Какие бывают виды образования в российской федерации. Отличительные особенности российской системы образования

В каждой стране образовательный процесс играет неоспоримо важную роль в формировании личности. Главной целью образования является воспитание и обучение человека, приобретение им новых знаний и умений, опыта и компетенции. Различные виды образования способствуют профессиональному, нравственному и физическому развитию индивидуума.

Какие бывают виды образования в России?

Закон «Об образовании» гласит, что образовательный процесс представляет собой непрерывную, последовательно связанную уровневую систему.

Различают следующие основные этапы образования:

  • дошкольное;
  • начальное школьное;
  • основное школьное;
  • среднее школьное (полное).

На заметку: согласно закону «Об образовании», с 01.09.2013г. дошкольное образование является частью общего образования, а термины «общее» и «школьное» перестали быть равнозначными (синонимичными) понятиями с юридической точки зрения.

2. Профессиональное:

  • среднее профессиональное;
  • высшее (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • подготовка кадров высшей квалификации.

Общее образование

Дошкольное (или предшкольное) образование предназначено для детей до 7 лет, целью которого является воспитание, общее развитие, обучение детей, а также контроль и уход за ними. Осуществляется в специализированных заведениях: яслях, детских садах, центрах раннего развития или дома.

Начальное общее школьное образование длится 4 года (с 1 по 4 класс), дающее ребенку базовые знания по основным предметам.

Основное – 5 лет (с 5 по 9 класс), предполагающее развитие ребенка по главным научным направлениям. После 9 класса ученики проходят обязательные испытания в виде ЕГЭ по определенным предметам.

Эти две ступени школьного образования являются обязательными для всех детей соответственно их возрасту. После 9 класса ученик вправе покинуть школу и продолжить обучение в выбранном средне-специальном учебном заведении (далее СПУЗ) (ответственность за такое решение возложена на родителей или опекунов).

Полное школьное образование подразумевает дальнейшее двухлетнее обучение в старших классах, основное назначение которых – подготовка будущих выпускников к поступлению в ВУЗ.

Профессиональное образование

СПУЗы подразделяются на техникумы и колледжи. В образовательных учреждениях (государственных и негосударственных) реализуется подготовка студентов по имеющимся специальностям в течение 2-3-х (иногда 4-х) лет. В одни СПУЗы можно поступить после 9 класса, в другие – после 11 (медицинские колледжи).

В ВУЗах России высшее образование можно осваивать после получения среднего школьного образования (после 11 классов) по программам бакалавриат и специалитет. После успешного освоения этих программ можно продолжить обучение в магистратуре.

Согласно Болонской системе образования, в скором времени специалитет должен прекратить свое существование.

Кроме среднего профессионального и высшего бывают виды образования, подготавливающие кадры высшей квалификации в аспирантуре (или адъюнктуре) и ординатуре. Также имеются программы ассистентуры-стажировки для подготовки творческих и педагогических деятелей высшей квалификации.

#Sтуденты. Доверчивый Алеша – видео

Система образования в Российской Федерации

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», система образования включает в себя 2 основных вида - общее и профессиональное образование, которые в свою очередь делятся на следующие уровни:

Общее образование состоит из четырех уровней:

Дошкольное образование реализуется лицензированными учреждениями для детей до 6 - 7 лет, то есть, прежде чем они официально пойдут в школу.

Начальное общее образование для детей в возрасте от 7 до 10 лет включает 1-4 классы.

Основное общее (неполное среднее) образование для детей в возрасте от 11 до 15 лет занимает 5 лет и включает 5-9 классы.

Среднее общее (полное среднее) образование учащиеся получают в старших классах средней школы в течение 2 лет обучения - 10-11 классы - и завершают его в возрасте 17-18 лет.

