Высшая нервная система человека презентация. Презентация «Высшая нервная деятельность

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.

Главное отличие человека от других существ: Сознание Владение речью Способность к трудовой деятельности Общественная жизнь

Сознание – высшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности. Сознание человека - способность отделения себя («я») от других людей и окружающей среды («не я»), адекватного отражения действительности. Сознание базируется на коммуникации между людьми, развивается по мере приобретения индивидуального жизненного опыта и связано с речью (языком).

Речь Речь - сложившаяся в процессе исторической эволюции человека форма общения, опосредствованная языком. Функции речи: Речь - это наиболее совершенное емкое, точное и быстродействующее средство общения между людьми. Речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая возможности произвольно регулировать и контролировать психические процессы. Речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из общечеловеческого социально-исторического опыта.

Виды речи Внешняя Общение между людьми при помощи разговора или технических устройств Внутренняя Направлена на себя. Носит свернутый, сокращенный характер. Письменная Устная Диалог Монолог

Функции речи В общении В мышлении Коммуникация (общение) Передача друг другу определенных сведений. Сигнализация Через слово обозначается предмет, действие Обобщение Каждое слово уже обобщает и это позволяет реализовываться мышлению Экспрессия Передача эмоционального отношения к человеку.

Труд Труд – это фундаментальная форма деятельности человека, в процессе которого созидается вся совокупность предметов, необходимых ему для удовлетворения потребностей. В процессе эволюции у человека появились приспособления к труду, большой палец руки противопоставлен остальным.

Человек биосоциальное существо. Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое условие нормального развития человека, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно - биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности высшей нервной деятельности человека. 8-й класс (2011 / 2012 учебный год)

Что играет решающую роль в управлении поведением? Что читается по лицам и определяет качество нашей жизни? Что лежит в основе эффективного общения? Что мы испытываем с самого раннего детства? На все э...

"Высшая нервная деятельность человека"

Тесты позволят выявить знания учащихся о врожденных и приобретенных программах поведения, мышлении, памяти, о значении речи и трудовой деятельности. Определить значение работ отечественных ученых в ра...

Составила Немирович Н.Н. учитель биологии МБОУ «СОШ № 6» г. Сергиев Посад

Слайд 2

  • Первая и вторая сигнальная система
  • Формирование динамического стереотипа
  • Сознание как специфическое свойство человека.
  • Особенности бессознательных подсознательных процессов.
  • Слайд 3

    Цель

    • Используя знания о социальных факторах эволюции человека, объяснить причины возникновения сознания как исключительного свойства человека.
    • Развивать знания о высшей нервной деятельности на основе рассмотрения особенностей ВНД человека.
    • Формировать умения сравнивать.
  • Слайд 4

    • Сознание – результат действия социальных факторов эволюции человека.
    • Сознание – высшая ступень развития психики, свойственная только человеку
  • Слайд 5

    Социальные факторы антропогенеза

    • Коллективная трудовая деятельность
    • Общение – Речь
    • Сознание
  • Слайд 6

    Первая сигнальная система

    • Ощущение – воздействие на рецептор
    • Восприятие – основа представлений
    • Образ
  • Слайд 7

    «Рефлексы головного мозга» 1863 г.

    Психическая («душевная») деятельность человека объяснена рефлекторным принципом работы нервной системы

    Сеченов И. М. 1829-1905 г.г.

  • Слайд 8

    Принципы рефлекторной теории

    • Принцип причинности: нервные явления не происходят без причины
    • Принцип структурности: функциям происходящим в головном мозге соответствует ее материальный носитель - элемент нервной системы
    • Принцип единства анализа и синтеза: работа мозга строится на основе анализа и синтеза. Организм извлекает полезную информацию, перерабатывает ее формирует ответные действия.
  • Слайд 9

    Сеченов утверждал:

    Что рефлексы головного мозга включают три звена:

    • Возбуждение в органах чувств
    • Процессы возбуждения и торможения в мозгу
    • Движения и действия человека, т.е. поведение
  • Слайд 10

    Павлов И. П. -основоположник физиологии поведения.

    Павлов И. П. 1849-1936 г.г.

    • Открыл вторую сигнальную систему
    • Поведение – это сочетание условных и безусловных рефлексов
    • Создал учение о безусловных и условных рефлексах
  • Слайд 11

    Образование условных рефлексов.

    • Реакция на внешние воздействие (шум) – безусловный рефлекс – условный рефлекс (ориентировочный).
    • Условный рефлекс – временная связь на время действия условий.
    • Условный рефлекс составляет основу учения и воспитания.
  • Слайд 12

    Запечатление

    Связующее звено между врожденными и приобретенными формами поведения

    Значение:

    • Запоминание родителей;
    • Перенимают навыки поведения;
    • Формирование личности человека;
  • Слайд 13

    Вторая сигнальная система:

    • Слова – вторые сигналы – сигналы сигналов.
    • Слова формируются в процессе общения
    • Слово – мышление – познание.
  • Слайд 14

    Динамический стереотип

    • Объединение в динамическую цепочку несколько условных рефлексов.
    • Основа чтения и письма, привычек, приобретения навыков ходьбы, плавания, бега.
    • Основа поведения человека
    • Препятствует преодолению вредных привычек.
  • Слайд 15

    Сознание – высший уровень развития психики.

