Нанесение изображения на заготовку. Разметка древесины

Перед изготовлением изделия предварительно осуществляют его разметку на заготовке.

Разметка - это нанесение линий контура будущего изделия на заготовку Выполняют разметку с помощью разметочных инструментов или по шаблону.

Разметку начинают от базовой (ровной) стороны или поверхности, например простроганной кромки Л заготовки (рис. 91). С помощью линейки на заготовке размечают брусок определенной ширины. Для этого от базовой кромки А отмеряют нужное расстояние и отмечают его двумя рисками у двух краев заготовки. Карандашом по рискам проводят разметочную линию (рис. 91, б).

Рис. 91. Разметка бруска с помощью линейки: а - нанесение рисок ширины бруска, б - проведение разметочной линии; 1 - заготовка, 2 - линейка, 3 - риски, 4 - линия детали, А - простроганная кромка

Параллельные базовой кромке А линии можно провести с помощью рейсмуса (рис. 92). Для этого ножку рейсмуса выдвигают на нужное расстояние, закрепляют ее клином в корпусе. Рейсмус продвигают по базовой кромке А и чертят параллельную кромке линию.

Рис. 92. Разметка брусков рейсмусом: 1 - заготовка; 2 - ножка рейсмуса; 3 - клин; 4 - корпус рейсмуса; А - базовая кромка

Окружности и дуги размечают с помощью циркуля (рис. 93).

Рис. 93. Разметка окружности циркулем: а - отмеривание радиуса окружности, б - проведение линии окружности (О - центр окружности)

Разметку нескольких одинаковых деталей криволинейной формы производят по шаблону. Шаблон представляет собой готовую деталь или ее форму, изготовленную из фанеры или любого твердого материала. Шаблон позволяет быстро и точно разметить большое количество деталей. Его укладывают на размечаемую заготовку, прижимают к ней и очерчивают карандашом.

Во время разметки изделий помните об экономном расходовании материала. На одной заготовке старайтесь разметить как можно больше деталей.

Практическая работа № 27
Разметка деталей изделия

Порядок выполнения работы

  1. Подберите подходящие заготовки для деталей вашего проектного изделия.
  2. С помощью разметочных инструментов разметьте детали по чертежам, выданным учителем.
  3. Для сложных деталей изготовьте шаблон и выполните разметку деталей по шаблону.

Новые понятия

Разметка, разметочные инструменты, базовая поверхность, риска, разметочная линия, рейсмус, шаблон.

Контрольные вопросы

  1. Чем отличается разметка от чертежа?
  2. Как проверить точность разметки прямоугольной детали?
  3. В каких случаях изделия размечают по шаблону?

« РАЗМЕТКА ЗАГОТОВОК

ИЗ ТОНКОЛИСТОВОГО МЕТАЛЛА И ПРОВОЛОКИ »

Цель: познакомить учащихся с разметкой заготовок из тонколистового металла и

проволоки; привить навыки рационального использования материалов;

способствовать развитию технического мышления.

Тип урока: комбинированный (освоение новых знаний, обобщение и систематизация изученного).

Методы обучения: устный опрос, рассказ, демонстрация наглядных пособий,

практическая работа.

Ход урока:

I. Организационно-подготовительная часть.

Приветствие учителя, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока.

II. Теоретическая часть.

1. Повторение пройденного материала.
Вопросы:

  • Какую операцию называют правкой?
  • Почему перед разметкой необходима правка заготовки из тонколистового металла или проволоки?
  • Какие инструменты и приспособления применяют при правке?
  • Как можно выправить толстую проволоку?
  • Какими способами выпрямляют тонкую и мягкую проволоку?
  • Как выполняется правка тонколистового металла?
  • Почему деревянным бруском-гладилкой можно выправить только топкие металлические листы?
  • Как контролируют качество правки листового металла и проволоки?

2. Изложение нового материала.

Учитель свое объяснение сопровождает показом приемов разметки.

План рассказа учителя:

  1. Разметка заготовки из проволоки.
  2. Разметка заготовки из тонколистового металла.

1. Разметка заготовки из проволоки.

Для того чтобы изготовить какое-либо изделие, нужно точно установить границы обработки, нанести на поверхность заготовки контуры будущего изделия в виде линий и точек с соблюдением чертежных размеров. Эта слесарная операция называется разметка.

Разметку проволоки (определение мест сгибания или разрезания) выполняют с помощью линейки и карандаша. Если, например, нужно согнуть проволоку па расстоянии 50 мм от ее края, то к куску проволоки прикладывают линейку так, чтобы нулевая отметка линейки совпадала с началом куска проволоки. Затем на линейке находят отметку 50 мм и напротив неё, па проволоке, делают черточку. Это и будет место сгиба.

