Типологические подходы к личности ограничения типологического подхода. Типологический подход к определению структуры личности

Классификация как научный метод

Составление типологий и классификаций ‑ один из наиболее древних общенаучных методов познания мира. В рамках нашей науки психологический смысл выделяемого типа (класса) состоит в том, что, если в некоторой группе людей устойчиво наблюдается сочетание каких-либо признаков, это сочетание рассматривают как «типичное» для группы, как симптомокомплекс, и каждого человека, у которого он отмечается, начинают относить к этой группе. В качестве характеристики человека при этом выступает название соответствующего типа (например, «истероид»), а содержание раскрывается описанием типичного, усредненного представителя.

Выше мы уже обращались к типологическому обобщению. Мы изучали типы темперамента и характера (а в дальнейшем будем говорить о типах личности, направленности и т.д.). В главе 2 мы пояснили, в чем состоит основное отличие между обобщением черт и типов личности.

Типологический подход предполагает понимание личности как целостного образования, не сводимого к комбинации отдельных черт. То есть обобщение осуществляется на основе группировки испытуемых. Наиболее известными являются типологические описания личности, предложенные К.-Г.Юнгом, К.Леонгардом и другими психологами, в основном ориентированными на практику (1, 3, 4, 5, б, 8, 10, 16).

Типологии ‑ это экономичный способ познания, дающий быстрый и выразительный результат, однако слабым местом типологии является пренебрежение к особенному, индивидуальному в каждом человеке: ведь все то, что не относится к симптомокомплексу, остается за рамками рассмотрения. Поэтому в человеке отмечается наиболее типичное, но, вполне возможно, не самое существенное.

Типологии могут быть эмпирическими и теоретическими. Эмпирические основывались на наблюдениях исследователей, обладающих тонкой практической интуицией, в силу чего они и выделяли сцепленные признаки, лежащие в основе каждого типа. Это могут быть как однородные, так и разнородные признаки ‑ например, особенности строения тела, обмена веществ и темперамента. Статистической проверке, как правило, эмпирические типологии не подвергались.

Научные классификации должны удовлетворять нескольким требованиям.

Во-первых, ее классы должны исчерпывать все множество классифицируемых объектов. То есть, например, для классификации характеров человека признака «нервность» недостаточно: люди спокойные выпадут из рассмотрения, окажутся не принадлежащими ни к одному классу, поскольку понятие «нервность» может быть применено только к неспокойным, неуравновешенным людям.

Во-вторых, каждый объект должен попасть в один и только в один класс, иначе начнется путаница. Например, если мы хотим разделить всех людей на психически больных и здоровых, надо заранее договориться о том, куда отнести промежуточные типы (невротиков, людей в пограничном состоянии), иначе они могут попасть в оба класса.

В-третьих, каждое новое подразделение объектов в классификации должно производиться на основании одного признака. Например, если в геологии классифицируют камни, то их сначала следует разделить по цвету и только потом ‑ по твердости (или наоборот), но не по обоим этим признакам сразу. Это требование ‑ не такое важное, как два первых, но его невыполнение тоже обычно приводит к путанице.

Для обобщения по группе испытуемых чаще всего используют математический метод автоматической классификации. Однако даже вполне научная классификация может оказаться неинтересной и бесполезной.

Психологические типы, выделенные К.-Г.Юнгом

Наиболее известной эмпирической классификацией типов личности является систематика, предложенная К.-Г. Юнгом (1, 7, 8, 10, 16). Основу типологии составляет установка, принимающая одно из двух качеств: экстраверсия как обращенность к объектам окружающего или внутреннего мира либо интроверсия как рефлексия, препятствие контакту с объектами, сомнение и недоверие к объектам. Понятия экстраверсии–интроверсии как общих установок впервые в типологии человеческого характера были отмечены в 1896 году Ф.Джорданом, хотя именно эти термины он не использовал. Интроверты более обращены к своему субъективному состоянию, они судят о мире по своим впечатлениям и умозаключениям, задумчивы, сдержанны, склонны к самосозерцанию, обладают развитой психологической интуицией. Экстраверты, напротив, обращены вовне, ориентированы на объективность, наблюдательны, черпают жизненные силы в событиях вокруг и не всегда утруждают себя рефлексией. Экстраверты менее способны воспринимать естественный ход жизни, которая чаще приносит им неожиданности. Нередко считается, что экстраверты общительны, а интроверты ‑ нет, но это не совсем правильно, потому что эти типы просто по-разному общаются, и нет противопоказаний тому, чтобы интроверт, например, занимал пост руководителя. При размышлении о психологической совместимости различных людей в процессе общей деятельности полезно стремиться к тому, чтобы интровертированность одного уравновешивалась экстравертированностью другого, отмечал К.-Г.Юнг. Однако по-настоящему понять друг друга могут только люди одного типа.

Экстраверсия–интроверсия выражают отношение сознания к объектам, независимо от того, во внутреннем или внешнем окружающем человека мире они находятся. Большинство людей являются экстравертами; большинство интровертов ‑ мужчины. Но это соотношение непостоянно, прослеживаются и возрастные закономерности. Согласно К.-Г.Юнгу, значительная часть людей для обогащения внутреннего мира нуждается в том, чтобы присваивать себе объекты, идентифицироваться с ними, поэтому первая половина жизни, как правило, проходит под знаком экстраверсии. После кризиса середины жизни человек больше обращается внутрь себя, переходя от жизни в мире предметов и явлений к жизни духовной, благо что внутренний мир уже обогатился новым содержанием за время существования человека в экстравертированном состоянии. Впрочем, если до середины жизни человек был склонен к интроверсии, то во второй ее половине он имеет шанс стать большим экстравертом, приобрести уверенность во взаимодействии с объектами. Юнг не связывал однозначно экстраверсию-интроверсию ни с действием опыта, ни с наследственностью, подчеркивая, что в разных социально-культурных слоях представители этих установок встречаются в общем равновероятно, и в одной семье также могут расти как интроверт, так и экстраверт.

Позже понятие экстраверсии-интроверсии получило свое развитие в трудах Дж.Гилфорда, выделившего при помощи факторного анализа пять составляющих экстраверсии-интроверсии (социальную интроверсию, мыслительную интроверсию, депрессию, склонность к перепадам настроения, беспечность), и Г.Айзенка, однако эти работы реализуют подход с позиции черт (см. главу 8).

Экстраверсия-интроверсия как отношение к объектам ‑ не единственные основания для выделения типов. В зависимости от того, каким способом формируется это отношение, можно говорить не о двух, а о целых восьми психологических типах. Вводя различение по типу функций, Юнг отмечал, что если человек в своем опыте прежде всего опирается на ощущения (его называют сензитивом), то он доверяет своим органам чувств, сообщающим ему, что нечто действительно существует. Если у человека преобладает мышление (тогда его называют интеллектуалом), то он стремится получить ответ на вопрос, что же такое есть данная реальность.

Люди третьего типа основывают свои жизненные решения на чувствах (их называют эмоционалами), благодаря чему они в первую очередь определяют, нравится им данный объект или нет, а вопрос о том, что он представляет, остается для них второстепенным. И, наконец, представители четвертого типа ‑ интуитивисты ‑ способны строить свои заключения и принимать решения исходя не только из имеющейся информации, но и восполняя ее недостаток особым внутренним чувством, которое К.-Г.Юнг определял как способность видеть то, что происходит «за углом».

Четыре функции сознания, по преобладанию которых выделены перечисленные типы, находятся в оппозиционных отношениях: чем лучше развита сфера ощущений, тем слабее интуиция, а интеллектуалы, как правило, хуже ориентируются в области чувств. Это соотношение, таким образом, позволяет приблизительно определить слабые места у представителей различных типов. Так, сензитив реалистичен, но многим может показаться чересчур прагматичным, лишенным полета, в то время как интуитивист, напротив, не всегда отдает себе отчет в реалиях сегодняшнего дня, склонен строить иллюзии и воображать несбыточное. Интеллектуал не всегда может понять, кто и как к нему относится, а эмоционал бывает раздосадован, когда его просят объяснить, что и как он делает ‑ по его мнению, «все и так понятно», а воспроизвести цепочку причин и следствий ему бывает не под силу. Помимо ведущей функции, Юнг говорил также о подчиненной (той, которая противоположна ведущей и в рамках которой человек переживает основные трудности недостаточной адаптации), и вторичные (отличные от ведущей, но не противопоставленные ей, как, например, интуиция по отношению к ведущему мышлению). Определив тип личности, можно логически достраивать ее «теневую» противоположность: так, у экстравертированного сензитива противоположностью будет интровертированный интуитивист. Основные области уязвимости определяются исходя из типа «подчиненной» личности, которая, прорываясь, приводит к возникновению неврозов различного содержания. Поэтому полезно развивать и упражнять подчиненные функции, обеспечивая им возможность «легального» проявления.