    Сознательная деятельность:

    • Составляет план.
    • Обдумывает способы осуществления плана.
    • Опирается на опыт других людей (или советуется).
    • Добивается поставленной цели.
  • Слайд 16

    Процессы сознания

    • У человека
    • Память.
    • Воображение
    • Мышление
    • У животных
    • Рассудочная деятельность
    • Конкретное мышление

  • Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученыхдвух великих ученых Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученыхдвух великих ученых Иван Петрович Павлов (). Иван Михайлович Сеченов ()


    Заслуга И. М. Сеченова состоит в том, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Именно открытие центрального торможения принесло И. М. Сеченову славу и мировое признание. Заслуга И. М. Сеченова состоит в том, что он доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Именно открытие центрального торможения принесло И. М. Сеченову славу и мировое признание. Он показал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов. Этим была доказана многоуровневая организация работы мозга. Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет.


    И. П. Павлов продолжил исследование и установил, что все рефлексы могут быть разделены на две большие группы. Образование условных рефлексов И. П. Павлов связывал с работой коры полушарий большого мозга. Они возникают при обязательном условии сочетания какого-либо раздражения, даже незначительного, с жизненно важными раздражениями (например, пищей, болью, опасностью) и становятся их сигналами. Рефлексы врожденные (безусловные)(условные) приобретенные




    Виды инстинктов Витальные (неудовлетворение потребности ведет к гибели особи, реализация не требует участия другой особи) Ролевые или зоосоциальные (направлены на выживание вида, эффективное существование группы - «что хорошо виду, то хорошо и тебе» Инстинкты саморазвития (обращены в будущее, направлены на совершенствование психической деятельности)


    Условные рефлексы Условные рефлексы - индивидуально приобретенные системные приспосо- бительные реакции животных и человека, возникающие на основе образования в центральной нервной системе временнōй связи между условным (сигнальным) раздражи-телем и безусловно-рефлекторным актом


    Основные характеристики условного рефлекса (по И.П.Павлову) 1) Приобретаемость условных рефлексов (врожденность безусловных рефлексов) 2) Индивидуальность условного рефлекса (видовой характер безусловного рефлекса) 3) Изменчивость и возможность отмены (торможения) условного рефлекса 4) Сигнальный характер и принцип опережающего отражения в условном рефлексе


    Перед собакой поставили миску, полную едой. Собака начинает есть. Включается безусловный рефлекс. От обонятельных рецепторов собаки в мозг поступает сигнал – из подкорки в кору головного мозга и обратно, а затем в слюнные железы собаки. Начинает выделяться слюна. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 2.


    Собака ест из миски. В поле ее зрения во время ее еды горит лампочка. От зрительных рецепторов в зрительный центр мозга собаки передается информация о включенной лампочке. Если лампочка будет гореть каждый раз во время еды собаки десятки раз подряд, то в ее мозгу образуется новая связь между зрительным центром и центром слюноотделения. Так собака приобретет условный рефлекс, начинающий работу при включении лампочки. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 3.


    Теперь, когда включают лампочку, у собаки выделяется слюна, даже если перед ней нет миски с едой. От глаз в мозг передается нервный импульс, который проходит от зрительного центра в центр слюноотделения коры головного мозга, далее в подкорку и оттуда в слюнную железу собаки. 1 – Центр слюноотделения в подкорке, 2 – Зрительный центр в коре головного мозга, 3 – Центр слюноотделения в коре головного мозга, 4 – Слюнная железа. 4.


    Классификация условных рефлексов По происхождению - натуральные и искусственные По характеру безусловного подкрепления - пищевые, оборонительные, половые, исследовательские По характеру условного сигнала - световые, звуковые, тактильные, обонятельные, температурные и др. По характеру рецепторов - экстероцептивные, интероцептивные, проприоцептивные По соотношению раздражителей во времени - наличные (совпадающие, отставленные), следовые, запаздывающие По степени сложности - 1, 2, порядка


    Условия выработки условных рефлексов Условие времени - предварительность или одновременность действия условного и безусловного раздражителей Условие силы - безусловный раздражитель должен быть сильнее (жизненно значимее) условного Условие индифферентности - условный раздражитель должен быть индифферентным Условие сенсорного ограничения - отсутствие посторонних раздражителей Условие мозговой активности - деятельное состояние центральной нервной системы


    Безусловное торможение - это вид торможения условных рефлексов возникает сразу в ответ на действие постороннего раздражителя, т.е. является врожденной, безусловной формой торможения. это вид торможения условных рефлексов возникает сразу в ответ на действие постороннего раздражителя, т.е. является врожденной, безусловной формой торможения. Условное торможение – возникает, если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. возникает, если условный раздражитель перестает подкрепляться безусловным. Его называют внутренним, потому что оно формируется в структурных компонентах условного рефлекса. Его называют внутренним, потому что оно формируется в структурных компонентах условного рефлекса. Условное торможение требует для выработки определенное время. Иван Петрович Павлов



