Классический представитель гуманистической ориентации. Основные направления гуманистической психологии

Гуманистическая психология - это подход в психологии, возникший в 1950-х годах как альтернатива бихевиоризму и психоанализу Зигмунда Фрейда. Данная статья расскажет об этом интересном психологическом направлении, его истории и особенностях.

Задача гуманистической психологии

Этот тип психологии стремится понять людей как уникальных среди других живых существ, с сознанием, со свободной волей и ответственностью за собственный выбор. Цель гуманистической психологии - понять человека и помочь каждому человеку в полной мере развить свой потенциал и, таким образом, иметь возможность наиболее эффективно содействовать более широким общественным слоям. Этот тип психологии считает природу человека качественно отличающейся от природы других живых организмов. Однако гуманистической психологии не хватает понимания фундаментальной важности социальных отношений в здоровом психологическом развитии личности.

Постулаты учения

Следующие пять постулатов составляют основу гуманистической психологии кратко:

  • Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих. Люди не могут быть сведены к компонентам (поделены на отдельные психические части).
  • Человеческая жизнь происходит в контексте отношений.
  • Человеческое сознание включает осознание себя в контексте других людей.
  • У людей есть выбор и ответственность.
  • Люди целенаправленны, они ищут смысл, ценности, творчество.

Гуманистическая психология подчеркивает изучение всей психической структуры человека. Это учение затрагивает поведения человека, непосредственно связанное с его внутренними чувствами и самооценкой. Данный вид психологии исследует, как на людей влияет их самовосприятие и самоценность, связанные с их жизненным опытом. Она рассматривает сознательный выбор, ответы на внутренние потребности и текущие обстоятельства, которые важны для формирования человеческого поведения.

Качественные или описательные методы исследования обычно предпочтительнее количественных методов, поскольку последние теряют уникальные человеческие аспекты, которые нелегко определить количественно. Это отражается на акценте гуманистической психологии - уклон делается на реальную жизнь людей.

Влияние философов

Данное течение имеет корни в экзистенциалистской мысли различных философов, таких как Фридрих Ницше, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр. Оно отражает многие ценности, выраженные евреями, греками и европейцами эпохи Возрождения. Они пытались изучить те качества, которые уникальны для человека. Это такие человеческие феномены, как любовь, личная свобода, жажда власти, мораль, искусство, философии, религия, литература и наука. Многие считают, что послание теория гуманистической психологии является ответом на оскорбление человеческого духа, который так часто подразумевается в образе человека, нарисованного поведенческими и социальными науками.

Разработка учения

В 1950-е годы в психологии существовали две противоположные силы: бихевиоризм и психоанализ. Гуманистическая психология стала совершенно новым течением.

Бихевиоризм вырос из работ великого русского врача Ивана Павлова, особенно из работ по теории условного рефлекса, и заложил основы для этого направления в психологии в Соединенных Штатах. Бихевиоризм связан с именами Кларка Халла, Джеймса Уотсона, Б. Ф. Скиннера.

Авраам Маслоу позже дал бихевиоризму название «первая сила». «Вторая сила» вышла из работы Зигмунда Фрейда по психоанализу и психологии Эрика Эриксона, Карла Юнга, Эриха Фромма, Отто Ранка, Мелани Кляйн и других. Эти теоретики сосредоточились на «глубине» или бессознательном царстве человеческой психики, которое, как они подчеркивали, должно сочетаться с сознательным умом, чтобы создать здоровую человеческую личность. "Третьей силой" стала гуманистическая теория. Одним из ранних источников этого направления была работа Карла Роджерса, на которую сильно повлиял Отто Ранк. Он в середине 1920-х годов порвал с Фрейдом. Роджерс сосредоточил внимание на том, чтобы привели к более здоровому, к более творческому, функционированию личности. Термин «актуализирующая тенденция» также был разработан Роджерсом, и являлся концепцией, которая в конечном итоге привела Аврааму Маслоу к изучению понятия самоактуализации как одной из потребностей людей. Роджерс и Маслоу, как главные представители гуманистической психологии, разработали эту теорию в ответ на психоанализ, который они считали слишком пессимистичным.

Влияние Карла Роджерса

Роджерс является американским психологом и одним из основателей гуманистического подхода (или ориентированного на клиента подхода) к психологии. Роджерс считается одним из отцов-основателей психотерапевтических исследований, и был удостоен премии Американской психологической ассоциации (APA) за его новаторские исследования и выдающийся научный вклад в 1956 году.

Гуманистическое направление в психологии, ориентированное на человека, его собственный уникальный взгляд на человеческих отношения, нашло широкое применение в различных областях, таких как психотерапия и консультирование (клиентоориентированная терапия), образование (обучение, ориентированное на учащихся). За свою профессиональную работу он был награжден премией за выдающиеся профессиональные достижения в психологии в 1972 году многими некоммерческими организациями. Роджерс был признан шестым самым выдающимся психологом XX века. Гуманистическая психология Роджерса дала толчок развитию психологии в целом.

