Свет во дворе дома и. Правила и нормативы освещения территории, располагающейся рядом с домом

Устройство уличного освещения на дачном участке или во дворе частного дома – очень важная задача, которая требует комплексного решения. В отличие от квартиры в многоэтажном доме, ситуация за пределами которой не совсем интересует собственника, владельцам собственных домов необходимо контролировать участок вокруг него. Да и намного лучше вечером прогуляться по свежему воздуху вдоль освещенных дорожек своего двора.

Установка системы уличного освещения двора дома на первый взгляд кажется простым делом. Однако, для нормально работы всего комплекса оборудования, его необходимо правильно подобрать и смонтировать. О том, как сделать освещение на приусадебном участке — далее.

Виды освещения двора в частном доме

Освещение на дачном или приусадебном участке выполняет три функции:

  1. Техническая. Заключается в подсветке участка для обеспечения безопасности перемещения по участку в темное время суток. Для этой цели покупают обычные галогенные или светодиодные фонари. Размещают их вдоль дорожек.
  2. Декоративную. Такое освещение является частью ландшафтного дизайна и служит для того, чтобы при помощи света подчеркнуть всю красоту растительного мира приусадебного участка. Особенно часто многие хозяева подсвечивают альпийские горки, мини-бассейны, клумбы. Для обустройства декоративной подсветки используются цветные фонари широкой палитры. Чтобы картина радовала глаз, некоторые системы декоративной подсветки управляются специальными компьютерами, которые устраивают настоящие цветовые шоу. Правда, стоит отметить, что стоят они довольно дорого и монтировать их должны только специалисты.
  3. Функция безопасности. Освещенный приусадебный участок не привлекает мелких воров, которые постоянно пытаются стащить со двора все то, что «плохо лежит». Даже если хозяев нет дома, то освещенный участок заставит воришек задуматься, стоит ли туда лезть. Порой освещение с датчиками движения работает лучше охранной сигнализации.

Планирование освещения частного двора

Ни один монтаж системы освещения невозможен без детального планирования. В идеале должен быть составлен план размещения источников света с указанием их типа, особенности подключения, типов и размеров проводов, размещения столбов и т.д. Благодаря такому планированию, монтаж освещения на приусадебном участке будет сделать намного легче.

Главным местом, где необходима обязательная установка осветительных приборов, является крыльцо дома и его ворота (калитка). В темное время суток хозяин усадьбы должен контролировать все происходящее у его ворот. Как правило, светильники, которые освещают площадь перед калиткой, снабжают датчиками движения. В таком случае свет будет включаться при приближении человека к воротам. Это очень удобно и к тому же позволяет существенно сэкономить электроэнергию. Обычно в качестве осветительного прибора для таких случаев используют светодиодные прожекторы, которые отличаются прекрасной светоотдачей при небольшом расходе электроэнергии. Другим неоспоримым преимуществом светодиодных фонарей является их большой срок службы в сравнении с другими видами осветительных приборов.

При наличии на участке зон отдыха (зона барбекю, детская площадка, баня с прилегающей территорией) подсвечивается как она, так и дорожки который к ней ведут. Для удобства парковки в темное время суток, должно освещаться место стоянки автомобиля.

При планировании всей системы освещения необходимо четко понимать, каким образом они будут связаны электрическим кабелем. Кабель может быть проложен по воздушной линии между столбами освещения либо по подземному тоннелю. Каждый из способов имеет свои достоинства и недостатки.

Монтаж воздушной линии намного проще и дешевле. Однако, для этой операции необходимо покупать специальный кабель, который не будет подвержен растяжениям под воздействием ветра. Также для его подвеса необходимо использовать специальную проволоку, которая будет удерживать его навесу. К тому же, при сильных ураганах существует большая вероятность разрыва кабеля от сильного ветра.

При подземном расположении кабеля он может прослужить несколько десятилетий, ведь на него не действуют внешние силы. Правда, уложенный в траншею кабель необходимо прятать в металлорукав, что добавляет расходы в общую смету.

Установка столбов освещения в частном дворе

При наличии естественных опор для установки фонарей освещения, задача монтажа всей системы значительно упрощается. В качестве естественной опоры может служить стена любого здания или его крыша и т.д. По объективным причинам нежелательно использовать стволы деревьев.

