Экодизайн в архитектуре. Основные принципы экологического дизайна в архитектурном проектировании

Экодизайн - это тренд, который сегодня используется повсеместно. Жители больших городов испытывают невосполнимую тоску по живой природе, и этим успешно пользуется бизнес.

Экодизайн как большой и серьёзный мировой бизнес-тренд распадается на два под-тренда, один из которых претендует на глобальность и большую серьёзность, а второй – ни на что не претендует. Речь идёт об экодизайне и о ее, скажем так, его упрощенном подобии, которое мы, с вашего позволения, назовем “экодизайнерством”.

Главная идея экодизайнерства – дарить людям не природу, а ее иллюзию. Или еще дальше - иллюзию заботы о природе. Когда вы встречаете рекламный слоган типа: “Мы заботимся о природе, поэтому мы...”, то вы часто понимаете – это лишь красивые слова и игра на модных тенденциях.

И тем не менее, “экодизайнерство” может помочь человеку весьма существенно. Если, например, просто снизить уровень шума в своем помещении или правильно организовать зоны досуга, расставив не угнетающий психику свет, вспомнив о пользе зелёного цвета и соорудив островок гармонии в пространстве, можно прослыть экодизайнером. Способы приспособить пространство экологичным по отношению к человеку изучает эргономика, некоторые отрасли медицины (гигиенистика), да тот же – фен-шуй.

Другое дело – экологичность не по отношению не к человеку, а к самой природе. В этом случае можно говорить об экодизайне в полном смысле слова. Человечество накопили достаточно информации о том, что дурно влияет на него самого. Но оно ничего не знает о том, что дурно влияет на целые природные экосистемы – на море и ручей, на почвы и леса, на атмосферу, виды растений, насекомых и так далее. Поскольку малый бизнес работает больше с первой ипостасью этого тренда, то приведенные примеры будут более касаться именно“экодизайнерства”.


Эко-мебель, выращенная из грибов

Науке и дизайну уже давно известны и грибная пластмасса, и грибной пенопласт, и грибной пластик. Все это - альтернативы экологически вредному пластику. Согласитесь, было бы удивительно, если бы в скором времени не дошло дело до экологичной... грибной мебели. Исследовать возможности грибницы в этом качестве решили биоиженеры из американских компаний Terreform ONE и Genspace.

Они возвели эко-дом под названием Fab Tree Hab Living House. Его особенность в том, что вся находящаяся внутри мебель полностью состоит из грибов. Грибница растет в специальном молде. Молдом в данном случае называется такая форма мебели, которая прорабатывается с помощью вычислительных систем, предсказывающих поведение мицелия.

Материал-содержимое молда носит название Mycoform. В состав его входит грибница, овсяные отруби, древесная щепа, гипс и прочие сельскохозяйственные отходы, зараженные грибком вида Ganoderma Lucidum. После размещения в теплой и влажной среде грибы начинают сплавлять вместе органические субстраты, используя свои ферменты. В итоге отходы превращаются в очень прочный и стильный биополимер.


Основные преимущества грибной мебели - низкая себестоимость производства и высокая экологичность. Mycoform на 100% биоразлагаем - всю мебель можно выбросить на улицу и она тут же превратится в полезное для сада и огорода удобрение. Производить же такую мебель можно в самом примитивном цеху - потребности в энергозатратах минимальны.

В ближайших планах Terreform ONE - наладить массовый выпуск мебели, а именно грибных скамеек, диванов, соф, оттоманок в стиле хай-тек - дизайн грибной мебели впечатляет своей прогрессивностью. Что особенно интересно, реализовывать свою продукцию компания собирается не в Лондоне и Париже, а в развивающихся странах и странах третьего мира. Благодаря дешевизне используемых материалов (читай - отходов) грибной предмет мебели будет доступен покупателю с низким уровнем доходов. Кроме того, органический полимер настолько надежен, что его можно использовать для возведения межкомнатных стен и изоляционных систем.

Фитостена с автоматическим управлением

Одно из самых перспективных направлений в бизнесе на экодизайне - производство, монтаж и обслуживание фитостен . Компания Naava из Финляндии создала умную стену из растений (фитостену), которая практически не требует ухода за собой. Для того чтобы максимизировать пользу от каждой установки, все техническое обслуживание компания решила доверить системе искусственного интеллекта (AI). Встроенными датчиками автоматически регулируется поток воздуха, подача воды и света. При необходимости AI приспосабливается к данным спутника, которые сообщают о погоде в конкретном местоположении.


Для фитостены создателями были подобраны исключительно гипоаллергенные растения. Их корни располагаются в неорганическом материале, поэтому никакая почва им не требуется. Установка стены осуществляется без каких-либо особых усилий с помощью онлайн-руководства.