Программа среднего общего образования является обязательной и считается освоенной после завершения обучения в 11-ти классах и прохождения каждым учеником государственной итоговой аттестации. Аттестация проводится в форме единого государственного экзамена (ЕГЭ) по русскому языку и математике (обязательные экзамены), а также по дополнительным предметам из установленного законодательством перечня (от 1 и более) по выбору выпускника. Результаты сдачи принимаются в качестве вступительных испытаний при поступлении в ВУЗ. Выпускники, успешно сдавшие ЕГЭ, получают аттестат о среднем общем образовании , причем для получения аттестата достаточно сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике. Это дает обладателю право продолжения обучения на уровне среднего профессионального образования. Доступ к высшему образованию предоставляется по результатам ЕГЭ с экзаменами по выбору - количество и предметы определяются поступающим в зависимости от требований ВУЗа по выбранному направлению.

Профессиональное образование включает 5 уровней:

Среднее профессиональное образование может быть получено по двум типам программ:

Программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих;

Программы подготовки специалистов среднего звена.

Выпускники средних профессиональных образовательных организаций после окончания обучения получают диплом о среднем профессиональном образовании.

После завершения образовательной программы первого типа выпускникам предоставляется доступ на рынок труда, а также право на продолжение обучения по программам второго типа и высшего образования (при условии получения среднего общего образования).

Образовательные организации, реализующие программы второго типа, могут быть как самостоятельными образовательными организациями, так и структурными подразделениями ВУЗа. Как правило, в этом случае программы хорошо скоординированы с программами университетов по соответствующим направлениям.

В настоящее время в России существует многоступенчатая система высшего образования , как подвида профессионального образования, состоящая из следующих уровней:

Высшее образование - бакалавриат (240 зачетных единиц). Степень бакалавра присуждается после прохождения 4-х летней программы обучения. Программы бакалавриата разработаны по различным направлениям. Степень бакалавра обеспечивает прикладное образование, поскольку обладатель получает достаточный объем профессиональных знаний, навыков и умений для трудоустройства на должности, требующие наличия высшего образования (без уточнения уровня). Вместе с тем, наличие степени бакалавра является условием для допуска к программам магистратуры. Государственная итоговая аттестация включает в себя защиту дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. После успешного прохождения аттестации выдается диплом бакалавра.

Высшее образование - специалитет (300-360 зачетных единиц). Квалификация специалиста в России является наследием прежней одноступенчатой системы высшего образования и по своей сути соответствует степени магистра. Обладатели получают возможность профессиональной деятельности, требующей более высокого уровня высшего образования, чем бакалавриат. А также им предоставляется доступ к программам магистратуры по направлениям, отличным от уже полученных по специалитету, и к программам подготовки кадров высшей квалификации (последипломного образования). Срок обучения для получения квалификации специалиста составляет не менее 5-ти лет. Государственная итоговая аттестация для получения квалификации специалиста включает в себя защиту проекта или дипломной работы и сдачу государственных выпускных экзаменов. Получение квалификации специалиста подтверждается дипломом специалиста. Уровень высшего образования - специалитет равнозначен уровню высшего образования - магистратура.

Высшее образование - магистратура (120 зачетных единиц) представляет собой двухлетний курс обучения, ориентированный большей частью на исследовательскую деятельность (до 50% учебной нагрузки студента) по сравнению с программами специалитета. Но, прежде всего, магистратура - это углубленное обучение аналитической и профессионально-практической деятельности в конкретной области, включая освоение элементов научной и педагогической работы. Государственный образовательный стандарт определяет только общие требования для образовательных программ магистратуры, не устанавливая требований относительно содержания образования. ВУЗы имеют право самостоятельно принимать решения по содержанию магистерских программ в зависимости от специальности, а также самостоятельно устанавливают процедуру приема для заявителей (проведение экзаменов, интервью и т.д.). Доступ к программам магистратуры имеют обладатели степени бакалавра, а также квалификации специалиста. Обладатели степеней высшего образования, желающие поступить в магистратуру на другую специальность, должны сдать дополнительные экзамены, которые отражают требования для прохождения выбранной магистерской программы. Государственная итоговая аттестация для получения степени магистра включает в себя защиту магистерской диссертации и сдачу государственных выпускных экзаменов, по результатам которых выдается диплом магистра.

Высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (последипломное образование) осуществляется по результатам освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, ассистентуры-стажировки. Продолжительность обучения определяется соответствующей программой и составляет 3-4 года. Обучения завершается сдачей кандидатских экзаменов и подготовкой кандидатской диссертации. Обладатели получают соответствующий диплом. Получение этого уровня образования не ведет автоматически к присвоению ученой степени кандидата наук, а лишь повышает уровень знаний, навыков и умений обладателя и дает возможность более глубокого и квалифицированного подхода к созданию научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук. Также освоение этого уровня высшего образования предоставляет возможность трудовой деятельности на должностях, для которых российским законодательством определены обязательные требования (преподаватель высшей школы, научный сотрудник и др.).

Ученые степени

Присвоение ученых степеней регулируется Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» и другими подзаконными нормативными актами. Ученые степени не включены в систему образования, т.к. являются результатом официального признания государством и обществом достижений обладателя в научной и исследовательской сферах деятельности. Вместе с тем, условием получения ученой степени является наличие предыдущего высшего образования, поэтому они выступают логическим продолжением повышения уровня образованности обладателя и тесно связаны с образовательной системой России.

Традиционно в России существуют ученые степени двух уровней: кандидата наук и доктора наук . Ученая степень присваивается лицам, защитившим научно-квалификационную работу (диссертацию). По результатам успешной защиты диссертации выдается диплом о присвоении ученой степени кандидата наук или доктора наук.

Для получения ученой степени кандидата наук обычно требуется прохождение обучения в течение 3-4 лет в аспирантуре (адъюнктуре и др.) после получения степени специалиста или магистра, подготовка диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени. Однако получение ученой степени кандидата наук возможно без прохождения обучения в аспирантуре. Для этого обладатель высшего образования (специалитет или магистратура) может быть переведен на соответствующие научные должности и в течение не более 3 лет должен подготовить диссертацию. После защиты диссертации ему присваивается ученая степень кандидата наук.

Ученая степень доктора наук присуждается после получения степени кандидата наук и может быть получена двумя способами, так же как ученая степень кандидата наук - при продолжении обучения в докторантуре сроком до 3 лет и подготовке докторской диссертации, а затем ее защита и присвоение ученой степени, или без прохождения обучения при условии трудоустройства на соответствующие научные должности для подготовки докторской диссертации в течение не более 2 лет, последующей ее защиты и присвоения ученой степени доктора наук.

Система образования в Российской Федерации - это комплекс обучающих программ, регламентированных государственными стандартами образования, и реализующих их образовательных сетей, состоящих из независимых друг от друга учреждений, подчиненных контролирующим и управляющим органам.

Как функционирует

Российская система образования - это мощная совокупность четырех сотрудничающих структур.

  1. Федеральные стандарты и образовательные требования, которые определяют информационную составляющую учебных программ. В стране реализуются два вида программ – общеобразовательные и специализированные, то есть профессиональные. Оба вида подразделяются на основные и дополнительные.

К основным общеобразовательным программам относят:

  • дошкольные;
  • начальные;
  • основные;
  • средние (полные).

Основные профессиональные программы подразделяются следующим образом:

  • средние профессиональные;
  • высшие профессиональные (бакалавриат, специалитет, магистратура);
  • послевузовское профессиональное обучение.

Современная система образования в России предполагает несколько форм обучения:

  • в стенах аудиторий (очная, очно-заочная (вечерняя), заочная);
  • внутрисемейное;
  • самообразование;
  • экстернат.

Также допускается сочетание перечисленных учебных форм.

  1. Научные и образовательные институции. Они функционируют для реализации учебных программ.

Образовательное учреждение - это структура, занятая осуществлением учебного процесса, то есть реализацией одной или нескольких обучающих программ. Учебное учреждение также обеспечивает содержание и воспитание учащихся.

Схема системы образования в РФ выглядит так:

Учреждения образования бывают:

  • государственными (регионального и федерального подчинения);
  • муниципальными;
  • негосударственными, то есть частными.

Все они являются юридическими лицами.

