Анализ стихотворения «Незнакомка. Анализ лирического произведения А

Анна БРЮХАНОВА

Готовимся к сочинению

От мечты - к реальности?

О стихотворении А.Блока «Незнакомка»

1. Историко-библиографическая справка.

Стихотворение «Незнакомка» было написано в Озёрках 24 апреля 1906 года. Оно принадлежит к циклу «Город».

Блок был представителем символизма. Это литературное направление зародилось в конце 80-х годов XIX века. Основателем этого направления был Брюсов, а теория В.Соловьёва о вечной женственности явилась философским началом символизма. Символизм имеет много общего с романтизмом. В символизме, как и в романтизме, господствует стремление уйти от реальной действительности в мир вымысла и мечты, вечное искание "бесконечности в конечном", подчинение разума и воли чувству и настроениям. Кроме Блока, символистами были Вяч.Иванов, З.Гиппиус, А.Белый, М.Волошин и многие другие поэты.

Первым серьёзным сборником стихов Блока стали «Стихи о Прекрасной Даме», изданные в 1905 году. Эти стихи имели под собой реальную основу. С детства Блок был влюблён в соседку по даче, дочь знаменитого химика Менделеева Любовь Дмитриевну. То чувство, которое он испытывал к Менделеевой, переосмыслялось в духе учения Платона о "Мировой душе", о "сродстве душ", обречённых на вечные поиски друг друга, о "вечной женственности" как нетленном и божественном начале, что во многом определило характер «Стихов о Прекрасной Даме». В этих стихах герой искал свой идеал, жаждал неземной любви и его возлюбленная не имела ни одной реальной черты, это было неземное, возвышенное создание. Характерным стихотворением можно считать стихотворение «Предчувствую Тебя».

В 1903 году Блок женился на Л.Д. Менделеевой, и ему пришлось совмещать идеальные черты придуманного им образа возлюбленной с реальной женщиной. Произошёл конфликт между возвышенными мечтами и реальной действительностью. Поэт не знал, как сочетать мечту о возлюбленной, которая казалась дотоле мистической и недостижимой, с повседневной жизнью. Как следствие, произошло снижение образа возлюбленной: он изменился, приобрёл реальные черты. Об этом свидетельствует стихотворение «Незнакомка». В этом стихотворении герой встречает свою возлюбленную в ресторане (общественное место), она является ему только в пьяных мечтах (а раньше он был опьянён любовью), она приобрела реальные черты (кольца, вуаль). Если раньше она была его Прекрасной Дамой, то теперь она просто незнакомка (неизвестная женщина). В дальнейшем образ Прекрасной Дамы потеряет волшебную ауру и она станет реальной, продажной женщиной.

2. Тема и идея произведения.

Тема данного произведения – вечер в ресторане, где завсегдатай встречает незнакомую девушку.

Идея – встреча со своей возлюбленной, которая предстаёт перед ним в новом обличье. С помощью вина лирический герой пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.

Словесные ряды:

Дачный сезон: тлетворный дух, заламывая котелки, крендель булочной, испытанные остряки, среди канав, женский визг, кривится диск.

Вечер в ресторане: друг единственный в стакане отражён, влага терпкая, лакеи сонные торчат, пьяницы.

Встреча с незнакомкой: девичий стан, без спутников, дыша духами и туманами, веют древними поверьями, очарованный берег, тайны мне поручены, в душе сокровище, истина в вине.

Ключевые слова:

бессмысленно кривится диск, вижу берег очарованный и очарованную даль, тайны мне поручены, истина в вине.

образованный человек (латынь), современник героя (знание особенностей жизни тех лет), богатый (знает жизнь ресторанов).

Стихотворение – повествование с элементами рассуждения ("иль это только снится мне?"), повествование ведётся от лица рассказчика, названного (1-е лицо, реальные черты) и выделенного стилистически (описание незнакомки).

3. Уровневый анализ.

1). Проведя лингвистический анализ текста, мы сделали следующие выводы: по отношению к литературной норме нарушений нет. Текст написан литературным языком.

В тексте есть тавтология: "вижу берег очарованный и очарованную даль"; анаколуф: "перья страуса склонённые".

2). В тексте используются высокая лексика: стан, очи; устаревшие выражения: заламывая котелки; разговорная лексика: кривится, торчат; книжная лексика: чудовище (жестокий человек), влага.

