В каком году правил чингиз хан. Рождение и юность

Его жизнь овеяна легендами. Как Зевс-громовержец, он проявлял себя в грохоте и разрушениях. Волны его активности еще долго сотрясали континенты, а дикие орды его кочевников стали ужасом для целых стран. Но он не был бы столь могущественным, если бы не вооружился знаниями древних цивилизаций. Чингисхан и его империя с радостью принимала военные достижения великих культур. Куда бы ни приходили монголы, они очень быстро растворялись в местном населении, принимая язык и религию покоренного им народа. Они были саранчой, которая заставляла цивилизованные страны объединяться. Чингисхан возник на фоне расслабленных государств, создав из них самую большую в истории человечества континентальную империю. Когда эти государства укрепились, исчезла и Монгольская Держава, превратившись символом безудержной агрессии.

Божественное происхождение

Во все времена появление великих людей обрастало божественными предками и небесными знамениями. Летописи завоеванных стран дают разные даты рождения Тэмуджина: 1155 год и 1162 год, упоминая сгусток крови, который малыш зажал в ладошке.

Монгольский литературный памятник «Сокровенное сказание», составленный в 1240 году, дает подробное описание предков Чингисхана, их родов и матримониальных обстоятельств. Например, имя Тэмуджин было дано будущему хану вселенной в честь побежденного татарского вождя Тэмуджина-Уге. Мальчик родился от Есугей-багатура из рода Борджигин и девушки Оэлун из рода олхонут. Сам Есугей, согласно «Сказанию», был отравлен татарами, когда Тэмуджину было 9 лет. Отец успел сосватать его Борте, девочке 11 лет из рода унгират.

Смерть отца вызвала цепь событий, которые повлияли на становление Тэмуджина. Соседние кланы прогоняют семью с насиженных мест, преследуют наследника Есугея и пытаются его убить. Плененный, он бежит, расколов деревянные колодки, прячется в озере, затем спасается в телеге с шерстью, которую ему предоставили сыновья какого-то батрака. Впоследствии, люди, которые ему помогали, будут щедро обласканы. Жестокость в отношении юного Тэмуджина не была безосновательной. Разросшиеся монгольские племена испытывали недостаток пастбищ и ждали вождя, который объединил бы их для завоевания новых земель.

Мальчик находит своих родственников и женится на Борту. Испытания закалили его и дали жизни смысл. Не по годам смышленый, Тэмуджин наблюдает, как человеческий ресурс его нации расходуется на взаимное истребление. Он уже начинает формировать свой круг и дружить с одними племенными вождями против других.

Монголы против татар

Слава удачливого полководца притягивает к нему лучших воинов. Его милосердие по отношению к побежденным и строгость – к нарушителям военной дисциплины делает его самым известным полководцем Монголии. Тэмуджин умеет подбирать кадры. В его улусе выстраивается иерархия власти, которая потом распространится на всю его империю. Он победил во внутривидовой борьбе степняков. Согласно китайским летописям, татары были сильным племенным объединением, чьи наезды тревожили не только монгольские улусы, но и китайскую цивилизацию. Династия Цзинь находит в Тэмуджине верного союзника, который приобретает не только высокие титулы, но и умение интриговать.

В 1202 году Тэмуджин настолько окреп, что был в состоянии один выступить против татар, давних своих обидчиков и врагов. Вопреки обычному правилу не убивать признавших поражение противников, он вырезает почти всех татар, оставив в живых лишь детей ростом ниже тележного колеса. Дерзкими и неожиданными нападениями он разбивает бывших союзников Ван-хана и Джамуху, а затем предает последнего бескровной смерти – ему сломали хребет. Хребет внутримонгольской оппозиции был сломлен.

Становление Великой Империи

Весной 1206 года курултай всех монгольских вождей провозглашает Тэмуджина Чингисханом, то есть, повелителем бескрайней, как море, степи. Прежде всего, новый владыка уничтожает родоплеменные различия, разделив своих подданных на сотни, тысячи и тумены. Это была военизированная держава, в которой каждый мужчина обязан был по первому кличу встать в конную лаву с оружием в руках. Начальники подразделений выбирались не по родовитости, а по способностям. Высочайшей доблестью стала верность, поэтому иметь друга-монгола было большим приобретением. Обман, трусость и предательство каралось смертью, а врага, преданного своему хозяину до конца, без проблем принимали в войско.

Выстраивая социально-политическую пирамиду своей власти, Чингисхан, безусловно, брал пример с государственной модели Поднебесной, где он, наверняка, успел побывать. Ему удалось навязать своему кочевому народу феодальную иерархию, закрепить простых крестьян-кочевников (аратов) за определенными угодьями и выпасами, поставив над ними начальников-нойонов. Нойоны эксплуатировали крестьян, но сами несли ответственность перед более высоким начальником за мобилизацию определенного количества воинов. Переход от одного начальника к другому был запрещен под страхом смертной казни.

Китай сам виноват, что допустил объединение монгол. Играя на противоречиях и тайно поддерживая противников Тэмуджина, властители могли бы долго держать степняков в раздробленности. Но китайцы сами были раздроблены, а монгольскому хану достались неплохие советники, которые помогли ему выстроить государственную машину и указали путь на Китай. Покорив сибирские племена, Чингисхан сосредотачивает свои силы вдоль Великой Китайской стены. Его сыновья – Джучи, Чагатай и Угедей – возглавляют орды, которые вгрызаются в тело империи Цзинь, сам повелитель степей с младшим сыном Толуем стал во главе армии, двинувшейся к морю. Империя рушится как карточный домик, ослабленная тяжестью внутренних противоречий, оставив императору Пекин, но на следующий год война продолжилась с остатками обреченной империи.

Движение на запад

Цветущие города Семиречья, которые лежали на западе от Китая, пытались объединиться перед грозным завоевателем во главе с ханом найманов Кучлуком. Используя религиозные и этнические противоречия, монголы завоевывают Семиречье и Восточный Туркестан в 1218 году, и подходят к пределам мусульманского Хорезма.

К моменту монгольского завоевания держава хорезмшахов превратилась в огромную среднеазиатскую державу, подмявшую под себя южный Афганистан, восточный Ирак и Иран, Самарканд и Бухару. Правитель империи Хорезмшах Ала ад-Дин Мухамед Второй повел себя крайне самонадеянно, недооценив силы и коварства хана Монголии. Он велел отрубить головы послам Чингисхана, прибывшим для мирной торговли и дружбы. Судьба Хорезма была решена. Хорошо укрепленные города азиатской державы он колол как орехи, так как в его войске пребывали китайские инженеры, знающие толк в осадном деле.

Полководцы Чингисхана Джебэ и Субэдей преследуют остатки армии Хорезмшаха через Северный Иран, Южный Кавказ, затем через Северный Кавказ, сметая на своем пути аланов, половцев и русских. Весной 1223 года состоялось первое столкновение князей северо-восточной Руси с ордами кочевников на реке Калке. Монголы использовали свою обычную тактику фальшивого бегства и, заманив объединенные силы славян и половцев вглубь своей позиции, ударили с флангов и наголову разбили врага. К сожалению, наши предки не сделали никаких выводов из этого поражения и не объединились перед грозным врагом. Дни междоусобиц и княжеской вольницы были сочтены. Иго Золотой Орды на двести лет придавит славянские племена, чтобы стать цементом для будущей великой России.

Мир после Чингисхана

Вождь монголов еще продолжает воевать с остатками непокоренных племен Китая, Сибири и Средней Азии. Во время охоты Чингисхан падает с лошади и получает травму, которая вызывает сильный жар и ослабление всего организма. Весной 1226 года он возглавил поход против тангутов в китайской провинции Нинся, наносит поражение тангутской армии и умирает под стенами города Чжусин.

Могила Великого Могола точно не установлена, что дает пищу для многочисленных домыслов и фантазий. Преемникам Чингисхана не удалось удержать огромную империю под единым началом. Очень скоро она распадается на улусы, которые лишь формально подчиняются правителю в Каракоруме (столице империи). Наши предки столкнулись с улусом Джучи, сыном которого был известный полководец Батый. В 1266 этот улус обособляется в отдельное государство, получившее в историографии название «Золотая Орда».

