Презентация на тему Петр I. Развитие науки и образования в России в первой четверти XVIII века Создание наук при петре 1 презентация


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Подготовил учитель МБОУ СОШ № 1 г. АзоваБаламутова И. А. В ходе истории нашей страны к этому времени уже произошли значительные сдвиги в ее развитии. Город отделился от деревни, произошло разделение сельского хозяйства и ремесла, возникали промышленные предприятия мануфактурного типа. Развивалась внутренняя и внешняя торговля. Россия заимствовала у Западной Европы технику и науку, культуру и просвещение, но в то же время развивалась самостоятельно. Таким образом, почва для петровских реформ уже была подготовлена. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. К XVIII веку Россия была отсталой страной. Она значительно уступала западноевропейским странам по объему продукции в промышленности, уровню образования и культуры (даже в правящих кругах было много неграмотных людей). Боярская аристократия, стоявшая во главе государственного аппарата, не отвечала потребностям страны. Русское войско, состоявшее из стрельцов и дворянского ополчения, было плохо вооружено, не обучено и не могло справиться со своей задачей. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. 1. Реформы проводились по европейскому образцу и охватили все сферы деятельности и жизни общества.2. Отсутствие системы проведения реформ.3. Реформы осуществлялись, в основном, за счет жесткой эксплуатации и принуждения.4. Петр, нетерпеливый по природе, вносил новшества в быстром темпе. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.В результате военной реформы Петра I была создана мощная регулярная армия и военно-морской флот.Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. Основными преобразованиями было открытие госпиталей (1707 г. - первый Московский военный госпиталь) и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей.В 1700 г. при всех военных госпиталях были учреждены аптеки. В 1701 г. Петр I издал указ об открытии восьми частных аптек в Москве. С 1704 г. стали открываться казенные аптеки во многих городах России.Для выращивания, изучения, создания коллекций лекарственных растений были созданы аптекарские огороды, куда завозились семена и зарубежной флоры. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косвенные налоги (банные, конские, на бороды ит.д.).В 1704 г. была проведена денежная реформа, по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. Податная реформа Петра I заключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.Таким образом, в ходе налоговой реформы Петра I был введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами. Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. Дворянство. Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья. Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование. Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей. Табель о рангах (1722 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор - каждый из которых был разделен на 14 рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. Крестьянство.Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.Среди свободных крестьян были: государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные); дворцовые, принадлежавшие лично царю; посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. Городское сословие.Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия - наиболее богатые, 2-я гильдия - мелкие торговцы и зажиточные ремесленники. Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу. Магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. Областная (губернская) реформа Петра I Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. Главной целью внешней политики Петра I был выход к Балтийскому морю, который обеспечил бы России связь с Западной Европой. В 1699 г. Россия, вступив в союз с Польшей и Данией, объявила войну Швеции. На исход Северной войны, длившейся 21 год, повлияла победа русских в Полтавской битве 27 июня 1709г. и победа над шведским флотом при Гангуте 27 июля 1714 г.30 августа 1721 г. был подписан Ништадтский мирный договор, по которому Россия сохранила завоеванные земли Лифляндии, Эстляндии, Ингерманландии, часть Карелии и все острова Финского и Рижского заливов. Выход к Балтийскому морю был обеспечен. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. В ознаменование достигнутого в Северной войне Сенат и Синод 20 октября 1721 г. наградили царя титулом Отца Отечества, Петра Великого и Императора Всероссийского.В 1723 г. после полутора месяцев военных действий с Персией Петр I заполучил западный берег Каспийского моря. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. Одновременно с ведением военных действий кипучая деятельность Петра I была направлена и на проведение многочисленных реформ, целью которых было приблизить страну к европейской цивилизации, повысить образованность русского народа, укрепить мощь и международное положение России. Очень много сделано великим царем, это лишь основные реформы Петра I. * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А. http://historykratko.com/reformy-petra-1 - инфо на слайдах Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России. Конец XVI – XVIII век. 7 класс» - 3-е изд.-М.: Просвещение, 2004 * МБОУ СОШ №1 г. Азова, Баламутова И.А.


