Как происходит развитие я личности в психоанализе. Личность в основных психологических теориях

Психоанализ - это название 1) методики исследования душевных процессов, которые не поддаются исследованию другими способами, 2) метода (базирующегося на научном исследовании) для лечения невротических расстройств и 3) системы психологических знаний, полученных по этим направлениям, которая постепенно аккумулируется в новую научную дисциплину.

Фрейд полагал, что бессознательное содержание остается бессознательным только при значительном и постоянном расходе энергии либидо.

Когда это содержание становится доступным, освобождается энергия, которая может использоваться эго для более полезных устремлений личности. Освобождение заблокированного содержания может свести к минимуму саморазрушительные тенденции. Потребность быть наказанным или потребность в чувстве неполноценности могут быть переоценены посредством осознания тех ранних событий или фантазий, которые привели к такой потребности. Тогда люди могут освободиться от страданий, которые они постоянно доставляют сами себе. Например, многие американцы обеспокоены своей сексуальной недостаточной привлекательностью: пенис слишком короткий или слишком тонкий; грудь слишком маленькая или, наоборот, большая, не такой красивой формы и так далее. Большинство этих убеждений возникает во время подросткового периода или ранее. Бессознательные следы таких убеждений проявляются в беспокойствах по поводу сексуальной адекватности, желательности, преждевременной эякуляции, фригидности и множества других связанных с подобными проблемами беспокойств. Если эти неопределенные страхи изучить, выявить и освободиться от них, то можно повысить уровень имеющейся в наличии сексуальной энергии, а также снизить состояние напряжения в целом.

Теория психоанализа предполагает, что достижение соглашения с требованиями ид возможно, но трудновыполнимо. Психоанализ стремится преодолеть естественное сопротивление и вернуть болезненные, подавленные мысли и воспоминания из ид обратно в область сознательного. Задачи психоанализа, как описано у Фрейда, допускают, что, если мы освобождаемся от репрессивных влияний со стороны бессознательного, эго устанавливает новые уровни удовлетворения во всех областях деятельности. Таким образом, устранение состояний тревоги, укоренившейся в раннем детстве, высвобождало блокированную или смещенную энергию для более реалистичного и полного удовлетворения потребностей индивида.

Сновидения и деятельность сновидения. В работе "Толкование сновидений" (1890) Фрейд описал, каким образом сновидения помогают психике защищать себя и достигать чувства удовлетворения. Разного рода препятствия и желания наполняют повседневную жизнь человека. Сновидения достигают своего рода равновесия, как в физическом, так и в психологическом плане, между инстинктивными побуждениями и ограничениями, которые ставит реальная жизнь. Сновидения - это способ высвобождения неосуществленных желаний человека посредством его сознания без пробуждения физического тела.

Мыслительные структуры, в большинстве своем достаточно сложные, которые постепенно выстроились за день, но не привели к решению каких-то насущных вопросов или проблем, - эти так называемые дневные переживания упорно преследуют человека в течение ночи и доводят его до состояния, при котором возможно расстройство сна.

Дневные переживания трансформируются в сновидение посредством деятельности сновидения, и таким образом сновидение является невинной платой за возможность сна.

Почти каждое сновидение может быть понято как осуществленное желание. Сновидение - это альтернативный путь для удовлетворения требованиям бессознательного. Во время бодрствования эго стремится усилить удовольствие и ослабить напряжение. Во время сна неосуществленные желав отбираются, комбинируются и выстраиваются таким образом, что последовательность событий или образов сновидения позволяет достичь чувства дополнительного удовлетворения или уменьшить напряжение. Для бессознательного не имеет значения, достигается ли удовлетворение в физической, осязаемой реальности или во внутренней, воображаемой реальности сновидения В обоих случаях происходит высвобождение накопившихся энергий. В сновидении участвуют по крайней мере два уровня: это текущие проблемы, не решенные на данный момент, и некоторая часть более важных давних проблем, которые никогда не были решены ранее.

В контексте психоанализа терапевт помогает пациенту в толковании сновидений, чтобы содействовать раскрытию у него бессознательных мотиваций. Фрейд сделал определенные обобщения, касающиеся отдельных видов сновидений (сновидения о разного рода падениях, полетах, плаваниях, сновидец с участием огня). Фрейд подчеркнул, что общие правила подхода к сновидениям не всегда имеют силу. Индивидуальные ассоциации, возникающие: поводу собственных сновидений, являются более важными, чем любой предвзятый набор руководств по их толкованию.

Природа тревоги. Главная проблема для психики заключается в том, как справиться с состоянием тревоги. Тревога вызывается ожидаемым или предугадываемым усилением состояния напряжения или раздражения; она может развиться в любой ситуации (реальной или воображаемой), когда физическая или психическая угроза слишком велика, чтобы ее проигнорировать, справиться с ней или избегнуть.

Потенциальные события, которые вызывают состояние тревоги, могут включать в себя, но не ограничиваться следующими:

1. Потеря желаемого объекта - например, ребенок лишился отца или матери, близкого друга или любимого животного.

2. Потеря любви - например, в случае отказа или неспособности вернуть любовь или расположение со стороны того, кто имеет для вас значение.

3. Потеря личной индивидуальности, страх кастрации, потери собственного лица или страх публичного осмеяния.

4. Потеря любви к себе - например, суперэго осуждает черты характера или особенности собственной личности, а также поступки, что приводит к чувству вины или чувству ненависти к себе.

Существуют два основных способа ослабления состояния тревоги. Первый заключается в том, чтобы непосредственно рассмотреть ситуацию. Мы преодолеваем препятствия, или сталкиваемся с неприятностями лицом к лицу, или избегаем их, тем самым разрешая свои проблемы, или же вступаем с ними в соглашение для того, чтобы свести к минимуму их воздействие. Такими способами мы действуем, чтобы устранить трудности, снизить вероятность их повторения, а также уменьшить перспективы возникновения тревоги в будущем. Перефразируя слова Гамлета, мы "беремся за оружие против бесчисленных бед, сражаясь с ними до конца".

Альтернативный способ защиты от состояния тревоги осуществляется посредством искажения или отрицания самой реальной ситуации. Эго может защищать индивид в целом от угрозы, фальсифицируя природу угрозы. Способы, с помощью которых совершаются искажения, названы защитными механизмами. Они полностью описаны Анной Фрейд (1936) и трактуются как неотъемлемые части основополагающих понятий психоанализа.