«Чистых» типов в реальности практически не существует, и каждый человек, конечно же, обладает всеми четырьмя функциями. Однако если возникают проблемы в какой-то области, следует задуматься, дефицитом каких психических функций они вызваны.

Теория Юнга относится к числу хорошо проработанных классических учений о типах личности, отвечающих требованиям к составлению научных классификаций. В практической психологии, однако, чаще используют эмпирические классификации, дающие ключ к пониманию существенных особенностей личности современного человека.

Клинико-экзистенциальная типология характера

Интересный взгляд на особенности характера представлен в клинико-экзистенциалъной типологии характера, составленной современным московским психиатром П.В.Волковым. И, хотя сам П.В. Волков четко разграничивает понятия «личность» и «характер» (см. главу 5), его типология позволяет судить о направлении развития личности, хотя бы через ограничения, налагаемые разрешающими возможностями характера (4). Название подхода подчеркивает тот факт, что, наряду с проявлениями болезни (в предельном развитии типа), в его содержание включены также и переживания самого больного человека. А будучи незначительно выраженными, акцентуации характеризуют особенности личности здорового человека, облегчая понимание себя и других и предвосхищая возникновение критических ситуаций.

Типология П.В.Волкова очень практична и содержит в себе ответы на самые важные вопросы, возникающие перед психологом-практиком: что присуще данному характеру всегда, что очень типично, но присуще не всегда, что нетипично, но возможно и, наконец, что в рамках данного характера не встречается никогда. Вся эта полезная информация объединена в так называемом ядре характера, описанием которого мы и ограничимся. Всего П.В.Волков выделяет девять типов характера.

Итак, клинико-экзистенциальный подход дает возможность понимания людей с различными особенностями исходя из доступной им нормы психологической реакции на все происходящее, что позволяет, с одной стороны, помочь им ярче проявиться, а с другой ‑ уберечься от трудных сторон их характера.

Психоаналитическая диагностика Нэнси Мак-Вильямс

Еще одна типология личности по содержанию ближе к клиническому рассмотрению и направлена на использование типологических особенностей в клиническом процессе, т.е. заведомо предполагает необходимость смягчения и коррекции тех или иных качеств (8). Типология эта носит сугубо прагматический характер. Построенная, подобно большинству современных работ по психотерапии, на эклектических посылках, она тяготеет к психоанализу, использует его терминологию и поэтому в качестве оснований для классификации вводит содержания бессознательного (в частности, психологических защит).

Из классического психоанализа в типологию Н.Мак-Вильямс вошли три положения: 1. Существующие психологические проблемы являются отражением своих младенческих предшественников. 2. Взаимодействия в ранние годы (называемые после работ М.Малер объектными отношениями) создают шаблон более позднего восприятия жизненного опыта. 3. Идентификация уровня развития личности ‑ это основа понимания характера.

Характер понимается в рамках данного подхода как способ осмысления существования, присущий каждому человеку. Характер достаточно устойчив: его можно модифицировать в процессе психотерапии, но трансформировать в другой нельзя. Структура характера образуется двумя измерениями: во-первых, уровнем развития личностной организации и, во-вторых, преобладанием защитного стиля внутри этого уровня. Чем раньше ребенок пережил травму, тем более значительными оказываются последствия, определяя психотический уровень; и, напротив, чем позже наступает фиксация, тем более зрелой является структура личности. При этом сохраняется внутрииндивидуальная вариативность: совершенно здоровый человек может вести себя как психотик в условиях стресса, а больной шизофренией ‑ способен к периодам совершенно ясного видения. Последовательность описания типов расположена по порядку от более ранних искажений к более поздним и, соответственно, опирающимся на более зрелые защитные механизмы.

Н.Мак-Вильямс предложено 3 уровня развития личности.

1. Уровень от здоровья до невроза (3-4 года ‑ 6 лет).

Интеграция идентичности и константность объекта.

Эдипов уровень по Фрейду.

Инициативность или вина по Эриксону.

2. Пограничный уровень (18-24 мес. ‑ 3 года).

Сепарация-индивидуация.

Анальный уровень по Фрейду.

Автономия или стыд и неуверенность по Эриксону.

3. Психотический уровень (0-18 мес).

Оральный уровень по Фрейду.

Базовое доверие или недоверие по Эриксону.

Психологические защиты (термин "защита" появился как результат симпатии 3.Фрейда военным метафорам и как признание того факта, что адаптивные процессы, называемые сегодня защитами, в работах Фрейда служили действительно защитной задаче избежать повторения травмирующего опыта) в рамках рассматриваемой типологии ‑ это глобальные, закономерные, здоровые, адаптивные способы переживания мира, необходимые для того, чтобы 1) избежать или овладеть мощным угрожающим чувством и 2) сохранить самоуважение. Защиты представляют собой результат взаимодействия темперамента, природы переживаемых в раннем детстве стрессов, защит, усвоенных по образцам значимых других, и индивидуально выработанных защит, подтвердивших свою эффективность. Первичные (примитивные) защиты, согласно психоаналитической традиции, имеют дело с границами между собственным «Я» и внешним миром, а вторичные защиты (высшего порядка) ‑ с внутренними границами (между Эго, Супер-Эго, Ид и пр.). Появление психологических проблем нередко рассматривается психотерапевтами как результат недостаточности защит.

Традиционно среди первичных защит выделяют примитивную изоляцию, отрицание, всемогущий контроль, примитивную идеализацию (и обесценивание), проекцию, интроекцию и проективную идентификацию, расщепление Эго и диссоциацию, а среди вторичных ‑ репрессию (вытеснение), регрессию, изоляцию, интеллектуализацию, рационализацию, морализацию, компартментализацию (раздельное мышление), аннулирование, поворот против себя, смещение, реактивное образование, реверсию, идентификацию, отреагирование, сексуализацию (инстинктуализацию) и сублимацию, всего ‑ 7 примитивных и 16 вторичных защит (определения каждой из них приведены в глоссарии).

Н.Мак-Вильямс выделяет девять типов характера, описывая каждый из них по следующим направлениям: об суждение аффектов, драйвов и темперамента; адаптивная и защитная организация Эго; паттерны объектных отношений, интернализованные и ставшие «скриптами»; переживания собственного «Я». Эти характерологические основания подводят к постановке дифференциального диагноза и определения стратегии лечения, однако мы данные вопросы оставляем за рамками рассмотрения.

Конечно, проанализированные нами типологии представляют собой скорее примеры использования типологического метода, чем исчерпывают все разнообразие типов личности, характера, темперамента человека. Очевидно, что количество используемых в психодиагностике классификаций будет неминуемо увеличиваться, и важной задачей их пользователей является осознание сферы применения и разрешающих возможностей каждого подхода.

ВОПРОС 68

При типологическом подходе исходят из положения, что

тип личности является целостным образованием, не сводимым к комбинации отдельных личностных факторов (черт). Его со­держание раскрывается описанием типичного или усредненно­го представителя группы лиц, относимых, к данному типу. На­пример, такой тип личности, как «авторитарная личность», - конгломерат по крайней мере четырех факторов личности, несводящийся к одному из них - доминантности. Одно из са­мых разительных отличий авторитарности от доминантности заключается в том, что авторитарная личность угнетает нахо­дящихся на более низкой ступени и раболепствует перед вы­шестоящими, в то время как доминантная личность является лидером для занимающих более низкое положение и борется за более высокое положение.

Американский психолог Хорни в зависимости от отноше­ния к общению с другими людьми выделила три психологи­ческих типа личности.

«Привязчивый тип» - человек обладает повышенной по­требностью в общении, для него важнее всего быть любимым, уважаемым, чтоб кто-то заботился - такой человек подходит к оценке другого человека с вопросом: «Будет ли он меня лю­бить, заботиться?»

«Агрессивный тип» - характерно отношение к другим лю­дям как к средству достижения своих целей - такие люди стре­мятся доминировать, не терпят возражений, рассматривают другого человека с точки зрения: «Будет ли он мне полезен?» «Отчужденный тип» - для таких людей необходима опре­деленная эмоциональная дистанция с другими людьми, т. к. они рассматривают общение как неизбежное зло, они не склон­ны участвовать в групповой деятельности и считают, что при­знание им должно быть обеспечено уже в силу их достоинств; встречаясь с другими людьми, они задают втайне себе вопрос: «Оставит ли он меня в покое?»