Покорив множество земель от Венгрии до Вьетнама, монголы вовсе не собирались навязывать несчастным народам свою культуру, обычаи и религию. Произведя страшные материальные разрушения, эта «саранча» схлынула или растворилась в местном населении. Среди российских дворян немало потомков монгольских «багатуров» и даже чингизидов. Известный революционер Георгий Валентинович Плеханов был потомком «повелителя бескрайних степей». В Китае монгольская династия правила под именем Юань с 1271 по 1368 годы.

Полководец, завоеватель и правитель великой монгольской империи.


Согласно преданию, род Чингиза восходит к монгольскому племени, идущему от женщины по имени Алан-Гоа, которая после кончины мужа, Добун-Баяна, забеременела от луча света. От нее появилось три сына: тех, кто принадлежит к роду этих сыновей, называют нирун. Значение этого слова - чресла, т. е. указание на чистоту чресел утверждает происхождение эти сыновей от сверхестественного света. В шестом колене от Алан-Гоа прямом потомком был Кабул-хан. От внука последнего Есугэй-бахадура пошли те, которые получали название Кият-бурджигин. Слово киян по-монгольски значит "большой поток, текущий с гор в низину, бурный, быстрый и сильный".

Кият - множественное число от Киян: им же назвали тех, кто ближе к началу рода. Детей Есугэй-бахадура прозвали Кият-бурджигины за то, что они были одновременно Кият и бурджигины. Бурджигин же по-тюрски означает человека, у которого синие глаза. Цвет его кожи впадает в желтизку. Мужество бурджигинов вошло в пословицу.

Сын Есугэй-бахадура Чингиз-хан родился в 1162 г. (по другим, более сомнительным данным, в 1155 г.) С ранних лет, оставшись 10 лет от рода сиротой, он претерпел много лишений, превратностей судьбы. Но уже с молодости он научился разбираться в людях и находить верных людей. Богорчин-нойон и Борагул-нойон, которые были рядом с ним и в годы поражения, когда проходилось думать о поисках пищи, были насколько ценимы им, что он сказал однажды: "Да не будет горя и не нужно, чтобы умер Богорчи! Да не будет горя и не годится, чтобы умер Борагул!" Соркан-Шира из племени Тайджиутов, которое захватило в плен Чингиз-хана, способствовавший побегу из плена, впоследствие получил сполна почет и уважение к своей персоне, к детям и сторонникам. Сыну Соркин - Ширэ Джиладкан-бахадуру, имея в виду его мужество, Чингиз-хан посвятил почти поэтические строки:


"Я не видел пешего, который бы сразился и заполучил в свои руки голову непокорных! Я не видел (человека), подобного этому герою!"

Был некто Соркак, названный отец Чингиза. В то время, когда Чингиз еще не был государем, он сказал: многие люди стремятся к власти, но в конце концов во главе станет Тэмуджин и за ним по единодушию племен утвердится царство, ибо он обладает для того способностями и достоинством и на его челе явны. Очевидны признаки небесного всепомоществования и царственной доблести. Слова оказались пророческими. Чрезвычайная деликатность характеризует отношение Чингиза к первой и любимой жене Бортэ. Он никому не позволил усомниться в ее целомудренности после года пребывания ее в плену. Из отношений личной преданности сформировалась модель вассалитета, которую он впоследствии возвел в систему. Личные качества Чингиз-хана при всем их своеобразии вписываются в вековые характеры и в вековые мотивы, которыми жили и живут до сих пор политики: стремление внушить бесспорность своего лидерства, путь (подчас тяжкий) продвижения к верхам власти через вероломство и преданность, через ненависть и любовь, через измены и дружбу, способность оценивать ситуации и принимать решения, приносящие успех.


Преемственную линию от Чингиз-хана пронесли в течение веков его прямые и косвенные потомки - чингизиды в обширном азиатском регионе. Наблюдается определенная идентичность фамильных черт в деятельности чингизидов вообще, так и тех, которые выдвинулись как вожди консолидации и формирования единой казахской государственности. От первенца Чинхиз-хана Джучи в шестнадцатым колене мы имеем знаменитого Аблая, его внука Кенесары. Внук последнего Азимхан (1867-1937) пользовался большим уважением народа. Он участвовал в правительстве Алаш-орда как специалист-гидромелиоратор и способствовал приобщению казахов к земледелию, был репрессирован как "враг народа".

В жизни Чингиз-хана можно выделить два основных. этапа: это период объединения всех монгольских племен в единое государство и период завоевательных походов и создания великой империи. Граница между ними обозначена символически. Первоначальное его имя Тенгрин Огюгсен Темучин. На курултае в 1206 г. он был провозглашен Божественным Чингизханом, его полным именем по-монгольски стало Делкян эзен Суту Богда Чингиз-хан, т. е. Владыка мира, ниспосланный Богом Чингизхан.


В европейской историографии долгое время господствовала традиция изображать Чингиз-хана как кровожадного деспота и варвара. Действительно, он не получил образования и был неграмотным. Но сам факт создания им и его наследниками империи, объединившем 4/5 Старого Света, от устьев Дуная, границ Венгрии, Польши, Великого Новгорода до Тихого океана, и от Ледовитого океана до Адриатического моря, Аравийской пустыни, Гималаев и гор Индии свидетельствует по крайней мере о нем как гениальном полководце и расчетливом администраторе, а не просто завоевателе-разрушителе и террористе.


Как завоеватель он не имеет себе равных в мировой истории. Ему как полководцу были присущи смелость стратегических замыслов, глубокая дальновидность политических и дипломатических расчетов. Разведка, в том числе и экономическая, организация курьерской связи в крупном масштабе для военных и административных целей - это его личные открытия. В переоценке личности Чингиз-хана существенную роль сыграло движение, называемое евразийским. Применительно к Чингиз-хану евразийцы отказались от концепции "татаро-монгольского ига", что связано с идей России-Евразии как особого историко-культурного региона, равно несхожего с Западной Европой, Ближним Востоком или Китаем, России как наследницы монгольской империи XIII-XIV вв. Вторая идея евразийцев - это объяснение причин резкого подъема активности монгольских племен в Забайкалье под руководством Чингиз-хана специфическим признаком - пассионарностью. Человек, наделенной пассионарностью, одержим непреоборимым стремлением к деятельности ради отвлеченного идеала, далёкой цели, для достижения которой пассионарий жертвует не только жизнью окружающих, но и своей собственной. Наблюдаются периоды резкого увеличения числа пассионариев в этносе по сравнению с обывателями. По терминологии Чингиз-хана есть "люди длинной воли", для которых честь и достоинство ценнее всего, благополучия и даже самой жизни. Им противостоят те, что ценят безопасность и благополучие выше их личного достоинства и чести.

Созданная им сеть линий сообщений, открывшая невиданный доступ для правительственных и частных потребностей, обеспечивала торговый и культурный обмен в пределах империи. Чингиз-хан хотел доставить торговле такие удобства, чтобы можно было бы во всей его империи носить золото на голове как обыкновенные сосуды, не опасаясь грабежей и притеснений.

О его внимании к кадровой политике свидетельствуют факты уважения к носителям техники и культуры, забота об образовании своих детей, привлечение потомка дома Киданей Элюй Чуцая к службе. Этот философ и астролог заведовал администрацией, финансами, канцелярией империи. Марко Поло в числе благородных черт Чингиз-хана отмечает то, что он не нарушал прав собственности в завоеванных странах.

Важнейшим компонентом духовного наследия Чингиз-хана является составленный им свод законов, совершенный для своего времени, так называемые Ясы. Он возвел в культ писанный закон, был сторонникам твердого правопорядка.

Важнейшей основой государственности помимо неукоснительного следования закону Чингиз-хан считал религиозность.

Умер Чингиз-хан в 1227 г. и похоронен в местности Пуркаш-Калдун (ныне это место не опознано). Согласно легенде, однажды в этой местности под сенью зеленого дерева Чингиз-хан, испытав "некую внутреннюю отраду", сказал приближенным: "Место нашего последнего жилища должно быть здесь".

В.И.Вернадскому принадлежит идея, что наследие Чингиз-хана имеет "огромное всемирно-историческое значение", благодаря которому "народы различной, нередко очень высокой культуры, получили возможность влиять друг на друга".