3). Для характеристики образов используются контекстуальные антонимы: женский визг – детский визг, очарованный берег – очарованная даль.

4). Мы нашли в тексте различные образные изобразительно-выразительные средства.

Метафора:

воздух глух, заламывая котелки, кривится диск (снижение образа), влага терпкая и таинственная, шелками схваченный, дыша духами и туманами, близостью закованный, глухие тайны, очи бездонные, пронзило вино, души излучины, чудовище (жестокий человек).

Олицетворение:

правит тлетворный дух, ко всему приученный, веют её шелка, очи цветут.

Сравнение:

пьяницы с глазами кроликов.

тлетворный дух, таинственная влага, очарованная даль, туманное окно, глухие тайны.

Сочетание несочетаемого:

дыша духами и туманами, веют древними поверьями, перья качаются в мозгу.

и каждый вечер.

Звукопись:

скрипят уключины, веют древними поверьями (ассонанс), раздаётся детский (женский) визг.

Живопись:

золотится крендель булочной.

дачи – ресторан – столик, где сидит незнакомка.

четырёхстопный ямб с пиррихиями.

4. Лирический герой.

Черты лирического героя:

образованный человек (латынь), завсегдатай ресторанов (каждый вечер), знаток загородной жизни (описание дач), одинок (друг единственный в моём стакане отражён), разочарован в своих мечтах, может примириться с действительностью и понять смысл жизни только через вино (мне чьё-то солнце вручено), влюблён. В трезвом виде он не может примирить свои мечты с действительностью, но под пьяными парами исчезают условности, меняется мир и появляется смысл.

Незнакомка:

имеет черты и реальной женщины, и сказочного существа: кольца, шляпа с перьями, шелка – реальность; древние поверья, очарованная даль, дыша духами и туманами – неземное создание.

Анализ стихотворения А. Блока "Незнакомка"

Образ таинственной незнакомки не раз раскрывался в искусстве. В живописи XIX века к нему обращался И. Крамской (картина "Неизвестная", 1883 г.), в XX веке художник И. Глазунов написал ряд полотен-иллюстраций к лирике А.Блока. Стихотворение "Незнакомка" написано Блоком 24 апреля 1906 г. в дачном поселке Озерки. Это был очень сложный период в личной жизни поэта. У его жены, Л.Д. Менделеевой, начался роман с Андреем Белым, близким другом поэта. Стихотворение родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений от прогулок в Озерках. Многие реальные черты и приметы в стихотворении отсюда: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы.

Жанр произведения — рассказ в стихах. Сюжет — встреча лирического героя с Незнакомкой в загородном ресторане. Основная тема — столкновение мечты и реальности. В основу композиции положен принцип противопоставления — антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Одна часть (первые шесть строф) показывает реальность пошлого мира, вторая часть (последние семь строф) изображает романтический идеал лирического героя. Два этих мира для Блока несовместимы. Мир его мечты хрупок и тонок, лишён реальных очертаний. Но этот мир — его единственное спасение и возможность оставаться самим собой. Этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, Александр Блок дарит своим читателям.

Стихотворение начинается описанием весеннего вечера. Однако свежего дыхания весны совсем не чувствуется, описывая весенний воздух, поэт употребляет эпитет тлет-ворным . Первая часть стихотворения переполнена прозаическими деталями. Это и переулочная пыль, и скука загородных дач, и крендель булочной, и испытанные остряки, которые «среди канав гуляют с дамами». Автор пользуется грубой лексикой (лакеи сонные торчат ), использует неприятные звуковые образы (детский плач; женский визг; скрип уключин). Пошлость реального мира заражает своим тлетворным духом всё вокруг. И даже традиционно поэтический образ луны предстаёт здесь в искажённом виде:

А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.

