Республиканская форма правления в россии. Республиканские формы правления

Вопрос 1. Республиканская форма правления.

Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

а) выборность власти;

б) ограниченность срока полномочий власти;

в) зависимость от избирателей.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) именно президент выполняет эту роль; в парламентских (Германия, Италия, Индия, Турция, Израиль и др.) - парламент; в смешанных (Франция, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) - совместно президент и парламент.

В президентской республике президент избирается независимо от парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом, он одновременно является главой государства и правительства. Президент сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в данной республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент не может распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через утверждение бюджета, а в ряде случаев может отстранить от должности президента (когда он нарушил Конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского veto - запрет) на решения законодательного органа.

В парламентской республике правительство формируется законодательным органом и ответственно перед ним. Парламент может путем голосования выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра. Официально главой государства является президент, который избирается либо парламентом, либо коллегией выборщиков, либо прямым голосованием народа. Однако в системе органов государственной власти он занимает скромное место: его обязанности обычно ограничиваются представительными функциями, которые мало чем отличаются от функций главы государства в конституционных монархиях. Реальной же главой государства выступает руководитель правительства.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Республика - (лат. respublica) общенародное дело. Республиканская форма правления - эта такая форма правления, при которой власть осуществляется выборными органами, избираемые на определенный срок. В республике главой государства является президент, избираемый разными способами, но из среды граждан государства. В разных странах выборы президента происходят по-разному, но во всех странам президент выбирается народом.

Можно выделить следующие основные признаки республики:

Существование единоличного или коллегиального главы госу­дарства;

Выборность на определенный срок главы государства и других верховных органов государственной власти;

Осуществление государственной власти не по собственному праву, а по поручению народа;

Юридическая ответственность главы государства в случаях, пред­усмотренных законом;

Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;

Преимущественная защита интересов граждан государства, вза­имная ответственность личности и государства;

Имеет место разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Одна из первых республик сформировалась в Афинском государстве в VIII в. до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической республикой.

Президентская республика – это такая форма правления, при которой во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства.

В республике этого вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.п.) принимает законы. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное избрание) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Правительство формирует президент, но зачастую с согласия парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процесс его отстранения от власти (импичмент). В противовес импичменту президент имеет свое “оружие” против правительства, он может наложить вето на законы принятые парламентом.

Иной моделью президентской республики является такое устройство формы правления, когда президент является главой государства , но не совмещает этот статус со статусом главы правительства. Тогда кроме распределения полномочий, закрепленных Конституцией, президент, как упоминалось выше, образует систему органов - государственных и общественных - при президенте, которые содействуют ему в выполнении его полномочий как главы государства, гаранта конституции.

(США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Российская Федерация и другие)

Парламентская республика - это такая форма правления, при которой во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом и отчитывается за свою деятельность перед парламентом, а не перед главой государства.

Парламентская республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной особенностью этого вида республики является наличие должности премьер-министра, которого избирает (назначает) парламент. Правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, получившей большинство в парламенте, и остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. Участие президента в формировании правительства номинально. Хотя он формально и наделяется большими полномочиями (имеет право роспуска парламента), на практике не оказывает никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое его действие может быть осуществлено только с согласия правительства, исходящие от него нормативные акты приобретают юридическую силу, как правило, только после одобрения правительством или парламентом, которые несут за них ответственность.

(Италия, ФРГ, Финляндия, Индия, Турция).

Смешанная форма или полупрезидентская форма республики – эта такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Впервые такая форма республики была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля Де Голля.

Президент избирается народом, но не является главой исполнительной власти. Исполнительной властью обладает правительство, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную – перед парламентом.

В смешанной республики, президент может назначать вице-премьеров и министров, независимо от партийного состава и сил. Назначение премьер-министра происходит по разному: самостоятельно или с согласия парламента. Президент имеет право уволить премьер-министра, отдельного министра или все правительство.

Таким образом, в смешенной республике президент не относится ни к одной из ветвей власти и правительство несет ответственность перед президентом. (РФ, Казахстан, Румыния, Франция и др.)

Нетрадиционные республики

Существуют и иные, нетипичные, виды республик. Например, теократическая республика (Иран, Афганистан). Для некоторых стран Африки харак­терна своеобразная форма президентской монократической республики: в условиях однопартийного политичес­кого режима лидер партии провозглашался пожизненным президентом, парламент же реальных полномочий не имел (Заир, Малави).