Типы образовательных заведений:

  • дошкольные;
  • общеобразовательные;
  • начального, общего, высшего профобучения и послевузовского профобразования;
  • военного высшего профобразования;
  • дополнительного образования;
  • специального и корректирующего обучения санаторного типа.

ІІІ. Структуры, осуществляющие управленческие и контрольные функции.

ІV. Объединения юридических лиц, общественных групп и общественно-государственных компаний, работающих в системе образования РФ.

Структура

Учреждения - главное звено системы образования Российской Федерации. Обучающие заведения ведут учебно-воспитательную работу по специально разработанным планам и сводам правил.

Кратко систему образования в РФ описать невозможно, поскольку она многообразна и складывается из разных составляющих. Но все они входят в комплекс, призванный на каждой образовательной ступени осуществить последовательное развитие индивидуальных и профессиональных качественных показателей личности. Образовательные учреждения и всевозможные виды обучения образуют российскую систему непрерывного образования, которая сочетает такие типы обучения:

  • государственное,
  • дополнительное,
  • самообразование.

Компоненты

Программы образования в педагогической системе РФ - это целостные документы, разработанные с учетом:

  • ФГОС, на которые приходится более 70% содержания образовательных программ;
  • национально-региональных запросов.

ФГОС - Федеральные государственные образовательные стандарты - содержат требования, соблюдение которых обязательно для учреждений, имеющих государственную аккредитацию.

Профобразование

Развитие системы образования в России невозможно представить без полноценного формирования личности, которое достигается при овладении глубокими знаниями, профессиональными умениями, навыками и солидными компетенциями по одной или нескольким профессиям. Реформирование профобразования призвано обеспечить прогресс каждому обучающемуся.

К основным направлениям совершенствования профобразования относятся:

  • укрепление и расширение материальной основы профобразования;
  • создание на предприятиях центров практики;
  • привлечение к подготовке кадров профессионалов-производственников;
  • повышение качества обучения специалистов.

Современная система образования в РФ подразумевает расширение профессиональной составляющей.

Нормативные документы

Основной документ, регулирующий деятельность учебных учреждений, - это принятый в 2012 году Закон «Об образовании в Российской Федерации». В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая. Поскольку система обучения находится на стадии реформирования и совершенствования, время от времени появляются новые указы и приказы, и перечень нормативных актов постоянно пополняется, но на сегодня в него включены:

  1. Конституция РФ.
  2. Целевая программа развития образования.
  3. Федеральные законы «О высшем и послевузовском образовании», «О внесении изменений в законодательные акты об уровнях высшего профобразования».
  4. Приказы Минобрнауки «О головных вузах и организациях», «О реализации Болонской программы».
  5. Примерные положения об организации учебного процесса.
  6. Концепция модернизации системы образования в России.
  7. Постановление «О сотрудничестве с зарубежными организациями в области образования».
  8. Типовые положения о дополнительном обучении.

В список также входят законы, постановления, указы и распоряжения, касающиеся отдельно каждого «этажа» образовательной системы.

Управление образовательной системой в РФ

На верхней ступени стоит Министерство образования и науки, занятое выработкой доктрины учебной сферы и составлением нормативно-правовых документов. Далее располагаются федеральные агентства и исполнители муниципального уровня. Коллективы местного самоуправления следят за реализацией вышедших актов в структурах образования.

Любая управленческая организация имеет свои четко прописанные полномочия, которые передаются от высшего уровня к низшему, не обладающему правами на реализацию некоторых действий в образовательной политике. Это не означает делегирование права на финансирование тех или иных мероприятий без согласования с вышестоящей структурой.

Инспектирование общего соблюдения законодательных положений ведет государственно-общественная система управления образованием в РФ. Входящие в нее организации заняты в основном вопросами функционирования школ и контролем выполнения принципов:

  • гуманного и демократичного подхода в управлении;
  • систематичности и целостности;
  • правдивости и полноты сведений.

Чтобы политика была последовательной, в стране существует система органов управления образованием следующих уровней:

  • центрального;
  • вневедомственного;
  • республиканского;
  • автономно-областного;
  • автономно-окружного.