Размечая места изгиба проволоки для изготовления из нее какого-либо изделия, учитывают, что на каждый изгиб проволоки под прямым углом дополнительно расходуется отрезок проволоки, равный чуть больше половины ее толщины.

Например, если кусок алюминиевой проволоки длиной 200 мм и толщиной 3 мм

согнуть посередине под прямым углом, а затем измерить проволоку до изгиба и

после него и сложить эти размеры, то окажется, что длина куска проволоки как бы

уменьшилась. Она будет составлять около 198 мм., то есть на 2 мм короче, чем до

сгибания.

При изготовлении из проволоки круглого кольца важно знать, как определить

длину проволоки, чтобы из нее получилось кольцо заданного размера. Размер

проволочного кольца обычно определяется размером его диаметра. Величина

диаметра меньше длины окружности в 3,14 раза. Поэтому, чтобы определить

длину проволоки для изготовления круглого проволочного кольца, нужно размер

диаметра этого кольца умножить на 3,14.

2. Разметка заготовки из тонколистового металла.

Разметка заготовки из тонколистовою металла выполняется с целью определения

мест разрезания или сгибания листового металла и границ обработки заготовок

при изготовлении изделий.

Точки при разметке - керны - представляют собой небольшие углубления. Линии,

наносимые при разметке, называют рисками . Риски бывают основными и вспомогательными. Основными рисками обозначают границы обработки. От вспомогательных рисок откладывают размеры для проведения основных рисок.

Риски и керны наносят на заготовку с помощью специальных разметочных инструментов: чертилок, разметочных циркулей, кернеров, а также измерительных линеек, слесарных угольников и разметочных молотков.

Чертилка представляет собой остро заточенный стальной стержень и служит для

нанесения рисок. Чертилки бывают проволочными, точеными и с отогнутым

концом.

Разметочный циркуль служит для нанесения на поверхность металла линий окружностей и дуг. В отличие от обычного циркуля обе ножки

разметочного имеют заостренные концы.

С помощью кернера получают при разметке небольшие углубления, или керны. Эти углубления необходимы для обозначения центров окружностей и дуг, а также для более четкого обозначения разметочной риски, которая во время работы может стереться.

При разметке используются металлические измерительные линейки для измерения

размеров заготовки и проведения разметочных рисок.

Угольники также служат для выполнения разметочных рисок.

Угольник позволяет выполнить линии строго под прямым углом. Контроль уже выполненных углов заготовки проверяют тоже угольником.

Разметочным молотком ударяют по бойку кернера при накернении центров отверстий и разметочных рисок.

Перед разметкой требуется очистить заготовку от пыли и грязи. Размечать заготовку нужно так, чтобы как можно меньше металла уходило в отходы.

Различают два вида разметки: по шаблону и по чертежу (эскизу).

Шаблон - это приспособление в виде пластины с очертаниями детали, которая

изготавливается. Шаблон накладывают на лист металла, из которого изготавливают изделие.

Разметку по шаблону рационально выполнять в тех случаях, когда нужно разметить большое количество деталей. Располагают шаблон так, чтобы он весь умещался на листе. Для экономного расходования материала стараются найти такое положение шаблона на листе, чтобы при последующем вырезании заготовки из листа было как можно меньше отходов и обрезков. Затем шаблон плотно прижимают к листу. Для этого можно использовать струбцину, достаточно тяжелый предмет или просто прижать рукой. Не сдвигая шаблона, обводят его контуры чертилкой, плотно прижимая ее острие к кромке шаблона. Затем с помощью кернера и разметочного молотка делают небольшие углубления (керны) вдоль разметочных рисок. Для накернивания рисок острие кернера ставят точно на риску с небольшим наклоном от себя. Перед нанесением удара по бойку кернер переводят в вертикальное положение.

Молотки для накернивания используют небольшие, массой 100-150 г. Расстояние между кернами может быть 5-10 мм и более. Это зависит от длины риски: чем больше длина, тем больше может быть указанное расстояние.

Разметка по чертежу заключается в перенесении точек и линий чертежа с бумаги на лист металла. Для того чтобы ее выполнять, надо знать, как графически изображаются детали и изделия из тонколистового металла.

Если деталь не имеет изгибов листа, из которого она изготовлена, как, например, ушко, то изображение дается только в одном виде - спереди. Толщина детали указывается надписью типа «Толщ. 0,5» или с помощью выносной линии с полочкой, где дана надпись типа «S 0,5».