Долгое время в отечественной юридической науке осо­бой формой республики считалась республика Советов . Ее признаками назывались: откровенно классовый характер (диктатура пролетариата и беднейшего крестьянства), отсутствие разделения властей при полновластии Советов, жесткая иерархия последних, право отзыва избирателями депутатов Советов до истечения срока их полномочий (императивный мандат), реальное перераспределение власти от эпизодически собиравших­ся Советов в пользу их исполнительных комитетов

Республика (лат. государственное, общественное дело) – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

    1. выборность власти;
    2. ограниченность срока полномочий власти;
    3. зависимость от избирателей.

Виды республик:

Положением, содержащимся в ст. 1, российская Конституция делает четкий выбор из двух форм правления, известных совре-менному государству: республики и монархии. РФ провозглашена республикой, что означает выборность гла-вы государства. Однако, сделав этот первичный выбор, Консти-туция не пошла дальше и не определила вид республиканской формы правления. Между тем мировой конституционной теории и практике известны три вида республики:

    • парламентская;
    • пре-зидентская;
    • полупрезидентская.

В парламентской республике глава государства (президент) из-бирается парламентом, главой правительства становится лидер партии, победившей на выборах. Парламент осуществляет кон-троль над правительством. В случае вынесения парламентом во-тума недоверия правительство автоматически подает в отставку (или премьер-министр ставит вопрос о роспуске парламента и назначении новых выборов). Министры назначаются из членов парламента и сохраняют в нем свое место. Примеры: Италия,ФРГ.

В президентской республике глава государства (президент) из-бирается населением () и сам формирует правитель-ство, которое подотчетно только ему. Парламент не вправе выно-сить вотум недоверия. Президент не имеет роспуска парла-мента. Министры не могут быть одновременно членами парламента. Примеры: США, Мексика.

В полупрезидентской республике глава государства (президент) избирается населением (гражданами) и сам формирует прави-тельство, которое ему подотчетно. Парламент вправе выражать недоверие (порицание) правительству, но вопрос об отставке ре-шается президентом. Президент имеет право роспуска парламен-та. Министры не являются членами парламента. Правительство обладает правами для оказания давления на парламент, но и пар-ламент сохраняет элементы контроля над правительством. При-мер: Франция.

Близко к этой форме правления стоит так называемая парламентско-президентская республика (Украина), в которой полно-мочия разделены между президентом и парламентом, но пар-ламент играет более значительную роль, в том числе и при фор-мировании правительства.

Это самые общие черты различных видов республиканской формы правления, которые варьируются по-разному даже в при-веденных в качестве примеров странах в рамках одной формы правления. Особенности свойственны практически каждой стра-не, поскольку никто не хочет, да и не может в силу обстоятельств слепо копировать модель другой страны. Но если попытаться сравнить нынешнюю российскую форму правления с приведен-ными, то станет ясно, что это скорее полупрезидентская респуб-лика, но с более широкими полномочиями президента.

Замечание о возможности реставрации монархии в России

Рассмотрим вопрос о возможности реставрации монархии в России. В современной России имеются политические движения, выступающие за реставрацию монархии. Каковы юридические аргументы за или против позиции монархистов?

2 марта 1917 г. император Николай II отрекся от престола и сложил с себя верховную власть. Однако он не передал ее закон- наследнику - царевичу Алексею, объяснив это нежеланием расстаться с сыном, а объявил о передаче наследия брату - вели-кому князю Михаилу Александровичу и благословил его на всту-пление на престол государства Российского. Но 3 марта великий князь отказался принять верховную власть, заявив о своем реше-нии «в том случае воспринять, если такова будет великого народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием через представителей своих в Учредительном собрании устано-вить образ правления и новые основные законы государства Рос-сийского».

Временное правительство подготовило Положение о выборах в Учредительное собрание, утвержденное 23 сентября 1917 г., но 1 сентября провозгласило Российскую республику, на что леги-тимных полномочий, безусловно, не имело (Государственная ду-ма фактически не работала). Что касается Октябрьского перево-рота и установления советской власти в форме республики Сове-тов, то монархисты не без основания отмечают, что легитимность всех конституционных установлений этого периода более чем со-мнительна, поскольку большевики разогнали Учредительное соб-рание, которое, однако, в первый день своей работы успело про-возгласить Россию республикой. И хотя в дальнейшем в стране (до 1989 г.) не проводились свободные выборы, референдум 1993 г. и утверждение на нем Конституции с республиканской формой правления можно считать легитимным завершением спо-ра о судьбе монархии в России. Чтобы оспорить этот вывод, мо-нархистам приходится изыскивать доказательства в пользу нелегитимности самой Конституции РФ и президентской власти, хотя последняя была учреждена опять же всероссийским референду-мом (1990 г.) и неоднократно подтверждена президентскими вы-борами.