Подчеркивая неординарность личных качеств Чингиз-хана, не стоит в противовес традиции, изображавшей его как жестокого завоевателя, приукрашивать политический облик Темучина, а воспринимать его во всей многомерности его черт, как позитивных, так и негативных. Как всякий завоеватель он воевал, следовательно, уничтожал, разрушал, разорял, грабил, но одновременно и привлекал побежденных на свою сторону, старался в целом ряде случаев проявлять хозяйственность, осмотрительность, заботу о будущем и о прочности своих завоеваний.

Чингизизм - понятие, которое счел необходимым ввести в историческую науку казахстанский исследователь В. П.Юдин. Под ним разумелось не только то, что определенные практические традиции, в том числе традиции наследования военного искусства длительное время продолжали действовать на завоеванной им и его потомками большой территории. Имеется в виду нечто другое, именно - идеология, и притом настолько мощная, что могла скрепить в больших масштабах и на длительное время то, что можно назвать геополитическим наследием Чингиз-хана.

Эту идеологию В. П. Юдин называет мировоззрением, идеологией, философией, санкцией общественного строя и структуры социальных институтов, политической и правовой системой, культурологической доктриной, основой просвещения, средством регуляции поведения в обществе.

Чингисхан (известный под собственным именем Темучин) является одним из величайших полководцев в истории. Дата его рождения установлена приблизительно, обычно говорят о 1155 году.

У Чингисхана было трудное детство. Отец умер, когда мальчик был совсем маленьким, и будущему завоевателю пришлось вместе с матерью жить буквально впроголодь.

Темучин побывал в плену у своего родственника, боявшегося мести, сумел сбежать оттуда, а потом нашёл общий язык с могущественным степным вождём, Тоорилом, при поддержке которого начал завоёвывать власть и авторитет. Уже тогда он проявид себя жестоким даже по средневековым меркам правителем, не знавшим жалости к своим соперникам.

Сначала Чингисхан одержал победу в междоусобных войнах в Монголии, а, начиная, с 1202 года, встал во главе завоевательных походов.

В 1202 году Темучином с особой жестокостью были сокрушены татарские войска. В 1204 году в борьбе за власть в Монголии Чингисхан сокрушил могущественного хана Джамуху – человека, с которым они дружили в детстве и шли в бой плечом к плечу в своих первых сражениях.

Официально прозвище «Чингиз хан», т.е. «повелитель воды» Темучин получил в 1206 году, когда Курултай (большое собрание) избрал его ханом. Чингисхан провёл ряд административных реформ в родной стране, но он хотел власти над большей частью мира.

В 1207-1211 году войска Темучина, во главе которых стоял он сам и его сыновья, совершили наступательный поход на Северный Китай. Монголы завоевали часть империи Цзинь в районе Великой Китайской стены и почти дошли до Пекина.

Пекин был взят монгольскими войсками в 1215 году, в городе полыхали пожары, вся местность вокруг была превращена в пустыню.

После завоевания Китая Чингисхан начал сбор войск для завоевания преуспевающей и цветущей Средней Азии. Этот поход начался в 1218 году и был ознаменован рядом громких завоеваний. Монголы взяли Бухару, Самарканд, Ургенч – древние среднеазиатские центры.

В 1220 году пал Северный Иран, монголы пришли и в Крым.

Первое столкновение страшных кочевых племён с европейцами произошло в 1223 году. Это была печально знаменитая в русской истории битва на реке Калке. В этом сражении монголы нанесли тяжёлое поражение русско-половецким войскам, в нём погибли знаменитые русские князья. Битва на Калке стала предвестником будущего завоевательного похода монголов на Русь.

Последний поход Чингисхана состоялся в 1226-1227 году против тибетской империи Си-Ся. Монголы сокрушили древнюю империю, но Чингисхан не успел насладиться плодами этой победы. Под стенами столицы империи он упал с лошади, тяжело заболел и умер. Местонахождение могилы великого вождя монголов было засекречено, но народная молва говорит, что в ней были спрятаны великие сокровища.

3, 6 класс для детей

Биография Чингисхана о главном

Точный год рождения Чингисхана доподлинно неизвестен, в основном называются 3 даты: 1155, 1162 и 1167 год. Темучжин появился на свет в долине Делюн-Болдок близ реки Онон. Отцом ему приходился Есугей-багатура из древнего монгольского рода Борджигин. Мать Чингисхана звали Оэлун, она происходила из древнего рода олхонут. Имя Темучжин принадлежало одному татарскому вождю, которого незадолго до рождения сына, одолел отец Чингисхана.

Спустя 9 лет после рождения, состоялось сватовство юного Темучжина и Борте, маленькой девочки из рода унгират, она была старше Чингисхана всего на год. По традиции, отец оставил детей, дабы они познакомились и начали узнавать друг друга. Вскоре после отъезда Есугей-багатур умирает. По одному из литературных источников, он был отравлен.

Смерть главы семейства сильно ударила по вдовам и детям Есугея, их согнали с насиженных мест, оставили без скота, впереди их ждали голодные и суровые годы. Однако вождю тайчиутов этого показалось мало, и, опасаясь за свою жизнь, он решает настигнуть Темучжина. На стоянку нападают, и Чингисхана берут в плен. Он проводит некоторое время в плену, истязаемый, но позже сбегает. Благодаря Сорган-Ширу, не выдавшему беглеца, Темучжин восстанавливается, получает оружие, лошадь и возвращается к семье.

Позднее, Темучжин женится на Борте и начинает заручаться поддержкой степных вождей.

Биография Чингисхана

Постепенно, вокруг него собирается все больше людей, и начинаются набеги на соседей, с целью расширения своих земель. Уже тогда Чингисхан старался приумножать свое войско за счет оставшихся в живых противников. В 1201 году многие монголы стали осознавать масштаб угрозы, который представляет для них Темучжин, и решили объединиться против него. Спустя 5 лет Чингисхан провозглашается Великим Ханом.

Вместе с титулом к Темучжину приходит большая ответственность, и он проводит масштабные реформы. Не останавливаясь на достигнутом, Чингисхан решает завоевать северный Китай и в 1211 году начинается монгольско-цзиньская война. Война продолжалась вплоть до 1235 года и закончилась весьма неутешительно для Китая. Далее последовал поход в Среднюю Азию, который так же оборачивается победой и новыми завоеваниями. После Средней Азии войска Чингисхана следуют на Запад, там они громят аланов и обкладывают данью Русь.

Остатки войск вернулись к Чингисхану в 1224 году, вместе с ними он предпринимает повторный поход на Западный Китай, во время которого он падает с лошади и получает сильный ушиб. К ночи становится ясно, что полководец сильно болен, болезнь продолжает терзать Темучжина на протяжении целого года. Однако он выхаживается и вновь возглавляет войско. 1227 года, во время осады столицы тангутского государства, Чингисхан умирает, точная причина смерти неизвестна.

3 класс, 6 класс для детей

Интересные факты и даты из жизни

Рашид ад-Дин свидетельствует, что сила татарских племен, ранее насчитывавших 70 000 домов, к концу XII в., особенно после их разгрома в 1196 году их бывшим сюзереном, чжурчжэнями, которых поддержало воинство Чингисхана и Ван-хана, заметно ослабла. Очевидно, и поэтому Чингисхан выступил против татар самостоятельно, без своего союзника, Ван-хана.

183

"Сокровенное сказание монголов" сообщает, что походу на татар предшествовал принятый Чингисханом указ, целью которого было укрепление дисциплины в его рати. Джек Уэзерфорд так оценил эти нововведения Чингисхана: "В этой войне против татар Тэмужин провел еще одну серию радикальных изменений в законах, которые царили в Степи на протяжении столетий.

Эти изменения, с одной стороны, оттолкнули от него нескольких традиционно настроенных сторонников из аристократических кланов, но с другой – укрепили стократно любовь и верность, которыми он пользовался у бедных и неблагородных родов, чью жизнь он улучшил.