Ограничения психоанализа. Психоанализ, как практиковали его Фрейд и его ближайшие последователи, подходил не для каждого случая. Фрейд говорил: Область применения психоаналитической терапии лежит в переносе (в трансфере) неврозов - разного рода фобий, истерии, неврозов навязчивых состояний и отклонений в характере, вызванных этими заболеваниями. Все отличное от этого - нарциссизм и психотические состояния - не подходит в большей или меньшей степени.

Некоторые психоаналитики говорят о том, что люди, здоровые сами по себе и имеющие здоровую и неповрежденную психическую структуру, становятся самыми лучшими кандидатами для психоанализа. Как и любая другая форма лечения, он имеет присущие ему ограничения, которые обсуждаются исходя из разных точек зрения. Его можно сравнить с буддизмом, потому что как буддизм, так и психоанализ предоставляют человеку возможности для облегчения его страданий.

Психоанализ - это реальный метод лечения, как и любой другой. Он имеет свои достижения и свои поражения, свои трудности, ограничения и показания...

Идеи Фрейда продолжают влиять на психологию, литературу, искусство, антропологию, социологию и медицину. Многие из его воззрений, такие, как важность сновидений и энергия бессознательных процессов, являются общепризнанными. Другие аспекты его теории, например взаимоотношения между эго, ид и суперэго или роль эдипова комплекса в юношеском развитии, широко дискутируются. Однако некоторые его работы, включая анализ женской сексуальности и теорию о происхождении цивилизации, так же широко критикуются. Его идеи являются не менее актуальными на сегодняшний день, чем они были при его жизни. Те, кто хочет изучать душевную жизнь человека или попытаться понять других людей, должны руководствоваться основным утверждением Фрейда, что этого можно достичь, изучая свою собственную внутреннюю жизнь.

Вне зависимости от времени, Фрейд - это фигура в психологии, с которой следует считаться.

Основные выводы:

1. Тело является первоосновой сознания в целом.

2. Пустота носит случайный характер и менее всего свойственна индивидуальным психическим процессам. Всякая мысль и всякое поведение имеют значение.

3. Сознательное - это лишь небольшая часть психики. Бессознательное и предсознательное представляют собой другие компоненты сознания, менее раскрытые и изученные. Психический процесс называется бессознательным в том случае, когда о его существовании делают вывод по результатам его воздействий. Предсознательное - это часть бессознательного, которая содержит доступные воспоминания.

4. Влечения человека не предопределяют исход действия. Описываются два основных вида влечений: сексуальные (поддерживающие жизнь) и агрессивные (потворствующие смерти).

5. Структура личности состоит из ид (оно), эго (я) и суперэго (сверх-я). Высшая задача психики состоит в поддержании приемлемого уровня динамического равновесия, который предельно увеличивает удовольствие, воспринимаемое как снижение напряжения. Главная задача психоанализа заключается в том, чтобы усилить эго, сделать его независимым от чрезмерно требовательного внимания со стороны суперэго и увеличить его способность к рассмотрению ранее вытесненного или скрытого содержания. Фрейд предложил описание психосексуальных фаз развития. Способы удовлетворения желаний и физические зоны удовлетворения изменяются в каждой фазе. Индивид последовательно проходит через оральную, анальную и фаллическую фазы развития. Проблемы, связанные с эдиповым комплексом, имеют место во время фаллической фазы. Латентный период продолжается до тех пор, пока индивид не вступает в генитальную фазу развития. Фиксация происходит тогда, когда человек чрезмерно "застревает" на какой-то определенной фазе.

6. Фрейд, после того как признался, что он не вполне понимает природу женщины, предложил биологическое основание для чувства неполноценности, которое описывали женщины при проведении психоаналитической процедуры. Его теория относительно того, что женская сексуальность представляет собой "разочаровавшуюся" мужскую сексуальность, подвергалась резкой критике с момента ее опубликования.

7. Сновидения используются в психоанализе как вспомогательное средство для раскрытия бессознательного содержания. Сновидения не случайны и не беспорядочны, они рассматриваются как один из способов удовлетворения неосуществленных желаний. Состояние тревоги является главной психологической проблемой душевной жизни человека. Если не существует прямой угрозы для тела или для психики, то вступают в действие механизмы защиты. Расход энергии, необходимой для поддержания эффективной защиты, ограничивает гибкость и силу эго.

8. Понятие потока энергии занимает центральное место в теоретических предположениях Фрейда, связывая такие понятия, как бессознательное, психологическое развитие, личность и неврозы. Ответные реакции на состояние напряжения могут быть как психического, так и физического плана. Либидозная энергия производится из физической энергии. Основные побуждения возникают из соматических источников.

9. Опыт раннего детства оказывает значительное влияние на характер взаимоотношений, складывающихся в подростковом периоде, в молодости и зрелости. Отношения, которые имеют место в родной семье между родителями и детьми, являются определяющими на протяжении всей последующей жизни человека. Мы, прежде всего, не рациональные животные. Скорее, мы часто побуждаемы могущественными эмоциональными силами, которые могут нам предоставить средства для избавления от напряжения и понимания удовольствия и помогают удерживать определенные воспоминания вне области осознания.

Введение

Психодинамическая теория личности как основа психоанализа

Психосексуальные стадии развития

Психоаналитическая терапия

Развитие психоанализа

Список использованной литературы

Введение

Психоанализ – это психотерапевтический метод, разработанный З. Фрейдом. Основополагающим понятием его является представление о бессознательных психических процессах и используемых для их анализа психотерапевтических методах. Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь законченной и целостной системой.

В основу теории общего психического развития легла концепция о стадиях детской сексуальности, которой посвящена отдельная глава моего реферата (“Психосексуальные стадии развития”). На её базе Фрейд описал генетические типы характера, представления о регрессе к точкам фиксации, которыми являются стадии развития сексуальности, и учение о сублимации.

Теория происхождения неврозов включает представление о психологическом конфликте. Фрейд определял его как переживание, возникающее в результате столкновения по крайней мере двух несовместимых тенденций, которые действуют одновременно как мотивы, определяющие одновременно чувства и поведение. Фрейд выделял психоневрозы, актуальные неврозы и неврозы характера.

Опираясь на собственную теорию об организации психики и механизмах её функционирования и возникновения неврозов, Фрейд разработал соответствующие психоаналитические лечебные методы. Как цель психоаналитической терапии он называл максимально глубокое развитие бессознательных психических процессов и представление их сознанию для интеграции.

