Психологическая культура и образование.

Психологическая культура личности – это характеристика гармоничности построения основных процессов поведения и управления ими. Она выражается, в первую очередь, в достаточно хорошей саморегуляции действий и эмоций, в конструктивности общения и конструктивном ведении различных дел, в наличии выраженных процессов самоопределения, творчества и саморазвития.

Изучают выраженность и качество шести частных видов культурно-психологических поведенческих проявлений:

1 - самопонимание и самопознание, наличие самоанализа своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают лучше осознаваться свои планы, отношения и психологические особенности, образуется самооценка, реально помогающая жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, быть самим собой;

2 - конструктивность общения со сверстниками, ближними и дальними людьми, помогающая продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;

3 - хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - развитые умения поддерживать положительный эмоциональный тон, сохранять спокойствие в стрессовых ситуациях, проявлять гибкость при решении сложных задач и в общении;

4 – наличие творчества – охотное освоение новых дел, придумывание новых способов выполнения привычной деятельности;

5 - самоорганизованность - достаточно реалистичное планирование, доведение начатого дела до конца, выполнение деловых обещаний, умение распределять время на различные дела;

6 - гармонизирующее саморазвитие - наличие самозадач и деятельности по самовоспитанию своих качеств, улучшающих образ жизни, поддержание бодрости с помощью физических упражнений, умение заставить себя соблюдать ежедневную гигиену, сохранять порядок в своей комнате и т.п.

Эти шесть частных показателей составляют общий фактор – Психологическая культура личности

Развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением.

О психологической культуре человека можно говорить в контексте различных сфер жизнедеятельности (профессиональной, личной), с учетом ряда особенностей (национальных, возрастных и т.д.). Например, развитие психологической культуры у детей связано, по-видимому, как с действием факторов наследственности и среды, так и с собственной активностью субъекта, т.е. с постановкой развивающих самозадач и их осуществлением, профессиональная психологическая культура определяется спецификой той или иной деятельности (учителя, врача, менеджера и т.д.), особенностями решаемых задач. В этом ракурсе базисная психологическая культура личности определяется наличием характеристик, параметров, определяющих готовность эффективно решать широкий круг повседневных задач независимо от особенностей узких, специальных видов деятельности, выполнять широкий спектр социальных ролей безотносительно к конкретной профессиональной деятельности. Именно в таком понимании она является предметом нашего изучения.

Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность) в области психологии, так и основные параметры развития личности. Причем, психологическая культура личности не может рассматриваться вне контекста той культуры, в которой человек вырос, живет. Она содержит в себе черты как общечеловеческой, так и национальной, социально-стратовой культуры, "вычерпывая" ее достояние в пространстве и времени.

Понятие "психологическая культура" системное и многокомпонентное. Оно может быть раскрыто с точки зрения следующих основных аспектов:

Гносеологического;

Процессуально-деятельностного;

Субъективно-личностного.

Психологическая культура как составная часть системной культуры общества многослойна. В нее входят:

1)Обыденное психологическое знание и психологические практики, присутствующие в рамках религиозной жизни, общественно-политической, экономической, образовательной деятельностей.

2)Психологическая профессиональная деятельность и практическое знание, имеющее научное обоснование и вместе с тем долю искусства (психотехники, различные школы психологического консультирования и психотерапии и т.д.).

3)Психологическая наука и образование (в основном высшее), образующие сферу психологии.

Взаимосвязь образования и культуры подчеркивается многими отечественными и зарубежными авторами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.П. Зинченко, И.А. Зимняя, К. Роджерс, А. Маслоу и др.). Образ культуры проецируется в современные типы образовательного процесса, и ее воспроизводство осуществляется в образовании. В этой связи актуальным и своевременным становится определение понятия «психологическая культура человека» и рассмотрение его содержания как важнейшей составляющей общей культуры человека.

Итоги научного и практического развития психологии в XX в. еще не обобщены, не осмыслены и тем более не интегрированы в собственную субкультуру. Разные методологические подходы к феномену человека, в частности и к феномену жизни, живого вообще, конфронтация двух основных парадигм, естественно-научной и гуманитарной, построение психологической науки, обретение психологией собственной практики, расширение ее влияния на многие области человеческой деятельности вызывают тревогу по поводу возможной утраты «культурного кода науки» (В.П. Зинченко). «Культурный код науки» транслировался в прошлом самими живыми его носителями, создателями оригинальных научных школ и направлений. Таким образом, представление о содержании психологической культуры можно получить путем эмпирического анализа того уникального и типического, что отличало самих создателей «культурного кода». Были выделены 14 некоторые основные компоненты психологической культуры:

1)гуманизм, увлеченность, бескорыстность, страстная преданность науке;

2)исключительная тщательность и внимание к фактам;

3)понимание относительности научных доказательств и выводов;

4)высокий уровень личностной рефлексии, способность к иронии и самоиронии;

5)широкие культурные интересы, развитый эстетический вкус;

6)широкая гуманитарная культура;

7)речевая выразительность, наполненность эмоциональной жизни;

8)миро и жизнеутверждение, оптимизм, альтруизм.

В меньшей степени носителям подлинной психологической культуры были свойственны гибкость и социальная адаптированность по отношению к основным мировоззренческим категориям.

Между тем вне профессионального сообщества психологическая культура до сих пор складывается стихийно. Ее отличает аморфность, нерасчлененность и неосознанность. Задача формирования психологической культуры подрастающего поколения не может быть решена без развития индивидуальной психологической культуры взрослых, родителей, воспитателей, учителей и самих психологов.

Психологическая культура является важной составляющей персональной культуры человека. Ее отличают следующие особенности:

1)широкое общекультурное образование;

2)потребность быть культурным человеком;

3)желание иметь психологическую культуру;

4)потребность быть носителем психологической культуры;

5)чувствительность к психологическому опыту, опыту собственной жизни;

6)осознанность мыслей, чувств, поведения;

7)способность к проблематизации событий собственной жизни;

8)конструктивное, творческое осуществление собственной жизни.