Совершая набег за набегом, Тэмужин осознал, что повальное стремление к разграблению чужих гэров (юрт, жилищ. – A. M.) становится препятствием на пути к полной победе над врагом. Вместо того чтобы преследовать убегающих воинов противника, нападающие обычно отвлекались на грабеж. Такая система ведения войны позволяла многим воинам спастись и со временем вернуться, чтобы отомстить. В связи с этим Тэмужин решил приказать своим войскам отложить разграбление поселений до того момента, когда будет достигнута полная победа над татарами. Тогда можно было бы провести разграбление более организованно: вся добыча была бы собрана в его руках с тем, чтобы он справедливо распределил ее между всеми своими соратниками…

Другое его нововведение заключалось в том, что он приказал передавать долю погибших во время похода воинов их вдовам и сиротам… Такая политика не только подарила ему поддержку со стороны беднейших людей в племени, но и усилила верность его солдат, которые были уверены, что, даже если их убьют в бою, заботу об их семьях возьмет на себя хан…

Взяв на себя распределение всего награбленного богатства, Тэмужин снова урезал освященные обычаем привилегии благородных родов, которые обычно сами делили между собой добычу. Это вызвало у многих из них сильную ярость, и некоторые даже перешли на сторону Жамухи, еще более углубив вражду между "белой костью" и простыми кочевниками.

Тэмужин вновь показал, что, вместо того чтобы рассчитывать на кровные узы и силу обычая, члены его племени могут обращаться за помощью непосредственно к нему. Таким образом, он заметно централизовал управление кланом и одновременно усилил преданность своих подданных" (Уэзерфорд Дж. Чингисхан и рождение современного мира. М.: ACT, 2005. С. 128–130).

184

Эта местность находится в районе слияния рек Халхин-гол и Нумургу-гол.

185

Хубилай – один из четырех "верных псов" Чингисхана; родом из племени барулас. В 1206 г. был назначен Чингисханом главнокомандующим войсками единого Монгольского государства.

186

После разгрома татар и пленения татарского народа на сходе ближайших сродников и соратников Чингисхана "держали они совет, как быть с полоненными татарами". Описание этого схода и последовавшей за ним беспощадной расправы над недругами-татарами дает автор "Сокровенного сказания монголов", который повествует о решении Чингисхана и его сродников и соратников "покончить с ними навсегда" как о естественном, закономерном акте возмездия в отношении "искони губившего их дедов и отцов" народа.

Современными учеными факт истребления татар Чингисханом трактуется неоднозначно. Так, российский ученый Е. И. Кычанов считает, что "кровавое избиение татар, хотя и было в духе той среды и тех лет, не могло не напугать своей жестокостью современников. Сбывалось мрачное пророчество Чингисова рождения с куском запекшейся крови в руке. Монголия, которая, как, по крайней мере, полагает современная наука, жаждала объединения, могла впервые воочию увидеть ту цену, которую она за него заплатит. В междоусобных войнах татаро-монгольских племен рождался тот их истребительный характер… который потом, когда они выплеснутся за пределы Монголии, заставит содрогнуться весь мир" (Кычанов Е. И. Жизнь Тэмужина, думавшего покорить мир. М.: ИФ "Восточная литература" РАН, Школа-Пресс, 1995. С. 115).

Иного мнения по этому вопросу придерживается монгольский исследователь Ж. Бор, который не склонен объяснять факт почти поголовного истребления мужской части татарского народа "природной, дикой жестокостью" Чингисхана, но считает, что "татары на протяжении почти ста лет являлись приспешниками чужеземцев, источником раскола и разрозненности монгольских племен.

Краткая биография Чингисхана самое главное

И у Тэмужина не было иного способа одним махом разрешить ситуацию, угрожавшую самостоятельности монгольского государства, нежели применить репрессивные меры" (Бор Ж. Чингис – прирожденный дипломат (на монг. яз.). Улан-Батор, 2004. С. 27).

187

Французский ученый Рене Груссе так оценил разгром Чингисханом татарских племен: "Истребление татарского народа обеспечило Чингисхану абсолютную власть над Восточной Монголией в то время, когда хэрэйды являлись владетелями Монголии Центральной, а найманы – Западной. Чтобы понять значимость победы над татарами, следует знать, что именно в их бывшую страну сбежал Есухэев сын на другой год, когда, рассорившись с хэрэйдами, был вынужден оставить им свои земли на верхнем Керулене. Если бы… татары не были повержены, то Герой оказался бы словно в тисках. Этими исконными врагами своей семьи и Ван-ханом он, несомненно, был бы раздавлен. Уничтожение татар изменило баланс сил в Монголии в пользу Чингисхана, в ущерб хэрэйдам. Сын Есухэя Храброго не замедлил высказать свои претензии Ван-хану и тем спровоцировал разрыв с ним" (Груссе Р. Чингисхан. Покоритель вселенной. М.: Молодая гвардия, 2000. С. 94).

188

Аймак – здесь: племенное воинское подразделение.

189

В период разложения общинно-родового строя под "аймаком" понималась общность людей, объединенных родственными связями и проживающих на общей территории; последняя черта этой общности в дальнейшем стала превалирующей.

190

По Рашиду ад-Дину, данные события (поход Торил-хана на мэргэдов) произошли в 1198 г.

191

"В год Желтой Овцы, или в 1199 г. Чингисхану было тридцать восемь лет. В этот год совместно с Ван-ханом Чингисхан совершил военный поход против северных найманов (Буйруг-хана. – A. M.). Для Чингисхана это было первым сражением против найманов…

Найманы и до своего полного вхождения в монгольский улус поддерживали тесные отношения с монгольскими племенами, с которыми, очевидно, изъяснялись по-монгольски. Поэтому правильно будет считать их уже в то время монголоязычными.

С XI в. найманы исповедовали христианство несторианского толка. Они в основном занимались скотоводством, хотя в ряде местностей культивировалось и земледелие. Найманы считались самым культурным народом среди монгольских кочевых племен. Многое было почерпнуто ими из высокоразвитой тюркской культуры. В частности, они были одним из самых первых монголоязычных народов, который стал использовать древнесогдийский алфавит, пришедший к ним от уйгуров (некоторые ученые считают, что они позаимствовали этот алфавит непосредственно от согдийцев)…

В конце XII в. (по мнению китайского историка Ту Цзы (1856–1921), в 1197 г.) после кончины найманского хана Инанча ему наследовал старший сын Тайбуха, который впоследствии именовался Таянхан. Тогда же его младший брат Хучугуд не поделил со старшим братом наложницу отца по имени Гурбэсу (на самом деле он оспаривал право на престолонаследие). Младший был вынужден уступить старшему и довольствоваться властью над некоторыми северными территориями найманов. С тех пор он стал себя величать Буйруг-ханом.

Чингисхан и Ван-хан на этот раз напали именно на Буйруг-хана, владетеля северных найманских территорий (местность вблизи нынешнего Кобдоского аймака Монголии)" (Сайшал. История Чингисхана (на монг. яз.). Улан-Батор, 2004. Кн. 1. С. 223–224).

192

Авторы древних хроник расходятся во мнениях в отношении судьбы самого Буйруг-хана. По свидетельству Рашид ад-Дина, "Буйруг-хан, обращенный в бегство, ушел в область Кэм-Кэмджиут, принадлежащую к местностям, входившим в область киргизов…" Эта местность находится между верховьями рек Обь и Енисей (Рашид ад-Дин. Сборник летописей. Т. 1. Кн. 2. С. 112).

193

Главное внимание древних источников по этому периоду жизни Чингисхана обращено на происшествие, которое случилось по пути следования союзников восвояси. Как сообщают "Сокровенное сказание монголов" и "Сборник летописей", путь союзникам преградил военачальник второй половины (Таян-хана) найманов – Хугсэгу сабраг. Супротивники договорились биться поутру. Однако ночью, судя по нашим источникам, без объяснений соратнику, Ван-хан снялся со стоянки и двинулся в направлении своей отчины. Источники свидетельствуют также о том, что не последнюю роль в принятии Ван-ханом этого, на первый взгляд, неожиданного решения сыграл бывший побратим Чингисхана, а в то время один из главных его соперников в борьбе за власть в монгольской степи, – Жамуха. Последний убеждал Ван-хана в том, что Чингисхан "с найманами во дружестве живет" и от Ван-хана "он желает отделиться".

Личность Чингисхана в истории

Чингисхан был рослым и сильным человеком. Наиболее подробное описание его внешности находим у мусульманского историка Джузд-жани и китайского автора «Полного описания монголо-татар» Чжао Хун, младших современников Чингисхана. Судя по всему, они сами не видели Чингисхана, но составили его описание со слов людей, встречавшихся с монгольским правителем.

