Первая письменность на земле как называется. Происхождение письменности










ПЕРВЫЕ АЛФАВИТЫ




















В начале XXI столетия немыслимо представить современную жизнь без книг, газет, указателей, потока информации. Появление письменности стало одним из самых важных, фундаментальнейших открытий на долгом пути эволюции человечества. По значимости этот шаг можно, пожалуй, сравнить с добыванием огня или с переходом к выращиванию растений вместо долгой поры собирательства. Становление письменности - очень непростой процесс, длившийся тысячелетия. Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд уже более тысячи лет назад, в IX веке нашей эры.

Самый древний и самый простой способ письма появился, как считается, еще в палеолите - "рассказ в картинках", так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть "рисую-пишу" (пиктографическим письмом и в наше время еще пользуются некоторые американские индейцы). Письмо это конечно же очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому, кстати, пиктографию как форму письма далеко не все специалисты признают началом письменности. К тому же для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что "рассказ в картинках", с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой - требовал известной абстрагированности от изображения.

В IV-III тысячелетиях до н. э. в Древнем Шумере (Передняя Азия), в Древнем Египте, а потом, во II, и в Древнем Китае возник другой способ письма: каждое слово передавалось рисунком, иногда конкретным, иногда условным. Например, когда речь шла о руке, рисовали кисть руки, а воду изображали волнистой линией. Так же определенным символом обозначали дом, город, лодку... Такие египетские рисунки греки назвали иероглифами: "иеро" - "священный", "глифы" - "высеченный на камне". Текст, составленный иероглифами, выглядит как серия рисунков. Это письмо можно назвать: "пишу понятие" или "пишу идею" (отсюда научное название такого письма - "идеографическое"). Однако сколько же приходилось помнить иероглифов!

История возникновения письменности

История возникновения письменности

Чрезвычайным достижением человеческой цивилизации стало так называемое слоговое письмо, изобретение которого происходило на протяжении III-II тысячелетий до н. э. Каждый этап становления письменности фиксировал определенный итог в продвижении человечества по пути логического абстрактного мышления. Сначала - это расчленение фразы на слова, затем - свободное пользование рисунками-словами, следующий шаг - расчленение слова на слоги. Мы ведь говорим слогами, и детей учат читать по слогам. Упорядочить запись слогами, казалось бы, что может быть естественнее! Да и слогов много меньше, чем составляемых с их помощью слов. Но чтобы придти к такому решению, понадобились многие столетия. Слоговым письмом пользовались уже в III-II тысячелетиях до н. э. в Восточном Средиземноморье. Например, преимущественно слоговым письмом является знаменитая клинопись. (Слоговым способом до сих пор пишут в Индии, в Эфиопии.)

История возникновения письменности

Следующим этапом на пути упрощения письменности стало так называемое звуковое письмо, когда каждому звуку речи соответствует свой знак. Но додуматься до такого простого и естественного способа оказалось сложнее всего. Прежде всего надо было догадаться расчленить слово и слоги на отдельные звуки. Но когда такое наконец произошло, новый способ продемонстрировал несомненные преимущества. Нужно было запомнить лишь два-три десятка букв, а точность в воспроизведении речи на письме несопоставима ни с каким другим способом. Со временем именно буквенное письмо стало употребляться почти повсеместно.

История возникновения письменности

ПЕРВЫЕ АЛФАВИТЫ

Ни одна из систем письма практически никогда не существовала в чистом виде и не существует даже сейчас. Например, большинству букв нашего алфавита, как а, б, в и другим, соответствует один определенный звук, но в буквах-знаках я, ю, ё - уже несколько звуков. Не можем мы обойтись и без элементов идеографического письма, скажем, в математике. Вместо того, чтобы писать словами "два прибавить два равняется четырем", мы, используя условные знаки, получаем очень краткую форму: 2+2=4. То же - в химических и физических формулах.

Самые ранние алфавитные тексты были обнаружены в Библе (Ливан).

История возникновения письменности

Одними из первых буквенным звуковым письмом стали пользоваться те народы, в языке которых гласные звуки оказались не столь важными, как согласные. Так, в конце II тысячелетия до н. э. алфавит возник у финикийцев, древних евреев, арамейцев. Например, в еврейском языке при добавлении к согласным К - Т - L разных гласных получается семейство однокоренных слов: KeToL - убивать, KoTeL - убийца, KaTuL - убитый и т. п. На слух всегда понятно, что речь идет об убийстве. Поэтому и в письме писали только согласные - семантический же смысл слова был ясен из контекста. Кстати, древние евреи и финикийцы писали строчки справа-налево, как если бы такое письмо придумали левши. Этот древнейший способ письма сохраняется у евреев и поныне, таким же способом сегодня пишут все народы, использующие арабский алфавит.

Один из первых алфавитов на Земле - финикийский.

История возникновения письменности

От финикийцев - жителей восточного побережья Средиземного моря, морских торговцев и путешественников - буквенно-звуковое письмо перешло к грекам. От греков данный принцип письма проник в Европу. А от арамейского письма, как считают исследователи, свое происхождение ведут почти все буквенно-звуковые письменные системы народов Азии.

В алфавите финикийцев было 22 буквы. Они располагались в определенном порядке от `алеф, бет, гимель, далет... до тав. Каждая буква имела осмысленное название: `алеф - вол, бет - дом, гимель - верблюд и так далее. Названия слов как бы рассказывают о создавшем алфавит народе, сообщая о нем самое главное: народ жил в домах (бет) с дверьми (далет), при постройке которых использовались гвозди (вав). Он занимался земледелием, используя силу волов (`алеф), скотоводством, рыбной ловлей (мем - вода, нун - рыба) или кочевал (гимель - верблюд). Он торговал (тeт - груз) и воевал (зайн - оружие).
Исследователь, обративший внимание на это, замечает: среди 22 букв финикийского алфавита нет ни одной, название которой было бы связано с морем, кораблями или морской торговлей. Именно это обстоятельство натолкнуло его на мысль, что буквы первого алфавита созданы отнюдь не финикийцами, признанными мореходами, а, вероятнее всего, древними евреями, у которых финикийцы этот алфавит позаимствовали. Но как бы там ни было, порядок букв, начиная с `алеф, был задан.

Греческое письмо, как уже говорилось, произошло от финикийского. В греческом алфавите букв, передающих все звуковые оттенки речи, стало больше. Но порядок их и названия, часто не имевшие в греческом языке уже никакого смысла, сохранились, хотя и в несколько измененном виде: альфа, бета, гамма, дельта… Сначала в древнегреческих памятниках буквы в надписях, как и в семитских языках, располагались справа-налево, и далее, не прерываясь, строчка "вилась" слева-направо и снова справа-налево. Прошло время, пока наконец установился вариант письма слева-направо, ныне распространившийся на большей части земного шара.

История возникновения письменности

Латинские буквы произошли из греческих, и алфавитный порядок их принципиально не изменился. В начале I тысячелетия н. э. греческий и латинский языки стали главными языками огромной Римской империи. Вся античная классика, к которой мы с трепетом и уважением обращаемся и поныне, написана на этих языках. Греческий - это язык Платона, Гомера, Софокла, Архимеда, Иоанна Златоуста... На латинском писали Цицерон, Овидий, Гораций, Вергилий, блаженный Августин и другие.

А между тем еще до того, как в Европе распространилась латинская азбука, некоторые европейские варвары уже имели в том или ином виде свою письменность. Довольно самобытное письмо сложилось, например, у германских племен. Это так называемое "руническое" ("руна" в германском языке означает "тайна") письмо. Оно возникло не без влияния уже существовавшей письменности. Здесь тоже каждому звуку речи соответствует определенный знак, но эти знаки получили очень простое, стройное и строгое начертание - только из вертикальных и диагональных линий.

История возникновения письменности

РОЖДЕНИЕ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ

В середине I тысячелетия н. э. славяне заселили огромные территории в Центральной, Южной и Восточной Европе. Их соседями на юге были Греция, Италия, Византия - своего рода культурные эталоны человеческой цивилизации.

Древнейшие дошедшие до нас славянские письменные памятники выполнены двумя значительно различающимися азбуками – глаголицей и кириллицей. История их происхождения сложна и не ясна до конца.
Название «глаголица» образовано от глаголъ – «слово», «речь». По алфавитному составу глаголица почти полностью совпадала с кириллицей, но резко отличалась от нее формой букв. Установлено, что по происхождению буквы глаголицы в большинстве своем связаны с греческим минускульным алфавитом, некоторые буквы составлены на основе самаритянского и древнееврейского письма. Существует предположение, что эта азбука была создана Константином Философом.
Глаголица широко применялась в 60-х годах 9 века в Моравии, откуда проникла в Болгарию и Хорватию, где существовала до конца 18 века. Изредка употреблялась он и в Древней Руси.
Глаголица хорошо отвечала фонемному составу старославянского языка. Кроме новоизобретенных букв в нее были включены соответствия греческим буквам, в том числе и такие, которые в принципе не были нужны для славянского языка. Этот факт говорит о том, что славянская азбука, по убеждению ее создателей, должна была вполне соответствовать греческой.

