Каким должно быть освещение в интерьере? Как правильно организовать и распределить освещение в квартире Варианты освещения маленьких жилых помещений.

Недостаточное освещение негативно влияет на человеческий организм. Если света мало, то человек ощущает постоянную сонливость, ухудшается зрение, нарушается психологическое состояние.

Качественное освещение в квартире поможет избежать подобных проблем. Для этого необходимо подобрать подходящие лампы, осветительную аппаратуру и грамотно ее разместить.

Чтобы правильно организовать освещение, нужно учитывать мощность ламп, их цветовую температуру, количество светильников, размеры комнаты и т. д.

Существует много типов приборов, которые можно успешно использовать для освещения.

Как правильно организовать освещение

Во-первых, нужно знать, что освещение в квартире бывает фоновым и локальным. В первом случае применяются потолочные люстры, которые равномерно подсвечивают комнату без разделения ее на отдельные зоны. Во втором случае используют приборы, которые излучают направленные свет (точечные светильники, бра, настольные лампы). Они разделяют помещение на отдельные функциональные участки (зона работы, приготовления пищи, чтения), выделяют определенные предметы или особенности интерьера.

Чтобы правильно подобрать лампы и светильники, нужно составить план освещения с учетом планировки комнат, формы, высоты потолка, расположение предметов мебели и т. д. На схеме нужно отметить типы и места установки светильников. Примерный план распределения приборов представлен на фото выше.

Нормы мощности и количества светильников в комнате

Далеко не все люди задумываются, как правильно организовать подсветку дома, поэтому часто допускают ошибки, тогда свет получается слишком яркий/тусклый или присутствуют затемненные участки. Чтобы этого избежать, нужно знать нормы освещенности:

Внимание! В ванной допустимо увеличить освещенность до 100 Лк, чтобы было комфортно наносить макияж или бриться.

На лампах всегда указан световой поток, который измеряется в Люменах. Чтобы вычислить их количество, зная подходящую степень освещенности для определенной комнаты, используйте эту формулу: 1 Лк = 1 Лм/1 м². Сначала определите норму Лк, затем переведите значение в Лм, после этого можно выбрать подходящие лампы.

Пример расчета для спальни площадью 20 м²: сначала умножьте 150 (норма освещенности) на 20 (площадь), вы получите 3000 Лк. Исходя из этого общий световой поток ламп должен быть равен 3000 Лм. Если вы остановили выбор на светодиодах, то вам понадобиться 3 устройства по 12 Вт, что соответствует около 360 Лм.

Определить количество ламп в соответствии с их мощностью поможет следующая таблица:

Лампа с нитью накала, мощность (Вт) Люминесцентная, мощность (Вт) Led-лампа, мощность (Вт) Световая мощность (Лм)
20 От 5 до 7 2 – 3 До 250
40 От 10 до 13 4 – 5 До 400
60 15 — 16 8 – 10 До 700
75 18 – 20 10 – 12 До 900
100 25 – 30 12 – 15 До 1200
150 40 – 50 18 – 20 До 1800
200 60 – 80 25 – 30 До 2500

Правильное освещение можно определить с помощью люксметра.

Некоторые специалисты советуют применять на каждые 5 м² светильники, общая мощность которых достигает 60 кВт. Исходя из этого, в однокомнатной квартире (30 – 40 м²) нужно установить до 8 приборов разного типа, в двухкомнатной – 9 шт., трехкомнатной – 11 шт., четырехкомнатной – 13 шт.

Как проверить качество света

Важно правильно подобрать лампу, чтобы она излучала комфортный свет. Выяснить это можно с помощью маломощного прибора, который работает от солнечной батареи, например, калькулятор. Процедура происходит следующим образом:

  1. Проведите «калибровку» прибора лампой с нитью накала (40-60 Вт). Обязательно измерьте расстояние, на котором батарея сработала.
  2. Поднесите его к люминесцентному источнику света (13- 24 Вт), если расстояние активации батареи снизилось до 2.5 раз, то свет комфортный. Если вы проверяете лампу на 9 – 11 Вт, то это расстояние уменьшиться еще в 1.5 раза.

Например, если батарея дала рабочий ток на расстоянии 60 см от лампы с нитью накала или 15 см от экономки на 11 Вт, то проведите такие расчеты: 60: 15 = 4, а 2.5 х 1.5 = 3.75. Такой свет подойдет только для местной подсветки.

Комфортная цветовая температура

Освещение квартиры должно быть приятным для восприятия, поэтому следует учитывать цветовую температуру, которая измеряется в К (кельвины).

Это интересно! Комфортное искусственное освещение должно максимально напоминать солнечный свет.

Цветовая температура ламп, которые применяют в квартирах:

  1. От 3500 до 5500 К – это яркий свет белого оттенка, который не искажает цвета. Можно применять в любой комнате.
  2. Более 5500 К – холодное излучение, которое настраивает на активную деятельность. Подходит для кабинета или кухни.
  3. От 2700 до 3500 К – теплое свечение желтоватого оттенка. Такая подсветка идеальна для спальни, гостиной.

Как видите, требования к температуре света осветительных элементов для разных комнат отличается.

О том, где и какие светильники уместно использовать и какой дизайн кому подойдет, рассказывает наш друг и основатель бренда "Хвоя" Анна Феоктистова?

Освещение – важнейший инструмент формирования пространства. Его задача – не просто осветить, но создать приятную среду для жизни.

Освещение делится на естественное и искусственное:

1. Первое – уличный (дневной) свет. Без него в помещении невозможно долго находиться. Солнечный свет решает множество задач.

  • свет – природный антибиотик, обеззараживающий помещение. По санитарным правилам и строительным нормативам инсоляция (освещение прямыми солнечными лучами) жилого помещения должна составлять не менее 2 часов в сутки. С учетом этого проектируются все микрорайоны и жилые здания на территории России.
  • естественное освещение хорошо влияет на здоровье и психологическое состояние человека, повышает иммунитет и снижает риск депрессий.

2. Второе – все источники света внутри дома. Именно они и грамотное их размещение помогут сделать интерьер не только красивым, но и удобным для жизни (под этим я понимаю уровень физического и психологического состояния человека). Об этом и поговорим.

С чего начать? Особенности современного освещения в интерьере

Начните с себя и определения собственных потребностей!

Подумайте, чем вы любите заниматься, найдите подходящую зону для этого. Всегда старайтесь отвечать на вопрос "Зачем?", тогда ошибки будут минимальны.

Например: "Здесь будет бра, потому что на этой стене я хочу повесить любимую репродукцию и выделить ее светом. И это простое по дизайну бра будет белого цвета, как стена, потому что главное – это картина и акцент должен быть на ней".

Сценарии освещения в квартире


В одном пространстве можно создать несколько сценариев:

яркое основное освещение (люстры и любое потолочное освещение).

приглушенное вечернее, когда не нужен яркий свет (бра, торшеры, декоративные светильники, скрытые подсветки).

акцентное освещение на зону или предмет. Когда нужно что-то выделить (потолочные и настенные светильники с направленным светом).

праздничное (декоративные светильники, гирлянды)

Когда мы говорим о вариантах освещения, предполагаем, что разные светильники будут включаться с разных выключателей. Еще можно использовать выключатели для удобства. Можно включать освещение с двух выключателей, находящихся в разных концах комнаты. Такие выключатели удобно использовать в длинных помещениях, коридорах, спальне.

Использование диммеров тоже поможет в создании разных сценариев освещения. Изобретение, конечно, не новое, но очень полезное. С помощью выключателя-диммера, можно регулировать освещенность от каждой лампы. Здесь важно помнить, что не все лампы диммируются. К недиммируемым относится большинство светодиодных ламп.

Продумать сценарии и сделать разводку электричества – одна из первых стадий в ремонте.

Какие источники света бывают?

Основной источник (или источники) освещения. Они дают максимум света. И дополнительные локальные светильники, которые организуют второстепенные сценарии освещения.


Типы светильников:

1. Люстры

2. Подвесные светильники

3. Накладные потолочные светильники общего освещения

4. Накладные точечные светильники

5. Встраиваемые точечные светильники (споты)

6. Трековые светильники

7. Бра

8. Торшеры

9. Настольные лампы

10. Декоративное освещение – встроенная светодиодная подсветка, праздничное освещение, гирлянды

Что выбрать для основного освещения в гостиной?

1. Люстра

Люстра – один из типов подвесных светильников, предназначенный для создания бестеневого освещения.

Люстра – центральный элемент. Она может стать акцентом в интерьере, выделить определенную зону, выступить в роли основного источника освещения. Например, она отлично впишется над журнальным столиком в диванной зоне и станет главным композиционным элементом зоны отдыха. Есть правда и минус: возможность перестановки мебели ограничена тем, что люстра организует пространство вокруг себя.

В каком интерьере уместно использовать люстру?


Люстрой принято подчеркивать пространство, поэтому его должно быть достаточно. Классические люстры больше вытянуты по вертикали, поэтому для них нужны высокие потолки. Люстры в современных стилях бывают и горизонтальными, и вертикальными.

