Поэт Спиридон Дмитриевич Дрожжин: биография, лучшие произведения и интересные факты. Дрожжин спиридон дмитриевич Интересные факты из жизни дрожжина

Слайд 2

Слайд 4

Его дед отличался природным умом, отличной памятью и добродушием. Он умел читать и выучил письму, чтению своих детей, а в последствии и внука.

Слайд 5

В школе Спиридон учился две неполных зимы. В 11 лет мать отправила его на заработки в Санкт-Петербург и определила половым в гостиницу «Европа». Четыре года, проведенные в кабацкой атмосфере, не погубили, а обострили стремление к знаниям и лучшей жизни.

Слайд 6

«Я с жадностью набрасывался на чтение, получаемых гостиницей журналов, газет. Читать приходилось урывками и украдкой от буфетчика, который… мало того, что избил меня, но и все книги, какие только нашел в моем комоде, отнял и сжег…» (Автобиография).

Слайд 7

Часто обстоятельства складывались так, что ему больному, полуголодному приходилось ночевать на гранитных ступенях Невы, в Александровском парке.

С переходом на службу в табачную лавку у Дрожжина появилась возможность читать, посещать театр, писать незатейливые, но трогательные стихи. Двери университета для него закрыты, а он настойчиво занимается самообразованием.

Слайд 8

В 16 лет Спиридон Дмитриевич написал свое первое стихотворение и начал писать дневник, который вел до конца жизни.

Слайд 10

В 1873 г. в ж. «Грамотей» увидела свет его «Песня про горе добра-молодца». Это лирическое стихотворение о себе, принесло известность начинающему поэту. Его стали печатать другие журналы «Дело», «Слово»,«Свет», «Родничок», но материальное положение это не улучшило.

Слайд 11

Сон труженика.
Господи, сколь работы-
Некогда даже вздохнуть!
И от нужды и заботы
Вся истомилася грудь.
Некогда даже молиться,
Ляжешь в постель – и во сне
Хата знакомая снится,
Мать на родной стороне.
Ночью в промерзлые окна
Зимняя вьюга слышна…
Матушка тянет волокна
Из шелковистого льна.

Слайд 12

В поисках заработка Дрожжин побывал во многих городах: Москве, Твери, Киеве, Ташкенте. Приходилось быть лакеем у помещика, подручным в книжном магазине. В 1875 г., приехав на родину, женится на крестьянке Марии Афанасьевне Чуркиной, спокойной, немногословной, трудолюбивой, чуткой и красивой девушке. Она стала верной спутницей и музой поэта в течение 45 лет. После женитьбы семья скитается 20 лет и порой вынуждена голодать, продавать последние вещи.

Слайд 13

Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым поэт возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. Вскоре к 40 летию со дня рождения, впервые выпускается сборник стихотворений с автобиографией поэта.

Слайд 14

К концу XIX века Спиридон Дрожжин становится самым известным русским крестьянским поэтом. В Низовке летом 1900 г. его посещает Райнер Мария Рильке (1900). Австрийский поэт-символист. Рильке называли «Пророком прошлого» и «Орфеем 20 го столетия».

Слайд 15

Основными мотивами поэзии по-прежнему остаются природа и труд. Поэт искренно и преданно любил деревню. Во многих стихотворениях горе и печаль -основное настроение:

«Сосед мой ходит озабочен:
Надежды нет на урожай,
Оброк за целый год не плочен,
Хоть в гроб ложись да умирай!»

Слайд 16

Для стихов этого периода характерно соединяющее в себе и красоту, и грусть описание сельской жизни. При этом, в отличие от многих поэтов-горожан, Дрожжин не касается революционных событий 1905 - 1907 годов; яркий пример - посвященное также писавшему деревенские стихи Аполлону Коринфскому стихотворение «Летний вечер в деревне».

Слайд 17

«В деревне, чуть заря вечерняя займется,
Играет молодежь, сплетаясь в хоровод,
Звучит гармоника, и песня раздается
Такая грустная, что за душу берет.
Но грусть сроднилася с крестьянскою душою,
Она всегда в груди измученной живет
И разгоняется лишь песнею родною».

Слайд 18

Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов, проникли в фольклор.

Слайд 19

Спиридона Дмитриевича уважали односельчане. Дважды его избирали сельским старостой. Он «насколько хватало сил и умения служил родной деревне».

В 1905 г. Дрожжин был избран почётным членом Общества «Любителей российской словесности».

Слайд 20

В 1910 и 1915 годах за сборники «Заветные песни», «Баян», «Новые русские песни», «Песни старого пахаря» С.Д. Дрожжин получает литературные премии.

Слайд 21

Жёлтый лист за листомОпадает с ветвей;С неба солнце кругомСтало греть холодней.По раздольным полямБуйный ветер шумит,Осень тёмная к намЧёрной птицей летит...

Расцвела моя черёмуха в саду...
Ныне утром ты шепнула мне:
«Приду! Жди меня, как станет ночка потемней!»
Приходи же, моя радость поскорей!
Я хочу тебе в последний раз сказать,
Можно ль, милая, мне сватов засылать
И не полно ли украдкою с тобой
Нам сходиться под черёмухой густой.

Слайд 22

Неслучайно С.Д. Дрожжин называет свои стихи песнями. Он и сам имел хороший голос, великолепные музыкальные данные. Композиторы охотно сочиняли музыку на его стихи. Основными исполнителями были Ф.И. Шаляпин, Н.В. Плевицкая, А.Д. Вяльцева. Песня «У колодца», которой суждено стать русской народной была посвящена Шаляпину, с огромным успехом исполнявшим ее. В годы ВОВ ее пели партизаны.