По словам Джузджани, «Чингисхан отличался высоким ростом и крепким телосложением. Имел кошачьи глаза». «Что касается татарского владетеля Тэмучжина, - писал Чжао Хун, - то он высокого и величественного роста, с обширным лбом и длинной бородой. Личность воинственная и сильная».

Как передает Рашид ад-Дин, отец Чингисхана и все потомки Есу-гей-бахадура и Чингисхана были рыжими и голубоглазыми: «Третий сын Бартан-бахадура был Есугей-бахадур, который является отцом Чингисхана. Племя кият-бурджигин происходит из его потомства. Значение бурлжигин - синеокий, и, как это ни странно, те потомки, которые до настоящего времени (начало XIV века) произошли от Есугей-баха-дура, его детей и уруга (потомков) его, по большей части синеоки и рыжи».

Согласно автору «Истории первых четырех ханов из Дома Чинги-сова», Чингисхан «обладал глубоким умом и великим рассудком. На войне был чрезвычайно быстр». Китайскому автору вторит персидский историк, автор «Сборника летописей». Чингисхан, пишет он, «был чрезвычайно отважным и мужественным человеком, весьма умным и даровитым, рассудительным и знающим».

Еще в те годы, когда молодой Темучин и не помышлял о власти над могущественной империей, многие черты его характера уже отмечались степняками - сила, щедрость, хитрость и ум. О нем говорили: «Этот Темучин снимает платье, которое носил, и отдает; с лошади, на которой сидел, сходит и отдает». Благодаря этим качествам, говорится в источнике, «слава и молва о нем распространились по окрестностям, и в сердцах людей зародилась любовь к нему. Племена склонялись и выказывали влечение к нему, так что он окреп и стал могущественным и сделал своих друзей победителями и победоносными, а недругов унизил и покорил».

Следуя своим предкам, Чингисхан поклонялся Вечному Синему Небу (Тэнгри) как верховному божеству и творцу всего сущего, но был свободен от суеверного страха и почитания шамана, руководствовался в своих поступках только политическим расчетом. Когда влияние главного шамана страны Кокэчу по прозванию Тэб-Тэнгри (Самый Небесный), от которого Темучин получил свой ханский титул, усилилось настолько, что грозило ослабить авторитет самого хана, он устранил шамана так же просто, как устранял своих соперников из высшей аристократии. Тэб-Тэнгри переломили спинной хребет и людям объяснили его смерть возмездием Вечного Неба за то, что он «обижал и несправедливо клеветал» на братьев Чингисхана.

Завоевывая обширную империю, подчиняя себе множество народов, Чингисхан сталкивался с различными религиями, но не оказывал предпочтения ни одной из них. На это указывает и Джувейни.

«Чингисхан, - пишет он, - не принадлежал ни к какой религии и ни к какой религиозной общине, был чужд какого бы то ни было фанатизма и того, чтобы отдать предпочтение одной церкви перед другой и допускать преимущество последователей одной религии перед последователями другой. Хотя он с уважением относился к мусульманам, в то же время почитал и христиан, и язычников, поэтому и дети его избрали, каждый по своей склонности, разные религии. Одни приняли ислам, другие стали христианами, третьи предпочли поклоняться идолам, а четвертые следовали верованиям своих предков, не склоняясь ни к одной из существующих других религий».

В научной литературе уже было высказано мнение об отсутствии системы в воспитании и образовании монгольских царевичей. Одни потомки Чингисхана получали христианско-уйгурское воспитание, другие - мусульманское, все это вызывало раздоры и нанесло в конечном счете дополнительный удар единству империи.

В государствах, образованных монголами, монгольское письмо на уйгурской основе было по преимуществу «ханским» и в качестве такового продолжало употребляться, особенно в дипломатических документах, еще в XIV и XV веках.

Чингисхан был беспощаден к врагам государства, какими бы высокими качествами они ни обладали. Эпизод, который привожу ниже, служит подтверждением его жесткости в принятии решений, касающихся вопросов власти и государства.

В 1216 году, после завершения очередной военной кампании в Китае, Чингисхан поручил Джучи, своему старшему сыну (умер в начале 1227 года), добить бежавших на запад меркитов. Давние противники сошлись в бою около Иргиза, в степных просторах современного Центрального Казахстана. Меркиты потерпели полное поражение, а их предводитель Култуган был схвачен и доставлен в ставку Джучи. Так как царевич, говорится в источнике, слышал о меткости Култугана, то поставил мишень и приказал ему пустить в нее стрелу. Култуган-мерген (мерген - меткий стрелок) попал в цель, а вслед пустил другую стрелу, которая вонзилась в оперенье первой и расколола ее. Джучи это чрезвычайно понравилось. Он отправил к Чингисхану посланца с просьбой сохранить жизнь Култугану. Просьбу сына Чингисхан не одобрил, и ответ его был суров:

Нет ни одного племени хуже племени меркитов: сколько раз мы воевали с ними, много беспокойств и затруднений видели от них. Каким же образом возможно оставить его в живых, чтобы он опять возбудил мятеж?! Я приобрел для вас все эти области, войско и племена, какая же нужда в этом человеке?! Врагу государства нет лучшего места, чем могила! И Джучи казнил Култугана.

Чингисхану выпало родиться и жить в такое время, когда война была главным и даже будничным делом. Она «не разбирала ни возраста, ни пола, ни состояния». Чингисхан с юности усвоил, что история пишется кровью и любое средство может быть оправдано, если хочешь удержать власть в своих руках.

Судя по действиям Чингисхана и его отдельным высказываниям, война для него - не просто обычное состояние, но и потребность души.

«Величайшее наслаждение и удовольствие для мужа состоит в том, - говорил он, - чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его с корнем и захватить все, что тот имеет; заставить его замужних женщин рыдать и обливаться слезами; в том, чтобы сесть на его хорошего хода, с гладкими крупами меринов…».

Чингисхан был человеком такой внутренней силы, что оказался способным придать четкий облик огромной многоязычной и поликонфессиональной империи. Это качество монгольского властелина отметил еще в XVIII веке французский мыслитель Вольтер (1694 -1778). Жизнь Чингисхана, писал он, «является одним из доказательств, что не может быть великого завоевателя, который не был бы великим политиком. Завоеватель - человек, чья голова искусно использует чужие руки. Чингис так ловко управлял завоеванной частью Китая, что она не восставала во время его отсутствия; и он умел так хорошо господствовать в своей семье, что его четыре сына, которых он сделал своими генерал-лейтенантами, стремились почти всегда ревностно ему служить и стали орудием его побед».

Огромные организаторские способности Чингисхана тем более заслуживают внимания, что он до конца жизни был чужд всякого образования и, по словам его сына и преемника Угедея, не знал никакого другого языка, кроме монгольского.

Зато Чингисхан принял меры к тому, чтобы его сыновья и потомки получили образование и не находились в полной зависимости от иноплеменных чиновников. Как уже говорилось выше, для нужд государства он ввел письменность, заимствовав ее у древних уйгуров. «Так как у татар не было письменности, - пишет Джувейни, - Чингисхан повелел, чтобы дети татарские выучились грамоте у уйгуров». Уйгурскому письму и наукам обучалось все молодое поколение монгольской знати спустя еще десятки и десятки лет после Чингисхана. Обращает на себя в этом отношении сообщение Рашид ад-Дина о том, что когда Хулагуиду Газану (родился в 1271 году, правил в Иране в 1295-1304 годах) «исполнилось пять лет, Абага-хан поручил его китайскому бахши (этот термин одинаково прилагался к уйгурским писцам и буддийским отшельникам. - Т. С) Яруку, чтобы он его воспитал и обучил монгольскому и уйгурскому письму, наукам и хорошим их, бахшиев, приемам».

Здесь, как мы видим, не просто высказывание, здесь целое мировосприятие зрелого человека. Поэтому представляется весьма удачной та характеристика, которую дает В. В. Бартольд Чингисхану как государю и человеку. «Мировоззрение Чингисхана, - пишет он, - до конца было мировоззрением атамана разбойников, который ведет своих товарищей к победам и доставляет им добычу, делит с ними все труды, в дни несчастия готов отдать им все, даже свою одежду и своего коня, в дни счастья испытывает вместе с ними величайшее из наслаждений - ездить на конях убитых врагов и целовать их жен. Гениальный дикарь применял свои редкие организаторские способности все к более обширному кругу лиц и не видел разницы между качествами, необходимыми для начальника отряда в десять человек, и качествами, необходимыми для управления империей».