Также в числе основателей психоанализа называют двух ближайших учеников Фрейда – Карла Густава Юнга и Альфреда Адлера, которые отошли от психоанализа в силу принципиальных различий и создали свои теории (аналитическая психология и индивидуальная психология соответственно). Дальнейшее развитие психоанализа шло в рамках неопсихоанализа. Особую роль в нём сыграло направление, придающее большее значение социокультуральным факторам в развитии невроза, учитывающее влияние общества на выбор и формирование невротических симптомов. Среди его представителей – Карен Хорни, Эрих Фромм, Вильгельм Райх и др. Краткому описанию взглядов представителей этого направления психоанализа также отведена отдельная глава моего реферата (“Развитие психоанализа”).

1. Психодинамическая теория личности з. Фрейда

Вкратце рассмотрю психодинамическую теорию личности Фрейда как основу психоанализа и психоаналитической терапии.

Термин “психоанализ” имеет три значения: теория личности и психопатологии; метод терапии личностных расстройств; наконец, метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Рассмотрю сначала взгляды Фрейда на организацию психики. Согласно его структурной модели, в психической жизни можно выделить три основные структуры: ид (Оно), эго (Я) и суперэго (сверх Я). Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами, придавая огромное значение этому делению как предпосылке психоаналитической теории.

Ид (от латинского “оно”) означает примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности и наполняет поведение человека энергией. Ид имеет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей жизни, оно не имеет каких либо ограничений. Являясь исходной структурой психики, “Оно” выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой первичными биологическими побуждениями, сдерживание которых приводит к напряжению в личностном функционировании. Эта разрядка получила название принцип удовольствия. Подчиняясь этому принципу и не ведая страха или тревоги, Ид может представлять опасность для индивидуума и общества. Также оно играет роль посредника между соматическими и психическими процессами.

Фрейд также описал два процесса, посредством которых Ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Рефлекторные действия не всегда эти действия приводят к снятию напряжения, и тогда вступают в действия первичные процессы, формирующие психические образы, связанные с удовлетворением основной потребности. Первичные процессы – нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. С момента осознания существования внешнего мира человеком, возникает следующая структура – эго.

Эго (от латинского “я”) – это компонент психики человека, отвечающий за принятие решений. Эго черпает из Ид часть энергии для преобразования и реализацию потребностей в социально приемлемом контексте, обеспечивая безопасность и самосохранение организма. Эго в своих проявления руководствуется принципом реальности, цель которого – сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения до нахождения возможности его разрядки и/или соответствующих условий внешней среды. Эго было названо Фрейдом вторичным процессом. Одной из основных целей психоаналитической терапии является освобождение некоторого количества энергии эго для решения проблем на более высоком уровне психики.

Суперэго (“сверх-Я”) – последний компонент развивающейся личности – система ценностей, норм и этики, разумно совместимые с принятыми в окружении человека. Суер-Эго это морально-этическая сила личности, являющаяся следствием продолжительной зависимости от родителей. Суперэго подразделяется на две подсистемы – совесть и эго-идеал, и считается сформировавшимся, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

Движущими силами поведения Фрейд считал инстинкты – психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний. Каждый человек имеет ограниченное количество психической энергии, и цель любой формы поведения является снятие напряжения, вызванного скоплением этой энергии в одном месте. Фрейд выделял две группы инстинктов – инстинкты жизни и смерти. Первая группа (Эрос) включает в себя все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающих размножение вида, например, сексуальный инстинкт. Энергия сексуального инстинкта получила название либидо. Так как существует много сексуальных инстинктов, Фрейд предположил, что каждый из них связан с определенным участком тела, т.е. эрогенной зоной, и выделил четыре участка: рот, анус и половые органы. Вторая группа – инстинкты смерти (Танатос) – лежит в основе всех проявлений агрессивности, жестокости, убийств и самоубийств.

Высвобождение энергии происходит благодаря смене поведенческой активности. Такое смещение лежит в основе творчества, либо, что более распространено, домашние конфликты из-за проблем на работе.

Одной из функций эго является тревога, и её назначение состоит в том, чтобы предупреждать человека о надвигающейся угрозе, давая возможность личности в угрожающих ситуациях реагировать адаптивно. Психоаналитическая теория выделяет три типа тревоги. Реалистическая тревогаэто эмоциональный ответ на угрозу и понимание реальных опасностей внешнего мира. Невротическая тревога – эмоциональный ответ на опасность того, что неприемлемые импульсы со стороны ид станут осознанными. Моральная тревога возникает всегда, когда ид стремится к активному выражению безнравственных мыслей или действий, и суперэго отвечает на это чувством вины, стыда.

Помогают избегать неприемлемых инстинктивных импульсов и поощрять удовлетворение их в надлежащей форме так называемые защитные механизмы эго: вытеснение, проекция, замещение, рационализация, реактивное образование, регрессия, отрицание и сублимация. Согласно Фрейду, серьезные психологические проблемы возникают тогда, когда способы защиты эго приводят к искажению реальности.

Психоаналитическая теория Фрейда – это пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает поведение человека зависимым от внутренних психологических конфликтов. Из анализа теории следует, что Фрейд был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии.

Великие умы нашей планеты на протяжении многих десятилетий изучают устройство человеческой личности. Но существует множество различных вопросов, на которые ученые не в силах дать ответы. Почему человеку снятся сны и какую они несут в себе информацию? Почему события прошлых лет могут вызвать определенное эмоциональное состояние и спровоцировать необдуманные поступки? Зачем человек пытается спасти бесперспективный брак и не отпускает свою половину? Для того чтобы ответить на вопросы из темы касающейся психической реальности, используется методика психоанализа. Психоаналитическая теория Фрейда – главная тема данной статьи.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд

Коротко о создании метода

Теория психоанализа произвела настоящую революцию в области психологии. Данный метод был создан и введен в эксплуатацию великим ученым из Австрии, доктором психиатрии Зигмундом Фрейдом. На заре своей карьеры Фрейд тесно сотрудничал со многими выдающимися учеными. Профессор физиологии Эрнст Брюкке, основатель катартического метода психотерапии Иосиф Брейер, основатель теории о психогенной природе истерии Жан-Маре Шарко - лишь малая часть исторических личностей, с кем Зигмунд Фрейд вместе трудился. По словам самого Фрейда, своеобразная база его метода зародилась именно в момент сотрудничества с вышеперечисленными людьми.