Благодаря сочетанию централизованного и децентрализованного управления удается обеспечивать работу администраторов и общественных организаций в интересах коллективов. Это создает плацдарм для внедрения управленческих постановлений без дублирования и приводит к повышению координации действий всех подразделений образовательной системы.

Образование в Российской Федерации регулируется Федеральным Законом от 1996 года, который называется «Об образовании». Открыв его вы сможете узнать не только виды образования в России, но также и все, что касается деятельности различных учреждений, предоставляющих его в полном объеме.
Система образования Российской Федерации состоит из:

  • муниципальных учреждений;
  • государственных учреждений;
  • негосударственных учреждений.

Кроме того, отдельно выделяются дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования, общеобразовательные и многие другие.

Виды образования на территории Российской Федерации.

  1. Дошкольное образование;
  2. Среднее образование;
  3. Средне профессиональное образование;
  4. Высшее профессиональное образование.
  5. Структура дошкольного образования.

Если говорить более подробно о дошкольном образовании, то стоит отметить, что в него входит достаточно много различных учреждений, которые отличаются высокой степенью независимости при выборе программ для обучения. Среди учреждений дошкольного образования отдельно стоит выделить следующие:

  • простые детские садики;
  • детские сады, в которых воспитываются дети с какими-либо отклонениями физического/умственного развития;
  • оздоровительные центры, предназначенные также для детей;
  • центры, направленные на развитие малышей.

Ключевым звеном в системе считается школа или общее образование. Оно состоит из средних школ, различных лицеев, гимназий, школ, в которых особое внимание уделяют изучения иностранным языкам и непосредственно их изучению, школ вечернего типа, специальных школ, а также лицеев-интернатов, в которых дети как правило не только проходят обучение, но и проживают в будни, что помогает им лучше усваивать информацию полученную на уроках, так как вечером дети находясь вместе могут обсудить все вопросы, возникшие в школе вместе со своими одноклассниками или же учителями вовсе.

Кроме того, сюда же необходимо относить центры, помогающие детям развивать свои, например, музыкальные таланты, или способности в искусстве.


Виды образования в России предполагают и среднее образование — это сколько классов многие спрашивают, хотя на самом деле ответ лежит на поверхности.
Среднее специальное образование — это то образование, которое как правило осуществляют различного рода училища, которые готовят выпускников с рабочим специальностями. Чаще всего это сварщики, слесари и другие похожие профессии. Кроме училищ данное образование предоставляют техникумы и различной направленности колледжи.

Если же говорить о высшем профессиональном образовании, то его на территории Российской Федерации предоставляют университеты, академии, а также институты. Причем очень часто встречающаяся ситуация, когда одно учреждение является составляющей другого. Например, институты часто встречаются в составе университетов.

Стоит отметить, что те типы образования, которые распространены на сегодняшний день в России были унаследованы страной еще от Советского Союза. После того, как СССР распался, молодежь из России получила право на обучение в любом государстве мира, тогда как буквально пару десятилетий назад это было практически невозможно, а если его и удавалось получить, то только единицам.

Сегодня же, несмотря на то, что ситуация в корне изменилась, к сожалению, по-прежнему мало у кого есть возможность получить зарубежное образование. Как практика показывает это все из-за достаточно высоких цен на обучение, которые среднестатистическому человеку не по карману.
Заметно отличается от нашей системы образования американская. У нее отсутствует централизованная структура, поэтому в каждом штате процесс образования регулируется по собственным правилам.

В США предусмотрены следующие виды образования: ясли, детские сады, начальные школы, средние школы, высшие школы.

После того, как дети в возрасте до восемнадцати лет заканчивают высшую школу они получают среднее образование и если они хотят работать, то этого уже достаточно.
Такие типы американского образования, как профессиональное образование, бакалавриат, то есть высшее, а также аспирантура и докторантура рассматриваются чаще всего в виде отдельной ступеньки обучения. Если после школы учащийся решает, что хочет связать свою трудовую деятельность с наукой, юриспруденций или медициной, то в таком случае ему необходимо закончить как раз аспирантуру.

