Свет в квартире правила. Как составить проект освещения

Организация освещения в квартире – одна из первостепенных задач, которую необходимо решать еще на этапе планировки интерьера. При выборе осветительных приборов нужно задумываться не только об эстетической привлекательности. Помните, что от уровня освещенности жилища напрямую зависит состояние здоровья людей, домашних животных и даже цветов.

Правильное освещение

На эффективность освещения влияют два фактора:

  • Мощность ламп
  • Количество источников света

Варьируя количество светильников, можно удачно отразить световой сценарий помещения.

Для обустройства функциональных зон, например, для отдыха, приема пищи, работы, игр и пр., сочетают осветительные приборы разной яркости. Умелое использование света и тени подчеркивает все достоинства и скрывает изъяны комнаты.

Гостиная

В этой комнате необходим яркий общий свет (200-250 Вт). Исходя из площади, определяют количество локальных источников. Например, если гостиная включает в себя еще и рабочее место, то его дополнительно подсвечивают настольной лампой.


Спальня

Здесь уместно использовать светильник с матовым плафоном или короткую люстру (100-150 Вт). У изголовья кровати с двух сторон размещают бра (60-100 Вт).

Напротив можно поставить напольную лампу или пару менее мощных светильников (40-60 Вт). Такое сочетание способствует созданию спокойной обстановки.

Кухня

Если размеры комнаты маленькие, то общее освещение не обязательно. Лампу рекомендуется смещать ближе к обеденному столу. Светодиодами можно дополнительно подсветить кухонный гарнитур.

Ванная

Необходимо общее освещение. Локальный источник можно повесить над зеркалом. Так как это комната с высокой влажностью, светильники должны быть с плафонами.


Детская

В этой комнате освещение лучше создать с помощью многоточечных светильников. Они не излучают яркого направленного света, что позволяет избежать негативного воздействия на зрение.

Учебный или компьютерный стол оборудуйте настольной лампой. Место для занятий рукоделием, рисованием или чтением осветите с помощью бра или напольной лампы.

Коридор и прихожая

Так как это зачастую маленькие и узкие помещения, свет здесь нужен яркий и многосторонний. По периметру стен установите светильники. Дополнительно мягким естественным светом можно выделить зеркало.

Для современного освещения квартир важно учитывать цветопередачу источников. Это позволит уютно обустроить все комнаты и не допустит искажения цвета предметов интерьера. Оптимально использовать лампы с индексом Ra- 100. Такое свет позволяет наиболее точно отобразить цвета. Чем ниже значение показателя, тем хуже цветопередача.


Если вы так и не определились, как именно сделать освещение в квартире, просмотрите фото в сети и наверняка у Вас возникнут идеи. В обратном случае можно нанять дизайнера, и он решит эту проблему.

В случае возникновения проблем со световой схемой Вы можете обратиться за консультацией к светотехнику, он расскажет, как правильно рассчитать освещение и даст дельные советы. Помните, что с помощью света вы можете сделать из неприметного жилища шедевр. Не бойтесь экспериментировать!

Фото освещения в квартире

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.

Не так давно наши с вами бабушки и дедушки, организуя освещение квартиры, были ограничены потолочными люстрами, настенными и настольными лампами. Сегодня огромное разнообразие осветительных приборов позволяет значительно преобразить жилую площадь. От грамотного и технически верного выбора источников света будет зависеть общая атмосфера в квартире или частном доме.

Одним из наиболее ярких примеров того, как свет в комнате может изменять восприятие окружения, является театральная сцена. При помощи игры теней и света дизайнеры создают совершенно иную атмосферу, при этом оставляя неизменными декорации.

Как правильно организовать освещение

Выбор системы освещения и устанавливаемых приборов должен осуществляться на этапе проектирования жилых комнат. Это очень важное правило, особенно если планируется проведение каких-либо ремонтных работ.

В последнее время при организации искусственного света принято делить разные помещения на несколько функциональных зон. Например, на кухне освещают рабочую зону приготовления пищи, в детской комнате – уголок, где ребенок играет или выполняет домашнее задание.

Освещение включает две основные категории – базовую и местную. К первой относятся различные люстры и прочие изделия, которые поднимают уровень освещенности помещения в целом и используются в ночное время. Местные приборы делятся на те, которые используются для подсветки рабочих зон (пример выше), и те, что необходимы для освещения определенных предметов интерьера. Последние выполняют в большей степени декоративные функции.