Мнение Роджерса о личности

Как представитель гуманистической психологии, Роджерс исходил из того, что любой человек имеет желание и стремление к личному саморазвитию. Являясь существом, у которого есть сознание, он сам для себя определяет смысл существования, его задачи и ценности, является главным экспертом для себя. Центральным понятием в теории Роджерса стало понятие «Я», включающий в себя представления, идеи, цели и ценности, через которые личность определяет самого себя и создает перспективы своего развития. Его вклад в развитие гуманистической психологии невозможно не оценить.

Движение среди психологов

В конце 1950-х годов в Детройте были проведены несколько собраний среди психологов, которые были заинтересованы в создании профессиональной ассоциации, посвященной более гуманистическому видению в психологии: тому, что имело отношение к самосознанию, самоактуализации, здоровью, творчеству, природе, бытию, саморазвитию, индивидуальности и осознанности. Они также стремились создать полное описание того, каким должен быть человек, и исследовали уникальные человеческие феномены такие, как любовь и надежда. Эти психологи, в том числе Маслоу, полагали, что именно эти понятия, вероятно, станут основой психологического движения, известного как «третья сила».

Эти собрания в конечном итоге привели к другим событиям, в том числе к запуску «Журнала гуманистической психологии» в 1961 году. Данное издание было очень популярно в психоаналитической среде. За этим вскоре была сформирована Ассоциация психологии гуманистического направления в 1963 году.

В 1971 году было создано эксклюзивное подразделение, посвященное гуманистическому течению в Американской психологической ассоциации, которое публикует собственный академический журнал под названием «Гуманистический психолог». Одной из основных преимуществ гуманистической теории является то, что она подчеркивает роль человека. Эта школа психологии дает людям больше возможностей контролировать и определять состояние психического здоровья. Личность в гуманистической психологии рассматривается как целостное явление.

Методики консультирование и терапия

Данное течение включает несколько подходов к консультированию и терапии. К основным методикам гуманистической психологии относятся принципы гештальт-терапии, которая помогает понять что, настоящее влияет и на прошлое. Ролевая важную роль в гештальт-терапии и обеспечивает адекватное проявление чувств, которые не были бы выражены в других условиях. В гештальт-терапии вербальные выражения являются важными признаками чувств клиента, даже если они контрастируют с тем, что фактически выразил клиент. Гуманистическая психотерапия также включает в себя такие элементы, как глубокая терапия, целостное здоровье, телесная терапия, чувствительность и Экзистенциалист-интегративная психотерапия, которая была разработана ​​Шнайдером, является одним из новых методик гуманистической психологии, а также экзистенциальной психологии. Экзистенциализм подчеркивает представление о том, что люди свободно создают свое понимание жизни, что они могут определять себя и делать то, что они предпочитают делать. Это элемент гуманистической терапии, который побуждает понимать свою жизнь и ее цель.

Существует некоторый конфликт в отношении свободы и ограничений. Ограничения, как представляется, включают генетику, культуру и другие связанные с этим факторы. Экзистенциализм направлен на решение таких проблем и ограничений. Эмпатия также является основным элементом гуманистической терапии. При этом подходе подчеркивается способность психолога оценить ситуацию и мир, основанный на чувствах и восприятии клиента. Без этого качества терапевт не может полностью оценить состояние клиента.

Работа психолога в этом направлении

Терапевтическими факторами в работе гуманистического психотерапевта и психоаналитика являются, прежде всего, безусловное принятие клиента, поддержка, эмпатия, внимание к внутренним переживаниям, стимулирование осуществления выбора и принятия решений, подлинность. Однако при кажущейся простоте гуманистическая теория базируется на серьезной философской и научной базе и применяет довольно широкий набор терапевтических техник и методик.

Одно из главных заключений гуманистически-направленных психоаналитиков выражалось в том, что любая личность содержит в себе потенциал изменения мышления и восстановления психического состояния. При наличии определенных условий личность может свободно и в полной мере использовать этот свой потенциал. Поэтому деятельность психолога такой ориентации направлена, прежде всего, на создание положительных условий для интеграции личности в процессе консультативных встреч.

Психотерапевты, применяющие гуманистическую психологию, должны проявлять большую готовность слушать и гарантировать комфорт пациентам, позволяя делиться реальными эмоциями и чувствами. Эти психотерапевты должны убедиться, что они сосредоточены на том, что чувствует клиент, что они имеют четкое представление о проблемах клиента, а также обеспечивают теплую и принимающую атмосферу для клиента. Поэтому от специалиста требуется отказаться от предвзятого отношения к клиенту. Вместо этого делиться теплотой и принятием - это основа данного психологического направления.

Еще одним элементом гуманистической психологии является самопомощь. Психологи Эрнст и Гудисон были практикующими специалистами, которые применяли гуманистические подходы и организовывали группы самопомощи. Консультирование психолога стало ценным инструментом в гуманистической психологии. Консультация психологов также используется в группах самопомощи. Помимо психологического консультирования, гуманистическая концепция также повлияла на деятельность психологов по всему миру в целом. По сути, влияние данного направления было значительным в других областях психологической практики.

Цель гуманистической терапии

Общая цель гуманистической терапии - дать целостное описание человека. Используя определенные приемы, психолог пытается увидеть всего человека, а не только фрагментированные части личности.

