К познавательным способностям человека относятся. Познавательные способности детей как психологический феномен: сущность, составляющие, условия развития

Для быстрого поиска по странице нажмите Ctrl+F и в появившемся окошке напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Тема 1. Психология как наука

Что является предметом психологии как науки?

сознание

поведение

Психика

душа

К психическим свойствам личности относятся:

мышление и сознание

Темперамент и способности

желания и потребности

эмоции и воля

Основными функциями психики являются:

отражение и защита организма

Отражение и регуляция поведения и деятельности

защита организма и представление

регуляция поведения и прогнозирование

Направление психологии, основной задачей которого является применение научных знаний для помощи населению в повседневных и критических ситуациях, называется…

Практическая психология

общая психология

социальная психология

поведенческий подход

Интроспекция - это термин для обозначения метода...

лабораторного эксперимента

Самонаблюдения

проективных тестов

тестирования отдельных психических функций

Друзья, более 600 собак Воронежского приюта Дора https://vk.com/priyt_dora очень нуждаются в поддержке! Приют бедствует, не хватает средств на корм и лечение. Не откладывайте добрые дела, перечислите прямо сейчас любую сумму на «Голодный телефон» +7 960 111 77 23 или карту сбербанка 4276 8130 1703 0573. По всем вопросам обращаться +7 903 857 05 77 (Шамарин Юрий Иванович)

Тема 2. Сенсорно-перцептивные процессы

К свойствам ощущений не относится:

Целостность

сенсибилизация

контрастность

адаптация

Целостный нервный механизм, осуществляющий прием н анализ сенсорной информации определенного вида - это...

механорецептор

синестезия

Анализатор

ноцирецептор

Отнесенность сведений о внешнем мире, получаемых с помощью анализаторов, к объектам внешнего мира - это...

Предметность восприятия

модальность ощущения

константность восприятия

Психический процесс, отвечающий за формирование целостного образа объекта при его непосредственном воздействии на анализаторы:

представление

когнитивный диссонанс

ощущение

Восприятие

Поведение человека, противоречащее его представлениям и установкам, приводит к...

Когнитивному диссонансу

сенсорной депривации

ориентировочному рефлексу

социальной перцепции

Тема 3. Интегративные процессы

Внимание. возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требует определенных волевых усилий, называется…

перцептивным

Произвольным

рассеянным

непроизвольным

Один из механизмов внимания - очаг возбуждения, накапливающий в себе сигналы, и одновременно тормозящий работу других нервных центров, называется...

центр Вернике

ретикулярная формация

варолиев.мост

Доминанта

Способность к научению путем формирования условных рефлексов - это...

эйдетическая память

генетическая память

логическая память

Механическая память

«Незавершенный поток информации (незаконченный разговор, несделанное дело) сохраняется в памяти» – эта закономерность называется...

Эффект Зейгарник

закон Йеркса-Додсона

правило Эббингауза

теория Джемса-Ланге

Норма объема внимания для человека составляет:

5-9 объектов

3-5 объектов, воспринятых одновременно

9-11 объектов

5-7 объектов

Тема 4. Высшие познавательные процессы: представление и воображение

К свойствам представления не относится:

фрагментарность

Избирательность

схематичность

неустойчивость

Образы, являющиеся новыми комбинациями известных деталей и свойств объектов - это...

Представления воображения

представления мышления

представления восприятия

представления памяти

Прием воображения, заключающийся в комбинировании свойств разных объектов в одном – это...

акцентирование

Агглютинация

воссоздание

гиперболизация

Кроме человека, воображением наделены следующие животные:

обезьяны и дельфины

Никто, кроме человека

дельфины

собаки

Образ предмета или события, удовлетворяющего актуальную потребность, не связанный с реальной действительностью - это такая форма воображения, как...

мечта

Фантазия

галлюцинация

типизация

Тема 5. Высшие познавательные процессы: мышление и речь

К формам мышления относится:

воображение, представление, фантазия

конвергенция и дивергенция

синтез, анализ, сравнение

Понятие, суждение, умозаключение

Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей - это...

Интеллект

внутренняя речь

анализ

мышление

В выражении отношения к предмету (явлению) заключается...

манипулятивная функция речи

побудительная функция речи

коммуникативная функция речи

Экспрессивная функция речи

Мысленное выделение существенного (в данных условиях) свойства при одновременном игнорировании остальных свойств - это...

Абстракция

обобщение

конкретизация

синтез

Многообразие вариантов решения характерно для _ типа мышления:

образного

инертного

конвергентного

Дивергентного

Тема 6. Эмоциональная сфера психики

Моральные, практические, интеллектуальные, эстетические - это разновидности...

Чувств

аффектов

эмоций

аффектов

Сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств - это

Аффект

страсть

чувство

настроение

К функциям эмоций не относится:

защитная

регулирующая

отражательно-оценочная

Планирующая

Периферические органические изменения трактовались не как следствие эмоционального процесса, а как их причина в теории...

Теории Джемса-Ланге

теории К. Изарда

теории П.В. Симонова

теории Йеркса-Додсона

Эмоции являются.

Психическими процессами и психическими состояниями

психическими свойствами

психическими процессами

психическими состояниями

Тема 7. Психические состояния

Неспецифическая реакция организма на любое требование среды вызывает состояние…

Депрессии

Вдохновения

Фрустрации

Стресса

К психологическим причинам депрессии не относится...

