Какой свет лучше провести в квартире. Проектирование освещения в квартире, самостоятельная разработка светового сценария

Организация освещения квартире занимает немаловажное значение для всех проживающих. Разумно продуманное распределение световых потоков сбережет не только семейный бюджет, но и здоровье домочадцев.

Правильное, рациональное применение приборов освещения поможет создать комфорт и уют в квартире.

Некоторые особенности освещения квартиры

При проектировании освещения в помещениях квартиры необходимо помнить о том, что оно подразделяется на:

  • общее;
  • рабочее;
  • декоративное.

К световым приборам общего типа можно отнести элементы, размещаемые на потолке или под ним обеспечивающие равномерное распределение световых потоков в помещении.

Как правило, это люстры различным количеством лампочек. Главное условие такого освещения это обеспечение отсутствия зон теней.

Светильники, обеспечивающие создание теневых эффектов относятся к разряду декоративных.

Рабочее освещение это освещение направленного типа концентрирующие световые потоки в определенном месте для создания наиболее благоприятных условий для зрения при выполнении различного вида работ. Оно организуется в помещениях соответственно их функциям.

Варианты освещения квартир могут быть разными. Они зависят от многих факторов: финансовых, личностных, деловых и т.п.

В последние годы дизайнеры советуют использовать комбинированные варианты, которые сочетают использование несколько видов световых приборов, что создает значительные удобства при эксплуатации.

Совет. Не нужно забывать об организации управления световыми приборами помещения. Выполнение этого условия создаст дополнительные удобства при их эксплуатации.

Один из вариантов это применение проходного выключателя. Он позволяет включать (выключать) освещение помещения из различных точек.

Проектирование освещения

Перед тем как проводить установку осветительных элементов важно тщательно продумать организацию световых потоков в квартире в течении рабочих суток, праздничные, выходные дни. Для этого необходимо учесть особенности освещения каждого помещения квартиры.

Приведенная математическая формула поможет заинтересованному лицу ответить на вопрос: Как рассчитать освещение для конкретного помещения?

n = SEmk/F, где n — число точек освещения (штук); S — площадь комнаты (метр квадратный); Em — требуемая освещенность комнаты (люкс на м2); k — коэффициент отражения (1,5-2) (учитывает цвет стен, потолка, пола); F – световой поток от одной осветительной точки (люмен).

Совет. Для каждого конкретного помещения квартиры необходимо расставить акценты в зависимости от его функционального назначения.

Схемы освещения квартиры

Осветительные приборы обладают соответствующими техническими характеристиками. При определении схемы правильного освещения в квартире важно учитывать эти характеристики.

Условно помещения в квартире распределяются по зонам:

  • со слабой освещенностью;
  • со средним световым потоком;
  • с ясным светом.

Помещением со слабой освещенностью является спальня. Желательно в этом помещении установить общий светильник и точечные светильники по обеим сторонам постели (бра, настольные лампы). Как правило, для нее достаточно распределения мощности равной 10-12

К помещениям со средним световым потоком можно отнести: туалет, ванную, детскую комнату, кухню, рабочий кабинет. В этих помещениях достаточно использовать световые элементы с мощностью равной 15-18 ватт на квадратный метр.

На кухне оборудование общего освещения не обязательно. Это функциональное помещение, в котором достаточно оборудовать освещение зон готовки, приема пищи.

Однако подсветка шкафов и ящиков необходима. Вполне допустимо оборудовать и декоративную подсветку, но таким образом, чтобы она не совпадала с рабочей подсветкой.

В санузлах желательно оборудовать общее освещение и рабочее в местах размещения зеркал. Возможно использование декоративной подсветки на отдельных элементах мебели или по плинтусу.

Совет. Светильники необходимо устанавливать таким образом, чтобы они не отбрасывали тень человека на рабочие поверхности. В районе зеркал желательно использовать светильники с мягким рассеянным светом.

К наиболее ярко освещенному помещению в квартире относится гостиная. Это помещение желательно оборудовать общими осветительными элементами, точечными зонами в местах размещения диванов, кресел, журнальных столиков.