При первой оценке видов американского образования, может показаться, что в штатах несколько больше типов образования. Хотя на самом деле между российским образованием и образованием в Соединенных Штатах Америки отличие исключительно в названиях. В остальном же между ступнями образования в странах можно провести четкую параллель.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Рубрика (тематическая категория) Социология

Профессиональное

Политическое

Экономическое

Индивидуальная Групповая

Горизонтальная Вертикальная

Социальная мобильность

Схема Типология социальной мобильности

Каналы социальной мобильности. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в котором он живет. Индивидуальная способность немного значит, в случае если общество распределяет вознаграждения. С другой стороны, открытое общество мало помогает индивиду, который не подготовлен к борьбе за продвижение к высшим статусам. Существует несколько способов, к которым прибегают индивиды в процессе социальной мобильности.

1) изменение образа жизни (покупка машины, книг и т.д.);

2) развитие типичного статусного поведения (одежда, речь, манеры);

3) изменение социального окружения (новые контакты);

4) брак с представителœем более высокого статусного слоя.

(территориальная,

религиозная, семейная,

политическая)

Восхождение Нисхождение Восхождение Нисхождение

Лекция 5 Образование и семья в системе социальных институтов

Образование как социальный институт, его функции

Образование - это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, крайне важно е условие подготовки человека к жизни и труду.

В качестве базовых элементов образования можно выделить:

1. учебно-воспитательные учреждения;

2. социальные общности (педагоги и учащиеся);

3. учебный процесс как вид социокультурной деятельности.

Система образования включает в себя ряд уровней:

1. система дошкольного воспитания;

2. общеобразовательная школа;

3. профессионально-техническое образование;

4. среднее специальное образование;

5. высшее образование;

6. послевузовское образование;

7. система повышения квалификации и переподготовки кадров;

8. образование по интересам.

Вместе с тем, разделяют формальное (школьное) и неформальное образование (внешкольное).

Функции образования:

1. Социальные функции:

· Формирование и воспроизводство образовательных общностей;

· Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов;

· Гуманизация;

· Социальная селœекция;

· Воспроизводство социальных классов, групп, слоев;

· Воспитательная функция и социальная поддержка.

2. Производственно-экономические функции образования:

· Формирование профессионально-квалификационного состава населœения;

· Формирование потребительских стандартов населœения;

· Внутреннее распределœение экономических и иных ресурсов;

3. Культурные функции образования:

· Воспроизводство социальных типов культуры;

· Инновации в сфере культуры;

· Формирование и воспроизводство общественного интеллекта;

4. Социально-политические функции образования:

· Формирование личности;

· Привитие общепринятых правовых и политических ценностей и норм;

Высшее образование в РБ: особенности.

В системе высшего образования Беларуси можно выделить учебные заведения 4 типов:

1. классический университет

2. профильный университет или академия

3. институт

4. высший колледж.

Классические и профильные университеты, а также институты относятся к высшим учебным заведениям университетского типа и обеспечивают получение высшего образования на двух ступенях с присвоением академических степеней бакалавр и магистр.
Размещено на реф.рф
При этом наряду с двухступенчатой системой сегодня сохраняются программы 5-летней подготовки. Обучение в Беларуси ведется по трем формам: дневная (2/3 студентов), вечерняя (ок. 1%) и заочная (ок. 30%).

Концепция перехода на двухступенчатую систему высшего образования в РБ – отражает общую глобализацию в образовании. В результате такой реформы ожидается формирование массовой первой ступени высшего профессионального образования со сроком обучения преимущественно 4 года по сокращенному спектру ориентированных на более широкое образование специальностей, а также второй ступени, ориентированной на подготовку исследователœей, преподавателœей высшей школы, работников управления.

При этом выпускникам вузов будут прививаться навыки самостоятельного критического мышления, методы принятия решений, и др.
Размещено на реф.рф
современные технологии формирования специалиста на фоне хорошей фундаментальной, гуманитарной и общенаучной (общетехнической) подготовки.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ОБРАЗОВАНИЯ" 2017, 2018.



Поделиться