Конкурентная среда

Социальная изоляция

Негативное мышление

Конфликтность в семейном общении

Определенное отношение и взаимодействие компонентов психики за определенный период времени - это

Психическое состояние

Психический процесс

Личность

Стресс

Стремление искусственно вызвать нежелательную реакцию как способ регуляции психического состояния называется...

Парадоксальная интенция

Регрессия

Прогрессирующая релаксация

Аутогенная тренировка

К детерминантам психического состояния не относится:

Темперамент человека

Возможности человека

Потребности человека

Объективные условия среды и их субъективное восприятие

Тема 8. Темперамент и характер

Скорость реакции зависит от такого свойства нервной системы, как...

Подвижность

Сила

Уравновешенность

Эмоциональность

Э. Кречмер назвал конституциональный тип. для которого характерны такие черты, как длинные конечности, тонкие кости, узкие плечи, узкая и плоская грудная клетка, бледная кожа –

Астеническим

Мезоморфным

Циклоидным

Экстравертированным

Для какой акцентуации характера подходят все следующие признаки?

Различное поведение в знакомых и незнакомых местах, способность к сильным и глубоким переживаниям строгие моральные принципы, самокритичость. Заниженная самооценка?

Психастеническая

Неустойчивая

Шизоидная

Сенситивная

Гиппократ

И.П. Павлов

Леонгард

Э. Кречмер

«Совокупность чрезмерно развитых черт характера, что обуславливает повышенную адаптивность личности в одних ситуациях и повышенную уязвимость - в других» – это определение...

Акцентуации характера

Интроверсии

Динамического стереотипа

Патологии характера

Способности – это способ действия, т.е. успешное овладение конкретной нормой деятельности и возможностью эффективно применять ее на практике. Способности развиваются в ходе деятельности на основе задатков.

Задатки – это генетические предпосылки развития, анатомофизиологические особенности нервной системы, служащие базой для формирования тех или иных способностей. Задатки – врожденные, устойчивые психофизиологические особенности человека, оказывающие существенное влияние на развитие его способностей. В качестве задатков выделяют: типологические свойства нервной системы, определяющие скорость образования временных неравных связей, их прочность, легкость дифференцировок; анатомические особенности строения анализаторов и отдельных областей коры головного мозга.

На основе одних и тех же задатков могут развиваться разные способности. Задатки, развиваясь, приобретают новые качества. При отсутствии некоторых задатков для развития способностей происходит процесс компенсации, т.е. развитие других задатков. Способности обнаруживаются и развиваются только в деятельности и на основе задатков при благоприятных условиях.

Познавательные способности – развитые свойства познавательных процессов и интеллекта, которые обнаруживают себя и развиваются в ходе успешного решения проблем и задач.

Развитие познавательных способностей младших школьников базируется на любознательности как мотивационном свойстве мышления.

Любознательность – любовь, тяга к знанию, проявление познавательного интереса. Любознательность свойственна детям как интенциональный способ познания окружающего мира, его спонтанное исследование. Новизна объектов, к которым стремится ребенок, новые способы действий, которые он реализует, новое пространство, в которое он желает попасть, – часто опасны, непредсказуемы, приводят к проблемам и сложностям. Это зачастую порождает доминирование ограничений, запретов со стороны взрослых на проявление собственной любознательности, познавательной активности, исследовательского поведения детей. Любознательность превращается в любопытство – познавательный интерес к запретному, проявление пытливости в познании. Становление любопытства как личностного свойства, с одной стороны, выступает предпосылкой формирования интеллектуальной деятельности . С другой стороны, постепенное осознание ограничений и запретов в отношении проявлений своей любознательности во многом связано со становлением морального сознания (выраженного в обретении способности осознанно соблюдать или нарушать социальные запреты и ограничения).

Любознательность и любопытство детей своими разнообразными проявлениями радуют и настораживают одновременно. Родители зачастую довольно противоречиво реагируют на проявления любознательности детей. Вследствие этого одни дети с увлечением бегут обследовать новый интересный, а иногда и опасный объект, а другие боятся сделать самостоятельный шаг. Или в присутствии взрослого ребенок перестает проявлять познавательную инициативность, которая переходит в потаенный план детских инициатив.

А порой ребенок задает такие вопросы, на которые родитель затрудняется ответить и начинает редуцировать сам посыл к вопрошанию.

Любознательность характеризуется стремлением ребенка любым способом обследовать новую, неизвестную вещь, неизведанное пространство, узнать смысл нового слова. Новизна и разнообразие способов исследования – это необходимые условия открытия нового, а значит – условия познавательного и интеллектуального развития ребенка. Однако, как отмечалось ранее, новизна объектов и способов действий часто вызывает ошибки, а порой и тяжкие последствия, которые расстраивают как родителей, так и самого ребенка. И естественно, что многие проявления любознательности вызывают запреты и ограничения со стороны взрослых или начинают сдерживаться страхами самого ребенка.

Мы придерживаемся идеи необходимости содействия ребенку в развитии собственной любознательности, стараясь преобразовать ее в целенаправленную исследовательскую деятельность, ведущую к становлению устойчивой исследовательской позиции личности .

Содействовать ребенку в становлении исследовательской позиции необходимо с дошкольного возраста, когда закладываются познавательные стратегии, познавательная активность в различных видах деятельности (игре, общении, исследовании) становится произвольной и сознательно управляемой. Но основной процесс преобразования исследовательского поведения в исследовательскую деятельность происходит в младшем школьном возрасте. Социокультурное нормирование исследовательского поведения в начальной школе, содействие или противодействие преобразованию исследовательской активности в исследовательскую деятельность, поддержка или наказание проявлений детской любознательности, безусловно, определяют познавательные стратегии личности.