История возникновения письменности

История возникновения письменности

История возникновения письменности

По форме букв можно отметить два вида глаголицы. В первой из них, так называемой болгарской глаголице, буквы округлые, а в хорватской, называемой также иллирийской или далмацийской глаголицей, форма букв угловатая. Ни тот, ни другой вид глаголицы не имеет резко очерченных границ распространения. В позднейшем развитии глаголица переняла много знаков у кириллицы. Глаголица западных славян (чехов, поляков и других) продержалась сравнительно недолго и была заменена латинским письмом, а остальные славяне перешли позже на письмо кириллического типа. Но глаголица не исчезла совсем и до настоящего времени. Так, она употребляется или, по крайней мере, употреблялась до начала второй мировой войны в кроатских поселениях Италии. Глаголическим шрифтом даже печатались газеты.
Название другой славянской азбуки – кириллицы – произошло от имени славянского просветителя 9 века Константина (Кирилла) Философа. Существует предположение, что именно он является ее создателем, однако точных данных о происхождении кириллицы нет.

В алфавите кириллицы насчитывается 43 буквы. Из них 24 заимствованы из византийского уставного письма, остальные 19 изобретены заново, но в графическом оформлении уподоблены первым. Не все заимствованные буквы сохранили обозначение того же звука, что и в греческом языке, - некоторые получили новые значения в соответствии с особенностями славянской фонетики.
На Руси кириллица была введена в 10-11 веках в связи с христианизацией. Из славянских народов кириллицу дольше всех сохранили болгары, но в настоящее время их письмо, как и письмо сербов, одинаково с русским, за исключением некоторых знаков, предназначенных для обозначения фонетических особенностей.

История возникновения письменности

Древнейшую форму кириллицы называют уставом. Отличительной чертой устава является достаточная отчетливость и прямолинейность начертаний. Большая часть букв угловатая, широкого тяжеловесного характера. Исключениями являются узкие округлые буквы с миндалевидными изгибами (О, С, Э, Р и др.), среди других букв они кажутся как бы сжатыми. Для этого письма характерны тонкие нижние удлинения некоторых букв (Р, У, 3). Эти удлинения можно увидеть и в других видах кириллицы. Они выступают в общей картине письма легкими декоративными элементами. Диакритические знаки еще не известны. Буквы устава – крупного размера и стоят отдельно друг от друга. Старый устав не знает промежутков между словами.

Начиная с 13 столетия, развивается второй вид письма - полуустав, который впоследствии вытесняет устав. В связи с возросшей потребностью в книгах появляется как деловое письмо писцов, работавших на заказ и на продажу. Полуустав соединяет цели удобства и скорости письма, проще устава, имеет значительно больше сокращений, чаще бывает наклонным – к началу или к концу строки, лишён каллиграфической строгости.

На Руси полуустав появляется в конце 14 века на основе русского устава; подобно ему – это прямой почерк (буквы вертикальные). Сохраняя последнее правописание устава и его начерки, придаёт им чрезвычайно простой и менее чёткий вид, так как размеренные ремесленные нажимы заменяются более свободным движением пера. Полуустав употреблялся в 14-18 веках наряду с другими видами письма, главным образом, со скорописью и вязью.

История возникновения письменности

В 15 столетии, при великом князе Московском Иване III, когда закончилось объединение русских земель, Москва превращается не только в политический, но и культурный центр страны. Прежде областная культура Москвы начинает приобретать характер всероссийской. Наряду с увеличивающимися потребностями повседневной жизни возникла необходимость в новом, упрощенном, более удобном стиле письма. Им стала скоропись.
Скоропись примерно соответствует понятию латинского курсива. У древних греков скоропись была в широком употреблении на ранней стадии развития письма, частично имелась она и у юго-западных славян. В России скоропись как самостоятельный вид письма возникла в 15 в. Буквы скорописи, частично связанные меж собой, отличаются от букв других видов письма своим светлым начертанием. Но так как буквы были снабжены множеством всевозможных значков, крючков и прибавок, то читать написанное было довольно трудно.
Хотя в скорописи 15 века, в общем, еще отражается характер полуустава и связующих буквы штрихов мало, но в сравнении с полууставом это письмо более беглое.
Буквы скорописи в значительной мере выполнялись с удлинениями. В начале знаки были составлены главным образом из прямых линий, как это характерно для устава и полуустава. Во второй половине 16 века, а особенно в начале 17 века, основными линиями письма становятся полукруглые штрихи, а в общей картине письма заметны некоторые элементы греческого курсива. Во второй половине 17 века, когда распространилось много разных вариантов письма, и в скорописи наблюдаются характерные для этого времени черты - меньше вязи и больше округлостей. Скоропись того времени постепенно освобождается от элементов греческого курсива и отдаляется от форм полуустава. В позднейшем периоде прямые и кривые линии приобретают равновесие, а буквы становятся более симметричными и округлыми.
В начале 18 века в связи с укреплением русского национального государства, в условиях, когда церковь была подчинена светской власти, наука и просвещение приобретают особенно большое значение. А развитие этих областей просто немыслимо без развития книгопечатания.
Поскольку в 17 веке печатались книги главным образом церковного содержания, издание книг светского содержания предстояло начинать почти сызнова. Большим событием было издание в 1708 году «Геометрии», которая в рукописном виде уже давно была известна в России.
Создание новых по своему содержанию книг, требовало нового подхода к их изданию. Забота об удобочитаемости книги и простоте ее оформления характерна для всей издательской деятельности первой четверти 18 века.
Одним из самых важных мероприятий была реформа в 1708 году кирилловского печатного полуустава и введение новых изданий гражданского шрифта. Из 650 наименований книг, изданных при Петре I, около 400 были напечатаны вновь введенным гражданским шрифтом.

При Петре I в России была осуществлена реформа кириллицы, устранившая ряд ненужных для русского языка букв и упростившая начертания остальных. Так возникла русская «гражданка» («гражданская азбука» в противоположность «церковной»). В «гражданке» были узаконены некоторые буквы, не входившие в первоначальный состав кириллицы – «э», «я», позднее «й» и затем «```ё», а в 1918 году из русского алфавита были изъяты буквы «i», « » («ять»), «» («фита») и «» («ижица») и одновременно отменено употребление «твердого знака» на конце слов.

Различным изменениям подверглось на протяжении веков и латинское письмо: были разграничены «i» и «j», «u» и «v», добавлялись отдельные буквы (разные для разных языков).

Более существенное изменение, касавшееся всех современных систем, состояло в постепенном введении обязательного словораздела, а затем и знаков препинания, в функциональном разграничении (начиная с эпохи изобретения книгопечатания) прописных и строчных букв (впрочем, последнее разграничение отсутствует в некоторых современных системах, например в грузинском письме).

Где и когда возникли

Первые системы письма возникли в Египте и Шумере приблизительно в то же время, когда образовались древнейшие государства (конец 4 тыс. до н. э.); возникновение письма было связано с потребностями государственной власти (учет податей, взимавшихся с населения, запись указов и распоряжений правителя), а также с нуждами усложнившегося религиозного культа (запись гимнов богам, молитв и заклинаний).

Обе древнейшие системы письма возникли на основе рисунков; возникли самостоятельно, без чужеземного влияния.

Древнейшее письмо не было алфавитным (буквенно-звуковым), распространенным ныне в большинстве стран мира. Оно содержало словесные знаки, звуковые знаки и определители; общее число знаков сравнительно с числом букв в алфавите было велико (в Египте приблизительно 700, в Шумере около 1000).

Овладеть древнейшим письмом можно было лишь в результате многолетнего обучения.

Особенности письма Египта

Наиболее очевидным признаком египетских знаков является их рисуночный облик. В торжественных надписях на камне он сохранился неизменным с древнейших времен до 3-4 вв. н. э. Греки назвали рисуночное письмо египтян "священными вырезанными знаками" - иероглифами. Однако в повседневном употреблении знаки египетского письма утратили свой рисуночный облик. В скорописи последний стал просматриваться лишь в редких случаях.

Рисунками египтяне передавали значение отдельных слов: - солнце, - месяц. - лодка. Таким способом не передашь значение всех слов. Поэтому египтяне сделали шаг к звуковому письму. Рисунком стали передавать уже не только то или иное слово, но и те согласные звуки, которые входят в это слово. Так, египетское слово дом включало два согласных звука пир. Поэтому знак, изображающий план дома , мог означать как слово дом, так и и слово выходить, которое содержит те же согласные звуки (п и р). При этом названные слова произносились различно:

дом - видимо, как "пэр", а выходить - видимо, как "пирэ". Но писались они одинаково, поскольку в египетском письме не существовало знаков для гласных звуков. Если в тексте стоит только один знак , то он означает "дом".