В зависимости от соотношения поведения и внутренних мотивов человека выделяют три типа личности (Норакидзе): гармоническая личность - нет конфликтов между поведением и внутренними мотивами: желания, моральные принципы, чувство долга и реальное поведение человека гармонично соче­таются друг с другом, имеют социальную направленность и адекватность;

Конфликтная, противоречивая личность - присущ раз­лад между поведением и мотивами, т. е. действия про­тиворечат желаниям;

Импульсивная личность - поступает только по своему желанию либо, если у человека нет ярко выраженных желаний, поступает в соответствии с воздействиями из­вне - «человек-флюгер», который действует в соответ­ствии с ближайшей ситуацией, хотя и может маскиро­вать свою несостоятельность деловитостью, демократи­ческой коллегиальностью.

Представители когнитивной психологии рассматривают личность как систему индивидуальных конструктов (индиви­дуально формируемых мнений, умозаключений о мире, лю­дях, событиях) и каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для ин­терпретации жизненного опыта. Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события. Два человека, будь они даже идентичными близнецами или имей схожие взгляды, обращаются к событию и интерпретируют его по-разному. Каж­дый человек понимает действительность с «колокольни» свое­го уникального личностного конструкта. Разница между людь­ми состоит в том, что они интерпретируют события под раз­ным углом зрения. Человек пытается объяснить действитель­ность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь, т. е. люди смотрят на настоящее так, чтобы предви­деть будущее с помощью уникальной системы своих личност­ных конструктов. И поведение человека определяется тем, как он прогнозирует будущие события.



Келли считал, что система конструктов каждого человека уникальна и люди расходятся во взглядах, потому что каждый действует в пределах своей системы конструктов. В связи с этим проблема выделения типологии личности рассматривается как малоактуальная.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 М. С. Русакова, аспирант, кафедра социальной психологии, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Москва, Россия, ВОЗМОЖНОСТИ И ОГРАНИЧЕНИЯ ТИПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В КОМАНДООБРАЗОВАНИИ Научно-практический интерес к вопросам командной деятельности, сравнительно недавно возникший в психологии, обусловлен высокой эффективностью таких групп. Однако для того, чтобы команда раскрыла свой потенциал, необходимо соблюсти множество специфических условий, чему и способствует командообразование целенаправленный процесс формирования команд. Процесс этот может осуществляться на основе многих критериев, но ни один из этих способов, что общепризнанно, не претендует на универсальность и определяется профессиональными предпочтениями исследователей. В нашем случае в этом качестве выступает командообразование посредством комплектования, то есть целенаправленного подбора членов команды на основе их ключевых персональных характеристик. В этом отношении в командообразовании выделяется два подхода: типологический, предполагающий определение психологического типа (личностных ориентаций) 1 участников и соответствующую ему интеллектуальную роль, и ролевой, ориентированный на определение конкретных навыков человека, дающих возможность реализовать роль командную. Таким образом, оба подхода призывают к рассмотрению потенциала личности, точнее, Для того чтобы команда раскрыла свой потенциал, необходимо соблюсти множество специфических условий, чему и способствует командообразование целенаправленный процесс формирования команд. конфигурации ее особенностей, как основы успеха всей команды. Различие заключается лишь в уровне, на котором этот потенциал может быть определен: в типологическом подходе он более универсальный и устойчивый во времени, а в ролевом более частный и, соответственно, более гибкий. Именно это положение и вызывает разногласия среди сторонников каждого из способов комплектования. Ядром этой полемики выступает природа интеллектуальной и командной роли, а точнее, опасение относительно того, что, в отличие от командной роли, возникающей как ответ на групповые ожидания относительно поведения члена команды, интеллектуальная роль, будучи априори тем же отражением ожиданий группы, формируется, по сути, вне этой группы и привносится в нее индивидом извне как воплощение его собственного психологического типа. Подобная парадоксальность интеллектуальной роли вызывает сомнения относительно самой возможности комплектования команды на основе типологического подхода. С другой стороны, данный подход изначально формировался как ориентированный на индивидуальные особенности человека и лишь в конце прошлого века приобрел социально-психологическую направленность, осуществив по- 172

2 10 (40) НОЯБРЬ 2013 ворот к командообразованию. В силу этого анализ человеческого фактора исторически является наиболее проработанным его аспектом и позволяет подойти к вопросу комплектования команды с подлинно гуманистических позиций: индивид в этом случае не просто обеспечивает группу набором знаний и умений, но и реализует свои глубинные личностные ориентации 2. Ролевой же подход является классическим с точки зрения понимания природы роли и, как следствие, на первый взгляд, связан с достаточно прозрачным процессом комплектования команды. В силу этого нам представляется весьма актуальным и ценным изучение именно типологического подхода, в равной степени как спорного, так и перспективного. Именно поэтому целью данного исследования является изучение возможностей и ограничений типологического подхода в сфере комплектования команд. Подчеркнем, что изучение его особенностей мы намеренно проводим в рамках сравнения с ролевым подходом, так как предполагаем, что лишь ролевой подход благодаря наличию факта структурирования взаимодействия посредством ролей является единственной полноценной альтернативой типологическому. Кроме того, ранее полномасштабных исследований по сопоставлению этих подходов не проводилось. Но при этом ролевой подход представлен множеством разнообразных моделей, и было бы некорректным утверждать, что различия, полученные при его сопоставлении с подходом типологическим, переносимы на каждую из них. В данном случае мы проводим анализ возможностей и ограничений последнего лишь в отношении типичной модели ролевого подхода, устраняющей ряд побочных переменных. В качестве таковой нами была по нескольким параметрам выбрана модель М. Геллерта Команды, укомплектованные на основе типологического подхода, в сравнении с ролевыми на уровне тенденции демонстрируют большую способность решать поставленные задачи. Еще до накопления полноценного опыта взаимодействия участники типологических команд оказываются весьма уверены в правильности определения ролей друг друга, а значит в процессе позиционирования тратят меньше когнитивных усилий, что позволяет сконцентрироваться непосредственно на решении поставленной задачи. и К. Новака, восходящая в своих истоках к широко известной и общепризнанной концепции командных ролей Р. М. Белбина 3. Типологический подход был представлен единственной в своем развитии полностью адаптированной к комплектованию моделью Д. У. Кейрси 4. Именно эти две модели и выступили теоретико-методической основой исследования. В качестве модели командообразования, выбранной нами для воссоздания ситуации комплектования команды и ее последующего функционирования, выступила модель Ю. М. Жукова, в соответствии с которой команда на пути своего становления проходит следующие стадии: знакомство формирование общего видения (образа желаемого будущего) позиционирование команды как субъекта деятельности в организации и позиционирование самих членов команды друг перед другом в процессе распределения ролей планирование командой первого шага исполнение первого шага анализ результатов (рефлексия) планирование второго шага 5. В рамках данного исследования модель Ю. М. Жукова представляется нам оптимальной, так как позволяет за счет постоянной рефлексии в сжатые сроки проведения эксперимента воссоздать подлинно событийный контекст командного взаимодействия. План исследования предполагает проведение двухфакторного многоуровневого эксперимента. В качестве зависимой переменной выступают такие критерии деятельности команд, как эффективность и удовлетворенность взаимодействием и ряд характеристик ролевой структуры, в качестве независимой фактор способа комплектования, заданный типологическим или ролевым подходом, и фактор этапа совместной деятельности. 173