Психологическую культуру нельзя передать как застывшую архаичную форму. Культура «живет» не внутри формы, а на ее границах, проявления ее спонтанны, они отражают индивидуальность ее носителя. Культура психологического знания и опыта может снять проявления бескультурья, но при условии осуществления ее в ходе «живого опыта», путем развития «культурного состояния», направленного на осуществление определенного усилия по изменению себя.

Психологическая культура - это теория познания человеком самого себя. В состав психологической культуры нужно включить и то, что можно назвать психологической деятельностью. Деятельность по психологическому личностному самообслуживанию, т.е. та деятельность, которую человек обращает внутрь самого себя и которая обслуживает его собственный внутренний мир. Иными словами, деятельность самопознания - деятельность, связанная с формированием собственных внутренних инстанций, со способностью преодолевать те или иные внутренние трудности; деятельность, вынесенная за пределы личности, межличностная деятельность, которая тоже опосредуется психологической культурой. Итак, можно считать, что психологическая культура имеет два основных уровня. Теоретический, представленный психологией, психотерапией и теорией воздействия людей друг на друга, которую разработали специалисты и которая стала достоянием науки. Но есть и другой, так сказать, доконцептуальный, житейский уровень психологической культуры. По мнению Я. Коломинского, формирование психологической культуры связано с выстраиванием методологических мостиков между тем опытом человека, в котором он выработал свою собственную психологическую культуру, и научным уровнем последней.
Психологическая культура должна рассматриваться как специфический феномен гражданского общества, находящий формы институциализации в образовательных программах общего и специального образования, в системе психологической поддержки разных групп специалистов и, в первую очередь, реализующих эти программы учителей.
В психологических словарях называются «некоторые проявления психологической культуры личности: умение ясно и определённо мыслить, говорить, контролировать своё поведение, владеть эмоциями и чувствами, самодисциплина, собранность, организованность, вежливость» .
Л.С. Колмогорова содержательно рассмотрела каждый из компонентов психологической культуры.
1. Культурные нормы, поддерживающие межгрупповые и межличностные отношения: побуждающие и запрещающие; общечеловеческие, национальные, классовые, групповые; по степени обязательности - обязательные и необязательные к исполнению.
2. Знание как результат процесса познания выражено в понятиях, теориях, представлениях, суждениях, законах. Оно может быть научным и донаучным (житейским), эмпирическим и теоретическим, практическим и духовным.
3. Значения - культурное средство соединения с миром посредством знаков, они выражаются в образах, условных знаках, жестах и словах, одежде, ритуалах и т.д.
4. Ценности как способ регуляции человеческого поведения и деятельности являются сложным компонентом культуры. Ценности - это то, без чего человек не мыслит свою жизнь полноценной.
5. Символы в сфере психологии - объект рассмотрения с точки зрения различных форм проявления в психической деятельности (сказки, сновидения, метафоры и т.д.), их трактовки, придания им личностного смысла и влияния на деятельность человека

Лекция, реферат. 5. Психологическая культура личности и ее структура - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.



Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Психологическая культура личности - комплексное понятие, которое включает знания человека об основных факторах и законах развития внутреннего мира человека, способах и приемах психической саморегуляции.

Уровень психологической культуры человека социально обусловлен и зависит от системы ценностей, общественного мнения и доступности информации широким слоям населения.

Психологическая культура находится на высоком уровне только в том обществе, в котором одной из важных социальных ценностей является человек, его личность. В обществе, где доминирует деспотизм, диктаторство, тоталитарный режим, психологическая культура не развивается. Низкий уровень психологической культуры объясняется недостаточным вниманием государственной власти к человеку, его личности. При этом невозможно повысить уровень психологической культуры человека в отдельности и общества в целом, не изучив как объект ее саму.

1. Историческое формирование психологической культуры личности

психологическая культура личность

1.1 Архетипическое восприятие как основа формирования психологической культуры

Остановимся подробнее на историческом аспекте психологической культуры личности. Значительным явлением культурной истории человечества на этапе первобытного общества было мифотворчество.

Мифология - это совокупность преданий, сказаний о богах, духах, героях, обожествленных или связанных с богами своим происхождением. В то же время, - это система фантастических представлений о мире и человеке. В первобытном обществе мифология служила основой понимания мира. Мифотворчество являлось следствием того, что человек не выделял себя из окружающей природной и социальной среды.

Построение мифов несет в себе черты первобытного мышления: диффузность, образность, большая эмоциональная насыщенность, акцент на действии в противовес ориентировке, рефлексии. Для мифологического мышления объяснение устройства вещи тождественно рассказу о том, как она делалась. В мифе переплетены зародышевые элементы религии, философии, науки, искусства. Все эти элементы, развиваясь, становятся самостоятельными сферами общественного сознания, сохраняющими многочисленные связи с мифологией. Мифология не остается исключительно памятником первобытного мировоззрения и архаических форм повествования. Особенности мифологического сознания могут сохраняться наряду с формами научного знания, соседствовать с научной логикой.

Согласно мифологическим представлениям, в мифическое время - время жизни первопредков, которое предшествовало историческому времени, была определена природа человека, его души и тела. Особым актом сотворения человека во многих мифах является наделение душой животного или вещи. В мифическое время были определены также образцы и санкции социального поведения. Порядок в природе и обществе поддерживается магическими духовными силами. Активизировать эти силы можно ритуалами, инсценирующими события мифического времени (особенно во время календарных праздников, инициаций (инициация - распространенный обряд посвящения юношей и девушек (обычный возраст - 12-15 лет, иногда и более) в полноправные члены рода, переход в группу взрослых.) и т.п.). Считалось, что магические силы оказывают свое влияние не только через ритуалы, но и через сны.