Если говорить о стилях, то дизайнеры все больше экспериментируют и наряду с понятными вещами, сочетают, казалось бы, несочетаемое! Вполне можно встретить классическую люстру в квартире из бетона, или, наоборот, современную геометрическую – в стенах с широкими карнизами и ажурными молдингами.


Используя классическую люстру в традиционном интерьере, можно почти не переживать за результат – наверняка она хорошо туда впишется! Но если хотите сделать необычный акцентный элемент, будьте аккуратны! Весь остальной интерьер в этом случае должен стать фоном, кое-где в мелочах лишь подчеркивая стилистику люстры.


Высота установки зависит во многом от ситуации. Обычно не менее 2,2 м. от пола, чтобы не задевать головой или руками. Однако, если люстра висит над журнальным столиком в гостиной, уместно сделать ниже.

Одна люстра по центру комнаты не решит вопрос освещения. Это основной элемент, дающий много света, но с ней одной углы будут оставаться в тени. Поэтому дополнительные источники света необходимы.

2. Точечное освещение (споты)


Точечные светильники – небольшие светильники с направленным светом, имеющие определенный угол распространения света и радиус освещенности.

Виды потолочных точечных светильников:

встраиваемые споты

накладные светильники

трековые системы

Особенность светильников в том, что они могут использоваться и как основное освещение и как акцентное. Главное – правильно выбрать лампу. Лампы бывают с разным углом рассеивания. Например, у обычной лампы накаливания угол рассеивания равен 360 градусов, т.е. она светит во все стороны и дает общий заливающий свет. У галогенных и светодиодных ламп для точечных светильников с цоколем GU10 и GU5.3 более узкий угол. Чаще всего он варьируется от 20 до 150 градусов. Диапазон от 20 до 40 подойдет для локальной подсветки картины или элементов декора. Для основного освещения нужен угол более 60 градусов.


Точечные и трековые светильники уместны почти в любом интерьере, будь то интерпретация классики, лофт или минимализм. Можно сделать их совсем незаметными или, наоборот, акцентными.

Если использовать светильники в качестве основного освещения, важно правильно рассчитать, сколько именно нужно светильников и на каком расстоянии друг от друга они должны располагаться. Как правило, расстояние между точечными светильниками делают не более 1,5 м. Существуют конечно формулы расчета, но правильнее всего обратиться в магазин освещения, где менеджер поможет определиться с необходимой мощностью и количеством ламп для вашего помещения.

Итог:

Люстру используйте в высоком большом помещении в сочетании с дополнительными элементами освещения.

Точечные светильники подойдут для помещений с низкими потолками, помещений с частыми перестановками, для акцентного освещения.

3. Настенные светильники (бра) – какие и для чего?

Настенные светильники – источники дополнительного освещения, монтируемые в стену или на стену. Бывают двух типов - встраиваемые или накладные (бра).

Накладные бра бывают разной конструкции:

Рожковые. Наиболее привычный и распространенный тип бра.

Пристенные (поверхностные). Уместны в тех случаях, когда помещение узкое, чтобы не мешало проходу. Чаще всего используются в коридорах и лестничных клетках.

Подсветка для картин.

Стационарные. Бра, которые не имеют дополнительных сценариев, освещают только в одном положении.

Регулируемые. Конструкция таких бра имеет подвижные элементы, управляя которыми, можно менять освещение.

С отраженным светом. Такие бра дают мягкий, легкий свет. Чаще всего с отраженным светом встречаются пристенные бра.

С направленным светом.

Вид бра во многом зависит от стилистики интерьера и назначения.


Переключите основной свет на бра и добьетесь приглушенной уютной атмосферы. Они помогут организовать рабочую зону, место для чтения, выделить интересную фактуру стены.


Если хотите использовать бра в рабочей зоне вместо настольной лампы, попробуйте вариант с возможностью регулировки с выносом от стены до 60 см, чтобы можно было управлять светом, как необходимо.


Помните, светильник не должен мешать проходу. Если помещение узкое, используйте поверхностные бра, которые не сильно выступают. Или вовсе откажитесь от них и сделайте акцентное потолочное освещение.

Любому светильнику необходимо пространство, поэтому выберите место для бра так, чтобы ему не было "тесно" на стене.

Кухня и столовая группа

В зоне кухни должны быть общее освещение и подсветка рабочей поверхности. Это набор, необходимый для удобства и приготовления еды.


Помимо равномерного освещения светильниками, хорошо бы разместить светильник над столовой группой. Это может быть подвесной светильник или бра.

Устанавливать светильник на кухне следует на высоте 1,3-1,4 м. от пола (50-70 см. от столешницы).

Если говорить о светильниках над барной стойкой, то здесь высоту следует сделать чуть повыше – 1,6-1,8 м. от пола.



Если стол приставлен к стене, можно использовать бра. Интересное решение – консольный настенный светильник с выносом до 1 метра в длину. Высота установки такого светильника также 50-70 см. от столешницы.


Если у Вас помещение небольшое по размеру – не перегружайте его, используйте небольшие светильники или светильники в светлых тонах или с плафонами из стекла. Эффектно могут смотреться ажурные светильники из металла или дерева.


Многие производители выпускают серии светильников, в одном материале, но в разных размерах и формах, и предлагают нам поэкспериментировать и проявить фантазию. Комбинируйте в различных сочетаниях и подвешивайте на разной высоте!

С чем можно поэкспериментировать?


С проводом!

Эффектно смотрятся подвесные светильники с проводами в текстильной оплетке. Это может быть витой провод или простой круглый провод в оплетке. Количество цветовых вариантов огромно!


Интересным элементом дизайна может стать открытая проводка. Прикрепите ее к поверхности стены или потолка клипсами для открытой проводки, если кабель витой - с помощью изоляторов.

Важно знать!

Если используете в качестве основного освещения потолочный светильник или люстру по центру кухни, не вешайте над столовой группой подвесные светильники! Они будут "спорить" друг с другом. Лучшим решением послужат бра.



Если основное освещение – точечные светильники, подвесные светильники над столовой группой будут отличным вариантом!

Освещение коридора


Рассмотрим несколько вариантов. Допустим, у нас есть широкий просторный холл с шириной не меньше 1,5 метров с консольным столиком для ключей или банкеткой. Для такого помещения подойдет центральное освещение с люстрой или накладным светильником. На стенах можно сделать бра. Располагайте их, например, над столиком или у зеркала. Высота установки бра может варьироваться от 1,6 до 1,8 м. над уровнем пола.


Если Ваш холл узкий и длинный, лучшим вариантом будет использование встроенных или накладных акцентных светильников.

В минималистичном интерьере будут уместны встраиваемые светильники. Это могут быть как точечные светильники, так и линейные.

Совет! Если у вас длинный коридор, можно его визуально уменьшить, сделав дальнюю стену акцентной и подсветив ее. Все яркие или освещенные поверхности визуально кажутся ближе.

Освещение в спальне


В спальне также может быть основное освещение в виде люстры или точечных потолочных светильников. Хотя часто его не делают, чтобы изначально создать уютную атмосферу для отдыха и сна. Вопрос освещения в этом случае решается декоративными светильниками. Это могут быть бра, точечная подсветка отдельных элементов интерьера, скрытые светодиодные подсветки. Ну и, конечно, ночники у кровати, чтобы, например, можно было почитать книгу.

Удобная высота установки бра для чтения может быть около 100-120 см от пола.

Прикроватные светильники могут быть подвесными, настенными, настольными. Кстати, их можно разместить ассиметрично – с одной стороны кровати – светильник, с другой – настольная лампа.


Если говорить про подвесные светильники, можно объединить по 2-3 светильника вместе. Рекомендуемая высота установки плафона – 90 см. от пола. Неплохо в этом случае продумать небольшой крючочек для фиксации, чтобы они не раскачивались из стороны в сторону, когда вы их случайно заденете или откроете окно и подует ветер.


Главное для прикроватных ламп, – чтобы их можно было включить, не вставая с кровати. Выбирайте светильники с выключателем на корпусе. Или сделать проходной выключатель – один на входе в спальню, второй – над изголовьем кровати.

Свет в детской


Комната ребенка – целый мир с множеством задач и функций – это и спальня, и игровая, и рабочее место. Должно быть и общее освещение в виде люстры или точечных светильников, и бра у кровати (или подвесной светильник), и настольная лампа и возможно какое-то еще дополнительное декоративное освещение.


Бра у кровати в детской желательно выбирать с кнопкой включения на корпусе и поворотный, чтобы можно было регулировать направление света. Высота установки бра не меньше 50 см. над кроватью.


Душевая и туалет

В туалете также помимо общего освещения хорошо иметь подсветку зеркала. Это может быть бра или подсветка, вмонтированная в зеркало. Основное ее назначение – светить на лицо, не создавая падающих теней. Поэтому хорошо, если бра будет с общим заливающим светом или с возможностью поворота плафона.