Слайд 23

Быстро тучи проносилися
Тёмно-синею грядой,
Избы снегом запушилися:
Был морозец молодой.
Занесла кругом метелица
Все дороги и следы…
Из колодца красна девица
Достаёт себе воды, -
Достает и озирается,
Молодешенька, кругом,
А водица колыхается,
Озадёрнутая льдом…
Постояла чернобровая,
Коромысло подняла
И свою шубейку новую
Чуть водой не залила.
Вдоль по улице, как павушка,
Красна девица идёт,
А навстречу ей Иванушка
Показался из ворот…

Слайд 24

Революция 1917 года

Октябрьский переворот Дрожжин встретил в Низовке, но вскоре покинул ее, занявшись общественной работой. Был избран председателем съезда пролетарских писателей Тверской губернии (1919), почетным членом Всероссийского союза поэтов (1923).

Слайд 25

На историческую перемену поэт смотрел с оптимизмом.

«Теперь наш пахарь терпеливый,
Как прежде, с бедною семьей
Не будет плакаться над нивой-
Он, и довольный и счастливый,
Другие песни запоет
И к свету двинется вперед».
(«Прошли века неволи злой»)

Но вскоре он начинает понимать, что горя народного меньше не стало, но продолжает верить «в торжество добра и правды на земле».

Слайд 26

Последние годы провёл в Низовке. Дом поэта – очаг культурный жизни Тверской губернии, куда идут письма начинающих писателей, учителей, школьников. Многие из них охотно приезжают для встречи с поэтом.

Спиридон Дмитриевич Дрожжин

Дрожжин Спиридон Дмитриевич (6.12.1848-24.12. 1930), поэт. Родился в д. Низовка Тверской губ. в семье крепостного. В школе обучался «две неполных зимы». С к. 1860, более тридцати лет, в поисках заработка скитался по России, сменил множество профессий: был половым, подручным буфетчика, приказчиком, рабочим, продавцом в книжных магазинах. Печатался с 1873. В 1896 возвратился в родную Низовку, где посвятил себя любимым занятиям - литературе и сельскому хозяйству. Как поэт он развивался под воздействием песенного народного творчества. С 80-х стал широко известен как талантливый «поэт-самоучка», бытописатель русской деревни, как человек, воплощавший душевную чистоту и природную одаренность русского крестьянина. В дореволюционный период Дрожжин писал в стихах о жизни трудового крестьянства («В избе», 1882; «Зимний день», 1892; поэма «Исповедь матери», 1877).

Стихи Дрожжина отличаются задушевностью, непосредственностью восприятия, простотой и напевностью. Многие из них положены на музыку. Две песни на его слова исполнял Ф.И. Шаляпин . Песня «У колодца» («Быстро тучи проносилися») перешла в фольклор.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Дрожжин Спиридон Дмитриевич - поэт.

Из семьи крепостного. Первоначальной грамоте учился у деда: «На седьмом году моей жизни выучил меня церковнославянской азбуке и часослову» (Автобиография... М., 1923. С.9), а затем «две неполных зимы» - у деревенского дьячка. На этом родители сочли его образование законченным и отправили зимой 1860 в Петербург на заработки. Однако сам Дрожжин долгое время не расставался с надеждой на продолжение учебы. Работая мальчиком-половым в трактире «Кавказ», пристрастился к чтению поступавшей в трактир периодики, лубочной литературы; несмотря на скудные заработки, начал приобретать книги и вскоре стал читателем Петербургской публичной библиотеки, где знакомился с творчеством русских классиков. Считая Пушкина «царем поэтов», Дрожжин «особенно полюбил Лермонтова, Кольцова, Никитина и Некрасова» (Там же. С.14). Но мечта о настоящем образовании не осуществилась: в поисках заработка Дрожжин вынужден был скитаться по России, служа подручным буфетчика, лакеем, приказчиком и продавцом в книжных магазинах Петербурга, Москвы, Харькова, Ташкента, Ярославля.

В 16 лет начал писать стихи, в 18 - вести дневник. В 1870 сделал первую (безуспешную) попытку опубликовать стихотворения в «Иллюстрированной газете». Началом долгого творческого пути Дрожжина стала публикация «Песни про горе добра-молодца» в журнале «Грамотей» (1873. №12). С этого времени начинает печататься в малозаметных периодических изданиях, лишь изредка в центральных - журналах «Дело», «Слово», «РБ».

В 1878 познакомился с Н.А.Соловьевым-Несмеловым, другом и биографом И.3.Сурикова, способствовавшим его заочному знакомству и переписке с Д.Соловьев-Несмелов и А.Н.Пешкова-Толиверова сыграли важную роль в жизни начинающего поэта, приняв живое участие в его судьбе. Они же ввели Дрожжина в круг петербургских литераторов (А.К.Шеллер-Михайлов, К.С.Баранцевич, М.Н.Альбов, А.В.Круглов и др.), проявлявших интерес к творчеству писателей из народа. У Дрожжина появились новые возможности для публикаций, а с ними - вера в свои силы.

В 1880-1981 он вместе с Соловьевым-Несмеловым и др. писателями создал «Пушкинский кружок» (попав в 1884 в связи с его деятельностью под негласный надзор полиции).

