Святая равноапостольная мироносица мария магдалина. В праздник марии магдалины необходимо сказать красивые слова поздравления своим близким людям

Мария Магдалина в православии - это личность, почитаемая в качестве равноапостольной святой. Она являлась мироносицей, следовавшей за Христом до Его Распятия. Мария Магдалина стала той, перед которой впервые предстал воскресший Мессия. Она упоминается не только в православии, но и в католицизме и протестантизме. Святую считают покровительницей проповедников и учителей, а её образом восхищались мастера эпохи Ренессанса.

Роль Магдалины в христианстве

Описание её деятельности начертано лишь в нескольких фрагментах Почитание этой женщины различно в традициях католицизма и православия. Для последнего она предстает исключительно в качестве мироносицы, излеченной от бесовского наваждения. Католическая церковь говорит о Марии как о необыкновенной красавице и раскаявшейся блуднице, сестре воскресшего Лазаря. К тому же западная традиция прилагает к евангельским текстам колоссальный мифический материал.

Икона святой мироносицы Марии Магдалины

Равноапостольная святая родилась и выросла в городе под названием Магдала. Сегодня на его месте стоит маленький поселок Медждель. В Священных Писаниях нет повествования о юных годах Магдалины, но сказано, что Иисус Христос исцелил её от нашествия семи бесов. Этот коренной поворот в её судьбе стимулировал женщину последовать по стопам Великого Учителя и Спасителя.

  • Мария являлась неотлучной спутницей Божьего Сына в период, когда Он и выбранные Им апостолы проповедовали христианство в населенных пунктах Иудеи и Галилеи .
  • Вместе с Магдалиной Христу служили и другие благочестивые женщины: Иоанна, Сузанна, Соломия и др. Эти жены-мироносицы разделяли труды апостолов, разнося благие вести о пришествии Спасителя.
  • Мария Магдалина шла первой за Христом, когда Его вели на Голгофу. Лука утверждает, что жены-мироносицы рыдали, видя страдания Иисуса, но Он утешал их и напоминал о Царстве Божием. Мария находилась вместе Богородицей и Иоанном у Креста в момент Распятия Мессии.
  • Магдалина проявила верность Иисусу не только в период Его возвышения, но и в дни полнейшего уничижения. Она присутствовала на похоронах Божьего Сына и своими глазами видела, как Его тело вносили в гробницу. Далее, равноапостольная святая стала свидетельницей закрытия этой пещеры большим камнем.
  • Мария, верная Божьему закону, вместе с другими женами-мироносицами пребывала , совпавший с праздником Пасхи, в полном покое. В первый день недели верные ученицы планировали прийти к гробу и помазать тело Христа благовониями. Мироносицы добрались до места захоронения на восходе солнца, а Мария прибыла, когда еще царствовала темнота ночи.

Дополнительные статьи:

Равноапостольная святая увидела, что камень, закрывавший вход, отвален. В страхе она устремилась к апостолам Петру и Иоанну, которые жили ближе остальных. Прибыв на место, они удивились, увидев свернутую плащаницу и пелены. Апостолы покинули пещеру, ничего не сказав, а Магдалина осталась и плакала, тоскуя о Своем Господе.

Мария Магдалина и ангелы в гробе Господнем

Желая убедиться в том, что тела действительно нет, она подошла к гробу. Внезапно перед женщиной засиял божественный свет, и она увидела двух ангелов в белоснежных одеждах.

