Чем заменить щелочь в аккумуляторе. Электролит щелочной и кислотный - какой лучше? Порядок приготовления щелочного электролита

В настоящее время производители предлагают автомобилистам огромный выбор аккумуляторных батарей. Приобрести можно как сухозаряженные батареи, так и уже залитые электролитом на заводе. Дальнейшее обслуживание АКБ можно производить в специальных сервисных центрах. Это удобно и безопасно. Однако встречаются ситуации, когда автомобилистам приходится самостоятельно обслуживать аккумулятор своего автомобиля. Чтобы избежать неприятных последствий, важно знать, как правильно приготовить электролит для аккумулятора.

Аккумуляторная батарея в автомобиле

Процесс приготовления электролита несложен, но требует большой осторожности и внимательности, так как в его состав входит чистая аккумуляторная серная кислота, которая при попадании на открытые участки кожи или слизистые оболочки способна вызвать сильнейшие химические ожоги.

Перед приготовлением электролита нужно тщательно подготовиться к этому процессу. Для работы потребуется:

  • эбонитовая емкость объемом не менее 5 литров. Можно взять любую другую кислотоустойчивую емкость на ваш выбор. Это может быть не только эбонит, но и хлорвинил, полиэтилен или керамика;
  • кислотоустойчивая палочка для перемешивания электролита, подойдет эбонит, но ни в коем случае не металл;
  • дистиллированная вода;
  • опрокидывающийся разливатель;
  • ареометр, уровнемер, термометр;
  • серная кислота. Важно, чтобы применялась именно аккумуляторная серная кислота. Применение технической категорически запрещается;
  • сама аккумуляторная батарея.

Кроме средств для приготовления раствора, нужно обязательно позаботиться о таких предметах личной безопасности, как:

  • резиновые перчатки;
  • рабочий халат и кислотоустойчивый фартук;
  • специальные защитные очки;
  • раствор нашатырного спирта или кальцинированной соды 5–10 % (для нейтрализации кислоты);
  • раствор борной кислоты 10 % (для нейтрализации щелочи).

Только после того, как под рукой будет все необходимое, а сам исполнитель будет соответствующим образом защищен спецодеждой, можно приступать к приготовлению электролита. Обязательно убедитесь, что вы достаточно хорошо знаете, как приготовить электролит. Имеются некоторые различия в том, как приготовить щелочной и кислотный электролит для АКБ.

Процесс приготовления электролита для аккумулятора

Вместо дистиллированной воды в безвыходных ситуациях можно применять дождевую или талую снеговую воду. При этом нужно убедиться, что она не контактировала с железом. Талая вода с железной крыши или дождевая вода, собранная в железную емкость, для этой процедуры не подходят. При применении талой или дождевой воды ее обязательно нужно пропустить через полотно, чтобы отделить механические примеси.

Перед тем, как сделать электролит для аккумулятора, следует промыть дистиллированной водой всю приготовленную для работы посуду и просушить ее.

Подготавливаемый электролит по своей плотности должен соответствовать тем климатическим нормам, в которых будет использоваться аккумулятор. Учитывайте, что прибор может эксплуатироваться на открытом воздухе в суровых условиях зимы.

Аккумулятор, готовый к заправке электролитом

Обратившись к руководству по эксплуатации АКБ, в первую очередь необходимо определиться с плотностью заливаемого электролита. Она должна быть приведена к +25°С. Это позволит исключить ее замерзание и вызванные этим повреждения АКБ.

В случае если результаты измерения температуры отличаются от +25°С, нужно внести поправку. Потребуется увеличить плотность на 0,0035 на каждые 5°С, превышающие +25°С. Если температура ниже указанного порогового значения, плотность снижается на 0,0035 также на каждые 5°С. Получится плотность, приведенная к +25°С.

Следующим шагом будет определение плотности серной кислоты, которую мы используем для приготовления электролита. Она может равняться значению 1,83 г/см 3. Такую плотность имеет жидкость, поступающая напрямую с завода. С учетом имеющегося спроса, она может представлять собой готовый электролит плотностью 1,40 г/см 3 .

Видео о том, как измерить плотность электролита:

Итак, мы определили необходимую плотность подготавливаемого нами электролита, а также определили начальную плотность имеющейся серной кислоты. Остается определить количество дистиллированной воды, необходимой для того, чтобы изготовить электролит. Это значение определяется из таблицы.

Помните, что при перемешивании кислоты с водой происходит химическая реакция. В ее результате итоговое количество вещества будет несколько ниже, чем сумма исходных компонентов.

После проведения всех замеров можно приступать к процедуре приготовления раствора. Наливаем необходимое количество дистиллированной воды в заранее приготовленную посуду. Затем вливаем отмеренное количество серной кислоты. Обязательно соблюдайте указанную последовательность. Результатом вливания воды в кислоту станет бурная химическая реакция, которая может закончиться получением опасных химических ожогов.

Ставим аккумулятор на место после завершения всех работ

Предназначенный для залива в АКБ электролит желательно остудить до температуры 150–300°С. Как и кислота, электролит может храниться в плотно закупоренных стеклянных бутылках. На бутылке должна быть бирка с указанием даты упаковки, наименования вещества и его плотности. Рассмотренные в статье основы приготовления электролита для аккумуляторных батарей ни в коем случае не являются руководством к действию. Этот процесс достаточно опасен, и перед приготовлением следует тщательно взвесить все его преимущества и недостатки. Возможно, оптимальным вариантом будет обращение в сервисный центр для получения качественного и быстрого обслуживания вашей АКБ.

Основные компоненты, которые входят в состав любого электролита -это дистилированная вода и специальная аккумуляторная серная кислота. Кроме этого, в последнее время довольно часто можно встретить в автомагазинах всевозможные присадки для электролита, призванные улучшать определенные его качества, такие как номинальный ток, увеличение срока службы пластин. Рассматривать их мы не будем, так как для этого необходимо выполнить специальные тесты подтверждающие или отрицающие их свойства. Мы будем изготавливать простой чистый электролит в домашних условиях.

Для того, чтобы приготовить электролит для аккумуляторной батареи вам потребуется следующий необходимый инструмент:

  1. Емкость для приготовления смеси. Данная емкость должна быть стойкой к воздействию кислоты.
  2. Ариометр с заборной грушей. Так же потребуется еще пара резиновых груш с наконечниками стойкими к действию кислоты.
  3. Так же нам потребуются пара минзурок со шкалой деления для дозирования.
  4. Подготовьте стекляную палочку для перемешивания электролита и стеклянную воронку.

Если все необходимое присутствует в вашем арсенале, то можно приступать к процессу приготовления электролита для аккумуляторной батареи.

Как вы уже поняли для приготовления электролита придется смешивать два ингридиента -кислоту и дистилированную воду. Прежде всего необходимо приготовить электролит плотностью 1.4г/см³, для этого налейте в емкость воду и затем уже доливайте кислоту тонкой струйкой, постоянно помешивая раствор стекляной палочкой.

PS: При смешение кислоты и дистилированной воды соблюдайте правильную последовательность, всегда первая кислота вливается в воду, но не наоборот.

После того, как ингридиенты смешаны, полученный электролит необходимо остудить до температуры 25° и далее путем добавления либо воды или кислоты довести плотность до необходимой согласно вашей климатической зоны. Замер плотности осуществляем с помощью ариометра, на этикетке которого так же есть таблица с рекомендуемыми значениями. Стоит помнить, что выведение необходимой плотности должно проводится при температуре электролита 24-26°. При повышение температуры на 1° плотность понижается на 0.0007г/см³ и соответственно при понижение температуры, плотность повышается.

После приготовления электролита для АКБ, ему необходимо дать отстояться около 15-20 часов. Серная кислота очень хорошо впитывает влагу из окружающего воздуха, который потом выпадает в осадок. Попадание механического осадка в аккумуляторную батарею не допускается.