3 В качестве основной гипотезы исследования выступило предположение о том, что между типологическим и ролевым подходом в командообразовании существуют различия, определяющие возможности и ограничения подхода типологического применительно к процессу комплектования команд. В связи с этим нами были выдвинуты следующие гипотезы-следствия относительно важнейших характеристик команд: 1. Команды, укомплектованные на основе типологического подхода, более эффективны, чем команды, укомплектованные на основе ролевого подхода, в условиях первого шага, но менее эффективны в условиях второго шага. 2. Команды, укомплектованные на основе типологического подхода, демонстрируют меньшую степень удовлетворенности взаимодействием. 3. Команды, укомплектованные на основе типологического подхода, по сравнению с командами, укомплектованными на основе ролевого подхода, имеют большие сложности, связанные с процессом распределения ролей. Выборку составили 209 человек разного пола, преимущественно студенты старших курсов. Участники основного исследования были объединены в 40 команд, по 20 для каждого из подходов. Процедура исследования состояла из подготовительного и основного этапов. В типологическом подходе содержание ролей в большей степени, нежели в ролевом, апеллирует ко всей личности человека, к системе его установок. В ходе первого из них определялись роли членов будущих команд: интеллектуальные при помощи опросника Д. У. Кейрси KTS и экспресс-интервью; командные на основе наблюдения экспериментатором и посредством межличностных оценок, выставленных игроками друг другу после пробного решения игровой задачи в ходе ситуационно-поведенческого тестирования. Далее формировались основные команды, при этом в каждой из них были представители всех ролей соответствующей модели комплектования (согласно концепции Д. У. Кейрси или же М. Геллерта К. Новака): необходимость соблюдения этого принципа изначально заложена в каждом из подходов. Отметим, что в обоих случаях до начала взаимодействия в командах участники в обязательном порядке знакомились с описанием всех ролей модели, выбранной для комплектования, подчеркивалась важность каждой из них и необходимость в ходе эксперимента ориентироваться на взаимодействие с позиции этих ролей. Таким образом, создавались условия для рефлексивного принятия членами команды соответствующей модели комплектования и, как следствие, для более целенаправленного предстоящего распределения ролей. Основной этап был идентичен для обоих видов команд. После вводного задания на знакомство им предлагалось решить одно из заданий: «Башня» или же «Расследование 174

4 10 (40) НОЯБРЬ 2013 убийства», которые дополнительно были модифицированы нами в целях моделирования естественного процесса взаимодействия в группе. Первая задача подразумевала коллективную постройку башни из 10 листов бумаги и скотча, причем результат должен был удовлетворять трем сложно совместимым условиям: максимальным высоте, быстроте и устойчивости. Вторая задача предполагала расследование убийства посредством групповой дискуссии; введение в условие определенной информации приводило к тому, что процесс поиска преступника, как и в условиях повседневного обсуждения, сопровождался применением множества эвристик. Последовательность предъявления этих заданий менялась для половины команд каждого вида. Целью этого было предотвращение смешения фактора типа задачи и этапа развития команды. Оба задания заканчивались стандартизированным рефлексивным отчетом. В ходе анализа данных первоначально были получены статистические критерии: U-критерий Манна-Уитни, G-критерий знаков, T-критерий Вилкоксона, коэффициент конкордации Кендалла. Данный этап был лишь предварительным в силу того, что уровень статистической значимости был для нас ожидаемо невелик в связи с рядом важнейших особенностей эксперимента. Вопервых, данный факт обусловлен высокой степенью практической и теоретической проработанности каждого из изучаемых нами подходов и выбранных нами моделей в частности: будучи корректно укомплектованными, ни типологические, ни ролевые команды не должны демонстрировать существенных погрешностей в своей деятельности в малозначимых лабораторных условиях. Во-вторых, одни из ключевых данных должны были быть получены путем рефлексии, которая подвержена влиянию колебаний настроения. Во избежание этого мы ввели в ход эксперимента задачи, изначально не обладающие мощной дифференцирующей способностью, предполагая, что отсутствие выраженного успеха или неудачи позволит остаться Роль командная в меньшей степени связана с идеальными представлениями о себе, так как ориентирована на отдельные компетентности, а значит обладает меньшей субъективной значимостью. игрокам более беспристрастными к деятельности их команды. Подобный контроль множественных побочных переменных сгладил полученные результаты, и для их полного анализа далее был применен более аналитический метод G-критерия знаков для методов описательной статистики. Данный прием позволил нам оценить взаимосвязи, скрытые в лабораторных условиях, сохранив при этом валидность эксперимента. Не вдаваясь в подробности, отметим, что объем данных эксперимента шире излагаемого, поэтому для каждой из изучаемых характеристик подхода был рассчитан ряд параметров, образующих сложную многоэлементную систему, непротиворечивость которой математически определялась однозначно. Также анализировалась непротиворечивость сочетания критериев между собой, но уже на теоретическом уровне с опорой на данные иных исследований. Таким образом, случайно возникающие различия между подходами были полностью элиминированы, а скрытые связи, наоборот, выявлены, получение же статистически значимых связей отображалось как проявление их чрезмерной выраженности. Анализ результатов показал, что типологические команды на уровне тенденции эффективнее ролевых, особенно на этапе первого шага. Однако с течением времени эти различия сокращаются (для этого критерия мы привлекли еще и показатели эффективности на этапе третьего шага, относящегося к иной части эксперимента). По критерию удовлетворенности взаимодействием на этапе первого шага ролевые команды превосходят типологические на уровне тенденции, а на этапе второго шага это различие становится статистически значимым (p = 0,050). Происходит это за счет того, что в типологических командах удовлетворенность на уровне тенденции понижается, а в ролевых значимо возрастает (p=0.05). Распределение ролей один из залогов успешности команды также крайне специфично для обоих подходов. Так, члены типологических команд воспринимают роли коллег отчетливее (p = 0,010) и ведут 175

5 себя более отличным друг от друга образом, в то время как в ролевых командах ролевое поведение участников однообразнее, и часть ролей как бы выпадает из арсенала команды (p = 0,010). Однако результаты типологических команд ниже по показателю согласованности мнений членов команды относительно того, какие роли исполняют их коллеги и насколько качественно им это удается. Кроме того, в типологических командах несколько большее количество участников играет отнюдь не ту роль, к которой они были склонны по данным предварительного этапа. Таким образом, обобщая полученные результаты, невозможно однозначно выделить наиболее оптимальный подход, однако причиной тому служат не их тождественность с этой точки зрения их специфичность проявляется, наоборот, постоянно а многоплановость их характеристик, порождающая сложность для интерпретации. Именно с этой целью нами был проведен комплексный анализ возможностей и ограничений каждого их подходов на этапах первого и второго шага. В условиях недостатка представлений об особенностях поведения друг друга, команды, укомплектованные на основе типологического подхода, в сравнении с ролевыми, на уровне тенденции демонстрируют большую способность решать поставленные задачи. По всей видимости, этому благоприятствует тот факт, что, судя по большей уверенности в точности восприятия интеллектуальных ролей в сравнении с командными, еще до накопления полноценного опыта взаимодействия участники типологических команд оказываются весьма уверены в правильности определения ролей друг друга, а значит в процессе по- Типологические команды на этапе первого шага относительно эффективны и достаточно хорошо справляются с поставленными перед ними задачами, но прогноз их развития является весьма неблагоприятным. зиционирования тратят меньше когнитивных усилий, что позволяет сконцентрироваться непосредственно на решении поставленной задачи. Причиной же более яркого и отчетливого проявления ролей в таких командах, на наш взгляд, служит стремление участников к самопрезентации 6. В типологическом подходе содержание ролей в большей степени, нежели в ролевом, апеллирует ко всей личности человека, к системе его установок. И рефлексия, непроизвольно возникающая у участников как результат ознакомления с моделью Д. У. Кейрси, побуждает их задаться вопросом о том, кем бы они хотели быть вне зависимости от групповой ситуации, актуализируя представление о своей идеальной роли, которая отнюдь не всегда совпадает с ролью истинной. Излишне утверждать, что в этом случае член команды совершает самообман и создает ложное представление о своих возможностях у окружающих. Данное предположение подтверждается и теми фактами, что в типологических командах по сравнению с ролевыми большее количество игроков исполняет несвойственные им роли, а также меньшей степенью согласованности оценок по времени и качеству исполнения роли коллегами. Так как несвойственная интеллектуальная роль не может быть реализована в своем подлинном смысле, то это чревато возникновением конфликтов по поводу права ее исполнять. Но для обнаружения этого несоответствия любой группе неизбежно требуется время, поэтому на этапе первого шага взаимное разочарование членов команды друг в друге еще не наступает. Однако общее напряжение в атмосфере, видимо, уже формируется, что выражается в чуть более низких в сравнении с ролевыми командами показателях удовлетворенности взаимодействием в целом. В противоположность интеллектуальной роли, задаваемой типологическим подходом, роль командная в меньшей степени связана с идеальными представлениями о себе, так как ориентирована на отдельные компетентности, а значит обладает меньшей субъективной значимостью. Более того, командная роль как отражение частных особенностей индивида имеет большее количество альтернатив, поэтому каждый командный игрок может самореализоваться на базе иных своих истинных возможностей. Соответственно, конфликтная ситуация в этом случае не возникает, иллюзий относительно поведения друг друга также наблюдается меньше, а потому и эмпирические показа- 176