При отсутствии опор их необходимо соорудить самостоятельно. Столбы освещения изготавливают из полых стальных труб, а устанавливают на бетонный фундамент. Для его обустройства выкапывают ямы размером 0,4х0,4 м и глубиной 0,5 м. На ее дно укладывают слой песка или щебня, и устанавливают опалубку. В опалубке проделывается отверстие, в которое проводится гофр. Его выводят наверх, чтобы по нему проложить кабель подключения фонаря. Далее внутрь опалубки устанавливается несколько кусков арматуры, или толстой проволоки в качестве армирующего пояса. Затем внутрь опалубки устанавливаются анкерные болты, к которым будет прикручен столб. После этого опалубка заливается бетоном. Бетон готовят на основании цементно-песчаной смеси в соотношении 1 часть цемента на 3 части песка. Когда места для установки столбов готовы, столбы устанавливаются в вертикальном положении с обязательным выравниванием по уровню. Корректировку проводят при помощи металлических прокладок.

Провода укладываются в траншею глубиной не менее 0,7 м. Расстояние от силового кабеля до ближайшей постройки должно быть не менее 0,5 м. Дно траншеи отсыпается песком или отсевом. Кабель укладывается в защитный металлорукав. После того, как кабель уложен, проводят подключение всей системы. Проводка фонаря подключается к магистральному кабелю при помощи специальных клемм. Скрутки проводов в данном случае недопустимы.

Особое внимание при монтаже системы освещения дворов необходимо уделить выбору силового кабеля. Он должен иметь запас прочности минимум 25% от потребляемого тока всеми осветительными приборами. Например, если все светильники в системе работают при токе 10А, то есть примерно потребляют 2 КВт, то проводка должна быть рассчитана на ток 13-14А. Если на участке планируется дополнительно устанавливать источники света, то трассу лучше проложить с запасом. Выбирать кабель лучше в двойной изоляции, так он будет лучше защищен. Для таких работ вполне подойдет алюминиевый кабель, он стоит гораздо дешевле медных аналогов.

Вся система освещения собирается на одном щитке, на котором устанавливаются автоматы для отключения каждой ветки. Лучше сделать освещение из нескольких веток, так как это даст возможность отключать только одну из них для ремонта.

Выбор светильников освещения двора

В настоящее время выбор наружных осветительных приборов очень высок, что дает возможность собрать систему под свои требования. Все светильники разделяются на несколько групп. В основном деление происходит в зависимости от лампы, которая используется в нем.

  • Галогенные светильники . Свечение галогеновых ламп происходит благодаря пропусканию электрического тока через колбу с парами веществ – галогенов, таких как йод, бром, фтор и т.д. Такие светильники не слишком чувствительны к перепадам напряжения и жестким условиям эксплуатации. Поэтому срок их использования в сравнении с лампами накаливания гораздо больший. Также они гораздо эффективнее «лампочек Ильича», так как при той же светоотдаче, потребляют гораздо меньше электроэнергии. Стоят такие светильники не слишком дорого.
  • Натриевые . Принцип действия таких ламп практически идентичен галогенным. В колбе такой лампы светятся пары натрия. Их свечение имеет теплый, нежный оттенок, что позволяет использовать их для создания различных световых эффектов. Еще одним положительным моментом в работе натриевых ламп является срок их службы, который достигает 30 тыс. часов.
  • Светодиодные лампы. Наиболее современные виды осветительных приборов. Отличаются низким энергопотреблением, большим сроком службы, низкой чувствительностью к перепадам напряжения. Светодиодные светильники могут быть построены на основе одного сверх яркого светодиода или большого количества деталей меньшей мощности. Так как светодиодная лампа является высокотехнологичным изделием, которая имеет специальный контроллер напряжения, цены на эти изделия еще остаются довольно высокими ценами. Однако, стоит отметить, что с каждым годом они снижаются.

Автономные светильники для освещения двора частного дома

Многие собственники участков, на которых происходят частые отключения, предпочитают собирать систему внешнего освещения на основе автономных светильников. Принцип их работы состоит в питании от установленной внутри аккумуляторной батареи. Последняя заряжается в светлое время суток от солнечного элемента.