Жесткость Чингисхана, переходящая в жестокость, из свойств его личности была возведена в разряд средств государственной политики. Чингисхан сознательно применял жестокие методы ведения войны, предусматривающие широкое применение репрессий. В его биликах (высказываниях) есть такая фраза: «Мы отправляемся на охоту и убиваем много изюбрей, мы выступаем в поход и уничтожаем много врагов».

В мусульманских источниках зафиксировано около трех десятков случаев «всеобщей резни» при взятии городов монголами. Вот отзыв о тех кровавых событиях и их последствиях мусульманского историка ан-Несеви, участника войны с монголами:

«Кровопролитие, грабежи и разрушения были таковы, что поселения пали, как скошенная трава, а земледельцы уходили голые. Было извлечено открытое и закрытое, выжато явное и спрятанное, и стало так, что не было слышно ни блеяния, ни рева; лишь кричали совы и отдавалось эхо…».

Есть исследователи, которые пытались оправдать жестокость Чингисхана воззрениями той среды, в которой он жил. Однако, как справедливо заметил В. В. Бартольд (1869-1930), выдающийся знаток истории Востока и основатель русской школы туркестановедения, «в подобных попытках оправдания не нуждаются ни исторический народ, ни исторический деятель. Историку приходится брать ход истории таким, каким он был и каким он не мог бы быть, если бы не было людей, готовых проливать кровь ради достижения своих личных честолюбивых целей. Находящаяся уже в «Сокровенном сказании» легенда о том, что Чингисхан родился с комком запекшейся крови в руке, наглядно показывает, что количество крови, пролитой по повелению Чингисхана, поражало и его монголов, несмотря на то, что представление о нравственной ответственности перед «Вечным Небом» не только было «смутным», но едва ли вообще существовало. Монгольское язычество еще было на той стадии развития, когда в религиозные воззрения еще не вносятся этические начала. С представлением о пролитой крови не только не связывалось представление о загробной ответственности, но, напротив, существовало представление, что убитые люди будут служить на том свете тому, кто их убил или ради кого они были убиты».

Чингисхан и впрямь был честолюбивым человеком. Вспомним его слова, сказанные сыновьям перед последним в своей жизни походом на Тангут: «Я не хочу, чтобы моя кончина случилась дома, я ухожу за именем и славой».

В 1206 году в Монголии где-то на берегу степной речки Керулен состоялся курултай (собрание) представителей местных кочевых темен. На нем было объявлено о создании нового государства, во главе которого встал удачливый вождь Темуджин, принявший новое имя Чингисхан. Это локальное событие привело затем к глобальным потрясениям, настолько поразившим воображение современников, что их последствия до сих пор не оставляют никого равнодушный ни к имени Чингисхана, ни к созданному им государству

Никто точно не знает, в какое время года состоялся тот исторический курултай. Поэтому современная Монголия празднует его весь этот год, а основные торжества должны пройти как раз в августе. Для монголов это действительно великая дата и память о славной истории предков, за очень короткий срок создавших когда-то самую большую империю в мире. Другого такого примера в истории человечества просто не существует. На очень короткий период в составе Монгольской империи оказались территории от современной Хорватии и Сербии — на западе до Кореи — на востоке, от Новгорода — на северо-западе до острова Ява ~ на юго-востоке, от Тюмени — на севере до Сирии и Месопотамии — на юге. Армия этого государства совершала походы на Вьетнам, Бирму, Японию, Индию, греческую Никейскую империю со столицей в Константинополе. Оно включало в свой состав весь Китай плюс, примкнувший к нему Тибет, большую часть мусульманского мира. Вопрос о том, как вообще это было возможно, до сих пор волнует интеллектуалов по всему миру, особенно в тех странах, которые были монголами завоеваны.

Но самое поразительное это даже не факт таких масштабных завоеваний. Гораздо интереснее, что влияние той исторической Монгольской империи на судьбы разных современных народов ощущается до сих пор. Острые дискуссии о тех или иных поворотах истории различных этносов неизбежно наталкиваются на монгольскую государственность и на отношение к ней. Ни одна из империй, созданных когда-либо кочевниками, не произвела столь глубоких изменений в этнической истории Евразии. В монгольскую эпоху входили одни люди и этнические группы, а на ее руинах появлялись совершенно другие. Так было с русскими из Древней Руси, которые из-под развалин монгольской государственности вышли разделенными на три группы, получившими название русские, украинцы и белорусы. Из той же эпохи произошли современные этносы казахов, узбеков, ногайцев на Северном Кавказе, хазарейцев в Северном Афганистане и некоторых других. У ученых есть мнение, что этнос дунган (хуэй) появился как раз на обломках монгольской империи Юань в Китае. Его составили выходцы из так называемого сословия сэму, в него входили в основном мусульмане, как местные, так и пришедшие с запада, проживавшие главным образом в провинции Ганьсу, которые в Юань занимали привилегированное положение по отношению к китайцам и после ее гибели подчинялись новой империи Мин.

Возможно, дело в том, что история монголов нам известна в основном по рассказам тех народов, которые имели письменную историю, а здесь внимание главным образом концентрировалось на произведенных ими разрушениях.

Кроме того, кочевники монголы были чужды одновременно и христианскому и мусульманскому восприятию мира. Они считались варварами в самом отрицательном смысле этого слова, и их феноменальные успехи рассматривались как своего рода «наказание божье». Поэтому в классической истории доминирует мысль о том, что монгольские завоевания и созданная ими империя это что-то вроде неприятного недоразумения на пути развития разных народов и ничего, кроме разрушений и остановки в развитии, они в историю Евразии не привнесли.

К примеру, главный тезис Российской истории основан на том, что Древняя Русь своим сопротивлением спасла цивилизованную Европу от монголов, соответственно потеряла время и темп развития, чем и была обусловлена ее последующая некоторая отсталость по сравнению с европейскими народами.

Сыновья Чингисхана. Краткая биография и дети Чингисхана

Однако высказывалась и другая мысль, что после вхождения в состав в Монгольской империи в Северо-Восточной Руси радикально изменилась политическая организация. Московские князья фактически заимствовали восточную самодержавную модель развития и управления государством от монголов, которые в свою очередь получили ее от китайцев и адаптировали под свои нужды. Если до монгольского завоевания на Руси власть князя была эфемерна и неустойчива, а главную роль играли пережитки племенной демократии вроде веча и избираемого им тысяцкого, то в постмонгольский период всего этого уже не было. Самодержавная власть московских князей трансформировалась во власть российских царей, которые затем создали свою великую империю. Те же части Древней Руси, которые попали в состав Литвы, а затем Польши, пошли своим путем — они заимствовали с Запада системы управления от Магдебургского городского права до церковной унии с католиками, и им до сих пор чужда та жизнь, которая привычна для Руси Московской.

С другой стороны, в Китае к Монгольской империи и личности Чингисхана относятся очень положительно. Несмотря на то, что разрушения в Китае в ходе длительных войн были, очевидно, не меньше, чем в той же Руси. Председатель Мао Цзэдун даже писал о Чингисхане стихи. Для китайцев Монгольская империя, в отличие от других кочевников, которые ограничивались завоеванием собственно Китая, скорее всего, интересна тем, что она активно использовала китайские методы управления и организации государства и при этом завоевала половину известного им мира. Если бы монголы, так же как другие «варвары» — хунны, сяньби, тибетцы, кидани, чжурчжени, эксплуатировали только Китай, то китайцам было бы обидно. А так монголы дошли до Запада, и одно, очень короткое время, из современного Пекина, в XIII веке носившего имя Ханбалык, управлялась вся Евразия, проводились переписи населения, собирались налоги. Китайцам это, несомненно, приятно.

Гораздо сложнее положение у современных казанских татар. С одной стороны, их предки волжские булгары оказали монголам ожесточенное сопротивление. По крайней мере, на завоевание булгар монгольские войска потратили больше времени, чем на Северо-Восточную Русь. С другой — они сегодня все отчетливее претендуют на наследие монгольского государства Золотой Орды. Ситуация очень сложная и похожая на положение дел в казахской истории.