Занимаясь научной деятельностью, Фрейд пришел к выводу о том, что некоторые клинические проявления истерии нельзя интерпретировать с точки зрения физиологии. Как объяснить то, что одна часть человеческого тела полностью теряет чувствительность, а соседние области по-прежнему ощущают влияние различных раздражителей? Как объяснить поведение людей в состоянии гипноза? По мнению самого ученого, вышеперечисленные вопросы являются своеобразным доказательством того факта, что лишь часть психических процессов является проявлением реакций ЦНС.

Многие из людей слышали о том, что человеку, погруженному в гипнотическое состояние, можно задать психологическую установку, которую он обязательно выполнит. Довольно интересен тот факт, что если поинтересоваться у такого человека о мотивах совершенных поступков, то он сможет с легкостью найти аргументы, объясняющие его поведение. Основываясь на этом факте, можно сказать о том, что человеческое сознание самостоятельно подбирает аргументы к совершенным действиям, даже в том случае, когда для объяснений нет особой нужды.

В годы жизни Зигмунда Фрейда факт того, что человеческое поведение может зависеть от внешних факторов и тайных для сознания мотивов, являлся настоящим шоком. Следует обратить внимание на то, что именно Фрейд ввел такие понятия, как «бессознательность» и «подсознание». Наблюдения этого выдающегося ученого позволили создать теорию о психоанализе. Кратко, психоанализ Зигмунда Фрейда можно описать как анализ психики человека с точки зрения сил, которые ею движут. Под термином «сила» следует понимать мотивы, последствия и влияние на будущую судьбу, прошлого жизненного опыта.


Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом

Что входит в основу психоанализа

По мнению Фрейда, психическая природа человека непрерывна и последовательна . Появление любой мысли, желаний и совершаемые действия имеют свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами. Таким образом, все совершаемые поступки имеют прямое отражение в будущем индивидуума.

Даже в тех ситуациях, когда душевные переживания кажутся необоснованными, существует скрытая связь между различными событиями в человеческой жизни.

Основываясь на вышеперечисленных фактах, Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика состоит из трех разных областей:

  • сознание;
  • бессознательная сфера;
  • раздел предсознания.

В бессознательную сферу входят базовые инстинкты, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. К этой же области можно отнести идеи и эмоции, которые вытеснены из сознания. Причиной их вытеснения может быть восприятие подобных мыслей как запрещенных, грязных и не достойных существования. Бессознательная область не имеет временных рамок. Для того чтобы объяснить этот факт, следует сказать о том, что детские переживания, попавшие в сознание взрослого человека, воспринимаются также интенсивно, как и в первый раз.

В область предсознания входит часть бессознательной области, что в определенных жизненных ситуациях, становится доступной для сознания. Область сознания содержит в себе все то, что осознается человеком на протяжении всей жизни. Согласно идее Фрейда, человеческой психикой движут инстинкты и стимулы, заставляющие индивидуума совершать различные поступки. Среди всех инстинктов следует выделить 2 стимула, обладающих главенствующей ролью:

  1. Жизненная энергия – либидо.
  2. Агрессивная энергия – инстинкт смерти.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда направлен в большей части на изучение либидо, основой которого является сексуальная природа. Либидо является жизненной энергией, которая тесно взаимосвязана с поведением, переживаниями и эмоциями человека . Помимо этого, характеристики этой энергии можно растолковать, как причину развития расстройства психики.

Человеческая личность содержит в себе три составляющих:

  1. «Сверх-Я» – Суперэго;
  2. «Я» – Эго;
  3. «Оно» – Ид.

«Оно» заложено в каждом человеке с рождения. К этой структуре относятся базовые инстинкты и наследственность. Его нельзя описать, руководствуясь логикой, поскольку «Оно» характеризуется, как неорганизованность и хаотичность. Важно отметить, что «Оно» обладает безграничным воздействием на эго и суперэго.


Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное

«Я» - одна из структур человеческой личности, что тесно контактирует с окружающими людьми. «Я» происходит из «Оно» и появляется в тот момент, когда ребенок начинает воспринимать себя в качестве личности. «Оно» является своеобразной подпиткой для «Я», а «Я» выступает в качестве защитной оболочки базовых инстинктов. Для того чтобы лучше понимать взаимосвязь между

«Оно» и «Я», следует рассмотреть пример сексуальных потребностей. «Оно» является базовым инстинктом, то есть потребностью сексуального контакта. «Я» определяет, при каких условиях и когда будет реализован этот контакт. Это означает что «Я» обладает способностью сдерживать и управлять «Оно», что является залогом внутреннего психоэмоционального равновесия.

«Сверх-Я» берет свое начало в «Я» и является своеобразной базой, где хранятся моральные законы и правила, ограничивающие личность и запрещающие некоторые действия. По мнению Фрейда, в задачу «Сверх-Я» входит выстраивание идеалов, самонаблюдение и совесть.

Все вышеперечисленные структуры имеют важную роль в развитии человеческой личности. Они поддерживают тонкий баланс между опасностью, связанной с неудовольствием и стремлением, что ведет к удовлетворению.

Энергия, берущая свое начало в «Оно», отражается в «Его». Задачей «Сверх-Я» является определение границ действия этой энергии. Следует обратить внимание, что требования внешней реальности могут отличаться от требований «Сверх-Я» и «Оно». Данное противоречие является причиной развития внутренних конфликтов. Для решения подобных конфликтов используются следующие способы:

  • компенсация;
  • сублимация;
  • защитные механизмы.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что сны являются воссозданием человеческих желаний, которые не могут быть реализованы в реальности. Повторяющиеся сны четко указывают на наличие нереализованных стимулов. Нереализованные стимулы мешают самовыражению и психологическому росту.

Сублимация – механизм перенаправления сексуальной энергетики на те цели, что одобрены в социуме . К таким целям относятся интеллектуальные, социальные и творческие виды деятельности. Сублимация является одним из защитных механизмов человеческой психики, а созданная ей энергия является основой цивилизации.

Тревожность, вызванная неудовлетворенными желаниями, может быть нейтрализована при помощи прямого обращения к внутреннему конфликту. Поскольку внутренняя энергия не в силах найти выход, необходимо перенаправить её на преодоление имеющихся преград. Помимо этого, необходимо снизить последствия, которые могут предоставить эти преграды и компенсировать неудовлетворенные стимулы. Примером подобной компенсации является идеальный слух, у людей с нарушениями в работе зрительных органов.

По мнению Фрейда, человеческая психика безгранична.


