Сказка, которая не стала былью, или три истории о маугли. Жил ли когда-нибудь Маугли на самом деле? Что вымысел правда в сказке маугли

Для того, чтобы проиллюстрировать всеобщий замысел в образах я выбрал сказку Р.Киплинга «Маугли», в том варианте, который запомнился мне по замечательному мультфильму советских времён. Напомню основную сюжетную линию.

Дело происходит в дикой природе среди зверей, живущих по «законам джунглей». Главный в лесу – самый сильный зверь Тигр-людоед Шер-Хан, он притесняет всех. При нем помощник и исполнитель желаний и повелений хозяина ненавистный, но и вселяющий страх бешенства шакал-лизоблюд Табаки. Здесь же стая ревнителей Свободы волков, во главе с вожаком Акела. Учитель Закона джунглей старый и ленивый медведь Балу. Черная пантера Багира – сладкоречивая и коварная. Злые и грязные позёры серые обезьяны – Бандер-Логи, которые не знают Закона, живут без вожака, никого в джунглях не боятся и вечно заводят с другими ссоры и драки. Свирепые и беспощадные рыжие дикие собаки, никому не уступающие дорогу. Другие звери. Отдельно, сам по себе, живет старый здоровенный, малоподвижный и всегда голодный желтый удав – мудрый Каа, который умеет плыть против течения и, вообще, умнее всех.

Багира в соответствии с Законом джунглей выкупила жизнь попавшего в лес детёныша человека-разумного Маугли. Заручившись добрым словом Балу, она пристроила Маугли в стаю волков на обучение и воспитание, имея расчёт со временем руками человека-разумного избавиться от тигра-тирана. Правилам жизни в лесу Маугли обучают волки. «Мы с тобой одной крови» говорит подросшему мальчику вожак, намекая на подчинение, иерархию и взаимопомощь в стае. Человек инороден в лесу, он не такой как все звери, у него «душа болит» от несправедливости и на этой почве между ним и Шер-Ханом возникает конфликт. За явным преимуществом в физической силе бороться с Шерханом по звериному бесполезно. Багира науськивает Маугли на борьбу с тигром. За советом как быть Маугли обращается к мудрому Каа. Бандер-Логи выкрадывают Маугли у волков, но не знают, что с ним делать. И здесь жизнь Маугли спасает Каа. В битве волков и диких собак победу волкам обеспечивает тоже мудрый Каа. В результате Маугли побеждает могущественного тирана Шер-Хана. Бандер-Логи и дикие собаки также побиты. Джунгли освобождены от тирании и внемлют Маугли. Так в сказке, позаимствовав знание от мудрости, человек разумом побеждает дикое насилие.

Если этот сюжет развернуть на современную нам мировую политику, то получится примерно следующая картина: Тигр с шакалом – это, безусловно, англосаксы: США и Великобритания. Стая волков – это романо-германская Европа. Закон джунглей – римское право, а его Учитель Балу – приемник Первого Рима нынешний беззубый Ватикан. Багира – масонская финансовая закулиса «Сынов Завета». Бандер-Логи и дикие собаки – разрозненный мусульманский мир в двух догматических формах. Мудрый Каа – Китай. Маугли – инородная зверям Россия, со стыдом и совестью, которых в дикой природе нет.

Подчеркну: сказка про Маугли — это не русская народная сказка. Это насквозь западная сказка. А мораль сей сказки для России такова: по образованию и воспитанию Маугли–Россия, конечно вместе с волками – Европой. Но методологию-то победы над Шерханом – США, спасение от Бандер-Логов и помощь в «битве цивилизаций»: свободных волков с дикими собаками, – Маугли получает не от Запада, а от мудрого Каа – Китая.

И с т о р и я п е р в а я

Сказочный Маугли

В наследии выдающегося представителя английского неоромантизма и литературы «рубежа веков», Джозефа Редьярда Киплинга (1865-1936) особое место занимают книги о животных.

Эти произведения не вполне самостоятельны, писатель собирал и обрабатывал мотивы индийских, австралийских и африканских народных сказок и преданий.

В наиболее известных произведениях Киплинга - «Книге джунглей» и «Второй книге джунглей» - использован богатейший материал индийского фольклора, который и составил основу их поэтического содержания.

Причем, в «Книге джунглей» (1894-1895) особый интерес представляет серия рассказов, которая впоследствии была выделена в отдельную книгу: «Маугли » - история человеческого детеныша, выросшего в волчьей стае.

Приключения Маугли - настолько захватывающи, повадки зверей, их поведения, их речи – настолько интересны, экзотическая природа – столь великолепна, что произведение это воспринимается как яркая увлекательная сказка.

В описании зверей Киплингу удалось добиться такой живой

рис. Р. Ингпен
выразительности, какой не знает, наверное, ни одно из человеческих лиц в его романах.

Необычайная ситуация – дружба ребенка с дикими зверями, их сложные взаимоотношения волнуют воображение.

С неослабевающим интересом следит читатель за тем, как Акела - справедливый, благородный и отважный вождь свободного народа (так именуют себя волки), черная пантера Багира - смелая, как дикий буйвол, и беспощадная, как раненный слон, старый, толстый, заботливый медведь Балу - хранитель законов джунглей, и мудрый, предусмотрительный питон Каа - спасали Маугли от клыков тигра Шер-Хана, как выручали они его в трудные минуты, как терпеливо преподносили ему науку звериного царства.

В чем закон джунглей? «Прежде борись, а потом уже говори!»

«Все джунгли – твои, и ты можешь убивать все, с чем в силах сладить…»

рис. Р. Ингпен
Беспомощный, человеческий детеныш Маугли-лягушонок (это имя дала ему приемная мать – волчица Ракша ), опекаемый зверьми и постигший язык зверей раньше, чем человеческий, не только выживает в непривычных условиях, он становится хозяином джунглей!

Он борется со злом, воплощенном в образе его заклятого врага – тигра Шер-Хана – и побеждает его!

Теперь уже старый Акела, да и вся волчья стая обязаны жизнью «лягушонку»! Сама неукротимая Багира опускает голову под его пристальным взглядом…

Маугли становится непобедимым, ибо он – не просто обитатель джунглей, усвоивший их законы, он – первейший в ряду живых существ, он – ЧЕЛОВЕК !

рис. Р. Ингпен
Хотя книга «Маугли» меньше всего напоминает аллегорию, тем не менее, говоря о животных, Киплинг имел в виду и людей. Возможно в силу того, что принципиальной разницы между миром зверей и людей писатель не видел, в этой книге он выразил свою философию жизни; раскрывается же смысл в главном законе джунглей, который автор рассматривает и как основной закон человеческого общества – это борьба за существование как движущий фактор развития человечества, это – право сильного…

Это - ЗАКОН ДЖУНГЛЕЙ!

Далеко не все читатели разделяют мировоззрение автора книги «Маугли», но эта поэтическая, жизнелюбивая история покоряет не только маленьких читателей, но и взрослых, которые порой забывают, что это – всего лишь сказка!

Правда, некая доля реальности в ней все же присутствует…

И с т о р и я в т о р а я

Реальные Маугли

А сейчас предлагаем вспомнить о «человеческих детенышах», выросших среди волков и «воспитанных» ими по своему образу и подобию, о детях, перенявших привычки и повадки животных в такой степени, что нормальная жизнь среди людей стала для них совершенно невозможной.

Таких историй – о реальных Маугли – можно найти довольно много, но с трогательной и романтической сказкой Р. Киплинга они не имеют ничего общего.

Для начала обратимся к римской мифологии: по преданию Ромул – не только основатель Рима, но и его первый правитель – так же, как и его брат-близнец Рем были сыновьями Реи Сильвии и бога Марса; по приказанию царя Амулия (дяди Реи Сильвии), желавшего избавиться от претендентов на корону, новорожденных бросили в Тибр.