Такая терапия также требует интеграции всего человека. Это называется самоактуализацией по Маслоу. Гуманистическая психология заявляет, что у каждого человека есть встроенный потенциал и ресурсы, которые могли бы помочь создать более сильную личность и поднять самооценку. Миссия психолога - направить человека в сторону этих ресурсов. Однако для реализации скрытых возможностей ему, возможно, придется отказаться от безопасности определенного этапа личности, чтобы охватить новый и более интегрированный этап. Это непростой процесс, поскольку он может включать в себя рассмотрение новых жизненных решений или пересмотр взглядов на жизнь. Этот тип психологии рассматривает психологическую нестабильность и тревогу как нормальные аспекты человеческой жизни и развития, которые можно проработать в терапии.

Гуманистический подход в психологии уникален, потому что его термины и его понятия исходят из предположения, что все люди имеют свой собственный взгляд на мир и уникальный жизненный опыт.

Гуманистическая психология

В 1964 ᴦ. в США состоялась первая конференция по гуманистической психологии. Ее участники пришли к выводу, что бихевиоризм и психоанализ (они были обозначены как две главные на тот момент ʼʼпсихологические силыʼʼ) не видели в человеке того, что составляет его сущность именно как человека. Гуманистическая психология обозначила себя как ʼʼтретья силаʼʼ в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму.

Возникновение названия и формулирование базовых принципов связано в первую очередь с именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908 – 1970). В центре гуманистической психологии – понятие становления личности, представление о крайне важно сти максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье.

Прежде всœего, гуманистическая психология подчеркивает, что человека нужно рассматривать как творческое саморазвивающееся существо, стремящееся не только к покою и определœенности, то есть равновесному состоянию, но и к нарушению равновесия: человек ставит проблемы, разрешает их, стремясь реализовать свой потенциал, и понять человека именно как человека можно, лишь приняв во внимание его ʼʼвысшие взлетыʼʼ, высшие творческие достижения.

Индивидуальность в гуманистической психологии воспринимается как интегративное целое, в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

В гуманистической психологии подчеркивается нерелœевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека; данный тезис также противостоит бихевиоризму.

В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, то есть творческая направленность, которая свойственна всœем, но во многом утрачивается большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, ʼʼдетскийʼʼ взгляд на мир.

Наконец, Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности; прежде чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь обратный; по словам Маслоу, Фрейд показал на больную сторону психики; пора показать здоровую). Подлинное же здоровье – не в медицинском, а экзистенциальном смысле – означает творческий рост и саморазвитие.

Эти принципы в основном распространяются и на другие гуманистические концепции, хотя в целом гуманистическая психология не представляет единой теории; ее объединяют некоторые общие положения и ʼʼличностнаяʼʼ ориентация в практике – психотерапии и педагогике.

Центральное место в концепции Маслоу занимает его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что так называемые ʼʼбазальныеʼʼ потребности человеку ʼʼзаданыʼʼ и иерархически организованы по уровням. В случае если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):

1. Физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, оптимальной температуре, сексуальная потребность и др.).

2. Потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения).

3. Потребности, связанные с любовью и приятием (потребность в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым).

4. Потребности, связанные с уважением и самоуважением.

5. Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личностной состоятельности.

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижелœежащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены, прежде чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня.

В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может ʼʼподнятьсяʼʼ по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

На ʼʼвершинœеʼʼ пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализацию А. Маслоу определял как стремление стать всœем, чем возможно; это – потребность в самосовершенствовании, в реализации своего потенциала.

Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно – а значит, быть собой – в обществе, где условия не способствуют этому, Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге лишь за то, чтобы состояться.

Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов XX века (в том числе среди практиков – терапевтов и педагогов) – Карла Роджерса (1902 – 1987), теоретические взгляды которого формировались по мере совершенствования практической работы. Стоит сказать, что для него, в отличие от Маслоу, понятие самоактуализации оказывается обозначением той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты.

Человек, как и другие живые организмы, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все биологические потребности подчинœены этой тенденции – они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает, несмотря на то, что на его пути встают многие препятствия – есть много примеров того, как люди, живущие в жестких условиях, не только выживают, но продолжают прогрессировать.

По Роджерсу, человек не таков, каким предстает в психоанализе. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т.п. – результат страха и психологической защиты; задача психолога – помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всœех.

Тенденция актуализации (так иначе обозначается потребность в самоактуализации в динамике ее проявления) – причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным.

Первоначально всœе переживания, весь опыт оцениваются (не обязательно сознательно) через тенденцию к актуализации. Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют этой тенденции; противоположных переживаний организм старается избегать. Такая ориентация характерна для человека как ведущая до тех пор, пока не формируется структура ʼʼЯʼʼ, то есть самосознание. Проблема же заключается, по Роджерсу, в том, что вместе с формированием ʼʼЯʼʼ у ребенка возникает потребность в положительном отношении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном самоотношении; однако единственный путь выработки положительного самоотношения связан с усвоением таких способов поведения, которые вызывают положительное отношение других. Иными словами, ребенок будет руководствоваться теперь не тем, что способствует актуализации, а тем, насколько вероятно получение одобрения. Это означает, что в сознании ребенка в качестве жизненных ценностей будут возникать не те, которые соответствуют его природе, а в представление о себе не будет допускаться то, что противоречит усвоенной системе ценностей; ребенок будет отвергать, не допускать в знание о себе те свои переживания, проявления, тот опыт, которые не соответствуют ʼʼпришедшим извнеʼʼ идеалам. ʼʼЯ-концепцияʼʼ (то есть представление о себе) ребенка начинает включать ложные элементы, не основанные на том, что есть ребенок на самом делœе.

Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе, их несоответствие друг другу, что Роджерс обозначает термином ʼʼнеконгруэнтностьʼʼ; это означает – на уровне проявлений – тревогу, ранимость, нецельность личности. Это усугубляется и ненадежностью ʼʼвнешних ориентировʼʼ – они нестабильны; отсюда Роджерс выводит тенденцию примыкать к относительно консервативным в данном отношении группам – религиозным, общественным, малым группам близких друзей и пр., так как неконгруэнтность в какой-либо степени свойственна человеку любого возраста и социального положения. При этом конечной целью, по Роджерсу, является не стабилизация внешних оценок, но верность собственным чувствам.

Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагает Роджерс – безусловное позитивное отношение к ребенку, ʼʼбезусловное принятиеʼʼ; ребенок должен знать, что он любим, независимо от того, что он делает, тогда потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации; лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, ʼʼполностью функционирующимʼʼ.

Близка к гуманистической психологии позиция Виктора Франкла (1905 – 1997), основателя 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера). Его подход носит название логотерапия, то есть терапия, ориентированная на обретение смысла жизни (в данном случае логос означает смысл.) В основу своего подхода Франкл ставит три базовых понятия: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, Франкл обозначает несогласие с бихевиоризмом и психоанализом: бихевиоризм по сути отвергает представление о свободной воле человека, психоанализ выдвигает идеи о стремлении к удовольствию (Фрейд) или воле к власти (ранний Адлер); что касается смысла жизни, то Фрейд в свое время полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагополучие.

По Франклу, данный вопрос естествен для современного человека, и именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни. Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти ʼʼза пределы себяʼʼ – к другому человеку или к смыслу; смысл, по Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в т.ч. самых трагических; психотерапевт не может дать человеку данный смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его увидеть. ʼʼВыход за свои пределыʼʼ Франкл обозначает понятием ʼʼсамотрансценденцияʼʼ и считает самоактуализацию лишь одним из моментов самотрансценденции.

Для того чтобы помочь человеку в его проблемах, Франкл использует два базовых принципа (они же – методы терапии): принцип дерефлексии и принцип парадоксальной интенции.

Принцип дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышлений о собственных сложностях, того, что в обиходе называют ʼʼсамокопаниемʼʼ.

Принцип парадоксальной интенции предполагает, что терапевт вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать; при этом активно используются (хотя это не обязательно) различные формы юмора – Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение.

Гуманистическая психология - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Гуманистическая психология" 2017, 2018.

Оно сложилось, как реакция на психоанализ и бихевиоризм. Акцент делался на самоактуальностисти личности, самоактуализации. Обратилась к конкретному человеку и подчеркивала его уникальность. Это направление было заложено в 1962г. Это не единая школа. В 1962г. было основано в Сан-Франциско общество гуманистической Психологии. Основатели - Шарлотта Бюллер, Дурт Гольдштейн, Роберт Хартман. Штерн – основатель персонологической теории, Джемс – экзистенциальная психология. Президент - Джеймс Бугентал. Он обозначил характерные черты гуманистической психологии:

1. Цель гуманитарной психологии – комплексное описание существования человека как человеческого существа

2. Акцент на человеке как целом

3. Акцент на субъективном аспекте

4. характеристика основных понятий – ценности личности, понятие личности (главные понятия), намерения, цель, принятия решения

5. Исследование самоактуализации и формирование высших человеческих качеств

6. Подчеркивание положительного в человеке

7. Акцент на психотерапии. Забота о здоровом человеке.

8. Интерес к трансцентдентальному

9. Отказ от детерминант

10. Гибкость методов и приемов, протест против лабораторных экспериментов, т.к. они неэкологичны. (метод анализа биографии, метод анкеты, метод анализа документов, беседа, интервью, наблюдение)

За субъективность методов

Несвязанность с развитием общества

Вне трудовой деятельности

Гуманистическая психология объединяет логотерапию Франкла, персонологию Штерна и экзистенциальное направление.

Маслоу. Каждого человека нужно изучать как единое, уникальное целое, а не как набор дифференциальных частей. То, что случается в отдельной части влияет на весь организм. Он сконцентрировал внимание на психически здоровом человеке. Мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье («увечная» психология).

А) Концепция иерархии потребностей. Человек – «желающее существо», которое редко достигает состояния полного завершающего удовлетворения.



Все потребности врожденные и они организованы в иерархическую системы приоритетов.

Физиологические потребности (в пище, питье, кислороде, в физической активности, сне и т.д.)

Потребности безопасности и защиты (в стабильности, законе и порядке и т.д.)