В мифах душа часто связывается с воздухом, дыханием, ветром, бурей. По библейской мифологии, Бог вдунул в Адама дыхание жизни, и стал человек живою душою. Множественность проявлений жизнедеятельности определила представление о множественности душ человека: душа живущего и душа мертвеца (египетская традиция), светлая и темная части души (китайская традиция).

Распространено представление о существовании внешней души, которая покидает тело во время сна в виде животного, птицы или насекомого (нанайцы, чеченцы, бирманцы). По одним представлениям, после смерти душа находит прибежище в загробном мире, по другим, - возвращается в тотемический центр племени (к священному животному, растению, реже неодушевленному предмету, - прародителю племени), к мировому древу и т.п., т.е., возвращается к источнику жизни, после чего вновь воплощается в новорожденного.

Считалось, что душой человека управляли духи - мифологические существа, причисляемые к низшим уровням мифологической иерархии, в отличие от богов, входящих в пантеон.

Духи делились на добрых и злых, на собственных духов (воплощавших душу человека), духов рода, духов семьи и духов предков. В ряде мифологий различались также духи-помощники, соотносившиеся с разными частями тела (дух лба, глазной дух и пр.). Во многих первобытных племенах было распространено представление, что человек обладает помимо собственной еще и "лесной" душой, воплощенной в диком животном или дереве (друиды), с которым он имеет некоторую психическую идентичность. Если "лесная" душа воплощена в животное, то такое животное становится человеку как бы братом. Отсюда представление, что человек, чей брат крокодил, находится в безопасности, когда плавает по реке, кишащей крокодилами. Если же душа - дерево, то оно имеет по отношению к человеку нечто вроде родительской власти. В обоих случаях ущерб, нанесенный "лесной" душе, истолковывается как повреждение самому человеку.

Давая возможность подойти к осмыслению действительности путем обнаружения и узнавания типического в многообразии явлений, миф позволял человеку переживать очень важное для него чувство единения, целостности, устойчивости мира. Некоторые мифы аналогичны иллюзиям восприятия, но это не умаляет их значения в картине мира отдельного человека. В когнитивном аспекте миф выступает средством усвоения социального опыта, его конденсации, структурирования и сохранения.

Возникновение и жизнь мифа обычно были связаны с определенными архетипами - неосознаваемыми базовыми схемами представлений и тенденциями к образованию общих для людей представлений, независимо от их этнической принадлежности, языка, культурных традиций, уровня психического развития, уровня образования и т.д.

По мнению К.Юнга, некоторые мыслительные формы, универсально понимаемые жесты, многие установки следуют образцам, сформировавшимся задолго до того, как человек обрел рефлексивное мышление, и продолжают существовать независимо от рефлексивного мышления.

Это продукты биологического, доисторического развития разума архаического человека, психика которого была еще близка к животной. Основой примитивного сознания являются образы: дерева, яйца, змеи и др. В них символически отражены вечные общечеловеческие идеи (голода, болезни, старости, смерти, войны, богочеловека, богатыря, побеждающего зло в виде драконов, змей, демонов и освобождающего свой народ от смерти и разрушения), вошедшие во множество мифов, религиозных и философских учений и оказавшие воздействие на целые народы и исторические эпохи.

Повествование или ритуальное повторение священных текстов и церемоний, почитание образа героического деяния с помощью танцев, музыки, гимнов, молитв и жертвоприношений возбуждают и охватывают людей возвышенными эмоциями через идентификацию с героем.

Роль архетипов заключается в том, что, будучи структурными элементами человеческой психики, общими схемами поведения они хранят опыт филогенетического развития человечества, обеспечивают человеку понимание мира, самого себя, других людей, единство человеческой культуры, преемственность различных эпох.

Архетипическое восприятие - это одна из реализаций обобщенности и осмысленности на верхних уровнях социальной перцепции. Оно является базисом и ориентиром в понимании групповой и индивидуальной форм поведения и деятельности, в понимании мотивов, установок, отношений, причин решений и поступков.

Архетип, связанный с мифом, и содержание мифа, которое соотносится с действительностью и помогает ее понимать, более постоянны в своем историческом и географическом существовании. Оформление же мифа, т.е., те сюжеты, сказания, легенды, в которых он передается, более изменчиво и имеет большую культурно-историческую обусловленность, зависимость от этнических факторов.

Одним из основных механизмов передачи психокультуры были и остаются ритуалы. Форма ритуального действа важна не меньше его содержания. Ритуалы эффективны для изменения эмоциональных состояний, для формирования и поддержания чувства общности на уровне этноса в целом, больших и малых групп, семьи, они способствуют сплочению, позволяют отдельному индивиду ощутить свою групповую идентичность.

Самоидентификация личности, переживание собственной уникальности предполагают уединение, периодическое одиночеств. Но для личности не менее важна и противоположная потребность - быть с другими и вести себя, как другие.

Ритуальные действа - праздники, карнавалы, шествия, танцы, совместная трапеза, удовлетворяют эту потребность, дают широкий спектр интенсивных и приглушенных эмоций, оказывают благотворное психологическое воздействие через эмоциональную разгрузку.

Рождение ребенка, совершеннолетие, вступление в брак, смерть являются значимыми для человека событиями, сопровождающимися насыщенными, интенсивными переживаниями. Для их когнитивного и эмоционального принятия требуется время и внутренняя работа. Ритуал, с одной стороны, помогает такой внутренней работе, предлагая исходные точки для осмысления важного события, с другой стороны, уравновешивает интенсивную внутреннюю работу адекватным объемом внешней поведенческой активности. В любое переживание вовлечены и душа, и тело, их активность должна быть согласована, что имеет важное психогигиеническое значение.

В истории человечества многие существенные черты психологического воздействия формировались в русле психотерапевтического влияния. Длительное время врачевание было не самостоятельным видом деятельности, а одним из аспектов практической деятельности конкретных людей, владеющих только теми приемами лечения, которые были ближе всего их деятельности, направленной на достижение иных, неврачебных целей.