  • Когда она ответила на вопрос Небесных посланников о причине ее скорби и отвернулась в другую сторону, на входе грота предстал Воскресший Христос. Однако ученица не узнала Божьего Сына, пока Он не заговорил с ней. Этот голос изначально стал для Марии великим лучом света после исцеления от бесовской болезни. Она с колоссальной радостью произнесла: «Учитель!». В этом возгласе слились воедино уважение и любовь, грандиозное почтение, признание и нежность.
  • Магдалина бросилась к ногам Христа, чтобы омыть их слезами божественной радости, но Иисус не разрешил прикасаться к себе, ибо не «восшел еще Сын к Отцу».
  • После всего увиденного Мария отправилась к апостолам и сообщила весть, которую все с нетерпением ожидали. Так произошла первая проповедь о божественном Воскресении Спасителя.
  • Когда апостолы разошлись по миру, чтобы рассказать людям о великом учении Спасителя, вместе с ними отправилась отважная Мария Магдалина. Святая, в сердце которой не утихал огонь любви к Господу, держала путь в языческий Рим. Она возвестила о Воскресении, но малое количество людей принимали слова проповедницы за правду.
Интересно! Имя «Мария» имеет еврейское происхождение и несколько раз встречается в тексте Нового Завета. Прозвание «Магдалина» несет в себе географическую нагрузку и указывает на место, где святая была рождена. В связи с тем, что «башня» (Магдала) являлась рыцарским символом, в Средние века образу Марии придали аристократические черты. В Талмуде прозвание «Магдалина» часто расшифровывали как «завивающая волосы».

Хождения в Италии и кончина

Писание утверждает: первая ученица Христа явилась во дворец императора Тиберия и преподнесла ему красное яйцо - символ Воскресения. Она поведала историю невинно осужденного Христа, творившего чудеса и казненного по злому навету первосвященства.

Красное яйцо - символ Воскресения Иисуса Христа

Она напомнила, что спасение от мирской суеты приходит через кровь чистого Агнца, а не золотых или серебряных изделий.

  • Мария продолжала распространять благую весть в Италии. Её труды восхвалял апостол Павел в «Послании к Римлянам», признавая за ней необыкновенное мужество и беззаветную преданность Всевышнему. Писание гласит: Магдалина уже в преклонном возрасте отбыла из Рима после того, как над Павлом совершили первый суд. Равноапостольная святая отправилась в Эфес, чтобы помогать в проповедничестве апостолу Иоанну. Здесь же она тихо и мирно покинула бренный мир.
  • Её нетленные мощи в IX столетии перенесли из Эфеса в Константинополь. Некоторые исследователи предполагают, что останки во время крестовых походов транспортировали в Рим. Мощи разместили в храме Иоанна Латеранского, который вскоре переименовали и освятили в честь самой преподобной Марии Магдалины.
  • Часть останков находится во Франции, близ Марселя, а также монастырях Святой Афонской Горы и Иерусалима. Поклониться мощам преподобной приходит огромное количество благочестивых паломников.

Интересные статьи:

На заметку! Благодаря проповеднице во всем христианском мире прижился обычай дарить пасхальные яйца с восклицаниями: «Христос воскрес! Воистину Воскрес!». После апостольского периода в церквях читали молитвы на освящение яиц и сыра. Братия и прихожане слышали хвалебные песни во славу Магдалины, первой подавшей пример радостного жертвоприношения.

Православный храм в честь святой

Церковь расположена в местности под названием Гефсимания, что в Восточном Иерусалиме. Рядом находится гробница преподобной Девы Марии. Эта церковь воздвигалась православным обществом Палестины на средства императорской семьи и была освящена в 1888 г. С 1921 г. здесь хранятся останки великомучениц Елисаветы и Варвары.

Церковь Святой Марии Магдалины входит в комплекс Гефсиманского православного монастыря

  • Идея постройки и выбор местности на склоне Елеонского холма принадлежит архимандриту Антониону. Первый камень церкви Марии Магдалины заложили в 1885 г. В 1934 г. на территории организовали православную женскую общину, настоятельницей которой стала инокиня Мария, имевшая шотландское происхождение.
  • В монастыре хранится икона «Одигитрия», прославившаяся чудесами в 1554 г. Останки великомучениц Елисаветы и Варвары располагаются в отдельных раках. Здесь же прихожане поклоняются чудотворному изображению Марии Магдалины.
  • Семиглавый Иерусалимский храм возведен из белого камня и выполнен в стиле московской архитектуры. Колокольня имеет небольшие размеры, а иконостас создан из мрамора с бронзовым орнаментом.

Иконы и изображения Марии Магдалины

Образы равноапостольной святой демонстрируют перед верующими пример величайшей любви и преданности Всевышнему Отцу. Святые лики Магдалины указывает на истинный путь и требует от человека терпеливости и духовной стойкости.