Преимущества автономных светильников:

  1. Мобильность. Так как при монтаже автономных светильников нет необходимости в монтаже проводки, их можно устанавливать и демонтировать за короткое время. Это позволяет убирать систему с дачного участка на зимний период, если дачей не пользуются.
  2. Небольшие затраты на проведения монтажных работ. Некоторые светильники достаточно просто воткнуть в землю, и они заработают в нужное время. Нет необходимости электромонтажных и земляных работ.
  3. Низкое потребление электроэнергии. В основном автономные светильники построены на основе светодиодных ламп, что позволяет снизить потребление электроэнергии в несколько раз.

Освещение во дворе: фото

Освещение дворов: видео

Где права сила, там бессильно право

Японская пословица

Почему-то в нашей стране мысль о том, чтобы все навесить на более слабую сторону отношений, в том числе и в финансовом,приходит в голову власть имущим, да и не только (еще и финансово более сильным) постоянно. Да и суды с надзорными органами государства от них не отстают в этом плане.

Регулярные новшества в законодательстве всегда предполагают какие- то затраты: временные, финансовые и т.п. Однако зачастую в изменениях законов не указаны источники финансирования их «улучшений». Как бы предполагается, что оплачиваются они исполнителями в лице предпринимателей и простыми гражданами – ведь для них же власть придумала эти улучшения: о благе народа думают как-никак…

Очень грустно, что облегчение налогового и надзорного бремени для малого и среднего бизнеса, улучшение жизни и повышение ее уровня гражданам– только провозглашенные лозунги в нашей стране. На деле – видим обратное. По крайней мере, новшества в законодательстве и правоприменительная практика не способствуют выполнению этих лозунгов и не соответствуют им.

Вот и в жилищно-коммунальном хозяйстве всегда все улучшения для собственников предполагают финансирование управляющими организациями (УО). Никому не интересно, что собственники не хотят ни принимать участие в общих собраниях, где как раз должна быть утверждена плата за все обязательные работы по содержанию дома. Да и вообще, поднимать эту плату собственники не хотят в 99% случаев. Ответственности за неисполнение своих обязательств собственниками в этом вопросе в законодательстве нет никакой.

Хотя в нормах жилищного законодательства прямо прописано императивное правило о том, что все необходимые требования закона к содержанию дома обеспечиваются за счет экономически обоснованного финансирования со стороны собственников помещений в многоквартирном доме (далее - МКД).

Вся ответственность и вина досталась управляющим организациям, которые виноваты, впрочем, как всегда: плохо работают и не смогли провести собрание так, чтобы собственники утвердили новый тариф на ее услуги, естественно, с повышением (ведь снижение цен на что-либо происходило в нашей стране только во времена СССР).

Это только для ресурсоснабжающих организаций (РСО) принимаются тарифы на уровне государства с внесением в них всех их необходимых затрат. И то они пытаются себе выгадать какие-то дополнительные преференции, успешно лоббируя свои интересы и в законодательных и судебных органах.

Вот и освещение придомовой территории, внутриквартальных проездов (далее – уличное освещение)некоторые органы местного самоуправления (ОМСУ) пытаются сделать обязанностью управляющей организации. Неоднократно видела ответы из ОМСУ в адрес управляющих организаций, где прямо указывалось на эту обязанность УО «умными головами» представителей муниципальной власти. Не говоря о том, что нормативы на содержание общедомового имущества на электричество и другие ресурсы постоянно урезаются и не обеспечивают полного возложения этих расходов, в которые входит и освещение мест общего пользования МКД, на собственников помещений многоквартирного дома. А управляющие организации – сами виноваты, «предпринимательские риски», так сказать…

Обнадеживает, что по большей части суды и органы Прокуратуры в этом вопросе не во всех регионах согласны с таким мнением ОМСУ. И управляющим организациям этот факт позволяет избежать возложения дополнительного финансового бремени, которое и так немалое, благодаря умным законодательным инициативам Минстроя и депутатов разных профессий.

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.

Согласно части 3 статьи 39 ЖК РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (МКД) устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила № 491), которые регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в МКД.