Проявления активности ребенка, с которыми мы сталкиваемся каждый день, его шалости и "плохое" поведение, игры и желание попасть туда, куда нам и в голову не пришло бы, – это все проявления любознательности, любопытства и исследовательской активности.

Период младшего школьного возраста – это время развития произвольности познавательных способностей ребенка. Кругозор младшего школьника расширяется за счет знакомства с различными дисциплинами, любознательности, направленной на познание окружающего мира. Как правило, познавательные интересы младших школьников неустойчивы: в 1-2 классе дети предпочитают узнавать как можно больше о мире животных, растений и только к 3-4 классу их начинают интересовать история, общественные явления, развитие человека. При этом, безусловно, существуют индивидуальные различия в развитии познавательных интересов. Например, одаренные дети отличаются устойчивостью и широтой интересов, что проявляется в их увлеченности различными, порой совершенно не связанными между собой объектами либо длительностью увлечения каким-то конкретным объектом на протяжении нескольких лет.

Однако отметим, что далеко нс всегда врожденная детская любознательность перерастает в осознанный интерес и любовь к познанию. Достичь этого, безусловно, важного для эффективного усвоения учебного материала и в целом для формирования культуры познания младшего школьника возможно средствами исследовательского обучения. Ведь ребенок появляется на свет с потребностью в познании, активностью в исследовании окружающего мира. В дальнейшем исследовательская позиция значительно облегчает жизнь школьнику, так как формирует важное личностное качество – самостоятельность в поиске информации и принятии решений. В младшем школьном возрасте ребенок активно изучает интересующие его вещи, с удовольствием участвует в экспериментировании, научается задавать вопросы и продуцировать гипотезы. Для того чтобы развивать познавательное мышление младшего школьника, необходимо сделать процесс обучения интенсивным и увлекательным, эмоционально насыщенным. Поддержка инициативы ребенка в изучении того или иного объекта окружающей действительности, активизация эмоций интереса и радости самостоятельного открытия выступают ориентирами исследовательской активности младшего школьника.

Самостоятельная познавательная деятельность – психологический фундамент учебной деятельности учащихся, задающий интерес к изучаемому материалу. И очень важно, как усваиваются новые знания, так как давно установлено, что если школьники только заучивают формулировки понятий, правил и решают задачи по образцам, то очень скоро утрачивают интерес к учению и долго не удерживают в памяти формально присвоенное знание. На уроках в начальной школе пока еще велик удельный вес заданий, выполняемых по готовым образцам. Учителя особый упор делают на количество выполняемых заданий, что не только не решает задач сознательного и прочного усвоения школьниками основ научных знаний и формирования увлеченного отношения к учению, но и ведет к значительным перегрузкам школьников. Между тем благодаря продуктивным видам самостоятельной учебной деятельности представляется возможным длительное время поддерживать интерес учащихся к занятиям.

Познавательная самостоятельность как характеристика деятельности младшего школьника в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цель деятельности относительно без посторонней помощи. Необходимым условием познавательной самостоятельности является активность, выступающая как средство реализации потенциала учащегося в достижении цели учения.

В достаточной степени познавательная самостоятельность может быть реализована в условиях "активных методов обучения", к которым относится исследовательский подход. Именно в исследовательском подходе реализуется переход ребенка от "зоны актуального развития" в "зону ближайшего развития", что выводит ученика на качественно новый уровень освоения знаний – самостоятельный.

Формирование самостоятельности в младшем школьном возрасте можно назвать одной из актуальных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена содержанием обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, формирования у них активной жизненной позиции.

Самостоятельность рассматривается в двух разных, но взаимосвязанных аспектах: как характеристика деятельности учащегося и как черта личности. Первое участвует в формировании второго. Самостоятельность как характеристика деятельности младшего школьника в конкретной учебной ситуации представляет собой постоянно проявляемую им способность достигать цели деятельности без посторонней помощи. Необходимым условием самостоятельности является активность, выступающая как средство реализации потенциала учащегося в достижении цели учения.

Психологические особенности младших школьников, их природная любознательность, отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для развития познавательной активности. В настоящее время в педагогической теории и практике исследовательская деятельность школьников рассматривается как одно из средств реализации личностно-ориентированной парадигмы образования, предполагающей развитие креативности на основе организации обучения, способствующего творческому усвоению знаний.

И. Я. Лернер под познавательной самостоятельностью понимал "сформированное у учащихся стремление и умение познавать в процессе целенаправленного творческого поиска. <...> Формой проявления познавательной самостоятельности является решение учащимися познавательной задачи, представляющей проблему, самостоятельное решение которой приводит учащихся к новым для них знаниям и способам решения. <...> Познавательные задачи служат не только формой проявления познавательной самостоятельности, но и... педагогическим средством ее формирования" .

Развитие познавательной самостоятельности можно рассматривать как эффективный путь ускоренного перехода ребенка в зону его ближайшего развития. Познавательная самостоятельность – качество личности – проявляется в самообразовании, такой форме самостоятельного познания, которая осуществляется посредством самостоятельной познавательной деятельности.