Декоративное освещение уместно в качестве акцентирования внимания на конкретных элементах дизайна. При освещении этого помещения желательно обеспечить мощность светового потока не менее 20 ватт на квадратный метр.

Правила организации освещения

Существует несколько правил установки, распределения световых потоков в помещении (квартире). Их учет и использование помогут сделать освещение в квартире удобным и практичным.

Локальные светильники основные помощники в организации освещенности. Они помогут правильно распределить помещение по зонам, подчеркнут функциональность ее участков.

Многоуровневое освещение квартиры (комнаты) абсолютный и обязательный элемент ее обустройства. Необходимо помнить о том, что чем ниже размещен элемент света, тем интимнее атмосфера помещения.

Для создания комфорта, уюта в помещении необходимо оборудовать нижние световые зоны. Как пример использование свечей, или огня камина.

Правильное использование цветовых оттенков ламп накаливания. Основные оттенки белого цвета:

  • теплый свет (меньше трех тысяч трехсот кельвина);
  • натуральный белый (от 3300 до пяти тысяч кельвина);
  • прохладный (больше пяти тысяч кельвина).

Теплый свет желательно использовать в гостиных, спальнях, детских комнатах. Второй в прихожих, рабочих кабинетах. Третий наиболее рационально применять в качестве освещения рабочих поверхностей на кухне. Необходимо помнить, чем выше температура по кельвину тем прохладнее световой поток.

Обеспечение сбережения электрической энергии. Существующие нормы устанавливают требования в обеспечении освещенности 1 м2 помещения световым элементом мощностью десять ватт.

Современные производители лампочек их экономичность оценивают в виде световой отдачи, которая определяется как отношение люмена к ваттам. Наиболее экономными в этом спектре являются энергосберегающие лампы.

Правильное акцентирование световых потоков в помещении. Потолочные светильники создают иллюзию высоты, люстры с абажурами создают впечатление низкого помещения.

В комнатах с малой площадью желательно использовать яркие светильники. Точечные светильники, декорирующие светильники целесообразнее использовать в помещениях большой площади.

Совет. Немаловажное значение для светового оборудования квартиры имеют используемые в светильниках лампы. К их выбору необходимо подходить ответственно, тщательно выбирая по мощности, освещенности и другим характеристикам.

Каждый владелец жилья определяет лично, какое освещение для квартиры будет лучше для его семьи. Выбор его может исходить от характеристик помещений, увлечений домочадцев, возраста членов семьи, экономических и других причин.

Но в любом случае правила организации освещенности в квартире, технические требования остаются всегда неизменными. Соблюдение этих условий поможет каждому человеку создать удобное для него и членов его семьи освещение квартиры.

Фото идеального освещения в квартире

«Современное освещение – это средство создания уюта и комфортной психологической среды. С его помощью можно организовать желаемый фон для работы и отдыха и буквально творить чудеса – визуально менять пропорции помещения и создавать креативные пространства. Поэтому выбор световых решений для дома – это не просто поход в магазин за новой лампочкой или светильником, а увлекательный процесс создания стиля для собственного жилья», – говорит Полина Губонина, ведущий светодизайнер Philips «Световые решения». Компания Philips поделилась с нами 10 советами по правильному освещению дома:

1. Один из последних ярких трендов в светодизайне жилых помещений – применение светодиодов. Они дарят безграничный простор для экспериментов с интерьером и обладают рядом важных преимуществ по сравнению с традиционными источниками освещения. Например, LED-решения позволяют экономить до 85% энергии, отличаются длительным сроком службы – до 25 лет, а также обеспечивают освещение, максимально приближенное к естественному.

2. Одним из важнейших параметров освещения, который воздействует на физическое и психологическое состояние человека, является цветовая температура ламп. Эта характеристика указывает на то, каким светом светит лампа – «холодным» или «теплым». Цветовая температура влияет на восприятие цветов объектов и на биоритмы человека.

Так, холодный белый свет способствует концентрации внимания, а теплый – расслаблению, поэтому лампы «холодного» света будут идеальным решением для рабочих зон (кабинета или кухни), а «теплое» освещение подойдет для гостиной или спальни. Современные светодиоды предоставляют обширные возможности выбора цветности ламп, а наиболее передовые решения могут менять цветовую температуру в зависимости от индивидуальных предпочтений пользователя.