Часто изделие из тонколистового металла изготавливается путем сгибания отдельных его частей. Такова, например, коробочка для крепежных деталей.

В этом случае разметку заготовки ведут по чертежу развертки этого изделия, показывающей форму и размеры детали до выполнения операции сгибания.

Места сгиба показывают штрихпунктирной линией с двумя точками. Построение чертежа развертки изделия прямоугольной формы следует начинать с изображения основания прямоугольника. После этого вычерчивают другие стороны, примыкающие к основанию по линиям сгиба. Развертка изделия цилиндрической формы представляет собой прямоугольник, одна сторона которого равна длине окружности его основания, а другая - высоте изделия. Приступая к разметке, лист металла тщательно осматривают, проверяя, нет ли на нем ржавчины, неровностей и искривлений. При необходимости его очищают и выправляют. Определяют возможность изготовления из листа детали требуемых размеров. Для этого сравнивают наибольшие (габаритные) размеры детали с размерами листа. Нужно, чтобы размеры листа были несколько больше размеров детали. Для того чтобы разметочные линии были видны более четко, поверхность металла часто покрывают меловой краской или другими растворами. Затем определяют базы для разметки - линии или поверхности, от которых откладывают размеры для нанесения других разметочных рисок. Другими словами, от разметочных баз начинается собственно разметка. Разметку обычно ведут от самой ровной кромки листа или от вспомогательной риски, проведенной посередине заготовки.

При нанесении прямых рисок линейку или угольник плотно прижимают к заготовке пальцами левой руки так, чтобы не было просвета. Чертилку берут правой рукой, как карандаш, и, не прерывая движения, проводят риску необходимой длины. Проводя риски, чертилку плотно прижимают к линейке или угольнику, отклоняя ее на небольшой угол.

Величину этого наклона нельзя изменять во время проведения риски, иначе риска получится кривой. Если деталь имеет отверстия и радиусные закругления, то вначале намечают и накернивают центры этих отверстий или дуг закруглений. Затем раствором циркуля, равным радиусу окружности или закругления, проводят кривые контурные риски. Для этого острие одной (неподвижной) ножки циркуля устанавливают в накерненный центр и, слегка прижимая обе ножки циркуля к поверхности заготовки, другой (подвижной) ножкой проводят дугу заданной длины. При этом циркуль немного наклоняют в сторону движения.

На заводах разметку деталей выполняют слесари-разметчики. Шаблоны изготавливают слесари самой высокой квалификации - инструментальщики.

Практическая часть.

Практическая работа

«Разметка заготовок из тонколистового металла и проволоки».

1. Организация рабочего места.

Учащиеся выполняют задание каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: верстак, тиски, стальная плита, слесарный молоток, киянка, деревянный брусок, плоскогубцы, доска с вбитыми гвоздями, металлический стержень, дощечки, заготовки из тонколистового металла и проволоки.

2. Вводный инструктаж.
Задание:

пользуясь разработанными технологическими картами, выполните разметку

заготовок изделия из тонколистового металла и проволоки;

Правила техники безопасности.

Необходимо соблюдать общие правила безопасности труда, работать только

исправным инструментом.

Чертилку и разметочный циркуль следует держать только па верстаке, не класть в

карманы халата.

После применения чертилок на их остро заточенные концы следует надеть

предохранительные пробки.

Чтобы не поранить руки, подавать чертилку товарищу надо ручкой от себя, а

класть на рабочее место - ручкой к себе.

3. Текущий инструктаж.

Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Возможные ошибки: несоответствие размеров размеченной заготовки размерам на чертеже или образце изготовленной детали;

Причины: неточность измерительного инструмента, несоблюдение приемов разметки или невнимательность работающего;

неточное проведение рисок;

проведение рисок несколько раз по одному и тому же месту.

4. Заключительный инструктаж.

Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ; разбор допущенных

ошибок и анализ причин, их вызвавших; разъяснение возможностей применения

полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

Итоговая часть.

1. Установка на следующий урок.

На следующем уроке продолжится знакомство с технологией обработки проволоки и тонколистового металла.

2. Домашнее задание


Гравировальные работы [Техники, приемы, изделия] Подольский Юрий Федорович

Нанесение изображения на заготовку

Перед тем как приступить к работе, гравер должен проверить остроту инструмента, при необходимости заточить (довести) режущие кромки штихелей и подготовить вспомогательные установочно-крепежные приспособления. Затем производят нанесение рисунка и разметку текста на металле.