Ох, уж эти дворцовые интриги и борьба за престол, в которых все средства хороши…

Мальчикам несказанно повезло – течение реки вынесло их на берег, где «шефство» над ними взяла волчица: она не только охраняла, но и кормила малышей своим молоком. Потом дети были найдены пастухом, воспитавшим их, а позже – основали вечный город Рим…

Судя по дальнейшей успешной судьбе близнецов, жизнь с приемной мамой-волчицей нисколько не повредила их физическому и умственному развитию.

Но легенда – это всего лишь легенда (только не говорите этих слов современным римлянам – наверняка обидятся!)…

Видимо, древнейший и наиболее подробно описанный случай одичания мальчика, названного ребенком-волком из Гессе, произошел в XIV веке в Германии.

Местные жители стали замечать, что в лесах около городка обитает некое существо, которое всякий раз, когда людям случалось натолкнуться на него, мгновенно - подобно призраку - скрывалось в зарослях. Относились к нему с суеверным страхом…

Реальное же доказательство его существования было получено лишь в 1344 году, когда это странное создание, наконец, поймали.

К удивлению жителей, оно оказалось мальчиком, который совсем одичал, передвигался на четвереньках, как волк, не умел говорить. Установили, что ребенок, которому было примерно восемь лет, провел в диком состоянии половину своей жизни.

Мальчик, согласно всем свидетельствам, был найден волками, которые вырыли для него нору и сохранили ему жизнь, согревая своими телами даже в самые суровые зимы.

Ребенок так привык ходить на четвереньках, что к его ногам пришлось привязывать доски, чтобы помочь ему держаться прямо и ходить как люди. Членораздельно говорить он не умел, а мог лишь ворчать и издавать звуки, свойственные животным, ел только сырую пищу и был, похоже, счастливее в тех диких условиях, где он оказался волею судьбы.

Ребенок-волк из Гессе стал знаменитостью своего времени, его даже возили в Англию, чтобы показать королевскому двору.

Примерно в тоже время в густых лесах Баварии был найден другой несчастный: он известен как ребенок-волк из Ваттеравии, и его судьба очень похожа на судьбу мальчика из Гессе, хотя он, видимо, оказался в более тяжелых, почти безнадежных обстоятельствах – когда его нашли, ему было уже более двенадцати лет.

Наибольшее число детей-волков дала миру Индия, возможно потому, что жители из-за нищеты были вынуждены оставлять маленьких детишек в джунглях.

С 1843 по 1933 год из Индии поступило не менее шестнадцати сообщений о таких найденышах, двух же самых знаменитых детей, девочек-волков Камалу и Амалу - нашли в 1920 году.

Что касается достоверности их истории – доктор Дж. Сингх, попечитель сиротского приюта в Манднапоре, написал подробный отчет о своих наблюдениях за двумя девочками-волками, находившимися на его попечении; достоверность его наблюдений не вызывает сомнений, к тому же они подтверждены другими очевидцами.

Итак, обратимся к записям доктора:

В октябре 1920 года, когда Сингх читал проповеди в районе Годамури, к нему подошли несколько взбудораженных местных жителей и рассказали о «фантастических» существах, живущих в джунглях. Заинтересованный доктор решил отправиться взглянуть на них.

Его завели глубоко в джунгли, и после наступления сумерек доктор и сопровождавшие его жители увидели семейство волков, появившихся из вырытой на склоне оврага норы. Впереди шли три взрослых волка, следом бежали два волчонка, а за ними двигались – по определению перепуганных крестьян – два «чудища»!

На первый взгляд это была пара диковинных животных, которых Сингх не смог классифицировать: они передвигались на четырех конечностях, а их лица (или морды?) закрывали длинные спутанные волосы.

Когда «чудища» выскочили из берлоги, доктор Сингх едва удержал своих спутников, собравшихся стрелять из ружей! Он попросил помочь ему поймать эти существа, но крестьяне категорически отказались – такой страх они испытывали. Найдя добровольцев в отдаленной деревне, доктор через неделю вернулся к волчьему логову.

Два взрослых волка в это время отсутствовали, а волчицу, охранявшую вход, пришлось застрелить. Попечитель Сингх и его помощники были изумлены, обнаружив в логове двух волчат и … двух человеческих детенышей! Последние были голыми, покрыты болячками и синяками, но проявляли большую агрессивность, чем их товарищи-волчата, и были готовы энергично защищать свою территорию.

Доктор забрал их в приют, постарался подобрать рацион питания, дал им имена и стал систематически наблюдать за поведением найденышей.

Младшей, Амале , было лишь восемнадцать месяцев, а старшей, Камале – около восьми лет.

Кожа у обеих была изрядно поцарапана и покрыта ссадинами и мозолями, языки высовывались изо ртов, девочки скалили зубы и тяжело дышали..

Позже выяснилось, что дети не способны были видеть днем и спасались от солнечного света в темных углах. Ночью они выли и метались по комнате в поисках выхода; спали всего лишь пять-шесть часов в сутки, ели только сырое мясо и утоляли жажду, лакая жидкость…

Обе девочки в помещении ползали на коленях и локтях, но на улице они довольно быстро бегали, опираясь на ладони и ступни.

Они рычали на людей, изгибая спины – подобно волкам – при приближении того, кого считали опасным…

Они «охотились», преследуя цыплят и других домашних животных!

Но эти человеческие детеныши в цивилизованной обстановке прожили недолго: младшая девочка, Амала , скончалась от нефрита меньше, чем через год.

Камала прожила около девяти лет. Постепенно она научилась ходить,хотя до конца жизни ей так и не удалось избавиться от «волчьей» походки; она даже научилась умываться, пользоваться стаканом, выучила всего несколько слов , но продолжала есть сырое мясо и потроха, а также избегала собак.

То, что она обучилась примитивной речи, означает, что при рождении у нее не было умственных дефектов, и что ее волчьи повадки были целиком переняты у «приемных родителей».

Вот такая грустная история, и – далеко не единственная!

Среди наиболее известных «классических» детей-волков можно назвать Питера, дикого мальчика из Ганновера (Германия), Виктора из Аверона (Франция), знаменитого Каспара Хаузера из Нюрнберга, мальчика Дина , пойманного у местечка Минспури (Индия) и многих других.

Все эти истории роднит со сказкой Р. Киплинга только одно: неизвестно, по какой причине хищники волки не поедали беспомощных детей, а принимали их в стаю, заботились, и, как могли, воспитывали.

А дети, переняв привычки и повадки «приемных родителей», были лишены многих, присущих человеку черт: любви, обычных эмоций и особенно – смеха.

Такой «Маугли », как правило, молчалив, исключая те моменты, когда рычит, фыркает или воет ; он ходит на четвереньках, как настоящее четвероногое; он не способен жить среди людей и обречен на существование, свойственное животным; и главное, он может (и хочет!) жить без всякой человеческой помощи.

В большинстве случаев в роли «усыновителей» выступали волки, но известны «души высокие порывы» и среди других животных.

В начале 1996 года в одном из отдаленных районов Китая было поймано странное маленькое существо – покрытый шерстью ребенок, которого прозвали «мальчик-панда ».

Охотники обнаружили малыша в компании симпатичных и медлительных бамбуковых медведей.

Это уже третий случай в истории, когда человеческое дитя выросло среди панд: первый был зафиксирован в 1892 году, а второй – в 1923-м.

Обследовавшие мальчика ученые отметили множество аномалий в его поведении: передвигался он только на четвереньках, а на ногах даже стоять не мог – падал; не умывался, а вылизывал себя, как кошка; ел листья и молодые побеги бамбука; чесался и фыркал, как дикое животное; рычал, если чем-то был недоволен .

Биолог, изучавший мальчика-панду , считает, что мальчика, вероятно, в раннем детстве потеряли родители, а может быть, намеренно оставили в лесу, испугавшись его внешнего вида. И неудивительно: малыш родился со значительными генетическими отклонениями – все его тело было покрыто густыми волосами.

Затем, очевидно, его нашли панды и по ошибке приняли, так сказать, за члена своей семьи … Соответственно и воспитали!

Не считая нескольких несущественных отличий, мальчик-панда вел себя точно так же, как и его «приемные родители».