Даже для профессионального врачевания не считалось необходимым владеть всеми основными приемами лечения, распространенными в данное время. Широко использовались магические действия, связанные с толкованием явлений неживой и живой природы, растительного и животного мира, закономерностей смены одних явлений другими и т.д. Уже в догиппократовский период важное место в лечении помимо разнообразных магических ритуалов, действий, символов начинают занимать приемы психологического воздействия специальной психотерапевтической направленности.

Так, например, лечение в асклепийонах (специальные храмы для врачевания в Древней Греции) на первой фазе предполагало шоковое воздействие на пациента, которого помещали в подвал и осуществляли различные действия, усиливавшие стресс. Такой способ является аналогом современной стрессовой терапии. Для излечения применялись различные магические акты, в которых здоровье человека приравнивалось целостности творимого космоса (сотворенного мира). Они были обращены к богам, духам-целителям связанным с космическими стихиями и порядком. Например, в заговорах против водянки упоминается божество водной стихии. Распространенный мотив заговоров - перечисление основных элементов и стихий мироздания и соотнесение их с частями тела человека. Психологическое воздействие в начальном периоде развития человечества имело ряд черт, общих для разных народов. Желаемое психическое качество формировалось через имитацию внешности того существа, у которого оно ярко выражено. Значительную роль в этом играли животные. Человек как бы заимствовал качества у животных, а животных наделял человеческими качествами. Считалось, что шкура хищника примерно так же полезна, как и сам хищник, находящийся на стороне человека. Надев шкуру льва или медведя, станешь таким же могучим и грозным как они. Защитить может не только живая змея, но и змеевик-оберег (амулет с изображением змеи). Преобладал критерий полезности, необходимости какой-либо вещи или действия. Принадлежность же ее элементов к различным мировоззренческим взглядам не имела значения.

Так в змеевике-обереге сочетались языческие и христианские символы. Противодействие осуществлялось по принципу однородности: страшное гнать страшным, злое - злым, змею - змеей. Затем однородность стала пониматься более обобщенно: змея может отогнать не только змею, но и беды, болезни. Направленность на устрашение, отпугивание в преодолении физических, душевных расстройств (тревога, болезнь), для предупреждения нежелательных событий, преодоления влияний враждебных сил сохранялась на протяжении многих столетий.

1 .2 Формирование психологической культуры личности под влиянием психологической культуры этноса и психологических субкультур

Психологическая культура личности формируется в условиях значительного влияния психологической культуры как этноса в целом, так и различных входящих в ее состав психологических субкультур.

Существуют различия между психологическими субкультурами городских и сельских жителей, высших и низших слоев общества, выделяются субкультуры интеллигенции, духовенства и т.д. В любой общности людей особую субкультуру составляют люди, осуществляющие психологическое воздействие как основной вид своей деятельности. Это целенаправленное воздействие с сознательным использованием методов и достаточно ясным представлением результатов. В прежние века представители таких субкультур, как правило, не обладали какими-либо специальными знаниями. В настоящее время положение иное, но весьма различающееся в разных социумах.

Так, например, в нашей стране те, чья профессия предполагает работу с людьми и требует психологической компетентности, получают знания по психологии, которые, однако, фактически невозможно применять в профессиональной деятельности из-за их:

1) очень небольшого объема;

2) слабой систематизированности;

3) недостаточной практической направленности - за усвоением знаний редко следует формирование практических умений.

Нормативные каноны психологической культуры личности нельзя изучать без соотнесения с конкретной социальной группой, которая отличается, прежде всего, образом жизни, ценностными ориентациями, правилами и стереотипами поведения.

Эти характеристики социальной группы обусловливают нормы регулирования и развития психики. Социокультурные традиции общества, характерный образ (стиль) жизни, уровень развития социума, психологическая культура личности - все это явления, тесно взаимосвязанные и взаимообусловленные. Их изолированное развитие или направленная модификация без учета взаимосвязей невозможны.

Поэтому "пересаживание" психологической культуры из одной общности в другую, во всяком случае, без соответствующей модификации и адаптации, обречено на неуспех. К примеру распространенное в настоящее время в ряде социальных групп европейских стран освоение буддийской культуры саморегуляции вряд ли будет успешным и глубоким без одновременного целостного принятия присущих буддизму принципов саморазвития и самосовершенствования личности, поскольку эти принципы вступают в конфликт с формирующим компонентом психологической культуры европейских этносов, что на уровне отдельной личности приводит к напряжению, как внутреннему, так и в межличностных отношениях.

1 . 3 Проблемы формирования пс ихологической культуры личности . Психологическая культура и психическое здоровье человека

Рассмотрим связь психологической культуры с психическим здоровьем. В каждой психологической культуре общности людей видное место занимают формы и методы укрепления психического здоровья. Социокультурные факторы влияют на определение вида расстройства и оценку его глубины. Различные психологические и психиатрические симптомы получают разную степень одобрения социумом.

Социокультурные факторы могут оказать и искажающие влияние на постановку диагноза. На объяснение причин и особенностей возникновения психических нарушений влияют национальные, религиозные традиции и установки, мифология, фольклор, распространенные эпические произведения. Существуют этнические психозы, в основе которых - механизм самовнушения, связанный с бытующим в данном этносе мифом. Так, у китайцев юго-восточной Азии (чаще у мужчин) встречается синдром Коро: резкое нарастание страха, ведущее к панике, в связи с ощущением, что половые органы как бы втягиваются в брюшную полость, полное же втягивание ведет к смерти. Такие субъективные ощущения - следствие определенных убеждений, рожденных культурой: если в организме нарушено равновесие между Ян и Инь - Инь больше Ян, то это отрицательно влияет на мужские особенности тела.