  • Православная иконопись изображает Марию с пасхальным яйцом красного цвета, а также с сосудом, в котором сосредоточено миро.
  • Часто на полотнах она показана вместе с Богородицей и Иоанном Богословом рядом с распятием. Святую можно наблюдать на иконах с сюжетом, демонстрирующим положение Христа в гроб. В православной традиции её изображают в числе пришедших жен-мироносиц, которые увидели пустоту в пещере и благовестных ангелов.
  • Сцена явления Христа после Воскресения для отечественной церкви - редкое явление. Его можно видеть только в образцах поздних икон греческого стиля.
  • Перед святым ликом просят об обретении истинной веры и избавлении от вредоносных привычек, льстивых искушений. Молитвы перед образом избавляют от телесных и душевных недугов.

В католицизме Мария Магдалина предстает как «раскаявшаяся блудница», которая в конце жизненного пути удалилась в пустынную местность и предавалась суровой аскезе, сожалея о грехах. Её одеяние распалось от ветхости, и волосы покрывали все тело чудесным образом. После божественного исцеления она была вознесена ангелами в Царствие Небесное. Эта легенда оказала огромное влияние на западное искусство.

  • Множество произведений, где Магдалина выступает главным персонажем, выполнено в жанре «Vanitas» (Суета). Рядом с женщиной демонстрируется череп, символизирующий осознание бренности и понимание важности истинного пути. Дополнительными атрибутами выступают плеть и терновый венок. Место действия - пещера на территории Франции: здесь святая размышляет, читает Писание или кается, возведя взгляд в небеса.
  • В западноевропейской иконописи Магдалина изображается омывающей ноги Мессии и вытирающей их своими роскошными волосами.
  • В католической традиции жена-мироносица изображается с распущенными волосами и держащей сосуд с благоухающими маслами.
  • В других вариациях ее поддерживают над землей крылатые ангелы. Этот сюжет встречается в западном искусстве с XVI столетия.
  • Очень редко в католицизме и протестантизме изображается последнее причастие Марии и её смерть.
  • На некоторых полотнах она скорбно обнимает ногу Спасителя, распятого на кресте Голгофы. На иконах «оплакивания» она придерживает стопы Спасителя и скорбит об утере.
Интересно! Имя Магдалины сыграло важную роль в становлении гностицизма - богословско-религиозного направления, испытывающего влияние языческих воззрений и античных философов. Гностики говорили, что Мария является единственной и истинной получательницей откровения, любимейшей ученицей Спасителя. Это религиозно-богословское течение признали как ересь в III веке.

Эта женщина проявила божественную любовь к своему Учителю, осталась навсегда Ему преданной и несла благие вести наравне с апостолами. В православной традиции Мария Магдалина считается святой, излеченной Иисусом Христом от болезни «семи бесов», и последовавшей за Ним до самого Воскресения. В ортодоксальных текстах о ней сказано мало, но в католицизме приобрели популярность различные легенды с участием равноапостольной ученицы.

Видео о житии равноапостольной Марии Магдалины

Мария Магдалина – преданная ученица Иисуса Христа, входившая в группу женщин, везде следовавших за Учителем и «служивших Ему имением своим» (ср. Лк 8,2-3). Она стояла у подножия креста на Голгофе (Мф 27,56 и др.), была свидетельницей погребения Иисуса (Мф 28,61 и др.), а рано утром первого дня недели, вместе с некоторыми другими женщинами, пошла к гробнице Христа, чтобы помазать Его тело благовониями (Мф 28,1; Мк 16,1-8). Здесь Воскресший Господь явился ей, хотя и в измененном облике, а она узнала Его, когда Он окликнул ее по имени. Таким образом, согласно Евангелию от Иоанна (Ин 20,11-18), Мария Магдалина удостоилась первой увидеть Воскресшего Иисуса и возвестить о Его Воскресении апостолам и прочим ученикам.

Имя «Мария» было очень распространенным в иудейском мире, а прозвище «Магдалина» указывает на происхождение этой ученицы Иисуса из галилейского поселка Магдала на северо-западном берегу Геннисаретского озера.