3. Чтобы по-настоящему оценить преимущества светодиодов, делать выбор стоит в пользу международных брендов, которые зарекомендовали себя на рынке, и могут поручиться за заявленные характеристики товара. С ростом популярности светодиодов на рынке появляется все больше продукции недобросовестных производителей, которая зачастую не отвечает стандартам качества. Покупка такого товара может не только стать пустой тратой денег, но и негативно отразиться на здоровье глаз и самочувствии в целом.

4. Грамотное распределение света может скрывать недостатки помещений и подчеркивать их достоинства. Правильно выбранные световые решения позволяют визуально увеличить пропорции комнаты, разделить пространство на зоны и расставить нужные акценты в интерьере. А с помощью светодиодных решений этот процесс становится легким и увлекательным.

5. В небольших комнатах с невысокими потолками можно визуально увеличить пространство, организовав свет из «ниоткуда» – установив напольные светильники, небольшие подвесные лампы или бра.

6. Чтобы зрительно расширить комнату, нужно расположить по периметру потолка карниз со светильниками, направленными на стену. Особенно эффективен данный прием в том случае, если стены светлые и хорошо отражают свет. Аналогичных целей позволяют достигать ниши с равномерной подсветкой или встроенными светильниками.

7. В комнате с небольшим пространством стоит использовать маленькие светильники. Визуально увеличить пространство в комнате помогут подсветка карниза, подсветка под тумбой или под кроватью, а также бра на стене. Расширяет пространство и рассеянный свет, источником которого могут стать люстры или подвесы. Полученный эффект можно усилить зеркалами на стене по обеим сторонам кровати.

8. Хотели бы вы ежедневно создавать индивидуальные варианты интерьера с помощью света? Тогда вам помогут светодиодные светильники с функцией изменения цвета, например Philips LivingColors. Они позволяют окрасить комнату в любой из шестнадцати миллионов оттенков. С помощью Philips LivingColors можно менять цвет освещения в зависимости от настроения: оранжевый и желтый помогут настроиться на позитивный лад, зеленый поспособствует расслаблению, синий даст внутреннюю энергию, а красный создаст романтический настрой. В свою очередь режим автоматической смены цветов позволит отвлечься и отдохнуть, наблюдая за игрой оттенков.

9. Идеальным местом для применения светильника Philips LivingColors станет гостиная - сердце дома, место для общения, торжественных приемов, встречи с друзьями или спокойного отдыха всей семьей.

10. Экспериментируйте со светом! Этот увлекательный процесс позволит вам стать настоящим дизайнером собственного жилья.

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Новые технологии предлагают новаторский подход, когда требуется эффектный дизайн освещения квартиры. Изящные плафоны и диоды на многоуровневых потолках вытесняют громоздкие люстры без намека на эстетику. Современное оформление освещенности городских квартир может соперничать с обликом оперного театра, ресторана или офиса преуспевающей компании с обложки журнала. При продуманном проекте в комнатах не останется темных уголков, даже без настольных ламп и торшеров, а расходы на электричество снизятся.

Освещение очень сильно влияет на зрительное восприятие пространства, от которого зависит комфорт и уют вашего дома

В проектировании жилья есть свои правила, которые в полной мере касаются и норм общего освещения. Важным условием комфорта остается степень освещенности. Она должна быть благоприятной для зрения и психологического состояния. Это разумный баланс количества осветительных приборов определенной мощности относительно площади рабочего пространства.

  • Хорошо освещенный кабинет держит разум в тонусе.
  • В гостиной при продуманном дизайне легко создать особую ауру, подчеркивающую стилистическое решение.
  • Если в экстравагантной ванной или спальне полумрак, то он неизбежно клонит в сон.
  • Грамотный подход в дизайне освещения прихожей сделает квартиру гостеприимной в восприятии визитеров.
  • В кухне с дополнительной подсветкой рабочей поверхности приятно готовить.
  • Мягкий свет в детской спальне не раздражает зрительные анализаторы малыша и дает возможность спокойно погрузиться в сон.