Отношение к психическим болезням связано с традициями психиатрии, влиянием на психиатрию всех других наук о человеке. Например, в китайской психиатрии до недавнего времени были распространены трактовки психических болезней как имеющих органическую или физиологическую природу. Это обусловлено влиянием традиционных представлений о психофизиологической природе человека как основывающейся на взаимодействии потоков энергии внутри организма. Состояние потоков энергии и особенности их взаимодействия с энергией внешнего мира определяют психическое здоровье или нездоровье. При этом социально-психологические причины заболеваний, например депрессии, недооценивались. Менее глубокие психические расстройства (неврозы, ситуативные и острые реактивные состояния) также культурально обусловлены. Так, обследование жителей пяти азиатских стран (Индонезия, Китай, Таиланд, Тайвань, Япония) выявило значимые различия в характере проявления отдельных симптомов (тревожность, раздражительность, депрессивность, страхи, головные боли, боли в груди и др.) для одних и тех же психических расстройств.

Отсутствие соответствующей психологической культуры может быть причиной того, что люди не осознают связи между испытываемым стрессом и ощущаемым соматическим расстройством. Представители западной культуры сильнее, чем восточной, склонны драматизировать свои личные и семейные проблемы, что в некоторой степени создает более благоприятную почву для психосоматических расстройств.

На любую психотерапевтическую и психологическую помощь, потребность в которой может испытывать человек, оказывает большое и многообразное влияние культурная среда. Определенные направления психологической помощи можно рассматривать как процесс преодоления рассогласования между индивидом и требованиями культуры, в которую индивид погружен.

В культуре каждого этноса есть определенные действа, выполняющие психопрофилактические функции. Многие праздничные ритуалы имеют психопрофилактическое и психогигиеническое значение. Средства массовой информации модифицируют психологическую культуру, как личности, так и этноса, например, дополняя ее научными представлениями. Актуальное состояние психологической культуры характеризуется не только соотношением научных и обыденных представлений о психике, но и многими специальными факторами, состоянием общества в целом. Предпочитаемый тип психотерапевтического и психогигиенического воздействия находится в тесной связи с уровнем социальной организации общности.

Так, психологическая культура Беларуси недавнего времени могла характеризоваться, в частности, распространившимся в последнее время эстрадным целительством: теле- и радиосеансы психотерапии, встречами массовой аудитории с экстрасенсами, магами, колдунами и прочими лицами, использующими суггестивные методы. Широкое распространение различных магических действий и манипуляций, экзотических воздействий и процедур было вызвано не только социально-политической напряженностью в обществе (без сомнения усиливающей стрессовые изменения психики у многих людей), но и низкой культурой использования услуг квалифицированных специалистов. В известной мере, спрос на такого рода услуги тормозится и ограниченным предложением. Удельный вес специалистов в области психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии в РБ очень невысок, по сравнению с высокоразвитыми странами.

Развитую систему взглядов на психологическую культуру сохранения здоровья содержат астрологические учения, предписывающие нормы, ценности и конкретные правила, которых должен придерживаться человек в поведении, деятельности, самосовершенствовании. В них далеко не все достаточно убедительно, есть значительные различия в подходах, противоречия между отдельными школами, но, тем не менее, среди прочих астрологическое направление выделяется наибольшей целостностью и стройностью взглядов, что неудивительно, если учитывать возраст этих учений.

Преобразование психологической культуры в широком временном масштабе характеризуется увеличением количества психогигиенических и психокоррекционных воздействий, осуществляемых индивидуально, отходом от коллективных форм вхождения в состояния релаксации, в измененные состояния сознания и состояния, приводящие к оздоровительным изменениям в психике. Технология психологического воздействия становится все более независимой от религиозных.

Заключение

Итак, в настоящее время психологическая культурология находится в начале своего развития, обретает собственный понятийный аппарат. Источниками для изучения психологической культуры личности являются документальные, биографические и автобиографические произведения, этнографические описания и свидетельства, статистические данные, прежде всего в области медицины и педагогики.

В заключение приведем основные выводы:

1. Психологическая культура каждого человека является неотъемлемой частью его духовной культуры. Она определяется обыденными представлениями о психике, формируется под влиянием культурно-исторических традиций и комплекса социально-экономических факторов.

2. Истоки психологической культуры личности - в мифологических представлениях о природе человека и его души, в связанных с этими представлениями архетипах.

3. В психологической культуре могут быть выделены три основных компонента: презентативный, регулятивный, формирующий.

4. Психологическая культура личности является одним из формирующих личность человека факторов и входит важной частью в картину мира человека, в его самосознание.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Психологическая культура, её влияние на личностный рост человека. Формирование психологической культуры будущих специалистов, правила поведения. Тренинги как инструмент повышения психологической, корпоративной и организационной культуры организации.

    реферат , добавлен 24.06.2014

    Юридическая психология и место в ней психологической культуры юриста. Личность как социально-психологический облик человека. Виды и структура личности. Общая характеристика структурных элементов склада психики личности - интеллекта, чувств, воли.

    реферат , добавлен 28.05.2010

    Определение, структура и содержание психологической саморегуляции человека, особенности ее протекания в экстремальных условиях. Детерминанты эффективной саморегуляции человека, ее методы и основные принципы. Проведение тренинга саморегуляции личности.

    курсовая работа , добавлен 15.09.2011

    Теоретический анализ проблемы влияния культуры в социальной микросреде на формирование психологической культуры детей. Изучение сущности детской субкультуры. Психологическая культура родителей, как фактор формирования психологической культуры детей.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2010

    Общее представление о личности. Психологическая структура личности. Формирование и развитие личности. Основные факторы развития личности. Формирование личности - очень сложный процесс. Социальное направление образования и общественного воспитания.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2003

    Психологическая защита личности как предмет научной рефлексии. Психологическая защита и адаптивное поведение. Методы исследования потенциала психологической защиты, развивающего личность. Психологическая поддержка личностного развития студентов.