Фрейд предположил, что всеми нами движет принцип удовольствия

Человек, страдающий от недостатка определенных навыков, и желающий добиться успеха, может достичь поставленной цели благодаря напористости и непревзойденной работоспособности. Но существуют примеры, когда возникшее напряжение может исказиться из-за работы особых защитных механизмов. К таким механизмам относятся:

  • изоляция;
  • подавление;
  • гиперкомпенсация;
  • отрицание;
  • проекция;
  • регрессия.

Пример работы этих защитных механизмов следует рассматривать на ситуации с неразделенной любовью. Подавление этих чувств можно выразить фразой «Я не помню этого чувства», механизм отвержения выражается в виде «Любви нет, и не было», а изоляцию можно описать как «Я не нуждаюсь в любви».

Подведение итогов

Теория психоанализа Фрейда кратко и понятно была изложена в данной статье. Подводя итог, можно сказать, что данный метод является одной из попыток понять, те особенности человеческой психики, что ранее были непостижимы . В современном мире, термин «психоанализ» используется в следующих сферах:

  1. В качестве названия научной дисциплины.
  2. Собирательное название комплекса мероприятий, посвященных исследованиям работы психики.
  3. Как метод лечения невротических расстройств.

Многие современные ученые часто подвергают критике теорию Зигмунда Фрейда. Однако на сегодняшний день, те понятия, что были введены в обращение этим ученым, являются своеобразной базой науки психологии.