Республика представляет собой форму правления, при которой верховная власть принадлежит выборным органам, избираемым населением на определенный период времени. Само слово происходит от латинской фразы Реs Publicum, что означает "общее дело".

Характерные особенности республики:
1) Единственным источником власти является народ;
2) Правление при республиканской форме правления осуществляется коллективно;
3) Высшие органы государственной власти формируются парламентом или избираются выборным путем;
4) государственные органы избираются на определенный срок, по истечении которого их полномочия прекращаются

5) высшая государственная власть основывается на фундаментальном принципе разделения властей

6) должностные лица и государственные органы власти несут ответственность за свои действия

«Наряду с монархической формой правления республиканская форма также зародилась в рабовладельческом государстве. Одним из первых республик, образованных в Афинском государстве в VIII. До н.э. и V-IV вв. До н.э. была признано демократическая республика. В феодальной эпохе республиканская форма правления практически не используется.
В настоящее время республика находиться на подъеме и становится своего рода ориентиром для развивающихся стран».

По степени взаимоотношений между исполнительной и законодательной властью в современном мире выделяют следующие республики; парламентскую, президентскую, и смешанную.

Президентская республика характеризуется тем, что президент занимает очень важное место в системе высших органов. В качестве примера таких республик можно назвать США, Бразилию, Мексику, Филиппины, Нигерию, Казахстан. .

В «классической» президентская республика (США) президент является одновременно главой законодательной и главой исполнительной власти.

В президентской республике он имеет право законодательной инициативы, назначения референдума, право введения чрезвычайного положения, он является верховным главнокомандующим вооруженных сил, имеет право заключить мир, объявлять войну и т.д. Президент в рамках своей компетенции самостоятельно издает акты, которые занимают особое место в иерархии законодательства страны.

«Парламентская республика представляет собой такую разновидность республиканской формой правления, в котором связующую роль в осуществлении высшей государственной власти и формированию ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной власти. Президент в условиях такой формы правления чаще всего избирается парламентом (например, в Греции, Турции, Ливана, Венгрии, Чехии и т.д.)»

Но даже в тех случаях, когда в таких республиках Президент избирается не парламентом, а непосредственно народом (например, Ирландии, Болгарии, Финляндии и др.) , его полномочия весьма ограничены, а реальная исполнительная власть осуществляется правительством.



Главное в характеристике парламентской республики является то, что верховенство власти ней принадлежит парламенту, а правительство несет перед ним, а не президентом ответственность и должно подать в отставку в случае кворума не доверия от парламента. Конечно, в этих условиях, реализуется принцип разделения властей так как исполнительная ветвь власти в лице правительства, имеет определенную автономию, может в случае, кворума недоверия парламента, обратиться к президенту с предложением о роспуске парламента и назначением новых выборов. В целом, правительство в такой форме правления является в определенной зависимость от парламента: глава правительства, как правило, стоит лидер партии в парламенте, правительство подотчетно парламенту, контролируется им и в любое время может быть отправлено парламентом в отставку путем выражения ему вотума недоверия.

«Смешанная республика представляет такую форму государственного правления, которая находиться на грани президентской и парламентской республики. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные полномочия разделены между ними. Примером служит: Франция, Россия, Югославия».

Характерной особенностью смешанной формы республики является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В этих республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства является президент. Он назначает премьер-министра и министров с учетом политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях Кабинета и утверждает его решения. Парламент имеет возможность контролировать правительство, утвердив годовой бюджет, а также может выразить недоверие правительству.

Заключение

Цель моей курсовой работы достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Формы правления" можно сделать ряд выводов:

Под формой правления понимается организация высшей власти государства, компетенция, взаимодействие высших органов государства, степень участия населения в их образовании. Форма государственного правления дает возможность уяснить: как создаются высшие органы государства и какого их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Форма государственного правления, как существенный элемент формы государства, складывается из фактической и юридической сторон образования и организации высших органов государственной власти, а так же органов, наделенных самостоятельными властными полномочиями.

С этой точки зрения, государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия представляет собой форму правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу- монарху и обычно передаётся по наследству. Монарх не несёт ответственности за свои деяния. Юридическими признаками монархии являются:

1) Существование единоличного главы государства, обладающего властью пожизненно.

2) Престолонаследие как способ передачи верховной власти.

3) Осуществление монархом правления по собственному усмотрению, а не от имени народа.