Состав общего имущества в многоквартирном доме определен частью 1 статьей 36 ЖК РФ, а также пунктом 2 Правил № 491 и является исчерпывающим.

В состав общего имущества в многоквартирном доме сети наружного освещения придомовой территории не входят. То есть, обязанность собственников помещений в многоквартирных домах нести расходы по уличному освещению ЖК РФ, Правила № 491 прямо не содержат .

В соответствии с пунктом 19 части 1 и частью 3 статьи 14 и пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее –Закон о МСУ) к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц ).

В соответствии с частью 2 статьи 18 Закона о МСУ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 45.1 Закона о МСУ вопросы организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений могут быть урегулированы Правилами благоустройства территории муниципального образования.

Минстрой России в Письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 «Об организации ремонта уличного (дворового) освещения» отмечает, что в соответствии с п. 19 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 и п. 25 ч. 1 ст. 16 Закона о местном самоуправлении к вопросам местного значения городского, сельского поселения, городского округа отнесена организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц). В связи с этим организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления .

Единственно возможным случаем возложения таких обязанностей и расходов по уличному освещению будут случаи, когда в совокупности совпадут все следующие условия:

    земельный участок придомовой территории сформирован и находится в собственности у собственников помещений МКД;

    уличное освещение включено в проектную документацию и инженерные сети строились за счет участников долевого строительства данного МКД и переданы собственникам в составе общего имущества МКД;

    указанное уличное освещение выполняет функции по освещению придомовой территории только одного многоквартирного дома.

Таким образом, исходя из буквального толкования норм закона, если элементы уличного освещения не входят в состав общего имущества МКД, то есть, при отсутствии вышеперечисленных условий, возложение на собственников, читай -на управляющую организацию, расходов по уличному освещению МКД противоречит закону. Хотя имеется и обратная правоприменительная практика судов, которая не гарантирует в частном случае решения в пользу УО.

Судебная практика по спорам по возложению обязанностей уличного освещения МКД следующая.

Решение Оренбургского областного суда (оставлено в силе АО ВС РФ от 3 октября 2018 г. № 47-АПГ18-4 ): «Из системного толкования изложенных норм следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства, фасады, подъезды, строения и адресные таблица (указатель наименования улицы, номера дома, подъезда квартир) на домах в вечернее время суток должны быть освещены и соблюдение установленных требований должны нести собственники имущества.

Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 сентября 2017 года № 33418-АЧ/04 не может стать основанием для удовлетворения требований административного истца, поскольку из смысла этого письма следует, что на органы местного самоуправления возложена обязанность организации уличного освещения, то есть освещения мест, которые не находится в долевой собственности собственников помещений многоквартирного дома.

Вместе с тем, пункт 5.5.8 оспариваемых Правил благоустройства предусматривает обязанность собственников и управляющих компании обеспечивать наружное освещение «дворовых территорий».

В пункте 2.23 Правил дано определение «отведенной территории» как части территории города, предоставленной в установленном порядке юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам на праве собственности, аренды, ином праве пользования

Пункт 2.32 Правил содержит определение понятия «придомовой территории» - территория, отведенная в установленном порядке под жилой дом (здание, сооружение), в том числе внесенная в технический паспорт жилого дома (здания, сооружения), и связанные с ним хозяйственные и технические сооружения, и включающая в себя: территорию под жилым домом (зданием, сооружением); проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией жилого дома (здания, сооружения) (пункт 2.31).

В пункте 2.32 определено, что относится к «прилегающей территории» - территория, непосредственно примыкающая к границам земельного участка, здания, сооружения, жилого дома, ограждения, строительной площадке, торговым объектам (стационарным, нестационарным), объектам организации общественного питания, инженерным сетям и иным объектам, находящимся в собственности, владении, пользовании у юридических или физических лиц, индивидуальных предпринимателей, с газонами, малыми архитектурными формами, иными объектами благоустройства и озеленения (пункт 2.32).

ЖК РФ в п. 4 ч. 1 статьи 36 относит к общему имуществу собственников многоквартирного дома земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Таким образом, понятия «дворовая территория» ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит, не дано этому понятию определения также в утвержденных обжалуемым решением Правилах благоустройства.