Содержание Введение 3 1. Человек в психоанализе 5 1.1 Исследование вопроса в мировой науке 5 1.2 Особенности психоанализа в России 5 2. Психоаналитическая философия и антропология 7 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека 7 2.2 Эрос в психоаналитике 8 2.3 Деструктивность в психоанализе 10 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» 12 Заключение 15 Литература 17 Введение Вопрос о природе человека, его происхождении и назначении, месте человека в мире является одной из основных и важнейших философских проблем. Истории научной мысли известно множество различных концепций природы человека, которые постоянно дополняются новыми и модифицированными идеями. Важное место среди других направлений социальной мысли, формулирующих и объясняющих проблему природы человека, принадлежит психоанализу. Исследование и анализ учений о человеке в различных направлениях психоанализа содействует созданию более полных представлений о проблеме природы человека в философии, социальной мысли и антропологии. Изучение проблемы природы человека в российской психоаналитической традиции способствует, таким образом, дополнению и созданию адекватной целостной картины развития отечественных философских, антропологических и психоаналитических представлений о природе человека. Для целей реферирования мы выберем особенности российской психоаналитики и рассмотрим проблемы человека в психоанализе именно в рамках данного положения. Это, несомненно, важно и актуально, поскольку до настоящего времени было достаточно мало изучено. Следует принять во внимание, что развитие российской психоаналитической традиции в силу действия ряда факторов внешнего и внутреннего порядка, осуществлялось крайне неравномерно и в определенные периоды российской истории реализовывалось в латентных формах. При этом именно данный сегмент исследования, для нас, как для граждан России представляет особенную практическую значимость Для выработки представления о российской психоаналитической традиции и истолковании в ней проблемы природы человека, пожалуй, наибольший интерес представляют начальные фазисы ее эволюции, поскольку именно в эти периоды специфика российской психоаналитической традиции проявилась наиболее определенно. 1. Человек в психоанализе 1.1 Исследование вопроса в мировой науке Проблема природы человека, как одна из центральных философских проблем, хорошо освещена в философской литературе. В то время как психоанализ занял определенное место среди других направлений философской мысли XX века, в западной научной литературе появился ряд публикаций посвященных философскому анализу работ 3. Фрейда и других лидеров психоанализа и постфрейдизма, обращенных к проблеме природы человека. Критическому и философскому исследованию психоаналитической антропологии, современному состоянию психоанализа, месту психоанализа в философии и социальной жизни посвящены работы К.-Х. Брауна, И. Бреса, И. Великовского, Б. Гройса, А. Грюнбаума, Д. Клайтона, Г. Маркузе, Э. Мунье, К. Поппера, Д. Ранкур-Лаферрьера, Ж.-П. Сартра, З.Фрейда и т.д. Философская и антропологическая природа классического и реформированного психоанализа так или иначе отмечается и акцентируется в работах по истории психоанализа, выполненных западными исследователями (Ф. Александер, Р. Дадун, Э. Джонс, Ж. Марта, Э. Рудинеско и др.). 1.2 Особенности психоанализа в России Прослеживая формирование проблемы природы человека в российской психоаналитической традиции, отметим, что адаптация и развитие психоаналитических идей в России происходили одновременно по трем направлениям: 1) использование и распространение психоанализа как метода психотерапии; 2) изучение, критика и творческая разработка психоанализа как теоретического направления психологии; 3) осмысление и анализ отдельных компонентов психоанализа, эклектическое развитие их в русле философских теорий и морально-этических концепций, использование психоаналитических идей в разных направлениях социальной и антропологической мысли. Отметим, что столь четкое разграничение данных направлений не успело сформироваться, хотя определенные тенденции к такому формированию имелись. Становление российской психоаналитической традиции происходило по трем названным направлениям одновременно. Врачи-психотерапевты, наряду с практическим использованием психоанализа как нового метода психотерапии, часто занимались теоретическим развитием психоаналитических гипотез, выходившим за рамки традиционных медицинских исследований и рассматривали идеи 3. Фрейда как философско-антропологическое учение; философы, публицисты, общественные деятели, ориентируясь на теоретическое осмысление и критическое использование психоаналитических идей, обращались к их практическому применению и интересовались их клинической историей. 2. Психоаналитическая философия и антропология 2.1 Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека В своем органическом единстве психоаналитические представления о психической реальности и бытии человека в мире образовали своеобразную психоаналитическую философию, ориентированную на решение ряда важных философских проблем, в том числе и проблемы природы человека. Психоаналитическая трактовка проблемы природы человека нашла соответствующее отражение и развитие в российской психоаналитической традиции, которая в значительной мере формировалась на основе данной проблемы, причем проблема природы человека с течением времени заняла доминирующее положение в российской психоаналитической традиции. Отмечен большой интерес, проявляемый в современной российской философии и антропологи к различным аспектам психоанализа (обусловленный некоторыми возможностями синтеза различных методов индивидуально-личностых и соцокультурных феноменов, сциентистских и антисциентистских подходов к исследованию бытия и природы человека), что предполагает и необходимость последовательного изучения российской психоаналитической традиции. Отмечено, что психоаналитические идеи все чаще органически вливаются в различные направления современной философской мысли, и оказывают значительное воздействие на развитие философии и антропологии. Проблема природы человека в российской психоаналитической традиции характеризуется как своеобразием в отражении идей 3. Фрейда и лидеров других направлений психоанализа, так и выделением специфических проблемных полей, представляющих особый интерес для российских последователей и исследователей психоанализа. В ряду наиболее существенных оснований, характеризующих своеобразие отражения проблемы природы человека в российской психоаналитической традиции, установлено наличие в рамках психоаналитических исследований разного рода воззрений о природе человека в целом, структуре человеческой психики и организма, построенных на базе междисциплинарных связей, включающих в себя метафизические и социально-философские положения. Природа человека рассматривалась в российской психоаналитической традиции в сочетании концепций различных психоаналитических школ, а также направлений, сформировавшихся в русской философии, психологии, социологии и русской классической литературе. Психоаналитические представления о человеческой природе в российской психоаналитической традиции нередко приобретали метафизическое толкование и излагались в контексте интерпретации духовной жизни человека. Деятельность российских психоаналитиков, российских психоаналитических просветителей, российских исследователей и критиков психоанализа носила отчетливо выраженный гуманитарно-экспериментальный характер. 2.2 Эрос в психоаналитике С учетом выделения в российской психоаналитической традиции Эроса и Танатоса, любви и деструктивности, в качестве наиболее существенных компонентов природы человека, одной из наиболее значимых содержательных особенностей российской психоаналитической традиции было критическое отношение части российских психоаналитиков, российских психоаналтических просветителей, российских исследователей и критиков психоанализа к теории сексуальности 3. Фреда или избегание обсуждения проблем либидо и сексуальности. На начальном этапе это проявлялось в предположении о влиянии сексуальности не как инстинкта, а как фактора, обусловленного социальными нормами и запретами, далее - в переходе от исследования сексуализированного либидо к поиску иных, движущих человеком сил. В числе важнейших содержательных особенностей российской психоаналитической традиции отмечено внимание к вопросам смерти и деструктивного поведения. Тема смерти в российском психоанализе восходит своими корнями к русской философии (работам В. С. Соловьева и В. И. Иванова и др.), к русской классической литературе, своеобразию духовного содержания русской культуры. Имеются основания полагать, что отличительной чертой российской психоаналитической традиции являются явное и латентное критическое отношение к классическим и реформистским психоаналитическим учениям, стремление к их модификации. Анализ российской психоаналитической литературы в сопоставлении с работами 3. Фрейда позволил выделить существенные различия в понимании проблем любви и Эроса. Проблемы любви и Эроса в российской психоаналитической литературе вызывали наиболее противоречивые оценки и высказывания и претерпели наибольшие изменения. Более того, есть основания предположить, что в толковании и обосновании именно сексуальных проблем, вопросов о месте Эроса и любви в жизни человека проявилась одна из черт самостоятельности российской психоаналитической традиции. Даже в работах по психотерапии и психиатрии российские психоаналитически ориентированные ученые обращались к темам любви и Эроса, отмечали их глобальное вселенское значение. В работах российских психоаналитиков, обращенных к анализу Эроса и сексуальности, проявилось непосредственное влияние русской религиозной философии, русского космизма и других течений российской социальной мысли. Исследования показали, что внимание российских психоаналитиков к проблемам любви и Эроса было обусловлено интересом как к мифическим и литературным образам, так и возможностью их изучения в контексте социальной и педагогической деятельности. Вместе с тем, при отсутствии в российской психоаналитической литературе конкретных ссылок на разделение понятий любви и Эроса в их понимании можно выделить некоторые смысловые и ситуативные различия. Любовь трактовалось преимущественно как некая, еще не изученная, сила и как духовное чувство. Эрос характеризовался главным образом как внутренняя сила, источник сексуальной энергии и сексуальных влечений. Примечательной типологической особенностью российской психоаналитической традиции было то, что в ней любовь представлялась как филогенетическое явление, в то время - Эрос выступал как явление онтогенетического порядка. Данная особенность принята во внимание с учетом её статистического характера и того, что в ряде работ российских психоаналитиков «сексуальное» и «эротическое» употреблялись как синонимы. В контексте проблем, связанных с пониманием любви и Эроса, обозначены также вопросы, обращенные к сексуальности, либидо, проблемам детской сексуальности, влиянию Эроса на развитие внутриличностных конфликтов. 