6 10 (40) НОЯБРЬ 2013 тели согласованности оценок по качеству и времени и степень совпадения ролей, определенных до и во время эксперимента, в ролевых командах на уровне тенденции оказываются выше. Но при этом большая естественность в реализации командной роли тесно связана с ее меньшей по сравнению с интеллектуальной ролью яркостью и отчетливостью, а значит, участникам требуются дополнительные усилия, чтобы разобраться в том, кто и за что отвечает в команде. Очевидно, что процесс этот является весьма затратным по временным ресурсам и требует дополнительных усилий. Как следствие, ролевые команды меньше времени уделяют непосредственно решению поставленных задач, что отражается на сниженных показателях их эффективности на первом этапе. Таким образом, типологические команды на этапе первого шага относительно эффективны и достаточно хорошо справляются с поставленными перед ними задачами, но прогноз их развития является весьма неблагоприятным. Позиционирование автоматически содержит в себе элемент искажения, что приводит к зарождению у игроков В ролевых командах процессы ориентирования в действиях друг друга носят достаточно естественный характер и для своего окончательного оформления требуют лишь времени. Благоприятным условием в этом случае выступает совместная деятельность, заданная вторым этапом эксперимента. смутного ощущения неудовлетворенности происходящим взаимодействием. А в ролевых командах процессы ориентирования в действиях друг друга носят достаточно естественный характер и для своего окончательного оформления требуют лишь времени. Благоприятным условием в этом случае выступает совместная деятельность, заданная вторым этапом эксперимента. На этапе второго шага ролевые команды усиленно концентрируются на вопросах распределения ролей, что на уровне тенденции проявляется в повышении интереса к взаимодействию (дополнительного уточняющего критерия, введенного для этой цели). По всей видимости, процесс этот протекает весьма успешно, так как и общий показатель удовлетворенности, и удовлетворенность тем, как коллеги исполняют свои роли, находятся на относительно высоком уровне. Так же сохраняется условно высокая степень согласованности представлений о ролях друг друга, повышается уверенность в точности восприятия поведения коллег в команде. Однако такая интенсивная работа по распределению ролей несколько ухудшает показатели эффективности. 177

7 По сравнению с этим типологические команды на втором этапе на уровне тенденции демонстрируют относительно резкое снижение эффективности (хотя они по-прежнему остаются несколько успешнее ролевых команд), а также удовлетворенности взаимодействием. Причиной тому, по всей видимости, служат интенсивные процессы ролевого перераспределения, о чем свидетельствует и значимое снижение согласованности оценок по времени, затраченном на выполнение роли, то есть члены команды затрудняются определить, кто какую роль выполняет в целом, но, судя по сохраняющемуся высокому уровню отчетливости роли, каждый участник уверен в своей правоте при определении роли коллеги. При этом количество игроков, которым удалось сменить несвойственную им интеллектуальную роль на истинную, не меняется, а значит, и направление, выбранное типологическими командами для нового типа позиционирования, пока еще не является верным. Такая напряженная ситуация могла бы привести и к распаду команды, но в случае эксперимента его участники в соответствии с требованиями командообразования были отобраны как мотивированные к взаимодействию, поэтому типологическим командам удалось в итоге сохранить прежний уровень согласованности оценок по качеству исполнения роли, а значит достичь достаточно синхронного их изменения. Таким образом, в этих командах все же начинает зарождаться принятие истинных индивидуальных особенностей ролевого поведения коллег. На наш взгляд, подобная динамика имеет положительную перспективу, так как это позволит создать в команде атмосферу конструктивного взаимодействия. Еще одним подтверждением того, что в типологических командах переломный момент второго этапа оказывается успешно преодоленным, является повышение эффективности на дополнительном этапе третьего шага, то есть в условиях дальнейшей деятельности. Типологический подход, не только крайне эффективен на этапе старта команды, но и благоприятствует проявлению большей рефлексивности ее членов. Именно эта способность к рефлексивному восприятию командных процессов может выступить одной из основных опор при анализе развития таких команд, облегчив процесс распределения ролей. Таким образом, команды, укомплектованные на основе типологического подхода, несмотря на «драматичность» своего развития, с течением времени приходят к принятию ролей своих членов и реализуют себя как субъекта профессиональной деятельности, но путь к согласию оказывается долгим и достаточно напряженным. По всей видимости, можно утверждать, что типологический подход к комплектованию не уступает ролевому, но весьма специфичен и нуждается в дальнейшем научном изучении с целью более полного раскрытия своего потенциала в социальной психологии. Так, необходимо отметить, что типологический подход не только крайне эффективен на этапе старта команды, но и благоприятствует проявлению большей рефлексивности ее членов. Именно эта способность к рефлексивному восприятию командных процессов может выступить одной из основных опор при анализе развития таких команд, облегчив процесс распределения ролей. В связи с этим мы предполагаем, что данное исследование позволит специалистам, использующим типологический подход, не только комплектовать команды, имеющие больший успех в самом начале своего пути, но и разрешить многие конфликты, возникающие в ходе всего процесса командообразования, освобождая тем самым дополнительные ресурсы для успеха команды. 1. Юнг К.Г. Психологические типы. М.: Прогресс- Универс, Briggs-Myers I. A Description of the theory and applications of the Myers-Briggs type indicator. Palo Alto, CA: Consulting Psychologist Press, Геллерт М., Новак К. Все о командообразовании. М.: Вершина, Кейрси Д. Пожалуйста, пойми меня II. М.: Черная Белка, Жуков Ю. М., Журавлев А.В., Павлова Е. Н. Технологии командообразования. М.: Аспект Пресс, Гоффман Э. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: КАНОН-ПРЕСС,


Лебедева Юлия Владимировна магистрант Ершова Светлана Константиновна канд. психол. наук, доцент ЧОУ ВО «Восточно-Европейский институт психоанализа» г. Санкт-Петербург ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

O.E. Толстых ОТНОШЕНИЕ КАК ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ФАКТОР ЗДОРОВЬЯ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ СОВРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН В настоящее время большой интерес представляют исследования вопросов поддержания и улучшения качества жизни человека

Г.М. Пикалова, БГПУ РОЛЬ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Одной из главных прикладных задач в психологии управления является повышение эффективности деятельности управления. Существуют

Федоров Б.И. Прогностическая функция философии образования И.Кант отмечал, что философия остается той единственной наукой, которая «как бы замыкает научный круг и благодаря ей науки впервые только и получают

Я-КОНЦЕПЦИЯ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ КРЕАТИВНОСТИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Е. Д. БЕСПАНСКАЯ В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с изучением Я- концепции подростков, их познавательной

Исследование факторов, влияющих на компетентность учителей в сфере ИКТ (результаты исследования ИКТ-компетентности учителей, проведенного в рамках Проекта «Информатизация системы образования» Национального

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛЫХ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ И. Р. Туйгунова Астраханский государственный университет Развитие системы образования взрослых является одной

Лекция 15. Психология малых групп. Межличностные отношения 15.4 Взаимоотношения в малой группе Межличностное отношение (взаимоотношения) субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся

Савин Е.Ю. Импровизация и опыт как параметры оценки педагогического мышления в сознании учителей и студентов // Психология в педагогической деятельности: традиции и инновации: Материалы международной научнопрактической

УДК 159.9.072 Маркова О.В., кандидат психологических наук, доцент доцент кафедры «Психология образования» Школа педагогики Дальневосточного федерального университета Россия, г. Уссурийск СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ

О.Н. Шахматова (РГППУ, Екатеринбург) ОСОБЕННОСТИ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ Значимую роль в создании условий, влияющих на качество образования, играет корпоративная культура учебного

ОБРАЗ ОТСУТСТВУЮЩЕГО ОТЦА КАК ЗНАЧИМОГО ДРУГОГО В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Павлов И.В. аспирант В отечественной социальной психологии феномен субъект-субъектного отражения традиционно изучается в контексте отношений,

Копинг-поведение при стрессе Акчурина Елена Владимировна Докторант Педагогического института Саратовского Государственного Университета им. Н.Г. Чернышквского Российские психологи определяют копинг-поведение

СТАТИСТИЧЕСКИЙ ВЫВОД 1. Введение в проблему статистического вывода 2. Статистические гипотезы 3. Статистический критерий 4. Статистическая значимость 5. Классификация статистических критериев 6. Содержательная

УДК 378.126 Н. П. Гончарук, Э. Р. Валеева ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ Проведен анализ требований к интеллектуальной сфере специалистов социальной работы; раскрыты