В 1883 Дрожжин познакомился с редактором-издателем журнала «РС» М.И.Семёвским, который предложил ему написать автобиографию, опубликовал ее под названием «Поэт-крестьянин С.Д.Дрожжин в его воспоминаниях. 1848-1884» (РС. 1884. №9. С.10,12), считая, что полная лишений жизнь «русского самородка-самоучки», «бесспорно одаренного талантом и чувством», «интересна и поучительна» (Там же. С.503). Автобиография действительно вызвала немалый интерес и неоднократно переиздавалась со значительными изменениями и дополнениями под названием «Жизнь поэта-крестьянина С.Д.Дрожжина (1848-1900), описанная им самим, и избранные стихотворения» (СПб., 1900; 3-е изд. М., 1915) и «Автобиография с приложением избранных стихотворений» (М., 1923).

С 1880-х известность Дрожжина растет, он чрезвычайно активно печатается в периодике, в т.ч. в журналах «РБ», «Журнал для всех», «РС», «Родник», «Детское чтение», «Игрушечка» и др.

В 1889 в Петербурге вышел первый сборник Дрожжина «Стихотворения. 1867-1888 гг. С записками автора о своей жизни и поэзии» (3-е изд., испр. и доп. М., 1907).

Судьба поэта-крестьянина вселяла надежду в задавленных нуждой и изнурительным трудом людей, стремящихся к творчеству. В течение многих лет Дрожжин переписывался с начинающими литераторами, выступая в роли наставника. Однако литературная известность не избавила самого Дрожжина от нужды и лишений.

В 1896 он окончательно поселился в Низовке, занимаясь литературных трудом и сельским хозяйством. Это решение было горячо одобрено Л.Н.Толстым, с которым Дрожжин познакомился в 1892, а в 1897 посетил его в Хамовниках.

Большой популярностью пользовались сборники «Песни крестьянина» (1898; 2-е изд. 1929), «Поэзия труда и горя» (1901, здесь же - библиография, сост. И.И.Горбуновым-Посадовым), «Новые стихотворения (1898-1903)» (1904), «Песни рабочих» (1906; 2-е изд., испр. и доп. 1920), «Заветные песни» (1907), «Баян» (1909; 2-е изд., испр. и доп. 1920), «Новые русские песни» (1909) и др. Стихи Дрожжина были включены в школьные хрестоматии, выходили специальные сб. для детей: «Год крестьянина» (1899; 2-е изд. 1906), «Родная деревня» (1905), «Четыре времени года. Сельская идиллия для детей» (1914) и др.

Творчество Дрожжин развивалось в кольцовско-никитинских традициях, с учетом поэтического опыта Н.А.Некрасова; своеобразие его стиха в подчеркнутой вторичности, даже безличности простонародной «песенной» речи. Сам поэт видел истоки своей поэзии в русском фольклоре, много лет собирал и записывал его образцы. Благодаря песенной природе поэзии Дрожжина многие его стихотворения были положены на музыку и вошли в репертуар Н.Б.Плевицкой, А.Д.Бяльцевой, Ф.И.Шаляпина и др.

Судьба и творчество Дрожжина привлекли внимание Р.М.Рильке, который перевел на немецкий язык несколько его стихов, в июле 1900 гостил у поэта; см. публикацию Дрожжина «Современный германский поэт Р.Рильке (Из записок и воспоминаний)» (Путь. 1913. №12).

В начале 1900-х Дрожжин вошел в Московский товарищеский кружок писателей из народа (с 1903 - Суриковский литературно-музыкальный кружок). Член ОЛРС (с 1905).

В 1910 Академия наук на основании «Отзыва о сочинениях С.Д.Дрожжина» почетного академика, великого князя Константина Константиновича за сборник 1907-09 присудила Дрожжин денежную премию им. М.Н.Ахматова, а в 1915 удостоила почетным отзывом им. А.С.Пушкина за сборник «Песни старого пахаря. 1906-1912» (1913).

Среди ближайших друзей Дрожжина были И.А.Белоусов, М.Л.Леонов, А.А.Коринфский.

В советское время Дрожжин продолжал печататься и, несмотря на преклонный возраст, участвовал в общественной работе, избирался членом волостного исполкома. Добился в 1919 открытия в Низовке школы и народной библиотеки (названы его именем), в основу которой легло книжное собрание поэта.

В 1923 в Москве и Твери торжественно праздновались 50-летие литературной деятельности и 75-летие со дня рождения Дрожжина; изданы юбилейные сборники «Песни пахаря» (М.; Пг.; предисл. И.И.Морозова), «Избранные стихотворения» (Тверь), «Поэт-крестьянин С.Д.Дрожжин. Его жизнь и песни» (М.; Л.; под ред. и с биографическим очерком И.А.Белоусова). Тогда же избран почетным членом Всероссийского союза поэтов.

В 1938 в пос. Завидово, куда была перенесена могила Дрожжина, открыт музей его имени.

Л.Н.Иванова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 652-654.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Стихотворения. М., 1949. (Б-ка поэта. М. серия);

Песни гражданина / вступ. статья, подгот. текстов и прим. Л.А.Ильина. М., 1974;

Стихи. М., 1958.

Стихи. И.3.Суриков и поэты-суриковцы / подгот. текстов Е.С.Калмановского. М.; Л., 1966. (Б-ка поэта. Б. серия).

Литература:

Котляревский Н. И.3.Суриков и Дрожжин // Детский отдых. 1904. №5;

Ильин Л. Дом-музей Дрожжина // Музеи Верхневолжья: путеводитель. М., 1982;

Скатов Н. Некрасов. Современники и продолжатели. М., 1986. С.41-48;

Иванова Л.Н. Архив Дрожжина // Литературный архив. Материалы по истории русской литературы и общественной мысли. СПб., 1994. С.67-93.