Покупатель может подстроить стену под любой дизайн, выбрать стену понравившегося цвета и по своему бюджету. Разрабатывая фитостену и операционную систему к ней, в компании опирались на исследования NASA. Задача состояла в том. чтобы создать такой предмет интерьера, который бы исправно снабжал помещение чистым воздухом, но при этом не требовал заботы со стороны владельца.

Держатель ключей в виде пчелиных сот

Характерная черта экодизайна заключается в богатстве мелких элементов природы, которые могут служить вдохновением для создания небольших изделий. Американские дизайнеры Мэлори Панджилинан и Луз Кабрера разработали настенный держатель для ключей необычного дизайна. Оформлено изделие в виде пчелиных сот. Ключи вешаются на место с помощью позолоченных брелков-шестигранников. Таким образом при приходе домой кого-то из членов семьи одна «пчелиная сота» словно запечатывается медом.


Таким необычным образом авторы решили обыграть культовую фразу 1950-х «Honey, I"m Home!», что переводится как «Дорогая, я дома!». В те времена в местных кино и СМИ активно продвигались образы американской мечты с участием любимого мужа, который приходил домой к любимой жене после долгого рабочего дня и этой фразой оповещал ее о своем приходе.

Слово honey на русский переводится как «дорогая», «сладкая» или «голубушка» и именно его чаще всего используются при обращении друг к другу американские супруги. В первом же значении «honey» означает мед, что видимо, и послужило отправной точкой при создании изделия в виде сот - дома для пчел, которые этот самый мед делают.

Зеленые дома Испании

Одно из главных направлений в экодизайне - наружное оформление зданий. Это направление имеет перспективы еще и потому, что начинает находить поддержку у властей.


Одно из офисных зданий в Малаге целиком создано в духе зеленой концепции. Оно использует экологические источники энергии и растительность в качестве главного элемента фасада.

Созданное по проекту архитектора Хуана Бласкеса здание является прототипов зарождающейся экологически чистой архитектуры в Испании. Во-первых, живая растительность использована во внешнем облике и венчает фасад здания и еще одну наружную стену. Во-вторых, она подразумевает экологичные источники энергии.


Внешне здание с одной стороны напоминает огромную бочку, а с другой - большой железный вагон, стоящий на бетонных сваях. Попасть внутрь можно по лестнице, которая ведет к проему в днище. Согласно плану местных властей, подобные здания в скором времени будут обязательными для офисов всех госчиновников в Малаге. Однако станет ли деятельность самих чиновников от этого более "экологичной", чем была ранее, не сообщается.

08.02.2018

Зарабатывай до
200 000 руб. в месяц, весело проводя время!

Тренд 2019 года. Интеллектуальный бизнес в сфере развлечений. Минимальные вложения. Никаких дополнительных отчислений и платежей. Обучение под ключ.

Еще интереснее

Инвестиции от 45 000
Срок окупаемости от 1 мес.

Франшиза "Своя Линия"

Готовый бизнес «под ключ» без взносов и роялти, с минимальными вложениями. Возможность работать из дома

Чтобы каждое ваше слово приносило по 1,5 тыс. рублей, совершенно не обязательно становиться всемирно известным шоуменом или оратором: достаточно открыть франшизу дизайнерской студии “Своя линия”.

1

Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами производства и научного знания - начиная от архитектуры, промышленного дизайна и прикладной экологии, заканчивая современными исследованиями в области философии, медицины, психологии, социологии и педагогики. Понимание структуры, роли, перспектив развития экологического дизайна возможно только при условии системного рассмотрения этого явления. Предвидеть возможные последствия, минимизировать риски при проектировании среды не только для человека, общества, но и для природы – цель и результат профессиональной деятельности дизайнера. В статье анализируются принципы экологического подхода в дизайне, цели и задачи экологического дизайна как актуального направления проектной практики. Это комплексная и целостная дизайнерская деятельность, которая не нарушает равновесия окружающей среды.

экологический подход в проектировании

экологический дизайн

1. Борев Ю. Б. Эстетика. – М.: Высш. шк., 2002. – 511 с.

2. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник // Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов. – М.: Архитектура-С, 2004. – 288 с.

3. Иванов В. В. К семиотическому изучению культурной истории большого города // Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам XIX. – Тарту, 1986. – С. 10.

4. Иовлев В. И. Гуманитарно-экологический подход к архитектурному пространству // Архитектон: известия вузов. – 2006. – № 2 (14).

5. Иовлев В. И. Экологическая топология в архитектуре // Архитектон: известия вузов. – 2006. – № 3 (15).

6. Медведев В. Ю. Сущность дизайна: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. − СПб.: СПГУТД, 2009. – 110 с.

7. Минервин Г. Б. Архитектоника промышленных форм. Системный анализ формообразования в художественном конструировании: автореф. дис… д-ра искусствоведения (техническая эстетика). – М.: МВХПУ, 1975. – 41 с.

8. Панкина М..В. Экологическая парадигма дизайна // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. – 2012. – № 2. – С. 90–92.