Зонирование комнаты при помощи осветительных приборов позволяет одним нажатием клавиши выключателя поменять пропорции помещения.

При построении плана не забывайте о влиянии оттенков света на восприятие. Если зеленый цвет в большей степени успокаивает и позволяет расслабиться, то красный связан с повышенной возбуждаемостью и агрессией.

Нормы мощности и расчет количества светильников

Давно установлены стандарты уровня освещенности для различных помещений, что связано с их функциональным предназначением и особенностями строения. Следует учитывать тот факт, что для человека является небезопасным как чрезмерное, так и недостаточное количество света. В обоих случаях это может привести к ухудшению работы зрительного аппарата, повышенной утомляемости и усталости.

Выбирать осветительные приборы нужно не по уровню мощности. Светодиодная лампа мощностью 10 Вт может излучать столько же света, как обычная с нитью накала на 60 или даже 100 Вт.

В таблице ниже представлены усредненные значения освещенности для комнат жилой квартиры или частного дома:

На основе данной информации можно выполнить самостоятельный расчет системы освещения, подсчитать необходимое количество осветительных приборов в зависимости от их типа и вида используемых источников света. К примеру, в среднем в жилую однокомнатную квартиру площадью 30 кв. м принято устанавливать около восьми светильников, включая одну люстру, потолочные, настенные и настольные изделия.

Проверка качества света

Качество света выбранного устройства зависит от многих факторов. К ним можно отнести тип эксплуатируемого источника света и его производителя. Дешевые китайские энергосберегающие лампы характеризуются сильным мерцанием, что негативно скажется на самочувствии находящегося в комнате человека.

Самый простой способ проверить качество света выбранного источника – подать на него питание, взять в руки мобильный телефон, включить фотокамеру и навести ее прямо на лампочку. На дисплее смартфона будут видны различные искажения. Если наблюдаются существенное мерцание и большое количество движущихся световых полос, то качество лампы оставляет желать лучшего.

Цветовая температура

Разделяя помещение на несколько функциональных зон, следует обратить внимание на цветовую температуру выбранных ламп. В зависимости от ее значения, источник характеризуется теплыми желтыми, нежными белыми или холодными голубоватыми оттенками. Им соответствуют диапазоны 0-3299, 3300-4999 и 5000 К и более.

Для жилых помещений идеально подойдут теплые желтые оттенки, максимально приближенные к естественному свету, а во всех остальных могут использоваться источники двух других категорий.

Источники света

Существует огромное количество источников света, каждый из которых характеризуется своими преимуществами и недостатками. Перечислим основные:

  • лампы с нитью накала;
  • светодиодные светильники;
  • люминесцентные;
  • энергосберегающие;
  • оптоволоконные светильники;
  • галогенки.

Выбор источника зависит от конкретной ситуации. К примеру, лампы накаливания дают более мягкие оттенки, но при этом потребляют намного больше электроэнергии, чем все остальные.

Естественный свет

Естественное освещение позволяет понизить энергетические затраты в светлое время суток, украшает комнаты, создает различные эффекты, является полностью безопасным для зрения и оказывает положительное действие на общее самочувствие человека. Уровень естественного освещения зависит от количества окон в комнате и их габаритных размеров.

Искусственное освещение

В данном случае речь идет о многочисленных светильниках, к выбору которых следует подходить с большой осторожностью. Нужно одновременно учитывать несколько факторов, включая безопасность, энергопотребление, визуальное восприятие и т.п.

Виды освещения

Искусственное освещение делится на четыре основные категории:

  • базовое;
  • местное;
  • комбинированное;
  • аварийное.

Последний вариант в меньшей степени используется в частных домах и квартирах, но всегда актуален для комнат, отсутствие света в которых повышает травмоопасность.

Основное предназначение базового освещения (его также называют «общим») – равномерное распределение света по всей площади помещения (гостиной, кухне, спальне). Главным условием достижения такого результата является расположение одинаковых по мощности светильников на равноудаленном расстоянии друг от друга. Можно использовать более яркий источник света, расположенный по центру комнаты (люстру).

Местные осветительные приборы позволяют расставить акценты на определенных объектах, поэтому источник обычно располагают рядом с освещаемым предметом. Наиболее ярким примером такого варианта являются бра, прикрепленные к стене над кроватью, или светильники, стоящие на столе и позволяющие направить свет на газеты или книги.

Комбинированный вариант подразумевает использование и базового, и местного освещения.