Интересные решения могут получится со светодиодными подсветками. Важно только помнить, что подсвечивать имеет смысл что-то красивое. Это может быть стена из необычного материала (например, камня, дерева или рельефная) или отдельный интересный элемент на стене.

При выборе светильников во влажные помещения необходимо также смотреть на уровень защиты от влаги. Обозначается он так IP44, где первая – это защита от проникновения твердых предметов и пыли по шкале от 0-6, вторая – это степень защиты от влаги по шкале от 0 до 8. Подробнее об этом в другом нашем посте о классе защиты приборов – . Если на светильнике стоит маркировка IP44, он подойдет для влажных помещений.

Где найти светильники?


Логичный вопрос! Ну во-первых, конечно, в магазине . И есть несколько производств, на которые мне хотелось бы отдельно обратить внимание. Качественный продуманный дизайн. Но судите сами!

Если говорить о встроенных, накладных светильниках и трековых системах, я бы посоветовала два бренда. Первый более экономичный вариант, второй более премиальный. Оба достойны внимания.

SLV – немецкий бренд встроенных и накладных светильников. Минималистичный дизайн и отличное качество!

Centrsvet – еще один производитель точечных и встраиваемых светильников в стилях минимализм и функционализм.

Подвесной светильник или люстра – важная тема, я уже говрила о том, что они могут стать акцентом, вокруг которого сформируется все остальное пространство. Выбор подвесных светильников очень велик, легко запутаться. Поэтому расскажу немного об иконах дизайна, которые всегда на слуху и всегда уместны, и о светильниках, которые мне нравятся, но еще не набрали такой популярности.

Если три-четыре года назад на пике популярности были светильники в стиле лофт, то сейчас популярно возвращение к стилям 60-80-хх годов прошлого века. Дизайнеры не боятся миксовать ретро-стили с минимализмом, классикой или лофтом. Многие производители делают реплики светильников, созданных известными дизайнерами XX века. Фабрика FLOS , например, история которых началась в 70-х гг. XX века.


Одним из первых светильников был Zeppelin (на фото выше), он с успехом выпускается до сих пор.


Дизайном 60-80х и большими брендами все не ограничивается. Дима Логинов, известный российский дизайнер, один из его светильников – Mountain view, спроектированный для фабрики Axolight, на фото выше. Есть молодые производства в России, основателем одного из которых я сама являюсь: Хвоя, Woodled, Garage Factory, Tayga Design, Anastasiya Koщeeva, Mayna. Про некоторые из них был , посвященный деревянным светильникам. Дизайнеры работают с традиционными русскими материалами и технологиями. Это делает светильники запоминающимися и выделяет на фоне зарубежных аналогов.

Многие состоят в Клубе Промышленных Дизайнеров и собраны в общем пространстве – Библиотеке Дизайна в Москве.


ХВОЯ. Подвесной светильник "Колпак"


WOODLED. Подвесные светильники "Ротор и Спутник"


GARAGE FACTORY. Подвесной светильник "Loona" и бра "Boomerang"


Tayga Design. Подвесные светильники "Crusta White" и "Iussi"


Anastasia Koщeeva. Серия подвесных светильников "Svetoch"


MAYNA. Торшеры "Атон, Лас, Нодо"

Заключение

В мире все быстро меняется. Совсем недавно в спальне мы консервативно ставили на прикроватные тумбочки две настольные лампы или бра. А сейчас пробуем ассиметричные композиции и необычные по форме светильники! В этой статье я собрала правила, которыми руководствуюсь в работе дизайнера. Однако, иногда что-то смотрится красиво именно потому, что сделано вопреки правилам. Дайте волю фантазии, пробуйте и создавайте! А за вдохновением и новыми идеями можно заглянуть в Pinterest или подписаться на нашу рассылку !

Свет способен до неузнаваемости преобразить одно и то же помещение, создавая в нем настроение от романтичного мягкого сумрака дамского будуара до острого, как скальпель хирурга, ослепительного света операционной. Этот феномен активно используется в театре художниками света, которые с помощью освещения изменяют атмосферу сцены, не сменяя декораций. Удачное освещение квартиры может превратить ее в сказочный дворец, а неудачное безжалостно обнажить ее недостатки. Так, как в рассказе Зощенко жители коммуналки при только что проведенном электрическом свете обнаружили убогость своей обители, которую всегда скрывали темные углы. Ушли в прошлое времена, когда выбор источников света начинался одинокой люстрой на потолке и заканчивался торшером у кресла и настольной лампой на письменном столе, сегодня каждый с помощью света может превратить квартиру в чудесный театр света и тени. И если вы намерены создать освещение квартиры своими руками, познакомьтесь с секретами дизайна в этой области, создающими чудеса.

Для освещения в современных интерьерах жилых помещений используются следующие осветительные приборы:

  • лампы накаливания;
  • люминесцентные лампы;
  • галогенные и металлогалоидные источники света;
  • светодиоды;
  • световые шнуры «дюралайт»;
  • оптические волокна.

Спектр ламп накаливания наиболее комфортен для зрения, но они лишь около 10% своей мощности расходуют на создание света, а остальную преобразуют в тепловую энергию. Поэтому в помещение со слишком большим количеством лампочек накаливания всегда будет жарко и душно, как в фотосалоне или телевизионной студии.

Люминесцентные лампы не нагреваются, но до недавнего времени их неохотно использовали для освещения жилья из-за некомфортного голубовато-белого света, неприятного гула и необходимости дополнительных пусковых устройств для подключения. Современное поколение энергосберегающих люминесцентных ламп свободно от этих недостатков и они вполне могут использоваться вместо ламп накаливания.

Галогенные и металлогалоидные светильники излучают довольно узкий направленный пучок света, а поэтому больше подходят для освещения отдельных зон или подсветки ключевых элементов интерьера - картин, скульптурных групп, колонн, ниш и т.д.

Использование декоративных источников света для подсветки ключевых элементов интерьера - картин

Светодиоды прочны, не нагреваются, в их очень широком спектре нет вредных для здоровья человека инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Долговечность светодиодов в 80 раз превышает ресурс ламп накаливания. Но светоотдача светодиодов не настолько велика, чтобы использовать их в роли самостоятельных источников света а поэтому в интерьере их используют чаще для декоративной подсветки или в качестве ночника. Световые шнуры «дюралайт» - это декоративные источники света на основе светодиодов, широко использующиеся для светового оформления элементов интерьера или в наружном уличном освещении.

Оптические волокна излучают свет только с торцов, но удаляя их на большие расстояния от основного источника света и используя специальные насадки, можно создавать волшебные фантастические световые эффекты.

Правила и секреты дизайна освещения

Архитекторы и дизайнеры издавна использовали освещение в интерьере квартиры или дома в роли эффективного инструмента визуальной коррекции неудачной геометрии помещений.

Одно из главный правил дизайна заключается в том, что яркий свет зрительно расширяет пространство, если в отделке стен и потолка использованы светоотражающие материалы. Если требуется зрительно уменьшить слишком большое помещение, то поверхности затеняют.

Благодаря затенению потолка и удачному расположению местного освещения слишком большая гостиная выглядит компактной и уютной

Светильники с направленными вверх отражателями визуально «приподнимают» слишком низкие потолки. Слишком высокий потолок покажется ниже, если его затенить при помощи направленных вниз абажуров источников света.

Грамотный дизайн освещения квартиры обязательно должен гармонично сочетать источник общего освещения, например, главную люстру на потолке, и светильники точечного местного освещения. При этом очень важно, чтобы управление освещением в квартире в данном случае обеспечивало независимую работу каждого вида или группы светильников.

Грамотный дизайн освещения квартиры должен гармонично сочетать источник общего освещения и точечного местного

Общее освещение помещения может быть немного приглушенным, ведь его цель обеспечить свободную ориентацию в комнате и непринужденное общение обитателей. Роль местного более яркого света - это освещение рабочих мест, к которым относят секретер либо письменный стол, рабочую зону в кухне, а также обеденный стол в столовой или гостиной.

В спальне общий свет лучше сделать рассеянным, немного понижающим высоту потолка, а у зеркала и прикроватных тумбочек предусмотреть более яркие светильники или лампы. Если в интерьере большого дома перечисленные правила использования света носят рекомендательный характер, то освещение однокомнатной квартиры нередко является единственным инструментом зонирования не слишком большого пространства, которое одновременно выполняет функции гостиной, рабочего кабинета, спальни и даже столовой.

Грамотное освещение как инструмент зонирования и визуального увеличения небольшой однокомнатной квартиры-студии

В ванной обычно дополнительными светильниками освещают туалетное зеркало, а роль общего освещения выполняют точечные галогенные светильники. А вот освещение коридора в квартире необходимо спланировать таким образом, чтобы всегда была возможность включить яркий общий свет, когда надо одеться, обуться, поправить макияж.