Развитие познавательной самостоятельности младших школьников эффективно при включении учащихся в учебноисследовательскую деятельность, организованную на основе следующих принципов:

  • принципа естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим и т.д.);
  • принципа осознанности (как проблемы, цели и задачи, так и ход исследования и его результаты должны быть отрефлексированы);
  • принципа самодеятельности (ученик может овладеть ходом исследования только через проживание его, т.е. через собственный опыт: можно 10 раз выслушать, что такое литораль, но понять это можно только тогда, когда увидишь сам);
  • принцип наглядности (наиболее хорошо он может реализовываться в полевом исследовании, где ученик изучает мир не по книжным знаниям, которые могут быть весьма искаженными, а какой он есть на самом деле);
  • принцип культуросообразности (важно учитывать ту традицию миропонимания, которая существует в данной культуре; ту традицию взаимодействия, которая существует в данной социальной общности).

Познавательные проблемы для ученика должны иметь личностную ценность, отвечать его потребностям и интересам. При постановке проблем необходимо учитывать возрастные и индивидуальные возможности младшего школьника, уровень развития произвольности его познавательных процессов, общих и специальных способностей. Так как познавательные интересы в младшем школьном возрасте у большинства детей неустойчивы и носят ситуативный характер, то познаваемые проблемы должны быть локальны во времени и динамичны по пути познания. Содержание и формы познавательной деятельности должны проектироваться с учетом свойств мышления и особенностей когнитивного стиля младшего школьника. Исследуемый материал должен представлять нечто новое, необычное, контрастное, входить в противоречие с какими-то представлениями младших школьников.

При планировании исследовательской деятельности необходимо использовать смену деятельности, интерактивные формы обучения, разнообразные формы деятельности, механизмы индивидуальной включенности в деятельность ребенка в зависимости от его биологических и психологических особенностей. При сохранении у учителя ведущей роли в организации познавательной деятельности школьника у ученика должно быть субъектное переживание самостоятельности организации пути собственного познания.

Для повышения эффективности организации самостоятельной познавательной деятельности можно следовать принципу контрастности переживаний. Для этого при организации исследования следует использовать перемену

мест: проведение полевых исследований вне школы, выход на природу, экскурсии, работу с классом в других помещениях школы или учреждениях.

Внутренняя мотивация и интерес к проблеме исследования у учителя не менее значимы для развития исследовательской деятельности учащихся. При построении организации исследований в рамках образовательного процесса, с нашей точки зрения, наиболее важными становятся следующие моменты:

  • выбор темы исследования, на самом деле интересной для ученика и совпадающей с кругом интереса учителя;
  • хорошее осознание учеником сути проблемы, иначе весь ход поиска ее решения будет бессмыслен, даже если он проведен учителем безукоризненно правильно;
  • организация хода работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика;
  • оказание взаимоинициирования саморазвития (как ученика, так и учителя) через совместный поиск неизвестного в различных сферах (интеллектуальной, коммуникативной, творческой);
  • раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику.

Важно, чтобы в процессе организации исследовательской деятельности учащихся сохранялась ситуация предзаданной неизвестности (как для ученика, так и для учителя), благодаря чему совершенно по-особому начинает выстраиваться вся система взаимодействия участников образовательного процесса. В этом случае мы, возможно, сможем говорить, что такая организационная система будет способствовать развитию исследовательской позиции, а не просто позволит ученику освоить процедуру определенных операций и действий.

В конечном счете важно, чтобы процесс обучения выстраивался по принципу самоопределяемого учения. В этом случае в задачи школы в целом и конкретного учителя в частности будет входить создание максимально насыщенной среды, провоцирующей (стимулирующей, направляющей) к развитию познания и самоопределения в этом процессе.

Значимо для учителя самому научится:

  • 1) создавать среду, провоцирующую (делающую необходимым) учащегося на самоопределение и самоуправление в принятии решения – а это возможно делать через ситуацию необходимости принятия самостоятельного решения в условиях выбора в поливерсионной среде на основе исследовательской позиции;
  • 2) выстраивать диалогическое (а не монологическое) общение с учениками, в котором вопрошание к внутреннему миру другого будет занимать значимое место;
  • 3) провоцировать на появление вопросов и желание поиска на них ответов (а не выдавать на все готовые ответы и учить однозначности правильности);
  • 4) выстраивать доверительные отношения с учащимися на основе договора и взаимной ответственности (это особенно тяжело, так как зачастую взрослые либо не готовы отдать ответственность за ребенка самому ребенку, либо – другая крайность – начинают с него требовать как со взрослого, каковым он еще не является ни внешне, ни внутренне);
  • 5) учитывать интересы и мотивации ребенка, не забывая про свои;
  • 6) давать учащемуся право в принятии значимых для учащегося решений;
  • 7) развивать у самого себя "открытое мышление", а не замыкать его на основе идеи, что "учитель должен знать все" и заранее планировать все и вся.

К сожалению, ролевая позиция учителя как транслятора знания зачастую очень захватывает и уводит от позиции исследователя. Но если учитель хочет развивать исследовательскую позицию у своих учеников, то прежде следует работать над собой. Учителю постоянно следует рефлексировать по отношению к собственной деятельности, отслеживая: что именно он развивает теми или иными действиями; на что реально направлены те нормы деятельности, которые он вводит для учеников; насколько он сохранил в себе посыл к саморазвитию; в какой степени в нем явна потребность к исследованию как способу взаимодействия с миром, другими и самим собой.