Охотник, поймавший новоявленного Маугли, поселил его у себя в доме.

Поначалу приемыш кусал и царапал всех, кто к нему приближался, но вскоре несколько адаптировался, научился стоять на ногах и даже произносить несколько слов.

О дальнейшей его судьбе можно узнать в Пекинском университете, где собирались проводить многоступенчатые исследования, чтобы лучше понять процессы развития человека в обществе и - вне него.

Еще один, весьма интересный случай одичания.

В джунглях на юге Цейлона в стае обезьян был обнаружен мальчик лет двенадцати. Им занялись врачи и представители гражданских властей.

Выяснилось, что мальчик отставал в умственном развитии и был, видимо, по этой причине оставлен родителями в джунглях; ребенок научился имитировать поведение обезьян и поэтому выжил.

Найденыш, которого назвали Тисса , не умел говорить и только вскрикивал и бормотал как обезьяна. Он сидел, как обезьяна, и не мог стоять на ногах без посторонней помощи. Передвигался он только на четвереньках. Когда ему дали тарелку с пищей, он вывалил ее на землю перед тем, как приступить к еде.

Скоро обнаружилось важное различие между мальчиком-обезьяной и мальчиком-волком – адаптируемость первого оказалась намного больше: уже через несколько недель мальчик-обезьяна носил одежду и ел из тарелки. Мальчики-волки , как правило, остаются дикими, они совершенно не способны к обучению.


Лишь некоторые из детей, найденных в диком состоянии, действительно смогли вернуться в общество людей, но ведь никто точно не знает, как долго они пребывали среди зверей… И в каком возрасте туда попали…

Может быть, они просто восстановили знания, полученные в ранние годы и временно забытые из-за необходимости жить в лесу в течение двух-трех лет?

И с т о р и я т р е т ь я

Маугли «наоборот»

История естествознания полна экспериментов, заслуживающих названия странных.

Предыдущую историю мы закончили рассказом о мальчике – воспитаннике обезьяньей стаи…

В 1931 году необычайный эксперимент провела семья американских биологов – Уинтроп и Люэлла Келлог. Прочитав статью о печальной судьбе детей, росших среди животных – волков или обезьян, биологи задумались: а что, если сделать наоборот – попытаться воспитать обезьяньего детеныша в человеческой семье? Не приблизится ли он в своем развитии к человеку?

Сначала ученые хотели переселиться со своим маленьким сыном Доналдом на Суматру, где не трудно было бы среди орангутангов найти компаньона для Доналда, но на это не хватило денег. Однако Йельский центр по изучению человекоподобных обезьян одолжил им маленькую самку шимпанзе , которую звали Гуа. Ей было семь месяцев, а Доналду – десять.

Супруги Келлок знали, что почти за двадцать лет до их эксперимента русская исследовательница Надежда Ладыгина уже пыталась воспитывать годовалого шимпанзенка, как воспитывают детей, но за три года не добилась успехов в «очеловечивании».

Правда, Ладыгина проводила опыт без участия детей, и Келлоги надеялись, что совместное воспитание с их сыном даст положительные результаты. К тому же нельзя было исключить, что годовалый возраст уже поздноват для «перевоспитания».

Гуа приняли в семью и стали воспитывать наравне с Доналдом. Друг другу они понравились и вскоре стали неразлучны.

Экспериментаторы записывали каждую деталь: Доналду – нравится запах духов, Гуа – его не любит.

Проводились опыты: кто быстрее догадается, как с помощью палки добыть печенье, подвешенное к потолку посреди комнаты на нитке? А если завязать мальчику и обезьянке глаза и позвать их по имени, кто лучше определит направление, откуда идет звук? В обоих тестах победила Гуа.

Зато когда Доналду дали карандаш и бумагу, он сам начал что-то карябать на листе, а обезьянку пришлось учить, что можно делать с карандашом.

Попытки приблизить обезьяну к человеку под влиянием воспитания оказались скорее неудачными: хотя Гуа часто передвигалась на двух ногах, научилась есть ложкой и даже стала немного понимать человеческую речь, она приходила в замешательство, когда знакомые люди появлялись в другой одежде, ее не удалось научить выговаривать хотя бы одно слово – «папа» - и она, в отличие от Доналда, не смогла освоить простенькую игру типа наших «ладушек».

Однако эксперимент пришлось прервать, когда выяснилось, что к 19 месяцам и Доналд тоже не блистал красноречием – он усвоил всего три слова! И что еще хуже, желание поесть он стал выражать типичным обезьяньим звуком вроде взлаивания.

Родители испугались, что постепенно мальчик опустится на четвереньки, а человеческий язык так и не усвоит.

И Гуа отослали обратно в питомник…

К сожалению, сказка Р. Киплинга так и не стала былью, но читательский интерес к ней в течение многих лет не ослабевает.

Книгу переиздают, по ее мотивам пишут сценарии театральных постановок, снимают художественные и мультипликационные фильмы.

ВНИМАНИЕ!!!

Эта удивительная сказка повествует о маленьком ребенке, попавшем в волчью стаю и выжившем. Волки вскормили его своим молоком, согревали, защищали. Затем научили самого добывать пищу и защищаться. Я не знаю, закладывал ли Киплинг в свою сказку какой-либо сакральный смысл, но у меня возникли кое-какие образы.

В волчьей стае

Сказка начинается с того, что в джунглях тигр Шер Хан (тигр владыка) напал на людей. Взрослые убежали, а ребенок каким-то образом отстал от них и пришел к волчьей норе. Волк знал, что это человечий детеныш, а маму волчиху он покорил своей доверчивостью, ел так же как волчата. Она его приняла и полюбила как своего детеныша. На совете стаи учитель Балу и пантера Багира (хорошо знавшая людей так как родилась и выросла в клетке, повзрослев, сбежала) заступились за Маугли и стая приняла его.

Маугли

Мать волчица дала ему имя Маугли, что значит лягушонок. Лягушка очень интересное древнейшее существо – она живет в воде, дышит воздухом, а на зиму зарывается в песок. На ней, как и на ребенке, нет защитного шерстяного покрова, нет даже панциря. Также беззащитно и человеческое дитя.

Мир джунглей

С помощью наших 5 органов чувств: обоняния, осязания, вкуса, зрения и слуха, Маугли познакомился с окружающим миром, освоил три стихии: воздуха, воды и земли. Он слушал шелест травы, писк литучей мыши в ночи, плеск рыбок в воде, легкое дыхание ночного воздуха, крики птиц, узнавал по запаху растения. Жизнь джунглей становилась для него важной и понятной. Медведь Балу обучал детенышей Законам Джунглей. «Ты и я – одной крови» Не бояться окружающего мира и не угрожать ему, а мирно сосуществовать. Все, чему Маугли научили джунгли – это и составляет наше подсознание, то есть ту часть поведенческой реакции человека на ситуации жизни, которая непредсказуема и почти не контролируется нашим сознанием. Называется она инстинкт. Наработана она предшествующим нам биологическим миром земли от простейших одноклеточных существ до животных и птиц.

Встречались ли настоящие Маугли в истории человечества

Да, встречаются. Но в отличии от сказочного Маугли, они имеют мало шансов вернуться в человеческое общество полноценными людьми. В журнале ЧиП №1 за 2012г. Напечатана статья про историю двух девочек.

«Осенью 1920 года христианские проповедники в одной из дальних деревень в волчьей норе вместе с волками нашли двух девочек. На внешний вид одной лет восемь от роду, а меньшей года полтора. Назвали их Амала и Камала. Когда и как они попали в волчью стаю никто не знает. После долгих приключений их удалось доставить в церковный сиротский приют.