Благодаря гармонии дизайна интерьера и правильного освещения маленьких коридор выглядит просторным холлом

Кроме утилитарной роли прихожая еще выполняет презентабельную функцию визитной карточки квартиры и чтобы узкий коридор не напоминал подземелье средневекового замка, используя свет, его можно зрительно расширить и увеличить. Наконец, освещение коридора должно гармонировать с освещением смежных помещений: если гостиная ярко освещена, то и в прихожей включают яркий верхний свет и приглушают его, если в соседнем помещении полумрак. Все эти задачи решают местные светильники.

Универсальных рецептов работы со светом нет, каждый сам выбирает концепцию дизайна и освещения своего жилья, но во избежание ошибок никому не помешает полистать иллюстрированные журналы и посмотреть, как профессионалы создают освещение в квартире: фото, эскизы, иллюстрации к проектам.

В проекте дизайна интерьера проект освещения квартиры обычно выполняют в виде самостоятельного раздела, учитывающего планировку комнат, конфигурацию потолка, границы напольных и потолочных отделочных материалов, места расположения мебели и стационарных элементов.

На основании планов потолков и полов разрабатывают план освещения квартиры, отмечая на нем виды и места расположения осветительных приборов, розеток и выключателей, как потолочных, так и настенных - так называемый сценарий освещения.

Нормативы мощности и количества светильников

Одним из главных условий комфортного освещения жилого помещения является правильное соотношение мощности, количества осветительных приборов и освещаемой площади. Специалисты в области освещения рекомендуют использовать на каждые 5 кв.м. осветительные приборы суммарной мощностью 60-75 кВт.

Таким образом, вы можете самостоятельно рассчитать оптимальное количество светильников для освещения каждого помещения своей квартиры или воспользоваться следующими рекомендациями:

  • для однокомнатной квартиры площадью 30-40 кв.м требуется не более восьми светильников, например, три потолочных светильника, люстра, два бра, торшер, настольная лампа;
  • для двухкомнатной квартиры оптимальный набор из девяти светильников можно представить следующими приборами: две люстры, три потолочных светильника, торшер, настольная лампа и два бра;
  • для трехкомнатной квартиры потребуется одиннадцать светильников - к набору приборов для двухкомнатной квартиры можно добавить люстру и бра;
  • для четырехкомнатной квартиры нужны одиннадцать светильников: предыдущий набор можно дополнить одним потолочным светильником и еще одной настольной лампой.

Схема освещения квартиры

В соответствии с планом разрабатывается подробная схема освещения квартиры, учитывающая схемы подключения каждого прибора, их групп, а также приборы управления освещением.

Схема управления люстрой

На чертеже учитывают вид каждого выключателя с указанием количества клавиш и стрелками указывают для какого осветительного прибора или группы приборов он предназначен. Для слишком больших комнат либо длинных коридоров можно предусмотреть дублирующие выключатели для одного и того же прибора, установив их в разных точках помещения. Все настенные и потолочные осветительные приборы на схеме следует привязать соответствующими обозначениями к стене или ближайшему проему, дверному либо оконному.

Точно так же с привязкой к ближайшим стенам либо проемам размещают на схеме места размещения розеток, выключателей и прочих приборов, задействованных в системе освещения.

Видео-урок о правилах дизайна

С готовым проектом в руках можно приступать к монтажу проводки и осветительных приборов и воплощать, наконец, в материале результаты проделанного кропотливого труда проектировщика. Зато в награду ваша квартира-золушка превратится в прекрасную принцессу и жизнь вокруг заиграет новыми фантастическими красками.

Световое зонирование уже давно используется в оформлении жилых и рабочих помещений, ведь грамотное сочетание естественного и искусственного света способно преобразить любое пространство. Освещение в квартире требует тщательной подготовки и соблюдения определённых правил оформления. Удачно подобранная схема может визуально увеличить площадь помещения, скрыть дизайнерские ошибки, а неудачная лишь усугубит недостатки интерьера. В этой статье мы рассмотрим, как подобрать источники света для разных комнат, а также разберём современные тенденции в данном направлении.

Как правильно организовать освещение?

Планирование освещения является неотъемлемой частью ремонтных работ. К данному процессу необходимо приступать ещё на этапе проектировки дизайна. Организацию света в квартире следует начинать с разделения помещения на несколько тематических зон. В классическом варианте освещение делится на два вида: общее (базовое) и местное.

Местное освещение предназначено для подсветки конкретных элементов интерьера либо уголков квартиры, общее же выполняет роль ключевого элемента искусственного света.

В свою очередь, местная подсветка бывает следующих типов: рабочая и точечная. В большинстве комнат предусмотрено наличие так называемой рабочей зоны (кухонный стол, кабинет, детский игровой уголок). Для обеспечения достаточной освещённости используют крупные люстры, торшеры и бра.

Точечная подача света чаще всего применяется в качестве дополнительного элемента, она выполняет чисто декоративную функцию.

Отличительно чертой искусственного света является возможность использования в любое время дня и ночи. Меняя цвет светового зонирования, можно в одночасье изменить пропорции помещения и разделить комнату на функциональные зоны.

Стоит также отметить, что оттенок света сильно влияет на человеческое восприятие реальности. Приведём пример: зелёный цвет успокаивает, а жёлтый поднимает настроение. Таким образом, при выборе схемы освещения в квартире необходимо учитывать функциональность, безопасность и эстетичность оформления.

Нормы мощности и количества светильников

Чтобы добиться максимально эффективного и комфортного освещения в интерьере квартиры, следует учитывать единые стандарты мощности и количества светильников на освещаемой площади. Так, специалисты советуют размещать приборы мощностью около 70 Квт на каждые пять квадратных метров помещения. Этот показатель может варьироваться, в зависимости от специфики помещения. Причём речь идёт только о центральном освещении, оно может быть дополнено разного рода декоративные или точечными источниками света.

Изучив основные требования к освещённости жилых помещений, можно самостоятельно высчитать необходимое количество светильников в квартиру. Вы также вправе использовать всевозможные дизайнерские советы. Чаще всего в них рассматривается организация электроосвещения в квартирах-студиях.

Для однокомнатного жилья, площадь которого равняется 30 квадратным метрам, нужно около восьми светильников (одна центральная люстра, рабочее освещение, три точечных светильника, торшер и несколько бра).


Пример освещения в однокомнатной квартире

Как проверить качество света?

Приобретая люстру или любой другой осветительный прибор, в первую очередь необходимо узнать, какая лампа применяется в установке. Самым распространённым вариантом является лампа накаливания – она даёт яркое равномерное свечение. Однако минус такого рода устройств – это быстрый расход электричества.

Сегодня большинство компаний, выпускающих осветительные приборы, переходят на энергосберегающие лампы. Их стоимость несколько выше, но надёжность и низкие электрозатраты беспокоят покупателей ничуть не меньше цены.

Есть один простой способ, как проверить качество света в люстре, для этого вам понадобится мобильный телефон. Поднесите устройство к осветительному прибору и включите камеру, следите за движущимися световыми полосами на экране. При обнаружении значительного мерцания и многочисленных полос знайте, что качество света оставляет желать лучшего. В таком случае лучше сразу же заменить товар, ведь со временем у вас и членов вашей семьи могут начаться проблемы со зрением.

Цветовая температура

Как уже говорилось, важную роль в световом зонировании играет цветовая температура ламп. Выделяют три цвета: тёплый белый (до 3300 К), стандартный белый (до 5000 К) и холодный белый (от 5000 К). В соответствии с европейскими стандартами в жилых комнатах принято использовать тёплый белый свет, а вот во второстепенных помещениях, таких как прихожая, рекомендуется применять классический белый.

Источники света

На сегодняшний день для освещения квартир используются самые разные лампочки, всевозможные типы люстр, бра и торшеров. В специализированных магазинах в Москве и других крупных российских городах представлен широкий выбор подобной продукции на любой вкус и кошелёк.

В качестве же прямого источника света применяются:

  • лампы накаливания;
  • светодиодные устройства;
  • люминесцентные лампы;
  • оптическое волокно;
  • металлогалоидные лампочки;
  • галогенные лампочки.

Все вышеперечисленные виды имеют как преимущества, так и недостатки использования. Приведём простой пример: популярные ранее лампы накаливания не соответствуют современным тенденциям, так как потребляют большое количество электроэнергии, а качество света весьма низкое.

Естественный свет

Лучшим украшением деревянного загородного дома, да и обычной квартиры является естественное освещение. Оно не только не вредит зрению и положительно влияние на самочувствие людей, но и эффектно смотрится в любом интерьере. Чтобы в полной мере насладиться живым светом, в частных домах делают окна во всю стену, выглядит это просто изумительно. Однако такого эффекта очень сложно добиться в условиях однокомнатной или двухкомнатной квартиры.

Искусственное освещение

Вариантов освещения в квартире придумано множество, но не каждый подходит к выбранному стилю помещения. Стоит помнить, что искусственный свет предполагает не только монтаж дорогостоящих светильников. К данному процессу следует подходить ответственно, ведь от конечного результата зависит здоровье глаз и нервной системы человека.

Чтобы создать функциональную систему светового зонирования квартиры, необходимо заранее ознакомиться с возможностями установки приборов. На фото ниже изображён универсальный вариант дизайна гостиной с использованием светильников разных видов.