Здесь также борются два начала. Одно выражено героической обороной Отрара от монгольских захватчиков. Второе — стремлением адаптировать монгольскую историю и самого основателя империи под нужды казахской истории. Поэтому вопрос, что же делали предки казахов в районе Отрара, защищали его или осаждали, остается открытым. В прошлом году это даже вызвало острую полемику между двумя уважаемыми деятелями культуры. Один обвинил другого, что он не может представлять интересы казахского народа, потому что его предки как раз Отрар и штурмовали. Автор намекал на то, что его уважаемый оппонент относится к казахскому племени конрат, которое явно по названию связано с монгольским хунгират.

В этой связи стоит вспомнить парадокс известного казахстанскою востоковеда Юдина: почему крупные казахские племена, имеющие несомненное отношение к тюркским корням, в основном имеют монгольские названия, и только два относятся к историческим тюркским — кипчаки и канглы. Юдин имел в виду аргынов, дулатов, джала-иров, кереев, конратов, найманов и некоторых других. Можно добавить еще, что часть крупных исторических племен как у казахов, так и узбеков носили названия войсковых подразделений монгольской армии. У узбеков это племена минг, юз, у казахов — тама. В первом случае это тысяча и сотня, а во втором _ подразделения, назначенные в охрану основного лагеря. Дискуссии по этому вопросу будут продолжаться еще долго, потому что однозначный ответ вряд ли сегодня возможен. Но факт остается фактом: без монгольского влияния тут не обошлось.

Но дело еще и в том, что монгольские завоевания и империю все понимают как историю монгольского этноса. В то же время можно предположить, что монгольский этнос как раз и появился в результате создания Чингисханом государства из разрозненных племен, проживавших в Монголии. Сточки зрения марксистского понимания истории это явная ересь. Марксисты, как известно, очень плохо относились к роли личности в истории. Но данная империя тем и отличалась от всех остальных кочевых государств, что она не носила ярко выраженного племенного, этнического характера. В империи могли служить самые разные люди, и ее уникальность как раз и заключается в том, что она смогла использовать в своих интересах всех, кого встречала на своем пути.

В монгольской армии служили и делали карьеру самые неожиданные люди и в самых неожиданных местах. Христианский священник несторианского толка из Северного Китая назначался митрополитом Сирии. Мусульманин из Ирана ~ губернатором вьетнамской провинции, русский князь командовал войсками при штурме осетинского города в предгорьях Северного Кавказа, русские, осетинские, кипчакские войска составляли гвардию империи Юань вплоть до ее падения. Их остатки отступили в монгольские степи вместе с монголами. Известный историк Владимирцов нашел следы их присутствия в структуре монгольских родов позднего времени.

Эта империя была создана мечом, но ее особенность заключалась в том, что она неплохо управлялась и могла использовать опыт завоеванных ею народов. Например, самый непримиримый противник монголов в Средней Азии ~ правитель Ходжента Тимур-Мелик после долгих лет скитаний и борьбы с ними вернулся в свой город и с удивлением узнал, что городом от имени монголов управляет его сын. У российского историка Насонова есть любопытное свидетельство из Угличской летописи. Там сказано, что собрались люди в Угличе и решили: как придет Батый, открыть ему ворота, так как слышали они, что не грабят и не убивают монголы тех, кто покорился. Пришел Батый и ушел, не ограбив и не разрушив города. Далее Насонов пишет, что такая же судьба была у целого ряда городов Северо-Восточной Руси _ Ростова, Костромы, Ярославля и некоторых других. У армянского историка Галстяна есть еще одно интересное упоминание о том, что некий армянский князь Хасан Прош осаждал со своей армией город Тигра-накерт, где укрылся один из эйюбидских эмиров, через два года взял его. Далее у Галстяна написано буквально следующее: «С большим трудом монголы захватили этот город и затем перебили всех защитников». Поэтому и доминирующее представление о почти апокалипсисе, с которым были связаны монгольские завоевания, все-таки было некоторым преувеличением».

Таким образом, Великий хан монголов достиг-таки желаемого: Чингисхан безоговорочно признается одним из крупнейших завоевателей в истории человечества, а его имя (точнее прозвище-титул, совершенно вытеснившее его личное имя) и поныне известно миллионам людей на всех пяти обитаемых континентах и давно стало нарицательным.

Биография Чингисхана крайне туманна и содержит множество неточностей. При ее изучении вы увидите несколько возможных дат рождения, важных событий и смерти, что является до поры до времени нормально, пока не появятся более глубокие исторические данные о жизни этого великого полководца.

Родился Чингисхан в 1155 или же в 1162 году. Известно, что местом его рождения было поселение монголов неподалеку от верхнего течения реки Онон. Также исторические данные предоставляют информацию, что рос маленький Темуджин без отца, который оставил семью. Юному Темуджину пришлось выживать.

По мере течения жизненных событий, женился на девушке Бортэ, чтобы построить свою собственную семью. Нрав у него был крайне властным, поэтому Темуджину (Чингисхану) удалось собрать людей, которые позже переформировались в войско, в котором он стал теперь полководцем. Зарабатывали они нападениями и грабежом, что позже преобразовалось в завоевание территорий. Со временем, земляные владения под началом Чингисхана увеличивались, слава о нем летела впереди самого полководца, так что Чингисхан стал известным захватчиком.

Был период в завоеваниях Чингисхана, когда он на время отложил военные набеги, и вкладывал усилия во внутреннее формирование своей орды, что было новаторским на примере предыдущих лет управления на данной территории. В 1205 году, который, собственно, и является годом объединения многих татарских племен под монгольским началом и преобразования их в единую систему татаро-монгол, принес первые военные трофеи и завоевания после длительного периода затишья и поражений. В 1210 году Чингисхан удостоился титула великого хана над всеми завоеванными и объединёнными племенами. Чингисхан проводил активную внешнюю политику по укреплению связи между общинами, а также внутренне формировал устойчивый аппарат подчинения власти высшего правителя, что помогло сохранить полученные им в результате военных завоеваний земли и племена под своим крылом.

Как всякий правитель, Чингисхан вводил множество реформ, которые направлялись на улучшения благостояния племен, однако они все равно носили военный характер, что отображалось на внешних контактах полководца. Он понимал и всячески популяризировал один язык – язык оружия, насилия и крови, который его народ очень хорошо усвоил за годы правления Чингисхана.

Уже к 1211 году полководец Чингисхан мог похвастаться завоеванием чуть ли не пол мира: Средней Азии, Сибири, подчинения нескольких провинций Китая. С Китаем и его императором у Чингисхана были долгосрочные договоренности по заключению мира, в результате чего монгольский завоеватель оставил Китай в покое. Однако свое слово он сдержал ненадолго и в 1214 году вновь развязал войну. В 1223 году Чингисхан двигался на юго-запад. По пути им было завоеваны Крым и Сурож, что принесло значительные потери властвовавшей тогда Киевской Руси. Особенно обостренные бои велись на реке Калке. Постепенно Чингисхан добился расширения своей Монгольской империи. Последним громким достижением перед кончиной великого и наводящего ужас полководца Чингисхана было уничтожение Тунгусского государства. Скончался Чингисхан в 1227 году.

Скачать данный материал:

(Пока оценок нету)

Имя: Чингисхан (Тэмуджин Борджигин)

Дата рождения: 1162 г.

Возраст: 65 лет

Деятельность: основатель и первый великий хан Монгольской империи

Семейное положение: был женат

Чингисхан: биография

Полководец, известный нам как Чингисхан, родился в Монголии в 1155 или 1162 году (по разным источникам). Настоящее имя этого человека – Тэмуджин. Он появился на свет в урочище Делюн-Болдок, его отцом стал Есугей-багатура, а матерью – Оэлун. Примечательно, что Оэлун была посватана за другого мужчину, но Есугей-багатура отбил возлюбленную у своего соперника.

Тэмуджин получил свою имя в честь татарина Тэмуджина-Уге. Этого вождя Есугей одолел незадолго до того, как его сын издал свой первый крик.


Тэмуджин достаточно рано лишился отца. В девятилетнем возрасте он был сосватан одиннадцатилетней Борте из другого рода. Есугей решил оставить сына в доме невесты, пока они оба не достигнут совершеннолетнего возраста, чтобы будущие супруги получше друг друга узнали. На обратном пути отец Чингисхана задержался на татарской стоянке, где его отравили. Через три дня Есугей скончался.