Потребности принадлежности и любви (отношение привязанности с другими)

Потребности самоуважения (самоуважение – компетентность, уверенность достижения, независимость и свобода и уважение другими – престиж, признание, репутация, статус)

Потребности самоактуализации (желание человека стать тем, кем он может стать)

Б) Дефицитарная и бытийная психология. Две глобальные категории мотивов:

Дефицитарные мотивы (Д-мотивы) – цель – удовлетворение дефицитарных состояний (голод, холод, опасность, секс и т.д.)

Бытийные мотивы (мотивы роста, метапотребности, Б-мотивы) – имеют отдаленные цели, связанные со стремлением актуализировать потенциал. Метапатологии – появляются в результате неудовлетворенных метапотребностей – недоверие, цинизм, ненависть, перекладывание ответственности и т.д.

Д-жизнь – стремление удовлетворять существующий дефицит или требование окружения (рутина и однообразие).

Б-жизнь – усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу.

В) концепция самоактуализации – Маслоу разделил самоактуализирующихся людей на 3 группы:

Весьма определенных случаев

Весьма вероятных случаев

Потенциальных или возможных случаев

Г) Препятствие к самоактуализации – характеристики самоактуализирующихся людей: принятие себя, других и природу, центрированность на проблеме, общественный интерес и т.д.) Исследование «вершинных переживаний» - моменты благоговейного трепета, восхищения и экстаза у самоактуализированных людей.

Д) Методы исследования самоактуализации – разработка «Опросника личностной ориентации» - опросник самоотчета, разработанный для оценки различных характеристик самоактуализации в соответствии с концепцией Маслоу.

Недостатки концепции:

Мало эмпирических исследований

Недостаточная строгость теоретических формулировок

Много исключений из своей иерархической схемы мотивации человека

Отсутствие четких доказательств того, что различные метапотребности возникают или становятся доминирующими, если удовлетворены основные потребности.

Роджерс Карл . Феноменологическая теория – поведение человека можно понимать в терминах его субъективного восприятия и познания действительности, люди способны определить свою судьбу; люди в своей основе добры и обладают стремлением к совершенству, т.е. каждый из нас реагирует на события в соответствии с тем, как мы субъективно воспринимаем их. Личность следует изучать в контексте «настоящее-будущее».

Я-концепция . Самость или Я-концепция – организованный, последовательный концептуальный гештальт, составленный из восприятий форм «я» или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми и с различными аспектами жизни, а также ценности, связанные с этим восприятием. Развитие Я-концепции – изначально новорожденный воспринимает все переживания нерасчлененно. Младенец не осознает себя как отдельное сущее. Для новорожденного самость не существует. Но вследствие общей дифференциации ребенок постепенно начинает отличать себя от остального мира.

Переживание угрозы и процесс защиты . Угроза существует, когда люди осознают несоответствия между Я-концепцией и каким-то из аспектов актуального переживания. Защита – поведенческая реакция организма на угрозу, главная цель которой – сохранить целостность Я-структуры. 2 механизма защиты: искажение восприятия и отрицание.

Психические расстройства и психопатологии . Когда переживания совсем не согласуются с Я-структурой, человек испытывает сильную тревогу, которая может сильно изменить повседневный порядок жизни – невротик. Полноценно функционирующий человек – открытость переживанию, экзистенциальный образ жизни, организмическое довереие, эмпирическая свобода, креативность. Ему принадлежит идея энкаутер-групп (группы встреч), Q-сортировка – инструмент для сбора данных о терапевтическом улучшении.

Психология индивидуальности Олпорта. Определение личности . В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. «Личность - это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление»

Концепция черты личности . Черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях.

Олпорт предложил восемь основных критериев определения черты.

1. Черта личности - это не только номинальное обозначение

2. Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка.

3. Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения

4. Существование черт личности можно установить эмпирически.

5. Черта личности лишь относительно независима от остальных черт.

6. Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки

7. Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе

8. То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты.

Типы индивидуальных диспозиций. Генеральные диспозиции = индивидуальные черты – такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнение с другими людьми. 3 вида диспозиций: кардинальные (настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию), центральные (представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие) и вторичные (менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и, таким образом, менее пригодные для характеристики личности).

Проприум: развитие самости . Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Короче, это не что иное, как самость. Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости:ощущение своего тела; ощущение самоидентичности; чувство самоуважения; расширение самости; образ себя; рациональное управление самим собой; проприативное стремление + познание самого себя.

Функциональная автономия . Основной в теории Олпорта является идея о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Олпорт предлагал свой собственный анализ мотивации, перечисляя четыре требования, которым должна отвечать адекватная теория мотивации. 1. Она должна признавать согласованность мотивов во времени. 2. Она должна признавать существование различных видов мотивов. 3. Она должна признавать динамическую силу когнитивных процессов. 4. Она должна признавать реальную уникальность мотивов.

Зрелая личность . Созревание человека - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами. 1. Зрелый человек имеет широкие границы «Я». 2.Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. 3.Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. 4.Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. 5.Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. 6.Зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Гуманистическая психология

К направлению, называющему себя гуманистической психологией, принадлежат Карл Роджерс, Абрахам Маслоу, Шарлота Бюлер, Гордон Олпорт и другие. Сами гуманистические психологи считают, что многих других психолог, даже совершено разных ориентаций, можно называть гуманистическими, если они в той или иной степени придерживаются некоторых постулатов.