Для рабочего кабинета отлично подходят геометрические светильники с четкими линиями

Важно! Если допустить ошибки в проектировании, понадобятся дополнительные затраты на прокладывание скрытой электропроводки. Лучше сразу уменьшить или увеличить мощность, чем после ремонта сдирать обшивку из натурального дерева, камня и дорогих обоев.

Дополнительные источники света создают теплую атмосферу и делают пространство более мягким

Специалисты рекомендуют при стандартной планировке на каждые 5 «квадратов» площади пола использовать светильники суммарной мощностью 50-75 кВт. При высоких потолках можно и больше. Нормативы разработаны и выверены давно, но они адаптируются под современные технологии и дизайн освещения в квартире. Они помогают самостоятельно найти оптимальный режим, но суммарную мощность нужно разделить на общее количество светящихся точек.

Зеркала создают больше отражающих поверхностей, что значительно добавляет количество света в помещении и позволяет сократить число светильников и счета за электроэнергию

  • в 1-комнатной квартире до 30-40 кв.м. достаточно 7-8 осветительных приборов (3 потолочных, многорожковая люстра, 2-3 бра, настольная лампа и торшер);
  • в 2-комнатной достаточно 8-9 ламп;
  • в 3-комнатной – 10-11 точек;
  • если у вас 4-комнатная квартира, достаточно 11-12.

Люстра может использоваться для главного освещения

Современная квартира, в которой установлены натяжные потолки с точечной подсветкой и диодной лентой – другие нормы. Можно обойтись без люстры, но ее отсутствие компенсируют бра, мебельной подсветкой и другими видами локального (местного) освещения функциональных зон.

Мощность точечных светильников легко регулировать, они могут использоваться в качестве основного света или как фоновая подсветка

Общие правила дизайнерской концепции

  1. Правильный дизайн освещения в жилой комнате – понятие многогранное.
  2. Освещенность подбирается с учетом пользы для здоровья, она будет подчеркивать эстетику стилистики, заодно выполняя функциональные требования.
  3. Грамотное решение – альтернатива декору городской квартиры в минималистическом стиле, подчеркивающем тонкий вкус и яркую индивидуальность владельца.

Лампы с направленным светом применяются для подсветки конкретного места либо для корректировки площади помещения

Концепция подразумевает несколько составляющих.

1. Общее освещение (искусственное) Физиологически обоснованный фон, основа, которая представлена разными видами ламп.
2. Светодизайн интерьера Подобен подходу в выборе меблировки и текстиля для общей эстетики, отражает вкусы владельца, способ самовыражения через среду обитания. Предполагает перемещаемые объекты, высвечивающие объекты для обзора.
3. Световая архитектура Предполагает концепцию освещенности помещения, подразделяется на интерьерную, внутреннюю и внешнюю световую архитектуру в реализации стильного дизайна.
4. Естественная освещенность Важная составляющая, ее можно варьировать по времени суток, сезонности и расположению комнат. Лучи из окна приглушают жалюзи, рассеивает тюль и затеняют шторы. Его усиливают светлые стены, зеркальные и глянцевые поверхности, хромирование.
5. Направленный искусственный свет Вращающиеся проекторы и потолочные плафоны, настольные лампы, торшеры на штативе или гнущейся спиральной основе.
6. Декоративное дополнение Удобно пользоваться в рабочей зоне, для аквариумов, необычной мебели и экспозиций художественных произведений гостям.

Акцент на определенную зону комнаты легко сделать с помощью локального светильника

Важно! Различные осветительные приборы используются в организации современного дизайна освещения в комнате. Это “галогены”, лампы накаливания, люминесцентные трубки, точечные и ленточные диоды, оптоволоконные шнуры.

Освещение часто используется для разделения пространства, особенно это актуально маленьких квартир

Общее свет в каждой комнате – естественная составляющая, без нее невозможно рассматривать дизайнерскую концепцию. Цветовое решение стен компенсирует недостаток солнечных лучей или поглощает их избыток.

Управление освещением в дизайне квартиры подобно режиссуре и оформлению декораций, но для этого нужны определенные инструменты, которым пользуется любой режиссер-осветитель. Свет может быть:

  • естественным;
  • рассеянным;
  • отраженным;
  • усиленным;
  • смягченным.