    Тема: «Высшая нервная деятельность»

    • Задачи:
    • 1. Дать характеристику безусловным и условным рефлексам.
    • 2. Показать, что ВНД человека основана на образовании и торможении рефлексов
    • Павленко С.Е
    • Высшая нервная деятельность - еще одна, важнейшая, функция нервной системы.
    • Р. Декарт. Основоположником учения о высшей нервной деятельности является И.М.Сеченов, в 1863 г вышла его книга "Рефлексы головного мозга". Иван Михайлович полагал, что вся психическая деятельность человека основана на рефлексах.
    • Высшая нервная деятельность - деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих приспособляемость животных и человека к условиям среды.
    • Создание учения о ВНД. Рефлексы
    • И.П.Павлов экспериментально подтвердил справедливость взглядов И.М.Сеченова и создал учение об условных и безусловных рефлексах.
    • Для безусловных рефлексов характерно:
    • 1. Это врожденные рефлексы, передаются по наследству (глотание, слюноотделение, дыхание);
    • 2. Являются видовыми, характерными для всех особей данного вида;
    • 3. Имеют постоянные рефлекторные дуги;
    • 4. Относительно постоянны;
    • 5. Осуществляются в ответ на определенное раздражение;
    • 6. Рефлекторные дуги замыкаются в спинном мозге или подкорковых узлах головного мозга.
    • Создание учения о ВНД. Рефлексы
    • Примером безусловного рефлекса является слюноотделение у собаки с фистулой слюнной железы . При попадании пищи в ротовую полость, возбуждаются рецепторы языка, по отросткам чувствительных нейронов возбуждение передается в продолговатый мозг, где находится слюноотделительный центр, затем возбуждение по двигательным нейронам передается к слюнной железе и начинается слюноотделение.
    • Создание учения о ВНД. Рефлексы
    • К безусловным рефлексам относятся пищевые, дыхательные, оборонительные, половые, ориентировочные рефлексы.
    • Для условных рефлексов характерно:
    • 1. Приобретаются организмом в течение жизни;
    • 2. Индивидуальные, формируются на основе личного жизненного опыта;
    • 3. Не имеют готовых рефлекторных дуг, дуги формируются при определенных условиях;
    • 4. Непостоянные, могут исчезать (тормозиться);
    • 5. Формируются на основе врожденных рефлексов в ответ на любое раздражение;
    • 6. Осуществляются за счет деятельности коры головного мозга.
    • Создание учения о ВНД. Рефлексы
    • Образование условного рефлекса происходит при сочетании по времени безразличного раздражителя с безусловным .
    • Безразличный раздражитель должен предшествовать безусловному. Тогда он становится условным .
    • Для образования прочной временной связи необходимо многократное подкрепление условного раздражителя безусловным.
    • Создание учения о ВНД. Рефлексы
    • Действие безразличного раздражителя приводит к появлению возбуждения в одном нервном центре коры, затем в другом нервном центре возникает возбуждение под действием безусловного раздражителя и между ними возникает временная связь.
    • При повторных сочетаниях эта связь становится более прочной, вырабатывается условный рефлекс на данный раздражитель.
    • Примером является выделение слюны в ответ на вид пищи, ее запах, на время кормления, на любой условный пищевой раздражитель.
    • Торможение рефлексов
    • В коре головного мозга, наряду с процессами возбуждения протекают и процессы торможения. Различают два вида торможения - внешнее и внутреннее.
    • Внешнее торможение. Наступает в результате действия нового раздражителя. Новый очаг возбуждения тормозит существующий очаг. Характерно не только для коры, но и для низших отделов ЦНС, поэтому второе название - безусловное торможение . Например, посторонний шум тормозит у собаки слюноотделение.
    • Торможение рефлексов
    • Внутреннее торможение развивается только в коре. Отсюда второе название - условное торможение . Непременное условие - неподкрепление условного раздражителя безусловным. Если выработанный у собаки рефлекс на свет не подкреплять пищей, то рефлекс ослабевает и исчезает.
    • В природе происходит торможение неподкрепляемых условных рефлексов и образование новых . Например, пересыхание водоема, из которого пили животные, приведет к тому, что они перестанут приходить к нему, найдут новый водоем. Произойдет торможение одних условных рефлексов и образование новых.
    • Торможение рефлексов
    • Другой вид внутреннего торможения - дифференцировка . Если один раздражитель подкреплять, а близкий ему не подкреплять, то условно-рефлекторная реакция возникнет только на подкрепляемый раздражитель. Например, по характеру условного стука в дверь можно определить, кто пришел - свои или чужие.
    • А.А.Ухтомский разработал основы учения о доминанте – преобладающей системе связанных между собой центров, временно определяющих характер ответной реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Различают пищевые, половые, оборонительные и другие виды доминант. У кошек во время течки любой звук ….
    • ВНД человека и животных
    • Высшая нервная деятельность присуща как человеку, так и животным. У животных высшая нервная деятельность зависит от сложности нервной системы, чем она сложнее, тем меньшую роль играют инстинкты, тем большую роль играет обучение.
    • Например, потомство паука-крестовика появляется весной, когда родители уже умерли, но молодые паучки умеют строить ловчую сеть, их поведение достаточно жестко запрограммировано.
    • Определенную последовательность безусловных рефлексов, определяющую некоторые формы поведения, называют инстинктом . Примером инстинктивной деятельности является построение ловчей сети пауком-крестовиком, плотины бобрами.
    • ВНД человека и животных
    • ВНД человека и животных
    • Важную роль в обучении играет импритинг – запечатлевание . У животных проявляется в реакции следования новорожденных за первым движущимся объектом. Например, К Лоренц и гуси….