Идеи Адлера о важности социального контекста увели психоанализ от изучения индивидуальных факторов развития (связанных, прежде всего с ранним детством) в направлении социокультурного объяснения личности. Американский психиатр К.Хорни утверждала, что именно культура ответственна за возникновение неврозов. Другой американский психиатр Х.Салливан считал, что не только неврозы, но и психозы имеют происхождение в социуме. Основоположник гуманистической психологии Э.Фромм утверждал, что человек обладает особыми потребностями, которые отсутствуют у животных и которые должны быть удовлетворены, чтобы человек был душевно здоров.

Гуманистическая психология возникла как естественное развитие взглядов Адлера, Хорни и Салливана на роль социокультурных факторов в психической деятельности. К 1960-м годам среди представителей этой школы были такие влиятельные психологи, как К.Роджерс, Э.Маслоу и Г.Олпорт. Гуманистическая психология настаивает, прежде всего, на важности самоактуализации (т.е. удовлетворения присущей индивиду потребности в выявлении и развитии собственно человеческих личностных черт) как условия становления личности. Другой важный принцип – необходимость анализа личности как целого (холизм). Гуманистические психологи отрицают редукционизм, т.е. описание собственно человеческих свойств на языке естественных наук (используемый ими пример – сведение любви к «сексуальной химии» или к биологическим инстинктам).

Вот три признака гуманистической психологии:

1. Гуманистическая психология – психология антиэкспериментальная, ее представителей объединяет отрицание экспериментов – любых, бихевиористских, когнитивистских и т. д.

2. Это – психология, которая вырастает и питается определенным направлением психотерапии – не связанным с идеями модификации поведения.

3. Гуманистическая психология делает акцент на человека, на его возможности и в этом смысле противопоставляет себя религии. Религия видит основной фактор, регулирующий поведение, в Боге, а гуманистический психолог – в самом человеке. Личность должна все делать сама, но ей важно помочь.

Гуманистическим является тот психолог, который считает себя гуманистическим, то есть в основе – характеристика его самосознания. Нет четких границ, но есть основные идеи – ориентация на целостного человека, на его развитие, раскрытие его потенциала, на помощь и устранение барьеров в этом развитии.

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое;

Подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных для понимания человека (в отличие от бихевиоризма);

Гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

Развитию гуманистической психологии способствовала обстановка, которая сложилась в обществе после Второй мировой войны. Она показала, что многие люди в экстремальных ситуациях проявляют стойкость и сохраняют достоинство в самых трудных условиях.

Это стремление человека к сохранению и развитию своей духовной уникальности было невозможно объяснить в терминах старой психологии и только естественно – научной детерминации. Игнорируя философские постулаты.

Именно поэтому лидеры гуманистической психологии обратились к достижениям философии 20 в., прежде всего к экзистенциализму, изучавшему внутренний мир, экзистенцию человека.

Так появилась новая детерминация – психологическая, объясняющая развитие человека его стремлением к самоактуализации, творческой реализации своих потенциальных возможностей.

Частично пересматриваются и взаимоотношения личности с обществом, так как социальное окружение может не только обогатить человека, но и стереотипизировать его. Исходя из этого, представители гуманистической психологии, старались изучать разнообразные механизмы общения, описывать сложность взаимоотношений личности и общества во всей ее полноте.

Одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии является гуманистическая психология, обозначающая себя как «третья сила» в психологии, противопоставленная психоанализу и бихевиоризму. Возникновение названия и формулирование основных принципов связано с.именем американского психолога Абрахама Маслоу (1908-1970); это состоялось в 60-е годы нашего столетия. В центре гуманистической психологии-понятие становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье.

Обозначим основные отличия гуманистической психологии от первых двух «сил».

Индивидуальность в гуманистической психологии рассматривается как интегративное целое; в противовес бихевиоризму, ориентированному на анализ отдельных событий.

В гуманистической психологии подчеркивается нерелевантность (непригодность) исследований животных Для понимания человека; этот тезис также противостоит бихевиоризму.

В отличие от классического психоанализа, гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или в крайнем случае нейтрален; агрессия». насилие и т. п. возникают в связи с воздействием окружения.

Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, т. е. творческая направленность, которая врождена"всем, но-теряется большинством в связи" с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, «детский» взгляд на мир.

Наконец, Маслоу подчеркивает интерес гуманистической психологии к психологически здоровой личности;

Прежде, чем анализировать болезнь, нужно понять, что есть здоровье (в психоанализе Фрейда путь обратный).

Эти принципы в основном распространяются и на другие гуманистические концепции, хотя в целом гуманистическая психология не представляет единой теории;

Ее объединяют некоторые общие положения и «личностная» ориентация в практике-психотерапии и педагогике.

Мы рассмотрим гуманистическую психологию на примере взглядов А. Маслоу и К. Роджерса.

«Сердце» концепции Маслоу-его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что потребности человеку «заданы» и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):

1. Базовые физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, оптимальной температуре, сексуальная потребность и др.).