В этой части автор умышленно нагромождает труднопроизносимые согласные звуки. Например: «По вечерам над ресторанами, / Горячий воздух дик и глух»: пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх. А вместо типичных для блоковской поэзии ассонансов (повторения гласных звуков) на а-о-е, придающих мелодичность стихотворению, мы слышим глухие аллитерации (повторение согласных звуков) и ассонансы на и (горячи й воздух ди к и глух; женский ви зг; кри ви тся ди ск), которые режут слух. В этом мире вместо солнца «золотится крендель булочной», а любовь подменена прогулками дам с «испытанными остряками» (которые, вероятно, каждый день повторяют одни и те же шутки). «Испытанные остряки» гуляют с дамами не где-нибудь, а «среди канав». Образ ресторана тоже cимволичен — это воплощение пошлости. Автор изображает не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воз-дух дик и глух», где всеобщим помрачением правит «весенний и тлетворный дух». Здесь скука, пьянство и однообразное веселье приняли характер повторяющегося и бессмысленного вращения. О кружении жизни в этом автоматическом колесе говорит фраза: «И каждый вечер». Фраза эта повторяется трижды, как и союз и — этим достигается ощущение замкну-того круга: (И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух; И раздаётся детский плач; И раздаётся женский визг). Все глаголы автор употребляет в настоящем времени. Этот мир отвратителен и страшен. Буквально во всём лирический герой ощущает отталкивающую дисгармонию звуков и запахов, красок и чувств. Утешение он находит в вине:

И каждый вечер друг единственный
В моём стакане отражён
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирён и оглушён.

Мотив опьянения повторяется несколько раз: «пьяницы с глазами кроликов» кричат: «In vino veritas!» — «Истина в вине!» {лат.). Незнакомка идёт «меж пьяными», о «влаге терпкой и таинствен-ной» говорит сам лирический герой. Но опьянение — это ещё и погружение в мир мечты. Этому отвратительному миру противопоставлена Незнакомка, которая является «каждый вечер, в час назначенный» во второй части стихотворения. Аллитерации — повторение, грубое нагромождение согласных звуков в описании грязной улицы — сменяются повторением гласных звуков — ассонансами:

Дыша духами и туманами,
Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Её упругие шелка.

Шипящие передают шелест шёлка. Повторение звуков [у], [е] создают ощущение воздушности женского образа. Незнакомка лишена реалистических черт, она вся окутана тайной. Этот образ отгорожен от грязи и пошлости реальной действительности возвышен-ным восприятием лирического героя. Незнакомка — идеал женственности и красоты, символ того, чего так не хватает лирическому герою, — любви, кра-соты, духовности. Таинственная Незнакомка «всегда без спутников, одна». Одиночество героев не только выделяет их из общей толпы, но и притягивает друг к другу:

И странной близостью закованный,
Смотрю за тёмную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.

«Берег очарованный» — символ гармоничного, но недостижимого мира. Кажется, вот он, рядом, но стоит протянуть руку — и он исчезает. Образ Незнакомки экзотичен:

И перья страуса склонённые
В моём качаются мозгу,
И очи синие бездонные
Цветут на дальнем берегу.

Поэт употребляет вышедшее из широкого упот-ребления слово очи . Данный архаизм придает образу Незнакомки возвышенность. Её синие бездонные очи (синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое) противопоставлены кроличьим глазам пьяниц. Незнакомка — трансформированный образ Пре-красной Дамы. Кто она: обычная посетительница загород-ного ресторана или «смутное видение» лирического героя? Образ этот символизирует раздвоенность со-знания лирического героя. Он очень хочет уйти от ненавистной ему действительности, однако она никуда не исчезает — и именно в этот мир приходит Незнакомка. Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты. Духи и туманы, бездонные синие очи Незнакомки и дальний берег — это всего лишь грёзы, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается лирическому герою именно в эти мгновения. Об этом он говорит в финале стихотворения: «Я знаю: истина в вине».

Используя разнообразные средства выразительности, поэт выстраивает свое произведение на антитезе. Этот приём служит для усиления выразительности речи путём резкого противопоставления понятий. Противопоставлены две части стихотво-рения. Противопоставлены образы и пейзажи, за-пахи и лица, звуковые образы первой и второй частей стихотворения. Противопоставляются мечта и действительность. Вот только несколько примеров: «горячий воздух дик и глух» — «дыша духами и туманами»; «скука загородных дач» — «очарованная даль»; «канавы» — «излучины» души. Ко второй части стихотворения поэт подбирает романтические эпитеты (берег очарованный; терп-кое вино; очи синие бездонные) и метафоры (очи… цветут; души… излучины пронзило… вино). Стихотворение написано классическим стихотворным размером - четырёхстопным ямбом, рифмовка — перекрёстная.

Анализ лирического произведения А. Блока «Незнакомка»

поэт заболоцкий блок незнакомка лирический

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Вдали над пылью переулочной,

Над скукой загородных дач,

Чуть золотится крендель булочной,

И раздается детский плач.

И каждый вечер, за шлагбаумами,

Заламывая котелки,

Среди канав гуляют с дамами

Испытанные остряки.