Отсутствие четкого определения, какой земельный участок относится к «дворовой территории» не отвечает критерию формальной определенности правовой нормы, допускает неоднозначное толкование правовых понятий, а потому дает возможность свободного (расширительного) толкования этого термина, и, как следствие, возложение на собственников обязанности по организации освещения территории, которая им не принадлежит».

Впечатление от вышеприведенного судебного решения двоякое. Вроде бы не соответствующие вышестоящему закону и содержащие неясности в толковании нормы муниципального нормативного акта отменили. Однако суд не осмелился сказать, что данные обязанности должны быть возложена на ОМСУ в силу закона, а предпочел витиевато обосновать, что причина принятия решения о незаконности НПА совсем не в этом. И Письмо Минстроя РФ, как раз основанное на нормах жилищного законодательства, в решении отмел на раз. То есть, и нашим - вроде бы, и вашим… Ладно, хоть отменили незаконные нормы Правил благоустройства – и на том спасибо.

Апелляционное определение ВС РФ по делу : «Руководствуясь позицией, изложенной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1995 года № 3-П, от 15 июля 1999 года № 11-П, от 11 ноября 2003 года № 16-П и от 21 января 2010 года № 1-П, разъяснениями, содержащимися в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при отсутствии четкого определения, какой именно земельный участок относится к дворовой территории, нельзя сделать однозначный вывод о том, что сети наружного освещения дворовой территории входят в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому возложение бремени по организации освещения дворовой территории и содержанию необходимого для этого имущества будет возложено на лиц, которым эти территория и имущество не принадлежат».

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 26 октября 2017 г. по делу № 33-18622/2017: « Вместе с тем, установив наличие у ТСЖ «Зональное» указанного в выписке из ЕГРЮЛ основного вида его деятельности «управление эксплуатацией жилого фонда за вознаграждение или на договорной основе», суд первой инстанции пришел к неверному выводу о том, что в обязанности ТСЖ входит проведение работ по организации освещения внутриквартальной территории . При этом суд не учел положения подп. «б» и «з» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, которым содержание общего имущества включает в себя обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; а также их текущий и капитальный ремонт.

На ошибочность выводов суда прямо указывает подпункт «е» пункта 2 названного Постановления, согласно которому в состав общего имущества включается земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства».

По указанному делу принято новое решение, которым удовлетворены исковые требования прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Нижний Тагил Свердловской области о возложении обязанности по организации освещения улиц около МКД.

Однако судебные акты по искам РСО к ОМСУ о взыскании расходов на уличное освещение МО в основном отрицательные для РСО. В принципе, это не проблема управляющих организаций, должны же и на РСО иногда падать шишки, не все же им собирать сливки без каких-либо потерь. Ведь наши законы (принятые не без усиленного влияния со стороны около РСОшных сил) как раз им это позволяют…

Как сказал известный актер Брюс Уиллис: «Когда тебе приходится туго, есть два варианта: покориться или пройти сквозь огонь». Если применить данное выражение к отношениям в ЖКХ, то у управляющих организаций, при попытке повесить данные расходы (да и не только) на них, есть два выхода: покориться или судиться со всеми не соответствующими закону идеями ОМСУ и иже с ними, вплоть до Верховного суда РФ.

Компания «Бурмистр.ру» запустила сервис «Тесты», с помощью которого вы можете проверить свои знания в сфере ЖКХ. На сайте представлен не только квалификационный тест. На данном ресурсе можно проверить знания по более 35 темам, к тому же темы постоянно добавляются. Пройти тесты можно .

С уважением, Ильмира Носик.

Обсудить статью и задать вопросы можно на или воспользоваться формой ниже.

Если в городе частично не функционируют фонари или вовсе отсутствует система освещения, например, в новых жилых массивах, в районах, расположенных на окраине, то эту проблему можно попытаться решить, обратившись в соответствующие органы. Однако придется запастись терпением, так как подобные вопросы не решаются моментально. Кроме того, нужно точно знать, куда жаловаться и в какой форме.

Подробнее о функциональном использовании

Фонари на дорогах решают сразу несколько задач: обеспечивают относительную безопасность в темное время суток, освещают территорию и придают участку некоторую привлекательность, добавляют ощущение уюта. Уличное освещение подразделяется на виды по разным параметрам.