    дипломная работа , добавлен 07.05.2011

    Анализ психолого-педагогических проблем социальной ситуации подростка как фактора психологической безопасности личности. Эмпирическое исследование психологической безопасности. Психические процессы, формирующиеся благодаря активной деятельности человека.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2014

    Понятие "гуманитарная культура". Место гуманитарной культуры в процессе социализации личности. Знание человека о своей сущности - ядро гуманитарной культуры, ее индивидуализирующая функция. Нормы поведения, ценностные ориентации человека и общества.

    реферат , добавлен 25.02.2014

    Характеристика воздействия общества и семьи (макро-, микросреды) на формирование одаренной личности. Особенности и условия появления политического лидерства. Изучение психологической грамотности, как фактора формирования психологической культуры личности.

    реферат , добавлен 22.03.2010

    Определение понятия "личность". Анализ общей психологической структуры личности и ее основных свойств. Выделение особенностей характера, темперамента, способностей, воли и волевых качеств современного человека. Индивидуальность как проявление единичного.

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Педагогический институт

Факультет начальных классов

Специальность 050708-Педагогика и методика начального образования

Кафедра педагогики и психологии

Выполнила:

Студентка 3 курса

очной формы обучения

Елена Кунченко

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

Научный руководитель:

к.ф.н.,доцент

Попова Надежда Николаевна

Мичуринск - Наукоград 2012

Введение…3

1. Понятие психологическая культура личности, ее развитие и формирование..5

1.2. Психологическая культура высокого уровня…8

2. Психологическая культура учащихся и ее повышение…10

2.2. Психологическая культура студента и педагога…13

3. Тестирование…15

Заключение…20

Список используемой литературы…21

Введение

Гармоничное состояние личности предполагает наличие некоторого уровня противоречивости, стимулирующего саморазвитие и вкус к жизни. Процесс самоиспытания не имеет границ. Если человек вовлечен в него, то в его базовом состоянии всегда будет определенная, но не очень большая, толика проблемности, возникающей от неполного выполнения поставленных перед собой задач, тем более, если эти задачи имеют практически бесконечный характер.

Наличие некоторой, оптимальной доли противоречивости личности, неполноты ее согласованности с собой и с миром, неполной ее самоудовлетворенности, процессов самоиспытания и саморазвития является существенным признаком гармоничной личности и гармоничной жизни человека. Важно отметить, что это противоречия и проблемы, которые реально разрешаются самой личностью путем проб и ошибок, попыток специальной самоорганизации своей жизнедеятельности. То есть жизнь - это и эксперимент с самим собой и с миром. Каждый шаг такого по возможности разумно организуемого эксперимента представляет пусть и небольшое, но движение вперед. Итак, гармоничное состояние личности - это в целом самоуправляемое состояние и самоуправляемый процесс, отличающийся в то же время некоторой долей проблемности, принципиальной незавершенности.



Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

По мнению О.И.Моткова психологическая культура (ПК) - наработанная и усвоенная личностью система конструктивных способов, умений самопознания, общения, саморегуляции эмоций и действий, творческого поиска, ведения дел и саморазвития. В развитом виде характеризуется высоким качеством самоорганизации и саморегуляции различных видов жизнедеятельности. В пределах возможного, она выражается в хорошем самоуправлении динамическими характеристиками своих потребностей и тенденций, характерологических черт, отношений и ценностей, а также в оптимальном построении процессов их осуществления. Это в первую очередь поведенческая, процессуальная составляющая жизни личности, проявляющаяся в ее реальных поступках, основанных на широком репертуаре выработанных умений владения собой. Здесь есть и ценностный, мотивирующий аспект: для человека с развитой ПК важно вести себя оптимальным образом, всякий раз находить приемлемые для себя и других, экономичные способы поведения. Под словом «культурные» понимаются те схемы поведения, которые создаются с учетом как желаний и целей своей личности и своего организма, так и с учетом восприятия других людей и законов природы в целом. Другими словами, это разумные, произвольные поступки человека, организуемые его субъектом (его оперативным Я).

Целью данной работы является исследование составных компонентов психологической культуры.

Объектом исследования является психологическая культура личности, а предметом - процесс зарождения и формирования психологической культуры личности, его основные закономерности.

Материалом(основным) послужили работы О.И Моткова, В.Н. Дружинина, Л.С. Колмогоровой.

Социально-экономическая реформа и происходящие изменения в современном российском образовании ставят во главу угла проблему общекультурного развития школьников и студентов. К образованию предъявляются новые требования, связанные с необходимостью высококвалифицированной подготовки будущих специалистов к профессиональной деятельности в быстро меняющемся мире. В образовательной практике отмечены тенденции, свидетельствующие о важности и необходимости формирования психологической культуры в процессе обучения в учебных заведениях, отличительной чертой которого является внимание к индивидуальности человека, самостоятельности, ответственности, мотивации. Психологическая культура обеспечивает социальную ценность будущего специалиста, его адаптивность и жизнестойкость в современном мире на рынке труда. В связи с этим задачами моей курсовой работы будут являться:

- изучение психологической культуры личности, ее основных компонентов, литературы по данной теме;

- оценивание силы психологических стремлений, а также степень полноты их осуществления в каждодневной жизни школьников и студентов, посредством тестов;

- сделать необходимые выводы.

Понятие психологическая культура личности, ее развитие и формирование.

Психология в XX в. перестала быть научной экзотикой и превратилась в

«нормальную» науку, стала равноправной в ряду других, не менее уважаемых областей человеческого знания: физики, химии, биологии, лингвистики и т. д. Психологическая практика превратилась в самостоятельную сферу человеческой деятельности и приносит специалистам, которые решают психологическими методами проблемы людей, регулярный (хотя и не очень большой) доход. Следовательно, психологическое знание практично, операционально, а психологическая деятельность эффективна приноситреальную пользу людям. Наконец, психология превратилась в существенную часть нашей повседневной жизни. Во всех книжных магазинах отдел «Психология» самостоятелен и заполнен массой книг. Специальность психолога стала одной из самых престижных. Конкурсы на факультеты психологии МГУ и РГГУ доходят до 13 человек на место. В США профессия психолога входит в десятку наиболее престижных. Каждая американская семья, принадлежащая к среднему классу, имеет семейного адвоката, врача и психолога.

