Схемы для ткачества поясов на бердо. Советы для начинающих по заправке и работе на ткацком станке с бердом

Материалы:
Белая и красная нити из вискозы длиной
не менее 250 м (в мотке), 2 мотка

Инструменты:

Бердо

Порядок работы:

Внимательно рассмотрите бердо перед тем, как заправлять в него нити. На каждой продольной планке есть отверстие для нити.

Нарежьте нити необходимой длины (по длине пояса) исходя из того, что на кисти нужно оставить по 0,5 м с каждого конца пояса. Заправьте их в бердо, соблюдая основное правило: на одну нить рисунка приходится две нити основы, т. е. если рисунок составляют 19 нитей (клетки на приведенной схеме), то для основы нужно набрать 38 плюс две крайние. Заправляйте их от середины к краю, учитывая, что одна прорезь (и отверстие) предназначены только для одной нити.

1. Итак, заправьте в бердо 59 нитей для основного рисунка, чередуя одну красную нить рисунка с двумя белыми - основы, и по 8 - по краям, для декоративной кромки.

2. Завяжите пучки нитей на концах в узлы и натяните заготовку пояса, закрепив один конец на прочной основе (например, ножке стола) и привязав другой (рабочий) к поясу. Сделайте несколько рядов, чтобы закрепить нити.

3. Сначала опустите бердо вниз - они разделятся на два потока, и проложите нить утка (белый клубок) между плоскостями ниток. Поднимите бердо вверх - потоки нитей переплетутся.

4. "Подбейте" их ладонью к началу плетения и затяните нить утка, чтобы исчезла петля. Еще раз проложите нить утка между слоями нитей.

5. Поменяйте положение бердо (вниз) и опять "подбейте" плетение. Сделайте несколько таких рядов, соткав 5-6 см "шахматного", закрепляющего рисунка.

6. Начните плетение по приведенной схеме, руководствуясь следующими обозначениями: те нити, которые нужно поднять, помечены галочками; опустить - штрихами; все остальные остаются на своих местах. На фотографии показано, как поднимается предпоследняя нить (отмеченная галочкой клетка), - из нижнего слоя в верхний.

7. Далее проложите нить утка между разобранными по рисунку слоями нитей.

8. Поменяйте положение бердо, создав переплетение потоков.

9. Плотно подбейте нить утка ладонью к плетению и затяните петлю.

10. Продолжайте плетение по рисунку, поддерживая одинаковую плотность и не допуская провисания нитей с изнаночной стороны.

Схема


Совет

От того, насколько толстую нить вы выбрали, зависит толщина пояса. Чем она толще, тем толще и шире будет пояс. Можно комбинировать нити различной фактуры и толщины, используя по желанию две нити нужного цвета, вместо одной толстой. Немного сложнее работать с шерстяными нитями - они "махрятся" в процессе работы, но этот недостаток компенсируется тем, что на готовом изделии по сравнению с другими - из нитей с хлопком и вискозой - рисунок получается более объемным и фактурным.

Кстати
В домашнем и кустарном ткацком производстве бердо применялись в течение многих столетиий. До конца XIX века это были гребни с зубьями из дерева, тростника или из плющеной проволоки, закрепленные с обеих сторон в деревянных или металлических планках. До сих пор это одна из основных рабочих деталей ткацкого станка: продольные нити ткани (основа) продеваются в промежутки между зубьями - таким образом достигается их равномерное распределение по всей ее ширине. Перемещая бердо вдоль нитей основы, проложенную нить утка "прибивают" к краю (опушке) ткани. От частоты расположения в нем зубьев (от 2 до 40 - на 1 см) зависит плотность основы, т. е. число нитей на единицу ширины ткани. Для плетения поясов используется бердо из дерева, изготовленное на заказ по эскизам XIX века.

Можно сделать имитацию тканого пояса, вышив орнамент швом "наоборот", - полосы вдоль нитей ткани выплняются мулине в 4 сложения швом "вперед иголку", двигаясь от начала до конца полосы, справа налево и обратно. На схеме одна клетка равна трем нитям ткани (крупного плетения) и двум рядам по вертикали.

Обучающий ткачеству на берде для начинающих, готов и доступен на сайте Крафтики ! Работа над созданием была очень волнительным мероприятием, и надеюсь, что зрителям все понравится, ведь мы так старались! Это первый обучающий курс для меня, поэтому не судите строго, а я, в свою очередь, готова всячески помогать обучающимся.
А теперь подробности создания и содержания…

О чем курс и чему он научит?