Существуют светильники, отличные по целевому назначению:

  • Фонари;
  • Архитектурная подсветка;
  • Декоративное освещение.

Лампы тоже могут использоваться разных видов: натриевые, ртутные, металлогалогенные и светодиодные. На столбах, освещающих дороги, тротуары, скверы и парки чаще всего применяется натриевое исполнение, но постепенно внедряются светодиодные лампы. Фонари тоже представлены многообразием вариантов, отличных по типу материала опорной конструкции, форме кронштейна и плафона.

Управляется освещение в автоматическом режиме или вручную, все зависит от типа светильника. Но постепенно происходит переход на автоматику. Однако обслуживание фонарей требует регулярного участия квалифицированных работников, поэтому полностью перейти на автоматизированное управление осветительной системой пока невозможно.

Нормы и предъявляемые требования

Строительные нормы и правила СНиП СН 541-82 должны обеспечить более качественное функционирование фонарей и других осветительных приборов уличного освещения, экономичность и безопасность их эксплуатации, а также обслуживания. Но, тем не менее, сегодня во многих дворах не горят фонари полностью все или частично лишь некоторые единицы, а иногда обустройство новой осветительной системы в новом отстроенном районе бесконечно откладывается.

Требования к освещению улиц

Чтобы иметь возможность отстаивать свои права, следует знать, как должно быть обустроено уличное освещение и как оно работает. Основные положения строительных норм и правил:

  • Подсветка архитектурных объектов и памятников является обязательной мерой при организации осветительной системы улицы;
  • Освещение главных и второстепенных дорог производится с учетом типа дорожного покрытия и его светоотражательных свойств;
  • Каждый объект предусматривает определенный уровень горизонтальной освещенности, например, для магистралей этот параметр соответствует 20 лк, автодороги районного значения освещаются в пределах 15 лк, а для улиц местного значения достаточно 4-6 лк.

Кроме того, для были сформулированы особые требования, предъявляемые к степени защиты плафона, так как на крупных автодорогах уровень запыленности очень высок. Например, если интенсивность движения на дороге превышает 2 000 единиц автомобилей в час, то светильник должен иметь степень защиты IP54.

Существуют правила обустройства опорных конструкций фонарей уличного освещения. Они могут быть выполнены из металла, железобетона, дерева, полимерных материалов, однако, наиболее предпочтительным сегодня является именно первый тип опоры. Такие столбы характеризуются постепенным сужением в верхней части конструкции, что обеспечивает повышенную устойчивость к порывам ветра.

Столбы уличного освещения устанавливаются с учетом ряда правил, предъявляемых к их удаленности от бордюра дороги. Чем выше степень интенсивности дорожного движения, тем дальше фонарь должен быть установлен от края дороги: для магистралей это расстояние соответствует 1 м, для второстепенных дорог – 0,6 м, а для дорог, где не проходят грузовые автомобили, уличное свет обустраивается на расстоянии 0,3 м от бордюра.

Что касается обслуживания, то регулярно исполняющими службами и предприятиями должны проводиться плановые и внеплановые проверки состояния уличного освещения на вверенной им территории. Кроме того, назначаются комиссии, контролирующие работу этих служб. Если предполагается ручное управление осветительной системой, то должен быть составлен график включения и отключения освещения. Линии тоже должны проверяться.

Светодиодная система освещения наиболее предпочтительна, так как помимо ощутимой экономии электроэнергии отмечается также отсутствие необходимости проведения частого обслуживания благодаря надежности осветительных приборов, их длительной эксплуатации.

Отсутствует освещение или оно не работает

Решение проблем в случае полного отсутствия фонарей на участке и при поломке светильников происходит по-разному. Так, если не работает лампа или сломался осветительный прибор, из-за которой фонарь больше не горит, в данном случае необходимо обращаться в управляющую компанию соответствующего района города. Нет лампочки в светильнике возле дома, в подъезде, на фасаде или она просто перегорела? Можно смело звонить диспетчеру ЖКХ. Порядок действия при этом следующий: оставляется заявка на решение проблемы, после чего она рассматривается, и принимаются меры.