Прозрачные плафоны не “съедают” свет в отличие от матовых, а для создание нужных эффектов можно использовать цветные абажуры

Типология освещения

  1. Многоуровневое освещение – альтернатива светодизайну без люстры. Учитывается зонирование и функциональность каждого участка, угла или зоны. Это возможность высветлить необходимые места и обойтись без затрат на общее освещение. Дополнительная регулировка используется для включения/выключения на основе «умных» опций и пульта (дисплея) дистанционного управления.
  2. Для поверхности стен применяются всевозможные бра. Экономично и удобно, когда требуется осветить зеркало, нишу гардероба, поворот длинного коридора или начало спуска с лестницы в частном доме.
  3. Нижний свет пока редко используется в жилых схемах, но это не прихоть или экстравагантное решение. Дополнительная проработка площади пола сбалансирует распределение лучей. Нередко монтируют светодиодную ленту или неоновую трубку у плинтуса. В ванной комнате и прихожей оригинально смотрится дорожка из стеклянной плитки с вставленными под них лампами, включаемыми, когда на них ступаешь.
  4. Для смены вектора по мере необходимости применимы поворотные, подвижные и перемещаемые лампы и диоды. Это трековые системы, поворотные бра и люстры с вращаемыми рожками, как на фото.

Для местного освещения удобно использовать управляемые светильники с приглушенным фоновым светом

Внимание!При удачном сочетании всех разновидностей получается компенсации недостатка света с минимальной нагрузкой на зрение.

Смешанное освещение из различного рода светильников буквально преображает комнату, превращая её в сияние огней

  • Плафоны для коррекции общего света располагают под потолком в центре комнаты (для равномерного рассеивания). Вместо люстры легко распределить подсветку на 4 стенах и многоуровневых потолках.
  • Рабочие зоны должны равномерно освещаться, нежелательно оставлять темные углы и глубокие теневые участки, даже если их редко посещают. Рабочий свет лучше комбинированный – белый с желтым спектром (уточняйте при покупке в магазине).
  • Для декоративного освещения подойдет цветная подсветка, например, светодиодной лентой или шнурами, которыми можно выкладывать надписи или фигуры на стенах.
  • Комнатным растениям для полноценного развития нужны специальные фитолампы, особенно если это обитатели тропиков и южных широт.
  • Аквариумные гидрофиты подсвечивают «белыми» или универсальными люминесцентными лампами на специальной крышке, в сочетании с диодами и лампами накаливания с мягким желтым светом. Они нагревают поверхность декоративной крышки, поэтому их помещают на расстоянии, а днище выстилают фольгой.
  • С помощью перфорированных плафонов бра и потолочных абажуров можно получить красивый ажурный теневой рисунок. Но отделку подбирайте гладкую и однотонную, чтобы фактура не искажала замысловатое изображение.
  • Местное или локальное свечение обязано выгодно подчеркивать определенные объекты и детали интерьера, в определенной мере усиливая или заменяя декор.
  • В рабочей зоне, где читают, готовят еду или занимаются у компьютера, нужна локальная подсветка. Интенсивность должна быть благоприятна для глаз, тот случай, когда не стоит экономить на здоровье.

Простой напольный светильник, но как подходит к окружающему интерьеру

Важно! При обустройстве любой точки помните о некотором количестве выделяемого тепла – облицовка не должна перегреваться до воспламенения. Учитывайте физиологические нормы – недостаток освещенности угнетает рабочую активность и расслабляет зрительный нерв.

Для натяжных потолков оптимально подходят встроенные светильники на светодиодных лампах

Многогранность современных решений в светодизайне

В любом помещении общее освещение должно грамотно сочетаться с рабочим и акцентным, локальным и комбинированным. У них есть свои подтипы и разновидности. Если общее должно, скажем так, избавлять от темноты в целом, то у остальных приборов функция – высвечивать отдельные элементы. Это достигается с помощью различных источников света в комнате, независимо от общего дизайна.