В Евангелиях о Марии Магдалине сообщается еще одна подробность: до встречи с Иисусом она страдала от одержимости, и Иисус изгнал из нее семь бесов (Мк 16,9; Лк 8,2). Возможно, по этой причине, отождествляя «бесов» с похотью и грехами, в западной церковной традиции Марию Магдалину стали идентифицировать с безымянной женщиной, помазавшей голову Иисуса в Вифании в доме Симона прокаженного (Мк 14,3-9; Мф 26,6-7), и безымянной грешницей (блудницей), помазавшей ноги Иисуса миром, омывшей их слезами и отершей их волосами своими в доме Симона фарисея (Лк 7,37-38). Впрочем, это отождествление восходит еще к Отцам Церкви. Если Климент Александрийский и Амвросий Медиоланский лишь допускали, что во всех этих эпизодах речь может идти об одной и той же женщине, то св. Августин прямо утверждает, что это – одно и то же лицо. Сюда же добавляется и отождествление Марии
Магдалины с Марией из Вифании, сестрой Марфы и Лазаря (очевидно, по созвучию имени; ср. Ин 12,1-8 и Лк 10,38-42). Окончательно идентичность всех этих женских образов подтвердил св. Папа Григорий Великий.
Здесь нужно еще добавить, что латинская традиция о Марии Магдалине впитала и некоторые мотивы восточной небиблейской легенды о кающейся блуднице Марии Египетской . Так сложился «хрестоматийный» образ Марии Магдалины в предании Западной Церкви: до встречи с Иисусом она зарабатывала на жизнь блудом, затем, встретив Его, оставила свое ремесло и последовала за Ним, а уже после воскресения Господа искупала свои прежние грехи строжайшей аскезой и слезным покаянием.

С другой стороны, предание Восточной Церкви называет Марию Магдалину «равноапостольной» , и не видит в ней тип кающейся грешницы. Исторических оснований для отождествления упомянутых выше евангельских фигур с Марией Магдалиной тоже недостаточно, поэтому после литургической реформы конца 60-х годов Церковь уже не говорит о «кающейся Магдалине», делая акцент на ее роли свидетельницы Христа (хотя в массовом сознании, воспитанном многовековой традицией изобразительного искусства, эти изменения происходят не так быстро).

Служение Марии Магдалины как свидетельницы Иисуса Христа, носящей высокий титул «равноапостольной», также имеет свое отражение в древнем церковном предании.
В восточной традиции Мария Магдалина после пасхальных событий отправилась вместе с Девой Марией в Эфес, где помогала апостолу Иоанну (любопытно, что больше всего сведений о Марии Магдалине мы находим именно в Евангелии от Иоанна).
Мария Магдалина также благовествовала Христа в Риме. Считается, что именно ее имеет в виду апостол Павел, когда пишет в своем Послании к Римлянам: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим 16,6). С пребыванием Марии Магдалины в Риме предание связывает возникновение традиции пасхальных яиц. Когда Мария пришла к императору Тиберию и проповедала ему о воскресении Христа, тот заявил, что это так же невозможно, как если бы куриное яйцо вдруг стало красным. И тогда куриное яйцо в руке Марии Магдалины действительно стало красным.
По другой версии той же легенды Мария Магдалина уже пришла к императору с красным яйцом, а когда тот заинтересовался столь необычным явлением, возвестила ему Воскресение Христово, после чего император уверовал.

В традиции же Западной Церкви Мария Магдалина (вместе с братом Лазарем, сестрой Марфой и еще несколькими спутниками) проповедовала Христа в Галлии, а последние 30 лет своей жизни провела в строгой аскезе и уединении.

Культ Марии Магдалины в католическом мире широко распространился в Средние века, и особенно – в эпоху Контрреформации, когда в ней видели образец кающейся грешницы и даже Таинства покаяния как такового.
3 июня 2016 г. Папа Франциск подписанным им декретом Конгрегации богослужения и дисциплины Таинств поднял день ее обязательной памяти 22 июля до уровня праздника , принимая это решение в год Великого Юбилея Божия Милосердия, дабы подчеркнуть достоинства этой женщины, чье сердце пылало любовью ко Христу, и которую Он одаривал Своей любовью. Поскольку Мария Магдалина проповедовала Евангелие многим народам, вполне справедливо, что отныне ей будут воздаваться те же литургические почести, что и апостолам (напомним, что в восточной традиции Мария Магдалина изначально носила титул «равноапостольной» ).