На видео: что нужно учесть при проектировании освещения.

Виды освещения

Выделяют четыре типа искусственного света: общее, местное, комбинированное и аварийное. Последний вид нечасто встретишь в жилых помещениях, но он незаменим в помещениях, где выключение света грозит серьёзными травмами. Далее рассмотрим все виды освещения в квартирах более подробно.

Общее или базовое освещение предполагает равномерное (направленное) рассеивание света по всей площади комнаты. Чаще всего этот вид применяется в гостиных и на кухне. За счёт одинакового расстояния между светильниками достигается оптимальный уровень освещённости. Ещё одним вариантом подобного светового зонирования является единичный источник света, локализованный в одной точке. Как пример, расположенная в центре крупная люстра.

Местное освещение в квартире используется с целью привлечения внимания к определённым частям помещения. Таким образом, источник света находится непосредственно около освещаемого предмета интерьера (на рабочем столе, в спальной зоне или на кухне). Как отмечают дизайнеры, именно этот тип светового зонирования привносит в интерьер пространства завершённость и целостность восприятия.

По отдельности общее и местное освещение имеют определённые функциональные недостатки. Именно поэтому была разработана комбинированная схема светового зонирования.

С тех пор, когда в российских квартирах стал повсюду проводиться евроремонт, на потолках, стенах и декоративных объектах появились точечные светильники. Такие встроенные осветительные приборы со временем становятся все популярнее. Теперь уже никого не удивишь многоуровневым потолком с галогеновыми лампочками.

Стоит отметить, что выделяют два вида точечных светильников – фиксированные и поворотные. Последние очень удобны в использовании, и при желании можно самостоятельно менять направление света.

При выборе подобных приборов обращайте внимание на ширину луча. Приведём пример: 40-50 градусов отлично подходит для подсвечивания крупных предметов, а для незначительных элементов декора подойдут галогенки с лучом в 10-20 градусов.

Неоновая подсветка – особый тип искусственного света, представляющий собой газоразрядную лампу в форме трубки (внутри под низким давлением содержится неон). «Родной» оттенок ярко-оранжевый, но цвет подсветки может меняться в зависимости от того, какие инертные газы добавлены в состав.

Привнести в интерьер квартиры красок поможет неоновая лампа. На фото ниже показан дизайн освещения в квартире в розово-фиолетовых тоннах.

Светодиодные ленты

В последнее время для декоративного освещения комнат стали использоваться различные светодиодные приборы. Самой же популярной остаётся светодиодная лента. Это гибкая плата, покрытие которой выполнено из светодиодов. Яркие неоновые цвета, необычный внешний вид и низкая цена – все это делает данный источник света отличным дополнением наружной подсветки деревянного дома.

При внутреннем оформлении помещений подобная подсветка может применяться как на потолке, стенах, так и на небольших встроенных конструкциях. Для большего эффекта, можно расположить ленту в виде графики, создавая тем самым уникальную атмосферу.

Светодиодный дюралайт

Для дополнительной подсветки отдельных частей помещения используют различные светодиоды, а также новинку на рынке «дюралайт». Это функциональное устройство представляет собой гибкий шнур, выполненный из эластичного пластика. В основу запрессована непрерывная гирлянда из led-лампочек — светодиодов.

Гибкий неон

Также представляет собой гибкую трубку, внутри которой закреплена осветительная схема. Это не что иное, как электролюминесцентный провод. Внешне он действительно ничем не отличается от обычного провода — такой же гибкий, его можно даже завязать в узел.

В отличие от светодиодных лент, гибкий неон светится со всех сторон, он безопасен и даже водонепроницаем, имеет широкое применение.

Варианты размещения светильников

Главное правило дизайна – яркий свет увеличивает пространство. Из этого следует, что отделка потолка и стен должна проходить с использованием всевозможных светоотражающих материалов. Направленные вверх светильники визуально делают выше потолок. А чтобы затемнить часть помещения, нужно просто грамотно распределить источники света по комнате.

Новые идеи в светодизайне гласят, что универсальное электроосвещение дома должно сочетать в себе общее и местное (точечное) освещение. Это гарантирую так называемое многоуровневое зонирование.

Не существует строгих правил организации электроосвещения в квартирах, но есть определённые советы, которых стоит придерживаться при самостоятельном планировании интерьера.

Гостиная (зал)

Основным источником света в зале является центральное освещение, это может быть роскошная люстра или ряд точечных светильников, выложенных по периметру помещения. Для классических интерьеров подойдёт первый вариант, а при обустройстве современных квартир следует в первую очередь ориентироваться на предпочтения и материальные возможности жильцов.

Для гостиной (зала) в стиле хай-тек подойдёт и неоновая лампа, и светодиоды, и даже световой пол.

Спальня

Как и в других жилых помещениях, в спальне разумнее всего использовать комбинированное освещение. В качестве базового света подойдёт люстра и несколько торшеров, а точечные светильники по периметру потолка лишь дополнят общую картину. Вы также можете преобразить свою спальню с помощью локальных осветительных приборов – они стоят совсем недорого, а спектр их предназначения весьма разнообразен.

Детская

Большую часть времени ребёнок проводит в своей комнате. Этим и обусловлено большое количество требований к световому оформлению детской. Необходимо подобрать осветительные приборы подходящей мощности и оттенка, ведь от грамотного планирования зависит настроение и психологическое здоровье малыша. Особое внимание в детской комнате стоит уделить и декоративной подсветке. Ниже на фото показаны варианты светового зонирования детских.

Кухня

Для кухни характерно многоуровневое освещение. Оно предполагает визуальное разделение помещения на функциональные зоны: столовая, рабочее место и уголок для отдыха. В кухне необходимо предусмотреть возможность регулирования яркости света – это особенно актуально для тёмного времени суток.

На кухне выбранный тип подсветки может работать независимо от других световых элементов. Даже если в комнате установлено только центральное освещение, позаботьтесь, чтобы его можно было включать по частям.

Прихожая

В прихожей и коридоре полностью отсутствует естественное освещение, поэтому помещение нуждается в большом количество встроенных светильников. Особых требований по организации света в коридоре нет, все зависит лишь от вкусов жильцов.

Ванная

В ванной отсутствует какое-либо естественное освещение (нет окон), за счёт чего значительно возрастает роль искусственного света. Для ванной комнаты неприемлемо использование локальных приборов высокой мощности. Подсветка должна быть достаточной, но не слишком яркой. При выборе светильников для ванны необходимо учитывать и повышенную влажность помещения.

Световое зонирование в квартире-студии

Чаще всего световое зонирование используется именно в квартирах-студиях, так как в подобных помещениях существует проблема нехватки свободного пространства. Разделение квартиры на тематические зоны позволяет визуально увеличить площадь комнаты и придать жилищу логическую завершённость.

В таких условиях можно поэкспериментировать с осветительными приборами – применяйте локальные устройства, крупные люстры, декоративные элементы.

Освещение потолка

Современные идеи светодизайна отдают потолочному освещению особую роль. В большинстве случаев выбор осветительных приборов вызывает положительные эмоции, а вот разместить приобретённые лампочки, скрыть их (при создании скрытой подсветки своими руками) не всегда бывает легко. Перед началом монтажа спотов рекомендуется выделить три основных источника света в интерьере (местный, локальный и декоративный).

При низких потолках

Если в квартире потолок довольно низкий, то ни о каких натяжных и тем более подвесных конструкциях речи быть не может. Не подойдут люстры подвесного типа, а также массивные светильники. Встраиваемые точечные светильники здесь невозможно встроить, зато можно установить накладные их варианты. Гармонично впишутся потолочные люстры плоской формы, трековые системы освещения и led-панели.

Скрытое освещение потолка

Своими руками можно соорудить скрытую подсветку двух типов: с применением ниши из гипсокартона и с карнизом из пенополистирола. А комбинирование гипсокартонного короба и натяжного потолка со скрытой подсветкой отлично скрывает незначительные ошибки, возникающие при самостоятельном возведении потолка.

Многоуровневое освещение

Для комфортного проживания не обойтись без грамотного освещения помещения. Уже больше десяти лет все дизайнеры склоняются в своих работах к системе многоуровневого света в квартирах. Такое световое зонирование представляет собой оптимальное разделение пространства на несколько функциональных зон.

Принято выделять четыре основных уровня:

  • верхний (споты, бра и люстры);
  • средний (лампы, торшеры);
  • нижний (локальная подсветка);
  • внутренний (используется для подсвечивания гардеробных и шкафов).

Многоуровневое зонирование комнат с помощью света не требует особых навыков и знаний. При желании вы можете своими руками кардинально преобразить внешний облик гостиной или детской комнаты. Для этого вам понадобится немного воображения и набор разных по функциональности осветительных приборов. Грамотное сочетание люстр, спотов на стенах и на полу привнесёт уют и спокойствие в ваш дом.

На видео: многоуровневое освещение в квартире.