Важной составляющей в развитии способности решения познавательных задач у младших школьников является становление знаковой и символической репрезентации познавательной деятельности . Так, в исследовании А. Н. Вераксы было показано, что решение познавательных задач младшими школьниками становится эффективным при использовании знакового опосредования. В сознании младших школьников при столкновении со схожими познавательными ситуациями строится в знаковой форме однозначная модель, с помощью которой он анализирует существенные свойства ситуации в отрыве от ее конкретики. Символическое опосредование (через построение замещающего образа ситуации) младшими школьниками применяется в ситуации неопределенности. В этом случае ориентировка в ситуации заменяется анализом наглядных свойств образа. Н. А. Веракса выделяет два типа такого рода образов: 1) продуктивная символизация (замещающие объективные свойства ситуации неопределенности); 2) непродуктивная символизация (переживание субъекта, оказавшегося в ситуации неопределенности).

Важной составляющей в развитии познавательных способностей младшего школьника выступают процессы понимания. Понимание можно оценить по особенностям мыслительных операций, стратегиям поиска решений, объему, глубине, отчетливости, времени, необходимому для поиска положительного результата решения задачи. Ошибка является необходимым элементом учебной деятельности, поэтому должна быть вовремя обнаружена, идентифицирована и измерена. Своевременное ее распознавание предполагает активизацию мыслительной деятельности, способствует формированию познавательного субъектного опыта и школьной успешности.

Понимание у школьников с нормальным развитием характеризуется преобладанием операционального уровня. В ситуациях повышенной сложности может быть сенсорное понимание с последующим переходом в операциональное.

  • Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1998. С. 116.
  • Обухов А. С. Исследовательская позиция личности // Исследовательская работа школьников. 2006. № 1. С. 61–75.
  • Лернер И. Я. Критерии уровней познавательной самостоятельности учащихся // Новые исследования в педагогических науках. М.: Педагогика, 1971. № 4. С. 35.
  • Веракса А. Н. Формы знаковой и символической репрезентации в познавательной деятельности младших школьников // Культурно-историческая психология. 2009. № 1. С. 103–111.

Все люди разные, это трудно не заметить. Но отличаются они не только внешностью или чертами характера, но и своими способностями. И все мы, что греха таить, нет-нет, да и вздохнем завистливо – вот, есть же способные и талантливые люди, и почему у нас таких талантов нет? Способности - это одно из значимых, ценных качеств, ведь с ними связывают и успех, и славу, и материальное благополучие. Что же это такое, может, дар Божий, и кто-то его имеет, а кто-то обделен? Давайте разберемся, стоит ли сетовать и завидовать или лучше обрести эти способности и гордиться собой.

Слово «способность» мы часто употребляем, не вникая в его суть. Вот, например, выражения «способный человек» или «способный ребенок» не совсем верные. Нельзя быть способным вообще, способность всегда связана с конкретным видом деятельности, в нем она проявляется и развивается.

Под способностью в психологии понимают комплекс качеств человека, обеспечивающих ему возможность заниматься определенной деятельностью и достигать в ней успеха. То есть если мы говорим, что этот ребенок способный, то надо уточнить – к чему. Можно иметь способности к математике, к изобразительному искусству, к бегу на дальние дистанции или к хирургии. Есть, правда, общие способности, необходимые в разных видах деятельности, но о них мы поговорим чуть позже.

Можно с уверенностью сказать, что неспособных людей, тем более детей, вообще нет. Не имея способностей к математике, человек может добиться успехов в сфере управления или дизайна, в кулинарии или спорте. И проблемы с правописанием в школе – это не повод называть ученика неспособным. Может, у него дар великого художника?

Происхождение способностей и их структура

Спор о том, какую природу имеют способности, длился не одну сотню лет. Часть ученых считала, что человек рождается, словно чистый лист бумаги, написать на котором можно все что угодно. Если правильно выбрать методику воспитания, тогда по желанию из ребенка можно вырастить великого художника, гениального математика или выдающегося политического деятеля.

Другие ученые с ними не соглашались, утверждая, что способности – дар Божий, а воспитание может только помешать. И если у тебя нет музыкального слуха, то ты никогда не станешь великим композитором. И вообще, никаким композитором не станешь.

Как часто случается, истина оказалась в середине между этими двумя крайними точками зрения.

Задатки – природная основа способностей

Способности имеют сложную структуру. Среди качеств и свойств личности, которые объединяются понятием «способность», есть природные (врожденные или наследственные). Эту природную основу способностей называют задатками. К ним относятся в первую очередь психофизиологические и анатомо-физиологические особенности.

  • Например, тип высшей нервной деятельности или темперамент – в ряде профессий более успешны люди с сангвиническим темпераментом, а в других – флегматики или холерики. А чувствительность меланхолика может сделать великим художником или поэтом.
  • К задаткам относятся и врожденные особенности сенсорной системы. Например, человек с высокой чувствительностью к цветоразличению может стать хорошим художником-колористом, а с задатками музыкального слуха – музыкантом.
  • Для того чтобы стать стайером – бегуном на длинные дистанции, - необходим большой объем легких и выносливость, а для занятий баскетболом – высокий рост.

Но определяет роль задатков в жизни человека ключевое слово «может». Задатки не предопределяют жизненный путь человека и могут не развиться в способности, а остаться «балластом». А с другой стороны, способность к определенной деятельности можно развить и при слабых природных предпосылках, было бы желание. Только усилий и времени на это понадобится больше, и не всякому это нужно. Например, сейчас доказано, что при должном упорстве научиться рисовать может каждый человек.

Задатки – это предпосылки, своеобразный потенциал, который нужно еще развить до уровня способностей. И в этом развитии главную роль играет социальный фактор – среда, в которой формируется личность, социальное окружение, стимулы и мотивы.