Спиридон Дмитриевич Дрожжин (1848-1930) - русский поэт.

Биография

Родился 6 (18) декабря 1848 года в семье крепостных крестьян в деревне Низовка Тверской губернии. В школе учился две неполных зимы, потом одиннадцатилетнего сына мать отправила на заработки в Санкт-Петербург.

Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В Петербурге (1860-1871) занимался самообразованием, познакомился с произведениями Николая Некрасова , Алексея Кольцова, Ивана Никитина , Льва Толстого и др.

В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей» (1873). С этого времени Дрожжина стали печатать во многих журналах: «Дело», «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство» и др., в том числе тверских - «Тверской вестник» (1878-1882).

Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. В 1903 году «Кружок писателей из народа» организовал вечер, посвящённый 30-летию поэтической деятельности С. Д. Дрожжина; одним из организаторов вечера был И. А. Бунин , который назвал Дрожжина «самым даровитым поэтом-самоучкой».

Академия наук назначила в 1903 году Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 году - премию, за сборники «Заветные песни», «Стихотворения 1866-1888», «Новые русские песни», «Баян»; в 1915 году - почётный отзыв имени А. С. Пушкина за сборник «Песни старого пахаря».

После заполнения Иваньковского водохранилища в 1937 году его прах и последний дом были перенесены в посёлок Новозавидовский, где открыт музей (более 2-х тысяч ед. хранения).

Творчество

К концу XIX века становится самым известным русским крестьянским поэтом, в Низовке летом 1900 года его посетил автрийский поэт Райнер Мария Рильке , переводивший его стихи на немецкий язык.

В первое десятилетие XX в. одна за другой вышли книги поэта, Дрожжин был избран почётным членом Общества любителей российской словесности (1905), получил несколько литературных премий. Для стихов этого периода характерно соединяющее в себе и красоту, и грусть описание сельской жизни (при этом, в отличие от многих поэтов-горожан, Дрожжин не касается революционных событий 1905-1907 годов; яркий пример - посвященное также писавшему деревенские стихи Аполлону Коринфскому стихотворение «Летний вечер в деревне»).

Октябрьский переворот Дрожжин встретил в Низовке, вскоре покинул ее, занявшись общественной работой. Был избран председателем съезда пролетарских писателей Тверской губернии (1919), почетным членом Всероссийского союза поэтов (1924).

Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов, проникли в фольклор. Творчество Дрожжина вдохновляло композиторов А. Чернявского («Любо-весело», «У колодца» - вступление к поэме «Дуняша», «Красна девица, зазноба ты моя…»), В. Ребикова («Ах, о чём ты, ласточка…», «Догорает день зарёю…», «Жар весенних лучей…», «Ах, когда бы солнышко…», «Я для песни задушевной…»), В. Бакалейникова («Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Ах, о чём ты, ласточка…», «Красна девица, зазноба ты моя…»), Ф. Лашека («Не с мороза травушка…», «Догорает день зарёю…», «Что мне, молодцу, нужда…»), В Зиринга («Жница») и др. Исполнителями песен стали Ф. И. Шаляпин, Н. В. Плевицкая («Ах, о чём ты, ласточка…», «Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Любо-весело»), А. Д. Вяльцева.

Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.

Последние годы провёл в Низовке. Много печатался в местной периодке, в том числе в альманахе «Зарницы».

Книги Спиридона Дрожжина

  • Стихотворения 1866-1888, СПб. - 1889
  • Поэзия труда и горя (1889-1897), М. - 1901
  • Новые стихотворения. М. - 1904
  • Год крестьянина. М. - 1906
  • Заветные песни. М. - 1907
  • Новые русские песни. М. - 1909
  • Баян. М. - 1909
  • Песни старого пахаря. М. - 1913
  • Пути-дороги. М. - 1929
  • Песни крестьянина. М. - 1929
  • Избранное. Калинин. - 1940
  • Стихотворения. Л. - 1949
  • Песни гражданина. М. - 1974.
  • «Шлю привет родному краю…», Тверь - 1998.

В 2016 г. вышло первое собрание сочинений поэта-крестьянина. Трёхтомник Спиридона Дмитриевича Дрожжина (1848-1930) выпущен тверским издательством СКФ-офис, но появился он благодаря усилиям многих: генерального директора ГК «Голутвинская слобода» Андрея Огиренко, где развивается проект комплексного развития территории «Малое Завидово», администрации Вахонинского сельского поселения при поддержке РГНФ и Правительства Тверской области (научно-исследовательский проект № 13-14-69001 а/Ц) и внука поэта, Валентина Семёновича Морева. А главной научной силой в этой работе был известный историк литературы и фольклорист, профессор, доктор филологических наук Михаил Викторович СТРОГАНОВ. Сегодня он рассказывает о Дрожжине, Тверском крае и русской поэзии, развёртывающейся в пространстве и во времени...

– Михаил Викторович, вообще-то имя Дрожжина всем известно со времён букваря. Его строки «Всё зазеленело... / Солнышко блестит, / Жаворонка песня / Льется и звенит...»; «Улицей гуляет / Дедушка Мороз... / Иней рассыпает / По ветвям берёз» помнятся с раннего детства. Однако об их авторе даже специалисты знают мало, а большинство лишь то, что он был крестьянином, который вдруг стал писать стихи. Как это произошло? Расскажите, пожалуйста, о его жизни.