Сначала надо вырезать заготовку (пластинку) из латуни или бронзы толщиной 4–6 мм и опилить ее до нужного размера по наружному контуру. После этого заготовку укладывают на каленую плиту или наковальню и с помощью гравировального молотка легкими ударами по выпуклым местам (с обратной стороны заготовки) выправляют лицевую (оформляющую) поверхность пластинки, делая ее немного овальной по всей поверхности для удобства припиливания и полировки. Затем заготовку пластинки закрепляют в тисках или на деревянной подставке и припиливают личным напильником ее поверхность, следя за тем, чтобы между зубьями напильника не осталась стружки, которая может сделать глубокие трудновыводимые риски. После припиловки поверхность пластинки тщательно зачищают наждачной шкуркой с мелом и полируют войлочными кружками, смазанными пастой ГОИ. Убедившись, что поверхность пластинки заполирована без рисок, ее кладут на гравировальную подушку, не снимая с деревянной подкладки. Затем поверхность пластинки промывают водой и насухо протирают сухой ватой. Сразу после этого на ее поверхность пальцами наносят тонкий слой белил и растирают их до тех пор, пока не высохнет краска и не получится матовая ровная поверхность на металле. Это делается для того, чтобы получить более четкий рисунок при разметке карандашом.

На закрашенную поверхность металлической пластины остро отточенным карандашом наносят рисунок (рис. 10) как от руки, так и по лекалу, или копируют его нижеприведенными способами. После этого рисуют карандашом весь необходимый текст (с учетом всех описанных приемов, обеспечивающих правильность и симметричность его расположения), а затем устраняют возможность стирания карандашных линий в процессе гравирования. Для этого поверхность с рисунком закрепляют быстросохнущим лаком. После этого производят разметку шпицштихелем или гравировальной (разметочной) иглой. Во время разметки окончательно корректируют нарисованное, а карандашный рисунок превращается в слегка процарапанные линии и штрихи на поверхности металла. Затем, если есть уверенность, что блики, отражающиеся от поверхности металлической пластины, не будут в процессе работы слепить глаза, краску можно стереть ватным тампоном, смоченным в растворителе.

Копирование изображения. Копирование какого-либо рисунка, факсимиле или другого изображения является важным этапом в граверной работе. Существует несколько методов копирования. Самое распространенное и простое копирование производят следующим образом. Берут кальку или папиросную (рисовую) бумагу, промасливают ее, равномерно протирая пальцем по всей площади веретенным маслом и, после того как бумага станет максимально прозрачной, накладывают на оригинал. Затем тщательно закрепляют бумагу кнопками и остро отточенным мягким карандашом точно переводят на нее рисунок. Этот способ копирования применяют в тех случаях, когда требуется сохранить точный размер оригинала в зеркальном (обратном) виде.

Рис. 10. Порядок построения узоров из элементов народного орнамента.

При необходимости перевода оригинала на металл в прямом изображении производят так называемое двойное копирование: сначала копируют с оригинала на папиросную бумагу, затем переворачивают ее лицевой стороной вниз и вторично обводят карандашом контур рисунка, после чего переводят его на металл.

Нередко граверу приходится сталкиваться с рисунками, которые должны быть строго симметричны. Для изображения такого рисунка достаточно воспроизвести его правую или левую сторону, затем согнуть бумагу по отмеченному центру и протереть ее сверху твердым предметом. Изображение рисунка переходит на другую сторону и воспроизводит его вторую половину с идеальной симметричностью.

Независимо от способа копирования рисунка приемы перевода его на металл всегда одинаковы. Для изготовления, например, клише на латунной пластинке, прежде чем приступить к переводу рисунка на металл, нужно лекальной линейкой проверить прямолинейность рабочей поверхности. Убедившись в ее хорошем качестве, поверхность покрывают тонким слоем белой акварельной краски или цинковыми белилами, растирая их круговыми движениями пальца. После высыхания краски к пластине прикладывают папиросную бумагу с рисунком (с учетом прямого или зеркального изображения) и, покрыв ее какой-нибудь плотной бумагой, протирают тыльной стороной рукоятки штихеля. Рисунок воспроизводится на металле. Остается хорошо отточенным шпицштихелем произвести разметку рисунка, т. е. его оконтуривание по переведенному графитному рисунку.