Над озером скрипят уключины

И раздается женский визг,

А в небе, ко всему приученный

Бесмысленно кривится диск.

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной

Как я, смирен и оглушен.

А рядом у соседних столиков

Лакеи сонные торчат,

И пьяницы с глазами кроликов

«In vino veritas!» кричат.

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна

Дыша духами и туманами,

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука.

И странной близостью закованный,

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Глухие тайны мне поручены,

Мне чье-то солнце вручено,

И все души моей излучины

Пронзило терпкое вино.

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право, пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

«Незнакомка» написана 24 апреля 1906 года в Озерках. Это стихотворение является не только одним из лучших поэта, но и одно из совершеннейших созданий всей русской лирики.

«Незнакомка» Александра Блока принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия.

Создав в юношескую пору восхитительные по своей идейной целостности "Стихи о Прекрасной Даме", где все овеяно атмосферой мистической тайны и совершающегося чуда, Блок покорил читателей глубиной, искренностью чувства, о которой поведал его лирический герой. Мир Прекрасной Дамы будет для поэта той высочайшей нормой, к которой, по его мнению, должен стремиться человек. Но в своем стремлении ощутить полноту жизни лирический герой А.Блока спустится с высот одинокого счастья, красоты. Он окажется в мире реальном, земном, который назовет "страшным миром". Лирический герой будет жить в этом мире, подчинив свою судьбу законам его жизни.

Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга. Здесь царит не красота, а жестокость, ложь и страдание, и выхода из этого тупика нет. Лирический герой отдается отраве хмеля и буйного разгула:

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь -- Любовь Дмитриевна, внучка знаменитого химика Менделеева, ушла к его близкому другу -- поэту Андрею Белому. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из-под ее власти.

Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость, их нет в его стихах.

“Незнакомка” -- одно из самых характерных и красивых стихотворений этого периода. Блок описывает в нем реальный мир -- грязную улицу со сточными канавами, проститутками, царство обмана и пошлости, где среди льющихся помоев прогуливаются “испытанные остряки” с дамами.

По вечерам над ресторанами

Горячий воздух дик и глух,

И правит окриками пьяными

Весенний и тлетворный дух.

Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому. Мир травит его, но среди этого хмельного угара появляется незнакомка, и ее образ будит светлые чувства, кажется, она верит в красоту. Образ ее удивительно романтичный и манящий, и видно, что жива еще в поэте вера в добро.

Контраст между Незнакомкой и обстановкой у ресторанной стойки столь разителен, что поэт сомневается в реальности происходящего: «Иль это только снится мне?»

Вроде бы и реальны приметы Незнакомки, но мы не видим ее лица, фигура женщины прекрасна, но таинственна и загадочна. Ее силуэт лишь намечен, символично условен. Легкими мазками (с помощью эпитетов) поэт рисует женщину-видение: ее «девичий стан», «упругие шелка», «траурные перья» шляпы, «темную вуаль», «в кольцах узкую руку».

Нельзя не обратить внимание на прекрасный ассонанс: «Дыша духами и туманами она садится у окна» (ы-а-у-а-и-и-у-а-а-и...), «и веют древними поверьями ее упругие шелка» (и-э-у-э-и-и-а-э-а-и....), он передает стихию женственности, которая осенила этот загородный ресторанчик, делает строчки музыкальными, легкими, невесомыми. Поэт сводит к минимуму неудобопроизносимые согласные, обращаясь к звучным сонорным, которые он оттеняет шипящими и свистящими звуками, напоминающими о шуршании шелка.

Пошлость, грязь не могут запятнать образ незнакомки, отражающий мечты Блока о чистой, беззаветной любви. И хотя стихотворение и завершается словами “In vino veritas” («Истина в вине»), но образ прекрасной незнакомки вселяет веру в светлое начало жизни.

В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части -- грязь и пошлость окружающего мира, а во второй -- прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока. Образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки. Художественные формы подчинены содержанию стихотворения, позволяя глубже проникнуться им. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков сменяются далее ассонансами и аллитерациями сонорных звуков -- [р], [л], [н]. Благодаря этому создается прекраснейшая мелодия звучащего стиха.

Это стихотворение не оставляет равнодушным никого, его нельзя забыть, прочитав однажды, и прекрасный образ волнует нас. Эти стихи трогают до глубины души своей мелодичностью; они похожи на чистую, великолепную музыку, льющуюся из самого сердца.