В курсе вы узнаете:

  • что такое бердо и какие инструменты нужны для ткачества на нем
  • какие материалы выбрать для разных целей
  • как отсновать и заправить нити основы в бердо
  • как ткать простейшими ткацкими переплетениями: полотняным, саржевым и ажурным
  • какие дополнительные материалы можно применить в ткачестве
  • как создавать различные эффекты и фактуры на поверхности тканого полотна
  • некоторые приемы и приспособления, упрощающие процесс ткачества
  • как можно декорировать готовое полотно
  • какие изделия можно создать таким образом
  • как ухаживать за такими изделиями

Чем удобны курсы Крафтики?

  • неограниченный доступ к приобретенному курсу
  • возможность обучаться в удобном для вас ритме
  • обратная связь с преподавателем, то есть со мной:)
  • к курсу прилагаются дополнительные материалы

Как это произошло?

В ноябре 2015 со мной связались ребята из Крафтики и предложили разработать вместе видеокурс по ткачеству на берде. Мне сразу понравилась идея, ведь я давно мечтала сделать мастер-классы в видеоформате, но не имела такой возможности: ни подходящего оборудования, ни навыков сведения и обработки, ни помощника, на худой конец. Так что я сразу согласилась и начала продумывать структуру и содержание курса.

И вот, в декабре мы приступили к съемкам. Я привезла в студию целый ворох пряжи, шарфов и образцов, завалив этим стол и полки и превратив место съемки в подобие моей домашней мастерской . Конечно, в первый день я ужасно стеснялась камеры, потому что никогда не снималась: лицо кирпичом, голос тихий и строгий, взгляд стервозный… лоб блестящий!

Но ребята были терпеливы, мы делали много дублей, пока я не валилась под стол от перенапряжения (никогда не подумала бы, что это так тяжело). Иногда казалось, что я снимаюсь в специфическом фильме: «Откинь волосы с лица! Припудри лоб! Улыбайся, чтобы все видели, что ты получаешь удовольствие от процесса! Громче!» Было весело, как вы понимаете:)
И вот несколько дней съемок обернулись двухчасовым курсом и 2 двухминутным промо-роликом. Последний мы снимали в уютнейшем Циферблате на Невском , а именно в дальней красной комнатке — мне там очень понравилось.

Несмотря на то, что я привыкла выступать перед публикой и следить за своей речью, камера оказалась настоящим испытанием для моих нервишек. Правда ведь, я смотрю и разговариваю с ней, словно она загнала меня в угол?)) Надеюсь, что я не ляпнула чушь от волнения и не забыла везде , но вы уж простите Нику, она очень старалась сделать все наилучшим образом:)

Совместными усилиями мы создали красочный материал, подробно иллюстрирующий все, чему необходимо научиться новичку. Технология ткачества полотна на берде предельно проста, нужно лишь соблюдать некоторые правила и быть внимательным к деталям — все это в двух часах концентрированного мастер-класса, обучающего всему, что вы можете увидеть в моих изделиях!

А теперь немного фотографий, освещающих рабочий процесс:)

Без заголовка

Мастер-класс по браному ткачеству на бердо
Дара Ши

У современного горожанина, вряд ли найдется настоящий ткацкий станок, а если и найдется, то мало кто имеет возможность выделить для него отдельную комнату. Но все это вовсе не значит, что ткачество устарело и не доступно больше для рукодельниц. Вовсе нет. Не все знают, что дедушка ткацкого станка - это бердо, ткачество на котором еще не забыто и доступно нам сегодня.


Бердо позволяет создавать чудесные пояса, как в традиционном, так и в современном стиле, фантазируя с цветами и узорами. Искусство, которое востребовано, никогда не устаревает, а сотканный своими руками пояс для юбки или платья всегда выделит вас из толпы, да и оберегом послужит.
Итак, чтобы соткать пояс, нам потребуется:
Бердо. Оно представляет из себя деревянную пластину, в которой проделано несколько десятков продольных щелей. В каждом «столбике», разделяющим две щели, есть отверстие шириной 1-2мм. Бердо может быть разной ширины в зависимости от количества нитей, которое в него можно заправить. Если вы хотите пояс с узором, то приобретите бердо с числом заправочных нитей от 71, а лучше больше ста. Вы всегда сможете заправить меньше на узкий пояс, а вот если захочется соткать узор, а бердо его не вместит, то будет досадно и придется корректировать схему, что не всегда удобно.
Нож для прибивания утка. Он, конечно, может быть и простой линейкой, но учтите, что такой нож у вас быстро треснет и сломается. Кроме того, линейкой неудобно набирать узор. Не скупитесь на нож, пусть он будет из прочного дерева и заострен с одного конца, еще лучше, если будет ручка. Кстати, вам будет гораздо удобнее, если нож по длине будет сопоставим с бердо.