Для более четкого перевода рисунка на металл существует еще один способ подготовки его поверхности. Суть метода заключается в следующем: заготовку покрывают белой краской уже известным приемом, но после высыхания пластину подогревают и прикладывают к ней кусочек чистого пчелиного воска, который, расплавляясь, покрывает всю окрашенную рабочую поверхность тонким слоем. Графит с рисунка на бумаге, приложенной к такой поверхности, переводится особенно хорошо, и копия рисунка получается очень отчетливая. Разумеется, и при этом способе, так же как и в первом варианте, необходимо произвести разметку шпицштихелем.

В граверной работе нередки случаи, когда граверу приходится пользоваться оригиналом, размеры которого не соответствуют размерам будущего изделия, т. е. когда рисунок оригинала больше или меньше требуемого в граверном исполнении и его необходимо увеличить или уменьшить.

Широко применяется способ увеличения или уменьшения размера оригинала с помощью сетки. Вокруг рисунка, подвергающегося увеличению, карандашом вычерчивают рамку тонкими линиями. Делят площадь в рамке пополам по вертикали и горизонтали, а полученные четверти, в свою очередь, делят линиями на восьмушки, шестнадцатые, тридцать вторые и т. д. Для удобства работы точки деления сторон рамки, в которую заключен рисунок, нумеруют по горизонтали и вертикали цифрами. Затем на бумаге чертят подобную рамку, увеличенную или уменьшенную в нужное число раз относительно оригинала, и делят ее на такое же число клеток. После этого рисунок перерисовывают по частям, перенося поочередно изображение из каждой клетки оригинала в соответствующую клетку на бумаге. Чем больше число клеток в сетке, тем точнее получится переводимый оригинал. На рис. 11 показано изображение, увеличенное в два раза относительно оригинала. Если оригинал необходимо сохранить, рекомендуется скопировать рисунок на бумагу и построение сетки производить по копии.

Рис. 11. Оригинал и изображение, увеличенное в два раза.

Легче всего подготовить, т. е. нарисовать, откорректировать, увеличить (или уменьшить), нужный рисунок с помощью компьютера. Готовое изображение просто распечатывается на принтере в нужном масштабе. Совершенно несложно распечатать и зеркальное отображение – большинство графических редакторов позволяют «развернуть» изображение. Для переноса распечатки на металл между бумажной копией и окрашенной поверхностью пластины прокладывают копировальную бумагу и переводят рисунок с помощью остро отточенного твердого карандаша. Можно воспользоваться и, например, зубочисткой, но она, в отличие от карандаша, не оставляет заметных следов на бумаге, и в этом случае есть риск пропустить некоторые штрихи и линии.

Из книги Путешествие в удивительный мир [Макросъемка] автора Аракчеев Юрий Сергеевич

Композиция, резкость, освещенность изображения Именно эти «фотографические параметры» мы в состоянии оценить и улучшить до того, как сделан снимок: глядя в окошко видоискателя зеркального фотоаппарата.О композиции, то есть о построении снимка (точно так же, как о

Из книги Основы композиции в фотографии автора Дыко Лидия Павловна

Светотеневой рисунок изображения Наши жизненные наблюдения подсказывают нам, что наиболее энергичные световые рисунки возникают тогда, когда на объекте есть отчетливая светотень, а она, как известно, является результатом действия направленного света. Для начала при

Из книги Домашний мастер автора Онищенко Владимир

Светотональный рисунок изображения Разработаем еще одну из характерных и часто встречающихся типовых схем света, также дающую возможность успешно решать изобразительные задачи освещения, но в ином живописном ключе. Это схема, позволяющая получить так называемый

Из книги Витражи своими руками автора Каминская Елена Анатольевна

Из книги История банкнот: тайны бумажных денег автора Майзингер Рольф

Из книги Гравировальные работы [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Нанесение контура Сначала нужно выполнить цветной эскиз рисунка на бумаге, который будет затем перенесен на стекло. Желательно, чтобы цвет композиции сочетался с цветовой гаммой интерьера. После чего следует на принтере распечатать рисунок в нужном формате. По размерам

Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Нанесение краски После того как контур полностью высохнет, а на это требуется от 1,5 до 3 ч, можно приступить к заполнению рисунка краской, начиная с крупных деталей.Технология нанесения краски в росписи по стеклу существенно отличается от способов работы с другими

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Занимательные изображения на банкнотах «Мощь государства» Традиция изображать коронованных особ на деньгах своими корнями уходит в стародавние времена. Еще древние персы чеканили на золотых дариках Царя царей с копьем в одной руке и луком в другой. Лики правителей

Из книги Справочник мастера малярных работ автора Николаев Олег Константинович

Разметка и нанесение текста Качество надписи при гравировании зависит от правильных пропорций букв, их расстановки в словах и правильного выбора промежутков между отдельными словами.Поэтому, прежде чем выбирать резцом металл, надо разметить и набросать карандашом

Из книги Модные татуировки со всего света автора Ерофеева Людмила Георгиевна

Подготовка и перенос рисунка на заготовку После того как вы завершили обработку заготовки и очистили ее поверхность от пыли, можно приступать к пирографии. Но далеко не все могут вообразить сразу все линии будущей картины, чтобы нанести их на дерево уверенными мазками.