Автомобильные свинцово-кислотные стартерные аккумуляторные батареи заправляются электролитом, который является раствором серной кислоты H2SO4, плотностью 1,83 г/см3. От качества электролита, то есть от его плотности и чистоты используемых составляющих, напрямую зависит качество работы аккумулятора и срок его службы. При приготовлении электролита необходимо использовать только дистиллированную воду и чистую аккумуляторную серную кислоту. Даже самые незначительные примеси в электролите негативно скажутся на работе аккумулятора и сократят срок его службы.

Как известно, автомобильные аккумуляторы поступают в продажу сухозаряженными, то есть без электролита, или уже заправленными на заводе электролитом, и готовыми к эксплуатации. Главное преимущество сухозаряженных аккумуляторов в том, что их можно длительное время хранить, и после заправки такой аккумулятор не потеряет своих качеств. В свою очередь, заправленные электролитом аккумуляторы хранить можно меньше, но, такие батареи уже готовы к эксплуатации, что очень удобно. Кроме того, как правило, на заводах, где производяться аккумуляторы, для заправки аккумуляторов используется качественный электролит с необходимой плотностью, что можно считать еще одним преимуществом таких батарей.

Очень часто люди знают как подобрать и купить аккумулятор который уже готов к работе, но иногда, все же, автомобилистам приходится самостоятельно приготавливать электролит для заправки АКБ, или для его долива в банки аккумулятора. Для этой цели нужно в первую очередь подготовить соответствующую посуду. Вся посуда, используемая для приготовления электролита должна быть чистой и кислотоупорной, лучше всего для этой цели подходит стеклянная или пластиковая посуда. Вначале в емкость наливают дистиллированную воду, а затем, очень осторожно, тонкой струйкой в воду доливают серную кислоту, одновременно размешивая раствор стеклянной палочкой, или палочкой из иного кислотоупорного материала. Кислота должна равномерно перемешаться с водой по всему объему.

Кислоту нужно добавлять небольшими порциями, и периодически контролировать плотность раствора, замеряя её ареометром. Добавление кислоты прекращают, после того, как электролит достигнет необходимой плотности. В зависимости от сезона года и климатической зоны, в которой будет использоваться аккумулятор, плотность электролита может отличаться. В среднем она составляет от 1,21 до 1,31 г/см3. В районах с низкой температурой плотность электролита должна быть выше, а в местности, где температура выше, плотность электролита должна быть ниже. Например, в районах, где температура зимой не опускается ниже -30 градусов, плотность электролита должна быть 1,25 г/см3.

Для получения электролита нужной плотности, удобно пользоваться таблицей, составленной из того расчета, что используемая аккумуляторная кислота имеет плотность 1,83 г/см3. Так, для приготовления электролита плотностью 1,23 г/см3 нужно добавить на литр дистиллированной воды 280 г кислоты, для приготовления электролита плотностью 1,25 г/см3 соответственно 310 г кислоты на литр воды, для электролита плотностью 1,27 г/см3 — 345 г кислоты на литр воды, и для электролита плотностью 1,29 г/см3 — 385 г кислоты на литр воды.

При работе с кислотой соблюдайте меры предосторожности, используйте рабочие перчатки хб с прорезиненной основой, и надевайте защитные очки. Не вливайте воду в кислоту . так как при этом возможно разбрызгивание раствора в результате бурной реакции. В случае попадания кислоты или электролита на кожу, осторожно, с помощью заранее приготовленной ваты, снимите кислоту или электролит с тела, промойте этот участок кожи 5% -м раствором обычной пищевой соды, после чего обратитесь за медицинской помощью.

На сегодняшний день рынок аккумуляторных батарей предлагает автолюбителям массу различных вариантов аккумуляторов. Главный критерий, по которому выбираются батареи – долгий срок службы электролита внутри. Можно приобрести сухозаряженные АКБ и потом сделать электролит самостоятельно, либо купить уже готовый вариант, залитый в заводских условиях. После покупки обслуживание можно делать либо своими руками, либо в специальных сервисах. Поэтому важно знать, как готовить электролит своими руками, чтобы в случае необходимости вы были вооружены к самостоятельному обслуживанию АКБ.

Подготовка к процессу

Перед тем как начинать приготовление электролита, нужно подготовить все необходимые для этого вещи. Вам потребуются такие элементы процесса:

Приготовление сопровождается соблюдением техники безопасности, вам потребуются:

Только имея все необходимое, допускается своими руками готовить электролит.

Приготовление жидкости для АКБ

По правилам техники безопасности, сделать электролит можно будет только после того, как выполняющий все операции человек будет должным образом защищен всеми доступными средствами защиты. Перед тем как приступать к делу, еще раз в голове прокрутите последовательность действий, чтобы ничего не перепутать, проверьте под рукой ли ареометр.

Итак, начинать нужно с промывки всей используемой посуды дистиллированной водой, а после этого посуда обязательно должна высохнуть. Также нужно сказать, что между приготовлением электролита с нуля и доливкой в аккумулятор есть существенная разница. Когда у вас ареометр показал упавшую плотность в АКБ, то вы должны долить внутрь только воды, ни в коем случае не кислоты. Когда же вы готовите электролит с нуля, то в емкость сперва наливается вода, а потом кислота. Эти два момента ни в коем случае нельзя путать – это крайне важно для того, чтобы правильно приготовить электролит своими руками.

Все дело в том, что серная кислота продается концентрированная, из расчета на емкость стандартных видов аккумуляторов. При соприкосновении с водой начинается химическая реакция, при этом если перепутать ингредиенты, то реакция начнет сопровождаться всплесками и значительным увеличением температуры. Во время изготовления жидкость нужно помешивать с помощью кислотоустойчивой палочки.

Критерии изготовления

При готовке электролита для щелочных аккумуляторов, нужно в руководстве по эксплуатации обязательно посмотреть рекомендуемое значение плотности. В большинстве случаев плотность привязывается к +25°С – это позволит исключить вероятность замерзания и повреждения аккумулятора вследствие этого. Если же у вас температура отлична от этого показателя, то используя ареометр, вам своими руками нужно будет увеличить плотность. Это делается в пропорции 0.035 единиц на 5 градусов. Соответственно, если температура ниже, то плотность понижается по такому же принципу. Также обязательно для щелочных аккумуляторов нужно измерить изначальную плотность серной кислоты. В концентрированном варианте она равна 1.83 г/см 3 , если вы покупаете готовый электролит, то плотность 1.43 г/см 3 .

Аккумуляторы в зависимости от величины емкости разделяются на следующие типы (см. табл. 1). В этой же таблице указаны и основные характеристики аккумуляторов. В условном обозначении типа аккумулятора буквы означают электрохимическую систему аккумулятора: НК- никель-кадмиевая; НЖ — никель-железная; цифры после букв — номинальную емкость в ампер-часах. Для отличия одного типа аккумулятора от другого на их крышках выбиты клеммы: у никель-кадмиевых — НК, у никель-железных- на крышке и на боковых сторонах — НЖ. При эксплуатации аккумуляторов следует помнить, что: у никель-кадмиевых аккумуляторов положительный полюс электрически замкнут с корпусом; у никель-железных аккумуляторов отрицательный полюс электрически замкнут с корпусом; у положительных выводов аккумуляторов выштампован знак » + «. Условное обозначение типа аккумуляторной батареи состоит из условного обозначения аккумуляторов и цифры перед буквами, означающей число последовательно соединенных аккумуляторов. В условном обозначении типа батареи означают:

Таблица 1

Обозначение типа Номинальная емкость, ач Номинальное напряжение, в Нормальный режим Количество электролита в литрах
заряд разряд
время, ч ток, а ток, а напряжение в конце эазряда, в
НК-3 3 1.25 6 0.75 0.28 1.0 0.04
НК-13 13 1.25 6 3.30 1,25 1.0 0.12
НК-28 28 1.25 6 7.00 2,75 1.0 0.27
НЖ-22 22 1.25 6 5,50 2,75 1.0 0,27
НК-55 55 1.25 6 14,0 5,65 1.0 0.45
НЖ-45 45 1.25 6 11,25 5,65 1.0 0.45
НК-80 80 1.25 6 20,00 7,50 1.0 0.75
НЖ-60 60 1.25 6 15,00 7,50 1.0 0.75
НК-125 125 1.25 6 31,00 12,50 1.0 1,20
НЖ-100 100 1.25 6 25,00 12,50 1.0 1,20
2НК-24 24 2,5 6 26,00 13,00 2.0 0.47
2ФКН-9-I-II 29 2,5 6 2.3 0.5 2.0 0.26

2. Исполнение аккумуляторов

Таблица 2

Тип батарей п деревянных ящиках Тип батарей в металлических каркасах Номинальная емкость, ач Номинальное напряжение, в
32НК-ЗТ
64НК-ЗТ
. 3 40,00
80,00
4НК-13-1
4НК-13-П
5НК-13-1
17НК-13Т
25НК-13Т
34НК-13Т
4НК-13 IK
4НК-13 IIК
5НК-1.3 1К
13 5,00
5,00
6,25
21,25
31,25
42,50
10НК-28Т
17НК-28
10НК-28КТ
17НК-28К
28 12,50
21.25
10НЖ-22Т
17НЖ-22
10НЖ-22КТ
17НЖ-22К
22 12,50
21,25
ЗНК-55Т
4НК-55Т
4НК-55
5НК-55
7НК-55Т
10НК-55
ЗНК-55КТ
4НК-55КТ
4НК-55К
5НК-55К
7НК-55КТ
10НК-55К
55 3,75
5,00
5,00
6,25
8,75
12,50
ЗНЖ-45Т
4НЖ-45Т
4НЖ-45
5НЖ-45
7НЖ-45Т
10НЖ-45
ЗНЖ-45КТ
4НЖ-45КТ
4НЖ-45К
5НЖ-45К
7НЖ-45КТ
10НЖ-45К
45 5,00
6,25
8,75
12,50
4НК-80Т
5НК-80
7НК-8ОТ
10НК-8ОТ
4НК-80КТ
5НК-80К
7НК-80КТ
10НК-8ОКТ
80 5,00
6,25
8,75
12,50
4НЖ-60Т
5НЖ-60
7НЖ-60Т
10НЖ-60Т
4НЖ-60КТ
5НЖ-60К
7НЖ-60КТ
10НЖ-60КТ
60 5,00
6,25
8,75
12,50
4НК-125Т
5НК-125Т
10НК-125Т
ЮНК-125
4НК-1125КТ
5НК-125КТ
10НК-125КТ
10НК-125К
125 5,00
6,25
8,75
12,50
4НЖ-100Т
5НЖ-100Т
10НЖ-100Т
10НЖ-100
4НЖ-100КТ
5НЖ-100КТ
10НЖ-ЮОКТ
10НЖ-100К
100 5,00
6,25
8,75
12,50

— буква «К»-батареи, смонтированные в металлическом каркасе;
— буква «Т» — расположение выводных клемм на торцовой стороне;
— римские цифры — расположение аккумуляторов в рамках:
I — в один ряд по длине; II — в два ряда по длине.
Для отличия от никель-кадмиевых батарей производственная марка на стенке батарейного ящика никель-железных батарей имеет клеймо «НЖ»-

2.3. Аккумуляторные батареи изготавливаются в деревянных ящиках, или в рамках, или в металлических каркасах.

2. 4. Аккумуляторные батареи разделяются на типы в соответствии с табл. 2.
2. 5. Общий вид батарей в деревянных ящиках, рамках и металлических каркасах представлен на рис. 1-4.
2.6. Батареи, смонтированные в металлических каркасах, могут быть демонтированы (при замене вышедших из строя аккумуляторов) и вновь смонтированы без нарушения целостности каркаса.

3. ЭЛЕКТРОЛИТ

3.1. Для щелочных никель-кадмиевых и никель-железных аккумуляторов в зависимости от температурных условий применяется электролит согласно табл. 3.

Таблица 3

Примечания. 1. Никель-кадмиевые аккумуляторы применяются при температуре до минус 40°С, никель-железные — до минус 20°С.
2. При температуре воздуха от минус 20°С до минус 40°С допускает ся применять составной электролит плотности 1,25-1,27 г/см 3 , при этом емкость аккумуляторов будет несколько ниже (на 5-10%) по сравнению с его емкостью на калиевом электролите с такой же плотностью.
3. Следует иметь в виду, что при эксплуатации на электролите — растворе едкого натрия плотности 1,17-1,19 г/см 3 с добавкой 20 г/л едкого лития (моногидрата лития) электрические характеристики аккумуляторов не сколько снижаются.
3.2. При отсутствии составного электролита — раствора калия едкого с добавкой едкого лития-допускается применение: а) при эксплуатации при температуре от плюс 10°С и выше составного электролита — раствора натрия едкого плотности 1,17-1,19 г/см 3 с добавкой 20 г на литр едкого лития аккумуляторного (моногидрата лития);
б) при эксплуатации при температуре от минус 19° до плюс 10°С-раствора едкого калия плотности 1,19-1,21 г/см 3 . В этих случаях указанный в ГОСТе срок службы аккумуляторов не гарантируется.
3. 3. Перевод аккумуляторов на калиевый электролит повышенной плотности перед эксплуатацией при температуре минус,20° С и ниже необходимо производить следующим образом:
а) аккумуляторы, которые до перехода на электролит из калия едкого повышенной плотности работали на составном калиевом электролите или на растворе из калия едкого плотности 1,19-1,21 г/см3, заливаются раствором калия едкого плотности 1,26-1,28 г/смг;
б) аккумуляторы, которые до перехода на электролит повышенной плотности работали на составном натриевом электролите, сначала заливаются (на 2-3 цикла) раствором калия едкого плотности 1,19-1,21 г/см3, после чего электролит меняется на раствор калия едкого плотности 1,26-1,28 г/см3;
в) составной электролит, вылитый.из аккумуляторов перед заливкой электролитом из калия едкого плотности 1,26- 1,28 г/см3, следует сохранять в герметически закрытой посуде; его можно вновь использовать при переводе аккумуляторовна постоянную работу при температуре выше минус 20° С.
3. 4. Материалы для составления электролитов поставляются в следующем виде:
а) отдельно калий едкий, ГОСТ 9285-69, марки А (твердый) или марки В (жидкий) для аккумуляторной промышленности и литий едкий аккумуляторный, ГОСТ 8595-57;
б) составная щелочь сорта А — готовая смесь калия едкого и едкого лития с соотношением: едкий литий/едкий натрии=0,004-0,045
ТУ№ 6-18-58-69; в) отдельно натрий едкий (сода каустическая), ГОСТ 2263-59, сорта А и литий едкий аккумуляторный, ГОСТ 8595-57; г) составная щелочь сорта Б — готовая смесь едкого натрия и едкого лития с соотношением: едкий литий/едкий натрии=0,028-0,032
3.5. Составные щелочи могут поставляться в твердом виде (сплав однородный, кусками, чешуйками или гранулами) и в виде концентрированных растворов плотности 1,41 г/см3. Твердые щелочи поставляются в герметически закрытых железных сосудах, а жидкие — в стеклянных бутылях, помещенных в деревянные обрешетины. Во всех случаях тара должна иметь соответствующую маркировку.

4. ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЛИТА

4. 1. Для приготовления электролита соответствующей плотности из едкого калия, едкого натрия или калиево-литиевых и натриево-литиевых готовых составных щелочей в твердом и жидком виде следует пользоваться табл. 4.

Если составной электролит готовится из отдельные компонентов- едкого калия, едкого натрия и едкого лития (п. 3.4а, в), то в готовый раствор едкого калия плотности 1,19-1,21 г/см 3 добавляется едкий литий из расчета 20 г на литр раствора; в готовый раствор едкого натрия плотности 1,17-1,19 г/см 3 добавляется едкий литий (моногидрат) из расчета 20 г на литр раствора.
4. 2. Количество электролита в литрах, необходимой для заливки аккумуляторных батарей, определяется умножением числа, указывающего количество, требующееся для заливки одного аккумулятора данного типа (см. табл. 1), на число аккумуляторов в батарее.
4. 3. Чтобы определить вес твердых щелочей (в килограммах), необходимый для приготовления требуемого количества электролита, надо разделить количество электролита в литрах:
а) на три, если требуется приготовить электролит калиевый или калиево-литиевый плотности 1,19-1,21 г/см
б) на два, если требуется приготовить раствор калия едкого плотности 1,26-1,28 г/см 3 ;
в) на пять, если требуется приготовить электролит натриевый или калиево-литиевый плотности 1,19-1,21 г/см
4. 4. Отвешенное количество щелочи помещаемся ч посуду и заливается необходимым количеством воды. Твердая калиево-литиевая щелочь имеет однородный состав и может отвешиваться в любом необходимом количестве.
4. 5. Жидкая калиево-литиевая щелочь плотности 1,41 г/см 3 имеет белый осадок нерастворившегося едкого лития. При приготовлении из нее электролита все содержимое бутыли необходимо растворять одновременно.
4. 6. Перед приготовлением электролита необходимо убедиться, что имеющаяся в наличии щелочь соответствует требованиям настоящих правил ухода.
4. 7. Для растворения щелочи пригодны дистиллированная вода, дождевая вода, собранная с чистой поверхности, вода, полученная при таянии чистого снега, и конденсат. В случае необходимости разрешается применять дляприготовления электролита любые естественные воды (грунтовые, речные, озерные), признанные санитарным надзором годными для питья (кроме минеральных). Питьевая вода может применяться для приготовления электролита в сыром виде.
4. 8. Электролит приготовляется в железных, пластмассовых баках «ли стеклянных сосудах. Баки должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Предпочтительно иметь баки с двумя кранами для слива осветленной щелочи и скопившегося внизу осадка. В бак наливается половина необходимого количества воды и выливается жидкая щелочь. Другая часть воды служит для ополаскивания бутыли с целью растворения частиц едкого лития, после чего она тоже сливается в бак. Белый осадок должен быть полностью растворен.
4. 9. Воспрещается пользоваться оцинкованной, луженой, алюминиевой, медной, свинцовой и керамиковой посудой, а также посудой, применяющейся для приготовления электролита свинцовых аккумуляторов.
Примечание. В щелочных растворах плотности 1,17-1,23 г/см3 полагающаяся норма едкого лития растворяется полностью, после отстаивания этого раствора осадок содержит не литий, а вредные примеси.
4. 10. Растворение щелочи производят при перемешивании железным прутком или прутком из щелочестойкого материала (стекло, винипласт). Остывший раствор щелочи доводят до требуемой плотности по ареометру, добавляя воду или твердую щелочь при перемешивании. После растворения щелочей как в дистиллированной, так и в естественных водах необходимо дать раствору отстояться до полного осветления (обычно от 3 до 6 часов), после чего слить осветленную часть. Отстоявшийся и остывший до температуры не выше 30° раствор пригоден для заливки в аккумуляторы.
4. 11. Исходные щелочи, а также электролит при приготовлении и хранении следует предохранять от доступа воздуха, чтобы сделать возможно меньшим поглощение углекислоты (из воздуха), так как это уменьшает емкость и сокращает срок службы аккумуляторов. Для этого сосуды для разведения и хранения электролита и исходных материалов должны иметь плотно закрывающиеся крышки. Меры предосторожности при приготовлении электролита
4. 12. Твердая щелочь и электролит разъедают кожу, одежду, обувь.
4. 13. При разбавлении и разведении щелочи необходимо защищать глаза, кожу и одежду от попадания твердой щелочи и раствора.
4. 14. Для этого необходимо надевать защитные очки, резиновые перчатки, резиновый фартук.
4. 15. Участки кожи и одежды, облитые щелочью, необходимо смыть 3-процентным раствором борной кислоты или струей воды для удаления признаков щелочи.
4. 16. При ожогах необходимо обращаться к врачу.

5. ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ, НЕ БЫВШИХ В ЭКСПЛУАТАЦИИ ИЛИ ХРАНИВШИХСЯ В РАЗРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ БЕЗ ЭЛЕКТРОЛИТА

5. 1. С поверхности аккумуляторов и батарейных ящиков удалить чистой ветошью пыль и соль, проверить правильность последовательного соединения аккумуляторов в батарее и плотно затянуть гайки межэлементных соединений. Следы ржавчины на деталях, не покрытых лаком, снять ветошью, смоченной в керосине.
5. 2. Аккумуляторы залить электролитом в соответствии с п. 3. 1 настоящей инструкции, дать постоять не менее 2-х часов (для пропитки пластин) и проверить вольтметром напряжение на каждом из них. В случае отсутствия напряжения на аккумуляторе оставить его еще на 10 часов, после чего вновь проверить напряжение аккумулятора. Если при этом величина его будет равна нулю, то такой аккумулятор следует заменить.
5. 3. После 2-часовой пропитки проверить уровень электролита над пластинами аккумуляторов (согласно пп. 9. 1, 9. 2), который должен быть не менее 5- и не более 12 мм. Строгое соблюдение уровня электролита (не более 12 мм) требуется для предупреждения выбрызгивания электролита из аккумулятора во время заряда. Для уменьшения уровня электролита в аккумуляторе необходимо пользоваться резиновой грушей.
5. 4. После установления нормального уровня электролита аккумуляторы включают на заряд и сообщают 2-4 цикла режимом: заряд-нормальным зарядным током в течение 12 часов, разряд — нормальным разрядным током в течение 8 часов, но до напряжения не менее 1 в на худший аккумулятор в каждой батарее. Затем проводится контрольный цикл режимом: заряд — нормальным зарядным током в течение 6 часов, разряд — нормальным разрядным током до 1 в на худший аккумулятор. Если отданная при этом емкость будет не ниже гарантированной, аккумуляторы могут быть пущены в эксплуатацию. Для улучшения качества аккумуляторов рекомендуется перед пуском их в эксплуатацию (после определения емкости на контрольном цикле) сменить электролит на свежий в соответствии с п. 3. 1 настоящей инструкции.
5. 5. Иногда аккумуляторы, главным образец (никель-железные) после длительного бездействия, имеют временное снижение емкости и требуют дополнительной тренировки перед пуском в эксплуатацию. В этих случаях после контрольного цикла следует дать нормальный заряд (см. табл. 1) и провести разряд аккумуляторов нормальным разрядным током в течение 8 часов, не обращая внимания на напряжение аккумуляторов. Разряд.ведется без внешнего источника тока на реостат до тех пор, пока возможно поддерживать постоянную силу тока. В конце разряда нормальная сила тока поддерживается с помощью внешнего источника тока. Для этого аккумуляторы следует подключить к зарядному агрегату так, чтобы положительный полюс аккумулятора был соединен с минусом зарядной сети, а отрицательный полюс — с плюсом сети. Сила тока при этом регулируется реостатом. После такого глубокого разряда дается заряд нормальным зарядным током в течение 16 часов, и аккумуляторы направляются в эксплуатацию. Последующие заряды производятся в течение 6 часов нормальным током.
5. 6. При необходимости форсированного ввода в эксплуатацию аккумуляторов и батарей рекомендуется следующий режим: аккумуляторы залить электролитом в соответствии с п, 3. 1 настоящей инструкции, дать постоять 0,5 часа и проверить вольтметром напряжение на каждом из них. После пропитки проверить уровень электролита (см. п. 5.3) и поставить аккумуляторы на заряд. Заряд проводится в течение 3-х часов током вдвое больше нормального. После форсированного ввода аккумуляторы отдают не менее 60% номинальной емкости. В случае отсутствия напряжения на аккумуляторе аккумулятор или батарея с таким аккумулятором подлежит вводу в действие нормальным режимом.
5. 7. При переходе на нормальную эксплуатацию аккумуляторы подготавливаются согласно п. 5. 4.

6. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ В ЗАРЯЖЕННОМ СОСТОЯНИИ

6. 1. Аккумуляторы и батареи при хранении в заряженном состоянии теряют часть своей емкости. Остаточная емкость свежезаряженных аккумуляторов и батарей после 30-су-точного хранения при температуре 20±5°С должна соответствовать табл. 5.

Остаточная емкость свежезаряженных аккумуляторов и батарей после 6 месяцев хранения при температуре плюс 20±5°С должна соответствовать указанной в табл. 6.
6. 2. Для длительного хранения в заряженном состоянии аккумуляторы и батареи подготавливаются следующим образом: а) аккумуляторы вводятся в действие режимом п. 5. 4, на длительное хранение в заряженном состоянии ставятся только такие аккумуляторы, емкость которых не ниже гарантированной;

б) после проведения контрольного цикла аккумуляторам сообщается заряд.
При постановке на 30-суточное хранение заряд проводится нормальным режимом. При подготовке к 6-месячному хранению заряд проводится нормальным током в течение 9 часов.
6. 3. По окончании заряда аккумуляторы и батареи выдерживаются с открытыми пробками для отгазовки в течение 2-4 часов. Затем корректируется уровень и плотность электролита и аккумуляторы закрываются пробками, имеющими исправные резиновые вентильные кольца.
6. 4. Хранение аккумуляторов и батарей в заряженном состоянии рекомендуется проводить в прохладных неотапливаемых помещениях. Повышение температуры при хранении заряженных аккумуляторов уменьшает величину остаточных емкостей.
6. 5. Аккумуляторы и батареи, имеющие после 30 суток и 6-ти месяцев хранения емкости ниже указанных в табл. 5 и 6, дальнейшему повторному хранению в заряженном состоянии не подлежат.

7. ВВЕДЕНИЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ АККУМУЛЯТОРОВ, ХРАНИВШИХСЯ ЗАЛИТЫМИ ЭЛЕКТРОЛИТОМ
7. 1. Аккумуляторы, хранившиеся с электролитом не больше одного года, вводятся в эксплуатацию без смены электролита (при условии его соответствия требованиям п. 3. 1. настоящей инструкции).
При более длительном хранении электролит сменить. В остальном введение в эксплуатацию производится в соответствии с изложенным в разделе 5 настоящей инструкции.

8. ОБЩИЕ ПРАВИЛА УХОДА ЗА ЩЕЛОЧНЫМИ АККУМУЛЯТОРАМИ И БАТАРЕЯМИ

8. 1. Аккумуляторы, батарейные рамки, деревянные футляры я металлические каркасы должны содержаться сухими и чистыми.
8. 2. Никелированные, не покрытые лаком детали аккумуляторов и межэлементные соединения батарей должны быть всегда покрыты смазкой «Несртегаз-204У» МРТУ 12 Н №69-63 или другим равноценным в отношении защиты от коррозии смазочным материалом, не содержащим кислот. Воспрещается смазывать смазкой резиновые кольца у пробок (так как в этом случае они теряют свои упругие свойства) и корпуса аккумуляторов, покрытые черным битумным лаком, во избежание порчи покрытия. Примечание. Если аккумуляторы окрашены эмалями, а их крышки не имеют лакокрасочного покрытия, то последние смазываются смазкой «Нефтегаз НГ-204У» по МР7У 12Н № 69-63. В этом случае все никелированные, не окрашенные лаком детали и межэлементные соединения батарей могут быть покрыты той же смазкой «Нефтегаз НГ-204У».
8. 3. При обнаружении ржавчины на аккумуляторе ее следует счистить ветошью, смоченной в керосине. Очищенное место необходимо вновь покрыть любым щелочестойким лаком.
8. 4. Для очистки наружных частей аккумулятора от пыли и ползучих солей следует пользоваться чистой влажной ветошью, навернутой на деревянную палочку.
8. 5. При работе с гаечным ключом и другим металлическим инструментом нельзя допускать коротких замыканий одновременным прикосновением к разноименным выводным контактам аккумуляторов. Никогда не оставлять на батарее инструмент и металлические детали.
8. 6. Перед каждым зарядом и разрядом необходимо проверить состояние контактов и подтянуть гайки.
8. 7. Необходимо следить за состоянием резиновых колец у вентильных пробок и в случае порчи заменить их новыми. Периодически прочищать вентильные отверстия пробок.
8. 8. Периодически следует проверять, нет ли короткого замыкания между аккумуляторами в батарее. Если зазор между аккумуляторами становится меньше 3 мм, следует изолировать их друг от друга щелочестойким изоляционным материалом (эбонит, винипласт или в крайнем случае резина).
8. 9. Периодически прочищать сточные канавки деревянных футляров батарей.
Меры предосторожности
8. 10. Никогда не пользоваться открытым пламенем вблизи батареи. Совместное хранение и эксплуатация щелочных и кислотных батарей не допускаются. Все кислоты разрушают щелочные аккумуляторы.
8. 11. При эксплуатации никель-кадмиевых аккумуляторов следует помнить, что их положительный полюс электрически замкнут с корпусом аккумулятора.

9. НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ЭЛЕКТРОЛИТОМ ВО ВРЕМЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ

9. 1. Уровень электролита должен быть не менее 5 мм и не более 12 мм над краем пластин.
9. 2. Уровень электролита определяется с помощью стеклянной трубки (рис. 5) диаметром 5-6 мм с метками на высоте 5 и 12 мм. Стеклянную трубку опускают в аккумулятор до пластин, затем, плотно закрыв пальцем верхний конец трубки, вынимают ее из аккумулятора, держа над отверстием для заливки. Высота электролита в трубке будет равна уровню электролита над пластинами в аккумуляторе.
9. 3. Для уменьшения уровня электролита необходимо пользоваться резиновой грушей большого размера с вставленной стеклянной трубкой длиной около 100 мм. Конец трубки, вставляемой в резиновую грушу, следует немного оттянуть на паяльной лампе.
9. 4. Доливка аккумуляторов дистиллированной водой или электролитом производится с помощью резиновой груши или через стеклянную воронку с помощью кружки небольшого объема (0,5 л). Кружка может быть железной, никелированной, воронка и кружка должны содержаться в чистоте. Луженое, оцинкованное железо применять строго воспрещается.
9. 5. Электролит для доливки аккумуляторов должен соответствовать п. 3. 1 настоящей инструкции.
9. 6. Проверка плотности электролита производится при помощи сифонного ареометра, состоящего из стеклянного сосуда цилиндрической или грушевидной формы. На верхнюю часть сосуда плотно насаживается резиновый шар, на нижнюю — резиновая трубка (рис. 6). Внутри стеклянного сосуда помещен маленький ареометр. Для замера плотности электролита в аккумуляторах опускают в них резиновую трубку, сжав предварительно резиновый шар. При разжимании шара в стеклянный сосуд всасывается количество электролита, достаточное для того, чтобы в нем мог свободно плавать ареометр. Плотность электролита определяется степенью погружения ареометра и указывается той цифрой шкалы ареометра, на уровне которой ареометр погружен в электролит.
9. 7. При отсутствии сифонного ареометра проверка плотности производится с помощью простого ареометра. Для измерения плотности электролита последний отбирается в мензурку на 100 смг или широкую пробирку с помощью резиновой груши. В электролит Опускается ареометр. При правильной плотности электролита ареометр погружен так. что уровень электролита находится против цифр 1,17-1,19 для едкого натрия или против 1,19-1,21 для едкого калия шкалы ареометра. Чем больше плотность жидкости, тем выше поднимается ареометр, и, наоборот, при малой плотности он опускается ниже.
9. 8. Если плотность выше нормальной, электролит разбавляется водой. Если плотность ниже нормальной, добавляется электролит повышенной плотности.
9. 9. В процессе эксплуатации, вследствие газовыделения при заряде или испарения, уровень электролита уменьшается, плотность увеличивается. Поэтому аккумуляторы необходимо регулярно доливать дистиллированной водой, поддерживая при этом требуемый уровень и плотность электролита.
9. 10. Уровень электролите проверяется и доводится до требуемого перед каждым зарядом.
9. 11. Плотность электролита проверяется в 2-3 аккумуляторах перед каждым зарядом, на всех аккумуляторах через каждые 10 циклов.
9. 12. При всех операциях по проверке уровня и плотности
электролита соблюдать осторожность и не проливать электролит на крышки и между аккумуляторами.