Точечные светильники

Это современные осветительные приборы, устанавливаемые или встраиваемые в потолок. В более редких случаях их можно увидеть на полу или стенах. По типу монтажа делятся на накладные и встроенные. Корпус первых выступает за нижний уровень потолка, вторых – погружается в него. Последний вариант применяется для навесных или натяжных потолочных конструкций.

Также точечные изделия делятся на фиксированные и поворотные. Вторые удобны тем, что можно менять направление светового излучения, перемещая акцент с входной двери на тумбу для телевизора и обратно.

При выборе данных устройств обратите внимание на ширину луча. Узконаправленные приборы подходят исключительно для декорирования комнаты.

Неоновые лампы

Данные лампы представляют собой газоразрядные трубки, в которые под низким давлением закачивается неон. Отсюда и название – «неоновые». По умолчанию излучают ярко-оранжевый свет, хотя оттенок может изменяться за счет добавления других инертных газов.

Светодиодные ленты

За последние годы высокую популярность приобрели светодиодные источники. Эти лампы потребляют минимум электроэнергии, эксплуатируются в точечных светильниках, люстрах, торшерах, бра. Еще одним не менее интересным и оригинальным вариантом является светодиодная лента. К гибкой плате припаиваются многочисленные led-диоды, изменяющие цвет излучения за счет RGB-технологии.

Ленту можно крепить на потолке, стенах, полу и предметах мебели, включая встроенные конструкции.

Светодиодный дюралайт

Дюралайт напоминает светодиодную ленту с несколькими существенными отличиями. Конструктивно представляет собой гибкий шнур, в котором находятся светодиоды, защищенные эластичным пластиком. Характеризуется повышенной защитой от пыли и влаги.

Гибкий неон

Если стандартные неоновые лампы представляют собой жесткую стеклянную трубку, то данные изделия схожи со светодиодным дюралайтом. Гибкий прозрачный провод, излучающий свет на основе газоразрядного принципа. Главным достоинством в сравнении со светодиодными лентами является то, что свет в гибком неоне излучается во всех направлениях.

Варианты размещения светильников

В зависимости от выбора мест расположения светильников можно добиться разнообразных визуальных эффектов. Чем ярче свет, тем более габаритным кажется помещение. Поэтому зачастую для отделки стен и потолка используют материалы с высокими светоотражающими свойствами.

Чтобы помещение казалось более высоким, нужно использовать светильники, направленные вверх. Может потребоваться и обратное: к примеру, затемнение определенных частей комнаты.

Добиться многоуровневого зонирования можно за счет применения базового и местного освещения – комбинированного типа.

Ниже приведены советы по организации осветительных систем для различных помещений квартиры или частного дома.

Будьте внимательны: если где-либо не были указаны неоновые лампы или дюралайт, то это не значит, что вы не можете их использовать.

Гостиная (зал)

В большинстве случаев для зала используют либо общий источник света в центре (люстру), либо расположенные равномерно по периметру комнаты точечные светильники. Первый вариант подходит для классического интерьера, второй – более современного.

Спальня

Подходит комбинированная система. Для общего освещения идеальным вариантом будет люстра или ряд торшеров, в то время как приглушенные точечные светильники, установленные по периметру комнаты, дополнят картину и сделают ее более целостной. Местные изделия помогут расставить определенные акценты и декорировать спальню.

Детская

Очень много времени ребенок проводит в собственной комнате, поэтому в данном случае световое оформление играет едва ли не самую главную роль. Нужно обращать внимание на оттенки, мощность, качество света и другие параметры, от которых будут зависеть настроение и психологическое самочувствие ребенка. Декоративная подсветка в квартире окажет положительное воздействие на развитие малыша.

Кухня

Кухня – помещение, которое делится по зонам чаще остальных. При помощи осветительных приборов можно создать несколько функциональных участков, включая столовую, место приготовления пищи и даже уголок для отдыха.

Будет нелишней задействовать возможность изменения уровня освещенности при помощи диммера. Также он предусматривает раздельное включение приборов. Даже если используется одна центральная люстра, сделайте так, чтобы можно было включить в ней как все лампочки, так и одну или две и т.д.

Прихожая

В данную часть квартиры или дома обычно затруднено проникновение естественного освещения, поэтому в идеале нужно установить больше встроенных изделий. Нет никаких строгих правил и рекомендаций – все ограничивается лишь вашей фантазией.