9. Уваров А. В. Экологический дизайн: опыт исследования процессов художественного проектирования: дис… канд. искусствоведения. – М.: МВХПУ, 2010. – 127 с.

Дизайн объединил в себе все виды проектной деятельности. На рубеже ХIХ-ХХ веков, на этапе его становления и формирования, внимание акцентировалось на активном внедрении в различные области жизни продуктов индустриального производства, отказе от декоративности в пользу функциональности. Когда дизайн внедрялся в культуру как принципиально новая сфера творчества, он противопоставлял себя традиционной художественной культуре. Становление дизайна определили такие факторы, как возможность машинного производства изделий, установка на массового потребителя, рациональность, научность, унифицированность. Изначально выдвигались гуманистические идеи: гармонизация мира, насыщенного машинами, гуманизация техники. Дизайнер имеет дело с предметом, но его цель не предмет, а человек, говорил дизайнер и педагог Л. Мохой-Надь («Баухаус») .

Все более возрастающее негативное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду явилось стимулом к пониманию обществом причинно-следственной связи между деятельностью человека и экологической деградацией. В последние десятилетия проблемы экологии человека, экологической культуры выступили на первый план. Ограничительные меры начали дополняться другими формами организации сосуществования человека и природной среды. Приоритетным направлением решения природоохранной проблемы стала идея органичного включения созданных человеком продуктов в среду, т.е. экологического подхода в проектной культуре. Направление «зеленого» или экологического дизайна, зародившееся в 1970-х годах, - это попытка гармонизации отношений в системе «человек - природа» и внесения в них ответственности со стороны человека.

Экологический подход в дизайне явился реакцией на научно-техническую революцию. Это одно из направлений всемирного экологического движения, в задачи которого входит охрана и восстановление окружающей среды. Смысл экологического подхода в дизайне - создание продукции, совместимой с окружающей средой, что подразумевает снижение и, по возможности, полное устранение негативного воздействия на природу посредством использования альтернативных ресурсов и энергии, а также нетоксичных, уже переработанных или предназначенных для переработки материалов и возобновляемых процессов производства, максимальную экономию ресурсов и материалов, учет долговечности изделия с тем, чтобы соотношение затрат материалов и продолжительность жизни изделий было оптимальным, возможность их утилизации по окончании срока службы.

Термин «экологический дизайн» в настоящее время широко используется в повседневной проектной практике и в научной литературе. Проблематика экологического дизайна соприкасается с различными сферами производства и научного знания - начиная от архитектуры, промышленного дизайна и прикладной экологии, заканчивая современными исследованиями в области философии, медицины, психологии, социологии и педагогики.

Эта область проектирования объединяет в себе и художественно-проектные основы, и научное, философское осмысление степени влияния созидательной деятельности человека на окружающую среду, последствий взаимодействия человека и окружающей среды. Формируется научный и методический инструментарий этого нового направления в дизайне.

Философы под термином «экологический дизайн» подразумевают любое проектирование в дизайне, направленное не на отражение гармонии, а на саму гармонию отношений человека с окружающим его миром .

Экологический дизайн определяют как «участие средствами и методами дизайна в решении социально актуальных задач защиты окружающей природной среды (и самих людей) от последствий ее загрязнения отходами техногенной цивилизации и нарушения экологического равновесия в биотехносфере как с позиций ценностей природы, так и культуры» . С этой точки зрения в задачи экологического дизайна входит обеспечение экологической чистоты конструкционных и отделочных материалов, применяемых для изготовления объектов дизайна, экологичности процессов производства и потребления с учетом проблемы утилизации отходов и состояния предметно-пространственной среды. Это комплексная деятельность, в которой учитываются требования природной среды и культуры .

По мнению А. В. Уварова: «Экологический дизайн - вид проектной деятельности, существующий как осознанная или интуитивная реакция на природные изменения, проявленная в предметном и пространственном творчестве. Целью экологического дизайна является стабилизация отношений человека и окружающей среды… Объектом приложения методов экологического дизайна может быть как природа, опосредованно влияющая на человека, так и сам человек, его социальные, культурные и психологические потребности в их связи с экологической проблематикой… В настоящее время не существует четких границ, определяющих этот вид проектной деятельности, равно как нет и критериев, по которым можно отнести изделие к продукту экологического дизайна» .

Экология пространства напрямую связана с экологией человека, так как влияет на качество жизненной среды, состояние здоровья, развитие способностей, психофизический комфорт и пр. Жизненное пространство в наибольшей степени демонстрирует единство человека с окружающей средой и соответствует понятию экологии как взаимодействия субъекта и окружения .

Деятельность дизайнера завершает и дополняет проект архитектора, создающего «дом» (пространство для жизни), поэтому необходимо обозначить экологические аспекты в этих областях проектной деятельности в единстве. Если в промышленном дизайне изначально рассматривались программы по производству продуктов из вторичного сырья или минимизации затрат энергии, то в архитектуре речь шла об экологически чистых материалах, об адаптации здания к природному ландшафту, создании максимально комфортной для человека среды.