10. ЗАРЯД АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕИ

10. 1. Заряд производится от любого источника постоянного тока.
10. 2. Для включения на заряд однотипные аккумуляторы или батареи соединяются последовательно. Количество соединенных аккумуляторов определяется напряжением источника тока и напряжением аккумулятора в конце заряда. У исправного и правильно включенного аккумулятора напряжение при нормальном зарядном токе должно быть:
в начале заряда- 1,4- 1,45 В;
в конце заряда — 1,75 — 1,85 В.
10. 3. При включении на заряд свободный положительный; вывод батареи присоединяют к положительному полюсу источника тока, а отрицательный — к отрицательному.
10. 4. При эксплуатации аккумуляторов и батарей применяются следующие режимы заряда:
1. Нормальный — 6 часов нормальным током, указанным в табл. 1;
2. Усиленный -12 часов нормальным током, он сообщается:
а) при вводе в действие;
б) при подготовке к хранению в заряженном состоянии;
в) после смены электролита;
г) после глубоких разрядов ниже допускаемых конечных напряжений, а также после разрядов слабыми токами, чередующимися с перерывам в течение 16 и более часов. Перезаряды улучшают работу щелочных аккумуляторов.
3. Усиленный — 10 часов нормальным током, он сообщается через каждые 10 циклов, а при нерегулярной работе 1 раз в месяц.
4. Усиленный-9 часов перед постановкой на 6-месячное хранение в заряженном состоянии.
5. Ускоренный-З часа силой тока вдвое больше нормальной при форсированном вводе в действие.
Примечание. Усиленные заряды увеличивают емкость при комнатной температуре и уменьшают саморазряд. Однако постоянное длительное применение усиленных зарядов прозводит к снижению емкости аккумуляторов при низких температурах.
10. 5. Никель-кадмиевые и никель-железные аккумуляторы можно заряжать более слабым током, чем нормальным, соответственно увеличивая время заряда, однако снижать ток более чем наполовину не рекомендуется. Следует помнить, что заряды слабыми токами ухудшают работу щелочных аккумуляторов, а потому применять их следует в случае крайней необходимости.
10. 6. Воспрещается допускать повышение температуры электролита при заряде свыше +45о С для составных электролитов и выше 35°С для электролита без добавки едкого лития. В случае повышения температуры выше указанной необходимо прервать заряд и дать аккумуляторам остыть.
10. 7. Заряд аккумуляторов зимой на открытом воздухе при температуре ниже минус 10° С (до минус 30° С) производится нормальной силой тока в течение 7 часов. В случае необходимости заряжать аккумуляторы при температуре ниже минус 30°С следует утеплить их, закрыв войлоком, брезентом и т. д.
Примечание. Никель-железные аккумуляторы заряжать при температуре ниже минус 10° С не рекомендуется.
10.8. Как правило, заряд производится при открытой крышке батарейного ящика и вывернутых пробках. В случае необходимости заряд можно производить при ввернутых вентильных пробках и закрытой крышке батарейного ящика, кроме аккумуляторов типа НК-13, НК-28, изготовленных без цапф, и батарей аккумуляторных 2ФКН-9-П, 2ФКН-9-1 и 2НК-24, у которых заряд обязательно должен производиться при вывернутых пробках. Пробки указанных аккумуляторов имеют отличительный знак в виде одного шлица со ступенчатой проточкой верхнего буртика. Заряд без вывертывания пробок может привести к значительному разбуханию указанных аккумуляторов и батарей.
10.9. Во время заряда не допускать выплескивания электролита. Если это будет иметь место, отобрать часть электролита резиновой грушей. Перед зарядом через каждые 10 циклов необходимо проверять и доводить уровень электролита до нормы.
10.10. Заряженные аккумуляторы закрываются вентильными пробками сейчас же после заряда, а аккумуляторы и батареи НК-13, НК-28 (без цапф), 2ФКН 9-1, «2ФКН-9-И и 2НК-24 по истечении не менее 2 часов с момента окончания заряда.
10.11. Следует насухо протирать крышки аккумуляторов, батарейного ящика и производить проверку отсутствия замыкания между стенками соседних аккумуляторов в результате возможного раздутия корпусов.
10.12. При наличии замыкания напряжение батарей будет значительно ниже нормального. Тогда для обнаружения замкнутых аккумуляторов производится замер зазоров между ними и замер их напряжений. В случае возникновения замыкания между аккумуляторами в батарее вследствие деформация аккумуляторных сосудов при заряде аккумуляторов с завинченными пробками никакой порчи батарей не произойдет, если немедленно отвернуть пробки у соприкасающихся аккумуляторов. При этом необходимо заменить старые вентильные резиновых кольца на пробках новыми, более эластичными. Если после устранения замыкания зазор между аккумуляторами меньше 3 мм, следует изолировать их листом тонкого эбонита, винипласта или резины.
10.13. После устранения замыкания аккумуляторов им нужно сообщить усиленный заряд (см. п. 10. 4).

11. РАЗРЯД АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕИ

11.1. Разряд щелочных аккумуляторов при эксплуатации может производиться различной силой тока. Ориентировочно изменения напряжения аккумуляторов в зависимости от времени разряда (непрерывного) и силой разрядного тока приведены на рис. 7 и 8.
11.2. Разряд щелочных аккумуляторов производить до конечного напряжения 1,0 в, а при:
а) 3-часовом режиме разряда не ниже 0,8 в;
б) 1-часовом режиме разряда не ниже 0,5 в.
Число часов разрядного режима определяется делением емкости в ампер-часах на силу разрядного тока, выраженную в амперах.
Примечание. У большинства радиостанций режимы разряда длительнее 8 часов и, следовательно, разряд аккумуляторов производится в этом случае до 1,1 в.
11.3. Конечное напряжение разряда аккумуляторных батарей определяется как произведение числа аккумуляторов в батарее на конечное напряжение отдельного аккумулятора соответственно режиму разряда.
11.4. При эксплуатации аккумуляторов и батарей через каждые 100-150 циклов следует производить контрольные электрические испытания. Контрольные испытания проводятся следующим образом: аккумуляторам или батареям должно быть сообщено два тренировочных цикла и один контрольный. На первом тренировочном цикле заряд должен производиться нормальным током в течение 12 часов, а разряд-нормальным током в течение 8 часов, но до напряжения не ниже конечного напряжения батареи (согласно п. 10.3) при проверке батарей. На втором тренировочном цикле заряд должен производиться нормальным током в течение 12 часов, а разряд нормальным током до 1,0 в при проверке аккумуляторов и не ниже конечного напряжения батарей. На третьем цикле проводится заряд нормальным током в течение 6 часов и разряд нормальным током до 1,0 в при проверке аккумуляторов, и до конечного напряжения батарей (согласно п. 10. 3) при проверке батарей. При проведении контрольного цикла должны производиться замеры напряжения каждого аккумулятора:
при заряде — в начале и конце заряда;
при разряде — в начале разряда через 6, через 7 часов и далее через каждые 30 мин. Аккумуляторы, имеющие после 7 часов разряда напряжение один вольт и ниже, следует заменить. Контрольные электрические испытания рекомендуется проводить после смены электролита (см. п. 11. 1).
11.5. Аккумуляторы, заряженные при нормальной температуре и разряженные при низкой температуре током нормального режима до напряжения 1,0 в, отдают в среднем емкость, указанную в табл. 7