Среди людей

Малышки были очень слабы, они не понимали что и как можно есть, не умели пить из чашек. Любили молоко, но лакали его языком как собачки. Их помыли, постригли. Они стали выглядеть как обычные дети. Совершенно не боялись темноты, ночью постоянно искали лазейки в ограждении чтобы убежать. Бегали на четвереньках, коленки почти не разгибались. Могли учуять запах сырого мяса на кухне за 70 метров и более. Однажды Камала издалека примчалась на кухню со зверским выражением лица и, глухо рыча и скаля зубами, попыталась ухватить со стола кусок мяса. По запаху они тотчас обнаруживали павшее животное или птицу и тут же съедали легкую добычу. Потом от протухшего мяса начинали болеть. В конце концов эти заражения и стали основной причиной их гибели. Младшая девочка умерла через год, а старшая – через девять лет после попадания в приют. Холодной зимой их пытались одеть, но они рвали одежду на мелкие кусочки, стоило воспитателям выйти из комнаты.

В жару кожа девочек оставалась прохладной и гладкой; жидкости они пили не больше чем обычно, не потели. Их кожа никогда не становилась жирной и грязь не прилипала к ней. С детьми не общались — искали волков и щенков и злились, не находя. Обычных же детей, они, скаля зубы, гнали прочь.

Постепенная адаптация в приюте

Полюбили взрослую воспитательницу. Однако отношения их были не как у бабушки с внуками, а как у хозяина с преданными собаками. Эмоции обе проявляли очень скудно, они не улыбались и не смеялись. Никто не слышал от них ни обычного детского плача, ни криков радости. При жизни с волками им не от кого было получить навыки речи. После смерти Амалы Камала стала искать компанию среди козлят и цыплят, но больше всего в качестве компаньона ее привлекал щенок гиены. Старшая воспитательница делала ей массажи с горчичным маслом и суставы ее постепенно смягчались. Она начала выпрямлять ноги. Стала чувствовать холод — натягивать на себя одеяло, выходя на улицу, одевала платьице. Постепенно освоила небольшой запас слов. Даже пыталась их как то напевать – осваивала ритм. В сентябре 1929 г. Камала умерла. Врачи не смогли четко поставить диагноз.

Выводы

Детей, воспитанных животными, время от времени обнаруживают в разных точках мира. Случай с девочками доказывает, что человеческий организм и прежде всего его мозг, обладает колоссальными возможностями приспособления. Современная генетика утверждает, что в геноме человека имеется множество скрытых возможностей, которые активизируются, когда это жизненно важно организму. Второй вывод: адаптация к окружающей среде происходит у детей в самом раннем возрасте. Правы педиатры: ребенок начинает формироваться с первых же дней жизни. Это важно знать родителям «.

Связано это с подсознательной реакцией человека на окружающую среду. Активируются те гены, которые необходимы для выживания. Подсказывает среда. («Умные клетки». Брюс Липтон)

Вернемся к нашему Маугли.

Маугли подрос. Мир стал соблазнять его. Мартышки увидели в нем своего: «он похож на нас, он все умеет, он все знает, он наш». Меведь балу и Багира предупреждают парня об опасности- это западня. Но Маугли беспечен. Человека несовершенного легко соблазнить. Мы много времени жизни тратим на пустую суету, тщеславие во имя свое, мирскую шумиху. Бывает трудно вырваться из этих мохнатых цепких лап. Они передают нас друг другу: от порока пороку, от одной страсти – другой. Мартышки — суетность мира,- предлагают ему посмотреть мертвый город. И только попав в него, Маугли понял, о чем предупреждали учителя. Птицы с высоты небес, увидели где находится Маугли,и передали учителям.

Каа

Удав Каа – очень строгий учитель — воспитатель. Вразумляет – тех, кого иначе как жестким подчинением, невозможно урезонить. Маугли набирается опыта.

Шер Хан

Мы, люди физического мира планеты, постоянно ощущаем в себе такие качества как добро и зло. Причем наибольшую активность проявляет зло. В сказке его олицетворяет Шер Хан. Он постоянно ищет возможность погубить человеческого детеныша. Багира подсказывает, как победить тигра: «достань Красный Цветок». Звери не владеют огнем. Только человек разумный умеет пользоваться огнем — четвертой стихией. Сначала это физический огонь костра, приготовление пищи, изготовления орудий труда и оружия. Взрослея, человечество овладевает огнем Любви, во всяком случае, мы все этого очень хотим. Это самый сильный огонь во Вселенной. Перед ним бессильно зло.

Маугли – вожак стаи

Маугли прогнал Шер Хана и стал вожаком стаи. Стая – все наши подсознательные качества (чувства) которые мы проявляем инстинктивно. То есть, человек, взрослея, учится подчинять свои чувства уму-разуму. Но ведь и мысли бывают разными. Мы же не приглашаем плохие мысли, они сами приходят, как рыжие собаки в сказке. И приходится с ними бороться. Они мешают любить бескорыстно. Вынуждают взвешивать все за и против и, вместо Любви, получается сплошная арифметика. Маугли со стаей и Учителями одержали победу над рыжими собаками. И маугли возвратился к людям: туда откуда пришел. Вот и вся история про Маугли – лягушенка.

Многие считают, что история индийского мальчика-волчонка Дина Саничара вдохновила Редьярда Киплинга на написание его самой знаменитой и любимой миллионами читателей «Книги джунглей».

Как и Маугли, Дин был диким мальчиком, воспитанным волками, хотя его жизнь сильно отличалась от вымышленного героя. Книжный Маугли удивил читателей своим воспитанием. Побывав в индийском лесу, он был усыновлен животными, которые кормили, защищали и оберегали его. Дин тоже был воспитан волками, но у этого реально существовавшего мальчика жизнь была не настолько сказочной.

Рожденный в Индии, проживший там до 6 лет, а потом переехавший в Англию с родителями, молодой писатель Редьярд спустя десятилетие вернулся на свою малую родину. Его знаменитая «Книга джунглей» увидела свет в 1895 году.

Оказывается, история Маугли родилась спустя два десятилетия после того, как Дин Саничар был пойман индийскими охотниками в стае волков. Но в отличие от смышленого книжного героя, Дин был умственно отсталым, несмотря на годы реинтеграции в человеческом обществе.

Дин был не единственным мальчиком, чья необычная жизнь воплотилась в книжное повествование. Но именно его история жизни оказала непосредственное влияние на одного из самых известных британских писателей.

Охотники похитили его и убили волка-компаньона

Охотники случайно наткнулись на Дина в джунглях и стали свидетелями того, как он шел на четвереньках следом за своим другом волком. Любопытство взяло верх, и они начали целую охоту на мальчика, чтобы поймать его.

Они предприняли многочисленные попытки заманить дикого ребенка и отделить его от волка, но им не удалось их разделить. Охотники убили волка при первой же возможности. Все произошло прямо на глазах мальчика.

К нему приклеился ярлык умственно отсталого, как только он попал в детский дом

Охотники принесли Дина в детский приют, где миссионеры крестили его и дали имя Саничар, что на языке урду означает «суббота», потому что именно в этот день недели он попал в приют. В то время отец Эрхардт отвечал за миссию, и попытался лучше узнать и понять мальчика.

Дину пришлось довольно сложно приспосабливаться к своей новой жизни, ведь все считали его умственно отсталым. Однако он продемонстрировал способность рассуждать и время от времени стремился выполнять определенные задачи.

Он так и не смог научиться говорить или писать

Дети учатся говорить в течение первых двух лет своей жизни. Некоторые дети выговаривают «мама» или «папа» уже в шесть месяцев и через пару лет начинают уже спокойно общаться предложениями. Эти временные вехи совпадают с умственным, эмоциональным и поведенческим развитием ребенка.

Однако Дин никогда так и не заговорит. Несмотря на многочисленные попытки окружающих научить его речи, мальчик-волк так и не выучил человеческий язык и не научился письму. Он всю жизнь общался, издавая звуки животного.

Мальчик быстро научился курить

Малыш испытывал отвращение к одежде и отказывался разговаривать, но ему нравилось ходить не на четвереньках, а на ногах, хотя это давалось ему нелегко. Очень скоро он перенял у взрослых пагубную привычку и пристрастился к курению. Возможно это и стало причиной туберкулеза, сгубившего его в последствии.