Архитекторы выделяют два основных уровня архитектурно-экологического формирования пространства: методологический и практический. Методологический уровень экологического моделирования архитектурного пространства отражает общие тенденции развития экологического подхода в архитектуре. Его принципы неоднократно декларировались теоретиками и архитекторами-практиками.

Например, В. И. Иовлев предлагает следующую систему основных методологических принципов формирования экологического пространства:

· принцип целостности и единства человека и пространства, их органичного взаимодействия и согласованности, создающих психофизиологический комфорт, что достигается совершенствованием формы пространства, знаковостью архитектурной среды;

· принцип экоцикличности, проявляющейся во внешней и внутренней изменчивости, динамичности, пластичности, скоординированности, согласованности ведущего природного ритма и подчиненных ему: жизнедеятельности человека и ритма архитектурного пространства;

· принцип нормативности пространства с учётом позитивных и негативных качеств и предельных пограничных состояний, связанных с адаптационными возможностями человека. Оценка предполагает отражение ряда факторов гармонической организации среды, в том числе - эстетических. В оценке пространства с экологических позиций на первое место выходят ценности здоровья, благополучия человека и окружающей среды. Соответствующие качества экопространства - очеловеченность, экоцикличность, уместность, ресурсность, энергоинформационность;

· принцип уникальности пространства, которое формируется в конкретной ситуации места-времени, предполагает учет социальных условий и особенностей отдельного человека, присущий народной культуре и этническому пространству.

Второй практический (прикладной) уровень экологического моделирования архитектурного пространства определяется практическими задачами и отражает специфику собственно пространственного подхода в экологии и его принципов:

· принцип ресурсности пространства соответствует идее нормативности, экономии, разумной достаточности;

· принцип уникальности, феноменологичности, уместности формы пространства в планировочном, визуальном, социально-психологическом, функциональном, знаково-символическом контекстах;

· принцип хронотопологичности, отражающий процессный характер взаимодействия человека со средой и соответствующий экоциклическому подходу к формированию архитектурного пространства;

· принцип архетипичности отражает критерии экологичности, архетипичности форм и средств композиции;

· принцип энергоинформационного баланса в создании физического и психологического равновесия, гармонии человека и его окружения;

· идея альтернативности пространственного развития соответствует положениям синергетики и методам организации многомерного пространства, предполагает моделирование альтернативных вариантов экологизации архитектурной среды.

Возвращаясь к определению понятия «экологический дизайн», рассмотрим его как термин, объединяющий в себе две сферы научного знания и практической деятельности человека. Экология занимается проблемами сосуществования и взаимодействия всех живых существ, включая человека, в среде обитания. Термин «экология» образован от двух греческих слов (oikos - дом, жилище, родина и logos - наука, учение) и означает дословно «наука о доме» или «наука о местообитании». Дизайн - это деятельность, связанная с художественно-техническим проектированием какого-либо объекта. Слово design переводится с английского как замысел, план, цель, намерение, а также - проект, чертеж, эскиз, рисунок, узор, композиция, расчет, конструкция, кроме того - проектирование, конструирование. Первая официально признанная дефиниция дизайна (Industrial Design) принадлежит известному практику и теоретику дизайна Томасу Мальдонадо. В 1964 году это определение после обсуждения и уточнения было принято на международном семинаре по художественно-конструкторскому образованию в г. Брюгге (Бельгия), а в 1967 году ИКСИД определил дизайн как «творческую деятельность, цель которой - определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью. Эти качества формы относятся не только к внешнему виду, но главным образом к структурным и функциональным связям, которые превращают систему в целостное единство (с точки зрения как изготовителя, так и потребителя). Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды, которая обусловлена промышленным производством» [по 2, С. 26]. Таким образом, дизайн - творческая деятельность, цель которой - определение формы и смысла предметов, производимых человеком, оптимизация функциональных процессов жизнедеятельности человека в среде, улучшение ее эстетических качеств.

Верно отражая существо дизайнерской деятельности, приведенное выше определение дизайна не характеризует дизайн как вид художественной деятельности, не уточняет, какие потребности человека следует стремиться удовлетворять посредством дизайна, не указывает, что объектом дизайнерской деятельности могут быть не только отдельные изделия, но и их комплексы, системы, предметно-пространственная среда в самых разных сферах жизнедеятельности людей. Осознавая эти недостатки, Г. Б. Минервин уточняет и развивает данное определение, подчеркивая, что целью дизайна является «формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные и духовные потребности человека, что цель эта достигается путем определения формальных качеств предметов, создаваемых средствами индустриального производства, что к формальным качествам относится не только внешний вид предмета, но главным образом структурные связи, которые придают ему необходимое функциональное и композиционное единство, способствующее повышению эффективности производства» .