Декоративная подсветка

Для декоративной подсветки больше всего подходит недорогая светодиодная лента. К положительным чертам этого товара относится простота эксплуатации, лёгкий и быстрый монтаж. Если же интерьер комнаты выполнен в классическом стиле (с деревянной мебелью, пастельными оттенками стен и гобеленом), то светодиоды заменяются локальными светильниками и специальными светящимися элементами для декора.

Отличительной чертой декоративной подсветки является специфика её использования. Она применяется в случае необходимости спрятать светильники и сделать свет более приглушённым.

Неоновая подсветка в квартире

Такую декоративную подсветку возможно обустроить с использованием различных светодиодных и led-устройств. Чаще всего они устанавливаются в подвесном потолке, в нишах из гипсокартона. Нередко применяют гибкие трубки или шнуры, которые светятся неоновым светом.

Стеклоблоки в интерьере квартиры с подсветкой

Стеклоблоки представляют собой полые кубы со стенками из стекла толщиной около одного сантиметра. В советские времена такие элементы декора использовались часто, их можно было увидеть в интерьере бань, больниц, лестничных площадок. Сегодня стеклоблоки усовершенствованы — в них установлена декоративная подсветка.

Подсветка пола

Подсветка пола — еще одно решение, с помощью которого можно придать помещению необычный вид. Для подсветки используются разные приборы, это могут быть точечные светильники, светодиодная лента, шнур дюралайт, которые монтируются в пластиковый корпус плинтуса или в стеклянные полы.

Современные тенденции освещения

Светодизайн представляет собой уникальное сочетание технического прогресса и художественного планирования. Все новые тенденции дизайна приходят сначала в световое зонирование помещений, а потом уже распространяются на весь интерьер. Отличительной чертой современного дизайна является высокая функциональность, это так называемый умный дизайн, который направлен на удовлетворение всех потребностей своего владельца. Эта тенденция получила название персонализация освещения.

Если внимательно изучить внешний облик современных светильников, то становится ясно, что они полностью утратили чётко выраженные границы. Сейчас особой популярностью в дизайне интерьеров пользуются круглые, асимметричные, небольшие по размеру встроенные споты. Трековые системы стали неотъемлемой частью потолка, который также потерял свои границы.

Ночное освещение не является существенной необходимостью при оформлении внутренних помещений. Однако оно позволяет избежать несчастных случаев в тёмное время суток. Установить ночной свет можно по периметру стратегического движения либо в отдельных участках комнаты.

С датчиком движения

В последнее время при строительстве загородных домов стали все чаще использоваться датчики освещённости или по-другому сумеречный выключатель. Датчик освещённости – это устройство автоматического управления источниками света, в зависимости от уровня светового зонирования окружающего пространства.

Если вы все ещё пользуетесь лампами накаливания в вечернее время, то смело заменяйте их новейшей системой ночного освещения. Так, всего за месяц вы сэкономите несколько тысяч.

Беспроводное освещение

Что такое беспроводное освещение? Это особая конструкция, единая панель с вмонтированными внутрь светящимися элементами. В свою очередь, лампочки отвечают за движение тока. Функционирование таких панелей полностью «мобильное», что позволяет монтировать их на любых поверхностях и не волноваться о повреждении проводов.

Принцип действия такой установки сравним с ночной подсветкой – при перемещении жильцов с одной комнаты в другую происходит автоматический запуск осветительных приборов.

В заключение хочется отметить, что организация освещения в квартире должна быть продумана по всем направлениям. Современные тенденции тяготеют к свободе, отсутствию чётких границ источников света, что, в свою очередь, гарантирует комфорт и высокую функциональность помещения. Всего пара встроенных светильников могут изменить восприятие пространства, сделав его более выразительным и глубоким.

Как разместить светильники на потолке (2 видео)

Освещение в дизайне интерьера (90 фото)

Освещение жилища – одна из первооснов его проектирования. Можно даже сказать – дизайн освещения квартиры первая из первооснов ее проекта. Грамотный проект жилья как раз и начинается с проработки освещения: когда дело дойдет до камня, бетона и металла, исправить ошибки будет очень сложно, а то и вовсе невозможно.

Однако «дизайн освещения» – понятие сложное и многогранное. Свет должен быть здоровым и комфортным, показывать облик помещения и выражать индивидуальность его владельца. Соответственно дизайн освещения состоит из трех вытекающих одна их другой дисциплин:

  • Общий дизайн освещения, или просто освещение либо светодизайн . Он создает физиологически обоснованный фон, на котором располагается все остальное. По аналогии со строительством это несущая конструкция или, точнее, зал с подмостками и акустикой, в котором с одинаковым успехом могут выступать и скрипичный квартет, и рок-группа.
  • Световая архитектура подчеркивает концептуальную направленность помещения и проявляет мировоззрение его обитателей. Световая архитектура бывает внешняя и внутренняя, интерьерная. Некоторые стили интерьера, например модерн и хайтек, без соответствующего освещения вообще нереализуемы: интерьер теряет выразительность.
  • И, наконец, светодизайн в интерьере, или светодизайн интерьера – аналог меблировки и декора: он выражает индивидуальность владельца. В отличие от двух первых, светодизайн интерьера пластичен, точно так же, как мебель, статуэтки и картины можно менять и перемещать.

Такое разделение вовсе не надуманно, оно возникает самым естественным образом. Взгляните на рисунок: и без пояснений ясно, что слева – дизайн освещения, в центре – световая архитектура, а справа – светодизайн интерьера.

Полноценный дизайн-проект освещения включает в себя все три компонента, но описать их в одной статье невозможно, поэтому в настоящей речь пойдет о изначальном и самом главном: общем дизайне освещения квартиры. Об элементах световой архитектуры и светодизайна интерьера будет упомянуто по мере необходимости, когда без них невозможно решить общую задачу освещения.

Виды освещения

Все три вида светодизайна работают с освещением естественным, общим (фоновым), местным, рабочим и декоративным. Естественное приходится брать таким, как есть, ограничиваясь светорежиссурой (см. ниже): смягчением, отражением, рассеянием. По прочим общие правила таковы:

  1. Фон должен быть по возможности бестеневым, заливающим. Наши древнейшие инстинкты видят в глубокой тени опасность, что создает психологический дискомфорт. На практике ради простоты и экономии добиваются полутеней и ажурных теней.
  2. Местное освещение должно подчеркивать детали интерьера и декор, поэтому главное требование к нему – подходящий спектр, см. раздел о свойствах света.
  3. Рабочее освещение также локально, но ориентировано уже не на предмет, а на глаз: нужны оптимальная яркость и спектр в физиологических пределах восприятия.
  4. К декоративному освещению (например, подсветке потолка) требование одно: оно не должно вредно влиять на здоровье.

Примечание: есть неформальная разновидность освещения – фоновая засветка. О ней речь еще пойдет, а требование к ней – непрозрачность при взгляде снаружи.

Правила и нормы

Освещение должно благоприятно влиять на зрение, психику и общее состояние здоровья, поэтому начнем с санитарно-гигиенических требований. Правила освещения квартиры регламентируются по физическим параметрам и «Естественное и искусственное освещение»; СанПиН 1278-03 остаются в силе для старых зданий, но для проектирования новых недействительны. Эстетика нигде и никак не предписывается. Основные требования таковы:

  • освещенность общих жилых комнат, кухни и тренажерного зала – 150 лк; детской – 200 лк; рабочего кабинета – 300 лк; прихожей, туалета, совмещенного санузла – 50 лк; ванной, сауны, бассейна – 100 лк;
  • коэффициент естественной освещенности КЕО при боковом освещении для общих жилых комнат, кухни, бассейна и тренажерного зала – 0,5; детской – 0,7; рабочего кабинета – 1,0; прихожей, туалета, совмещенного санузла, ванной, сауны – не регламентируется;
  • для бассейна с тренажерным залом обобщенный показатель психологического дискомфорта UGR допустим 60 при пульсациях искусственного освещения до 20% Для ванной и туалета он не регламентируется; для остальных помещений UGR=0.

Примечания:

  1. Все значения – минимально допустимые. Пасмурным осенним днем под открытым небом освещенность составляет более 10 000 лк, так что «перебора» можно не бояться – столько электричества в проводке не бывает.
  2. КЕО для верхнего естественного освещения не рассматривается; измеряется боковой КЕО в горизонтальной плоскости пола.

Но что такое эти КЕО и UGR? Посмотрим, начиная с КЕО, он проще. Чтобы взяться за UGR, придется немного разобраться в свойствах света.

КЕО

КЕО, попросту говоря – доля естественного света, поступающего в помещение. Если, к примеру, люксметр на полу открытого балкона показал 400 лк, а на полу в центре смежной с ним комнаты 250 лк, то КЕО будет 250/400 = 0,625. Норма выдержана.

Как определить КЕО?

В домашних условиях КЕО довольно просто определяется фотокамерой, если она не совсем уж мыльница:

  • Берем белый лист бумаги (не пластика или пленки) форматом побольше, в ясный полдень кладем на пол балкона или на землю под окном, ставим камеру на приоритет диафрагмы (режим А) и замеряем выдержку по нему.
  • То же самое проделываем в комнате, стоя лицом к окну. Отношение выдержек (а современные фотокамеры меряют их с точностью до 1/3 – 1/4 ступени) и даст КЕО.