Если же к этому знаку присоединено изображение шагающих ног - , то оба знака вместе означают "выходить". Знак, изображающий ноги, играет роль определителя понятий.

Знаки-определители не читались, а лишь служили подсказкой к пониманию содержания текста. Например:

План города; определитель к словам, обозначающим названия населенных пунктов;

- шкура с хвостом; определитель к словам, обозначающим животных;

Определитель к словам женщина, мать. сестра и т. д.

Любой знак мог обозначать либо слово, либо согласный звук (или сочетание двух, трех, иногда даже четырех согласных), либо определитель понятий. Например, знак, напоминающий своим графическим изображением яму с водой -, обозначал в одном случае слово колодец, в другом - сочетание двух согласных хм, в третьем - тот же знак не читался, а лишь подсказывал, что речь в тексте идет о прудах, болотах и т. п.

Папирус. Первый материал, специально изготовленный для письма, был папирус. Египтяне выбирали растения папируса с длинным стволом, удаляли твердую оболочку, а рыхлую сердцевину разрезали на полоски шириной до 8 см. Полоски клали на гладкий стол. При этом одна полоска вплотную примыкала к другой. Сверху накладывали второй слой таких же полосок, но уже поперек первого слоя. Получалась сплошная кладка из двух слоев. Поверх нее клали плоский камень: под действием его тяжести из растения выделялось клеящее вещество, прочно скреплявшее между собой все полоски. Неровности по краям обрезали - получался прямоугольный лист. Его поверхность покрывали тонким слоем клея из муки, чтобы не расплывались чернила. Затем просушивали на солнце, разглаживали, устраняя все неровности. В результате получался тонкий желтоватый лист, похожий на бумагу. Этот писчий материал, как и нильский тростник, из которого он изготовлен, называют папирусом.

Папирус - ломкий материал, его нельзя складывать, как складываются листы бумаги в современной книге. Поэтому листы папируса склеивали в длинные полосы, которые сворачивали в трубки (свитки).

Письменные принадлежности египтян состояли из заостренной тростинки, небольшого горшочка с водой и пенала с двумя углублениями для разведения сухих чернил (черные изготавливались из сажи, красные из охры).

Благодаря сухому климату Египта многие свитки папируса с древними текстами дошли до наших дней.

Особенности письма, возникшего в Шумере

Древнейшие знаки в Шумере, как и в Египте, имели графическое изображение. Они представляли собой рисунки людей, животных, растений и т. п. Основным материалом для письма была глина. Знаки выдавливали на глиняных плитках (так называемых табличках) заостренной палочкой, при этом верхняя часть проводимой на глине линии приобретала клиновидное утолщение. Постепенно знаки утратили сходство с первичными рисунками; каждый знак теперь состоял из одного или нескольких клинышков в разных сочетаниях. Отсюда название письма - клинопись, данное европейскими учеными в новое время.

Значение клинописных знаков. Как и в Египте, один и тот же знак мог употребляться в трех вариантах: как словесный, как звуковой и как определитель. Однако в отличие от египетского письма клинописные знаки передавали сочетание согласных и гласных. Такие знаки обычно называют слоговыми. Но, строго говоря, это неточно, поскольку знак передает не слог, а определенную последовательность согласных и гласных (согласный + гласный, гласный + согласный, согласный + гласный + согласный) независимо от того, как эти сочетания в языке распределяются по слогам.

Благодаря тому что знаки передают сочетания согласных и гласных, клинописный текст часто понятен и без знаков-определителей. Поэтому в клинописи их имеется лишь ограниченное число (около двадцати).

Распространение шумерского письма в странах Запад-вой Азии. Несмотря на многие неудобства использования клинописи и глиняных табличек, во 2 тыс. до н. э. другого более удобного средства для записи звуковой речи не существовало. Клинопись была заимствована у шумеров соседними народами - вавилонянами, хеттами, урартами и приспособлена для письма на их языках.

Писцовые школы в Египте и Двуречье

Уже в 3 тыс. до н. э. в обеих странах было много школ. Выпускник школы - писец - не только умел читать и писать, но был для своего времени образованным человеком. Писцы гордились своими умениями и знаниями (даже фараон и его вельможи не гнушались звания писца). В Египте писцы занимали руководящее положение в обществе, были избавлены от тяжелых физических работ и податей.

Выпускники школ становились государственными служащими, писцами при храмах, учителями школ.

Труд учителей оплачивался родителями учеников. Образование стоило дорого. Поэтому большинство учащихся были выходцами из обеспеченных семей; однако иногда образование получали и сыновья бедных людей.

Ученики в школах были приходящие. Занятия велись под открытым небом (при храме, на плоских крышах домов и т. п.). Обучение письму начиналось с зазубривания учеником знаков письма. Затем давались для переписывания тексты (при школах нередко существовали библиотеки). Учеников обучали счету, музыке, знакомили с географией соседних стран. Мальчиков били на каждом шагу за опоздание, за невыученный урок, за плохой почерк и т. п. "Ухо мальчика на его спине",- говорили учителя писцовых школ в Египте.

Девочки - особенно если это были дочери писцов - могли обучаться грамоте дома.

Письменность появилась примерно к 3300 г. до н.э. в Шумере, к 3000 г. до н.э. в Египте, к 2000 г. до н.э. в Китае. Во всех регионах этот процесс шел по одной схеме: рисунок - пиктограмма - иероглиф - алфавит (последний появился у финикийцев в 1 тыс. до н.э.). Иероглифическая письменность обусловила особенности мышления народов Востока, способность мыслить символами. Иероглиф не передает звучания слова, а условно изображает предмет или является абстрактным знаком - символом понятия. Сложный иероглиф состоит из более простых элементов, наделенных своим значением. Причем этих значений может быть несколько.

Мифы всех цивилизаций рассказывают о божественном происхождении письменности – ее ценность люди понимали всегда. И сама возможность писать и читать долгое время оставалась уделом избранных, прежде всего жречества и государственных чиновников. Иначе и быть не могло, ведь, чтобы овладеть грамотой, требовалось запомнить и научиться изображать тысячи сложных знаков – иероглифов. Когда финикийцы, а за ними греки создали звуко-буквенное письмо с алфавитом из нескольких десятков простых значков, которым способен овладеть каждый за несколько недель, произошла тихая и самая великая революция за всю историю человечества.

Надписи находят на стенах грабниц, на черепках, глиняных табличках, пергаментах. Египетские папирусы иногда достигают 30 - 40 м. длины. В развалинах древних дворцов находят целые библиотеки. При раскопках Ниневеи обнаружили 25000 клинописных табличек, принадлежащих ассирийскому царю Ашшурбанипалу. Это сборники законов, донесения лазутчиков, решения по судебным вопросам, медицинские рецепты.

Основой любой древней культуры является письменность. Родиной письменности по праву является Древний Восток. Ее возникновение были связаны с накоплением знаний, которые держать в памяти было уже невозможно, ростом культурных связей между людьми, а затем и потребностями государств. Изобретение письменности обеспечило накопление знаний и их надежную передачу потомкам. Различные народы Древнего Востока по-разному развивали и совершенствовали письменность создав, наконец, и первые виды алфавитного письма. Переработанное позднее греками алфавитное финикийское письмо легло в основу и нашей современной азбуки.

Основная предпосылка к созданию письменности – возникновение речи. Когда человеческая обезьяна научилась говорить, сразу стало понятно: рано или поздно эта же обезьяна научится и фиксировать свои речевые проявления. Но, с другой стороны, однажды возникнув, письменность стала оказывать обратное воздействие на язык, придавая ему большую стабильность и оформленность. Вне письма представить себе современный общенациональный язык трудно.

Палочное письмо

Для передачи информации и для запоминания первобытные народы использовали “палочное” письмо. Самым примитивным его примером является наклонно воткнутая в землю на обочине палка, информирующая о длине пути и возможных на нем препятствиях и опасностях. Не стали источником письменности, например, палочки с зарубками. Предметным письмом считаются и такие древние способы передачи информации как вАмпумы и кИпу.

Вампумы

Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или поясА, сплетенные из таких шнуров. Североамериканские индейцы (ирокезы и некоторые другие) использовали вампумы, чтобы передавать информацию. Количество, цвет и взаиморасположение раковин были значимы (например, белый цвет означал мир, фиолетовый – войну), так что с помощью большого числа раковин составляли довольно сложные сообщения. Ракушечное письмо отнюдь не было монополией индейцев. В качестве мнемонического средства пользовались и пользуются им многие народности в Африке (письмо “инивари”).