– Дрожжин родился в семье крепостного крестьянина в 1848 году, за тринадцать лет до отмены крепостного права. И его становление как личности пало на эпоху великих реформ, когда крестьяне получили личную свободу и юридические права на образование. Это был действительно великий перелом в жизни России, который мы еще фактически не осознали. Мы справедливо говорим о тяжелом экономическом положении эмансипированных крестьян, но мы несправедливо умалчиваем, что крестьяне эти могли учиться и работать не только на земле, но и в городах, получать самые разные профессии. Эти профессии были тоже низко оплачиваемыми, но о хождении рабочих пó миру (в отличие от крестьян) мы не знаем. Условия труда рабочих были столь же беспросветно тяжелыми, но появилась возможность выбора, распорядиться которой каждый человек мог (хотя бы в принципе) в соответствии со своими силами и возможностями. Раньше и того не было.

Вот школа Дрожжина: мальчик-половой в питерском трактире «Кавказ», потом приказчик в разных табачных лавках, после лакей у одного ярославского дворянина. Вот его университеты: приказчик в лавке при табачной фабрике в Ташкенте, доверенный по поставке дров на станции Николаевской железной дороги, приказчик в книжных магазинах. Каждый новый шаг был шагом вперед, каждый раз статус Дрожжина поднимался. Я не хочу обманывать себя и других и утверждать, что путь этот был однонаправленным и легким. Были в его жизни и тяжелые периоды, и неудачи, и срывы, и почти всё время - угнетающее безденежье. Но было бы исторически ошибочно, а по отношению по отношению к самому Дрожжину и несправедливо говорить только о невзгодах и не увидеть большого человеческого роста. Вот если мы соединим в нашем сознании все тяготы и невзгоды со всеми успехами и одолениями, то картина будет более ясной. Крестьянин всю жизнь шел к достижению своей мечты.

А было у Дрожжина две постоянные мечты: мечта о поэзии, песне и красоте и мечта о крестьянской деревенской жизни, никогда не оставлявшее его стремление вернуться в родные места. Дрожжин покинул родную Низовку не по своей воле. Отец вернулся из Питера, где безуспешно пытался заработать оброк, и семья решила отправить первенца Спирю в столицу на прокорм: в малоземельной и неплодородной Низовке кормиться было нечем. Оторванный от дома, Дрожжин очень хотел вернуться и несколько раз возвращался, но каждый раз вынужден был вновь уезжать на заработки. Он смог вернуться и поселиться в Низовке только тогда, когда получил постоянную императорскую пенсию за свое литературное творчество - ежегодные сто рублей. Стихи вернули его к крестьянской жизни. Но сперва за эти стихи он получал одни зуботычины, и от служителей «Кавказа», и от своих родных.

– Мы знаем, что в Шотландии был такой крестьянин-поэт, Роберт Бёрнс, обретший мировую славу, даже виски выпускают с его именем. А в мировой поэзии много таких землепашцев с тетрадкой для стихов за кушаком? В русской поэзии?

– Я уже сказал, что Дрожжин стоит в ряду тех русских крестьян, которые с освобождением от крепостной зависимости искали новых путей в жизни. Эти новые пути были неизбежно связаны с повышением культурного и образовательного уровня. Такие поэты-крестьяне были в каждой национальной культуре, но не все они заняли такое место, как Бёрнс или Шевченко в культурах своих народов. Дрожжин хорошо понимал свое типологическое сходство с этими поэтами. Он и Бёрнса знал (его переводил близкий друг Дрожжина Иван Белоусов), и Шевченко (а его он сам переводил, подражал ему, съездил на его могилу - единственное литературное путешествие в его жизни). Но Шевченко стоял у истоков национальной поэзии украинского народа, а творчество Бёрнса совпало с национальным возрождением шотландского народа, поэтому они и получили статус национальных поэтов. Иная ситуация была в России, где национальный поэт уже был, где к моменту поэтической работы Дрожжина было много других замечательных поэтов и где сам он был современником символистов. Так что типологическое сходство есть, но в эволюционном ряду это разные явления.

– Заметен ли Дрожжин в этом ряду? В чём его отличие от ему подобных?

– Если в сравнении со значением Бёрнса и Шевченко для своих культур значение Дрожжина для русской было значительно меньшим, то среди русских поэтов-крестьян, поэтов из народа Дрожжин был едва ли не самым примечательным. Вторая половина XIX века дала огромное количество народных поэтов, однако Дрожжин не только оставил самое большое поэтическое и прозаическое наследие, но и создал из своей жизни культурный прецедент огромной силы. Он показал, как выбивается к большой творческой жизни человек из самых низов, не имеющий ни малейшего образования. Строил он свою жизнь для себя, конечно. Но построил ее он и для других, как образец. И в этом смысле Дрожжин велик и уникален.

Дрожжин называл себя поэтом-крестьянином, хотя, если честно сказать, он мало знал крестьянский труд. Но Дрожжин внушал своему читателю идею крестьянского поэта, и именно таким он вошел в общественное сознание. Это был проект всей его жизни, проект яркий, оригинальный и удачный.

– Говоря о Дрожжине, обязательно вспоминают о его встрече с Рильке, но порой такие рассказы не лишены домыслов и преувеличений. Расскажите, пожалуйста, о том, как всё было в действительности.

– К сожалению, в двух словах это не расскажешь. Я об этом написал большую работу, но пока еще не напечатал её. Это очень смешная история о том, как европейская культура конца века создавала миф о цельной и загадочной русской душе и как при ближайшем рассмотрении этот миф разрушился. Настоящий Дрожжин не имеет отношения к мифам, которые сочинял Рильке. Но самое главное - Дрожжин и интересен не тем, что несколько его стихов перевел Рильке.