    • У человека проявляется в возрасте от 6 недель до 6 месяцев, связан с матерью и чувством комфорта и безопасности, возникающих при кормлении, гигиеническом уходе, общении матери и ребенка.
    • ВНД человека и животных
    • Человеческие дети, воспитанные животными, никогда не станут полноценными людьми из-за отсутствия должного воспитания.
    • В отличие от животных, кора человека обладает большей способностью к восприятию закономерностей в окружающем мире.
    • ВНД человека и животных
    • И главное отличие высшей нервной деятельности людей связано с наличием у них речи - второй сигнальной системы по И.П.Павлову.
    • Первая сигнальная система поставляет информацию непосредственно через органы чувств, вторая сигнальная система связана с восприятием слышимых при произношении или видимых при чтении слов. С развитием второй сигнальной системы появилась возможность сохранять и передавать информацию следующим поколениям, появилась база для развития абстрактного мышления, сознания. « Слово, - писал И.П.Павлов, - сделало нас людьми».
    • Мышление . Одна из главных функций мозга, связана с работой ассоциативных зон, особенной лобной коры. Позволяет выбрать наиболее оптимальный вариант поведения в ответ на поступающую информацию. Выбор основывается на личном опыте или уже имеющейся информации, обеспечивает рассудочную деятельность человека .
    • Защитное приспособление организма от переутомления, охранительное торможение коры головного мозга. Во время сна клетки мозга восстанавливают работоспособность. Центр сна находится в среднем мозге, медиатор, вызывающий развитие сонного состояния – серотонин . Разрушение центра сна приводит к уменьшению количества серотонина и человек лишается возможности засыпать.
    • Бодрствование зависит от ретикулярной формации продолговатого мозга, моста и передних ядер гипоталамуса, аксоны которых поддерживают возбуждение коры головного мозга.
    • ЭЭГ (электроэнцефалограмма) показывает, что процесс сна разбивается на несколько циклов, продолжительность которых примерно 90 минут. 70-80 минут продолжается медленноволновой сон, когда мозг более заторможен, отдыхает.
    • В коре мозга появляются медленные и крупные электрические волны. Затем 10-15 минут быстроволновой , парадоксальный сон, который сопровождается непроизвольным движением глаз, пальцев, мимической мускулатуры, усиливается обмен, учащается пульс и дыхание. Именно в эти периоды человек видит сны, в коре появляются мелкие и быстрые электрические волны.
    • В течение 6-8 ч сна фазы быстрого сна появляются 4-5 раз, делаясь все более продолжительными. В целом быстрый сон занимает около 20% времени.
    • Человек обычно просыпается в фазе быстрого сна, пептидом, прерывающим сон, является тиреотропный гормон.
    • Интересные факты: Наполеон и Эдисон спали по 2 ч в сутки.
    • Повторение
    • Заполните таблицы:
    • Повторение
    • Какова последовательность элементов рефлекторной дуги безусловного слюноотделительного рефлекса.
    • Какова последовательность элементов рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса.
    • Повторение
    • Верные суждения:
    • Для образования условного рефлекса необходим безусловный раздражитель.
    • Условные рефлексы связаны с образованием временных связей между различными центрами в коре.
    • Для образования условного рефлекса необходимо, чтобы безразличный раздражитель начал действовать на несколько секунд раньше безусловного, через несколько повторений он становится условным раздражителем.
    • Условные рефлексы образуются на всю жизнь.
    • Условные рефлексы передаются по наследству.
    • Учение об условных рефлексах разработано И.М.Сеченовым.
    • Образование условных рефлексов связано с корой головного мозга.
    • Безусловное (внешнее) торможение связано с угасанием условного рефлекса без его подкрепления безусловным.
    • Повторение
    • Верные суждения:
    • Внутреннее торможение позволяет приспособиться к изменившимся условиям жизни.
    • Внешнее торможение позволяет приспособиться к внезапным изменениям в окружающем мире.
    • Реакция учеников на звонок с урока - пример внутреннего торможения.
    • Кто из Российских ученых впервые показал, что психическая деятельность человека основана на рефлексах?
    • Какой Российский ученый создал учение об условных рефлексах?
    • Какие рефлексы называются безусловными?
    • Какие рефлексы называются условными?
    • Что такое инстинкт?
    • Дайте определение высшей нервной деятельности.
    • Присуща ли высшая нервная деятельность животным?
    • Дуги каких рефлексов существуют с рождения и сохраняются всю жизнь?
    • Повторение
    • Дайте краткие ответы на вопросы:
    • Дуги каких рефлексов формируются в процессе жизнедеятельности и могут угасать?
    • Как называется нервная связь, возникающая между различными центрами при образовании условного рефлекса?
    • Какие условия необходимы для образования условного рефлекса?
    • Какие два вида торможения рефлексов вам известны?
    • В ответ на звуковой сигнал автомобиля, пешеход остановился. Какой это вид торможения?
    • У собаки выработан пищевой рефлекс на звук погремушки. Впоследствии он перестал подкрепляться пищей и затормозился. Какой это вид торможения?
    • Какую информация человек воспринимает с помощью первой сигнальной системы?
    • Какую информацию человек воспринимает с помощью второй сигнальной системы?
    • Повторение
    • Дайте краткие ответы на вопросы:
    • Что такое доминанта?
    • Кто разработал учение о доминанте?
    • Основные термины темы:
    • Безусловные рефлексы.
    • Условные рефлексы.
    • Временные связи.
    • Безусловный раздражитель.
    • Условный раздражитель.
    • Безусловное торможение.
    • Условное торможение.
    • Принцип доминанты А.А.Ухтомского.
    • Вторая сигнальная система.
    • Импринтинг.
    Положения
    о рефлекторной
    деятельности мозга были
    высказаны И.М.Сеченовым в
    1863 г. в книге
    «Рефлексы головного мозга»