Узелковое письмо

Кипу (узелковое письмо) – ученые до сих пор не пришли к однозначному выводу, была ли письменность у инков. Ни одно настоящее государство не может существовать без письменности: необходимо вести постоянный учет, передавать сообщения о событиях в стране, распоряжения. Создатели громадного государства – крупнейшего в доколумбовой Америке – должны были иметь письмо. Однако его так и не обнаружили. Похоже, что письмо инков (а, точнее, предписьменность) просто имело слишком необычный вид. Кипу (на языке индейцев кечуа – "узел ") – оригинальное порождение инкской культуры; это шерстяные или хлопчатобумажные веревки, к которым привязывали ряды шнурков. Число шнурков на одной веревке доходило до сотни, а на них навязывали узлы различной формы. Количество и форма узлов обозначала числа. Наиболее удаленные от веревок узлы соответствовали единицам, чуть ближе располагались десятки, еще ближе – сотни, затем тысячи. С помощью этих узелков, напоминающих костяшки счет, выражалось любое число, а цвет шнура обозначал тот или иной предмет.

Бурый цвет символизировал картофель, желтый – золото, красный – войнов и т.д. Кипу позволяло чиновников передавать различную информацию о налогах, числе войнов в той или иной провинции, обозначать людей, ушедших на войну, количество погибших, родившихся или умерших и многое иное. Расшифровывали информацию специальные толкователи кипу – кипу-камайокуна. Главным среди них был личный секретарь Верховного правителя инков – Великого Инки, подающий ему сводную информацию. Испанцы, столкнувшиеся с кипу, были потрясены той быстротой и точностью, с которой им выдавались нужные сведения. Взяв в руки кипу, кипу-камайокуна сразу начинал читать по шнурам и узлам. Голос чтеца едва успевал за движениями глаз и рук.

Первые книги, отпечатанные наборным способом (с помощью набора литых металлических литер), появились в Германии в середине 15 в. К концу столетия этот способ книгопечатания распространился по всей Европе. В то же время умение писать становилось все более необходимым и распространенным по мере развития торговли и коммерции, поскольку и правительства, и частные предприятия уделяли все больше внимания постоянному ведению учета. Таким образом, развитие латинского письма пошло двумя путями: путем книгопечатания, с одной стороны, и путем письма от руки, применявшегося в переписке и при ведении деловых записей, с другой.

Фото: Владислав СтрекопытовНа берегах озера Орестиада в Западной Македонии (Северная Греция) находится город Кастория , известный российским туристам прежде всего своими меховыми центрами, куда организуются специализированные шоп-туры за недорогими, но очень качественными шубами из натурального меха. Но есть в Западной Македонии много интересного помимо шуб, о чем, однако, не всегда рассказывают участникам шоп-туров.

Одним из таких мест «для туристических гурманов» является музей-реконструкция доисторического поселения Диспилио на берегу озера Орестиада. Известно это место не столько современной реконструкцией каркасных глинобитных домиков на сваях, сколько найденной здесь при раскопках так называемой табличкой из Диспилио , на которую нанесены пиктографические знаки, напоминающие древнее письмо. Возможно, это самая древняя письменность в мире!

Древнейшей письменность на Земле долгое время принято было считать шумерскую клинопись. По мере развития археологии стало ясно, что ей предшествовала стадия пиктографического письма. В том же Шумере находки табличек с пиктографическим письмом (например, табличка из Киша), поразительно похожим на иероглифы Древнего Египта (а значит, у них был общий источник), относятся к середине IV тысячелетия до н.э.

Однако в 1961 году в Румынии, близ села Тэртерия, были обнаружены три глиняные таблички с графической письменностью «шумерского» типа, датированные серединой VI тысячелетия до н.э. То есть, они древнее первых материальных свидетельств письменности Месопотамии как минимум на 1000 лет! Время создания табличек установили косвенным методом, по радиоуглеродному анализу предметов, найденных с ними в одном слое. Позже выяснилось, что письменность Тэртерии возникла не на пустом месте, а являлась составной частью распространенной в середине VI - начале V тысячелетия до н.э. пиктографической письменности балканской культуры Винчи (дунайское протописьмо). В настоящее время известно до тысячи объектов культуры Винча, на которых процарапаны подобные пиктограммы. География находок охватывает территорию Сербии, западной Румынии и Болгарии, Венгрии, Молдавии, Македонии и Северной Греции. Несмотря на разделяющие их сотни километров, пиктограммы демонстрируют удивительное сходство на всем протяжении ареала культуры Винча.

Аналогичные символы-знаки содержит и табличка из Диспилио. Метод радиоуглеродного анализа датирует табличку примерно 5260 годом до н.э.

Получается, что пиктограммы дунайского протописьма являются древнейшей в мире формой письменности. Другими словами, так называемая «древнеевропейская письменность» существовала на континенте не только задолго до минойской, традиционно считающейся первой письменностью Европы, но и до протошумерской и протокитайской систем письма. Эта система возникла в первой половине VI тысячелетия до н. э., распространялась между 5300-4300 годами и исчезла к 4000 году до н. э. Более того, вероятно шумерское протописьмо напрямую происходит от дунайского. Набор символов и тотемов не только поразительно совпадает, но и располагаются они в той же последовательности - на разделенных линиями участках поверхности символы следует читать по кругу против часовой стрелки.

Итак, древние жители Балкан еще в каменном веке писали «по-шумерски» - в V тысячелетии до н. э., когда самого Шумера еще и в помине не было! Отдаленные отголоски письменности Винчи содержит в себе и пиктографическая письменность древнего Крита, на основе которой оформилось древнейшее в Европе эгейское письмо времен минойской цивилизации (конец III - начало II тыс. до н.э.). На основе этого ряд исследователей делают вывод о том, что примитивная письменность в эгейских странах уходит своими корнями на Балканы IV тысячелетия до н.э., а вовсе не возникла под влиянием далекого Междуречья, как раньше полагали.

Да и сама шумерская письменность, скорее всего, возникла под влиянием дунайского протописьма. Как иначе объяснить, что древнейшая письменность в Шумере, датируемая концом IV тысячелетия до н.э., появилась совершенно внезапно и уже во вполне развитой форме. Шумеры восприняли пиктографическую письменность от балканских народов, в дальнейшем развив ее в клинопись.

Справка
Неолитическое озерное поселение Диспилио было обнаружено сухой зимой 1932 года, когда уровень озера снизился и стали видны следы поселения. Предварительное исследование провел в 1935 году профессор Антониос Керамопулос. Регулярные раскопки начались в 1992 году. Выяснилось, что это место было населено людьми с конца среднего неолита (5600–5000 годы до н.э.) до позднего неолита (3000 год до н.э.). В селении обнаружили ряд артефактов, включая керамику, деревянные элементы конструкций, семена, кости, статуэтки, личные украшения, флейты. Все они относятся к культуре Винча. Табличку со знаками обнаружил в 1993 году греческий археолог Георгий Урмузиадис.
На берегу озера создана точная копия поселения с хижинами на свайных платформах, в естественных размерах, изготовленных из натуральных материалов. Для каркаса домов были использованы стволы деревьев, а для стен - ветки и веревки. С помощью озерной глины оштукатурили каждую хижину, крыши которых покрыли соломой. Внутри хижин размещены повседневные предметы, найденные при раскопках: глиняные сосуды, чаши, блюда для фруктов, а также инструменты, сделанные из камня или кости - точные копии, оригиналы которых находятся в самом музее Диспилио.

ТЕГИ:Греция,Западная Македония

Самое раннее пиктографическое письмо, возможно, зародилось еще в период мезолита. Именно к этому времени относятся так называемые «азильские» чуринги. Это гальки, на поверхности которых нанесены краской или выгравированы всевозможные символические фигурки. «Чурингами» их называют по аналогии с подобными же предметами австралийских аборигенов, у которых чуркнги являются символическими вместилищами душ. В неолите орнаментальные рисунки наносятся на глиняных сосудах. Каждая группа племен имела свою систему орнаментации, очень устойчивую на протяжении сотен и даже тысяч лет. Среди повторяющихся рисунков около 3,5 тыс. лет назад были обнаружены условные знаки, свидетельствующие, возможно, о появлении логографического письма. На Востоке системы этого письма сформировались не позднее IV тыс. до н. э. (переднеазиатские, протоэламские, протоиндийские, древнеегипетские, критское, китайское).

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПИСЬМЕННОСТИ

С III тыс. до н. э. египетское письмо стало превращаться в логографически-консонантную систему. Изменялось и написание знаков письма.
Древнейшими памятниками логографического письма была шумерская и протоэламская письменность, возникшие в V-IV тыс. до н. э. Писали на каменных и глиняных табличках. Однако уже с начала III тыс. до н. э. письменность стала приобретать логографически-слоговой характер. Письмена теряли изобразительность, превращаясь в комбинации клинописных черточек. Это, видимо, было обусловлено материалом, на котором писали в Месопотамии, - глиной. На глине легче было выдавливать клинообразные значки, нежели рисовать линии. На основе шумерского возникло и урартское письмо, применявшееся на Кавказе в IX-IV вв. до н. э.
Особый слогозвуковой характер имела письменность, применявшаяся на территории Средней Азии в VI-IV вв. до н. э. Это так называемая персидская (или ахеменидская) клинопись. Памятники такой клинописи встречаются даже на Южном Урале.
На рубеже II и I тыс. до н. э. стало широко распространяться звуковое письмо. Оно было проще других систем и обходилось всего 20-30 знаками-буквами. Предполагается, что количество букв в первых алфавитах было связано с количеством дней в лунном месяце с добавлением количества знаков зодиака. От первого финикийского звукового письма происходят большинство современных систем письменности.