Ванная

Если в коридор и прихожую попадает хоть немного естественного света, то в ванной он полностью отсутствует. Здесь нельзя эксплуатировать локальные светильники с высокой мощностью. Выберите хорошую подсветку, которой будет достаточно для проживающих в квартире людей, но не перебарщивайте с яркостью. Обязательно учитывайте влагозащищенность устройств.

Квартира-студия

Наряду с кухнями, квартиры-студии являются лучшим местом для функционального зонирования при помощи системы освещения. Более того, в данном случае такой подход оптимален, что связано с проблемой нехватки свободного пространства. Помимо визуального увеличения площади, этот вариант позволит добиться логической завершенности жилья. Подойдут базовые, локальные и декоративные элементы освещения, в том числе созданные своими руками.

Освещение потолка

Рассмотрим различные варианты потолочного освещения, для которого чаще всего используют люстры и встраиваемые точечные светильники.

При низких потолках

Помещения с низкими потолками имеют различные недостатки. Главным из них является нерациональность обустройства натяжных и навесных конструкций, установки подвесных люстр и других массивных электроприборов. Отсутствие натяжного потолка приводит к невозможности установки встраиваемых светильников, поэтому придется обратить внимание на накладные устройства, люстры с плоской формой, трековые изделия и светодиодные панели.

Скрытое освещение потолка

Скрытое освещение в комнате зачастую связано с установкой гибкого неона, дюралайта или светодиодных лент. Чтобы спрятать эти изделия, можно создать нишу из гипсокартона или карниз из пенополистирола. К слову, ниша необходима в тех случаях, когда нужно скрыть различные недостатки, связанные с неправильным монтажом потолочной конструкции.

Многоуровневое освещение

Этот подход можно отнести к комбинированной системе освещения, в которой используются приборы четырех основных уровней:

  • верхнего – точечные светильники, люстры, бра;
  • среднего – торшеры;
  • нижнего – местная подсветка;
  • внутреннего – подсветка мебели и т.д.

Современные тенденции систем освещения для квартиры или частного дома сводятся к отсутствию четких границ для светильников. Сегодня ценится оригинальность, уникальность дизайна. Выбирая такой подход для осветительных приборов, вы сможете повысить комфорт проживания, добиться высокой функциональности жилых комнат. Добавьте один-два встроенных светильника в комнату, и существенно преобразится ее интерьер, изменится восприятие вами пространства, а вся картина в целом станет более выразительной и глубокой.

Организация освещения квартире занимает немаловажное значение для всех проживающих. Разумно продуманное распределение световых потоков сбережет не только семейный бюджет, но и здоровье домочадцев.

Правильное, рациональное применение приборов освещения поможет создать комфорт и уют в квартире.

Некоторые особенности освещения квартиры

При проектировании освещения в помещениях квартиры необходимо помнить о том, что оно подразделяется на:

  • общее;
  • рабочее;
  • декоративное.

К световым приборам общего типа можно отнести элементы, размещаемые на потолке или под ним обеспечивающие равномерное распределение световых потоков в помещении.

Как правило, это люстры различным количеством лампочек. Главное условие такого освещения это обеспечение отсутствия зон теней.

Светильники, обеспечивающие создание теневых эффектов относятся к разряду декоративных.

Рабочее освещение это освещение направленного типа концентрирующие световые потоки в определенном месте для создания наиболее благоприятных условий для зрения при выполнении различного вида работ. Оно организуется в помещениях соответственно их функциям.

Варианты освещения квартир могут быть разными. Они зависят от многих факторов: финансовых, личностных, деловых и т.п.

В последние годы дизайнеры советуют использовать комбинированные варианты, которые сочетают использование несколько видов световых приборов, что создает значительные удобства при эксплуатации.

Совет. Не нужно забывать об организации управления световыми приборами помещения. Выполнение этого условия создаст дополнительные удобства при их эксплуатации.

Один из вариантов это применение проходного выключателя. Он позволяет включать (выключать) освещение помещения из различных точек.

Проектирование освещения

Перед тем как проводить установку осветительных элементов важно тщательно продумать организацию световых потоков в квартире в течении рабочих суток, праздничные, выходные дни. Для этого необходимо учесть особенности освещения каждого помещения квартиры.

Приведенная математическая формула поможет заинтересованному лицу ответить на вопрос: Как рассчитать освещение для конкретного помещения?

n = SEmk/F, где n — число точек освещения (штук); S — площадь комнаты (метр квадратный); Em — требуемая освещенность комнаты (люкс на м2); k — коэффициент отражения (1,5-2) (учитывает цвет стен, потолка, пола); F – световой поток от одной осветительной точки (люмен).