    Идеи И.М.Сеченова
    получили развитие в
    трудах И.П. Павлова
    Он создал
    экспериментальный метод
    исследования функций
    коры больших полушарий
    - метод условных
    рефлексов - и установил,
    что рефлексы являются
    основой высшей нервной
    деятельности

    Высшая нервная деятельность -деятельность высших отделов центральной нервной системы, обеспечивающих наиболее совершенную приспособляе

    Высшая нервная
    деятельность -деятельность
    высших отделов центральной
    нервной системы,
    обеспечивающих наиболее
    совершенную
    приспособляемость животных и
    человека к условиям среды

    Основой
    высшей нервной
    деятельности у
    млекопитающих является кора
    больших полушарий вместе с
    подкорковыми ядрами
    переднего мозга

    Всю совокупность рефлексов, происходящих в организме, И.П. Павлов разделил на две группы: безусловные и условные

    Безусловные
    Врожденные,
    передающиеся по
    наследству
    (слюноотделение,
    глотание, дыхание и т.д.)
    Видовые
    Условные
    Приобретенные
    организмом в
    течение жизни
    Индивидуальные

    Безусловные
    Имеют постоянные
    рефлекторные дуги
    Относительно
    постоянные, мало
    изменяющиеся (при
    попадании пищи на
    корень языка
    происходит
    глотательное движение)
    Условные
    Не имеют готовых
    рефлекторных дуг,
    они формируются
    при определенных
    условиях
    Непостоянные,
    могут выработаться
    и исчезнуть

    Безусловные
    Осуществляются в
    ответ на адекватное
    раздражение
    Осуществляются на
    уровне спинного мозга
    и ствола мозга,
    подкорковых ядер
    Условные
    Осуществляются на
    любое воспринимаемое
    организмом
    раздражение;
    формируются на базе
    безусловных рефлексов
    Осуществляются за
    счет деятельности
    коры головного мозга

    Для образования условных рефлексов
    необходимо сочетание во времени двух
    раздражителей: безразличного
    (условного), для данного вида
    деятельности (свет, звук и т.п., например
    для пищеварения) и безусловного,
    вызывающего определенный
    безусловный рефлекс (пища и др.).

    Условный сигнал должен предшествовать
    безусловному. Подкрепление условного
    сигнала безусловным должно быть
    неоднократным в отсутствие отвлекающих
    посторонних раздражителей

    При
    действии условного
    раздражителя (например, света) в коре
    возникает очаг возбуждения.
    Последующее действие безусловного
    раздражителя (например, пищи)
    сопровождается появлением второго
    очага возбуждения в коре.
    Между ними возникает временная
    связь (происходит замыкание, по
    Павлову)

    После
    нескольких сочетаний
    условного и безусловного
    раздражителей связь становится
    более прочной
    Теперь достаточно только одного
    условного раздражителя, чтобы
    вызвать рефлекс

    Рефлекторная дуга условного рефлекса содержит следующие отделы:

    рецептор, реагирующий на условный
    раздражитель;
    чувствительный нерв и соответствующий ему
    восходящий путь с подкорковыми
    образованиями;
    участок коры, воспринимающий условный
    раздражитель (например, зрительный центр);
    участок коры, связанный с центром безусловного
    рефлекса (пищевой центр);
    центр безусловного рефлекса;
    двигательный нерв;
    рабочий орган

    Показано,
    что на основе уже
    образовавшихся условных
    рефлексов могут возникать новые
    условные рефлексы
    В течение жизни организма
    бесчисленное множество
    образующихся условных
    рефлексов служит основой его
    поведения