ОТЗЫВ ОФИЦИАЛЬНОГО ОППОНЕНТА доктора психологических наук, профессора, профессора кафедры социальной психологии факультета психологии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

Е.Ю.Безрукова, кандидат психологических наук, МГУ им. М.В.Ломоносова Технология командообразования: методы и перспективы К началу 90-х годов командообразование становится одной из прогрессивных стратегий

Одинцова В. Н. Актуальные проблемы психологии развития личности: сборник научных статей. / ГрГУ им. Я.Купалы; науч.ред. : Л.М.Даукша, К.В. Карпинский. Гродно: ГрГУ, 2014. С. 250-257 ИЗУЧЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ

УДК 371 СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В СИТУАЦИИ КОНФЛИКТА Евдокимова Елена Леонтьевна Кандидат педагогических наук, доцент Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка Республика

Виды конфликтов Внутриличностные конфликты - столкновение между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями одного человека. Межличностные конфликты

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Эконометрическое моделирование Лабораторная работа 7 Анализ остатков. Автокорреляция Оглавление Свойства остатков... 3 1-е условие Гаусса-Маркова: Е(ε i) = 0 для всех наблюдений... 3 2-е условие Гаусса-Маркова:

3. Андреева И. Н. Эмоциональная компетентность в работе учителя // Народ. образование. 2006. 2. С. 216 223. 4. Яковлева Е. Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития // Вопр. психологии.

2. Гареев Р. Т. Многомерные эвристические диалоги в креативном инженерном образовании. М., 2004. 3. Зиновкина ММ, Креативное инженерное образование: Теория и инновационные креативные педагогические технологии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ПЕДАГОГОМ И УЧАЩИМИСЯ Барабанова З.П. Важным фактором и условием эффективного образовательного процесса выступает взаимодействие его субъектов. Взаимодействие

Терешкин А. Ф. СЕМЬЯ КАК ФАКТОР МОРАЛЬНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ Опубликовано: Современные проблемы психологии семьи. Сб. статей. СПб.: Изд-во АНО «ИПП», 2007. С. 116-120. Согласно родоначальнику концепции осмысления

1 углубленным изучением иностранных языков, которые остаются вне поля зрения преподавателей. Лингвистически одаренных студентов можно и нужно вывести на более высокий уровень иноязычной компетентности

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ У ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ЕЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНОМ УРОВНЕ РЕФЛЕКСИИ Человек постоянно находится в процессе развития. Стремление к росту, к самоактуализации является важнейшим качеством

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЕТОДАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ на тему «Мотивация достижения и избегания в высшем образовании» Выполнили: Студент группы 232 Глазков Константин Павлович Студент группы 232 Трантина

14 Н.А. Лаврова Влияние самооценки на процесс принятия решения в контексте дефицита времени Принятие решения является центральным процессом на всех уровнях переработки информации человеком, группами людей,

ЭФФЕКТИВНОЕ ИНТЕРВЬЮ Общий отчет 12-9-2014 ВВЕДЕНИЕ Исследования в области поведения указывают на то, что наибольшего успеха добиваются люди, которые знают самих себя, как свои сильные, так и слабые стороны.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА В ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГОВ 25 С.В. Паршина Знакомство будущих психологов с основами математического знания неизбежно затрагивает раздел математической статистики. Математическая

УДК 159.922.736.3 ВЛИЯНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ И НЕУСТОЙЧИВОСТИ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОРГАНИЗАЦИЮ ИМИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2011 Н. В. Смирнов аспирант каф. общей и клинической

Рымарева Т.Ф. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У БУДУЩИХ АВИАТЕХНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИХ ПОДГОТОВКИ В КОЛЛЕДЖЕ Троицкий авиационный технический колледж Аннотация: В статье дается авторская

НАН ЧОУ ВО АКАДЕМИЯ МАРКЕТИНГА И СОЦИАЛЬНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИМСИТ, г. Краснодар АННОТАЦИЯ Направление подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» Направленность (профиль)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Очерк Василиса Мудрая 10.01.1975 Введение Данный отчет построен на результатах заполненного опросника «Дип». Опросник «Дип» (DEEP) позволяет оценить личностные качества человека, важные для эффективной

Жуков Ю.М., Павлова Е.Н., Журавлев А.В. КОМПЛЕКТАЦИЯ ПРОЕКТНЫХ ГРУПП Модель Кейрси: демонстрационный материал @ Copyright Ю.М. Жуков www.arborcg.org @ Copyright Ю.М. Жуков www.arborcg.org, Е.Н. Павлова

Лекция 3. ЭКОНОМЕТРИКА 3. Методы отбора факторов. Оптимальный состав факторов, включаемых в эконометрическую модель, является одним из основных условий ее хорошего качества, понимаемого и как соответствие

4. Модель Брауна на малых выборках Теперь следует указать на некоторую особенность метода Брауна, которую мы не указали для того, чтобы не нарушать последовательность изложения, а именно на необходимость

Микляева А. В. СУБЪЕКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ ДИСКРИМИНИРОВАННОСТИ ПО ПРИЗНАКУ ВОЗРАСТА У ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ПОКОЛЕНИЙ СЕМЬИ Опубликовано: Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции.

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБРАЗОВАНИЯ Бокова Ольга Александровна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет» г. Барнаул, Алтайский край Чебулин Алексей

Тема 7. Организация и методика изучения преступности 1. Понятие методики изучения преступности Методика криминологического исследования преступности - совокупность конкретных приемов, способов, средств

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6 КЛАСС Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы

Концепция формирования коммуникативных умений дошкольников посредством интерактивных технологий Жизнедеятельность людей протекает в коммуникативной деятельности. В процессе коммуникации происходит усвоение

30 АВТОМЕТРИЯ. 2016. Т. 52, 1 УДК 519.24 КРИТЕРИЙ СОГЛАСИЯ НА ОСНОВЕ ИНТЕРВАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ Е. Л. Кулешов Дальневосточный федеральный университет, 690950, г. Владивосток, ул. Суханова, 8 E-mail: [email protected]

Пояснительная записка. Программа тренинга «Жизненные трудности человека. На пороге взросления» имеет огромное значение для нравственного воспитания учащихся. Рабочая программа составлена на основании следующих

П/п Базовые компетентности педагога 1.1 Вера в силы и возможности обучающихся Модель аналитической таблицы для оценки базовых компетентностей педагогов Характеристики компетентностей I. Личностные качества

Худаева Майя Юрьевна канд. психол. наук, доцент ФГАОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» г. Белгород, Белгородская область ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА В ДОУ Смирнова Виктория Викторовна канд. психол. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Великолукская государственная академия физической культуры и спорта» г. Великие Луки, Псковская

35 Н.Ф. Кравцова Психологические детерминанты формирования ценностного самоотношения у детей подросткового возраста Исследование самоотношения личности на протяжении многих лет является традиционной проблемой

Коммуникативные умения и коммуникативные стремления учителей средней школы с различными моделями общения Дроздикова Зарипова А.Р. Россия, Казанский (Приволжский) федеральный университет Гуманистическая

Столярова С.С., Назметдинова И.С. ПРОБЛЕМА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Астраханский государственный университет Эта работа посвящена проблеме самореализации личности в трудовой деятельности.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ КАК ФОРМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИН СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОФИЛЯ Ориентация на активное обучение стала одним из значимых компонентов стратегии перестройки образования в высших

Технология исследования профессионально важных качеств психолога и инновации обучения 176 В.А. Макаров, О.Г. Плахута Современная гуманитарная академия, г. Москва Становление профессионально важных качеств

Types Report Владимир Иванов Focus Styles Дата создания: 27-фев-2014 Стр. 2 Saville Consulting, 2014. Все права защищены. Содержание Введение...3 Тип взаимодействия с людьми...5 Тип решения задач...6 Индивидуалист-Исполнитель...7

П/п Новые профессиональные компетенции педагога, включенные в Профстандарт Работа с одаренными учащимися Работа в условиях реализации школьной программы инклюзивного образования Преподавание русского языка

ФОРМАЛЬНО-СТРУКТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ЗНАНИЙ И.Д. Рудинский Систематические исследования в области компьютерной поддержки процесса обучения имеют более чем

Перечень контрольных вопросов к зачету по дисциплине «Методология научного исследования» Для студентов направления подготовки 08.04.01«Строительство» направленность профиля подготовки 08.04.01.0002 «Экспертиза

Ассессмент Центр Самый точный метод оценки персонала CNT Consult Центр новых технологий по развитию персонала и организаций Москва, Проспект Вернадского 103-1-59, Тел.: +7 095 / 433 23 04 Факс: +7 095

СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК ФАКТОР САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА С. Б. Лещинская Томский государсивенный университет С.А. Богомаз доктор психологический

МЕТОДИКА И ОПЫТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ТРУДОМ РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯ ТИЙ И.П. Поварич, О.К. Слинкова В статье раскрывается авторская методика оценки удовлетворенности трудом как важнейшего

Попытки объединения людей в группы, классы и типы предпринимались с давних времен. Об этом свидетельствует возникшее в далеком прошлом и продолжающееся до сих пор использование гороскопов и астрологических прогнозов. С помощью такого приема можно перейти от неисчисляемого разнообразия индивидуальных особенностей к небольшому количеству групп с фиксированным набором свойств.