Психологическая культура - в развитом виде это достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни.

Понятие «психологическая культура» по своему содержанию близко понятию «произвольность» культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Важно, однако, отметить, что ПК как выражение действия разума, действия субъекта, может проявлять себя частично и в неосознаваемых формах, и не обязательно с привлечением всякий раз механизма речи. Опосредствование построения планов поведения и принятия решений, коммуникации, может идти и с преимущественным использованием зрительных и других образов и представлений, а также психомоторных схем и эмоциональных предпочтений.

Впервые определение понятия «психологическая культура» и методика ее изучения «Культурно-психологический потенциал» были описаны в книге «Психология самопознания личности» Моткова О.И. Оно по содержанию близко понятию «культура психической деятельности», представленному в книге по культурологии древнего Китая (Абаев Н.В., 1989). Сегодня, как считает Олег Иванович, понятие ПК, иногда чрезмерно расширяемое и неверно отождествляемое с понятием «общая культура» личности, прочно вошло в сферу исследований личности и ее развития.

Колмогорова Л.С. утверждает, что имеют значение знания человека о том, как лучше себя вести в различных жизненных ситуациях. Однако без их внутреннего принятия как значимых для себя, без превращения их во внутренние ценности, они остаются просто информацией, не имеющей особой значимости и, следовательно, не мотивирующей на совершение соответствующего поведения. В развитии ПК (преимущественно в саморазвитии) важно как стимулирование желания научиться вести себя оптимально, так и тренировка способов разумного поведения.

Итак, развитая ПК рассматривается как разумная самоорганизация и самореализация своих стремлений с учётом внутренних потребностей, возможностей, и особенностей окружающей среды. Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни и развитыми духовными ценностями, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно одним из его проявлений. Она является важной частью общей культуры человека и его интегральной гармоничности, и служит, в конечном итоге, личностным средством оптимального осуществления желаний и целей личности, обеспечения «хорошей жизни».

Психологическая культура, наряду с оптимальным образом жизни, обеспечивает устойчивое гармоничное функционирование личности и является одновременно его выражением.

Гармоничное функционирование проявляется в :

Преобладающем хорошем самочувствии;

Глубоком понимании и принятии себя;

Позитивных гармонизирующих ориентациях на конструктивное общение и ведение дел, на творческую игру, и т.д.;

Высокой удовлетворенности жизнью - характером своего общения, ходом дел, своим здоровьем, образом жизни, процессом творчества;

Высоком уровне саморегуляции (но не слишком высоком!) своими желаниями, эмоциями и действиями, своими привычками, процессом развития и т.п.

Как видно из этого перечня проявлений «хорошей жизни», она является

целостной характеристикой и выражается в различных психологических аспектах жизни личности: и в эмоциональных переживаниях и самоощущениях, и в мотивационных и когнитивных проявлениях, и в поведении. «Хорошая жизнь» человека обеспечивается оптимальным набором разнонаправленных стремлений и интересов его личности, преобладанием позитивных мотиваций над негативными, гармоничным функционированием в целом.

Понятие о психологической культуре. Основные виды, формы и уровни психологической культуры.

Понятие «культура» в переводе с лат. обозначает «возделывание»,«воспитание», «образование», «развитие», «почитание».Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм, учреждений, духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой, к самим себе.Психологическая культура – тот уровень самопознания человечества и тот уровень, который определяет отношение человека к окружающим людям,к самим себе, к природе и т.д.Психологическая культура включает тот корпус культурно-психологических понятий и представлений, посредством которого личность общается и взаимодействует с другой личностью. Психологическая культура педагога – интегральное качество личности педагога, выражающееся в эффективной реализации профессионально-педагогических функций на основе сформированной системы психологических знаний и умений и обеспечивающее личностно- ориентированное и личностно-развивающее обучение и воспитание детей, адекватное профессиональное самопознание и совершенствование, сбережение и укрепление психологического здоровья. Виды психологической культуры : теоретическая психологическая культура (теоретико- концептуальная) и практическая психологическая культура (психологическая деятельность).Формы психологической культуры: общая психологическая культура и профессионально-психологическая культура педагога, врача, юриста, инженера и т.д. Уровни психологической культуры : житейская психологическая культура и концептуально-теоретическая. Психотерапию можно рассматривать как средство формирования у клиента определенной психологической культуры. Принципы формирования психологической культуры:психологическаяпредобразованность ; вовлеченность;интроспективное проецирование;психотерапевтическое ожидание.

Психологическая предобразованность – это сумма, совокупность житейских психологических понятий, представлений, способов и умений, навыков психологической саморегуляции, приемов самовоспитания, а также методов межличностного взаимодействия, которые подрастающий человек приобретает стихийно в процессе социализации.