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Общепринятые изображения-символы Есть целый ряд рисунков, которые понятны всем без исключения. Символика таких изображений, как правило, лежит на поверхности, и гадать о ее значении человеку не надо. Ниже мы позволим себе привести список подобных символов:1. Нож.

Из книги автора

Черновое нанесение рисунка Итак, вам понравился определенный рисунок. Теперь мастеру надо определить место его нанесения и нанести черновой вариант или контур рисунка.Способ нанесения первоначального контура определяет сам мастер. На это влияет многое: личные мотивы,

Из книги автора

Нанесение татуировки Итак, мастер подготовил кожные покровы. Самое время приступать непосредственно к процессу нанесения рисунка. К участку кожи клиента, где необходимо сделать тату, прикладывают бумагу с нанесенным изображением. Мастер берет в руки машинку – и работа

Из книги автора

Корректировка нательного изображения Можно ли подправить тату и когда это допустимо?Человечество еще не придумало, как можно избавиться без боли от нательной картинки. Нет ни абсолютно универсального, ни абсолютно безопасного или комфортного способа для этого. Поэтому

>>Технология: Разметка тонколистового металла и проволоки

Для того чтобы правильно изготовить деталь, на поверхность заготовки наносят контуры будущего изделия в виде линий и точек с соблюдением чертежных размеров. Эта слесарная операция называется разметкой.
Разметка выполняется с помощью металлической масштабной линейки, слесарного угольника, чертилки, разметочного циркуля и кернера (рис. 65).
Слесарный угольник (рис. 65, б) применяется для разметки и проверки прямых углов.
Чертилка (рис. 65, в) представляет собой остро заточенный стальной стержень и служит для нанесения рисок (линий) на заготовку. Чертилки бывают различных конструкций.

Разметочный циркуль (рис. 65, г) позволяет наносить на заготовку окружности и дуги. Чтобы во время разметки ножки циркуля не скользили по заготовке, в центрах этих окружностей с помощью кернера наносят неглубокие лунки.
Перед разметкой требуется очистить заготовку от пыли и грязи. Размечать заготовку нужно так, чтобы как можно меньше металла уходило в отходы.
Pазметку выполняют по чертежу или по шаблону . Разметку по чертежу (детали из листового металла) начинают от самой ровной кромки заготовки. Если все кромки неровные, то проводят базовую линию (риску) и от нее выполняют дальнейшую разметку детали (рис ()()).
При проведении линий чертилку наклоняют в направлении движения и плотно прижимают к линейке (как карандаш при разметке заготовок из древесины). Водить чертилкой по одному и тому же месту более одного раза не следует, так как от этого линия разширяется и точность разметки снижается.
При нанесении окружностей разметочный циркуль также наклоняют в сторону движения , прилагая основное усилие к ножке,находящейся в центре окружности.
Если необходимо изготовить не одну, а несколько одинаковых деталей, то для их разметки применяют шаблон - плоскую деталь-образец. Шаблон плотно прижимают к заготовке рукой или струбциной (рис. 67) и обводят по контуру чертилкой.
На заводах разметку деталей выполняют слесари-разметчики. Шаблоны изготавливают слесари самой высокой квалификации - инструментальщики.

1. Не класть чертилку и разметочный циркуль в карман халата. Их можно держать только на верстаке.

2. Чтобы не поранить руки, подавать чертилку товарищу надо ручкой от себя, а класть на рабочее место - ручкой к себе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Разметка заготовок изделий из тонколистового металла и проволоки

1. Изучив технологическую карту, выполните разметку заготовки корпуса хозяйственного совка.
2. Рассчитайте длину заготовки крючка дверного (см. рис. 59, в) и разметьте место отрезки проволоки.
3. При помощи шаблона выполните разметку воздушного винта (рис. 68).

  • Разметка, слесарный угольник, чертилка, разметочный циркуль, кернер, базовая линия, шаблон, слесарь-разметчик, инструментальщик.

1. Какие инструменты применяют для разметки металлических заготовок?

2. Какие правила безопасности надо соблюдать при разметке?