Заявки можно подавать как в письменном виде, так и посредством телефона, а также в устной форме. Но куда именно нужно звонить, если нет света на придомовой территории? Все контакты можно найти на сайте ЖКХ, так как управляющая компания обслуживает уличное освещение. В критических ситуациях на место сразу отправляется аварийная бригада. Если же проблема несколько глобальнее – не работает фонарь во дворе или за его пределами, не горят светильники вдоль улиц, то следует обратиться в управу района. Именно этот орган управления отвечает за уличную осветительную систему. В ситуациях, когда жалобы не возымели должного результата, рекомендуется звонить в городскую администрацию.

Кто ответственен за обслуживание

Если на улице нет света, куда обратиться? Решать данный вопрос должна управа района. С проблемами по установке новых фонарей можно обращаться в муниципалитет, если нет ответа от районных органов управления. Важно знать, что в соответствии с правилами санитарного содержания территорий допускается ситуация, когда некоторое количество фонарей не работает по разным причинам. Так, в случае с подземным переходом нормой является до 10% неработающих светильников, а для двора – 5%.

Гарантий, что уличное освещение появится, нет никаких. Поданная заявка будет рассмотрена, однако, отвечает за установку фонарей далеко не один человек, поэтому решение вопроса может затянуться. На его рассмотрение отводится 30 дней. Если на улице нет освещения, то на место отправляется комиссия от городской администрации, которая оценит ситуацию в соответствии с нормами уличной осветительной системы и вынесет решение о необходимости установки дополнительных фонарей.

Вне зависимости от того, куда подавалась жалоба об отсутствии фонарей на определенном участке, решение вопроса потребует довольно много времени, так как сначала данный пункт нужно внести в городской план по освещению и, что немаловажно, выделить средства на реализацию поставленной задачи. В конце концов, решение подобных проблем может затянуться на полгода и даже больше.

Финансирование работ по техническому обслуживанию

Здесь многое зависит от того, где установлены осветительные приборы. В случае, когда речь идет о светильниках, расположенных на фасаде дома, на подъездах, а также при условии, что эти единицы входят в имущество многоквартирного дома, оплата услуг по обслуживанию ложится на плечи собственников. В такой ситуации придомовой участок ставится на кадастровый учет. Уличное же освещение финансируется из бюджета местного самоуправления.

Освещение двора частного дома является важнейшим элементом не только красивого дизайна, но и безопасности. Этой красотой можно любоваться вечно, даже в ночное время. Грамотно организованная система освещения дает возможность отлично ориентироваться на садовой территории ночью и перемешаться по ней совершенно безопасно. Обычно дачники обустраивают декоративную подсветку цветников, садовых ступенек и деревьев таким образом, что получается участок с индивидуальной атмосферой.

Виды уличных светильников

Различают следующие разновидности уличного освещения:

  1. утилитарное;
  2. декоративное.

Утилитарное освещение позволяет максимально безопасно передвигаться по садовому участку и около него ночью. Если вы хотите обустроить комфортное и безопасное освещение двора, то можете всего лишь осветить крыльцо постройки, подъезда к гаражу либо территории, предназначенной для парковки транспортного средства.

Если речь зашла о наиболее простом и в то же время доступном по цене освещении сада, можно равномерно установить осветительные приборы только возле дорожек. Такой метод позволит подсветить небольшой сад.

Для обустройства функционального освещения можно использовать обычную лампу накаливания или энергосберегающие осветительные приборы – вариантов множество. В основном используются обыкновенные светильники-торшеры, которые можно устанавливать в вертикальном положении. Особым спросом пользуются светильники-торшеры в стилистическом направлении хай-тек, однако можно встретить и дизайн-проекты с техникой в стиле ретро.

  1. Сферические осветительные приборы.

Благодаря своей органической форме в виде сферы из карбоната, которая состоит из лампы низкой мощности, они могут создать неяркий свет и декорировать участок.


  1. Светильники на солнечных батареях.

В дневное время такие светильники заряжаются, а ночью они обеспечивают несильное освещение больших территорий на даче. Такие светильники очень мобильны и не нуждаются в подключении к сети электропередач. Их можно легко убрать на зимний период либо перемещать летом в разные уголки дачного участка для подсвечивания разнообразных объектов, таким образом, удастся все время менять дизайн и атмосферу сада в ночное время.