2. Потребности, связанные с безопасностью (в уверенности, структурированности, порядке, предсказуемости окружения).

3. Потребности, связанные с любовью и приятием (потребность в аффективных отношениях с другими, во включенности в группу, в том, чтобы любить и быть любимым).

4. Потребности, связанные с уважением других и самоуважением.

5. Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личностной"состоятельности.

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня. В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет.

На «вершине» пирамиды оказываются потребности, связанные с самоактуализацией. Самоактуализацию Маслоу определял как желание стать всем, чем возможно; это-потребность в самосовершенствовании,-в реализации своего потенциала. Этот путь труден; он связан с переживанием страха неизвестности и ответственности, но он же - путь к полноценной, внутренне богатой жизни; Кстати, самоактуализация не обязательно предполагает художественную форму воплощения: общение, труд, любовь-также, формы творчества.

Хотя все люди ищут внутренней состоятельности, достигают уровня самоактуализации (которая не состояние, но процесс!) немногие-менее 1%. Большинство, по Маслоу, просто слепо к своему потенциалу, не знает о его существовании и не ведает радости движения к его раскрытию. Этому способствует окружение: бюрократическое общество имеет тенденцию к нивелированию личности (вспомните аналогичные идеи «гуманистического психоанализа» Э. Фромма). Равным образом это относится к обстановке в семье: дети, растущие в условиях дружелюбия, когда удовлетворена потребность в безопасности, имеют больше шансов для самоактуализации.

В целом же, если человек не выходит на уровень самоактуализации, это означает «блокировку» потребности более низкого уровня.

Человек же, вышедший на уровень самоактуализации («самоактуализирующаяся личность») оказывается человеком особым, не отягощенным множеством мелких пороков типа зависти, злобы, дурного вкуса, цинизма;

Он не будет склонен к депрессии и пессимизму, эгоизму и т. д. (Кстати, одним из примеров самоактуализирующейся личности А, Маслоу считал уже известного вам гещтельтпсихолога Макса Вертгеймера, с которым познакомился после его эмиграции в США). Такой человек отличается высокой самооценкой, он принимает ДРУГИХ, принимает природу, неконвенционален (т. е. незвисим от условностей), прост и демократичен, обладает чувством юмора (причем философского плана), склонен к переживанию «пиковых чувств» типа вдохновения и т. д;

Итак, задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно-а значит, быть собой-в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью и отвечает в конечном итоге лишь за то, чтобы состояться.

Понятие самоактуализации оказывается в центре концепции одного из наиболее популярных психологов XX века (в основном среди практиков-терапевтов и педагогов)-Карла Роджерса (1902-1987). Для него, однако, понятие самоактуализации оказывается обозначением той силы, которая заставляет человека развиваться на самых различных уровнях, определяя и его овладение моторными навыками, и высшие творческие взлеты.

Человек, как и другие живые организмы, полагает Роджерс, имеет врожденную тенденцию жить, расти, развиваться. Все биологические потребности подчинены этой тенденции - они должны быть удовлетворены в целях позитивного развития, и процесс развития протекает несмотря на то, что на его пути встают многие препятствия-есть много примеров того, как люди, живущие в жестких условиях, не только выживают, но продолжают прогрессировать.

По Роджерсу, человек не таков, каким предстает в психоанализе. Он полагает, что человек изначально добр и не нуждается в контроле со стороны общества; более того, именно контроль заставляет человека поступать плохо. Поведение, ведущее человека по пути к несчастью, не соответствует человеческой природе. Жестокость, антисоциальность, незрелость и т. п.-результат страха и психологической защиты; задача психолога - помочь человеку открыть свои позитивные тенденции, которые на глубоких уровнях присутствуют у всех.

Актуализирующая тенденция (так иначе обозначается потребность в самоактуализации в динамике ее проявления)-причина того, что человек становится более сложным, независимым, социально ответственным.

Первоначально все переживания, весь опыт оцениваются (не обязательно сознательно) через тенденцию к актуализации. Удовлетворение приносят те переживания, которые соответствуют этой тенденции; противоположных переживаний стараются избегать. Такая ориентация характерна для человека как ведущая до тех пор, пока не формируется структура «Я», т. е. самосознание.

Проблема же заключается, по Роджерсу, в том, что вместе с формированием «Я» у ребенка возникает по-гребность в положительном отношении к себе со стороны окружающих и потребность в положительном самоотношении; однако единственный путь выработки положительного самоотношения связан с усвоением таких способов поведения, которые вызывают положительное отношение других. Иными словами, ребенок будет руководствоваться теперь не тем, что соответствует актуализирующей тенденции, а тем, насколько вероятно получение одобрения. Это означает, что в сознании ребенка в качестве жизненных ценностей будут возни-.кать не те, которые соответствуют его природе, а в представление о себе не будет допускаться то, что противоречит усвоенной системе ценностей; ребенок будет отвергать, не допускать в знание о себе те свои переживания, проявления, тот опыт, которые несоответствуют «пришедшим извне» идеалам. «Я-концепция», (т. е, представление о себе) ребенка начинает включать ложные элементы, не основанные на том, что есть ребенок на самом деле.