Челнок. Он нужен для протягивания нити утка. В принципе, его можно сделать из твердого картона и время от времени заменять. Главное, чтобы вам было удобно протягивать его через зев. У меня челнок сделан из ненужной картонной коробки, но если есть возможность, сделайте или купите деревянный, дольше прослужит.



Пряжа. Начинающему лучше взять шерстяные нитки средней толщины, лучше без примесей от которых нитка быстро мохрится и скатывается в шарики; или вообще хлопок; полушерсть с акрилом тоже будет хорошо.
Пояс. Да, еще вам нужен пояс, к которому вы привяжете нити, заправленные в бердо, когда будете ткать. Он можете быть любой, главное, чтобы не растягивался и не развязывался при довольно сильном натяжении. Завязывать его лучше всего под грудью, а не на талии, тогда нагрузка на спину будет меньше.
Булавки. Они нужны, чтобы закреплять уже сотканную часть на вашем поясе, когда вам станет трудно дотягиваться до рабочей зоны.


Ну вот и все, что нужно для того, чтобы начать.


Ткачество на бердо бывает двух основных видов - бранное (узорчатое) и заправочное . Заправочная техника проста, результат зависит там только от цветов, которые вы возьмете, а мы не ищем легких путей, поэтому будем сразу ткать пояс с узорами.

Я хочу соткать пояс с таким рисунком:



Обратите внимание, все клетки схемы обозначают нити, образующие узор. То есть, чтобы понять, сколько нам нужно нитей заправить в бердо, считаем все клеточки. В этом поясе у нас 7 нитей узора. Каждой узорной нити соответствуют две нити фона. Чтобы было понятнее: заправку бердо начинаем с его середины, вставляем нить узора, слева и справа от нее заправляем по две нити фона (соответственно в прорезь одну и в отверстие вторую с каждой стороны), вставляем следующую нить узора с обеих сторон, две нити фона за ними и т. д. Иногда к таких схемам прилагается схема заправки, но это бывает очень редко. Схему заправки того пояса, который буду ткать я, вы можете увидеть на рисунке ниже:



При таком количестве нитей у нас получится довольно узкий пояс. Я буду ткать пояс из зеленой и белой пряжи. Сам рисунок будет зеленым, а фон белым, поэтому для своего пояса мне необходимо взять 7 зеленых нитей и 22 белых.
Теперь нужно определиться с длиной пояса. Большая часть длины нитей уйдет на свободу движения бердо, на узлы и на сокращение длины из-за прохода утка. Рассчитывается длина нитей по этой формуле: необходимая длина изделия+20%+60 см (То есть, если мы хотим, чтобы тесьма была 1м, то необходимо взять 1м+20 см+60 см = 1 м 80 см нитей). Это минимум.
Отрезаем нужное количество нитей каждого цвета той длины, которая нам необходима, да еще запас делаем. То есть лучше всего 2 метра, если пояс будет 1 метр. Еще прибавляем на погрешность отреза, вряд ли вы отрежете нити ровно, а ровнять их потом придется по меньшим длинам.


Теперь заправляем нити в бердо так, как я сказала чуть выше, начиная с середины. Получается вот так:


Теперь наматываем нить утка на челнок. Не жалеем. Но вообще, если вам ее вдруг не хватит, то ничего страшного, всегда можно ее надставить, хотя лучше все таки брать с запасом. Уток при правильном ткачестве не видно на самом поясе, но видно с его краев, поэтому брать его нужно все-таки фонового цвета. У меня будет белый.
Когда заправили, нужно выровнять концы, чтобы нити были одной длины, так как ровно мы наверняка нитки не отрезали, завязываем в узел с одной стороны от бердо, чтобы нити не болтались и из бердо не вылетели. Расчесываем нити, проводя несколько раз бердо от начала в конец и обратно. Чтобы это было проще сделать, сразу привяжите узел с нитками к чему-нибудь достаточно прочному (подойдет чугунная батарея, прочная ручка балконной двери и т. д) или попросите кого-нибудь вам помочь.