Имя Марии Магдалины — чуть ли не одно из самых известных библейских имен для современного человека. Только прославили его среди широкого круга людей, к сожалению, различные мифы о тайном браке Христа и Магдалины . На эту тему пишутся многочисленные статьи, снимают фильмы…

Но на самом деле история блудницы Марии, которая была женой Иисуса, не нова: еще в III веке среди еретиков-гностиков ходила легенда о возлюбленной Христа, хранившей все Его слова и поучения. Со временем появлялись новые и новые подробности, постепенно сложившиеся в предание о том, что от брачного союза Иисуса и Марии в итоге произошел род Меровингов - хранителей элитного знания и магических приемов, которыми якобы владел сам Христос.

К этой сомнительной легенде Церковь не имеет никакого отношения. Она знает совсем другую Марию Магдалину и почитает ее за совершенно иные заслуги.

«Старец даёт гиматий Марии Магдалине». Фреска Джотто в капелле Магдалины нижней базилики Сан-Франческо в Ассизи, 1320-е гг.

Грешница

Строго говоря, о Магдалине мы знаем мало. Родилась она в городе Магдала близ Капернаума на западном побережье Тивериадского озера в Галилее. Евангелие почти ничего не говорит о ее прошлом, и это деликатное молчание Библии породило в кругу исследователей две версии.

Первая группа богословов, преимущественно восточная, склонна видеть в Марии одну из исцеленных Христом женщин, которая, избавившись от своего недуга, бросила все и последовала за галилейским Проповедником. Евангелие как бы вскользь говорит, что Магдалина была одержима - из нее Спаситель изгнал семь бесов. А что такое одержимость? Это жуткое состояние, когда человек в той или иной степени находится под контролем темных сил. В своем крайнем выражении одержимость приводит к полному подчинению бесовской воле, поэтому избавление от такой страшной болезни воспринимается несчастным человеком как второе рождение на свет. Это освобождение стало праздником и для Марии. Вполне вероятно, что благодарность женщины Христу была настолько велика, что она решила посвятить Господу всю свою жизнь.

Вторая, западная, группа исследователей отождествляет Магдалину с блудницей, которую Христос спас от избиения камнями, и которая совершила очень трогательный поступок - когда Иисус обедал у одного из фарисеев, она припала к Его ногам, стала возливать на них дорогое благовонное масло, омывать их слезами и вытирать роскошными прядями своих волос. Евангелие содержит три упоминания об этом эпизоде. По крайней мере, один из них приписывается Марии.

О том, что она могла быть женщиной легкого поведения, говорит и ее прозвище: слово «magadella» обозначает в талмудической традиции женщин с завитыми волосами. Подобного рода украшательством занимались именно гетеры. Однако против того, чтобы считать Марию продажной женщиной, высказывался святитель Дмитрий Ростовский - крупнейший русский систематизатор житий XVIII века. Аргумент ученого прост: если бы Магдалина имела подмоченную репутацию, этим не преминули бы воспользоваться оппоненты Христа. Но при всей своей ненависти к Спасителю, фарисеи ни разу не уличили Его в том, что среди апостолов находится бывшая блудница.

Но все это - лишь версии. Ясно лишь одно - после встречи с Христом жизнь Марии круто изменилась. Она полностью оставила свой прежний образ жизни, каким бы он ни был, и стала неразлучной спутницей Иисуса, помогая Ему и Его ученикам. Внимательное чтение Евангелия показывает, что она не была единственной ученицей Спасителя, - вместе с Ним ходили еще несколько женщин. Все они были ближайшими родственницами апостолов, в чьи обязанности входило создавать элементарный минимум бытовых удобств для членов апостольской общины.