Социальный фактор

Наряду с задатками, способности включают в себя совокупность навыков, умений и знаний, связанных с конкретной . И только при наличии их задатки будут работать. Формирование способностей включает в себя ряд процессов, так или иначе связанных с взаимодействием общества и человека.

  • Развитие потенциала, которое возможно только в деятельности. То есть чтобы стать музыкантом, нужно научиться играть хоть на одном музыкальном инструменте. Чтобы стать писателем, надо не только уметь писать, но и знать законы стилистики, композиции и т. д. Но главное, надо заниматься той деятельностью, способности к которой хотите развить. Просто так, как манна небесная, они не свалятся.
  • Любая способность – это комплекс и, кроме задатков, включает много личностных качеств. Так, для способностей в области художественного творчества важно развитие образного мышления, воображения, интуиции, а для успеха в точных науках требуется абстрактно-логическое .
  • Освоение деятельности – обязательное условие развития способностей. Это предполагает обучение приемам, методам, техники деятельности. Если человек с хорошими задатками пловца не научится плавать, то эти задатки никогда и не проявятся.

Таким образом, способности – это результат развития всех сфер личности. Причем развивать способности, переводить потенциальные задатки в реальное мастерство можно в любом возрасте. Хоть лучше всего, конечно, начинать процесс развития в детстве, когда и психика более гибкая, и восприятие живое и яркое, и любая деятельность осваивается в игровой форме.

Правильное воспитание и чуткое отношение к потребностям и интересам ребенка – гарантия того, что он вырастет способным человеком. А внимательно присматриваться к малышам нужно. Дело в том, что есть одно интересное психическое явление, которое может подсказать о наличии задатков и возможности развития способностей к определенному виду деятельности. Это склонности.

Что такое склонности

К разным видам деятельности мы относимся по-разному – что-то нам категорически не нравится, чем-то мы хотели бы заниматься, но времени не хватает, а на какие-то занятия мы всегда находим время даже в ущерб собственному отдыху или домашним делам.

  • Есть виды деятельности, к которым у человека склонность, то есть буквально непреодолимое желание ими заниматься. Он стремится к этому, преодолевая препятствия, прилагая массу усилий, чтобы освоить понравившуюся деятельность, наслаждаясь самим процессом. Психологи считают, что склонности – это показатель наличия потенциальных способностей человека к понравившейся ему деятельности. А если склонностей нет, и занятия не доставляют удовольствия, а результат неинтересен, то и способности, скорее всего, развить не удастся.
  • Правда, наряду с истинными склонностями есть и мнимые. Они чаще всего появляются под влиянием чувства зависти, когда человеку так нравится результат труда других, что ему тоже хочется научиться так же, например, рисовать, или добиться успехов в спорте, издать свою книгу и т. д.

Мнимые склонности могут возникать как результат подражания. В детстве часто случается, что ребенок идет в спортивную секцию или художественную школу вслед за своим другом, не испытывая никакого интереса к самой деятельности. Или девочки нередко хотят стать певицами, подражая любимой актрисе.

Отличить мнимые склонности от истинных несложно. Освоение деятельности в этом случае не доставляет удовольствия, а первые же неудачи приводят к потере интереса.

Виды способностей

В психологии выделяется два основных вида способностей: специальные и общие.

  • Специальные способности связаны с конкретной деятельностью. Они в ней проявляются и в ней же развиваются. Если вы никогда не брали в руки карандаш или кисть и не пытались ничего нарисовать, то и никогда не узнаете, есть ли у вас способности к рисованию. Точнее, предрасположенность к развитию этих способностей. Каждая специальная способность – это сложный набор врожденных задатков, качеств, свойств личности. Играя важную роль в данной деятельности, они могут не иметь никакого значения для развития другой. Например, музыкальный слух никак не поможет вам научиться рисовать.
  • Общие способности имеют значение во многих сферах деятельности. К ним в первую очередь относятся познавательные способности: развитость внимания, памяти, воображения, интеллект. Немалую роль среди общих способностей играет волевая сфера – такие качества, как упорство, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность.

Высокий уровень развития общих способностей называют одаренностью. Одаренный человек может овладеть разными видами деятельности, даже не имея ярко выраженных задатков, но опираясь на высокий уровень интеллекта, подключая образное или абстрактно-логическое мышление и проявляя настойчивость.

А талант – это совокупность одаренности и определенной специальной способности. Если при высоком уровне одаренности специальных способностей к разным видам деятельности много, то обладающего ими человека называют гением.

К общим способностям также относят такие, которые требуются не во всех видах деятельности, но во многих, например, организаторские способности, коммуникативные, педагогические.

А вот творческие способности, о которых говорят в последнее время очень много, к особому виду способностей не относятся. Таких способностей, по сути, нет. И вот почему.

Уровни развития способностей

Способности – результат сложного и динамичного процесса формирования под влиянием целого ряда факторов. И в своем развитии способности проходят два уровня или две ступени.