Ему больше нравилось питаться сырым мясом и точить зубы об кости

У большинства детей начинают расти зубы в возрасте от четырех до семи месяцев и к трем годам уже полный набор зубов. Скорее всего Дину было поначалу в стае волков очень тяжело питаться без зубов, ведь волки являются плотоядными животными и едят в основном сырую дичь.

Но со временем он похоже привык только к той пище, что ела стая. Впервые появившись в приюте, мальчик наотрез отказался питаться приготовленной едой. Но он с жадностью накинулся на сырые куски мяса и с рычанием ощерившись обгрызал косточки.

Он ненавидел ходить одетым

Сразу же после доставки мальчика из джунглей, люди пытались привить ему навыки жизни в обществе и заставляли одеваться. Научившись ходить по-человечески, он почти двадцать лет насильно заставлял себя одевать штаны и рубаху.

Помимо него в детский приют позже привезли еще мальчика-волка из Крондштадта, который разделял нежелание Дина одеваться. Им обоим нравилось бегать как в джунглях нагишом.

Ему удалось сдружиться только с одним сиротой – таким же диким ребенком

Дин провел большую часть детства с животными и ему было достаточно сложно привыкнуть к людям. Но несмотря на это, ему удалось сразу найти общий язык с другим диким ребенком, жившим в этом же приюте.

Отец-настоятель приюта считал, что между мальчиками мгновенно установилась «связь сочувствия» и они даже учили друг друга новым для них навыкам человеческого поведения. Например, как пить жидкости из кружек. Они оба выросли в дикой природе, поэтому им вместе было гораздо уютнее, ведь они понимали друг друга.

В тот период было найдено еще несколько детей, воспитанных животными в индийских джунглях

Как бы это не звучало странно, но помимо Дина под конец XIX века в индийских джунглях были найдены и другие дети-волчата. Один из миссионеров нашел в 1892 году дикого ребенка возле Джалпаигура. На следующий год нашелся мальчик, который обожал кушать лягушек, в Баципуре возле Далсингарая.

Еще два года спустя ребенка нашли возле Султанпура и говорят, что в последствии он хорошо освоился среди людей и даже пошел работать в полицию. Последним нашли еще спустя 3 года ребенка возле Шаджампура, который вообще не смог приспособиться к жизни среди людей, хотя его пытались 14 лет «приручить».

Дин не смог адаптироваться в обществе полноценно и туберкулез убил его

Прожив в приюте почти десятилетие, Дин не смог наверстать упущенное в своем умственном развитии. Восемнадцатилетний юноша едва достиг 152 сантиметров роста. Юноша был низколобым и с большими зубами, он постоянно нервничал и чувствовал себя «не в своей тарелке».

Считается, что он умер в двадцатидевятилетнем возрасте из-за туберкулеза в 1895 году. Однако по другим источникам ему к тому времени исполнилось 34 года.

Доказательства о существовании детей выращенных волками впервые появилось в Индии 50-х годах XIX века

Брошюра 1851 года «Учет волков, воспитывающих детей в их стаях по индийской статистике» сэра Уильяма Генри Слимана, является одним из первых фактов, объясняющих существование шести детей-волков в Индии. Пятеро из этих диких детей были найдены на территории современного Султанпура. Один был пойман в районе современного Бахрейха.

По словам Слимана, было много волков, которые жили недалеко от города Султанпур и других районов на берегах реки Гомтри, и они бегали с «большим количеством детей».

Воспитанники волков, дети были убиты в джунглях тиграми и другими хищниками

Почему в джунглях находились только дети, воспитанные волками, а не взрослые юноши или девушки? Вполне вероятно, что многим детям не удавалось пережить свое детство. Возможно, они умирали от голода или их убивали сами волки или другие хищные животные.

В «Книге джунглей» самым страшным противником Маугли был тигр Шерхан. В Индии даже в то время было много тигров, которые могли бы с легкостью напасть на ребенка в волчьей стае, ведь людям не дано бегать так же быстро, как волкам. В течение XIX века охотники нередко в джунглях находили мертвые детские тела, обглоданные дикими животными.

Дикие дети: правда или обман?

На протяжении многих лет поступали многочисленные истории о диких детях, которые были пойманы и вновь приучены к жизни в обществе, но впоследствии многие из рассказов были развенчаны.

Один из самых известных случаев в 1920-х годах касался двух девочек Амалы и Камалы, которым было почти по девять лет во время спасения их из волчьей стаи. Человек, нашедший их, всем рассказывал, что малышки выли на луну, ходили на четвереньках и ели только сырое мясо. Он попытался научить их ходить и говорить.

Исследователи были очарованы этой историей и написали о них много рассказов и книг. Но позднее выяснилось, что девочки вовсе не были воспитаны волками, а с рождения были инвалидами с врожденные дефектами конечностей.

Жми «Нравится » и получай лучшие посты в Фейсбуке!

Самые известные произведения Киплинга - сказки о Маугли из «Книг Джунглей». И типовой вопрос к ним - что хотел сказать автор?) О том, что очередной раз - "добро побеждает зло"? Да и сказки ли это? Исследователи часто называют эти произведения рассказами, историями, повестями, мифами, а некоторые - даже героическим эпосом. Удивительное дело - Киплинг и тут остался верен себе, создав совершенно оригинальные и неповторимые повествования со стихами (ага, как в сагах - "и сказал он вису").

У нас восприятие этого произведения "про Маугли" в подавляющем большинстве случаев - по советскому мульфильму. То есть аж два раза "поправленное" - один раз - переводом, второй - сценарием мультфильма. Радует, что такие "перевороты" не изменили смысл кардинально, но и переделки не прошли бесследно. Мне стало интересно, что же всё-таки имел ввиду автор, а не переводчик, и не сценарист.

При обилии переводов некоторую сложность добавило то обстоятельство, что целиком, со стихами, весь текст существует только на английском, а переводы сделаны или выборочно - отдельных сказок, или отдельных стихов, или части сказок со стихами.

Не спеша (а куда спешить))) с определением основной идеи, для начала нужно разобраться с двумя философскими моментами, чтобы уточнить картинку мира этого произведения.

Во-первых, как бы там не рассуждали о дарвинизме и индийской философии, которые объединены идеей градиентного перехода от животного к человеку, эволюцией, (и то и другое были хорошо известны Киплингу), совершенно очевидно, что писатель противостоит и Дарвину, и индуизму. В тексте произведений часто (!), и в мультике это тоже отразилось, но не в такой степени, Маугли говорит о том, что он - человек.

"- Слушайте, вы! - крикнул он. - Весь этот собачий лай ни к чему. Вы столько раз говорили мне сегодня, что я человек (а с вами я на всю жизнь остался бы волком), что я и сам почувствовал правду ваших слов. Я стану звать вас не братьями, а собаками, как и следует человеку. Не вам говорить, чего вы хотите и чего не хотите, - это моё дело! А чтобы вам лучше было видно, я, человек, принёс сюда Красный Цветок, которого вы, собаки, боитесь."

Во-вторых, эзотерические всякие заморочки со всамделишными "мауглями", попавшими надолго в тропический лес в Азии или в пыльную кладовку в Тюмени, маленькими несчастными детьми - сплошные выдумки. Вне человеческого общества нельзя стать человеком, это невозможно, поэтому не надо воспринимать киплинговскую метафору буквально. А вот маленькие дети сами по себе - действительно просто детёныши, зверюшки, и как бы ни красива была руссоистская мысль о "естественном человеке" и выросшее из нее ньюэйжное "слияние с природой" - приходится признать, что человек остаётся человеком до тех пор, пока противостоит природе, а если он "сливается", то превращается в зверюшку... Удивительно читать академические комментарии к научным изданиям "Книги Джунглей", иногда складывается впечатление, что исследователи изучали чучело Киплинга, по американскому мультику, не иначе).