Соотношение концептуально-теоретической и житейской психологической культуры.Концептуально -теоретический уровень психологической культуры –это та психология, психотерапия и теория воздействия людей друг на друга, которую разработали специалисты и которая стала достоянием науки. Доконцептуальная психологическая культура (житейская) – это психологическая культура, которую народ создает допсихологов, без психологов и помимо психологов. В этом смысле каждый человек –психолог, и каждый сам для себя психологическая лаборатория. Формирование психологической культуры – это выстраивание методологических мостиков между тем опытом человека, в котором он выработал свою психологическую культуру, и научным уровнем психологической культуры. Психологию создает народ, а психологи по мере своих сил и возможностей описывают, осмысливают, обобщают его психологический опыт и т.д. Если какой-то психологический феномен не представлен ни в народном творчестве, ни в фольклоре, ни в произведениях великих поэтов и писателей, если этого там нет, то этого нет вообще. Если то, что психолог формулирует в своих теориях, никак не представлено в реальной человеческой жизни, то тем хуже для психолога. Поэтому между житейской культурой (доконцептуальной) и культурой психологической книжной(теоретической) существует очень сложное и интересное взаимодействие. Житейская психология существует в виде двух основных пластов, в виде житейских понятий и в виде реальных житейских способов личной саморегуляции и других форм психологической деятельности. Житейские понятия – это те самые понятия, о которых говорил Л.С. Выготский. Они обладают определенными свойствами, и в связи с тем, что их никто специально не вырабатывает, их усваивают стихийно в процессе непосредственного общения.


Изучение житейского психологического тезауруса, житейской психологической мудрости или нравственности – это очень важная, интересная задача, которую должны решать практические психологи. Мы должны знать, какая психологическая предобразованность у учащихся (детей), педагогов и родителей, что они знают, в какую почву мы «сеем»знания.

Психологическая культура личности в широком смысле – уровень самопознания человечества, объем и содержание психологических знаний, накопленных человечеством. Эти знания определяют взаимоотношения человека с самим собой, с другими людьми, с природой. В широком смысле психологическая культура – объединение психологического знания в системную целостность на основе абсолютных, общечеловеческих и гуманистических ценностей. Что касается узкого смысла понимания психологической культуры, то это система индивидуальных психологических представлений, понятий, умозаключений, а также спонтанного житейского опыта. Этот уровень индивидуальной психологической культуры является доконцептуальный, т.е.стихийно формирующийся в процессе социализации. Психологическая культура личности в узком смысле расширяется и углубляется в процессе специально организованного обучения. В этом случае индивидуальная психологическая культура приобретает системный целостный характер и становится регулятором отношений человека с самим собой и окружающими людьми. Таким образом, психологическая культура личности имеет 2 уровня: доконцептуальный и концептуальный . В генезисе психологической культуры следует выделять три основных уровня:- психологическую грамотность;- психологическую компетентность;- собственно психологическую культуру как развитый механизм личностной саморегуляции. Психологическая культура включает в себя следующие основные компоненты: когнитивный (некоторая система психологических знаний о людях и о себе, умение применять их на практике, а также определенный уровень развития интеллекта, способность к творчеству); рефлексивно-перцептивный (наблюдательность,психологическая проницательность, умение адекватно воспринимать самого себя, других людей, прогнозировать их поведение); эмоционально-чувственный (богатство и действенность переживаний, развитая эмпатия, умение сопереживать, способность к идентификации); коммуникативный (умение общаться, адекватно воспринимать и передавать информацию); регулятивный (самоконтроль, владение собой, умение управлять своими состояниями и своим умом, нравственная саморегуляция); подсистема опыта социального взаимодействия (умения и навыки социального взаимодействия: архетипы, установки и стереотипы культурного поведения); ценностно-смысловой (нормы, ценности и отношения к ним, включенные в смысловые личностные образования, мировоззрение, совесть).Три последних компонента в этом многомерном психологическом образовании являются системообразующими, а ценностно-смысловой компонент в этой системе, кроме того, выступает стержневым, интегрирующим. Именно от него зависит подлинность и зрелость психологической культуры человека. Без нравственных убеждений и внутреннего нравственного закона, а также социально значимых смыслов культурное поведение человека будет формальным или наигранным и обманчивым. Психологическая культура является результатом не только социализации и образования, но также большой внутренней работы человека, работы по сопряжению и гармонизации собственных жизненных интересов и потребностей с интересами окружающего мира и социума.

Зрелая психологическая культура, вероятно, - одно из наиболее гармоничных психологических образований. Она выступает социально-психологическим механизмом эффективной и продуктивной адаптации человека в социуме, условием полноценного и успешного взаимодействия личности с окружающими людьми и культурой, детерминантой психологического здоровья человека, фактором качества любой человеческой деятельности, в том числе и образовательной.составляющие психологической культуры личности.

1. Психологическая грамотность. 2. Психологическая компетентность. 3. Ценностностно-смысловой компонент. 4. Рефлексия. 5. Культуротворчество.

Психологическая грамотность представляет собой "азы" психологической культуры, с которых начинается ее освоение с учетом возраста, индивидуальных, национальных и других особенностей. Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т.д.), умениями, символами, правилами и нормативами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т.д. Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации и т.д. Психологическая грамотность предполагает овладение системой знаков и их значений, способами деятельности, в частности, способами психологического познания. В характеристике психологической компетентности мы придерживаемся определения компетентности, данного в работе М.А. Холодной: "Компетентность - это особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности" В работах психологов рассматриваются отдельные стороны компетентности: компетентность в общении (Л.А. Петровская, Ю.Н. Емельянов), интеллектуальная компетентность (М.А. Холодная) и т.д. Основное отличие психологической грамотности от компетентности заключается, на наш взгляд, в том, что грамотный человек знает, понимает (например, как вести себя, как общаться в той или иной ситуации), а компетентный - реально и эффективно может использовать знания в решении тех или иных проблем. Задача развития компетентности - не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в "психологическую практику" жизни. Ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности представляет собой совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т.д.

Ценность в отличие от нормы, норматива предполагает выбор и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека. Рефлексия представляет собой отслеживание целей, процесса и результатов своей деятельности по присвоению психологической культуры, а также осознание тех собственных внутренних изменений, которые происходят. Культуротворчество означает, что человек уже в детском возрасте является не только творением культуры, но и ее творцом. Объектом психологического творчества могут выступать образы и цели, символы и понятия, поступки и отношения, ценности и убеждения. В процессе творческого поиска ребенок делает для себя открытия, пусть небольшие, в области человекознания.



Поделиться