  1. Первый уровень – репродуктивный (воспроизводящий). На нем способности проявляются в рамках воспроизведения деятельности, то есть обучения приемам, технике или при выполнении заданий по образцу. Пройдя процесс обучения, человек может остаться на репродуктивном уровне своих способностей, стать профессионалом и даже мастером своего дела. Но его будет отличать стандартность, шаблонность деятельности. Он виртуозно, мастерски будет воспроизводить вещи, музыку или мысли по заданному образцу, чертежу, проекту, нотам и т. д. И большинство людей в развитии своих способностей на этом уровне и остаются. И лишь единицы идут дальше, поднимаются на следующую ступень.
  2. Второй уровень – творческий. На нем оказываются те, кто в своем развитии отходит от общепринятых стандартов. Им не интересно выполнять задание по чужому образцу, и они придумывают что-то свое: изменяют приемы выполнения деятельности, вносят новшество в технику, создают новые вещи, открывают новые законы. Этот уровень развития способностей предполагает наличие у человека особого типа , нешаблонного, нестандартного. Для творческих личностей характерна активность образного мышления, воображения и интуиции. То есть творческий уровень связан не только со специальными, но и с общими способностями.

Следовательно, творческими могут стать способности к любой деятельности при желании человека развиваться и наличии у него творческого мышления, которое тоже, кстати, можно сформировать.

Сфера способностей – это та область, в которой каждый человек может проявить свою индивидуальность, показать себя уникальной, неповторимой личностью. Не стоит завидовать тем, кто кажется вам более способным и одаренным. Лучше посмотрите вокруг, и вы обязательно обнаружите область приложения собственных способностей, ту сферу, где вы добьетесь успеха, славы, признания. А такая сфера обязательно найдется, ведь неспособных людей нет.

У людей существуют разные виды способностей, которые получают с рождения или развивают на протяжении жизни. Известно большое количество классификаций по разным признакам, например, отличающиеся источником происхождения, направленностью, уровнем развития, наличием условий и другими критериями.

Виды способностей в психологии

У человека могут быть развиты разные способности, и к ним относят личностно-психологические качества, которые отделяют одного человека от другого и от них зависит плодотворность действий. К тому же способности нельзя отнести к знаниям, навыкам и умениям, которые уже выработаны у людей. Тщательно изучаются в психологии способности, их виды, структура и другие параметры, которые помогают лучше понять человека, его возможные пути развития в жизни и перспективы.

Классификация видов способностей в психологии

Существует несколько классификаций, которые ориентированы на разные критерии. Например, по происхождению выделяют природные и социальные способности. К первым относят умения, которые формируются на основе врожденных познавательных процессов восприятия, памяти, мышления и так далее. Что касается социальных способностей, то они обусловлены системой обучения и воспитания, а проявляются они в разных сферах. Есть и другие виды способностей человека: теоретические и практические, учебные и творческие, коммуникативные и другие.

Общие способности

Под этой категорией способностей понимают систему индивидуально-волевых качеств человека, которые он использует для овладения знаниями и осуществления разной деятельности. Они могут быть получены от природы и развиты в течение жизни. Описывая, какие виды способностей бывают, стоит заметить, что они могут быть элементарными и сложными. К первым относят умения, присущие всем людям, но выражены они в разной степени, например, мыслить, переживать, запоминать и так далее. Ко вторым относят способности к общим видам деятельности: обучению, игре, работе, общению и так далее.

Интеллектуальные способности

Начнем с термина интеллект, под которым понимают общие способности к познанию, пониманию и разрешению разных проблем. Он объединяет все виды способностей индивида, направленные на изучение окружающего мира: чувства, память, воображение и так далее. Доказано, что развитие интеллекта имеет непосредственную связь с количеством перерабатываемой информации. Что интересно, первым сигналом о том, что интеллект задействован не полностью, является ухудшение памяти.

Есть определенные виды интеллектуальных способностей:

  1. Ментальный . Включает в себя способность быстро отвечать на вопросы, проводить подсчет, определять суть вопроса и так далее.
  2. Эмоциональный . Способность понимать и управлять собственными чувствами и ощущениями окружающих.
  3. Социальный . Сюда относят умение применять на себя разные роли на протяжении всей жизни.
  4. Духовный . Этот вид способности интеллекта определяет гармоничность внутреннего мира и понимание смысла жизни.
  5. Физический . Здесь имеется в виду умение управлять своими телом и телесными желаниями.

Организаторские способности

Представленное словосочетание используют, чтобы описать определенный набор качеств, которые помогают эффективно организовать работу, причем и свою, и других людей. Виды деловых способностей и организаторские в том числе, человек может развивать на протяжении всей жизни. Необходимый набор качеств содержит:

  1. Авторитетность, которая подразумевает безоговорочное доверие, профессионализм, харизму и так далее.
  2. Проницательность, основывается на умении человека замечать и правильно толковать эмоциональное состояние людей, а еще определять их психологическую совместимость, чувство такта, меры и так далее.
  3. Эмоционально-волевые качества, к которым относят активность, требовательность, адекватность, рассудительность и многие другие.

Коммуникативные способности

Успех человека во многом зависит от его способности взаимодействовать с окружающими людьми и находить с ними общий язык. Способности к коммуникации у каждого человека формируются индивидуально, и на это влияет взаимодействие с родителями, одногодками, коллегами по работе и так далее. Есть разные упражнения для их развития. Выделяют такие виды коммуникативных способностей:

  1. Информационно-коммуникативные подразумевают умение человека начинать, поддерживать и заканчивать разговор. Сюда относят способность использовать вербальные и невербальные виды общения.
  2. Аффективно-коммуникативные включают способность подмечать эмоциональное состояние собеседника и умение правильно реагировать на него, а еще проявлять уважение и сочувствие к другим людям.
  3. Регуляционно-коммуникативные подразумевают способность человека принимать помощь от других, решать конфликтные ситуации адекватными методами и поддерживать других.