Письменность, по данным археологических раскопок, возникла еще в период первобытно-общинного строя, около 15 тысяч лет назад. Разумеется, это была примитивная форма передачи информации. Самым ранним периодом развития письма является пиктография (передача информации рисунками). Интересно, что в некоторых племенах подобная письменность сохранялась до конца XIX столетия.

В пиктографии глагол «говорить» обозначался в виде рта, «смотреть» - в виде глаз и т.д. Любопытно, что при попытках неграмотных людей записывать свои мысли в настоящее время они так же обозначают подобные глаголы.

Но передавать информацию с помощью рисунков было довольно трудно, поэтому они постепенно упрощались, превращаясь в схемы и знаки; так возникло идеографическое письмо (греч. «идеа» - понятие, «графо» - пишу). В конце концов знак, обозначавший понятие или, позднее, слово, превратился в букву, входившую в состав слова.

История письменности

Таким образом, из отдельных букв стало возможным составить любое слово. Так и появился алфавит.

Древнейшие идеографические письмена относятся к IV тысячелетию до нашей эры. В Египте стены великолепных построек были расписаны иероглифами (греч. «иерос» - священный, от «глюфо» - вырезаю). Каждый знак обозначал отдельное слово, но со временем иероглифы в Египте стали обозначать слоги и даже звуки, став прообразом буквенных алфавитов.

Египетское письмо впервые удалось расшифровать в начале XIX века. Это сделал французский ученый Жан Франсуа Шампольон. Среди трофеев египетского похода Наполеона Бонапарта был знаменитый Розеттский камень с идентичными надписями на трех языках. Самая первая состояла из иероглифов, вторая представляла собой демотическое (общедоступное скорописное) письмо, а последняя - греческое письмо. Шампольон полностью расшифровал текст и сделал вывод, что в I в. до н.э. египетская письменность уже приобрела смешанный характер — идеографический, слоговой и частично фонетический.

В IV в. собственную письменность приобретают и шумеры, обитавшие в междуречье Тигра и Евфрата. Шумерское письмо являлось смешением пиктографических и иероглифических знаков. Возможно, оно как-то связано с египетской письменностью, но точно утверждать это нельзя.

Совершенно самостоятельно с середины III тысячелетия до н.э. развивалась иероглифическая китайская письменность, существующая по сей день. В то время как количество идеографических знаков в других языках сокращалось, в китайском языке с образованием новых слов оно росло. Поэтому в современном китайском языке существует около 50 тысяч идеографических знаков, а древнекитайская письменность во I-II вв. до н.э. состояла всего из 2 500-3 000 иероглифов.

Алфавит - совокупность символов, букв (или других графем), расположенных в жестком порядке и предназначенных для воспроизведения определенных звуков. Современные европейские алфавиты развивались из греческого, который грекам передали финикийцы - жители древней страны на восточном побережье Средиземного моря. В VI в. до н.э. Финикия была завоевана персами, в 332 г. до н. э. - Александром Македонским. Финикийский алфавит не имел гласных букв (это так называемое консонантное письмо - согласные звуки сочетались с произвольными гласными), в нем было 22 простых по начертанию знака. Происхождение финикийской письменности до сих пор является предметом научных споров, но, вероятно, с небольшими изменениями она восходит к консонантной угаритской письменности, а угаритский язык относится к семитской ветви афроазийских языков.

Изобретение славянской азбуки связано с именами двух братьев-просветителей Кирилла (ок.827-869) и Мефодия (815-885).

Они происходили из семьи греческого военачальника и родились в городе Солуни (современные Салоники в Греции). Старший брат, Мефодий, в юности поступил на военную службу. В течение десяти лет он был управляющим одной из славянских областей Византии, а затем покинул свой пост и удалился в монастырь. В конце 860-х годов он стал игуменом греческого монастыря Полихрон на горе Олимп в Малой Азии.

В отличие от брата, Кирилл с детства отличался тягой к знаниям и еще мальчиком был направлен в Константинополь ко двору византийского императора Михаила III. Там он получил прекрасное образование, изучил не только славянские, но и греческий, латинский, еврейский и даже арабский языки. Впоследствии он отказался от государственной службы и был пострижен в монахи.

В 863 г., когда византийский император по просьбе моравского князя Ростислава направил братьев в Моравию, они только начали перевод основных богослужебных книг. Естественно, что столь грандиозная работа растянулась бы на многие годы, если бы вокруг Кирилла и Мефодия не образовался кружок переводчиков.

Летом 863 г. Кирилл и Мефодий прибыли в Моравию, уже имея при себе первые славянские тексты. Однако их деятельность сразу же вызвала недовольство баварского католического духовенства, которое не желало уступать кому бы то ни было свое влияние на Моравию.

Кроме того, появление славянских переводов Библии противоречило установлениям католической церкви, согласно которым церковная служба должна была проходить на латинском языке, а текст Священного писания вообще не должен был переводиться ни на какие языки, за исключением латинского.

До наших дней не утихают споры ученых о том, какую же азбуку создал Кирилл - кириллицу или глаголицу. Разница между ними заключается в том, что глаголица более архаична по начертанию букв, а кириллица оказалась удобнее для передачи звуковых особенностей славянского языка. Известно, что в IX в. была в ходу и та, и другая азбука, и лишь на рубеже Х-ХI вв. глаголица практически вышла из употребления.

После смерти Кирилла придуманная им азбука и получила свое нынешнее название. С течением времени кириллица стала основой всех славянских алфавитов, в том числе и русского.

Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 390 | Нарушение авторского права страницы

1 Наскальное изображение по-другому называются писаницами или петроглифами (от греч. petros – камень и glyphe — резьба). Они изображают животных, предметы быта. Они могли так же служить для обозначения границ владений племени, мест охоты, давать представления об окружающей среде. Они так же позволяли передавать информацию и хранить её веками.

2 Вещное письмо. При его использовании предметы быта, орудий труда наделялись определенным смыслом, известным отправителю и получателю. Элементы вещного письма сохранились и поныне.

3 Узелковое письмо – мнемонический способ хранения мыслей, сообщений. На веревках окрашенных в разные цвета, в заранее определенных местах завязывались узелки. Их местоположением и передавалась информация.

4 Пиктографическое письмо или пиктография (от лат. pictus – нарисованный и греч. grapho — пишу). Предметы стали заменять их изображениями. Общее содержание изображения отображалось в виде рисунка или серии рисунков. Но с помощью примитивных рисунков затруднительно изображать действия или показывать качество предметов. Появилось во время неолита.

5 Идеографическое письмо (от греч. idea – понятие, представление). Для этого письма используют специальные знаки – идеограммы. С помощью них обозначались целые понятия. Идеограммами являются цифры, химические знаки, математические символы.

6 Иероглифическое письмо, в котором использовались спец. знаки – иероглифы (от греч. hieroglyphoi – священные письмена). Они могли обозначать не только целые понятия, но и отдельные слова, слоги, и даже звуки речи. Этот вид письма использовался в древнем Египте в Шумере.

7 Клинопись. Появилась около 3000 г. до н.э., знаки этого вида письменности состояли из групп клинообразных черточек, которые выдавливались на сырой глине. Возникла в Шумере,затем стала применяться в Ассирии и Вавилоне.

8 Фонографическое письмо (от грея.phone — звук). Это – звуковое письмо при помощи знаков (букв), означающих те или иные звуковые единицы языка (звуки, слоги). Известно оно с XIII в.до н.э. возникло из идеографического в Финикии. В IX-VIII вв. до н.э.

Древняя письменность

на основе финикийского письма появился греческий алфавит.

9 Славянская письменность. Третий после греческого и латыни книжно-письменный язык появился в 863 г. за основу славянского алфавита братья (Кирилл и Мефодий) взяли греческий, добавив несколько знаков для обозначения шипящих и некоторых других звуков, которые отсутствовали а греческом языке. существовало две разновидности славянского алфавита – кириллица и глаголица. На основе кириллицы возникли русская, сербская, болгарская и др. системы письма.

Дата публикования: 2015-10-09; Прочитано: 191 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Письменность зародилось у шумеров более пяти тысяч лет назад. Позднее, ее стали называть клинописью.

Писали они заостренной палочкой из камыша на глиняных табличках. Благодаря тому, что таблички высушивали и обжигали, они становились очень крепкими, что позволило им сохраниться до наших времен. И это очень важно, так как благодаря им, прослеживается история возникновения письменности.