2.3 Деструктивность в психоанализе В психоаналитической традиции сексуальное, как правило, исследовалось в непосредственной взаимосвязи с деструктивным, созидательное - во взаимодействии с разрушительным, понятия «Эрос» и «Танатос», жизнь и смерть, рассматривались в едином комплексе. В российской психоаналитической литературе деструктивным компонентам в психике и поведении человека уделялось особое внимание. Так или иначе, к этой проблеме обращалось большинство первых российских психоаналитиков. С. Н. Шпильрейн в работах, посвященных комплексу проблем, связанных с деструктивным поведением, не только опередила 3. Фрейда, но и повлияла на его дальнейшие разработки в этой области. Уже в период первого знакомства российских авторов с психоаналитическим учением 3. Фрейда появился ряд публикаций, обращенных к психоаналитическому исследованию ненависти, самоубийств, агрессивного поведения и других деструктивных проявлений. В работах первых российских психоаналитиков, российских психоаналитических просветителей, российских исследователей и критиков психоанализа отмечается, что к проблемам смерти в России существует особый, вероятно, духовно обусловленный интерес. Возможно, акцентированному вниманию российских психоаналитиков к комплексу проблем, связанных с деструктивным поведением, действительно способствовали определенные особенности российской ментальности и социальной мысли, отраженные в русской художественной литературе. В произведениях русских классиков встречается глубокий художественный и философский анализ тем смерти, разрушения, саморазрушения. Причем именно в русской классической литературе тема взаимодействия любви и смерти получила мощное звучание и отчасти через творчество Ф. М. Достоевского повлияла на формирование аналогичных психоаналитических идей. 2.4 «Бессознательное» и «подсознательное» Бессознательное поведение в российской психоаналитической традиции воспринималось как один из компонентов человеческой природы. При этом в российском психоанализе допускалось свободное, выходящее за рамки классического психоанализа объяснение бессознательного и его роли в поведении человека, при отсутствии четкого разграничения между понятиями «бессознательное» и «подсознательное». Установлено, что большое внимание в российской психоаналитической традиции уделялось феномену социального бессознательного и регулятивной функции бессознательного в общественной и приватной деятельности человека. Социально ориентированные психоаналитические исследования включали в себя не только частный анализ событий (например, в период политический борьбы за места в Государственную Думу), но и вскрытие причин разного рода асоциального и девиантного поведения, исследование вопросов, касающихся политики и власти. Вместе с тем, в анализе бессознательного как компонента природы человека российские психоаналитики, российские психоаналитические просветители, российские исследователи и критики психоанализа особое внимание уделяли изучению внутриличностных конфликтов как наиболее существенных моментов и факторов психической жизни и поведения человек особое внимание в российской психоаналитической традиции уделялось психоаналитическому исследованию проблем творчества и объяснению процессов творческой деятельности исходя из природной сущности человека. Одним из ведущих положений таких исследований являлось представление о том, что сублимация имеет своим источником не только (и не столько) сексуальность, но и другие «силы человеческого организма». Установлено, что важное значение творческой деятельности как компонента человеческой природы в российской психоаналитической традиции объяснялось взаимодействием творческого процесса с силой воли и «духовной энергией» человека. Объяснение творческой деятельности, источников таланта и способностей происходило в эклектическом смешении психоаналитических и философских положений. В процессе исследования творческой деятельности большое внимание уделялось патографическим исследованиям, произведениям русской классической литературы и изучению возможностей применения психоанализа в практической и теоретической педагогике. 2.5 Краткие выводы В классическом психоанализе и в российской психоаналитической традиции проблема природы человека формулировалась и исследовалась в соответствии с теоретическими, прикладными и эмпирическими целями и задачами психоанализа. Более того, психоанализ был первым направлением современной психологии, в котором была осознана принципиальная невозможность решения частнонаучных и клинических проблем без создания общей картины природы человека. Однако, создание такой картины в границах психоаналитической парадигмы, в силу её специфики, естественно, должно было отличаться и отличалось от традиционной философский формы постановки и решения данной проблемы. Тем не менее, как картина природы человека, она неизбежно несла в себе существенное философское содержание и в значительной мере на нем основывалась. Тождество, сопряженность и параллели психоаналитической и философской постановки решения проблемы природы человека отчетливо проявились в методологии исследования, специфике формулировки и развития рабочих гипотез, определений, проблемных полей, созданий категориально-проблемных комплексов и интерпретации полученных результатов. Концептуальные представления российских психоаналитиков о человеке и его природе (часто выходящие за рамки классического психоанализа) представляли собой изложение их собственных философских, психологических и социологических воззрений. Вместе с тем, в российской психоаналитической традиции были выделены и исследованы принципиально важные компоненты природы и поведения человека, среди которых наиболее существенное место занимали проблемы Эроса и Танатоса, инстинктов и влечений, соотношения сознательного и бессознательного в организации человеческого поведения (в норме и патологии) и творческая деятельность человека - как акт и процесс, наиболее полно отражающий сущность природы человека. Заключение Итак, мы выяснили, что анализ человека как личности в работах российских психоаналитически ориентированных ученых представляется в его амбивалентном, а именно, философском, антропологическом и психологическом понимании. С одной стороны, личность выступает как воплощение морально-этических качеств конкретного индивида, где биологические и бессознательные компоненты остаются за рамками проблемы. С другой стороны, как и в общей психологии, под личностью, чаще всего, подразумевается некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающие его поведению необходимую последовательность, устойчивость и социальность. Определенным вкладом в развитие представлений о личности предположение «о формировании личности из ряда комплексов, неразрывно связанных общими жизненными интересами. Если в классическом психоанализе обозначение и понимание бессознательного как системы, сформулированы и показаны достаточно определенно, то в российской психоаналитической традиции отмечена разнородность такого понимания, и даже сформировано мнение о невозможности создать универсальное определение бессознательного. Это объяснялось существованием у каждого конкретного индивида своей иррациональной стороны души, не допускающей выражения в константных ночных терминах. В таком подходе выражено стремление отразить явления во всей их многомерности и многозначности, что в некотором роде отличалось от фрейдовского, стремления к формированию конкретных определений. Одной из отличительных черт интерпретации бессознательного в российской психоаналитической традиции является отсутствие четкого разграничения между понятием «бессознательное» и «подсознательное», что может быть объяснено как ориентацией на многомерность в изучении и толковании психических явлений, так и часто недостаточным уровнем ночной проработки изучаемой проблемы. В отношении социального «бессознательного» российские психоаналитики и психоаналитически ориентированные исследователи отмечали, что социальное и политическое тесно связаны с бессознательным. Отдельные случаи девиантного поведения и асоциальные поступки считались ими одним из показателей социального здоровья общества. Таким образом, в российской психоаналитической традиции было подтверждено, что бессознательное выступает в роли фактора, активно влияющего на поведение человека в социуме, одновременно отмечалась и обратная тенденция - влияние состояния общества на индивидуальное, групповое и социальное бессознательное. Литература 1.Авербух Р.А. Проблемы человека в психоанализе. – М.: Медицинская литература. 1998. – 240 с. 2. Гармония смерти: Сабина Шпильрейн впереди Зигмунда Фрейда // Новости медицины и фармации. Яринвест Медикал, 1997 № 1, с. 48 - 50. 3. Залкинд В.Ф. Введение в психоанализ. –М.: Наука. 2001. – 340 с. 4. Проблема взаимодействия социального и бессознательного в работах первых российских психоаналитиков / Социальное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества. Сб. научных статей. М.: Изд. МГУ, 1997, с. 121- 125. 5. Психоанализ. Популярная энциклопедия / сост., науч. ред. П. С. Гуревич. - М.: Олимп, 1998, 620 с. 6. Социальное и бессознательное в социально-политических процессах современного российского общества. Сб. научных статей. М.: Наука, 1997, - 340 с 7. Творчество и психоанализ. // Теория История Методика детского движения. Инф. бюллетень. IV выпуск. М., 1998, с. 91 - 98. 8. Фрейд З. «Избранные произведения» - СПб.: Питер. 1996. – 520 с.