В. Ю. Медведев уточняет: «Дизайн - это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем, ориентированного на достижение наиболее полного соответствия создаваемых объектов и среды в целом возможностям и потребностям человека как утилитарным, так и эстетическим» . Автор подчеркивает, что термином «дизайн» может обозначаться не только сама дизайн-деятельность (ее процесс), но и ее метод, и ее результат (дизайн-продукт), и определяет сущность дизайна как проектной творческой деятельности, совмещающей в себе художественное и техническое начала.

Как наиболее существенную в этих определениях выделим антропоцентрическую нацеленность дизайна, которая выражается в стремлении учитывать возможности человека, использующего тот или иной дизайн-продукт, и весь круг его потребностей, запросов, предпочтений, воплощаемых в утилитарно-технических и социально-культурных (в том числе эстетических) свойствах произведений дизайна.

Говоря об экологическом направлении в современном дизайне, можно рассматривать его как способ решения проблем, охватывающий все материальные сферы человеческой деятельности. Дизайн реагирует на частные и глобальные задачи, стоящие перед человеком; лишь в случае наличия проблемы начинается проектный поиск путей ее решения.

Экологический дизайн - это направление в дизайне, уделяющее ключевое внимание гармонизации отношений человека и окружающей его среды, сохранению природной среды. Это комплексная и целостная дизайнерская деятельность, реализующая в проектируемых объектах (от бытовых предметов до зданий, городов и ландшафтов) сближение требований природной среды с потребительскими и эстетическими требованиями человека.

Экологический дизайн ставит перед собой целью создание оптимальных условий удовлетворения человеческих потребностей, не нарушая при этом равновесия окружающей среды, когда соблюдается принцип экологии 3R (reduce, reuse, recycle - сокращать, повторно использовать, перерабатывать).

Задачами экологического дизайна являются:

· совершенствование сложившейся экологической ситуации путём создания продуктов, соответствующих требованиям природы, человека и культуры;

· поиск баланса между совершенствованием формы и функции объектов дизайна и соблюдением принципов экологического подхода;

· пересмотр материалов и технологий с точки зрения экологических норм;

· формирование новой культуры потребления, структуры потребностей, основанных на сокращении избыточного количества продуктов;

· целенаправленное изменение ценностных установок общества посредством художественных образов объектов дизайна.

В сферу экологического дизайна вовлекаются сегодня самые разнообразные явления проектной практики. Экологический дизайн учитывает ценности, достигнутые предшествующими поколениями людей в сфере взаимоотношений человека и природы, формирует экологическую культуру людей, укрепляет здоровье, пробуждает творческие мысли, обостряет художественное восприятие . Это попытка воссоздания природной среды в местах обитания человека, он воплощает в себе то, что мы видим в природе: природные материалы, фактуры и текстуры, формы, вдохновлённые природой.

Исходя из принципов разумного потребления, качествами продукта экологического дизайна должны быть: многофункциональность, модульность, трансформируемость, долговечность, гигиеничность, неподверженность моде, разумная экономичность. Чтобы предметно-пространственная среда была комфортна (и экологична) для человека, безусловно, необходимо выполнить эргономические требования. Гармоничный, природоморфный образ является актуальным для объекта экологического дизайна, что будет создавать психологический комфорт для потребителя. Отметим, что образ должен строиться не на формальном копировании конструкции, внешнего вида и цвета природных объектов, а с использованием принципов их формообразования при проектировании предметной среды и организации пространства. Отсутствие даже одного из перечисленных качеств приводит к нарушению равновесия в связке природа - предметно-пространственная среда - человек. Междисциплинарный характер, комплексность и интегративность - отличительные черты экологического направления в дизайне .

Дизайн в современном мире - наиболее массовое искусство, воздействие которого избежать невозможно. Он связывает духовную и материальную культуру, имеет огромную социокультурную роль. Направление экологического дизайна особо актуализирует воспитательную, ценностно-ориентационную (аксиологическую), адаптационную функции дизайна. Экологический дизайн во многом способствует формированию бережного отношения к окружающей среде: экономии ресурсов, стремлению к долговечности вещей, окружающих человека, а также созданию безопасных и благоприятных условий для физического и психического здоровья человека. Причём в понятие «экологически чистый объект» вкладывается не только отсутствие отрицательного воздействия на среду, но и психологический комфорт пользования им.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Свердловской области в рамках проекта проведения научных исследований «Генезис экологического дизайна и экологическая парадигма дизайн-образования на примере Уральского региона», проект № 13-14-66007.

Рецензенты:

Таршис Людмила Григорьевна, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры биологии, экологии и методик их преподавания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург.

Костерина Алла Борисовна, доктор философских наук, профессор, директор Института искусств ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург.

Библиографическая ссылка

Панкина М.В., Захарова С.В. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН КАК НАПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 4.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9670 (дата обращения: 13.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Хворова Н.М.