Когда все расчесали, и не осталось спутанных ниток, завязываем второй конец нитей в узел, и привязываем его к своему поясу, что под грудью. Я привязываю оба узла шнурками, держат отлично. Подводим бердо к себе так, чтобы вам было удобно работать, при этом вы должны сидеть так, чтобы нитки были натянуты как струны. Тяните их так, как будто от этого зависит ваша жизнь:) иначе пояс у вас будет бугристым, а рисунок поведет.


Чтобы начать, нужно открыть зев. Для этого поднимаем или опускаем бердо, как вам угодно. При этом часть нитей, которая в прорезях, останется на месте, а та, что в отверстиях поднимется или опустится, и откроется зев. Ножом подправляете те нити, которые у вас не опустились\поднялись (например, зацепились, запутались или еще что-то) На первом этапе нити могут быть еще очень опушены и зев надо будет открывать ножом, так как нитки у основания пояса будут путаться.



Положений бердо бывает два - Земля и Небо. На рисунке ниже под буквой а обозначено положение Небо, когда вы поднимаете бердо; б - положение Земля, когда бердо опущено.


Когда открыли зев, прокладываем нить утка как можно ближе к началу пояса:



Как только вы проложили уток, меняем положение бердо. Если у вас была изначально земля, теперь держим в положении небо. Ножом прибиваем уток плотнее к началу, помогая очередному зеву открыться, получаем следующее:



Повторяем: снова протягиваем уток, прибиваем ножом, меняем положение бердо, открываем новый зев и снова прибиваем. А теперь берем нить утка и тянем аккуратно за кончик, при этом нити основы у нас стягиваются и получается первый ряд пояса. В зависимости от того, как туго вы затяните, будет варьироваться ширина пояса. Традиционные пояса затягивались настолько туго, что их можно было резать ножом и они не расплетались. Вы делайте так, как считаете нужным для своей работы. Соответственно пояс будет или плотным, или чуть более рыхлым.


Соткав первый ряд, повторяем все манипуляции с бердо и утком. При этом будьте внимательны, следите за шириной каждого ряда, когда затягиваете. Ширина - это едва ли не главная ошибка начинающих, старайтесь держать ее одинаковой на протяжении всего пояса, при необходимости берите линейку и сверяйте.

Нам не нужно начинать сразу с узоров, сперва необходим соткать несколько рядов для того, чтобы получить конец пояса. Обычно хватает сантиметров 5-7 с начала и в конце. Получим интересный шахматный узор, вот такой:



Когда решили, что соткали уже достаточно, приступаем к узору. Внимательно посмотрите на схему. Для удобства пронумеруйте ряды от начала до конца того сегмента, который будет повторяться. Теперь, чтобы открыть зев, мы будем не просто менять положение бердо, а работать с цветными узорными нитями. На схеме белые квадратики - это те узорные нити, которые должны уйти вниз зева, быть под ножом, а черные - те, что останутся наверху, независимо от того, в прорезях они или нет и какое положение они занимают, когда мы просто поменяли положение бердо, как делали до этого. Берем нож и набираем ряд по схеме. Нити фона остаются там, где им должно, их мы вообще не трогаем, меняем положение только нитей узора. Дошли ножом до первой нити, по схеме она должна быть внизу, если она наверху, то опускаем ее под нож, и так первые две зеленые нити. Следующие три будут наверху, далее две - внизу. Когда набрали, открываем зев и протягиваем уток, меняем положение бердо и набираем следующий ряд по схеме.
На рисунке видно, как ушла вверх узорная нить, которая должна быть наверху по схеме, но оказавшаяся внизу при открытом зеве:



Уже набранный первый ряд узора на ноже выглядит так (сейчас я буду открывать зев с набранными нитями по схеме):



Вы видите, что сверху у меня осталось всего три узорные нити, как и нарисовано в схеме.
Когда при помощи ножа вы откроете зев, нужно повторить все те же, уже привычные, действия: проложить уток, прибить ножом, поменять положение бердо, снова прибить, проверить ширину ряда, при необходимости подтянуть или расслабить.