Тип аккумулятора Емкость, ач
с 11 по 500 цикл. с 501 по 750 цикл. с 751 по 10ООцикл.
Т минус 20°С Т минус 40°С Т минус 20°С Т минус 40°С Т минус 20°С Т минус 40°С
НК-3 1.90 0.60 1.7 0.56 1,4 0.45
НК-13 8.0 2.8 7.5 2.5 6.0 2.0
НК-28 17.5 6.5 16.5 4.7 13.5 4.4
НК-55 34.0 11.0 32.0 9.0 25.0 7.7
НК-80 48.0 16.0 45.0 12.8 36.0 12.0
НК-125 80.0 27.0 75.0 22.0 60.0 20.0

Кривые разряда при низких температурах указаны на-рис. 9.
Никель-железные аккумуляторы могут эксплуатироваться только до температуры минус 20° С, при этом они отдают в среднем 70% номинальной емкости.
Емкости при температурах минус 10° С и минус 30° С не гарантируются и даны как примерные. При температуре минус 20° С, минус 40° С аккумуляторы должны работать на водном растворе калия едкого технического плотностью 1,26-1,28 г/см3 без добавки лития едкого аккумуляторного.

12. СМЕНА ЭЛЕКТРОЛИТА

12. 1. Смена электролита производится через каждые 100-150 циклов.
12. 2. Перед сменой электролита аккумуляторы разряжают нормальным током до напряжения один вольт на аккумулятор.
12. 3. Старый электролит выливают, энергично встряхивая аккумулятор (батарею) для удаления грязи из сосуда.
12. 4. После удаления старого электролита аккумуляторы промываются подщелоченной отстоенной водой или дистиллированной при энергичном встряхивании.
12. 5. Аккумуляторы, промытые дистиллированной водой, следует немедленно залить электролитом. Дать постоять в течение 2-х часов, затем замерить плотность электролита, довести его до требуемой величины и закрыть аккумуляторы пробками.
Примечание. Воспрещается аккумуляторы, промытые водой, оставлять без электролита во избежание коррозии пластин.
12. 6. Смена электролита производится также а случае перевода аккумуляторов на эксплуатацию при температурах минус 20° С и ниже (см. п. 3. 3).
12. 7. Следует помнить, что систематические недозаряды, глубокие разряды ниже конечных напряжений, указанных в п. 11,2, снижение уровня электролита ниже верхнего края пластин, повышенная плотность электролита при температуре выше 0°С, повышенные температуры сокращают срок службы аккумуляторов и батарей.

14. ХРАНЕНИЕ АККУМУЛЯТОРОВ И БАТАРЕЙ

14. 1. Аккумуляторы выпускаются готовыми для хранения. При получении новых аккумуляторов необходимо проверить плотность привернутых пробок и исправность вентильной резины. Смазать тонким слоем смазки никелированные пробки я гайки аккумуляторов. Корпуса аккумуляторов, покрытые. черным битумно-эбонитовым лаком, во избежание порчи лакового покрытия вазелином смазывать воспрещается.
14. 2. Помещение для хранения аккумуляторов и батарей должно быть закрытым, сухим, вентилируемым; оно может быть отапливаемым и неотапливаемым, но не иметь резких перепадов температур, вызывающих коррозию металлических деталей аккумуляторов и батарей.
14. 3. Аккумуляторы, находящиеся в эксплуатации, для перевода на длительное хранение (более 1 года), следует разрядить до 1,0 в током нормального режима, вылить электролит, плотно закрыть пробками, чисто вытереть сухой ветошью от пыли и солей. При отсутствии на корпусе аккумулятора лакового покрытия необходимо покрыть эти места любым черным изоляционным лаком. Защиту крышек следует проводить согласно примечанию к п. 8. 2.
14. 4. Аккумуляторы, периодически бездействующие (от одного месяца до 1 года), могут храниться с электролитом в разряженном или полуразряженном состоянии. В этом случае для предохранения электролита от поглощения углекислоты из воздуха аккумуляторы должны быть надежно закрыты пробками.
14. 5. При хранении аккумуляторы и батареи должны содержаться в чистоте и периодически очищаться от солей.
14. 6. Для дальних транспортировок аккумуляторы рекомендуется приводить в состояние для длительного хранения. В случае необходимости можно транспортировать аккумуляторы и батареи с электролитом.
14. 7. Не допускается совместное хранение щелочных и кислотных аккумуляторов.и батарей. Не допускается также хранение любых кислот в одном помещении со щелочными аккумуляторами и батареями. Все кислоты портят батареи.
14. 8. Срок хранения никель-кадмиевых аккумуляторов и батарей в разряженном состоянии без электролита составляет 5 лет, в том числе 4,5 года при хранении в сухом закрытом помещении и 6 месяцев в полевых условиях, при этом не допускается попадание атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.
Срок хранения никель-железных аккумуляторов и батарей в разряженном состоянии без электролита в сухом закрытом помещении должен быть 3,5 года.

К сожалению, источник уже не существует.

Продолжить чтение

Электролит – одна из основных составляющих аккумуляторных батарей, которые дают возможность запуска автомобиля. Он бывает нескольких видов, различающихся по своему составу. Своевременный контроль за количеством и качеством электролита в аккумуляторе позволит избежать преждевременный выход аккумулятора из строя и сэкономить на покупке нового устройства.

Виды, состав и особенности

На данный момент различают три вида электролитов для аккумуляторов, для щелочных аккумуляторов — щелочной, а для кислотных — кислотный, но так же выделяют и корректирующий электролит, необходимый при обслуживании батарей.

Как определить кислотный аккумулятор или щелочной? Проще всего это сделать по маркировке корпуса и по материалу, из которого он сделан. Корпус кислотных АКБ всегда изготавливается из специального пластика, тогда как щелочные батареи могут быть сделаны из металла. Так же можно определить протестировав каплю электролита из аккумулятора: кислотный электролит вступит в реакцию с содой или мелом.

Кислотный

Представляет собой смесь серной кислоты, составляющей тридцать пять процентов всего состава, и дистиллированной воды, которая занимает оставшиеся шестьдесят пять.
Данный состав в аккумуляторе находится в емкости со свинцовыми пластинами, при контакте этих элементов и происходит выработка тока.

Преимущества кислотного электролита:

  • Высокий уровень КПД
  • Слабая потеря заряда при бездействии
  • Выдача высокого стартового тока
  • Невысокая стоимость

Недостатки:

  • Чувствительность к перепадам температур
  • Неэкологичность
  • Необходимость регулярного контроля плотности состава

Следует отметить, что кислотный электролит используется в большинстве моделей аккумуляторных батарей для автомобилей, так как только он способен давать достаточное количество тока для запуска двигателя. При этом аккумуляторы, изготовленные с использованием данного раствора, делятся на две группы:

  • Обслуживаемые
  • Необслуживаемые

Первый вид обеспечивает легкий доступ к содержимому банок. В них можно замерять плотность электролита, при необходимости заливать дистиллированную воду и электролит, просто открутив крышки с банок.