Определение категорий. В Национальной философской энциклопедии типологический подход определяется как совокупность методологических процедур и соответствующих им мыслительных форм, ориентированных на понимание сложных явлений. Его первичная задача - аналитическое расчленение формальной целостности знания и последующий концептуальный синтез его наиболее устойчивых составных частей и внутренних связей в единство нового рода, обладающее содержательной целостностью. Основными категориями являются: тип, типологизация, типология, типологический метод.

Типологизация представляет собой логико-методологическую процедуру поиска и обнаружения того минимума существенных признаков, без которых исследуемое сложное явление не способно существовать.

Термин «типология» нередко используется в качестве синонима по отношению к термину «типологизация» или в качестве обобщающей категории для всей сферы типологических предпосылок, понятий, процедур, а также частных и конечных результатов, достигнутых в конкретной исследовательской области. Типология есть результат типоло- гизации, взятый вместе с процессом, ведущим к нему.

В результате применения типологического подхода общая картина изучаемого пространства существенно меняется. Она становится внутренне дифференцированной; в ней более или менее четко высвечиваются общий фон и выделенные узловые образования (типы).

Выделение типов как задача классификации исходит из того, что в популяционном многообразии индивидуальных различий можно выявить несколько более или менее четко очерченных групп (типов), которые надежно и устойчиво различаются по одним и тем же признакам (например, по группам крови, особенностям телосложения, чертам характера и др.). При этом в один тип включаются индивиды с одинаковыми или близкими значениями именно тех признаков, которые являются критериями построения данной типологии (совокупности типов).

Два варианта существования категории «тип». Определенная сложность состоит в том, что процедура отнесения к типу представляет собой альтернативу. Иными словами исследователь стоит перед необходимостью выбора одной из двух или более исключающих друг друга возможностей. Существуют два основных подхода к описанию типа. Первый квалифицирует тип как некоторый средний элемент (объект, свойство, проявление и т.п.), второй - как элемент с максимальной выраженностью тех или иных характеристик. В первом случае нетипичным будет элемент с редко встречающимся набором качеств, во втором случае, наоборот, нетипичным будет элемент с отсутствием каких-либо ярко выраженных свойств. Например, такие определения, как «новый русский» или «ботаник», будут относиться к первому пониманию типа, а такие как «типичный холерик» - ко второму. Такие различия возникают в связи с полисемантическим характером категории типа. В первом случае акцент делается на нормативных статусных характеристиках типа вообще, во втором - изначально подразумевается факт существования целой типологии, включающей разные типы.

Характеристики типа как целостности. Свойства или особенности, присущие психологическому типу, существуют в совокупности со связями между ними. Иными словами, для каждого типа имеет место специфическая структура психологических качеств. Наглядным представлением такой структуры может быть профиль типа, определяющий состав типологических характеристик и отношения их соподчиненно- сти. Тип - это образец, служащий для объединения элементов (объектов, явлений и т.п.) на основе соотношения их существенных свойств, рассматриваемых в совокупности, и обладающий максимально выраженным своеобразием.

Исходя из сказанного, описание психологического типа как научного конструкта должно включать в себя следующие компоненты:

  • 1) описание состава психологических характеристик типа;
  • 2) описание иерархии типологических характеристик;
  • 3) указание максимальной меры выраженности качеств;
  • 4) описание взаимосвязей между типологическими характеристиками;
  • 5) описание проявлений психологического типа - особенности поведения и психического функционирования, вытекающих из наличия данной структуры психологических качеств.

Критерии выделения типов. В изучении индивидуальных различий существуют типологии, возникшие в разные исторические эпохи и по различным основаниям. Например, одна из первых типологий (если не самая первая), прочно укоренившаяся в обыденном сознании, связывает особенности личности и характера с датой рождения (знаком Зодиака). Широкую популярность приобрела типология темпераментов, созданная в эпоху Античности Гиппократом и модифицированная римским врачом Галеном, которую сделали достоянием современной науки И. Кант и В. Вундт (см. параграф 1.2). Наряду с этим, в течение XX в. проводились интенсивные изыскания в области выделения и систематизации индивидуальных различий. Продуктом этой деятельности стали новые теории и типологии, которые различаются не только по критериям выделения, но и по способу определения типа как такового.

В создании любой типологии главным является вопрос о критериях или основаниях для выделения типов. Критерии обычно формулируются в рамках той теории, которая обосновывает возможность и (или) необходимость выделения типов. В зависимости от содержательности основных положений и конструктов теории варьирует и степень обоснованности критериев, по которым выделяются типы. При этом можно выделить два варианта теорий. Во-первых, существуют теории, которые исходно возникли на основе клинических наблюдений с целью построения типологии, например, конституциональная теория Креч- мера, теория акцентуаций личности Леонгарда и т.п.

В другом варианте типология появляется как побочный продукт теории, направленной на изучение универсальных законов психического развития. Примером может служить типология 3. Фрейда, построенная на основе стадий психосексуального развития личности (оральный и анальный типы). Типы орального и анального характеров были изучены в эмпирических исследованиях . Сказанное не исчерпывает всего разнообразия способов построения типологий. Общим для подавляющего большинства из них является то, что они возникают на основе эмпирических данных.

Диагностика типов. Исходно представление о типе возникло как понятие описательное. Во многих случаях характеристика типа представляет собой словесное описание специфических особенностей его представителей. Подобную форму презентации индивидуально-типологических различий, например, иллюстрирует типология К. Юнга. Такой тип можно описать, но его диагностика представляет немалую проблему. Между тем запросы практики требуют диагностики типов, поскольку типологии нужны и полезны в той мере, в какой они могут быть использованы при изучении разнообразия людей. Диагностика типов может проводиться с помощью опросников. При этом отдельные пункты или утверждения опросников адресуются к разным сторонам психических и поведенческих проявлений типа, но в результате выделяют тип как целостный феномен. Провести диагностику типа по итогам заполнения опросника значит отнести испытуемого к тому или иному типу в рамках данной типологии. В качестве примера можно привести опросник Шмишека, представляющий диагностику акцентуаций характера, или опросник Дженкинса, направленный на диагностику личности типа А (см. параграф 7.2).

Позитивные и негативные стороны типологизации. Чем же так привлекательно типологическое мышление? Так, Д. А. Леонтьев отмечает следующие позитивные аспекты типологического подхода:

  • 1) универсальность и широкая возможность применения;
  • 2) экономный способ оценивания. Отнесение человека к какому-то определенному типу избавляет от необходимости познавать его дальше.
  • 1. Типологизация останавливает дальнейшее познание. Подведение под тип дает знание не о самой личности, а о соответствии ее избранной типологии.
  • 2. Подводя человека под определенный тип, мы, условно говоря, «консервируем» его, помещаем в заранее определенную ячейку.
  • 3. Типологические обозначения почти всегда категоричны. Человека называют либо левым, либо правым, коллективистом или индивидуалистом и т.д. В рамках типологического подхода промежуточные стадии и градации не используются.
  • 4. Оценочный подход. Большинству типологических характеристик присуща или положительная или отрицательная оценка.
  • 5. Определенная степень искусственности. Фактически каждый тип основывается на каком-то одном или нескольких качествах личности, которые абстрагируются таким образом, чтобы охарактеризовать человека в целом.