Бакалавр архитектуры, Российский университет дружбы народов

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА В АРХИТЕКТУРНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Аннотация

В статье обозначены основные принципы экологического дизайна в архитектурном проектировании, которые непосредственно связаны с понятием устойчивости в искусственной среде. Вкратце рассматриваются некоторые аспекты проектирования, которым уделяется большое внимание в «зеленом дизайне».Обращается внимание на некоторые альтернативные источники энергии и их способы применения в экологическом дизайне и «зеленом» проектировании. Предлагаются наиболее эффективные системы, отвечающие требованиям экологического проектирования.

Ключевые слова: экологический дизайн, «зеленый дизайн», устойчивость, эффективность, возобновляемые ресурсы.

Khvorova N.M.

Bachelor of architecture, Peoples’ Friendship University of Russia

FUNDAMENTAL CONCEPTS OF ECOLOGICAL DESIGN IN ARCHITETURAL PLANNING

Abstract

The article deals with fundamental principles of ecological design in architectural planning which are directly related to the concept of sustainability in the built environment. The author briefly touches on the aspects of planning which are paid great attention to in “green design”.The author draws attention to some alternative energy sources and their methods of application in ecological design and green planning.The writer proposes the efficient systems to meet the requirements of ecological design.

Keywords: ecological design, “green design”, sustainability, efficiency, renewable resources.

Экологический дизайн –это одна из самых часто затрагиваемых тем в различных областях науки, имеющих то или иное отношение к созданию искусственной среды. Значение«зеленого дизайна» увеличивается день ото дня, так как мировое население увеличивается, а количество природных ресурсов уменьшается . Парадокс нашего времени – повышение уровня жизни людей при уменьшении потребления природных ресурсов.

В области архитектуры и строительства понятие экологического дизайна определено Скоттом в 1999 году как «создание и ответственное управление здоровой искусственной средой, основанной на эффективном использовании ресурсов и на экологических принципах» .

Проектирование «зеленых» зданий – это не конкретный метод, а объединение множества методик, определенный выбор материалов и технологий, которые при надлежащем интегрировании в проект способны повысить уровень проектируемого объекта с точки зрения его экологичности. Подобное проектирование оптимизирует использование энергии, ограничивает потребление воды и позволяет максимально использовать переработанные материалы.

Основные принципы, которые лежат в основе экологического дизайна в архитектурном проектировании и строительной промышленности, следующие:

  1. экономия существующих материальных ресурсов;
  2. повышение энергоэффективности зданий;
  3. меры по уменьшению тепловых потерь;
  4. необходимость в использовании более эффективных установок и оборудования;
  5. обеспечение иерархии помещений, требующих различного температурного режимаи соответствующей каждому помещению ориентации относительно стран света;
  6. необходимость в использовании возобновляемых источников энергии (солнечная, геотермальная энергия);
  7. обеспечение оптимизации естественной вентиляции .

Принципы экологического дизайна могут быть применены как к отдельным домам, так и к районам и технопаркам . Их можно использовать с целью улучшения существующих городских и загородных районов, а также в проектировании новых. Улучшение уже существующих районов необходимо начинать с рассмотрения таких проблем, как охрана окружающей среды, неэффективность использования материалов, загрязнение окружающей среды.

Люди не могут существовать без использования природных ресурсов в качестве источников еды, материалов, промышленных продуктов и энергии. Основная цель экологического дизайна состоит в том, чтобы поддерживать экологическую устойчивость, применяя способы производить товары, строить здания, проектировать крупные системы, такие как бизнес-парки и технопарки, уменьшая потребление природных ресурсов и избегая нанесения ущерба экологии .

Также в экологическом дизайне особое внимание уделяется проектированию освещения, вентиляции, отопления. Продуманныйдизайн и контроль управления освещениеммогут снизить потребление энергии и позволить в преобладающей мере использовать естественное освещение. Важно обеспечить максимальное проникновение дневного света в зданиепри минимальном притоке тепла, таким образом уменьшая нагрузку на искусственное освещение.Эффективность может увеличиться с помощью использования автоматических средств управления, таких как таймеры и датчики движения в нечасто используемых помещениях .

Грамотная теплоизоляцияперекрытий и стен уменьшила бы перегревание и переохлаждение конструкций зданий, вследствие чего сократились бы и эксплуатационные затраты .

Огромное значение в «зеленом» проектировании имеет солнечная энергия. Системы отопления, работающие на энергии солнца, можно устанавливать во всех типах зданий. Значительно сократить расходы на отопление, как в жилых, так и в коммерческих зданиях позволяет предварительный нагрев воздуха подобной системой. Использование солнечной системы отопления особенно эффективно в больших зданиях таких, как больницы, школы, ангары, спортивные залы, а также многоэтажные жилые дома. Подавляющее большинство солнечных систем отопления требуют установки, так называемых, солнечных стен. Такое оборудование может быть установлено как на новых, так и на существующих зданиях. Солнечные стены требуют минимального обслуживания, не имеют в конструкции наличия жидкостей и съемных частей. Кроме того солнечные системы могут работать в пасмурную погоду и в ночное время, но при этих условиях их эффективность значительно снижается.