Пример: выдержка по бумаге на улице – 1/60 с, а в комнате – 1/40 с. КЕО будет 40/60=0,67.

UGR

Коэффициент дискомфорта UGR вычисляется по формуле из международного стандарта EN 12464-1. В его основе – так называемая жесткость света, которую в нормативных документах почему-то называют блёсткостью (и кто только такую чушь выдумал, когда в русском есть простое и понятное слово? Сакрально-корпоративный язык, или как?) Очень яркий свет может быть мягким и благоприятным для зрения, а тусклый жесткий – раздражать и портить его.

Жесткость света определяется тремя параметрами светового потока: степенями поляризации, когерентности и спектром. Поток света состоит из огромного количества элементарных частиц из класса бозонов – фотонов, являющихся одновременно и квантами электромагнитного излучения с определенной частотой, фазой и направлениями электрического и магнитного векторов. Изменяется UGR в пределах от 0 до 100.

Поляризация

Степень поляризации показывает, у какой доли фотонов направления векторов поля совпадают. У пасмурного неба и ламп накаливания общая поляризация около нуля, у ясного неба и люминесцентных ламп – единицы процентов, до 20 %; блики от зеркальных поверхностей и свет от квантовых источников – лазеров, светодиодов – может быть поляризован на 100%. Свет считается мягким при поляризации до 10%. Направленное отражение и преломление света увеличивают его поляризацию.

Проверить поляризацию света можно фотографическим поляроидным фильтром: поляроид, глядя через него, поворачивают на 180 градусов. Если общая яркость заметно не меняется, свет считается комфортным, и по пропаданию либо ослаблению можно сразу увидеть источники ужесточения света.

Когерентность

Степень когерентности показывает, у какой доли квантов света совпадают их фазы. Жесткость света определяется длиной цуга когерентности – длины участка светового потока, в котором степень когерентности превышает 50%. Именно из-за довольно высокой когерентности света фотографии со вспышкой выходят безжизненными. Определить длину цуга когерентности в домашних условиях невозможно, но при обычном освещении отсутствие заметной поляризации свидетельствует и о ничтожно малом цуге когерентности. Исключение – те же квантовые источники: когерентность их света может доходить до 100% на расстоянии в несколько метров.

Спектр

Глаз легко адаптируется к эффективной цветовой температуре освещения: если в ясный день она у солнечного света равна 5700 К, то в пасмурный – 6300 К, а на закате падает до примерно 2000 К. Но спектр Солнца – тепловой, гладкий (на рис. слева), поэтому для зрения наилучшим образом подходят тепловые источники света: лампы накаливания обычные, ксеноновые, криптоновые, фреоновые, галогенные. К сожалению, они неэкономичны, поэтому современное освещение жилья все чаще строится на использовании ламп люминесцентных.

Люминесцентный спектр (посредине на рис.) – псевдобелый, в его огибающей есть заметные провалы. Предметы цветов, совпадающих с провалами, зрительно при искусственном освещении кажутся темнее, что создает дисгармонию. Кроме того, получение псевдобелого света требует некоторого увеличения интенсивности спектральных зон, что тоже для зрения не очень хорошо.

Тем не менее, ученые с инженерами неустанно работают над совершенствованием люминесцентных ламп, и современные их модели с трехслойным люминофором дают свет, практически не уступающий солнечному рассеянному по комфортности.

Как проверить качество света?

Дома качество света от лампочки-экономки можно грубо определить, если на хозяйстве есть что-то маломощное с питанием от солнечной батареи: калькулятор, приемник. Процедура такова:

  • «Калибруем» прибор лампочкой накаливания на 40-60 Вт: засекаем, на каком расстоянии от нее батарея даст рабочий ток и прибор включится.
  • Подносим его же к люминесцентной лампе: если расстояние, на котором батарея «задышала», уменьшилось не более чем в 2,5 раза, свет комфортный. Мощность проверяемой лампочки может быть в пределах 13-24 Вт; для 9-11 Вт расстояние сработки батареи уменьшается еще в 1,5 раза.

Пример: прибор включился в 0,6 м от лампы накаливания и в 15 см от 11 Вт экономки. 60/15=4, а 2,5х1,5=3,75. Лампа дрянная «альтернативная»; пойдет разве что для местного освещения.

Дополнения к СНиП 23-05-95 разрешают применение светодиодных светильников при условии соблюдения санитарных норм, но для общего освещения комнат они совершенно не подходят не только по поляризации с когерентностью, но и по спектру: он синтетический, островной (на рис. справа). Дело тут не столько в том, что предметы, попавшие в глухие его провалы, покажутся черными.

Главная вредность островного спектра – высокая концентрация энергии в пиках огибающей, необходимая для создания нужной общей яркости белого. Пики энергии перегружают зрительные сенсоры глаза, что портит зрение и здоровье вообще. По аналогии: удар по голове подушкой разве что разозлит, а кирпичом можно и укокошить.

Поэтому основные области применения светодиодов в освещении жилья – дизайн освещения потолков и подсветка/засветка, причем крайне желательно световые ленты располагать за карнизами, чтобы хоть поляризация с когерентностью вследствие диффузного отражения снизились.

О поверхностной яркости

По санитарным нормам поверхностная яркость источников света не должна превышать 200 кд/кв.м. Галогенки, дающие очень благоприятный для зрения тепловой спектр, далеко выходят за этот порог, представляя собой точечные источники света. Поэтому их при освещении рабочей зоны необходимо прятать за козырек или утапливать в мебель, а для общего освещения использовать светильники с матовыми колпачками либо диффузное переотражение света, направляя его на белый потолок или на стены.

Видео: ошибки в светодизайне

Пошел светодизайн

Проектирование освещения комнаты начинается со светорежиссуры естественного освещения. Затем к нему по КЕО должно быть привязано искусственное: световой шок от включения слишком яркого света также вреден. Привязка делается для определения необходимой мощности источников света.

Затем по оригинал-макету дизайна интерьера выбирают типы и номенклатуру осветительных приборов, их технические характеристки. При этом нередко приходится дорабатывать макет.

Следующий этап – , а по его результату разрабатывается электрическая схема освещения квартиры. И только после этого свет «вклеивается» в строительный проект, что опять может потребовать разного рода доработок.

О концепциях света

Есть два общих подхода к освещению: европейский и американский.

  1. Основа европейского – как объединяющий людей элемент, то самое уютное ярко освещенное местечко, по которому тосковал Хэмингуэй.
  2. Американская концепция – экономно-индивидуальная, в ее основе бра. К черту всякие там сборища, забьюсь в свой угол со стаканом виски, и чтобы счетчик меньше мотал.

И тот, и другой подход позволяют получить фоновое почти бестеневое освещение, а плафон или разбросанные по потолку галогенки вместо люстры позволяют применить подход синтетический: потолочный свет посекционно через двойной выключатель, а бра – с индивидуальными выключателями. Проблема множества проводов при этом решается обшивкой стен и потолка, под ней прячутся электрошнуры.

Самостоятельное правильное освещение квартиры сводится к ее освещению покомнатно, этим мы и займемся.

Видео: альтернативный субъективный взгляд на виды освещения

Естественный свет

Проходя через стекло или отражаясь от зеркала, прямой естественный свет может стать слишком жестким. Кроме того, свет из окна не должен быть и слишком резким, чрезмерно направленным.

Смягчают жесткий свет полупрозрачные или ажурные преграды – тюль, органза. Они же и рассеивают свет, что издавна используется для оптимизации естественного освещения.

В наше время есть средство, позволяющее, кроме того, направить свет куда нужно, не пользуясь поляризующими его зеркалами: вертикальные тканевые жалюзи. Даже если их полотнища расположены параллельно лучам, они за счет дифракции сбивают жесткость света до приемлемой величины. Поворот полотнищ дает диффузное отражение в нужном направлении, а сдвигая-раздвигая их, можно перехватить часть светового потока и направить в темный угол. В продаже уже можно встретить «умные» жалюзи, автоматически поддерживающие оптимальный режим освещения комнаты, но и для самодельщиков, знакомых с электроникой, тут огромное поле непаханное.

Искусственное освещение

Общие правила

Для увязки дизайна интерьера со светом полезно помнить следующее:

  • Свет и цвет дают пространство, если они согласованы по спектру: подсветка синим красного даст лишь провал.
  • Плоскости зримо растягиваются по направлению потоков света.
  • Помещения с общим светлым тоном дизайна нужно освещать равномерно, а темные – по зонам.
  • Зоны освещаются равномерно.
  • Рабочий свет должен быть белым.
  • Местный свет для цветных объектов тоже нужен белый, а для белых возможен цветной.
  • Глубокие тени нежелательны в любом случае.