Набирайте ряд по схеме при помощи ножа. Что нужно опускайте, что нужно - поднимайте. Не забывайте, что белые нитки должны оставаться на месте, их мы не трогаем! Сделали - открыли зев - проложили уток - прибили - поменяли положение - снова прибили - проверили ширину - приступили к следующему ряду по схеме.
Когда вы соткете первые два узорных ряда, то получится вот так:



Так, шаг за шагом, у вас будет появляться узор:



Как вы могли убедиться сами, в браном ткачестве нет ничего сложного, главное - это внимательность, аккуратность и желание творить, конечно!

Для первой работы не бойтесь брать даже тот пояс, который кажется сложным, если вам он очень нравится. Поверьте, сложный рисунок, при виде которого у вас загорелась душа, получится много лучше, чем простой, но не вызывающий никакого отклика, поэтому мой вам главный совет - никаких «тренировочных» работ! Пусть даже первый пояс будет живым и по-настоящему вам нравится.

Это одна из самых богатых в плане узора техника ткачества на бердо. Узор формируется за счёт перебора и счёта ниток, которые располагаются как вверху зева, так и внизу. Предлагаю познакомиться с этой техникой на примере такой схемы:

Расчёт ниток:

В технике «Брань 1:2» на одну узорную нитку приходится две нитки основы. По схеме у меня 7 узорных ниток, за счёт которых будем формировать узор, а значит - 14 ниток основы. Так же, помимо кромки, у нас в расчёт идут 2 кромочные нитки, которые будут располагаться по самым краям. На схеме заправки ниток это будет выглядеть так:


Теперь считаем нитки:


Белых ниток - 16

Чёрных ниток - 6

Красных ниток - 7


Хочу отдельно сказать по поводу кромки (не путать с «кромочными нитками») - она может быть любой ширины и состоять из разного количества ниток. В моём примере кромка состоит из трёх чёрных ниток, но точно также может быть из двух, из четырёх, из пяти и т.д. подряд идущих ниток одного или разных цветов.

Предварительная подготовка:

1. Нарезаем нитки нужной длины.

2. Теперь необходимо правильно заправить нитки. Начинаем как всегда от центра. На одну узорную нитку у нас две нитки основы - справа и слева от узорной нитки.


3. Точно также симметрично заправляем другие нитки. Не забываем, что на вторую узорную у нас тоже две нитки основы. Можно это запомнить так: (основа, узорная, основа), (основа, узорная, основа) и т.д.


4. Вот мы заправили наши основные узорные нитки вместе с основой. Внимательно перепроверяем, чтоб нигде ничего не потеряли и не пропустили.


5. Как я уже говорила, можно кромочные нитки сделать больше или меньше по количеству, например, по две чёрные нитки на кромку.


Но в моём примере я использую три чёрные нитки, и вот так выглядит заправка в конце.


6. После заправки всех ниток связываем их в общий пучок, крепим к неподвижной опоре и расправляем нитки по всей длине.

7. Хорошо натягиваем нитки и связываем их в пучок. Вместо пояса можно использовать скобу, которую крепим при помощи тесьмы или узкого пояска на талии. У меня скобы на тот момент не было, и я приспособила вот такую планку с двумя гвоздиками по краям. Скоба очень полезна при ткачестве, так как при перевязывании сотканной части на поясе, натяжение ниток и само полотно немного искажается, и если в прежних техниках этого не было заметно, то при ткачестве бранного узора в данной технике - искажение может быть очень сильно заметно, особенно при тканье широких поясов или тесьмы.


8. Уточная нитка как правило того же цвета, что и основа, то есть в нашем случаи - нитка белого цвета.

Техника ткачества:

Шаг 1. В самом начале, чтобы получить ровный край можно подложить линейку.


Шаг 2. В самом начале работы мы просто закрепляем нитки, прокладывая несколько рядов без переборов.


У нас должна получится вот такая шахматка.


Шаг 3. Далее начинаем ткать узор. Для этого мы начинаем плести с того ряда, где у нас 1 и 7 узорные нитки находятся вверху. В моем случаи это 2 ряд по схеме заправки ниток. Так как по схеме нам нужны только 1 и 7 нитка, остальные опускаем. Работаем только с узорными нитками! Основу не трогаем, она у нас идёт фоном. Прокладываем уток, меняем зев и подбиваем нитки.