– На мой вкус, современное издание сочинений даже забытых поэтов – дело не только благородное, но и необходимое для здорового развития культуры. И всё же – как появилась идея издать именно Дрожжина, какую цель Вы как учёный ставили перед собой? Кто ещё участвовал в подготовке издания?

– Я за свою жизнь издал несколько полузабытых и даже неизвестных русских поэтов: Петра Плетнёва, Фёдора Львова, Александра Бакунина, Александра Башилова, Виктора Теплякова. Обычно эти книги я делал со своими коллегами, но это была моя инициатива. Дрожжин - не совсем обычный для меня проект. Еще в 1996 году, когда отмечался 150-летний юбилей поэта, Евгения Строганова, профессор кафедры истории русской литературы Тверского университета, которой я тогда заведовал, подбила меня провести научные чтения, посвященные Дрожжину. Сама она в этих чтениях не участвовала, но у нас появился сборник, в котором, кроме научных статей, были собраны все известные воспоминания о Дрожжине. Работая над этим сборником, я подружился с ныне покойным Леонидом Андреевичем Ильиным, который в 1938 году создал музей Дрожжина в поселке Завидове Конаковского района, куда после затопления Низовки Иваньковским водохранилищем был перенесен дом поэта. Он щедро делился своими знаниями и материалами. А в 2010 году нынешняя заведующая этим музеем Елена Владимировна Павлова, изумительно инициативный и творческий человек, побудила меня взяться за Дрожжина; именно она и нашла наших спонсоров ГК «Голутвинская слобода» и её генерального директора Андрея Огиренко. Большую и важную роль в работе над собранием сыграл мой коллега известный тверской журналист кандидат филологических наук Евгений Викторович Петренко. Вот и думай, какую цель ты ставил перед собой. Изначально был интерес вернуть писателя в литературу, потому что только более или менее полная публикация текстов представляет писателя миру. Но потом стало отчетливее формироваться то представление о Дрожжине, которое я попытался изложить в начале нашего разговора. Захотелось не просто издать Дрожжина, а сделать именно такого Дрожжина.

– Расскажите, пожалуйста, о составе собрания, о его полноте, о дрожжинской прозе, занимающей третий том.

– Вот-вот, какого же Дрожжина? Первые два тома включают все опубликованные и частью неопубликованные стихотворения и поэмы. Но Дрожжин всю свою жизнь писал и автобиографическую прозу. Он почти во все свои книжки включал автобиографию, которую старательно переписывал от издания к изданию. При этом очень часто книги назывались так: жизнь поэта-крестьянина Дрожжина с приложением его стихов. Автобиография публиковалась на первом месте, и стихи должны были восприниматься на фоне этой автобиографии. Дрожжин как бы говорил: вот она, проза жизни, из которой и родилась - вот она! - поэзия. И автобиографическая проза составила третий том: три принципиально разных варианта автобиографии (всего их было, как можно судить, пять, остальные отличались от них незначительно) и дневник 1921-1930 годов. Этот дневник - сам по себе великолепный документ эпохи: письма читателей, стихотворные посвящения коллег по перу, хроника литературной и общественной жизни. И рядом с этим - несколько наивное и очень понятное старческое умиление своим успехом. Читая этот дневник, невольно вспоминаешь Маяковского:

Сидят

папаши.

Каждый

хитр.

Землю попашет,

Попишет

стихи.

Может быть, это о Дрожжине и написано, но никто не занимался этим вопросом.

– Как соотносятся в дрожжинском творчестве фольклор и литература?

– Я думаю, что вопрос сложнее. Дрожжин - это наивная поэзия, которая стала профессиональной. Дрожжин пользуется чужим словом так, как это делает фольклор и наивная поэзия, для которых чужое значит не имеющее автора, а ничье, общее, поэтому чужим можно пользоваться не для того, чтобы кивнуть на предшественника, а потому, что удачно сказанное не грех и повторить. Дрожжин, сочиняя стихи, пел их, и песня - любимое жанровое обозначение его стихотворений. Но в народный репертуар Дрожжин не вошел в отличие от родственных ему Ожегова, Горохова и особенно раннего Сурикова. На стихи Дрожжина писали музыку профессиональные поэты (каталог песен, подготовленный кандидатом искусствоведения Ниной Константиновной Дроздецкой, представлен во втором томе собрания), а народной песней стала фактически только одна - «У колодца», фрагмент из поэмы «Дуняша». Вот и народный поэт, а в народ не пошёл.

– Книги прекрасно изданы, Тверской полиграфический комбинат, как всегда, на высоте, но необходимо сказать об иллюстрациях, о фотографиях во всех трёх томах. Какое место им отведено в общей концепции собрания?

– Собрание сочинений подготовлено издательством «СФК-офис», директор которого Евгений Михайлович Бондарев очень любит книгу и любит её делать. Иллюстративный материал издания был предоставлен завидовским музеем Дрожжина: старые, выцветшие фотографии, пострадавшие не только от времени: в 1941 году Завидово находилось в зоне оккупации, музей был разграблен, а экспонаты погибали, выброшенные на улицу. Наш издатель довел эти старые материалы до такого качества, что Вы теперь восхищаетесь ими. Этот приятно. Но вообще мы с Бондаревым хотели представить поэта-крестьянина, поэтому и цвет обложки выбрали под мешковину, а фотографии поместили на разворотах в одну общую рамочку, как это принято было в крестьянских избах. Если читатель заметит это, он и поймет наш нехитрый замысел.