В «зеленом» проектировании также эффективно используется геотермальная энергия. Ее используют в системах кондиционирования воздуха, отопления и в системах, преобразующих геотермальную энергию в электричество. Установка геотермальной системы требует крупных инвестиций, но позволяет получить неисчерпаемый источник энергии, который обеспечит от 60 до 70% энергии необходимой на отопление здания. Геотермальная энергия непрерывно поступает из источника, на который не оказывают влияние атмосферные условия. Сложность извлечения этой энергии зависит от структуры геологических образований и состава горных пород.

Что касается строительных материалов и мебели, то они могут быть подобраны так, чтобы их можно было изготовить (с точки зрения потребления энергии и материалов) из возобновляемых ресурсов с длительным сроком службы и с возможностьюповторного использования или переработки. Важно, чтобы при использовании данной мебели и материалов внутри помещения они бы не выделяли вредные вещества . Строительные материалы должны обеспечивать продолжительный жизненный цикл зданий, при этом сокращая неблагоприятные воздействия на окружающую среду. Эффективность строительных материалов должна оцениваться с точки зрения энергии, расходуемой в процессе их добычи, производства и транспортировки.

Особенно распространен прием использования растений в экологическом дизайне. Существует универсальная система использования растений во внутренних помещениях на различных поверхностях. Система состоит из полипропиленовых водонепроницаемых поддонов, которые могут быть любого размера. У этой системы есть желобок и углубление вдоль всей задней поверхности. Независимая ирригационная система компьютеризирована, имеет дистанционное управление и снабжается стандартными баками рециркуляции. Баки рециркуляции располагаются под системойили, они могут наполняться как автоматически, так и вручную .

Как правило, использование в проектировании принципов экологического дизайна ведет к дополнительным затратам. С этой точки зрения «зеленое» проектирование неизбежно становится дороже, чем менее экологически эффективное решение, поскольку оно подразумевает использование высококачественных материалов и более сложных технологий. Но на практике при первоначальных затратах в будущем можно получить значительную выгоду от использования в проектировании разработанных на основе принципов экологического дизайна методик.

Экологический дизайн может быть определен как любая форма дизайна, которая минимизирует разрушительные воздействия на экологию, имитируя или объединяясь с природными экосистемами .

Экологический дизайн – важное понятие в быстро меняющемся и развивающемся мире. В искусственной среде, созданной на основе принципов «зеленого дизайна», внутренние пространства имеют большое значение, поскольку это главные места пребывания людей.

Литература

  1. Aktas, G., “Sustainable Approaches in Shopping Center Public Interiors: Lighting and Finishing Materials” 2nd International Conference on Urban Sustainability and Cultural Sustainability, Green Development, Green Structures and Clean Cars, (USCUDAR,11), 2011, pp:1832-187.
  2. Aktas, G, “Social and Cultural Changes that Prepare contemporary Shopping Centers in Turkey” 2nd International Conference on Art and Culture (ICAC’11),2011, pp 28-32.
  3. Scott, F.A.“Ecological Design handbook: Sustainable Strategies for Architecture, Landscape Architecture, Interior Design, and Planning” Donnelley & Sons Co., New York, N.Y.,1999.
  4. Fan Shu-Yang, F., Freedman, B. and Cote, R. “Principles and Practice of Ecological Design” Environmental Review, 2004, Vol: 12 p: 97–112.
  5. Gissen, David, Big and Green Towards Sustainable Architecture in the 21st Century, Princeton Architectural Press, 2003.
  6. Yang F., Freedman B., Cote R., “Principles and Practice of Ecological Design” Environmental Review, 12, 2004, pp: 97–112.
  7. Aktas, G, “Ecological and Green Design Significances in Interior Spaces” 7th WSEAS Conference on Energy and Environment (EE’12),2012. pp 244-249.
  8. Ozkaynak,G., Ust, S. “Sustainable Design Solutions to Humanitarian Crises” International ustainable Building Symposium, 2010, 270-275.
  9. Todd, J., Brown, E., and Wells, E. “Ecological design Applied” Ecological Engineering, 2003, Vol:20 p:421-440.
  10. Ferreira, A, Mendes, S. “The Relation Between the Traditional Construction and the Sustainable Development” The 21st Conference on Passive and Low Energy Architecture. Eindhoven, The Netherlands, 2004, 9 – 22.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Бионика – наука, исследующая использование свойств и функций природных объектов для создания технических устройств и механических систем. Применение биоформ в архитектурном дизайне. Возникновение архитектурной бионики в России как творческого метода.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2016

    Демократический вариант "русского" стиля – самое яркое явление в архитектуре 1860-1870-х гг. Подобно передвижничеству в живописи, он задает тон в архитектуре. Ведущая роль принадлежит демократическому направлению, в тени которого развиваются остальные.