    Условные
    рефлексы не только
    вырабатываются, но и исчезают или
    ослабляются при изменении
    условий существования в результате
    торможения
    И.П. Павлов различал два вида
    торможения условных рефлексов:
    безусловное (внешнее) и условное
    (внутреннее)

    В
    коре головного мозга при этом
    возникает новый очаг
    возбуждения, который вызывает
    угнетение существующего очага
    возбуждения
    У человека, например, при острой
    зубной боли перестает болеть
    сильно пораненный палец

    Условное
    (внутреннее) торможение
    развивается по закономерностям
    условного рефлекса, т.е. если
    действие условного раздражителя не
    подкрепляется действием
    безусловного раздражителя
    Благодаря торможению в коре
    исчезает ненужная временная связь

    Таким образом, в коре происходит сложное взаимодействие процессов возбуждения и торможения, причем кора способна различать и разделять от

    Таким образом, в коре происходит
    сложное взаимодействие
    процессов возбуждения и
    торможения, причем кора
    способна различать и разделять
    отдельные раздражения (анализ)
    наряду с возможностью
    обобщать, объединять
    возбуждения, возникающие в
    различных ее участках (синтез)

    Особенностями высшей
    нервной деятельности человека
    являются высокоразвитая
    психическая деятельность,
    сознание, речь, способность к
    абстрактно-логическому
    мышлению

    Высшая нервная деятельность
    человека сформировалась исторически в
    ходе трудовой деятельности и
    необходимости общения

    Опираясь на особенности высшей нервной деятельности человека и животных, И.П.Павлов разработал учение о первой и второй сигнальных систем

    Опираясь на
    особенности высшей
    нервной деятельности
    человека и животных,
    И.П.Павлов
    разработал учение о
    первой и второй
    сигнальных
    системах

    Животные и человек получают сигналы
    из внешнего мира через
    соответствующие органы чувств
    Восприятие окружающего мира,
    связанное с анализом и синтезом
    непосредственных сигналов, которые
    приходят от зрительных, слуховых,
    обонятельных и других рецепторов,
    составляет первую сигнальную систему

    Деятельность этой системы проявляется также в условных рефлексах, формирующихся на любые раздражения из внешней среды, за исключением сло

    Деятельность этой системы
    проявляется также в условных
    рефлексах, формирующихся на
    любые раздражения из внешней
    среды, за исключением слова

    Вторая сигнальная система
    возникла и развилась у человека
    в связи с появлением речи. Она
    отсутствует у животных

    Вторая сигнальная система обусловлена
    специфической особенностью высшей
    нервной деятельности человека -
    восприятием слышимых
    (произносимых) или видимых (при
    чтении) слов

    Представьте себе стол или стул



    смысловым содержанием




    Представьте себе стол
    или стул

    Сигнальное значение слова связано не с
    простым звукосочетанием, а с его
    смысловым содержанием
    Развитие словесной сигнализации
    сделало возможным обобщения и
    абстракции, находящие свое выражение
    в понятийной деятельности человека

    Многозначные слова

    Многозначные слова

    Многозначные слова

    Ку́ршская коса́ - песчаная коса,
    расположенная на побережье Балтийского
    моря и Куршского залива

    Куршская коса - узкая и
    длинная саблевидной формы,
    полоса земли, отделяющая
    Куршский залив от Балтийского
    моря и простирающаяся от
    города Зеленоградск до
    города Клайпеды (Смильтине)
    (Литва)
    Название косы происходит от
    названия древних
    племён куршей, живших здесь
    до
    колонизации Пруссии немцами

    Многозначные слова

    Многозначные слова

    Первая и вторая сигнальные системы находятся у человека в тесном взаимодействии и взаимосвязи, так как возбуждение первой сигнальной сист

    Первая и вторая сигнальные
    системы находятся у человека в
    тесном взаимодействии и
    взаимосвязи, так как
    возбуждение первой сигнальной
    системы, вызванное
    конкретными сигналами,
    передается во вторую
    сигнальную систему

    Первые признаки развития второй сигнальной системы появляются у ребенка во второй половине первого года жизни

    Речевые рефлексы второй сигнальной системы формируются благодаря активности нейронов лобных областей и области речедвигательного центр

    Речевые рефлексы второй
    сигнальной системы
    формируются благодаря
    активности нейронов
    лобных областей и области
    речедвигательного центра
    коры больших полушарий

    Эмоции - реакции животных и человека на воздействие внешних и внутренних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и ох

    Эмоции - реакции животных и
    человека на воздействие внешних и
    внутренних раздражителей,
    имеющие ярко выраженную
    субъективную окраску и
    охватывающие все виды
    чувствительности

    Удивленный
    Сердитый
    Задумчивый
    грустный,
    печальный
    добрый,
    спокойный
    веселый,
    радостный

    ЭМОЦИИ
    ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ
    ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ
    радость,
    наслаждение,
    удовольствие
    грусть, печаль,
    неудовольствие

    Разные виды эмоций сопровождаются
    различными физиологическими
    изменениями в организме,
    соответствующими психическими
    проявлениями

    Например, при печали, смущении, испуге
    понижается тонус скелетной мускулатуры
    Печаль характеризуется спазмом
    сосудов, испуг - расслаблением гладкой
    мускулатуры

    Гнев, радость, нетерпение
    сопровождаются повышением тонуса
    скелетной мускулатуры, при радости,
    кроме того, расширяются сосуды, при
    гневе расстраивается координация
    движений, увеличивается содержание
    сахара в крови и пр.