– Что в собрании сочинений представляется Вам особенно важным?

– В собрании важна гармония. Важно было найти границу между томами стихов: и чтобы более или менее равномерно было, и чтобы деление отвечало периодизации творчества. Кажется, это удалось. Первый том - стихи эпохи скитаний. Второй том - стихи оседлой жизни в Низовке. Третий том - проза. Неправильно, конечно, что проза оказалась на втором месте: у Дрожжина автобиографическая проза предшествовала стихам. Но мы пока не решились начать представление поэта-крестьянина с прозы.

– Есть ли в Ваших планах продолжение работы по представлению других полузабытых русских писателей, не обязательно крестьян?

– Нет, пока таких планов у меня нет. Есть разные другие планы, но не эти. Е. б. ж.

Беседу вёл Сергей ДМИТРЕНКО.

Книги есть в фонде Конаковской МЦБ

Российская империя ,СССР СССР

Биография

Следующие годы жизни Дрожжина прошли в скитаниях по России, он сменил множество профессий.

В 16 лет Дрожжин написал своё первое стихотворение, в 1867 году начал дневник, который вёл до конца жизни.

Первая публикация Дрожжина в журнале «Грамотей » (). С этого времени Дрожжина стали печатать во многих журналах: «Дело », «Слово», «Семейные вечера», «Русское богатство », «Пробуждение » и др., в том числе тверских - «Тверской вестник » (1878-1882).

Из-за бедственного материального положения и под влиянием встреч с Львом Толстым (1892, 1897) возвращается на родину (1896), посвящая себя литературному труду. В 1903 году «Кружок писателей из народа» организовал вечер, посвящённый 30-летию поэтической деятельности С. Д. Дрожжина; одним из организаторов вечера был Иван Бунин , который назвал Дрожжина «самым даровитым поэтом-самоучкой».

Академия наук назначила в 1903 году Дрожжину пожизненную пенсию; в 1910 году - премию, за сборники «Заветные песни», «Стихотворения 1866-1888», «Новые русские песни», «Баян»; в 1915 году - почётный отзыв имени А. С. Пушкина за сборник «Песни старого пахаря».

Ранняя поэзия Дрожжина испытала разнообразные влияния. Многие стихи дооктябрьского периода пользовались огромной популярностью в народе, стали песнями, записывались для граммофонов , проникли в фольклор . Творчество Дрожжина вдохновляло композиторов А. Чернявского («Любо-весело», «У колодца» - вступление к поэме «Дуняша», «Красна девица, зазноба ты моя…»), В. Ребикова («Ах, о чём ты, ласточка…», «Догорает день зарёю…», «Жар весенних лучей…», «Ах, когда бы солнышко…», «Я для песни задушевной…»), В. Бакалейникова («Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Ах, о чём ты, ласточка…», «Красна девица, зазноба ты моя…»), Ф. Лашека («Не с мороза травушка…», «Догорает день зарёю…», «Что мне, молодцу, нужда…»), В Зиринга («Жница») и др. Исполнителями песен стали Ф. И. Шаляпин , Н. В. Плевицкая («Ах, о чём ты, ласточка…», «Ах, уж я ль, млада-младенька…», «Сельская идиллия», «Любо-весело»), А. Д. Вяльцева .

Дрожжин - один из самых плодовитых крестьянских поэтов, выпустивший более 30-ти поэтических сборников, в конце жизни в его стихах повторяются прежние мотивы, которые пересекаются с новым пафосом социалистического утверждения.

Последние годы провёл в Низовке. Много печатался в местной периодике, в том числе в альманахе «Зарницы ».

Книги Спиридона Дрожжина

Напишите отзыв о статье "Дрожжин, Спиридон Дмитриевич"

Примечания

Литература

  • Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. Т. 2: Г - К. Москва: Большая российская энциклопедия, 1992. С. 186-187.
  • Погорелов Т. Дрожжин и его поэзия. Уфа. - 1906
  • Памяти С. Д. Дрожжина: К 20-летию со дня смерти поэта. Калинин. - 1951
  • Ильин Л. Кайсын Кулиев о Райнере Рильке и Спиридоне Дрожжине // Тверь: Альманах. М. - 1989
  • Творчество С. Д. Дрожжина в контексте русской литературы XX века. Тверь. - 1999
  • Бойников А. М. Поэзия Спиридона Дрожжина: Монография. Тверь: Твер.гос. ун-т, 2005.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Дрожжин, Спиридон Дмитриевич