В случае с необслуживаемыми моделями провести подобные действия также возможно, однако для этого нужно самостоятельно вскрыть устройство, провести нужные действия, а затем герметично их закрыть. В подобных случаях могут быть использованы дрель и сварочный аппарат.

Проводить замену электролита в необслуживаемых моделях стоит только в тех случаях, когда их гарантийный срок истек. Часто это производится исключительно для получения опыта проведения подобных операций.

Щелочной

Щелочной электролит состоит из гидроокиси калия, натрия, лития или всех этих составляющих в комплексе, разведенных в воде.

К достоинствам данного вида относятся:


Недостатки:

  • Меньшая величина электродвижущей силы по сравнению с кислотными
  • Отсутствие способности подачи стартового тока для запуска двигателя
  • Более высокая стоимость

Несмотря на долгий срок службы, неприхотливость и другие преимущества применение данного вида электролита в автомобильной промышленности ограничено. Виной тому неспособность выработки достаточного уровня стартового тока, необходимого для запуска двигателя. К минусам также относятся их внушительные габариты.

Однако устройства на щелочном электролите успешно применяются в обеспечении током тяговых и локомотивных составов.

Важно! Перед осуществлением замены следует убедиться, что аккумулятор именно щелочной. В противном случае АКБ можно полностью вывести из строя.

Корректирующий

Данный электролит является специальным составом с высоким содержанием активных веществ, используемый для повышения плотности электролита аккумулятора. Он предназначен для повышения концентрации активных веществ в батарее.

В продаже можно встретить следующие виды корректирующего электролита:

  • Твердый калиево-литиевый
  • Жидкий калиево-литиевый с различной плотностью
  • Жидкий кислотный

Корректирующий электролит можно изготовить самостоятельно , имея под рукой необходимые для этого составы, однако зачастую его проще купить, так как стоимость его более чем доступна.

Как пользоваться корректирующим электролитом:

  • Удалить из банок немного электролита
  • Долить в них такое же количество корректирующей жидкости
  • Установить АКБ на заряд номинальным током для запуска процесса смешивания полученного состава на полчаса
  • Оставить батарею на остывание на пару часов
  • Произвести замер плотности и при необходимости отрегулировать его снова

При повторной коррекции количество заменяемого электролита следует уменьшить.

Как приготовить самостоятельно

Перед тем, как самостоятельно заменить электролит для аккумулятора, необходимо принять соответствующие меры безопасности и приготовить предметы индивидуальной защиты:

  • Перчатки
  • Фартук
  • Защитные очки
  • Раствор соды на случай попадания средства на кожу или предметы одежды
  • Уксус или лимонную кислоту – для нейтрализации щелочи

Проводить действия следует в хорошо проветриваемом помещении с температурой воздуха не выше +25 C°. Следует заранее знать, какой объем готового электролита потребуется для заполнения батарей. В среднем, в современных АКБ количество раствора составляет от 2,6 до 3,7 литра. Поэтому стоит сразу ориентироваться на максимальное количество. За основу можно взять 4 литра конечного раствора.

Для приготовления электролита необходимо заранее приготовить следующие предметы:

  • Посуду достаточной емкости, изготовленную из материала, устойчивого к воздействию кислоты и щелочи
  • Небольшую палочку для перемешивания электролита
  • Инструменты для проведения замеров плотности, температуры и уровня раствора
  • Для кислотного электролита – серную жидкость, для щелочного – щелочь в твердом или жидком виде, литий или силикагель

Важно! Все используемые материалы должны быть химически нейтральными для исключения возникновения ненужных реакций при их соприкосновении. В качестве емкости вполне подойдут обычные стеклянные банки.

Процесс приготовления щелочного электролита

Ингредиенты для приготовления данного состава могут быть как в жидком виде, так и в твердом. Если с первым все понятно, то перед тем как залить, щелочной электролит из твердого вещества потребуется развести в дистиллированной воде.

Требуемая плотность указывается на сайте производителя аккумулятора, также информацию можно найти в прилагаемой инструкции по эксплуатации. Твердый электролит берется пропорционально нужному количеству окончательного жидкого раствора и составляет:

  • 1/5 – для получения раствора плотностью 1,17-1,19 г/м³
  • 1/3 – для раствора плотностью 1,19-1,21 г/м³
  • 1/2 — для раствора плотностью 1,25-1,27 г/м³

Процесс приготовления состоит из следующих шагов:

  • Налить в посуду дистиллированную воду
  • Добавить нужное количество щелочи
  • Перемешать раствор
  • Плотно закрыть крышкой
  • Настаивать в течение 6 часов

После того, как процесс настаивания будет завершен, необходимо слить светлый раствор. Если часть состава выпадает в осадок, нужно его регулярно перемешивать. При заливке нужно следить, чтобы он остался на дне, не попав в аккумулятор, в противном случае это грозит выходом АКБ из строя.

Приготовление раствора для свинцовых аккумуляторов

Перед тем, как разбавить кислотный электролит, необходимо определить нужные пропорции. Они зависят от климатических условий, в которых планируется эксплуатация устройства.

Для получения электролита плотностью 1,28 г/м³, что приемлемо для средних климатических условий, потребуется в один литр дистиллированной воды влить 0,36 л серной кислоты. Для жарких регионов количество серной кислоты уменьшается до 0,33 л на то же количество воды.

Как разводить аккумуляторную кислоту :

  • Налить в подготовленную емкость дистиллированную воду
  • Аккуратно тонкой струйкой влить в нее кислоту
  • Измерить плотность полученного раствора
  • Оставить раствор настаиваться на 12 часов

Важно! Нельзя вливать воду в кислоту! Правильно — вливать кислоту в воду. Не следует торопиться, вливая кислоту, давайте возможность ей постепенно раствориться в воде.

Инструкция по замене

Замена электролита производится в следующих случаях:


Замена электролита, независимо от того, является он щелочным или кислотным, производится в несколько шагов:

  • Демонтаж аккумулятора из транспортного средства
  • Очистка АКБ от загрязнений
  • Выкачивание имеющейся жидкости с помощью груши или шприца
  • Промывка банок дистиллированной водой
  • Заливка электролита с помощью груши или аналогичных приспособлений

Уровень заливки определяется метками внутри банок. Если они отсутствуют, нужно руководствоваться правилом – электролит должен быть на уровне выше пластин на 5-7 миллиметров. При этом от его уровня до крышек банок должно оставаться не менее двух сантиметров.

Очень важно при сливе электролита не наклонять его в сторону и тем более не переворачивать. На дне сосудов могут оказаться твердые частицы, которые застрянут в пластинах, полностью выведя их из строя. Допускается легкое покачивание воды из стороны в сторону при промывании, такие же действия можно производить после заливки электролита в аккумулятор.

После этого АКБ устанавливается на зарядку, после чего следует проверить получившуюся плотность. Замеры должны производиться не арене, чем через пару часов после снятия устройства с зарядки, так как существует риск получить завышенные показания. Если плотность недостаточно высокая или, напротив, имеет излишние значения, ее следует отрегулировать добавлением кислоты, щелочи или дистиллированной воды.

Полезное видео

Видео инструкция о замене электролита

Заключение

Независимо от типа электролита, используемого в эксплуатируемой АКБ, можно самостоятельно произвести его полную замену, проверку плотности и других показателей. Однако стоит помнить о технике безопасности, так как электролит – опасный химический состав, способный значительно повредить кожные покровы и глаза.



Поделиться