    Эмоциональное возбуждение мобилизирует все
    имеющиеся у организма резервы
    Более тонко работает интеллектуальная сфера,
    память

    Возникает
    резкое возбуждение
    симпатической части вегетативной
    нервной системы, в кровь поступает
    значительное количество
    адреналина, усиливается работа
    сердца и повышается артериальное
    давление, растет газообмен,
    расширяются бронхи, увеличивается
    интенсивность окислительных и
    энергетических процессов в
    организме

    Резко изменяется характер деятельности
    скелетных мышц, т.е. они могут
    включиться в работу одновременно, а не
    поочередно. Блокируется процесс,
    тормозящий мышечную деятельность
    при утомлении

    В процессе эволюции эмоции
    сформировались как механизм
    приспособления
    Огромную роль в жизни человека
    играют положительные эмоции
    Они важны для сохранения здоровья и
    работоспособности человека

    Различают два вида памяти: кратковременную и долговременную

    Па́мять - одна из психических функций
    и видов умственной деятельности,
    предназначенная сохранять, накапливать
    и воспроизводить информацию
    Способность длительно хранить
    информацию о событиях внешнего мира
    и реакциях организма и многократно
    использовать её в сфере сознания для
    организации последующей деятельности
    Различают два вида памяти:
    кратковременную и
    долговременную

    В
    основе кратковременной памяти
    лежит циркуляция нервных
    импульсов по замкнутым
    нейронным цепям
    Это может продолжаться от
    нескольких секунд до 10 - 20 мин
    Информация, хранящаяся в
    кратковременной памяти, быстро
    "стирается"

    В процессе обучения
    нервные импульсы
    неоднократно проходят по
    одним и тем же нервным
    путям, оставляя в них след

    Материальной
    основой
    долговременной памяти являются
    различные структурные изменения в
    цепях нейронов, вызванные
    электрохимическими процессами
    возбуждения
    В долговременной памяти
    информация хранится в доступном
    для извлечения виде

    В
    настоящее время найдены
    пептиды, вырабатываемые
    нервными клетками и влияющие на
    процесс памяти
    Определенная роль в формировании
    памяти принадлежит эмоциям
    При эмоциональном возбуждении
    усиливается циркуляция нервных
    импульсов по цепям нейронов

    В формировании памяти участвуют
    нейроны коры больших полушарий
    (височные доли), ретикулярная
    формация ствола мозга,
    гипоталамическая область
    Различают зрительную, слуховую,
    осязательную, двигательную, или
    моторную, и смешанную память в
    зависимости от того, какой из
    анализаторов играет в этом процессе
    главную роль

    Сон и сновидения

    Сон - физиологическое состояние, обеспечивающее активную перестройку работы мозга, упорядочивание полученной в период бодрствования инфо

    Сон - физиологическое
    состояние, обеспечивающее
    активную перестройку работы
    мозга, упорядочивание
    полученной в период
    бодрствования информации

    Сон – циклическое явление.
    Обычный 7-8 часовой сон
    состоит из 4-5 циклов,
    закономерно сменяющих друг
    друга. Каждый цикл включает
    две фазы: фазу медленного и
    быстрого сна

    При
    медленном сне на графике
    наблюдаются редкие волны большой
    амплитуды
    Мышцы
    расслаблены
    Дыхание
    ровное, спокойное
    Сердцебиение
    Глазные
    замедленно
    яблоки неподвижны

    При
    быстром сне электромагнитные
    колебания становятся быстрыми
    Ритм
    сердечной деятельности
    повышается
    Глазные
    яблоки под закрытыми
    веками приходят в движение,
    остальные мышцы заторможены

    Сколько необходимо спать?

    Нормальный
    сон подростка 1415 лет должен продолжаться не
    менее 8-9 часов
    Взрослому человек необходимо
    спать 7-8 часов

    Петр I, Наполеон, Шиллер, Гете,
    В.М.Бехтерев спали по 5 часов в сутки
    Томас Эдисон спал всего 2-3 часа

    Сновидения и суеверия О вещих снах

    Сновидения занимают в среднем два часа
    ночного сна, длящегося 7,5 часов. Сны
    видят все, но многие люди не
    запоминают своих снов. Если спящего
    разбудить посреди быстрого сна, он
    вспомнит очень яркий сон. Если его
    разбудить через 5 минут после окончания
    периода быстрого сна, у него останется
    лишь смутное воспоминание сновидения,
    а если его разбудить через 10 минут, он
    ничего не вспомнит

    В племенных обществах
    древнего мира и во всех
    цивилизациях, включая
    современную, задумывались о
    значении сновидений, и
    содержание снов считалось
    существенным в интерпретациях
    прошлых и текущих событий, а
    также предсказании будущего