Светодиодное освещение в интерьере гостиной

Разновидности источников искусственного света:

  1. Светодиодные лампы – современная альтернатива классическим «лампочкам Ильича», применение которых сегодня дорого обходится.
  2. Лампы накаливания считают архаичными, но они дают минимальную нагрузку на зрение, а их спектр максимально имитирует солнечные лучи.
  3. Энергосберегающие – вполне экономичные лампы, но их частое мерцание утомляет зрение, предлагаются с «теплым» и «холодным» спектром.
  4. Люминесцентные чаще всего используются для торговых и промышленных площадей, но и в «студийках» без стен эти лампы находят достойное применение (имитация дневного света).
  5. Светоизлучающие шнуры «дюралайт» на основе светодиодов – отличный способ декорирования отдельных элементов интерьера и внешнего освещения, дополняя оригинальный дизайн света в квартире.
  6. Яркие галогены имеют разные оттенки света, эти лампы широко используются в декорировании пространства.

Светодиодные ленты позволяют организовать любые варианты декоративной подсветки потолка, стен и предметов мебели

При расчетах общей интенсивности учитывается решение натяжных потолков. Дизайн освещения в спальне и гостиной с помощью многоуровневых конструкций самодостаточен, за исключением добавления приборов для локальных зон.

Дизайн подсветки отдельных помещений: просто и сложно

Свет – это не только функционально, но и красиво. Именитые дизайнеры и архитекторы обязательно возьмут во внимание эту важную составляющую, взявшись за новый проект. Грамотный проект сделает пребывание в доме комфортным, поможет визуальной коррекции пространства.

У каждого светильника в комнате должно быть свое предназначение

Некоторые элементы можно затенить, другие – высветить и привлечь к ним максимум внимания, направленным светом задается определенный вектор, чтобы «отодвинуть» или «приблизить» объект в интерьере. Мягкий неоновый свет создает необычный эффект при включении со стороны изголовья кровати, задника мягкой мебели, плазменной панели или по периметру «парящего» потолка. При этом можно не пользоваться люстрой или другим «классическим» источником общего света.

Свет в прихожей обычно полностью искусственный, в квартире входная дверь удалена от всех окон. Можно ограничиться одной светящейся точкой у потолка, если это крохотное помещение. В прихожей, объединенной с коридором, делают 3-4 неярких светильника или бра по всему проходу. В декоративных целях можно светодиодной лентой оформить плинтус и потолочный карниз. Желательно снабдить подсветкой зеркало и внутреннее пространство шкафа для одежды. В длинном коридоре будет уместна светящаяся дорожка на полу, а в просторном помещении – натяжной потолок с красивым светодизайном.

Чтобы укоротить вытянутую прихожую, можно разместить встроенные светильники по потолку и направить свет вниз

Спальня – особенная комната, где уместна интимная атмосфера, которую, в наибольшей мере, создает игра света и тени. Оформление зависит от размеров спальни, стилистики интерьера и конфигурации мебели. В классическом варианте используется изящная потолочная люстра и 2 бра (по обе стороны кровати), в современном – многообразие натяжных потолков и диодной подсветки (у зеркала и изголовья кровати). Нередко сочетают потолок с эффектом «звездное небо» и перфорированные бра с ажурными отблесками на стене. Некоторым в спальне нравится полумрак. Но не обязательно ограничиваться этими идеями, решение зависит от стилистики и общей дизайнерской концепции, как на фото.

В спальне уместен приглушенный свет

В современной гостиной основной дизайн освещения квартиры отводится натяжным или многоуровневым потолкам. Если в классическом варианте обыгрывается цвет потолка и форма люстры, то новые решения в век высоких технологий ничем не ограничены. Купите относительной простой светильник, переключаемый с пульта дистанционного управления, или подбирайте комбинированное освещение с нижней подсветкой мебели.

В гостиной используют несколько типов светильников в соответствии со стилевым направлением помещения

Ванная комната и санузел – особое помещение, где можно поэкспериментировать с освещением, которое недопустимо в жилом помещении. Попробуйте постепенно включающиеся и гаснущие светильники, включение от хлопка и другое. Важно учесть, что это место с повышенной влажностью, проводка, светильники и плафоны должны быть максимально герметичные. Уместны диоды у зеркала и ванной. У дорогих джакузи это опция по умолчанию.