Существует два предположения ее появления – это моногенез (зарождение в одном месте) и полигенез (в нескольких местах).

Выделяют три первичных центра возникновения письменности:

1. Египетский

2. Месопотамский

3. Дальневосточный (Китай)

Везде развитие письменности проходило один путь: сначала рисунок, а потом уже письменные знаки.

Иногда вместо писем люди отправляли друг другу разные предметы. Правда, не всегда подобные «письма» верно толковались. Ярким примером является война скифов и Дария, царя Персии.

Первым шагом к появлению письма, стал рисунок. А изображение, которое обозначало тот или иной предмет, стали называть пиктограммой. Рисовали, как правило, людей, животных, домашнюю утварь и т.д. И если вначале изображали достоверное количество предметов, то есть, сколько видели, столько и рисовали, то постепенно перешли к упрощенному варианту. Стали рисовать предмет, а рядом, черточками, уточняли его количество.

Следующим этапом стало выделение знаков из рисунков. Они обозначали звуки, составлявшие название предметов.

Очень важным шагом стало изображение не только в конкретном виде, но и в абстрактном. Со временем, появилась необходимость записывать длинные тексты, поэтому рисунки стали упрощаться, появились условные знаки, называющиеся иероглифами (от греч. «священные письмена»).

В XII-XIII вв. появились синайские надписи. Благодаря этому стремительно уменьшилось количество письменных знаков. И возникла слоговая письменность. А уже вслед за ней появился алфавит.

Каждый народ создавал свое алфавитное письмо. Финикийцы, например, каждому знаку приписали безразличную огласовку. Евреи с арабами не использовали гласные.

Самая древняя письменность.

А вот греки, основываясь на финикийском письме, ввели знаки для гласных, начали изображать ударение, даже ввели аналог современных нот.

Таким образом, письменность изобрел не какой-то конкретный человек, появилась она, вследствие жизненной потребности. Да и во время нашей эры она активно развивается. Так, Кирилл и Мефодий создали письмо для славян, а Месроп Маштоц для армян.скачать dle 12.1
Легенда о добровольном рабстве

Наскальные изображения, в науке получившие название петроглифов, находят в разных частях света и относятся к разным историческим эпохам от палеолита до средневековья. Древние люди наносили их на стены потолки пещер, на открытые скальные поверхности и отдельные камни. Древнейшие палеолитические наскальные изображения найдены в пещерах и гротах Южной Франции и Северной Испании. Для наскальных изображений характерны фигуры животных, прежде всего объектов охоты древнего человека: бизоны, лошади, мамонты, носороги, реже встречаются хищники – медведи, львы. В России петроглифы называли писаницами. Здесь палеолитические рисунки открыты в Каповой пещере на Урале и на скалах у деревни Шишкино на реке Лене. Уже в древнейшие времена стиль и техника наскальных изображений были разнообразными – от контурного рисунка, процарапанного на камне до барельефа полихромной росписи, для которой использовались минеральные краски. Наскальные изображения имели для древних людей магическое значение.

Вампум (от индейск. wampumpeag – нити с нанизанными на них раковинами), средство запоминания и передачи сообщений у индейских племён Сев. Америки. Содержание сообщения выражалось цветом, количеством и взаиморасположением раковин. Вампум так же мог использоваться вместо денег.

Кипу означает завязывать узел или просто узел; это слово также понимают как счет (cuenta), потому что узлы содержали счет любым предметам. Индейцы изготовляли нити разного цвета: одни были только одного цвета, другие – двух цветов, другие – трех, а другие – и большего числа, потому что цвет простой и цвет смешанный каждый имел свое особое значение; нить плотно скручивалась из трех или четырех тонких виток, а толщиною она была с железное веретено и длиною примерно с три четверти вары; каждая из них прикреплялась в особом порядке к другой нити – основе, образуя как бы бахрому. По цвету определяли, что именно содержит такая-то нить, как-то: желтая означала золото, белая – серебро, а красная – воинов.

Пиктографическое письмо

(от лат. pictus – нарисованный и греч. grapho – пишу, рисуночное письмо, пиктография), отображение общего содержания сообщения в виде рисунков, обычно в целях запоминания. Известно со времен неолита. Пиктографическое письмо не является средством фиксации какого-либо языка, т. е. письмом в собственном смысле. Однако оно очень важно – люди чертили рисунки на поверхности скал, камней и т. д. Именно это было отправной точкой для развития начертательного письма.

Вывод. Все выше перечисленные способы зафиксировать речь были очень ограничены в своём применении. Далеко не каждую мысль можно было передать на большие расстояния или «остановить во времени» с их помощью. Главный недостаток этих способов – отсутствие чёткости, однозначности в их прочтении.

Древнейшая письменность на Земле

Очень многое зависит от мастерства того, кто рисует, а также от догадливости того, кто читает.

Хотя, например, пиктография используется и в современном мире: дорожные знаки, уличные вывески. Применение пиктограмм как вспомогательного средства очень удобно. Смысл можно передавать очень быстро, изображение понятно всем: и детям, не умеющим читать, и иностранцам, не имеющим переводчика. Очень большое распространение получили пиктограммы в современных компьютерах. Нажав кнопку с изображением соответствующей пиктограммы на экране компьютера, вы можете вызвать любимую игру или другую нужную вам для работы программу.

Добуквенное письмо

Идеографическое письмо (от греч. idea – идея, образ и grapho – пишу) — принцип письма, использующий идеограммы. В значительной мере идеографический характер имели древнеегипетская, шумерская и другие старейшие системы письма. Наибольшего развития достигло в китайской иероглифике.

Многие знаки идеографии – идеограммы – получились из рисунков. Более того, у многих народов некоторые знаки использовались как пиктограммы (и тогда они изображали конкретный предмет) и как идеограммы (и тогда они обозначали абстрактное понятие). Рисунок в этих случаях выступает в переносном, т. е. в условном значении.

Иероглифическое письмо. Наиболее древней из разновидностей идеографического письма были иероглифы, состоящие из фонограмм и идеограмм. Большинство иероглифов были фонограммами, т. е. обозначали сочетание двух или трех согласных звуков. Идеограммы обозначали отдельные слова и понятия. Гласные звуки на письме египтяне не обозначали. Наиболее употребительны были 700 иероглифов. Древнейшие иероглифические тексты относятся к 32 веку до н. э.

«Священные знаки»

В Египте существует легенда о том, как пришла идея фонограммного письма.

«Около 5 тыс. лет назад правил в Египте фараон Нармер. Он одержал много побед и хотел, чтобы эти победы были на веки запечатлены на камне. Днем и ночью трудились искусные мастера. Они изобразили и фараона, и убитых врагов, и пленников, даже показали с помощью рисунков, что пленников было 6 тысяч. Но ни один художник не смог передать имени самого Нармера. А для него это было важнее всего. Вот как записали египетские художники имя фараона. Они изобразили рыбу, т. к. слово «нар» — по-египетски «рыба». « Мер» на этом же языке обозначает «резец». Изображение рыбы над изображением резца – так решили художники поставленную перед ними задачу».

Иероглифическое письмо было не только у египтян, но и у вавилонян, шумеров, индейцев майя, древних жителей острова Крит. А в наше время иероглифами пишут народы Китая, Кореи, Вьетнама и Японии.

Вывод. По сравнению с видами предписьменности иероглифическое письмо имеет ряд преимуществ: однозначное прочтение сообщения, возможность передать не только бытовую, но и научную информацию, абстрактные понятия. А фоноидеограммы (иероглифы, содержащие указание на звучание) дают даже представление о звучащем слове.

Но представьте себе, сколько надо запоминать знаков с их значениями, если, к примеру, в китайском языке их около 50 тысяч! Такое огромное количество практически невозможно запомнить одному человеку, даже если выучить только активно использующиеся 4-7 тысяч иероглифов.

Буквенная письменность

Звуко-буквенное письмо зарождалось в недрах идеографического письма. Идея передавать ни письме звучание слов, зародившаяся ещё у шумеров, в разных вариантах воплощалась у других народов. В основе всех способов лежало использование простых знаков, обозначающих односложные слова, в записи сложных знаков для других слов. Один из таких вариантов – китайские фоноидеограммы. Однако это ещё очень далеко от обозначения знаками (буквами) отдельных звуков речи, что составляет основу фонографического (звуко-буквенного) письма.

Финикийская и греческая письменности. Жившие около 2000 лет назад финикийцы придумали знаки для звуков. Так появились буквы и алфавит. И все они были согласные! Только представьте себе, что вместо «Мама мыла раму» мы писали бы «Мм мл рм». К счастью, лет через 200 финикийский алфавит оказался в Древней Греции. «Не очень-то удобно читать слова из одних согласных», — рассудили греки и переделали часть согласных на гласные. Греческий ученый Пеламед сумел создать 16 букв. В течении многих лет ученые следующих поколений прибавляли кто две, кто три, а один – даже 6 букв. Тратились огромные усилия, чтобы усовершенствовать письмо, сделать его более понятным и удобным для людей. Так сложился греческий алфавит. Он состоял из букв, которые обозначали и согласные, и гласные звуки. Греческое письмо стало исходным для всех европейских алфавитов, в том числе и кириллицы.