На протяжении нескольких десятков лет развитие психоанализа сопровождалось популяризацией психоаналитических идей и их интеграцией во всевозможные сферы знаний, такие как наука, религия, философия. После выхода данного понятия на международную арену, оно стало настолько широко использованным и распространенным в психологической, художественной и медицинской литературе 20 века, что превратилось в неопределенное и непонятное.
Первым, кто ввел данное понятие, был Зигмунд Фрейд. В 1896 году он опубликовал статью на французском языке, где говорилось об этиологии неврозов. В то время такое понятие трактовалось как своеобразный терапевтический прием. Затем оно получило название науки, исследовавшей бессознательную душевную деятельность личности. А со временем превратилось в такое понятие, которое могло бы применяться во всех сферах жизнедеятельности не только человека, но и мировой культуры.

Неопределенность в обозначении понятия психоанализа в основном вызвана не до конца продуманной интерпретацией со стороны многих ученых, докторов и исследователей теорий, концепций, а также идей, в свое время описанных Фрейдом. Однако многосмысленность этого понятия объясняется не только этими факторами. В работах самого Фрейда можно заметить несколько определений психоанализа. Они не только связаны друг с другом, но и в определенном контексте взаимозаменяют, противоречат между собой, что и является затруднительным фактором в понимании определения психоанализа.
Традиционное определение психоанализа звучит следующим образом – совокупность психологических методов, идей и теорий, направленных на объяснение бессознательных связей с помощью ассоциативного процесса.

Широкое распространение данное понятие получило в Европе (начало 20 века) и в США (середина 20 века), а также в некоторых странах Латинской Америки (вторая половина 20 века).

Популярные определения психоанализа

Как уже говорилось ранее, существует довольно-таки много трактовок психоанализа. Если же взять за исходное определенную трактовку, то исчезает почва для детального изучения и понимания понятия. Поэтому мы постараемся привести его характеристики, описанные Фрейдом в своих работах. Итак, психоанализу присущи такие определения:

Одна из подсистем психологии как науки, исследовавшую бессознательное;
одно из основных средств научного исследования;
способ исследования и описания процессов психологии;
своеобразный инструмент, например как вычисление малых величин;
понятие, с помощью которого Я может овладеть ОНО (сознанию – бессознательным);
одно из средств исследования в различных сферах духовной жизни;
вид самопознания себя как личности;
исследование о приемах терапевтики;
метод для избавления себя от душевных страданий;
медицинский способ, с помощью которого возможно лечение некоторых форм неврозов.


Как видите, психоанализ можно причислять как к науке, так и к искусству. Более того, он занимает место между философией и медициной.
Однако можно ли причислять психоанализ к науке, которая была бы способна изучить и объяснить бессознательные влечения и желания человека? Является ли оно искусством трактовки снов, литературных текстов и культурных явлений? Или же это все-таки обычный метод лечения, который широко используется в психотерапии?

Ответы на данные вопросы прямо зависят от того, под каким углом зрения рассматривать психоаналитические учения Фрейда о культуре и человеке. Таким образом, вопрос о научном статусе этого понятия остается без ответа, несмотря на многочисленные усилия опытных ученых и исследователей подтвердить или опровергнуть всевозможные психоаналитические теории, методы и концепции. Некоторые исследователи (являющиеся сторонниками классического психоанализа) считают, что психоанализ можно причислять к такой же изученной науке, как, например химия или физика. Другие же говорят о том, что психоанализ ни в коей мере не может соответствовать требованиям науки (К. Поппер) и представляет собой обычный миф (Л. Витгенштейн) или же интеллектуальной заблуждение человека, наделенного фантазией и воображением, каким являлся Фрейд. Некоторые философы, например, Ю. Хабермас и П. Рикёр считают, что психоанализ – это герменевтика.
Наиболее полное определение понятий психоанализа также можно найди в энциклопедической статье «Психоанализ и теория» либидо, которую написал Фрейд. Там он выделил следующие трактовки:

Способ исследования и определения психический процессов, недоступных сознательному пониманию;
один из методов терапии неврозов;
несколько возникающих и постоянно развивающихся психологических конструкций, которые со временем могут воссоздать новую научную дисциплину.

Предпосылки, цели и идеи психоанализа

Основной же предпосылкой психоанализа считают разделение психики на две категории: бессознательное и сознательное. Любой, более-менее образованный психоаналитик, не считает сознание основным звеном психики и исходит их того, что бессознательные желания и стремления и есть предопределяющим фактором мышления и действий человека.
Говоря о причинах большинства психических и эмоциональных расстройств, следует отметить, что многие из них уходят корнями в деструктивно влияющие на психику ребенка переживания в детском возрасте, бессознательные желания и влечения сексуального, и, как результат агрессивного , сталкивающиеся с существующими в обществе культурными и нравственными нормами. Из-за этого рождается психический конфликт, который можно разрешить путем избавления от «дурных» влечений и желаний, укоренившихся в сознании. Но они не могут просто так бесследно исчезнуть, они лишь переходят в глубины психики личности и рано или поздно дадут о себе знать. Благодаря сублимационным механизмам (переключения агрессивной и сексуальной энергии на благие намерения и приемлемые цели) они могут перейти в творчество, занятиям научной деятельности, но также могут подтолкнуть человека к болезни, т.е. невротическому способу разрешения стоящих перед человеком жизненных противоречий и проблем.
В теории же, основная цель психоанализа – выявления смысла и значения бессознательного в жизни индивида, на раскрытие и осознание механизмов функционирования, отвечающих за психику человека. К основным психоаналитическим идеям причисляют следующие:

В психике нет случайностей и совпадений;
события первых лет могут повлиять (как положительно, так и отрцательно) на последующие развитие ребенка;
эдипов комплекс (бессознательные влечения ребенка, которые сопровождаются выражением любовных и агрессивных эмоций по отношению к родителям) является не только основной причиной неврозов, но и главным источником морали, общества, религии и культуры;
Структура психического аппарата имеет три области – бессознательное ОНО (влечения и инстинкты, которые берут свое начало в соматической структуре и проявляются в формах, не подвластных сознанию), сознательное Я (имеющее функцию самосохранения и контроля над действиями и требованиями ОНО , а также всегда стремящегося к получению удовлетворений любой ценой) и гиперморальное СВЕРХ-Я , являющегося авторитетом родителей, социальных требований и совести.
Два основополагающих влечения человека – это влечение к жизни (Эрос) и к смерти (Танатос) , включающее в себя деструктивный инстинкт.
В клинической практике психоанализ используется для устранения симптомов невротики путем приведения пациенту к осознанию своих бессознательных желаний, действий и влечений с целью понять их и в последующем не использовать эти внутрипсихические конфликты. Используя многочисленные аналогии, Фрейд сравнивал терапевтику с работой химика и археолога, а также влиянием учителя и вмешательством врача.

Лекция А.В. Россохина Загадки современного психоанализа



Поделиться