4) Отсутствие юридической ответственности монарха, то есть он не отвечает за принимаемые решения, ответственность возлагается на министров, которые действуют от имени монарха.

Республика- это форма правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.

Применительно к республиканской форме правления в качестве оснований для ее подразделения на подвиды могут выступать различия в уровне развития государств, степени причастности всего населения или его части к процессу осуществления государственной власти, положении в системе высших органов государственной власти тех или иных институтов, в частности института президентства или парламента, и др.

В современном мире существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная. Хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др.

Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо исходя из принципа сотрудничества властей, что свойственно парламентарной республике).

Как показывает исторический опыт, общественный прогресс обуславливается не столько тем, какая разновидность монархии или республики установлена в стране, а в большей степени тем, насколько приемлема и органична она для конкретного государства. Речь идет, в первую очередь, о соответствии выбранной модели правления совокупности исторических предпосылок, экономических отношений, уровню культуры, традиционным воззрениям и психологии населения, а также целому ряду прочих факторов.

Список используемой литературы

1. Алексеев С.С. Общая теория права. -- М.,2013, с. 286.

2. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник [Текст] / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2033. 592 с

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.Б. Венгеров. - М.: ОМЕГА-Л, 2012. - 607 с.

4. Гумплович Л. Общее учение о государстве СПб., 1910. С. 221.

5. Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч. пособие – М: Юрист,2013 г

6. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - М.: ЮРИСТЪ, 2014.

7. .Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник для студентов вузов 2-е изд. М.: Юристъ, 2013. 541 с.

8. Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М.: Высшее образование, 2013 г. 495 с.

9. Мелехин А.В. Теория государства и права: учебник [Текст] / А.В. Мелехин. М.: Маркет DS, 2012. - 640 с.

10. Морозова Л.А. Основы государства и права. М.: НОРМА, 2014. 464 с.

11. Потапов М. Г. Теория государства и права: учебное пособие/М. Г. Потапов: Новосибирск, 2014 г, -438

12. Рассолов М. М. Теория государства и права: учебник для вузов/ М. М. Рассолов. –М, 2014 г. с. 635

13. Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2013 г. 65

14. Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. - М., 2014, с 234

15. Сырых В.М. Теория государства и права. М.: Юстицинформ, 2012, 695 с.

16. Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2014. – С. 218

17. Храпанюк В. Н. Теория государства и права. –М.:, 2012, .с 34


Гумплович Л. Общее учение о государстве СПб., 1910. С. 221.

Марченко М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений. М.: Высшее образование, 2012 г. 495 с.

Старцев Я.Ю. Курс лекций "Государственное и муниципальное управление в зарубежных странах".- М.РУДН,2013г.-С.125.:

Темнов М.Б. Теория государства и права. – М., 2014. – С. 218

Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. - М.: ЮРИСТЪ, 2013 г. С.183.

Еншбарян Р. В., Краснов Ю. К. «Теория государства и права» – Уч.пособие – М: Юрист,2013 г.

Морозова Л.А. Теория государства и права. - М.: Юристъ, 2013 г. - 414 с.

Радько Т.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2013 г. 65

Потапов М. Г. Теория государства и права: учебное пособие/М. Г. Потапов: Новосибирск, 2014 г, -438

Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник [Текст] / под ред. В.К. Бабаева. - М.: Юристъ, 2013. 592 с

Симонишвили Л. Р. Республика со смешанной формой правления. - М., 2014, с 234

Республика - это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.

Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.

Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. С.С. Алексеева. - М., 2011. - С. 157.. По мере развития общественной жизни она видоизменялась, приобретала новые черты, все больше наполнялась демократическим содержанием.

Афинская демократическая республика (V-IV вв. до н. э.). Ее особенности и значительный демократизм обусловливались социальной структурой афинского общества, характером рабовладения, не признающим превращения свободных афинян в рабов, а также наличием коллективного рабовладения. В республиканский период в Афинах сложилась эффективная система органов власти, имеющая четкую структуру и строго определенные функции. Система государственных органов состояла из народного собрания, совета пятисот, выборных должностных лиц, суда присяжных, ареопага (высшего судебного и политического органа).