Педагогические способности

Под этим понимают совокупность определенных психологических характеристик, которые важны для преподавателей, желающих достичь успехов в воспитании и обучении детей. Понятие и виды способностей включают:

  1. Дидактические . Сюда можно отнести способность доходчиво преподносить информацию, правильно организовать урок, вызывать интерес детей и правильно их мотивировать.
  2. Академические . Под этой способностью подразумевают компетентность учителя в профильном предмете, то есть он должен иметь глубокие знания и желание постоянно развиваться, достигая новых высот.
  3. Перцептивные . Способность преподавателя к восприятию, то есть он должен уметь распознать потенциал ребенка, его темперамент и склонность к эмпатии.
  4. Речевые . Этот вид способностей описывает умение учителя правильно и доступно выражать свои мысли. Для этого важен богатый словарный запас, красноречие и так далее.
  5. Организаторские . Педагог должен уметь правильно составить учебный план, рассчитывать время на изучение каждой темы и так далее.
  6. Авторитарные . Учитель должен пользоваться авторитетом у учащихся, для чего важны такие черты: требовательность, умение контролировать эмоции, ответственность и так далее.
  7. Коммуникативные . Педагог должен уметь находить общий язык с разными людьми, причем не только с детьми, но и с родителями, и другими учителями.

Специальные способности

Под такими способностями понимают определенную систему свойств личности, благодаря которой можно получить отличные результаты в конкретной сфере деятельности. Есть разные виды и уровни способностей, относящихся к специальным, и процесс их развития является сложным и долгим. Существует их определенная классификация: учебные и творческие, умственные и физические.

Физические способности

Под этим понимают готовность людей осуществлять двигательную деятельность. Функциональные возможности органов и структур организма могут быть врожденными и приобретенными. Выясняя, какие есть виды способностей, стоит отметить, что физические качества отличаются от других тем, что они проявляются исключительно при решении двигательных задач. У каждого человека они выражаются по-разному, например, одни имеют высокий темп выполнения задачи, а другие могут долгое время выполнять действие.


Есть определенные виды физических способностей и этих качеств пять: быстрота, сила, выносливость, ловкость и гибкость. С их помощью можно провести характеристику двигательной одаренности человека. Развитие подобных умений происходит под действием двух факторов: индивидуальной программы, передающейся по наследству, и социально-экологической адаптации.

Творческие способности

Под этим видом способностей понимают умение человека принимать творческие решения и создавать новые идеи. В обычной жизни они проявляются, как смекалка, используемая для достижения целей и выхода из сложных ситуаций. Есть разные виды творческих способностей, которые проявляются в многочисленных жизненных ситуациях:

  1. Возможность увидеть то, что не видно другим людям.
  2. Умение применять для решения задачи навыки, которые были получены для другой.
  3. Представляя творческие виды способностей, стоит упомянуть и умение полностью воспринимать действительность, не дробя ее на части.
  4. Простота генерирования идей и сильное творческое воображение.

Математические способности

У каждого есть врожденные математические способности, благодаря которым человек может оценивать и сравнивать количество предметов, не проводя точный счет, например, автоматически выбрать самую короткую очередь в кассе. Все виды умственных способностей и математические в их числе можно развивать, используя разные практики и тренировки. Кроме этого, стоит заметить, что улучшая математические навыки человек, формируется и элементы способностей к другим смежным видам деятельности.

Музыкальные способности

Индивидуальные умения человека, которые обуславливают возможность воспринимать, исполнять и сочинять музыку, а также обучаться, называются музыкальными способностями. Стоит заметить, что они в той или иной степени проявляются у всех людей, а если они ярко выражены, то это свидетельствует о музыкальной одаренности. Есть определенные виды музыкальных способностей:


  1. Ладовое чувство . Здесь имеется в виду способность человека ощущать эмоциональность композиции. Применяя это чувство индивид узнает мелодию и реагирует на интонации звука.
  2. Слуховое представление . Под ним понимают возможность воспроизводить мелодии на слух. С его помощью можно развивать музыкальную память и воображение. Вместе с ладовым чувством слуховое представление составляет основу гармонического слуха.
  3. Чувство ритма . Описывая виды и типы способностей в музыке, нельзя обойти вниманием чувство ритма, благодаря которому можно активно чувствовать эмоциональную составляющую мелодии и с точностью воспроизводить ее на слух.

Способность -- одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями «...сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются» . Аналогичные по содержанию высказывания можно найти и у других авторов.

Б.М. Теплов выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами: 1) способности -- это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких видов деятельности; 3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Возникает вопрос, что же это за психическая сущность -- способности? Одного указания на поведенческие и субъективные ее проявления недостаточно.

Наиболее детально этот вопрос рассматривается в работах В.Д. Шадрикова . Он приходит к выводу, что понятие «способность» является психологической конкретизацией категории свойства. Свойством какой «вещи» является способность? По В.Д. Шадрикову, наиболее общим понятием, которое описывает психологическую реальность, является понятие психической функциональной системы, процесс функционирования которой (психический процесс) обеспечивает достижение некоторого полезного результата.

Отсюда «...способности можно определить как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющих индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций. При определении индивидуальной меры выраженности способностей целесообразно придерживаться тех же параметров, что и при характеристике любой деятельности: производительности, качества и надежности (в отношении рассматриваемой функции)» .

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые -- к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые -- создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом -- индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности -- в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.



Поделиться