Ученица

Среди учениц Спасителя Мария занимала особое место. Ее чаще всего упоминают евангелисты, рассказывая о спутницах апостолов. На первый взгляд, такое возвышение одной женщины над другими выглядит весьма подозрительным. Но непредвзятое чтение Писания показывает, что уважение, испытываемое к Магдалине другими членами первохристианской общины, было оправданным. Ее любили за столь искреннюю и горячую преданность Христу, какой, поначалу не имели даже многие апостолы. И вовсе не случайно Господь удостоил Марию чести стать первой, кто увидел Его воскресшим.

В отличие от большинства учеников, которые в день казни своего Учителя разбежались, перепуганные, еще в Гефсиманском саду, ученицы не побоялись быть схваченными солдатами, растерзанными толпой или обвиненными в соучастии в преступлениях, которые приписывались Иисусу. Их любовь была выше страха. Это они следовали за Спасителем до Голгофы, были там до самого момента Его смерти. Это они сняли Его тело с креста, оплакали и завернули его в погребальную ткань. И они же, вместе с Иоанном Богословом, Иосифом и Никодимом проводили своего Учителя в последний путь. Верили ли они в то, что Христос воскреснет? Вряд ли… Такую веру имела разве что Пречистая Богородица, которой было дано проникнуть сердцем в тайны домостроительства своего Сына. Остальные же были в очень подавленном состоянии. Мир в одночасье рухнул для них, и апостолы не знали, что им делать дальше. Они были поражены и растеряны.

Но если мужчины поддались унынию и страху, то женщины поступили иначе. Они знали, что Христос умер, они понимали, что Ему уже ничем нельзя помочь. И все же любовь их была столь велика, что они решили отдать Христу последнюю дань почтения - помазать Его тело миром - благовонным маслом. По традиции, это необходимо было делать в день похорон. Но поскольку Иисуса распяли накануне субботы, то погребение проходило в спешности: ведь в субботу нельзя было заниматься никакими делами. Христа положили в пещеру без омовения и бальзамирования, поэтому, когда суббота миновала, женщины поспешили завершить недоделанное. Зачем это было им нужно? Разве умерший нуждается в этом? Рассудок посчитал бы излишним подобные вещи, но великая любовь, которая горела в сердцах учениц, говорила обратное. Она подняла их среди ночи и звала к заветной пещере. Она словно бы говорила им: «Спешите! Вы увидите чудо, и ваша скорбь сменится на радость!».

И женщины живо ощутили, что обязательно должны идти! Они даже не думали, как отвалят тяжелый валун от входа в пещеру - они просто пошли, руководствуясь одной лишь любовью. Что было дальше - знают все. Мироносицы пришли к гробу и увидели, что камень, закрывавший вход, лежит поодаль, погребальное ложе пусто, а на его краю сидит ангел. Он и рассказал женщинам о Воскресении. И снова - испытание! Другой бы не поверил, посчитал бы увиденное галлюцинациями. А мироносицы - поверили! И кинулись в город, чтобы рассказать остальным апостолам о свершившемся чуде.

Магдалина узнала радостную весть несколько иначе, чем прочие женщины. Она пришла ко гробу раньше всех и, увидев, что он пуст, бросилась рассказывать об этом апостолам, посчитав, что тело Христа украли. Вернувшись к гробу вместе с Иоанном и Петром, она уже не застала ни остальных мироносиц, ни ангела. Постояв в растерянности, апостолы удалились, а Мария осталась одна, пытаясь хоть как-то осознать происходящее. И вот, невдалеке от пещеры она увидела человека. Подумав, что это хозяин виноградника, расположенного по соседству, женщина стала расспрашивать его, надеясь, что он расскажет хоть что-нибудь о судьбе похищенного тела. И в ответ вдруг услышала свое имя:

Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не взошел к Отцу Моему; иди к братьям Моим и скажи им: «Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и к Богу Моему и Богу вашему».