Высшим органом государственной власти в Афинах было народное собрание, которому подчинялись все другие органы и должностные лица. В его работе принимали участие полноправные афинские граждане, достигшие 20 лет. Главной функцией народного собрания было принятие законов, однако осуществлялась также разнообразная административная и судебная деятельность. Народное собрание объявляло войну и заключало мир; ведало внешними сношениями; избирало военачальников (стратегов) и других должностных лиц; ведало религиозными делами, вопросами продовольствия, конфискацией имущества. Каждый гражданин мог обратиться в народное собрание по любому интересующему его вопросу. Выступая в качестве судебного органа, народное собрание утверждало обвинения в государственной измене и в злоупотреблениях должностных лиц, а дела об особо опасных государственных преступлениях могло рассматривать непосредственно.

Высшим органом исполнительной власти был совет пятисот. Он формировался из представителей афинских территориальных подразделений (полисов) и руководил повседневной практической деятельностью государства.

Ареопаг был чрезвычайно влиятельным органом государственной власти. Он мог отменять решения народного собрания, контролировать деятельность совета пятисот и должностных лиц. Состоял ареопаг из архонтов (высших должностных лиц полисов) и бывших архонтов, которые назначались пожизненно. Реформы Эфиальта (462 г.) лишили ареопаг высших политических функций, и он превратился в чисто судебный орган.

В структуре афинской республики просматриваются элементы будущего разделения властей: народное собрание - законодательный орган; совет пятисот - исполнительная власть; ареопаг - верховная судебная власть.

Республиканское правление в Афинах строилось на основе ряда демократических принципов, которые во многом определяют и признаки современной государственности: выборность; срочность полномочий; коллегиальность; отсутствие иерархической подчиненности; возмездность за выполнение государственных функций; подотчетность.

В Древних Афинах жили и творили величайшие деятели античной культуры, имена которых в сознании современного человека никак не связаны с понятием о рабовладении, рабской зависимостью. Вряд ли сейчас возможно себе представить Афинское государство без исторических трудов Геродота, Полибия и Плутарха, гомеровских поэм, философских воззрений Гераклита, Сократа, Платона, Анаксагора, Демокрита, Аристотеля, Эпикура, математических выводов Пифагора, трагедий Эсхила, Софокла и Эврипида, комедий Аристофана, скульптурных работ Фидия, возглавившего строительство величественного храма Парфенон.

Спартанская аристократическая республика (V-IV вв. до н. э.). Спарта, в отличие от Афин, возглавлявших демократическую часть населения полисов, объединяла вокруг себя в основном их аристократическую часть. Наряду с явными пережитками общинного строя, Спарта располагала сильным войском, удерживающим в повиновении многочисленных рабов - илотов.

Формально верховная власть в государстве принадлежала двум царям, фактически же она была ограничена в пользу аристократии. Цари являлись военачальниками, в военное время им принадлежала судебная власть, они ведали делами культа.

Законодательную власть осуществлял совет старейшин (герусия). Герусия состояла из двух царей и 28 членов совета, избираемых из представителей аристократии пожизненно. Высшую правительственную власть осуществляла коллегия эфоров, ежегодно избираемых из числа заслуженных аристократов. Эфоры осуществляли контроль за деятельностью всех государственных органов и должностных лиц, в том числе и царей. Они рассматривали важнейшие гражданские и уголовные дела, решали вопросы внешней политики, осуществляли набор войск.

В Спарте народное собрание большой роли не играло. Законодательными полномочиями оно фактически не обладало. Назначение на должности, вопросы войны и мира, которые формально входили в компетенцию народного собрания, заранее предрешались другими государственными органами.

Римская аристократическая республика (V-II вв. до н. э.). Верховной государственной властью в республиканском Риме был сенат. Члены сената назначались особо уполномоченными лицами (цензорами), которые в свою очередь назначались народным собранием. Все вопросы, решающиеся в местных органах власти (центуриях), предварительно обсуждались в сенате. Формально сенат подчинялся решениям народного собрания, однако, если решения последнего не соответствовали «интересам Рима», он объявлял их недействительными или предлагал должностным лицам, ответственным за эти решения, отказаться от своих должностей. Прерогативой сената являлось установление диктатуры, после чего все должностные лица республики переходили в подчинение диктатора, срок полномочий которого, однако, был ограничен шестью месяцами. Сенат обладал и другими важными полномочиями: он распоряжался казной и государственным имуществом, решал вопросы войны и мира, назначал командующих войсками и судебные коллегии.

Обвинять Римскую республику в ее чрезвычайном «аристократизме», видимо, было бы несправедливо, поскольку в своем арсенале она имела многие реальные демократические институты народовластия. Народное собрание, а позже народный трибунат делали все возможное для охраны граждан от злоупотребления властей. Несмотря на господствующее положение сената, государственная жизнь республики в основном обеспечивала срочность полномочий должностных лиц, их подотчетность народному собранию, коллегиальное устройство государственных учреждений Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. В.Г. Стрекозова. - М., 2008. - С. 104..