Стихотворение "Незнакомка" А. Блока написано в Озерках 24 апреля 1906г. Оно принадлежит к циклу "Город", в котором поэт затрагивает одну из главных для него проблем - народ и интеллегенция.
В этом стихотворении герой встречает свою возлюбленную в ресторане. она является ему только в пьяных мечтах. Если раньше она была его Прекрасной Дамой, то теперь она просто незнакомка (неизвестная женщина). В дальнейшем образ Прекрасной Дамы потеряет волшебную ауру и она станет реальной женщиной.
Идея данного стихотворения - встреча лирического героя со своей возлюбленной, которая предстает перед ним в новом обличье. С помощью вина он пытается примириться с действительностью. Мир не устраивает его, он разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни.
Это стихотворение, рисующее загадочно-пленительный образ незнакомки, строится на системе контрастов: лирическому герою резко противостоит дисгармоничный мир петербургского пригорода, скука "загородных дач", разлитая повсюду. она ощущается в неприятных звуках (в пьяных окриках, скрипе уключин, женском визге), в уродливых картинах ("кривится" даже лунный диск), мертвенности, "разложении и тлетворном духе".
У лирического героя лишь один собеседник - "друг единственный", отраженный в стакане, то есть он сам или его двойник. Но этот двойник нем, ибо, как и сам пьющий терпкую влагу, "смирен и оглушен". Значит одиночество абсолютное!
Трактирному, угарному миру и противопостоит появляющаяся незнакомка. Она одинока ("Всегда без спутников, одна..."), и в этом отношении она - душа, родственная лирическому герою. К тому же она как и он, трагична (перья на её шляпе "траурные"). В то же время незнакомка явно принадлежит этому ресторанному миру, вписывается в него. В своем поэтическом облике героиня является как чудо, как что-то необыкновенное, редкое, исключительное. И одновременно она буднична. Примечательно, что с появлением её образа в звуковом мире стихотворения возникает нагнетание свистящих и шипящих:
И каждый вечер в час назначенный
(Иль это только снится мне?)
Девичий стан, шелками схваченный,
В туманном движется окне.
Поэт сводит к минимуму неудобопроизносимые согласные, обращаясь к звучным сонорным (л, н, м, р), оттеняя их шипящими и свистящими (ч, ш, с), напоминающими о шуршании шёлка.
Лирический герой поддается очарованию красоты незнакомки, он "закован" её "странной близостью"; но он же и не принимает её образа, скользит мимо него, смотрит сквозь него. Его идеал, очевидно, шире, он не "покрывается" образом Незнакомки, он выше его. И лирическому герою открывается иной мир, новый образ, соответствующий его идеалу ("И вижу берег очарованный / и очарованную даль"). С этой иной далью связанна какая-то особая пленительная тайна, возникает образ очей, "синих, бездонных"; принадлежащих героине другого, "дальнего" берега. Этот образ тоже таинственен и туманен, он совершенно лишен плоти и осязательности. Он назван "солнцем", наделён ярким, ослепительным светом, рождается очередной контраст земного и небесного, реального и лирического.
Глухие тайны мне поручены,
Мне чьё-то солнце вручено,
И все души моей излучины
Пронзило терпкое вино.
Но в переживании колдовского очарования неожиданно поселяется тревога. А вдруг это просто пьяные галлюцинации ("Иль это только снится мне?"). Тут ещё признание героя: сокровище лежит в глубине души. Зыбко и призрачно это душевное богатство, если лишено опоры в действительности, если образ вечной женственности исчезает, как пропала в тумане и Незнакомка. И герой возвращается к страшной действительности: "Ты право пьяное чудовище! / Я знаю: истина в вине".
Возникает образ огромной трагической силы: пьяницы соединяются в "пьяном чудовище", тупо и властно взирающее на героя и заставляющее признать свою правоту ("истина в вине").
Для раскрытия темы и идеи произведения автор использует следующие изобразительно-выразительные средства: метафоры ("воздух глух", "очи бездонные", "пронзило вино"), олицетворение ("очи цветут", "ко всему приученный"), сравнение ("пьяницы с глазами кроликов"), эпитеты ("таинственная влага", "глухие тайны"), анафора ("и каждый вечер"), звукопись ("скрипят уключины", "веют древними поверьями"), живопись ("золотится крендель булочной").
Главным принципом, определяющим композицию произведения, является контраст. Именно в контрастных сопоставлениях реализуется тот конфликт между желаемым и данным,идеалом и действительностью, который и составляет основу романтического искусства и широко используется Блоком - символистом на всём протяжении его творчества. В этом стихотворении резкое противопоставление двух частей находит выражение темы лексики, звуковой организации стиха. Только ритмический рисунок (четырёх строчный ямб с редким для этого размера чередованием дактилической и мужской рифм) остаётся неизменным.
Стихотворение "Незнакомка" начинается и завершается рестораном, оглушительным криком, одинаковым девизом - "истина в вине". В забвении всех унизительных мерзостей "страшного мира", в "электрических снах наяву", в экстазе, хотя бы дарованном вином, автор искал выход в иные миры - так легче было вспоминать "глухие тайны", и "очи синие, бездонные" расцветали только тогда, когда терпкое вино пронзало все "излучины души", и обычная проститутка превращалась в прекрасную Незнакомку.