Это было прямое благословение иди на проповедь, и Мария пошла! Она стала первой, кто возвестил миру о том, что Христос воскрес. Сначала апостолы посчитали ее сумасшедшей. Некоторые из них ругали ее, некоторые жалели: мало ли что могло привидеться несчастной женщине после пережитого горя. Но несчастной Магдалина не выглядела. Наоборот, она вся сияла от радости и твердила лишь одно: «Я видела Господа». Позже, когда Христос явился всем апостолам, они устыдились того, что они не поверили Марии. А она еще сильнее стала свидетельствовать всем, что Господь воскрес.

Равная апостолам

"Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Иоанна и другие с ними..." Память жен-мироносиц празднуется каждый год в третий воскресный день после Пасхи. В этом году — 30 апреля. В современной церковной традиции этот праздник стал своего рода православным «женским днем».

После того, как Господь окончил свое земное служение и вознесся на небо, Мария ушла на проповедь. Местом ее подвига стал Рим - столица тогдашней мировой цивилизации. И везде, где бы ни звучало ее слово, она повторяла одну и ту же фразу: «Я видела Господа! Он воскрес!». Молва о необычной женщине, которая проповедовала на городских форумах, дошла в конечном итоге до императорского дворца. Правитель Тиберий решил лично послушать, о чем рассказывает Магдалина. Они встретились в присутствии многих вельмож, ученых и философов. Сначала беседа шла в дружеской атмосфере - императору понравилось учение, которое несли с собою христиане. Но стоило лишь Марии дойти до вести о Воскресении, лицо императора исказилось насмешкой, и он сухо отчеканил, указывая на яйцо, которое по обычаю принесла Мария во дворец в качестве подарка:

Скорее, это яйцо станет красным, чем мертвые оживут!

Мария с грустью помолчала, потом спокойно протянула Тиберию свой скромный дар:

Христос воскрес! Я сама видела Его живым!

Император все еще улыбался, принимая из рук мироносицы белое яйцо. Но через мгновение лицо правителя застыло в удивлении, и он словно онемел. В его руках, переливаясь пурпурными оттенками, лежало то же яйцо, поменявшее своей цвет с белого на красный. Еще спустя мгновение весь тронный зал наполнился изумленными возгласами «Чудо! Чудо!». Император, пересиливая охватившее его оцепенение, произнес:

Воистину Он воскрес!

Вот так, трудами простой женщины христианство распространялось по Италии. Состарившись, Мария перебралась в Малую Азию, где мирно окончила свои дни в доме Иоанна Богослова, которому помогала в проповеднических трудах. По одной из легенд, до своего обращения к Христу Мария и Иоанн были женихом и невестой, но в брак так и не вступили - Иоанн оставил все, последовав за Спасителем. Марии же предстояло пройти через омут греха, прежде чем она стала христианкой.

На Западе бытует другая версия жития этой святой женщины. После проповеди Мария направилась в Галлию - нынешнюю Францию. Там она нашла безлюдное место, где тридцать лет оплакивала свое непутевое прошлое. Ее одежда истлела от времени и сырости, а наготу прикрывали длинные волосы, доходившие до пят. Питали подвижницу ангелы, которые каждую ночь возносили ее на небо, где она получала подкрепление и могла своими ушами слышать славословия, возносимые Богу ангельскими хорами. Искреннее покаяние и усердные труды подвижницы были вознаграждены Господом - Он очистил ее сердце от греха и наполнил его благодатью. Перед смертью, согласно западным житиям, Магдалину причастил случайно забредший к ней в пещеру священник. Он же и похоронил святую.

Мощи Марии в эпоху раннего Средневековья несколько раз переходили из одних рук в другие, пока, наконец, не обрели покой в Риме - в базилике святого Иоанна Латеранского. Небольшие частицы мощей также хранятся во многих местах христианского мира.


Одна из жен-мироносиц, удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа.

Родилась она в местечке Магдалы в Галилее. Жители Галилеи отличались непосредственностью, пылкостью нрава и самоотверженностью. Эти качества были присущи и святой Марии Магдалине.

С юности она страдала тяжким недугом - беснованием (Лк. 8, 2). Перед Пришествием в мир Христа Спасителя бесноватых было особенно много: враг рода человеческого, предвидя свое близкое посрамление, восставал на людей со свирепой силой. Через болезнь Марии Магдалины явилась слава Божия, сама же она обрела великую добродетель всецелого упования на волю Божию и ничем неколеблемую преданность Господу Иисусу Христу. Когда Господь изгнал из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.

Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, проявляя трогательную заботу о Нем. Она не оставила Господа после взятия Его иудеями, когда начала колебаться вера в Него ближайших учеников. Страх, побудивший к отречению апостола Петра, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном, переживая страдания Божественного Учителя и приобщаясь великому горю Богоматери. Святая Мария Магдалина сопровождала Пречистое Тело Господа Иисуса Христа при перенесении Его ко гробу в саду праведного Иосифа Аримафейского, была при Его погребении (Мф. 27, 61; Мк. 15, 47).
Служа Господу во время Его земной жизни, она желала послужить Ему и после смерти, воздав последние почести Его Телу, умастив его, по обычаю евреев, миром и ароматами (Лк. 23, 56). Воскресший Христос послал святую Марию с вестью от Него к ученикам, и блаженная жена, ликуя, возвестила апостолам о виденном - «Христос воскрес!» Как первая благовестница Христова воскресения, святая Мария Магдалина признана Церковью равноапостольной. В этом благовестии главное событие ее жизни, начало ее апостольского служения.

По преданию, она благовествовала не только в Иерусалиме. Святая Мария Магдалина отправилась в Рим и видела императора Тиверия. Известный своим жестокосердием император выслушал святую Марию, которая рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Затем она поднесла ему белое яйцо со словами «Христос воскрес!»,которое у всех на глазах стало красным.
С этим поступком святой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг Другу красные яйца (яйцо, символ таинственной жизни, выражает веру в грядущее общее Воскресение).

Затем святая Мария отправилась в Ефес (Малая Азия). Здесь она помогала святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена. В IX веке при императоре Льве VI Философе нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Ефеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были увезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Папа Римский Гонорий III освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины.
Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя, где также воздвигнут храм, посвященный святой Марии Магдалине. Части святых мощей равноапостольной Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

Великая равноапостольная святая мироносица Мария Магдалина, прославившаяся в Церкви своею пламенной и самоотверженной любовью к Господу Иисусу Христу, была родом из богатого в то время города Магдалы, который находился в Галилейской области Палестины.

Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия. Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

После страданий Христа, по прошествии субботы, Мария Магдалина приходит ко гробу очень рано, когда было еще темно, чтобы воздать последние почести телу Спасителя, умастив его, по обычаю, благовониями, и видит, что камень отвален от гроба.

Измученная незнанием и печалью, она стояла у гроба и плакала. Плача, Мария наклонилась, заглянула в гробницу и увидела: на том месте, где лежало тело Иисуса, сидят два Ангела в белых одеяниях. Они сказали ей, что Иисус воскрес. Также ей явился Сам Иисус Христос.

Мария Магдалина помчалась к ученикам. «Я видела Господа! Он говорил со мной!» «Христос Воскрес! Он воистину Сын Божий! Я видела Господа!…» - это была первая благая весть, которую принесла Мария Магдалина апостолам, первая в мире проповедь о Воскресении.

Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37г.) и рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Император усомнился в чуде Воскресения и попросил доказательств. Тогда она взяла яйцо, и, подавая его императору, сказала: «Христос Воскрес!» При этих словах белое яйцо в руках императора стало ярко-красным.

Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира.

Мария Магдалина беззаветно служила Церкви, подвергаясь опасностям, разделяя с апостолами труды проповедничества. Из Рима святая, уже в преклонном возрасте, переселилась в Ефес (Малая Азия), где проповедовала и помогала апостолу Иоанну Богослову в написании Евангелия. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена. В XI веке при императоре Льве Философе (886 - 912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Эфеса в Константинополь.

Тропарь

Христу, нас ради от Девы рождшемуся, честная Магдалино Марие, последовала еси, Того оправдания и законы хранящи: темже днесь всесвятую твою память празднующе, грехов разрешение молитвами твоими приемлем.

Проект "Православные праздники" реализован "УНИАН-Религии" при содействии Киевской Духовной Академии и Семинарии. При использовании материала ссылка на источник обязательна.



Поделиться