Мозаика сказки о Маугли складывается из отдельных, вполне законченных смальточек. Сначала Киплинг написал небольшой рассказик "В лесах" - окончание истории о Маугли, ну, то есть начал с конца, рассказик совсем такой почти несказочный, там Маугли женится и живет уже среди людей, помощником лесничего. Потом были написаны две "Книги Джунглей" (1894-96), где собраны произведения, небольшие и разные, объединенные одним взглядом на мир, там и сказки - как про Рикки-Тикки-Тави, и легендарные истории - как о министре, ушедшем в горы и канонизированном как Пурун Бхагата, и бодрые песни "слуг её величества", и даже есть сказка с русскими словами - про северного морского котика, "духа Захарова"... Из восьми частей первой книги - только три - о Маугли, из второй - пять.

Нас интересует только Маугли, поэтому, бухгалтерски)) в остатке - всего восемь сказок, плюс еще "эпилоговый" рассказ "В лесах", итого - 9 штук произведений.

Теперь немного о мульфильме (Союзмульфильм, 1967-71), от него никуда не деться, он у всех в голове с детства. Красоты неземной и глубокой образности мультик, профессионален до единого штриха и звука, как и вся советская классическая (в смысле рисунка) анимация. Ручками, покадрово многое нарисовано, ах... Да и интересно, как именно с коммунистической точки зрения отредактировали Киплинга, что посчитали важным для воспитания в то время. Сценарий написал Леонид Белокуров (настоящая фамилия - Барн, (еще у него фильмы «Последний дюйм», «Тропой бескорыстной любви»), так что все знаменитые фразочки-мемы из мультика - авторства Леонида Белокурова.

Оффтоп, но скажу - потрясающе, как... советская мультипликация создавала шедевры совсем не о Ленине и партии, пионерах-героях, а вот про всякую серую шейку, золотых антилоп и храброго маленького оленика, про мифы Древней Греции, гусей-лебедей, гы - и еще про дауншифтеров из Простоквашино.. ну и про Маугли, да. И их целая коллекция, много очень, вполне в нежном возрасте "от трех до пяти" хватит, и пересматривать, пересматривать, и есть о чём с дитём поговорить).

Про Маугли - 5 серий по 20 минут. Интересно, что взяли в сценарий, а что осталось за бортом.

Как часто бывает, перевод с английского на американский оказался суицидальным, не буду про диснеевский мультик, так же как и симулякр - про Тарзана, это вообще никакого отношения к Киплингу не имеет.

И мультик, и книга - самая настоящая сказка!, вот, иногда авторские сказки - получаются классическими, потому что (все по Проппу) - инициация - в самом буквальном смысле: Маугли взрослеет, изменяется, становится взрослым. Герой попадает в самый что ни на есть - иной мир, где всё действие происходит ночью - днем просто все герои лежат в тени, в джунглях жарко, поэтому охота, разговоры, драки и многое другое откладываются на темное время суток. Это совсем другое дыхание, существование - другой мир. И везде - луна. Волшебство и одновременно реальность этого мира завораживает… и лунное время - везде.

И луна светила в устье пещеры, где жила семья...

Когда луна взошла над равниной, залив ее словно молоком...

Свет луны, взошедшей над Сионийскими горами, вычерчивал...

Утренняя роса блестела на её шкуре, как лунные камни...

я говорил тебе четыре луны назад, что твоего города уже нет

когда над джунглями стояла полная луна, вся Стая собралась на Скале Совета

Он до появления новой луны будет охотиться в этих горах

щенок утопится, лишь бы укусить Луну в реке

Холодные Берлоги стояли в лунном свете пустые и безмолвные

Когда эта луна была молода, я имел четверых близких: подругу и трёх волчат...

В сказке про Маугли, как и положено, есть волшебные помощники, волшебные предметы, и сила человеческого взгляда, которого не могут выдержать даже близкие звери-друзья.

Теперь будет небольшой пересказ с комментариями - чтобы освежить в памяти и восстановить киплинговскую, а не мультяшную последовательность событий и действий, и может, немного почитаем вслух, давно уже тут не читали)

1. «Братья Маугли » - так называется первая часть у Киплинга, «Ракша» - первый мультфильм о Маугли. Интересно, что в первоисточнике важную роль сыграл(а) Багира, который(ая) выкупил(а) человеческого детеныша. А в мульфильме сюжетно примерно всё совпадает, но акцент сделан на матери-волчице, которая одна (!) против всех, и стаи, и Шерхана, готова принять бой за приёмного сыночка-лягушонка. "Пусть это моя последняя битва, " - говорит Ракша.

Сюжет третьего мультфильма "Последняя охота Акелы" - тоже из этой сказки. По Киплингу, Акеле грозит не просто лишение власти, как в фильме, а смерть; из акцентов обращает на себя внимание несоответствие: в книге - Акела на самом деле - промахнулся, и Шерхан у Киплинга не способствовал этому промаху, как у Белокурова.

По совету Багиры Маугли приносит из деревни огонь. На Скале Совета волчьей стаи он защищает Акелу, демонстрирует стае свою силу, подпаливает шкуру Шер-Хана. Мультик и книга тут принципиально разнятся только в одном - большая часть стаи настроена всё равно против Маугли.

2. «Охота питона Каа » - название сказки Киплинга, "Похищение" - так называется "вторая серия" мультфильма. Процесс обучения предполагает физическое воздействие))) Вот Балу шлёпает Маугли за "прямохождение" - "что ты бегаешь на двух ногах, когда у тебя их четыре?")

Да и Багира - за непочтительное отношение к Балу, тоже особенно не церемонится. Маугли оправдывается - "но я ведь не хотел спустить с него шкуру")

В этой сказке еще интересный воспитательный акцент: у Киплинга было - испытание властью: Маугли бандерлоги соблазняют предложением стать их "Царем", и он соглашается, у Белокурова - обезьяны похищают спящего мальчика помимо его воли; негоже, типа, герою поддаваться на провокации)

Танец Каа в Холодных пещерах - шедевр мультипликации, и символика хороша и актуальна, ага, «Бандерлоги, хорошо ли вам видно?»

3. «Тигр! Тигр! » - третья сказка Киплинга о Маугли.

Многие волки ненавидят Маугли, потому что не могут выдерживать его взгляда и ощущают его необъяснимое превосходство - этого в мульфильме нет. Маугли уходит из джунглей и идет в деревню, к людям. Там женщина по имени Мессуа принимает его за своего некогда утащенного Шер-Ханом сына и дает ему приют у себя в доме. Маугли учит человеческий язык, осваивается с образом жизни людей, как-то незаметно у героя появляется охотничий нож (у Киплинга нет ничего о «Железном Зубе», просто Маугли - человек, и у него - нож, априори, естественно) а затем на несколько месяцев становится пастухом деревенского стада буйволов. Однажды он узнает от преданных ему волков, что Шер-Хан, уходивший в другую часть джунглей, чтобы залечить свои раны, вернулся. Тогда Маугли заманивает тигра в ловушку и направляет на него с двух сторон буйволиное стадо, и расправляется с ним.

Шер-Хан погибает. В мультфильме разорванная пасть тирга вот так показана:

Прознавший о смерти тигра деревенский охотник желает получить за поимку Шер-Хана 100 рупий и хочет отнести его шкуру в деревню. Маугли не позволяет ему этого сделать. Тогда охотник называет его оборотнем, а Мессуа и её мужа колдунами. Маугли с тигриной шкурой скрывается в джунглях. Его названых родителей собираются сжечь. Тем временем волки в джунглях - в разбродах и шатаниях, без стаи - на свободе.

«- Будь нашим вожаком опять, о Акела! Будь нашим вожаком опять, о детёныш человека, потому что нам надоело беззаконие и мы хотели бы снова сделаться Свободным Народом.

Нет, - промурлыкала Багира. - Этого не должно быть. Когда вы наедитесь, безумие снова может овладеть вами. Недаром зовут вас Свободным Народом! Вы боролись за свободу и достигли её. Питайтесь ею, о волки.»

«- Стая людей и волчья стая выгнали меня, - заметил Маугли. - Теперь я буду один охотиться в джунглях.

И мы будем охотиться с тобой, - сказали четыре сына Матери Волчицы.