Совет. Для каждого конкретного помещения квартиры необходимо расставить акценты в зависимости от его функционального назначения.

Схемы освещения квартиры

Осветительные приборы обладают соответствующими техническими характеристиками. При определении схемы правильного освещения в квартире важно учитывать эти характеристики.

Условно помещения в квартире распределяются по зонам:

  • со слабой освещенностью;
  • со средним световым потоком;
  • с ясным светом.

Помещением со слабой освещенностью является спальня. Желательно в этом помещении установить общий светильник и точечные светильники по обеим сторонам постели (бра, настольные лампы). Как правило, для нее достаточно распределения мощности равной 10-12

К помещениям со средним световым потоком можно отнести: туалет, ванную, детскую комнату, кухню, рабочий кабинет. В этих помещениях достаточно использовать световые элементы с мощностью равной 15-18 ватт на квадратный метр.

На кухне оборудование общего освещения не обязательно. Это функциональное помещение, в котором достаточно оборудовать освещение зон готовки, приема пищи.

Однако подсветка шкафов и ящиков необходима. Вполне допустимо оборудовать и декоративную подсветку, но таким образом, чтобы она не совпадала с рабочей подсветкой.

В санузлах желательно оборудовать общее освещение и рабочее в местах размещения зеркал. Возможно использование декоративной подсветки на отдельных элементах мебели или по плинтусу.

Совет. Светильники необходимо устанавливать таким образом, чтобы они не отбрасывали тень человека на рабочие поверхности. В районе зеркал желательно использовать светильники с мягким рассеянным светом.

К наиболее ярко освещенному помещению в квартире относится гостиная. Это помещение желательно оборудовать общими осветительными элементами, точечными зонами в местах размещения диванов, кресел, журнальных столиков.

Декоративное освещение уместно в качестве акцентирования внимания на конкретных элементах дизайна. При освещении этого помещения желательно обеспечить мощность светового потока не менее 20 ватт на квадратный метр.

Правила организации освещения

Существует несколько правил установки, распределения световых потоков в помещении (квартире). Их учет и использование помогут сделать освещение в квартире удобным и практичным.

Локальные светильники основные помощники в организации освещенности. Они помогут правильно распределить помещение по зонам, подчеркнут функциональность ее участков.

Многоуровневое освещение квартиры (комнаты) абсолютный и обязательный элемент ее обустройства. Необходимо помнить о том, что чем ниже размещен элемент света, тем интимнее атмосфера помещения.

Для создания комфорта, уюта в помещении необходимо оборудовать нижние световые зоны. Как пример использование свечей, или огня камина.

Правильное использование цветовых оттенков ламп накаливания. Основные оттенки белого цвета:

  • теплый свет (меньше трех тысяч трехсот кельвина);
  • натуральный белый (от 3300 до пяти тысяч кельвина);
  • прохладный (больше пяти тысяч кельвина).

Теплый свет желательно использовать в гостиных, спальнях, детских комнатах. Второй в прихожих, рабочих кабинетах. Третий наиболее рационально применять в качестве освещения рабочих поверхностей на кухне. Необходимо помнить, чем выше температура по кельвину тем прохладнее световой поток.

Обеспечение сбережения электрической энергии. Существующие нормы устанавливают требования в обеспечении освещенности 1 м2 помещения световым элементом мощностью десять ватт.

Современные производители лампочек их экономичность оценивают в виде световой отдачи, которая определяется как отношение люмена к ваттам. Наиболее экономными в этом спектре являются энергосберегающие лампы.

Правильное акцентирование световых потоков в помещении. Потолочные светильники создают иллюзию высоты, люстры с абажурами создают впечатление низкого помещения.

В комнатах с малой площадью желательно использовать яркие светильники. Точечные светильники, декорирующие светильники целесообразнее использовать в помещениях большой площади.

Совет. Немаловажное значение для светового оборудования квартиры имеют используемые в светильниках лампы. К их выбору необходимо подходить ответственно, тщательно выбирая по мощности, освещенности и другим характеристикам.

Каждый владелец жилья определяет лично, какое освещение для квартиры будет лучше для его семьи. Выбор его может исходить от характеристик помещений, увлечений домочадцев, возраста членов семьи, экономических и других причин.

Но в любом случае правила организации освещенности в квартире, технические требования остаются всегда неизменными. Соблюдение этих условий поможет каждому человеку создать удобное для него и членов его семьи освещение квартиры.

Фото идеального освещения в квартире



Поделиться