    Нередко во сне мы видим самые
    неожиданные, иногда забавные,
    порой страшные, а то и нелепые
    картинки и события. Проснувшись,
    мы удивляемся: “Приснится же
    такое!” А некоторые, припоминая
    виденное, усматривают в нём какойто загадочный, может быть,
    пророческий смысл. И пытаются
    найти ему истолкование

    Суеверное представление о “вещих” снах
    очень старо. Ещё в древние времена
    причудливые образы, видимые во сне,
    будоражили воображение людей. В самом
    деле, как это объяснить? Человек провёл
    всю ночь на своём ложе, а на утро,
    проснувшись, рассказывает, что он только
    что побывал в лесу, в котором когда-то
    бродил с людьми своего племени, что он
    разговаривал с давно умершими родными
    и охотился с ними на невиданных птиц и
    зверей

    Когда фантазия первобытного человека
    впервые породила ложное и
    примитивное представление о мире –
    веру в существование
    сверхъестественных сил, будто бы
    скрывающихся в некоторых предметах
    (их называли фетишами), в телах людей,
    животных, растений (их называли
    “духами” и “душами”) , возникло
    “объяснение” и сновидениям: их стали
    считать приключениями “души” ,
    странствующей, пока спит её обладатель

    Невежественные и беспомощные перед
    силами природы, наши далёкие предки
    создавали различные магические обряды,
    гадания, предсказания, заклинания и т.п.
    Сновидения, в которых будто бы
    скитающаяся душа спящего встречается с
    душами умерших людей, с духами растений
    и животных, они считали ключом к тайнам
    будущего, позволяющим заранее узнать
    волю богов. По сновидениям старались
    угадать, будет ли удачной задуманная охота,
    когда начинать битву с враждебным
    племенем и благоприятно ли место,
    избранное для жилья

    Гадания и предсказания по снам были
    распространены в Египте и Индии, в
    античной Греции и Риме; особенно
    пышным цветом процветала вера в
    “вещие” сны в средние века. В
    прошлом веке многие тёмные люди
    пользовались толкователями снов –
    “сонниками”

    Обратимся к истории. Кальпурния, жена Юлия Цезаря, увидела
    во сне, что ее муж на следующий день будет убит. Когда Цезарь
    собрался идти в сенат, она рассказала ему о сне и умоляла
    остаться дома. Стоявший неподалеку Брут стал смеяться над
    женскими предрассудками и увлек Цезаря за собой.
    Продолжение этой истории нам известно...

    Императору Марциану во сне приснился
    Атилла, у которого сломался лук. Именно
    в эту ночь предводитель гуннов умер

    Другу императора Августа приснилось, что того
    ночью убьют вероломные враги. Осторожный
    Август, веривший в вещие сны, не остался
    ночевать в своей походной палатке. Ночью ее
    захватили враги и в темноте изрубили мечами его
    постель

    В литературе в качестве примера
    пророческого сна упоминается случай с
    капитаном Джонатаном из Калифорнии.
    Однажды во сне он увидел толпу
    изможденных людей, погибавших в горах
    от голода и холода. Он даже запомнил
    место, где это происходило: оно было
    отмечено характерной вертикальной
    грядой белых скал. Утром он рассказал
    этот сон своему другу, охотнику. Тот по
    описанию узнал эту местность в ущелье
    Карсон Валлей

    Тогда капитан принял смелое решение и
    организовал спасательную экспедицию, хотя
    указанное место находилось в 150 милях от
    дома. Когда спасатели туда прибыли, то успели
    помочь тем, кто еще оставался в живых

    Характерен в этом плане эпизод с
    гибелью «Титаника». По крайней мере,
    18 пассажиров сдали билеты по
    причине неясного предчувствия
    трагедии. Из них пятеро видели эту
    трагедию во сне сами либо она
    приснилась их близким. Жена одного
    из «отказников»даже нарисовала
    тонущее четырех трубное судно с
    высоко задранной кормой

    В 1741 году Михаил Васильевич
    Ломоносов, возвращаясь на корабле из
    Германии в Россию после учёбы видел
    вещий сон. Ему приснилось, что его
    отец, потерпев кораблекрушение,
    выброшен мертвым на берег
    необитаемого острова в Белом море.
    Остров не имел названия, но
    Ломоносов хорошо его помнил, так как
    однажды буря прибила к нему их судно.

    Возвратившись в Петербург, Михаил
    Васильевич вскоре узнал, что отец его
    пропал без вести. Тогда он послал
    письмо к знакомым рыбакам, в котором
    сообщал им, где искать труп его
    несчастного отца, и умолял, найдя его,
    предать погребению. Рыбаки, следуя
    советам Ломоносова, вскоре нашли
    именно на этом острове мертвое тело
    Василия Дорофеевича и там же
    похоронили его

    На протяжении XX столетия психологи пытались найти научное объяснение сновидений. Передовые учёные давно уже высказывали мысли о том, что в

    сновидениях нет ничего
    загадочного, что они представляют
    собой результат оживления во сне
    реально пережитого

    Поделиться