Итак, Маугли ушёл и с этого дня охотился с четырьмя детьми Матери Волчицы.»

4. «Как страх пришел в джунгли ». Мифологическая сказка, советским детям ни к чему, не вошла в экранизацию. Речь в ней идёт о сотворении мира и связи смерти и страха, онтология, так сказать, и агрессии - маловато)))

«В начале, когда джунгли только что появились (а никто не знает, когда это было), мы, все жители зарослей, паслись вместе и не боялись друг друга. В те дни засух не случалось: листья, цветы и плоды росли на одном и том же дереве, и мы ели только листья, цветы, траву, плоды и кору.

Господином джунглей был Та, первый слон. Своим хоботом он поднял джунгли из глубоких вод; там, где он прорывал своими бивнями борозды в почве, текли реки; где он ударял о землю своей ногой, образовались водоёмы, а где он трубил в хобот, падали деревья.»

«Ты убил оленя, ты впустил в джунгли смерть, и вместе со смертью к нам пришёл страх; теперь Народ Джунглей боится друг друга, как ты боишься Бесшёрстого»

5. «Нашествие джунглей ». Эта сказка не экранизирована. Месть Маугли - и без убийства людей впечатляет.

"Я видел и нюхал кровь женщины, дававшей мне пищу. Без меня её убили бы. Только аромат молодой травы, которая покроет их пороги, уничтожит этот запах. От него у меня во рту горит. Впусти джунгли в деревню, Хати!"

"Багира задрожала и прижалась к земле. Она понимала, что в крайнем случае можно быстро пронестись по сельской улице и, раздавая в толпе удары вправо и влево, ловко убивать людей, когда они пашут в сумерках, но этот план уничтожения целой деревни, которая должна была исчезнуть, пугал её. Теперь пантера поняла, зачем Маугли послал за Хати. Только много проживший слон мог исполнить план такой войны."

Песнь Маугли - угроза жителям деревни -

Я пошлю быстроногих лиан полки,

Где росли хлеба, - взойдут сорняки,

И джунгли вытопчут ваши посевы,

Рухнут балки домов, крыши в пепел падут,

И карелой, горькой зелёной и жадной карелой

дворы зарастут.

У ваших, обваленных бурей, ворот

Будет петь свои гимны мой волчий народ,

Станут змеи хранителями очагов,

В заросших амбарах поселятся стаи нетопырей,

И дикие дыни злой ненасытной карелы

засыплют постели людей!

Вы услышите поступь незримых бойцов,

В пастухи я назначу вам братьев-волков,

До восхода луны я с вас дань соберу,

Будут вепри в полях бродить,

пренебрегая межами,

И карела рассыплет свои несчётные семена,

там где женщины ваши рожали.

Вам останутся жалкие колоски: я урожай сниму,

И тогда увидите вы, что я, настоящий хозяин ему,

Станете вы колоски подбирать:

больше некому будет пахать,

И олени пройдут по полям иссохшим и рыжим,

И заросли горькой жадной зелёной карелы

Останутся тут вместо хижин.

………………………………………………………..

Я наслал быстроногих лиан полки,

Где росли хлеба там взошли сорняки,

И деревья корнями на вас наступают,

Валятся балки домов, и карелой —

Горькой зелёной и жадной карелой

ваши дворы зарастают!

"Четыре слона, стоя рядом, наклонили головы; внешняя ограда выгнулась, треснула и упала, и люди, онемевшие от ужаса, увидели дикие, забрызганные глиной головы разрушителей, которые выглянули из зияющего пролома. Тогда люди бросились бежать по долине; у них не было ни домов, ни пищи, а их дома, разрушенные, разбросанные, истоптанные, таяли позади них."

6. «Княжеский анкас » - частично переделанный сюжет - под Железный зуб в мультике.

По книге, анкас - драгоценный "красноглазый шип, который пил кровь слонов", богато украшенный инструмент для дрессировки и управления слонами. Маугли находит его у Белой Кобры в сокровищнице Холодных пещер.

«Как только подойдёшь к людям или хотя бы к вещам, сделанным людьми, - непременно слышишь о крови, - с отвращением заметил Маугли. Тяжёлый анкас немного надоел ему.

Знай я всё, что ты мне сказала, я не взял бы этой колючки. Сперва я видел кровь Мессуа на верёвках, а здесь кровь Хати. Мне больше этого не нужно. Смотри!

Анкас, сверкая, отлетел, описал в воздухе дугу и на расстоянии тридцати ярдов от Маугли исчез между деревьями.

Итак, мои руки чисты от смерти, - проговорил Маугли, вытирая ладони о свежую влажную землю.»

Брошенный анкас находят люди, и Маугли с Багирой пробегают по их следам, последовательно обнаруживая на пути трупы: чтобы завладеть драгоценностью, люди убивали друг друга, отправлялись дальше, и их убивали более сильные или хитрые. Маугли решает вернуть анкас обратно, Белой Кобре.

«- Ага! Он вернулся! Я говорила, что это смерть. Но как же ты-то всё ещё жив? - проворчала старая кобра, любовно окружая своими кольцами рукоятку анкаса.

Клянусь выкупившим меня быком, не знаю. Эта вещь убила шестерых в одну ночь. Не выпускай же её отсюда.»

7. «Рыжие собаки » - в книге, а четвертый фильм называется "Битва". Героика и патриотизм, близко к тексту.

Самый эмоциональный мультфильм из серии.

"Это называется “дергать смерть за усы”.

Кстати, Шерхан у Киплинга вообще не появляется тут, а в мультфильме показано его дезертирство вместе с Табаки -"а мы пойдем на север, а мы пойдем на север, когда назад вернемся не будет никого и даже лягушонка и косточек его." Ну, и в оригинале всё гораздо трагичнее, и цена победы - выше, погибает почти вся стая...

из "Песни Коршуна Чиля"

Вы, компаньоны мои и друзья, погибли, и мне вас жаль…

(Чиль! Ждите Чиля!)

Я лечу устроить ваш гордый покой, и разделить печаль.

(Вы, авангард Чиля!)

Вот на мёртвом мёртвый лежит,

пасть окровавлена, зрак раскрыт…

Вот он, конец всех на свете путей,

Пир для моих гостей!

8. «Весенний бег ». Этот сюжет - в пятом мульфильме «Возвращение к людям». Сила Закона Джунглей показана в «Водяном перемирии». Сахи говорит: через трещину в голове могло бы войти немного ума))). В мульфильме дарвинистски снято противоречие - Маугли уходит как бы под действием весенних гормонов, недвусмысленно показаны резвящиеся девушки))) У Киплинга Маугли уходит не так оптимистично: потому что так «надо», таков закон, в том числе и сказочный - возвращаться из иного мира. Причем последняя сказочная страница книги - противоречий и не скрывает, у Киплинга люди (практически все, за редкими-редкими исключениями) на протяжении всего повествования последовательно сравниваются с бандерлогами… Но неиз-бежно - «бежать по новому следу»…

«Серый Брат молчал; наконец проворчал про себя:

Чёрная была права.

А что она сказала?

В конце концов, человек возвращается к человеку. И наша мать, Ракша, говорила…

То же сказал и Акела в ночь рыжих собак, - пробормотал Маугли.

То же говорит и Каа, который умнее всех нас.

А что скажешь ты, Серый Брат?

Люди выгнали тебя грубыми словами. Их камни изрезали твои губы. Они поручили Бульдео убить тебя. Они хотели бросить тебя в Красный Цветок. Ведь ты сам, а не я говорил, что они злы и бессмысленны. Ты, а не я двинул джунгли на них. Ты, а не я сочинил про них песню, которая была злее нашей песни про рыжих собак.»

Багира - «Я долго охотилась, но теперь в кустарниках он лежит мёртвый, - лежит бык по второму году, бык, который даёт тебе свободу, Маленький Брат. Теперь все долги уплачены. Что же касается остального, моя речь - речь Балу. - Пантера полизала ногу Маугли. - Помни же, Багира тебя любила! - вскрикнула она и сделала прыжок со скалы. От подножия холма снова донёсся её громкий длительный крик: - Хорошей охоты на новом пути, господин джунглей! Помни же, Багира тебя любила.