После этого для Тэмуджина, его матери, второй жены Есугея, а также братьев будущего великого полководца настали темные времена. Глава клана прогнал семью с привычного места и отобрал весь принадлежащий ей скот. На протяжении нескольких лет вдовам и их сыновьям пришлось жить в абсолютной нищете и скитаться по степям.


Спустя некоторое время вождь тайчиутов, прогнавший семью Тэмуджина и провозгласивший себя владельцем всех завоеванных Есугеем земель, начал опасаться мести со стороны повзрослевшего сына Есугея. Он натравил на стойбище семейства вооруженный отряд. Парень сбежал, однако вскоре его догнали, пленили и поместили в деревянную колодку, в которой он не мог ни попить, ни поесть.

Спастись Чингисхану помогла собственная смекалка и заступничество нескольких представителей другого племени. В одну из ночей он сумел убежать и спрятаться в озере, практически полностью уходя под воду. Затем несколько местных жителей спрятали Тэмуджина в телеге с шерстью, а после – дали ему кобылицу и оружие, чтобы он смог добраться домой. Через некоторое время после успешного освобождения молодой воин женился на Борте.

Приход к власти

Тэмуджин, как сын вождя, стремился к власти. Поначалу ему нужна была поддержка, и он обратился к хану кереитов Тоорилу. Он был побратимом Есугея и согласился объединиться с ним. Так началась история, которая привела Тэмуджина к званию Чингисхана. Он совершал набеги на соседние поселения, преумножая свои владения и, как ни странно, свою армию. Другие монголы по время сражений стремились убить как можно больше противников. Тэмуджин же, напротив, стремился оставить как можно больше воинов в живых, чтобы переманить их к себе.


Первая серьезная битва молодого полководца состоялась против племени меркитов, которые были в союзе со все теми же тайчиутами. Они даже похитили жену Тэмуджина, однако он, вместе с Тоорилом и еще одним союзником – Джамухи из другого племени – одолел противников и вернул себе жену. После славной победы Тоорил решил вернуться в собственную орду, а Тэмуджин с Джамухой, заключив союз побратимства, остались в одной орде. При этом большей популярностью пользовался Тэмуджин, а Джамуха со временем начал испытывать к нему неприязнь.


Он искал повода для открытой ссоры с побратимом и нашел его: младший брат Джамухи погиб, когда попытался украсть лошадей, принадлежавших Тэмуджину. Якобы с целью мести Джамуха напал на противника со своим войском, и в первом сражении он одержал победу. Но судьба Чингисхана не привлекала бы столько внимания, если бы его можно было так просто сломить. Он быстро оправился от поражения, и его ум начали занимать новые войны: вместе с Тоорилом разгромил татар и получил не только отличную добычу, но и почетный титул военного комиссара («Джаутхури»).

Далее последовали другие успешные и не очень походы и очередные соревнования с Джамухой, а также с вождем другого племени – Ван-Ханом. Ван-Хан не был настроен категорично против Тэмуджина, однако был союзником Джамухи и оказался вынужден действовать соответственно.


Накануне решающей битвы с совместными войсками Джамухи и Ван-Хана в 1202 году полководец самостоятельно совершил очередной набег на татар. При этом он снова решил действовать не так, как было принято выполнять завоевания в те времена. Тэмуджин заявил, что во время боя его монголы не должны захватывать добычу, поскольку вся она будет поделена между ними только после завершения сражения. В этой схватке будущий великий правитель одержал победу, после чего распорядился казнить всех татар в качестве возмездия за монголов, которых те убили. В живых были оставлены только маленькие дети.

В 1203 году Тэмуджин и Джамуха с Ван-Ханом снова встретились лицом к лицу. Поначалу улус будущего Чингисхана терпел потери, но из-за ранения сына Ван-Хана противники отступили. Дабы разобщить своих врагов, во время этой вынужденной паузы Тэмуджин отправлял им дипломатические послания. В это же время несколько племен объединились, чтобы воевать как против Тэмуджина, так и против Ван-Хана. Последний разбил их первыми и принялся отмечать славную победу: тут-то войска Тэмуджина и настигли его, застав воинов врасплох.


Джамуха остался только с частью войска и решил скооперироваться с еще одним вождем – Таян-ханом. Последний хотел сразиться с Тэмуджином, так как на тот момент только он казался ему опасным соперником в отчаянной борьбе за абсолютную власть в степях Монголии. Победу в сражении, состоявшемся в 1204 году, одержала снова армия Тэмуджина, продемонстрировавшего себя как одаренного полководца.

Великий хан

В 1206 году Тэмуджин получил звание Великого хана надо всеми монгольскими племенами и принял широко известное имя Чингиз, которое переводится как «повелитель бескрайнего в море». Было очевидно, что его роль в истории монгольских степей огромна, как и его войско, и никто больше не решался бросить ему вызов. Это пошло на пользу Монголии: если раньше местные племена постоянно воевали друг с другом и совершали набеги на соседние поселения, то теперь они стали похожи на полноценное государство. Если до этого монгольская национальность неизменно ассоциировалась с распрями и кровопотерями, то теперь – со сплоченностью и могуществом.


Чингисхан - великий хан

Чингисхан хотел оставить после себя достойное наследие не только как завоеватель, но и как мудрый правитель. Он ввел свой собственный закон, который, помимо прочего, говорил о взаимопомощи в походе и запрещал обманывать доверившегося. Эти моральные принципы требовалось соблюдать неукоснительно, в противном случае нарушителя могла ожидать казнь. Полководец перемешал различные племена и народы, и к какому бы племени раньше ни относилась семья – ее взрослые мужчины считались воинами отряда Чингисхана.

Завоевания Чингисхана

О Чингисхане написаны многочисленные фильмы и книги не только потому, что он навел порядок в землях своего народа. Он также широко известен успешными завоеваниями соседних земель. Так, в период с 1207 по 1211 годы его войско подчинило великому правителю практически все народы Сибири и заставило их выплачивать Чингисхану дань. Но на этом полководец не собирался останавливаться: он хотел завоевать Китай.


В 1213 году он вторгся в китайское государство Цзинь, установив власть над местной провинцией Ляодун. На всем пути следования Чингисхана и его армии китайские войска сдавались ему без боя, а некоторые и вовсе переходили на его сторону. К осени 1213 года монгольский правитель укрепил свои позиции вдоль всей Великой Китайской стены. Тогда он отправил три мощные армии, которые возглавляли его сыновья и братья, в разные регионы Цзиньской империи. Некоторые поселения сдались ему почти сразу, другие – сражались до 1235 года. Однако в итоге на весь Китай того времени распространилось татаро-монгольское иго.


Даже Китай не мог заставить Чингисхана прекратить свое нашествие. Добившись успеха в сражениях с ближайшими соседями, он заинтересовался Средней Азией и, особенно, плодородным Семиречьем. В 1213 году правителем этого региона стал беглый найманский хан Кучлук, который допустил политический просчет, начав гонения на последователей ислама. В результате правители нескольких оседлых племен Семиречья добровольно объявили, что согласны быть подданными Чингисхана. Впоследствии монгольские войска завоевали и другие регионы Семиречья, разрешив мусульманам выполнять свои богослужения и, тем самым, вызвав симпатию у местного населения.

Смерть

Полководец скончался незадолго до капитуляции Чжунсина – столицы одного из тех самых китайских поселений, которые до последнего пытались противостоять монгольскому войску. Причина смерти Чингисхана называется разная: упал с лошади, внезапно заболел, не смог адаптироваться к тяжелому климату другой страны. Где расположена могила великого завоевателя – до сих пор точно неизвестно.


Смерть Чингисхана. Рисунок из книги о путешествии Марко Поло, 1410 - 1412 гг

Многочисленные потомки Чингисхана, его братья, дети и внуки старались сохранить и приумножить его завоевания и были крупными государственными деятелями Монголии. Так, его внук стал старшим среди чингизидов второго поколения после кончины своего дедушки. В жизни Чингисхана было три женщины: упоминавшаяся ранее Борте, а также его вторая жена Хулан-хатун и третья жена татарка Есугэн. В общей сложности они родили ему шестнадцать детей.



Поделиться