Славянская азбука. В далекие времена, более 1000 лет назад, славянские народы не имели своей письменности. И вот во второй половине Х века двое ученых родом из Греции, братья Кирилл и Мефодий, приехали в Великую Моравию (территория современной Чехословакии) и стали работать над созданием славянской письменности. Они хорошо знали славянские языки, и это дало им возможность составить славянскую азбуку. Разработав эту азбуку, они перевели на тогдашний, древний по нашим понятиям, славянский язык (он называется старославянским) самые важные греческие книги. Их труд дал славянским народам возможность писать и читать на своем языке.

Славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица – от глаголъ – «речь» и кириллица. До сих пор у ученых нет единого мнения, какой из этих вариантов был создан Кириллом. Большинство современных исследователей полагает, что он создал глаголицу. Позднее (по-видимому, на соборе в Преславе, в столице болгарского царя Симеона в 893 году) появилась кириллица, которая со временем вытеснила глаголицу.

Русская азбука. С принятием христианства на Руси была заимствована и кириллица, которая и была положена основа русской азбуке. Первоначально в ней было 43 буквы. С течением времени некоторые из них оказались лишними потому, что исчезли обозначаемые ими звуки, а кое какие были лишними с самого начала. Русский алфавит в современном виде был введен реформами Петра I, в результате которых было изменено начертание букв (оно приблизилось к печатной латинице) и исключены устаревшие буквы «омега», «от», «юс большой», йотированные «а», «е», «кси», «пси». В течение второй половины XVII века были введены «э», «й», «ё». А после Октябрьской революции в 1918 году из состава русского алфавита были исключены «ять», «фита», «и десятиричная», «ижица». Таким образом современная азбука насчитывает 33 буквы.

Вывод. Буквенная письменность дала людям целый ряд возможностей.

Прежде всего, свободу от времени и расстояния, стала универсальным средством выражения мыслей и чувств. Появилась возможность передавать звучащее слово в письме, фиксировать все слова того или иного языка (в том числе и отвлечённые понятия) с помощью наименьшего количества знаков. Но всё дело теперь осложняется необходимостью знать и уметь применять орфографические и пунктуационные правила.

И в заключение

В русской азбуке буквы славянского алфавита со временем не только изменились, но и упростились их названия. Если ещё в начале ХХ века твоя прабабушка с трудом заучивала красивые «имена» букв: «аз», «буки», «веди», «глаголь», «добро» то теперь ты легко выпаливаешь: «а», «бэ», «вэ», «гэ», «дэ»!

Так что, садясь за уроки, не забудь мысленно поблагодарить всех, кто принял участие в создании простого и удобного письма.

Вывод: В течение многих тысячелетий люди стремились к тому, чтобы письмо:

1) могло передавать различные виды информации;

2) было понятным;

3) было простым и удобным.

Чёрная книга молитв Марии Сфорцы. 1466-1476 гг. Миниатюрист Филиппде Мацерольес. Книга создана в Брюгге для герцога Бургундского Карла Лысого. Чёрная бумага, золото,серебро

Письменность, как уже говорилось, - один из главных признаков появления цивилизации, демонстрирующий общий уровень развития культуры. Письменность может возникнуть лишь в обществе, которое «доросло» до сознания необходимости хранения информации в форме, неподвластной искажениям - в отличие от устной речи. Первые письменные памятники - это надписи владельцев предметов на печатях-пломбах, посвящения богам, финансовые отчёты первых государственных чиновников. Более поздние - летописи и памятные надписи царей и знатных людей.


Школьная тетрадь. Египет. Деревои краска

Письменность не только признак цивилизации вообще. Это, прежде всего показатель уровня самостоятельности культуры. Пользуясь заимствованным письмом, народ составляет единое цивилизационное пространство с другим народом или народами, подвергается его культурному влиянию. Если же какое-то время господствует собственная система письма, значит, цивилизация возникла обособленно, пусть позднее, и подверглась внешнему воздействию. Единство системы письма позволяет очертить границы цивилизации. Так, западноевропейскую цивилизацию Средних веков позволительно называть латинской. У всех народов Западной Европы тогда в ходу был латинский алфавит, сохраняющийся у них и по сей день. Более того, в Средневековье распространение алфавита сопровождалось распространением латинского языка в качестве языка литературы и официальных документов. В древности на Ближнем Востоке подобной общей письменностью долго была месопотамская клинопись, а затем ещё шире разошлось родившееся в Сирии арамейское письмо. Причём последнее также распространялось вместе с языком.

С появлением письменности люди древности начинают «говорить» с исследователем живыми голосами. Многие элементы ушедшей реальности, о которых можно было лишь догадываться, теперь чётко и в буквальном смысле прописаны в источниках. История начинает излагаться, и изложение, созданное современниками, без искажений попадает в руки современного специалиста. Значение письменных памятников для изучения истории столь велико, что предшествующая её возникновению эпоха нередко называется доисторией.


Клинописная надпись из дворца Дария I. Персеполь. VI в. до н. э.

Но появление письменности ни в коей мере не умаляет значения вещественных памятников и труда археолога. Да, толкование многих археологических находок облегчается существованием письменных данных. Но ведь и сами древнейшие письменные памятники стали известны только благодаря археологам. Самые ранние рукописи из европейских библиотек и архивов относятся лишь к III-IV вв., хотя нередко и являются копиями более древних. Огромную массу древнейших письменных памятников доставляет так называемая эпиграфика - наука о надписях на камне и различных предметах, иными словами, о надписях, сделанных нетрадиционным инструментом на нетрадиционном писчем материале. Многие из них сохранились до наших дней и не нуждались в поисках, но большинство всё же обнаружили археологи в разных точках земного шара. В результате археологических раскопок в руках учёных оказались глиняные таблички из Западной Азии, а также папирусы из Египта, рукописи на бычьей коже (пергамене), относящиеся к рубежу новой эры.


Пиктограммы и символы индейцев апачи. XIX в.

Именно благодаря археологическим находкам была воссоздана история древнейших цивилизаций.

Найденные же археологами рукописи рубежа новой эры, помимо прочего, доказали безусловную подлинность тех памятников древнегреческой и древнеримской литературы, которые сохранились в копиях Средних веков. Сейчас установлено как достоверный факт - в древнейших центрах цивилизации письменная традиция не прерывалась с конца IVтысячелетия до н. э.

Человек, конечно, ещё задолго до появления письменности ощущал потребность в сохранении информации. За века в том или ином роде, племени накапливалось столько нужных сведений, что память устных рассказчиков уже их не вмещала. Это стало причиной возникновения пиктографии - «рисуночного письма». Пиктография ещё не собственно письменность. Пиктографическая летопись, например, представляет собой цепочку рисунков, каждый из которых изображает какое-нибудь знаменательное событие из жизни племени. Глядя на такое полотно, хранитель преданий вспоминал последовательность фактов, о которых должен поведать. Со временем рисунки становятся всё более простыми и схематичными, символическими. Так, в «рисуночной летописи» североамериканских индейцев изображение лебедя с опущенной в воду головой означало год смерти вождя по имени Лебедь. Появляется так называемая фразография - при этой системе «рисуночного письма» отражается уже целостный текст, где каждому предложению соответствует особый рисунок.


Папирус. «Книга мёртвых» с изображением жреца бога Амона. Египет

Наиболее развитые в культурном отношении народы мира в конце неолита переходят от пиктографии к идеографии, или иероглифике. Идеография уже система письма в собственном смысле слова. В ней целый текст чётко и недвусмысленно передаётся через идеограммы - закреплённые знаки того или иного значения. В отличие от современных букв идеограммы, однако, обозначали не звуки, но целые слова или корни слов, а также числа. Для записи имён собственных использовались, как правило, сочетания подходящих по звучанию или смыслу идеограмм. Другое название идеограмм - «иероглифы» («священная резьба») - восходит к древним грекам. Так они называли таинственную для них египетскую письменность, которая в последние века до новой эры была понятна только местным жрецам.

Практически каждый очаг самостоятельного становления цивилизации обладал собственной системой иероглифического письма. Однако кому принадлежит пальма первенства, учёные до сих пор не установили. Ясно лишь, что иероглифика зарождалась в разных, даже соседних областях независимо друг от друга.


Глиняная клинописная табличкаиз Месопотамии

Древнейшей многие учёные считают письменность древних жителей Месопотамии шумеров, известную со второй половины IV тысячелетия до н. э. Но шумеры ли были её создателями? Сейчас всё больше доказательств того, что Месопотамия не является родиной «своей» письменности. Символические «рисуночные» знаки, сходные по начертаниям с шумерскими иероглифами, находят на сосудах культур Малой Азии и Балкан VII-VI тысячелетий до н. э.