Приложенные файлы

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Надо отметить, что Петр I сам хорошо разбирался в медицине. Он прослушал курс лекций в Лейденском университете, там же познакомился с лучшими больницами, анатомическими музеями, выдающимися врачами. В Голландии он приобрел знаменитую анатомическую коллекцию «монстров» (рожденных с пороками развития), ставшую основой первого анатомического музея России - «Кунсткамеры». Одновременно создавалась и Публичная библиотека, основу которой составляли книги Аптекарского приказа. Открытие "Кунсткамеры" и Публичной библиотеки состоялось в 1719 г. Интересно выступление Петра I по этому поводу: «Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным в самих этих комнатах». Надо отметить, что Петр I сам хорошо разбирался в медицине. Он прослушал курс лекций в Лейденском университете, там же познакомился с лучшими больницами, анатомическими музеями, выдающимися врачами. В Голландии он приобрел знаменитую анатомическую коллекцию «монстров» (рожденных с пороками развития), ставшую основой первого анатомического музея России - «Кунсткамеры». Одновременно создавалась и Публичная библиотека, основу которой составляли книги Аптекарского приказа. Открытие "Кунсткамеры" и Публичной библиотеки состоялось в 1719 г. Интересно выступление Петра I по этому поводу: «Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто придет с компанией смотреть редкости, то и угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою водки либо чем-нибудь иным в самих этих комнатах».

Слайд 16

Описание слайда:

Но основной заботой Петра I оставалось создание национального медицинского образования. Для армии, флота, многих других государственных нужд необходимо было большое количество врачей. Проблема подготовки врачей была решена в России в XVIII в. путем создания госпитальных школ - первых высших медицинских учебных заведений в России, подобных которым в то время не имела ни одна страна. Как известно, выпускники медицинских факультетов европейских университетов получали преимущественно теоретическое образование, а хирурги, не имевшие университетского образования, проходили практическую подготовку по методу "ремесленного ученичества" и считались медиками второго сорта. Однако к началу XVIII века стало очевидно, что хороший врач обязан одинаково хорошо разбираться и в хирургии, и во внутренних болезнях. В России же, где никогда не существовало подобного европейскому антагонизма между врачами и хирургами, с самого начала высшего медицинского образования начали готовить лекарей, одинаково подготовленных и компетентных и в хирургии, и в терапевтике. Но основной заботой Петра I оставалось создание национального медицинского образования. Для армии, флота, многих других государственных нужд необходимо было большое количество врачей. Проблема подготовки врачей была решена в России в XVIII в. путем создания госпитальных школ - первых высших медицинских учебных заведений в России, подобных которым в то время не имела ни одна страна. Как известно, выпускники медицинских факультетов европейских университетов получали преимущественно теоретическое образование, а хирурги, не имевшие университетского образования, проходили практическую подготовку по методу "ремесленного ученичества" и считались медиками второго сорта. Однако к началу XVIII века стало очевидно, что хороший врач обязан одинаково хорошо разбираться и в хирургии, и во внутренних болезнях. В России же, где никогда не существовало подобного европейскому антагонизма между врачами и хирургами, с самого начала высшего медицинского образования начали готовить лекарей, одинаково подготовленных и компетентных и в хирургии, и в терапевтике.

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Как в среде военных, так и штатских. В стране стало расти число учебных заведе-ний, которые носили светский характер.

Школы

Появились цифирные школы , где обучались грамоте, письму и четырём действиям арифметики. Солдатских детей обучали в гарнизонных школах; на уральских и олонецких заводах появи-лись горные школы; возникли медицинские, артиллерийские и инженерные училища. Все эти учебные заведения в основном давали практические знания.

Учебники

Обучение в светских школах велось по учебникам. К ним относились: букварь Фёдора Поли-карпова (его полное название «Букварь словянскими, греческими, римскими письмены учитися хотящим») и арифметика Леонтия Маг-ницкого (полное название «Арифметика, сиречь наука числительная»). В учебнике по арифметике содержалось много практических полезных советов. Он был учебной книгой почти весь XVIII в.

Книгопечатание при Петре I

Новый гражданский шрифт

В начале XVIII в. было изменено не только содержание книг, но и введён но-вый гражданский шрифт , чтобы облег-чить чтение. Раньше книги печатались красивыми, но очень сложными церков-нославянскими буквами. Сам Пётр I при-нимал участие в реформе алфавита.

Первая печатная газета

В стране стала издаваться первая пе-чатная газета . Она называлась «Ведо-мости». В ней содержались сведения о важных событиях в России и за рубежом.