Такая ситуация отказа от собственных оценок в пользу чьих-то создает отчуждение между опытом человека и его представлением о себе, их несоответствие друг другу, что Роджерс обозначает термином «неконгруэнтность»; это означает-на уровне проявлений-тревогу, ранимость, нецельность личности. Это усугубляется и ненадежностью «внешних ориентиров»-они нестабильны; отсюда Роджерс выводит тенденцию примыкать к относительно консервативным в этом отношении группам-религиозным, общественным, малым группам близких друзей и пр., т. к. неконгруэнтность свойственна человеку любого возраста и социального положения. Однако конечной целью, по Роджерсу, является не стабилизация внешних оценок, но верность собственным чувствам.

Возможно ли развитие на основе самоактуализацни, а не ориентации на внешнюю оценку? Единственный путь невмешательства в самоактуализацию ребенка, полагает Роджерс - безусловное позитивное отношение к ребенку, «безусловное принятие»; ребенок должен знать,. что он любим, независимо от того, что он делает; тогда s потребности в положительном отношении и самоотношении не будут в противоречии с потребностью в самоактуализации; лишь при этом условии индивид будет психологически цельным, «полностью функционирующим».

Как практик, Роджерс предложил- ряд процедур, смягчающих неконгруэнтность; они нашли отражение прежде всего в индивидуальной и групповой психотерапии. Первоначально Роджерс обозначил свою психотерапию как «недирективную», что означало отказ от рекомендаций предписывающего плана (а чаще всего от психолога ждут именно этого) и веру в способность клиента самому решать свои проблемы, если создается соответствующая атмосфера-атмосфера безусловного принятия. В дальнейшем Роджерс обозначил свою терапию как «терапию, центрированную на клиенте»; теперь в задачи терапевта входило не только создание атмосферы, но и открытость самого терапевта, его движение в направлении понимания проблем клиента и проявление этого понимания, т. е. важными оказываются и чувства клиента, и чувства терапевта. Наконец, Роджерс развивал «личностно-центрированную» терапию, принципы которой (главное внимание-личности как таковой, не социальным ролям или идентичности) распространились за пределы психотерапии в традиционном понимании этого слова и легли в основу групп встреч, охватили проблемы обучения, развития семьи, межнациональных отношений и др. Во всех случаях главным для Роджерса является обращение к самоактуализации и подчеркивание роли безусловного позитивного отношения как того, что позволяет человеку стать «полностью функционирующей личностью». Свойства же полностью функционирующей личности в понимании Роджерса во многом напоминают свойства ребенка, что естественно - человек как бы возвращается к самостоятельной оценке мира, характерной для ребенка до переориентации на условия получения одобрения.

Близка к гуманистической психологии (хотя во многом основывается и на психоанализе) позиция Виктора Франкла (род. в 1905 г.), основателя 3-й Венской школы психотерапии (после школ Фрейда и Адлера). Его подход носит название «логотерапия», т. е. терапия, ориентированная на обретение смысла жизни. В основу своего подхода Франкл ставит три основных понятия: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни. Таким образом Франкл обозначает несогласие с бихевиоризмом и психоанализом: бихевиоризм по сути отвергает представление о свободной воле человека, психоанализ выдвигает идеи о стремлении к удовольствию (Фрейд) или воле к власти (ранний Адлер); что касается смысла жизни, то Фрейд полагал, что человек, задающийся этим вопросом, проявляет тем самым психическое неблагопо-лучие. По Франклу, этот вопрос естествен для современного человека, и именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни. Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти «за пределы себя» - к другому человеку или к смыслу; смысл, по Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе самых трагических; психотерапевт не может дать человеку этот смысл (он для каждого свой), но в силах помочь его увидеть. «Выход за свои пределы» Франкл обозначает понятием «самотрансценденция» и считает самоактуализацию лишь одним из моментов самотрансценденции.

Для того, чтобы помочь человеку в его проблемах, Франкл использует два основных принципа (они же- методы терапии): принцип дерефлексии и принцип парадоксальной интенции. Принцип дерефлексии означает снятие излишнего самоконтроля, размышлений о собственных сложностях, того, что в обиходе называют «самокопанием». (Так, в ряде исследований было показано, что современная молодежь в большей степени страдает от мыслей о том, что несет в себе «комплексы», нежели от самих комплексов). Принцип парадоксальной интенции предполагает, что терапевт вдохновляет клиента именно на то, чего тот старается избежать; при этом активно используются (хотя это не обязательно) различные формы юмора-Франкл считает юмор формой свободы, аналогично тому, как в экстремальной ситуации формой свободы является героическое поведение.

Направление, развиваемое. В. Франклом, как и гуманистическую психологию или гештальттерапию, трудно назвать теорией в строгом смысле этого слова. Характерно высказывание Франкла о том, что главным аргументом, подтверждающим правомерность его позиции, является его собственный опыт пребывания в качестве заключенного в фашистских концентрационных лагерях. Именно там Франкл убедился в том, что даже в нечеловеческих условиях возможно не только оставаться человеком, но и возвышаться-иногда до святости, если сохраняется смысл жизни.



Поделиться