Ты слышал, - сказал Балу, - теперь всё кончено; ступай, но прежде подойди ко мне. О мудрая лягушечка, подойди ко мне.

Трудно сбрасывать с себя кожу, - заметил Каа, когда Маугли, прижимаясь головой к слепому медведю, долго рыдал, обнимая его шею, а Балу слабо старался лизнуть его ноги.

Звёзды побледнели, - сказал Серый Брат, нюхая предрассветный ветер. - Где мы сегодня устроим логовище? Ведь теперь мы побежим по новому следу.»

9. «В лесу » - уже почти несказочно Маугли служит помощником лесника, это по-киплинговски точный в деталях и выразительный рассказик... Интересно описан быт лесничего, инспекторские проверки начальства и детали службы колониального английского чиновника. Но… Маугли - всё равно - очень специфический и «странный». Вроде всё хорошо, и нормально, и пенсию ему заплатят, а... грустно видеть таким могущественного некогда Хозяина Джунглей, которому все звери лизали ноги и слушались беспрекословно...

Обобщая, можно сказать, что у Киплинга Маугли, воспитанный волками, становится человеком - с разумом человека и волчьей хваткой. Но, как и было задумано Киплингом, с благородством и честью, со стыдом и совестью, которых в дикой природе нет. Тем исследователям и критикам, которые видят в Маугли ницшеанского сверхчеловека, стоит вспомнить, что персонаж - всего лишь Лягушонок, из которого система воспитания сделала человека. По книге - герой последовательно проходит - обучение Закону, физическую тренировку, обучение "языкам" (тут напомню, что универсальное "мы с тобой одной крови" - необходимо говорить именно на "языке" того, к кому обращаешься), мифологии и истории, а так же испытания страхом, властью, деньгами, кровью и смертью.

После этого наступает взросление, и нужно уходить из джунглей. К людям.

Основная мысль Киплинга ясна: человеком недостаточно родиться, нужно им стать. Человеческий детёныш - ещё не совсем человек. Ага, "господа - вы звери"))) Конечно, предложенная Киплингом практически военная система воспитания - исключительно мужская, все преподаватели - мужского пола, говорила уже - Багира только в русском переводе поменяла пол. Песня "Закон Джунглей" звучит как скаутский гимн, и добрый медведь Балу говорит иногда совершенно в духе тех наставников, которые воспитывали будущих офицеров ее величества из кадетов той военной школы, где обучались "Стоки и компания."

У Киплинга Маугли почти всегда «свой среди чужих», метафора человека, в котором звериное и человеческое драматично сосуществует, и есть некоторый трагизм в том, что герой не принадлежит ни миру людей, ни миру зверей. В мультфильме дарвинизм берёт верх, и Маугли частенько "сливается с природой". Реки крови и вообще - кровь как символ, и просто, без метафор - как часть физиологии, делают постоянно звучащую и в книге, и в мультике формулу "Мы с тобой - одной крови!" многозначной. В книге она откровенно националистическая. Ни к бандерлогам, ни к красным собакам, ни к Шерхану с таким призывом не обращаются. А в мультфильме нет речи о том, что Маугли учится разговаривать на языке всех обитателей джунглей, и это не раз спасает ему жизнь - и формула приобретает оттенок "интернационализма".

Героем сказок Киплинга становится не хищник Шерхан, ненавидимый всем миром животных и птиц, а мальчик Маугли, умудренный опытом большой волчьей семьи и своими добрыми друзьями - медведем, леопардом и мудрым змеем. Борьба с Шерханом и его поражение - поражение Сильного и Одинокого, казалось бы, по идее - любимого героя Киплинга.

Скауты и книга джунглей

Педагогика Киплинга нашла деятельный отклик. В 1907 году отставной генерал Британской армии, внесший решающий вклад в победу Империи в бурской войне в Южной Африке, основал движение бой-скаутов в Англии. Звалиего Sir Robert Stephenson Smyth Baden-Powell, Baron of Gilwell, Lord Baden-Powell. Он был близким другом Киплинга. По-видимому, они познакомились в Южной Африке, где Киплинг работал над газетными репортажами. Бейден-Пауэлл служил при королеве Виктории, шпионил в Афганистане, Индии, Турции и России, подавлял восстания зулусов и ашанти в Южной Африке. И вот, сидя в осаде в африканской крепости Мейфкинг, полковник приходит к мысли освободить часть взрослых бойцов, мобилизовав детей в качестве разведчиков и помощников. Оказалось, что экстремальная игра детям по вкусу. Бравый генерал, скрупулезно изучив европейский, африканский и даже самурайский педагогический опыт, издает книгу «Разведка для мальчиков» (The wolf cub"shandbook). Она тут же становится бестселлером в Англии и Европе. Вскоре игра в разведчиков захватывает весь мир, и мы тоже в неё играли, кто помнит, - в качестве пионеров.

Баден-Пауэлл (любовно величаемый в скаутских кругах Би-Пи) был членом масонской ложи. Безусловно, это отразилось на концепции, символике и даже девизе скаутского движения. Так, всемирными знаками стали: трилистник (ага, тот самый Fleur-de-lis), парочка пентаграмм и масонский узел. Каждая страна впоследствии разрабатывала свои символы. В ход пускалось все самое красивое, начиная от мальтийских крестов, розы ветров и орлов, в том числе - и двуглавых.

Скауты позаимствовали и старинный масонский девиз «Будь готов!», и С.К.О.Б. («Сильно. Красиво. Осторожно. Быстро»).

Внешние атрибуты скаутов скопированы с "Книги Джунглей".

Так, командир скаутского отряда называется Акела. Младшая группа мальчиков в скаутском ранге называется "Сubs", так же, как в тексте Киплинга называются Маугли и его братья волчата. Существует высший скаутский знак почёта - орден Медведя.

Позволю себе сделать вывод (а вдруг кто дочитал аж досюда)))

Педагогика Киплинга была направлена на то, чтобы воспитать «новое поколение», как-то изменить общество, которое уже при жизни писателя становилось «бандерложьим», коммерческим, продажным и поверхностным. Возможно, Киплинг своеобразно понял дарвинизм))), как раз тогда находившийся на пике популярности, обезьянам в «Книгах Джунглей» уделяется пристальное и постоянное внимание - «они воют, выкрикивают бессмысленные песни, приглашают Народ Джунглей взобраться к ним и вступить с ними в бой; или без всякого повода затевают между собой ожесточённые драки и бросают мёртвых обезьян туда, где население зарослей может увидать эти трупы.

Они все собираются избрать себе вожака, составить собственные законы, придумать собственные обычаи, но никогда не выполняют задуманного, потому что их памяти не хватает до следующего дня...». Не зря великолепный и страшный танец Каа выглядит как оружие массового поражения - ну ведь для утоления голода ему не нужно столько обезьянок. По сути, сказки о Маугли - вариант дудочки Крысолова: спасти от бандерлогов, увести мальчишек из этого феминизированного мира холодных пещер, да хоть в джунгли, и заняться их воспитанием, вернуть к забытым традициям и понятиям - высшего закона, справедливости, хороших манер и разумной власти над природой. А потом - вернуть к людям…

Ну вот, на сегодня - всё, что удалось сложить в картинку мозаики. «Когда наступит завтра, мы будем охотиться для завтрашнего дня».

Материалы -

Стихи из «Книги Джунглей» в переводе Василия Бетаки.

http://meotis.livejournal.com/118086.html

http://www.kipling.org.ru/llb-ar-avtor-185/

http://www.slovosfera.ru/bookreview/kipling_vagrius.html

http://skuzn.livejournal.com/437104.html

Ой, и еще - очень забавно, нашлось по дороге: "на полном серьезе" Киплингу дао (!) приплетают - сделали из мультика нарезочку с заставками... ох, свежая идея, креатив, ну это примерно как из Лермонтова модно сейчас делать мусульманина)



Поделиться