Таким образом, публичное право Римской республики выработало достаточно четкие положения о системе органов власти и управления, что позволило ей успешно существовать и развиваться на протяжении нескольких столетий. В последующем элементы римского республиканского конституционного строя нашли свое применение при формировании государственности многих стран мира в Новое и Новейшее время Медведев В.Г. Система органов власти и управления в публичном праве Римской республики / В.Г. Медведев // Общество и право. - 2010. - № 1. - С. 23..

Но в большей мере были восприняты положения римского права. Римские юристы впервые сформулировали важнейший правовой институт цивилизованного общества - право собственности. Они подразделяли систему права на две части: право частное и право публичное. Публичное право включало все те нормы, которые относятся к «положению Римского государства» как целого, и частное право, регулирующее отношения между отдельными лицами. Такое соотношение между правовыми нормами в большинстве правовых систем современности является естественной реальностью. Правовые институты владения, купли-продажи, разнообразных форм собственности ведут начало от римского права - в этом их историческая и практическая ценность.

Города-республики (феодальные республики). Такая форма государственного правления возникает в средние века наряду с феодальными монархиями. Феодальные республики складываются в результате укрепления могущества и самостоятельности крупных городов, за которыми признавалось право выбирать собственные органы управления, издавать законы, осуществлять суд над гражданами. По отношению к центральной власти (сеньору) город был обязан вносить определенные взносы, выделять граждан для военной службы.

Республиканская феодальная форма государственного правления является результатом перерастания городского самоуправления в суверенитет. Управление городом осуществлялось городским советом, состоящим из представителей аристократии и избиравшегося советом городского головы (мэра).

Ярко выраженными городами-республиками были Флоренция, Венеция, Генуя - в Италии; Новгород и Псков. Вольные города складывались также в Германии, Франции, Англии, где основную роль играли не земледельцы, а купцы и ремесленники.

Структура государственной власти городов-республик была несложной. В Венецианской республике, например, высшими органами власти и управления были Большой совет, сеньория, сенат, совет сорока и совет десяти, которые формировались из 200-300 самых знатных горожан. В Новгородской республике основные вопросы внутренней и внешней политики решало городское вече (народное собрание), в котором могли принимать участие все горожане. Однако деятельность его контролировалась боярским советом (советом господ), в который входили «владыка», княжеский наместник, посадские, тысяцкие и бояре.

Наиболее существенной чертой многих городов-республик было признание свободы граждан и свободы рыночных отношений. Если крепостной, отмечалось в грамотах, проживает год и один день в стенах города и если за это время господин не предъявит на него права, то он навсегда получает свободу Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений / Под ред. В.Г. Стрекозова. - М., 2008. - С. 106..

Парламентарная республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Первая общая черта парламентских форм правления - номинальная роль главы государства в государственном механизме, его высокий морально-политический статус как представителя и символа государства Долиновский С.Л. Становление и развитие парламентской монархии в Великобритании / С.Л. Долиновский // История государства и права. - 2008. - № 17. - С. 13..

В такой республике правительство формируется парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства членов парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.

Как правило, глава государства в подобных республиках избирается парламентом либо специально образуемой парламентской коллегией. Назначение парламентом главы государства является главным видом парламентского контроля над исполнительной властью. Процедура избрания главы государства в современных парламентарных республиках неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвуют также по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламента в избрании главы государства также разделяется с представителями членов федерации. Так, в Федеративной Республике Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в парламентарной республике могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно, например, для Австрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет.

Глава государства в парламентарной республике обладает довольно обширными полномочиями. Он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т. д.

Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой парламентарной республики является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.

Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной, политики.

Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанного на началах правовой законности Плотникова Т.В., Пузиков Р.В. Теория государства и права: Учебное пособие / Т.В. Плотникова, Р.В. Пузиков. - Ливны, 2011. - С. 202..