    реферат , добавлен 06.06.2008

    Город как природно-техногенная система. Зонирование территории городов - природные аналогии. Физические факторы в городах. Оценка воздействия физических факторов в городской среде. Архитектурная бионика, использование природных аналогий в архитектуре.

    реферат , добавлен 15.10.2014

    Рост городов и деградация природной среды как естественной фактор развития общества. Современное представление об экологии города; отражение природных концепций в градостроительтве. Использование достижений архитектурной бионики в строительстве зданий.

    реферат , добавлен 11.10.2013

    Готический стиль - художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средневекового искусства европейских стран. Соборная площадь и миланский Собор. Архитектурный стиль собора Нидарос. Кельнский собор как шедевр готической архитектуры.

    презентация , добавлен 23.11.2011

    Корни минимализма в традиционной японской архитектуре и в творчестве нидерландского бюро De Stijl. Верность японцев простоте национального жилища. Игра света и тени в пространстве. Основные признаки минимализма в архитектуре. Минимализм в дизайне.

    реферат , добавлен 29.03.2013

    История появления каменистых садов в России. Понятие содержания пропорции, соразмерности в природе. Основные элементы озеленения и благоустройства территории. Малые архитектурные формы. Композиция холмистого сада. Инвентаризация существующих насаждений.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2014

    Характеристика особенностей использования стекла в архитектуре и дизайне. Виды стекла и основные способы его обработки: фьюзинг, шелкография, изготовление стемалита, гнутье или моллирование. Модные "стеклянные" решения в дизайне. Зонирование помещения.

    «Экологический» стиль дизайна был создан смешением форм разных стилей. Это природное начало, использование естественных материалов, правильные формы. Человек в современном техногенном мире стремится сохранить природу в своем собственном доме.

    Эко стиль в дизайне интерьера дает ощущение единения с живой силой природы. В числе современных стилей эко данный стиль является одним из самых востребованных. Здесь используются натуральные ткани и стекло, глина и дерево, и, конечно, камень.

    Эко-дизайн в любом интерьере предпочитает природные цвета. Это цвета травы и почвы, камня и дерева. Обязательным элементом данного стиля является множество цветов. Можно создать зимний сад или оформить отдельную зону цветами. Сюда же можно поставить аквариум или поместить птиц.

    Отделка стен в стиле эко

    Эко дизайн интерьера — это новое веянье в оформлении декора, которое появилось в период интенсивного развития технологий. Личности, которые чувствуют ответственность за природу и предпочитают оформлять интерьер дома именно в таком стиле. Для него присуще использование натуральных материалов.

    Отделка стен в стиле эко включает в себя использование:

    • глины;
    • массива состаренного или вощёного дерева;
    • бамбуковых стеблей;
    • керамической плитки;
    • бумажных обоев;
    • каменных плит.

    Потолок в стиле эко

    Эко дизайн в интерьере создает в доме максимально комфортную обстановку, которая обладает релаксационными свойствами и отвлекает от городской суеты. При оформлении интерьера очень важно сделать акцент на потолке – он должен полностью соответствовать стилистике.

    Потолок в эко стиле может быть украшен деревянными панелями или представлен в виде беленого потолка с деревянными балками. Многие дизайнеры отдают предпочтение обычной матовой покраске пастельных тонов.

    Пол в стиле эко

    Композицию интерьера должен дополнять и пол в эко стиле. Основными материалами являются деревянные и паркетные доски, каменные и керамические плиты и пробковые панели.

    Не стоит оставлять без внимания дополнительное декорирование — в эко дизайне интерьера его украшают коврами с пышным ворсом (спальня, гостиная), а для санузлов используют рогожки и циновки.

    Выбор мебели для квартиры в стиле эко

    Эко дизайн интерьера требует особого подхода к выбору мебели.

    Основными критериями, которыми руководствуются дизайнеры, являются:

    • натуральный состав материалов;
    • лаконичность;
    • правильные геометрические формы и сглаженные углы;
    • массивность;
    • наличие патины, потертостей и царапин.

    Очень часто мебель в эко стиле представляет собой вторично используемую отреставрированную мебель, которая идеально сочетается с общей интерьерной стилистикой.

    Освещение для стиля эко

    Для эко дизайна интерьера характерно лаконичное слегка заметное освещение: точечная подсветка, скрытая галогеновая, плафоны цилиндрической формы, а также применение дополнительных источников света.

    Освещение для стиля эко – это оригинальные светильники, которые производятся из натуральных природных материалов: дерево, текстиль, камни и кристаллы. Они дополняют общую тематику интерьера, а также прекрасно сочетаются с другими стилевыми направлениями.



Поделиться