После своего объяснения с женой, Пьер поехал в Петербург. В Торжке на cтанции не было лошадей, или не хотел их смотритель. Пьер должен был ждать. Он не раздеваясь лег на кожаный диван перед круглым столом, положил на этот стол свои большие ноги в теплых сапогах и задумался.
– Прикажете чемоданы внести? Постель постелить, чаю прикажете? – спрашивал камердинер.
Пьер не отвечал, потому что ничего не слыхал и не видел. Он задумался еще на прошлой станции и всё продолжал думать о том же – о столь важном, что он не обращал никакого.внимания на то, что происходило вокруг него. Его не только не интересовало то, что он позже или раньше приедет в Петербург, или то, что будет или не будет ему места отдохнуть на этой станции, но всё равно было в сравнении с теми мыслями, которые его занимали теперь, пробудет ли он несколько часов или всю жизнь на этой станции.
Смотритель, смотрительша, камердинер, баба с торжковским шитьем заходили в комнату, предлагая свои услуги. Пьер, не переменяя своего положения задранных ног, смотрел на них через очки, и не понимал, что им может быть нужно и каким образом все они могли жить, не разрешив тех вопросов, которые занимали его. А его занимали всё одни и те же вопросы с самого того дня, как он после дуэли вернулся из Сокольников и провел первую, мучительную, бессонную ночь; только теперь в уединении путешествия, они с особенной силой овладели им. О чем бы он ни начинал думать, он возвращался к одним и тем же вопросам, которых он не мог разрешить, и не мог перестать задавать себе. Как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь. Винт не входил дальше, не выходил вон, а вертелся, ничего не захватывая, всё на том же нарезе, и нельзя было перестать вертеть его.
Вошел смотритель и униженно стал просить его сиятельство подождать только два часика, после которых он для его сиятельства (что будет, то будет) даст курьерских. Смотритель очевидно врал и хотел только получить с проезжего лишние деньги. «Дурно ли это было или хорошо?», спрашивал себя Пьер. «Для меня хорошо, для другого проезжающего дурно, а для него самого неизбежно, потому что ему есть нечего: он говорил, что его прибил за это офицер. А офицер прибил за то, что ему ехать надо было скорее. А я стрелял в Долохова за то, что я счел себя оскорбленным, а Людовика XVI казнили за то, что его считали преступником, а через год убили тех, кто его казнил, тоже за что то. Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я? Что такое жизнь, что смерть? Какая сила управляет всем?», спрашивал он себя. И не было ответа ни на один из этих вопросов, кроме одного, не логического ответа, вовсе не на эти вопросы. Ответ этот был: «умрешь – всё кончится. Умрешь и всё узнаешь, или перестанешь спрашивать». Но и умереть было страшно.
Торжковская торговка визгливым голосом предлагала свой товар и в особенности козловые туфли. «У меня сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в прорванной шубе стоит и робко смотрит на меня, – думал Пьер. И зачем нужны эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья, спокойствия души, эти деньги? Разве может что нибудь в мире сделать ее и меня менее подверженными злу и смерти? Смерть, которая всё кончит и которая должна притти нынче или завтра – всё равно через мгновение, в сравнении с вечностью». И он опять нажимал на ничего не захватывающий винт, и винт всё так же вертелся на одном и том же месте.
Слуга его подал ему разрезанную до половины книгу романа в письмах m mе Suza. [мадам Сюза.] Он стал читать о страданиях и добродетельной борьбе какой то Аmelie de Mansfeld. [Амалии Мансфельд.] «И зачем она боролась против своего соблазнителя, думал он, – когда она любила его? Не мог Бог вложить в ее душу стремления, противного Его воле. Моя бывшая жена не боролась и, может быть, она была права. Ничего не найдено, опять говорил себе Пьер, ничего не придумано. Знать мы можем только то, что ничего не знаем. И это высшая степень человеческой премудрости».
Всё в нем самом и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным. Но в этом самом отвращении ко всему окружающему Пьер находил своего рода раздражающее наслаждение.
– Осмелюсь просить ваше сиятельство потесниться крошечку, вот для них, – сказал смотритель, входя в комнату и вводя за собой другого, остановленного за недостатком лошадей проезжающего. Проезжающий был приземистый, ширококостый, желтый, морщинистый старик с седыми нависшими бровями над блестящими, неопределенного сероватого цвета, глазами.
Пьер снял ноги со стола, встал и перелег на приготовленную для него кровать, изредка поглядывая на вошедшего, который с угрюмо усталым видом, не глядя на Пьера, тяжело раздевался с помощью слуги. Оставшись в заношенном крытом нанкой тулупчике и в валеных сапогах на худых костлявых ногах, проезжий сел на диван, прислонив к спинке свою очень большую и широкую в висках, коротко обстриженную голову и взглянул на Безухого. Строгое, умное и проницательное выражение этого взгляда поразило Пьера. Ему захотелось заговорить с проезжающим, но когда он собрался обратиться к нему с вопросом о дороге, проезжающий уже закрыл глаза и сложив сморщенные старые руки, на пальце одной из которых был большой чугунный перстень с изображением Адамовой головы, неподвижно сидел, или отдыхая, или о чем то глубокомысленно и спокойно размышляя, как показалось Пьеру. Слуга проезжающего был весь покрытый морщинами, тоже желтый старичек, без усов и бороды, которые видимо не были сбриты, а никогда и не росли у него. Поворотливый старичек слуга разбирал погребец, приготовлял чайный стол, и принес кипящий самовар. Когда всё было готово, проезжающий открыл глаза, придвинулся к столу и налив себе один стакан чаю, налил другой безбородому старичку и подал ему. Пьер начинал чувствовать беспокойство и необходимость, и даже неизбежность вступления в разговор с этим проезжающим.
Слуга принес назад свой пустой, перевернутый стакан с недокусанным кусочком сахара и спросил, не нужно ли чего.
– Ничего. Подай книгу, – сказал проезжающий. Слуга подал книгу, которая показалась Пьеру духовною, и проезжающий углубился в чтение. Пьер смотрел на него. Вдруг проезжающий отложил книгу, заложив закрыл ее и, опять закрыв глаза и облокотившись на спинку, сел в свое прежнее положение. Пьер смотрел на него и не успел отвернуться, как старик открыл глаза и уставил свой твердый и строгий взгляд прямо в лицо Пьеру.
Пьер чувствовал себя смущенным и хотел отклониться от этого взгляда, но блестящие, старческие глаза неотразимо притягивали его к себе.

Поделиться