Президентская республика как форма правления характеризуется в первую очередь тем, что избранный глава государства одновременно является главой правительства, которое он назначает в ряде стран с согласия парламента и которое он может распустить. Достоинство президентской формы правления заключается, прежде всего, в том, что всенародно избранный президент являет собой средоточие общенациональных устремлений, выступает символом нации, символом принадлежности граждан к единому государству. Эта форма дает полномочия одному лицу, которое может осуществить руководство в чрезвычайных обстоятельствах. И не случайно, сталкиваясь с теми или иными сложными проблемами, некоторые страны (например, Франция в 50-х гг. XX в.) подчеркивают значение поста президента. Президентская система правления в принципе обеспечивает большую степень политической стабильности, чем парламентская, так как правительство (президент) избирается на фиксированный срок, определенный конституцией. Президентская форма правления, в свою очередь, не является безупречной. Во-первых, в отличие от парламентской формы правления, она таит в себе возможности трений во взаимоотношениях исполнительной и законодательной ветвей власти и провоцирования конституционного кризиса. Вероятность последнего, особенно возрастает, если президент и парламентское большинство принадлежат к различным партиям или политическим течениям. Предположения, что президент постоянно находится над партийной борьбой и политиканством лоббистов, могут не иметь под собой веских оснований. Иными словами, выбор между парламентской и президентской формами правления может означать выбор между единым, но нестабильным руководством и руководством стабильным, но чреватым конфликтом двух властей.

Во-вторых, едва ли существует оптимальный способ избрания президента. Любой из них имеет свои сильные и слабые стороны. Требования меньшинства и введение пропорционального представительства при президентской системе не столь важны хотя бы из-за падения влияния парламента. На первое место по значимости выходит метод президентских выборов. Прямые выборы представляются наиболее простыми и демократичными. Но есть разновидности прямых выборов, когда выбор способов их проведения не всегда зависит от президента. Президентская власть может оказаться в большой зависимости от законодательной ветви, которая может определять многое, например процедуру переизбрания президента на второй срок в чрезвычайно усложненном порядке.

Президентская республика является одной из наиболее распространенных форм правления в латиноамериканских странах. Президентское правление установлено в 12 странах: Бразилии, Венесуэле, Гаити, Гватемала, Гондурасе, Доминиканской Республике, Колумбии, Коста-Рике, Мексике, Парагвае, Сальвадоре и Эквадоре. Для государств Латинской Америки свойственны особое понимание роли президента и придание особого значение возглавляемой им исполнительной власти. Особый статус президента не только существует на практике, но и закреплен в конституциях большинства этих стран Стенина В.К. Парламентский контроль и парламентское расследование в президентских и полупрезидентских республиках / В.К. Стенина // Юридический мир. - 2007. - № 4. - С. 50..

В конкретике политической жизни той или иной страны, с учетом того или иного соотношения политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ, возможны смешанные или промежуточные (между президентской республикой и парламентской республикой) формы государственного правления Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 2011. - С. 196..

Существует еще один отличительный признак президентской республики, который обычно остается без внимания, но который имеет самое квалифицирующее значение в определении формы государственного правления. Этот признак состоит в том, что президент как глава государства определяет основы государственной политики, и определяет ее с использованием конституционных процедур, главнейшее место среди которых занимают послания президента парламенту. В литературе справедливо указывается, что основные направления политики, определяемые Президентом России, не должны восприниматься «как сугубо информационные, которые могут быть лишь приняты к сведению другими властными структурами» Гелиева И.Н. Некоторые вопросы формы государственного правления в России / И.Н. Гелиева // Общество и право. - 2008. - № 1. - С. 19..

Президентская и парламентарная республики имеют как свои достоинства, так и недостатки.

К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.

Основной же недостаток президентской республики -- чрезмерная концентрация власти в руках одного лица -- президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.

Парламентарная республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом -- парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике. Поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить Италия, где вплоть до 90-х годов правительство менялось почти ежегодно Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - М., 2012. - С. 89..

Республиканская форма правления имеет ряд преимуществ перед монархией и, следовательно, наибольшие перспективы на сохранение в будущем. Возможность населения страны непосредственно формировать высший орган государства, его периодическая сменяемость и подотчетность населению - все это наиболее полно соответствует принципам демократии, привлечению населения к управлению делами государства и общества и максимально снижает шансы отдельных органов или должностных лиц узурпировать государственную власть, установить в стране режим террора и грубейших нарушений прав человека.

В связи с этим достаточно комичной выглядит агитация средств массовой информации Российской Федерации и некоторых политических деятелей за восстановление в России монархии, за передачу власти кому-либо из дальних родственников последнего царя России Николая II. Полагая, что русскому народу необходим единоличный «хранитель его духа и традиций», сторонников монархии нисколько не смущает тот факт, что предлагаемый хранитель из иностранцев не только не знает «народного духа», но и в лучшем случае весьма плохо говорит по-русски Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов / В.М. Сырых. - М., 2010. - С. 70..