В древнем захоронении конца VI-V тысячелетия до н. э. на территории Румынии, в Тэртэрии, обнаружены глиняные таблички с иероглифами. Находка крайне загадочна. Письменность табличек напоминает шумерскую (хотя и не полностью совпадает с ней). Материал - глина - и форма табличек также вполне «шумерские». Но написаны они явно не на шумерском языке и относятся ко времени намного старше самых древних памятников Шумера. По поводу таинственных табличек высказано немало предположений. Некоторые учёные, например, считают, что таблички гораздо моложе погребения. В любом случае пока неясно, как толковать эту находку. Однако последние исследования в самой Месопотамии позволяют сделать вывод, что письменность отнюдь не сразу стала «шумерской» и распространялась с севера. Тэртэрийские же таблички, если их дата верна, являются древнейшим в мире письменным памятником.

По мере развития месопотамской письменности знаки её, сначала вполне «рисуночные», всё более упрощались. Этому способствовало то, что они с III тысячелетия до н. э. выдавливались на глине с помощью примитивного клинообразного инструмента. Отсюда название «клинопись». Клинописное изображение естественным образом уходило от «рисуночной» точности, не передавая уже подлинного облика предмета, стоящего за корнем слова (скажем, фигуры землепашца или человеческой головы). Упростившись, письмо стало доступно для передачи слов и слогов иностранного языка. Клинопись заимствуют многочисленные народы Ближнего Востока. При этом некоторые из них до того имели собственную систему иероглифики. Свои иероглифы были у эламитов на юго-западе Ирана, у хаттов в Малой Азии.


Египетская погребальная стела с изображением жертвенных подношений богу Осирису

В Египте иероглифическое письмо возникло также в IVтысячелетии до н. э. и просуществовало без особых изменений до начала новой эры. Здесь главными материалами для письма были камень и папирус. Значки вырезались или рисовались, сохраняя при этом свою «рисуночную» точность изображения и сложность. Потому-то египетское письмо не воспринималось у соседних народов, а потом постепенно забылось и в самом Египте, став частью «священного» жреческого знания.

Собственными системами иероглифов обладали и другие очаги древнейших цивилизаций. Так было в тысячелетиях до н. э. в долине Инда (так называемое протоиндийское письмо), а во II-I тысячелетиях до н. э. в Южной Аравии.

Древнейшей письменностью Европы (если не считать загадочных табличек из Тэртерии) являлось так называемое минойское иероглифическое письмо (см. статью «Бык и лев: крито-микенская цивилизация»). Его немногочисленные памятники разбросаны по островам Эгейского моря, Криту и Кипру. Самый известный, с которым, собственно, и связано открытие письма, - диск с круговой надписью из критского Феста. На смену этой письменной системе пришло «линейное письмо» древнейших греческих цивилизаций. В нём использовались уже не идеограммы, а геометрические условные значки, обозначавшие слоги. Подобное переходное к алфавиту слоговое письмо известно и некоторым другим народам Средиземноморья.

Самая распространённая и дожившая до наших дней система иероглифического письма - китайская. Она зародилась во И тысячелетии до н. э. и прошла долгий путь исторического развития. Китайская иероглифика с самого начала отличалась простотой и схематичностью начертаний и была быстро приспособлена для передачи слогов. Кроме того, ввиду замкнутости и самобытности китайской культуры здешним иероглифам не пришлось соперничать с алфавитами. Китайская идеография не только сохранилась, но была воспринята в Средние века и соседними народами: вьетнамцами, корейцами, японцами. В Японии до сих пор пользуются одной из разновидностей китайской письменности. Однако всё же китайская идеографическая письменность не была на Дальнем Востоке единственной. В 70-х гг. XX в. памятники самостоятельной иероглифической системы II - I тысячелетий до н. э. обнаружили китайские археологи к югу от реки Янцзы, где в древности жили предки тайских и вьетских племён.


Утагама Кунисада. Праздник живописи и каллиграфии в чайном доме Манпаширо. 1827 г.

Собственное иероглифическое письмо существовало и у индейских цивилизаций Древней Америки. Древнейшее - ольмекское появилось в Мексике во II - начале I тысячелетия до н. э. К ольмекской письменности восходят иероглифы других индейских народов Центральной Америки: майя, миштеков, сапотеков. В Южной Америке в начале IIтысячелетия н. э. собственную иероглифику (келька) создали индейцы-аймара. Но в XVв., когда государство аймара покорили инки, все письменные памятники, свидетельствовавшие о величии прежней культуры, были уничтожены завоевателями. До нас дошли лишь три небольшие надписи келька, относящиеся ко времени до XVI в.

Центром дальнейшего развития письма от идеографии к алфавиту стали земли по восточным и северовосточным берегам Средиземного моря. Именно здесь возникали линейные и слоговые системы письма, уже значительно более простые, чем громоздкие, из многих тысяч знаков, иероглифические письменности. Самый развитый из «морских» народов Ближнего Востока - финикийцы (жили на территории Ливана) в конце IIтысячелетия до н. э. создали первое алфавитное письмо. В нём каждый знак соответствовал определённому звуку. Алфавитный текст гораздо длиннее иероглифического, однако знаков в нём в сотни раз меньше, потому заучить их гораздо легче.

К финикийскому алфавиту восходят все многочисленные ныне системы алфавитного письма, в том числе древнегреческая. В Греции появилось и само слово «алфавит» - оно происходит от названия первых букв «альфа» и «бета» (в Средние века «вита»). От греческого алфавита произошли самые распространённые в средневековой Европе системы письма - латинский алфавит и славянская кириллическая азбука, которой пользуются и в России.


Кодекс Борджа. Библиотека Ватикана. XIII в.

Наличие письменных памятников немало проясняет для историка в прошлом. Но они ставят и немало трудных вопросов. Многие древние памятники написаны не просто на «мёртвых», но на совершенно неизвестных в современном мире языках. Другие (скажем, древнеегипетские иероглифические памятники) написаны на языке, в целом доступном для понимания. Но сама система письма давно умерла, и «доступность» эту ещё надо было установить. Итак, после находки памятника древнего письма археологом приходит очередь его «чтеца»-дешифровщика. Дешифровка неизвестных систем письменности давно стала важным направлением в языковедении.

Главным подспорьем для дешифровщика являются так называемые билингвы - памятники, в которых на двух языках или двумя письменными системами даётся один и тот же текст. Билингвы были довольно распространены на Ближнем Востоке, где параллельно существовали разные системы письма. Роль билингвы могут играть и словари, по тем же причинам активно создававшиеся в древних ближневосточных государствах. Подлинная удача для историка - находка трилингвы, т. е. совпадающего текста в трёх разнописьменных вариантах.

С трилингвы некогда началась расшифровка древнеегипетской письменности. В руки французского исследователя Жана Франсуа Шампольона (1790 - 1832) попала надпись на так называемом Розеттском камне. На этой базальтовой плите одна и та же надпись повторялась на греческом и древнеегипетском языках. При этом один вариант египетского текста был выполнен хорошо известным местным алфавитным письмом, а другой - загадочными для тогдашней науки иероглифами. Прочтение Розеттской надписи позволило определить основные черты иероглифического письма и расшифровать его.


Греческое письмо. Камень. Лувр. Париж. 475 г. до н. э.

Большое количество словарей, билингв и трилингв досталось археологам, проводившим раскопки в Месопотамии и других областях Передней Азии. Среди них особое место занимает трёхъязычная Бехистунская надпись, высеченная на высокой скале Бехистун близ города Хамадан в Иране. Эту памятную надпись о победах персидского царя конца VI в. до н. э. Дария I удалось прочесть английскому учёному Генри Кресвику Роулинсону (1810 - 1895). Она дала ключ к расшифровке клинописи древних цивилизаций Ближнего Востока. Закономерным итогом этой многолетней работы, восхождения по цепочке билингв и словарей, стало открытие неизвестного прежде и не родственного известным языка - шумерского.

В случае, когда в распоряжении учёных не оказывается билингвы, им приходится вести расшифровку письмен исходя из самих доставшихся текстов. Тогда внимательнейшему изучению подвергаются характер письма, состав текстов, сведения о культуре, их породившей. Если удаётся определить предполагаемый смысл хотя бы одного текста (например, часто повторяющееся перечисление двенадцати-тринадцати слов может быть обозначением месяцев), в руки учёных попадает так называемая искусственная билингва. Если же с её помощью тексты начинают читаться, причём не только самим первооткрывателем, значит, путь избран верный. Честь разработки этого метода принадлежит российскому учёному Юрию Кнорозову (1922-1999), занимавшемуся исследованием цивилизаций Центральной Америки. Разработанная им методика успешно применяется его учениками и последователями при изучении протоиндийского, минойского и рапануйского письма.



Поделиться