В ванной нужен достаточно яркий свет, но не резкий. Подойдут встроенные в потолок матовые светильники и пара приборов для подсветки зеркала

Свет в кухне предполагает несколько зон, имеющих экономичную локальную подсветку. Это рабочая плоскость, и место приема пищи, помимо общего света. Некоторым нравятся большие плафоны, спускающиеся с потолка к обеденному столу. В современной кухне можно сделать раму у потолка с направленными векторами лучей. Оригинально смотрится газовая плита с духовым шкафом, имеющим подсветку – можно с гостями наблюдать за процессом жарки курицы, вращаемой на гриле. Дополнительно уместны диоды у барной стойки и над мойкой.

На кухне направленная подсветка рабочих зон комбинируется с рассеянным светом над общим пространством

Мягкий свет в детской спальне – основа дизайна для этого помещения. Слишком яркие лучи резкие для зрения малыша, раздражают психику. А недостаток может провоцировать близорукость, если дети любят писать, читать и рисовать по вечерам. В местах, где делают уроки или занимаются у компьютера, обязательно организовать локальную подсветку. Оригинальный ночник на детскую тематику избавить от страха перед темнотой в ночные часы, но он не мешает сну, если разместить с противоположной стороны от глаз малыша.

В детской комнате нужен высокий уровень освещения, но без ярких лучей

В квартире-студии все зависит от локальных зон, но лучше, если это нашло отражение в дизайне потолочной конструкции. Изюминкой концепции может сталь любой акцент, но не забывайте, что у каждой функциональной зоны должна быть контролируемая мощность и интенсивность лучей. При большой площади уместны выключатели из разных точек на общий свет или пульт ДУ.

К основному общему свету добавляется дополнительная подсветка отдельных зон

Напоследок ещё один важный момент – как бы не было идеально организованно искусственное освещение, не стоит забывать о естественном свете, играющим весомую роль в дизайне жилого помещения

Предложенные примеры на фото помогут взять на вооружение идеи, применяемые профессионалами.

Комфортное проживание в доме возможно лишь при грамотно спроектированном освещении и правильно рассчитанной освещенности для каждого конкретного помещения. Причем заниматься проектированием электрики лучше до начала ремонтных работ, поскольку это существенно сэкономит вам средства и время. Для начала нужно продумать световой сценарий для всей квартиры (дома) и для каждого помещения в отдельности.

Световой сценарий – это план расположения всех осветительных приборов, объединение их по группам, план расположения выключателей и переключателей для всех групп светильников с учетом открывания дверей и расстановки мебели. Светильники с переключателями (несколько выключателей на одну группу светильников в разных комнатах) и светильники с регуляторами мощности требуют отдельного обозначения на плане, поскольку их монтаж требует от электрика дополнительных манипуляций.

Что бы добиться хорошего результата при самостоятельном проектировании освещения в квартире нужно учитывать несколько важных факторов.

  • Правильное освещение не должно создавать резких переходов от тени к свету, яркого блеска поверхностей или бликов – все это вредно для зрения и утомительно для психики.
  • Подбирайте интенсивность освещения в зависимости от цвета отделки, потому что разные цвета по-разному отражают свет. Так темные и матовые поверхности большой площади поглощают свет, а светлые и глянцевые отражают, увеличивая освещенность.
  • Соблюдайте нормативные значения оптимальной освещенности для различных типов помещений. Подробно
  • Учитывать функциональность освещения и особенности человеческой деятельности, осуществляемой в различных помещениях.

Особенности проектирования освещения в прихожей

Для прихожей, как правило, характерны небольшие размеры и недостаточность или полное отсутствие естественного освещения. Желательно, чтобы настенные и потолочные светильники имели закрытую форму, что бы лампочка оставалась невидимой из любой точки помещения или имела матовое напыление.

Плафоны для бра лучше выбирать непрозрачные, так как с близкого расстояния лампы могут ослеплять. Эти правила справедливы для любых помещений маленькой площади.

Отдельно в прихожей стоит подсветить вешалку и зону у зеркала. Если помещение квадратное или близко к квадрату, то будет достаточно центрального потолочного светильника с несколькими плафонами, возможность направлять плафон в нужную сторону позволит подсветить нужную зону прихожей.