Календари

Начали печатать календари , которые пользовались большим спросом. Они содержали сведения о днях недели и месяцах, време-ни восхода и захода солнца, ожидающихся затмениях Солнца и Лу-ны, сведения о погоде .

Кунсткамера

Развивались в России и научные знания. В Петербурге появилась Кунсткамера — собрание редкостей. Там были собраны различ-ные коллекции древних рукописей и монет, образцы одежды и пред-метов быта разных народов, населявших Россию, зоологические и анатомические экспонаты. При Кунсткамере была библиотека.

Географические карты

В типографиях печатались книги по географии с описанием российских земель, о ходе Северной войны. При Петре I прово-дились экспедиции в Среднюю Азию и Прикаспий. Была соста-влена карта западного побережья Каспийского и Азовского мо-рей и бассейна реки Дон. Впервые на карту было нанесено Араль-ское море, о котором в Европе не знали.

Астрономия

Сподвижник Петра I — Яков Вилимович Брюс — открыл в Москве Навигацкую школу для морских штурманов. В ней изучалась астрономия . Он же соста-вил первую в России карту звёздного не-ба. Была создана первая в России обсер-ватория . Она располагалась в Сухаревой башне в Москве.

При Петре I был заложен фундамент отечественной медицины — открыт пер-вый в России госпиталь, врачебная шко-ла, начали изготавливать отечественные хирургические инструменты.

Марциальные во-ды. В Карелии, вблизи нового города Петрозаводска, был обнаружен источ-ник лечебной минеральной воды. Пётр I сам несколько раз отправлялся туда лечиться. Он повелел открыть там курорт и назвать его «Марциальные во-ды». Этот курорт существует и до сих пор.

1 слайд

Выполнил: Маиров Лиуан Русланович учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Развитие науки и образования в России в первой четверти XVIII века

2 слайд

План изучения темы: 1. Состояние образования 2. Кунсткамера 3. Развитие науки Закрепление нового материала

3 слайд

1. Состояние образования В первой четверти XVIII века, при Петре I, начала формироваться государственная политика в области образования. Царь понимал, что школа, основанная лишь на церковном знании, не может дать хорошего результата. В стране начала формироваться система профессионального образования.

4 слайд

Образование при Петре Первом По началу в школах могли учиться дети из разных слоев населения. Однако вскоре учебные заведения стали принимать только детей дворян. Дети крепостных обучаться в государственных школах не могли. Петр запретил священникам давать разрешение на заключение брака дворянам, не имеющим свидетельства об образовании. Большое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 1710 году гражданской азбуки.

5 слайд

Книгопечатание Создание системы образования потребовало издания множества книг - учебников, справочников, наглядных пособий. Только за первую четверть XVIII века в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопечатания.

6 слайд

2. Кунсткамера Крупным научным учреждением стала основанная Петром в Петербурге в 1714 году Кунсткамера. В ней хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, находились зоологический кабинет, этнографическая коллекция, несколько земных и небесных глобусов. Это был первый русский музей.

7 слайд

Альберт Себ Во время своего второго посещения Голландии в 1716-1717 годах Петр посетил музей Альберта Себа, К этому времени у Себа возникла мысль продать свое собрание русскому царю, о чем он уже вел с ним переписку. Личный осмотр кабинета Себа Петром I, по-видимому, окончательно решил дело, и все собрание было куплено за 15000 голландских гульденов и перевезено в Петербург для «Кунсткамеры».

8 слайд

Кунсткамера сегодня Сегодня Кунсткамера является одним из самых известных музеев страны, а так же важнейшей достопримечательностью г. Санкт-Петербурга.

9 слайд

3. Развитие науки При Петре складываются основы для развития российской науки. Необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства. В 1706 году в Москве был основан аптекарский огород, ставший основой будущего ботанического сада. В 1707 году был открыт первый в России госпиталь и при нем врачебная школа. С 1718 года в Петербурге стали изготавливать первые отечественные хирургические инструменты.

10 слайд

11 слайд

Академия наук Венцом петровских преобразований в области науки и просвещения стал указ 1724 года об учреждении Академии наук и художеств.

12 слайд

Подготовить самостоятельно сообщения по темам: «Рудознатец» Григорий Капустин; «Молотовой мастер» Рябов; «Арифметик» Л.Ф. Магницкий.