3. В чем отличие разметки металлических заготовок от разметки заготовок из древесины? В чем их сходство?

4. Для чего проводится базовая линия?

5. Для какой цели применяют шаблоны?

6. Назовите профессию рабочих, изготавливающих шаблоны.

7. Как правильно pазместить на верстаке чертилку, линейку, угольник, циркуль, заготовку, шаблон?


А.Т. Тищенко, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, Н.П.Щипицын,Технология 5 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Раздел 2. Технология изготовления изделий из тонколистового металла и проволоки

Тема 2.1. Процесс разметки заготовок на листовом металле

§ 7. ТЕХНОЛОГИЯ РАЗМЕТКИ ЗАГОТОВОК НА ЛИСТОВОМ МЕТАЛЛЕ

1. Вспомни, какой технологический процесс называется розмічанням.

2. Какую линию называют базовой?

3. Что такое припуск? Для чего он предназначен?

4. Какое приспособление называется шаблоном? Каково его назначение?

5. Графический документ называется технологической картой? Для чего он предназначен?

Технологическая операция нанесения разметочных линий или рисок на заготовках, определяют места выполнения технологических операций, определенных графическим документом, называется розмічанням.

Разметки - очень ответственная операция. От того, насколько точно она выполнена, зависит качество будущего изделия.

Для разметки рабочее место оборудуется розмічальними плитами - толстыми ровными и чистыми металлическими плитами (рис. 60).

Рис. 60. Виды разметочных плит

Погрешность, получаемая при обычных методах разметки, может составлять приблизительно 0,5 мм.

Чтобы правильно выбрать заготовку для изготовления изделия, надо внимательно изучить чертеж детали и определить припуск на обработку. Затем, если нужно, заготовку выпрямляют (выравнивают поверхность). О указанную технологическую операцию ты узнаешь из следующих параграфов.

После выравнивания заготовки начинают ее разметки. Для того чтобы при розмічанні лучше было видно линии (контуры) разметки, металлическую заготовку очищают от грязи и ржавчины металлической щеткой или шлифовальной шкуркой на бумажной или тканевой основе.

Затем для лучшей видимости разметочных линий поверхность заготовки при необходимости можно покрыть меловым раствором.

Разметки выполняют специальными розмічальними инструментами (рис. 61). Каждый из них предназначен для выполнения определенных технологических операций.

Для разметки прямых линий, измерение и отложение на заготовке размеров пользуются металлической масштабной линейкой.

Нанесение рисок и линий на металлических, пластмассовых и других поверхностях выполняют рисувалкою. Изготавливают ее из стальной проволоки, закаляют и оттачивают.

Разметки заготовки начинают с нанесения базовых линий, от которых откладываются размеры и размечаются контуры будущего изделия. Первую из них проводят на расстоянии 3...5 миллиметров от длинной кромки заготовки. Для этого масштабную линейку, например пятым штрихом, совмещают с базовой кромкой сначала справа и рисувалкою намечают черту у торцевой кромки линейки.

Рис. 61. Разметочные слесарные инструменты: а - масштабная линейка; б - рисувалка; в - кернер; - слесарный циркуль; д - угольник слесарный

Таким же способом выполняют черту слева от базовой кромки. Далее линейку прикладывают точно к нанесенным справа и слева рисков, а рисувалку - в таком положении, чтобы ее острие точно совпадало с нанесенными черточками (рис. 62, а, б).

Рис. 62. Откладывание размеров масштабной линейкой

Только при таком условии размечают базовую линию, соединяя обе черточки (рис. 62, в). Чем больше расстояние между черточками, то более точной является параллельность линий (рис. 63).

При розмічанні рисувалку держат с наклоном от линейки в направлении «к себе» под углом 45...70° (рис. 64).

Приложив к базовой линии угольник, проводят вторую базовую линию под углом 90° к первой за 3...5 мм от короткой кромки (рис. 65). От этих двух линий следует откладывать все нужные для изготовления размеры изделия.

С помощью кернера наносят метки центров дуг и окружностей, мест сверления отверстий. Сначала рисувалкою пересечением двух полос размечают центр будущего отверстия. Затем, положив заготовку на разметочную плиту, кернер берут тремя пальцами левой руки, ставят острым концом в точку пересечения рисок и, выпрямив кернер перпендикулярно к плоскости заготовки, легким ударом молотка по бойку кернера намечают место изготовления отверстия (рис. 66). Впадину, которая осталась на поверхности заготовки, называют керном, а процесс - кернуванням.