Освещение в прихожей и коридоре

Для освещения вытянутого помещения лучше использовать несколько бра, расположенных в его разных концах или несколько равномерно распределенных по потолку светильников. Для коридоров и прихожих обычно достаточно 50-100 люкс.

Проектирование освещения в гостиной

Гостиная – это комната, выполняющая несколько функций: здесь принимают гостей, смотрят телевизор, общаются, читают. Главный секрет хорошего освещения – для каждой функции свой светильник. Это значит, что в гостиной нужно создать несколько островков света на разных уровнях, хорошо, если их яркость можно регулировать, главное, чтобы светильники были выполнены в едином стиле и соответствовали общей идее декорирования интерьера.

Вблизи диванов и кресел имеет смысл расположить торшеры или бра, создающими рассеянный свет. Архитектурные и декоративные элементы интерьера – колонны, арки, открытая кирпичная кладка – будут выглядеть эффектно, если их подсветить точечными напольными или потолочными светильниками.

Многоуровневые потолки с подсветкой позволят выделить отдельные зоны и создадут световые акценты. Именно в гостиной оригинальные варианты освещения, подчеркивающие общий стиль интерьера будут очень уместны. Подробнее о освещении и расположении розеток в гостиной читайте .

Проектирование освещения в спальне

В спальне желательно сделать многоуровневое освещение – общий верхний свет и местные подсветки. При проектировании учтите, что у каждого спального места должен быть отдельный светильник. Это может быть лампа на ночном столике с приглушенным светом или настенное бра над кроватью. Основное условие при этом – свет должен быть достаточным для чтения, но при этом не нарушать покой соседей по спальне.

Если платяные шкафы находятся в спальне, они должны быть хорошо освещены, идеально подойдут для этого встроенные точечные светильники. У туалетного столика должна быть своя подсветка, как правило, это настольная лампа или два бра с двух сторон от зеркала. Подробнее о освещении и расположении розеток вспальне читайте

Проектирование освещения в кабинете

В кабинете необходимо сочетать местное освещение с общим. Это связано с тем, что утомление зрения и снижение работоспособности наступает тем быстрее, чем ниже освещенность (что часто происходит при использовании только общего освещения) и чем больше разница яркости рабочей поверхности и окружающих предметов (при местном освещении).

Освещение в кабинете

При проектировании освещения в кабинете необходимо помнить, что к местному освещению предъявляются дополнительные требования: свет на рабочую поверхность должен падать слева (для правши) и быть рассеянным, для этого абажуры настольных ламп делаются из светорассеивающих материалов. Следовательно, идеальный световой сценарий для кабинета: общий светильник, не дающий теней, и дополнительная лампа у рабочего места с регулируемым световым потоком на гибкой штанге или шарнирах. При работе за компьютером так же рекомендуется равномерное общее освещение комнаты и рассеянное освещение стола. Такой свет не должен слепить и давать бликов на экране монитора.

Правильное рабочее освещение кабинета предполагает монотонность и равномерность, а необычные и оригинальные световые решения здесь приносятся в жертву удобной работе. Про проектирование домашнего кабинета читайте .

Проектирование освещения в кухне и столовой

В кухне действуют те же правила, что и для кабинета – ведь это тоже рабочее место. Рассеянный, не ослепляющий общий свет дополняется встроенными над рабочими поверхностями столов точечными светильниками, лентовидными люминесцентными или светодиодными лампами.

Правильное освещение в кухне

Обеденная зона, независимо от местонахождения, будь то кухня, гостиная или столовая – место встречи всей семьи. Освещение обеденного стола должно быть мягким, уютным. Подвесной светильник над столом в теплых тонах (или несколько, если стол большой) создаст необходимую атмосферу домашнего комфорта и покоя. Про самостоятельное проектирование кухни написано .

Освещение в кухне и столовой

Освещение в ванной комнате

В ванной необходимо освещение двух типов: общее с рассеянным светом и направленное для подсветки у зеркала. Общее освещение может давать потолочный матовый плафон или равномерно распределенные встроенные влагозащитные точечные светильники. У зеркала можно разместить влагозащитные бра или купить зеркало со встроенной косметической подсветкой.



Поделиться