Поэзии символистов была философия интуитивного творчества, выражение неясных чувств и едва уловимых идей посредством несвязных бессистемных символов. Так называемая тайнопись невысказанного. Второй по важности символистской категорией была обязательная музыкальность стиха.

Читатель должен самостоятельно расшифровать поэзию намеков Александра Блока и принять участие в творчестве, дополнив картину фантазии или условной реальности поэтического пейзажа, мироощущения или неизреченного переживания создателя.

Одним из увлечений Блока была философия Владимира Соловьева, из идеала всеединства которой в его творчество пришел символ вечного женского начала, или женственности. Окружающий же мир начала века с его трагическими противоречиями и социальными катастрофами казался поэту страшным, так даже был назван центральный поэтический цикл этого периода.

Блок. «Незнакомка» (анализ)

В результате ухода от «страшного» существования, лирический герой стихотворения образует свой, красивый и поэтичный, мир. Если взять стихотворение, которое в этот период написал Блок - «Незнакомка» - анализ покажет, что условно его можно разделить на две части. Причем в первой, состоящей из шести четверостиший, почему-то окажется все, что он не любил: дикий и глухой горячий воздух; пыль и скука, детский плач; шумные парочки, гуляющие между канав; скрип, визг; лакеи и пьяницы с красными глазами.

А.Блок «Незнакомка» (анализ 1-й части)

Стихотворение было создано в 1906 году. Этот период жизни для Блока был трудным, - начиная с семейных неприятностей, заканчивая разрывом с поэтами-символистами. Время было неспокойным также в плане социальных потрясений. Поэта не покидало ощущение неблагополучия, противоречивой трагичности жизни, что порождало «глухой мрак».

Родилось оно в результате бесцельных скитаний по петербургским окрестностям и поездок в Озерки на дачу. Возвышенно-торжественные четверостишия, где героиня прекрасна в своей загадочности, перемежаются четверостишиями-высказываниями разочарованного жизнью героя, у которого на душе неосознанная тревога. Он считает, что мир гибнет, катится во мрак, в бездну, его нужно спасать. В нем царит беззаконие и неверие.

Лирический герой стихотворения в поисках выхода уходит в разгул и пьянство. Теперь он сам себе и друг, и собутыльник. Вино «смиряет» и «оглушает» его. Реальный мир, где канавы, пыль, остряки и их визжащие дамы, бессмысленно кривящийся диск луны, отходит на второй план, когда в «назначенный» час в помещение входит Она.

Блок. «Незнакомка» (анализ 2-й части)

Герой сомневается в реальности происходящего. В наличии символы неясности: сон и туман («снится», окно - туманное). Ее образ герой не в состоянии охватить весь, целиком, в сознании возникают детали (охваченный шелками стан девушки, шляпа с вуалью и перьями, рука в кольцах, Вторая часть тоже состоит из шести четверостиший. Последнее - итог, вывод.

Тайна этого стихотворения в том, что нельзя сказать точно, реальна или воображаемая Незнакомка. Блок анализ своего творения, разложение на составляющие своего чудесного волшебного мира, наверное, не одобрил бы. Да это ничего и не даст! Каждый читатель должен решить все для себя сам.

Сделать более подробный анализ? «Незнакомка», Блок, а также его другие стихи вряд ли в нем нуждаются. Лучше читать, чувствовать, следовать за воображением поэта и получать от красоты и музыкальности его фантазий несказанное удовольствие!



Поделиться