Рис. 63. Разметки базовой линии

Рис. 64. Правильное положение чертилки при розмічанні

Рис. 65. Проведение базовой линии с помощью угольника

Рис. 66. Последовательность кернування: а - разметки; б - выставление кернера; в, г - регулировка перпендикулярности кернера; д - кернування

Для разметки дуг и окружностей служит циркуль. Сначала размечают центр круга и накернюють его. Потом одну ножку разметочного циркуля устанавливают в керно, а второй размечают дугу или круг нужного радиуса (рис. 67).

Для разметки большого количества одинаковых по форме и размерам деталей применяют шаблоны и трафареты (рис. 68).

Разметки металлических заготовок проводят на слесарном верстаке с разметочной плитой или же на отдельном рабочем месте, предназначенном для разметки.

Размещают инструменты по уже известным правилам: ближе располагают те, которыми пользуются чаще, инструменты, которые берут правой рукой (рисувалка, циркуль и т. п), кладут справа, а те, которые берут левой рукой, - слева.

Не допускается использование инструментов не по назначению, поскольку это может привести к их повреждению и невозможности выполнения точных измерений.

После завершения работы контрольно-измерительные и разметочные инструменты очищают от грязи и хранят в отведенных для них местах в специальных футлярах или укладках.

Во время работы розмічальним инструментом необходимо соблюдать следующие правила безопасности:

1. Работы, связанные с применением инструментов, имеющих колющие и/или режущие части, следует выполнять в рукавицах.

2. Во время перерывов между работой на острие рисувалок необходимо надевать предохранительные колпачки или размещать их в специальных укладках.

Рис. 67. Разметки слесарным циркулем

3. Нужно предотвращать соскальзывание заготовки, краями которой можно нанести травму.

4. Передавать рисувалку или режущий инструмент нужно острием «до себя», а братья - острием «от себя».

Рис, 68. Инструменты для разметки: а - шаблоны; б - трафареты

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 6

Разметки изделий

Оборудование и материалы: набор равных заготовок из листового металла, слесарная линейка, рисувалка, разметочная плита, кернер, молоток.

Последовательность выполнения работы

1. По заданию учителя или согласно с графическими изображениями ориентировочных объектов труда, развертки которых ты выполнял при изучении параграфа «Развертки поверхностей геометрических тел», повторно ознакомься с их конструктивными особенностями (см. рис. 54).

2. Определи из указанного перечня или подготовь по собственному желанию эскиз будущего изделия или отыщи в информационных источниках другой объект труда.

3. Включи по собственному замыслу коррективы в внешних очертаний или конструкции выбранных для изготовления объектов труда.

4. Подготовь заготовку соответствующих размеров.

5. Определи базовую кромку и нанести базовые линии.

6. Разметь контуры будущего изделия с припуском на обработку.

7. Наметь, при необходимости, места сверления отверстий и накернуй их.

8. Проверь качество разметки.

9. Дальнейшее выполнение завершающих технологических операций выполни после изучения соответствующих тем на следующих уроках.

Выпрямления, направлении, разметки, намічання, рисувалка, кернер, линия сгиба, развертка.

Кернер - короткий стальной стержень с закаленным коническим острием для разметки деталей.

1. Какие инструменты применяют при розмічанні заготовок на листовых материалах?

2. Какая технология разметки параллельных линий?

3. Чем отличается технология разметки на древесине от разметки на металле?

4. Какова последовательность разметки заготовок с помощью разметочного циркуля?

5. От какой линии начинают разметки заготовки? Какова последовательность ее разметки?

6. В каких случаях применяют шаблоны?

7. Какая технология намічання центров отверстий?

8. Для чего на заготовке оставляют припуск?

9. Какой инструмент применяют при розмічанні мягких металлов?

Тестовые задания

1. Какими единицами указываются размеры на машиностроительных чертежах?

А метрами

В сантиметрами

Бы дециметрами

Г миллиметрами

2. От каких параметров зависит точность измерения слесарным линейкой?

А длины измерительной шкалы

Бы толщины штрихов, нанесенных на измерительной шкале

В цены деления измерительной шкалы

Г всех перечисленных

Д правильного ответа нетесть

3. Что служит ориентиром при розмічанні заготовки?

А длинная кромка

Бы короче кромка

В базовая линия

4. Для выполнения какой технологической операции назначен припуск?

А отделка

Б отделки

В конечной обработки

Г шлифования

Д опиливание

5. Какой инструмент используют для разметки большого количества одинаковых деталей?

А линейку

Бы уголок

В рисувалку



Поделиться