По сути, тип всегда на этом строится, т.е. одно качество выделяется как определяющее и становится обозначением этого типа. У каждого из вариантов выделения типов свои недостатки. В частности, нередко отмечается, что чистые типы в популяции встречаются довольно редко, поэтому большая часть популяционного разнообразия людей остается за пределами классификации. Например, подавляющее большинство людей не вписываются в конституциональную типологию Кречмера, потому что описанные им крайние типы - астеник и пикник - встречаются в популяции довольно редко. Кроме того, относя человека к тому или иному типу, исследователь тем самым приписывает ему все свойства, установленные для данного типа, что зачастую не соответствует реальности, и, в свою очередь, может повлечь искажения в интерпретации индивидуальности данного человека

Итак, отнесение человека к определенному типу нельзя квалифицировать как познание. Тем не менее, типологизация может дать ответы на какие-то конкретные практические вопросы. Примером последнего служит использование психографии в маркетинге. Аббревиатура VALS (сокр. от Values and Lifestyles ) обозначет систему психографического сегментирования потребителей, разработанную в 1980-х гг. в США. В основе данной модели используется два критерия разделения потребителей на группы: мотив покупки и проявляемые черты характера . В классификации VALS потребители группируются по обладанию следующими чертами характера: энергичность, уверенность в себе, интеллект, открытость инновациям, новаторство, импульсивность, лидерство и тщеславие. Комбинация данных черт с демографическими характеристиками и уровень выраженности данных черт в потребителе позволяют охарактеризовать мотивацию покупки. VALS Цит. по: URL: http://powerbranding.ru/wp-content/uploads/2013/12/vals-segmentirovanie.png (дата обращения: 27.07.2017).

Типологический подход может быть отнесен к традиционным. Но, тем не менее, эффективность его применения в страноведении и регионоведении, по мнению многих авторов, недостаточно высокая.

Типология и классификация – два родственных понятия. Границы между этими понятиями в значительной мере условны, но есть и различия.

Классификация – это, как правило, группировка объектов по количественным признакам.

Типология – это выяснение генерализованных черт совокуп-ности объектов, где объекты группируются по качественным признакам (функциям).

Различают два подхода к типологическому изучению каких-либо явлений, объектов. Первый осуществляется путем обобщения характерных свойств и признаков объектов, явлений данного множества. Другой подход основан на детальном изучении одного или нескольких объектов, которые затем выбираются в качестве эталонов по выделенным существенным свойствам. Они являются образцом, а остальные объекты изучаются в сравнении с ними. Главная методологическая проблема типологии – это отбор критериев, которые не могут быть случайными, многочисленными.

Типология и классификация помогают отвлечься от различий нескольких единичных объектов и сконцентрироваться на установлении их тождества на основе одного признака или взаимосвязанной совокупности признаков.

Типология и классификация подчиняются определенным логическим правилам деления объема родового понятия, т.е. того, которое делится. Новые же понятия, получаемые в результате деления, называются видовыми.

Правил классификации четыре.

    На одном и том же уровне деления нужно применять одно и то же основание.

    Сумма выделенных видов должна быть равна объему классифицируемого родового понятия, т.е. должна быть соблюдена соразмерность деления.

    Выделенные виды должны исключать друг друга, чтобы ни один из классифицируемых объектов нельзя было отнести к двум видам.

    Деление должно быть непрерывным, то есть при делении нельзя пропускать логические ступени. Поэтому сложные классификации строятся в виде дерева («корнем» вверх).

Для регионоведения (и страноведения) особое значение имеют комплексные классификации, т.е. классификации по более или менее значительному числу признаков, и типология. Н.С. Мироненко, автор учебного пособия «Страноведение», подчеркивая это обстоятельство, выделяет три преимущества, которые дает типология стран.

    Классификация (типология) уменьшает количество изучаемых объектов, разбивает их на группы и тем самым вносит вклад в понимание процессов и явлений.

    Индивидуальные черты лучше видны, различимы только на фоне типологических.

    Наличие типологических (характерных) черт определяется тем, что развитие стран идет по общим закономерностям, в которых проявляется главное и решающее.

Таким образом, типологический подход позволяет увидеть во всей полноте красок жизнь страны и в то же время понять и выделить общий процесс.

Типология – это весьма существенный шаг к синтезу общего и особенного.

Все вышесказанное по поводу типологического подхода в страноведении, несомненно, может быть отнесено и к мировому комплексному регионоведению, в том числе к классификации, типологии международно-политических регионов мира.

Никакая область знания не может претендовать на звание науки до тех пор, пока не разберется во всем многообразии объектов своих исследований, не приведет их в определенную систему, не установит взаимосвязей и взаимозависимостей между ее частями. Так, зоология и ботаника, развивавшиеся с глубокой древности, стали современными науками только благодаря К. Линнею, создавшему классификацию всего животного и растительного мира. Алхимия превратилась в современную химию лишь после открытия Д.И. Менделеевым периодической системы элементов.

Страноведение (регионоведение) тоже относится к древнейшим областям знания. Им накоплен гигантский материал об особенностях формирования стран, о характере взаимоотношений человека с природой, о закономерностях функционирования внутренней структуры стран. Но, по признанию многих ученых, общепризнанной системы группировки стран в типы пока не существует.

Есть объективные причины такого «отставания». Страны – результат деятельности обществ, людей, а потому они более изменчивы, чем объекты живой и неживой природы. Эта быстротечность затрудняет поиск полностью сопоставимых критериев для сравнения. Наличие различных концептуальных, идеологических подходов к классификации и типологизации стран вносит субъективные моменты в выстраиваемые группировки стран.

Типологический подход при изучении стран и регионов просматривается в работах многих ученых – Ю.Н. Гладкого, А.И. Чистобаева, С.Б. Лаврова, И.А. Родионовой, В.А. Колосова, А.Д. Воскресенского, П.А. Цыганкова, Н.В. Алисова, Б.С. Хорева, В.В. Вольского и др. Заметный вклад в разработку типологического подхода в страноведении внес В.В. Вольский. Под типом страны он понимал «объективно – сложившийся, относительно устойчивый комплекс, присущих ей условий и особенностей развития, характеризующий ее роль и место в мировом сообществе на данном этапе всемирной истории».

Тип страны – это такая совокупность характеризующих ее показателей, которая, с одной стороны, роднит эту страну с рядом схожих стран, а с другой стороны, выделяет ее из всех других типов стран.

В.В. Вольский обозначил ряд важных принципиальных положений, которые должны составлять своего рода методологическую базу типологизации стран.

Тип страны – это не место ее в какой-то табели о рангах. Никакое выстраивание государств по ранжиру того или иного показателя, даже самого интегрированного и «взвешенного», не может дать ключ к типологии. Подлинная типология требует максимально возможного дифференцирования показателей, поиска их уникальных сочетаний. При этом дифференциация стран может не ограничиваться главными типовыми признаками, а идти еще дальше, выяснять, за счет чего эти признаки достигают своих значений.

Выделение типов стран должно осуществляться на основе международных сопоставлений исторических особенностей формирования и развития стран. Очевидно, что с точки зрения исторического развития США и Англии не могут быть зачислены в один тип с Объединенными Арабскими Эмиратами и Катаром, хотя они совпадают по такому показателю, как ВВП на душу населения.

От типа страны следует отличать модель ее экономического развития. В отличие от типа страны, модель можно разработать, предложить, внедрить, тип же можно лишь найти и выделить.

При выделении типов стран необходимо учитывать широкую базу социально-экономических показателей, проделывать огромную статистическую работу. Избранные для характеристики стран и их сопоставления параметры не могут быть абсолютизируемыми, вырванными из контекста других показателей, должны учитывать происходящие экономические и социальные подвижки, изменения.

Типология стран – историческая категория. До 1990-х гг. все страны мира принято было подразделять на три типа: социалистические, капиталистические, развивающиеся. Сейчас сложилась другая типология с подразделением на экономически развитые, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. При этом в качестве основного, синтетического показателя обычно применяется показатель валового внутреннего продукта (ВВП) из расчета на душу населения. На основе этого же показателя осуществляется подразделение стран на страны с высоким, средним и низким доходами.

Но показатель душевого ВВП не вполне адекватно отражает реальную картину. В том числе и потому, что в каждой стране есть свои нормы фиксирования занятых, участвующих в создании регистрируемого совокупного общественного продукта.

Названные выше принципы и положения легли в основу типологии стран, предложенной В.В. Вольским. Последний ее вариант опубликован в 2001 г.

Типология В.В. Вольского уже вошла в научный оборот, широко применяется в учебных целях, хотя и она не является безупречной, вызывает некоторые вопросы.

Вопросы по разделу

    Каковы роль и значение научных подходов в регионоведении и страноведении?

    Каковы правила и трудности построения классификаций и типологий в комплексном регионоведении?



Поделиться