О галогенках

Галогенные лампы создают приличное бестеневое освещение при небольшой потребляемой мощности, т.к. равномерно распределенные по потолку, образуют подобие излучающей плоскости. Но тени под мебелью окажутся глубокими, поэтому в жилых комнатах галогенки нужно лишать «точечности», как описано выше. В небольших комнатах (кухня, прихожая) вниз особо не посмотришь, и там галогенки для общего освещения можно применять безо всякого.

Определяем силу света

За опору берем лампочку-экономку, проверенную на качество света. Чтобы определить общую мощность для освещения комнаты, замеряем создаваемую ею одной, подвешенной к потолку, освещенность на полу в центре. Если нет возможности воспользоваться люксметром или дать заявку в СЭС на измерение освещенности, выручит та же фотокамера: ставим ее в режим S (приоритет выдержки), и замеряем экспозицию по белому листу. Значению примерно в 100 лк соответствуют 0,5 с при диафрагме А=2,8, 1 с при А=4 и 2 с при А=5,6.

Пример: объектив камеры с максимальной «дыркой» 4. Замер дал выдержку 4 с. Освещенность – не более (1/4)х100=25 лк. Для создания общей освещенности в 150 лк нужно не менее 6 таких лампочек.

Выбор источников

Общий дизайн освещения комнаты определяется не только свойствами их света, но и диаграммами направленности ДН, см. рис. Кардиоидная ДН предпочтительна для общего освещения любых помещений среднего размера.

Кардиоиду дает одна лампа или их группа в плафоне. Если колбы ламп расположены горизонтально, кардиоида будет вытянута вниз; если вертикально колбами вниз, ДН растянется в стороны. Первое предпочтительно для комнат с темной мебелью; второе – для светлых.

Восьмерка получается из кардиоиды, если светильник снабжен нижним рефлектором («поддоном»). Сходна по свойствам с кардиоидой, но более подходит для освещения больших площадей или комнат с высокими потолками.

Веерную ДН имеют лампы в рефлекторе. Чем уже и глубже рефлектор, тем меньше раскрыв веера. Используются для местного, рабочего и зонального освещения. Светильники с веерной ДН, регулируемые по высоте, позволяют удачно решить проблему освещения общей однокомнатной квартиры: поднимая их и опуская, можно светом регулировать размеры зон.

ДН-лепесток дают бра. «Ухо» лепестка может быть направленно вверх или вниз, смотря по расположению лампы: колбой вверх или вниз соответсвенно. В горизонтальной плоскости ДН бра – кардиоида. В американской системе бра принято использовать с ухом ДН вверх; в европейской – ухом вниз и меньшей мощности, для временного рабочего освещения.

Косеканс-квадратная (маячная, радарная) ДН имеет важнейшее достоинство: в пределах светового пятна освещенность теоретически идеально, а практически почти равномерна. Добиться КК ДН технически сложно, но почти такую дает настольная лампа с лампочкой колбой вверх и большим полусферическим абажуром-рефлектором над ней. Видели на рисунках настольную лампу Ленина? Кем бы он ни был, но, всю жизнь перерабатывая горы документов, потребности в очках не испытывал.

О растровых светильниках

Растровые светильники годятся для больших общественных помещений с высокими потолками. В жилых комнатах это как раз тот случай, когда оптимальный по яркости свет оказывается недопустимо жестким.

Размещение светильников

Размещение светильников разберем на примерах, т.к. дать универсальный рецепт для любых вкусов и потребностей невозможно. Общее лишь одно – евроосвещение. Американский свет нигде, кроме крайне утилитарных США, не прижился, и в пуританской Англии тоже.

Гостиная

Освещение основывается на в центре потолка, см. рис слева и в центре. ДН для светлых гостиных – кардиоида; для больших, сложной формы и темноватых – восьмерка; это позволяет не тратя лишней мощности осветить стены и углы. Если устроен светлый гипсокартонный потолок (справа), еще более экономного бестеневого фона можно добиться галогенками, и в него же впишется декоративная светодиодная подсветка.

Спальня

– единственная комната, где не только допустима, но и рекомендуема : изменяя ее цвет, можно менять настрой помещения под сон, бодрствующий отдых или чем там еще в спальне занимаются. Для «кроватной» зоны достаточно освещения бра или торшерами у изголовья (см. рис), а вот потолочный светильник нужно сместить в центр зоны бодрствования. Очень хорошо подойдет веерный с широким раскрывом, регулируемый по высоте: размер зоны бодрствования можно будет менять сообразно использованию спальни в текущий момент.

Освещение спальни прекрасно дополняет светодиодная засветка окна. Ленты размещают по периметру оконного проема так, чтобы они светили вдоль стекол, а изнутри занавешиваются органзой. На кровати в такой спальне можно при открытом окне вытворять невероятное, а соглядатаи ничего, кроме, возможно, смутных теней, не увидят.

Детская

По детским глазам жесткий свет бьет особенно сильно, поэтому на потолке нужен матовый плафон или галогенки с матовыми колпачками. Варианты освещения показаны на рисунке; справа – формально правильный, а психологически неприемлемый. Портят все темные декоративные карнизы-облака. Кому уютно все время жить под грозовым небом? Уж точно не детям.

Кухня

Для освещения оптимальны галогенки. Тени под мебелью здесь не бросаются в глаза, а галогенки не только меньше нагрузят кухонную проводку (которая и так самая нагруженная в квартире), но и самоочищаются от оседающего чада, т.к. при работе сильно нагреваются. Как избавиться от точечности галогенок, описано выше; пример удачного светодизайна кухни показан на рисунке слева – в кухне по свету должна доминировать рабочая зона.

Прихожая

Освещение коридора должно быть прежде всего равномерным: – лицо дома, а, прошу прощения, приличные граждане с перекошенной рожей на люди не показываются. Экономная светодиодная подсветка из-за карниза с переотражением от белого матового потолка, слева на рис., вполне оправдана: в прихожей надолго не задерживаются, но пойдут и самые обычные матовые плафоны, в центре.

А вот вычурных световых решений, как на рис. справа, следует избегать: у визитера, разговор с которым для вас, возможно, принципиально важен, может возникнуть подсознательное впечатление, что он пришел не к перспективному подчиненному или потенциальному партнеру, а в замок Дракулы.

Ванная

Оптимальное освещение и – ровное, мягкое, практически бестеневое, как на рис. слева. Глубокие тени, блики, пятна, как на двух рис. справа, и порам кожи не дадут как следует раскрыться при помывке, и перистальтику кишечника сделают вялой. Решается это, как правило, всего одним плафоном на потолке – ванные отделывают светлыми, хорошо отражающими материалами.

В светильниках – лампы накаливания. Свет в ванной сутками не полыхает, так что экономия не важна, но бликующих поверхностей более чем достаточно. Кроме того, у экономок, упрятанных во влагозащищенные светильники, от перегрева быстро выходит из строя электроника.

Рабочее освещение зеркала – матовыми галогенками (вторая слева поз на рис.), как в детской, но причина уже другая: режущие глаза точки не дадут разглядеть мелкие недостатки внешности, которые потом будут заметны окружающим.

Квартира-студия

Освещение квартиры-студии строится из принципа содействия зонированию. Удачный пример показан на рис слева. Изюминка – смещенный в центр зоны отдыха потолочный плафон с восьмерочной ДН. В сочетании с направленным потоком света из окна такой общий свет делает эффективными любые другие способы зонирования помещения.

О натяжных потолках

Освещение натяжных потолков технически сводится к подбору совместимых по тепловыделению и плотности потока энергии (ППЭ) излучения светильников и материала потолка, но это отдельная тема, к светодизайну не относящаяся. Что же касается его как такового, то натяжные потолки как раз и придумали ради полного светового самовыражения (см. рис), поэтому способы их освещения нигде и никак не регламентируются, а давать наставления значило бы выхолащивать идею.

Но один совет дать все же нужно: предусмотрите на случай выключения красоты несказанной в межпотолочном пространстве слабенькую подсветку в тон общему дизайну, как на след. рис. слева. Иначе отблескивающий потолок может испортить умиротворяющий уют комнаты, что видно там же справа.

Видео: примеры освещения потолков

А о тепле? Не забыли!

Даже самые экономные лампочки-экономки выделяют довольно много тепла. Монтаж светильников нужно вести с учетом этого обстоятельства. К осветительным приборам прилагаются инструкции (или их можно найти по фирменному обозначению), в которых указывается допустимая мощность ламп, расстояние до стен и т.п. Этих указаний нужно придерживаться, но для экономок есть нюанс: их тепловыделение в ваттах рассчитывается по отдельности. Напряжение сети известно, а потребляемый ток указывается на цоколе.

Дело в том, что электросхема экономки имеет довольно большую реактивность, а обозначение мощности на упаковке показывает эффективную потребляемую мощность, сколько счетчик намотает. Некоторое время после включения тепла экономка выделит больше, а потом будет выделять меньше. Быстро сгорающие экономки – результат их помещения в глухие тесные плафоны, поэтому дайте хорошим в общем-то лампочкам дышать свободно.



Поделиться