14 слайд

Источники и литература: Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Учебник для 7 класса. М., 2002. Кунсткамера // http://ru.wikipedia.org/wiki Петербургская академия наук // http://ru.wikipedia.org/wiki Изображение здания Академии наук: http://yourcity.spb.ru/datas/users/1-znb_15_1.jpg Портрет Петра Первого: http://spb-familia.ru/wp-content/gallery/portretyi/petr1.jpg Изображение гражданской азбуки: http://portal.lgo.ru/tz/img/shnizer27-big.jpg Изображение книгопечатания: http://www.migdal.ru/images/migdal-24242-23679.jpg Изображение рисунка Кунсткамеры: http://places.arch-grafika.ru/HOT_PEPPER/Kunstkamera/002.JPG Портрет Альберта Себа: http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/da/Albertus_Seba_Portrait_farbig.jpg?uselang=ru Изображение Кунсткамеры: http://img-2.photosight.ru/de4/3210715_large.jpg КОЛЛЕКЦИЯ ХИРУРГИЧЕСКИХ ИНСТРУМЕНТОВ ПЕТРА I: http://www.nedug.ru/common/data/pub/images/articles/76721/normal.jpg Изображение Академии наук (11-й слайд): http://bench.nsu.ru/?db=vp_art_history&el=4875&mmedia=CONTENT

Наука и техника в эпоху Пётра I Выполнили: Агеев А. Газенкамф С. Соломатов Д.

При Петре I впервые сложились предпосылки для становления и развития российской науки. Необходимость научных знаний объяснялась практическими потребностями государства. Научные и технические знания применялись при сооружении каналов, плотин, корабельных верфей и механизмов на мануфактурах.

Аптекарский огород В 1706 году по указу Петра Первого на тогдашней северной окраине Москвы, за Сухаревой башней, был заложен Аптекарский огород для выращивания лекарственных растений. Выращиваемые здесь растения использовались не только для приготовления лекарств, но и для обучения ботанике студентов-медиков, будущих русских врачей.

Кунсткамера Кунсткамера, созданная в 1714 г., стала первым русским музеем. Коллекции музея постоянно требовали пополнения. В указе от 13 февраля 1719 г. фактически разработан план сбора экспонатов. Кроме монстров, костей необыкновенных птиц или рыб, указ предписывал собирать памятники материальной культуры, в том числе археологический материал.

Поиск полезных ископаемых В 1700 году по указу Петра была организована государственная горно-разведочная служба. 1703 год - открытие на Урале месторождения медных руд (Шилов). 1714 год - открытие минеральных лечебных вод в районе Петрозаводска (Рябов). 1721 год - открытие месторождения каменного угля на юге России (Капустин)

Капустин Григорий Григорьевич В конце 1721 года открыл на р. Кундрячье месторождение каменного угля. С открытием залежей каменного угля Г. Капустиным начинается история угольной промышленности Донбасса. русский рудознатец

Брюс Яков Вилимович В 1702 году по его указанию была создана первая в России обсерватория. Собрал библиотеку из более 1,5 тысяч томов по математике, физике, химии, астрономии, военному делу, архитектуре, медицине, истории, богословию, художественной литературе и искусству. государственный деятель, ученый

Магницкий Леонтий Филиппович русский математик, педагог В 1703г. составил первую в России учебную энциклопедию по математике под заглавием "Арифметика» , тираж 2400 экземпляров. В учебнике автор впервые употребил термины “множитель”, “делитель”, “произведение”, “извлечение корня”, а устаревшие слова “тьма”, “легион” заменил понятиями “миллион”, “биллион”, “триллион”, “квадриллион”.

Ефим Никонов Построил "судомодель" и "потаенное огненное судно большого корпуса". Вооружение этой первой российской подводной лодки состояло из "огненных труб" - огнеметов и инструментов для проделывания отверстий водолазом в корпусах вражеских кораблей. Для водолаза Никоновым был изобретен водолазный костюм. Общим для всех проектов являлось применение мускульной силы для движения под водой.

НАРТОВ Андрей Константинович механик, изобретатель Участвовал в строительстве главного канала и доков в Кронштадте, занимался механизацией производства монеты, конструированием артиллерийских орудий. Им был сконструирован и построен ряд механизированных станков, в том числе токарно-копировальный и винторезный с механизированным суппортом и набором сменных зубчатых колес.



Поделиться