Чтобы грамотно подобрать светильники для сада, вы можете воспользоваться простым правилом. При многоликом ландшафтном дизайне, где преобладают разнообразные цветники, патио и иные декоративные элементы, рекомендуется выбирать светильники с лаконичными формами либо применять скрытый тип подсветки. А если ландшафтный дизайн простой, то вы можете воспользоваться ретро-светильниками, светильниками необыкновенных форм, разных цветов.

  1. Встроенные осветительные приборы.

На сегодняшний день особым спросом пользуются встроенные модели светильников, которые можно использовать как для подсветки садового участка, так и для внутреннего интерьера. Они незаменимы для установки в основание ступеней, альпийских горок, фонтанов и иных ландшафтных элементов.


Когда темнеет, даже очень изящный сад может потерять свой индивидуальный облик. Цветники вместе с садовыми скульптурами, водоемами и фонтанчиками сливаются в темноте. Правильно создать свет в заднем дворе либо саду – это уникальная возможность преображения изысканной красоты природы и создания неповторимого ночного образа сада. Вы можете придать своему участку как таинственный образ, так и вид, переполненный драматизмом.

Необыкновенный декоративный эффект вы можете получить, если подсветить растения. Тут достаточно воспользоваться мини-прожекторами, которые можно установить на землю.

  1. Освещение без применения осветительных приборов

Все чаще сегодня пытаются использовать светодиодное освещение двора, позволяющее получить скрытую подсветку, где не использовались бы светильники, прожекторы и лампы. Тут для опоры светодиодной низковольтной лампы вы можете использовать различные камешки, веточки либо конструкции построек. Светодиоды можно спрятать в кроне дерева или кустарника, расположить в цветнике, получая множество способов преображения внешнего вида участка ночью.

Наружное освещение сада

Для того чтобы своими руками установить наружное освещение, подготавливаем все необходимое:

  • Осветительные приборы – это могут быть разнообразные светильники или фонари.
  • Контрольная техника, которая необходима для автоматизации освещения на улице.
  • Коммуникационные системы. К данной категории можно отнести разнообразные кабели вместе с трубами, клеммами, стяжками и многим другим, что понадобится во время монтажных работ.

Декоративное освещение различных ландшафтных элементов

Рассмотрим этапы установки своими руками осветительных приборов во дворе:

  1. Проектирование

Вначале создаем схему и разбиваем все светильники на категории, к примеру, техника для освещения дорожек на приусадебном участке – это одна категория, а подсветка крыльца ― другая.

  1. Подготовительный этап

Затем начинаем подбирать место для монтажа техники, в котором выкапываем углубления. Они и будут служить в качестве опалубки для дальнейшей заливки основания. Все углубления соединяем не очень-то глубокими траншеями. Потом от самого крайнего углубления для осветительных приборов нужно проложить траншею к постройке для того, чтобы монтировать проводки в электрощит.

  1. Прокладывание коммуникации

Затем переходим к прокладыванию электрокабелей. В углубление засыпаем песок и укладываем провода, которые заранее оборачивает рукавом. Все группы устройств подключаем с помощью отдельных кабелей. Кабели тоже нужно засыпать песочным слоем толщиной 100 мм, а потом положить одним слоем кирпичи. Кирпич часто заменяют щебнем. В тех участках, в которых намереваетесь установить осветительные приборы, выводим провода петлей наружу. Потом заливаем углублением бетонным раствором, а канаву засыпаем вырытым грунтом.


  1. Монтаж осветительных приборов

Вначале разбираем светильник: отделяем его от установочных деталей. Потом складываем кабель в петлю и разрезаем его, зачищаем концы и проделываем через деталь монтаж. Потом пятку крепим к основанию: сверлим дырки в бетонной основе и пятку прибиваем дюбелем. После монтажных работ подключаем осветительный прибор к проводкам и устанавливаем его на пятку.

Важный момент: помните о необходимости заземления. Если заземления нет, то, вероятнее всего, на этом участке может ударить током. Поэтому все уличные провода нужно прокладывать трехжильным кабелем. Такая частичная мера необходима также, чтобы избежать выхода из строя техники.



Поделиться