустая земля.

Слова и ценности не имеют никакого значения. И, в конечном счете, вообще теряют смысл. В конце минувшей недели, 31 октября, я принял участие в передаче «Мнения сторон» на «Радио Москвы». Это одна из немногих программ, в которых я еще могу участвовать, поскольку ее ведущий, Игорь Игорев, ведет дискуссию как профессиональный журналист, а не как, например, Соловьев или Толстой. Моим оппонентом был политолог Павел Святенков. Речь, естественно, зашла об Украине. На мой тезис о том, что Россия стала первым и единственным государством, которое после Второй мировой войны совершило аннексию, то есть украло кусок территории другого государства, я ждал возражений в традиционном духе про Сербию, про справедливость, волеизъявление. Но получил неожиданное. Политолог Святенков, имеющий два (2!) высших образования, МГУ и МГИМО, объяснил мне и радиослушателям, что первый акт аннексии после Второй мировой совершила Украина, которая в 1954 году украла у России Крым. На вопрос, понимает ли политолог, что УССР и РСФСР не были самостоятельными государствами, и границы между ними были такой же условностью, как и границы между Тульской и Московской областями, политолог сообщил, что он точно знает, что тогда в СССР это были разные страны, и Украина украла у России Крым. Мне тогда вспомнился герой рассказа Шукшина, Глеб Капустин, дискуссии с которым не мог выдержать ни один городской интеллигент.


Другое название картины «Мягкая конструкция с варёными бобами ». Картина была написана в 1936 году. Холст, масло. Размеры: 100 × 99 см. В настоящее время находится в Художественном музее Филадельфии.

Картина выполнена в характерной для Сальвадора Дали сюрреалистической манере. Если посмотреть на картину, то создаётся ощущение, что на картине представлен абсолютно бессмысленный сюжет, однако всё встаёт на свои места, если узнать о замысле художника. Как и многие другие картины сюрреалистов, эта работа наполнена символами и аллегориями, чтобы расшифровать которые необходимо знать историю создания полотна.

Картина была написана Сальвадором Дали в 1936 году, как раз тогда, когда началась Гражданская война в Испании. Тогда испанская оппозиция под предводительством генерала Франсиско Франко, которого поддерживал фашистский режим Германии, Италии и Португалии, устроила мятеж, в результате которого правительство Испании было свергнуто и началась Гражданская война. Эти события стали основополагающими для картины испанского художника Сальвадора Дали.

В своей работе он выразил свои переживания и свои представления о гражданской войне. В центре композиции находится странное переплетение из рук и ног. Если присмотреться, то можно заметить, что общая форма сюрреалистической конструкции напоминает очертание Испании. Части тела на картине будто сцеплены в жуткой схватке, что символизирует собой борьбу двух сторон. При этом на картине представлено две ноги и две руки, что говорит о том, что смертельная борьба двух сторон на самом деле является одним целым, то есть одним человеком, который разорвал сам себя — Испания, которая разделилась на два лагеря, после чего началась братоубийственная война. В самом верху композиции мы можем увидеть голову с лицом, которое искажено болью. В самом низу рука, которая уже почернела и отмерла. На земле разбросаны варёные бобы, которые считаются едой для бедных.

Картина может показаться жуткой и пугающей, но именно так Сальвадор Дали и решил изобразить все ужасы войны. Стоит также отметить, что эту работу по своему замыслу и пугающей реалистичности сравнивают с известной картиной Пабло Пикассо « », которая была написана в 1937 году и также относится к Гражданской войне в Испании.

Предчувствие гражданской войны (Мягкая конструкция с варёными бобами) Сальвадор Дали

Собираетесь отправиться в аэропорт Внуково или Шереметьево, но не знаете, где можно оставить свой автомобиль? Узнайте всё о парковке во Внуково на сайте «ParkPlatze». Вся необходимая информация по интересующей вас теме.



Поделиться