Однако, дипломат и публицист Федор Карпов еще в XVI в. довольно четко изложил свою позицию относительно желательной для России формы правления. Власть и господство в обществе необходимы, ибо в противном случае «жизнь будет беспорядочной; в буйстве сильный будет угнетать бессильного...». С многочисленными ссылками на Аристотеля и Цицерона, Федор Карпов доказывал, что «всякий город и всякое царство должны управляться начальниками, поэтому странам и народам нужны цари и начальники». Цари и начальники, по мысли Ф. Карпова, должны вместе править «общечеловеческое дело» Золотухина Н.М. Средневековые мыслители России о форме правления / Н.М. Золотухина // История государства и права. - 2012. - № 14. - С. 10..

В конкретике политической жизни той или иной страны, с учетом того или иного соотношения политических сил, сложившихся традиций или вводимых реформ, возможны смешанные или промежуточные (между президентской республикой и парламентской республикой) формы государственного правления.

Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства - и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учетом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. - М., 2004. - С. 39..

Теоретиками смешанных форм правления движет идея укрепления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств по соображениям политической конъюнктуры, оптимизации способов организации и взаимоотношений высших органов государственной власти, центральных и местных властей. Эти проблемы могут стоять особенно остро во вновь образованных государствах, появившихся в результате интеграционных и дезинтеграционных процессов. Однако похвальное стремление сосредоточить в «гибридной», смешанной форме только положительные черты традиционных форм правления и избежать их недостатков далеко не всегда воплощается в новое органическое качество. Такое важнейшее достоинство президентской формы правления, как прочность конституционного положения правительства, которое не может быть уволено парламентом в отставку вследствие борьбы парламентских фракций в смешанной, «полупрезидентской» республике, в значительной мере утрачивается из-за усиления контролирующих полномочий высшего законодательного представительного органа власти. В свою очередь, несомненное преимущество парламентарной республики - ответственность правительства перед парламентом, его обязанность учитывать в своей политике складывающееся соотношение политических сил, общественное мнение практически сводится на «нет» в такой «нетипичной» форме правления, как «полупарламентская» республика. В последнем случае увеличение полномочий президента влечет за собой почти автоматическое уменьшение роли представительного института власти. Нечто подобное случается и при законодательном введении ограничения вотума недоверия правительству в парламентарных республиках или при установлении ответственности отдельных министров перед парламентом в президентских формах правления Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. - М., 2011. - С. 197..

В условиях военных режимов возникают президентско-милитаристские республики. Чаще всего это временная форма, но в Алжире и Нигерии она просуществовала более десяти лет. Здесь устанавливается военное правление: верховная власть опирается на армию.

Поиски наилучшей формы правления в государстве велись с давних времен. Однако идеальная модель, пригодная абсолютно для всех государств, вряд ли существует. Русский философ и юрист И. А. Ильин (1883-1954) писал по этому поводу: «Каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой. Каждому народу причитается поэтому своя, особая, индивидуальная государственная форма и конституция, соответствующая ему и только ему. Нет одинаковых народов, и не должно быть одинаковых форм и конституций. Слепое заимствование и подражание нелепо, опасно и может быть гибельным». Что касается современной России, то по форме правления она представляет собой президентскую республику Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 1993. - № 237. с сильной исполнительной властью. Это подтверждается, во-первых, увеличением срока президентских полномочий с четырех до шести лет; во-вторых, главы регионов ныне не избираются непосредственно населением путем прямых выборов, а назначаются парламентами субъектов Федерации по представлению Президента РФ; в-третьих, он же назначает всех руководителей в системе МВД РФ, а также в системе регионов.

Наличие сильной исполнительной власти подтверждается полномочиями главы Правительства РФ, который:

1) руководит Правительством РФ и организует его работу;

2) обеспечивает функционирование системы федеральных органов исполнительной власти;

3) обеспечивает единство системы исполнительной власти в масштабе страны Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник / Л.А. Морозова. - М., 2012. - С. 90..

Принято считать, что России нужна сильная президентская власть, которая способна обеспечить политическую стабильность и эффективное управление в стране. Однако стремление к стабилизации системы вступает в противоречие с требованиями демократизации. Российская полупрезидентская система с ярко выраженными элементами президенциализма консервирует монократический режим, препятствуя реальной политической конкуренции и развитию плюралистичности. А потому ослабление президентских составляющих формы правления и усиление парламентских элементов (при условии их «рационализации») при прочих благоприятных факторах способны создать эффективную и демократическую систему власти в стране Зазнаев О. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее / О. Зазнаев // Сравнительное конституционное обозрение. - 2006. - № 4. - С. 88..



Поделиться