Ткачество поясов на бердо сходно с ткачеством на ниту - процесс заключается в попеременном перемещении ниток верхнего слоя вниз, а нижнего вверх. Особенность состоит в том, что для зевообразования используется специально изготавливаемое приспособление - бердо (или бердечко). Оно представляет собой тонкую пластину размером около 13-14 см в высоту и 24-26 см в ширину, поделенную на перегородки щелеобразными прорезями шириной 1,5 -2 мм. Посреди каждой перегородки имеется круглое отверстие диаметром 1,5-2 мм (рис. 1). Бердо может быть выполнено из дерева, пластика либо очень плотного картона.
Процесс изготовления тканых поясов на бердо, так же, как и при других способах ткачества, состоит из нескольких этапов: расчет длины ниток для снования; снование; заправка нитей в бердо; ткачество и оформление концов пояса.

Расчёт длины нитей для снования.

Длина нитей рассчитывается по формуле: длина готового изделия + 20% на уработку + 60 см на на свободу передвижения бердо и оформление концов пояса.

Снование.

Снование и заправка в бердо, как и при ткачестве на ниту, может вестись «пучками» (получится рисунок с продольными полосками), «парками» (получится рисунок из поперечных полосок) и «тройками» (можно выполнить орнаментальный рисунок).
В последнем случае для снования необходимо посчитать количество узорных нитей (оно определяется орнаментальной схемой), затем к каждой узорной нити насновать по 2 фоновые нити + 2 нити по краям узорных и добавить нити для кромки.
Например, по схеме на рис. 2 необходимо насновать 5 узорных нитей (красных) + 12 фоновых (белых) и нити кромки (коричневые).
Нити снуются в необходимом количестве по кругу (фото 1), а заправляются в бердо «тройками».
Для этого сновку необходимо разрезать, на одном конце завязать узел и заплести нити в косу (фото 2) для уменьшения длины и избежания спутывания.

Заправка (пробор) нитей в бердо.

Пробор нитей начинается от центральной прорези, продвигаясь по очереди вправо и влево и вдевая нить попеременно то в отверстие, то в прорезь. Для облегчения заправки нити в отверстие можно использовать сложенный пополам отрезок тонкой проволоки, пользуясь ей как иглой (фото 3).
Итак, в центральную прорезь, помеченную сверху отдельной ниткой, вдеть узорную (красную) нить (фото 4).
В отверстие справа вдеть фоновую (белую) нить (фото 5). Фоновую нить также вдеть в следующую прорезь справа.
Слева от центральной прорези с узорной нитью также вдеть 2 фоновые нити (последовательно в отверстие и в прорезь).
Затем справа и слева заправить в отверстие узорные (красные) нити и т. д., пока не закончатся все нити сновки. Для схемы на рис. 2 заправка нитей в бердо показана на

фото 6.
После того, как все нити заправлены, собрать их в один пучок, завязать дальний конец узлом и привязать его к чему-то неподвижному. Выровнять нити при помощи бердо - при этом они чётко распределяются на слои (фото 7).
Завязать узел с рабочего конца, привязать его к поясу или спинке стула, на котором ведётся ткачество.

Ткачество.

При ткачестве на бердо зев образуется за счет того, что нити, которые протянуты в прорези, перемещаются по длине отверстия, поднимаясь или опускаясь над нитями, которые заправлены в круглые отверстия.
Для выравнивания ширины пояса вначале необходимо соткать несколько рядов заработки.
- Открыв зев, проложить нить утка (фото 8).
- Затем поменять зев, опустив или подняв бердо (фото 9).
- Разделить слои ладонью и прибить нить утка предыдущего ряда (фото 10). Проложить новый уток и опять поменять зев.
- Так повторить до нужной ширины заработки (фото 11).

Перебор рисунка при заправке тройками происходит точно так же, как и при ткачестве поясов на ниту (об этом подробнее читайте в ): при закрашенной клеточке схемы узорная нить должна находиться вверху зева (её необходимо пальцами поднять с нижнего слоя вверх), при пустой клеточке - снизу (пальцами опустить с верхнего слоя вниз).
Рисунки (орнаментальные схемы) для ткачества поясов на ниту и на бердо одинаковые, здесь отличаются только способы механизма зевообразования. Однако бердо, в отличие от нита, имеет ограничение по количеству нитей. Их может быть ровно столько, сколько прорезей и круглых отверстий в сумме.

Назад в раздел:



Поделиться